Что такое тарифное регулирование? Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности. Тарифные методы регулирования международной торговли

Таможенный тариф - это инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком; конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. Пошлины могут классифицироваться по способу взимания, объектом налогообложения, характером, происхождением, типами ставок и способа вычисления. Пошлина накладывается на таможенную стоимость

товара - нормальную цену товара, составляется на открытом рынке между независимыми продавцом и покупателем, при которой он может быть продан в стране назначения в момент подачи таможенной декларации. Номинальная ставка пошлины указывается в импортном тарифе только примерно свидетельствует об уровне таможенной защиты страны. Настоящая ставка тарифа показывает реальный уровень таможенного обложения конечных импортных товаров, исчисленный с учетом пошлин, наложенных на импорт промежуточных товаров. Для защиты национальных производителей готовой продукции и стимулирования ввоза сырья и полуфабрикатов используется тарифная эскалация - повышение уровня таможенного обложения товаров по мере роста степени их обработки [б].

На практике таможенный тариф может быть в двух формах - в виде специфического и адвалорной пошлины.

Специфический тариф - это фиксированный таможенный тариф, величина которого устанавливается в определенной сумме, взимаемой с определенного количества товара (партии в штуках, весовые единицы) Это означает, что за каждую единицу товара импортер должен заплатить определенное пошлина, например, 80 долл. США за телефон или тона ржи .

Такие тарифы позволяют сравнительно легко собирать таможенный налог, поскольку для этого необходимо лишь информация о количестве товаров. Но эта пошлина имеет свои недостатки. Если стоимость товара составляет 800 долл. США, а размер специфического тарифа - 80 долл. США, значит тариф составляет 10% от стоимости товара. Но если уровень инфляции в стране внезапно меняется, что приведет к увеличению цены товара скажем до 1000 долл. США, то тогда фактическая ставка пошлины будет равен лишь 8 % его цены. Таким образом, защитное действие этого тарифа уменьшается .

Адвалерный тариф - это пошлина, начисляемая в процентах к таможенной стоимости товаров и других предметов, которые облагаются пошлиной, размер которого определяется как фиксированная часть стоимости импортируемого товара, например 20%. . То есть, если товар стоит 300 долл. США, то импортер должен заплатить пошлину в размере 60 долл. США.

Очевидно, адвалорные лишено недостатков специфического тарифа: его величина находится в прямой зависимости от стоимости товара. Вместе с тем и его взимания связано с рядом проблем. С целью уменьшения пошлины импортер может сознательно занизить стоимость товара. С другой стороны, таможенные органы иногда пытаются завысить стоимость импорта, поскольку в этом случае увеличиваются доходы государства.

Таможенные тарифы также применяются в следующих формах:

Преференциальные тарифы - это импортная пошлина льготного характера, оно предоставляется исключительно в отношении отдельных категорий товаров на основании международных договоров. Этот тариф может применяться в течение определенного времени или постоянно .

В индустриально развитых странах существует также система преференций, которая предусматривает беспошлинный ввоз определенного перечня товаров из отдельных развивающихся стран. Но это касается только узкого круга стран указанных определенными договорами.

Есть также так называемый режим нации наибольшего благоприятствования, то есть такой торговый режим, который предусматривает предоставление данной конкретной стране таких же льгот в торговле, что и другим партнерам. Он также основывается на международных договорах, таких как договоры ВТО [б].

В некоторых странах также применяется транзитную пошлину. Однако его роль в современных условиях снижается. Оно устанавливается, как правило, лишь для покрытия расходов, связанных с контролем транзита иностранных грузов.

Число мер государственного регулирования внешней торговли постоянно растет, поскольку в международный обмен вовлекаются все новые продукты различных сфер экономической деятельности. Это с необходимостью предполагает использование и более широкого круга средств и инструментов, позволяющих эффективно ограждать национальную экономику от негативного влияния внешних факторов, содействовать укреплению позиций отечественных производителей на мировом рынке.

Инструменты (методы) государственного регулирования внешней торговли подразделяются на тарифные и нетарифные. Классификация этих инструментов на тарифные и нетарифные впервые была предложена Секретариатом ГАТТ (Генерального соглашения по тарифам и торговле - GATT , General Agreement оп Tariffs and Trade) в конце 60-х гг. XX столетия. Этим Соглашением нетарифные ограничения (НТО) были определены как «любые действия, кроме тарифов, которые препятствуют свободному потоку международной торговли».

К настоящему времени единая (универсальная) международная классификация нетарифных инструментов государственного регулирования внешней торговли еще не выработана и не согласована. Существуют классификации ГАТТ/ВТО, Международной торговой палаты, Конференции ООН по торговле и развитию (United Nations Conference оп Trade and Development , UNCTAD - ЮНКТАД), Международного банка реконструкции и развития, Тарифной комиссии США, отдельных ученых, исследующих данные проблемы.

В настоящее время, помимо тарифных методов государственного регулирования, ЮНКТАД классифицирует нетарифные методы регулирования внешней торговли (нетарифные ограничения) следующим образом:

  • 1) паратарифные методы;
  • 2) меры контроля за ценами;
  • 3) финансовые меры;
  • 4) меры количественного контроля;
  • 5) меры автоматического лицензирования;
  • 6) монополистические меры;
  • 7) технические меры.

Таким образом, вместе с тарифными мерами ЮНКТАД выделяет восемь основных мер (методов) тарифного и нетарифного государственного регулирования внешней торговли.

Тарифные методы являются наиболее распространенными и постоянно используемыми - в форме импортных и (в меньшей мере) экспортных пошлин.

Существенное значение для их рассмотрения имеет понятие импортного таможенного тарифа (ИТТ ), который представляет собой систематизированный перечень (или номенклатуру) ввозимых товаров, облагаемых при этом таможенными пошлинами, а также совокупность методов определения их таможенной стоимости и взимания пошлин; механизм введения, изменения или отмены пошлин; правила определения страны происхождения товара.

Главными составляющими ИТТ являются:

  • систематизированный перечень (номенклатура) ввозимых товаров;
  • методы определения таможенной стоимости (цены) ввозимых

товаров и взимания пошлин;

  • механизм введения, изменения или отмены пошлин;
  • правила определения страны происхождения товара;
  • пределы полномочий органов исполнительной власти в таможенной области.

ИТТ базируется на принимаемых в различных странах законодательных актах, таможенных кодексах. Вместе с внутренней налоговой системой страны ИТТ регулирует общий экономический климат в ней и оказывает существенное воздействие на многие процессы, протекающие в экономической жизни страны.

Активная часть ИТТ - ставки таможенных пошлин, являющихся по своей сути своеобразным налогом на право ввоза иностранного товара (пошлины взимаются в момент пересечения таможенной границы государства).

В зависимости от направления движения товаров пошлины бывают импортные , экспортные и транзитные. При этом наиболее часто применяются импортные пошлины, менее часто - экспортные и транзитные.

В соответствии со способом установления пошлин различаются:

  • адвалорные пошлины;
  • специфические пошлины;
  • комбинированные пошлины.

Наиболее распространенные в международной торговле адвалорные пошлины устанавливаются в виде процента от стоимости (цены) пересекающего таможенную границу товара. В этой связи существенное значение приобретает метод оценки стоимости импортных товаров. В настоящее время его применение во многих странах регулируется Соглашением об оценке товаров в таможенных целях, заключенным в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле. Как правило, импортные таможенные пошлины растут по мере увеличения степени обработки товара (т.е. чем больше в нем добавленная стоимость).

Существенное значение в системе импортного таможенного тарифа имеют правила определения страны происхождения товара, поскольку применительно к различным группам стран ввозные (импортные) пошлины дифференцируются. Базовыми при этом являются ставки ввозных пошлин, применяемые к товарам, ввозимым из стран, в отношении которых у данной (ввозящей товар) страны действует режим наибольшего благоприятствования (Most Favoured Nation Treatment). Суть его состоит в том, что страна, применяющая к ряду других стран режим наибольшего благоприятствования (PHБ), в случае снижения импортных пошлин по отношению к какой-либо третьей стране (в отношении которой данной страной PH Б не применяется) должна автоматически снизить импортные пошлины на те же товары и до того же уровня, что и для этой третьей страны. В соответствии с заключенными соглашениями и сложившейся к настоящему времени практикой в отношении развивающихся стран действуют ввозные пошлины в два раза меньшие, чем базовые ставки. Товары из стран, в отношении которых не применяется РНБ, ввозятся по ставкам импортных таможенных пошлин в 2 раза больше базовых ставок. Товары из наименее развитых стран ввозятся беспошлинно (с «нулевыми» пошлинами).

Рассмотрим основные нетарифные меры (методы) государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Они представляют собой совокупность экономических (кроме таможенного тарифа), административных и технических мер, оказывающих регулирующее воздействие на внешнюю торговлю. При этом экономические меры включают контроль таможенной стоимости, валютный контроль, финансовые меры (связанные с субсидиями, санкциями и др.), а также защитные меры, к которым относятся особые виды пошлин (антидемпинговые, компенсационные, специальные) и дополнительные таможенные обложения (акцизы, налог на добавленную стоимость (НДС), другие налоги). Административные меры включают запреты (эмбарго) в открытом и скрытом виде, лицензирование (автоматическое и неавтоматическое), квотирование и экспортный контроль.

Паратарифные методы представляют собой виды платежей (помимо таможенных пошлин), которые взимаются с иностранных товаров при их ввозе на территорию данной страны. К ним относятся различные таможенные сборы, внутренние налоги, специальные целевые сборы. К числу наиболее часто используемых паратарифных методов относятся прежде всего налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы.

НДС (value added tax - VAT), акцизы (excise tax, internal revenue tax) и другие паратарифные платежи применяются как нетарифные меры государственного регулирования внешней торговли, направленные на защиту интересов отечественных товаропроизводителей и стимулирование конкурентоспособности отечественных товаров наряду с тарифными мерами регулирования. Данные платежи регулируют цены импортных товаров на внутреннем рынке страны и защищают отечественные товары от иностранной конкуренции.

Паратарифные методы, как правило, прямо не связывают с целями регулирования внешней торговли (как таможенные пошлины), однако их воздействие на внешнюю торговлю нередко оказывается весьма существенным.

Меры контроля за ценами. Это меры борьбы с искусственным занижением цен на импортируемые в данную страну товары (антидемпинговые меры) и меры, направленные против экспортных субсидий, предоставляемых правительствами иностранных государств отечественным фирмам-экспортерам, что также искусственно повышает их международную конкурентоспособность {компенсационныемеры).

Антидемпинговые пошлины фактически представляют собой дополнительные пошлины, взимаемые с импортируемых товаров, в отношении которых установлено, что они продаются на экспорт по цене ниже их нормальной цены на внутреннем рынке страны-экспортера и причиняют материальный ущерб отечественному производителю страны-импортера. В международной практике достаточно продолжительное время не существовало общепризнанного всеми определения демпинга. Это создавало предпосылки для таможенных властей некоторых стран, особенно в сложные с экономической точки зрения периоды развития, принимать произвольные и часто необоснованные решения в отношении экспортеров ввозимой в страну продукции.

Принятый в рамах ГАТТ/ВТО Антидемпинговый кодекс (Соглашение о применении статьи VI ГАТТ-1994) конкретизировал методику определения факта демпинга и соответствующие юридические основания для использования антидемпинговых пошлин. Ставка антидемпинговой пошлины устанавливается в каждом случае индивидуально, при этом ее размер должен соответствовать разнице между нормальной ценой и демпинговой ценой {dumping margin ), что позволяет реально нейтрализовать демпинговую операцию. Введение антидемпинговой пошлины не носит автоматического характера - она вводится только после проведения расследования с целью установления самого факта демпинга и выяснения того, что демпинговый экспорт действительно причинил (или угрожает причинить) материальный ущерб отрасли промышленности импортирующей данный товар страны.

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что международная практика проведения антидемпинговых расследований свидетельствует о том, что довольно многие обвинения в демпинге затем в ходе расследования не подтверждаются. Однако сам факт расследования и публичные обвинения в демпинге резко осложняют проведение экспортно-импортных операций и ставят под сомнение достижение в их ходе заинтересованными сторонами (экспортерами и импортерами) запланированных финансовых результатов. В случае доказанности факта демпинга и понесенного от него материального ущерба правительство страны своим специальным решением вводит антидемпинговые пошлины.

Как показывает анализ применения антидемпинговых мер в мировой торговле, в период с 1995 г. они сами в значительной мере стали фактически использоваться как скрытый (или замаскированный) инструмент протекционистской политики (или как один из инструментов так называемого нового протекционизма).

Постепенное усиление в некоторых странах поддержки как экспорта, так и внутреннего производства (например, в форме дотаций, налоговых льгот, льготных тарифов и т.д.) нашло свое отражение в принятом в рамках ВТО Соглашении по субсидиям и компенсационным пошлинам, которым были установлены правила использования странами субсидий и компенсационных пошлин. Однако, как и антидемпинговые меры, компенсационные меры нередко применяются странами как инструмент фактического «скрытого протекционизма».

Для защиты от иностранных конкурентов некоторых экономически уязвимых секторов национальной экономики (прежде всего различных отраслей аграрного сектора) могут применяться и скользящие импортные сборы (направленные на то, чтобы довести внутреннюю цену товара до определенного уровня).

Финансовые меры связаны, как правило, с использованием особых правил совершения валютных операций в ходе внешнеторгового обмена (например, введение обязательной продажи части валютной выручки, полученной от внешнеторговых операций).

Меры количественного контроля (квотирования) связаны с установлением странами соответствующих количественных ограничений на ввоз и вывоз конкретных товаров.

Эти меры применяются практически всеми странами. Положения ГАТТ-1994, связанные с применением количественных ограничений во внешней торговле, весьма противоречивы, содержат взаимоисключающие положения и к настоящему времени фактически не создают четкой и стройной международной правовой основы для регулирования порядка применения мер количественного контроля (количественных ограничений). С одной стороны, ГАТТ-1994 содержит положения, в соответствии с которыми все страны, входящие в состав ВТО, должны отказаться от использования количественных ограничений. Однако, с другой стороны, в этом Генеральном соглашении есть положения, в соответствии с которыми страны - его участницы могут применять количественные ограничения (например, для поддержания равновесия платежного баланса страны). В ГАТТ-1994 есть так называемые исключения из правила недискри-минации, которые позволяют странам использовать количественные ограничения избирательно против некоторых стран. В этом Соглашении есть и положения о запрете импорта и экспорта тех или иных товаров. Например, экспорт конкретного товара может быть запрещен или ограничен в ситуации, когда на внутреннем рынке данной страны существует дефицитность (нехватка) данного товара.

Автоматическое лицензирование. Суть этой меры состоит в том, что для ввоза или вывоза определенных товаров в стране требуется получение соответствующего документа (лицензии). С введением ЛИцензирования осуществляется мониторинг (наблюдение) за торговлей данными товарами. Хотя такого рода мониторинг сам по себе не является ограничительной мерой (так как это лицензирование автоматическое), однако он облегчает введение таких мер в случае необходимости. Практика автоматического лицензирования является достаточно распространенной. Не случайно в рамках ВТО действует Соглашение о процедурах импортного лицензирования (которое иначе определяют как Кодекс по импортному лицензированию).

Данное соглашение направлено на упрощение и унификацию формальностей при выдаче импортных лицензий. Им предусматривается возможность создания системы автоматического лицензирования (при которой выдача соответствующей лицензии происходит автоматически).

Монополистические меры. Суть этого нетарифного инструмента регулирования внешней торговли состоит в том, что в различные периоды отдельные государства устанавливают свою монополию на торговлю определенными товарами вообще (т.е. включая и внутреннюю торговлю) или только на внешнюю торговлю ими. Во многих случаях введение государственной монополии внешней торговли отдельными товарами в тех или иных странах мотивируется их руководством соображениями поддержания общественной морали, здоровья и нравственности (алкоголь, табак), обеспечения стабильного снабжения населения лекарствами (фармацевтика), продовольственной безопасности (зерно), санитарно-ветеринарными соображениями (продовольствие).

Иногда такого рода монополия устанавливается в скрытом виде, когда в качестве монопольного продавца или покупателя государство определяет соответствующую государственную компанию. В некоторых случаях весьма близкой к государственной монополии внешней торговли отдельными товарами оказывается практика централизации экспорта и импорта на базе создания добровольных ассоциаций экспортеров и импортеров данных товаров. Централизация экспортных и импортных операций может в скрытом виде проявиться, например, в практике обязательного страхования тех или иных товаров национальными страховыми обществами, обязательной перевозки соответствующих товаров национальными транспортными компаниями и др.

Существование в реальной практике такой нетарифной меры регулирования внешней торговли нашло свое отражение в том, что в ГАТТ-1994 имеется специальная статья (XVII), посвященная деятельности государственных торговых предприятий (state trading enterprises ), которая фактически связана с монополистическими мерами во внешней торговле. Эта статья не запрещает деятельность таких предприятий, но требует, чтобы они действовали в торговле на основе общих принципов недискриминапии и руководствовались коммерческими соображениями, включая цену и качество товаров. Государственные торговые предприятия должны предоставлять равные возможности любым предприятиям других стран заключать с ними коммерческие сделки.

Поэтому даже некоторые страны, входящие в ВТО, где всемерно развиваются принципы либерализации торговли, используют форму государственных торговых предприятий.

Технические барьеры во внешней торговле связаны с осуществлением контроля импортных товаров с точки зрения их соответствия национальным стандартам безопасности и качества. Они обязательны при пропуске отдельных категорий товаров через таможенную границу.

В рамках Всемирной торговой организации действует Соглашение по техническим барьерам в торговле (.Agreement on Technical Barriers to Trade, TBT - ТБТ). Данное соглашение признает за всеми странами право устанавливать обязательные технические стандарты (включая требования к упаковке и маркировке товаров). Цель установления и использования этих стандартов - обеспечение качества экспортной продукции, требований производства, защита жизни и безопасности людей, животных и растений, а также защита окружающей среды и обеспечение требований национальной безопасности.

При этом Соглашение ТБТ признает, что государства имеют право устанавливать защиту, например, жизни людей, животных и растений или окружающей среды на национальном уровне, т.е. на том уровне, который в данной стране будет рассматриваться как необходимый. Иными словами, Соглашением ТБТ предполагается, что принятые в разных государствах законодательные меры в данной области могут различаться.

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что положения данного Соглашения, которыми руководствуются страны в своей практике государственного регулирования внешней торговли, распространяются как на сами товары, так и на то, каким способом они производятся. При этом способ производства товара учитывается Соглашением ТБТ лишь в том случае, когда он изменяет качество товара. Например, данная страна запрещает ввоз в нее стального листа холодной прокатки, аргументируя это тем, что процесс производства не обеспечивает необходимого качества изделия (т.е. критерием остается качество продукта). Данная ситуация входит в компетенцию Соглашения ТБТ. Принципиально иной является ситуация, когда какая-либо страна запрещает ввоз в нее стального листа из другой страны на том основании, что производящий стальной лист завод не имеет эффективной системы экологической защиты, однако на качестве данной продукции это не сказывается. В этом случае нет оснований для применения положений Соглашения ТБТ.

В соответствии с Соглашением ТБТ в тех случаях, когда странами принимаются свои технические нормы, не основанные на действующих международных стандартах, страны - члены ВТО должны заранее опубликовать извещение об этом Секретариата ВТО.

В приложении к Соглашению ТБТ содержится так называемый Кодекс добросовестной практики , регламентирующий подготовку, принятие и применение стандартов. Этот Кодекс содержит указанные выше положения.

ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА - часть государственной внешнеэкономической политики, политика экспорта и импорта, воздействие на внешнюю торговлю посредством налогов, субсидий и прямых ограничений на импорт и экспорт.

Таможенно-тарифное регулирование международной торговли - совокупность методов государственного регулирования международной торговли, основанных на применении таможенных пошлин, таможенных процедур, правил.

Таможенно-тарифное регулирование является основным методом регулирования государством сферы внешней торговли, применяемым с давних пор. Целями применения мер таможенно-тарифного регулирования могут быть:

1. Протекционистская функция - защита национальных товаропроизводителей от иностранной конкуренции.

2. Фискальная функция - обеспечение поступления средств в бюджет.

Элементами таможенно-тарифного регулирования являются:

  • Таможенный тариф - свод ставок таможенных пошлин
  • Таможенное декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу
  • Таможенный режим
  • Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности

В современных условиях глобализации мировой экономики построение всех элементов таможенно-тарифных методов унифицируется на основе международных договоров.

Нетарифные методы регулирования международной торговли - совокупность методов государственного регулирования международной торговли, имеющих целью воздействие на процессы в сфере внешнеэкономической деятельности, но не относящихся к таможенно-тарифным методам государственного регулирования.

Количественные ограничения (quantative restrictions)– административная форма нетарифного государственного регулирования торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту.

Лицензирование предполагает, что на экспорт и/или импорт отдельных товаров необходимо получать у соответствующего государственного органа специальное разрешение.

Квота - это ограничение в стоимостном или физическом выражении, вводимое на импорт или экспорт конкретных товаров на определенный период времени (например, год, полугодие, квартал и другие периоды). Специфика этого вида торговых ограничений состоит в том, что торговый барьер, защищающий страну импортера, вводится на границе экспортирующей, а не импортирующей страны.

«Добровольное» ограничение экспорта (voluntary export restraint – VER) – количественное ограничение экспорта, основанное на обязательстве одного из партнеров по торговле ограничить или, по крайней мере, не расширять объем экспорта, принятом в рамках официального межправительственного или неофициального соглашения об установлении квот на экспорт товара.



«Добровольное» ограничение экспорта вводится правительством обычно под политическим давлением более крупной импортирующей страны, которая угрожает применением односторонних ограничительных мер на импорт в случае отказа «добровольно» ограничить экспорт, который наносит ущерб ее местным производителям.

ИЛИ:

Таможенно-тарифные меры - это меры, увеличивающие импортную или экспортную цену товаров при пересечении ими границы таможенной территории (территории, в отношении которой действуют отдельные тарифы и другие меры регулирования торговли для существенной части торговли такой территории с другими территориями). При этом понятие "таможенно-тарифные меры" следует понимать в широком значении, то есть не только собственно таможенный тариф, как свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации, а весь комплекс мер, эффект воздействия которых на внешнеторговые потоки обеспечивается путем влияния на величину стоимости находящихся во внешнеторговом обороте товаров. Используя такие меры, государство воздействует на экономические интересы субъектов внешнеторговой деятельности и, следовательно, на их поведение, сохраняя вместе с тем за ними полную оперативную самостоятельность.
К таможенно-тарифным мерам относятся дополнительные импортные пошлины и, так называемые, особые виды пошлин (антидемпинговые, компенсационные и специальные, в том числе временные).

Цели таможенных пошлин:

I. Ограничение импорта (в РФ – экспорта)

II. Фискальные цели

III. Недопущение «недобросовестной конкуренции»

- Нетарифные ограничения включают в себя:

1) Квотирование (контингентирование) – количественные ограничения в торговле, установление квот на ввоз тех или иных товаров – прямое ограничение объемов иностранных товаров, импортируемых на внутренний рынок

2) Лицензирование ввоза и вывоза – устанавливает порядок, при котором на совершение внешнеторговой сделки требуется специальное разрешение государственных органов

3) Эмбарго – запрещение государством ввоза из какой-либо страны или вывоза в какую-либо страну золота, товаров или услуг, валюты, ценных бумаг.

4) Валютный контроль – предполагает отсутствие свободной обратимости национальной валюты и установление государственного контроля за движением иностранной валюты, поступающей в страну за счет экспорта, и использованием ее для импорта. Фирмы-экспортеры обязаны сдавать иностранную валюту в специально определенные государством банки для обмена ее на национальную валюту в установленном порядке.

5) Налог на экспортное–импортные операции

6) Субсидии

7) Административные и экономические меры – косвенные ограничения – предполагают одинаковое применение ко всем товарам, поступающим на внутренний рынок как местного, так и иностранного производства. Однако по своему характеру эти меры таковы, что больше благоприятствуют местным производителям. Кроме того это могут быть требования к упаковке, расфасовке, сортировке

Нетарифные меры - это меры, затрагивающие торговлю, но выходящие за пределы мер, предусмотренных в нормативном правовом акте о таможенном тарифе государства. Эти меры можно определить, как правила и нормативы, с помощью которых государство оказывает непосредственное воздействие на субъектов внешнеторговой деятельности, определяет структуру внутреннего рынка, ограждая его как от импортных поставок, так и от возможностей дефицита отечественных товаров на этом рынке.
В основе таких мер лежит административное ограничение экспорта или импорта (экспортные и импортные квоты, лицензии, ограничения и запреты). К нетарифным мерам государственного регулирования внешнеторговой деятельности, с определенными оговорками, можно также отнести так называемые добровольные обязательства (применяемых при демпинге и субсидировании).

В современном мире распространена система нетарифных ограничений. ВТО активно борется за уменьшение роли нетарифных ограничений и увеличении роли тарифных ограничений. Нетарифные ограничения широко используются странами Западной Европы и США.

Инструменты государственного регулирования делятся: тарифные (те, что основаны на использовании таможенного тарифа) и нетарифные (все прочие методы).

Таможенный тариф – это 1) инструмент торговой политики и государственного регулирования внешнего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком; 2) свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товаром, перемещаемым через таможенную границу.

Таможенная пошлина – обязательный взнос взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта и экспорта.

Нетарифные методы регулирования международной торговли: количественные, скрытые, финансовые.

18.Виды таможенных тарифов и их классификации.

Функции таможенных пошлин: фискальная, протекционистская(защитная), балансировочная.

Классификация таможенных пошлин:

Адвалорные(начисляются в % к там. стоимости облагаемых товаров)

Специальные(начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара)

Комбинированные(сочетают оба названные вида)

Альтернативные(применяются согласно решению там. органов. Адвалорная и специал. ставка обычно выбирается та, которая обеспечивает взимание наиболее абсолют. суммы для каждого конкретного случая.

Таможен. стоимость товара- цена товара, складыв. на открытом рынке между независимыми продавцом и покупателем по которой он может быть продан в стране назначения в момент подачи там. декларации.

По объекту обложению : импортные, экспортные, импортные, транзитные.

По типам ставок: постоянные(там тарифы, ставки которых единовременно установлены органами гос. власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств), переменные(там. тариф. ставки которого могут изменяться в установленных гос. органами случаях)

По способу вычисления : номинальные(тариф. ставки, указанные в таможенном тарифе), эффективные (реальный уровень там. пошлин на конечные товары, вычисл. с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров)

По происхождению : автономные, конвенционные(договорные), преференциальные.

19. Нетарифные методы регул. Внешней торговли.

Колич-ные ограничения – административная форма нетариф. гос. Регулирования товар. оборота, определяющая кол-во и номенклатуру товаров разрешенных к экспорту и импорту.

Квотирование – ограничение в колич-ном или стоим-ном выражении объема прод-ции разрешенной к ввозу в страну (импортная) или к вывозу из страны (экспортная) за определ. период.

По направленности действия квоты делят: экспортные и импортные

По охвату действия: глобальные индивидуальные

Лицензирование – регулир-ние внешнеэконом. деят-ти через разрешение, выдаваемое гос. органами на экспорт или импорт товара.

Формы лицензий:

Разовая лицензия

Генеральная

Глобальная

Автоматическая.

«Добровольное» ограничение экспорта – колич-ное ограничение экспорта, основанное на обязательстве одного из партнеров по торговле ограничить или, по крайней мере, не расширять объем экспорта, принятом в рамках официал. соглашения.

Методы скрытого протекционизма:

Технические барьеры

Внутренние налоги и сборы

Политика в рамках гос. закупок

Требования о содержании местных компонентов

Фин-вые методы внешнеторг. политики:

Субсидии – денеж. выплата, направ-ная на поддержку нац. Производителей. Бывают: прямые и косвенные.

Торговое эмбарго – запрещение гос-вом ввоза в какую-либо страну или вывоз из какой-либо страны товаров.

Тарифные методы регулирования внешней торговли - это установление тарифных квот и таможенных пошлин (регулируется преимущественно импорт). Все прочие мето­ды -нетарифные.

Нетарифные методы подразделяются на количествен­ные - квотирование, лицензирование, ограничения; скры­тые - госзакупки, технические барьеры, налоги и сборы, требование о содержании местных компонентов; финансо­вые - субсидии, кредитование, демпинг (для экспорта).

Таможенный тариф - перечень товаров и система ставок, по которым они облагаются пошлинами.

Таможенная пошлина - обязательный взнос, взи­маемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:
1.фискальную;
2.протекционистскую;
3.балансировочную (для предотвращения экспорта нежелательных товаров)

Классификации таможенных пошлин. (не обязательно, мне кажется)

По способу взимания:
- адвалорные - начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);
-специфические - начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10 долл. за 1т);
- комбинированные - сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долл. за 1т).

По объекту обложения:
- импортные - пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;
- экспортные - пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;
- транзитные - пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны.

По характеру:
- сезонные - пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать нескольких месяцев в год, и на этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается;
- антидемпинговые - пошлины, которые применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;
- компенсационные - пошлины, накладываемые нa импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров. Обычно эти особые виды пошлин применяются страной либо в одностороннем порядке в чисто защитных целях от попыток недобросовестной конкуренции со стороны ее торговых партнеров, либо как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны, со стороны других государств и их союзов. Введению особых пошлин обычно предшествует расследование, проводимое по поручению правительства или парламента, конкретных случаев злоупотреблений положением на рынке со стороны торговых партнеров. В процессе расследования проводятся двусторонние переговоры, определяются позиции, рассматриваются возможные объяснения возникшей ситуации и предпринимаются другие попытки решить разногласия политическим путем. Введение особой пошлины обычно становится крайним средством, к которому прибегают страны, когда все остальные способы урегулирования торговых разногласий исчерпаны.

По происхождению:
- автономные - пошлины, вводимые на основании односторонних решений государственной власти. Обычно решение о введении таможенного тарифа принимается в виде закона парламентом государства, а конкретные ставки таможенных пошлин устанавливаются сответствующим ведомством (обычно министерством торговли, финансов или экономики) и одобряются правительством;
- конвенционные (договорные) пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашения, такого как Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГЛТГ), или соглашений о таможенном союзе;
- преференциальные - пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Цель преференциальных пошлин - поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта. С 1971 года действует общая система преференций, предусматривающая значительное снижение импортных тарифов развитых стран на импорт готовой продукции из развивающихся стран. Россия, как и многие другие страны, с импорта из развивающихся стран не взимает таможенные пошлины вообще.

По типам ставок:
- постоянные - таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств. Подавляющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками;
- переменные - таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных органами государственной власти случаях (при изменении уровня мировых или внутренних цен, уровня государственных субсидий). Такие тарифы - довольно редкое явление.