Конкурс выпускных квалификационных работ. Ассоциация интернет-издателей объявляет конкурс выпускных квалификационных работ по всем специальностям. Использование наглядных опор в развитии связной повествовательной речи у детей с онр

При проведении дегустации, как любительской, так и профессиональной, приняты определенные правила, которых следует придерживаться для всей полноты ощущений:

Начинать дегустировать лучше за несколько часов до еды, причем утреннее время, когда ощущения более свежи, предпочтительнее вечернего; - в помещении для дегустации нужно избегать посторонних запахов (кухни, цветов, духов, табачного дыма и т.д.);
идеальным является рассеянный дневной свет. При его отсутствии лампы накаливания предпочтительнее люминесцентных; - если стены в помещении не белого цвета (они могут быть светлыми), столы покрываются белой скатертью либо на них кладутся листы белой бумаги;
рюмки должны быть кристальной чистоты из тонкого бесцветного прозрачного стекла, с достаточно длинной ножкой, широким дном и суживающимися краями ("тюльпан"), емкостью 200 мл или чуть больше. Наливают в нее приблизительно 50 мл вина;
во время дегустации принято соблюдать тишину;
дегустатор должен хорошо себя чувствовать, накануне, по крайней мере за несколько часов, не употреблять лекарств и не курить;
вина лучше дегустировать в том же порядке, в каком они обычно подаются на стол: красные после белых, сладкие после сухих, выдержанные после молодых, сложные после простых, концентрированные после легких;
температура подачи должна позволять винам в максимальной степени раскрыть свой потенциал. Красные вина могут декантироваться;
для сохранения дегустаторами свежести восприятия им подают белый (лучше подсушенный) хлеб, а для полоскания рта - чистую (негазированную) воду.
Температура подачи вин
Температура вин при употреблении будет зависеть от их типа и возраста. Игристые и десертные вина перед употреблением хорошо охлаждается, тогда как красные марочные и коллекционные вина подают при комнатной температуре. Ароматизированные вина могут подаваться со льдом.

Молодые столовые белые и розовые вина подаются при температуре 7-13°C, для марочных и зрелых белых и розовых столовых вин поддерживается температура подачи 11-15°C.

Что касается молодых, а также зрелых красных вин, то они должны подаваться при 11-13°C, а экстрактивные и крепкие – 14-16°C.

Для старых и коллекционных вин предпочтительной температурой является 16-19°C.

Низкие температуры (4-8°C) применяются для сладких, десертных вин, для классических и натуральных белых игристых вин.

Техника дегустации
Дегустация подразумевает оценку внешнего вида, запаха, вкуса и различных тактильных ощущений - температура, структура, растворенный газ и т.д.

Зрительные ощущения
Первый контакт, который имеет дегустатор с вином, это зрительный. Экзамен цвета или как выражаются профессионалы "одежды" вина, дает очень много информации. Это первый тест. Каким бы ни был его цвет или оттенки, вино должно быть прозрачным и спокойным. Большое значение в определении «одежды» вина имеет, естественно, сорт винограда.

Различные включения, например муть, это возможные признаки болезни. Такое вино не следует употреблять. Этот тест должен происходить путем помещения бокала вина между глазами и источником света, желательно на одном уровне. Прозрачность красного вина определяется на белом фоне, которым может служить скатерть или белая бумага. При осмотре бокал, как правило, наклоняют. Поверхность вина становится эллипсовидной и наблюдение за ней информирует о возрасте вина. Все молодые вина должны быть прозрачными, что не всегда можно сказать о старых коллекционных.

Зрительно также экзаменуется яркость вина. Яркое вино принято называть «веселым», а тусклое - грустным. Заканчивают осмотр оценкой интенсивности цвета. Интенсивность красных вин говорит особенно много о качестве урожая и способности к длительной выдержке.

Также зрительно оцениваются так называемые "ножки" - следы, которые остаются на стенках бокала при вращательном движении. «Ножки» дают информацию о крепости напитка: коньяк, десертные и крепкие вина всегда дают этот эффект, столовое сухое вино– редко.

Оценка визуальных ощущений проводится с помощью следующей терминологии:

Оттенки: соломенный, пурпурный, гранатовый, рубиновый, фиолетовый, вишневый и др.;
Интенсивность: легкая, яркая, глубокая, интенсивная, темная;
Яркость: матовое, грустное, тусклое, яркое, сверкающее, искристое;
Чистота и прозрачность: прозрачное, непроницаемое (матовое), мутное, тусклое (затуманенное), кристально чистое, превосходное.
Обонятельные ощущения
Обонятельный экзамен - второй этап дегустации. Некоторые запахи являются ненормальными для вина: летучая (легко испаряющаяся) кислотность (ацетон, уксус), запах коры ("вкус пробки"). Обонятельные ощущения при дегустации вин определяют словом «аромат» (иногда – «букет»), а при дегустации коньяка – «букет».

Для раскрытия ароматических явлений продукта (вино, коньяк) очень важна правильная температура употребления. Слишком холодное вино не раскроет полноту аромата. Слишком теплое - испарение слишком быстрое, происходит окисление и разрушение наиболее летучих ароматов.

При тестировании аромата необходима некоторая манипуляция с бокалом. Сначала выделяются аромат из неподвижного бокала, затем при вращении вина в бокале воздух вызывает появление остальных ароматов.

Качество вина предопределяет интенсивность и сложность аромата (букета). Ординарные вина почти не имеют букета: неглубокий, однотонный аромат. Напротив, великие (коллекционные) вина характеризуются широким, глубоким, сложным букетом.

При определении ароматов или букета вина (коньяка) применяется аналогия с другими ароматами. Различают следующие характерные признаки: цветочный (роза, фиалка, жасмин, акация и др.), фруктовый (черная и красная смородина, малина, вишня, яблоко и др.), растительный (трава, папоротник и др.), пряный (имбирь, мускатный орех и др.) и т.д.

Ротовые и лингвальные (языковые) ощущения
Рот является последней «инстанцией» в дегустационной оценке вина. Тестирование «во рту» происходит следующим образом: небольшое количество вина берут в рот и задерживают. При этом через рот втягивается воздух и как бы продувается сквозь вино, что позволяет распределить его в ротовой полости. Если этот способ не совсем для Вас удобен, то вино просто жуют. Во рту вино нагревается, выделяя ароматические элементы, которые улавливаются ретроназальными путями (сосочки языка воспринимают лишь 4 элементарных вкуса: горький, кислый, сладкий и соленый). Кроме 4 основных вкусов рот чувствует температуру вина, его вязкость, присутствие или отсутствие углекислого газа, вяжущие свойства (терпкость), когда рот "вяжет" под действием танина.

Для вин важен баланс между кислотностью, бархатистостью и количеством танинов (вяжущих веществ). Хорошее вино находится в точке равновесия вышеперечисленных трех компонентов. Эти элементы поддерживают богатство ароматов: великое вино отличается от хорошего вина своей строгой, мощной и однородной, гармоничной структурой, а также сложностью ароматов.

Оценка ротовых ощущений проводится с помощью следующих терминов:

Критические оценки: бесформенное, рыхлое, плоское, бедное, водянистое, ограниченное, тяжелое, густое, массивное, грубое, неуравновешенное.
положительные оценки: сформированное, хорошо построенное, сбитое, сбалансированное, полное (с полным телом), элегантное, тонкое, богатое, с "изюминкой".
После описанного теста во рту вино глотают или выплевывают. Теперь важно оценить долготу присутствия ароматов, так называемое послевкусие, во рту. Чем дольше послевкусие, тем лучше вино.
Другие материалы на тему Полезное.

Регистрация дегустационных образцов проходила при заселении участников на базу. Требования к упаковке образцов мы объявили заранее, все условия были соблюдены: темная, плотно закрытая тара ПЭТ или стекло, объемом по 0,5-1 литр для пива; и стеклянная бутылка объемом 0,5-1 литр для крепких алкогольных напитков. Участники порадовали нас не только своей исполнительностью, привезя и сдав образцы в подходящей таре, но и своими талантами, разработав уникальные рецептуры. Всего в мероприятии приняло участие, без малого, 100 человек!

При подготовке к проведению конкурса всем образцам заранее присваивался свой собственный дегустационный номер. Дегустации были “закрытыми” или “слепыми”, это означает, что за каждым номером закодированы участник и наименование напитка. Члены дегустационной комиссии были ограничены в информации о происхождении напитка, оценивались только характеристики конкретного образца по его номеру. Участники, не принимавшие непосредственное участие в конкурсе дегустаций, имели доступ к списку конкурсантов (подсказки и давление на членов дегустационной комиссии были исключены организаторами). После проведения конкурса и фиксации оценок, члены дегустационной комиссии так же получили доступ к спискам, где по номеру образца можно было чётко идентифицировать участника и название напитка.

Дегустации проходили в просторном светлом шатре, при умеренной температуре, что соответствует стандартным нормам и правилам проведения дегустации.

Пивная дегустация

В пивной день фаворитами комиссии были: главный редактор журнала "RealBrew" о пиве и пивоварении Наталья Петрова , представитель компании Стратегия 21 (один из крупнейших поставщиков ингредиентов для пивоварения в России) , а так же опытный домашний пивовар Константин Решетников . Остальные 5 человек, вошедшие в состав группы дегустаторов, были выбраны из числа проявивших желание перед конкурсом.

При проведении дегустации образцы разделили на 2 категории :

  1. Пиво низового брожения (лагер)
  2. Пиво верхового брожения (эль).

При проведении пивной дегустации в категории “пиво низового брожения” было заявлено 4 образца, в другую - “пиво верхового брожения”, было заявлено 6 образцов. Суммарное количество дегустационных экземпляров составило 10 шт.

Перед началом конкурса члены комиссии получили дегустационные листы. Критерием оценки являлась балльная шкала в среднем от 0 до 5 баллов в зависимости от показателя. Мастерам пивоварения предстояло оценить пиво по следующим органолептическим характеристикам: цвет, аромат, вкус, хмелевая горечь, наличие пены и насыщенность диоксидом углерода.

  • Цвет: 3 (отлично) - соответствует типу пива, находится на минимально установленном уровне для данного типа пива; 2 (хорошо) - соответствует типу пива, находится на среднем уровне; 1 (удовлетворительно) - соответствует типу пива, максимально допустимый для данного типа пива; 0 (неудовлетворительно) - не соответствует типу пива, светлее или темнее установленного стандартом уровня.
  • Аромат: 4 (отл) - отличный, соответствующий данному типу пива, чистый, свежий, выраженный; 3 (хор) - хороший, чистый, соответствует данному типу пива, но не очень гармоничный; 2 (удовл) - с посторонним оттенком слегка старого, фруктового, очень выраженного солодового типа; 1 (неуд) - c выраженными посторонними тонами: фруктовым, кисловатым, дрожжевым, ароматом молодого пива и т.д..
  • Вкус: 5 (отл) - отличный, полный, чистый, без посторонних привкусов, гармоничный, соответствует данному типу пива; 4 (хор) - хороший, чистый, соответствует данному типу пива, но не очень гармоничный; 3 (удовл) - не очень чистый вкус, незрелый, небольшой привкус молодого пива, дрожжевой, острый, кисловатый; 2 (неуд) - пустой вкус с посторонними привкусами: дрожжевым, острым, кисловатым.
  • Хмелевая горечь: 5 (отл) - мягкая, слаженная, соответствует типу пива; 4 (хор) - не очень слаженная, грубоватая; 3 (удовл) - грубая, остающаяся или слабая, не соответствует типу пива; 2 (неуд) - нехмелевая, грубая.
  • Пена и насыщенность двуокисью углерода: 5 (отл) - обильная, компактная, хорошо прилипающая, устойчивая пена высотой не менее 40 мм и стойкостью не менее 4 минут при обильном медленном выделении пузырьков газа; 4 (хор.) - компактная, устойчивая пена высотой не менее 30 мм и стойкостью не менее 3 минут при редком и быстроисчезающем выделении пузырьков газа; 3 (удовл) - пена высотой не менее 20 мм и стойкостью не менее 2 минут; 2 (неуд) - пена высотой менее 20 мм и стойкостью менее 2 минут.

В составе дегустационной комиссии не было заинтересованных сторон, поэтому независимая группа дегустаторов предпочла обсуждать каждый показатель. Но, все же, окончательный вердикт выносили дегустаторы, опираясь только на свои собственные ощущения.

Дегустацию начали со светлых сортов пива и закончили темными. Пиво подавалось исключительно в прозрачных стеклянных бокалах объемом 300 мл, заполненных наполовину. Наполнение бокалов велось при спокойном вытекании пива из тары. Температура пива низового брожения в бокале составляла не более 10°С, а для верхового брожения 15-18°C.

По каждому показателю были выставлены баллы и занесены в таблицу.


После передачи дегустаторами своих бланков секретарю комиссии, производилась обработка результатов. По каждому образцу вычислялось среднеарифметическое значение представленных оценок.

Свою оценку по заявленным на дегустацию сортам пива дал один из членов комиссии, технолог-пивовар Владимир Федоров . По его словам, все представленные образцы достойны внимания, но все не без замечаний. Основной проблемой дегустационных образцов в категории «пиво низового брожения» Владимир обозначил чрезмерную ароматику, свойственную больше пиву верхового брожения и порекомендовал больше уделять внимание подбору температурных режимов сбраживания и созревания лагеров.


В результате подсчета баллов были определены победители пивной дегустации.

В категории “пиво низового брожения“ чемпионом стал Кочетов Илья . В категории “пиво верхового брожения” одержал победу Кушнир Сергей , лично он не присутствовал на мероприятии и передал свои напитки доверенному лицу.

Победители конкурса, в качестве приза, получили пожизненную 20 %-ую скидку на приобретение ингредиентов для пивоварения в нашей компании, фирменный фартук пивовара и лопатку для затирания. С чем их безгранично поздравляем. Вы молодцы! Желаем новых побед и совершенствования технологии!

Дегустация крепких алкогольных напитков

При регистрации крепких напитков зафиксировали 96 образцов.



По результатам деления на категории, организаторы дегустации приняли решение о сокращении количества образцов от каждого участника. Итоговое количество составило 60 образцов.

Все образцы разделили на 6 категорий:

  1. Зерновые дистилляты выдержанные – 9 шт
  2. Зерновые дистилляты невыдержанные – 10 шт
  3. Фруктовые напитки выдержанные – 15 шт
  4. Фруктовые напитки невыдержанные – 9 шт
  5. Водка – 8 шт
  6. Настойки, наливки, абсент и др. – 9 шт

Были сформированы 4 дегустационные комиссии по 6-7 человек. В составе одной из комиссий была кандидат технических наук Лебедева Екатерина , которая в рамках нашего фестиваля прочитала лекцию "Сенсорно-важные компоненты виски” и провела показательную дегустацию с использованием химически чистых ароматов, иллюстрирующих основные пороки, появляющиеся при нарушении технологии производства зерновых дистиллятов. Те, кто на лекции правильно «считывал» и мог корректно охарактеризовать конкретный аромат были сразу зачислены в члены дегустационной комиссии. Группу участников дегустационной команды дополнили желающие из гостей, приехавших на фестиваль.

Из-за очень большого количества образцов категории были разделены между разными комиссиями. Из четырёх комиссий дегустаторов, две группы оценивали по одной категории напитков, и две – по две категории (от менее ароматных к более ароматным).

Членам дегустационной комиссии предстояла нелегкая задача - выбрать лучшего мастера изготовления крепких алкогольных напитков из достаточно весомого количества участников и их образцов.

  1. Прозрачность и цвет
  2. Аромат


Образцы подавались в прозрачных стеклянных рюмках, наполненных на 2/3 пробами напитков. Температура подачи крепких алкогольных напитков составляла 20±2 °С.

Во время дегустации среди членов комиссии царила невероятная атмосфера. Все были полны вдохновения попробовать напитки и узнать, кто же лучший в их категории. Мнения в некоторых дегустационных группах разделились, опираясь только на собственные сенсорные и органолептические профили, каждый смог почувствовать себя настоящим дегустатором.

Свои ощущения члены комиссий выражали в дегустационных листах, оценивая при этом каждый образец баллами. После окончания увлекательного процесса определения чемпиона в каждой категории, все бланки с результатами были переданы организаторам.

Окончательные результаты были объявлены в торжественной обстановке на вечернем банкете.

Примечание: Не все напитки, заявленные на дегустацию, имели чётко сформулированное название. У кого-то была этикетка с конкретным названием напитка, а кто-то приходил и записывался по фамилии, заявляя свой напиток в ту или иную категорию, без названия. Поэтому при объявлении победителей объявлялась категория и автор напитка; название только в том случае, если таковое имелось. Ниже указаны оригинальные названия напитков.

Победителями в номинациях крепких напитков стали:

В категории “Зерновые дистилляты выдержанные”:

1 место - Шехтместер Лев, “Торфяной виски” (Нижний Новгород)

«Напиток Льва не оставил никого равнодушным. Потрясающий результат! Желаем развития и дальнейших побед!»

2 место – Евстигнеев Геннадий, “Виски”

3 место – Шехтместер Лев, “Морской виски”

В категории “Зерновые дистилляты невыдержанные”:

1 место – Буренко Владимир “Зерновые невыдержанные 10” (Санкт-Петербург)

«Владимир сначала шокировал всех количеством заявленных образцов, а потом порадовал качеством. Заслуженная победа, Поздравляем!»

2 место – Буренко Владимир “Зерновые невыдержанные 8”

3 место – Патрин Сергей “Дистиллят”

В категории “Фруктовые напитки выдержанные”:

1 место – Алексей Бычковский (Красноярск)

«Алексей выигрывает эту номинацию второй год подряд. Подтвердил свою квалификацию! Большой профессионал!»

2 место – Юрий Данилов “Фруктовые выдержанные”

История о тонкостях профессии из уст человека, который дегустирует спиртные напитки на ликеро-водочных заводах.

Как приходят в профессию

Технологами-дегустаторами в основном работают девочки.
Мальчики у нас не держатся.
Анализ - это не мужская работа, она тонкая, требует сосредоточенности
и кропотливости: развести, домешать, подождать.
Мужчинам нужен сразу результат. Чем моложе человек и чем раньше он
начинает пробовать и приобщаться к напиткам, тем больше вероятность,
что в будущем он будет точнее различать вкусы и запахи. Конечно, совсем рано
пробовать не надо, но понюхать можно.
Я своей дочери даю понюхать интересные оттенки в вине, чтобы она понимала и
запоминала. Правда, ей уже 14.

У некоторых людей к дегустации есть предрасположенность.
Есть специальные тесты, по которым это определяют: кто-то кислого не чувствует,
кто-то горького не чувствует,
кто-то вообще ничего не чувствует. На специальных курсах, где учат на дегустаторов
(университетов у нас нет, все девочки в лаборатории -
химики или технологи), сразу проверяют, на кого время тратить не стоит. Ставят серию
стопочек с солёным привкусом,
серию стопочек сладких, кислых, всех оттенков вкуса и запаха. И не ложку соли кладут
туда, а несколько крупиц.
И результат теста зависит от того, как точно и на какой рюмке вы почувствовали эту соль.
В лаборатории мы иногда такие показательные тесты устраиваем.
Изучить теорию по учебникам - дело трёх дней: из каких бокалов дегустировать, как
садиться, какая температура воздуха должна быть в помещении,
чем закусывать. Полное описание процесса много места не занимает. А вкусу, запаху,
аромату учатся всю жизнь.
Только когда уже много лет проработаешь с алкоголем, начинаешь отличать одну
водку от другой по уровню оттенков.

О рабочем процессе

Важные дегустации новых напитков мы назначаем на 11 часов, не позже. Ты уже
не только что позавтракал, но ещё не голоден, уже не сонный,
но ещё не уставший. По крайней мере за час до начала нужно дать рецепторам
отдохнуть: нельзя курить, есть острые блюда, пить кофе и чай.
В комнате должно быть светло и свежо, в идеале дневной свет, не слишком яркий.
Нужно сесть, расслабиться и сосредоточиться.
Имеет значение всё - и удобная поза, и форма бокалов. Для вина - винные, для
коньяка - коньячные, а для настоек,
ликёров и водки - тюльпановидные, удлинённые, чтобы ароматы сосредоточились
в рюмке.
Оптимальная температура почти любого напитка при дегустации - комнатная.
Смотрим прозрачность,
вдыхаем запах, берём на язык миллилитров пять так, чтобы попало на все рецепторы.
Водку как принято пить?
Холодную и закусывать селёдкой или огурцом, чтобы переварилось хорошо и не опьяняло.
Мало кто согласится, как дегустатор, тёплую водку пить.
Да и нюхать из стопки никто не будет. Залпом её - раз и всё.
Коньяк нужно покрутить в бокале, чтобы он остался на стенках, было видно его чистоту,
нет ли в нём опала или осадка.
После того как выпьем или сольём коньяк, нюхаем оставшийся в бокале тонкий
маслянистый слой, оцениваем его качество и букет.
Обязательно нужно записывать все впечатления, чтобы они не перебились
ледующими и чтобы сравнить с более поздними дегустациями.

Мы стараемся ставить максимум пять образцов напитка подряд. Если нужно больше
- делаем перерывы, чтобы освежить рецепторы.
Можно ополоснуть рот водой или нейтральную пищу съесть - колбасу, хлеб, сыр.
Мы себе за годы работы уже выбрали идеальный освежитель рецепторов - сушки.
Они нейтральны по вкусу и удобны для употребления.
Мастера дегустируют и до 20 образцов подряд, но это уже высший класс.
Мы свои возможности объективно оцениваем.

О материале

Инженеры-исследователи, разрабатывающие рецепты напитков, - основные
поставщики алкоголя для дегустации.
Если они там что-то разрабатывают - сразу ставят попробовать. Для такой
дегустации собираются все -
сначала высказываются самые молодые девчонки, чтобы авторитет начальства
не давил. Все пишут, что чувствуют, ведь у каждого своё восприятие.
Когда мы понимаем, что напиток готов, то лаборатория рекомендует его к выпуску.
Мы обязательно пробуем конкурентов, и так делают все производители. Надо понимать,
как мы на рынке выглядим и что делают другие.
Все дегустации мы проводим вслепую. Нам ставят пять водок, и мы не знаем,
какая в каком бокале.
Одна моя коллега безошибочно всегда нашу водку определяет.

О вкусе спирта

Спирт, конечно, не коньяк, где можно и сигары, и кофе почувствовать.
Какой аромат у спирта? Спиртозный!
Но все существующие оттенки, все, какие только можно чувствовать,
можно найти и в спирте - и сладость, и горечь,
бывает и резиной пахнет (такой мы сразу отправляем поставщику назад).
Сивушность, например, - это не так страшно, мы можем это исправить,
но изначально работать с хорошим спиртом правильнее. Сейчас плохие
поставки редко случаются, спиртовые заводы работают хорошо,
с физико-химическим составом никогда проблем нет - и пробы с серной
кислотой, и содержание эфиров и уксусных альдегидов.
По нюансам мы выбираем отдельно спирты для ординарных водок и водок
премиум. Спирт для водки премиум должен быть идеально мягок и
с лёгким спиртовым запахом. В водке и спирте важна чистота. Водка не имеет
права иметь неводочный аромат.
Девочки у нас сначала сопротивляются: «Что? Спирт пробовать? Да вы что!
Я даже водку не пью! Давайте что-нибудь вкусненькое».
Но работа есть работа: вкусно, не вкусно - дегустируй. На конфетной
фабрике пробуют конфеты целый день. Каждому своё.
Мы тоже иногда думаем, что лучше шоколад.
Ежедневные тесты

Мы занимаемся не только дегустацией. Тесты и химические анализы того,
что производят на заводе, занимают даже больше времени, чем дегустации.
У нас в лаборатории стоит современное оборудование, большей частью
иностранное, но есть и отечественные приборы.
На хромографе мы смотрим содержание легколетучих примесей, которые
раньше реактивами в колбах определяли.
Сейчас маленькая проба шприцом заводится в хромограф, и готов результат -
сколько сивушных масел, сколько альдегидов.
Денсиметр измеряет крепость. Ещё есть турбедиметр (прибор не гостовский) -
на нём мы измеряем прозрачность напитка.
Хотя всегда смотрим и визуально: напиток может быть прозрачным формально,
но при этом там будет плавать кусок чего-нибудь.
Есть стандарты по показателям для каждого прибора по каждому напитку, выше
которых мы не пропускаем их ни в производство, ни на продажу.
Такие жидкости нестабильны, мы не можем отвечать за их качество.
Кроме того, лаборатория контролирует всё, что поступает на завод, - сырьё и
продукты на всех стадиях производства.
Если с водкой и коньяком всё понятно: в ингредиентах не разгуляешься, -
то в вине и настойках всё по-разному.
Мы заготавливаем клюкву, смородину, рябину, вишню, шиповники, апельсины
и лимоны, готовим морсы.
Уже по мешку можно определить, какая партия ягод пришла.
Мы проверяем и бутылки, и этикетки, и даже плёнку, которыми будут потом
бутылки заворачивать.
Дальше по стадиям: приготовили морс - лаборатория проверила, купажировали
напиток - лаборатория проверила, разливают по таре -
лаборатория проверила. Водка премиум-класса тестируется в каждом купаже.
К таким напиткам у нас особое внимание, но и остальные не обделяем.
Если химик говорит: «Ой, что-то мне тут запах не нравится», мы все бежим
на линию.
Человеческий фактор неистребим, но обычно неисправимого брака нет,
мы ничего не выливаем в канализацию.
Продукция пищевая - цистерн с метиловым спиртом и ацетоном нет, все
исправимо. У нас уже выработаны годами технологии,
как исправлять такие ошибки. Бывают и вопиющие нарушения - хотели
сделать клюквенную,
а сделали брусничную настойку или перепутали ёмкости и коньяк вместо
морса залили.

Об алкоголизме

Люди, расположенные к алкоголизму, здесь работать не могут. Это
проверяем не мы, а жизнь.
Да и охрана у нас строгая: следит, чтобы все приходили и уходили
домой трезвые.
Пить и дегустировать - вещи разные, за день мы не выпиваем и
стопки целиком. Утром пять образцов по пять миллилитров попробовала,
в течение дня ещё пять. Тут даже глотать не обязательно. Девчонки,
которые приезжают на машинах на работу,
стараются не дегустировать во второй половине дня, скидывают на
остальных.
Но ещё ни одного случая не было, чтобы у кого-то промилле в крови
обнаружили за рулём.
Хотя, как только кто-то узнаёт, где я и кем работаю, сразу говорят:
«Ой! Да у вас там такие корпоративы, наверное!»
Я больше скажу: когда празднуем дни рождения, мы приносим сок и
им чокаемся. Пить на рабочем месте - это нонсенс и недопустимо.
В нерабочее время

В гостях неприлично говорить, что водка никакая. У меня не было случаев,
когда мне что-то сильно не нравилось, но девчонки рассказывали,
как они однажды с друзьями в ресторане заказывали-заказывали одну водку,
а когда официанты подумали, что гости дошли до кондиции,
им вместо дорогой принесли дешёвую. Дегустатора, естественно, даже в таком
состоянии провести не удалось!
Конечно, моя семья прислушивается к моим советам в алкоголе. Хотя я люблю
больше вино, чем водку. Нашу водку пью, но вино - это несравнимо,
это творчество, что природа создала - то и увидим, и в аромате и во вкусе.
Это отдельная тема дегустации.
Сомелье учат распознавать все оттенки вина: и по годам, и по берегам, и по
солнечным дням в бутылке.
Нам такие специфические знания не нужны, но это очень интересно.