Упражнения на и после ц. Гласные после ц. Гласные -о-, -е- в корне слова

Без ударения после шипящих пишется «е»;

Под ударением

После всех шипящих, кроме “Ц” после “Ц”

корень суфф., окончание под ударением
можно проверить нельзя проверить сущ., прил., нареч. глагол, причастие, мест. ЧТО
Ё шёпот – шептать, шёлк- шелковис-тый, чёрный- чернеть ИСКЛ.: ожог, поджог О шорох, шорник, шок О а) оконч. сущ. блиндажом, виражом, мечом, свечой, плющом б)оконч. прил. чужого, большого в) суфф. сущ. -ок-, -онок-, -онк(а) должок, крючок медвежонок, девчонка г) суфф. прил. -ов, - он ежовый, холщовый д) суфф. нареч. свежо, ужо, хорошо. ИСКЛ.: - суфф. -ёвк- от глаг.: корчёвка; - -ёр- стажёр тренажёр - -ён от глаг.: копчёный, мочёный Ё а) оконч. глагола : лжёт, течёт, обжёг б) суфф -ёвывать: выкорчёвы-вать в) страдат. прич. сражён, окружён г) мест. ЧТО в косв. падежах: о чём, в чём. О овцой, цокот, концом ИСКЛ.: иноязычн. слова. герцог, меццо, палаццо (“О” безу- дарное)

Упражнения .

Упражнение 1. Вставьте пропущенные буквы в корне :


крепкий ш...в

дать пощ...чину

держаться ч...порно

подж…г дома

модная прич...ска

ч...рствый хлеб

говорить ш...потом

пушистая ш...рстка

сложный расч...т

ш...коладное мороженое

подж...г траву

приобрести по деш...вке

мельничный ж...рнов

ш…лковый костюм

тихие ш...рохи

чистить щ…ткой


Упражнение 2. Вставьте пропущенные буквы :


собраться в круж…к

закончиться неудач...й

обложить кирпич...м

крепкий ореш...к

разбит паралич...м

оставаться ханж...й

стесняться чуж...го человека

горяч... спорить

открыть дверь ключ…м

резать нож…м

возмущ...нный тон

жужжание пч...л

холщ...вый меш...к

камыш...вые ш…рохи

ноч...вка в лесу

ж...лтый крыж...вник

купить ш...рты

маж...рный тон

пораж…н красотой

я тут ни при ч…м

толкнуть плеч…м


Упражнение 3 . Вставьте пропущенные буквы :

бач...к, борж...ми, врач...м, выч...ркивать, горяч..., грач...нок, девч...нка, ж...ваный, ж...кей, зажж...ный, кабач...к, каланч…й, калач...м, капюш...н, ключ...м, молодож...н, недоч...т, обж...ра, огорч…нный, перч…ный, печ...нка, плеч...м, подж...г (дом), распаш...нка, реш...тка, руч…нка, свеж..., собач...нка, сраж...н, суш...ный, толч...ный, трещ...тка, трущ...ба, чащ...ба, ш...лк, щ...голь, харч…юбч…нка.

Упражнение 4 . Вставьте пропущенные буквы после «ц»:


бетонный ц...коль

ц...кать подковами

повернуться лиц…ом

цветочной пыльц…й

залиться румянц...м

купить кольц…

выйти на крыльц…

изящное зеркальц...

молодой танц…р

танц...вальный вечер

гарц...вать на скакуне

облиц...вка здания

неудачная конц...вка

встреча с олимпийц...м

чашка с блюдц...м

великий герц...г


Правописание «ы» / «и» после «ц»

Упражнение . Вставьте пропущенные буквы .


Крепкие мышц...,

длинные ресниц...,

ваши сверстниц...

новая информац...я

строительство гостиниц...

куц...й хвост

круглолиц...й юноша

идти на ц...почках

нефтяная ц...стерна

купить облигац...ю

получить компенсац...ю

вести по уздц...

Севильский ц...рюльник

панц...рь черепахи

станц...я метро

перелётные птиц...

инц...дент


Правописание мягкого знака на конце после шипящих и в возвратных глаголах. Правописание твёрдого знака.

Мягкий знак :

Твёрдый знак пишется только перед гласными е, ё, ю, я;

– после приставок на согласный (объём );

После иноязычных прист: контр, суб, супер, транс, аб, диз, ин, интер, экс, пан-;

В сложных словах после первой части – двух-, трёх-, четырех-…

Упражнения.

Упражнение 1. Вставьте, где это нужно, мягкий знак.


Младшая доч.....

решение задач…

осенний пейзаж.....

радость встреч.....

модный плащ…

пробежала мыш.....

старинный меч.....

обжеч.....кирпич.....

разреж… торт

убежать проч…

медленно теч…

мчаться вскач.....

густая рож.....

составиш..... конспект

гореч.... воспоминаний

вышла замуж…

публичная реч....

стереч… сокровища

открыть настеж.....

футбольный матч…


Упражнение 2 . Вставьте, где это нужно, твёрдый или мягкий знак.

Суб…ективный взгляд, рыночная кон…юнктура, до новых встреч..., двух…ярусная кровать, двух…этажный дом, соблюдайте суб…ординацию распахнуть настеж..., пошёл проч..., старый товарищ..., мерцание свеч…, трёх…ступенчатый двигатель, увлеч… за собой, много задач..., реж… хлеб, еш… суп, помниш… стихи, это лож…

Упражнение 19. ц

лиц..вать сланц..вый , глянц..вый, с глянц..м, с хрипотц..й , с расчётц..м, с хитрец..й, мясц.. ц..клевать полы , ц..трусовые ц..почки леденц.. , ц..гарка , глиц..ния , операц..я , свинц..вать, под оконц..м ц..ганёнок , ц..кнуть зубом, окольц..ванный, палацц.., ц..пки на руках.

Упражнение 20. ц

1. Он был в старой отц..вской куртке, доходившей ему до колен (Бирюков). 2. В каюту вошёл вахтенный Куриц..н (А.Н. Толстой). 3. Густеет сумрак, и с полей уходят жниц.. (Майков). 4. Я опустил ц..новку, закутался в шубу и задремал (Пушкин). 5. На привычное «ц..пы! ц..пы!» вышел десяток кур (Марков). 6. Любимым писателем в доме Королёвых был Михаил Коц..бинский (Старков). 7. Вслед за Матвеем вошёл ц..рюльник (Л. Толстой). 8. За слюдяным , в свинц..вой раме, окошечком зеленело утро (А.Н. Толстой). 9. Я поднялась на ц..почки и глянула в зал (Кетлинская). 10. В зубах ц..гарка, примят картуз (Блок). 11. «К чёрту!» - ц..кнул на него генерал (Станюкович). 12. Для него были ясны только ц..ркуляры (Чехов). 13. Нынче Муха-Ц..котуха именинница (Чуковский). 14. Отец мой, поступая в училище, готовился быть танц..ром (Каратыгин). 15. В заводских училищах ц..фирной мудрости учат, а ц..фирь наука богоотводная (Мельников-Печерский). 16. На площадке у крыльца стояли песельники в пунц..вых русских рубашках (А.Н. Толстой). 17. Всё в доме Пшениц..ной дышало таким обилием и полнотой хозяйства, какой не бывало и прежде (Гончаров). 18. Зачали вдвоём столь громко ц..котать , как две сороки (Лесков). 19. Вот вышла бабка кормить ц..плят (Есенин). 20. Ц..кали подковами, храпели лошади (Авдеенко). 21. Как я танц..вать люблю… Ах, до упаду! А у нас и танц..ров нет (Островский). 22. Вскоре смышлёный и ласковый Куц..й сделался общим любимц..м . И он решил принять все меры, чтобы «долговязый дьявол» не встречал Куц..го (Станюкович). 23. Во вторник был хороший фельетон. А этот... у вас не вытанц..вывался (Рыклин). 24. Тот же сухой ц..корий рос по сторонам тропинок (Паустовский). 25. Он вышел из-за стола, прошёл в танц..вальную залу - пусто (А.Н. Толстой). 26. Глаза его глядели с хитрец..й (Соколов-Микитов). 27. От Баренц..ва до Чёрного моря громыхали фронты (Наровчатов). 28. Выручил узбек в замасленной спец..вке (Ясенский).

Упражнение 21. Вставьте пропущенные гласные после шипящих и ц . Сделайте транскрипцию выделенных слов.

1. Ш..фёр засмеялся , влез к себе в будку, грохнул дверц..й (Федин). 2. Едут… Направо трущ..ба лесистая. Имя ей исстари Ч..ртов овраг (Некрасов). 3. Собач..нка тоже искоса следила за пригарц..вывш..й девч..нкой, и всякий раз, когда верёвка щ..лкала по земле, она мигала (Искандер). 4. Среди трав и смолистых ш..ш..к кое-где проступали пунц..вые россыпи ягод (Хелемский). 5. Две камыш..вые ц..новки лежали на земле внутри ж..лища (Платонов). 6. Ж..лтые гвоздики и кусты золотого шара поднимались над ш..лковой травкой, придавленной тяж..лой росой (Первенцев). 7. Картины эти - лубочные - деш..вка (Куприн). 8. Однажды в обед свернули с дороги к реч..нке, заливш..йся в этом месте в небольшую заводь с остатками свай водяной мельниц.. и полёгш..м камыш..м (А.Н. Толстой). 9. Отслужили молебен да и поехали с прохладц..й да с ноч..вками на станц..ях (Кони). 10. За отц..вским плеч..м он видел спину лош..ди (Чуковский). 11. С плеч его свисал ж..ваный чесуч..вый пиджак (Федин). 12. Старик мирно спал под деревц..м на опушке, подложив под голову шапч..нку (Фадеев). 13. Все стали ч..каться с Катериной Андреевной и Ляховым (Вересаев). 14. Снач..ла я мучительно терпел ож..ги (Гладков). 15. Мужич..к в путейском картузе зац..кал языком (Антонов). 16. Он себе на шею ч..тки вместо ш..рфа навязал (Пушкин). 17. Стояла здесь особенная тиш..на , такой и в лесу нет: ни ш..роха, ни ветерка (Горбатов). 18. Наутро болела голова, мучила изж..га, лиц.. было бледное, скучное (М. Горький). 19. Марина принесла бутылку рома, лимон, сахар, и жж..нка запылала (Гончаров). 20. За спиной у него вздрагивал холщ..вый меш..к (А.Н. Толстой).

Практические упражнения по русскому языку

по теме «Правописание И-Ы после Ц» (5 класс)

Упражнение 1

Распределите слова в два столбика

Крепкие мышц..., ц...ганёнок, дефиц..т, ц...кнуть на шалунов, участвовать в демонстрац...и, цариц … н, надвигающийся ц...клон, вкусные леденц…, опасная провокац...я, куц…й хвост, ваши сверстниц..., сильная фиксац...я, ц...ганский танец, постоянная дезинформац...я, идти на ц...почках, братья-близнец…, обратная нумерац…я, остров Сиц…лия, ц...пки на руках, ц…стерна молока, сестриц…на книга, чертить ц…ркулем, зимние месяц..., добрые традиц_и, ц...кнуть зубом, ц…рковые артисты.

Упражнение №2

Замените синонимами лексическое значение слов (в словах должна содержаться орфограмма «Буквы и-ы после ц»):

  1. Основной Закон государства –
  2. точная выдержка из какого-либо текста –
  3. прикрикнуть на кого-либо с угрозой –
  4. инструмент для вычерчивания окружности –
  5. систематическое собрание каких-нибудь предметов –
  6. плодовые растения, к которым принадлежат лимоны, апельсины, мандарины –
  7. бурное движение атмосферы, которое сопровождается осадками, облачностью –
  8. хранилище для жидкостей –
  9. птенец курицы –
  10. Процесс восстановления, возвращения первоначального облика предметам старины

Упражнение №3

Вставьте нужную букву, графически обозначьте изучаемую орфограмму, в предложении №7 выполните пунктуационный разбор (знаки препинания не расставлены):

1.В свои висячие дворц... летят хозяева скворц… .
2. Любовалась ц..плятами курица: что ни ц..пленок, то – умница!
3. В ц…рке были дрессированные собаки и кошки.
4. Из-за недостатка витаминов моряки болели ц...нгой.
5. Отец привез детям гостинц... .
6. Из Древней Грец...и пришли к нам многие виды спорта.

7. Дрозды и скворц… налетали на рябины так что ветки трещали 5 .


Без ударения после шипящих пишется «е»;

Под ударением

После всех шипящих, кроме “Ц” после “Ц”

корень суфф., окончание под ударением
можно проверить нельзя проверить сущ., прил., нареч. глагол, причастие, мест. ЧТО
Ё шёпот – шептать, шёлк- шелковис-тый, чёрный- чернеть ИСКЛ.: ожог, поджог О шорох, шорник, шок О а) оконч. сущ. блиндажом, виражом, мечом, свечой, плющом б)оконч. прил. чужого, большого в) суфф. сущ. -ок-, -онок-, -онк(а) должок, крючок медвежонок, девчонка г) суфф. прил. -ов, - он ежовый, холщовый д) суфф. нареч. свежо, ужо, хорошо. ИСКЛ.: - суфф. -ёвк- от глаг.: корчёвка; - -ёр- стажёр тренажёр - -ён от глаг.: копчёный, мочёный Ё а) оконч. глагола : лжёт, течёт, обжёг б) суфф -ёвывать: выкорчёвы-вать в) страдат. прич. сражён, окружён г) мест. ЧТО в косв. падежах: о чём, в чём. О овцой, цокот, концом ИСКЛ.: иноязычн. слова. герцог, меццо, палаццо (“О” безу- дарное)

Упражнения .

Упражнение 1. Вставьте пропущенные буквы в корне :


крепкий ш...в

дать пощ...чину

держаться ч...порно

подж…г дома

модная прич...ска

ч...рствый хлеб

говорить ш...потом

пушистая ш...рстка

сложный расч...т

ш...коладное мороженое

подж...г траву

приобрести по деш...вке

мельничный ж...рнов

ш…лковый костюм

тихие ш...рохи

чистить щ…ткой


Упражнение 2. Вставьте пропущенные буквы :


собраться в круж…к

закончиться неудач...й

обложить кирпич...м

крепкий ореш...к

разбит паралич...м

оставаться ханж...й

стесняться чуж...го человека

горяч... спорить

открыть дверь ключ…м

резать нож…м

возмущ...нный тон

жужжание пч...л

холщ...вый меш...к

камыш...вые ш…рохи

ноч...вка в лесу

ж...лтый крыж...вник

купить ш...рты

маж...рный тон

пораж…н красотой

я тут ни при ч…м

толкнуть плеч…м


Упражнение 3 . Вставьте пропущенные буквы :

бач...к, борж...ми, врач...м, выч...ркивать, горяч..., грач...нок, девч...нка, ж...ваный, ж...кей, зажж...ный, кабач...к, каланч…й, калач...м, капюш...н, ключ...м, молодож...н, недоч...т, обж...ра, огорч…нный, перч…ный, печ...нка, плеч...м, подж...г (дом), распаш...нка, реш...тка, руч…нка, свеж..., собач...нка, сраж...н, суш...ный, толч...ный, трещ...тка, трущ...ба, чащ...ба, ш...лк, щ...голь, харч…юбч…нка.

Упражнение 4 . Вставьте пропущенные буквы после «ц»:


бетонный ц...коль

ц...кать подковами

повернуться лиц…ом

цветочной пыльц…й

залиться румянц...м

купить кольц…

выйти на крыльц…

изящное зеркальц...

молодой танц…р

танц...вальный вечер

гарц...вать на скакуне

облиц...вка здания

неудачная конц...вка

встреча с олимпийц...м

чашка с блюдц...м

великий герц...г


Правописание «ы» / «и» после «ц»

Упражнение . Вставьте пропущенные буквы .


Крепкие мышц...,

длинные ресниц...,

ваши сверстниц...

новая информац...я

строительство гостиниц...

куц...й хвост

круглолиц...й юноша

идти на ц...почках

нефтяная ц...стерна

купить облигац...ю

получить компенсац...ю

вести по уздц...

Севильский ц...рюльник

панц...рь черепахи

станц...я метро

перелётные птиц...

инц...дент


Правописание мягкого знака на конце после шипящих и в возвратных глаголах. Правописание твёрдого знака.

Мягкий знак :

Твёрдый знак пишется только перед гласными е, ё, ю, я;

– после приставок на согласный (объём );

После иноязычных прист: контр, суб, супер, транс, аб, диз, ин, интер, экс, пан-;

В сложных словах после первой части – двух-, трёх-, четырех-…

Упражнения.

Упражнение 1. Вставьте, где это нужно, мягкий знак.


Младшая доч.....

решение задач…

осенний пейзаж.....

радость встреч.....

модный плащ…

пробежала мыш.....

старинный меч.....

обжеч.....кирпич.....

разреж… торт

убежать проч…

медленно теч…

мчаться вскач.....

густая рож.....

составиш..... конспект

гореч.... воспоминаний

вышла замуж…

публичная реч....

стереч… сокровища

открыть настеж.....

футбольный матч…


Упражнение 2 . Вставьте, где это нужно, твёрдый или мягкий знак.

Суб…ективный взгляд, рыночная кон…юнктура, до новых встреч..., двух…ярусная кровать, двух…этажный дом, соблюдайте суб…ординацию распахнуть настеж..., пошёл проч..., старый товарищ..., мерцание свеч…, трёх…ступенчатый двигатель, увлеч… за собой, много задач..., реж… хлеб, еш… суп, помниш… стихи, это лож…

Упражнение 15. Вставьте гласные (а, я, ы, и, у, ю ) после шипящих. Дайте фонетическую транскрипцию сочетания звуков: шипящий + гласный.

Параш..т, ж..знь, ж..рный, ш..бка, ш..тка, ж..ри, отч..яние, ч..до, пощ..да, ч..ткий, щ..ка, ш..тка, сощ..риться, ч..ша, ч..ры, брош..ра, ощ..щать, снеж..нка, сброш..ровать, ш..на, ш..ло, ч..гун, ч..с, Ж..ль Верн, ш..рж, ш..р, ш..ллинг, ш..рина, ш..фр, щ..риться, ч..вство, ч..довище, ч..мазый, ч..чело, ч..шь, площ..дка, ч..ть-ч..ть.

Упражнение 16. Вставьте после шипящих пропущенные гласные ё, е, о в следующих парах слов. Обоснуйте выбор гласной буквы. Дайте транскрипцию сочетания: шипящий + гласный.

Груш..вка – деш..вка, нет княж..н – нет ж..н, книж..нки – саж..нки, бумаж..нка – пш..нка, туш..нка (маленькая туша) – (говяжья) туш..нка, с грач..м – не при ч..м, душ..нка – жж..нка, еж..вый – деш..вый, девч..нка – печ..нка, ш..ры – дириж..ры, под гараж..м – (мы) стриж..м, смеш..н – запряж..н, трещ..тка – щ..тка.

Упражнение 17. ё, е, о после шипящих. Распределите эти слова по соответствующим правилам.

Артиш..к, бараш..к, бесш..вный, богач.., в ч..м, верблюж..нок, веч..вой, волч..нок, вооруж..н, говорить общ.., греш..н, гуж..вой, девч..нка, деньж..нки, дж..нка, дж..уль, душ..нка, ерш..вый, ещ.., ж..ваный, ж..лоб, ж..лтый, ж..лудь, ж..рдочка, ж..рнов, жж..шь, ж..кей, ж..нглёр, жуч..к, заверш..н, затуш..вывать, излиш..к, казач..нок, клоч..к, кляч..нка, ковш..вый, колыш..к, коммивояж..р, копч..ная колбаса, копч..ности, кореш..к, корч..вка, кош..лка, краснокож..го, крыж..венный, крюш..н, кумач..вый, ландыш..вый, лезть на рож..н, луж..к, луч..вой, лущ..вка (от лущить), мальчиш..чка, мальч..нка, медвеж..нок, меш..ч..к, мыш..нок, нагиш..м, неискуш..нность, нет киш..к, неуклюж.., нипоч..м, нить-круч..нка, нож..вой, нож..вка, нож..ньки, нож..нка, ноч..вка, обреч..нность, одеж..нка, ож..г руку, ож..г руки, отвлеч..нный, очаж..к, парич..к, парч..вый, пауч..к, перемеж..вка, плеч..вой, плюш..вый, под вожж..й, подж..г дома, пощ..чина, прож..г пиджак, прож..рливый, пч..лка, пш..нник, пятач..к, пять кош..к, размеж..ванный, раскорч..вка, расч..ска, ретуш..р, реч..нька, реч..нка, реш..тка, рж..т, с дач..й, с каланч..й, с левш..й, с лихач..м, с малыш..м, с мираж..м, с нош..й, с продаж..й, с тягач..м, саж..нки, саранч..вый, свеж.. на улице, сгущ..нка, сгущ..нное молоко, смущ..нность, сокращ..нный, стаж..р, старуш..нка, стиш..к, сторож..вой, стосвеч..вая лампа, сургуч..м, суч..к, теч..т, Торж..к, трещ..тка, трещ..точный, трущ..ба, трущ..бный, туш..ное мясо, свиная туш..нка, тысч..нка, удруч..н, уч..т, часоч..к, чащ..ба, ч..лка, ч..лн, ч..рный, ч..рствый, ч..рт, ч..рточка, ч..ч..тка, ч..канье, ч..порный, ш..лк, ш..пот, ш..винизм, ш..к, ш..колад, ш..мпол, ш..ркать, ш..рничать, ш..рох, ш..ры, ш..ссейный, ш..тландский, ш..фёр, щ..голь, юбч..нка.


Упражнение 18. Вставьте пропущенные гласные ё, е, о после шипящих.

1. Направо, тихо пош..птывая и изредка вздрагивая от налетевш..го ветра, темнела ольховая роща (Тургенев). 2. Главная улица ш..ссирована и содержится в порядке (Чехов). 3. Бурелом, чащ..ба – тяж..лые места (А.Н. Толстой). 4. Над крыш..ю крайней избушки полощется кумач..вый флаг (Д. Бедный). 5. Ушла в одной юбч..нке на улицу (А.Н. Толстой). 6. Тут ещ.. тоже всё очень общ.. (Шолохов). 7. Сижу за реш..ткой в темнице сырой (Пушкин). 8. С плеч его свисал ж..ваный чесуч..вый пиджак (Федин). 9. Ни копейки вперёд не даёт хозяин, упёрся: нет! Такой ж..х (Вересаев). 10. Устал до ч..рта (Маяковский). 11. Чтоб музыканты не застыли на морозе, им отпущен боч..нок водки (Шишков). 12. Пастуш..нку Пете трудно жить на свете (Есенин). 13. Девч..нок всегда мог отвлечь какой-нибудь пустяч..к (Искандер). 14. Я был смущ..н и напуган (Шаляпин). 15. Американскую свиную туш..нку называли (у нас в войсках) консервами «второй фронт» (Полевой). 16. Вояж..р оторопело смотрел ему вслед (Вс. Иванов). 17. Бешеная чеч..тка сменялась вихрем присядки (Степанов). 18. Пирож..к лишь разломила да кусоч..к прикусила (Пушкин). 19. Две ж..рдочки положены через поток (Пушкин). 20. Я был очень смеш..н в костюме Мефистофеля (Шаляпин). 21. Они напомнили ей те молодые дни, когда она красивой и наивной девч..нкой танцевала на веч..рках (Фадеев). 22. В это время вош..л старич..к (Л. Толстой). 23. Стёкла больших очков в роговой оправе не могли скрыть напряж..нного и беспокойного взгляда, следившего за карандаш..м Полякова (Рыбаков). 24. Мне жаль его холодного ч..рствого сердца (Лермонтов). 25. Ежели душ..нка у тебя заиграла от моего разговора, моряком будешь (Гладков). 26. На окне, в уголке, скромно стояла грош..вая чернильница с пожелтевшим гусиным пером (Мамин-Сибиряк). 27. Я вышел на опушку леса и побрёл по полю меж..й (Тургенев). 28. По полям бредя с кош..лками, улыбались старики (Есенин). 29. Жуткий страх мчал их через тьму и непролазную трущ..бу (Шишков). 30. Артист он был исключительный и всесторонний: одинаково хорош.. ж..нглировал, работал на трапеции и на турнике (Куприн).

Упражнение 19. Вставьте пропущенные гласные после ц . Сделайте транскрипцию выделенных слов.

Бледное лиц.., с бледным лиц..м, полнолиц..го ребёнка, о полнолиц..х детях, лиц..вать , лиц..вой нерв, перелиц..вать, перелиц..вывать, с рубц..м, зарубц..ваться, красные рубц..,сланц..вый , глянц..вый, с глянц..м, с хрипотц..й , с расчётц..м, с хитрец..й, мясц.. , бегать трусц..й, марганц..вка, с марганц..м, интермецц.., герц..гиня, мудрые индейц.., ц..клевать полы ,ц..трусовые растения, нарц..сс, пац..ент, плоскогубц.., бац..лла, встать на ц..почки , у границ.., куц..й хвост, вкусные леденц.. , ц..гарка , глиц..ния , операц..я , свинц..вать, под оконц..м , ц..тата, дефиц..т, братья-близнец.., танц..вальный, танц..вщица, фиксац..я, ц..ганёнок , ц..кнуть зубом, окольц..ванный, палацц.., ц..пки на руках.

ПОВТОРЯЕМ, ЗАКРЕПЛЯЕМ!

ОПРНЫЙ КОНСПЕКТ К § 35

2. Правописание гласных И, Ы после приставок и

О, А в приставках

1. Гласная буква и в начале корня после приставок, оканчивающихся на согласную букву, меняется на ы (в соответствии с произношением).

Ср.: и гра – с ы грать, раз ы граться, под ы грать.

Исключения: гласный и в начале корня сохраняется:

· после приставок меж-, сверх- ;

Меж и нститутский, сверх и нтересный.

· после иноязычных приставок и частиц (ад-, диз-, ин-, -интер-, кон-, контр-, об-, суб-, супер-, транс-, пан- );

Суб и нспектор, контр и ск, пан и ндийский.

· в сложносокращённых словах.

Пед и нститут, спорт и нвентарь.

2. В приставках раз-, рас-, роз-, рос- в ударном положении (в соответствии с произношением) пишется о , а в безударном положении (в соответствии с произношением) пишется а .

Ро́ звальни – ра звали́ться, ро́ ссыпи – ра ссы́паться.

Исключение: ро зыскно́й (от ро́ зыск ).

Упражнение к теме «Правописание гласных, обусловленное их произношением»

Упражнение 8. Вставьте пропущенные гласные буквы ы или и .

Без..нициативный, без..дейный, пред..сполкома, без..мянный, вз..грать, воз..меть, из..скание, об..грать, сверх..зобретательный, супер..дея, от..скать, под..скать, пред..стория, пред..юльский, над..ндивидуальный, глав..здат, контр..ск, меж..мпериалистический, сверх..ндустриализация, пан..сламизм, суб..нспектор, без..скусственный, транс..орданский.

ПОВТОРЯЕМ, ЗАКРЕПЛЯЕМ!

ОПРНЫЙ КОНСПЕКТ К § 36

Правописание гласных -И (-Ы) после Ц.

Цыпленок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах,
На мотоцикле разъезжал,
И цифр он знал немало.
Он из цилиндра доставал
Морковь и огурцы
И только одного не знал
Где пишут ЦИ, где ЦЫ?

После ц пишется буква и или ы .

Буква ы пишется в следующих случаях.

1. В корнях слов - исключений:

цыган, цыплёнок, цыпка, цыпки, на цыпочки, на цыпочках, цып-цып, цыц, цыкать, цыркать (и в производных словах, напр.: цыганка, цыганский, выцыганить, цыплёночек, цыпонька, зацыкать, цыкнуть, цыркнуть ).

2. В окончаниях существительных и прилагательных ,

огурцы, стрельцы, столицы, Клинцы, Люберцы; куцый, бледнолицых, узколицыми.

3. В суффиксе прилагательных -ын ,

сестрицын, Лисицын, царицын, Троицын день .

Так же пишутся географические названия на -цын, -цыно ,

Царицын, Голицыно .

Примечание. В русских фамилиях после ц пишется буква и или ы в соответствии с традицией и с регистрацией в официальных документах, напр.: Ципко, но Цыбин; Куницын, Курицын, Синицын, Скобельцын, Солженицын, но Вицин, Ельцин, Цицин.

Во всех остальных случаях после ц пишется буква и , а именно:

а) в корнях слов, в том числе иноязычных собственных имен:

цирк, цикл, цилиндр, цигейка, цинга, циновка, цифра, панцирь, цивилизация, специфика, циклон, цирюльник, вакцина, революция, иуцик; Цицерон, Цирцея, Циммервальд, Цинциннати;

б) в суффиксах иноязычного происхождения:

организация, электрифицировать, медицина, кальцит, публицист, скептицизм;

в) после первых частей сложных и сложносокращенных слов и в звуковых аббревиатурах:

блицинтервью, специнтернат, ЦИК.

ИТОГ:

Пишите И:

  • в корне слова:ци рк , ци фра ;
  • исключения : цы ган , цы ц , на цы почках , цы плёнок .
  • в словах на -ЦИЯ:секци я , станци я , станци онный .

Пишите Ы:

  • в суффиксах:Сестрицы н , Птицы н , Царицы но .
  • в окончаниях:улицы , станицы , сестрицы .

Примечание:

В фамилиях сохраняется традиционное написание: Птицы н , Ци ци н .

Задания:

1. Исправь ошибки:

Я отправился в экспедицыю. Погода неблагоприятна: цыклон. Удалось собрать коллекцыю насекомых, попались даже цыкады. Птици мешают в работе.

2. Вставить пропущенные буквы. Орфограмму графически обозначьте.

Ц…ган, милиц…я, акац…я, нарц…сс, панц…рь, на ц…почках,

ц…нга, лисиц…н, ц…плята, с улиц…, секц…я.

3.Вставить пропущенные буквы. Орфограмму графически обозначьте

Ц_трусовый, ц_ганка, ц_ферблат, с улиц_, сестриц_н, для куниц_,

ножниц…, ц…гейка, акац_я, ц_корий, из-за дверц_.

4.Вставить пропущенные буквы. Орфограмму графически обозначьте .

Рац_я, Цариц_но, афганц_, ц_гейка, мультипликац_я, взять под узц_.

5.Вставить пропущенные буквы. Орфограмму графически обозначьте .

Ц…ган на лекц…и листал страниц…, а Синиц…н читал ц…таты.

6.Вставьте нужную букву, графически обозначьте изучаемую орфограмму.

1.В свои висячие дворц.. летят хозяева скворц.. .
2. Любовалась ц..плятами курица: что ни ц..пленок, то - умница!
3. В ц..рке были дрессированные собаки и кошки.
4. Из-за недостатка витаминов моряки болели ц..нгой.
5. Отец привез детям гостинц.. .
6. Из Древней Грец..и пришли к нам многие виды спорта.


5. ПРАВОПИСАНИЕ О И Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц

В РАЗЛИЧНЫХ МОРФЕМАХ.

О И Е ПОД УДАРЕНИЕМ.

О И Е В БЕЗУДАРНОМ ПОЛОЖЕНИИ

В Н И М А Н И Е! Используя таблицы, вспомните правила написания:

О - Е (Ё) в к о р н я х после шипящих

● Следует изменить слово или подобрать родственное: жёлтый – желтеть, шёлк – шелка, пчёлы – пчела, щёки – щека и т.д.

З а п о м н и т ь слова, в которых всегда пишется О : шов, шоры, шорох, обжора, крыжовник, чопорный, трущоба, трещотка, чокаться, жокей, жонглёр, шоссе, шоколад, шофёр, капюшон.

Н е с м е ш и в а т ь:

в сущ. – О: ожог руки, подж о г дома.

в глаг. – Ё: ожёг руку, подж ё г дом.

О - Е после шипящих и Ц в с у ф ф и к с а х

и о к о н ч а н и я х существительных

О - Е после шипящих и Ц

в с у ф ф и к с а х наречий

О - Е после шипящих и Ц в с у ф ф и к с а х

и о к о н ч а н и я х прилагательных

Упражнение 32. Вспомните правила на правописание О и Е после шипящих и Ц в различных морфемах. Вставив пропущенные буквы, выучите правило с «исключениями».

А . Ш_колад, ш_фер, крыж_вник,

Ш_в, ш_ссе, обж_ра, ш_рник ,

Капюш_н, ж_кей, чащ_ба,

Ш_рох, ч_порный , трущ_ба .

Б . Ч_каться, щ_голь, обж_ра, ш_рох, ож_г на руке, лезть на рож_н; друж_к, холщ_вый, реч_нка, ситц_вый, обнаж_нный, стереж_т, моч_ный, туш_ный, ш_пот, расч_ска, ш_к, ш_рты, лиц_м, деш_вый, щ_лкать, утром свеж_; девч_нка, свеж_го ветра; больш_го паруса; суш_ный, перч_ная туш_нка; камыш_вый, спорить горяч_; ч_ткий, рассказывал певуч_; ноч_вка в лесу; свинц_вый, внуч_нок, птенц_в, туч_й, окруж_нный, бойц_, шалаш_м, луж_й, кольц_вая, плеч_м, вооруж_н, смеш_н, ц_кот, трусц_й, мыш_нок, ж_сткий, сожж_т, груж_ный вагон, раздраж_нный, с блестящ_й, свеч_й, привлеч_нный, приближ_нный, отц_в.

Упражнение 33. Прочитайте текст выразительно. Выпишите слова с пропущенными буквами на заданную тему.

Объясните правописание Е и О после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях слов.

Объясните расстановку знаков препинания.

Выпишите из толкового словаря в свой словарик значение выделенных слов. Составьте с ними словосочетания или предложения.

Ч_порный ч_рт в ч_рной ш_лковой одеж_нке сидел на ж_стком диване и пил деш_вый кофе, изредка ч_каясь со своим отражением в тяж_лом глянцевитом самоваре, стоящем на скатерти ш_коладного цвета. Ч_рт был больш_й обж_ра и, несмотря на изж_гу и больную печ_нку, объедался крыж_вником.

Поев и погрозив своему отражению пальцем, ч_рт, встряхнув ч_лкой, пустился танцевать чеч_тку . Ц_канье его копыт было столь сильным, что в ц_кольном этаже думали, что наверху гарцевала лошадь. Однако ч_рт был не очень искусным танц_ром и, совершив один не совсем удачный скач_к, врезался в самовар и обж_г свой пятач_к, покрытый мягкой ш_рсткой. Ож_г был очень тяж_л. Огорч_нный чёрт кинулся к боч_нку с моч_ными яблоками и сунул в него обожж_нный пятач_к. «Правду говорят, что небереж_ного бог не береж_т», – чертыхнулся ч_рт чертовской пословицей.

(С. Волков)

Упражнение 34. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание наречий.

Хорош…выглядеть, горяч… от солнца, свеж… на палубе, музыка действует вдохновляющ…, защитить диплом блестящ…, бежать неуклюж…, говорить общ…, надвигалась зловещ…, рассказывать певуч…, закричать угрожающ…, отвечать вызывающ…, улыбаться заскивающ…, волнующ… прекрасное выступление.

Упражнение 35. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. ●Выпишите из толкового словаря в свой словарик значение выделенных слов. Составьте с ними словосочетания или предложения.

Ч_порный человек, устранить ш_винизм , жёлтый капюш_н, железный ж_лоб , крепкий ш_в, старый ж_рнов , жалкая трущ_ба , крупный ж_лудь, погрузить в щ_лочь , гладкое ш_ссе , крупный обж_ра, опытный ш_рник, ловкий ж_кей, густая чащ_ба .

Упражнение № 36. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Выделите морфему, в которой пропущена буква. Объясните графически выбор орфограммы.

Сделайте вывод о выборе орфограммы Ё – О в различных морфемах. Подберите антоним к слову маж_рное (настроение); подберите синонимы к слову кумач_вый , расположив их в порядке усиления признака.

Ж_сткий диван; неровный ш_в; древним летописц_м; окруж_нный лесом; ч_ткий ответ; маж_рное настроение; разж_г огонь; серьезная уч_ба; чуж_го края; плюш_вый медвеж_нок; испеч_шь пирог; любить горяч_; грош_вый выигрыш; пораж_н красотой; скромная прич_ска; жалкая душ_нка; намеренный подж_г; крепкая беч_вка; тяж_лый ож_г; неясный ш_пот; парч_вый халат; забавная собач_нка; вещ_вой меш_к; камыш_вый кот; маленькая шапч_нка; книж_нка; горяч_ спорить; говорил певуч_; ветхая одеж_нка; сбереж_т здоровье; пуч_к травы; ж_лтый крыж_вник; сокращ_нный вариант; теч_т реч_нка; выч_ркивать из списка; знать напереч_т; суш_ные грибы; лиш_нный прав; прож_рливый зверь; новым абзац_м; просить умоляющ_; кумач_вый цвет; короткие ш_рты; свеж_й струей; ч_тное число; новый капюш_н; розовощ_ким малыш_м; сладкая сгущ_нка, корч_вка леса; прож_ванный хлеб.

Упражнение № 37. Спишите, вставляя пропущенные буквы и объясняя их правописание.

1. Ухаж_р сломал деревянный каблуч_к, поэтому не смог танцевать чеч_тку. 2. Был огорч_н мальч_нка, потерявший купленный сач_к. 3. Если увлечённый папа готовит крюч_к, значит, на рыбалку его сердце влеч_т. 4. Хотя могли мы двери открыть обыкновенным ключ_м, кто-то до нас их сломал кирпич_м. 5. Стажер, победивший в конкурсе, получил знач_к. 6. В кош_лке несли срезанный сморч_к для начинки в пирож_к. 7. Настолько обж_ре надоела диета, что он съел за ужином три свиные котлеты, тарелочку жареной печ_нки и баночку консервированной туш_нки.

Упражнение № 38. Спишите, вставьте пропущенные буквы, в словах с пропуском выделите корень.

Тонкая ж_рдочка; деш_вый товар; спелый ж_лудь; длинная беч_вка; завитая ч_лка; красивый ш_лк; ч_рствый хлеб; тяж_лая ноша; ч_рная кош_лка; легкий ч_лн; ж_сткая щ_тка; чугунная реш_тка; кривой ш_в; щ_лкать; ч_порный вельможа; тихий ш_рох; спелый крыж_вник; городские трущ_бы; полуш_пот; ш_ковая терапия; ож_г руку, ож_г руки; ж_нглер; ш_фер; мокрое ш_ссе.

Упражнение № 39. Вставьте пропущенные буквы. Озаглавьте таблицу, дополните ее своими примерами.

6. ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ Ы И И

ПОСЛЕ ПРИСТАВОК И ПРЕДЛОГОВ

В Н И М А Н И Е! Используя таблицу, вспомните правило правописания г ласных Ы и И после приставок


Ы:

И:

●после всех русских приставок, оканчивающихся согласным звуком: играть – с ы грать, от ы грать;

искать – под ы скать, раз ы скать, из ы скать, раз ы скиваемый роз ы ск, вз ы скание и др.


●после приставок, оканчивающихся гласным звуком, в корне, начинающемся с буквы и: по и ск, не и нтересный, на и гранный

●после приставок МЕЖ-, СВЕРХ-: меж и нститутский, сверх и зысканный и др.

●после иноязычных приставок и частиц КОНТР-, ДЕЗ-, ТРАНС-, ПАН- пан и сламизм, дез и нформация, контр и гра, дез и нфекция, суб и нспектор и др.

●в сложных словах: мед и нститут, спорт и нвентарь, пед и нститут, сан и нспекция и др.


З а п о м н и т ь:

взирать

изымать


отнимать

подымать

поднимать

отымать

снимать

взимать

Упражнение № 40. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните значения выделенных слов.

Без_дейный, без_скусственный, без_скусный , небез_звестный, небез_нтересный, пред_юльский, под_мать, с_мпровизировать, из_скательский, без_глый, из_мать, сверх_зысканный, вз_мать, транс_орданский, суб_нспектор.

Упражнение № 41. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните их написание. Выполните полный синтаксический разбор 1-го предложения.

1. Никогда не беритесь за последующее, не усвоив пред_дущего. (И.Павлов) 2. Эта река принимает в себя без_мянный приток. (В.Арсеньев) 3. Барыня разгневалась, расплакалась, велела от_скать его (Герасима). (И.Тургенев) 4. Было приказано, от_скав брод, перейти на ту сторону. (Л.Толстой) 5. Судя по посадке людей и по тому, как мотали головами раз_гравшиеся лошади, эскадрон только что шел на рысях. (А.Фадеев) 6. Спокойное отчаяние, без_сходная тоска звучали в песне моего товарища. (М.Горький) 7. Нам предстояла сверх_нтересная поездка.

Упражнение № 42. Прочитайте данные сочетания слов сначала без предлогов, затем – с предлогами. Что наблюдаем в произношении начального гласного И? Отразите это в транскрипции. Замените данные сочетания слов одним словом по о б р а з ц у: без имени – безымянный; под, игра – подыграть.

1. От имени, между империалистами, без инициативы, впреди идущий, перед историей, без исхода, без идеи, перед июнем, между издатлями, между институтами, перед инфарктом.

2. Под, искать; раз, искать; из, искать; сверх, интерес; раз, игра; под, итог; спорт, инвентарь.

7. ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ Ы и И ПОСЛЕ Ц

В Н И М А Н И Е! И - Ы после Ц .

Упражнение № 43. А. Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Ц_ плята весь день на ц_ новке лежали.

Ц_ плята ц_ нгою ужасно страдали.

Ц_ ган их на ц_ почках водит в больницу.

Велел им там доктор ц_ булей лечиться.

Был доктор в халате, как в панц_ ре жук.

«Ц_ буля, – сказал, – не микстура, а лук».

Б. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Используя данные примеры, составьте схему правил: «Ы и И после Ц».

●Объясните значение выделенного слова. К каким словарям вы обратитесь в случае затруднения? Составьте с данным словом предложение.

Ц_нковый гроб, выписать ц_тату, ц_кнуть на брата, теплая ц_гейка, античная ц_вилизац_я, хорошая дикц_я, новый ц_ркуль, вспышка зарниц_, иниц_ативный сосед, явный ц_низм, толстый панц_рь, смуглолиц_ый человек, сестриц_н платок, приехать в Цариц_но, пож_лая ц_ганка, ц_клонный ветер, золотой ц_ферблат, агитац_я пац_фиста , желтый ц_пленок, ц_ц, встать на ц_почки, круглолиц_й ребёнок.

Упражнение № 44. Выпишите из текста слова с И и Ы после Ц, распределив их в две колонки. Вставьте пропущенные буквы. Объясните условия выбора И и Ы после Ц.

и | ы

Аттракц_онов в ц_рковом представлении было много. Все птиц_: и скворц_, и синиц_, и даже неуклюжие куриц_ – были молодц_ и необыкновенные умниц_. Они становились на ц_почки, весело клевали огурц_ и перелетали со спиц_ на спицу. Самая большая курица водрузилась на панц_рь огромной по размерам черепахи. Потом она стала клевать ц_трусовые.

Скворц_, эти неутомимые бойц_, так толкали друг друга, как будто на арене ц_рка происходила настоящая революц_я.

Вдруг совершенно неожиданно появился удивительно красивый ц_ган в ц_линдре с ц_пленком в руках. За ц_ганом на ц_почках шла его очаровательная помощница. Желтый маленький ц_пленок вызвал бурные аплодисменты у публики, когда совершенно верно пропищал в микрофон столько раз, сколько обозначали ц_фры, показанные ему.

В конце выступления ц_ган, к всеобщему изумлению, достал из маленького ц_линдра цветы: нарц_ссы, настурц_и – и под бурные аплодисменты подарил их зрителям. (Из газеты «Русский язык»)

Упражнение № 45. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Выделите морфемы, в которых есть орфограммы «И – Ы после Ц в различных частях слова».

Выпишите из толкового словаря в свой словарик значение выделенных слов. Составьте с ними словосочетания или предложения.

Подберите антонимы к словам принц_пиальность, д_сс_миляция.

А. Ин_ц_атива, классиц_зм, делегац_я, акц_онер, лисиц_н, агитац_я, декл_рац_я, антиц_клон, бледнолиц_й, газ_фикац_я, ц_ремония, интел_генц_я, ц_пенеть, модернизац_я, канц_лярия, ц_вилизац_я, ц_низм, операц_я, прец_дент , исц_лить, синиц_н, коэф_ц_ент, провинц_альный, коллекц_я, Птиц_н, лиц_мер, эксплуатац_я, ин_ц_алы, демокр_тизац_я, ц_нзура, проц_дить, инц_дент, ц_ркуляр, плоскогубц_, ц_линдр, эск_лац_ия , ц_почка, ц_рюльник, проц_дура, комп_нсац_я, д_сс_миляц_я , принц_пиальность, ц_плята, взять под уздц_, расц_ловаться, рец_нзент, дисц_плина, оц_пенеть, рец_див , нац_я, ц_кличность, рац_он, ауд_енц_я, грац_озный, сц_пление, соц_ология , ц_лебный, энц_клопедия, тр_диц_я, рез_денц_я, спец_алист, рест_врац_я, информац_я.

Б. Ц_рк, ц_ркуль, панц_рь, ц_гейка, ц_фра, ц_нк, ц_тата, ц_трусовый, демонстрац_я, акац_я, станц_я, информац_я, медиц_на, коллекц_я, репетиц_я, ц_ркач, ц_рковой, ц_тировать, ц_кл, ц_клон, ц_клоп, ц_ник, ц_анистый, ц_гарка, операц_я, ц_ган, ц_кнуть, ц_пленок, ц_плячий, ц_ганский, продукц_я, милиц_я, позиц_я, экспедиц_я, редакц_я, сигнализац_я, иниц_атива, репродукц_я, спец_альность, ц_ркуляция, иллюстрац_я, отц_, огурц_, улиц_, молодц_, бойц_, удальц_, девиц_, красавиц_, учениц_, танц_, сестриц_, лестниц_, столиц_, гусениц_, куниц_, птиц_, синиц_, овц_, ножниц_, рукавиц_, щипц_, конц_, бледнолиц_й, круглолиц_й, сестриц_н, лисиц_н, Куниц_н, Пшениц_н, на ц_почках, ассоциац_я, интеллигенц_я, провинц_я, дикц_я, скворц_, смуглолиц_й, спиц_, зарниц_, иниц_алы, принц_пы, пац_енты, репутац_я, грац_я, реализац_я, ц_ничный, эмоц_и, соц_альный, символизац_я, иллюминац_я, администрац_я, авиац_я, инспекц_я, полиц_я, ассигнац_я, формац_я, оконц_, пальц_, станиц_, мельниц_.

Упражнение № 46. Спишите, вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания; раскройте скобки.

В словах с пропуском букв, в которых есть орфограммы «И – Ы после Ц в различных частях слова», выделите морфемы.

Дайте толкование выделенного слова, подберите к нему синонимы.

Выполните синтаксический разбор 9-го предложения.

Разберите по составу слова ц_пленок, беспринц_пным, сестриц_н, зубч_тые .

1. Ц_пленок (не)известно зачем попавший в дом с_ротливо п_щал бродя по гостиной. (И.Бунин) 2. Машинист попыхивая ц_гаркой поглядывал в окошко словно чего(то) ож_дал. (М.Шолохов) 3. Зубчатые стены ц_тадели кажутся панц_рной чешуей доисторического ч_довища насторож_но застывшего у берега залива. 4. Влажный ц_клон с запада принес низкую облачность. 5. Я полностью на вашей стороне одобряю и поддерживаю вашу ин_ц_ативу. 6. Он ок_зался беспринц_пным критиком произвольно кромсавш_м статьи сотрудников. (В.Кулешов) 7. Он долго рассматривал сестриц_н портрет написанный молодым художником. 8. В результате этой реакц_и в ц_линдре образуется п_рошок который (не)возможно уд_лить. (А.Казанцев) 9. Из-за изломанных краев ледяной глыбы вып_лзали трактора волоча за собой т_желые сани с огромными ц_стернами. (А.Казанцев) 10. Выше всего я ставлю служение принц_пу. (А.Казанцев) 11. Несколько раз дост_вал компас молча смотрел на ц_ферблат и уб_рал в к_рман. (В.Мясников) 12. В село въезжают верениц_ поля покинувших телег. (Н.Языков) 13. И были мыслям улиц_ тесны. (В.Устинов) 14. Варька на ц_почках подкралась к кровати (не)отрывая взгляда от лица спящего. (Б.Акунин) 15. Парень прошел к камельку снял рук_виц_ взял их (под)мышку прот_нул руки к плите. (В.Шукшин) 16. Птиц_н как(то) (не)лепо взм_хнув руками устр_мился в ворота. (А.Адамов) 17. Когда я ехал бумага билась о спиц_ и изд_вала быстрый тихий треск похожий на шум авиац_онного двигателя. (В.Пелевин) 18. Все дружно поедали вареных раков так что во все стороны летели высосанные клешни лапки и панц_ри. (В.Ленцов) 19. От частого употребления некоторые ц_таты бл_стят как перила. (В.Пелевин)

8. ПРАВОПИСАНИЕ А, У и И ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ

В Н И М А Н И Е! Используя таблицу, вспомните правило написания А, У, И после шипящих.

П о с л е ш и п я щ и х вместо Я, Ю, Ы пишутся А, У, И : чаща, чудеса, пережиток, шиповник и др.

И с к л ю ч е н и я : брош ю ра, ж ю ри, параш ю т; иноязычные имена собственные: Ж ю ль (Верн), Лонж ю мо, Ш я уляй и др.

Упражнение № 47. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Используя данные примеры, составьте схему правил: «А, У и И после шипящих». ●Объясните значение выделенного слова. К каким словарям вы обратитесь в случае затруднения? Составьте с данным словом предложение.

А. Луж_, лыж_, чиж_, ж_лище, ж_вотные, ж_тели, уж_н, ж_ры, нож_, еж_, маш_на, ш_на, мыш_, тиш_на, шалаш_, уш_, груш_, ш_нель, ш_шки.

Б. Ч_й, ч_шка, ч_йник, задач_, дач_, овч_рка, ч_сы, зайч_та, ч_йка; щ_ка, ч_до, ч_лки, площ_дь, щ_вель, рощ_, ч_щ_ , ч_ша, пощ_да, пищ_а.

В. Пуш_стый, ш_рокий, душ_стый, ч_ткий, свеж_й, ч_жой, рыж_й, хорош_й; крич_т (что делают?), стуч_т (что делают?), пищ_т (что делают?), ищ_т (что делают?), прощ_ют.

Г. Ж_тейская мудрость, тонкая брош_ра, беспощ_дный поступок, прич_дливый узор, прищ_рить глаза, секретная ш_фровка, справедливое ж_ри, оч_титься рядом, свеж_й ч_й, фарфоровый ч_йник, ч_десный вечер, дощ_тая перегородка, сменить ш_ны, поч_вствовать недомогание, ш_рокие улиц_, решение ж_ри.

Упражнение № 48. Внимательно прочитайте текст. Озаглавьте его. Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание. Выполните синтаксический анализ четвертого предложения.

Интерес к дальним странам привел Арсеньева на берега Тихого океана. Он полюбил этот край, его природу и почти всю ж_знь изуч_л её. С котомкой за плеч_ми ходил он по вековечной тайге. Арсеньев исходил этот край вдоль и поперёк, плавал по порож_стым, горным речкам. Ч_сто лодки путешественников опрокидывались, и всё имущество экспедиц_и уходило ко дну.

Книга Арсеньева «В дебрях Уссурийского края» завоевала ш_рокую известность. (По И.Халтурину)

Упражнение № 49. Прочитайте выразительно отрывки из стихотворений А.С. Пушкина. Выучите их наизусть. Вставьте карандашом пропущенные буквы.

1. На холмах Грузии леж_т ночная мгла;

Шумит Арагва подо мною.

Мне грустно и легко; печ_ль моя светла;

Печ_ль моя полна тобою.

2. Я помню ч_дное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты

И снились милые ч_рты.

3. У лукоморья дуб зеленый;

Златая ц_пь на дубе том:

И днем и ночью кот уч_ный

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

Там ч_деса, там Леш_й бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей…

9. ПРАВОПИСАНИЕ ЗВОНКИХ СОГЛАСНЫХ ПЕРЕД

ГЛУХИМИ И В КОНЦЕ СЛОВА.

ПРАВОПИСАНИЕ ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ

ПЕРЕД ЗВОНКИМИ.

В Н И М А Н И Е! Используя таблицу, вспомните правило написания звонких и глухих согласных в различных частях слова.

При произношении звонкие согласные (Б, В, Г, Д, Ж, З) перед глухими согласными (К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ) и в конце слов оглушаются: робкий, скользкий, редкий, плод, мороз, гараж, изморозь, боб и др. ; глухие же перед звонкими согласными произносятся как звонкие: просьба, молотьба, отдать, сдать и др.

1. Написание согласного звука в к о р н е слова можно проверить путем изменения слова или подбора такого однокоренного слова, в котором после проверяемого согласного стоит гласный или согласные в, м, н, л, р: зуб – зубы, зубной, суд – судить, грабеж – грабежи и др. Прежде всего, нужно прочно усвоить все возможные способы проверки сомнительных согласных:

1) изменить число существительного: ногти – ноготь, локти – локоть;

2) изменить падеж существительного: луг – на лугу, лук – в луке;

3) заменить существительное глаголом: молотьба – молотить, без оглядки – оглядываться;

4) использовать уменьшительные суффиксы: справка – справочка, гладкий – гладенький;

5) образовать краткую форму прилагательного: вязкий – вязок, чуткий – чуток.

● Правописание слов, к которым невозможно подобрать родственные слова, следует проверять по словарю: вокзал, футбол, таджик и др.

2. Выбор согласных в п р и с т а в к а х зависит от последующего звонкого или глухого, от положения согласного перед гласным или перед согласными м, н, л, р: разбить – расшить – разнять – разобрать и др.

3. Чтобы не ошибиться в написании согласных в д р у г и х ч а с т я х слова, нужно помнить также о наличии и отсутствии таких морфем. Н а п р и м е р, по д таять, с бежа вш ий : нет приставок ПОТ- и З- ; нет суффикса -ВЩ- и т.д.

Упражнение 50. Перепишите, вставляя звонкие или глухие согласные в корне. Объясните выбор написания согласных.

Безрука_ка, блю_це, вязаные варе_ки, _кусная ватру_ка, газетная выре_ка, выру_ка леса, вы_ший пилотаж, ги_кая гимнастка, гла_кая поверхность, голодная дворня_ка, деревя__ка, дер_кий ответ, жеребье_ка, жи_кий раствор, жу_кий сон, заморо_ки, зы_кая надежда, издер_ки производства, кно_ка, кос_ба, кро_ки хлеба, кру_ка молока, надувная ло_ка, наглая ло_ь, молот_ьба, мя_кий хле_, насле_ство, ни_кий, ни_ший балл.

Упражнение 51. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, и подчеркните те слова, в которых звонкие произносятся, как глухие. Обозначьте их в транскрипции.

●В ходе чтения объясните правописание орфограмм. Заполните таблицу подходящими примерами.


Орфограммы в приставках

Орфограммы в корнях

Орфограммы в суффиксах

Орфограммы в окончаниях

1. Ска_ка – ло_ь, да в ней намёк, добрым моло_цам урок. 2. Стоит избу_ка на курьих но_ках. 3. На ло_ца и зверь бежит. 4. Не гони коня кнутом, а гони его о_сом. 5. Жемчу_ добывают в море. 6. Гре_цы гре_ли дру_но. 7. Какова ры_ка, такова и ушица. 8. Терпенье и тру_ всё перетру_. 9. Шёл долговя_, в сыру землю увя_ (дож_ь). 10. Без ру_, без но_, а воюет (ветер). 11. Медведь неуклю_, да дю_.

Упражнение 52. Образуйте слова по данным образцам.

1. Сладок – сладкий; гладок..., робок..., хрупок..., гибок..., цепок..., низок..., дерзок..., резок..., мягок..., вязок..., узок..., близок..., мерзок..., ловок..., тяжек... .

2. Ходить – ходьба; косить..., просить..., резать..., молотить... .

3. Везу – везти; ползу..., несу..., трясу... .

Упражнение 53. Спишите текст, измените выделенные слова так, чтобы после конечного согласного стоял гласный. О б р а з е ц: прут – прутик (прутом, на пруте).

1. Плот спустился вниз по реке. 2. Сосновый плод зрел на солнце. 3. Мухомор – ядовитый гриб . 4. Грипп – заразная болезнь. 5. При входе в избу был высокий порог . 6. Лень – большой порок . 7. Медведь лез на дерево за мёдом. 8. Томный лес шумел. 9. Ломит он у дуба сук и в тугой сгибает лук. 10. Луг , как бархат, зеленеет. 11. Мы – кузнецы, и дух наш молод. Куём мы к счастию ключи. Вздымайся выше, тяжкий молот , в стальную грудь сильней стучи.

10. УПРАЖНЕНИЯ НА ПРАВОПИСАНИЕ И ПРОИЗНОШЕНИЕ ЗВОНКИХ И ГЛУХИХ, ТВЕРДЫХ И МЯГКИХ СОГЛАСНЫХ В РАЗЛИЧНЫХ ПОЗИЦИЯХ.

ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗНОШЕНИЯ ШИПЯЩИХ

Упражнение 54. Перепишите слова и сочетания слов, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы. Объясните обозначение мягкости и твердости согласных.

1. Звер_, кисел_, ден_, мебел_, осен_, портфел_, пыл_, лагер_, январ_, феврал_, июн_, июл_, топол_, календар_, кашел_, медал_, метел_, яч_мен_.

2. Л_дина, мел_ница, тол_ко, пол_за, понедел_ник, вол_но, Гус_, ест_, карас_, дожд_, гвозд_, грозд_, морков_, кров_, тетрад_, голуб_, мед_.

3. Твой брат_ – брат_ книгу, школ_ный мел_ – морская мел_, высокая ел_ – ел_ аккуратно, крепкая стал_ – стал_ на ремонт, вес_ народ – вес_ груза, угол_ дома – каменный угол_, воз _ сена – в_ёз домой, колхозный сад_ – с_яд _ на место.

● Отразите произношение выделенных слов в транскрипции.

Упражнение 55. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Разберите по составу слова испытывали, беспрерывно, беспомощно, расстреливали . Проведите синтаксический разбор второго предложения.

Вслед за нетерпеливым озя_шим путейским свистком сразу же началась ра_гру_ка. Несмотря на раны, первое время мы и_пытывали какую-то ра_неженную, умиротворенную невесомость. Мы были _десь последней волной, последним эшелоном перед ликвидацией госпиталя. Рощ_ была начинена пово_ками и грузовиками, бе_пр_рывно по_вози_шими раненых. Время от времени ра_давался звонкий металлический шлепок: это хирург выбрасывал в ц_нковый тазик и_влеченный осколок или пулю к подножию стола. Иногда в палате ра_горался спор о том, как _читать: повезло ли нам, что хотя и такой ценой, но мы уже как-то определились, или не повезло… За несколько минут до того, как меня и_решетило осколками, мы прямой наво_кой ра_треливали выскочи_ших из горящего танка троих немцев. Песок осыпался, они бе_помощно _езжали вни_ и начинали снова кара_каться в своем насекомьем безумии. «Фердинанд» ра_делал нас каким-то городошным ударом, выметая из огневой позиции весь наш ра_чет. Копешкин, будто внемля совету, чуть приоткрывал сухие губы, но зубо_ не ра_жимал, кре_ко держал ими свою боль, сестра цедила с ло_ки супную жижу скво_ь желтые прокуренные ре_цы. (По Е.Носову)

Упражнение 56. Спишите и подчеркните одной чертой буквы, обозначающие звуки Ж, Ш, Ц, которые не имеют парных мягких согласных, и двумя чёрточками буквы, обозначающие звуки Ч, Щ, Й, которые не имеют парных твёрдых согласных. Выпишите три слова, в которых имеются:

1) только твёрдые согласные;

2) только мягкие согласные;

3) твёрдые и мягкие согласные.

Луноход идёт по Луне. Вот перед ним обычный лунный камень. Лунная машина поворачивает направо и идёт дальше. За окном осеннее южное солнце. Первые признаки наступающей зимы. А в Центре дальней космической связи – Луна. Она на телеэкранах, в сердцах людей. Вчера этот луноход был ещё «их», он всецело принадлежал конструкторам и рабочим, сделавшим его, а сегодня он «наш». Он стал родным для каждого гражданина Земли. (В.Губарев)

Упражнение 57. Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание приставок.

Бе_шабашный ра_гул снижен, приподнятое ра_ положение духа, все дела _даны, ра_писаться ра_машисто и крупно, высоко в_кинув по_бородок, меховая бе_рукавка, постоять в ра_думье, бе_думная радость бытия, _давленная со всех сторон домами станционная площадь, бе_людная улица, о_работать на совесть, весело в_крикнуть, _биться с дороги, ра_розненная стая, и_кушение взяло верх, _был весь хлам, _бросил старую одежду, бе_препятственно продвигаться _перед.

Упражнение 58. Прочитайте внимательно текст. Озаглавьте его. Укажите слова, в которых мягкость согласных передана буквой Ь.

Бой гремел трое суток день и ночь. Ночью над степью. Стояло темно-багровое зарево, которое пронизывалось молниями снарядов. На четвертый день наступления противник не выдержал. Бой стал стихать, и к вечеру вражеские танки покатились обратно. Отсюда и началось и наступление войск степного фронта под командованием генерала И.С.Конева. Наши войска прорвали оборону врага, вступили на Украину и освободили Харьков. (По Б.Полевому)

Упражнение 59. С данными сочетаниями слов составьте предложения так, чтобы получился небольшой связный текст.

1. Назначать поход, большой дуб, остановиться на отдых, костер на берегу, читать стихи, петь песни, отгадывать загадки, рассказывать сказки.

2. Конец декабря, обильный снегопад, зимний холод, последний урок, встречать Новый год, веселый хоровод, добрый Дед Мороз.

11. УПОТРЕБЛЕНИЕ Ь

Часть слова

В корне под ударением

*Если есть чередование е//ё:

Чё рный – че рнеть,

Жё ны – женский

Шё пот – ше пчет

*в глаголах ожёг. поджёг

* если нет чередования

(шорох, шок, шов, крыжовник, обжора, жор, изжога, чопорный, чокаться, трущоба)

*в существительных ожог, поджог

В суффиксе

* в глаголах, причастиях, отглагольных прилагательных и образованных от них словах

Размежё вывать – размежё вка

Увлечё т - увлечё нный

Напряжё нный – напряжё нность

Тушё ный – тушё нка

* в –ёр- стажёр

* в суффиксах прилагательных, существительных, наречий

Под ударением -о

Без ударения - е

Дружо к

Девчо нка

Галчо нок

Холщо вый

горячо

Доче нька

Овраже к

Плюше вый

Блестяще

В окончании

* в глаголах

Отсечёт, пережжёт

*в окончаниях прилагательных, существительных

Под ударением -о

Без ударения - е

Кольцо м

свечо й

чужо го

свинцо вый

Сердце м

свеже й

похоже го

В корне

* в корне слова

Цилиндр, цирк, циновка

Цыган на цыпочках (подошёл) к цыплёнку и цыкнул: «Цыц»

Не в корне

* в существительных на –ция

Наци я, революци я, инспекци я

* в окончании и суффиксе

кузнецы , молодцы , Синицын

Примеры для орфографической разминки:

Ц ифра,ц иркуль,ц игейка, цикл, цилиндр, цинизм, цитата, цитадель, цитрус, цинк, цистерна, Революция, делегация, лекция, милиция, яркая иллюминация, демонстрация, авиация, оккупация, станция, позиция, традиция, дезактивация, мотивация, овация, консервация, облигация, ликвидация, рекомендация, детализация, госпитализация, организация, Работницы, щипцы, артековцы, птицы, купцы, молодцы, огурцы, ножницы, две столицы, три девицы, выпить водицы, круглолицый мальчик, бледнолицый брат, Синицын птенчик, троицын день, сестрицын платок, курицын хвост.

Лисицын, Голицын, Птицын, Солженицын, Чечевицын

Чёрный, шёлковый, шёрстка, решётка, шёпот, жёлудь, жёлтый, тяжёлый, пчёлы, жёваный, жёлоб, жёны, жёсткий, чёлка, чёрточка, причёска, чёрствый, счёт, шёпот Шёл, пошёл, ушёл, нашёл, зашёл, подошёл сжёг, разжёг, поджёг (глаг.) дом, ожёг(глаг.) руку, обжёг лицо - жечь; ожог (сущ) руки, счёл, учёл, зачёл, прочёл, перечёл - счесть, прочесть; чёрт. Бумажонка, волчонок, галчонок, книжонка, медвежонок, мышонок, ножонка, пастушонок, речонка, собачонка, старушонка, сверчок, кружок, мужичок, скачок, башмачок, бережок, порошок, гребешок, свинцовый, флаг пунцовый, звон бубенцовый, холщовая рубаха, станочек, горошек, сучочек, бочоночек, комочек, ковшичек, кружочек, лепёшечка, чашечка, глянцевая поверхность, грушевый цвет, вещевой мешок, ситцевый платок, сода пищевая.

Диагностический набор №3

Рабочая часть

Контрольная часть

Колонка №1

Колонка №2

1 глянц_вая бумага

2 ц _кольный этаж

3 мобилизац_я

4 отправить письмец_

5 почистить пальтец_

6 обняться с отц_м

7 виртуозный танц_р

8 продолжает ц_котать

9 миниатюрное зеркальц_

10 держаться молодц_м

1 перц_вый пластырь

2 ц_ганский табор

3 подкрадываться на ц_почках

4 дрессировщиц_ (мн.ч.)

5 круглолиц_й

6 выступать в ц_рке

7 чертить ц_ркулем

8 куц_й пиджачок

9 бледнолиц_й следопыт

10 неугомонные скворц_

Колонка №3

Колонка №4

1 сильная деформац_я

2 смуглолиц_й

3 облиц_вка плиткой

4 из больниц_

5 процветающая нац_я

6 ц_кнул ц_ц

8 переносная рац_я

9 веселые ц_гане

10 созданная федерац_я

1 вынужденная эмиграц_я

2 румянолиц_й

3 погрозить пальц_м

4 молодц_ватый вид

5 слыть мудрец_м

6 писательниц_ (мн.ч.)

7 обратная нумерац_я

8 познакомиться с немц_м

9 повторная операц_я

10 покрыться румянц_м

Колонка №5

Колонка №6

1 три девиц_

2 неприступная ц_тадель

3 мастериц_ (мн.ч.)

4 театральная декорац_я

5 отъявленный ц_ник

6 знакомиться с пришельц_м

7 учительниц_ (мн.ч)

8 танцевать ц_ганочку

9 аппликац_я

10 любоваться красавц_м

1 свинц_вые тучи

2 вытереть полотенц_м

3 цветная иллюстрац_я

4 странная ситуац_я

5 переводчиц_ (мн.ч.)

6 редакц_я газеты

7 быстрая реакц_я

8 ц_ркуляц_я воздуха

9 веселый ц_ркач

10 ц_ферблат часов

Упражнение № 1. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму – гласные после Ц.

Революц_я, бледнолиц_й, авиац_я, ц_фра, делегац_я, переоц_нить, ц_левой, ц_почка, ц_лина, рекомендац_я, ц_корий, ц_ферблат, панц_рь, станц_я, племянниц_н, святц_, медиц_на, уц_леть, ц_вилизац_я, ц_рюльник, ц_нтнер, пац_ент, шлёпанц_, нарц_сс, плоскогубц_, узколиц_й, сестриц_н, милиц_я, Солжениц_н, ц_ганский

Упражнение № 2. Образуйте от данных существительных и словосочетаний имена прилагательные.

цыплёнок

Круглое лицо

медицина

сестрица

мастерица

революция

Упражнение № 3. Вставьте пропущенную букву, обозначьте орфограмму .

Ч_лка, сч_т, печ_нка, прич_ска, реш_тка, ж_лудь, ч_рточка, ж_лтый

Упражнение № 4. Распределите слова, данные ниже, по трём колонкам.

в корне

в суффиксе

в окончании

Жареная печ_нка, солж_шь, парч_вый, изж_га, мяч_ом, беч_вка, крыж_вник, ч_рствый, ч_порный, больш_му, горяч_, парч_вый, напряж_нный, подж_г траву, ухаж_р, ож_г руки, огорч_н, свеч_й, пощ_чина, напряж_нно, суч_к, ж_сткий, ч_боты, ш_роховатая, копч_ный, ч_лн, стеллаж_м, огурц_в, реч_нка, раскрепощ_нный, защ_лка, смеш_н, еж_вый, испеч_т (пирог), могуч_му, киш_к, лавч_нка, упрощ_нность.

Упражнение № 5. Поставьте данные существительные в форму творительного падежа единственного числа, выделите орфограмму.