Согласовать прилагательное с существительным. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. для логопедов. Определяю я предметы

Тема: Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. «Какой, какая, какое, какие?»

Предварительная работа:

Усвоены понятия «имя существительное» и «имя прилагательное».
- усвоены понятия « мужской, женский и средний род».
- усвоены понятия «единственное и множественное число».
- проведена работа над дифференциацией существительных и прилагательных, согласованием прилагательных с существительными в роде и числе.

Оборудование:

Предметные картинки, плакаты со словами, схемы, таблицы, цветные карандаши, мяч.

Программное содержание:

Продолжать учить детей определять род имен существительных и прилагательных с помощью вопросов - чей? чья? чьё? чьи? и какой? какая? какое? какие?
- продолжать развивать умение подбирать местоимения - мой, моя, мое, мои к существительным;
- развивать умение строить грамматически правильные словосочетания и предложения;
- закреплять умения детей согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;
- развивать внимание, мышление, память, навыки и приемы самоконтроля;
- развивать словарный запас детей;
- формировать навыки общения и правильного поведения.

Методы и приемы:

Словесные и наглядные методы, метод самоконтроля.

План занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Дыхательная гимнастика. Речевая гимнастика.
  3. Работа с картинками.
  4. Определение темы занятия.
  5. Самостоятельная работа. Игра «Цветные клеточки».
  6. Игра «Четвертый лишний».
  7. Физкультминутка.
  8. Игра «Угадай-ка».
  9. Работа с карточками.
  10. Игра «Светофор».
  11. Физкультминутка.
  12. Игра с мячом: «Какой, какая, какое, какие?»
  13. Антонимы.
  14. Упражнения на релаксацию.
  15. Итог занятия.

Ход занятия

1. Организационный момент:

Ребята, посмотрите, все ли у вас готово к занятию? Все ли лежит на своих местах?

2. Дыхательная гимнастика. Речевая гимнастика.

Для того, чтобы мы красиво и четко произносили слова, нам надо подготовить свой артикуляционный аппарат к работе. Давайте покажем, как мы умеем правильно дышать и произносить чистоговорки.

Комплекс дыхательных упражнений «Кто и как?»
Как пыхтит тесто?
Пых- пых- пых…
Как паровоз выпускает пар?
Чух - чух - чух…
Как шипит гусь?
Шшшшшшшшшш……
Как мы смеемся?
Ха- ха- ха……
Как накачиваем насос?
Ссссссссссссссссс….
Как дуем на одуванчик?
Фффффффффф…..



Молодцы. А теперь, мы правильно, четко и красиво прочитаем чистоговорку, которую я записала на доске.

Речевая гимнастика:
Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж…

Молодцы. Теперь, вы готовы к занятию.

3. Работа с картинками:

Ребята, у меня на доске висят картинки. Мне нужна ваша помощь. Скажите, про
какие предметы можно сказать мой?- плащ, зонт, компьютер, портфель, рюкзак.
Моя?- машина, куртка, рубашка, ручка, книга. Моё?- ружье, кольцо, перо, ведро,
пианино, пальто.
Какого рода первая группа предметов? Мужского. Вторая? Женского. Третья? Среднего.

4. Определение темы занятия:

Сегодня мы с вами продолжим работать с мужским, женским и средним родом
существительных и прилагательных. Будем составлять словосочетания и работать в
группах.
Тема: Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.

5. Самостоятельная работа. Игра «Цветные клеточки»:

У вас на столах лежат листочки с заданием и цветные карандаши.
Инструкция: закрась все слова женского рода - красным цветом, мужского- зеленым, среднего- желтым.

6. Игра «Четвертый лишний»:

Инструкция : назови 4-й лишний, объясни - почему?

1. Сорока, волк, медведь, лев. Сорока- т.к. она жен.рода.
2. Корова, лиса, собака, тигр .
3. Капуста , баклажан, помидор, картофель.
4. Яблоко , абрикос, персик, апельсин.
5. Смородина, облепиха, вишня, крыжовник .
6. Кабачок , репа, свекла, редиска.
7. Лимон, персик, апельсин, груша .
8. Репа , чеснок, салат, огурец.
9. Дыня , виноград, лимон, арбуз.
10. Курица , снегирь, гусь, воробей.
11. Дятел , синица, ласточка, сорока.
12. Конь , собака, корова, свинья.
13. Лиса , заяц, волк, медведь.

7. Физкультминутка:

«Вы, наверное, устали?»
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.

8. Игра «Угадай-ка»:

Пока вы отдыхали, к нам пришли сказочные герои. Мы должны их угадать.
Ответьте, про кого мы можем так сказать:
- крошечная, заботливая, добрая - Дюймовочка.
- глупый, непоседливый, любопытный- Незнайка.
- длинноносый, деревянный, озорной - Буратино.
- красивая, нарядная, воспитанная- Мальвина.
- серый, голодный, злой- Серый Волк.
- рыжая, хитрая, коварная - Лиса.
- толстый, подвижный, смешной- Карлсон.
- зеленый, большой, добрый- Крокодил Гена.
- лопоухий, неуклюжий, коричневый - Чебурашка.
- дикий, отважный, ловкий - Маугли.

9. Работа с карточками по вариантам:

1 вариант: Тигренок

Отец привез тигренка с охоты. У него была больш _____ голова, кругл ____ зеленоват ___ глаза, широк ____ лоб, коротк _____ уши. Передн _____ лапы были тяжел_____ и сильн_____. Он был неуклюж _____ и маленьк_____.Тигренка поймали в камышах около громадн ____ озера.

2 вариант: Синица

Синица - небольш____ птичка. Она меньше воробья. У неё черн______ головка и бел____ щечки. Грудка желтеньк______, а спинка зеленоват_____. Синица лесн___ птичка.

3 вариант: Цветы цветут

Наступит весел_____ май. Расцветет бел___ ландыш, желт____ лютик, син___ колокольчик. В саду распустятся красн _____ пион и бел_____ лилия. Летом зацветут ярк____ шиповник и розов____ клевер.

Карточки раздаются по вариантам и самостоятельно выполняются детьми..

10. Игра «Светофор»:

Инструкция: разделите предметы на группы - по цветам:
Вопросы: какой, какая, какое, какие?

Зеленая елка, зеленая капуста, зеленый крокодил, зеленый комбинезон, зеленый лист, зеленые огурцы.
Желтый верблюжонок, желтый банан, желтая груша, желтый карандаш, желтый колобок, желтый крыжовник, желтый лимон, желтый одуванчик, желтое полотенце, желтая репа, желтое солнце, желтый утенок, желтый цыпленок.
Красные вишни, красный арбуз, красные гвоздики, красный клубок, красное кресло, красная машина, красный перец, красное платье, красные помидоры, красный пылесос, красная рябина, красный сарафан, красный трамвай.

11. Физкультминутка:

«Вновь у нас физкультминутка»

Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
(наклоны вперед и назад)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче, чтоб писать, читать. Считать
И совсем не уставать.
(рывки руками перед грудью)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо- влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
(вращение головой)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка
(садятся за парты)

12. Игра с мячом: «Какой, какая, какое, какие?»

Инструкция: бросают мяч, называя существительное. Ребенок должен правильно подобрать к нему прилагательное, в соответствующем роде и числе:

Мяч - резиновый, стул- деревянный, солнце- яркое, конфета- сладкая, машина- быстрая, мама- добрая, лев- грозный и т.д.

13. Антонимы:

Инструкция: скажи наоборот. Подбор антонимов, работа с карточками:

Большой - маленький
Толстый - тонкий
Голодный - сытый
Тупой - острый
Твердый - мягкий
Широкий - узкий
Короткий - длинный
Веселый - грустный
Легкий - тяжелый
Чистый - грязный
Добрый - злой

14. Упражнения на релаксацию:

Вы, наверное, устали, давайте отдохнем и расслабимся?

Комплекс упражнений:
«Роняем руки» - поднимают руки в стороны и слегка наклоняются вперед. Повиснув, руки слегка пассивно качаются, пока не остановятся. Можно подсказать детям образ - руки висят, как веревочки.
«Трясем кистями» - руки согнуты в локтях, кисти пассивно свисают. Быстрым и непрерывным движением предплечья трясти кистями, как тряпочками.
«Стряхиваем воду с пальцев» - руки согнуты в локтях ладонью вниз, кисти свисают. Движением предплечья несколько раз сбрасываем кисти вниз. Перед упражнением полезно предложить детям крепко сжать кисти в кулак, чтобы яснее чувствовалась разница в напряженном и расслабленном состоянии мышц.
«Поднимаем и опускаем плечи» - как можно выше поднимают плечи. Затем свободно опускают их в нормальное положение (сбрасывают плечи вниз).

15. Подведение итогов:

Что вам понравилось на занятии?
Молодцы, хорошо поработали. Занятие окончено, спасибо, все свободны.

§ 1816. Полное прилагательное согласуется с существительным в ед. ч. (в той или иной его падежной форме) в числе, роде и падеже: новый дом, нового дома, новая дача, новой дачей, первая встреча, первую встречу, эдакий чудак, с эдаким чудаком; во мн.

Ч. - в числе и падеже: новые дома, новых домов, новые дачи, новыми дачами, первые встречи, о первых встречах.

Примечание. В экспрессивно окрашенной речи отмечается тенденция определять уменьшительное или ласкательное существительное таким прилагательным, которое также заключает в себе значение уменьшительности или ласкательности: чистенький городок, старенький паровозишко, простенькое платьице.

Краткие прилагательные также согласуются с существительными в роде, числе и падеже, но такое согласование в современном языке имеет место только в отдельных устойчивых сочетаниях (на босу ногу, по белу свету, средь бела дня).

Примечание. В поэтической речи при обособлении, когда краткое прилагательное в форме им. п. выступает в полупредикативной функции (см. § 2117), в нем совмещаются значения определяющего слова и предикативное: Но опасным затеям Мир предался, коварен (Март.); На ринге клоун прыгает, носат (Винокур.); Со всех сторон земли, Гремучи и тяжки, Ко мне в сундук текли Чеканные кружки (Багр.); А солнце смотрит, светлолице, Метет оставшуюся тьму (Смирн.).

§ 1817. Прилагательное может вступать в связь согласования с сочетанием существительного с количественным числительным: два дома - два новых дома; сорок мест - сорок освободившихся мест; сто вопросов - сто неожиданных вопросов. В тех случаях, когда входящее в такое сочетание числительное два, три, четыре или оба (обе) стоит в форме им. или вин. п., согласуемое прилагательное может принимать форму или род. или им. п. мн. ч. Здесь действуют следующие закономерности.

1) Если в сочетание с числительным входит существительное муж. или сред. р., то согласуемое прилагательное чаще ставится в форме род. п. мн. ч.: два знакомых человека, три больших дерева, оба строящихся здания, целых три часа, два акварельных рисунка, четыре потерянных дня. Форма им. п. здесь возможна, но она отмечается реже и проявляет тенденцию к ограничению в употреблении: два спасительные маяка (Лерм.); два дряхлые старичка (Тург.); два помещичьи дома (Лерм.); оба проголодавшиеся приятеля (Л. Толст.).

Примечание. При выносе прилагательного в начальную позицию в словосочетании форма им. п. предпочитается форме род. п.: целые три часа, большие три дерева, потерянные четыре дня; Время от времени появляются в саду белогвардейцы. Вчера вечером целые шесть довольно юных экземпляров сидели на лавочке против парадного (Андр.).

2) Если в сочетание с числительным входит существительное жен. р., то нормальны обе формы прилагательного - и им. и род. п.: две молодые женщины - две молодых женщины, какие­то четыре девочки - каких­то четыре девочки, обе дворовые собаки - обе дворовых собаки, четыре большие избы - четыре больших избы, две женских руки - две женские руки; На счету у нашей команды четыре золотых и три серебряные медали (газ.).

3) Обе формы прилагательного (в неэкспрессивной речи всегда предшествующего числительному) нормальны также в том случае, когда в сочетание входит числительное полтора - полторы: прожить целых полторы недели - целые полторы недели, ждать полных полтора часа - полные полтора часа, потерпеть каких­нибудь полторы минуты - какие­нибудь полторы минуты.

Прилагательное может вступать в связь согласования с союзным рядом слов (см. § 2067–2072) или с сочетанием слов, соединившихся при помощи предлога: отец и мать, сад и огород, брат с сестрой. В этих случаях прилагательное обычно имеет форму мн. ч.: громадные сад и дача, для громадных сада и дачи; мои отец с матерью, к моим отцу с матерью, у моих отца с матерью; маленькие брат с сестрой, для маленьких брата с сестрой; наши дедушка с бабушкой. Форма ед. ч. также правильна, но она определяет лишь первый член соединения: громадный сад и дача, для громадного сада и дачи, мой отец с матерью, для маленького брата с сестрой.

§ 1819. В современном языке есть случаи так называемого «смыслового согласования», т. е. употребления согласуемого слова в такой форме, которая или не предопределена формой определяемого существительного или предопределена ею лишь частично.

1) При существительных муж. р., называющих лицо по профессии, социальной, производственной деятельности и одинаково способных обозначать лицо как мужского, так и женского пола (врач, фельдшер, директор, инженер, продавец, секретарь, диктор, архитектор) в разговорной, газетной речи, в повествовании, если речь идет о лице женского пола, нормально употребление прилагательного в форме жен. р.: наша врач, новая секретарь, сама директор: Врач случайная, / не ждавши «скорой помощи», / С силой в легкие вдувает кислород - рот в рот! (Возн.). Такое согласование обязательно в том случае, когда соответствующая координация форм одновременно осуществляется и в сказуемом (см. § 2249): Наша врач пришла; Новая секретарь еще неопытная; Сама директор распорядилась. «Смысловое согласование» допустимо только в форме им. п.; в формах других падежей оно неправильно; например, ошибочно согласование: сказал стоявшей рядом председателю (газ.).

2) В тех случаях, когда согласуемое прилагательное относится к слову или сочетанию слов - собственному названию (книги, картины, пьесы, фильма, учреждения, гостиницы, ресторана, кафе и т. п.), род, число и падеж прилагательного определяется соответствующими категориями того имени, к которому это название должно относиться: роман «Евгений Онегин» - пушкинский «Евгений Онегин», повесть «Муму» - тургеневская «Муму», кафе «У лебедя» - уютное «У лебедя». Однако от этого правила есть отступления. Так, если в название входит имя в форме мн. ч., то согласуемое прилагательное может также принимать форму мн. ч.: скульптура «Героини» - полюбившаяся всем «Героини» и, чаще, полюбившиеся всем «Героини»; картина «Грачи прилетели» - саврасовская «Грачи прилетели» и, чаще, саврасовские «Грачи прилетели»; кинокартина «Мы из Кронштадта» - бессмертная «Мы из Кронштадта» и, чаще, бессмертные «Мы из Кронштадта». Колебания отмечаются также в тех случаях, когда название представляет собою имя в косвенном падеже: согласуемое слово при этом может стоять в форме сред. р.: пьеса «На дне» - горьковская «На дне» и горьковское «На дне»; нашумевшая (кинокартина) «У озера» и нашумевшее «У озера».

О согласовании со сложносокращенными словами и с существительными общ. р. см. «Морфология», § 1135, 1144.

ГБОУ школа-интернат №2 Адмиралтейского района

г.Санкт-Петербурга

Коррекционно-развивающее направление


Конспект индивидуального занятия по теме:

«Имя прилагательное. Согласование имён прилагательных с именами существительными в роде и числе.»

Составила:

учитель

Щеголева Е.В.

Санкт-Петербург

2016г.

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии

Логопедическая тема : Имя прилагательное. Согласование имён прилагательных с именами существительными в роде и числе.

Цель: Правильное употребление в речи имен прилагательных, изменение имен прилагательных в роде и числе.

Задачи:

Коррекционно – образовательные :

  1. активизация речевой и интеллектуальной деятельности, совершенствование коммуникативных умений и навыков.
  2. совершенствование и закрепление умений и навыков согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.
  3. развитие логического мышления.
  4. развитие слуховой и слухоречевой памяти, слухового внимания.
  5. закрепление умений словообразования прилагательных.

Воспитательные:

1 Воспитание интереса к учебному процессу.

2 Формирование чувства уверенности в своих возможностях.

3 Воспитание усидчивости и внимания.

Оборудование: р абочая тетрадь; индивидуальные карточки с заданиями.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Здравствуй! Садись. Будь внимательна, сейчас я тебе прочту загадку, попробуй отгадать:

С существительным дружу
И нисколько не тужу.
Моя основная примета:
Обозначаю признак предмета.
Лед какой? Холодный, гладкий.
Чай какой? Горячий, сладкий.
Изменяюсь по родам,
Числам и падежам.
Люблю детей внимательных.
Кто я?...(прилагательное).

II. Тренировочные упражнения по усвоению материала по теме:

1) Закрепление знания об имени прилагательном

Из данных слов выбери только прилагательные:

Солнце яркое светит

Лист узкий падает

Морковь пушистый лежит

Сок зрелая налить

Кот интересная растет

С какими словами в предложении дружат имена -прилагательные? (Ответ).

2) Составление словосочетаний

Подбери к данным прилагательным подходящие по смыслу существительные (карточка):

Солнце яркое

Лист яблочный

Морковь пушистый

Книга осенний

Сок зрелая

Кот интересная

Читаем получившиеся словосочетания, четко проговаривая и выделяя окончания, используя вопросы

3)Составление предложений

- Прочитай, вместо точек встать подходящие по смыслу прилагательные:

На грядке было много... моркови. (зрелая)

В магазине продают … сок. (яблочный)

На крыльце лежал … кот. (пушистый)

С дерева упал…лист. (осенний)

На небе светит …солнце. (яркое)

Девочка прочитала … книгу. (интересную)

III.Физминутка к уроку русского языка по теме «Прилагательное».

Глубокий короткий вдох и длинный плавный выдох.

«Какой? Какая? И какое?», -

Дружно хором повторяем.

Прилагательные знаем,

Хором дружно повторяем:

«Не забудем никогда

Эти классные слова!»

IV. Тренировочные упражнения на обобщение изученного.

  1. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе)

Определи род и число прилагательных:

Солнечный луч Доброе сердце

Верные товарищи Колючий ёрш

Берёзовый пень Деревянный стул

Летучая мышь Звёздные ночи

Хороший врач Пятнистые олени

Вкусные помидоры - Чистое окно

  1. Игра «Один - много».

Измени число прилагательных

Солнечный луч - Доброе сердце -

Верные товарищи - Колючий ёрш –

Берёзовый пень - Деревянный стул -

Летучая мышь - Звёздные ночи -

Хороший врач - Пятнистые олени –

Вкусные помидоры - Чистое окно –

Запиши получившиеся ответы в тетрадь.

V. Итог занятия:

О какой части речи говорили сегодня?

Что обозначает имя прилагательное?

Сегодня, ты хорошо поработала. До свидания!


Разделы: Логопедия

Цель. Формировать умение согласовывать имена существительные и имена прилагательные по родам и числам.

Задачи.

Коррекционно-образовательные:

  • учить правильно согласовывать имена существительные и имена прилагательные по родам и числам;
  • закреплять умение правильно определять имена существительные (слова-предметы) и имена прилагательные (слова–признаки);
  • закреплять умение определять первый звук в словах;
  • закреплять умение делить слова на слоги;
  • совершенствовать умение составлять предложения по заданной схеме;
  • совершенствовать технику чтения.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать фонематическое восприятие;
  • развивать звукослоговой анализ и синтез;
  • развивать слуховое и зрительное внимание;
  • развивать навыки словообразования;
  • расширять словарный запас;
  • развивать внимание, память, способность к переключению.

Коррекционно-воспитательные:

  • создавать условия для воспитания положительного отношения к процессу письма и чтения.
  • воспитывать организованность, самостоятельность и самоконтроль за речью;
  • воспитывать познавательный интерес.

Оборудование.

  • Демонстрационный материал: домики (приложение 1), предметные картинки кукол и машин (приложение 2), предметные картинки (ежик, гриб), стрелка, два желтых треугольника (приложение 3), таблица (приложение 5), мяч.
  • Раздаточный материал: тетради, ручки, карандаши, распечатанные задания (приложение 4), предметные картинки (приложение 6).

Ход занятия

1. Организационный момент

Упражнение “Подбери слово”.

Логопед: “ Здравствуйте. Мы начинаем наше занятие. Займет свое место тот, кто назовёт слово, которое начинается с гласного звука”.

Учащиеся называет слово и ответивший правильно ребенок занимает свое место.

2. Повторение пройденного.

Упражнение “Где слово живет?”

Логопед раздает учащимся предметные карточки: арбуз, вишня, белка, сорока, крот, машина, матрешка, шарф, автобус. (Приложение 1).

Логопед: “Определите сколько в слове слогов, и поместите карточку в соответствующий дом”.

3. Сообщение темы занятия

Логопед: “Сейчас я вам загадаю загадки, а вы попробуйте определить какое из слов-предметов, которые есть на доске, я загадала”.

1. Круглый, круглый
Сладкий, сладкий
С полосатой кожей гладкой,
А разрежешь – посмотри:
Красный, красный он внутри. (Арбуз)

2. Была зеленой маленькой,
Потом я стала аленькой.
На солнце потемнела я,
И вот теперь я спелая. (Вишня)

3. Непоседа пестрая -
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока)

4. Зверька узнаем мы с тобой
По двум простым приметам:
Он в шубе серенькой зимой,
А в рыжей шубке – летом. (Белка)

Логопед: “Скажите, какие слова вам помогали понять, о каком предмете я говорю (Слова-признаки). Правильно. Сегодня мы будем учиться подбирать слова-признаки к словам-предметам”.

4. Основная часть.

1. Магазин “Игрушка”

Логопед вывешивает на доске изображения кукол и машин. (Приложение 2)

Логопед: “Представьте, что мы пошли в магазин игрушек и хотим купить себе игрушку (куклу или машину). Выберите, какую игрушку вы хотите купить и опишите ее, а “продавец” ее найдет и вам даст”.

Логопед по очереди выбирает детей, кто играет роль продавца.

2. Подбери предложение к схеме. (Приложение 3)

Логопед размещает на доске изображения ежика и гриба.

Логопед: “Скажите, как узнать, что изображено на картинках. (Задать вопрос: Это кто? Это что?).

Составьте предложение, используя эти картинки, и поможет вам в этом еще одно слово. (Логопед показывает стрелку и ставит ее между картинками). Какое слово обозначает стрелка?” (Слово-действие).

Учащиеся составляют предложения из 3 слов.

Логопед выбирает одно из перечисленных предложений: “Давайте нарисуем схему этого предложения. Как мы обозначаем на схеме начало предложения? (Вертикальной чертой) Как обозначаем конец предложения?” (Ставим точку).

Вызванный ребенок рисует схему предложения. Дети зарисовывают схему в своих тетрадях.

Логопед: “Сколько слов в предложении? (Три). А теперь я поставлю перед ежиком треугольник. Треугольник обозначает слово-признак. Давайте повторим наше предложение и добавим слово-признак, скажем какой ежик?”.

Логопед: “Сколько теперь слов в нашем предложении? (Четыре). А теперь я поставлю еще один треугольник, но перед грибом. К какому слову надо добавить слово-признак?” (К слову “гриб”).

Логопед выслушивает ответы детей и просит одного ребенка нарисовать схему получившегося предложения. Дети зарисовывают схему в своих тетрадях.

Логопед: “Сколько теперь слов в нашем предложении? (Пять). Какие слова помогали нам увеличить количество слов в предложении? (Слова-признаки). Молодцы”.

5. Физкультминутка. Посчитаем.

Логопед предлагает учащимся встать в круг и посчитать каждый предмет до 5 предметов (большой мяч, белое облако, вкусная конфета). Учащиеся передают мяч и называют словосочетание с нужным числительным.

6. Основная часть

1. Соедини.

Логопед раздает детям таблички со словами-признаками и предметными картинками. (Приложение 4)

Логопед: “Давайте прочитаем слова-признаки и определим, о каком предмете они говорят”.

Учащиеся подбирают к словам-признакам соответствующую предметную картинку и соединяют их линией.

2. Признаки-противники.

Логопед: “Я вам сейчас прочитаю стихотворение и прошу вас помочь мне подобрать не достающее слово-противник. Но это будет не простое слово-признак, я слово противоположное по смыслу.

“Скажу я “высокий”, ответите - ... (низкий),

“Далекий” скажу, вы ответите... (близкий),

Скажу я “шершавый”, вы скажите “гладкий”,

А “кислый” скажу, вы ответите... (сладкий).

Логопед: Молодцы. А теперь я вам буду говорить словосочетания, а вы попробуйте подобрать противоположное значение слова-признака: новый дом, хорошая ягода, светлая комната, молодой человек, маленькая собака, жаркий день, добрый волшебник, молчаливый попугай, чистый снег, грустный клоун, длинная ленточка, узкая дорога”.

3. Заполни таблицу.

Логопед вывешивает на доске таблицу. (Приложение 5)

Логопед: “Давайте заполним таблицу: я вам дам предметную картинку (Приложение 6), а вы найдите, где ее дом в таблице и поместите картинку в соответствующую ячейку. Обращайте внимание на два основных признака: цвет и форму предмета”.

8. Итог занятия. Муха .

Логопед: “Скажите, какие слова вы сегодня учились подбирать. С нами хочет поиграть муха. Я вам буду говорить, куда полетела муха, а вы скажете на какой предмет она села. Муха начинает свой полет с мяча. Муха полетела на 2 клетки вправо и на 3 клетки вверх. На какой предмет села муха? (На елку). Найдите такой предмет в классе и возьмите карточку с буквой. Муха летите дальше. Муха перелетела на 1 клетку влево и 2 клетки вниз. На какой предмет села муза? (На цветок). Найдите такой предмет в классе и возьмите карточку с буквой. Муха перелетает на 1 клетку вверх, на 1 клетку влево и на 1 клетку вверх. На какой предмет села муха? (На дерево). Найдите такой предмет в классе и возьмите карточку с буквой. Из полученных букв соберите слово. Какое слово получилось? (Ура). Молодцы”.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

Логопед: “Что нового вы узнали на занятии?

Что понравилось на занятии?

Вы сегодня хорошо занимались”.

Главной нормой согласования в русском языке является согласование подлежащего со сказуемом в предложении (Солнце встало. Запели петухи .), а также согласование определяемого с главным словом в словосочетании (красное яблоко, деревянный стол ). Но русский язык очень многогранен, поэтому иногда бывает довольно сложно определить зависимую форму. Для этого необходимо знать о некоторых правилах .

1. В официальной речи считается некорректной смысловая замена согласования в тех случаях, когда существительное мужского рода, обозначающее профессию или род деятельности, согласуется с глаголом в женском роде (если лицо, которое называет существительное, является лицом женского рода):

Врач зашла в палату (некорр.). - Врач Тихонова вошла в палату (корр.).

Как видим, только при наличии имени собственного, указывающего на принадлежность к женскому роду, сказуемое согласуется с именем собственном в женском роде. То же самое происходит при наличии обособленного приложения, которое выражается именем нарицательным:

Алёна , мой куратор, сегодня не смогла прийти на занятия.

2. При этом, в остальных словосочетаниях типа «нарицательное + собственное» (название городов, рек, стран, имена животных и др.) сказуемое согласуется с именем нарицательным:

Город-герой Москва в эти дни выглядел довольно хмуро. Кошечка Черри имела белый нос и забавные кисточки на ушах.

3. Словосочетания с собирательными существительными требуют согласования в единственном числе, без каких-либо исключений. Смысловое согласование в этом случае является случаем просторечия и категорически не допускается.

Толпа людей шумели и волновались (некорр.). - Толпа людей шумела и волновалась (корр.).

Родня невесты не очень любили жениха (некорр.) - Родня невесты не очень любила жениха (корр.).

Согласование с местоимением «кто», «что».

Местоимения «кто» («кто-то») и «что» («что-то») по умолчанию требуют согласования в единственном числе: кто - мужского рода, что - среднего.

Кто бы ни заходил в комнату, все хвалили новый ремонт.

Что-то светлое и яркое поселилось в её душе.

Согласование со словами в другом роде и числе возможно только в том случае, если употребляется с уточняющим местоимением «тот» (та, то, те):

Те, кто пришли на встречу, получили массу приятных впечатлений.

Та, что была мною, давно изменилась и стала другой.

Согласование существительных, связанных с числительными «два», «три», «четыре», с определениями.

1. Существительные мужского и среднего рода в таких словосочетаниях согласуются с определением в родительном падеже множественного числа. При этом, существительное в таком словосочетании будет стоять в форме родительного падежа: два распахнутых окна, четыре небольших огурца.

2. Существительные женского рода в этом случае приобретают форму именительного падежа множественного числа, и согласуются с определением в такой же форме: три зелёные берёзки, две огромные посылки. Если существительное приобретает форму множественного числа родительного падежа, то определение также может приобретать форму родительного падежа:

С пригорка было видно две заснеженных вершины.

Как можно было заметить, в каждом из этих случаев числительное находится в именительном падеже, независимо от того, в каком падеже стоят другие части словосочетания.

Согласование между сказуемым и подлежащим, представляющим собой собирательное количество («большинство», «половина», «ряд», «часть»).

  1. Если управляемое слово стоит во множественном числе, то собирательное существительное вступает в согласование со сказуемым, в результате чего сказуемое употребляется в форме единственного лица: Большинство сотрудников поддержало реформу.
  2. Если существительное не имеет управляемых слов или имеющееся управляемое слово стоит в единственном числе, то сказуемое также употребляется в форме единственного лица: Ряд симптомов указывал на пневмонию. Большинство поддерживало отмену санкций.

Из этого правила есть несколько исключений , когда сказуемое может употребляться во множественном числе:

  • Если при существительном имеется сразу несколько управляемых слов в форме множественного числа: Большинство девочек, девушек и женщин обожают сладости.
  • Если в предложении между подлежащим и сказуемым имеются другие члены предложения, придаточное предложение с союзом в форме множественного числа или причастный оборот: Часть посетителей, просмотревших премьеру, остались откровенно недовольными. Большинство посетителей, которые посмотрели премьеру, остались откровенно недовольными.
  • Если в предложение имеется составное именное сказуемое, именная часть которого выражена причастиями и прилагательными : Часть деревьев в этом лесу были хвойными.
  • Если наряду с подлежащим имеются однородные сказуемые: Ряд симптомов обострились и стали гораздо острее.

Такие же правила распространяются на предложения со словами «много», «мало», «сколько», «несколько», «столько», «немало» в роли подлежащего и согласования с ним сказуемого.