Как изнасилуют маленьких детей. Обвиняемого в изнасиловании и убийстве грудного ребенка признали вменяемым. Сексуальное насилие в семье

На этой неделе в Курганской и Челябинской областях проверяли интернаты, инспекцию устроили представители аппарата уполномоченного по правам ребенка и сотрудники прокуратуры. О том, что в челябинском детском доме массово насиловали сирот, две недели назад заявили три приемные семьи, которые взяли под опеку семерых мальчиков 10–14 лет. Дети в мельчайших подробностях рассказали истории о насилии, во всех эпизодах фигурируют одни и те же люди - четверо педагогов детдома и двое посторонних мужчин. Арестован 51-летний посетитель, получивший от опеки разрешение брать детей-сирот в так называемом гостевом режиме, при этом воспитатели и дирекция интерната причастность работников к изнасилованиям отрицают, заявляя, что дети все придумали. Одна из выпускниц детского дома в Ивановской области на условиях анонимности рассказала The Insider, как были устроены отношения с воспитателями у нее и других сирот, какие издевательства со стороны воспитателей они пережили и почему дети из интерната не могут пожаловаться на своих мучителей.

Когда я услышала про Челябинск, сразу поняла, что дети не врут. У нас тоже были случаи насилия, и все, кто непосредственно связан с детским домом, всегда как можно сильнее хотят эту тему «замять». У них есть деньги, ресурсы, они еще опираются на то, что жертвы — дети-инвалиды, умственно отсталые, что они все выдумали... Но они не могут такое выдумать. Я жила в интернате, я видела, как наши воспитатели… Интернат находится в Ивановской области, в деревне. Я такого навидалась, и знаю, что дети не врут. Начни с любым другим домашним ребенком разговаривать на эти темы, они таких подробностей — как, чего, куда - не знают.

Я общаюсь с некоторыми одноклассниками, с другими сиротами, кто меня постарше, кто помладше, на тему насилия, предлагаю: давайте дадим ход этим делам, но они не хотят ворошить прошлое, стесняются. У девочки Насти, многодетной, которой я помогаю, воспитатель очень-очень жестокая была, она детей очень сильно била - выбивалкой, скакалкой. Были у нас и другие воспитатели, они просто выставляли нас за дураков. У меня одноклассник есть, его тоже за больного считали, сестра его тоже в специнтернате росла, ее удочерили, — в итоге у нее сейчас два высших образования, хотя ее тоже считали нездоровой. В итоге ей повезло, и она сейчас нормально живет. Колька, брат ее, из тюрьмы вышел, она и ему даже помогла.

То есть это сама интернатная система нас делает такими. Меня тоже за больную считали, у меня мама инвалид по психическому здоровью, мне воспитатели и даже директор говорили, что я вообще никто, и отправляли меня в психушку много раз. Я читала свои характеристики — они были очень плохие. Такой негатив на меня шел, но я не знала, как пожаловаться, куда, потому что без толку было.

Воспитатели на нас давили, потом я пошла в ПТУ, там был учитель, который сирот обманывал, говорил, что нас на 18 тысяч рублей в год одевают, хотя это вранье, я даже сейчас живу самостоятельно и себе не могу позволить в год на эту сумму одеться, так сейчас цены-то намного дороже, чем раньше были, и тем не менее я одета нормально.

С едой нас очень обманывали. Как чуть-чуть нашкодим, мы же дети были, этот воспитатель в ПТУ, говорил — ты бомжичкой будешь. В другом ПТУ учитель мне постоянно докучала, и в итоге в 19 лет я взяла свое личное дело и разорвала, потому что историю ребенка знали все, вплоть до дворовой собаки.

Славка Полунин из нашего класса сейчас сидит в тюрьме, 15 лет ему дали за убийство. А сколько он насилия перенес в интернате?

В итоге я нормально вышла, живу самостоятельно, хотя большая часть одноклассников — нет. Славка Полунин сидит в тюрьме, 15 лет ему дали за убийство. А сколько он насилия перенес в интернате? Я с мальчишками всеми разговаривала — ведь когда ребенка насилуют, он эту всю ситуацию воспринимает, будто так и надо. А потом он вырастает, и у него идет агрессия, и он по отношению к миру выплескивает эту агрессию.

Как Славка, он сидит, у него уже четвертая «ходка», он был изнасилован системой и физически — он мне сам об этом рассказывал. Какой ребенок будет после пережитого в детском доме нормальным? У него уже душа больная. Он вроде и старается жить, но в нем крутится эта чернота, которая с ним происходила в интернате, он вроде старается жить, но она его убивает и выливается в насилие.

К нам пришел работать один молодой воспитатель, он над нами издевался, вот один из способов — брал большую бутылку с лимонадом и выстраивал нас в ряд в одних трусах перед старшеклассниками, в пробку вливал лимонад, и мы пили по очереди. Говорил: пока этот лимонад весь не выпьете, не дай бог, мимо крышки кто прольет, будете тут стоять. Мы, наверное, часа два его пили — наливали сами в эту крышку.

Помню, как в лагере к нам ночью приходили дежурные врачи, это были в основном женщины в белых халатах. Я жила в отдельной комнате с девочкой Леной. Она была младше меня на два года — она была в первом классе. По соседству в другой комнате жили одноклассницы, там их было человек 5-6, в другой комнате тоже первоклашки, а я в третьем классе училась.

Воспитатель завел меня в другую комнату и стал спрашивать: «Что ты вчера ночью видала?» Я говорю: «Так и так, вас видела», — а он меня пнул и швырнул со всей силы. Я упала, заревела, он сказал: «Ты ничего не видала»

И ночью к ним залез один такой, в белом халате. Я ночью встала, слышу — шум и гам, вышла на улицу, наши двери были буквально в одном шаге от комнаты — я ее тихонько открыла узнать, что творится, и вижу: в правой стороне лежит Анька и на меня выходит мужчина в белом халате, наш воспитатель. Позже со слов девчонок я узнала, что он к ним уже не первый раз залезал и лез под одеяло руками. Он меня увидал, на следующий день у нас была зарядка около корпуса, завел меня в другую комнату и стал спрашивать: «Что ты вчера ночью видала?» Я говорю: «Так и так, вас видела», — а он меня пнул и швырнул со всей силы.

Я упала, заревела, он сказал: «Ты ничего не видала». После этого случая я сильно испугалась, пыталась сбежать из лагеря, но он меня контролировал, и я не сбегала. Он после этого еще продолжал работать, я потом забыла про это, знаете, как у детей — с ними казусы случаются, потом они могут быстро все забыть. Они внутри-то держат это, но просто не думают об этом, мы же реально не ощущали, не знали, что происходит преступление. Этот воспитатель, он же в городе находится, мы его часто встречаем, он прямо домогается нас. Он, понимаете, никого по имени не называл, всем прозвища давал, мы больные, идиоты для него.

Их так запугивают, как нас запугивали: «Вы сироты, вы никто, за вас некому заступиться, идите жалуйтесь куда угодно, нам ничего не будет»

Если бы пострадавшие дети до сих пор жили в интернате, они бы ничего не сказали, потому что их так запугивают, как нас запугивали: «Вы сироты, вы никто, за вас некому заступиться, идите вы жалуйтесь куда угодно, нам ничего не будет». И мы много-много преступлений видели со стороны воспитателей, видели, что они не наказаны, после этого мы понимали, что действительно никакой защиты нам не будет. На этого воспитателя-насильника никто в интернате не обращал внимания, но все же там не все были подонки.

У меня был случай, это было в третьем классе, воспитатель Людмила Игоревна в тихий час подошла ко мне, говорит: «Вер, ты знаешь, что у тебя сегодня день рождения?» Удивительно, мне было 11 лет, и я даже не знала, когда у меня день рождения. Она директора упрашивала выдать на праздник продукты, та даже немножко выписала. У нас праздники всегда так проходили — воспитатель ходила к директору, та выписывала муки, песку, но в основном большую часть приносила воспитатель из дома.

Помню, она мне подарила фломастеры и разукрашку. Это был мой первый день рождения. Она нам приносила свое варенье и иногда водила нас домой. Во втором классе к нам пришла другая воспитатель, Наталья Павловна, она сначала очень плохо к нам относилась, мальчишек била, а девчонок не трогала. Ее муж в Чечне служил, я ему рассказала, что его жена детей бьет, он с ней после этого поговорил, и она стала к нам очень хорошо относиться.

Воспитатели все были молодые, и у нас на первом этаже каждые выходные устраивались дискотеки. Помню, как они пришли, видать, выпившие и стали свои понты крутить. Наш интернат в деревне стоял, в глуши, так что они ничего не боялись — прямо в зале танцевали, а всех детей разогнали.

Я подошла к Наталье Павловне и предупредила, что директору про них все расскажу. Потом был отбой, и в темноте Наталья Павловна ко мне подошла, схватила меня и говорит: «Если ты скажешь, я, говорит, тебе сейчас напи*дюляю». Я ей ответила, что все равно скажу, и она меня бросила на кровать и стала пинать ее и повторяла: «Не скажешь, не скажешь». Наверное, час она меня так трясла, и я в итоге сдалась и пообещала ничего про нее не рассказывать. На следующий день она пришла после уроков, подошла ко мне и спросила, буду ли я на нее жаловаться директору. Вынула блок Turbo, Love is… со словами: «Это тебе жвачки». И все, я потом этот случай забыла вообще.

Иногда я думаю, откуда в них эта злость. Представим, что одинокая девушка идет по темному переулку, и за ней идет мужчина. Он вышел из дома, планировал сходить купить, допустим, минеральную воду. И видит идущую в одиночестве беззащитную девушку. И у него срабатывает инстинкт. Одним он подсказывает пройти мимо, а другим — «одна, беззащитная, слабая, дай-ка я ее изобью и изнасилую». Так и в интернатах происходит. Детские дома закрытые. Дети маленькие, беззащитные, их можно запугать, можно им конфету дать.

Насильники так и делают, они тонкие психологи и знают, кого можно тронуть, а кого нельзя

Насильники так и делают, они тонкие психологи и знают, кого можно тронуть, а кого нельзя. Мне, например, перепадало не так сильно, потому что я могла жаловаться директору. Помню, как я сбежала со своим классом в соседний поселок. Мы просто полдня занимались бродяжничеством. А потом я ближе к вечеру пришла, и меня воспитатель вместе с двумя старшеклассницами стала «укладывать». Она меня скакалкой хлестала, а другие держали за руки, за ноги, потом они меня раздели. На следующий день я устроила бойкот, сказала, что учиться не пойду, пока все наказаны не будут. К директору сходила, я у нее там проревелась, потом этих девчонок-старшеклассниц отвезли в психушку, а эту воспитательницу убрали из нашего класса.

То есть все-таки была хоть какая-то, пусть небольшая, но справедливость. Помню, мы вечером всем классом играли в духов, и к нам вбегает одна из старшеклассниц, хватает мою подругу Лидку со всей дури и как швырнет об кровать. Рядом в коридоре воспитатель это все видела, все это слышала и ничего не сделала. Сейчас Лидки нет в живых, она умерла, до 33 лет не дожила.

Помню, к нам пришла молодая воспитательница, неопытная, и Лидка у нее зарплату украла. Меня отвела в комнату и говорит: «Вер, гляди». Я уже знала, как выглядят деньги. Я, говорит, хочу купить себе жвачку, безделушки какие-то. Лидка предложила мне взять половину денег, я и согласилась.

Потом я услышала из разговора, что у воспитателя деньги пропали, я к ней подошла и отдала свою половину. Она набросилась на меня с кулаками и кричит: «Откуда ты эти деньги взяла?» Я страшно испугалась, это, говорю, Лида взяла и со мной поделилась. Что Лиде за это было... Воспитательница побежала на улицу, Лидку притащила за шкирку, привела в свой класс, младший, и указкой со всей силы по пальцам била. Лидка страшно орала. Я у двери в коридоре стояла, потом Лида вышла с заплаканными глазами, руки держала в кулачках. Я смотрела на все это и искала ответ, почему воспитатели такие жестокие и так нас ненавидят. Я, конечно, никогда в детский дом не пойду — идти туда работать, значит, поддерживать всю эту систему, весь этот ад. Быть может, воспитатели-то и нормальные приходили, а потом они просто в зверей превращались.

Я смотрела немецкий фильм «Эксперимент»: набрали группу из 20 добровольцев, половину сделали узниками, а других, небольшую кучку людей сделали надзирателями. Столько морального уродства вылезло из этих надзирателей! Они настолько вошли во вкус, там было такое месиво, кровь, они командовали узниками, насиловали их… Также происходит и в детских домах. Обычный человек приходит в детский дом, он видит: ага, дети беззащитные, слабые. Кто-то был хорошим человеком, а другие — плохие приходили, и только еще хуже становились.

Я сейчас помогаю одной девочке, Насте, у нее в классе девочку насиловал ночной. Ночной — это воспитатель, который у нас ночью дежурил, следил за детьми. Мы, когда он у нас дежурил, все спали одетые — он мог запросто с фонариком подойти, откинуть одеяло и смотреть на нас.

Другая девочка была для ночного удобным случаем — ее еще до интерната изнасиловали, из неблагополучной семьи забрали, ее там отец насиловал, пятилетнюю, то есть она уже была не девственница

Девчонка та согласилась с ним спать, потому что она уже знала, что другого выхода нет. На самом деле больше насилия обычно происходит с мальчишками, потому что у девчонок следы можно увидеть в гинекологии.

Другая девочка была для ночного удобным случаем — ее еще до интерната изнасиловали, из неблагополучной семьи забрали, ее там отец насиловал, пятилетнюю, то есть она уже была не девственница. Из одного дома преступлений ее в другой перекинули. Я это рассказываю, основываясь на фактах и на поведении этого ночного.

Когда меня били, издевались, я думала, что так и должно быть. А потом, подрастая, в 13-14 лет, в переломный возраст, ребенок начинает понимать, что с ним происходит, он пытается это наружу выкинуть. Если бы те дети, которых «дядя Сережа» изнасиловал, не оказались снаружи, они бы не рассказали, потому что прекрасно знают, что в детском доме защиты нет. Ощутив защиту в приемной семье, ребенок начинает все рассказывать. Когда он оказывается дома, он не верит своим ушам — вроде он думал, что в детском доме его насиловали, и это правильно, в семье же с ним все хорошо — его не бьют, не насилуют, и это тоже правильно.

И только с прошествием времени он начинает понимать, что все-таки то, что происходило в детском доме, не является нормой. Он начинает оглядываться, искать защиту и понимает, что теперь у него мама, папа есть, что они его могут защитить. И дети, которые остались в Челябинском детском доме и которых насиловали, молчат. Они ничего не сказали, потому что они знают, что им никто не поможет. Когда ребенок не молчит, это очень хорошо. Значит, он понял, что эти твари должны быть наказаны, и есть добрые, справедливые люди на свете, вот в чем суть.

Сексуальное насилие над детьми

Сексуальное насилие над детьми включает в себя достаточно много действий помимо самого полового акта, таких как принуждение ребенка к сексуальным прикосновениям к различным частям тела взрослого человека или ребенка, склонение ребенка к обнажению перед другими людьми, вовлечение его в участие в различных сексуальных оргиях и ритуалах, сопровождаемых сексуальными действиями. Необходимо заметить, что не все насильственные действия сексуального характера обязательно включают обнажение и тактильный контакт.

Американские специалисты определяют сексуальное насилие над детьми как любые проявления сексуального опыта между ребенком в возрасте младше 16 лет и человеком, старшим его по возрасту как минимум на пять лет . Помимо сексуального насилия есть понятие сексуальное злоупотребление по отношению к детям. Под сексуальным злоупотреблением понимается вовлечение детей и подростков в сексуальные действия, сути которых они в силу своего возраста полностью не могут понять и согласиться. Сексуальное злоупотребление - это ненасильственное использование ребенка для удовлетворения своего сексуального влечения. В качестве сексуального злоупотребления могут использоваться игры с ребенком, которые имеют сексуальную окраску, фотографирование ребенка в обнаженном виде, показ ребенку эротических или порнографических материалов, а также беседы с ребенком о сексе или о связанных с ним вещах недопустимым для его возраста способом.

Так как при сексуальном злоупотреблении физического насилия не происходит, то внешние признаки насилия обычно отсутствуют, поэтому доказать факт произошедшего очень сложно. Тем не менее, несмотря на отсутствие физических повреждений, ребенок переживает психологическое потрясение. Его поведение при этом резко меняется, поэтому родителям стоит обращать особое внимание на его необычные проявления. Выявить факт применения к ребенку сексуального злоупотребления со стороны взрослого можно специальными методами диагностики. К таким методам относятся детские игры, рисунки детей, использование при беседе анатомически правильных кукол.

Сексуальное насилие над детьми не обязательно должно подразумевать принуждение силой или при помощи угроз. Дети не всегда понимают умысел насильника, поэтому сам факт сексуальных действий в отношении ребенка считается сексуальным насилием.

В реальной жизни иногда бывает сложно отличить начало насильственных действий над ребенком от позитивного тактильного контакта, который является нормой в общении с детьми. Основное различие здесь заключается в намерениях взрослого человека по отношению ребенку. Ребенок должен чувствовать расположение взрослого. Любые тактильные контакты должны совершаться без «задней» мысли.

Обычно жертвами сексуального злоупотребления становятся дети младше двенадцати лет, но чаще всего в группу риска подвергнуться сексуальным домогательствам попадают дети от трех до семи лет. В этом возрасте дети пока не понимают происходящего, все взрослые люди для них авторитетны, поэтому их легче запугать, уговорить, принудить к каким-либо действиям, а также склонить к неразглашению того, что произошло. Также совершивший насилие взрослый рассчитывает на то, что ребенку такого возраста еще не хватит словарного запаса, чтобы объяснить случившееся. Поскольку маленькие дети склонны фантазировать, зачастую перемешивая выдумки с реальностью, то, скорее всего, его рассказу не поверят, даже если он решится рассказать об этом родителям.

По статистике, сексуальному насилию в детском возрасте подвергаются около 20-30% девочек и 10% мальчиков. Причем мальчики гораздо чаще, чем девочки, подвергаются насилию именно в младшем возрасте, несмотря на то, что насилие над девочками происходит в три раза чаще. В 75% случаев насильниками становятся знакомые детям люди, причем в 45% случаев в роли насильника выступает родственник ребенка - отец, отчим, брат или дядя.

Тема насилия над детьми довольно щекотливая, большинство педагогов и психологов не любят ее обсуждать не меньше, чем дети, подвергшиеся изнасилованию. Многие из специалистов во время беседы задают не совсем правильные вопросы, не слышат детских намеков о свершившемся насилии. Как показывает практика, даже если факт совершения насилия вскрылся, то все внимание специалистов сосредотачивается, в основном, на преступнике, забывая о том, что ребенок в первую очередь нуждается в психологической поддержке и медицинской помощи. Даже многие родители, становясь одержимыми актом возмездия, забывают о том, как они нужны сейчас изнасилованному ребенку.

Особенности поведения ребенка после сексуального насилия (младшего и старшего возраста)

После изнасилования у ребенка наступает посттравматический синдром, в связи с которым ему становится сложно рассказать о случившемся другим людям. Ребенок делится своей бедой со специалистом только в том случае, если он вызывает у него большое доверие. Если же он закрывается в себе, то установить факт сексуального насилия бывает довольно сложно. Ребенок испытывает чувство собственной вины за случившееся, страх и стыд. К тому же его беспокоит реакция на это известие со стороны родителей и окружающих. Ребенку кажется, что если он расскажет психологу о том, что его изнасиловали, то он предаст и унизит своих родителей, опозорит свою семью. К тому же изнасилованный ребенок испытывает чувство подавленного гнева и боится, что, проговорив словами то, что с ним случилось, он перестанет свой гнев контролировать. Ко всему этому примешивается страх быть отвергнутым обществом, стать изгоем, заклейменным этим постыдным фактом.

Если сексуальное злоупотребление практически не оставляет физических следов содеянного, то сексуальное насилие может нанести ребенку видимые физические травмы. Травмы подразделяются в зависимости от характера совершенного полового акта. При вагинальном акте у девочек наблюдаются нарушение девственной плевы, синяки и ссадины в области половых органов, расширение влагалища, чуть позднее могут проявиться сопутствующие инфекционные заболевания. При анальном акте могут наблюдаться повреждения и разрывы прямой кишки, покраснения, ослабление сфинктера. Если ребенок подвергся изнасилованию орально, то могут проявиться такие симптомы, как экзема, герпес на губах или в ротовой полости. Ребенок может отказываться от употребления пищи и начать сильно худеть.

Признаками совершенного над ребенком изнасилования могут послужить также синяки и ссадины на теле, различного рода выделения и кровотечения из гениталий, кровоподтеки, укусы на интимных частях тела, порванное или испачканное кровью нижнее белье, жалобы на боли в области живота, неоднократно повторяющиеся инфекции мочевого пузыря, наступившая беременность от неизвестного человека.

Однако всех этих признаков в силу определенных обстоятельств может и не быть. Тогда понять, что ребенок подвергся изнасилованию, можно, только проанализировав изменения в его поведении.

Эти изменения являются первыми признаками наступления посттравматического синдрома.

Изменения, связанные с выражением детской сексуальности

Они могут проявляться в повышенном интересе ребенка к играм сексуального содержания. Ребенок необычайно много для своего возраста знает о сексе, проявляет соблазняющее поведение к сверстникам противоположного пола, сексуально заигрывает со взрослыми. Родители могут заметить, что он применяет действия сексуального характера по отношению к другим детям, ровесникам или младшим по возрасту, например, мастурбацию, трение друг о друга половыми органами и другие.

Изменения в эмоциональном поведении и общении с окружающими

Ребенок может уйти в себя, закрыться от окружающих, часто стремится остаться один, изолирует себя от всех. В его настроении преобладают грусть и подавленность, ребенок довольно часто пребывает в депрессивном состоянии. Он чувствует отвращение к себе, к своему телу, его мучает чувство стыда и собственной вины за случившееся. Он проявляет недоверие ко всем взрослым. Его мучают мрачные мысли, которые отвлекают его от привычных дел. Ребенок становится задумчивым, кажется, что он постоянно витает в облаках. Стрессовое состояние делает его психику крайне неустойчивой, поэтому его легко вывести из уравновешенного состояния любым пустяком. Он может ни с того ни с сего устроить истерику. Возникают трудности в общении с друзьями, одноклассниками. возможно полное прекращение старых дружеских отношений. Ребенок может прекратить общаться также с братьями и сестрами. Чувство обиды и гнева может проявиться в повышенной агрессии по отношению к детям младшего возраста, животным, игрушкам.

Социальные изменения личности ребенка, изменения мотивации

Изнасилованный ребенок смиряется со своей слабостью. У него снижается способность к самозащите, сопротивлению. Он смиренно терпит издевательства над собой, так как считает себя уже испорченным. Психологический стресс отражается на успеваемости ребенка в школе, причем изменения могут произойти как в лучшую, так и в худшую сторону. Но чаще всего он начинает уклоняться от учебы, прогуливает занятия в школе. Еще одно изменение в поведении может выражаться в принятии ребенком социальных ролей родителей. Это выражается в повышении активности по выполнению домашней работы. Он ни с того ни с сего начинает проявлять интерес к уборке, стирке, готовке еды. вызывается помогать в уходе за младшими братьями и сестрами. В некоторых случаях ребенок разочаровывается в своей семье и может уйти из дома. Такой вариант характерен для детей подросткового возраста.

Изменения в сознании ребенка

У изнасилованного ребенка происходит резкое снижение самооценки. Он разочаровывается в людях, считает, что его жестоко использовали, надругались над ним, но при этом его мучает острое чувство собственной вины за случившееся. Если изнасилование получило огласку, то ребенок чувствует унижение и стыд, ему кажется, что все окружающие осуждающе на него смотрят, показывают пальцем, перешептываются у него за спиной. Невыносимые психические страдания могут подтолкнуть ребенка к мыслям о самоубийстве. Значительная часть самоубийств детьми и подростками совершается как раз по причине изнасилования.

Невротические и психосоматические изменения

Ребенок начинает испытывать страх оставаться наедине с конкретным человеком. После сексуального насилия у детей может появиться боязнь раздеваться перед другими людьми. Они отказываются переодеваться в присутствии одноклассников перед уроком физкультуры или бассейном, отказываются от осмотра врачей, предполагающего обнажение определенных частей тела. Также ребенок может жаловаться на боли в области живота, желудка, сердца, на головную боль.

Последствия сексуального насилия обусловлены рядом факторов. Тяжесть этих последствий для детской психики зависит от личности самого ребенка и личности насильника, от частоты, тяжести и продолжительности совершаемых над ребенком изнасилований, от того, как на этот факт отреагировали близкие ребенка. Травматические ситуации тяжелее переносятся детьми, воспитывающимися в неполных или неблагополучных семьях, так как родители не могут объективно оценить причиненный ребенку вред и зачастую преуменьшают его.

Согласно статистике, сексуальное насилие чаще всего совершается над детьми младшего возраста, а также обладающими более низким уровнем умственного развития. Характеристики нарушений личности как следствие изнасилования будут во многом зависеть от возраста и уровня развития потерпевшего. Последствия для психики ребенка будут более тяжелыми, если сексуальное изнасилование сопровождалось нанесением физических травм и повреждений, причинивших ребенку физическую боль. По сравнению с сексуальным злоупотреблением, сексуальное насилие в форме вагинального, орального или анального полового акта является для ребенка наиболее травмирующим. Также сильным потрясением для ребенка будет факт, что сексуальное насилие над ним совершил близкий для него человек. Сильную травму может нанести также отношение близких родственников к случившемуся, если они начнут обвинять в этом ребенка и встанут на сторону насильника. Как ни абсурдно это звучит, но такие случаи далеко не редки. Например, отчим насилует падчерицу-подрост-ка, а мать заступается за мужа, обвиняя дочь в том. что она своим поведением и внешним видом спровоцировала здорового мужчину.

После пережитого ребенком насилия у него наступает посттравматический стрессовый синдром. В разные этапы жизни симптомы этого синдрома проявляются по-разному.

Рассмотрим симптомы, характерные для детей и подростков разных возрастов, перенесших сексуальное насилие:

  • совсем маленькие дети в возрасте до трех лет начинают испытывать различного рода страхи, они не могут точно определить, что чувствуют, тем более не могут свои чувства высказать; наблюдаются нарушения аппетита, сна, проявление агрессии, боязнь чужих людей;
  • у дошкольников на первый план выступают эмоциональные расстройства, в то время как психосоматические нарушения проявляются в меньшей мере. Малыши испытывают сильную тревогу, страхи, беспомощность. Им кажется, что они сами виноваты в том, что их изнасиловали, чувствуют себя испорченными, стыдятся этого факта. В поведении дошкольников появляется отстраненность, иногда агрессия. Можно заметить влечение малышей к сексуальным играм, они начинают мастурбировать. Иногда наблюдается эффект регресса;
  • в младшем школьном возрасте дети испытывают амбивалентные чувства к взрослым людям. У многих детей возникают определенные трудности с определением своей роли в семье. После изнасилования дети этого возраста начинают испытывать страх, отвращение, стыд. Они не верят больше никому, поэтому отстраняются от общества, проявляют агрессию по отношению к окружающим, часто замыкаются в себе, отказываются разговаривать. У детей может появиться бессонница, пропадает аппетит. Им кажется, что насильник своими действиями испортил их, испачкал, растоптал. Они чувствуют себя «грязными»;
  • у детей в возрасте 9-13 лет наблюдаются симптомы, похожие на симптомы младших школьников. Плюс к ним дети часто пребывают в депрессивном состоянии, иногда теряют ощущения. В поведении детей этого возраста может замечаться склонность к сексуальному манипулированию сверстниками. А в целом поведение довольно противоречивое;
  • подростки, подвергшиеся сексуальному насилию, испытывают сильное чувство стыда и отвращения. Они перестают доверять людям, в то же время обвиняя себя в случившемся. Часто у подростков наблюдаются сексуальные нарушения, нарушения социальных ролей, амбивалентность. Дети чувствуют себя отверженными, ненужными. Они избегают контактов с близкими, уходят в себя, при попытке близких помочь могут проявлять агрессию. Долгое время после изнасилования подростки избегают строить отношения с противоположным полом, избегают близости, причем не только интимной, но и эмоциональной. В этом возрасте резко возрастает вероятность совершения суицидальных попыток, побегов из дома.

Дети младшего возраста не всегда могут увязать посттравматические симптомы именно с изнасилованием, а это является важным условием преодоления стресса. Детей часто мучают ночные кошмары. Рассказывая о сне, ребенок может не понимать, с чем он связан, но для взрослого человека это очевидно. Травмирующая ребенка ситуация может неоднократно прокручиваться в его мыслях, выражаться в играх, рисунках. Как правило, в них повторяется один и тот же сюжет. Выливая свои переживания на бумагу или любимые игрушки, ребенок ищет облегчения своим страданиям, но. не находя, начинает все сначала.

Сексуальное насилие имеет неизгладимые последствия в будущей жизни ребенка. Пережив однажды изнасилование одним взрослым, ребенок проецирует образ насильника на всех остальных. Это может выражаться в страхе, избегании, подозрительности, недоверии. Любые сексуальные стимулы могут долгое время вызывать неприязнь и страх. Во взрослой жизни люди, подвергшиеся детскому насилию, практически всегда испытывают проблемы в сексуальной жизни.

Детям младшего возраста трудно даются исключения и запреты. Когда вы говорите им, чтобы они не разговаривали с незнакомцами, они кивают головой в знак согласия, но на самом деле не понимают, чего и почему от них требуют. Им не понятно само правило. Во-первых, они не понимают, кого нужно считать незнакомцем, а во-вторых, их сбивает с толку требование не разговаривать при одновременном требовании быть вежливыми и здороваться со взрослыми. Они видят, как вы сами ежедневно общаетесь со многими людьми, которых вы не знаете, и в то же время запрещаете ребенку делать это. Ему сложно понять, в чем здесь заключается опасность.

Чтобы правило дошло до ребенка, нужно определять положительные установки, а не запрещения. Дети легче воспринимают то, что нужно делать, чем то, чего делать нельзя. Поэтому правило «не разговаривать с незнакомцами» нужно переформулировать в правило «всегда быть на виду у опекающего ребенка взрослого» .

Ребенка легко обмануть, завлечь, поэтому, пока он еще маленький, весь груз ответственности за его безопасность ложится на плечи его родителей. Вы всегда должны знать, где и с кем находится ваш малыш в каждый конкретный момент времени. Поставьте за правило, чтобы ребенок всегда сообщал вам, куда он идет и что собирается делать . Это правило воспринимается им довольно легко, так как его самого всегда интересует, где находитесь вы и чем занимаетесь.

Ребенок воспринимает всех взрослых людей, вхожих в дом, примерно одинаково. Родители с самого раннего детства внушают ему чувство уважения к взрослым людям, поэтому им сложно понять, как взрослый человек может его обидеть. Конечно, от ребенка нельзя ожидать того, что он сможет правильно расценить недостойное поведение взрослого и дать достойный отпор, но его можно научить отличать плохое поведение от хорошего в понятном для них ключе, а также говорить «нет», если взрослый пытается заставить нарушить правила, установленные родителями.

Дети обожают правила, и в этом главное преимущество при обучении их правилам собственной безопасности. Они живут правилами. Даже если взрослые отклоняются от установленных ими самими норм, дети стремятся тут же их поправить. Если установленные вами правила излагаются ребенку простым и ясным языком, то он обязательно их поймет, примет и будет им следовать. Постарайтесь при установлении правил безопасности следовать логике, т.е. не отклоняться от привычного для ребенка порядка вещей.

Попробуйте приучить ребенка рассказывать обо всех неординарных событиях дня , даже если это пустяки. Стимулируйте его подмечать любые странности в поведении знакомых людей и делиться ими с вами. Если он будет ежедневно рассказывать о событиях дня, то наверняка не упустит из внимания, что какой-либо взрослый повел себя по отношению к нему не совсем обычно. Для вас это может стать сигналом насторожиться и, возможно, позволит избежать беды.

Устанавливая границы дозволенного в поведении своих детей, мы ограждаем их от опасности, ведь они сами пока не осознают, какие беды могут поджидать их в жизни. Устанавливая рамки и запреты, родители должны объяснить ребенку, что этим мы не пытаемся ограничить его личную свободу, а защищаем его жизнь и здоровье. Позже, когда ребенок подрастет, он сможет сам решать, что опасно, а что нет, но пока он маленький, ответственность за его безопасность несут его родители. Мы должны научить малыша отличать, что опасно, а что нет.

Уже в трехлетнем возрасте ребенок должен распознавать и называть все части своего тела. Более того, ему уже необходимо ориентироваться в том, какие части его тела являются интимными. Малыш должен знать, как правильно называются его половые органы, и произносить эти слова без стеснения, так же, как он называет другие части тела. Кроме того, что ребенок должен знать строение своего тела в рамках развития, это поможет ему в случае домогательства точно описать, какие части его тела подвергались насилию. Он должен суметь правильно идентифицировать и сформулировать любые попытки проявления сексуального насилия. Ведь если ему долго внушали, что слова, определяющие название гениталий, нельзя употреблять в речи, произносить их вслух, то в случае сексуального домогательства он может умолчать об этом факте только в силу того, что говорить об этом считается неприлично.

Дети должны знать, кто из взрослых может прикасаться к их гениталиям, а кому это запрещено. Они должны понимать разницу между хорошими и плохими прикосновениями к своему телу, а также необходимо их научить давать отпор, если они не хотят, чтобы их кто-то трогал.

Обучая этому детей, вы учите их очень важному жизненному навыку - говорить «нет». Уже в трехлетнем возрасте ребенок должен метко усвоить, что гениталии - это его интимные части тела, к которым посторонним людям прикасаться нельзя.

К хорошим прикосновениям можно отнести рукопожатие, обнимание ребенка, если он сам этого желает, поцелуй в щеку, в лоб, в макушку. Не запрещается также качать малыша или держать на руках. Ребенок должен определить прикосновения как плохие, если взрослый слишком крепко и долго его обнимает, прижимает к себе, пытается насильно его целовать, щекочет, когда ему это не нравится, трогает гениталии малыша, заставляет ребенка целовать или трогать себя.

Малыш должен знать, кого нужно считать незнакомцем. Для маленького ребенка - это любой человек, которого он не знает. Ребенок к трем годам должен научиться различать членов своей семьи - маму, папу, братьев, сестер, родственников - бабушек, дедушек, тетей, дядей, кузин, кузенов, друзей - людей, с которыми общается он сам и его родители, и незнакомцев - тех, кого он не знает. Позже он начнет отличать друзей от просто знакомых людей, но это со временем. В раннем возрасте малыш должен научиться ориентироваться в людях, которые имеют к нему отношение, и четко определять незнакомцев.

Ребенок должен знать свою контактную информацию . Заставьте его зазубрить его полное имя и фамилию, домашний адрес и номер телефона. Она должна четко закрепиться в его голове. Если он попадет в беду, то не должен растеряться и забыть ее. Объясните ребенку, что если с ним что-то случится, то ему нужно назвать свои данные милиционеру, врачу, пожарному. Он должен на автомате выдавать эту информацию, иначе в критической ситуации он ее забудет или постесняется сказать.

Научите ребенка в экстренных случаях пользоваться телефоном . Он должен уметь набирать телефон службы спасения в критической ситуации. Не забудьте только объяснить малышу, что считается критической ситуацией, чтобы он не пользовался номером по пустякам. Конечно, нет гарантии, что он в случае необходимости действительно вызовет помощь по телефону, но если вы обеспечите его такой информацией, то шансы на спасение возрастут.

Маленькие дети слишком доверчивы, поэтому родители должны активно оберегать и защищать их от посторонних людей. Лучше всего, если вы всегда будете рядом, а ребенок будет четко соблюдать установленные вами правила. Ласковые дети подвержены особому риску стать жертвой педофила. Для них физический контакт выступает способом общения, таким образом они делятся эмоциями. Убедите их, что общаться нужно с помощью слов, а ласку надо приберечь для родителей. Установите правило, что физические ласки ребенок принимает только от близких людей.

Очень часто маленьких детей на улице незнакомые люди угощают сладостями или фруктами. Научите малыша спрашивать у вас разрешения , прежде чем принять гостинец. Это правило очень полезно для безопасности ребенка. Очень часто насильники заманивают детей различными угощениями или обещаниями. Отказавшись от конфеты, ребенок становится менее уязвимым для насильника, так как в каждом случае спрашивает вашего разрешения. Педофила этот факт отпугнет. Конечно, это правило можно отменить для знакомых, друзей и родственников.

Все эти советы помогут обезопасить вашего ребенка от домогательств посторонних людей и могут спасти его от насилия. Если беда все же случилась, то главное правило-действуйте в интересах ребенка, будьте рядом. Ему в этот момент очень тяжело. Помогите ему реабилитироваться. Будьте внимательны к своим детям.

Как считают психологи, 90% всех детей — жертв изнасилования не смогут рассказать об этом взрослому. Причины такой пугающей статистики связаны со страхами, которые не дают произнести ни слова о личной трагедии. Мысли о последствиях огласки сковывают и, единственный выход, который видит ребенок — это молчание. Что для ребенка страшнее самого насилия? Почему изнасилование детей очень часто остается страшным секретом?

Мне не поверят

«Мое мнение ничего не значит»

Все мы помним истории из нашумевших ток-шоу, вроде тех о Диане Шурыгиной, которые вызвали шквал недоверия к жертвам сексуального принуждения. Героиня программы хоть и сделала себе имя и удачно вышла замуж, в то же время обрела дурную репутацию, стала объектом насмешек и всеобщего негатива. Это заставило множество пострадавших от домогательств задуматься, а стоит ли рассказывать, ведь мне могут просто не поверить. Зачастую у маленьких детей в голове установка, что мнение старшего гораздо ценнее, чем ребенка. И кому поверят в такой ситуации — конечно взрослому.

Взрослых надо слушать

«Я не имею права отказаться»

Одна из технологий, которой пользуются педофилы — превосходство и влиятельность взрослого. Когда ребенка с ранних лет «дрессируют» слушать старшего, уважать его волю, то желания взрослого он ставит выше своих. «Старших нужно уважать», «Не лезь во взрослые разговоры», «Нос не дорос спорить со старшими» — фразы, которые показывают превосходство взрослого, его авторитетность, тем самым принижая значимость мнения ребенка. Такие выражения подавляют способность ребенка трезво оценивать, что хорошо, а что — нет, полностью доверяя решение старшему. В момент угрозы он может просто не суметь сказать «нет».

Это навредит моей семье

«Вдруг с моими близкими что-то случится»

Насильники зачастую запугивают своих жертв: «Ты же не хочешь навредить своей семье», «Тебе не поверят», «Это наш секрет». Ребенок в это верит, ведь он не хочет создать своим маме и папе проблемы. Необходимо донести до малыша, что не каждая тайна должна держаться в секрете, особенно та, которая может сделать кому-то плохо. Родитель или взрослый близкий человек должен знать, чтобы суметь ему помочь.

Мое тело?

«Мне еще рано стесняться»

Чаще эта причина возникает у тех детей, чье личное пространство нарушено с самого детства еще в семье. «Не закрывай дверь в своей комнате», «Да что я там не видела» или типичная ситуация с малышом на пляже «Ой, да кому нужно на тебя смотреть, снимай скорее мокрые плавки» — все это делает его тело объектом общественного обозрения. Звучит утрированно? Возможно. Однако стоит объяснить малышу еще в возрасте 3-5 лет, что границы его тела — незыблемы. Никто, кроме родителей не должен вторгаться в личное пространство ребенка. Даже при осмотре врача должен присутствовать один из родителей. Дети должны это понимать.

Я не хочу в это верить

«Меня обидел родной человек»

Ужасающая статистика гласит, 25% сексуального насилия по отношению к ребенку совершают его же родственники. На незнакомого дядю, который домогался, можно показать пальцем и посадить в тюрьму. А как быть, если это сотворил человек, которого знаешь всю жизнь, который связан на уровне кровного родства? Многие отказываются в это верить, ведь сам разум отвергают одну идею такого исхода. «Может это было случайностью», «Это же больше не повторилось», «Он больше так не сделает» — мысли, которыми утешают себя жертвы сексуального принуждения в семье. Ребенок способен закрыть глаза на многое, лишь бы не верить в то, что близкий и любимый человек способен такое сотворить. Даже внушить себе, что это был страшный сон.

Страх расправы

«Мои родители сойдут с ума»

Я хочу забыть

«Мне не хочется переживать это снова»

Перенести сексуальное насилие однажды и жить дальше — крайне тяжело. Рассказать кому-то, значит пережить каждую отвратительную секунду снова, вспомнить все ужасные прикосновения, прочувствовать на коже тот страх, который тогда сковывал тело, парализующий шок и мысли «неужели это происходит именно со мной?». Одна из частых причин умалчивания — желание забыть и двигаться дальше. Как считают психологи, это не самое правильное решение. Событие остается осадком в душе на всю оставшуюся жизнь. Оно, в некотором смысле, не до конца пережит и требует выхода путем страшного признания в первую очередь себе.

В Санкт-Петербурге расследуют жуткий случай: . По словам психологов, р ебёнок, переживший насилие, в среднем 17 раз пытается рассказать взрослым о случившемся, прежде чем его наконец услышат и поверят ему. Какие слова и изменения в поведении должны насторожить родителей?

Рассказать напрямую

Сексуальное насилие над детьми в 70% случаев совершают родственники или знакомые. Получается, что насильник - не какой-то абстрактный злодей с улицы, а тот, кого хорошо знают и родители. Поэтому рассказать о пережитом ужасе ребёнку сложно вдвойне.

Но любой ребёнок, которого изнасиловали, всё равно пытается сделать это. Часто он делает это не напрямую, а завуалированно. Например, он может рассказывать историю и говорить, что она произошла не с ним, а с какой-то другой девочкой или мальчиком.

Дети могут завуалировать собственные истории под истории из книг или мультиков, - говорит преподаватель кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Анна Скавитина . - Взрослые обычно не придают значения этим рассказам или вовсе отмахиваются: "Не говори глупости".

Ни зоопарк, ни кино

Поведение ребёнка, пережившего насилие, меняется, - рассказала семейный психолог Ирина Обухова. - То, что раньше нравилось, уже не доставляет удовольствия. Появляется явная апатия ко всему на свете.

По словам специалиста, малыш может резко стать равнодушным к любимым игрушкам и играм. Также он отказывается от прогулок и развлечений вроде игровой комнаты или кино.

На пустом месте таких изменений обычно не бывает - скорее всего, за этим скрывается психологическая травма.

Больше, чем невоспитанность

Один из признаков того, что ребёнок пережил сексуальное насилие - неожиданное слишком сексуальное поведение.

Маленькая девочка встаёт, задирает платье и показывает всем, какие у неё трусики. Она явно ожидает, что окружающие будут этим восхищаться, - рассказала директор центра помощи пережившим сексуальное насилие "Сёстры" Мария Мохова. - Это значит, что ребёнок воспринимает такое поведение как норму.

По словам Марии Моховой, часто взрослые списывают подобные странности на невоспитанность или влияние кино. Тем самым они совершают большую ошибку.

Нарисовать беду

Рисунки ребёнка - это отражение его внутреннего состояния. Если ещё вчера они были радостными и яркими, а сегодня - мрачные и тёмные, это повод задуматься.

Пережившие насилие дети часто рисуют, используя красные и чёрные цвета, - рассказала директор центра помощи жертвам насилия "Ветка ивы" Клавдия Никитина. - Чёрный ассоциируется с травмирующими событиями, красный - цвет боли и крови. Также рисунки могут быть в серых тонах, нечёткие. Тяжёлые воспоминания мозг детей воспринимает схематично, без отдельных деталей.

Хранящие страшный секрет дети часто рисуют то, что с ними произошло - прямо или косвенно.

Бывает, что сцена секса изображается напрямую или у мужчин на картинке прорисован половой член, - рассказала Анна Скавитина. - Насилие может быть изображено символически, например, это драка или зверь, запутавшийся в сетях.

Заподозрить неладное можно, наблюдая за игрой ребёнка. Он воспроизводит половой акт, используя кукол или мягкие игрушки.

Сам он может даже не понимать и не знать, что это такое. Будет повторять то, что с ним сделал насильник, - рассказала Клавдия Никитина.

По словам психологов, пока ребёнка никто не слышит, он носит в себе психологическую травму. Он не в силах пережить её в одиночестве, и это может привести к необратимым последствиям.

Каждый месяц в сводках появляются новости об очередном случае насилия над детьми. Иногда это происходит в семьях, когда над детьми издеваются собственные отцы, дедушки или братья. В других случаях - в школе, кружке, спортивной секции. Нередко насильником оказывается внешне благополучный человек, чья семья считалась образцовой , а сам он был на хорошем счету как профессионал.

Как правило, жертвой преступников вне семьи становятся дети, которым не хватает внимания и тепла дома. Преступники затрагивают нужные струны, они эмоционально теплые, выстраивают дружеские отношения. Ребенок привязывается, доверяет и позволяет.

О сексе сначала речь не идет: только о дружбе, внимании. Потом начинаются уговаривания, часто в ход идет порнография: так убеждают ребенка, что это возможно, так бывает и ничего в этом страшного нет, - рассказывает начальник отдела психолого-физиологических исследований Главного управления судебно-психиатрических экспертиз центрального аппарата ГКСЭ Людмила Мун . Она проводит опросы пострадавшего ребенка, выясняет все детали болезненных для него событий: где это произошло, когда и как.

Разговор проходит в уютной комнате с большим светлым диваном, детскими игрушками на полочках и бабочками на стенах. Напротив дивана - зеркало во всю стену, за которым находится еще одна комната. Там за процессом незаметно для ребенка могут наблюдать следователь, законный представитель ребенка, сотрудник милиции, эксперт. Беседу с жертвой записывают видеокамеры - ее потом передают судье и приобщают к делу.

В прошлом году у нас было 102 опроса только в одной нашей комнате, а их больше 20 в стране, - говорит Людмила Мун. - Любое насилие - серьезная травма для ребенка, особенно если к этому причастны родители.

- Как дети ведут себя, когда приходят в эту комнату?

По-разному: одни закрываются и плачут, другие ведут себя спокойно. У меня была такая девочка, с которой я долго работала. Я вижу, что она хочет говорить, но у нее блок: замолкает на этом моменте - и все. В какой-то момент я сказала ей: «Мне кажется, что если ты скажешь, тебе самой станет легче». В конце концов она рассказала о конкретном насилии, мы с ней поговорили о деталях, закончили разговор. Я спрашиваю: «Тебе стало легче?» И она вдруг поворачивается ко мне, бежит и обнимает. Это и ее, и мой катарсис: для меня - большая награда за работу, для нее - освобождение от того, что ей страшно мешало.

- Почему некоторые матери, знающие, что происходит, допускают насилие в отношении своих детей?

Потому что у них много мотивов: один - сохранить семью, второй - любовь к ребенку и его защита, третий - отношение к человеку, с которым она живет. Если у нее нет никаких предпосылок, чтобы не верить мужчине, ей трудно сразу поверить ребенку, который утверждает, что папа или отчим его обижает. Поэтому нельзя говорить, что матери, которые не защищают детей - это всегда плохие люди. Я не говорю о крайних случаях, когда матери вовлечены, точно знают, что происходит, и не защищают своего ребенка. Это предательство, которое дети переносят очень тяжело.

- Как дети ведут себя в ситуации, когда дома не к кому обратиться за помощью?

Одни закрываются либо изолируются от социальной жизни, другие начинают принимать наркотики, злоупотреблять алкоголем. Считается, что у детей, которые в подростковом возрасте стали жертвой сексуального насилия, в семь раз выше риск стать алкоголиками и в десять раз выше риск суицида.

Если ребенок старается задержаться в школе, чтобы не идти домой, возможно, кто-то в семье обижает его, когда они остаются наедине. Достаточно часто дети рассказывали, что они записываются во все кружки, ходят к друзьям, гуляют, пока мать не закончит работу - и только к этому времени идут домой. Если ребенок не хочет идти домой - значит, что-то не ладно, надо обратить на это внимание.

Дети молчат, потому что стыдятся, не понимают или не хотят предавать близкого человека

- Вы сталкивались со случаями, когда мать была вовлечена и помогала насильнику?

Это был единственный случай, хотя я опрашиваю детей с 2009 года. Тогда ребенок рассказал, что мать помогала насильнику совершенно конкретно, в постели. Ребенка насиловали начиная с шести лет. Сначала были прикосновения, а в 10 лет отчим ее дефлорировал и совершал полноценный половой акт. Это продолжалось очень долго. Вообще семейные преступления длительные, они могут продолжаться и после совершеннолетия ребенка.

Одна из девочек, которая в течение нескольких лет была жертвой инцеста со стороны родного отца, сказала, что молчала, потому что считала, что так происходит во всех семьях.

- Почему дети скрывают произошедшее?

Дети молчат по огромному количеству причин: потому что не понимают, что с ними произошло и что с ними делают, потому что стыдятся, боятся, что их обзовут лгунами, потому что не хотят предавать человека, который им нравится. Они могут рассказать об этом только тому, кому доверяют. Был один такой случай. Один ребенок был жертвой насилия, а второй - свидетелем. Они решили, что расскажут об этом одному мужчине, хотя он не был их близким родственником. Дети сказали, что выбрали именно его, потому что «он справедливый».

Случается такое, что ребенок просто вытесняет из памяти эти события и вспоминает только на консультации у психотерапевта спустя много лет?

Я слышала одну такую реальную историю, когда ребенок вытеснил этот эпизод из своей памяти. Это произошло в начальной школе, и только в юношеском возрасте она это вспомнила. Это действительно возможно, при наличии сильной психотравмы.

- Правда, что у половины детей, которые столкнулись с насилием, возникают психические расстройства?

Последствия могут быть разными. Все зависит от личности ребенка, от того, как он пережил этот опыт, и от того, работали ли с этим ребенком. Я считаю, что все дети, прошедшие через сексуальное насилие, нуждаются в реабилитационных мерах.

10% заявлений о сексуальном насилии в отношении детей - ложь

- Как вы работаете с теми, кого подозревают в насилии над детьми?

Это другая сторона нашей деятельности - мы проводим судебные экспертизы с применением полиграфа. Это новшество, внедренное в 2014 году, вызвано требованиями времени. Эти уголовные дела очень сложны для расследования: преступления происходят без свидетелей и, чаще всего не оставляют следов. Поэтому не редко мы можем опираться только на слова ребенка и слова подозреваемого.

- Бывало, что проверка на полиграфе показала, что ребенок это нафантазировал?

Да, были неоднократно случаи, когда согласно нашему исследованию подозреваемый ничего не скрывал и не был осведомлен, о чем рассказал ребенок.

- С чем связано то, что ребенок соврал? Неприязнь к человеку, месть за что-то?

Это отдельная очень большая тема, почему дети лгут в сексуальных обвинениях. Мировая практика говорит, что до 10% заявлений о сексуальном насилии в отношении детей - ложные. Это очень большая проблема, потому что есть два типа ошибок, и каждая из них приводит к страшным последствиям. Первая: поверить насильнику тогда, когда насилие произошло, а он это отрицает. Последствия - насильник остается на свободе и продолжает насиловать, а может еще и вовлекать других детей. Вторая ошибка: если насилие не произошло, а мы не поверили человеку, которого обвинили. Это грандиозная проблема, потому что это вдребезги разбивает жизнь человека и всей его семьи. Даже просто обвинение без приговора сильно ухудшает социальную жизнь человека. Мы создали новый вид судебной экспертизы с применением полиграфа для того, чтобы предоставить следствию и суду еще один источник доказывания в дополнение к другим.

- Но ведь полиграф тоже ошибается и не дает 100%-ной гарантии.

А мы и не даем 100%-ной гарантии. Мы проводим исследование, делаем выводы и предоставляем суду математически выверенную вероятность того, скрывает ли человек то, что знает.

Педофилия формируется до 20 лет. Люди с таким заболеванием не умеют общаться с женщинами и редко заводят семьи

С людьми, которых подозревают в сексуальном насилии над детьми, работает начальник отдела сексологических экспертиз управления сложных судебно-психиатрических экспертиз ГКСЭ Максим Подоляк. По его словам, из всех, кто совершает сексуальное насилие в отношении детей, настоящих педофилов совсем немного.

Педофил - это человек, который страдает расстройством полового предпочтения в форме педофилии. Он испытывает интенсивные влечения и фантазии, в которых есть дети. Некоторые могут только к детям испытывать влечение, некоторые - к детям и взрослым, - объясняет собеседник.

По словам специалиста, не все педофилы совершают преступления. Некоторые могут просто использовать свои фантазии, смотреть порнографию или выбирать определенный тип женщин.

- Правда, что треть таких людей - это те, кто в детстве сталкивались с насилием?

Действительно, встречаются такие случаи. Если насилие над ребенком сопровождалось выраженными переживаниями, тогда возможно, что в будущем он воспроизведет это состояние. Поэтому совершение сексуальных действий в отношении детей опасно тем, что эти действия изменяют их психосексуальное развитие, - отмечает Максим Подоляк.

Педофилия не может вдруг возникнуть у человека, которому 35 лет: как правило, она начинает формироваться еще в подростковом возрасте.

Такие люди редко создают семьи, потому что у них нет влечения к женщинам, нарушена коммуникация с противоположным полом, им неприятны поцелуи, объятия с женщинами. Чаще всего они живут одни или с родителями. Находят детей в коллективе, где работают, либо просто знакомятся на улице, - рассказывает специалист.

Иногда люди с таким расстройством, обладающие высоким интеллектом, хорошим социальным положением, высшим образованием, должностью, все же заводят семьи, но все равно со временем переключаются на детей.

Доказать, что заболевание все-таки существует, непросто. Специалисты в том числе должны выявить наличие влечения к детям.

Это субъективные данные: человек может заявить, что испытывает влечение, а может сказать, что нет - это нельзя доказать. Такие преступления часто совершают люди, которые были пьяны или ограничены в сексуальных контактах. Либо люди, которые страдают психическими расстройствами и живут в семье, где ребенок - это самый доступный объект.

При этом для суда не имеет значения, есть ли у человека, который изнасиловал ребенка, заболевание или нет - наказание для всех одинаковое. Специалисты отмечают, что тюрьма не решает проблему и не избавляет от заболевания.

Высокая рецидивность этих преступлений - это признанный факт. Стоит проводить мероприятия, которые снизят риск рецидивов. Например, психотерапия, медикаментозное лечение - это дает хорошие показатели.