Древнегреческие мифы кратко. Николай кун - легенды и мифы древней греции. Тесей и Афины

Важнейшим элементом греческой культуры явились мифы, т. е. сказания, предания, легенды, восходящие к глубокой древности. Они составляют богатейшую сокровищницу образов и сюжетов. В мифах отразилась потребность человека в творчестве, в познании окружающего мира и самого себя. Мифы создавались на очень ранней стадии развития греческого общества, в самых разных регионах континентальной Греции, в Аттике, Беотии, Фессалии, Македонии и других областях, на островах Эгейского моря, на Крите, на побережье Малой Азии. В этих регионах складывались свои местные циклы мифов. Позднее они слились в единую общегреческую систему, в которой проявились художественный талант и религиозное миросозерцание древних эллинов.

Рождение и смерть, смена времен года, морские приливы и отливы, грозы и дожди, перепады погоды, цветение и увядание растений, появление на них плодов - эти и многие другие явления окружающего мира приписывались действию неких фантастических, божественных сил. Эти явления представали зачастую в виде конкретных, зримых образов, персонифицировались, т. е. отождествлялись с живыми существами. Если человек не мог объяснить природное явление, тем более его преодолеть, как, например, засуху или эпидемию, он приписывал его действию каких-то фантастических сил.

Кажется, что сама греческая природа предопределила ту особую многокрасочность, которая пронизывает мифологию: долины и горные хребты, искрящееся голубое море со множеством островов, уютные бухты, слепящее южное солнце, вечнозеленая растительность, теплый климат. Земля была населена сказочными существами: в горах таились горные нимфы - ореады, в лесах - дриады, в реках - наяды. Но мифы являли собой не только смелый полет людской фантазии. В них нередко отражены народная мудрость, наблюдения над окружающей жизнью, проникновение в природу человека. Поэтому греческая мифология по праву стала частью общечеловеческой культуры. Вот почему ситуации и герои мифов вошли в нашу повседневную речь в выражениях и словосочетаниях, ставших крылатыми.

Мы употребляем выражение «сизифов труд», имея в виду тяжкую, лишенную смысла работу. Происхождение этого понятия таково. Согласно мифу, Сизиф, царь и основатель Коринфа, а по другой версии, отец Одиссея, славился завидным хитроумием и за свои мошенничества, терпел наказание в преисподней. Он должен был вкатывать на гору тяжелый камень, который, достигнув вершины, срывался вниз, после чего все повторялось сначала. Мы говорим о «титанических» усилиях, «гигантских» размерах. В мифах титаны и гиганты - огромные великаны, которые сражались с самими богами.

Мифы тесно связаны с народными культурами и верованиями. Они нередко вбирали в себя народный здравый смысл. Так, у древних эллинов был обычай жертвоприношения богам; при этом пропадало немало хорошего мяса. Тогда титан Прометей нашел способ помочь людям. Заколов жертвенного быка, он разделал его так, что образовались две неравные кучи: в одной находились кости и требуха, а другой - куски съедобного мяса. Обе кучи Прометей накрыл шкурами и предложил верховному богу Зевсу выбрать одну из них. Зевс польстился на кучу большего размера. Этот случай, воспроизведенный в мифе, закрепил правило: после ритуала жертвоприношения греки стали оставлять богам несъедобные части, а себе то, что могло пойти в пищу. В греческой мифологии действуют разнообразные существа: демоны, сатиры, необузданные и резвые; полулюди и химеры, огнедышащие существа и др. Главные же персонажи мифологии - боги и герои.

В основе греческой религии лежал антропоморфизм - уподобление человеку. Боги имели человеческий облик, были красивы, а главное - бессмертны. Им присущи самые разные человеческие качества, правда проявляющиеся с особой силой, интенсивностью: великодушие, щедрость, ревность, коварство. Боги и герои не только напоминали обычных людей, но и общались с ними, простыми смертными, могли вступать в любовные отношения. Некоторые древние греческие аристократы числили в своих предках богов, гордились своим божественным происхождением.

Греческие боги по значимости делились на несколько категорий. Двенадцать главных, верховных богов обитали на заснежённой, высотой около 3000 метров, горе Олимп. На вершине Олимпа находились дворец Зевса и жилища других богов, которых называли олимпийцами. Само название Олимп близко понятию «небо». Греки считали, что существовало три поколения богов, причем, по преданию, младшие свергли власть старших. В мифологии, таким образом, отразилось соперничество между отдельными родами и племенами за верховенство.

Главным верховным богом, отцом всех богов и людей, был Зевс. Его считали сыном Крона, бога времени, а потому называли Кронидом. Зевс разъезжал по небу в золотой колеснице, его изображали сидящим на троне с орлом и скипетром в руках и пучком молний как главными атрибутами власти. С высот Олимпа он рассыпал людям свои дары и утверждал на земле порядок, устанавливал законы.

Супруга Зевса Гера являлась верховной греческой богиней, царицей богов, которая покровительствовала браку, супружеской любви и родам. Она изображалась величественной женщиной редкой красоты. Брат Зевса Посейдон был богом моря, всех источников и вод, а также земных недр и их богатств; На дне моря находился его дворец. Богом смерти был другой брат Зевса - Аид, царивший глубоко под землей. Царство Аида, куда не проникали лучи солнца, выглядело сумрачно-страшным и холодным, а загробная жизнь сущим - несчастьем. Сын Зевса Аполлон - бог гармонии и духовной деятельности, бог искусств. Он получил от Гермеса изобретенную им лиру и сделался покровителем муз, отсюда его прозвище: Аполлон Мусарёт, т. е. предводитель муз.

Музами называли богинь, спутниц Аполлона, покровительниц наук, поэзии и искусств: Клио - истории, Евтерпа - лирической поэзии, Мельпомена - трагедии, Талия - комедии, Терпсихора- танцам, Каллиопа - эпической поэзии, Полигимния - гимнов, пантомимы, Урания- астрономии, Эрато - любовной, эротической поэзии.

Сестрой златокудрого Аполлона была Артемида, богиня охоты, плодородия, покровительница животных, а также всего, что живет на земле, растет в лесу и в поле. В скульптурах она изображалась с луком и колчаном за плечами, охотящейся в лесах и полях. Богиня Афина, одна из самых почитаемых в Греции, рождена самим Зевсом, появилась у него из головы. Была богиней мудрости, в ее честь назван главный город Греции и воздвигнут главный храм Парфенон. Афина покровительствовала городам-государствам Греции, одаривала их мудрыми советами, спасала в минуту опасности. Сын Зевса Гермес - бог, покровительствующий путникам, ремеслам, торговле. Бог войны Арес, сын Зевса и Геры, Выступал обычно в обличье тяжеловооруженного воина - гоплита. Это самый нелюбимый из потомков Зевса, которого не терпели из-за его воинственности и кровожадности. Сыном Зевса и Геры являлся и бог огня, а также кузнечного искусства Гефест. Его изображали в фартуке и с кузнечным молотом, среди искр и дыма. Гефест - единственный олимпиец, занимающийся производительным трудом, считался искусным мастером ковки.

Жена Ареса, прекраснейшая Афродита, - богиня любви, внешне олицетворяла эллинский идеал женской красоты. Она пробуждала любовь в сердцах и богов и смертных и поэтому обладала всепобеждающей властью, царила над миром. Одной из величайших богинь считалась сестра Зевса Деметра, богиня плодородия, покровительница земледелия: без ее могучей силы ничего не родилось.

Любимейшим богом был также сын Зевса Дионис, покровитель виноградарства и виноделия. Празднества в честь бога Диониса сыграли большую роль в процессе становления греческого театра. Помимо главных олимпийских богов существовали и многочисленные боги как бы «второго сорта». Среди них Эрот, сын Ареса и Афродиты, шаловливый подросток, крылатый стрелок из лука, бог любви; Гипнос - бог сна; Танатос - бог смерти; Гименей:- бог брака; Асклепий, сын Аполлона и Корониды, - бог врачевания; Эрида - богиня раздоров; Ника - богиня победы и др.

Наряду с богами в мифах были «задействованы» герои, или титаны. Героями считались личности полубожественные, стоявшие между богами и людьми. Героями были и люди, реально существовавшие, исторические личности - афинский полководец (Мильтиад), государственные мужи. (Солон), основатели философских школ, крупнейшие поэты, чья деятельность играла большую роль в жизни греков. Их гробницы нередко находились в центре городов как напоминание о былых подвигах. Были героями и фигуры легендарные, созданные народной фантазией.

Одним из самых знаменитых и благородных героев-мучеников в мифологии являлся Прометей, оказавший неоценимую услугу человеческому роду. Среди любимейших народных героев был и Геракл, наделенный огромной силой. Буквально его имя означает «совершающий подвиги из-за гонений Геры». Когда Гера замыслила умертвить младенца Геракла, натравив на него двух змей, Геракл задушил их. Превосходя всех силой, не зная соперников в воинских упражнениях, Геракл совершил 12 подвигов. Среди них убийство чудовищного льва; уничтожение гидры - чудища с телом змеи и девятью головами дракона; истребление стимфалийских птиц, опустошавших местность, преследовавших животных и людей, разрывая их медными клювами, и многие другие. Эти и другие эпизоды образуют целый цикл увлекательных новелл.

В числе популярных героев Греции известный по многим мифам Персей, сын Зевса и Данай, также совершил немало подвигов. Подобно Прометею, он запечатлен в произведениях мирового искусства, на полотнах Рубенса, Рембрандта и Тициана. Величайшим героем Греции считался и Тесей, которому приписывали создание древнего государственного строя в Афинах. Героями почитались легендарный певец Орфей; величайший архитектор и зодчий Дедал; богач Тантал, столь возгордившийся, что счел себя равным богам, и за это был жестко наказан; Пигмалион, скульптор, способный даже оживлять свои создания.

Мифология сыграла огромную роль в развитии древнегреческой литературы. Сюжеты и образы мифов использовались во многих произведениях: в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера, в трагедиях Эсхила, Софокла и Еврипида. Одновременно культы и традиции, связанные с мифологией, послужили основой для создания некоторых жанров и форм литературы, например лирики, трагедии, комедии, античного театра.

Миф о Пигмалионе

Афродита благосклонна к тем, кто ей верно служит. Она принесла счастье Пигмалиону, великому художнику с острова Кипр. Пигмалион жил уединенно, избегал женщин, не был женат. Но однажды он сделал из белой слоновой кости статую девушки, невыразимо прекрасной. Взирая на свое создание, он восхищался его совершенством и жизненностью. Казалось, что девушка дышит, что она живая. В итоге Пигмалион влюбился в собственное творение. Бессильный совладать со своей страстью, он даже обращался к статуе со словами, но она была нема. Тогда на празднике в честь златой Афродиты он принес ей в жертву телку с позолоченными рогами и обратился с мольбой к богине любви дать ему в жены девушку столь же прекрасную, что и его статуя. После этого пламя жертвенника ярко вспыхнуло. Это был знак того, что богиня услышала его просьбу. Когда Пигмалион вернулся домой, он увидел, что прекрасная статуя - живая. Так богиня любви дала Пигмалиону в жены красавицу девушку. Этот сюжет, оригинально переосмысленный, лежит в основе известной пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион».

Миф об Адонисе

Богиня любви Афродита влюбилась в сына царя Кипра - прекрасного юношу Адониса, превосходящего красотой всех смертных. Забыв обо всем на свете, Афродита проводила время с Адонисом на Кипре, охотилась вместе с ним в горах и лесах острова. Она стремилась не расставаться с ним, а покидая его на время, просила быть осторожным, избегать грозных животных, таких, как львы и кабаны. Однажды, когда Афродиты не было рядом, собаки напали на след огромного кабана и устремились за ним в погоню. Адонис уже готовился поразить зверя копьем, когда кабан бросился на него и нанес ему смертельную рану.

Узнав о смерти Адониса и тяжело это переживая, Афродита босиком отправилась по горным склонам и ущельям на его поиски, ее нежные ноги оставляли на камнях кровавые следы. Наконец она нашла убитого Адониса и стала горько над ним стенать. Желая навсегда сохранить о нем память, богиня повелела из крови юноши вырасти прекрасному цветку анемону. А там, где падали капли крови из пораненных ног богини, появились алые розы. Они были роскошными, а их цвет столь же ярок, как и кровь богини. Тогда Зевс сжалился над горем Афродиты. Он наказал брату своему Аиду, богу подземного царства мертвых, каждые полгода отпускать Адониса на землю из царства теней. Проведя полгода в царстве Аида, Адонис на то же время возвращается на землю навстречу ярким лучам солнца и объятиям златой Афродиты. Вся природа ликует, радуясь их любви.

Миф о троянской войне

Зевс и бог моря Посейдон заспорили о любви Фетиды. Богиня правосудия Фемида, вмешавшись в спор, предсказала, что у Фетиды родится сын, который превзойдет силой собственного отца. Чтобы избавить себя от возможной опасности, боги решили выдать Фетиду замуж за простого смертного Пелея. На свадьбу Фетиды и Пелея, происходившую в пещере кентавра Хирона, собрались все олимпийские боги и щедро одарили новобрачных подарками. При этом на пир не была приглашена богиня раздора Эрида. Уязвленная подобным пренебрежением, она решила наказать богов весьма изощренным способом. Она бросила на пиршественный стол золотое яблоко с надписью: «Прекраснейшей». С тех пор оно стало называться «яблоко раздора». О том, кому оно должно принадлежать, стали спорить три богини: Гера, Афина и Афродита, отнюдь не лишенные женского тщеславия. Даже Зевс отказался высказаться на сей счет. Он направил Гермеса в окрестности Трои, где среди пастухов находился красавец Парис, сын троянского царя Приама. Согласно прорицанию, Парису, сыну Приама и Гекубы, было уготовано стать виновником гибели Трои. Чтобы избежать этой участи, Приам повелел отнести Париса в лесную чащу и оставить там. Но сын Приама не погиб, его вскормила медведица. Когда Гермес обратился к Парису с предложением решить этот спор, тот был смущен. Каждая из богинь убеждала юношу присудить яблоко ей. При этом они сулили ему завидные дары: Гера - обещала власть над всей Азией; Афина - воинскую славу и победы; Афродита - в жены красивейшую из смертных женщин. Недолго колеблясь, Парис отдал яблоко Афродите. С тех пор он стал любимцем Афродиты, а Гера и Афина, как мы увидим, возненавидели Трою и троянцев.

Этой прекрасной женщиной была Елена, жена спартанского царя Менелая. Вскоре к нему в гости прибыл Парис. Менелай радушно принял его, устроил в его честь пир. Увидев Елену, Парис влюбился в нее. Но и та была поражена прекрасным пришельцем, облаченным в роскошные восточные одежды. Уехав на Крит, Менелай просил ее позаботиться о госте. Но Парис отплатил ему черной неблагодарностью. Воспользовавшись отсутствием мужа, он увез Елену и одновременно захватил его сокровища.

Менелай расценил это не только как личное оскорбление, но и удар по всей Греции. Ведь Елена была ее национальным достоянием. Он собирает вождей греческих племен и отправляется в поход против Илиона (древнее название Трои, откуда происходит и название поэмы). Главнокомандующим войском назначается брат Менелая Агамемнон, царь Аргоса, принадлежащий к роду Атридов, над которым, как мы увидим позднее, тяготеет проклятие. В рядах ахейских (греческих) воинов находятся Одиссей, царь острова Итака, мужественный воин Диомед, храбрец Аякс, обладатель волшебных стрел Филоктет.

Самым отважным был юный Ахиллес, царь племени мирмидонцев. При рождении ему была определена долгая и счастливая жизнь, если он не будет принимать участие в войне, и краткая, блестящая, если станет сражаться. Надеясь перехитрить судьбу, Фетида выкупала Ахиллеса в водах подземной реки Стикс, сделав его тело неуязвимым. Незащищенной была лишь его пятка, за которую она держала младенца (отсюда выражение «ахиллесова пята»). Мать пыталась укрыть Ахиллеса, не дать ему возможность принять участие в походе. Она спрятала его, одев в женскую одежду, но Ахиллес выдал себя. Он вошел в состав греческого войска, насчитывавшего, согласно преданию, более ста тысяч человек и более тысячи кораблей. Войско отплыло из гавани Авдида и высадилось вблизи Трои. Требование выдачи Елены в обмен на снятие осады было отклонено. Война затянулась. Самые главные события произошли в последний, десятый год.

Миф об Орфее и Эвридике

Орфей, великий певец, сын речного бога Эагра и музы песнопений Каллиопы, жил во Фракии. Его женой была нежная и красивая нимфа Эвридика. Прекрасное пение Орфея, его игра на кифаре не только увлекали людей, но зачаровывали растения и животных. Орфей и Эвридика были счастливы, пока на них не обрушилась страшная беда. Однажды, когда Эвридика со своими подругами нимфами собирала цветы в зеленой долине, их подстерегла спрятавшаяся в густой траве змея и ужалила жену Орфея в ногу. Яд быстро распространился и оборвал ее жизнь. Услышав скорбный плач подруг Эвридики, Орфей поспешил в долину и, увидев хладное тело Эвридики, нежно любимой жены, пришел в отчаяние и горько стенал. Природа глубоко сострадала ему в его горе. Тогда Орфей решился отправиться в царство мертвых, чтобы увидеть там Эвридику. Для этого он спускается к священной реке Стикс, где скопились души умерших, которых перевозчик Харон на ладье отправляет во владения Аида. Сначала Харон отказал Орфею в просьбе переправить его. Но тогда Орфей заиграл на своей золотой кифаре и чудной музыкой очаровал мрачного Харона. И тот перевез его к трону бога смерти Аида. Посреди холода и тишины подземного царства зазвучала страстная песня Орфея о его горе, о муках разбитой любви к Эвридике. Все, кто были рядом, поразились красотой музыки и силой его чувства: и Аид, и его жена Персефона, и Тантал, забывший о терзавшем его голоде, и Сизиф, прекративший свою тяжкую и бесплодную работу. Тогда Орфей изложил свою просьбу Аиду вернуть на землю жену Эвридику. Аид согласился ее выполнить, но при этом изложил свое условие: Орфей должен следовать за богом Гермесом, а за ним пойдет Эвридика. Во время же пути по подземному царству Орфею нельзя оглядываться: в противном случае Эвридика покинет его уже навсегда. Когда появилась тень Эвридики, Орфей пожелал её обнять, но Гермес велел ему этого не делать, так как перед ним лишь тень, а впереди долгий и трудный путь.

Быстро миновав царство Аида, путники достигли реки Стикс, где Харон переправил их на своей ладье к тропинке, круто ведущей вверх к поверхности земли. Тропинка была загромождена камнями, вокруг царил мрак, а впереди маячила фигура Гермеса и едва брезжил свет, что говорило о близости выхода. В этот момент Орфея охватила глубокая тревога за Эвридику: поспевает ли она за ним, не отстала ли, не потерялась ли в сумраке. Прислушавшись, он не различил позади никакого звука, что обострило тревожное чувство. Наконец не выдержав и нарушив запрет, он обернулся: почти рядом с ним он увидел тень Эвридики, протянул к ней руки, но в то же мгновение тень растаяла во мраке. Так ему пришлось вторично пережить смерть Эвридики. И на этот раз по собственной вине.

Охваченный ужасом, Орфей решает вернуться к берегам Стикса, вновь проникнуть в царство Аида и молить бога вернуть любимую жену. Но на этот раз мольбы Орфея уже не тронули старого Харона. Семь дней провел на берегу Стикса Орфей, но так и не смягчил суровое сердце Харона, а на восьмой вернулся к себе во Фракию.

Прошло четыре года после смерти Эвридики, но Орфей остался ей верен, не желая брака ни с одной из женщин. Однажды ранней весной он уселся на высоком холме, взял в руки золотую кифару и запел. Вся природа внимала великому певцу. В это время появились одержимые яростью женщины-вакханки, справляющие праздник бога вина и веселья Вакха. Заметив Орфея, они устремились на него с криками: «Вот он, ненавистник женщин». Охваченные неистовством, вакханки окружают певца и осыпают его камнями. Убив Орфея, они разрывают на части его тело, отрывают голову певца и вместе с его кифарой бросают в быстрые воды реки Гебра. Увлеченные течением, струны кифары продолжают звучать, оплакивая певца, а берег им ответствует. Вся природа оплакивает Орфея. Голову певца и его кифару волны выносят в море, где они доплывают до острова Лесбос. С той поры на острове звучат дивные песни. Душа Орфея сходит в царство теней, где великий певец встречает свою, Эвридику. С тех пор их тени неразлучны. Вместе блуждают они по сумрачным полям царства мертвых.

Образы поэтического мифа исключительно популярны в мировом искусстве. По его мотивам написаны полотна великих живописцев Тинторетто, Рубенса, Брейгеля; оперы «Орфей» созданы Верди и Глюком, балет «Орфей» - И. Стравинским; Жак Оффенбах написал оперетту «Орфей в аду». Оригинальную трактовку мифа дал американский драматург Теннесси Уильяме в драме «Орфей спускается в ад». Многие годы в Польше в Сопоте проходил международный фестиваль певцов «Золотой Орфей».

Мифы - это древние предания и рассказы, в которых отражено представление народа об устройстве мира и всех происходящих в природе процессах. В 5 классе история Древней Греции изучалась очень подробно, поэтому стоит вспомнить мифы древних греков как отражение их культуры.

Космогонические Мифы Древней Греции

Если говорить кратко о мифологических сюжетах, следует отметить, что большинство из них рассказывает о пантеоне богов, о жизни титанов и гигантов, о подвигах мифических и исторических героев. Выделяется два типа мифов и легенд Древней Греции - героические и космогонические.

Космогония начинается с того, что вначале всего был Хаос. Из Хаоса появились два бога - Уран (небо) и Гея (земля).

Они сотворили существующий мир. Дети Урана и Геи были обезображены и свирепы, за что отец каждого выбрасывал в бездну подземного Тартара. Гея слышала крики титанов, их детей, и уговорила младшего из них, Кроноса, напасть на Урана.

Кронос смог свергнуть отца и захватить власть в мире. Он женился на Рее, но боялся, что и его дети отнимут у него власть, поэтому каждого ребенка он съедал.

Лишь одного из детей Рея смогла уберечь от участи остальных - Зевса. Его спрятали на Земле, где он вырос и возмужал.

Рис. 1. Статуя Зевса.

Зевс устроил так, что Кронос выпил рвотного зелья, после чего изрыгнул своих детей - Геру, Деметру, Гестию, Аида и Посейдона. Кронос вступил в битву с детьми и на его стороне выступили остальные титаны. Зевс же освободил из Тартара циклопов, которые решили исход десятилетней битвы. Свергнув отца, Зевс стал верховным богом над другими и все они поселились на вершине горы Олимп. Но недолго пировал Зевс. Против них восстали гиганты, сыны Геи. Ни молнии Зевса, ни оружие других богов не могло победить гигантов, которые бросали огромные камни в богов. Камни, отскакивая в море, образовывали острова. Вскоре Зевсу удалось узнать, что их может поразить смертный человек и тогда Афина привела Геракла. Благодаря ему была одержана победа, и на Олимпе снова был восстановлен мир.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Согласно греческой мифологии, у Зевса очень долго и мучительно болела голова. Чтобы избавить его от постоянных страданий, Зевс упросил Гефеста расколоть ему голову кузнечным молотом. Когда дело было сделано, из головы выбралась богиня мудрости - Афина. Так произошло ее рождение.

Боги стали править на Олимпе, а также следить за людьми. Например, известен миф о том, что Афина и Посейдон решили побороться за покровительство над главным городом Эллады. Бог моря ударил трезубцем в землю и оттуда потекла вода, что понравилось людям, но она оказалась соленой. Тогда Афина ударила в землю ногой и на том месте выросло оливковое дерево. Горожане выбрали Афину своей покровительницей, а город называли Афины.

Рис. 2. Рождение Афины.

Мифы о героях

Люди появились на Земле уже в то время, когда на Олимпе правил Зевс. Согласно одним мифам, человеческий род вышел прямо из лона земли, а согласно другим - людей создали леса и горы. Была и версия того, что люди произошли от богов.

Была также легенда о четырех веках человечества. Согласно этому мифу люди появились в годы правления Кроноса и это был их золотой век. Они не старели, а жизнь проводили в трудов и забот. Но Кронос пал и люди вступили в серебряный век. Люди медленно развивались в это время. Их детство составляло 100 лет, а зрелая жизнь была слишком короткой. За то, что люди были злы и не приносили жертвы богам, Зевс убил их.
Грубое и любящее войну людское племя жило в бронзовом веке. У людей была сила гигантов и каменное сердце. Именно в эти годы на Земле случилась Троянская война, жили Тезей и Персей, а также были совершены 12 подвигов Геракла. Только людям бронзового века было под силу совершать нечеловеческие подвиги. И вот наступил железный век, который продолжается и поныне. Уже нет великих героев, таких как Гектор и Ахилл.

Интереснейшие и поучительные истории, увлекательные рассказы и приключения подарила миру греческая мифология. Повествование погружает нас в сказочный мир, где можно встретить героев и богов, страшных чудовищ и необычных животных. Мифы Древней Греции, написанные многие столетия назад, в настоящее время являются величайшим культурным наследием всего человечества.

Что такое мифы

Мифология – удивительный отдельный мир, в котором люди противостояли божествам Олимпа, сражались за честь и противостояли злу и разрушению.

Однако стоит помнить, что мифы – произведения, созданные исключительно людьми с применением фантазии и вымысла. Это истории о богах, героях и подвигах, необычных явлениях природы и загадочных существах.

Происхождение легенд ничем не отличается от возникновения народных сказок и преданий. Греки придумывали и пересказывали необычные истории, в которых смешивались правда и вымысел.

Не исключено, что доля истины присутствовала в рассказах – за основу мог браться жизненный случай или пример.

Источник мифов Древней Греции

Откуда же современным людям доподлинно известны мифы и их сюжеты? Оказывается, греческая мифология сохранилась на табличках эгейской культуры. Записаны они были линейным письмом Б, которое удалось расшифровать только в 20 веке.

Крито-микенский период, к которому относится этот тип письма, знал большинство богов: Зевс, Афина, Дионис и так далее. Однако, из-за упадка цивилизации и возникновения античной греческой, мифология могла иметь свои пробелы: нам она известна только по наиболее поздним источникам.

Разнообразные сюжеты мифов Древней Греции часто использовались писателями того времени. А перед наступлением эпохи эллинизма стало популярным создавать на их основе собственные легенды.

Наиболее крупными и известными источниками являются:

  1. Гомер, «Илиада», «Одиссея»
  2. Гесиод «Теогония»
  3. Псевдо-Аполлодор, «Библиотека»
  4. Гигин, «Мифы»
  5. Овидий, «Метаморфозы»
  6. Нонн, «Деяния Диониса»

Карл Маркс считал, что мифология Греции являлась обширным хранилищем искусства, а так же создавала почву для него, выполняя, таким образом, двойную функцию.

Древнегреческая мифология

Мифы не появились в одночасье: они складывались несколько веков, передавались из уст в уста. Благодаря поэзии Гесиода и Гомера, произведениям Эсхила, Софокла и Еврипида мы можем познакомиться с историями в настоящее время.

Каждая история имеет ценность, храня в себе атмосферу античности. Специально обученные люди – мифографы – стали появляться в Греции в 4 веке до нашей эры.

К ним относят софиста Гиппия, Геродота Гераклейского, Гераклита Понтийского и других. Дионисий Самойский в частности занимался составлением генеалогических таблиц и изучал трагические мифы.

Существует множество мифов, но наиболее популярными стали истории, связанные с Олимпом и ее обитателями.

Однако сложная иерархия и история возникновения богов способна запутать любого читателя, а потому мы предлагаем разобраться в этом подробно!

С помощью мифов становится возможным воссоздание картины мира в представлении жителей Древней Греции: мир населен чудовищами и великанами, среди которых гиганты, – одноглазые существа и Титаны.

Происхождение богов

Вечный, безграничный Хаос окутывал Землю. В нем был заключен мировой источник жизни.

Считалось, что именно Хаос породил все вокруг: мир, бессмертных богов, богиню Земли Гею, которая давала жизнь всему растущему и живущему, и могучую силу, оживляющую все – Любовь.

Однако и под Землей произошло рождение: мрачный Тартар появился на свет – бездна ужаса, наполненная вечной тьмой.

В процессе создания мира, Хаос породил Вечный Мрак, именуемый Эреб, и темную Ночь по имени Никта. В результате соединения Никты и Эреба был рожден Эфир – вечный Свет и Гемера – светлый День. Благодаря их появлению, свет заполнил весь мир, а день и ночь стали сменять друг друга.

Гея, могущественная и благодатная богиня, создала необъятное голубое Небо – Урана. Раскинувшись над Землей, он воцарился во всем мире. Высокие Горы гордо тянулись к нему, а шумящее Море разлилось по всей Земле.

Богиня Гея и ее дети-титаны

После создания Матерью – Землей Неба, Гор и Моря, Уран решил взять Гею себе в жены. От божественного союза произошло 6 сыновей и 6 дочерей.

Титан Океан и богиня Фетида создали все реки, катившие свои воды к морю, и богинь морей, именуемых океанидами. Титан Гипперион и Тейя подарили миру Гелиоса – Солнце, Селену – Луну и Эос – Зарю. Астрея и Эос породили все звезды и все ветра: Борей – северный, Эвр – восточный, Нот – южный, Зефир – западный.

Свержение Урана – начало новой эпохи

Богиня Гея — могучая Земля – произвела на свет еще 6 сыновей: 3 циклопов – великаны, имеющие один глаз во лбу, и 3 пятидесятиголовых сторуких чудовищ, именуемых Гекантохейрами. Они обладали безграничной силой, которая не знала предела.

Пораженный уродством своих детей-великанов, Уран отрекся от них и приказал заключить в недра Земли. Гея, будучи Матерью, страдала, тяготясь страшным бременем: ведь ее собственные дети были заточены в ее недрах. Не выдержав, Гея призвала своих детей-титанов, уговаривая их восстать против отца – Урана.

Сражение богов с титанами

Будучи великими и могучими, титаны все равно боялись отца. И только Кронос, самый младший и коварный, принял предложение матери. Обхитрив Урана, он низверг его, захватив власть.

В качестве наказания за поступок Кроноса богиня Ночь родила смерть (Танат), раздор (Эрида), обман (Апата),

Кронос, пожирающий своего ребенка

уничтожение (Кер), кошмарный сон (Гипнос) и отмщение (Немезиду) и других страшных богов. Все они привнесли в мир Кроноса ужас, раздор, обманы, борьбу и несчастья.

Несмотря на свое коварство, Кронос боялся. Его страх был построен на личном опыте: ведь дети могли свергнуть его, как он однажды сверг Урана – своего отца.

Опасаясь за свою жизнь, Кронос приказал своей жене Рее приносить ему родившихся детей. К ужасу Реи, 5 из них были съедены: Гестия, Деметра, Гера, Аид и Посейдон.

Зевс и его правление

Прислушавшись к совету отца Урана и матери Геи, Рея сбежала на остров Крит. Там, в глубокой пещере она родила младшего сына Зевса.

Спрятав новорожденного в ней, Рея обманула жесткого Кроноса, дав проглотить длинный камень, завернутый в пеленки, вместо своего сына.

Время шло. Кронос не разгадал обман жены. Зевс рос, находясь на Крите. Его нянями были нимфы – Адрастея и Идея, вместо молока матери он был вскормлен молоком божественной козы Амалфеи, а трудолюбивые пчелы носили мед малышу Зевсу с горы Дикты.

Если Зевс начинал плакать, юные куреты, стоявшие у входа в пещеру, ударяли мечами в щиты. Громкие звуки заглушали плач, чтобы Кронос его не услышал.

Миф о рождении Зевса: кормление молоком божественной козы Амалфеи

Зевс вырос. Победив Кроноса в битве при помощи титанов и циклопов, он стал верховным божеством Олимпийского Пантеона. Властелин небесных сил повелевал громами, молниями, тучами и ливнями. Он господствовал во Вселенной, даря людям законы и охраняя порядок.

Взгляды Древних Греков

Эллины считали, что боги Олимпа похожи на людей, а отношения между ними сравнимы с человеческими. Их жизнь так же наполняли ссоры и примирения, зависть и вмешательства, обиды и прощение, радость, веселье и любовь.

В представлениях древних греков каждое божество имело собственное занятие и сферу влияния:

  • Зевс – повелитель неба, отец богов и людей
  • Гера – жена Зевса, покровительница семьи
  • Посейдон – море
  • Гестия – семейный очаг
  • Деметра – земледелие
  • Аполлон – свет и музыка
  • Афина – мудрость
  • Гермес – торговля и вестник богов
  • Гефест – огонь
  • Афродита – красота
  • Арес – война
  • Артемида – охота

С земли люди обращались каждый к своему богу, соответственно их предназначению. Повсюду строились храмы, дабы умилостивить их, а вместо жертвоприношений подносили дары.

В греческой мифологии не только Хаос, титаны и Олимпийский Пантеон имели значение, существовали и другие боги.

  • Нимфы Наяды, жившие в ручьях и реках
  • Нереиды – нимфы морей
  • Дриады и Сатиры – нимфы лесов
  • Эхо – нимфа гор
  • Богини-судьбы: Лахесис, Клото и Атропос.

Богатый мир мифов подарила нам античная Греция. Он наполнен глубоким смыслом и поучительными историями. Благодаря ним, люди могут научиться древней мудрости и знаниям.

Сколько различных легенд существует на данный момент, не сосчитать. Но поверьте, каждому человеку стоит ознакомиться с ними, проведя время с Аполлоном, Гефестом, Гераклом, Нарциссом, Посейдоном и другими. Добро пожаловать в античный мир древних греков!

Герои, мифы и легенды о них. Поэтому важно знать их краткое содержание. Легенды и мифы Древней Греции, вся греческая культура, особенного позднего времени, когда была развита и философия, и демократия, оказала сильнейшее влияние на формирование всей европейской цивилизации в целом. Мифология складывалась на протяжении долгого времени. Сказания, легенды становились известными, потому что по тропам и дорогам Эллады странствовали декламаторы. Они несли более или менее длинные истории о героическом прошлом. Некоторые давали лишь краткое содержание.

Легенды и мифы Древней Греции постепенно становились знакомыми и любимыми, а то, что создал Гомер, было принято знать образованному человеку наизусть и уметь цитировать с любого места. Греческие ученые, стремившиеся все упорядочить, начали работать над классификацией мифов, и превратили разрозненные истории в стройный ряд.

Главные греческие боги

Самые первые мифы посвящены борьбе различных богов между собой. Часть из них не имела человеческих черт - это порождения богини Геи-Земли и Урана-Неба - двенадцать титанов и еще шесть чудовищ, которые ужаснули отца, и он их поверг в бездну - Тартар. Но Гея уговорила оставшихся титанов свергнуть отца.

Это сделал коварный Кронос - Время. Но, женившись на своей сестре, он боялся рождавшихся детей и глотал их сразу после рождения: Гестию, Деметру, Посейдона, Геру, Аида. Родив последнего ребенка - Зевса, жена обманула Кроноса, и он не смог проглотить младенца. А Зевс был надежно спрятан на Крите. Это только краткое содержание. Легенды и мифы Древней Греции страшно описывают происходящие события.

Война Зевса за власть

Зевс вырос, возмужал и заставил Кроноса возвратить на белый свет своих проглоченных сестер и братьев. Он призвал их на борьбу с жестоким отцом. Кроме того, в борьбе приняли участие и часть титанов, великаны и циклопы. Десять лет длилась борьба. Огонь бушевал, моря кипели, от дыма ничего не было видно. Но победа досталась Зевсу. Врагов свергли в Тартар и заключили под стражу.

Боги на Олимпе

Зевс, которому циклопы сковали молнии, стал верховным богом, Посейдону подчинялись все воды на земле, Аиду - подземное царство мертвых. Это было уже третье поколение богов, от которых произошли все остальные боги и герои, о которых начнут рассказывать истории и сказания.

Древнейшие относят к циклу о Дионисе, и виноделия, плодородия, покровителя ночных мистерий, которые проводились в самых мрачных местах. Мистерии были страшными и таинственными. Так стала намечаться борьба темных богов со светлыми. Реальных войн не было, но стали постепенно уступать место светлому богу солнца Фебу с его рациональным началом, с его культом разума, науки и искусства.

А иррациональное, экстатическое, чувственное отступило. Но это две стороны одного явления. И одно было невозможно без другого. Богиня Гера, жена Зевса, покровительствовала семье.

Арес - войне, Афина - мудрости, Артемида - луне и охоте, Деметра - земледелию, Гермес - торговле, Афродита - любви и красоте.

Гефест - ремесленникам. Их взаимоотношения между собой и людьми составляют сказания эллинов. Их полностью изучали в дореволюционных гимназиях России. Только сейчас, когда людей касаются по большей части земные заботы, они при необходимости обращают внимание ни их краткое содержание. Легенды и мифы Древней Греции все дальше уходят в прошлое.

Кому покровительствовали боги

Они не очень благоволи людям. Часто завидовали им или вожделели к женщинам, ревновали, бывали жадными до похвал и почестей. То есть они были очень похожи на смертных, если брать их описание. Сказания (краткое содержание), легенды и мифы Древней Греции (Кун) весьма противоречиво описывают своих богов. «Ничего так не радует богов, как крах человеческих надежд», - считал Еврипид. И ему вторил Софокл: «Боги всего охотнее помогают человеку, когда он идет навстречу своей гибели».

Зевсу подчинялись все боги, но для людей он имел значение как гарант справедливости. Именно когда судья судил неправедно, человек обращался за помощью к Зевсу. В делах войны главенствовал только Марс. Мудрая Афина покровительствовала Аттике.

Посейдону все моряки, уходя в море, приносили жертвы. В Дельфах можно было просить милости у Феба и Артемиды.

Мифы о героях

Один из любимых мифов был о Тесее, сыне царя Афин Эгея. Он родился и воспитывался в царской семье в Трезене. Когда он вырос и смог достать меч своего отца, то отправился на встречу с ним. По пути он уничтожил разбойника Прокруста, не дававшего пройти людям по своей территории. Попав к отцу, он узнал, что Афины платят дань девушками и юношами Криту. Вместе с очередной партией рабов, под траурными парусами, он отправился на остров к чтобы убить чудовищного Минотавра.

Царевна Ариадна помогла Тесею пройти лабиринт, в котором находился Минотавр. Тесей сразился с чудищем и уничтожил его.

Греки радостно, освободившись навсегда от дани, возвращались на родину. Но они забыли сменить черные паруса. Эгей, не сводивший глаз с моря, увидел, что сын погиб, и от непереносимого горя бросился в пучины вод, над которыми стоял его дворец. Афиняне ликовали, что они навсегда освободились от дани, но и плакали, узнав о трагической кончине Эгея. Миф о Тесее длинный и красочный. Это его краткое содержание. Легенды и мифы Древней Греции (Кун) дадут о нем исчерпывающее описание.

Эпос - вторая часть книги Николая Альбертовича Куна

Легенды об аргонавтах, о путешествиях Одиссея, о мести Ореста за смерть отца и злоключениях Эдипа в Фиванском цикле составляют вторую половину книги, которую написал Кун, «Легенды и мифы Древней Греции». Краткое содержание по главам указано выше.

Возвращаясь из Трои на родную Итаку, Одиссей провел много долгих лет в опасных скитаниях. Трудно давалась ему дорога домой по бурному морю.

Бог Посейдон не мог простить Одиссею то, что, спасая свою жизнь и жизнь своих друзей, он ослепил Циклопа, и насылал неслыханные бури. По дороге они гибли от сирен, увлекавших своими неземными голосами и сладкозвучным пением.

Все его спутники погибли в путешествиях по морям. Всех уничтожила злая судьба. В заточении у нимфы Калипсо Одиссей томился многие годы. Он умолял отпустить его домой, но отказывала прекрасная нимфа. Только просьбы богини Афины смягчили сердце Зевса, он сжалился над Одиссеем и вернул его к семье.

И о походах Одиссея создал в своих поэмах Гомер - «Илиада» и «Одиссея», мифы о походе за золотым руном к берегам понта Эвсинского описаны в поэме Апполония Родосского. Софокл написал трагедию «Эдип-царь», трагедию об Аресте - драматург Эсхил. Их дает краткое содержание «Легенды и мифы древней Греции» (Николай Кун).

Мифы и легенды о богах, титанах, многочисленных героях тревожат воображение художников слова, кисти и кинематографии наших дней. Стоя в музее около картины, написанной на мифологическую тему, или слыша имя прекрасной Елены, хорошо бы хоть немного представлять себе, что стоит за этим именем (огромная война), и знать детали сюжета, изображенного на полотне. Этому могут помочь «Легенды и мифы Древней Греции». Краткое содержание книги раскроет смысл увиденного и услышанного.

В славном городе Аргос жил царь по имени Акрисий. Он был богат и уважаем, но не был он счастлив, так как не было у него наследника. Однажды царь решил обратиться за помощью к дельфийскому оракулу, где жрица Пифия поведала ему будущее. Она сказала, что родится у тебя дочь, и она родит тебе наследника, который убьет тебя, когда вырастет. Царь не проронил ни слова, он был в ужасе от такого предсказания. Через некоторое время у царя Аргоса и правда родилась дочь, да не простая. Девочка была непомерной красоты, ее назвали Даная, в честь основателя династии, царя Даная и его пятидесяти дочерей Данаид. По легенде, Данай получил предсказание, что погибнет от руки своего зятя. У него было 50 прекрасных дочерей. А у его брата Египта 50 юношей. Египтяне хотели породниться с дочерями Даная, но он был против этого союза.

Также Персею были подарены волшебные сандалии, с помощью которых можно было быстро парить над землей. Подаренная сумка обладала волшебными способностями изменяться в размерах в зависимости от объема положенных внутрь вещей. Положив в нее сандалии и шапку Аида, Персей отправился на решающее сражение.

Битва с Медузой Горгоной Благодаря волшебным сандалиям Персей сумел пересечь море и добраться до острова, где обитали змееволосые чудовища. Когда герой сумел отыскать Горгон, то они все спали, к его счастью. Зеркально отполированный щит служил Персею в качестве глаз.

С его помощью он смог четко разглядеть спящих сестер со стальной чешуей и золотыми крыльями. Лишь змеи на головах Горгон немного шевелились. Миф о Персее и Медузе Горгоне гласит, что задача героя осложнялась тем, что смертоносные сестры были как две капли воды похожи друг на друга.

One more step

По совету Афины, Данай построил огромный 50-весельный корабль, чтобы спастись от пятидесяти сыновей Египта. Однако на острове Аргос, Египтяне достигли Данаид и силой заставили выйти за них замуж. Прозвучали праздничные колокола, закончился праздник, но ночную тишину прерывают последние крики юных мужей.


По приказу своего отца Данаиды ночью вонзили своим мужьям острые кинжалы в сердце. Одна Гипермнестра не смогла убить своего нового мужа Линкея. Она сжалилась над ним и спасла. Впоследствии их союз принес целое поколение героев, сам Геракл принадлежал этому роду.
По одной из версий Линкей впоследствии явился причиной смерти Даная. Сами Данаиды получили свое наказание только после смерти. Попав в Аид, вынуждены теперь они вечно наполнять водой бездонный колодец.
Акрисий может убить свою дочь одной рукой, но он боится разгневать богов. Он ничего не предпринимает.

Внимание

Вестник богов вручает Персею серебряный щит, одалживает ему свои крылатые сандалии, сумку и очень острый серп, который может разрезать все что угодно.Гермес советует Персею лететь к пещерам, где живут три колдуньи – Грайи. Грайи были родными сестрами Горгон. По легендам они либо уже родились старыми, либо родились седыми. На троих у них был всего один глаз, который они по очереди передавали друг другу.

Благодаря крылатым сандалиям Персей быстро долетает до нужного места. По одной из версий Персей силой овладевает их глазом, в момент его передачи. По другой глаз случайно выпадает из руки одной сестры и Персей его возвращает.

За это ошеломленные красотой и добротой юноши, Грайи сообщают ему дорогу до острова, где обитают Горгоны. Персей немедленно отправляется на указанный остров, и ужасная картина предстает перед ним.

Мифы древней греции: миф о персее

Со временем его дочь становится все прекрасней, близится возраст, когда ее уже можно сватать. Кроме этого нет ни одного мужчины, кто бы ни хотел в жены столь прекрасную и красивую девушку. Однако Акрисий помнит предсказание, в тайне он желает своей дочери смерти.
Однажды он зовет свою дочь и ее кормилицу с собой. Он долго ведет их, пока они не доходят до огромной башни. Он просит зайти их первыми и огромная дверь тот час захлопывается. Теперь Даная заперта в башне, теперь ни один юноша не сможет сблизиться с ней.
Даная кричит от ужаса, но жители Аргоса считают ее без вести пропавшей, ее никто не услышит. Но то, что скрыто от глаза людей, не может быть скрыто от глаза богов. Вскоре Данаю замечает сам Зевс. Бог поражен ее красотой.
Кем только Зевс не являлся смертным женщинам, чтобы овладеть ими.

Миф о персее — краткое содержание. персей и медуза горгона

Важно

Однажды он решил пойти к оракулу, чтобы узнать дальнейшую судьбу своего правления. В Древней Греции, как известно, правление можно было передавать от отца к сыну, но никак не дочери. И получил Акрисий ужасное предсказание. Его внук лишит жизни.


Вот и решил Акрисий, что Даная не выйдет замуж, и не будет у него наследников. Прошло много лет. Даная жила в покоях под землей. Акрисий забыл о предсказании оракула. И тут беда! Зевс полюбил Данаю с первого взгляда. Громовержец спустился с небес и проник в её покои. Вскоре родился мальчик, которого назвали Персеем. Тяжёлая судьба Персея – гнев царя Акрисия Разгневался Акрисий и решил наказать свою дочь. Персея заколотили в ящик вместе с Данаей и бросили в море. Конечно же, бог не допустил смерти сына. Зевс не позволил ящику уйти на дно. Долго мальчик носился волнами по морю, но нашёл спасение.

Миф о персее и медузе горгоне

Таким образом, древние мифы о Персее повествуют о победе света над тьмой, смене ночи новым днем. Аналогичным образом трактуются практически все предания времен античности. Любой миф - о Персее, Орфее и Эвридике, Тесее и Ариадне, подвигах Геракла - предстает в этой теории в виде описания физических явлений.

Какой бы смысл ни скрывался за поэтичным повествованием, античные сказания продолжают радовать своей образностью и красочностью. Миф о Персее вдохновил на создание великих картин Делакруа, Рубенса, Веронезе, Тициана. Знаменитая скульптура Челлини, запечатлевшая героя с отрубленной головой Медузы в руке, до сих пор считается красивейшим украшением Флоренции.
Легенда о сражении Персея с Горгоной Медузой Добравшись до места, описанного Гермесом, он видит трёх ужасных горгон на скале. У каждой чешуя горит огнём. Как же определить, кто из них Медуза?Миф о Персее гласит, что храбрый герой услышал от Афины подсказку. Именно богиня ему указала на Медузу. Сражение протекало следующим образом:

  1. Сверху кинулся Персей на Медузу.
  2. Защитился щитом и одним махом отрубил ей голову.
  3. Затем он надел шлем, чтобы избежать сражения с бессмертными горгонами.
  4. Воспользовался своими сандалиями, чтобы сбежать.

Они преследовали его, но найти не смогли.
Герой возвращается домой с головой Медузы в мешке! Интересный факт из мифа про Персея Согласно древнегреческой мифологии, когда Персей возвращался домой, из мешка капала кровь Медузы. В это время герой древнегреческой мифологии пролетал над Ливией.
Вместе с правителями Эфиопии также пировал весь народ. Во время застолья Персей рассказывал гостям о своих подвигах. Однако свадебный пир был испорчен после появления первого жениха Андромеды с большим войском. Финей во дворце начал обвинять героя в краже своей невесты, после чего началась отчаянная битва. Персей отважно сражался с превосходящими силами противника, однако победу смог одержать лишь при помощи головы Медузы. Таким образом, статуя Финея с выражением страха и рабской мольбы в глазах навсегда осталась во дворце. Возвращение на Сериф и месть Полидекту Не стал Персей после кровавой битвы долго задерживаться в Эфиопии. Вместе со своей прекрасной супругой он поспешил вернуться на родной остров. Мать Персея в это время была в отчаянии, ведь ей пришлось постоянно скрываться в храме Зевса от Полидекта. Разгневанный Персей решил сполна расквитаться с царем Серифа.

Мифы о персее краткое содержание 5 6 предложений

Если ты сын Зевса, одолеешь Медузу Горгону» – манипулирует Полидект.- «Хорошо, я готов» – После этих слов Персей отправляется в путь. Герой отправляется на Запад, где правит царица – богиня ночи, где живут три опаснейшие сестры-горгоны. Их тела покрыты крепкой, блестящей чешуёй, а руки покрыты острыми когтями, способными разрезать плоть. Вместе волос шевелились змеи, а глаза горели яростью. Каждый, кто встречался с ними взглядом, тут же превращался в камень. Самой сильной была медуза Горгона, но её можно убить. Две старшие сестры бессмертны. Боги вступают на сторону Персея Долгое время Персей скитался, но никто не мог ему помочь с дорогой к медузам. Только славная богиня Афина решила подсказать герою древнегреческой мифологии, куда идти. Она отправила Персея к Гермесы.

Мифы о персее краткое содержание 5-6 предложений

Вместе с Данаей и Андромедой Персей поплыл на свою родину, в Аргос. Узнав об этом, бросивший его ранее в море дед Акрисий сбежал в город Лариссу. Через некоторое время царь Лариссы Тевтамид пригласил Персея участвовать в атлетических играх.

Брошенный Персеем во время игр диск случайно попал в ногу Акрисию, и бывший царь умер от этой раны. Там исполнилось данное ему пророчество. Раскаиваясь по поводу этого невольного убийства, Персей решил сложить с себя власть над унаследованным от деда Аргосом и поменялся царствами со своим дядей Мегапентом, правившим в Тиринфе. Близ Тиринфа Персей возвёл другой славный город – Микены. Стены Микен сложили из огромных камней циклопы.