Размещение ту 16 в советский период. Око планеты информационно-аналитический портал. Состоял на вооружении

Командующие Потери

Впервые в больших масштабах планировалось реализовать идеи «артиллерийского наступления», изложенные в директивном письме Ставки Верховного Главнокомандования от 10 января 1942 года .

Первая Ржевско-Сычёвская стратегическая операция может быть условно разделена на несколько отдельных операций:

  • Ржевская операция (30-я армия Калининского фронта),
  • Ржевско-Зубцовская операция (29-я и 31-я армии смежными флангами Калининского и Западного фронтов),
  • Погорело-Городищенская операция (20-я армия Западного фронта),
  • Гжатская операция (5-я и 33-я армии Западного фронта).

Силы сторон

С советской стороны в операции участвовали войска шести общевойсковых (30-й , 29-й , 31-й , 20-й , 5-й , 33-й), двух воздушных армий (1-й и 3-й), а также пяти корпусов (2-го гвардейского кавалерийского , 6-го и 8-го танковых, 7-го и 8-го гвардейских стрелковых).

В советскую группировку входили (без частей и соединений корпусов) 43 стрелковые дивизии, 8 стрелковых бригад, 67 артиллерийских частей, 37 дивизионов гвардейских миномётов, 21 танковая бригада .

Эта группировка в начале августа насчитывала более 486 000 человек (без корпусов). Причём эти цифры не окончательные, так как участвовавшие в операции армии были усилены стрелковыми дивизиями, бригадами и артиллерийскими частями .

К началу наступления группировка советских войск (без 29-й армии) располагала 1715 танками .

Артиллерийская плотность на направлениях главных ударов 33-й армии достигала 40-45 орудий на 1 км, 20-й армии - 122 орудия, на Калининском фронте - 115-140 стволов.

Точные данные по силам противника отсутствуют.

Ход операции

Наступление Калининского фронта

Вернувшийся после ранения к командованию 9-й полевой армией В. Модель убедился в бесперспективности контрудара на Погорелое Городище и приказал своим войскам 10 августа перейти к обороне.

Встречные бои на рубеже рек Вазуза и Гжать и бои в районе Карманово лишили темпа советское наступление. Поэтому было принято решение сконцентрировать внимание на взятии Карманово. Тем самым была ослаблена ударная группировка, наступавшая на Сычёвку .

Тем временем 7 августа перешли в наступление войска 5-й армии (генерал-лейтенант И. И. Федюнинский) с задачей прорвать оборону противника южнее Карманово и развивать успех в северо-западном направлении на Сычёвку. Однако прорвать оборону 342-й и 35-й немецких пехотных дивизий не удалось ни в этот, ни на следующий день. 10 августа Г. К. Жуков поставил 5-й армии более скромную задачу: основные усилия направить на овладение Карманово.

Ещё меньшими оказались успехи 33-й армии генерал-лейтенанта М. С. Хозина , которая начала наступать позднее 13 августа.

Продолжение наступления Западного фронта

На левом фланге войска советской 20-й армии с трех направлений наступали на Карманово. С юга, форсировав Вазузу , в этот район продвигались две дивизии 5-й армии. Тем не менее, темп «прогрызания» немецкой обороны составлял 2-3 км в сутки, операция заняла почти две недели.

23 августа ознаменовалось двумя значительными событиями: 31-я армия освободила Зубцов, а 20-я армия во взаимодействии с частью сил 5-й армии - Карманово.

По завершении Погорело-Городищенской операции был подготовлен план действий подвижной группы под командованием генерал-лейтенанта А. А. Тюрина (2-й гвардейский кавалерийский и 8-й танковый корпуса) по уничтожению противника северо-западнее Гжатска с последующим соединением этой группы с войсками 33-й армии. В приказе по армии от 31 августа после прорыва обороны противника и выхода группы западнее и северо-западнее Гжатска предусматривался поворот этой группы на восток «для захвата Гжатска с запада и уничтожение Гжатской группировки противника» во взаимодействии с частями 5-й и 33-й армий. Наступление войск армии продолжалось до 6 сентября и было остановлено противником. О проведении войсками Западного фронта одновременной операции на гжатском направлении видно и из доклада командующего фронтом от 5 сентября 1942 года, где предлагалось приостановить Гжатскую операцию до окончания операции по захвату Ржева .

5-я армия перешла к обороне 10 сентября, но отдельные наступательные действия продолжались до конца сентября. 33-я армия прекратила наступательные действия 7 сентября. 20-я армия после неудачных попыток прорвать фронт противника и нанести удар на Гжатск с запада 8 сентября также перешла к обороне.

Штурм Ржева, 24 августа - 1 октября 1942 года

9-я армия: за август 1942 года (то есть не учитываются два первых дня операции - 30 и 31 июля 1942) потеряла 6046 человек убитыми, 24 184 раненными и 2744 пропавшими без вести.

за сентябрь 1942 года - 3078 человек убитыми, 11 868 раненными и 1022 пропавшими без вести.

3-я танковая армия (против неё наступали 5-я и 33-я армии Западного фронта):

с 11 до 31 августа 1942 года (наступление началось 14 августа) потеряла 1979 человек убитыми, 7710 раненными и 1134 пропавшими без вести.

Согласно донесению обер-квартирмейстера 9-й армии потери в Летнем сражении только с 30 июля по 10 сентября: 9955 убитыми, 5551 пропавшими без вести, 36 893 ранеными - всего 52 392 человека . Из этого числа потери дивизий, противостоявших 30-й, 29-й, 31-й и 20-й армиям (всего 18 дивизий 6-го, 27-го, 39-го и 46-го корпусов) равнялись 49057 человек . К концу сентября их потери составили около 60 тыс. человек.

В общей сложности 16 немецких дивизий потеряли от 50 % до 80 % боевого состава (Gefechtstaerke). Очень ощутимыми были и потери противника в танках, о чём писал Гальдер .

Итоги

В ходе операции советские войска продвинулись на запад на 40 - 45 километров, освободили три районных центра, но поставленных целей не достигли. Были выполнены дополнительные задачи: отвлечение в центр советско-германского фронта больших сил противника и нанесение ему значительного урона в живой силе и технике.

Причинами незавершённости операции стали как объективные, так и субъективные факторы. К последним можно отнести скованность командования армий, корпусов и так далее, слепое выполнение приказов, безынициативность, негибкость в использовании войск, нежелание командирами всех уровней брать на себя ответственность, несогласованность, неорганизованность, зачастую неразбериха в действиях фронтовых и армейских группировок, неумение рационально и эффективно использовать имеющееся преимущество в людях и технике.

И. Г. Эренбурга :

Мне не удалось побывать у Сталинграда… Но Ржева я не забуду. Может быть, были наступления, стоившие больше человеческих жизней, но не было, кажется, другого, столь печального - неделями шли бои за пять-шесть обломанных деревьев, за стенку разбитого дома да крохотный бугорок… Наши заняли аэродром, а военный городок был в руках немцев… В штабах лежали карты с квадратами города, но порой от улиц не было следа… Несколько раз я слышал немецкие песни, отдельные слова - враги копошились в таких же окопах…

Немецкий военный журналист Ю. Шуддекопф в октябре 1942 года в статье «Засов Ржев» писал :

В двух местах достигло Волги немецкое наступление на Востоке: у стен Сталинграда и у Ржева… То, что разворачивается у Сталинграда происходит в меньших масштабах у Ржева уже почти год. Почти день в день год назад немецкие войска в первый раз достигли Волги… С тех пор три больших сражения развернулись за кусок земли в верхнем течении Волги - и идёт четвёртое, самое ожесточённое, не прекращающееся уже более двух месяцев.

В конце июля 1942 года войска немецкой группы армий «Центр» (командующий - генерал-фельдмаршал Г. Клюге) продолжали удерживать так называемый ржевский выступ - участок фронта, вклинивавшийся в советскую оборону, откуда открывался один из кратчайших путей на Москву. Противник имел на этом выгодном для наступления плацдарме сильно укрепленную оборону.

Конфигурация фронта и расположение советских войск, которые занимали по отношению к оборонявшей ржевский выступ немецкой 9-й армии охватывающее положение, способствовали проведению наступательной операции.

Такая операция была тем более необходима советскому командованию для того, чтобы сковать войска группы «Центр» на московском направлении и не позволить противнику перебрасывать ее соединения на южные участки фронта для усиления своих войск, наступавших на Волгу и Кавказ.

Согласно замыслу советского командования войскам левого крыла (30-я и 29-я армии) Калининского фронта (командующий - генерал-полковник И. С. Конев) правого крыла (31-я и 20-я армии) Западного фронта (командующий - генерал армии Г. К. Жуков) предстояло нанести удары на ржевском и сычевском направлениях, разгромить основные силы 9-й армии, овладеть городами Ржев и Зубцов, выйти на рубеж рек Волги и Вазузы и ликвидировать таким образом ржевский выступ. Главный удар наносили войска Западного фронта, поддержку которым оказывали 3-я и 1-я воздушные армии.

Наступление началось 30 июля на участке Калининского фронта. 30-я армия смогла прорвать первую полосу обороны противника, однако встретила упорное сопротивление и втянулась в затяжные бои под Полунино 29-я армия успеха не имела.

Войска Западного фронта перешли в наступление 4 августа. Утром следующего дня они преодолели главную полосу обороны противника и к исходу 5 августа расширили прорыв до 30км по фронту и 25 км в глубину. Чтобы развить и закрепить успех, 6 августа в сражение была введена подвижная группа фронта в составе двух танковых и одного кавалерийского корпусов.

Командование группы армий «Центр» предприняло меры для удержания ржевского выступа: усилило 9-ю армию тремя танковыми и двумя пехотными дивизиями и нанесло контрудар из районов Сычевки и Карманово в общем направлении на Погорелое Городище.

С обеих сторон на небольшом участке фронта были введены значительные массы войск, и с 7 по 10 августа на подступах к рекам Вазуза и Гжать развернулось крупное встречное сражение, в котором участвовало до 1500 танков и почти все войска 9-й немецкой и двух советских армий, предназначенные для действий на зубцовском, сычевском и кармановском направлениях.

8 августа на участке севернее Быково в сражение была введена также 5-я армия Западного фронта с задачей наступать в общем направлении на село Карманово и соединиться с левофланговыми частями 20-й армии.

Значительных территориальных успехов советские войска не добились, однако активными действиями им удалось сорвать контрудар противника и вынудить его перейти к обороне. В дальнейшем войска правого крыла Западного фронта продолжали бои за расширение плацдармов на левых берегах Вазузы и Гжати и на подступах к Карманову и Быкову.

Используя успех Западного фронта, 30-я и 29-я армии во 2-й половине августа вышли на подступы к Ржеву. 23 августа войска 31-й армий при участии частей 29-й армии освободили Зубцов, а войска 20-й армии - Карманово. На этом советские войска исчерпали свои наступательные возможности и перешли к обороне.

В ходе боев советские войска нанесли противнику значительные потери: 3 танковые и несколько пехотных дивизий были полностью обескровлены; 10 пехотных, 3 танковые и 3 моторизованные дивизии потеряли от 50 до 80% личного состава. В танковых дивизиях противника количество боевых машин сократилось со 150-160 до 20-30.

В результате Ржевско-Сычевской операции советские войска ликвидировали имевший важное значение для наступательных замыслов противника плацдарм в районе Ржева, сковали крупные силы группы армий «Центр» и до 12 переброшенных с других участков советско-германского фронта дивизий, обескровили танковые и пехотные дивизии группы армий «Центр» и не допустили их переброску на Сталинградское направление.

19 ноября 1942 г., с контрнаступления советских войск под Сталинградом начинается второй период Великой Отечественной войны.

Параллельно со Сталинградской наступательной операцией “Уран” планировалась, разрабатывалась и проводилась вторая Ржевско-Сычевская наступательная операция войск Калининского и Западного фронтов.

Она получила название ещё одной планеты - “Марс”.

Представители советского высшего командования писали о ней как об отвлекающей операции. Официальная историография до сих пор говорит о её вспомогательной роли: она должна была сковать основные силы группы армий “Центр” и не дать возможности командованию вермахта перебросить отсюда силы под Сталинград. Целью был разгром противника в районе Ржева. Генералом Гроссманном боевые действия в период этой операции названы “зимним сражением вокруг блока 9-й армии” 1

Д.Глантц утверждает, что операция “Марс” по уровню подготовки, по количеству сил в ней участвующих была не менее, а может быть и более значительной, чем операция “Уран”. Он называет эти операции “близнецами”: под Сталинградом планировалось окружить и уничтожить немецкую 6-ю армию Паулюса, под Ржевом - 9-ю армию Моделя; после операции “Уран” планировалось проведение операции “Сатурн”, после операции “Марс” намечалось провести ещё одну операцию под кодовым названием “Юпитер” или “Нептун” в направлении Вязьмы. 2

Если сравнивать статистические данные, то окажется, что Д.Гланттц прав, т.к. сил и средств на центральном участке советско-германского фронта было не меньше, чем в районе Сталинграда. Следует отметить, что осенью 1942 г. характерно было общее изменение соотношения сил в пользу Красной Армии.

Таблица № 4

Цифры этой таблицы показывают, что на центральный участок фронта поступило не намного меньше сил и средств, чем на южный.

Таблица № 5

Из этих цифр видно, что на 17% протяженности фронта продолжала стоять самая мощная группировка советских войск.

Ей противостояли основные силы немецкой группы армий “Центр”, которая к ноябрю 1942 г. имела в своем составе 79 дивизий. Все соединения в группе армий были немецкие, что составляло 41% всех дивизий вермахта на советско-германском фронте. 4

Поскольку летом и осенью 1942 г. ржевско-вяземский выступ так и не был ликвидирован, он всё ещё, по словам К.Типпельскирха, “представлял особенно благоприятные возможности для охвата немецких войск и глубокого продвижения на запад” для русских войск. 5 Замысел операции “Марс” и состоял в том, чтобы встречными ударами войск правого крыла ЗФ с рубежей на реках Вазуза и Осуга, на которых они находились после летне-осенних боев, и войск КФ, охватывающих ржевский выступ, с северо-запада и из района Белого в общем направлении на Холм-Жирковский окружить части немецкой 9-й армии и уничтожить её по частям (схема № 17). Намечалось овладеть Сычевкой не позднее 15 декабря, а Ржевом - 23 декабря. 6

Руководителем операции “Марс” был Г.К.Жуков. В октябре-декабре 1942 г. он активно работал в штабах Западного и Калининского фронтов. Об этом вспоминал сам Г.К. Жуков, о своих встречах с ним на фронте в этот период вспоминали командиры многих воинских соединений: П.Арман, А.П. Белобородов, Н.М. Хлебников, В.Г.Бойко. 7

Для участия в операции привлекались 20-я, 29-я (она была введена позднее: в ЦАМО обнаружен боевой приказ “Командарму 29. Начало Самуйловской операции с утра четвертого декабря; операцию именовать “Марс”; Д.Глантц говорит об участии 29-й армии в операции 8), 30-я, 31-я армии (при участии 5-го, 6-го танковых, 2-го гв кавалерийского, 8-го стрелкового корпусов), 1-я воздушная армия ЗФ (командующий - генерал-полковник И.С.Конев), 22-я, 39-я, 41-я армии (при участии 6-го стрелкового, 1-го, 3-го механизированных корпусов), 3-я воздушная армия КФ (командующий - генерал-полковник М.А.Пуркаев). По утверждению авторов последних 4-хтомных очерков по истории Великой Отечественной войны, к операции привлекались четыре армии ЗФ и четыре армии КФ. Возможно здесь учтена и 43-я армия КФ, которая была усилена по директиве Ставки ВГК “для предстоящей операции “Марс”. Есть также утверждения, что в операции участвовали и войска Северо-Западного фронта. 9

Одновременно 3-я и 4-я уд. армии КФ при участии сил авиации дальнего действия должны были начать Великолукскую наступательную операцию с целью окружения и разгрома противника на левом крыле группы армий “Центр”. 10

По данным В.В.Гуркина, всего в операции должны были участвовать 46 дивизий, 16 стрелковых, 32 танковые (механизированные) бригады, 6 отдельных танковых и несколько десятков артиллерийских и минометных полков и ряд других частей общей численностью 545 тыс. человек, имеющих 1355 танков, 10900 орудий и минометов. Но в состав наступающих группировок двух фронтов было включено лишь 18 дивизий, 12 стрелковых, 29 танковых и механизированных бригад, 4 отдельных танковых полка, в которых насчитывалось 362 тыс. человек, 1300 танков, 3940 орудий и минометов. По мере подключения к операции армий количество сил и средств увеличилось. 11

Нашим войскам противостояла группировка войск немецкой 9-й армии (командующий - генерал-полковник В.Модель). К 25 ноября она включала 19 дивизий (16 пехотных, 2 танковые, 1 моторизованную), общей численностью 140 тыс. человек. На направлениях главных ударов соотношение было в пользу советских войск: по личному составу 4:1, по артиллерии - 2:1, по танкам - 10:1. Так, например, по материалам 39-й армии Калининского фронта, наступавшей на оленинском направлении, которое даже не было главным, на главном участке наступления армии был сосредоточен 10561 “активный штык” против 2423 у немцев, 95 танков всех видов, у немцев их не было (кстати, из 95 танков в операции будет потерян 81), артиллерийских частей в общем 6, у немцев их не было, 205 самолетов против 42 немецких. 12

Численность войск, участвующих в операции, её цели, одно из главных стратегических направлений заставляют отнести операцию к разряду стратегических.

Начало операции “Марс” намечалось между 21 и 23 октября, но из-за плохой погоды, из-за обстановки на сталинградском направлении она постоянно отодвигалась. 13 Следует отметить, что разворачивалась операция в очень сложных зимних условиях: метели, заносы, высокий снег, морозы, а днем иногда оттепели.

Немецкое командование знало о подготовке наступательной операции уже с сентября. 22 сентября Ф.Гальдер записывает в дневнике: ”Неослабевающее интенсивное движение поездов на железнодорожных участках от Москвы в направлении Зубцова и от Бологое к Великим Лукам...”, 24 сентября: ”Усиленные железнодорожные перевозки на территории всего района перед фронтом группы армий “Центр”...Следует считаться с возможностью того, что противник сосредоточивает новые ударные группировки перед всем фронтом 9-й армии...” К.Типпельскирх писал, что в середине октября немецкая воздушная разведка обнаружила между городами Торопец и Калинин сосредоточение крупных сил русских. 15 октября в немецком “Бюллетене оценок обстановки” отмечалось: ”Противник, очевидно, проводит подготовку крупной зимней операции против центральной группы армий, к которой он должен быть готовым примерно в начале ноября...” 14

Вспоминая слова Г.К.Жукова о замыслах Ставки отвлечь внимание от готовящегося наступления на юге, можно сказать, что это удалось: в “Оценке положения противника” отделом “Иностранные армии Востока” за 6 ноября 1942 г. говорилось: ”Советские наступления можно ожидать в первую очередь против группы армий “Центр”. Но для войск Калининского и Западного фронтов, участвующих в операции “Марс”, это имело трагические последствия. Немецкие войска смогли укрепить свои позиции и подготовиться к русскому наступлению. Более того, противник знал даже дату перехода советских войск в наступление. Осенью 1942 г. немецкое командование основную массу резервов направляло на усиление группы армий “Центр”. Только в октябре в состав последней были включены управление армейского корпуса и восемь дивизий, семь из которых прибыли из Германии. В общем, к началу ноября для усиления группы армий “Центр” было переброшено двенадцать дивизий, не считая других средств. Группировка 9-й армии 25 ноября была усилена двумя дивизиями за счет резерва группы армий, а 26 ноября - ещё двумя танковыми и одной кавалерийской дивизиями. В дальнейшем наращивание сил противника против наступающих советских войск продолжалось. 15

Первой началась Великолукская операция: 24 ноября начали наступление 3-я и 4-я ударные армии КФ. Уже 28 ноября немецкая группировка в Великих Луках была окружена. Весь декабрь шли бои с немецкими частями, переброшенными на этот участок фронта и пытавшимися деблокировать окруженную группировку.

Операция “Марс” началась после артиллерийской подготовки 25 ноября наступлением советских войск на восточной, северной и западной сторонах ржевского выступа. В ходе операции можно выделить несколько этапов: первый - 25-30 ноября- первоначальные небольшие успехи советского наступления, второй - 1-10 декабря - контрудары немецких войск, третий - 11-20 декабря - попытки активизации наступательных действий советских войск, конец операции.

Наступавшие с востока части 31-й армии ЗФ в течение трехдневных боев при больших потерях так и не смогли прорвать немецкую оборону. 20-я армия лишь вытеснила немецкие войска с передовой линии на глубину 10 км и ширину 3-4 км. На этом участке для прорыва первой линии немецкой обороны были сосредоточены части второго эшелона (8-й гв ск) и подвижная группа армии (2-й гв кк и 6 тк). Что происходило на этом участке фронта, сообщал военному прокурору ЗФ военный прокурор 2-го гв кк: “...Незначительная по размерам площадь была наводнена войсками, обозами, транспортом, боеприпасами, артиллерией, кавалерией и другими родами войск. Причем местность открытая, лесов нет. Вследствие чего части, обозы, транспорт, артиллерия, кавалерия смешались между собой, столпились в лощину... Противник простреливает наши боевые соединения в глубину справ и слева.. артиллерийским, минометным огнем, кроме того, бомбит с воздуха. Наши части укрытия не имеют и скопившись сплошными толпами в лощинах и на полях, несут колоссальные потери в людях, лошадях и технике. Балки в отдельных местах покрыты тысячами трупов, лошадей, ряд полков...являются почти не боеспособными в силу колоссальных потерь в людском и конском составе. На мой взгляд, единого централизованного командования частями и соединениями, расположенными на указанном участке, нет...” 16

Частям 2-го гв кк и 6-го тк самим пришлось прорывать немецкую оборону, причем с большими потерями. Например, части 6-го тк потеряли в боях за 26 ноября 50-60% материальной части и личного состава. Все это привело к утрате стремительности наступательного порыва. К тому же немецкие части срочно получили здесь подкрепление, некоторые части, в том числе, были переброшены из-под Ржева. 17

27 ноября все-таки прорвавшиеся отдельные части 6-го танкового и 2-го гв кавалерийского корпусов прошли через оборону немецких войск, пересекли железную дорогу Ржев-Сычевка и оказались в окружении. Из 6-го тк здесь оказалось только 20 танков, 29 ноября к ним прорвалось ещё несколько.

Уже 28 ноября советское наступление здесь приостановилось. В ночь на 30 ноября части 6-го тк при поддержке сил с вазузского плацдарма атаковали немецкие войска уже на восток и вырвались из окружения, потеряв при этом почти все оставшиеся танки и большую часть личного состава. 18

Кавалерийские части, которым удалось взорвать участок железной дороги Вязьма-Ржев, железнодорожный мост, прорваться назад не смогли. Командир немецкого бронепоезда, который курсировал на участке Вязьма-Осуга, рассказывал, что русское кавалерийское соединение атаковало бронепоезд по всем правилам кавалерийской атаки, но было при этом почти полностью уничтожено.

19 Кавалеристы вынуждены были уйти в леса на запад.

Несколько успешнее развивалось советское наступление с западной стороны ржевского выступа. Прорвать немецкую оборону южнее г.Белый должен был 6-й Сталинский добровольческий стрелковый корпус, сформированный в Сибири. В составе его частей было много спецпоселенцев, которые пошли на фронт добровольно. Корпусу не повезло с самого начала пребывания на КФ. К месту наступления он добирался по местам, уже выжженным войной, а поставить на довольствие в 22-й армии его “забыли”. 170 км корпус шел 30 суток. В день бойцам выдавали от 400 до 750 гр. хлеба. Появились больные от истощения, были случаи смерти от “паралича сердечной недостаточности”. Когда корпус пришел на место, истощенных людей откармливали в срочно созданных “домах отдыха”. 20

И вот этот, немного отдохнувший корпус, включенный в состав 41-й армии, 25 ноября при поддержке танковых подразделений 1-го механизированного корпуса пошел на прорыв немецкой обороны. По воспоминаниям участников боев, не все бойцы имели оружие. Они должны были добыть его в бою. Не у всех была маскировочная одежда. Место для прорыва было выбрана неудачно: узкая долина шириной с километр, господствующие высоты над которой занимали немецкие части. Сегодня в “Долине смерти” над останками 12 500 человек создан мемориал.

Потери при прорыве были такими большими, что из-за угрозы срыва наступления в прорыв был введен раньше намеченного весь 1-й мехкорпус. Его прорвавшиеся части продвинулись от 20 до 25 км и перерезали шоссе Белый-Владимирское, по которому шло снабжение немецких войск в Белом.

Части 41-й армии вступили в бой южнее и севернее города, но попытки окружить город были неудачными.

Части 22-й армии, действовавшие в долине р.Лучесы севернее 41-й армии, при участии 3-го мехкорпуса медленно, но упорно продвигались к шоссе Оленино-Белый. Они, ценой больших потерь, смогли вклиниться в немецкую оборону только на 18 км. С севера им помогали части 39-й армии, наступавшие на Оленино. Они не прорвали немецкую обороны, но, неся большие потери, к 30 ноября все-таки немного потеснили её. Бои на всех участках были крайне ожесточенные и кровопролитные. Один из немецких участников боев против 39-й армии вспоминал: “Вокруг и перед моей позицией везде виднелись погибшие русские солдаты. На моем участке это выглядело ужасно. Погибшие русские и немецкие солдаты лежали спокойно рядами друг с другом. Апокалипсис смерти...” 21

Пять дней боев показали, что наступление замедлилось. Но наличие резервов на ЗФ, успехи 41-й и 22-й армий КФ позволяли ещё надеяться на успех в целом. Кроме того, 3 декабря в операцию включилась 30-я армия ЗФ, части которой наступали северо-западнее Ржева в направлении на Чертолино. По приказу Верховного Главнокомандующего командующий 20-й армией ЗФ Н.И.Кирюхин был освобожден, армия была усилена, в том числе за счет группы войск “по гжатской операции”, которую опять было приказано отложить. 22

Немецкое командование, знавшее о готовящемся наступлении, все-таки в какой-то момент испытало чувство растерянности. Об этом свидетельствует факт из истории немецкого 18-го гренадерского полка 6-й пд, когда один из батальонов 29 ноября получил подряд шесть противоречащих друг другу приказов. Объяснялось это “вражескими прорывами на различных участках фронта”. Проведя быструю и умелую перегруппировку и получив свежие подкрепления: четыре танковые и одну моторизованную дивизии 23, немецкое командование подготовило и осуществило ряд контрударов против успешно действовавших на западном участке наступления частей КФ. В результате контрудара северо-восточнее Белого была уничтожена 47-я мех. бригада 41-й армии, а 10 декабря юго-восточнее Белого были окружены части 1-го мехкорпуса и остатки 6-го стрелкового корпуса. 24

8 декабря Калининскому и Западному фронтам директивой Ставки опять была поставлена задача к 1 января 1943 г. разгромить ржевско-сычевско-оленино-белыйскую группировку противника. Более того, в директиве предлагалось в дальнейшем, после перегруппировки войск фронтов к концу января 1943 г. разгромить всю гжатско-вяземско-холм-жирковскую группировку противника и выйти на старый оборонительный рубеж. После этого, а также после взятия Вязьмы предлагалось считать операцию законченной. 25 Такое впечатление, что высшее командование совершенно неадекватно оценивало ситуацию!

11 декабря по всему фронту усиленных 20-й и 29-й армий возобновилось активное наступление. Были введены в бой основные силы 5-го и спешно переформированного с 30 декабря по 11 декабря 6-го танковых корпусов. На западном участке бои в окружении вели остатки 6-го стрелкового и 1-го механизированного корпусов под командованием генерал-майора Д.М.Соломатина. Но уже на 5 декабря части корпуса не имели боеприпасов и горючего. Снарядов на пушку оставалось 5-6 штук и по десять патронов на винтовку. Г.К.Жуковым, который, по воспоминаниям Н.М.Хлебникова, все время, пока корпус генерала Соломатина был в окружении, почти безотлучно находился в штабе 41-й армии, было приказано уничтожить оставшуюся технику и идти на прорыв. В ночь на 16 декабря Д.М. Соломатин предпринял прорыв и вывел оставшиеся части из окружения. Но к этому времени состав 9-й армии увеличился уже наполовину: с других участков советско-германского фронта и из резервов группы армий “Центр” и ОКХ сюда было переброшено ещё 10 дивизий. 26

К середине декабря операция “Марс”, превратившаяся, по словам Д. Глантца, в кровавую бойню, окончательно выдохлась, что сознавали и Сталин, и Ставка, а возможно и сам Жуков. Об упорном нежелании Представителя Ставки видеть реальность говорит следующий факт: побывав в 39-й армии, он прислал её командующему генерал-лейтенанту А.И.Зыгину и члену Военного совета В.Р.Бойко именные часы: “Награждаю Вас часами за взятие города Оленино и желаю дальнейших успехов. Генерал армии Г.К.Жуков. 13.12.42.” Поселок Оленино был освобожден только 4 марта 1943г. 27

Закончилась операция “Марс” 20 декабря. Успехов советским войскам она не принесла. В качестве общей оценки операции можно привести слова Д.А.Драгунского, воевавшего в те дни в составе 3-го мех.корпуса, хотя они были сказаны только об “успехах” КФ: “Наши успехи на Калининском фронте по сравнению с блестящими победами, одержанными Красной Армией на Волге, выглядели весьма скромно. За две недели наступления мы прошли не более пятидесяти километров. Это было убийственно мало.” 28

Потери же всех частей, участвовавших в операции, были ужасающе огромны. 20-я армия потеряла 58 524 человека, 8-й гв стрелковый корпус за пять дней боев - 6058 человек, 6-й тк потерял фактически два своих полных штатных состава, 5-й тк - полную штатную численность танков за три дня боев, 6-й стрелковый корпус - 25 400 человек, вся 41-я армия - 50 637 человек, 1-й мехкорпус - 8180 человек. 29

Общие потери, по мнению Д.Глантца, составили около полумиллиона человек, 1700 танков, по официальным же данным, - 215,7 тыс. человек, из них безвозвратные потери 70,4 тыс. человек, 1366 танков. Каждые сутки войска фронтов теряли в среднем по 8295 человек, что составило наибольшие суточные потери в операциях второго и третьего периодов войны. 30

Главная цель операции - ликвидация немецкой 9-й армии - достигнута не была. В сообщении о зимнем сражении командование 9-й армии писало: ”...Блок 9-й армии с бастионами Сычевка, Ржев, Оленино и Белый прочно оставался в немецких руках...” 31

Фактически операция “Марс”провалилась, что утверждают и авторы новых 4-томных очерков по истории Великой Отечественной войны. С этим не согласен В.В.Гуркин, который пишет, что утверждения о полном провале наступления на Ржев и Сычевку осенью-зимой 1942 г. безосновательны, “ибо намечавшиеся оперативные результата - облегчить выполнение задачи борющимся за Сталинград войскам - в значительной мере оказались достигнуты.” По его данным, здесь были скованы до 30 вражеских дивизий. 32 Территориальные же успехи были на разных участках фронта от 8 до 50 км! К успехам операции В.В.Гуркин относит и выход из окружения частей 2-го гв кк, 6-го ск и 1-го мехкорпуса. Но разве можно отнести к успехам операции их окружение и гибель в окружении тысяч бойцов?!

В то же время с этими утверждениями в определенной степени следует согласиться: сюда, на центральный участок советско-германского фронта, в район Ржева пребрасывались не только немецкие резервы из Германии, о чем уже говорилось выше, но и немецкие части с других участков Восточного фронта. Так, Б.Лиддел Гарт писал о том, что намеченный на октябрь 1942 г. десант на Батуми Гитлер вынужден был отменить из-за того, что “в это время началось контрнаступление русских под Сталинградом, за ним последовало новое наступление русских под Ржевом...Гитлер был настолько встревожен этой двойной угрозой, что отменил свое решение наступать на Батуми и приказал срочно перебросить парашютно-десантные войска по железной дороге на север, под Смоленск”. 33 Кстати, Лиддел Гарт здесь ставит рядом наступление советских войск под Сталинградом и наступление под Ржевом, что уравнивало эти наступательные действия. И это также достаточно справедливо, т.к. в наступлении под Сталинградом участвовало шесть армий, а в наступлении под Ржевом - восемь.

Причины неудачи операции, за исключением недостатка в силах и средствах, примерно те же, что и в предыдущих операциях. Но на первое место здесь выходят субъективные причины: при мужестве, героизме и самопожертвовании рядовых солдат и офицеров непосредственно на передовой - неумение, ошибки, просчеты командования фронтов и высшего командования.

По мнению Д.Глантца, вина за неудачу операции и, в первую очередь, за страшные людские потери также лежит на командовании фронтов и лично на Г.К.Жукове. Если вспомнить, что Г.К.Жуков был руководителем операции, с этим придется согласиться. Сам же Г.К.Жуков, критикуя позднее генералов, которые не упоминали о своих неудачах, в своих воспоминаниях рассказывает лишь о некоторых эпизодах операции в ноябре-декабре 1942г. под Ржевом, замалчивая весь её ход и страшные итоги. Основной причиной неудач ЗФ он называет “недооценку трудностей рельефа местности, которая была выбрана командованием фронта для нанесения главного удара... Другой причиной неудачи был недостаток танковых, артиллерийских, минометных и авиационных средств для обеспечения прорыва обороны противника.” 34 И это при том превосходстве в силах и технике, о котором говорилось выше!? В любом случае, речь опять, как и выше, опять идет о неумелом руководстве войсками.

Для немецкой 9-й армии бои в ноябре-декабре тоже не прошли бесследно: её войска, стоявшие на ржевско-вяземском выступе, были измотаны до крайней степени.

Последним аккордом операции был выход частей 2-го кк ЗФ на запад в расположение войск 3-го мех.корпуса КФ. Скрывшись после неудачной попытки прорыва в лесах, там, где в июле, также в окружении, действовали кавалеристы 11-го кк КФ, они вначале вели диверсионную работу, нападали на немецкие гарнизоны в населенных пунктах. Но положение их ухудшалось. Люди жили в шалашах в условиях сильных морозов. Высокий снег, нехватка продовольствия и фуража. Начались простудные заболевания, падеж лошадей, было много раненых и обмороженных. Конники снимали солому с крыш домов, разгребали снег и ножами резали сухую нескошеную траву, собирали мох и листья деревьев. На какое-то время выручили большие трофеи, захваченные при нападении на немецкий гарнизон в Холм-Жирковском. Но потом опять трудности. Стали продвигаться на запад, от одного партизанского отряда к другому. Немцы стягивали кольцо окружения. 24 декабря остатки 20-й кд двинулись к фронту на соединение с регулярными частями. “Изнуренные многодневными боями, изможденные, голодные, промерзшие бойцы были уверены, что командиры найдут выход из создавшегося положения. А командиры и сами подчас не знали, куда вести людей: посланные вперед разведчики не всегда возвращались в подразделение... Двигались преимущественно ночью, ориентируясь только по компасу, обходя населенные пункты...Часто попадали под вражеский огонь. Они входили вглубь леса и вновь блуждали без отдыха, без пищи, почти без боеприпасов. Люди понимали, что нужно во что бы то ни стало вырваться из окружения...” В январе 1943 г. встретились с разведгруппой посланной им навстречу. Одна часть окруженных прорвалась сама, навстречу второй были посланы танкисты из 3-го мех. корпуса. О выходе группы даже сообщило Совинформбюро 3 февраля 1943 г. 35

На основной же линии фронта по всему периметру ржевско-вяземского выступа с конца декабря начались позиционные бои.

Новейшие лучшие военные самолеты ВВС России и мира фото, картинки, видео о ценности самолета-истребителя как боевого средства способного обеспечить «господство в воздухе», была признана военными кругами всех государств к весне 1916 г. Это потребовало создания боевого специального самолета, превосходящего все остальные по скорости, маневренности, высоте и применению наступательного стрелкового вооружения. В ноябре 1915 г. на фронт поступили самолеты-бипланы Ньюпор II Вебе. Это первый самолет, построенный во Франции, который предназначался для воздушного боя.

Самые современные отечественные военные самолеты России и мира обязаны своим появлением популяризации и развитию авиации в России которому способствовали полеты русских летчиков М. Ефимова, Н. Попова, Г. Алехновича, А. Шиукова, Б. Российского, С. Уточкина. Стали появляться первые отечественные машины конструкторов Я. Гаккеля, И. Сикорского, Д. Григоровича, B.Слесарева, И. Стеглау. В 1913 г. совершил первый полет тяжелый самолет «Русский витязь». Но нельзя не вспомнить первого создателя самолета в мире - капитана 1-го ранга Александра Федоровича Можайского.

Советские военные самолеты СССР Великой Отечественной войны стремились поразить войска противника, его коммуникации и другие объекты в тылу ударами с воздуха, что обусловило создание самолетаов-бомбардировщиков способных нести большой бомбовый груз на значительные расстояния. Разнообразие боевых задач по бомбардировке неприятельских сил в тактическом и оперативной глубине фронтов привело к пониманию того факта, что их выполнение должно быть соизмеримо с тактико-техническими возможностям конкретного самолета. Поэтому конструкторским коллективам следовало решить вопрос специализации самолетов-бомбардировщиков, что и привело к возникновению нескольких классов этих машин.

Виды и классификация, последние модели военных самолетов России и мира. Было очевидно, что для создания специализированного самолета-истребителя потребуется время, поэтому первым шагом в этом направлении стала попытка вооружить уже существующие самолеты стрелковым наступательным оружием. Подвижные пулеметные установки, которыми начали оснащать самолеты, требовали от пилотов чрезмерных усилий, так как управление машиной в маневренном бою и одновременное ведение огня из неустойчивого оружия уменьшали эффективность стрельбы. Использование двухместного самолета в качестве истребителя, где один из членов экипажа выполнял роль стрелка, тоже создавало определенные проблемы, потому что увеличение веса и лобового сопротивления машины приводило к снижению ее летных качеств.

Какие бывают самолеты. В наши годы авиация сделала большой качественный скачок, выразившийся я значительном увеличении скорости полета. Этому способствовал прогресс в области аэродинамики, создания новых более мощных двигателей, конструктивных материалов, радиоэлектронного оборудования. компьютеризации методов расчетов и т. д. Сверхзвуковые скорости стали основными режимами полета истребителей. Однако гонка за скоростью имела и свои негативные стороны - резко ухудшились взлетно-посадочные характеристики и маневренность самолетов. В эти годы уровень самолетостроения достиг такого значения, что оказалось возможным приступить к созданию самолетов с крылом изменяемой стреловидности.

Боевые самолеты России для дальнейшего роста скоростей полета реактивных истребителей, превышающих скорость звука, потребовалось увеличить их энерговооруженность, повысить удельные характеристики ТРД, а также усовершенствовать аэродинамические формы самолета. С этой целью были разработаны двигатели с осевым компрессором, имевшие меньшие лобовые габариты, более высокую экономичность и лучшие весовые характеристики. Для значительного увеличения тяги, а следовательно, и скорости полета в конструкцию двигателя ввели форсажные камеры. Совершенствование аэродинамических форм самолетов заключалось в применении крыла и оперения с большими углами стреловидности (в переходе к тонким треугольным крыльям), а также сверхзвуковых воздухозаборников.

Стратегический бомбардировщик

Разработчик:

КБ Туполев (ОКБ-156)

Производитель:

Завод № 22 (Казань), Завод № 1 (Куйбышев), Завод № 64 (Воронеж).

Главный конструктор:

Д. С. Марков

Первый полёт:

Начало эксплуатации:

Конец эксплуатации:

1993 год (в России)

Снят с вооружения

Основные эксплуатанты:

ВВС СССР (бывший), ВВС КНР (Xian H-6)

Годы производства:

Единиц произведеноь:

1507 серийных и 2 опытных

Варианты:

Ту-104, Ту-124, Xian H-6

Конструкция

Боевое применение

Модификации

Технические характеристики

Лётные характеристики

Вооружение

На вооружении

Состоит на вооружении

Состоял на вооружении

Сохранившиеся экземпляры

Ту-16 (изделие «Н», по кодификации НАТО: Badger - «Барсук» ) - советский тяжёлый двухмоторный реактивныймногоцелевой самолёт. Выпускался в различных модификациях, включая ракетоносный вариант, самолёт-заправщик, самолёт РЭБ и др. Серийно выпускался с 1953 по 1963 год тремя авиационными заводами.

Состоял на вооружении СССР, России и государств СНГ на протяжении около 50 лет. Также состоял на вооруженииЕгипта, Ирака и Индонезии. Производился под названием Xian H-6 в Китайской Народной Республике. За время производства было создано более полутора тысяч самолётов Ту-16.

История

Первым советским послевоенным дальним бомбардировщиком стал Ту-4, поршневой четырёхмоторный самолёт - копия американского B-29 Superfortress. Но уже во второй половине 40-х годов было ясно, что будущее дальней бомбардировочной авиации за самолётами с турбореактивными и турбовинтовыми двигателями. Это подтвердили и итоги Корейской войны, показавшие сложность прорыва мощной эшелонированной ПВО тихоходными, хоть и хорошо вооружёнными B-29.

Кроме того, советскому военно-морскому флоту требовался самолёт, который мог бы служить эффективным средством сдерживания против превосходящих надводных сил западных флотов.

Технические задания на создание самолёта с рабочей дальностью около 3000 км, околозвуковой крейсерской скоростью и бомбовой нагрузкой три - семь тонн были готовы в 1948 году, но разработке мешало отсутствие в то время подходящего двигателя.

Конструкторское бюро Туполева в это время разрабатывает ряд экспериментальных моделей, послуживших прототипами Ту-16. В их числе следует упомянуть модель «82» - первый фронтовой бомбардировщик со стреловидным крылом и двумя реактивными двигателями. Модель «82» не пошла в серию из-за того, что на вооружение был принят Ил-28конкурирующего конструкторского бюро Ильюшина. Однако наработки, сделанные при создании модели «82» в дальнейшем использовались при разработке фронтового бомбардировщика Ту-22. Непосредственным предшественником Ту-16 была модель «86», разработка которой была начата в конце 1948 года, построенная к лету 1949 года. Самолёт обеспечивал дальность полета с 2 тоннами бомб до 4000 км, максимальную скорость на высоте 6000 м - 980 км/ч, практический потолок - 13400 м.

Однако 29 августа 1949 года СССР провёл испытания ядерной бомбы РДС-1 и начал подготовку к серийному производству бомбы РДС-3. Вновь создаваемые дальние бомбардировщики должны были быть в состоянии доставить к цели это изделие с учетом того, что его вес превышал пять тонн. Кроме того, ядерный боеприпас требует для своего размещения подогреваемого бомболюка, а в конструкции самолёта должны быть приняты меры по защите от воздействия поражающих факторов ядерного оружия. Военной авиации отныне требовался не просто дальний бомбардировщик, способный летать в два раза быстрее Ту-4, а самолёт, способный доставить ядерную бомбу на дальности, доступные Ту-4. Исследования конструкторского бюро Туполева, проведённые при работах по проекту «86», показали, что полноценный скоростной дальний реактивный носитель ядерного оружия может быть получен увеличением массо-габаритных параметров самолёта и тяги двигателей в 1,5-2 раза. Именно это решение и привело к появлению проекта «88», разрабатывавшегося поначалу в инициативном порядке. Такие конструктивные решения проекта «86», как общая компоновка фюзеляжа, состав и расположение экипажа и оборонительного вооружения переносятся в проект «88», ставший самолётом Ту-16. Эскизный проект самолёта окончательно утверждается 5 июля 1951 года.

Конструкция нового самолёта включала ряд черт, придавших Ту-16 очень характерный внешний вид и сделавших его одним из самых красивых и узнаваемых самолётов мир - «утопленные» в фюзеляж гондолы двигателей, большая стреловидность хвостового оперения, лёгкая и прочная конструкция крыла большого удлинения.

Одним из успехов советской конструкторской мысли являлось крыло Ту-16. Два лонжерона, верхняя и нижние панели крыла образовывали основной силовой элемент конструкции - жёсткий кессон. На американских бомбардировщиках схожего класса и времени создания B-47 и B-52 крыло выполнялось гибким, благодаря чему происходило демпфирование вертикальных порывов воздуха за счёт значительных деформаций крыла. Жесткое и относительно более тяжелое крыло Ту-16 в полете деформировалось мало, что значительно повысило его живучесть, особенно с точки зрения усталостных нагрузок. На крыльях B-47 и B-52 постоянно возникали трещины, что приводило к остановкам парка самолётов, необходимости доработки и усиления конструкции. Можно с уверенностью сказать, что раннее снятие с эксплуатации B-47во многом определилось «слабым» крылом.

После ряда доработок, связанных с необходимостью облегчить самолёт и одновременно обеспечить ему защиту от поражающих факторов ядерного взрыва, Ту-16 был принят на вооружение в мае 1953 года. Первый серийный самолёт сошёл со стапелей в Казани 29 октября 1953. В общей сложности серийное производство Ту-16 происходило на трёх заводах с 1953 до конца 1963: на Казанском авиазаводе было выпущено 800 машин, на Куйбышевском авиазаводе № 1 - 543 (в 1954-1960) и на Воронежском - 166.

В дальнейшем самолёт претерпел десятки доработок и переоснащений новыми видами вооружений и радиоэлектронного оборудования. В России он был окончательно снят с вооружения в начале 90-х годов, став одним из самых долгоживущих боевых самолётов в истории, и, безусловно, шедевром авиационной конструкторской мысли. Китайский вариант Ту-16 до сих пор стоит на вооружении.

Конструкция

Ту-16 представляет собой моноплан со стреловидным среднерасположенным крылом (стреловидность по линии четвертей хорд составляет 35º с поперечным V минус 3º) и двумя двигателями Микулина АМ-3 с тягой по 8750 кг (после 1958 года устанавливались РД-3М-500 с тягой 9520 кг - число "500" - это увеличенный межремонтный ресурс в 500 часов) в гондолах по бокам фюзеляжа, встроенных в центроплан. Фюзеляж сигарообразной формы, круглого сечения в носовой части, с постепенным обжатием по бокам к корме. Технологически состоит из 6 отсеков (Ф-1 - Ф-6) - это фонарь, передняя гермокабина, центроплан, грузовой отсек, задний технический отсек, кормовая гермокабина. Крыло двухлонжеронное, кессонной конструкции, в районе двигателей установлены силовые рамы. Для предотвращения повреждения фюзеляжа горячими струями от двигателей последние развёрнуты соплами в стороны на 4º.

В конструкции самолёта широко используются алюминиевые сплавы АК-6, АК-8, В-95, АМГ и АМЦ, магниевые сплавы, стеклотекстолит. Стекатели газов (за соплами) и обшивка в районе верхней турели - из нержавеющей стали.

Экипаж самолёта состоял, как правило, из шести человек - командира, второго пилота, штурмана, второго штурмана (штурмана-оператора), воздушного стрелка-радиста и командира огневых установок (оператора РЭБ). Вход в кабины осуществлялся через откидываемые вниз входные люки с лесенками. На ракетных вариантах кабина штурмана представляла собой бочкообразную конструкцию, подвешиваемую в задней части грузоотсека, с маленьким овальным окошком на потолке. Катапультирование всех членов экипажа производилось вниз, за исключением двух пилотов - вверх, причём перед катапультированием кресла лётчиков по рельсам откатывались назад, для предотвращения травмирования о штурвальную колонку. Для спасения экипажа на море на верхней части фюзеляжа в двух контейнерах укладывались надувные лодки ЛАС-5, члены экипажа экипировались надувными спасательными жилетами, позднее и костюмами МСК.

Топливная система состояла из 10 групп баков (27 фюзеляжных и плоскостных баков) с общей ёмкостью 43800 литров топлива ТС или Т-1. В качестве пускового топлива для турбостартеров двигателей использовался бензин Б-70. Применялась топливная автоматика расхода и емкостные топливомеры. Насосы - центробежного типа. Заправка осуществлялась через заправочные горловины баков раздаточным пистолетом, централизованной системы не было.

Система управления самолётом - классическая безбустерная, с механической проводкой, сдвоенная. Управление по крену - элеронами, по тангажу - рулём глубины (высоты), по курсу - рулём направления. Стабилизатор непереставной (фиксированного угла). Для снятия нагрузок применяются триммера с электроприводом и тросовой дублирующей проводкой. В качестве исполнительных агрегатов автопилота применялись три электрические рулевые машинки, включённые в проводку управления.Закрылки - однощелевые, с электроприводом. Шасси - трёхопорное, с носовой стойкой с парой колёс. Передняя стойка убирается в отсек фюзеляжа - нишу передней ноги, основные стойки убираются в гондолы шасси, с одновременным переворотом тележек. На основных стойках четырёхколёсные тележки, тормоза колодочного типа, с антиюзовой автоматикой. Для защиты кормы машины при грубой посадке применяется убираемая в полёте хвостовая опора - пята. Уборка-выпуск и торможение колёс - от гидросистемы. Для уменьшения пробега используется парашютная тормозная система ПТ-16 с двумя оригинальными тормозными парашютами: полотнище каждого купола сшито из узких капроновых лент и напоминает сетку-«авоську». Парашютный контейнер установлен снизу фюзеляжа, в районе хвостовой опоры. Выпуск тормозного парашюта и его сброс производятся пиропатронами ПП-1.

На самолёте было установлено две гидросистемы, с давлением нагнетания 150 кгс/см3 гидравлического масла АМГ-10, с электроприводными насосными станциями. Одна система являлась основной, вторая - дублирующей. Служит для привода створок грузолюка, фюзеляжного балочного держателя, шасси и тормозов, разворота передних колёс, привода стеклоочистителей на лобовых стёклах лётчиков.

Электрооборудование построено по однопроводной схеме, с общим минусом на корпусе. В качестве источников постоянного тока использовались четыре генератора ГСР-18000 (по два на каждом двигателе) и две свинцовые аккумуляторные батареи 12САМ-55 (каждая батарея состояла из двух аккумуляторов 6САМ-55, соединённых последовательно). Также на самолёте применялась сеть 115 вольт 400 герц, запитанная от двух электромашинных преобразователей ПО-4500. Необходимо отметить, что помимо этих источников тока, на разных модификациях самолёта дополнительно устанавливались различные преобразователи электроэнергии в различных сочетаниях, для питания дополнительно установленной аппаратуры и систем.

Противообледенители на самолёте были двух типов. Передняя кромка крыла и ВНА обогревались воздухом, отбираемым от двигателей. Хвостовое оперение обогревалось электрическими нагревателями, установленными внутри передней кромки. Электроподогрев имели лобовые силикатные стёкла кабины лётчиков и нижнее стекло фонаря штурмана-навигатора.

Внутреннее освещение кабин было обычными белыми лампами накаливания - точечные светильники на подкосах и потолочные плафоны ПС-45. Однако в полёте широко использовались светильники ультрафиолетового облучения (УФО-4), для возбуждения светонакопительной массы, которой были выполнены все надписи на приборных досках и шкалы приборов (все приборные доски окрашивались матовой чёрной краской, остальное внутреннее оборудование - в тёмно-зелёный цвет). Посадочные фары выдвижные, две ПРФ-4 в нижней носовой части фюзеляжа, рулёжные - две ФР-100 на передней стойке. На самолётах, оборудованных приёмником топлива крыльевой заправки, на левом борту передней гермокабины также устанавливалась фара ФР-100 освещения левой плоскости. Два проблесковых маяка красного цвета с механическим вращением ламп устанавливались на нижней и верхней поверхностях фюзеляжа (некоторые поздние машины имели маяки с импульсными лампами дугового разряда). БАНО стандартные.

Штатным оборонительным вооружением были три дистанционные башенные установки (ДТ-В7 верхняя, ДТ-Н7с нижняя и ДК-7 корма) и одна носовая пушечная установка ПУ-88 (на ракетных вариантах отсутствует) - всего на самолёте было семь двадцатитрёхмиллиметровых пушек АМ-23. КОУ мог взять управление всеми установками на себя, от своей прицельной станции. Бомбовая нагрузка во внутреннем грузоотсеке составляла до 3000 кг, в перегрузку можно было загрузить до 9 тонн свободнопадающих бомб, в том числе и девятитонную противокорабельную фугасную бомбу ФАБ-9000М-54, начинённую 4297 кг тротила. В различных вариантах на самолёт также могли подвешиваться торпеды типа РАТ-52 или 45-56НТ, морские мины типа АМД, крылатые ракеты (КС-1 Комета, в дальнейшем КСР-2, КСР-5, КСР-11,К-10С)

На самолёте стояло самое передовое на то время оборудование: астрокомпас АК-53П и ДАК-50М (ДАК-2), секстант ИАС-51, навигационное устройство АНУ-1, дистанционный гирокомпас ДИК-46 (ДГМК-7), авиагоризонты АГБ-1 или АГБ-2 или АГД-1, гирополукомпас ГПК-48 или ГПК-52, выключатель коррекции ВК-53,электрический указатель поворота ЭУП-46 или ЭУП-53. Радионавигационное оборудование - система СПИ-1, позднее заменённая на РСБН-С «Свод», радиокомпасАРК-5, радиовысотомер малых высот РВ-2 (РВ-УМ), радиовысотомер больших высот РВ-17М, система слепой посадки «Материк». По доработке после 1980 года на некоторые самолёты установили систему дальней навигации РСДН А-711.

Для бомбометания по оптически видимым целям использовался векторно-синхронный оптический бомбовый прицел ОПБ-11Р, связанный по боковому каналу савтопилотом АП-5-2М (позднее АП-6Е). По невидимым целям прицеливание производилось с помощью радиоприцела РБП-4 «Рубидий ММ-П», позднее заменённого на РБП-6 «Люстра» или «Рубин-1А», связанного с навигационно-бомбардировочным автоматом «НБА». На ракетных вариантах самолёта применялись РЛС «Кобальт-П», «Рубин-1», «Рица», « ЕН». Стрелковый радиоприцел в задней полусфере - ПРС-1 «Аргон». Доплеровский измеритель скорости и сноса ДИСС-1, запросчик-ответчиксистемы госопознования СРЗО-2М «Хром-Никель», ответчик СО-69, станция предупреждения об облучении СПО-2 «Сирена-2» или СПО-3 «Сирена-3» (позднее на ряде машин заменённая на СПО-10 «Сирена-3М»).

Связное оборудование - КВ-радиостанция Р-807, командные КВ-радиостанции Р-808 или Р-836М «Гелий», радиостанция РСИУ-3М или Р-800 «Клён», или Р-802 «Дуб», или Р-832 «Эвкалипт-СМ». Аварийная СВ-станция АВРА-45 или Р-851 «Коралл». Речевой регистратор переговоров экипажа МС-61, регистратор полётных данных двенадцатиканальный МСРП-12-96, самописец барометрических данных полёта двухкомпонентный К2-75 (К-2-713), трёхкомпонентный самописец - К3-63. В двухгермокабинах самолёта поддерживалась нормальная для жизнедеятельности температура и давление, до высоты 7250 м. Выше экипаж использовал маски и кислородные приборы КП-16 или КП-24, а запас жидкого кислорода хранился в двух кислородных приборах КПЖ-30.

В соответствии с требованиями ГК НИИ ВВС начала 1950-х годов боевая живучесть Ту-16 должна была обеспечиваться при обстреле бронебойными снарядамииностранной 20-мм авиапушки «Испано-Сюиза» HS404, в частности, локальным бронированием кабины пилотов и КОУ. Устанавливались бронеспинки сидений первого и второго пилотов толщиной 18 мм, у оператора - бронеспинка и бронезаголовник толщиной 15 мм. Бронирован (алюминиевая броня) пол кабины пилотов. В корме самолёта у КОУ стояли три бронестекла и бронешпангоут (перегородка) между установкой ДК-7 и задней гермокабиной.

Большая часть машин полностью окрашивалась «серебрянкой» - алюминиевой пудрой. Самолёты бомбардировочных вариантов (а также переоборудованные из таких) окрашивались снизу и с боков в белый «противоатомный» цвет. Радиопрозрачные обтекатели антенн окрашивались в шаровый (серый) или серо-зелёный цвет. Также принято было окрашивать триммер руля направления в ярко-красный (иногда красились триммера на всех рулях). Первоначально на самолётах рисовались бортовые номера в районе передней г/кабины, в дальнейшем номера наносились только на киле и на створках ниши передней стойки шасси. Некоторые из поставленных в Египет Ту-16 имели многоцветный камуфляж. «Бортовая живопись» на Ту-16-х не практиковалась.

Боевое применение

На протяжении десятилетий Ту-16 оставался основным самолётом в авиационной компоненте сил стратегического сдерживания СССР. Ту-16 морской авиации выполняли задачи слежения и сопровождения авианосных ударных групп СШАво всем Северном полушарии. Иногда эти полёты приводили к авариям и катастрофам. Так, 25 мая 1968 года на глазах у моряков авианосца «Эссекс» погиб самолёт-разведчик Северного флота в Норвежском море. Согласно некоторым российским источникам, 26 июля 1980 года пара разведчиков Тихоокеанского флота потеряла один из самолётов при невыясненных обстоятельствах во время слежения за американским авианосцем в Японском море. По западным данным, катастрофа произошла 27 июня (возможно, опечатка в источнике, и должно быть 27 июля) в 13 часов 50 минут по токийскому времени на глазах моряков японского десантного корабля «Нэмуро». При выполнении правого разворота на сверхмалой высоте самолёт зацепился крылом за воду. В результате поисково-спасательной операции японская береговая охрана в тот же день подняла из воды тела двух лётчиков и фрагменты тела третьего.

Во время Шестидневной войны 1967 года израильские ВВС, благодаря использованию фактора внезапности, уничтожили на аэродромах 30 Ту-16 египетских ВВС, а один иракский бомбардировщик был сбит над территорией Израиля. Самолёты египтян находились на открытых стоянках и уничтожались израильтянами напалмовыми и бомбовыми кассетами во время пролёта вдоль рулёжной полосы. После этого вся советская военная авиация начала переводиться на капонирные стоянки.

В арабо-израильской войне 1973 года египетские Ту-16 приняли ограниченное участие, выпустив в общей сложности 25 ракет КСР-2 и КСР-11, из которых своих целей достигли лишь 5. Были потеряны два самолёта, оба экипажа погибли.

Бомбардировщики Ту-16 принимали также участие в ирано-иракской войне, базируясь на авиабазе Аль-Валид возле сирийской границы и периодически участвуя в налётах на иранские города.

Во время Афганской войны Ту-16 неоднократно применялись для бомбардировки территории Афганистана. В апреле 1984 года самолёты 1225-го тяжелобомбардировочного авиаполка 31-й ТБАД участвовали в панджшерской операции по подавлению группировки моджахедов Ахмад Шаха Масуда. Вместе с бомбардировщиками Ту-22М2 и фронтовой авиацией 40-й армии они создали невиданную в истории плотность авиации над Панджшерской долиной - обзорный радиолокатор Баграмского аэродрома, предназначенный для сопровождения 100 целей одновременно, «захлёбывался» от перегрузки. Основным вооружением Ту-16 во время этой операции были фугасные бомбы ОФАБ-250.

Летом 1986 года перед Дальней авиацией была поставлена задача подавлять опорные пункты моджахедов, расположенные в пещерах. Бомбометание обычными калибрами не приносило результатов, так как пещеры были выдолблены в камне и бетонированы. Было принято решение использовать самые тяжёлые из серийных обычных авиабомб - ФАБ-9000, аналог британской Grand Slam. К тому времени единственным самолётом советских ВВС, который мог нести ФАБ-9000, был Ту-16 (все 3М и М-4 были переделаны в танкеры, а ТУ-95 использовались для патрулирования с атомным вооружением,хотя и могли нести ФАБ-9000). Задачу поставили перед 251-м тяжелобомбардировочным полком из Белой Церкви. Бомбометание тяжёлыми фугасами по склонам дало впечатляющий эффект: сход сотен тонн камней хоронил устья пещер и подходы к ним, на дно ущелий валились карнизы, немногочисленные дороги и тропы упирались в нагромождения скальных глыб, и на поиск обходных путей противнику приходилось тратить недели.

По неофициальным данным, за период эксплуатации в вооружённых силах СССР в результате лётных происшествий было потеряно 145 самолётов Ту-16, в результате чего погибло 709 человек.

Модификации

  • «88» Прототип. В начале 1952 года изготовлено 2 самолёта.
  • Ту-16 (Badger A ) Средний бомбардировщик, первая серийная модификация. Выпускался с 1953 года.
  • Ту-16 «Циклон» Самолёт борьбы с грозовыми облаками. Разработан в конце 60-х годов. Широко использовался во время Олимпиады-80.
  • Ту-16А Стратегический бомбардировщик - носитель ядерного оружия. Отличался бомбоотсеком с термоизоляцией. Выпускался с 1954 года. Самая массовая модификация - построено 453 машины. С одного из них 27 октября 1967 года была сброшена первая китайская термоядерная бомба.
  • Ту-16Б Средний бомбардировщик, опытная модификация с двигателями М-16-15 (РД16-15). Изготовлен в 1957 году.
  • Ту-16В Стратегический бомбардировщик. Построенный в трёх экземплярах самолёт - носитель водородной бомбы, аналогичной взорванному 30 октября 1961 года на Новой Земле сверхмощному устройству («Царь-бомба», «Кузькина мать»).
  • Ту-16Г Почтовый самолёт, использовался также как учебный для экипажей «Аэрофлота»
  • Ту-16Е (Badger K ) Самолёт радиоэлектронной разведки.
  • Ту-16Е «Азалия» Самолёт радиоэлектронной разведки и РЭБ. Оснащался станцией постановки активных помех «Азалия».
  • Ту-16З (Ту-16Ю, Ту-163) Заправщик. Оснащался крыльевой системой заправки. Разработан в 1955 году. Переоборудовано более 100 самолётов Ту-16А.
  • Ту-16ЗА Бомбардировщик с системой дозаправки топливом в полёте. Отличался наличием топливоприёмника на левом крыле (позже на обоих).
  • Ту-16ЗЩ Заправщик. В отличие от Ту-16З, имел систему дозаправки используемую для заправки через «конус». Применялся для дозаправки Ту-22.
  • Ту-16К-10 (Badger C ) Дальний бомбардировщик-ракетоносец управляемой ракеты К-10С. Отличался РЛС «ЕН». Серийно выпускался с 1959 года. Принят на вооружение только в авиацию ВМФ, в 1961 году.
  • Ту-16К-10(ЗА) Ракетоносец с системой дозаправки топливом в полёте. Отличался наличием топливоприёмника на левом крыле.
  • Ту-16К-10-26 (Badger С(mod) ) Дальний бомбардировщик-ракетоносец. Носитель УР К-10С, КСР-2 и КСР-5.
  • Ту-16К-10-26Б Доработанный вариант Ту-16К-10-26. Кроме ракет мог нести бомбы калибра 100-1500 кг на 12 держателях под крылом и фюзеляжем.
  • Ту-16К-11-16 (Badger G ) Дальний бомбардировщик-ракетоносец управляемых ракет К-16 (КСР-2) и К-11 (КСР-11). Разработан в 1963 году. Отличался наличием станции радиотехнической разведки «Рица» и отсутствием носовой пушки. Под стандарт Ту-16К-11-16 переделывались самолёты Ту-16, Ту-16А, Ту-16З, Ту-16КС.
  • Ту-16К-16 (Ту-16КСР, Ту-16КСР-2 ) Носитель УР К-16 (КСР-2). Разработан в 1956-1958 годах. Принят на вооружение в январе 1962 года. В Ту-16К-16 переоборудовались самолёты Ту-16КС.
  • Ту-16К-16-26 (Ту-16КСР-2-5 ) Носитель УР К-26 (КСР-5). Данное обозначение получали самолёты Ту-16К-11-16 после переделки по типу Ту-16К-26.
  • Ту-16К-22 Носитель ракеты Х-22. Этими самолётами был вооружён единственный полк в СССР, дислоцированный в Приморском крае.
  • Ту-16К-26 (Badger G(mod) ) Дальний бомбардировщик-ракетоносец. Носитель УР К-26 (КСР-5). Принят на вооружение 4 декабря 1969 года.
  • Ту-16К-26П Носитель ракет КСР-5П. Разработан в начале 70-х годов.
  • Ту-16КРМ Носитель ракет-мишеней. Мог нести мишени КРМ-1, КРМ-2, КСР-5НМ, КСР-5НВ. По заказу ПВО переоборудовано несколько самолётов.
  • Ту-16КС (Badger B ) Дальний бомбардировщик-ракетоносец противокорабельных ракет КС-1 «Комета». В бомбоотсеке установлена РЛС наведения «Кобальт-М». На вооружение принят не был, хотя эксплуатировался в авиации ВМФ и поставлялся на экспорт (около 40 самолётов этого варианта были поставлены в Индонезию и Египет).
  • Ту-16КСР Дальний бомбардировщик-ракетоносец под ракеты КСР и КСР-2.
  • Ту-16ЛЛ Летающая лаборатория для испытания различных двигателей. Переоборудовано несколько самолётов. 1 февраля 1971 года на таком самолёте погиб дважды Герой Советского Союза Амет-Хан Султан.
  • Ту-16М Радиоуправляемая мишень. В мишени переоборудовались отслужившие свой срок самолёты.
  • Ту-16Н Заправщик самолётов Ту-22. Оснащался системой заправки «шланг-конус». Начиная с 1963 года часть бомбардировщиков переоборудовалась в заправщики Ту-16Н.
  • Ту-16П «Букет» (Badger J ) Самолёт РЭБ. Оснащался станцией постановки активных помех СПС-44 «Букет». В начале 70-х годов в эту модификацию переоборудованы Ту-16П «Ёлка».
  • Ту-16П «Ёлка» (Badger H ) Самолёт РЭБ - постановщик пассивных помех, в грузоотсеке устанавливались контейнеры с полуволновыми диполями АСО-16. Мог использоваться как бомбардировщик, после демонтажа АСО-16. С 1960 года переоборудовались все Ту-16СПС.
  • Ту-16ПЛ (ПЛО) Противолодочный. Экспериментально были переоборудованы по одной эскадрилье на CФ и ТОФ.
  • Ту-16Р («изделие 92» ) Дальний разведчик. Отличался 7 фотокамерами, станцией активных помех, аппаратурой радиотехнической разведки СРС-3 в подвесных контейнерах под крылом. Разработан в 1955 году.
  • Ту-16РМ Самолёт морской радиоэлектронной разведки и целеуказания. Переоборудовано несколько Ту-16К-10.
  • Ту-16РМ-2 Самолёт морской радиоэлектронной разведки и РЭБ.
  • Ту-16РР Самолёт радиационной разведки. Отличался подвесными контейнерами с аппаратурой для забора проб воздуха. Разработан в 1970 году. Переоборудовано 7 Ту-16Р.
  • Ту-16РТ Самолётный измерительный пункт для испытаний крылатой ракеты «Буря». В 1956 году переоборудовано 6 самолётов Ту-16Р.
  • Ту-16РЦ Летающая лаборатория для испытаний системы наведения ракет П-6. Изготовлен в 1964 году.
  • Ту-16С Морской поисково-спасательный. Оснащался сбрасываемым катером «Фрегат». В конце 60-х годов переоборудовано несколько Ту-16Т. Стоял на вооружении до середины 80-х годов.
  • Ту-16СПС Самолёт РЭБ (постановщик помех). Выпускался с 1955 года.
  • Ту-16Т Торпедоносец. Выпускался с 1957 года. В конце 60-х годов почти все самолёты переоборудованы в Ту-16ПЛ.
  • Ту-16ТРЖК Самолёт для перевозки жидкого кислорода.
  • Ту-104 Пассажирский самолёт. Отличался фюзеляжем увеличенного диаметра. Первый полёт 17 июня 1955 года. В 1956-1960 годах изготовлен 201 самолёт.
    • Ту-104? Ряд модификаций Ту-104.
    • Ту-107 Военно-транспортный самолёт на базе Ту-104. Отличался фюзеляжем большего диаметра. Изготовлен в одном экземпляре.
  • Xian H-6 Вариант бомбардировщика средней дальности Ту-16 производившийся в Китае по лицензии. Изготовлено не менее 200 самолётов.
    • Xian H-6A Китайский стратегический бомбардировщик - носитель ядерного оружия
    • Xian H-6-IV Китайский морской бомбардировщик - ракетоносец под противокорабельные ракеты типа «Шанъю» (экспортный индекс - C-601 , обозначение НАТО - Silkworm ).
  • «97» проект модификации Ту-16 под два двигателя ВД-5 и увеличенную стреловидность крыла до 45 градусов.
  • «103» проект модификации Ту-16 под четыре двигателя ВД-7 или АМ-13. Предполагалось создание сверхзвукового бомбардировщика.

Тактико-технические характеристики Ту-16

Технические характеристики

  • Экипаж:
    • 6-7 человек, в зависимости от модификации:

командир корабля

помощник командира корабля

штурман-навигатор

штурман-оператор (второй штурман )

воздушный стрелок-радист (ВСР)

командир огневых установок (КОУ)

на отдельных модификациях, в частности «Кедр», - оператор радио-электронного противодействия (РЭП)

  • Размах крыла: 33,0 м
  • Длина: 34,8 м
  • Высота: 10,4 м
  • Площадь крыла: 164,65 м²
  • Масса:
    • пустого самолёта : 37 200 кг
    • нормальная взлетная : 72 000 кг
    • максимальная взлетная : 79 000 кг
  • Масса топлива: 36000 кг
  • Двигатели: : 2× ТРД РД-3М или РД-3М-500
  • Тяга: 2× 9650 (чрезвычайный режим 2х 10650) кгс

Лётные характеристики

  • Скорость:
    • максимальная : 1050 км/ч
    • крейсерская : 850 км/ч
  • Перегоночная дальность , км: 7200
  • Дальность полета , км: 5925
  • Боевой радиус: 3150 км
  • Практический потолок: 12 800 м
  • 460 кг/м²
  • Тяговооружённость: 0,24

Вооружение

  • Пушечное: Система ПВ-23 - 7×23-мм пушек АМ-23 (три спаренные башенные установки с дистанционным управлением и одна неподвижная пушка в носовой части). Ту-16-К-10 - 6 пушек АМ-23 (три спаренные башенные установки с дистанционным управлением).
  • 8900 кг в отсеке оружия (возможность нести ФАБ-9000 или ядерную бомбу). Также, в морском варианте, ракетоносец Ту-16-К-10-26 выполнял полеты с двумя ракетами КСР-5 (по одной под крыльями), и одной ракетой К-10С под фюзеляжем (полуутопленной в бомбоотсеке). Боевая нагрузка в таком варианте составляла 12410 кг.
  • Ракетное вооружение: одна ракета «воздух - поверхность» под фюзеляжем в полуутопленном (в бомболюке) положении, две ракеты на внешней подвеске под плоскостями. Ракетные боеголовки как обычного типа, так и ядерные.

На вооружении

Состоит на вооружении

Состоял на вооружении

Сохранившиеся экземпляры

Детские вязаные тапочки