Полотняный завод. Полотняный завод (Калужская область)

«Кабы Заводы были мои, так меня бы в Петербург не заманили и московским калачом. Жил бы себе барином... ».
Так писал в 1834 г. А.С. Пушкин своей жене. В усадьбе Полотняный Завод, принадлежавшей деду Натальи Гончаровой — Афанасию Николаевичу Гончарову — Пушкин бывал дважды: весной 1830 г. и осенью 1834 г.

Возможно, именно связь усадьбы с Гончаровыми и Пушкиным послужила тому, что государство нашло средства на ее восстановление. Некоторым же другим калужским усадьбам повезло гораздо меньше.

Настоящий рассказ о музее-усадьбе Полотняный завод изначально был задуман как составная часть рассказа о посещенных усадьбах Калужской области в ходе поездки в июне 2011 года.
Однако в процессе подготовки рассказа и поиска исторических сведений текст об усадьбах так разросся, что я решил разделить его на три части, уделив каждой усадьбе отдельный пост.
Впереди еще рассказы об усадьбах Авчурино и Степановское-Павлищево и их владельцах.

В 1718 г. калужский купец Карамышев построил на берегу реки Суходрев полотняную и бумажную фабрики. С 1732 г. совладельцами фабрик становятся его племянник Г.И. Щепочкин и предприимчивый молодой человек из посадских людей Афанасий Абрамович Гончаров (1699-1784). После смерти Карамышева в 1733 г. его вдова, забирая свой капитал, отказывается от участия в фабриках. Добивавшийся полной самостоятельности, А.А. Гончаров в 1735 г. осуществляет вместе с Г.И. Щепочкиным раздел собственности, после которого Гончарову достается львиная доля. В ознаменование этого события в 1736 г. Гончаров строит рядом с фабрикой каменную церковь Преображения Господня.

Своей неутомимой деятельностью и предприимчивостью А. А. Гончаров добивается того, что в 1742 г. по указу императрицы Елизаветы ему был пожалован чин коллежского ассесора. Не ограничиваясь только Полотняным Заводом,
он строит фабрики и в других губерниях. Правительство ему всецело покровительствует.


А. А. Гончаров

Примером тому служит личный визит императрицы Екатерины II на Полотняный Завод в декабре 1775 г., в ходе ее путешествия по России. К приезду императрицы было завершено строительство и отделка усадебного дома.
Однако, как считают исследователи, дом, в котором останавливалась Екатерина
II,
выглядел иначе, нежели тот, который дошел до наших дней.
Первоначально усадебный дом представлял собой
пышный, красного цвета дворец с богатой и живописной отделкой фасадов.
После смерти А. А. Гончарова его внук Афанасий Николаевич
переделал фасады и планировку дворца по своему вкусу.

Афанасий Абрамович, возвысивший род Гончаровых, оставивший после себя несколько фабрик, приносящих немалый доход, имения, - скончался 20 января 1784 г. на Полотняном Заводе
и был торжественно похоронен в построенной им церкви Преображения.

Усыпальница А. А. Гончарова в церкви Преображения в усадьбе Полотняный Завод.

Противоположностью основателя завода и усадьбы был внук А. А. Гончарова — Афанасий Николаевич, который доводился дедушкой Натальи Гончаровой. Нерасчетливый, расточительный, влюбленный в блеск и роскошь, А. Н. Гончаров умудрился влезть в огромные долги, вследствие чего его внучка, выходя замуж за А.С. Пушкина, имела в качестве приданого заложенное имущество.

Крепостной оркестр Гончаровых. (Восковая группа. Полотняный Завод)

С именем А.Н. Гончарова связана забавная история с бронзовой статуей Екатерины II, изготовленной в Берлине, которую он приобрел, желая увековечить память посещения завода императрицей. Причем эта статуя принесла немало хлопот и Пушкину. В письме от 29 мая 1830 г. начальнику Третьего Отделения Собственной Е. И. В. канцелярии А.Х. Бенкендорфу Пушкин писал: «Прадед моей невесты некогда получил разрешение поставить в своем имении Полотняном Заводе памятник Имепратрице Екатерине II. Колоссальная статуя, отлитая по его заказу в Берлине, неудачна и не может быть воздвигнута. Вот уже более 35 лет, как она погребена в погребах дома. Торговцы медью предлагали за нее 40 тыс. рублей, но теперешний владелец Гончаров не хотел на это согласиться. Он дорожил этой статуей, несмотря на ее уродливость, памятуя о благодеяниях покойной Государыни. Он боялся, что если уничтожит статую, то потеряет право вновь воздвигнуть монумент. Теперь, когда брак его внучки решен, он оказался без средств и после Государя лишь его Августейшая Прабабка может его вывести из затруднения ».

Через месяц Пушкин получает ответное письмо, в котором говорилось, что «Государь изъявил соизволение свое на расплавление имеющейся у Гончарова колоссальной неудачно изваянной в Берлине бронзовой статуи, блаженной памяти Имепратрицы Екатерины II ”.

Мысль о продаже и переливке бронзовой статуи постоянно тревожила А.Н. Гончарова, т.к. его материальное положение становилось день ото дня все сложнее. Набрав в свое время кредитов на огромные суммы, он погряз в долгах. История с этой статуей завершилась в 1846 г., когда она была, наконец, воздвигнута в Екатеринославе (Днепропетровск). Екатеринославское дворянство, желая установить в своем городе памятник Великой Императрице, собиралось заказать его изготовление. Однако вскоре выяснилось, что у фабриканта Бердта на заводе находится невостребованная статуя Екатерины II, которую он купил у А.Н. Гончарова для переплавки. Бердт продал ее екатеринославскому дворянству и статуя украсила соборную площадь города.

Усадьба Полотняный Завод сыграла непоследнюю роль и в войнес Наполеоном в 1812 г.
Вот дневниковая запись А.Н. Гончарова от 15 октября 1812 г.: «Утром вся дворня и фабричные разбежались с Заводу в разные места, а к вечеру главная наша армия пришла ко мне на Завод, где учреждена гаупт-квартира. Я ж, отдав весь свой дом под оную, сам выехал ночевать в Товарково ». Таким образом усадебный дом Полотняного Завода на некоторое время приютил в своих стенах великого русского полководца генерал-фельдмаршала М. И. Кутузова. Считается, что он размещался в комнате на третьем этаже в левом (со стороны двора) ризалите.

Вообще все жилые комнаты в усадебном доме размещались на третьем этаже. Они были невысокие и сравнительно простые. Второй этаж был парадным.

Центральное место здесь занимала просторная гостиная, окнами выходящая в парк.

По соседству размещались малая гостиная,

китайская комната (диванная),

Екатерининская спальня,

биллиардная, кабинет и другие комнаты. На первом этаже помещались людские, кухня и гончаровский архив.

Вся обстановка усадьбы после революции 1917 г. была вывезена в музеи Москвы, Ленинграда и Калуги.

В конце 1930-х гг. в бывшем усадебном доме Гончаровых была размещена средняя школа Полотняного завода.
На втором этаже, в комнате, в прошлом носившей имя «китайской» (или диванной), устроили музей А.С. Пушкина.
Однако школа просуществовала недолго.
В октябре 1941 г. весь поселок, в том числе и бывшую усадьбу, заняли солдаты вермахта.
Многие жители поселка и рабочие полотняной фабрики подались в калужские леса, в партизанские отряды.
Немцы основательно укрепились в Полотняном и не хотели его терять как ключевой пункт на железнодорожной ветке, как опорный пункт в системе обороны этого рубежа по реке Суходрев, и как благоустроенное зимовье.
Лишь в январе 1942 г. частям 49-й армии генерала И. Г. Захаркина
после нескольких неудач удалось вытеснить немцев из Полотняного Завода.
После ожесточенного штурма, унесшего большое число жизней с обеих сторон, усадьба предстала в жутком виде.
Главный усадебный дом был сожжен, парк истерзан.

В таком состоянии усадьба находилась вплоть до 1990-х годов, пока ее не начали постепенно восстанавливать.

На сегодняшний день усадебный дом восстановлен полностью, однако фасад, обращенный к реке Суходрев, еще ожидает отделочных работ. Восстановлена обстановка второго этажа. На третий этаж, к сожалению, пока не пускают.
От парков, садов и аллей практически ничего не осталось.


Ворота в парк (вид со стороны парка)

По крайней мере регулярного парка не просматривается, деревья растут беспорядочно; на месте парка устроено футбольное поле.

От церкви Спаса Преображения, что находилась у главных ворот усадьбы, остался лишь фундамент. Тем не менее, ее собираются восстанавливать. Каждый желающий может внести свою лепту, приобретя именной кирпич, из которых впоследствии и будет выстроена церковь.

От конного двора тоже ничего не осталось. На нем располагаются частные владения.

Очень хочется верить, что со временем усадьба будет восстановлена полностью.

Ежегодно 7 июня в усадьбе Полотняный Завод устраивается Пушкинский праздник поэзии, на который съезжаются потомки Пушкина, Гончаровых, своременные поэты, барды и артисты.

Историко-архитектурный и природный музей-усадьба «Полотняный Завод»

Историко-архитектурный и природный музей-усадьба «Полотняный Завод» едва ли не самый молодой в Калужской губернии. Он был торжественно открыт 5 июня 1999 года, к двухсотлетию со дня рождения А.С. Пушкина, как филиал Калужского областного краеведческого музея.
Полотняный Завод - уникальный усадебно-фабричный архитектурный комплекс, возникший в XVIII столетии. Здесь сохранились две усадьбы - Гончаровых и Щепочкиных.
Начало истории Полотняного Завода восходит к 1718 году, когда купец Тимофей Карамышев получил от Петра I Указ о постройке заводов «для делания парусных полотен». В 1720 году последовал еще один Указ: «…построить своим коштом бумажную мельницу и делать бумагу» В 1732 году компаньонами в дело вошли Афанасий Гончаров и Григорий Щепочкин, а после смерти Карамышева с 1735 года они остались в деле вдвоем. Главенствующее положение занял Гончаров: его капитал втрое превосходил долю Щепочкина. В том же 1735 году произошел раздел фабрик, чтобы «каждый в своей части прилежнее рачить мог». К 1767 году сложился усадебный ансамбль, уникальность которого состояла в том, что производство находилось в непосредственной близости от господского дома.
Парусно-полотняная мануфактура прекратила свою деятельность в середине XIX века. Бумажная мануфактура действует и поныне.
Экспозиция музея включает 14 залов, в том числе выставочный, который находится в бывшей бильярдной. Приоритетным направлением работы музея стало проведение театрализованных экскурсий для школьников: «Здравствуй, музей!», «В гостях у Ученого Кота», «Сказки Арины Родионовны». Разработана событийная экскурсия: «Розы Гименея» для молодоженов. При музее организован литературный клуб «Под сенью дружных муз» для любителей поэзии. Впервые в этом году состоялся районный детский фестиваль «Здравствуй, племя младое, незнакомое!», посвященный
211-ой годовщине со дня рождения А. С. Пушкина. С июля 2010 года при музее действует лодочная станция. Постоянно проводятся экскурсии по парку и Дому Щепочкиных. Ежегодно в первую субботу июня проводятся Пушкинские праздники поэзии. Другое традиционное мероприятие - День Натали, который организуется совместно с Детской школой искусств им. Н.Н. Гончаровой. Новое веяние в работе музея - устройство дворянских балов при содействии членов московского исторического общества «Бал в русской усадьбе». Первый такой бал с успехом прошел в Полотняном Заводе 28 августа нынешнего года.
Музей поддерживает тесные связи с ОАО «Полотняно-Заводская бумажная фабрика». Стало доброй традицией ежегодно 1 сентября проводить «Праздник школьной тетради» и выставку школьной продукции в экспозиции музея - усадьбы. Дружеские взаимоотношения связывают наш музей с Государственным музеем А.С.Пушкина в Москве. Столичные коллеги неоднократно предоставляли Полотняному Заводу свои экспонаты для выставок, в частности, на Натальин День была организована выставка картины «амазонки русского авангарда» Н.С. Гончаровой «Дом над прудом. Полотняный Завод».
Постоянную поддержку ощущает коллектив музея со стороны поселковой Управы и мэра Полотняного Завода А.В. Иванова.
Сотрудники музея неизменно находятся в творческом поиске новых идей. Наша последняя разработка - костюмированное представление «Новогодняя сказка в доме Гончаровых», действие которой разворачивается в парадной анфиладе комнат музея. А после представления Дед Мороз приглашает ребят прокатиться в деревянных санках с горки рядом с музеем.
Среди перспектив развития музея-усадьбы «Полотняный Завод»:
- историческая реконструкция фрагментов развития бумажного и ткацкого производства (выпуск сувенирной бумаги с водяными знаками);
- создание системы объектов социальной и туристской инфраструктуры (кафе, гостиница);
- возобновление экскурсий по территории ОАО «Полотняно-Заводская бумажная фабрика».

Ежегодно музей становится центром областных мероприятий:

    Пушкинский праздник. Июнь.

    Пушкинские чтения. Июнь.

    Натальин день. Сентябрь.

Огромный парковый ансамбль Полотняного Завода создавался несколько десятилетий, с середины XVIII века до начала XIX столетия. Парковый ансамбль состоял из трех частей: Большого парка, Нижнего парка и Красного парка. Красный парк был самым старым. Его под именем Красного сада упоминал в одном из писем А.А. Гончаров еще в 1737 году. Это был небольшой регулярный парк с многочисленными цветниками и характерными для XVIII века «затеями» вроде земляных горок - «улит». Так назывались земляные насыпные горки-пирамиды с винтовыми дорожками. Нижний, или Водяной парк украшала цепочка живописных прудов, образующих полуостров с куртинами и беседками. Большой парк был типичным пейзажным, с прихотливой сеткой дорожек в лесных кущах и бегавшими на свободе оленями. Посыпанные красным песком дорожки окаймляли аккуратно подстриженные липы, в зелени аллей белели мраморные статуи, через каналы были переброшены легкие мостики. На крутом берегу реки Суходрев стояла романтическая беседка - миловида, от которой открывались виды на заречные луга и леса. Чтобы любоваться этими видами, была сделана просека от беседки. Семейство Гончаровых славилось на всю округу своим хлебосольством. В Полотняный Завод на пиры и охоты съезжались все окрестные помещики, гости из Москвы. Для них в усадьбе Гончаровых ставились спектакли, устраивались концерты, иллюминации, прогулки на лодках.

Вряд ли предполагал московский художник Александр Валентинович Средин, что его поездка в 1907-1909 годах в усадьбу Гончаровых Полотняный Завод обернется нежданным "звездным часом" всей его жизни, что именно она оставит его имя в летописи отечественной культуры. Приехал он по приглашению владельцев имения, чтобы написать его интерьеры. Потом увлекся историей усадьбы, былями ее и загадками. Особенно связанными с пребыванием здесь Пушкина. Засел за изучение семейного архива Гончаровых. И - о, неожиданная удача! - отыскал неизвестное даже для тогдашних хозяев имения письмо Пушкина, направленное 25 апреля 1831 года деду Натальи Николаевны Гончаровой - Афанасию Николаевичу. Впервые опубликовал его в журнале "Старые годы" за июль-сентябрь 1910 года в своей статье, посвященной Полотняному Заводу. Письмо сразу вошло в обязательную пушкиниану и ныне широко известно. Учитывая трагическую судьбу архива Гончаровых в Полотняном Заводе после 1917 года, можно утверждать, что Средин спас его от неминуемой гибели.

В статье также впервые и весьма подробно рассказал Средин о посещении гончаровского дома великим поэтом, об исторических, художественных, книжных и архивных его богатствах. И - какая ирония судьбы! - именно эта статья и приведенное в ней письмо Пушкина, а не его творчество, принесли ему много лет спустя признательность потомков. Теперь ни один ученый, литератор или журналист, занимающийся Полотняным Заводом, не может обойтись без цитаты из статьи Средина.

Но как художник Александр Средин почти неизвестен. Его работы, разбросанные по разным музеям, не изучаются, не публикуются. Его жизнь и творчество обойдены вниманием искусствоведов. Словно какое-то зловещее табу наложено на его имя.

Во время Великой Отечественной войны усадьбе был нанесен огромный ущерб: сгорел главный дом, был сильно вырублен парк. Усадьба была частично восстановлена только в 1970-х годах. Реставрационные и восстановительные работы ведутся и поныне. Сейчас в Полотняном Заводе действует музей. Ежегодно в первое воскресенье лета проводится Пушкинский праздник поэзии, собирающий огромное количество гостей.


Одна из лучших усадеб калужской земли Полотняный Завод находится в 30 километрах от Калуги.



В 1718-м году здесь на берегу речки Суходрев калужский купец Карамышев построил полотняную и бумажную фабрики. Со временем у Карамышева появились два компаньона - его племянник Г. И. Щепочкин и "калужский посадский" А. А. Гончаров. После смерти Карамышева компаньоны полюбовно разделили общее имущество.


Предприимчивый и оборотистый Афанасий Абрамович Гончаров сумел так развернуть свой бизнес, что через пятьдесят лет этот бывший калужский "горшечник" заделался крупным вельможей, владельцем множества заводов и фабрик, хозяином нескольких усадеб и домов в Москве и Калуге, а в его доме в Полотняном Заводе не побрезговала остановиться сама Екатерина II.



Афанасий Абрамович Гончаров умер в 1784-м году, дожив до 85 лет. Его сын пережил отца ненадолго, и усадьба перешла к внуку Афанасию Николаевичу Гончарову, деду жены Пушкина. Афанасий-внук умудрился в короткий срок промотать всё огромное состояние деда, оставив своих детей и внуков ни с чем. Усадьбу Полотняный Завод, впрочем, сохранить семье удалось.


В 1812-м году в усадебном доме размещался Главный штаб Кутузова. Дважды в Полотняный Завод приезжал Пушкин: сначала ещё женихом - представиться деду невесты, а во второй раз - в гости уже на правах близкого родственника. В Полотняный Завод, в дом своего счастливого детства вернулась с детьми молодая вдова Наталья Николаевна Пушкина, и, не имея практически средств к существованию, прожила здесь пару лет на попечении своего брата Дмитрия, ставшего к тому времени хозяином усадьбы.


В конце 19-го столетия Полотняным Заводом владел Дмитрий Дмитриевич Гончаров. Он и его жена служили в оперном театре Зимина. В Рабочем театре Полотняного Завода выступали и О. Л. Книппер, и Е. Ф. Гнесина, и сами хозяева.


В 1941-м году главный усадебный дом Гончаровых сгорел, деревья в парке были вырублены. Остов полуразрушенного дома простоял несколько десятилетий.






В 1970-е начались реставрационные работы, которые, как обычно, продвигались черепашьими темпами. Тем не менее, к 200-летию со дня рождения Пушкина дворец более или менее привели в порядок и открыли в нём музей.





В своём домашнем архиве мы нашли фотографии, сделанные в мае 1999-го года, то есть накануне пушкинского юбилея.








Сейчас фасад со стороны главного входа выглядит прилично.




А вот над фасадом дома, обращённого к каналу, ещё работать и работать.




Строительство главного дома в Полотняном Заводе, по-видимому, было закончено в середине 18-го столетия. Правда, выглядел он тогда иначе. Сначала это был красный (а потом лазоревого цвета) дворец в стиле барокко с богатой лепной и живописной отделкой фасада.



Через три десятка лет пришла новая мода, дворец перепланировали внутри и изменили его фасады.




Дворец имеет три этажа. В нижнем этаже помещались людские и кухня, второй этаж занимали парадные залы, а на третьем этаже жили хозяева и их гости.


Из вестибюля на второй этаж, где и развернута музейная экспозиция, ведёт деревянная парадная лестница. Понятно, что говорить о полной реконструкции, а уж тем более о реставрации интерьеров не приходится - осталось слишком мало документальных материалов.









Но можно, по крайней мере, осмыслить планировку дома, оценить размеры его помещений.


Эта комната служила столовой.



Одно из самых больших помещений - Большая гостиная.








К Большой гостиной примыкает камерная Китайская диванная.




Парадная "Екатерининская" спальня - дань существующей тогда моде.



Тот, кто надеется увидеть пышные интерьеры и "стулья из дворца", будет, скорее всего, разочарован.








Музейная экспозиция состоит, в основном, из документов (или копий документов) и по крупицам собранных предметов, отражающих разные периоды жизни усадьбы.








С одной стороны от главного дома сохранились служебные корпуса.






С другой стороны прямо непосредственно к дворцу примыкают самые старые корпуса бумажной фабрики. Хозяина Полотняного завода такое соседство ничуть не смущало - фабрика была его детищем и его гордостью.




Как ни странно, бумажная фабрика, основанная 300 лет назад, работает и сейчас.











К корпусам фабрики пристроены нарядные Спасские ворота, названные так по стоявшей рядом усадебной церкви Спаса.






Ворота живы, а вот от церкви остался лишь фундамент.




Напротив входа в усадебный дом виднеется башенка ворот Конного двора.






Сами корпуса конюшен сохранились, но пребывают в удручающем состоянии.





Когда-то в гончаровской усадьбе было три парка: Нижний, Красный и Большой.


"Нижний парк" отделён от дворца каналом.




Место тут само по себе низкое и некрасивое, но создатели парка сумели превратить эту невыразительную местность в романтический ландшафт, устроив цепь прудов сложной формы.




Пруды обнесли высокими дамбами, по которым проложили аллеи.




При этом пруды служили не только эстетическим целям, они исполняли ещё и функцию отстойников воды для фабрики, так как для производства бумаги высшего качества требуется исключительно мягкая вода.




"Большой парк" раскинулся в излучине реки Суходрев, длинной петлёй огибающей усадьбу.


Старых деревьев в парке практически не сохранилось - очень уж сильно пострадал он во время войны.



Не дошли до нас и многочисленные парковые павильоны. И тем не менее, планировка парка легко "читается" и по сей день: рощицы и аллеи на высоком берегу Суходрева, мягкие заливные луга внизу у самой реки.








От дома, через фруктовый сад и дальше через весь Большой парк проходит прямая липовая аллея.






Сейчас аллея называется "Пушкинская", но сами хозяева называли её "Елизаветинской".


Аллея выводит к тому месту, где когда-то стояла беседка "Миловида". Беседка здесь есть и сейчас, но, увы, современная, совсем не гончаровская.



Рядом с беседкой "сидит" Пушкин. Говорят, он любил это место в парке.






В парке, почти сразу за Парковыми воротами, в нескольких минутах ходьбы от гончаровского дома стоит великолепный дом Щепочкина (бывшего компаньона старого Афанасия Гончарова).






Здание с обращённым к реке колонным портиком высится на краю обрыва над рекой, откуда открываются потрясающие виды.




Сведений об истории этой усадьбы сохранилось на удивление мало, но достоверно известно, что в 1872-м году дом уже стоял, а чуть позже его перестроили.


Дому Щепочкина в войну повезло гораздо больше, чем соседскому, он остался цел. Более того, частично сохранились и подлинные интерьеры. Многие десятилетия вплоть до 2007-го года в стенах старого дома находилась поселковая средняя школа. Сейчас здание передали музею, и вроде бы там даже начались реставрационные работы. Сколько они продлятся, неизвестно, Пушкин-то в этом доме, увы, не жил, и очередного юбилея поэта ждать не приходится.


Вот как выглядел дом Щепочкина в 1999-м году.








А это - современная фотография.




Рядом с главным домом сохранился один из флигелей, второй флигель и многочисленные служебные постройки не уцелели.


К сожалению, сейчас полностью восстановить весь усадебный комплекс, в том числе и парк, невозможно, так как часть усадьбы просто-напросто застроена жилыми домами посёлка.









Третий гончаровский парк - "Красный парк" с цветниками и "парковыми затеями" - располагался вокруг П-образного пруда. На берегу пруда стоял летний Красный дом. Этот парк исчез давно - ещё в середине 19-го века его территория отошла под Торговую площадь выросшего при фабрике посёлка.


В сам посёлок от гончаровского дома можно попасть через Спасские ворота. Чуть дальше на пути попадётся башенка несохранившейся каменной ограды усадьбы.






А отсюда короткий переулок приведёт на главную улицу посёлка Полотняный Завод с сохранившимися старыми, но вполне солидными домиками.






Статус "посёлок городского типа" Полотняный Завод получил в 1925-м году, но задолго до того зажиточные граждане начали строить свои дома вполне "по-городскому".







Особенно нас потряс двухэтажный дом, занятый ныне поселковой администрацией.






От обилия декора на фасаде аж дух захватило!













Несколько смутили нас, правда, крупные крендели - то ли это отражение эстетических пристрастий бывшего владельца, то ли хозяин дома был местным булочником.




В советское время на большой центральной площади выросло здание поселкового клуба.






А сбоку от клуба построили двухэтажный магазин. В интерьерах магазина сохранилась интересная отделка разноцветной стеклянной плиткой.



Конечно, хотелось бы увидеть усадебный комплекс и музей в более цветущем состоянии. Тем не менее, следует сказать "Большое спасибо!" и поклониться тем людям, которые в крайне трудное время смогли дать старой усадьбе вторую жизнь и сохранить частицу нашей истории.