Инженерно саперная рота в российской федерации. Инженерные подразделения боевых бригад сухопутных войск сша. Инженерные войска, назначение

Кардинальные перемены, которые происходят в мире, возникновение сложных, а порой и труднопрогнозируемых ситуаций потребовало от руководства ведущих зарубежных стран мира пересмотра национальных военных доктрин, стратегических концепций и связанных с ними взглядов на военное строительство и применение вооруженных сил. При этом руководство многих ведущих государств мира приходит к выводу о том, что для обеспечения национальных интересов в складывающихся условиях международной обстановки вполне правомерно прибегать к угрозе применения военной силы по прямому ее предназначению.


Каждое государство реформирует свои вооруженные силы исходя из национальных интересов и взглядов на ведение войны. Одной из основных тенденций последних лет стало активное проведение командованием вооруженных сил комплекса мероприятий по переводу частей и органов управления Сухопутных войск на новую организационную структуру, а также по оснащению их перспективными видами вооружения, военной и специальной техники с целью одержания ими победы в любых военных конфликтах (операциях) XXI века. Подобная задача решается и в российских Вооруженных силах. Бесспорно, что для ее эффективного решения целесообразно брать на вооружение все передовые наработки в данной области, наиболее соответствующие отечественным реалиям. Рассмотрим данный тезис на примере анализа опыта реформирования Вооруженных сил США.

БОЕВАЯ МОЩЬ БРИГАДЫ

Развитие Сухопутных войск Соединенных Штатов происходит в соответствии с программой «Армия-21», разработанной в рамках концепции строительства Вооруженных сил США, получившей наименование «Единые силы» и рассчитанной на период до 2015 года. Целью осуществляемой масштабной реорганизации является создание так называемых экспедиционных сухопутных войск, способных к быстрой переброске и развертыванию на удаленных театрах военных действий (ТВД), а также к немедленному началу боевых действий и ведению их в течение длительного времени без дополнительных средств усиления и обеспечения.

Основу боевой мощи новых формирований сухопутных сил составляют бригады новой организационно-штатной структуры, оснащенные новыми вооружением и военной техникой и способные самостоятельно или в составе более крупных оперативных соединений эффективно решать поставленные перед ними задачи по обеспечению национальных интересов США в любой точке мира.

Следует при этом отметить, что в ходе реорганизации американских Сухопутных войск организационно-штатная структура бригад приводилась к единому стандарту путем сокращения количества их типов с семи до трех: тяжелые, легкие и механизированные бригады типа «Страйкер». Новая структура бригад, по мнению американского командования, должна позволить в результате эффективно выполнять различные по характеру задачи – от ведения «классических» боевых действий до участия в миротворческих операциях и мероприятиях по борьбе с терроризмом – как в составе своих дивизий или оперативно-тактических формирований, так и совершенно самостоятельно.

Самая мощная тяжелая бригада Сухопутных войск США включает в свой состав управление бригады (штаб и штабной батальон), два смешанных батальона, разведывательный батальон, артиллерийский дивизион и батальон тылового обеспечения. Кроме того, при действиях бригады в особых условиях ей придаются дополнительные части и подразделения. При этом в такой бригаде решительно все – организационно-штатная структура, распределение сил и средств – направлено на то, чтобы обеспечить максимальную эффективность использования имеющегося в ее распоряжении вооружения.

Большой интерес для специалистов представляют подходы к реорганизации подразделений тылового обеспечения, не только обеспечивающие им возможность более эффективного выполнения задач по предназначению, но и придающие новые, нестандартные боевые возможности. Для примера рассмотрим одно из подразделений боевого обеспечения штабного батальона американской тяжелой бригады – инженерную роту.

При поверхностной оценке вроде бы ничего нового: обычная инженерная рота, как и в вооруженных силах многих других стран мира, которая организационно состоит из управления, отделения инженерной разведки и трех инженерно-саперных взводов, а также взвода инженерных машин, который, в свою очередь, включает управление, отделение строительной техники и оборудования, отделение землеройных машин и два инженерно-штурмовых отделения. Всего в роте насчитывается 151 человек личного состава.

Однако более подробный анализ вооружения и военной техники, которыми располагает инженерная рота американской тяжелой бригады, главными задачами которой при ведении боевых действий являются обеспечение мобильности, контрмобильности, живучести и выполнение общих инженерных задач, позволяет говорить о ней как о принципиально новом воинском формировании, при боестолкновении с которым тяжело придется не только аналогичной по предназначению отечественной инженерно-саперной роте, но даже и мотострелковой роте.

НАСТУПАТЕЛЬНЫЙ ДУХ

Стандартный состав вооружения, военной и специальной техники инженерной роты тяжелой бригады выглядит следующим образом:

– карабины М4 – 133 единицы (все карабины оснащены коллиматорными прицелами, а нашлемные ночные приборы наблюдения PVS 14 позволяют вести огонь из карабина с коллиматорным прицелом ночью; кроме того, у всех командиров отделений и взводов имеются очки ночного видения AN/PVS-7B);

– 5,56-мм ручные пулеметы М249 – 18 единиц (все пулеметы оснащены тепловизионными прицелами АН/PAS 13 различных модификаций – подобные прицелы в российской армии, по данным отечественных СМИ, есть только у разведчиков, и то, вероятно, в незначительных количествах);

– 7,62-мм пулеметов М240 – 26 единиц;

– 12,7-мм крупнокалиберных пулеметов М2НВ – 9 единиц;

– подствольных гранатометов М203 – 22 единицы;

– ручных гранатометов ХМ25 – 18 единиц (аналогов в российской армии не существует);

– станковых автоматических гранатометов МК19 – 4 единицы;

– противотанковых ракетных комплексов (ПТРК) «Джавелин» – 3 комплекса (аналогов в российской армии не существует);

– электронно-оптическая система наблюдения и обнаружения TLOS – 9 комплектов (позволяет корректировать огонь артиллерии и наводить авиацию);

– бронетранспортеров М113 – 7 единиц;

– командно-штабных машин М1068 – 1 единица;

– бронеавтомобилей «Хаммер» М988 – 7 единиц;

– боевых машин М2А2 ОDS – 13 единиц (инженерная модификация боевой бронированной машины «Брэдли»);

– грузовых автомобилей – 1 единица;

– автокранов – 1 единица;

– бронеавтомобилей М1151 – 2 единицы;

– универсальных инженерных машин М9АСЕ – 6 единиц;

– экскаваторов – 3 единицы;

– удлиненных зарядов разминирования MICLIC – 6 единиц;

– электростанций – 2 единицы;

– прицепы различного типа – 20 единиц;

– ПЭВМ АСУ тактического звена AN/UYK-128-40 комплектов;

– ПЭВМ AN/PYQ-6-2 комплекта;

– ПЭВМ AN/TYQ-109V – 1 комплект;

– УКВ радиостанции пользователей автоматической системы определения местоположения, опознавания и передачи данных AN/NSQ-2 – 40 штук;

– радиостанции различного назначения и типа – 90 штук.

Особо следует при этом отметить, что не только вооружение, но и вся организация американской инженерной роты пронизана наступательным, ударным духом. Это подчеркнуто и в их уставах и наставлениях, в которых отмечается – инженерные роты могут не только самостоятельно выполнять задачи на отдельных направлениях, но и действовать в качестве мотопехоты, вести бой с общевойсковыми подразделениями противника и даже штурмовать укрепленные объекты.

В этих целях, в отличие от инженерных подразделений многих других армий с отсталой организационно-штатной структурой, рассматриваемая инженерная рота максимально облегчена от тяжелого инженерного оборудования, такого как средства дистанционной установки минных полей. Все необходимое ей предоставит дивизия, поэтому подразделение имеет только штурмовые и ударные возможности. Даже танковые тралы находятся непосредственно в подразделениях. К слову, такие же подходы практикуются и в израильских Вооруженных силах.

И здесь следует напомнить, что во время Великой Отечественной войны подобные формирования, причем даже большего масштаба – полноценные инженерно-штурмовые бригады, – имелись и в составе Советской армии. Они активно взламывали немецкую оборону, штурмовали города. Правда, к настоящему времени от них, кроме воспоминаний, ничего не осталось.


Высокая боевая эффективность комплекса «Джавелин» обеспечивается наличием двух режимов атаки.

УЗКАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ

Существующие сегодня в российских Вооруженных силах инженерные подразделения, аналогичные американским по классификации, даже немного некорректно сравнивать с ними. Основная цель их существования осталась неизменной и узкоспециальной – как и 100 лет назад. Все задачи касаются только инженерного обеспечения боевых действий Сухопутных войск, а именно:

– инженерная разведка противника, местности и объектов;

– фортификационное оборудование рубежей, районов и позиций;

– устройство и содержание искусственных заграждений и производство разрушений;

– проделывание и содержание проходов в инженерных заграждениях и разрушениях;

– разминирование местности и объектов;

– подготовка и содержание путей движения и маневра войск;

– оборудование и содержание переправ на водных преградах;

– полевое энергоснабжение войск;

– оборудование и содержание пунктов (районов) добычи и очистки воды;

– скрытие и имитация важных районов и объектов с применением средств Инженерных войск и местных материалов.

Главное отличие в предназначении инженерной роты российских Вооруженных сил от американской инженерной роты заключается в том, что для успешного решения всех возложенных на наших саперов задач их действия необходимо обеспечить прикрытием со стороны мотострелков.

Но это, как говорится, еще полбеды. Главная проблема в том, что боевые возможности самой мотострелковой роты Российской армии, имеющей в своем составе три мотострелковых взвода и 10–11 боевых машин пехоты типа БМП-2 и БМП-3, в противовес инженерной роте ВС США смотрятся как-то жидковато. Поэтому когда наша мотострелковая рота встретится в бою с инженерной ротой бригады Армии США, ей придется весьма нелегко. Чтобы обосновать этот тезис, не будем вычислять боевую эффективность и прочие показатели этих двух подразделений, а просто оценим их оснащение средствами ночного видения и современным разведывательным оборудованием, средствами связи и огневой поддержки (см. таблицу).

В результате анализа приведенной информации можно увидеть, что российские мотострелки, не считая командиров и старших стрелков, имеют ночные прицелы в основном на групповое вооружение (ПК, РПГ, СВД), и то это электронно-оптические прицелы и приборы наблюдения поколения 2 или 2+. Количество же тепловизионных прицелов на стрелковое только в одной инженерной роте тяжелой бригады Сухопутных войск США достигает 53 комплектов. Да и возможности 1ПН-93 всех видов, на взгляд некоторых специалистов, проигрывают ПВС-14, ПВС-7, ПВС-10! Про тепловизоры серии «Шахин» вообще лучше промолчать, да и их почти нет.

Конечно, можно возразить, что у отечественных конструкторов есть много разработок новых ночных прицелов, даже есть отличные опытные экземпляры и тепловизоры, модернизированные БМП-2М и БМП-3М с тепловизионными прицелами. С этим нельзя не согласиться, но где они в войсках? Будут в 2020 году? Не будут ли они к тому времени так же безнадежно устаревшими?

НЕ ХВАТАЕТ ВООРУЖЕНИЯ

Особую же тревогу вызывает тот факт, что практически во всех перечисленных видах вооружения отечественные аналоги уступают американским. А некоторых типов современного вооружения, таких как, например, ХМ-25 – и вовсе нет.

Работы по аналогу американского противотанкового ракетного комплекса 3-го поколения FGM-148 «Джавелин» под названием «Автономия», работающего по принципу «выстрелил – забыл», закрыли. Посчитали, что – дорого. При этом оставили хоть и модернизированные, но устаревшие «Фаготы» и «Конкурсы». ПТУР «Корнет» и «Хризантему» также проблематично поставить в один ряд с «Джавелинами» и «Спайками». В частности, почти все современные западные ПТУР бьют в верхнюю, менее защищенную проекцию танков, у нас пока такого нет. Кроме того, ПТУР «Джавелин», тепловая ГСН типа IIR которого способна осуществлять захват цели еще до выстрела и автономно управлять ракетой до цели, может стрелять даже из помещений. Его боевая часть оснащена программируемым электронным устройством поочередного подрыва лидирующего и основного заряда, что позволяет оператору перед стрельбой менять интервал времени срабатывания между первым и вторым зарядом – в зависимости от типа цели, что обеспечивает оптимальное преодоление броневой защиты. При дальности стрельбы от 50 до 2500 м обеспечивается бронепробиваемость не менее 700 мм! Высокой эффективности «Джавелина» способствуют и два возможных режима атаки: в горизонтальной плоскости и с пикирования (под углом 450). Первый режим предназначен для поражения целей типов «вертолет» / «дот» / «бункер», второй – типа «танк». Модернизированный вариант ПТУР BGM-71 «ТОУ» тоже бьет в крышу танка.

Говорят, ПТУРы с ГСН типа «Джавелин» IIR и «Спайк» нам не нужны потому, что безумно дороги. Однако это хотя и правда, но только часть ее. Все наши модернизированные ПТУР «Фагот М», «Конкурс-М», «Метис-2М», конечно, заслуживают внимания, но проблема в том, что они годны для борьбы только с танками устаревших конструкций. Можно, конечно, ждать, когда появится наш спасительный комплекс «Гермес», но даже в его заявленных разновидностях чего-нибудь типа «Джавелин» и «Спайк» пока не отмечено.

Новая ПТУР к 100-мм пушке БМП-3, конечно, бьет на 5,5 км, но как часто в современной войне на европейском ТВД придется стрелять на эту дистанцию? Кроме того, даже увеличенная бронепробиваемость этой ракеты, по некоторым данным, все равно не обеспечивает поражения последних, модернизированных модификаций танков «Абрамс», «Леопард» и, тем более, израильского танка «Меркава-4Мem» с комплексом активной защиты «Трофи», который защищен уже от еще даже не существующих наших ПТУР, бьющих в крышу. А вот новые ракеты комплекса «Лахат», которые могут стрелять со всех западных танковых орудий, бьют из-за бугра и в крышу танка (с корректировкой с земли или БЛА) на дальность 8 км. О возможностях западных танковых тепловизоров можно судить по последней Нижнетагильской выставке, где тепловизор от танка «Леклерк» показал свои высокие возможности. Наблюдая через него за действиями нашей бронетехники, мишенной обстановкой и показательными стрельбами, оставалось только позавидовать французским танкистам и ужаснуться: а вдруг придется воевать против него.

2-я Ливанская война показала, что старые ракеты, конечно, не плохи, но эффективно уничтожить танк противника уже не могут – лишь наносят повреждения, временно выводящие его из строя. При этом танк «Меркава-4» вообще показал уникальную живучесть. Против зарубежной бронетехники типа танков М1А2SEP (W2) или «Леопард-2А7», старые противотанковые средства тем более безнадежно устарели. Об этом можно поинтересоваться у бойцов «Хезболлах» или иракских партизан, плативших дорогой ценой за победы над вражескими танками. Не хотелось бы, чтобы нашим солдатам опять пришлось повторять подвиг Александра Матросова, или нести потери как во время Ржевско-Сычевских наступательных операций, когда на алтарь победы были бездумно положены тысячи жизней.

А как нашим танкистам бороться с ПТУР «Спайк» который и вовсе поражает «из-за бугра»?

Создается впечатление, что многие из тех, кто производит или закупает различные виды противотанковых средств для российской армии, не думают о тех, кто будет на поле боя держать в прицеле танк противника, наводя на него управляемую ракету. Ведь система «выстрелил-забыл» значительно повысила бы их шансы на выживание.

ЭФФЕКТИВНАЯ ТАКТИКА

В российских Вооруженных силах многие руководители понимали и понимают значение лучшей организации и вооружения войск для успеха в бою. Так, в ходе прошедшей контртеррористической операции на Кавказе, когда прежние методы и способы ведения боевых действий заходили в тупик, командиры всегда находили возможность выйти из создавшейся ситуации.

В частности, когда экстремисты перешли к полупартизанской тактике, крупные армейские части и соединения уже не могли эффективно бороться с их небольшими подвижными формированиями. Противник действовал на своей территории, отлично зная местность и природные условия. Действовали по принципу «удар – отход». В результате регулярная армия попала под мелкие, но ощутимые удары и стала нести довольно ощутимые потери – от минной войны, обстрелов, снайперского огня. Противник был серьезный. Взятый в плен 18-летний выпускник тренировочного лагеря террористов «Кавказ», который обучался у Хаттаба, при допросе показал военные знания, которым позавидовал бы любой лейтенант – выпускник военного училища, отучившийся военному делу 4–5 лет. А срок обучения под Сержень-Юртом у боевиков был чуть больше трех месяцев!

Жизнь потребовала создания немногочисленных, хорошо вооруженных, мобильных, оснащенных хорошими средствами связи подразделений. На начальном этапе эту роль играли разведподразделения различных соединений и полков, бригады спецназа, части Внутренних войск.

Один из примеров. В 2002 году, когда командующим объединенной группировкой был генерал Валерий Герасимов, при его содействии комендант Грозного генерал Александр Павлющенко совместно с командованием ФСБ и МВД сформировал на базе городской комендатуры временное подразделение в составе около сорока человек, очень хорошо вооруженных и оснащенных для тех условий. Организационно подразделение состояло из четырех отделений: одного штурмового, двух разведывательных и отделения боевых машин. На его вооружении находились четыре БРДМ-2, один БТР-80 и бронированный «Урал», плюс постоянно придавались установка ЗУ-23-2 на автомобиле «Урал» и расчет 82-мм миномета. Также в подразделении имелись АГС-17, два крупнокалиберных пулемета «Утес» с ночными прицелами, установка ПТУР, три пулемета ПКМ-Н (с ночными прицелами), две 9-мм бесшумные винтовки ВСС, четыре автомата «Вал», четыре снайперские винтовки с ночными прицелами и два гранатомета РПГ-7 с ночными прицелами.

Все стрелковое вооружение было полностью оснащено ночными прицелами. Даже на установке ЗУ-23-2 стоял ночной прицел 1ПН93-3 со специально изготовленным кронштейном. Также имелась три бинокля БН-2-3, три наблюдательных прибора ННП-23, тепловизор ТПН-1, станция ближней разведки. ФСБ обеспечивала средствами радиоэлектронной разведки (РЭР) и связи, МВД – оперативной информацией и поддержкой спецподразделениями. Такой подход практически сразу позволил наносить ощутимые удары по боевикам. В первом серьезном ночном боестолкновении счет был 27:0 в пользу разведчиков. Зимой 2002 года в районе населенного пункта Эрсеной была уничтожена база боевиков. При отходе средствами РЭР ФСБ, действующими в составе подразделения, было установлено, что наперехват отходящему подразделению шли несколько больших групп бандитов. По координатам, определенным средствами РЭР, нанесла удар артиллерия. Подразделение с хорошими результатами вышло к бронегруппе.

Особенно эффективными были засадные действия ночью, когда 12,7-мм «Утесы» с ночными прицелами не оставляли шансов террористам. При столкновении с большими группами боевиков большую эффективность показали 82-мм миномет «Поднос» и АГС-17, которые всегда были в составе подразделения. Секрет успеха был в очень быстрой реакции на оперативную информацию, высокой мобильности подразделения, отличной связи и РЭР, мощном огневом обеспечении. Не была забыта и заблаговременная подготовка: большое внимание уделялось подбору личного состава, упорно проводились занятия по огневой подготовке и работе с ночными прицелами и другими средствами разведки, управлением огнем в бою.

За два года существования подразделения было произведено около 300 боевых мероприятий, захвачено несколько баз в горно-лесистой и пустынной местности (Надтеречный район). Несмотря на это, в 2003 году командующий горной группировкой свел на нет все усилия по использованию и применению этого подразделения – просто расформировал его.

Создается впечатление, что многие из тех, от кого зависит эффективность действий солдата на поле боя, на самом деле просто не думают о нем. Нежелание профессионалов основательно заниматься военным делом сводит на нет все усилия министра обороны России по качественной подготовке Вооруженных сил и приводит к пустому расходованию гигантских материальных ресурсов, выделяемых на реформирование ВС России. Переломить ситуацию удастся только тогда, когда каждый военнослужащий и специалист Министерства обороны РФ будет относиться к военному делу настоящим образом.

Вооружение инженерной роты СВ США и мотострелковой роты СВ России

Наименование Инженерная рота СВ США Мотострелковая рота СВ России
Боевые машины М2А2 ОDS – 13 штук БМП-2 (БМП-3) – 11 штук
Автоматические гранатометы МК19 – 4 штук Нет (только в составе батальона – 9 АГС-17)
ПТРК (3-е поколение) ПТРК «Джавелин» – 3 штуки Аналоги в ВС РФ отсутствуют
Ручные гранатометы ХМ25 – 18 штук Аналоги в ВС РФ отсутствуют
Ручные пулеметы 5,56 мм М249 – 18 штук РПК-74 – 9 штук
Ротные пулеметы 7,62 мм М240 – 26 штук ПКМ («Печенег») – 3–9 штук
Крупнокалиберные пулеметы 12,7 мм М2НВ – 9 штук Нет (только в составе батальона, количество варьируется)
Приборы ночного видения AN/PVS-14, AN/PVS-7B – около 140 штук (позволяют вести прицельный огонь из стрелкового оружия) Приборы серии 1ПН-93 – 30–50 штук (устарели)
Тепловизионные прицелы АN/PAS-13 различных модификаций – 53 штуки Нет. Примерный отечественный аналог – «Шахин» (характеристики уступают американским)
Ручные противотанковые гранатометы Только одноразовые типа М72 или противотанковый ракетный комплекс FGM-172 SRAW для поражения основных боевых танков, легких бронированных машин и долговременных оборонительных сооружений на поле боя на дальности до 600 метров (носимый комплекс с упрощенной системой наведения разработан для замены штатных противотанковых гранатометов, находящихся на вооружении КМП и СВ США) РПГ-7 – 9 штук, одноразовые гранатометы РПГ-26, РШГ-1, -2 (аналог типа SRAW в ВС РФ отсутствует)
Снайперские винтовки В составе батальона СВД – 3–9 штук (по американской классификации marksman – меткий стрелок на малые и средние дистанции)

Инженерные войска

Лев Киль. Русские офицеры Корпуса инженеров эпохи Наполеоновских войн

Входит в Тип

Инженерные войска окончательно отделились от артиллерии, оформившись в самостоятельный род войск. К концу первой четверти XIX века их численность превысила 21 тысячу человек, что составляло около 2,3 % всего состава вооружённых сил. В 1873 году в России было учреждено Особое совещание по стратегическому положению страны, которое на основе плана, разработанного Э. И. Тотлебеном , постановило провести комплекс военно-строительных работ. За 35 лет военными строителями были построены крепости Новогеоргиевск , Варшавская цитадель , Зегрис, Брест-Литовск , Осовец, Ковно, Ивангород , застава Дубро и различные укрепления и сооружения.

Согласно Боевому уставу Сухопутных войск ВС СССР инженерное обеспечение включает в себя:

  • инженерную разведку противника, местности и объектов;
  • фортификационное оборудование позиций, рубежей, районов, пунктов управления;
  • устройство и содержание инженерных заграждений, и производство разрушений;
  • установка и содержание ядерных мин и фугасов ;
  • уничтожение и обезвреживание ядерных мин противника;
  • проделывание и содержание проходов в заграждениях и разрушениях;
  • устройство проходов через препятствия;
  • разминирование местности и объектов;
  • подготовка и содержание путей движения войск, подвоза и эвакуации;
  • оборудование и содержание переправ при форсировании водных преград;
  • инженерные мероприятия по маскировке войск и объектов;
  • инженерные мероприятия по восстановлению боеспособности войск и ликвидация последствий ядерных ударов противника;
  • добыча и очистка воды, оборудование пунктов водоснабжения.

Инженерные войска выполняли задачи инженерного обеспечения, требующие специальной подготовки личного состава, применения инженерной техники и инженерных боеприпасов. Кроме того, в их задачи входит поражение техники и живой силы противника минно-взрывными и ядерно-минными средствами.

1918-1945 года

Советские инженерные войска создавались вместе с организацией Красной Армии . В дивизиях предусматривалось иметь инженерный батальон, а в стрелковых бригадах - инженерно-сапёрную роту. В сформированы специальные инженерные части. Руководство инженерными войсками осуществляли инспектор инженеров при Полевом штабе Республики (1918-1921 - А. П. Шошин), начальники инженеров фронтов, армий и дивизий. В руководство войсками возложено на Главное военно-инженерное управление. К 1929 году штатные инженерные части имелись во всех родах войск. После начала Великой Отечественной войны в октябре 1941 года учреждена должность начальника Инженерных войск. В ходе войны инженерные войска строили укрепления, создавали заграждения, минировали местность, обеспечивали проведение манёвра войск, проделывали проходы в минных полях противника, обеспечивали преодоление его инженерных заграждений, форсирование водных преград, участвовали в штурме укреплений, городов и т. д.

Начальники Инженерных войск ВС СССР и ВС РФ

Инженерная техника и вооружение

  • Тяжёлый механизированный мост «ТММ», «ТММ-2», «ТММ-3» и «ТММ-6»
  • Прицепный минный заградитель «ПМЗ»
  • Паромно-мостовая машина «ПММ» «ПММ-2» и «ПММ-2М»
  • Вертолетный минный раскладчик «ВМР»

ИВ ВС по странам

  • Инженерные войска Израиля (англ. )
  • Инженерные войска Канады (англ. )
  • Инженерные войска Австралии (англ. )
  • Инженерные войска Великобритании (англ. )
  • Инженерные войска Германии (англ. )

См. также

Примечания

Литература

  • Никифоров Н. И. Штурмовые бригады Красной Армии в бою. - Эксмо Яуза, 2008. - 416 с. - (Великая Отечественная: Цена Победы). - ISBN 978-5-699-25628-0
  • Инженерные и Железнодорожные войска: В 2 т. - СПб.: Тип. В. Д. Смирнова, 1909-1911. на сайте Руниверс
  • Инженерные войска по 15 июля 1901 г. - СПб.: Тип. П. П. Сойкина- 48 с. на сайте Руниверс

Ссылки

  • О Инженерных войсках на офиц. сайте министерства обороны РФ
  • Инженерные войска в боях за Советскую Родину (Цирлин А. Д., Бирюков П. И., Истомин В. П., Федосеев Е. Н. - М.: Воениздат, 1970.)
  • Sapper Museum - Инженерные войска: Эмблемы, знаки, униформа, фото персональных памятников военным инженерам
  • Памятники военно-инженерного искусства: историческая память и новые объекты культурного наследия России
Штат инженерно-саперной роты танкового полка
Советской Армии
(иср тп)

Инженерно-саперная рота танкового полка относится к подразделениям боевого обеспечения и предназначена для выполнения задач инженерного обеспечения боя полка.
Структура инженерно-саперной роты

Прямым начальником роты является начальник инженерной службы полка, который в свою очередь подчинен непосредственно командиру полка.
Структура инженерно-саперной роты

Личного состава в роте всего 59 человек. Из них 4 офицера, 3 прапорщика, 12 сержантов и 40 рядовых. Рота состоит из управления роты и трех взводов- инженерно-саперного (ИСВ), инженерно-технического (ИТВ) и автомобильного (АВ).Управление роты:
Всего 6 человек. Из них 2 офицера, 2 прапорщика, 2 рядовых.
*Командир роты - 1 (капитан).
*Заместитель ком. роты по политической части -1 (старший лейтенант).
*Старшина роты - 1 (старший прапорщик).
*Техник роты -1(старший прапорщик).
*Водитель БТР - 1 (рядовой).
*Радиотелефонист - 1 (рядовой).
Техника управления роты:
-БТР-60ПБ -1
Вооружение управления роты:
-пистолетов ПМ -4
-автоматов АКМ -2
-пулемет КПВТ - 1 (на БТР)
-пулемет ПКТ - 1 (на БТР)
Средства связи управления роты:
-радиостанция Р-113 - 1 (на БТР)
-радиостанция Р-107 -1
ИСВ (инженерно-саперный взвод)
Всего 19 человек. Из них 1 офицер, 3 сержанта, 15 рядовых.
Оружие: пистолет ПМ.
1 инженерно - саперное отделение. *Командир отделения - заместитель командира взвода -1 (старший сержант)
*Водитель -1 (рядовой)
*Саперы - 4 (рядовые)
Оружие: -автоматов АКМ-6
-гранатомет РПГ-7 -1


-мотопила "Дружба" -1

2 инженерно -саперное отделение *Командир отделения -1 (младший сержант-сержант)
*Водитель -1 (рядовой)
*Саперы - 4 (рядовые
Оружие: -автоматов АКМ -6
Техника: -автомобильУрал -4320 -1
-прицепной минный заградитель ПМЗ-4 - 1
-мотопила "Дружба" -1
3 инженерно - саперное отделение *Командир отделения -1 (младший сержант-сержант)
*Водитель -1 (рядовой)
*Саперы - 4 (рядовые
Оружие: -автоматов АКМ -6
Техника: -автомобильУрал -4320 -1
-прицепной минный заградитель ПМЗ-4 - 1
-мотопила "Дружба" -1
ИТВ (инженерно-технический взвод)
Всего 19 человек. Из них 1 офицер, 7 сержантов, 11 рядовых.
*Командир взвода - 1 (ст.лейтенант- лейтенант).
*Лаборант полевого водоснабжения - 1 (старший сержант)
Оружие: пистолет ПМ.-1
автомат АКМ -1
1 отделение дорожных машин *Командир отделения - командир МТУ -1(младший сержант - сержант)

*Старший механик-водитель БАТ-М -1 рядовой)
*Механик-водитель БАТ-М -1 (рядовой)
Оружие: -пистолетов ПМ -2
-автоматов АКМ -2
-гранатомет РПГ-7 - 1



-путепрокладчик БАТ-М -1

2 отделение дорожных машин *Командир МТУ -1(младший сержант - сержант)
*Механик водитель МТУ - 1 (рядовой)
Оружие: -пистолетов ПМ -2
-автомат АКМС -1 (бортовой МТУ)
-пулемет ДШК-М - (бортовой МТУ)
Техника: -танковый мостоукладчик МТУ -1
Ср.связи: -радиостанция Р-113 - 1(бортовая МТУ)
3 отделение дорожных машин *Командир МТУ -1(младший сержант - сержант)
*Механик водитель МТУ - 1 (рядовой)
Оружие: -пистолетов ПМ -2
-автомат АКМС -1 (бортовой МТУ)
-пулемет ДШК-М - (бортовой МТУ)
Техника: -танковый мостоукладчик МТУ -1
Ср.связи: -радиостанция Р-113 - 1(бортовая МТУ)
Отделение землеройных машин *Командир отделения- старший механик-водитель ПЗМ -1 (младший сержант - сержант)
*Механик-водитель ПЗМ -1 (рядовой)
Оружие: -автоматов АКМ-2
Техника: -полковая землеройная машина ПЗМ -1
Отделение полевого водоснабжения *Командир отделения -1 (младший сержант - сержант)
*Водитель-моторист -1 (рядовой)
*Моторист -1 (рядовой)
Оружие: -автоматов АКМ -3
Техника: -фильтровальная станция МАФС (ВФС-2.5) -1
Отделение ТММ *Командир отделения- старший механик-водитель -1 (младший сержант - сержант)
*Старший механик-водитель -1 (рядовой)
*Механики-водители -2 (рядовые)
Оружие: -автоматов АКМ-4
Техника: -тяжелый механизированный мост ТММ -1 (4 машины)
АВ (автомобильный взвод)
Всего 15 человек. Из них 1 прапорщик, 2 сержанта, 12 рядовых.
*Командир взвода -1 (старший прапорщик)
Оружие - пистолет ПМ -1
1 автомобильное отделение *Командир отделения -заместитель командира взвода-старший водитель - 1 (старший сержант)
*Водители - 8 (рядовые)
Оружие: -автоматы АКМ-9
-гранатомет РПГ-7 - 1
Техника: -автомобили ЗИЛ-131 с самопогрузчиками -9
-прицепы 2ПН-2 -9
-тралы КМТ-6 - 27
-бульдозеры танковые навесные БТУ-9
2 автомобильное отделение *Командир отделения-старший водитель -1 (младший сержант - сержант)
*Водитель-крановщик - 1 (рядовой)
*Водители -3 (рядовые)
Оружие: -автоматы АКМ - 5
Техника: -автокран 8Т-210 - 1
-автомобили Урал-4320 - 4
-прицепы 2ПН-4 -3
-тралы КМТ-5М -3

Табельное инженерное имущество роты:

Шанцевый инструмент:
-малых пехотных лопат - 21;
-больших саперных лопат - 35;
-пил двухручных - 10;
-топоров плотницких - 20;
-кирко-мотыг - 5;
-ломов - 5.

Осветительные средства:
-фонарей аккумуляторных АМФ-8 - 1;
-фонарей батарейных КСФ -4;

Средства минирования и разминирования:
-миноискателей ИМП (РВМ, РВМ-2) -9;
-комплектов разминирования КР-И - 3;
-шнур минера - 9;
-прибор фиксации минных полей - 1;
-исполнительный прибор управ.минного поля КРАБ-ИМ - 1.

Маскировочные средства:
-комплектов маскировочных типа МКТ - 22;
-комбинезонов маскировочных - 24.

Плавсредства:
-спасательных жилетов - 16;
-плавательных костюмов МПК - 2.

Средства ведения подрывных работ:
-подрывная машинака КПМ-1 -1;
-комплект 77 - 1;
-омметров М-57(лин.мост ЛМ-68) -2;
-сумок минера-подрывника - 9.

Средства добычи и очистки воды:
-резервуар РДВ-1500 -1.

Средства наблюдения и разведки:
-дальномер саперный ДСП-30 -1;
-прибор ночных работ ПНР -1;
-перископ ПИР - 1;
--биноклей -3.

Возимый боекомплект:
-противотанковых мин - 600 шт.;
-противопехотных мин - 8000 шт.;
-тротила в шашках - 500 кг.

От автора.Всего в роте 28 различных машин и 15 прицепов. Для сравнения- в танковой роте 10 танков и больше ни единой иной машины! А военно-учетных специальностей сколько в роте? Ведь каждого солдата надо учить отдельно. В танковой роте всего специальностей: командир танка, наводчик, механик-водитель, заряжающий. А должность командира саперной роты тоже, как и командира танковой роты - капитанская. И оклад ни рублем больше. Нет, неблагодарное занятие быть командиром инженерно-саперной роты.

Полковник С. Корчагин

Руководство ВС США в период до 2020 года планирует оптимизировать организационно-штатную структуру и сократить общую численность сухопутных войск (СВ). При этом определенное внимание уделяется повышению возможностей инженерных подразделений, которые, по взглядам командования американских СВ, предназначены для обеспечения боевых действий группировок войск, а также для самостоятельных действий в составе соединений, в первую очередь боевых бригад - механизированной, бронетанковой и пехотной.

В составе каждой боевой бригады имеется инженерная рота, а в штабе бригады - инженерная секция, которая отвечает за планирование всех мероприятий соответствующего обеспечения бригады и организует взаимодействие с дивизионными и корпусными инженерными секциями. Командир инженерной роты участвует в разработке мероприятий инженерного обеспечения боя как части общего плана боевых действий бригады. В механизированной бригаде "Страйкер" командир инженерной роты также по указанию командира бригады разрабатывает план применения систем дистанционного минирования.

Бронетранспортер М1132 "Страйкер" ESV (Engineer Squad Vehicle)

Инженерная рота предназначена для решения следующих задач инженерного обеспечения боевых действий бригады:
- ведение инженерной разведки местности и противника, а также обеспечение геопространственной информацией штаба бригады;
- выполнение мероприятий по фортификационному оборудованию местности и маскировке войск и объектов;
- обеспечение контрмобильности (снижение темпов продвижения и ско-вывания маневра противника за счет создания систем взрывных, невзрывных и смешанных заграждений, включая эскарпы и контрэскарпы, противотанковые рвы, надолбы, проволочные заграждения; разрушение мостов и дамб; создание завалов на дорогах и подъездных путях);
- выполнение инженерных задач мобильности (обеспечение маневра своих сил) путем проделывания проходов в заграждениях и уничтожение (обезвреживание вручную и с использованием средств преодоления минно-взрывных заграждений) мин и фугасов, включая мероприятия по скрытному их обезвреживанию как составляющей действий при прорыве обороны противника и его позиций боевыми подразделениями;
- устройство переходов через узкие препятствия в завалах; оказание технической помощи в действиях подразделений всех родов войск по преодолению препятствий; инженерная рота бронетанковой и механизированной бригад устанавливает и содержит колейные мосты, перекрывая ими четыре 13-м преграды одновременно;
- подготовка основных колонных путей и поддержка дорог в передовом районе; выполнение ремонтно-восстановительных работ на переправах через водные преграды по мостам и вброд;
- проведение разминирования местности (при необходимости);
- привлечение к выполнению общеинженерных задач, таких как строительство, восстановление и обслуживание командных пунктов, колонных путей и дорог, пунктов и площадок складирования предметов материального обеспечения, в случае возникновения потребности в этом;
- решение боевых задач в качестве пехотного подразделения (если потребует обстановка на поле боя).

Инженерная рота в механизированной бригаде "Страйкер" является отдельным подразделением. Организационно она состоит из управления, трех инженерно-саперных взводов, а также инженерного дорожно-мостового взвода.

Рота насчитывает 142 военнослужащих (офицеры - шесть, сержанты и специалисты - 99, солдаты - 37). В управлении роты 14 военнослужащих (офицеры - два, сержанты - 11, солдат - один): командир роты/капитан, механик-водитель/сержант, старшина роты/первый сержант, оперативный офицер/лейтенант, оперативный сержант/сержант 1-го класса, сержант продовольственной службы/сержант 1-го класса, сержант медицинской секции/штаб-сержант, сержант связи/сержант, специалист по разведке/специалист 4-й категории, специалист продовольственной службы/специалист 4-й категории, три медика-санитара/специалиста 4-й категории, специалист по средствам связи/рядовой 1-го класса.

Военная техника, находящаяся на вооружении роты: бронетранспортер М1126 "Страйкер"; автомобили М1151А1 (тактический) и М1152А1 (грузовой); два автомобиля Ml083 (6 х 6) грузоподъемностью 5 т; автоприцеп-цистерна (грузоподъемность 5 т) для воды.

В инженерно-саперном взводе насчитывается 34 военнослужащих (офицер - один, сержанты - 20, солдат - 13): командир взвода/лейтенант, заместитель командира взвода/сержант 1-го класса, механик-водитель/сержант, водитель/рядовой 1-го класса, два водителя тяжелой техники/специалиста 4-й категории. Командиру взвода непосредственно подчинен один расчет системы дистанционного минирования.

Военная техника, имеющаяся во взводе: бронетранспортер Ml 132 "Страйкер" ESV; автомобиль М1151А1 (тактический); два автомобиля Ml 120 (8 х 8); полуприцеп Ml 102 грузоподъемностью 1,25 т и два специальных прицепа Ml076 PLS 8X20; комплект минирования Ml39 (HTLD) "Волкано".

Инженерное отделение разграждения. В инженерно-саперном взводе имеется два таких отделения по две группы в каждом. Численность одного отделения девять военнослужащих (сержанты - шесть, солдаты - три): командир отделения/штаб-сержант, два командира группы/сержанта, два боевых инженера-сапера/специалиста 4-й категории и два боевых инженера-сапера/рядовых 1 -го класса, командир БТР/сержант, механик-водитель БТР/рядовой 1-го класса.

Военная техника: бронетранспортер Ml 132 "Страйкер" ESV и комплект разминирования М200А1 MICLIC.

Инженерно-саперное отделение - во взводе одно отделение (команда), состоящее из двух групп. Его численность девять военнослужащих (сержанты - шесть, солдаты - три): командир отделения/штаб-сержант, два командира группы/сержанта, два боевых инженера-сапера/специалиста 4-й категории, два боевых инженера-сапера/рядовых 1-го класса, командир бронетранспортера/сержант, механик-водитель БТР/рядовой 1-го класса.

Военная техника: бронетранспортер Ml132 "Страйкер" ESV; четыре системы дистанционного управления инженерными боеприпасами.

Инженерный дорожно-мостовой взвод (взвод поддержки мобильности). Численность личного состава 26 военнослужащих (офицер - один, сержанты - 19, солдаты - шесть): командир взвода/лейтенант, заместитель командира взвода/сержант 1 -го класса, боевой инженер-сапер/специалист 4-й категории. Командиру взвода непосредственно подчинен один расчет моста: старший комплекта моста/штаб-сержант и водитель-оператор моста/ специалист 4-й категории.

Военная техника: автомобиль М1151А1; полуприцеп Ml 102 грузоподъемностью 1,25 т; легкий штурмовой мост (Rapidly Emplaced Bridge System) на автомобиле Ml 120 со специальным прицепом Ml076 PLS.

Инженерное дорожно-мостовое отделение (секция мобильности). Во взводе три отделения (секции). Каждая такая секция насчитывает семь военнослужащих (сержанты - пять, солдаты - два): командир отделения/ штаб-сержант, старший комплекта моста/сержант, водитель-оператор моста/специалист 4-й категории, старший дорожно-строительных машин/ сержант, механик-водитель землеройных машин/специалист 4-й категории, два механика-водителя землеройных машин/рядовых 1-го класса.

Военная техника: два бульдозера FT DEUCE; два колесных экскаватора-погрузчика НМЕЕ (JCB Fastrac); легкий штурмовой мост (Rapidly Emplaced Bridge System) на автомобиле Ml 120 со специальным прицепом М1076 PLS.

На вооружении инженерной роты бригады "Страйкер" имеются специальные инженерные машины на базе бронетранспортера Ml 126. Унифицированная техническая база Ml 132 ESV способствует оперативному решению вопросов инженерного обеспечения роты. Массогабаритные характеристики штатной техники позволяют перевозить ее воздушным, морским и железнодорожным транспортом, что свидетельствует о стратегической и оперативной мобильности роты. Наличие систем дистанционного минирования, разминирования, механизированных мостов и землеройной техники дают возможность подразделению выполнять полный спектр задач инженерного обеспечения боевых действий бригады.

Организационная структура инженерной роты бронетанковой бригады

Инженерная рота в бронетанковой бригаде подчиняется командиру штабного батальона бригады. Организационно она состоит из управления роты, трех инженерно-саперных взводов и взвода инженерных машин.

В инженерной роте насчитывается 150 военнослужащих (офицеры -шесть, сержанты и специалисты - 108, солдаты - 36).

В управлении роты 12 военнослужащих (офицеры - два, сержанты -шесть, солдаты - четыре): командир роты/капитан, первый сержант (старшина роты)/первый сержант, оперативный офицер/лейтенант, оперативный сержант/сержант 1-го класса, сержант продовольственной службы/сержант 1-го класса, командир БМП/штаб-сержант, стрелок БМП/специалист 4-й категории, специалист продовольственной службы/специалист 4-й категории, три механика-водителя/рядовых 1-го класса, водитель/рядовой 1-го класса.

Военная техника: КШМ М1068; БТР Ml13АЗ; БМП "Брэдли" М2А2 ODS-E (для инженерных подразделений); три автомобиля М1165А1, М1152А1 (грузовой) и Ml083 (6 х 6) грузоподъемностью 5 т; полуприцеп Ml 101 (0,75 т); автоприцеп-цистерна (5 т) для воды.

В каждом из трех инженерно-саперных взводов 35 военнослужащих (офицер - один, сержанты - 24, солдаты - 10).

В управлении взвода пять военнослужащих (офицер - один, сержанты -три, солдат - один): командир взвода/лейтенант, заместитель командира взвода/сержант 1 -го класса, командир БМП/штаб-сержант, стрелок БМП/специалист 4-й категории, механик-водитель БМП/рядовой 1-го класса.

Военная техника: автомобиль М1152А1 (грузовой); полуприцеп Ml 101 грузоподъемностью 0,75 т; БМП "Брэдли" М2А2 ODS-E.

Во взводе имеется три инженерно-саперных отделения по две группы в каждом. Численность отделения 10 военнослужащих (сержанты - семь, солдаты - три): командир отделения/ штаб-сержант, два командира групп/ сержанты, два боевых инженера-сапера/ специалиста 4-й категории, два боевых инженера-сапера/рядовых 1-го класса, командир БМП/ штаб-сержант, стрелок БМП/специалист 4-й категории и механик-водитель БМП/рядовой 1-го класса.

Военная техника: БМП "Брэдли" М2А2 ODS-E; прицеп М105А2 грузоподъемностью 1,5 т.

Взвод инженерных машин насчитывает 29 военнослужащих (офицер - один, сержанты -26, солдаты - два).

Он включает следующие отделения: разграждения (2), землеройных машин (3), инженерной разведки, а также инженерной техники и оборудования.

В состав управления взвода входят: командир взвода/лейтенант, заместитель командира взвода/сержант 1-го класса и водитель/рядовой 1-го класса.

Военная техника: два автомобиля - Ml 165А1 (многоцелевой) и М1152А1 (грузовой); 0,75-т полуприцеп Ml101.

Отделения разграждения насчитывают по семь военнослужащих (сержанты - шесть, солдат - один): командир отделения/штаб-сержант, два командира инженерной машины ХМ 1150 (АВУ)/сержанта, три оператора инженерной машины ХМ 1150 (АВУ)/специалиста 4-й категории, водитель/ специалист 4-й категории.

Военная техника: три штурмовые машины для проделывания проходов в минном поле ХМ 1150 (ABV) и автомобиль/самопогрузчик крановый М985 (8 х 8).

Отделение землеройных машин - в нем шесть военнослужащих: три механика-водителя землеройной машины/сержанта и три механика-водителя землеройной машины/специалиста 4-й категории.

Военная техника: шесть боевых бронированных землеройных машин М9АСЕ.

В отделении инженерной разведки четыре военнослужащих: два сержанта разведки/штаб-сержанта и два боевых инженера-сапера/специалиста 4-й категории.

Военная техника: два автомобиля М1151А1 (войсковой).

В отделении инженерной техники и оборудования шесть военнослужащих (сержанты - пять, солдат - один): командир отделения/штаб-сержант, старший механик-водитель землеройной техники/сержант, механик-водитель землеройной техники/специалист 4-й категории, механик-водитель землеройной техники/рядовой 1-го класса, два водителя/специалиста 4-й категории.

Военная техника: три колесных экскаватора-погрузчика НМЕЕ и два автомобиля/крановых самопогрузчика М985 (8 х 8).

Инженерная рота бронетанковой бригады имеет практически равную с аналогичным подразделением механизированной бригады численность личного состава. Массогабаритные характеристики штатной специальной инженерной техники свидетельствуют о низкой стратегической и оперативной мобильности роты. Наличие систем разминирования, механизированных мостов и землеройной техники позволяют подразделению выполнять полный спектр задач инженерного обеспечения боя бригады.

Инженерная рота в пехотной бригаде подчиняется командиру штабного батальона, входящего в состав бригады, и является подразделением боевого обеспечения бригады. В ее составе имеются управление роты, два инженерно-саперных взвода (в каждом есть управление и три инженерно-саперных отделения (команды), а также отделение (секция) инженерной техники и оборудования.

В инженерной роте 74 военнослужащих, из них: офицеры - четыре, сержанты и специалисты - 51, солдаты - 19.

В управлении роты всего семь военнослужащих (офицеры - два, сержанты - пять): командир роты/капитан, оперативный офицер/лейтенант, первый сержант (старшина роты)/первый сержант, оперативный сержант/ сержант 1-го класса, сержант продовольственной службы/штаб-сержант, сержант химической службы/штаб-сержант и специалист продовольственной службы/специалист 4-й категории.

Военная техника: три автомобиля - М1165А1 (многоцелевой), М1152А1 (грузовой), М1083 (6 х 6) грузоподъемностью 5 т; 1,25-т полуприцеп М1102; дизельная электростанция PU-797 (5 кВт, 60 Гц); автоприцеп-цистерна (5 т) для воды.

В инженерно-саперном взводе 28 военнослужащих (офицер - один, сержанты - 10, солдаты - 17). Численность личного состава управления взвода четыре военнослужащих: командир взвода/лейтенант, зам. командира взвода/сержант 1-го класса и два водителя/рядовых 1-го класса.

Военная техника: четыре автомобиля - два М1165А1 (многоцелевой) и два Ml 152А1 (грузовой); 1,25-т полуприцеп M1102.

В составе каждого инженерно-саперного отделения имеются две группы. В отделении восемь военнослужащих (сержанты - шесть, солдаты - два): командир отделения/штаб-сержант, два командира групп/сержанта, три боевых инженера-сапера/специалиста 4-й категории, боевой инженер-сапер/ рядовой, водитель/рядовой (оба 1-го класса).

Военная техника: автомобиль М1152А1 (грузовой); 1,25-т полуприцеп.

Отделение инженерной техники и оборудования насчитывает 11 военнослужащих (сержанты - восемь, солдаты - три): командир отделения/ штаб-сержант, два механика-водителя дорожно-строительной техники/сержанта, механик-водитель дорожно-строительной техники/специалист 4-й категории, четыре механика-водителя дорожно-строительной техники/специалиста 4-й категории и три водителя/ рядовых 1-го класса.

Военная техника: два самосвала М1157 (6 х 6); полуприцеп Ml 095 (многоцелевой); четыре колесных экскаватора-погрузчика НМЕЕ; два седельных тягача Ml088 MTV (6 х 6); два 25-т тяжеловозных прицепа М172А1; два бульдозера FT DEUCE и колесный трактор-фронтальный погрузчик MW24C.

Инженерная рота пехотной бригады имеет минимальную численность личного состава среди аналогичных подразделений. Следует отметить, что она оснащена только необходимым количеством колесной техники, которая может транспортировать самостоятельно гусеничные землеройные машины роты. Массогабаритные характеристики штатного вооружения и инженерной техники позволяют перевозить их всеми типами военно-транспортных самолетов, что свидетельствует о значительной стратегической и оперативной мобильности подразделения. Инженерная рота отличается способностью выполнить ограниченный круг задач инженерного обеспечения боя бригады.

В соответствии с полевым уставом FM 3-34 "Операции инженерных войск" (апрель 2014 года) в состав механизированной бригады "Страйкер" вводится штатный инженерный батальон вместо инженерной роты, а штабные батальоны (Brigade Special Troops Battalion - BSTB) пехотной и бронетанковой бригад будут реорганизованы в отдельные инженерные батальоны (Brigade Engineer Battalion - ВЕВ).

Таким образам, основным требованием к инженерным подразделениям стало самостоятельное обеспечение действий общевойсковых формирований в различных условиях обстановки и поддержка боевых бригад в достижении успеха в противоборстве с равным или даже превосходящим по численности противником и ассиметричными угрозами. Опыт боевого применения инженерных войск США показал, что их состав достигал 12-14 % общей численности войск в районе проведения операции. В настоящее время разработаны новые принципы организационной структуры инженерных формирований боевых бригад сухопутных войск, реализовать которые предполагается в ближайшие 5-10 лет.

1 Офицеры - командиры подразделений меньше чем рота, именуются не "командир", а "лидер" (leader). Должности сержантов командного звена также именуются "лидер" (лидер команды, лидер секции). В инженерных войсках армии США подразделения, называемые в других ВС "отделением", именуются либо словом "секция" (section), либо словом "команда" (squad). Термин "секция" обычно применяется в отношении мелких подразделений, где каждый или несколько военнослужащих выполняют одновременно свои разрозненные задачи (секция обслуживания, ремонтная секция), а термин "команда" чаще применяется для подразделений, в которых военнослужащие выполняют общую задачу (инженерная команда, водолазная команда и т. п.). В армии США возможно деление команды (то есть отделения) на еще более мелкое подразделение - группу (team). Во главе нее стоит лидер группы (team leader).

Таблица Личный состав, вооружение и военная техника боевых бригад сухопутных войск США

Личный состав, вооружение и военная техника Механизированная бригада "Страйкер" Бронетанковая бригада Пехотная бригада
Всего военнослужащих: 142 150 74
- офицеры; 6 6 4
- сержанты; 99 108 51
- рядовые (ЕЗ-Е1) 37 36 19
9-мм автоматический пистолет М9 5 7 8
5,56-мм автоматический карабин М4 126 132 61
5,56-мм пистолет-пулемет М231 26
5,56-мм ручной пулемет М249 18 18 12
7,62-мм ручной пулемет M240L/M240B 9/4 9/4 6/4
7,62-мм станковый пулемет М240С 13
12,7-мм станковый пулемет М2Е2/М48 14/- 6/6 2/-
12,7-мм станковый пулемет НВ FLEX 13
40-мм гранатомет М320А1 19 22 16
18,7-мм ружье-дробовик ХМ26 19 18 12
40-мм станковый автоматический гранатомет Мк 19 мод.3 4 4 5
Переносной ПТРК "Джавелин" 4 3 4
Бронетранспортер М1126 "Страйкер" 1
Бронетранспортер М1132 "Страйкер" ESV 12
Автомобиль М1151А1 (войсковой) 5 2
Автомобиль М1152А1 (грузовой) 1 5 9
Автомобиль М1165А1 (многоцелевой) 2 3
БТР М113А3 1
КШМ М1068 1
БМП "Брэдли" М2А2 0DS-E (версия для инж. подразделений) 13
Бронированная боевая землеройная машина М9 АСЕ 6
Штурмовая машина для проделывания проходов ХМ 1150 ABV 6
Бульдозерный отвал (ABV) 2
Ножевой (танковый) минный трал плужного типа (ABV) 4
Автомобиль/самопогрузчик крановый М985 (8 х 8) 4
Колесный экскаватор-погрузчик НМЕЕ (JCB Fastrac) 6 3 4
Самосвал М1157(6x6) 2
Колесный бульдозер-фронтальный погрузчик MW24C 1
Бульдозер FT DEUCE 6 2
Седельный тягач М1088 MTV (6 х 6) 2
Тяжелый прицеп М172А1 грузоподъемностью 25 т 2
Грузовой автомобиль (6 х 6) М1083 грузоподъемностью 5 т 2 1 1
Грузовой автомобиль (8 х 8) М1120 грузоподъемностью 10 т 6
Тягач многоцелевой ХМ 1977 (Common Bridge Transporter) для колейного механизированного моста 4
Прицел PLS 8X20 М1076 (системы паллетной загрузки, в том числе для мостов) 10 4
Автоприцеп-цистерна вместимостью 5 т для воды (800 GAL) 1 1 1
Прицеп (2,5 T)WHLM200A1 6
Прицеп (1,5 т) 2 WHLM105A2 9
Полуприцеп (0,75 т) М1101 5
Полуприцеп (1,25 т) M1102 4 8
Полуприцеп М1095 (многоцелевой) 1
Электростанция PU-797 (5 кВт, 60 Гц) 1
Дизельная электростанция МЕР-831А (3 кВт, 60 Гц) 1 1
Дизельная электростанция МЕР-80ЭА (10 кВт, 60 Гц) 1
Дизельная электростанция МЕР-802А (5 кВт, 60 Гц) 1
Мотопилы цепные 9 11 6
Мобильное укрытие S-250 1
Комплект разминирования MICUC 6 6
Комплект минирования М139 (HTLD) VOLCANO 3
Ножевой минный трал 3
Ножевой минный трал для M1132 3
Катковый минный трал 9
Навесное бульдозерное оборудование для M1132 3
Система дистанционного управления инж. боеприпасами 13
Тепловизионный прибор наблюдения для механика-водителя AN/VAS-5 29 10 17
Очки ночного видения AN/PVS-7B 56 31 24
Прибор ночного видения AN/PVS-14 86 119 50
Прибор ночного видения AN/FVS-20 (ENVG) 51 40
Тепловизионный прицел AN/PAS-13(V1), (V2), (V3) 9/13/37 9/31/16 6/22/9
Лазерный дальномер AN/PVS-6 "Мелиос" 2
Комплект для рекогносцировки и съемки (ENFIRE) 7
Малый разведывательный БЛА "Равен" (RQ-11 В) 1 1 1

113. В позиционной обороне инженерно-саперная рота осуществляет содержание заграждений, установленных при подготовке обороны, в том числе переданных ей ротой инженерных заграждений (другими инженерными подразделениями). При содержании заграждений рота обычно действует повзводно.

Наращивание заграждений в ходе оборонительного боя инженерно-саперная рота (взвод, отделение) осуществляет путем установки минных полей, в первую очередь – противотанковых, устройства одного-двух узлов заграждений, установки групп противотанковых, противопехотных, противотранспортных и объектных мин и разрушения дорожных сооружений в узлах заграждений и на путях между ними.

114. Рота (взвод) инженерных заграждений, оснащенная минными заградителями, в ходе ведения обороны действует в ПОЗ во взаимодействии с противотанковым резервом (ПТРез) или самостоятельно.

При постановке задачи роте указываются: боевой состав ПОЗ, задачи, к выполнению которых быть готовыми, одно - два направления действий, основные и запасные рубежи минирования на каждом направлении, пути выдвижения к рубежам минирования, основной и запасный районы сосредоточения, район сбора после устройства заграждений, сроки готовности, место и время развертывания командно-наблюдательного пункта.

Заграждения устраиваются на запланированных или на вновь назначенных рубежах минирования, перекрывающих направления наступления (прорыва) противника.

После получения задачи на подготовку к действиям в ПОЗ рота выдвигается в назначенный район сосредоточения и готовится к выполнению задач. Командир роты вместе с командирами взводов и совместно с командиром ПТРез (общевойскового соединения, части, подразделения) проводит рекогносцировку рубежей минирования, путей выдвижения к ним, объектов, подлежащих разрушению (минированию), проходов, оставляемых в заграждениях для пропуска отходящих подразделений, место пункта зарядки в районе сбора после устройства заграждений и пути выдвижения в район сбора.

С получением сигнала (команды) ПОЗ выдвигается на указанный рубеж минирования совместно с ПТРез или самостоятельно. Для разведки противника, путей выдвижения и рубежей минирования от роты может высылаться инженерный разведывательный дозор. Командир роты постоянно поддерживает связь с командиром ПТРез (общевойсковой части или подразделения) и уточняет с ними рубеж минирования, путь выхода на него, порядок и сигналы взаимодействия на рубеже минирования.

С выходом на рубеж минирования командир ПОЗ уточняет с командиром ПТРез или общевойсковой воинской части (подразделения) места установки минных полей, объекты для разрушения и минирования, время готовности заграждений, места проходов, их обозначение и сигналы для закрытия, прикрытие действий ПОЗ огнем ПТРез или общевойсковых воинских частей (подразделений). После этого командир роты уточняет задачи взводам, порядок развертывания и путь выдвижения в пункт зарядки после устройства заграждений. На рубеже минирования устанавливаются минные поля силами инженерных взводов заграждений и готовятся к разрушению (минируются) участки дорог, дорожные сооружения и другие объекты силами взвода управляемого минирования. Командир роты руководит действиями взводов, находясь на головном заградителе. При необходимости временного содержания подготовленных к разрушению объектов и оставленных проходов в заграждениях из состава подвижного отряда заграждений выделяются расчеты.

Об устройстве заграждений командир ПОЗ докладывает командиру ПТРез, командиру своего соединения и начальнику инженерной службы. Приведение в действие подготовленных разрушений производится выделенными расчетами по команде командира ПТРез (общевойсковой воинской части), с которым подвижный отряд заграждений взаимодействует. После производства разрушений и закрытия проходов расчеты уходят в пункт зарядки (район сбора) самостоятельно. После зарядки заградителей рота в полном составе размещается в районе сбора в готовности к выполнению следующих задач.

115. Инженерное отделение заграждений, оснащенное минным заградителем, действует в ПОЗ в составе взвода. На рубеже минирования отделение устанавливает ряд мин. Командир отделения руководит действиями подчиненных, контролирует правильность движения заградителя, величину шага минирования и качество установки мин. После установки боекомплекта мин отделение в составе взвода уходит в пункт зарядки, а после зарядки заградителя по команде командира взвода - в пункт сбора.

116. Рота (взвод) инженерных заграждений, оснащенная инженерными средствами дистанционного минирования (разрушения) устанавливает минные поля на выявленных направлениях действия войск противника перед ним, или непосредственно на его боевые порядки. При минировании совместно с дистанционно устанавливаемыми минами могут применяться снаряды разрушения для устройства воронок и приведения в нерабочее состояние дорожно-мостовых сооружения на дорожных направлениях.

117. Инженерно-позиционная рота выполняет задачи по фортификационному оборудованию позиций, оборонительных рубежей в глубине обороны, действуя в полном составе, на которых подготавливает типовые районы обороны батальонов и типовые позиционные районы ракетных и зенитных ракетных дивизионов.

118. Инженерная рота (взвод) оборудования пунктов управления действует самостоятельно в полном составе или повзводно. В целях своевременного выполнения задач по фортификационному оборудованию районов развертывания пунктов управления рота, как правило, усиливается личным составом от подразделений обслуживания пунктов управления или от мотострелковых подразделений.

По установленному сигналу или с получением боевого распоряжения рота выдвигается в новый район выполнения задач и приступает к инженерному оборудованию района развертывания пункта управления в соответствии с указаниями офицера рекогносцировочной группы.

Сооружения для защиты и работы оперативного состава в группе боевого управления, котлованы под укрытия для командно-штабных машин рота (взвод) возводит до прибытия в район оперативного состава.

При наличии времени совершенствование фортификационного оборудования района развертывания пункта управления осуществляется за счет отрывки ротой (взводом) котлованов под укрытия для машин связи и аппаратных машин, для транспортной техники на узле связи и в группе обеспечения.

119. Инженерно-дорожная рота содержит пути выдвижения соединений (подразделений) к рубежам нанесения контрударов (контратак), а также подготавливает пути выдвижения к незапланированному рубежу контрудара (контратаки).

Для выдвижения мотострелкового (танкового) батальона на рубеж контратаки (огневой рубеж) подготавливается пути от исходного рубежа до рубежа развертывания во взводные колонны, далее обозначаются направления движения до рубежа перехода в атаку.

120. Инженерно-дорожный взвод при подготовке путей выдвижения второго эшелона для нанесения контратаки, действует в составе инженерно-дорожного отделения и отделения механизированных мостов. Пути подготавливаются для одностороннего движения. Для преодоления препятствий и разрушений на путях подготавливаются обходы, а при невозможности оборудуются переходы с использованием механизированных мостов, устройством настила (гатей) через слабые участки местности или засыпкой их с использованием путепрокладчиков.

121. Рота (взвод, отделение) полевого водообеспечения при ведении обороны содержит, а при необходимости оборудует пункты добычи и очистки воды в новых районах.

При прорыве обороны и вклинении противника, а также при ведении маневренной обороны подразделения полевого водообеспечения перемещаются из основных районов оборудования пунктов (районов) добычи и очистки воды в запасные.

Распоряжение о перемещении командир роты (взвода, отделения) может получить по радио или письменно от офицера отдела начальника инженерных войск (НИВ) объединения, начальника инженерной службы (НИС) соединения.

В запасном районе командир подразделения полевого водообеспечения организует выполнение задачи по оборудованию и содержанию пунктов (районов) добычи и очистки воды, как и в основных районах.

122. Подразделения электроснабжения войск в ходе обороны действуют в составе подразделений оборудования пунктов управления или самостоятельно. Содержат пункты электропитания и кабельные сети, уделяя особое внимание электроснабжению ответственных потребителей.

123. При ведении маневренной обороны подразделения инженерных войск выполняют задачи по обеспечению своевременного и скрытного развертывания подразделений и маневра их с последовательным ведением оборонительного боя с рубежа на рубеж, прочного удержания конечного рубежа, нанесения противнику потерь инженерными боеприпасами.

124. Инженерно-саперная рота (взвод, отделение) устанавливает минные поля перед рубежами маневренной обороны, опорными пунктами, в промежутках между ними и на флангах, минирует и подготавливает к разрушению участки дорог и дорожные сооружения. Наиболее плотно прикрываются инженерными заграждениями первый и конечный рубежи. С целью создания огневого мешка устанавливаются минные поля перед отсечными позициями (рубежами) и перед позициями огневых засад.

На путях отхода устанавливаются управляемые минные поля или заграждения во второй степени готовности, оставляются проходы, которые после отхода своих войск закрываются.

125. Инженерная рота (взвод) заграждений действует в ПОЗ. При маневре подразделений на очередной рубеж ПОЗ совместно с ПТРез или самостоятельно, прикрывают заграждениями их отход с тыла или флангов.

Особенностью действий ПОЗ является повышенный расход инженерных боеприпасов в связи с увеличением количества рубежей минирования. Это требует четкой организации подвоза инженерных боеприпасов для восполнения боекомплектов минных заградителей.

126. Инженерно-позиционная рота (взвод) на позициях (в районах обороны) подразделений отрывает траншеи и ходы сообщения, котлованы под окопы для танков, БМП (БТР) и других огневых средств, под блиндажи и убежища, возводит сооружения на пунктах управления, медицинских пунктах.

Наиболее полно оборудуются оборонительные позиции на конечном рубеже обороны, где районы обороны батальонов соединяются траншеями, ходами сообщения, оборудуются запасные и ложные районы обороны.

В зависимости от обстановки, наличия сил, средств и времени совершенствуется фортификационное оборудование последовательно занимаемых рубежей (позиций), конструкции сооружений промышленного изготовления, установленные в районах развертывания пунктов управления на предыдущем рубеже, из грунта извлекаются, при необходимости ремонтируются и устанавливаются в новом районе развертывания пункта управления.

На отсечных позициях оборудуются ротные опорные пункты, подготовленные к круговой обороне, а также позиции огневых засад. Для подразделений ПВО оборудуются засады и позиции для кочующих подразделений.

127. Инженерно-дорожная рота (взвод) подготавливает и содержит фронтальные пути на всю глубину обороны от первой бригадной рокады до рокады на конечной позиции. В зоне ответственности бригады подготавливаются фронтальные пути, предназначенные для отхода и маневра батальонов первого и второго эшелона, пунктов управления и подразделений бригадного подчинения. Кроме того, для обеспечения маневра первого эшелона с рубежа на рубеж подготавливаются на флангах зоны ответственности бригады пути до конечного рубежа обороны.

Для маневра пунктов управления бригады, артиллерии, воинских частей ПВО, подразделений материально-технического обеспечения (МТО) подготавливаются бригадный фронтальный путь и бригадные рокады – одна за первой оборонительной позицией, вторая – на конечной оборонительной позиции.

128. Понтонная, переправочно-десантная рота (взвод), рота (взвод) плавающих транспортеров оборудует и содержит переправы через водные преграды на путях отхода и маневра. С завершением переправы переправочные средства снимаются, а в случае угрозы захвата противником уничтожаются, имеющиеся на водной преграде мосты разрушаются, броды минируются.