Проект на кого я хочу быть похожим. Открытый классный час "люди, на которых хотелось бы быть похожим". Быть похожим – хорошо

Идеал - это что-то возвышенное. Поэтому, когда говорят о человеке "Он - мой идеал", то вкладывают в эти слова как раз это. Вероятно, это человек, которому хочется подражать, на которого хочется быть похожим. Интересно, что от знания того, какой это человек, можно легко понять нашу сущность, наше внутреннее "я". На кого мы ровняемся? Кому желаем подражать? Это самые простые вопросы. А те, которые идут вслед за ними, уже более глубокие. Какого наше мерило успеха в жизни? Чего мы хотим добиться в ней? Какие цели преследуем? Да, всё это можно понять, узнав о человеке, на которого мы желаем быть похожими.

Тоже хочу рассказать о таком человеке. Когда я учился в средних классах школы, мне посчастливилось отдыхать во Всероссийском детском центре "Орлёнок".

По поводу дней, проведённых там, можно писать отдельное сочинение. Всё было просто замечательно! Море, солнце, отдых, новые друзья. Больше всего мне понравилось то, что хотя наш сезон был в мае, в учебное время, но от учёбы мы были освобождены. В том возрасте это было вероятно самое важное! Но сейчас не об этом. Находясь там, мне посчастливилось короткое время пообщаться с человеком, которым я до сих пор восхищаюсь.

Это был наш отрядный вожатый, Володя. Хотя он был намного старше, его все так и звали. Вообще то, конечно, это традиция "Орлёнка", называть вожатых просто по именам. Не смотря на то, что они всё-таки педагоги, а не просто друзья. В каждом отряде этого детского центра по два вожатых. Вторая вожатая нашего отряда, Наташа, тоже была очень хорошая. Старалась нам помогать и заботилась о нас, как могла. Мы её уважали. Но в Володю все просто влюбились! Он на самом деле педагог с большой буквы! При первом знакомстве он сразу запомнил всех по именам. А в отряде тридцать юных озорников! Тем более, что он работал в "Орлёнке" уже несколько лет. А это значит, что в год у него было одиннадцать таких отрядов. Вряд ли он, конечно, помнил впоследствии каждого. Но что с первого раза нас всех запомнил и не ошибался - это мы заметили и были немало удивлены. Пару дней, он прежде, чем обратиться к кому-либо, делал небольшую паузу, а потом без ошибки называл по имени. Дальше уже пошло без пауз. Это нас впечатлило! Потом, его привычное обращение. Когда он обращался к мальчику, он говорил следующим образом. Называл имя и потом добавлял: "мальчик мой". А если к девочке, то обязательно добавлял: "девочка моя". Это нас сильно сближало с ним.

Володя никогда не ругался. Отряд, честно говоря, был разгильдяйским. Мы часто опаздывали на разные мероприятия всего лагеря. А всё из-за того, что не могли во время собраться. То одни проснуться не могут, то другие одеться не успевают. То ещё какая-то беда. Так как-то подобрались. Нас даже раз на линейке всего лагеря обсмеяли. Отряд назывался у нас "Ритм планеты". Ну и сочинили про нас стишок и перед всем лагерем на линейке прочитали. "На зарядку, на линейку "Ритм планеты" не спешит. Но в столовую быстрее самым первым он бежит!" Да, поесть мы не опаздывали. Зато в остальном - всегда! А Володе за это попадало от старшего вожатого, а он нас никогда не ругал и не строил. Только говорил: "Главное никого не оставить, чтоб мы все вместе пришли. А то кто-то отстанет - обидно ему будет. Лучше всех подождать".

А однажды мы увидели, как он кормит птиц. Они садились ему прямо в руки! Сколько желали мы потом это повторить - так и не получилось! А Володя только приговаривал про птиц: "Они ведь как детки, тоже кушать хотят". У него и с птицами хорошие отношения, не только с людьми!

Да, завоевал он наши детские сердца. До сих пор о нём вспоминаю с теплотой. Хочу также иметь хорошие отношения со всеми. Что для этого надо? Стараюсь подражать этому человеку, с которым мне довелось общаться всего тридцать дней в моей жизни.

Классный час "На кого я хочу быть похожим"

I Орг. момент.

Поговорим?

О разном и о прочем.

О том, что хорошо.

И хорошо не очень.

Что-то знаешь ты.

А что-то мне известно.

Поговорим?

Поговорим. Вдруг будет интересно.

II Сообщение темы и цели.

Ребята, вы выбрали очень сложную и очень интересную, на мой взгляд, тему.

III Открытие новых знаний.

1. Из опыта.

Может среди вас есть тот, кто похож на кого-нибудь? Чем? Вы довольны этим сходством?

Что значит быть похожим? (внешнее сходство, причёска, походка)

Каким образом можно быть похожим на другого человека? (внешне или какими-то душевными качествами или чертами характера)

2. Герои мультфильмов.

Давайте обратимся к мультфильмам. Какие мультфильмы вы любите? («Маша и медведь», «Винкс», «Алёша Попович и Тугарин Змей», «Скупиду», «Тачки»)

3. «Сумка душевных и физических качеств» (сила, доброта, ум и т. д.)

Достаю качество «сила»

- «Алёша Попович и Тугарин Змей» (сильный)

А Тугарское войско сильное было? (Да)А эту силу не желаете?

4. Диспут: разные взгляда на качество человека.

Так сила – это хорошо или плохо? (2 команды, одна отстаивает точку зрения сила – хорошо, другая - плохо) Начинаете словами: «Сила – хорошо, да не очень и аргументируете ответ»

Вывод: сила должна быть добрая.

«Маша и медведь»

Есть герой в этом мультфильме, на которого хотели бы быть похожими? Кто? Чем?

Какая Маша (умная, а где-то легкомысленная, весёлая)


А кто на медведя хочет быть похожим? Чем? (добрый: сильный, но Машу никогда не обидел)

Достаю качество «доброта»

Доброта – это хорошо или плохо? (команды меняются хорошо - плохо)

Доброта бывает истинная (умная), а бывает ложная, человек добрый, но его добротой пользуются не очень хорошие люди.

Итак, друзья, если вы берёте в пример какое-то качество своего героя, то делайте это с умом.

5. Герои наших дней.

Мультфильмы – это хорошо. Но мне интересно знать, может есть человек, настоящий человек, на которого вы хотите быть похожим? Чем?

Хорошо. (Если внешний вид). Давайте представим: вам удалось стать внешне идеально похожим на своего кумира, а это тогда будете вы? Ведь увидят вас, а подумают про другого человека? (Большая разница, конкурс двойников)

Думаю, это здорово, что вы выбираете себе в пример людей за их хорошие качества.

(Если духовный мир)Знаете Светлану Хоркину? Кто она? (двукратной олимпийской чемпионкой, трёхкратной абсолютной чемпионкой мира, четырёхкратной абсолютной чемпионкой Европы, России). В городе построили учебно – спортивный комплекс имени С. Хоркиной.

Как она добилась таких результатов? Какие черты характера можно взять в пример? (Её целеустремлённость, упорство, трудолюбие, веру в себя).

(Совсем недавно я узнала о белгородском враче Лапкове Викторе Васильевиче, который, имея двоих взрослых детей, взял на воспитание ещё 12 деток – инвалидов. Я восхищаюсь им. Какой благородный человек, какое доброе сердце у него в груди).

Чем объяснить желание людей быть на кого-то похожим? (Меньше наделаешь в жизни ошибок, научишься, как правильно поступать)

Наверное, хорошо, когда в жизни есть человек, на которого хочется равняться, которым хочется восхищаться.

6. Быть похожим – хорошо?

Крошка сын к отцу пришёл,

И спросила кроха:

Быть похожим хорошо

Или очень плохо?

А может быть есть из вас тот, кто не хочет быть похожим ни на кого? Почему?

Кто-то решает для себя, что хочет быть на кого-то похожим, а кто-то считает, что не надо быть похожим, надо быть самим собой. По-моему, нельзя сказать, чьё суждение правильно. Почему у нас разные мнения? (потому что все мы разные)

А с кем вам интереснее общаться: кто думает точно также как вы или же с кем можно поспорить?

Никто пока не встречал совершенно двух абсолютно одинаковых людей. А может хорошо, что мы непохожи, что все мы от природы уникальны?

7. Философия.

IV Подведение итогов. Рефлексия.

Заставил ли разговор вас задуматься?

Стараться быть похожим на кого-то – это хорошо или плохо?

Если вам нравится какое-то душевное качество, не забывайте, пожалуйста, что оно должно быть истинным, а не ложным.

«Слово» в древнерусском языке означало и проповедь, и похвальную речь. «Слово о полку Игореве» - это еще и плач, горестное размышление о судьбе Русской земли, разваливающейся от княжеских разборок и поэтому беззащитной перед внешними врагами. Именно в раздорах русских князей автор видит причину гибели Игоревой дружины. Игорь благороден и храбр, но одинок, его дружина слишком мала, чтобы противостоять многочисленному войску половцев, его поход, предпринятый без поддержки других князей, становится авантюрой, обреченной на провал.

И тогда автор деликатно отодвигает Игоря в сторону, выводя настоящего главного героя «Слова». Это не Игорь, а Русская земля. Русская земля, какой она предстает в «Слове», - это светлый остров, окруженный темным океаном вражды, злобы, язычества - «землей незнаемой». Этот остров застроен христианскими храмами, заселен трудолюбивыми людьми, сильными князьями, верными и любящими женами. Русская земля - не географическое, а духовное пространство, которое может сохраниться только при условии внутреннего единства, когда каждый князь научится различать «великое» и «малое» - судьбу родины и собственные амбиции. Трагедия же в том, что давно посеяна вражда между князьями, что уже давно, как говорится в «Слове», сказал брат брату (а русские князья действительно тогда были близкими родственниками): это мое, и это - тоже мое!

«Слово о полку Игореве» - и гимн Русской земле, и плач по ней. История похода и гибели Игорева войска, хотя и стала сюжетом произведения, в его общем объеме занимает немного места. Задача автора - не рассказать историю, а эмоционально воздействовать на слушателя, заставить пережить не только и не столько смерть и плен русских воинов, сколько горестную судьбу родины (большинство произведений древней русской литературы было рассчитано не на чтение «про себя», а на публичное, выразительное, распевное произнесение). Он описывает красоту русской земли, вспоминает, как и почему начались княжеские усобицы, перечисляет обрушившиеся из-за этого на родину беды, призывает князей к миру и единству, скорбит по погибшим, сочувствует простым русским людям, которым набеги своих князей и чужих кочевников не дают заниматься мирным трудом, создает удивительный по красоте и печали плач-причитание русской женщины по погибшему в битве возлюбленному, рисует образы фантастических существ, населяющих враждебные степи, подстерегающих храбрых русичей и грозящих бедами, заставляет солнце и тучи, деревья и травы, птиц и зверей участвовать в происходящей трагедии…

Автор «Слова» - человек высокой культуры, он создает образцовое ораторское произведение, но наполняет его образами устной народной поэзии, вводит сказочных персонажей, создает особый ритм речи. Недаром многие переводчики «Слова» на современный русский язык, чувствуя это, делали не прозаическое, а стихотворное переложение.

Такие сочинения раньше часто писали в школе. Сейчас реже.

Интересно, а на кого хотели быть похожими твои древнерусские ровесники? Кто был для них примером? Этого мы не знаем. Но мы знаем, кто должен был стать для них примером, идеальным героем. Сочинения, описывающие идеального героя, назывались житиями, или агиографиями. Жития - жизнеописания праведников, достигших духовного совершенства и причисленных Церковью к лику святых. Сначала в Древней Руси распространялись жития святых, узаконенных греческой (византийской) церковью. Но затем, когда русская православная церковь окрепла, она стала создавать собственный, чисто русский список святых, причислять к лику святых (канонизировать) соотечественников, прославившихся своей праведной жизнью, твердостью в вере, любовью к ближнему, патриотизмом. Эти сочинения предназначались не только для церковников, но и для обычных людей.

Обычно жития строились по канону - то есть по определенному плану. Автор жития начинал с извинений: «Уж простите вы меня, люди добрые, - говорил он, - что я, такой недостойный, грешный и глупый, взялся описывать вам жизнь такого великого человека. Руки бы мне оторвать!» Но потом успокаивался и переходил к рассказу. План был примерно такой: семья - рождение и детство будущего святого - тяга к церкви и праведной жизни - уход в монастырь - духовные подвиги и чудеса - кончина - посмертные доказательства святости. Родители святого были люди праведные, истинно верующие и в таком же духе воспитывали ребенка. Будущий святой рос необычным ребенком: играть с другими детьми не любил, репу не воровал, за девчонками не гонялся. Зато ходил в церковь как на праздник, молился изо всех сил и лет с десяти все порывался уйти в монастырь. Но родители его удерживали. «Рано тебе еще, - говорили они, - подожди, когда помрем». Если они оставляли наследство, то… Нет, вы не поверите: он все раздавал бедным и наконец-то становился монахом. Но и этого ему было мало. Святой обязательно хотел еще и пострадать, и «убить плоть» - то есть голодом и трудом довести себя до того, чтобы в голову уже никакая дурь не лезла. Для этого он удалялся в пустынь (уединенное место), давал обет молчания, ходил в холодной рваной одежде в любой мороз, пил только воду и ел хлебные корки - да и того ему было много. И за это ему было счастье: у него появлялся чудесный дар. Он мог, например, исцелять больных и предвидеть будущее, останавливать врагов у стен монастыря или молитвой вызывать дождь в засуху. Свою кончину он тоже предвидел и, прежде чем умереть, призывал к себе других монахов и произносил речь. И когда он умирал, то на лице его была написана радость: наконец-то! Заключалось житие описанием посмертных чудес, потому что чудеса - признак святости. Самым простым чудом считалось нетление, то есть тело святого не разлагалось даже через многие годы, напротив, от него исходило благоухание. Но обычно посмертные чудеса были намного чудеснее: святой мог явиться в нужный момент и оказать помощь монастырю, а то и разогнать вражеское войско.

Так иронично может воспринимать житие человек в наше растрепанное время. Но Древняя Русь жила по своим законам, и каким бы плохим ни был человек, он все же ощущал себя частью Церкви. Он признавал ее моральный авторитет, верил в чудеса, и святой был для него действительно святым.

Понятно, что реальные жития не писались под копирку и могли сильно отличаться друг от друга. Например, в житии Стефания Пермского количество чудес было сведено к нулю. Святые проживали разные жизни, и жития выходили непохожие.

А что делать, если святой был не монахом, а князем? Ведь князь в Древней Руси - прежде всего воин. А христианская святость и война, оружие, убийство - вещи несовместимые. Как в таких случаях поступал автор, которому было поручено составить повесть о святой жизни князя?

В XIII веке было написано житие князя Александра Невского. Мы его знаем как талантливого полководца. Храбрым воином, одержавшим блистательные победы, искусным дипломатом, умевшим договариваться с монгольскими ханами, и твердым в вере христианином, отстоявшим свои религиозные убеждения в споре с посланцами папы Римского, предстает новгородский князь. Автор постоянно подчеркивает: с мечом в руке Александр отстаивал русское православие от «римского», «неправильного» христианства, самостоятельность русской церкви - от посланцев папы римского. Не очень важно, был ли таким Александр на самом деле. Ведь цель автора - создать идеальный образ, пример другим князьям и всем людям, показать, что прожить праведную жизнь можно не только в стенах монастыря, но и в миру.

Нарисовать убедительный образ идеального, или положительного, героя - до сих пор одна из самых трудных задач для писателя. Идеальные герои обычно получаются не очень живыми, наоборот, они часто выходят скучными, схематичными. Поэтому самые талантливые авторы житий пытались очеловечить своих героев, приблизить к читателям. Самое известное древнерусское житие посвящено духовному подвигу Сергия Радонежского, основателя Троице-Сергиева монастыря. Если его современник князь Дмитрий Донской сумел объединить политические и военные силы русских княжеств для решающей битвы с татаро-монголами - Куликовской (1380), то Сергий стал духовным объединителем Руси, именно он благословил Дмитрия и все русское воинство на это сражение. Житие Сергия написал Епифаний, которого прозвали Премудрым. Он очень деликатно дополняет рассказ о святом бытовыми деталями и жизненными ситуациями, которые оживляют, но не снижают образ Сергия. Оказывается, в детстве у святого были нелады с учебой, и ему трудно давалась грамота. А когда Сергий удалился в пустынь, к нему повадился ходить медведь, с которым святой делил скудную пищу. Почти юмористической становится сцена, когда некий человек, приехавший повидать знаменитого старца, не верит, что одетый в нищенскую одежду старик с лопатой в огороде - это и есть знаменитый Сергий из Радонежа. Ранняя избранность Богом для религиозной деятельности, любовь к людям, неустанный физический и духовный труд, скромность, почти нищета в быту, способность к творению чудес как свидетельство силы веры - вот черты русского святого.

Открытый классный час

Тема: «Люди, на которых хотелось бы быть похожим»

Учитель: Кокоева А.Т.

Март 2016 г.

Цель:

1. Повышение интеллектуальных и культурных ценностей учащихся.

2. Формирование критического мышления у учащихся.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Тема сегодняшнего нашего классного часа: «Люди, на которых хотелось бы быть похожим». Исходя из темы нашего классного часа, возникает вопрос – какие же это люди, на которых хотелось бы быть похожим? Конечно же это люди, которые чего то добились в жизни, в чем - то или чем- то прославились. Например это люди добившиеся успехов в спорте, науке, профессиональной деятельности, культуре и т. д., чьи действия служат примером для остальных. Вопрос: «Вспомните, пожалуйста, например великих спортсменов, добившихся успехов, параолимпийцев.»

Вопрос «Есть ли у вас знакомые, друзья или родственники, которые в чем – либо себя активно проявили, в чем вам хотелось бы равняться на них?»

Учитель: Послушаем два наиболее интересных сочинения, написанных обычными российскими школьниками, на кого бы им хотелось быть похожими.

Человек, на которого хочется быть похожим…

Обычно в нашем возрасте выбирают себе кумиров из звезд кино или телевидения. Об этих людях мы узнаём из газет и телепередач. И вряд ли когда – нибудь нам удастся познакомиться с ними лично. Да и нужно ли это? Ведь может оказаться, что в реальной жизни эти люди совсем не такие, какими мы привыкли их видеть на экране. Хочется ли мне быть похожей на них? Не могу ответить однозначно. Наверное, у них очень интересная, насыщенная событиями жизнь. Но, с другой стороны, профессия обязывает их постоянно находиться у всех на виду, давать интервью, посещать мероприятия, улыбаться, фотографироваться с поклонниками, даже если им в данный момент этого совсем не хочется. Не думаю, что мне бы хотелось именно такого: пристального внимания к моей частной жизни. Мне кажется, что здесь привлекает больше антураж, а не личность. Ведь человек, на которого бы хотелось быть похожим, должен вызывать какой-то теплый отклик в твоей душе.

Я узнала о нем очень много. Но именно после личного общения с Сергеем Львовичем я по-другому взглянула на свою жизнь. Я попыталась представить себя на его месте. В возрасте 16 лет он лишился родителей. Отец был расстрелян как враг народа, мать отправлена в ссылку, где и скончалась. У юноши была мечта – поступить в МГУ. Но этому не суждено было сбыться, ведь детям врагов народа не место в таком престижном вузе. Оклеветанный, как и многие его друзья, по ложному доносу, Сергей оказался в ссылке, сначала в Дудинке, а затем и в Норильске. Ему было всего 20 лет. Казалось бы, жизнь не удалась, и ничего хорошего впереди не ждёт. Но он никогда не падал духом, и эта вера в высшую справедливость помогала ему выстоять. Он постоянно занимался литературным творчеством, печатался в лагерной многотиражке, писал стихи, очерки, клубные рецензии. После освобождения, в 1946 году, он остался в Норильске, окончил заочный политехнический институт, работал уже инженером на строительстве Норильского комбината. И всё это время писал. По его собственному выражению, на протяжении всей жизни его преследует страсть, страсть к литературному творчеству. Почти полвека Сергей Львович отдал журналистике, опубликовал тысячи очерков, корреспонденций, репортажей, рассказов, стихов в журналах и сборниках. Литературным псевдонимом он избрал дорогое ему определение – Норильский. После реабилитации, в 1961 году, Сергей Львович переехал в Тулу, но связи с Норильском не потерял. Его очерки публикуются в «Заполярной правде», «Тульских известиях», он продолжает работать над новой книгой, а также на общественных началах трудится председателем правления Тульского областного отделения общества «Мемориал». А ведь ему уже 92 года! Но, как выяснилось, в Норильске его имя почти неизвестно. Мы можем с легкостью перечислить составы популярных групп или назвать фамилии скандально известных знаменитостей. А людей, строивших город, в котором живем, совсем не знаем. В этом городе прошли их лучшие годы, они тоже были молоды, им также хотелось счастья и любви. И они находили это счастье – в труде, творчестве, среди друзей. Никакие доносы и ссылки не смогли их сломать, сломить их любовь к жизни. Я часто думаю – а мы смогли бы так же, как они?.. Не уверена.

Этот человек оставил в моей жизни неизгладимый след. Я теперь иначе воспринимаю историю. Я начинаю понимать, что это - не сухие факты. За ними стоят люди, их судьбы, их жизни, их чувства. Невозможно передать, какой заряд оптимизма оставил в моей душе разговор с Сергеем Львовичем по телефону, когда мы звонили в тульский «Мемориал». Мы не ожидали застать его там, всё-таки человек уже в преклонном возрасте. А он на месте, и с радостью и интересом пообщался с нами, ответил на наши вопросы, передал привет Талнахскому музею. Прав Николай Сахно, «таких людей природа почти не сохранила». Но мы еще можем сохранить память о них, ведь, как известно, без прошлого нет будущего.

Вопрос: «В чем видел важные черты человека, на которого хотелось бы быть похожим автору?»

Учитель: Послушаем еще одно сочинение российского школьника.

Презентация « На вас стоит равняться»

Учитель: Мне бы хотелось рассказать вам об еще одной знаменитой личности, прославившейся не только своей педаггической, врачебной и общественной деятельностью но и бесценным подвигом. Ставится видеоролик «Януш Корчак»

Учитель: Ребята, напишите небольшое сочинения в несколько предложений о том, на кого бы вы хотели быть похожим. (Слушаются сочинения детей).

Учитель: Ребята, давайте построим пирамиду качеств необходимых человеку для успеха:

Целеустремленность

Настойчивость

Устойчивость

Смелость

Уверенность в себе

Активность

Трудолюбие

Умение расти над собой

Здравомыслие

Самокритичность

Наличие воли

Конкурентоспособность

Вопрос «Ребята, подумайте обладаете ли вы хотя бы некоторыми из перечисленных нами качеств?»

Учитель: Даже если вы какими- то качествами не обладаете, то это не столь страшно. Все приходит со временем, главное иметь желание, научиться вырабатывать в себе необходимые успешному человеку качества. Они придут не сразу, постепенно, главное иметь терпение.

Ты думаешь, что путь был прост
Людей, что ставили большие цели?
И верили в идею, планы, рост,
Везде для них открыты были двери?

И только раз лишь постучав в одну из них,
На блюдце с золотой каёмкой
Внезапно получали вмиг
Всю славу, почести, любовь потомков?

Ты зря так думаешь, мой друг!
Идя вперёд, могли и ошибаться,
Ведь это всё – огромный труд,
На что нам следует равняться!

Ты тоже сможешь, лишь поверь,
Ведь есть к чему стремиться, добиваться,
Она реальна – эта цель,
В твоих руках всё! Стоит постараться!

Выводы: Люди, на которых хочется быть похожим отличись от основной массы своими качествами: целеустремленностью, трудолюбием, утойчивость, силой воли, смелостью и многими другими качествами. Они смогли преодолеть главный барьер, преодолели себя, смогли возвыситься над самим собой. А это и есть залог успеха.