Когда и как правильно читать. Как правильно читать, а также делать это максимально быстро. Когда следует читать

Некоторые книги достаточно просто попробовать, другие хочется проглотить одним махом, а есть такие, которые приходится долго разжевывать и переваривать.

Фрэнсис Бэкон

  1. Открыть книгу.
  2. Читать слова.
  3. Закрыть книгу.
  4. Взять следующую книгу.

Что может быть проще, не правда ли?

Да, действительно, если вы читаете просто для развлечения, просто чтобы убить время, то все примерно так и происходит. Но если вы хотите вынести из этого занятия нечто полезное, хотите получить знания и новый опыт, то все не так просто. И вот почему.

В 1940 году Мортимер Адлер написал труд под названием «Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений» , который сейчас считается классическим. Сегодня мы попробуем очень кратко познакомиться с некоторыми его положениями, высказанными около 75 лет назад, но не теряющими актуальность по наше время.

В этом исследовании выявлено, что существует целых четыре разных способа чтения.

  • Элементарный. Это именно то, что подразумевается под этим словом. Этот навык мы получаем в начальной школе, и он означает только то, что мы можем прочитать слова на странице и понять их смысл, а также следовать за основным сюжетом, но ничего более.
  • Инспекционный. Это чтение скользящим взглядом, то, что мы называем «поперек листа». Мы смотрим в начало страницы, затем переходим к ее концу, попутно стараясь зацепить основные ключевые моменты и понять течение мысли автора. Это часто приходится делать, когда есть необходимость в освоении больших учебных или рабочих материалов в условиях дефицита времени.
  • Аналитический. Это когда вы действительно погружаетесь в текст. Вы читаете медленно и внимательно, вы делаете заметки, вы ищете слова, которые не понимаете, и следуете по ссылкам, которые приводит автор. Основная ваша задача в этом случае - полное понимание и усвоение тех идей, которые изложены в тексте.
  • Исследовательский. В основном используется писателями, научными и творческими работниками. При этом вы читаете одновременно несколько книг на одну тему в поисках подтверждения или опровержения собственных теорий по данному вопросу. Это довольно специфический способ чтения, который связан скорее с работой, а не с хобби или удовольствием.

Далее мы подробнее остановимся на втором и третьем виде чтения как наиболее актуальных и полезных навыках. Потому что элементарное чтение вам наверняка уже знакомо, раз вы читаете эти строки, а исследовательское чтение представляет собой довольно специфический род деятельности, который заинтересует немногих. С аналитическим и инспекционным чтением совершенно другая картина: многим оно необходимо, но далеко не все люди им владеют. Итак, что же нужно сделать, чтобы поднять свой скилл чтения с элементарного на следующий уровень?

Инспекционное чтение

Как уже говорилось выше, такой вид чтения применим в целом ряде ситуаций. Например, вам в магазине необходимо быстро оценить целесообразность покупки той или иной книги, быстро уяснить суть объемного доклада, быть в курсе последних событий в сфере своих интересов и так далее. В любом случае от вас потребуется не глубокое погружение в текст, а быстрый захват и оценка необходимой вам информации. Для этого вам необходимо сделать следующее.

Прочитайте название и изучите переднюю и заднюю обложки книги

Этот совет кажется очевидным, но очень многие им пренебрегают, сразу же переходя к содержанию. А ведь всем известно, что автор всегда придает огромное значение названию и оформлению обложки, зачастую вкладывая в них главный смысл (или намек на него) всей книги. Если вам удастся угадать это послание, то многое станет понятным еще до первых строк текста.

Уделите особое внимание первым нескольким страницам

Особенно это касается деловой и научно-популярной литературы. Здесь можно сразу перейти к концовке, чтобы узнать главные выводы, а уже потом, если они вас заинтересуют, приступить к знакомству с их доказательством.

Изучите отзывы

Если вы подбираете книгу в Сети, то для вас не составит труда познакомиться с мнением других читателей. Хотя эти комментарии надо воспринимать с известной долей скептицизма, так как иногда они бывают продиктованы корыстными побуждениями увеличить продажи или, наоборот, «утопить» автора. Но все же можно найти книжные сайты, которые публикуют отзывы реальных людей.

Таким образом, выполнив эти простые пункты, вы легко сможете составить предварительное мнение практически о любой книге. Этот навык поможет вам буквально за 5-10 минут выбирать действительно стоящие материалы и отсекать ненужный балласт, что сэкономит вам целые годы жизни.

Аналитическое чтение

Следует учесть, что далеко не каждая книга достойна быть прочитанной подобным образом. Такой способ чтения следует применять только тогда, когда вы действительно хотите получить максимальную отдачу от чтения. Если вы не умеете применять аналитический способ чтения, никакая книга - даже самая полезная и нужная - не сможет дать вам все, что в ней заложено автором. Давайте посмотрим, как получить максимум от того, что мы читаем.

Узнайте немного больше про автора и другие его работы

Простое наведение справок о личности автора во многом может прояснить мотивы и особенности его работы. Согласитесь, что книга о способах достижения финансового успеха будет вызывать гораздо больше доверия, если ее написал практикующий предприниматель, а не разорившийся неудачник. Или, например, роман про войну совсем по-другому будет читаться, если в биографии автора есть соответствующие эпизоды.

Посвятите несколько минут инспекционному чтению

Перед погружением в глубины текста выделите немного времени для краткого предварительного знакомства, описанного в предыдущем разделе. Не пропускайте возможность получить информацию из анализа названия, содержания, предисловия и так далее.

Возвращайтесь к сложным моментам

Прочитайте всю книгу до конца, но старайтесь не слишком растягивать этот процесс. Адлер называет это «поверхностным чтением», то есть таким, во время которого вы знакомитесь с содержанием книги, не слишком вдаваясь в отдельные детали. Это означает, что если вы встречаете трудное или непонятное место, то не стремитесь сразу же с ним разобраться, а просто делаете пометку и продолжаете чтение. Когда вы закончите книгу, то необходимо вернуться к своим закладкам и уделить уже максимальное внимание всем спорным и непонятным моментам. Привлекайте дополнительные источники, перечитывайте некоторые места повторно, но в результате у вас не должно остаться темных мест в изучаемом материале.

Подготовьте короткое резюме

После завершения работы с книгой (а аналитическое чтение является именно работой) составьте короткий отчет, отражающий ваши основные впечатления и полученные знания. Лучше всего, если вы составите его в форме ответов на следующие простые вопросы. Идеально, если вы сделаете это письменно.

  1. О чем эта книга? Иногда мы так погружаемся в хитросплетения сюжета или малозначимые детали, что к концу повествования напрочь забываем о главной мысли автора. Просто изложите в нескольких предложениях основной смысл произведения.
  2. Что произошло и почему? Составьте очень краткий план книги. Для художественной литературы это может быть цепочка событий основного сюжета, для научно-популярной - основные тезисы и доказательства концепции автора.
  3. Является ли описанные в книге события, факты и мнения интересными, верными, поучительными? Каково ваше отношение к прочитанному? Согласны ли вы с мнением автора или считаете его ошибочным?
  4. Какие выводы вы сделали из прочитанного лично для себя? Книги являются мощным инструментом для изменения себя и своего отношения к миру. Если подходить к этому вопросу по максимуму, то можно сказать, что если прочитанная книга совершенно ничего вам не дала, то вы просто зря потратили время. Вот и попытайтесь в этом ответе зафиксировать все то, что смогли извлечь из данной книги для своего развития.

Да, подобный скрупулезный подход к чтению не способствует быстрому поглощению литературы и, вероятно, может показаться слишком утомительным. Но зато вы точно можете быть уверены, что каждая книга в вашей жизни оставит свой след и вы получите максимум от каждого часа, проведенного с книгой в руках.

Знаете почему из любознательных, одарённых и неунывающих почемучек-детей, вырастают люди, ненавидящие читать? Вы можете назвать мне с десяток причин, от которых будет веять тоской и сидением на интернет-форумах. Не надо. Я расскажу вам простой секрет. Он не имеет ничего общего с техниками скорочтения и прочими диагоналями.

Читать их заставило грязное побуждение, не имеющее ничего общего с радостью — привычка к перфекционизму. Помните того мальчика из воскресной школы, которую посещал и Том Сойер? Мальчика, который выучил наизусть весь молитвенник, чтобы отличиться перед злым учителем с розгой, и сразу же сошёл с ума? Мы не о таком чтении книги. Мы о чтении, приносящем Радость.

У нас никак не могут научиться получать радость от жизни, уже не говоря о чтении. Прежде чем рассказать Вам секрет, отвлекусь в сторону и приведу пример в тему.

Один человек рассказывал реальную историю, приключившуюся с ним в одном кафе. Как-то, зайдя в некий общепит, он сел за столик, заказал что-то и в ожидании заказа стал читать книжку. И тут же поймал на себе неодобрительный взгляд барменши. Взгляд этот становился всё более неодобрительным, пока наконец барменшу не прорвало. Она подошла к прямо к столику и сказала следующее: «Мужчина, у нас не читают». (Типа как «у нас не курят»). В ответ на недоуменное «Почему?» она, немного помявшись и явно пытаясь сформулировать впервые свои не осознаваемые дотоле импульсы, ответила, что кафе — это место отдыха. Отдыха, понимаете — уточнила дама. Люди сюда приходят расслабиться, а Вы … читаете!

Что же происходит со всеми этими людьми? А вот теперь — открываю секрет.

Читать книги нужно правильно: «с пятого на десятое». Перескакивая главы и пролистывая скучные описания. Начинать и бросать. Хаотично разбрасывать вокруг себя десятки книжек и читать пять одновременно. Забывать автора и имена персонажей. Пробовать всё на вкус и перебирать варианты. Так делают дети, которых всеми силами и с применением угроз пытаются от этого безобразия отучить. В итоге вырастают круглые отличники, при первой же удобной возможности хватающие Космополитен, как как больной кислородную подушку.

Некоторые родители, не доверяют своим чадам. Тогда они, желая, чтобы книга усвоилась-таки целиком, берут на себя нелёгкий труд и, надрывая связки, (иногда по очереди) читают ребёнку вслух. Это как кормить насильно политзаключённого, объявившего в камере голодовку.

А результат? Ребёнок всё равно «отключается» на каком-то этапе, начиная вдруг грезить о своём. В сознании в этот момент звучит лишь монотонный голос родителя, а сам ребёнок чувствует себя девочкой Элли, попавшей в самый центр макового поля.

Книгу не усвоишь всю и с первого раза. И с тридцатого — не усвоишь. На то она и Книга — то есть, предмет сакральный. Она полностью отвечает закону, сформулированному Ле-Цзы:

«Ничто в целом мире нельзя использовать сполна».

Вместо того, чтобы впихивать в дитятю всю книгу «от доски до доски», детей нужно учить перечитывать.

А для того, чтобы у ребёнка возникло такое желание, ребёнок должен полюбить книгу. Вначале не книгу, а художественную речь, развёртываемый во времени сюжет, ведущий незнамо куда.

Есть периоды в раннем детстве, когда ребёнок сам начинает влюбляться в звучащий художественный текст — это когда он просит рассказывать ему одну и ту же сказку и строго поправляет рассказчика, если замечает отклонения от «канона». Ох, как это достаёт родителей!

Они хотят рассказать ему десять, нет, сто новых сказок — но дитя непреклонно — давай ту, любимую. Чего только не подозревают родители: от задержки умственного развития до изощренных издевательств.

А всё гораздо проще: у ребёнка есть любимая игрушка, и она ему дороже всех новых. Не надо каждый день подсовывать ему свежую модель танка, он должен научиться любить, научиться привязываться к одному, научиться постоянству и верности. И не только в мире материальных вещей.

Что касается сказки, то аналогия здесь прямая — ребёнок учится любить звучащий Текст, дискурс, вязь из мудрёных слов, слагающихся в целый мир. Ваша сказка — это код доступа в миры, неведомые Вам, но уже живущие в его воображении. Чтобы туда войти, ребёнку нужно услышать привычные позывные: «Жила-была одна бедная женщина и была у неё дочка…». Не обесценивайте Слово в глазах маленького человека, меняя сказки как перчатки, потому что Вам «уже надоело в сотый раз рассказывать одно и тоже».

Чтобы начать перечитывать книгу, ребёнок должен полюбить её. Тот, кто впихивает в детей чтение, как остывший борщ, тот…

не знает Пути…

Кто встал на цыпочки — долго не простоит,

Кто широко шагает — далеко не уйдёт.

Кто рвётся вперёд — славы не стяжает.

Для Пути — это только «лишнее угощение», «напрасное хождение».

Для людей это только повод для ненависти.

Так говорит даосская мудрость. Познакомлю Вас и с комментарием, для усиления эффекта.

Гладенькое в художественном переводе «напрасное угощение», в дословном подстрочном переводе звучит как «объедки». Объедками называли в Китае не съеденную сразу после приготовления пищу. Она считалась «не подходящей» для принесения жертвы духам, потому что вредила человеческому здоровью. А приносить духам нужно было только самое лучшее.

Дети испытывают отвращение к чтению из-за тщеславия родителей, которое замечательно описал Лао-цзы. «Стремясь угодить своему честолюбию, люди наполняют свою жизнь тщетой мыслей и чувств. Результаты такой жизни оказываются прямо противоположными ожиданиям».

Но тот, кто освоил навык скорочтения достаточно хорошо, с уверенностью скажет вам -

что скорочтение - это навык комплексный.

Скорочтение - это не просто быстрое складывание букв в слова и слов в предложения. И это не чтение по диагонали. Этот навык подразумевает, что человек владеет несколькими умениями:

  1. Имеет широкий угол зрения.
  2. Не проговаривает текст.
  3. Умеет концентрировать внимание.
  4. Обладает образным мышлением.
  5. Читает только вперед, без возвратов.
  6. Закрепляет прочитанное.

Тут вот такой момент: вам будет полезна информация, которая дается ниже, только в том случае, если вы считаете, что вам это надо, - читать художественную литературу быстро. Если у вас установка «вот если бы было можно читать художественную литературу быстро, я бы с удовольствием научился (-ась)», то эти советы для вас. Но, если вы считаете, что «какая несусветная ересь - читать художественную литературу быстро!» - то, как говорил Форд, «вы правы».

Можно ходить и получать удовольствие, а можно ездить на спортивном автомобиле и тоже получать удовольствие. И можно делать это одинаково хорошо. Просто ходить немного привычнее, а чтобы «гонять», нужно тренироваться.

Итак, комплексный навык скорочтения. Что можно сделать, чтобы читать еще больше хороших книг:

1. Увеличить угол зрения

Если у вас широкий угол зрения, то вы можете быстрее читать как книги по самообразованию, так и романы.

У кого-то в поле зрения попадает одно слово, у кого-то - два. Реже - 3-4. Но есть те, кто читают предложениями и абзацами. Да, прямо так - посмотрел на абзац и понял, что написано. И более того - представил во всей красе и запомнил детально. Потому что угол зрения большой и боковое периферическое зрение развито. Это можно тренировать. В я описывала, как это делать с помощью таблиц Шульте.

2. Научиться читать без проговаривания

Время звучания аудиокниги «Смилла и ее чувство снега» - 27 часов. Таким образом, если все проговаривать, надо потратить 27 часов, чтобы прочитать этот детектив. Я прочитала его за 4.

Хотите экономить десятки часов - учитесь читать без внутреннего проговаривания.

Процесс чтения у обычного человека проходит так:

Увидел - Проговорил - Услышал - Понял

А так - у человека, владеющего навыками скорочтения:

Увидел - Понял

Бывает, что я останавливаюсь и проговариваю какое-то слово, которое кажется необычным, новым, интересным. Но прочитывать так каждое слово - не рациональная трата времени. А чтобы чувствовать всю прелесть языка, погружаться в красивые картинки и получать эстетическое удовольствие, вовсе необязательно начитывать книгу самому себе. Можно ее сразу понимать. И в любой момент можно вернуться к обычному чтению с проговариванием.

Есть простые упражнения для того, чтобы научиться читать без артикуляции:

  1. Во время чтения текста не проговаривайте слова, а подсчитывайте их количество. Прочитайте таким способом одну страницу. Перескажите, что удалось запомнить.
  2. Во время чтения считайте про себя от девяти до одного. Девять, восемь, семь, шесть, пять, четыре, три, два, один, девять, … . Непрерывно считая, прочитайте одну страницу. Перескажите, что удалось запомнить.

3. Концентрироваться на тексте

Время, которое, как нам кажется, мы тратим на чтение, на самом деле часто уходит на следующие мыслительные процессы:

  • чтение;
  • воспроизведение сюжета в голове;
  • анализ читаемого;
  • фантазирование (додумывание, придумывание);
  • проигрывание прошлых событий из жизни;
  • планирование.

Тот, кто владеет навыком скорочтения, целиком сосредоточен на первых трех пунктах и делает это одновременно. В момент чтения человек проигрывает сюжет в голове и делает его анализ. Одновременно. Он целиком в книге. Заметьте - не в своих мыслях, а в книге.

Развить такое умение поможет упражнение «Точка концентрации внимания».

Точка концентрации внимания

Точка концентрации внимания находится на затылке в том месте, где он выпуклый.

Закройте глаза. Следите за тем, чтобы дышать глубоко. Выдыхайте чуть медленнее, чем вдыхаете. Выдох - это рефлекс расслабления. Как только, наблюдая за дыханием, вы почувствовали себя расслабленно, положите кончики пальцев на то самое место на затылке. Осознанно воспринимайте прикосновение. При каждом вдохе очень интенсивно концентрируйтесь на этом прикосновении к затылку. При выдохе концентрируйтесь на том, чтобы ваши плечи опускались.

Представьте себе, что берете в руку воображаемый мячик для гольфа. Вы проводите пальцами по его волнистой поверхности. Оцените вес этого воображаемого мячика для гольфа в вашей руке. Теперь мысленно положите его на свой затылок. Для этого снова подведите руку к этой точке. Представьте себе, что вы опять убираете руку, а мячик будто бы магически остается лежать на этом месте. При вдохе интенсивно концентрируйтесь на этом мячике для гольфа, а при выдохе на том, чтобы плечи опускались. Откройте глаза и начинайте читать.

Примерно здесь находится точка концентрации внимания.

4. Развивать образное мышление

Скорочтение - это не только быстрота, но еще и глубина поглощаемого текста. У тех, кто быстро читает, образы возникают тоже быстро. И самое главное, эти образы очень четкие и яркие даже для абстрактных понятий.

После прохождения курсов быстрого чтения многие отмечают, что чтение похоже на просмотр интересного фильма со всеми персонажами, событиями, сценами, которые описываются.

Попробуйте в следующий раз, когда читаете книгу:

  1. Четко понять смысл слова, его значение.
  2. Мысленно к каждому слову подобрать образ.
  3. Сделайте звуки громче, картинку ярче. Пусть это будет захватывающий 3d-экшн, а не буквы на странице.
  4. Осознавайте, какие эмоции, ощущения и чувства соответствуют каждому слову.

С каждым разом вы будете все легче и быстрее запускать ваше образное мышление.

5. Читать только вперед, без возвратов

Возврат к уже прочитанному может быть по двум причинам. Либо улетаешь в облака и начинаешь думать совсем не о том, что написано в книге. Проще говоря, отвлекаешься. Либо захотелось распробовать мысль, потому что она понравилась. И это может произойти как при чтении нон-фикшн литературы, так и художественных текстов.

По поводу отвлечений - см. пункт 3. А по поводу так называемых осознанных остановок и возвратов могу сказать, что возвращаться к уже прочитанному все равно не нужно. Надо приучить мозг схватывать все с первого прочтения. Вначале это может показаться очень непривычным. Но очень быстро мозг привыкнет к такому способу чтения. Избавиться от возвратных движений поможет указка.

Эксперимент Тони Бьюзена

Вообразите идеальную окружность полметра в диаметре на расстоянии 30-40 сантиметров от глаз прямо перед собой. Обведите ее глазами медленно по контуру. Если бы за вами кто-то наблюдал, он бы сказал, что траектория движения ваших глаз ломаная и скачкообразная. Возможно, вы и сами это почувствовали. Если же обводить эту окружность с помощью указки, то траектория будет ровной и плавной.

Движение глаз без указки и с указкой.

Упражнение с указкой

Когда вы ведете по тексту рукой или указкой, это повышает вашу внимательность и скорость чтения и снижает напряжение глаз. Главное, соблюдать правило - глаза следуют за указкой, а не наоборот. Т.е. вы рукой задаете скорость, а глаза только успевают за движениями руки. Если вам кажется, что скорость чтения при этом медленная - просто увеличьте скорость движения рукой .

6. Закреплять прочитанное

Закреплять прочитанное можно прямо во время чтения. Это называется ментальным структурированием.

Сформулируйте основную мысль после прочтения главы. Делать это необходимо как можно быстрее - и читать, и резюмировать основные мысли очень быстро, чтобы вы в конечном счете начали делать это параллельно.

Можно рисовать майндмэпы в уме - параллельно чтению рисуем карту сюжета на внутреннем фоне. Можно попробовать сначала для отдельных абзацев: абзац прочитываете - небольшой майндмэп в уме фиксируете.

А вот, что можно сделать, чтобы закрепить в памяти полностью прочитанную книгу:

  1. Пересказать текст.
  2. Выписать цитаты.
  3. Уделить 10-20 минут тому, чтобы выучить выписанные цитаты.
  4. Минут 15 посидеть в тишине, подумать, поразмышлять о книге.
  5. Сформулировать основную мысль и выводы в 3-5 предложениях.
  6. Написать мини-сочинение.

Все это даст вам прекрасную возможность проанализировать текст, высказать свои мысли, осознать свои чувства, активизировать мышление, развить аналитические способности и память.

Тормоз находится в голове. Человеческий мозг привык работать быстро. Мой опыт говорит о том, что скорочтение применимо к художественным текстам. И если вам нужно это умение - вы легко можете ему научиться. Сделайте упражнения, описанные в статье, и следите за выпусками рубрики, чтобы стать супер-читателем и поскорее встретиться с великолепными, красивыми, умными художественными книгами нашего и прошлых столетий из вашего wish-read листа.

Как же читать художественную литературу? Есть очень простой ответ на этот вопрос: как художественную. Но вслед за этим, очевидно, возникает следующий вопрос: что же такое художественность литературы? Если вас заинтересует этот вопрос, рекомендуем прочесть книгу, в полной мере раскрывающую это понятие: Гей Н. К. Художественность литературы.-М., 1975. В нашей же книге будут разобраны лишь основные подходы к проблеме. Мы не случайно рассматриваем этот вопрос, ибо есть литература, называемая художественной, которая при более внимательном рассмотрении таковой не является. По нашему мнению, очень важно уметь разбираться в этом. Для того чтобы показать сложность и глубину проблемы измерения художественной ценности, давайте посмотрим график, приведенный на рис. 41. Здесь показана зависимость ценности произведения искусства от ряда основных факторов. Отметим, что исследователи во главе с известным французским ученым А. Молем считают этот график универсальным для всех видов искусства: литературы, музыки, изобразительного искусства и т. п.

Рис. 41. График зависимости ценности произведения искусства от ряда факторов

Как показано на графике, произведение искусства представляет собой сообщение, характеризуемое степенью сложности или количеством информации, причем эта характеристика, в свою очередь, зависит от культуры данного общества. Как показано на графике, ценность произведения меняется в зависимости от его сложности, следуя кривой, имеющей в какой-то точке максимум. Этот максимум в процессе исторического развития общества и роста его культуры смещается. В то же время он становится размытым в результате более равномерного распространения элементов культуры. Иначе говоря, общая эволюция искусства приводит к появлению все более уточненных и труднопонимаемых сочетаний элементов, т. е. того, что в каждую эпоху называют непонятным. Как здесь не согласиться со знаменитым высказыванием Гете:

Мир каждый видит в облике ином,

И каждый прав

Так много смысла в нем.

Наука об искусстве давно и упорно бьется над расшифровкой природы художественного творения. Каждый писатель, исходя из конкретного содержания слов, создает художественный текст, в котором соединение слов не произвольно, а зависит от смысла и значения составляющих элементов. В результате слово получает особый, уже не словесный, а образный смысл, что отличает художественный текст от научного, где все подчинено логике, и только ей. Поэтическое содержание слова предполагает существование в художественном мире бесконечного количества образов. Суть истинно художественного произведения проявляется в том, что слово выступает здесь не как средство информации или сообщения, а как актер, в котором видят не его самого, а тот образ, который он воплощает. Когда писатель пишет: «В мире было яблоко. Оно блистало в листве, легонько вращалось, схватывало и поворачивало с собой куски дня, голубизну сада, переплет окна» (Ю. Олеша), то это не называние объектов в слове, а скорее превращение слов в объекты, в зрительные образы, возникающие в сознании читателя в процессе чтения.

И вот здесь мы подошли к самому главному: что же может дать быстрое чтение для восприятия художественной литературы?

Главное - не ускорение процесса чтения, а углубление эстетического воздействия за счет развития зрительных, образных компонентов мышления в процессе чтения. Не случайно многие школьники после окончания курсов быстрого чтения отмечали резкое увеличение зрительных компонентов процесса чтения. «Как будто не читаю, а смотрю интересный кинофильм со всеми персонажами, событиями, пейзажами, которые описываются в книге» - так писал один из наших слушателей.

М. Горький, о быстром чтении которого мы говорили в начале книги, читал быстро художественные тексты именно потому, что его отличала яркая образность восприятия. Еще в детстве, читая книги, Алеша Пешков так отчетливо представлял себе прочитанное, что был поражен колдовской силой печатной строчки и, не понимая скрытой в художественном слове тайны, рассматривал страницы на свет.

Существует ли алгоритм чтения художественных произведений? Специалистами разработаны три уровня проникновения, или погружения, в художественный текст, которые являются своего рода алгоритмами чтения.

Первая ступень погружения: понять сюжет и фабулу. Писатель прибегает к) сюжету, чтобы показать, чем занимается герой, что он делает, как он действует. Задача читателя - за всем этим уследить, ничего не упустить. Такую ступень можно назвать «событийной» или «фабульной». Ею овладевают все читатели. Исследователи подметили, что на этой ступени восприятия при пересказе многие пользуются в основном глаголами, обозначающими действие. Так, при пересказе фильма «Ко мне, Мухтар!» из 175 слов было 32 глагола, обозначающих действие, и только 1 - состояние. Таким уровнем восприятия характеризуются до 80% юных зрителей.

Важно ли знать действие - фабулу? Безусловно. Хорошо разобраться в фабуле и сюжете произведения - значит приблизиться к пониманию психологии творчества писателя, его мастерства.

Искусство писателя «рассказывать» - особое искусство, которое требует, чтобы по ходу повествования интерес читателя все время возрастал.

Вторая ступень погружения: умение читателя отождествлять себя с персонажем, сравнивать свою судьбу с перипетиями его судьбы. На этой ступени восприятия требуется разобраться в сложной структуре отношений между героями, в мотивах их симпатий и антипатий, поступков и поведения - в художественном конфликте произведения. Такую ступень можно назвать еще «смысловой». Читатель, как и в первом случае, проявляет интерес к остро- фабульным ситуациям, но его волнует не только судьба героев, а и их переживания. Он острее чувствует и собственные переживания по поводу поступков действующих лиц. В память врезается все: и пейзаж, и обстановка, и внешний вид персонажей. Рассказывая о книге, читатель передает не только действия (уехал, пришел, скрылся), но и переживания героев (ненавидит, любит, сомневается).

Центральной, а зачастую и единственной фигурой всего художественного творчества является человек. Невозможно представить себе литературное произведение без героев, без действующих лиц, к какому бы виду оно ни относилось. В лирике героем выступает сам автор, в эпосе и драме - обязательно один или несколько героев.

Читая художественное произведение, мы почти не выходим за пределы человеческого мира, очень похожего на реальный, но в то же время не являющийся простым повторением его. В условности литературных образов мы не сомневаемся, но они временами приобретают для нас такую реальность, что мы считаемся с ними как с подлинно существующими.

Третья ступень погружения: отождествление читателя с автором-художником. Ее называют образно-смысловой. Суть ее можно было бы выразить известными словами Л. Н. Толстого, сказавшего, что читатель берет в руки книгу для того, чтобы посмотреть, каков же человек автор и что у него, автора, за душой.

Художественное произведение всегда отражает уровень личного эстетического познания писателя. Творческое познание есть прежде всего самопознание. Художник, создавая произведение, в той или иной мере выражает свое видение мира. Это один уровень. Его можно охарактеризовать как «малый» мир. Отношение писателя к окружающей среде, времени, современникам условно можно назвать «средним» миром. Это другой уровень. Большой художник никогда не останавливается на этих уровнях. Оба они для него -путь, ведущий к познанию мира большого, макрокосма - вселенной, человечества. Уяснив себе эти уровни познания, определив их характер, мы приблизимся к пониманию «тайны единения автора с его героями», тайны процесса личного творчества, а следовательно, и сможем точнее понять то, что хотел сказать писатель своему читателю. Важно установить, что познал, в чем разобрался писатель и что осталось за пределами его сознания, а в чем он, в силу разных причин, разобраться не смог.

В заключение этой беседы прочитайте контрольный текст № 9. Постарайтесь читать как можно быстрее, но, главное, пробуждайте в своем сознании яркие зрительные образы, представления того, о чем пишет автор. Закончив чтение текста, не спешите, как обычно, отвечать на вопросы. досидите, подумайте, поразмышляйте. Проверьте, все ли блоки интегрального алгоритма чтения вы запомнили, нет ли пробелов.

По известной вам формуле подсчитайте скорость чтения и занесите результат в график и таблицу своих успехов.

Контрольный текст № 9 Объем 5500 знаков

ПРИНЦИПЫ «ВЫЗОВА» (о способах, которыми в Японии добиваются высокого качества товаров)

Телемост между студентами Японии и Соединенных Штатов подходил к концу, когда ведущий в Токио сделал коварный ход. Выслушав тираду заокеанского коллеги о нежелании дальневосточных союзников открывать свой рынок для американской продукции, он выдержал паузу и неожиданно скомандовал в микрофон: «Пусть поднимут руки те, кто покупает товары с клеймом «сделано в США»! Никто в зале не пошевелился. «А кто пользуется только японской продукцией?» Тут же взметнулся лес рук.

«Вы знаете,- растолковывала, глядя в телекамеру, одна из токийских студенток,-дело тут не в национализме. Просто наши товары дешевле и качественнее западных». Впрочем, так считают отнюдь не только жители Японских островов. «Пора понять,- пишет «Нью-Йорк тайме»,- что секрет успеха дальневосточных бизнесменов на внешних рынках кроется отнюдь не в коварстве, не в нарушении «джентльменских правил торговли», а" в умении производить хорошие товары и добиваться постоянного усовершенствования». Каким же путем завоевали японские бизнесмены право на подобные комплименты со стороны своих злейших конкурентов? Один из ответов - в деятельности кружков качества, ставших важнейшим средством мобилизации десятков миллионов людей в Японии.

За заваленным диаграммами металлическим столом - восемь молодых рабочих, членов группы «Вызов». Она действует на линии технического контроля двигателей гигантского автомобильного завода корпорации «Тойота» в центральной части острова Хонсю. Ребята в аккуратной бежевой униформе шутят, громко смеются, пьют зеленый чай. . . Раз в неделю они примерно на час остаются после работы в выделенной для них в цехе комнатке и обсуждают пути решения очередной проблемы рационализации и улучшения качества. Тему выбирают сообща и затем утверждают у начальника. Вмешательство руководства цеха - минимальное, хотя мастер участка - непременный участник всех дебатов и зачастую сам руководит изыскательскими работами. На сей раз кружок «Вызов» бьется над уменьшением шума мотора, из-за которого новая модель «Тойоты» не слишком хорошо встречена потенциальными покупателями. «Мы просчитали некоторые варианты. Есть идея изменить форму глушителя»,- говорит один из рабочих, и члены группы вновь склоняются над диаграммой.

Иногда не слишком хочется оставаться после работы,- рассказывает симпатичный парень с усиками.- Но когда начинается спор, часто забываешь обо всем. Поможет ли это моей карьере? Не думаю. Просто занятия в кружке повышают качество моей работы. Ведь это здорово, если в новой модели автомобиля учтены и твои идеи!..

Группа «Вызов» - лишь один из 240 тысяч кружков качества, которыми охвачено сейчас ядро японских рабочих и техников. Это движение приобрело здесь поистине тотальный характер, а участие в борьбе за всевозможные усовершенствования стало почти неотъемлемым элементом местного образа жизни. Такие кружки действуют в химчистках и в мастерских автосервиса, в закусочных и даже в ночных клубах. Однако главное поле деятельности - сфера материального производства.

Как считают японские экономисты, ошибка Запада заключается в том, что он идет по пути усиления внешнего контроля за рабочим, рассматривая его как лентяя или даже как скрытого саботажника. Ужесточается система надзора, вводятся неожиданные проверки и все более грозные комиссии. Иными словами, производитель товара и контроль за качеством оторваны и даже противопоставлены друг другу. Японцы же убеждены, что контролером должен быть в первую очередь сам рабочий.

Кружки качества как общенациональное явление родились в апреле 1962 года, когда решение об их создании приняла всеяпонская конференция с участием ведущих бизнесменов и экспертов-экономистов. Они начали издавать дешевый журнал по проблемам борьбы с браком, доступный каждому рабочему. Затем был создан общенациональный штаб кружков качества, у которого сейчас пять мощных региональных отделений.

Фактически все члены японских производственных бригад выступают как индивидуальные контролеры и несут коллективную ответственность за выявление брака. Принцип прост: заметил неполадку - немедленно исправь ее своими силами. Не можешь - зови на помощь. Если времени не хватает - останавливай конвейер. Главный лозунг: «Делай что хочешь, но дефект не должен пройти!» Усилиями опытных менеджеров на японских предприятиях создана такая обстановка, когда любой пропущенный брак становится мощной психологической драмой. Вот еще один пример: группа фрезеровщиков и шлифовщиков завода электротехнических изделий компании «Нихон мусэн» в городе Нагано решила добиться резкого снижения уровня брака на своем участке. Два месяца рабочие следили за собой, чертили диаграммы и графики. Было установлено, что наибольший сбой происходит при разметке заготовок, и прежде всего в начале и в конце каждой смены.

Члены кружка решили по своей инициативе ежедневно проводить трех-, пятиминутные летучки для «концентрации внимания» и ввели систему взаимной инспекции, когда рабочие с соседних станков по очереди проверяют друг друга. В результате за семь месяцев напряженной деятельности кружку удалось

снизить уровень брака на сорок процентов. Однако такие огромные достижения, разумеется, достигаются не часто.

Основная ставка делается на постоянный контроль за качеством, на беспрерывный процесс мелких усовершенствований. Изобрел более удобную ручку для отвертки? Премия! Скажете, мелочь? Но из таких «мелочей» на японских предприятиях складывается высокое качество товаров, достигаемое только за чет использования внутренних ресурсов.

В Японии беспрерывно проходят конференции качества самых различных ровней, на которые командируют лучших рационализаторов. Организаторы движения исходят из того, что борьба за улучшение продукции должна носить тотальный характер, поскольку небольшое число энтузиастов никогда не сможет добиться результата, если они окажутся в окружении равнодушных ли даже враждебно настроенных рабочих.

| | | |

Н. Л. Лейзеров

«Чтение книг... сделалось моим главным занятием и единственным наслаждением», – отмечал в одном из писем шестнадцатилетний юноша Николай Александрович Добролюбов, будущий русский критик и мыслитель. Еще мальчиком Николай Александрович завел специальные тетради, «реестры», куда «вносил названия прочитанных книг, их оценки, отдельные критические замечания. Выбор книг для чтения молодого Добролюбова – поражает широтой и целенаправленностью. Желая познать жизнь, разобраться в своих мыслях и чувствах, юноша всегда обращался к художественной литературе.
Для лучшего понимания литературного произведения всегда надо учитывать его родовые и жанровые признаки. Существуют три основных рода литературы: лирика, эпос и драма . К произведениям первого рода относятся преимущественно разные виды стихотворений; главные виды драматических произведений – трагедия, драма, комедия, а эпических – роман, повесть, рассказ, очерк.
В лирическом произведении передаются чувства, настроения, мысли, и жизнь предстает перед читателем исключительно через переживания писателя или изображенного им героя. В каждом стихотворении прежде всего и надо искать эти выражения внутренней жизни люден, переданные поэтом. Основные жанры лирики: пейзажная лирика, в которой выражено отношение поэтов к природе, например, «Утес» М. Ю. Лермонтова, «К морю» А. С. Пушкина, «Несжатая полоса» Н. Л. Некрасова и др.; к общественно-политической лирике относятся такие стихотворения, как «Завещание» Т. Г. Шевченко, «Поэт и гражданин» Н. А. Некрасова, «Стихи о советском паспорте» В. В. Маяковского и др., в которых находит свое воплощение понимание поэтами современной им общественной жизни; в любовной лирике передаются чувства и переживания, связанные с личной жизнью человека, например, «Я помню чудное мгновенье» А. С. Пушкина, «И кто его знает» М. В. Исаковского и др.; философская лирика передает размышления о смысле человеческой жизни: «Брожу ли я вдоль улиц шумных» А. С. Пушкина, «Дума» М. Ю. Лермонтова, «Товарищу Нетте» В. В. Маяковского и др.
Стихотворения рекомендуется читать вслух. «Подобно тому как красота цветов раскрывается лишь в зелени листвы, так и стихи обретают свою силу только в мастерском чтении» (Рабиндранат Тагор).
К драматическому роду литературы относятся произведения, предназначенные, как правило, для исполнения на сцене. Авторский замысел в них раскрывается через слова и поступки действующих лиц.
В драматических произведениях действуют и противодействуют определенные лица (персонажи). В зависимости от характера конфликта между ними драматические произведения подразделяются на три вида. В конфликте трагедии заложены условия неминуемой гибели одной из борющихся сторон («Гамлет» В. Шекспира, «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского и др.); конфликты в драме вызывают тяжелые переживания сталкивающихся сил («Гроза» A. Н. Островского, «Любовь Яровая» К. Тренева и др.); в комедии конфликты способствуют высмеиванию отсталого, отживающего, ненужного в жизни («Тартюф, или Обманщик» Мольера, «Свои люди, сочтемся» А. Н. Островского и др.).
Главное при чтении драматических произведений – правильно понять смысл конфликта, на котором построено произведение, а для этого необходимо иметь хотя бы общее представление об особенностях композиции пьес.
Романы, повести, рассказы в теории литературы принято называть эпическими произведениями (от греческого слова, означающего «рассказ»). В эпосе жизнь отражается в повествовании о человеке и событиях, в которых он участвовал, о его поведении и переживании в различных обстоятельствах, о его отношении к различным явлениям жизни и другим людям.
В рассказах чаще всего повествуется об одном каком-нибудь случае, одном событии из жизни людей. На этих единичных примерах авторы стремятся показать столкновения характеров, взглядов, страстей. Каждый рассказ – новое знакомство, как бы неожиданная встреча с разными типами людей, полезное путешествие по жизни, материал для раздумий и выводов. Для понимания того, что хотел сказать своим рассказом автор, особенно важна его концовка (развязка).
Наиболее сложный вид повествовательных произведений – роман . Здесь, в отличие от рассказа и повести, обычно много действующих лиц, чьи судьбы и интересы сталкиваются и переплетаются. Человеческая жизнь предстает перед читателем романа во всей своей сложности и противоречивости. Таковы, например, романы И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, Ч. Диккенса, В. Гюго и многих других писателей. Романы подразделяются по своей тематике на социальные, исторические, семейно-бытовые, философские, научно-фантастические, приключенческие и другие, однако не всегда легко укладывать романы в рамки перечисленных видов.
От эпизода к эпизоду, от действия к действию предстает перед читателем жизнь героев книг. Она проходит перед нами в виде подвижных, связанных между собой картин, нарисованных при помощи слова. Желая составить полное впечатление от прочитанного, мы должны внимательно всмотреться во все детали картин, оценить и понять их с точки зрения целого произведения. Только тогда нам будет ясна, например, неразрывная связь весеннего донского пейзажа с судьбой Андрея Соколова, героя рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека», только тогда будет понятно каждое слово, каждый поступок героя.
Лишь в результате внимательного чтения перед нами начинает постепенно вырисовываться и раскрываться идейно-тематическая основа произведения, т. е. круг явлений жизни, отобранный и оцененный автором с позиций определенного мировоззрения. Нет ничего хуже легкого, бездумного прочитывания, когда читатель следит лишь за общим развитием событий в книге. Такой читатель, как правило, не обращает внимания на подробности, на пейзаж, на внутренние монологи героев, на авторские отступления.
В литературном произведении взаимосвязано все: слова, картины, характеры, события и стоящие за ними мысли автора. А раз так, то, анализируя произведения, мы должны понимать все, что хотел сказать автор, живо представлять и уяснять смысл воспроизведенных художником картин жизни.
Каждому из вас предстоит прочитать в своей жизни тысячи книг. Трудно сохранить впечатления от каждой из них. Поэтому рекомендуется, прочитав книгу продумать ее, сравнить поведение героев со своим собственным, записать свои впечатления в специальный литературный дневник . В него можно записывать также отдельные запомнившиеся вам отрывки книги, особенно понравившиеся стихотворения и т. п.
Но знать, как приступить к чтению художественного произведения и как читать его, – недостаточно. Надо уметь выбрать книгу . Умение читать как умение разбираться в прочитанном дается не сразу, оно приходит с годами в процессе регулярного и систематического чтения, ставшего необходимейшей потребностью человека, приходит в результате изучения литературы и обогащения жизненного опыта.
В очерке «Как я учился» Максим Горький пишет, что читать сознательно художественную литературу он начал с четырнадцати лет. Под сознательным чтением Горький понимал умение разбираться в развитии изображаемых автором событий, в характере действующих лиц, красоте описаний, а главное – в умении понять цели писателя и критически сравнить то, что говорит книга, с тем, что внушает жизнь.
Для того чтобы чтение было осмысленным и сознательным , необходима так называемая культура чтения , требующая соблюдения некоторых правил.
Прежде всего это тщательный выбор круга чтения. Очень хорошо заранее наметить список книг для чтения на избранную тему, посоветовавшись с преподавателем литературы или библиотекарем. Само собой разумеется, что выбор книг зависит от темы, которой интересуется читатель.
Когда список книг по теме готов, надо позаботиться о справочной и дополнительной литературе .
Наше чтение лишь тогда станет по-настоящему сознательным, когда мы будем иметь достаточное представление о жизни, отраженной в художественном произведении, получим хотя бы элементарные сведения об авторе. Для этих целей в книгах помещается предисловие или послесловие, словари непонятных слов и комментарии. Однако пытливого читателя подчас не удовлетворяет справочный аппарат книги, не говоря уже о том, что его может вовсе не оказаться в издании, которым нам приходится пользоваться. Правильнее всего поэтому наряду со списком художественных произведений наметить список дополнительной научно-популярной и критической литературы.
Прочитав книгу, надо разобраться в том, что хотел сказать автор своим произведением, какие художественные средства он использовал, воплощая свой замысел.
Закрыв книгу, мы должны всегда иметь представление о своем отношении к прочитанному . Таким образом, культура чтения вплотную подводит к умению самостоятельно разбирать литературное произведение, к этому же подводит и школьное изучение литературы. Читая самостоятельно, необходимо использовать полученные на уроках знания.
Уже изучая литературу в школе, мы начинаем понимать, что нет и не может быть готовой схемы анализа литературного произведения. Характер анализа, как правило, подсказывается особенностями разбираемого произведения, его родовыми и жанровыми признаками.
Чтение литературных произведений – стихотворений, пьес, повестей, романов и других – совершенствует наше чувство восприятия прекрасного в действительности и произведениях искусства, обогащает знанием человеческом психологии, воспитывает наши характеры.
Усилия, потраченные на чтение и усвоение художественно ценных произведений, приносят громадную пользу всестороннему духовному развитию человека.