Учимся грамоте 5 6 лет

Игры для обучения грамоте дошкольников старшей группы

Игра «Узнай, кто какие звуки издает?»

Цель: развивать слуховое восприятие.

: набор предметных картинок (жук, змея, пила, насос, ветер, комар, собака, паровоз).

Описание: воспитатель показывает картинку, дети называют изображенный на ней предмет. На вопрос «Как звенит пила, жужжит жук и т. д.» ребенок отвечает, а все дети воспроизводят этот звук.

Цель : развивать слуховое восприятие.

Описание: водящий становится к детям спиной, и все они хором читают стихотворение, последнюю строчку которого произносит один из детей по указанию воспитателя. Если водящий угадывает его, указанный ребенок становится водящим.

Примерный материал:

Мы немножко поиграем, как ты слушаешь, узнаем.

Постарайся, отгадай, кто позвал тебя, узнай. (Имя водящего.)

К нам кукушка в огород залетела и поет.

А ты, (имя водящего), не зевай, кто кукует, отгадай!

Сел петух на забор, закричал на весь двор.

Слушай, (имя водящего), не зевай, кто петух у нас, узнай!

Ку-ка-реку!

Игра «Угадай звук».

Цель : отрабатывать четкость артикуляции.

Описание : ведущий произносит звук про себя, четко артикулируя. Дети по движению губ ведущего угадывают звук и произносят его вслух. Угадавший первым становится ведущим.

Игра «У кого хороший слух?».

Цель : развивать фонематический слух, умение слышать звук в слове.

Игровой материал и наглядные пособия : набор предметных картинок.

Описание : воспитатель показывает картинку, называет ее. Дети хлопают в ладоши, если слышат в названии изучаемый звук. На более поздних этапах воспитатель может молча показывать картинку, а ребенок проговаривает название картинки про себя и реагирует так же. Воспитатель отмечает правильно определивших звук и тех, кто не смог его найти и выполнить задание.

Игра «Кто в домике живет?».

Цель : развивать умение определять наличие звука в слове.

Игровой материал и наглядные пособия : домик с окошками и кармашком для выкладывания картинок, набор предметных картинок.

Описание: воспитатель объясняет, что в домике живут только звери (птицы, домашние животные), в названиях которых есть, например, звук [л]. Надо поместить этих животных в домик. Дети называют всех изображенных на картинках животных и выбирают среди них тех, в названиях которых есть звук [л] или [л"]. Каждая правильно выбранная картинка оценивается игровой фишкой.

Примерный материал: еж, волк, медведь, лиса, заяц, лось, слон, носорог, зебра, верблюд, рысь.

Игра «Кто больше?».

Цель: развивать умения слышать звук в слове и соотносить его с буквой.

Игровой материал и наглядные пособия : набор известных уже детям букв, предметные картинки.

Описание: каждому ребенку раздается карточка с одной из известных детям букв. Воспитатель показывает картинку, дети называют изображенный предмет. Фишки получает тот, кто услышит звук, соответствующий его букве. Выигрывает набравший большее количество фишек.

Игра «Вертолина».

Цель: развивать умение подбирать слова, начинающиеся с заданного звука.

два фанерных диска, наложенных друг на друга (нижний диск закреплен, на нем написаны буквы; верхний диск вращается, в нем вырезан узкий, шириной с букву, сектор); фишки.

Описание : дети по очереди вращают диск. Ребенок должен назвать слово на ту букву, на которой останавливается сектор-прорезь. Выполнивший задание правильно получает фишку. В конце игры количество фишек подсчитывается, определяется победитель.

Игра «Лого».

Цель: развивать умения выделять первый звук в слоге, соотносить его с буквой.

Игровой материал и наглядные пособия : большая карточка лото, разделенная на четыре квадрата (в трех из них изображения предметов, один квадрат пустой) и карточки-покрышки с изученными буквами для каждого ребенка; для ведущего набор отдельных маленьких карточек с изображениями тех же предметов.

Описание : ведущий берет из набора верхнюю картинку и спрашивает, у кого есть этот предмет. Ребенок, имеющий на карточке лото данную картинку, называет предмет и первый звук в слове, после чего закрывает картинку карточкой соответствующей буквы. Выигрывает тот, кто первый закрыл все картинки на карточке лото.

Примерный материал: аист, утка, ослик, хвост, сом. роза, лампа и т. д.

Игра «Цепочка».

Цель : развивать умение выделять первый и последний звук в слове.

Описание: один из детей называет слово, рядом сидящий подбирает новое слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Продолжает следующий ребенок ряда и т. д. Задача ряда: не разорвать цепочку. Игра может проходить как соревнование. Победителем окажется тот ряд, который дольше всех «тянул» цепочку.

Игра «Где спрятался звук?».

Цель: развивать умение устанавливать место звука в слове.

Игровой материал и наглядные пособия : у воспитателя набор предметных картинок; у каждого ребенка карточка, разделенная на три квадрата, и цветная фишка (красная с гласным звуком, синяя с согласным).

Описание: педагог показывает картинку, называет изображенный на ней предмет. Дети повторяют слово и указывают место изучаемого звука в слове, закрывая фишкой один из трех квадратов на карточке, в зависимости от того, где находится звук: в начале, середине или конце слова. Выигрывают те, кто правильно расположил фишку на карточке.

Игра «Где наш дом?».

Цель : развивать умение определять количество звуков в слове.

Игровой материал и наглядные пособия: набор предметных картинок, три домика с кармашками и цифрой на каждом (3, 4, или 5).

Описание: дети делятся на две команды. Ребенок берет картинку, называет изображенный на ней предмет, считает количество звуков в произнесенном слове и вставляет картинку в кармашек с цифрой, соответствующей числу звуков в слове. Представители каждой команды выходят по очереди. Если они ошибаются, их поправляют дети другой команды. За каждый правильный ответ засчитывается очко, выигравшим считается тот ряд, игроки которого наберут большее количество очков. Эту же игру можно проводить индивидуально.

Примерный материал : ком, шар, сом, утка, муха, кран, кукла, мышка, сумка.

Игра «Чудесный мешочек».

Цель : развивать умение делить слова на слоги.

Игровой материал и наглядные пособия : мешочек из пестрой ткани с различными предметами, в названиях которых два-три слога.

Описание : дети по порядку подходят к столу, вынимают из мешочка предмет, называют его. Слово повторяется по слогам. Ребенок называет количество слогов в слове.

Игра «Телеграф».

Цель: развивать умение делить слова на слоги.

Описание : педагог говорит: «Ребята, сейчас мы с вами поиграем в телеграф. Я буду называть слова, а вы их по очереди будете передавать по телеграфу в другой город». Первое слово педагог произносит по слогам и сопровождает каждый слог хлопками. Затем он называет слово, а вызванный ребенок самостоятельно произносит его по слогам, сопровождая хлопками. Если ребенок неправильно выполнил задание, телеграф ломается: все дети начинают потихоньку хлопать в ладоши, испорченный телеграф можно починить, то есть произнести слово правильно по слогам и отхлопать.

Цель: Познакомить детей со звуком [а] и буквой А.

Задачи:

  • Учить ориентироваться относительно своего тела.
  • Уточнение артикуляции звука; закрепление навыков четкого произношения звука [а]
  • Ознакомление с буквой А.
  • Формировать понятие «звук» , «гласный звук» , «буква» .
  • Учить произносить звук [а] длительно, коротко, громко, тихо, с различной интонацией.
  • Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия
  • Формировать навыки звукового анализа.
  • Развитие зрительного и слухового внимания
  • Развитие общей и мелкой моторики

Оборудование: зеркала, предметные картинки, красный кружочек (символ звука [а] ) , карточки с изображением большой и маленькой буквы А. красные кружочки из картона, магнитная доска.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

  • Садиться на место тот, кто выполнит команду (подними руки вверх, в стороны, правую руку вперед и т.д.)

Развитие артикуляционной моторики.

  • «Покусать верхнюю губу»
  • «Покусать нижнюю губу»
  • «Окошко» (рот) открыть – закрыть.

2. Основная часть.

Логопед: - К нам в гости сегодня должна прийти буква. Она приходит не одна (как и все остальные буквы) , а со своим другом звуком. Звук мы можем услышать и произнести, а букву увидеть и написать. Этот звук первый в словах: а втобус, а рбуз, а нанас, а кула, а пельсин, а квариум. Какой первый звук в этих словах? ([а] )

Игра «Назови первый звук в слове»

Правильно, все эти слова начинаются со звука [а]

Широко рот открываем – и звук [а] мы пропеваем (дети пропевают звук [а] , обращая внимание на правильную артикуляцию)

Если нет у нас преграды,
Не мешает ничего,
Его гласным называем
Будем петь его легко!

Игра «Узнай звук»

  • Гласные звуки мы обозначаем красным кружочком. Возьмите красные кружочки и мы поиграем со звуком [а] (дети берут в руки красные кружочки и встают полукругом) . Я вам буду звуки называть, а вы когда услышите звук [а] поднимите вверх красный кружок.

-[п] , [ м] , [а] , [и] , [д] , [а] , [х] , [а] , [к] , [о] , [с] , [а] .

Игра «Назови картинки и обозначь звук» :

Назови картинки, голосом выделяя первый звук (аист, арбуз, арфа, ананас) . Какой первый звук в слове аист, в других словах? Обозначь их на схеме (раскрась красным карандашом) место звука [а] в начале слова.

Логопед: А вот и сама буква, которая обозначает звук [а] - буква А

Дети садятся на стульчики.

Логопед: - Буква в гости к нам пришла и хочет рассказать одну удивительную историю, которая с ней произошла.

Ваня катался на велосипеде около дома. Но ему стало скучно, и он решил уехать со двора и покататься на улице.

Он поехал по дорожке и не заметил, как уехал в лес.

А в это время на прогулку в лес вышла буква А. Она шла и напевала свою любимую песенку: А – А – А, А- А – А. Но вдруг услышала, что кто-то плачет. Сначала было тихо слышно: а-а-а-а, но чем ближе она подходила, тем громче был плач: А-А-А

На полянке она увидела плачущего малыша. Он очень громко кричал: «А – А – А - А»

Что ты плачешь, - спросила буква А.

Я катался на велосипеде и заблудился, - плакал малыш.

Тогда надо было кричать: «АУ» , и одному нельзя гулять в лесу.

Пойдём я тебя провожу, сказала буква А и помогла сесть на велосипед. И они вместе пошли искать дорогу.

Малыш вернулся домой, и больше один со двора не уходил.

Вопросы по содержанию:

Кто катался на велосипеде? (Ваня)

Куда Ваня уехал? (в лес)

Кого он встретил в лесу? (букву А)

Какую песенку пела буква А? (А-А-А)

Как плакал Ваня? (А-А-А)

Куда вернулся Ваня? (домой)

3. Физминутка

Произнесение стихотворения с движение рук.

Мы летаем высоко.
Мы летаем низко.
Мы летаем далеко.
Мы летаем близко.

Игра: «Разные песенки»

Логопед: - Звук бывает разный: то он на песенку похож (А-А-А) , то на плач ребёнка (а-а-а) . А иногда он отрывистый, как будто прыгает (а, а, а)

Вышла буква А гулять, плавно стала напевать. (А-А-А)

А другая скачет, ручкою машет, даже её песенка скачет как по лесенке (а, а, а, а)

А-А поём мы высоко (высоким голосом) (поднять руки вверх)
А-А поём мы низко (низким голосом) (опустить руки вниз)
А- А как будто далеко (тихим голосом) (руки вперёд)
А-А как будто близко (громким голосом) (руки развели в стороны)

Пальчиковое упражнение «Буква А» :

(дети подходят к столу и выполняют на нём упражнение)

Превратились пальцы в ножки,
Побежали по дорожке.
Вдруг, преграда на пути -
Дальше пальцам не пройти.

Логопед: -Какая получилась буква? (А)

Логопед: - Среди букв найдите правильные буквы и обведите их красным карандашом. (карточки лежат на столах у каждого ребенка)

Игра: «Воздушные буквы» :

Логопед: - Наша гостья хочет вас научить писать букву А. Превратили пальчик в карандаш, и в воздухе будем прописывать букву А:

Что бы букву написать
Карандаш нам надо взять.
Влево вверх диагональ,
Влево вниз диагональ.

И через диагонали
Палочку нарисовали.

Вот и получилась буква А.

Игра: «Подарок для буквы А»

Логопед: - А сейчас, мы все напишем букву А на большом листе и подарим нашей гостье. (Все дети по очереди пишут букву А на листе бумаги, который закреплён на доске) .

Игра «Почини буквы»

Логопед: - Жук - буквоед любит грызть буквы и уже успел испортить некоторые из них. Попробуйте починить буквы: дорисуй в буквах недостающие линии. (карточки лежат на столах у каждого ребенка)

4. Итог занятия.

Логопед: - Спасибо буква А, что в гости к нам пришла и научила нас писать и звук из слова выделять!

Молодцы ребята! Все хорошо играли и задания выполняли!

Раздел «Подготовка к обучению грамоте» направлен на формирование у детей 5-6 лет навыка ориентирования в звуковой стороне речи; последовательное выполнение заданий способствует развитию фонематического слуха во всех проявлениях. Ребенок учится распознавать отдельные звуки в словах.

В чем особенности и преимущества системы онлайн-обучения грамоте детей 6 лет?

Уже достаточно давно педагоги ведут дискуссии о необходимости и пользе формирования у старших дошколят навыков звукового анализа слов. При этом в начальной школе процесс обучения грамоте выстроен по традиционной системе. В ее основе лежит аналитико-синтетический метод. Вначале ребенок учится анализировать звуковой состав слова, затем - соединять буквы при чтении.

При разработке заданий в раздел «Обучение грамоте детей 5 лет» наши специалисты придерживались такой же системы. Причин этому несколько.

Во-первых, обучение грамоте детей 5-6 лет по этой системе в дальнейшем избавит малышей от необходимости переучиваться в начальных классах. При этом у ребенка не возникнет непонимания.

Во-вторых, традиционная система обучения грамоте дошкольников 5-6 лет имеет сразу несколько достоинств. Она позволяет избежать перестановки и пропусков букв и слогов при написании слов. Обучение грамоте по этой методике способствует развитию у дошкольников 6 лет мышления. Эта система в наибольшей степени согласуется со структурой русского языка. Кроме того, построенные по этой методике обучения грамоте для детей 5 лет, задания просты и понятны родителям, т. к. они сами учились именно так. Для их выполнения не требуется особая подготовка.

Специалисты развивающего сайта «Разумейкин» убеждены, что этот метод обучения грамоте для дошкольников 5-6 лет является оптимальным, если дети начинают читать в этом возрасте.

Несколько слов о самих упражнениях

Последовательно справляясь с заданиями из раздела «Обучение грамоте для детей 5-6 лет», дошколята знакомятся со звуками и даже частично - с их характеристиками (гласный/согласный, мягкий/твердый), учатся выделять звук в разных позициях (в начале, конце, середине слова). Кроме того, малыши узнают, что такое слог, ударение и предложение.

Если некоторые задания в рамках наших онлайн-уроков грамоты для дошкольника 5 лет на звуковой анализ слов окажутся слишком сложными, не стоит расстраиваться. Малыши в этом возрасте развиваются очень интенсивно. Вы сможете вернуться к выполнению заданий из раздела «Обучение грамоте детей 5 лет» через некоторое время или помочь ребенку справиться с ними.