Весна движется но медленно в озерке. Методы и приемы подготовки к написанию части "с" егэ по русскому языку. Михаил Пришвин «Лесной доктор»

Голосов: 153

Для современных детей и подростков Великая Отечественная война – это далекая история. В сохранении памяти поколений литература о войне остается одним из источников, который формирует историческое сознание и чувство патриотизма. И привычные слова «патриотическое воспитание» наполнятся живым, настоящим содержанием: хорошими художественными текстами, воспоминаниями, разговорами об истории нашей Родины и отдельных человеческих судьбах и блеском детских глаз.

В мае все мы будем праздновать День Победы. Во многих семьях есть свои герои, участники Великой Отечественной войны, о которых бережно хранят память благодарные потомки. Все меньше живых очевидцев, которые могут нам рассказать об этом. Но у нас есть книги и среди них много правдивых, интересных. Мы должны их читать, чтобы сохранить память, память о героическом прошлом.

Час одновременного громкого чтения лучших произведений о войне, написанных для детей и подростков, помогает участникам ощутить себя частью одной большой страны, в которой все за все в ответе; осознать важность сохранения памяти у нынешних и грядущих поколений о переломных событиях в истории Отчизны, воспитать чувство патриотизма и любви к Родине.

Детский отдел Центральной городской библиотеки, Городской детский филиал, Авангардский, Александровский, Борисовский, Буныревский, Мичуринский, Поповский, Сеневский, Спас-Конинский, Шелепинский сельские филиалы МБУК «АЦБС» им. князя Г.Е. Львова стали участниками Международной Акции «Читаем детям о войне», приуроченной ко Дню Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг..

Все участники Акции заранее определили произведения для чтения вслух и организовали выставки литературы о Великой Отечественной войне.

4 мая 2016 года в 11.00 одновременно во всех учреждениях-участниках Акции детям были прочитаны вслух лучшие литературные художественные произведения о Великой Отечественной войне. Ведущие Акции рассказали о значении Дня Победы, о подвиге советского народа в годы Великой Отечественной войны. В дань уважения памяти павших героев была объявлена минуту молчания. Затем началось чтение вслух художественных произведений.

В Городском детском филиале для воспитанников детского сада № 21 старшей группы (воспитатель Тоноян Г.А.) была оформлена книжная выставка «Читаем книги о войне, чтобы Знать! Помнить! Гордиться!» и прочитаны вслух книги, посвященные событиям 1941-1945 гг. и великому подвигу нашего народа.

Дети слушали рассказы из серии «Дедушкины медали» «За взятие Кёнигсберга», которые им читала библиотекарь читального зала Г. В. Школьникова, а также рассказы Е. Воробьева «Последние выстрелы», В. Богомолова «За оборону Сталинграда». Галина Владимировна рассказала ребятам, что медалями награждались солдаты не только за свершенный подвиг на войне, но и за доблестный труд в тылу. Об этом дети узнали из книги В. Воскобойникова «В городе на Каме». Чтение проходило в форме беседы-диалога, в конце каждого прочитанного рассказа юные читатели вместе с библиотекарем подводили итог-обсуждение о прослушанных произведениях.

В конце мероприятия дошкольники К. Гомзякова и И. Даиров прочитали стихотворения «Нам нужен мир», «Россиюшка моя» и хором спели песню о России. Дошкольники подарили библиотеке рисунки к празднику 9 мая - Дню Победы!

В Детском отделе Центральной городской библиотеки в Акции приняли участие воспитанники ГОУ ТО «Алексинская школа».

В начале мероприятия детям рассказали об этом великом празднике - Дне Победы, о проходящей по всей России Акции, участниками которой являются и они. Затем учащимся прочитали рассказ Анатолия Митяева «Куриная слепота». После чего им были заданы вопросы, на которые сотрудники библиотеки получили грамотные и правильные ответы.

Также учащимся был представлен обзор книг, размещенных на выставке-памяти «Давно закончилась война». Дети с огромным удовольствием рассматривали книги. Но больше всего ребятам понравилось фотографироваться в настоящей солдатской каске.

В заключение мероприятия детям были вручены георгиевские ленточки.

В Авангардском сельском филиале для учащихся школы было прочитано стихотворение Константина Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», фрагмент из книги В.Д. Успенского «Зоя Космодемьянская», Валентина Катаева «Сын полка», несколько коротких рассказов из книги Н. Ходза о Ленинграде «Дорога Жизни», фрагмент из приключенческой повести Камила Икмарова «Скворечник, в котором не жили скворцы».

В Александровской средней школе среди детей прошёл конкурс чтецов, посвящённый Великой Отечественной войне. После подведения итогов заведующая Александровским сельским филиалом предложила учащимся среднего школьного возраста принять участие в Акции «Читаем детям о войне». Для прочтения была выбрана книга Е. Ильиной «Четвёртая высота».

После вступительной беседы о войне О.Ю. Тельнова прочитала главу из книги «Ася», а после чтения задавала ребятам вопросы, побеседовала о прочитанном. Дети приняли активное участие в беседе, отвечали на вопросы.

В заключение заведующая библиотекой поздравила всех присутствующих с наступающим праздником и пригласила ребят в библиотеку, чтобы выбрать себе для прочтения понравившуюся книгу о Великой Отечественной войне.

Борисовский сельский филиал провёл Акцию громкого чтения «Читаем детям о войне» для учащихся Борисовской школы. Перед началом чтения литературного произведения библиотекарь рассказала ребятам о памятной дате, о долге людей перед людьми, подарившими нам мир.

Великая Отечественная война оставила глубокий след в литературе. В начале войны на митинге советских писателей прозвучали такие слова: «Каждый советский писатель готов всё: свои силы, весь свой опыт и талант, всю свою кровь, если это понадобится, отдать делу священной народной войны против нашей Родины». Писатели ходили в атаку, совершали подвиги, мёрзли в окопах и писали, писали, писали. В их произведениях мы видим ненависть к врагу, боевое товарищество, любовь и верность, страдания народа.

Библиотекарь читала ребятам отрывки из поэмы Александра Твардовского «Василий Тёркин». Это произведение писал Твардовский во время войны. Оно здорово поддерживало боевой дух солдат. Ребята внимательно слушали, как главный герой Василий Тёркин - мужественный и ответственный солдат, преодолевал все трудности. В главе «Переправа» отважно переплывает ледяную реку и докладывает: … Разрешите доложить… Взвод на правом берегу жив – здоров назло врагу! Но Василий не только воюет, он пляшет, поёт, играет. В главе «Гармонь» он догоняет после ранения свой отряд и встретил в пути танкистов, которых заворожил своей игрой.

Всем понравился умный, весёлый солдат, про которого Твардовский сказал:

«…То серьёзный, то потешный,
Нипочём, что дождь, что снег -
В бой, вперёд, в огонь кромешный,
Русский чудо – человек…»

Слушая рассказ Евгения Лысова «Снайпер», ребята познакомились со снайпером Михаилом Лысовым, который из-за того, что имел красивый почерк, вёл в роте делопроизводство. И хотя писал он в день не больше пятнадцати минут, в роте его прозвали писарем. Должность эта Лысову очень не нравилась и кличка тоже. Но однажды он прославился тем, что сбил немецкий «Юнкерс» тремя выстрелами из полуавтомата. И с тех пор в роте никто не называл его писарем, за Лысовым закрепилась новая кличка «зенитчик».

В Буныревском сельском филиале были прочитаны рассказы А. Митяева «Мешок овсянки» и В. Осеевой «Кочерыжка» (книга «Рассказы о войне», 2015 года издания). Громкое чтение сопровождалось обзором и обсуждением произведений. Для пользователей была подготовлена выставка патриотической литературы. В школе учащиеся читали о герое Советского Союза – Николаеве Г. Г., нашем земляке (книга «Бессмертен подвиг их высокий»,1983 года издания).

4 мая в 11 часов по московскому времени учащиеся 1-3 классов МБОУ «Пушкинская ООШ № 22» присоединились к участию в VII Международной Акции «Читаем детям о войне» – 2016.

Сотрудником Мичуринского сельского филиала детям был прочитан рассказ Константина Симонова «Малышка», из которого ребята узнали о хрупкой, но отважной семнадцатилетней военфельдшере Марусе, которая ценой неимоверных усилий доставила раненых солдат в госпиталь.

Рассказ ребятам понравился. Они выразили свое восхищение отважной сестре милосердия, включились в диспут на вопрос: «Смог ли кто-то из них так выполнить свой профессиональный долг, как выполнила его героиня рассказа?».

В заключение Акции библиотекарь филиала пожелала ребятам побольше читать книг о Великой Отечественной войне.

Поповский сельский филиал также принял участие в Международной Акции «Читаем детям о войне». В этот день с детьми старшей группы детсада «Поповка» (воспитатель Немировская И.В.) библиотекарь провела громкое чтение рассказа К. Паустовского «Похождения жука – носорога», вначале рассказав о предстоящем празднике – Дне Победы, о Братской могиле, которая расположена в центре села, где захоронены солдаты, погибшие при освобождении села Поповка от немецко-фашистских захватчиков.

Дети с интересом слушали рассказ о подарке мальчика Стёпы своему отцу, когда он уходил на войну. Это жук – носорог, который с отцом Стёпы прошёл всю войну и однажды в бою даже спас его от гибели. После Победы советского народа в Великой Отечественной войне жук-носорог вместе с Петром Терентьевым, отцом Стёпы, вернулся в родные места.

После прочтения рассказа, библиотекарь попросила детей напомнить, какой же праздник мы будем отмечать 9 Мая, вспомнить интересные места из рассказа. Дети - будущие школьники, уже с уверенностью отвечали на вопросы. Впереди у них посещение Братской могилы, возложение цветов к памятнику.

4 мая сотрудник Сеневского сельского филиала и учащиеся 7 класса Сеневской школы вспомнили о мужестве и героизме, стойкости и самоотверженности защитников нашей страны и приняли участие в Акции «Читаем детям о войне».

Для совместного чтения был выбран рассказ Бориса Полевого «Последний день Матвея Кузмина». Этот рассказ можно назвать документальным. В его основу положены реальные события. О них Б. Полевому, как военному корреспонденту газеты «Правда», рассказывали жители одной из деревень, которая оказалась на оккупированной немцами территории.

Ребята с интересом прослушали рассказ и поделились своими впечатлениями. Мы поразмышляли о том, что такое, по их мнению, патриотизм, героизм, подвиг, провели параллель между подвигом Матвея Кузмина и Ивана Сусанина.

Сотрудник Спас-Конинского сельского филиала познакомила дошкольников с произведением Сусанны Георгиевской «Галина мама». Началось мероприятие с вступительной беседы о знаменательном событии, которое празднуется 9 мая. Затем детям было прочитано произведение. В заключение проведена беседа о прочитанном.

В Шелепинской библиотеке 4 мая состоялась акция " Читаем книги о войне". Девизом акции стали слова Э.Асадова:
И шагая за высокой новью,
Помните о том, что всякий час
Вечно смотрят с верой и любовью
Вслед вам те, кто погибал за вас.

Война стала достоянием истории, но память о ней жива. Помнить можно только то, о чем знаешь. К сожалению все меньше свидетелей, очевидцев этой войны рядом с нами, и главными хранителями этой священной памяти становятся книги. Именно книги не дадут забыть нам о том, кто и какой ценой выиграл самую страшную войну 20 века. Если мы будем читать книги о войне, нам будет что помнить.

Громкое чтение – это универсальная возможность помочь юным читателям раскрыть всю глубину текста, а выводы предоставить делать им самим.

Татьяна Колесникова
Сценарий проведения и план чтения Акции «Читаем детям о войне»

Сценарий проведения и план чтения Акции "Читаем детям о войне" в 2015г. МБОУ Чертковская СОШ №2

Цели и задачи: формировать представление учащихся о долге, мужестве, героизме детей Великой Отечественной войны: помочь осознать высокое благородство подвига; раскрыть сущность героизма. Воспитать патриотическую готовность к защите своей Родины, уважение к историческому прошлому.

1. Песня из кинофильма «Офицеры». Исполняют ученики 7 А класса.

7 мая наша школа присоединилась к Международной акции "Читаем детям о войне". Акция приурочена ко Дню Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Мирно страна проснулась

В этот июньский день.

Только что развернулась

В скверах ее сирень.

Радуясь солнцу и миру,

Утро встречала страна…

Вдруг разнеслось по эфиру

Сразу узнала страна

Утром у нас на пороге

Заполыхала война.

9 мая, День Победы – это праздник со слезами на глазах! 70 лет прошло с того памятного дня. Дети, родившиеся после войны, уже стали взрослыми, и у них уже родились свои дети. И война постепенно уходит в прошлое, становясь страницей в учебниках истории. Почему же мы вновь и вновь вспоминаем о ней?

4 года. 1418 дней. 34 тысяч часов.

И 27 миллионов погибших соотечественников.

27 миллионов погибших. Вы представляете себе, что это такое? Если по каждому погибшему из 27 миллионов в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать. 43 года! 27 миллионов. За 1418 дней – это значить погибло 13 человек в минуту. Вот что значить 27 миллионов!

Поэты и прозаики сумели не только нарисовать ужасы военных лет, но и выразить эмоциональный строй, чувства защитников Родины.

А. Твардовский. Военная тема - одна из главных тем творчества А. Твардовского. Поэт прошел всю войну. Призванный в 1939 году в ряды Красной Армии, он был рядовым, затем военным корреспондентом. Его многочисленные очерки, поэма «Василий Теркин», стихотворения, написанные на фронте, получили всенародное признание. Рассказать о страшной войне - священный долг А. Твардовского, и он непременно должен его исполнить. В послевоенное время тема памяти, ответственности, покаяния перед павшими солдатами становится основной в творчестве поэта.

2. А. Твардовский. «Рассказ танкиста». Читает Заика Анастасия, ученица 6 А класс.

3. Настя Григорьева «Василий Тёркин». Ученица 6 А класса.

Дети и война. Трудно представить себе что – либо более противоположное.

Дети олицетворяют собой радость и нежность – саму жизнь. Они не должны испытывать слезы и скорбь, принесенные войной.

Война обрушилась на детей так же как на взрослых, бомбами, голодом, холодом, разлуками. Дети были на переднем плане жизни у всего воюющего народа. Выживут они – выживет – народ, его история, идеалы, будущее.

4. Песня «Дети войны». Исполняют учащиеся 6 Б класса.

Майя Румянцева родилась в Москве. Детство её было трудным - оно совпало с Великой Отечественной войной. После окончания пятого класса будущей поэтессе пришлось поступить на работу и продолжать образование в школе рабочей молодежи. Она была грузчицей, лаборанткой. Училась в Тимирязевской академии, затем в литературном институте им. А. М. Горького. Стихотворение «Баллада о седых» принесло ей всесоюзную известность.

Сергей Алексеев. Родился 1 апреля 1922 года в селе Плисков Киевской губернии в семье сельского врача. С десяти лет в Москве. После школы в 1940 году поступил в авиационное училище. Война застала его в полевом лагере рядом с границей, но курсант Алексеев был откомандирован в Оренбургское лётное училище.

6. Вы сейчас услышите отрывок из книги Сергея Алексеева «От Москвы до Берлина». «Бронзой поднялся в небо». Читает ученица 3 А класса Зверева София.

Александр Александрович Фадеев - русский советский писатель и общественный деятель. В годы Великой Отечественной войны Фадеев был фронтовым корреспондентом газеты "Правда". В 1945 г. он опубликовал свое самое известное произведение - роман "Молодая гвардия", удостоенный Сталинской премии.

7. Отрывок из романа А. Фадеева «Молодая гвардия». Монолог Олега Кошевого «Руки матери». Читает ученица 6Б класса Половинка Элина.

Борис Васильев - русский писатель и драматург, лауреат Государственной премии СССР. Когда началась Великая Отечественная война, Борис Васильев ушёл на фронт добровольцем в составе истребительного комсомольского батальона и 3 июля 1941 года был направлен под Смоленск. Он попал в окружение и вышел из него в октябре 1941 года. Затем был направлен в кавалерийскую полковую школу, а затем в пулеметную полковую школу, после окончания которой служил в 8-м гвардейском воздушно-десантном полку 3-й гвардейской воздушно-десантной дивизии.

8. Б. Васильев. «В списках не значился». Читает ученица 7 А класса Осипова Ольга.

9. Василенко. «У обелиска». Читает ученица 6 А класса Тимофеева Лилия.

Библиотекарь. В память о Великой Победе отложите свои дела, прочтите хорошую книгу о войне. Окунитесь в ту лихую годину, ощутите дыхание времени, переживите вместе с героями книг боль, гнев, отчаяние, восторг, чувство любви ко всему живому и настоящему. Учитесь преодолению непреодолимого, ведь именно это сделало предшествующее нам поколение, поэтому мы имеем счастье жить.

Ведущий 1. Прошла война, прошла отрада,

Но боль взывает к людям:

"Давайте, люди, никогда

об этом не забудем.

Пусть память верную о ней

Хранят, об этой муке,

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки.

Ведущий 2.

Около 40 миллионов советских людей погибло. Представляете, что это значит? Это значит - 30 убитых на 2 метра земли, 28 тысяч убитых ежедневно. Это значит - каждый четвёртый житель страны погиб.

Ведущий 1.

Тихо, ребята, минутой молчанья

По утрам они солнце встречали,

Сверстники наши почти.

Среди нас нет тех,

Кто ушёл на фронт и не вернулся.

Вспомним через века, через года,

О тех, кто уже не придёт никогда.

Вспомним!

(Видеоролик. Минута молчания)

Ведущий 1. Пусть не будет войны никогда!

Пусть спокойные спят города.

Пусть сирены пронзительный вой

Не звучит над моей головой.

Ни один пусть не рвётся снаряд,

Ни один не строчит автомат.

Пусть оглашают наши леса

И пусть мирно проходят года,

Пусть не будет войны никогда!

Михаил Пришвин «Вальдшнеп»

Весна движется, но медленно. В озерке, ещё не совсем растаявшем, лягушки высунулись и урчат. Орех цветёт, но ещё не пылят жёлтой пыльцой его серёжки. Птичка на лету зацепит веточку, и не полетит от веточки жёлтый дымок.

Исчезают последние клочки снега в лесу. Листва из-под снега выходит плотно слежалая, серая.

Неподалеку от себя я разглядел птицу такого же цвета, как эта прошлогодняя листва, с большими чёрными выразительными глазами и носом длинным, не менее половины карандаша.

Мы сидели неподвижно; когда вальдшнеп уверился, что мы неживые, он встал на ноги, взмахнул своим карандашом и ударил им в горячую прелую листву.

Невозможно было увидеть, что он там достал себе из-под листвы, но только мы заметили, что от этого удара в землю сквозь листву у него на носу остался один круглый осиновый листик.

Потом прибавился ещё и ещё. Тогда мы спугнули его; он полетел вдоль опушки, совсем близко от нас, и мы успели сосчитать: на клювике у него было надето семь старых осиновых листиков.

Михаил Пришвин «Лесной доктор»

Мы бродили весной в лесу и наблюдали жизнь дупляных птиц: дятлов, сов. Вдруг в той стороне, где у нас раньше было намечено интересное дерево, мы услышали звук пилы. То была, как нам говорили, заготовка дров из сухостойного леса для стеклянного завода. Мы побоялись за наше дерево, поспешили на звук пилы, но было уже поздно: наша осина лежала, и вокруг её пня было множество пустых еловых шишек. Это всё дятел отшелушил за долгую зиму, собирал, носил на эту осинку, закладывал между двумя суками своей мастерской и долбил. Около пня, на срезанной нашей осине, два паренька отдыхали. Эти два паренька только и занимались тем, что пилили лес.

— Эх вы, проказники! — сказали мы и указали им на срезанную осину. — Вам велено резать сухостойные деревья, а вы что сделали?

— Дятел дырки наделал, — ответили ребята. — Мы поглядели и, конечно, спилили. Всё равно пропадёт.

Стали все вместе осматривать дерево. Оно было совсем свежее, и только на небольшом пространстве, не более метра в длину, внутри ствола прошёл червяк. Дятел, очевидно, выслушал осину, как доктор: выстукал ее своим клювом, понял пустоту, оставляемую червём, и приступил к операции извлечения червя. И второй раз, и третий, и четвёртый... Нетолстый ствол осины походил на свирель с клапанами. Семь дырок сделал «хирург» и только на восьмой захватил червяка, вытащил и спас осину. Мы вырезали этот кусок, как замечательный экспонат для музея.

— Видите, — сказали мы ребятам, — дятел — это лесной доктор, он спас осину, и она бы жила и жила, а вы её срезали.

Пареньки подивились.

Михаил Пришвин «Жаркий час»

В полях тает, а в лесу ещё снег лежит нетронутый плотными подушками на земле и на ветках деревьев, и деревья стоят в снежном плену. Тонкие стволики пригнулись к земле, примёрзли и ждут с часу на час освобождения. Наконец приходит этот жаркий час, самый счастливый для неподвижных деревьев и страшный для зверей и птиц.

Пришёл жаркий час, снег незаметно подтаивает, и вот в полной лесной тишине как будто сама собой шевельнется еловая веточка и закачается. А как раз под этой ёлкой, прикрытой её широкими ветками, спит заяц. В страхе он встает и прислушивается: веточка не может же сама собой шевельнуться. Зайцу страшно, а тут на глазах его другая, третья ветка шевельнулась и, освобождённая от снега, подпрыгнула. Заяц метнулся, побежал, опять сел столбиком и слушает: откуда беда, куда ему бежать?

И только стал на задние лапки, только оглянулся, как прыгнет вверх перед самым его носом, как выпрямится, как закачается целая берёза, как махнет рядом ветка ёлки!

И пошло, и пошло: везде прыгают ветки, вырываясь из снежного плена, весь лес кругом шевелится, весь лес пошёл. И мечется обезумевший заяц, и встаёт всякий зверь, и птица улетает из леса.

Михаил Пришвин «Деревья в плену»

Весна сияла на небе, но лес ещё по- зимнему был засыпан снегом. Были ли вы снежной зимой в молодом лесу? Конечно, не были: туда и войти невозможно.

Там, где летом вы шли по широкой дорожке, теперь через эту дорожку в ту и другую сторону лежат согнутые деревья, и так низко, что только зайцу под ними и пробежать.

Вот что случилось с деревьями: берёзка вершинкой своей, как ладонью, забирала падающий снег, и так бы идти по такой дорожке, самому не сгибая спины. В оттепель падал опять снег и прилипал к тому кому. Вершина с тем огромным комом всё гнулась и наконец погрузилась в снег и примёрзла так до самой весны. Под этой аркой всю зиму проходили звери и люди изредка на лыжах.

Но я знаю одно простое волшебное средство, чтобы идти по такой дорожке, самому не сгибая спины.

Я выламываю себе хорошую увесистую палочку, и стоит мне только этой палочкой хорошенько стукнуть по склонённому дереву, как снег валится вниз, дерево прыгает вверх и уступает мне дорогу. Медленно так я иду и волшебным ударом освобождаю множество деревьев.

Михаил Пришвин «Разговор деревьев»

Почки раскрываются, шоколадные, с зелёными хвостиками, и на каждом зелёном клювике висит большая прозрачная капля. Возьмёшь одну почку, разотрёшь между пальцами, и потом долго всё пахнет тебе ароматной смолой берёзы, тополя или черёмухи.

Понюхаешь черёмуховую почку и сразу вспомнишь, как, бывало, забирался наверх по дереву за ягодами, блестящими, чёрно- лаковыми. Ел их горстями прямо с косточками, но ничего от этого, кроме хорошего, не бывало.

Вечер тёплый, а такая тишина, словно должно что-то в такой тишине случиться. И вот начинают шептаться между собой деревья: берёза белая с другой берёзой белой издали перекликаются; осинка молодая вышла на поляну, как зелёная свечка, и зовёт к себе такую же зелёную свечку-осинку, помахивая веточкой; черёмуха черёмухе подает ветку с раскрытыми почками. Если с нами сравнить — мы звуками перекликаемся, а у них — аромат.

Михаил Пришвин «Ореховые дымки»

Барометр падает, но вместо благодетельного тёплого дождя приходит холодный ветер. И всё-таки весна продолжает продвигаться.

За сегодняшний день позеленели лужайки сначала по краям ручьёв, потом по южным склонам берегов, возле дороги, и к вечеру зазеленело везде на земле. Красивы были волнистые линии пахоты на полях — нарастающее чёрное с поглощаемой зеленью.

Почки на черёмухе сегодня превратились в зелёные копья.

Ореховые серёжки начали пылить, и под каждой порхающей в орешнике птичкой взлетал дымок.

Михаил Пришвин «Вальдшнеп»

Весна движется, но медленно. В озерке, ещё не совсем растаявшем, лягушки высунулись и урчат. Орех цветёт, но ещё не пылят жёлтой пыльцой его серёжки. Птичка на лету зацепит веточку, и не полетит от веточки жёлтый дымок.

Исчезают последние клочки снега в лесу. Листва из-под снега выходит плотно слежалая, серая.

Неподалеку от себя я разглядел птицу такого же цвета, как эта прошлогодняя листва, с большими чёрными выразительными глазами и носом длинным, не менее половины карандаша.

Мы сидели неподвижно; когда вальдшнеп уверился, что мы неживые, он встал на ноги, взмахнул своим карандашом и ударил им в горячую прелую листву.

Невозможно было увидеть, что он там достал себе из-под листвы, но только мы заметили, что от этого удара в землю сквозь листву у него на носу остался один круглый осиновый листик.

Потом прибавился ещё и ещё. Тогда мы спугнули его; он полетел вдоль опушки, совсем близко от нас, и мы успели сосчитать: на клювике у него было надето семь старых осиновых листиков.

Цели: формирование навыка раздельного написания местоимений с предлогами; развитие умения правильно и точно употреблять местоимения в речи; формирование умения заменять имена существительные личными местоимениями.

Оборудование: таблица по русскому языку “Местоимения”, мультимедийный проектор, оценочный лист учащегося.

Ход урока

  1. Организационный момент. Психологический настрой на урок.

Настроимся на работу, улыбнёмся друг другу. Сядем поудобнее, закроем глаза, положим голову на парту и повторяем за мной. "Я в школе на уроке. Сейчас начну учиться, радуюсь этому, внимание моё растёт, я готов к работе. Головы подняли, вдохнули, работаем."

  1. Сообщение темы.
  1. Чистописание.

На доске: Весна пришла к нам молодая. Я здесь пою приход весны!

Учитель: Из какого стихотворения строки? Спишите. Подчеркните орфограммы.

Ученик: В.Жуковский “Жаворонок”.

Учитель: Запишите соединения букв.

  1. Сообщение темы.

Учитель: Отгадай загадки. В этом фрукте есть местоимение.

Ученик: Яблоко.

Учитель: Первый слог этого слова – местоимение, второй - звук издаёт лягушка.

Ученик: Тыква.

Учитель: Догадайтесь о какой части речи пойдёт речь на уроке?

Ученик: О местоимении.

Учитель: Сегодня мы будем повторять правописание местоимений, учиться составлять предложения с местоимениями. Будем развивать память, внимание, мышление. На уроке мы будем путешествовать по станциям. Каждый этап урока новое испытание на станции. В конце урока вы должны каждый получить оценку своей работы и узнать что-то новое о местоимениях.

  1. Закрепление пройденного материала.

1 этап урока – “Вспоминайка”.

Учитель: Прочитай местоимения. Слова каких частей речи заменяются этими местоимениями?

На доске. Я, тот, эта, этот, ты, он, таков, твой, мой, она, наш, ваш, его, оно, мы, её, их, свой, сам, вы, они, самый, всякий, каждый.

Учитель: Выпиши слова в две группы:

  1. местоимения-существительные;
  2. местоимения прилагательные.

Обменялись тетрадями. Сделали взаимопроверку. Оценили своего товарища.

2 этап урока – “Повторяйка”

Учитель: Какие местоимения записаны на доске.

На доске: Он, её, их, меня, мне, тебя, тобой, ими, мной, тебе, его, нему, им, нём, нас, нам, нами, вас, вам, вами, ним.

Ученик: Личные местоимения в разных падежах.

Учитель: Опираясь на таблицу, просклоняйте местоимения: 1 вариант – я, он; 2 вариант – ты, они; 3 вариант – мы, она. Где возможно употребите с предлогами. 3 человека работают у доски. Самопроверка, самооценка.

Учитель: Спиши. Поставь местоимения в нужном падеже.

  • Уровень 1. Подошёл к (он), возвратился с (она), поздравляю (он), посмотрел на (они), позвонил (она), отвечал (они), поговорил обо (я), поговорю с (вы).
  • Уровень 2. Мелькнула у (она), обрадовал (он), говорил при (они), спросил про (он), написал (она), помогал (они), ужинал со (я), беседовал с (ты).

Проверка по кодокарточке.

Учитель: Сделайте вывод о правописании местоимений с предлогами.

Ученик: Местоимения с предлогами пишутся раздельно.

Учитель: Проверьте свой вывод по учебнику. Оцените свою работу. Поставь оценку в оценочный лист.

(Учитель может оценить работы нескольких учеников, выполнивших задание первыми).

3 этап урока – Физминутка на мышечное расслабление.

Дождь.
Приплыли тучи дождевые:
-Лей, дождь, лей!
Дождинки пляшут,
Как живые:
-Пей, рожь, пей!
И рожь,
Склоняясь к земле зелёной,
Пьёт, пьёт, пьёт.
А тёплый дождь неугомонный
Льёт, льёт, льёт!

4 этап- “Запоминайка”.

Учитель: Прочти и запомни словосочетания.

  • Приехал ко мне –
  • Вредные для нас –
  • Нарисовал с тобой –
  • Поужинаю у вас –
  • Приплыла к нему –
  • Взглянула на них –

Учитель: Запиши словосочетания по памяти. Поставь местоимения в начальной форме. Задание с комментированием. Найди закономерность. Как расположены местоимения? Определи лицо, число, падеж местоимений.

Ученик: Местоимения расположены в следующем порядке – 2 местоимения 1 лица, 2 местоимения 2 лица, 2 местоимения 3 лица. Местоимения расположены в следующем порядке – местоимение единственного числа, местоимение множественного числа…

5 этап – “Мы редакторы”.

Работа с текстом. Учитель проецирует текст. В озерке урчат лягушки. Весне движется, но медленно. Неподалёку от себя я разглядел птицу с большими чёрными выразительными глазами и носом цвета прошлогодней листвы. Орех цветёт, но ещё не пылят жёлтой пыльцой (он) серёжки. Исчезают последние клочки снега в лесу. Я сидел неподвижно. Вальдшнеп взмахнул носом и ударил (он) в прелую листву. Потом он полетел вдоль опушки, и я сосчитал на клювике у (он) семь старых осиновых листиков.

Учитель: Отредактируй текст. Расставь предложения так, чтобы получился текст.

Учитель проецирует отредактированный текст. Самопроверка. Оценка.

6 этап – “Сочиняйка”.

Учитель: Составь предложения на тему “Весна”, используя как можно больше личных местоимений в косвенных падежах.

7 этап – “Задай вопрос”.

Учитель: Кто больше задаст вопросов по теме “Местоимение”.

Ученики:

  • Что такое местоимение?
  • В речи местоимения употребляются вместо какой части речи?
  • Местоимения указывают или называют предметы, признаки, количества?
  • Какие местоимения называются личными?
  • Какие формы имеют личные местоимения?
  • Изменяются ли основы местоимений при склонении?
  • Как пишутся местоимения с предлогами?
  • Как изменяются местоимения с предлогами при склонении?
  1. Подведение итогов урока.

Учитель: Возьмите оценочный лист, выставите все полученные оценки за урок. Вычисли средний балл своей работы на уроке.

У каждого ученика на парте оценочный лист.

Учитель: Кто доволен своей работой? Кому надо быть внимательным? Кто должен повторить пройденный материал?

(Ответы детей).

Учитель: Переворачиваем оценочный лист и находим что-то новое о местоимениях.