Плуг: изготовление своими руками для мотоблока и других видов, теория и практика. Что собой представляет самодельный плуг Размеры шаблона для изготовления плуга

С помощью мотоблока выполняются самые различные сельскохозяйственные работы, как то: вспашка, покос, посадка различных культур, окучивание перевозка грузов и др. Но для каждого вида работ потребуется специальное . В данном материале, речь пойдет о плуге, и возникает вопрос, как поступить: купить плуг, или сделать плуг для мотоблока своими руками.

Плуги делятся на несколько видов, отличающихся друг от друга конструктивно. Сегодня для мотоблоком применяют однокорпусные плуги, оборотные, и роторные.

Однокорпусный плуг

Данный плуг, конструктивно очень прост, и найти его чертежи и схемы не проблема. Из-за этой просто ты изготовление такого плуга самостоятельно, будет оптимальным, особенно для тех хозяев мотоблоков, которые не владеют особыми навыками.

Изготовление самодельного однокорпусного плуга к мотоблоку, не будет сложным. Ведь практически у каждого в хозяйстве есть ненужные куски металла и подручный инструмент.

Чертежи плуга к мотоблоку

Пользуясь опытом умельцев, которые сделали плуг для мотоблока своими руками и оставили чертежи, следует лемех, сделать таким образом, чтобы он снимался, это облегчит его заточку перед вспашкой.

Легированная сталь 9ХС, из которой делаю диски для ручных пил, считается идеальным материалом, для режущей части плуга.

Подойдет сталь марки 45, при закалке доведенная до твердости HRC 50-55. Если под рукой имеется только обычная сталь, скажем углеродистая Ст5пс, не подлежащая термической обработке, то отбив режущую кромку на наковальне и заточив ее, она вполне подойдет для обработки почвы.

Отвал для плуга мотоблока

Отвал плуга, это та часть, которая отводит землю в сторону.

Первый способ изготовления отвала:

Рабочей поверхности отвала нужно придать изогнутую форму. Если есть металлогибочный станок или листогибочные вальцы, то придать заготовке желаемую форму не составит труда.

Необходима заготовка металла толщиной 3-5 мм, вальцы направляются под углом 20-22 градуса, как показано на чертеже, и придается нужный изгиб.

Второй способ:

Здесь, заготовкой. Может служить труба диаметром 600-650 мм (именно такой диаметр потребует меньших трудозатрат, так как изгиб трубы максимально повторят нужный изгиб будущего отвала) и толщиной 3-5 мм. Из картона, делаем шаблон, и прикладываем к трубе, не забывая про угол 20-22 градуса, как показано на чертеже ниже.

Обводим шаблон карандашом или мелом, и вырезаем при помощи газ. сварки, при необходимости шлифуем заготовку и доводим до нужной кондиции.

Третий способ:

Наверное, самый сложный способ изготовления отвала, когда заготовку нагревают и при помощи матрицы, придают нужную форму, которой может послужить отвал от другого плуга.

Материалом корпуса плуга служит стальной лист марки Ст3 - Ст10 с толщиной 3 мм.

Чертеж деталей плуга для мотоблока

а - лемех из легированной стали;

б - боковой щиток стойки, Ст3;

в - распорная пластина, Ст3;

г - пластина основания плуга, Ст3;

д - полевая доска, уголок 30х30 мм;

е - стойка, труба диаметром 42 мм

Советуем сначала изготовить детали плуга из картона и приложить их друг к другу с соблюдением нужных углов. Так, значения угла α на разных частях корпуса плуга составят от 25° до 130°, значения угла γ - от 42° до 50°. Если самодельная модель плуга из картона устроила вас по всем параметрам, можно переходить к работе с металлом.

Когда металлические части плуга будут готовы, нужно найти дополнительный лист стали толщиной 3 мм, размером 600х600 мм, он понадобится для сборки плуга, и сварочный аппарат (лучше инвертор). На этом листе отступаем от краев 40 мм и отмеряем угол γ0.

Сборка плуга

2 - боковой щиток стойки;

3 - дополнительный лист 2-3 мм

При помощи клиньев с углом α0=25 градусов и углом γ0=42 градуса на дополнительный лист устанавливается лемех и прихватывается к листу сваркой, точечно с двух сторон.

С лемехом соединяется боковой щиток стойки вертикально так, чтобы его край заходил за лемех на 4-7 мм, при этом приподнят щиток должен быть выше, чем лезвие лемеха (то есть выше дополнительного листа) на 6-8 мм, чтобы не мешать лемеху, подрезать землю. Щиток тоже прихватывается к лемеху и к дополнительному листу.

Крепление лемеха плуга

Винт с потайной головкой М8;

Пластина основания;

Уголок 30х30х90 мм;

Гайка М8

При обнаружении, что углы и/или поверхности не соответствуют, то отвал доводится при помощи молотка. После подгонки отвала к лемеху он сзади приваривается к лемеху, и к боковому щитку. Затем боковой щиток сваривается с распорной планкой и пластиной основания, к последней сваркой прихватываются упорные уголки для лемеха.

Самодельный поворотный плуг для мотоблока

Поворотный плуг отличается универсальностью. Как известно, при вспашке почвы однокорпусным плугом за один проход пласт грунта переворачивается лемехом в одну сторону. Для переворачивания земли в ту же сторону при повторном проходе, приходится возвращаться к началу предыдущего ряда и начинать с той же стороны участка.

Поворотный плуг позволит вам выполнять пахоту намного быстрее - в конце ряда, после разворота мотоблока просто разворачивается лемех в другую сторону и продолжается обработка почвы.

Как установить плуг на мотоблок

Прежде чем начинать настройку и установку плуга, нужно подготовить сам мотоблок. Установка начинается с установки мотоблока на место проведения работ, демонтируются колеса и устанавливаются грунтозацепы. (См. ). Грунтозацепы, придают мотоблоку лучшее сцепление с почвой, исключая пробуксовки.

Далее начинаем установку, гайки рекомендуется сильно не затягивать, для дальнейшей регулировки, если будет необходимость. Потом делает фиксация навески к крепежной системе мотоблока двумя стальными штырями. По окончании этих манипуляций можно приступать к регулировке плуга.

Регулировка плуга на мотоблоке

Регулировка плуга на мотоблоке осуществляется с максимальным соблюдением инструкций, ведь от этого зависит качество выполнения дальнейших работ. Делается это поэтапно:

Для балансировки ставим мотоблок на колесах на ровную площадку. Регулировка подставок определяет глубину проникновения плуга в землю, так вспахивать мерзлый грунт нужно не глубже 15-20 мм, а весенний грунт, 20-23 мм.

После регулировки и закрепления плуга, мотоблок снимают с площадки и ставят на грунт.

Для проверки правильности регулировки плуга, производят пробную вспашку, измеряя глубину борозд и правильности отвала почвы в сторону, при необходимости, настраивается.

Видео регулировки плуга на мотоблоке

Советы по настройке плуга для эксплуатации

Плуг Зыкова своими руками

Ниже представлены фото плуга Зыкова сделанного своими руками. Плуг имеет угол атаки, как на тракторах, т.е. очень большой. В принципе чертежи плуга Зыкова, это те которые представлены абзаце про однокорпусной плуг.

Видео: плуг для мотоблока своими руками

В видео рассказывается о переделке плуга под мотоблок.

«Мотоблок в паре с транспортной тележкой (спасибо «М-К»!) смастерил. И теперь отвезти-привезти что-нибудь по хозяйству для меня, как говорится, не проблема. А вот хорошим плугом до сих пор не обзавелся. Жду, когда на страницах столь полюбившегося мне журнала появится обстоятельный материал о том, как такой плуг самому рассчитать и сделать». Аналогичных просьб-пожеланий приходит в редакцию немало. Видимо, от тех подписчиков, которые не сумели ознакомиться с прежними выступлениями журнала по интересующей их тематике (см., например, «М-К» 1’88, 3’89, 9’90, 5’91, 10’91). А потому - новая публикация, посвященная древнему и, как свидетельствует сама жизнь, нестареющему орудию землепашца.

Изобретение плуга историки относят к концу четвертого тысячелетия до н.э. Именно тогда догадались использовать для рыхления почвы заостренный крепкий сук. Отсюда и слово «соха», которое в переводе с шумерского означает не что иное, как «дерево пахаря». А металлический наконечник к этому орудию придумали в Древнем Египте, получив, по сути, почвоуглубитель с подошвой, образованной горизонтально поставленным лемехом, но не имеющий отвала. Последний появился в конструкции плуга лишь во времена Римской империи и явно не спешит сдавать завоеванных позиций (см. иллюстрации).

При всем разнообразии заложенных в него технических решений современный плуг состоит в основном из рабочих органов, вспомогательных узлов и механизмов. Нож (дисковый, как изображено на рисунке, или черенковый, воспроизводимый журналом ранее,- см., например, «М-К» 5’91) отрезает пласт почвы, равный ширине захвата корпуса. Предплужник снимает верхний слой, покрытый растительными остатками, сорняками и их семенами, укладывает его на дно борозды, образованной при предыдущем проходе. Корпус же подрезает снизу пласт, равный ширине своего захвата, отрывает его от невспаханного поля, оборачивая и кроша, перемещает в сторону и сбрасывает в борозду. Почвоуглубитель сзади корпуса рыхлит подпаханный слой почвы, не выбрасывая его на поверхность. Ну а вспомогательные узлы и механизмы обеспечивают весь технологический процесс вспашки, выполняемый рабочими органами (в данном случае - тремя) орудия.

В малогабаритной сельхозтехнике (мини-тракторы, мотоблоки) из рассмотренного выше комплекта рабочих органов используют подчас лишь корпус. Да и число вспомогательных узлов и механизмов в целях упрощения и удешевления плуга сводят зачастую к минимуму. Как это сделано, например, в конструкции, опубликованной в № 4 журнала за 1984 год.

Лемех и отвал корпуса образуют его общую лемешно-отвальную поверхность определенной геометрической формы. Как показывает практика, немаловажная задача - выбрать ее оптимальный вариант, исходя из технологических требований почвообработки, кинематических и энергетических условий, а также реальных возможностей, которыми разработчик и изготовитель плуга располагает. Вплоть до конструкционных материалов, наличия станочного оборудования, газоэлектросварки, мини-кузницы и пр.

1 – нож, 2 – предплужник, 3 – корпус, 4 – почвоуглубитель.

1 – цилиндрическая. 2 - культурная (переходная), 3 - полувинтовая, 4 - винтовая поверхность, 5 - корпус со сменной грудью. 6 - вырезной, 7 - дисковый, 8 - роликовый, 9 - с ротором.

1 - трапецеидальный, 2 - долотообразный, 3 - с приваренной щекой в передней части, 4 - зубчатый, 5 - с выдвижным долотом.

1 - цилиндрического, 2 - винтового, 3 - цилиндроидального типов.

1 - трапецеидального, 2 - долотообразного.

1 - основа («сносившийся» лемех заводского изготовления), 2 - зуб приварной носковый (отрезок рессорного листа от автомобиля ЗИЛ-150), 3 - зуб приварной прямолинейного участка лемеха (из выбракованной рессоры от автомобиля ГАЗ-51, 2 шт.).

1 - отвал изношенный (от выбракованного ПП-40 или другого плуга), 2 - дефектная часть, 3 - развертка отвала самодельного плуга.

Многие останавливают свой выбор на плуге общего назначения. Причем стараются использовать корпуса с цилиндрической (см. рисунок), а то и культурной лемешно-отвальной поверхностью. При вспашке такие плуги хорошо крошат, но недостаточно полно оборачивают пласт. Поэтому-то и применяются в основном для обработки старопаханых почв, которыми средняя полоса России, как известно, не обделена.

Корпуса с полувинтовой лемешно-отвальной поверхностью лучше оборачивают, но хуже рыхлят пласт. Их применяют для обработки задернелых старопаханых, осушенных торфяных и болотных почв. Корпуса с винтовыми лемешно-отвальными поверхностями вспахивают целинные, залежные, луговые и другие тяжелые почвы, так как они хорошо оборачивают пласт. Значительно реже обращаются к корпусам со сменной грудью, вырезному, дисковому, с ротором и др.

У каждой из вышеназванных конструкций свои преимущества. И соответственно - свои недостатки. Например, роликовый отвал снижает потери на трение, но он сложен по устройству. А широко разрекламированные в ряде мест скоростные отвалы других корпусов интенсивнее, оказывается, крошат почву, плотнее укладывают ее на поверхность поля, что приводит, в свою очередь, и к значительному росту энергозатрат.

Или взять лемехи. Наибольшее распространение, как свидетельствует статистика, получили трапецеидальные и долотообразные конструкции (см. иллюстрации). Работая в сложных условиях, отрезая пласт почвы и направляя его на отвал, они быстро изнашиваются и ломаются. Зубчатые лемехи сложнее в изготовлении. Но они снижают тяговое сопротивление корпуса, так как на отрыв пласта требуется значительно меньшее усилие, чем на срез почвы. Для работы в особо тяжелых условиях применяются лемехи с приваренной щекой в передней части. А при обработке особо плотных почв или глубокой пахоте неплохие результаты показывают лемехи с выдвижным долотом. Все это нельзя, естественно, не учитывать. Как, впрочем, и различия в конструкциях полевых досок и стоек корпусов, обусловленные определенными требованиями или условиями эксплуатации.

И еще. Нетрудно заметить, что в основе корпуса плуга лежит (см. иллюстрации) трехгранный клин АВСО, параметры которого во многом являются определяющими при проектировании конкретной конструкции, придавая ей те или иные эксплуатационные и технологические свойства.

В частности, угол а, расположенный в продольно-вертикальной плоскости, способствует изгибу и крошению пласта почвы. С помощью угла В, лежащего в поперечно-вертикальной плоскости, происходит оборачивание пласта. А угол у, расположенный в горизонтальной плоскости, способствует перемещению последнего в сторону. При этом пласт соответствующим образом изгибается и крошится. Указанные параметры трехгранного клина связаны между собой тригонометрической зависимостью:

Следовательно, здесь можно произвольно менять лишь два угла, а третий определяется по значениям первых двух. Вывод для конструктора немаловажная. Как, впрочем, и то, что рассматриваемый трехгранный клин в зависимости от изменения того или иного его параметра может приобрести лемешно-отвальную поверхность корпуса плуга определенного типа (см. иллюстрации): цилиндрическую при развитии угла а, винтовую при соответствующем изменении угла В и цилиндроидальную - с развитием углов а и у у стандартных плужных корпусов. Их геометрических параметров, разработанных для серийных мотоблоков и мини-тракторов, настоятельно рекомендуем придерживаться при конструировании самодельных мотопомощников:

Известно несколько практичных способов построения лемешно-отвальных поверхностей плужных корпусов. Наиболее простой из них предусматривает движение горизонтальной образующей АБ по двум направляющим параболам 1-1′ и 2-2′, которые располагаются соответственно в плоскости стенки борозды и в плоскости, параллельной ей на расстоянии ширины захвата корпуса. Для выбора параметров направляющих необходимо одними величинами задаваться, а другие определять расчетным или опытным путем.

В частности, установлено: некоторые параметры корпуса плуга зависят от ширины обрабатываемого пласта, удельного сопротивления и плотности почвы, скорости движения и ряда других факторов. Исходя из этого, длина лемеха с достаточной для практики точностью определяется соотношением:

При расчете плуга пригодится еще одно не менее ценное, по свидетельству специалистов, соотношение, согласно которому ширина захвата у проектируемого корпуса должна превышать возможную глубину вспашки в 1,5 раза. Это необходимо для нормального оборота пласта. Применение в конструкции предплужника приводит к снижению только что упомянутой дроби. Но на малогабаритных почвообрабатывающих орудиях предплужники, как уже отмечалось, обычно не используются. И это следует, естественно, учитывать.

Вооружившись приведенными выше предпосылками и математическими формулами, можно разработать плуги, в максимальной степени отвечающие современным агротехническим требованиям, характерным особенностям конкретной малогабаритной техники, той или иной почвенно-климатической зоне. Новичкам же рекомендуется держать ориентир на геомет-рические параметры серийного прототипа, а также на образцы выпускающихся к промышленным мини-тракторам и мотоблокам конструкций.

Конечно же, не возбраняется и слепое копирование понравившегося по тем или иным причинам плуга. В том числе воспользоваться готовыми разработками из тех удачных конструкций, которые в разное время появлялись на страницах «М-К». Но лучше подойти к делу творчески, взяв на вооружение идеи наиболее интересных технических решений. Например, форму черенкового ножа, полевой доски и лемешно-отвальной поверхности с соответствующими табличными данными, а также принцип действия поворотного механизма, опубликованные в пятом номере журнала за 199) год.

Немало ценного можно почерпнуть, скажем, из конструкции самодельного плуга, корпус которого сделан из старого, выбракованного за ненадобностью предплужника с приваренными стальными пластинами (см. «М-К» 3/В9). А сколько интересного найдет для себя начинающий самодепьщик (и не только) в материале, опубликованном в № 1 журнала за 1988 год, где с достаточной полнотой излагается методика изготовления лемеха, отвала и опоры отвала из отрезка… 550-мм трубы!

Тому, кто хорошо знаком с кузнечными работами, вполне по силам окажется выполнение отличного, надо сказать, лемеха из изношенного, но имеющего запас металла на тыльной стороне. Требуемых размеров и конфигурации добиваются здесь горячей рубкой (размеры L и L1 - см. иллюстрации - расчетные) и кузнечной оттяжкой. Для этого выбракованный было лемех кладут плашмя в горн и медленно нагревают его лезвие на ширину 70- 80 мм до температуры 500-600°С (до появления свечения), после чего скорость нагрева постепенно увеличивают. Доводят ее до 1100-1200°С (светло-желтый цвет каления). Причем, чтобы не подвергать металл опасности пережога, не допускать нарушения связи между зернами стали и повышения ее хрупкости, нагревают обычно только тот участок лемеха, который в данный момент подлежит обрубке или оттяжке. Остальную поверхность засыпают свежим углем (для уменьшения потерь тепла и в то же время для того, чтобы не допустить выгорания углерода с поверхностного слоя металла и, следовательно, снижения его твердости).

Оттяжку лемеха прекращают, как только температура понизится до 800″С (свет-ловишневый цвет каления). Ведь в противном случае могут появиться трещины. Поэтому, чтобы не допускать вредных для металла повторных нагревов, стараются вести оттяжку лемеха «без проволочек». Тогда работу по доводке каждого из участков будущего изделия можно выполнять с одного нагрева.

В ходе оттяжки меняется кривизна поверхности лемеха. Смещаются порой и крепежные отверстия в нем. Поэтому изделие нуждается в корректировке формы, что выполняется обычно на вогнутой оправке с хвостовиком, укрепленным в наковальне. Оправку изготавливают по новому лемеху. Кривизну поверхности устанавливают по просвету между лезвием и плитой: у долотообразного изделия просвет должен быть порядка 3-5 мм. Что касается смещения крепежных отверстий, то оно устраняется осадкой по торцу и соответствующей правкой спинки лемеха.

Оттянутый, но не остывший еще лемех зажимают в тисках и запиливают его лезвие. А остывший - затачивают на наждаке с лицевой (рабочей) поверхности. Ширина ленточки (фаски) при этом должна достичь 5-6 мм, толщина же лезвия - 0,5- 1,0 мм. Причем тоньше затачивать не нужно. В противном случае возможно коробление лезвия при закалке, а в процессе работы - выкрашивание.

Для закалки лемех вначале нагревают до В00-840°С (светло-вишневый цвет каления) по всей длине лезвия на 1/3 ширины. После опускают спинкой вниз в подсоленную (1-1,5 кг/л), подогретую до 30-40’С воду. А долотообразный лемех до погружения в соляной раствор нуждается еще и в дополнительном охлаждении. Выполняется оно во избежание трещин, для чего в месте перехода от лезвия к носку прикладывают на 2-3 секунды мокрую тряпку.

И еще одна, на сей раз уже общая для обоих типов лемеха, особенность. Чтобы уменьшить хрупкость изделия после закалки, проводят отпуск при температуре 350°С с последующим охлаждением на воздухе. О степени нагрева здесь судят по цвету побежалости.

Качество закалки определяют напильником: он не должен оставлять заметных на глаз следов на лезвии лемеха. Это соответствует 444-653 единицам по Бринелю. После проверки твердости лезвия контролируют линейкой прямолинейность лемеха.

Весьма перспективным видится конструкция лемеха зубчатого. Ведь работает он на вспашке сухих почв в 7-10 раз дольше стандартных. Причем зубья изготавливаются из выбракованных автомобильных рессор и привариваются к основе (лицевой ее стороне) на одинаковом расстоянии друг от друга (см. рисунок). Угол наклона передней грани зубьев к режущей кромке лезвия 4В°. Заточка зубьев верхняя, под углом 45°.

Вырубка зубьев из рессорных листов облегчается нагревом последних в кузнечном горне до температуры В50-1000°С (оранжевый цвет каления). Помогает термообработка и при осуществлении самодельщиком другой не менее ценной задумки: изготовлении отвала из износившегося основательно корпуса серийного плуга (см. иллюстрацию). Как свидетельствует практика, не окажутся лишними, невостребованными и другие знания и навыки. Так что дерзайте, и ваши трудолюбие, упорство в достижении поставленной цели будут вознаграждены сторицей.

В. МОНТАКОВ, кандидат технических наук, доцент педагогического института, Г. Армавир, Краснодарский край

Самодельный плуг для небольшого трактора или мотоблока можно сделать из подручных материалов, исходя из свойств которых вы обеспечите оптимальные параметры инструмента. Купленный в магазине плуг не всегда обладает подходящими для использования свойствами: шириной, глубиной проникновения и надежностью. Самостоятельное конструирование позволяет избежать данных недочетов.

Собственный плуг избавит вас от необходимости платить аренду, что позволит сэкономить часть средств и направить их на достижение других целей.

Принцип действия плуга

Плуг – не такой простой инструмент, как может показаться на первый взгляд. Принцип его действия состоит в приподнимании, отодвигании в сторону и переворачиванию верхнего слоя почвы. Правильно произвести все эти действия может только инструмент особой геометрической формы.

Входя в землю, плуг врезается в нее на глубину около 25-30 см, приподнимает плодородный слой, одновременно разбивая его на отдельные куски. После этого ломти грунта переворачиваются в сторону. Это необходимо для получения доступа к нижним слоям грунта, в которых за прошедший год накапливается большое количество полезных веществ. Земля при этом насыщается кислородом, необходимым для развития сельскохозяйственных культур. Помимо этого вспахивание помогает избавиться от сорняков, которые уже начали развиваться: их семена при попадании в нижний слой почвы в большинстве своем гибнут.

Движущей силой для плуга долгое время выступали лошади, а в сельской местностях они испльзуются до сих пор. Современная механизированная техника – тракторы, мотоблоки и мотокультиваторы – позволяет упростить работу и повысить ее эффективность.

Вернуться к оглавлению

Инструменты для создания самодельного плуга

Изготовление плуга – не очень сложный процесс, но он требует наличия некоторых специальных инструментов. К ним относятся:

  1. Вальцы. Данный инструмент имеет вид двух прокаточных цилиндров, с помощью которых заготовкам (листы металла) придают необходимую форму и изгиб.
  2. Ножницы по металлу. Они должны быть достаточно мощными, так как придется работать с материалом толщиной до 5-6 мм. Лучше всего, если это будет профессиональный инструмент, который можно найти в большинстве кузниц.
  3. Сварочный аппарат. Без него не удастся сделать швы ровными и надежными, так что наличие этого инструмента – острая необходимость.

Кроме перечисленных инструментов вам может пригодиться наждак или шлифовальная машинка для заточки лемеха, болты М8 и гайки к ним.

Вернуться к оглавлению

Выбор материалов для плуга

Плуг относится к сельскохозяйственным инструментам, поэтому подвергается постоянным тяжелым нагрузкам. По этой причине материал для его изготовления должен выбираться с особой тщательностью. Лучше всего использовать легированную сталь толщиной от 4-5 мм. Неплохой вариант – взять за исходный материал газовый баллон или кусок стальной трубы. Они имеют правильную форму изгиба, которую нужно будет незначительно скорректировать.

Для корпуса плуга используют стальные трубы или квадраты, толщина и длина которых подбирается согласно с желаемыми параметрами инструмента. Чтобы не происходило деформаций, толщина стенок корпуса должна быть не менее 3 мм.

Самая простая в конструировании и сборке модель плуга называется однокорпусной. Ее рабочая часть представлена одинарным лемехом, что является оптимальным выбором для тракторов и мотоблоков небольшой мощности. Рассмотрим подробнее процесс его изготовления.

Главную часть плуга – отвал – изготавливают одним из трех способов:

  1. Первый способ предполагает наличие вальцов, при помощи которых листу металла, вырезанному по шаблону, придают необходимую выгнутую форму.
  2. Второй способ подойдет, если под рукой нет вальцов. Отвал делается из стальной трубы диаметром 600 мм. Ее стенки должны иметь подходящую толщину и кривизну, которую после разрезания нужно будет только подправить до нужного вида. Кроме трубы можно использовать баллон от сжатого кислорода или углекислого газа.

Заготовку вырезают по шаблону, после чего разогревают в кузнецком горне и придают нужную форму молотком.

Данный способ требует визита в кузницу, так как самостоятельно произвести данные действия, не имея подходящего оборудования, практически невозможно.

После придания металлу формы в отвале делаются отверстия для крепления его к корпусу, а также для соединения с лемехом.

Корпус для одинарного плуга можно делать очень простым. Основная его часть – металлическая труба или квадрат. К ней приваривают отвал, скобу для крепления к трактору или мотоблоку и колесную пару, одно из колес которой предназначено для облегчения движения плуга, а второе – для контроля над глубиной вспашки. Нехитрыми манипуляциями ширина колесной пары может изменяться, в зависимости от требуемой ширины борозды.

Более сложные виды плугов могут иметь несколько рабочих поверхностей, что значительно повышает их эффективность и скорость вспахивания. Такой инструмент требует мощной техники, поэтому поойдет для трактора. Некоторые модели обладают парными симметричными отвалами, которые по очереди опускаются и поднимаются в зависимости от того, на какую сторону нужно откидывать ломти почвы.

Корпус плуга можно сделать настраиваемым по высоте. Для этого в стойке, к которой крепится рабочая часть, делаются отверстия, через них плуг крепится болтами и гайками.

Опытные специалисты рекомендуют для начала вырезать и собрать модель плуга из плотного картона. Можно сделать его в натуральную величину или в масштабе. Так вы сможете понять предназначение всех деталей и задать им оптимальную форму. Картонные заготовки впоследствии можно использовать в качестве точных шаблонов.

Плуг для мотоблока — это навесное оборудование, предназначенное для обработки любых типов почвы, включая плотные и вязкие. Использование такого инвентаря позволяет аграриям снизить затраты физической энергии и уменьшить время выполнения сельскохозяйственных работ. Изготовить подобное приспособление можно самостоятельно. Это дешевле, чем покупать готовое заводское изделие. Оборудование собственной конструкции можно устанавливать на любые агрегаты, в том числе и на мотокультиваторы с реверсивным приводом.

Виды

Перед тем как выбрать плуг для мотоблока нужной конструкции, следует изучить существующие типы таких приспособлений. В зависимости от характера сельскохозяйственных работ используются:

  • однокорпусные,
  • двухкорпусные;
  • поворотные;
  • роторные;
  • отвальные;
  • безотвальные агрегаты.

Можно самостоятельно изготовить универсальный плуг к мотокультиватору, который подойдет для большинства разновидностей почв. Оптимальным вариантом для вспахивания приусадебного участка и для использования людьми, не обладающими соответствующими навыками, представляется легкая однокорпусная конструкция.

Однокорпусные и двухкорпусные модели

Однокорпусный плуг применяется для вспахивания мягкой почвы. Он оснащен одним лемехом. Такой сельскохозяйственный инвентарь прост в сборке и использовании, обладает сравнительно небольшим весом и малым количеством конструктивных элементов. Он способен существенно облегчить процесс боронования на небольшом участке земли.


Двухкорпусная модель плуга предназначается для обработки любого типа почвы, не содержащего каменных включений. Такое пахотное приспособление подходит для нарезания ровных борозд, окучивания сельскохозяйственных культур, уничтожения сорных растений. Рекомендуется устанавливать на мотоблоки мощностью до 3,5 л.с. Можно сделать двухкорпусный плуг с фиксированной или регулируемой шириной захвата.

Оборотные

Агрегат этого типа предназначается для вспахивания трудновозделываемых почв. От габаритов и массы лемеха зависит требуемая мощность двигателя мотокультиватора. Изготовить оборотный плуг своими руками несколько сложнее, чем однокорпусную модель. Он отличается наличием изогнутого под точно выверенным углом рабочего элемента (пера) в верхнем сегменте конструкции. Это позволяет переворачивать почвенный слой сразу при подъеме. Оборотная модель — оптимальный выбор для вспахивания твердого грунта.

Роторные

Роторная конструкция предназначается для выполнения сложных аграрных работ на трудновозделываемых почвах большой площади. Для самостоятельного изготовления это наиболее трудоемкий вариант. По своему устройству он похож на мотокультиватор. Такая модель оснащена несколькими лемехами, установленными на одной оси. Преимущество роторного плуга заключается в возможности обработки твердой почвы до глубины среза 0,3 м без приложения больших физических усилий. Он позволяет вспахивать грунт одновременно по разным траекториям за счет подвижной конструкции лемехов.


Отвальные и безотвальные

Плуг к мотокультиватору бывает отвальным либо безотвальным. Модели первого типа востребованы дачниками и владельцами небольших земельных угодий. По способу вспахивания такие приспособления подразделяются на:

  1. бороздные;
  2. гладко пашущие;
  3. не оставляющие борозд.


Оборудование последнего типа задействуется, когда необходимо обработать грунт в свал. Для вспахивания почвы в развал используется плуг, оставляющий борозды. Отвальная конструкция, имеющая особый угол наклона лемеха, позволяет одновременно рыхлить и переворачивать снятый пласт земли. Безотвальные модели чаще всего используют в засушливых районах с сильными ветрами и эрозией почв.

Преимущества самодельных плугов

Плуг с предплужником для мотоблока можно агрегатировать с устройством нужной мощности, обеспечив полную конструктивную и техническую совместимость.

Преимущества самодельного инвентаря:

  • точность расчетов с определением оптимального угла наклона;
  • очевидная экономическая выгода, поскольку изготовление агрегата собственными руками обходится дешевле покупки заводской модели;
  • уверенность в качестве материалов и сборки.

Продуктивность полевых работ обеспечит дисковый плуг. Он хорошо справляется с обработкой тяжелых почв с большой концентрацией сорных растений.

Для тех, кто владеет небольшим участком земли (20-40 соток) и активно занимается земледелием, например, выращивает картофель или другие культуры, серьезным помощником в работе является мотоблок. Оснащенный набором навесного оборудования, его можно использовать для вспашки и рыхления почвы, посадки и уборки картофеля, моркови и др. С помощью мотоблока можно скосить траву, убрать снег, перевезти небольшой груз. Навесное оборудование можно приобрести в магазине, но домашнему умельцу, имеющему в арсенале доступные инструменты, по силам будет изготовить некоторое оборудование самостоятельно, включая плуг. Если вы решились изготовить плуг для мотоблока своими руками, рассмотрим их конструкции, а также какие из них можно сделать самостоятельно.

Виды плугов

При комплектации мотоблоков применяют плуги трех разновидностей, все из них имеют свою область применения:

  • однокорпусные и двухкорпусные;
  • поворотные или оборотные;
  • роторные.

Однокорпусные модели

Однокорпусные агрегаты – наиболее простые по конструкции. Они имеют только один лемех и применяются при вспашке легких грунтов на обычных садовых участках, составляющих большую часть земель. Для вспашки тяжелых грунтов и целины такой плуг не подойдет, здесь потребуется более мощная конструкция.

Двухкорпусный плуг представляет собой две скрепленные рамы с лемехами. Применяется для обработки различных видов почв и для первичного вспахивания целинных земель. Одновременно сможет выполнять вспашку и боронование, обеспечивает наилучшее качество возделывания почвы.

Оборотные плуги

Оборотные плуги отличаются по форме лемеха, напоминающего перо. Лемех с загнутой верхней частью переворачивает грунт. Рекомендуется для вспашки твердого, жесткого грунта. Плуги такого вида совместимы с мотоблоками среднего и тяжелого классов, например МТЗ. Название свое получили от устройства, поворачивающее лемех при изменении направления вспахивания, что удобно для участков большой длины. Направление отвала почвы сохраняется.

Роторные плуги

Роторные модели отличаются от других конструкций: агрегат состоит из набора изогнутых лемехов, которые взрыхляют почву, помещенных на оси, приводимой в действие валом отбора мощности агрегата. Глубина вспашки почвы роторным плугом составляет 25-30 см, и не требует значительных усилий работников.

Ротационный плуг позволяет вести вспашку, меняя направления, что важно для обработки участков со сложными формами. Данная конструкция популярна среди дачников для обработки почвы со слоем дерна или насыщенной корнями. Роторные плуги совместимы со средними и тяжелыми мотоблоками.

Отвальные и безотвальные

По наличию отвала плуги можно разделить еще на два вида:

  • отвальные: конструкция таких плугов позволяет вспахивать почву, переворачивать вспаханный слой и разрыхлять его;
  • безотвальные: предназначаются для взрыхления почвы в регионах с засушливой и ветреной погодой.

Преимущества самодельных плугов

Изготовление самодельного плуга своими руками имеет ряд преимуществ перед использованием покупных. Его конструкция больше отвечает требованиям, соответствующим обрабатываемой почве: это угол овала, глубина вспахиваемого слоя, ширина вспахиваемого участка за один проход, а также эффект рыхления.

Плуг, изготовленный своими руками с учетом мощности двигателя, не создаст дополнительной нагрузки на мотоблок, исключит пробуксовывание колес и обеспечит оптимальный эффект вспашки. Применение качественного материала и соблюдение технологии позволит значительно увеличить срок службы. Изготавливая плуг, можно предусмотреть возможность крепления дополнительного оборудования для обработки почвы.

Самодельный однокорпусный плуг

Наиболее простой, но одновременно и эффективной конструкцией плуга является однокорпусный.

Такая конструкция применима для производства ее собственными руками в домашних условиях. Для изготовления не потребуются специальные инструменты и приспособления, а также особые навыки, достаточно будет инструментов, имеющихся в мастерской домашних мастеров.

Лемех

Опыт хозяев, применяющих в своих полевых работах мотоблоки, оснащенные плугами, показывает, что лемех требуется периодически снимать, чтобы до начала работ его наточить. Выбирая материалы для изготовления лемеха, рекомендуем применить легированную сталь 9ХС, используемую при изготовлении циркулярных пил.

Может быть применена сталь 45, но ее потребуется закалить до твердости HRC 50-55. Не исключено применение обычных сталей, в том числе Ст.5, которые не подвергают закаливанию, но может быть доведена до нужного качества, если отбить кромку молотом и заточить ее.

Отвал

Отвал плуга можно изготовить разными методами, рассмотрим некоторые из них, чтобы была возможность выбора наиболее удобного и доступного по материалам и стоимости.

  1. Отвал изготавливается из стального листа толщиной 3,0–4,0 мм. Для изготовления необходимы гибочные вальцы для придания отвалу изогнутой формы. Заготовку вырезают по шаблону, затем пропускают через вальцы и молотком доводят до требуемой формы.

  1. Сделать отвал можно, используя стальную трубу диаметром 0,55-0,6 м и толщиной стенки 4,0-5,0 мм. Заранее готовим картонный шаблон, накладываем его на трубу так, чтобы угол, образованный нижней гранью и горизонталью трубы, составил 20-30°. Контур обводится, вырезается с помощью газовой горелки, после этого обрабатывается наждаком или болгаркой. Если потребуется, можно исправить форму при помощи молотка.
  2. При изготовлении отвала можно использовать стальной лист, но форму придать можно после предварительного нагрева заготовки, изогнув ее по матрице, например, взяв отвал покупного плуга.

Сборка плуга

Начиная сборку, рекомендуется предварительно изготовить макет, используя плотный картон, склеивая отдельные детали под определенными углами. На представленных чертежах угол альфа на различных участках составляет 25-30°, угол гамма – 42-50°. Оценив полученный картонный образец, начинаем его изготовление из металла. Материал для корпуса выполнен из листовой стали толщиной 3,0 мм.

Чтобы выполнить сборку, воспользуемся аппаратом для сварки. Потребуется стальной лист толщиной 2-3 мм с габаритами 0,5х0,5 м. Воспользовавшись клиньями, установленными под углом 25°, на лист помещаем лемех и привариваем его к листу в двух местах. К лемеху вертикально стыкуем боковой щиток, расположив его внахлест на 5-8 мм. Щиток необходимо расположить выше лезвия лемеха (плоскости листа) на 0,6-1,0 см, чтобы свободно подрезать почву. Щиток прихватками присоединяем к лемеху и вспомогательному листу. Прикладываем к лемеху отвал так, чтобы получилась цельная конструкция. Угол между ножом лемеха и краем отвала необходимо установить 6-8°.

Крепление лемеха

Схема крепления плуга представлена на чертеже.

В том случае, если какой-нибудь из углов или поверхности не совпадут или не будут отвечать рекомендованным, деталь потребуется подправить молотком. Подогнав отвал и лемех, привариваем их, после этого отвал прихватками скрепляем с боковым щитком. Свариваем боковой щиток сначала с распорной планкой, после этого с пластиной, расположенной в основании, теперь к ней привариваем упорный уголок лемеха. Весь агрегат осматриваем, и теперь потребуется тщательно проварить швы, затем отделить от вспомогательного листа. Выполнив сборку, швы требуется тщательно очистить болгаркой, а поверхности, которые будут контактировать с грунтом, зашлифовать.

Оборотный плуг

У оборотного плуга имеется отличие – наличие механизма поворота, переворачивающего лемех при проходе соседней борозды в обратном направлении. Перевернув лемех, пласты почвы будут переворачиваться в том же направлении, что и предыдущие. Поворотный механизм позволяет выполнять вспашку быстрее, чем при использовании обычной конструкции.

У оборотной конструкции имеется три специфические плоскости: внизу горизонтальная плоскость полозка, боковая вертикальная и передняя отвальная. Снимаем лемех и отвал, устанавливаем на пол и прислоняем их к стенке, нижняя горизонтальная плоскость полозка должна совпасть с горизонтальной линией пола, а стена с боковой вертикальной плоскостью полозка.

Чтобы отрегулировать плуг, необходимо нижнюю грань лемеха опустить на 1,0–4,0 см ниже плоскости полозка. Боковые режущие грани лемеха и отвала должны лежать на одной линии и выступать на 1 см от вертикальной линии полозка.

Рабочая поверхность лемеха должна совпасть с отвалом без каких-либо зазоров, на них не может быть выступающего крепежа и их требуется тщательно отполировать.

После окончания вспашки все рабочие части необходимо очистить и промазать технической смазкой, чтобы исключить коррозию при хранении до следующего сезона.

Купить навеску и прицепное к мотоблоку в интернет-магазинах

Как прицепить плуг к мотоблоку

Перед установкой плуга потребуется заменить колеса специальными с грунтозацепами для повышения проходимости по пахоте. Затем присоединяют плуг к навесному устройству мотоблока. Во время установки крепления не должны затягиваться полностью для обеспечения регулировки. Фиксируют агрегат на крепежной серьге мотоблока с помощью двух стальных стержней.

Регулировку плуга необходимо производить, соблюдая все правила, что влияет на качество вспашки. Устанавливают колеса мотоблока на специальные опоры и выполняют его регулировку. Высота опор равна глубине вспахивания и составляет 15-20 см при проведении работ весной на влажном грунте или 20-25 см. С помощью регулировочных болтов выставляют «пятку» плуга параллельно земле.

Теперь можно снять плуг с опор на землю, ручки управления выставляются по высоте пояса работника. Затем проверяют настройку контрольным вспахиванием нескольких борозд. Замеряют, на какую глубину произведена вспашка, качество отвала почвы и расстояние между соседними бороздами. Если расстояние больше или меньше 10 см, регулировку необходимо повторить.