Состояние и перспективы конфликтологии этно национальных отношений. Этнонациональный конфликт и его специфика. Основные принципы мониторинга, моделирования и менеджмента этноре-гиональных конфликтов

Хотя концепция “расы” возникла сравнительно недавно, этнические предрассудки и противоречия были широко распространены на протяжении всей истории человечества. Для объяснения этого нам необходимо обратиться не только к социологии, но и к психологии.

Однако прежде всего мы должны провести четкую грань между предрассудками и дискриминацией. Предрассудки - это мнения или психологические установки, которые члены одной группы выражают применительно к другим; тогда как дискриминация - это фактическое поведение по отношению к ним. Предрассудок представляет собой приверженность к предвзятому мнению о человеке или группе людей, часто основанному на слухах, а не на прямых свидетельствах, склонность к взглядам, которые человек не желает менять даже перед лицом новой информации. Люди могут иметь положительное предвзятое мнение относительно своей собственной группы и отрицательное - по отношению к другим. Человек, предубежденный против определенной группы, скорее всего, не захочет беспристрастно выслушать ее представителей.

Дискриминация подразумевает действия, направленные на лишение членов одной группы возможностей, открытых для других - например, когда человеку индийского происхождения отказывают в работе, на которую приняли бы белого. Несмотря на то, что предрассудки часто служат основанием для дискриминации, эти два явления могут существовать независимо друг от друга. Отношение людей может основываться на предрассудках, но не выливаться в действия. Аналогично, дискриминация не обязательно имеет прямое отношение к предрассудкам. Например, белые могут воздерживаться от покупки недвижимости в определенных районах города, населенных преимущественно черными, не по причине своего враждебного отношения к ним, а из-за опасений по поводу падения цен на недвижимость в этом районе. Здесь предрассудки также влияют на дискриминацию, но косвенно.

Стереотипы и “козлы отпущения”

Действие предрассудков происходит, как правило, за счет стереотипного мышления. Любая наша мысль связана с категориями, посредством которых мы классифицируем 238 свой опыт. Однако иногда эти категории оказываются ошибочными и косными. Например, мнение человека о черных или о евреях может основываться на нескольких прочно укоренившихся идеях, в соответствии с которыми он интерпретирует всю соответствующую информацию.

Стереотипное мышление может быть безвредным, если оно в эмоциональном плане “нейтрально” и не затрагивает интересы самого человека. Так, британцы могут иметь стереотипное представление об американцах, но для большинства представителей обеих наций это, скорее всего, не будет иметь значительных последствий. Там же, где стереотипы связаны с беспокойством или страхом, ситуация, скорее всего, будет совершенно иная. В таких обстоятельствах стереотипы обычно пропитаны чувствами враждебности или ненависти к данной группе. Так, белый может считать всех черных тупыми и ленивыми, стараясь таким образом оправдать свое презрительное отношение к ним.

К примеру, одним из традиционных стереотипов черного мужчины в Америке был образ “Самбо”.

Южанин Роберт Пенн Уоррен, романист и поэт, подытожил его следующим образом:

Он был ленивым, благодарным, скромным, безответственным, трусливым, вечно пощипывающим струны банджо, рабски услужливым, ухмыляющимся недотепой, всегда покорным, зависимым, добродушным, чадолюбивым и похожим на ребенка тугодумом, любителем красть арбузы и распевать духовные гимны, бесстыдным блудодеем, беззаботным гедонистом и преданным черным слугой, который мог иногда перестать быть самим собой, но только чтобы изречь народную мудрость или закопать фамильное серебро, чтобы сберечь его от янки!3)

Этот стереотип уравновешивался другим, “брутальным” образом - угрозой добродетели белых женщин. Стереотипы черных женщин простирались от представления о них, как о “сексуальных дикарках”, распущенных и необузданных в своем поведении, до образа почтительной, богобоязненной матроны, вроде “жены дяди Тома”.

Стереотипизирование часто тесно связано с психологическим механизмом замещения. При замещении чувства враждебности или злобы направляются на объекты, не являющиеся реальной причиной возникновения этих эмоций. Люди изливают свой гнев на “козлов отпущения”, возлагая на них вину за любые свои беды. Поиск “козлов отпущения” обычно возникает в ситуации конкуренции нескольких ущемленных в правах этнических групп за обладание материальными благами. Так, люди, участвующие в расистских выпадах, направленных против черных, часто сами находятся в близком к ним экономическом положении. Они обвиняют черных в бедах, реальные причины которых не имеют к тем никакого отношения.

Поиск “козлов отпущения” часто подразумевает проекцию, бессознательное приписывание другим собственных качеств или желаний. В обстоятельствах, когда люди испытывают серьезное расстройство или вынуждены тщательно контролировать свои желания, они могут оказаться неспособными осознать свои подлинные чувства, проектируя их на других. Причудливые представления белых о похотливой природе черных мужчин, бытовавшие в прошлом на американском Юге, скорее всего, происходили из их собственных фрустраций, поскольку сексуальный доступ к белым женщинам был ограничен формальными правилами ухаживания.

Возможно, что некоторые типы людей, в результате особенностей ранней социализации, особенно склонны к стереотипному мышлению и проекции, в основе которой лежат подавляемые желания. Знаменитое исследование, проведенное под руководством Теодора Адорно в США в 1940-х годах, выявило тип личности, названный исследователями авторитарная личность4). Ученые разработали несколько шкал для измерения уровней предубежденности, по одной для каждой области социальных установок в обществе. Респондентов просили выразить свое согласие или несогласие с рядом косных, в частности, антисемитских, утверждений. Люди с высоким уровнем предубежденности по одной шкале, как правило, имели подобные показатели и по другим. Предубеждения против евреев сопровождались выражением негативного отношения к другим меньшинствам. Исследователи заключили, что люди с авторитарным типом личности, как правило, строгие конформисты, смиренные перед теми, кого ставят выше себя и пренебрежительные к находящимся ниже. Эти люди также чрезвычайно нетерпимы в своих религиозных и сексуальных установках.

Адорно и его коллеги предполагают, что черты, присущие авторитарной личности, связаны с воспитанием, при котором родители не способны выразить любовь к ребенку прямо, ведут себя отстранение и требовательно. Став взрослым, человек, воспитанный таким образом, страдает от разного рода беспокойств, управлять которыми он может, только приняв жесткое, консервативное мировоззрение. Это открытие было сделано на основе реакции респондентов на некоторые утверждения, противоречащие одно другому. Например, предлагались следующие утверждения:

Евреи остаются инородным для американского общества элементом, поскольку стремятся сохранить свои прежние социальные стандарты и противостоят американскому образу жизни.

Евреи слишком далеко заходят в стремлении скрыть свое происхождение, доходя до таких крайностей, как изменение имен, выпрямление носов и подражание христианским манерам и обычаям.

Большинство тех, кто принял первое утверждение, согласился и со вторым. Подобным же образом, те, кто согласился с утверждениями, что евреи чрезмерно склонны к накопительству и контролируют большой бизнес, также согласились с точкой зрения, что евреи с недоверием относятся к бизнесу и подрывают самые его основы.

Это исследование, а также сделанные на его основании выводы, вызвали шквал критики. Некоторые сомневались в ценности использовавшихся шкал измерений, другие утверждали, что авторитарность не является качеством личности, а отражает ценности и нормы определенных субкультур в обществе. Пожалуй, основная ценность исследования заключается в попытке понимания авторитарного мышления вообще, а не в выделении конкретного типа личности. Как бы то ни было, между полученными результатами и данными других исследований, посвященных предрассудкам, наблюдаются ясно видимые параллели. Например, классическое исследование Юджина Хартли, проведенное в отношении тридцати пяти этнических меньшинств, также показало, что люди, настроенные предубежденно против одной этнической группы, как правило, выражали негативные эмоции в отношении остальных. Валлонцев, пиренейцев и данирейцев любили ничуть не больше, чем евреев 240 и черных5). Первых трех народов, кстати, не существует. Названия придумал Хартли, желая установить, насколько люди будут предубеждены против национальностей, о которых они не могли даже слышать.

Этническая принадлежность и детство

Большое количество исследований было посвящено развитию взглядов на проблему этнической принадлежности среди маленьких детей. “Мне не нравятся цветные”, “он ленивый, потому что цветной”, - подобные взгляды достаточно распространены в британском и американском обществах. Однако в данном случае первое высказывание принадлежит пятилетнему белому ребенку, а второе - четырехлетнему черному. Уже в трехлетнем возрасте дети могут осознавать различия между черными и белыми, это уже сопровождается различным к ним отношением. Кеннет и Мэйми Кларк изучали, как маленькие американцы играют с черными и белыми куклами. Они обнаружили, что и белые, и черные дети предпочитают белых кукол. Предпочтения подобного рода были отмечены и в других исследованиях, например, “Восточные дети на Гавайях”6). Многие чернокожие малыши имеют тенденцию считать себя белыми, в то время, как белые дети того же возраста, как правило, классифицируют себя более точно.

До недавнего времени детская литература в Соединенном Королевстве часто содержала неприкрытые стереотипы черных. Хотя сейчас такое встречается относительно редко, менее очевидные формы подачи искаженных этнических образов можно наблюдать до сих пор. В рассказах для детей стало появляться больше чернокожих героев, но в подавляющем большинстве дошкольных книг все еще доминируют белые. Ассоциации, связывающие белое с добром, а черное со злом, остаются чрезвычайно заметными в детских рассказах. Каждый цвет обладает своей “эмоциональной ценностью”, которая, по-видимому, усваивается в достаточно тесном сочетании с развивающимся осознанием этнических различий. Исследование, проведенное среди белых детей дошкольного возраста в Соединенных Штатах, привело к выводу, что дети “усваивают оценочный смысл черного как плохого и белого как хорошего в дошкольном возрасте, то есть в тот период, когда у них также развивается понятие о расовых различиях”7).

Отношение со стороны большинства

Взгляды, усвоенные в раннем детстве, вероятно, составляют важную основу для ориентации в последующей жизни. Черные часто очень рано приобретают чувство собственной неполноценности, избавиться от которого в дальнейшем может оказаться очень трудно. Белые могут испытывать неловкость по отношению к черным или цветным, даже если в их поведении в основном не будет проявляться дискриминации и сами они будут считать себя свободными от предрассудков. Воздействие воспитания может оказаться настолько сильным, что даже самому последовательному либералу будет трудно полностью избежать подобных эмоций.

Роберт К. Мертон выделил четыре возможных типа, на которые можно разделить представителей большинства населения с точки зрения их отношения к меньшинствам и поведения в отношении этих меньшинств8).

“Всепогодные” либералы, полностью лишенные предрассудков по отношению к меньшинствам и избегающие дискриминации, даже когда это может дорого обойтись им самим. Примером может служить белый священник-южанин, участвующий в демонстрациях в защиту гражданских прав, несмотря на риск потерять работу или подвергнуться физической расправе.

Либералы “при хорошей погоде”, считающие себя свободными от предрассудков, но в случае, если могут быть затронуты их интересы, идущие, “куда ветер дует”. Примером может служить человек, молчаливо поддерживающий противодействие черной семье в переезде на его улицу из боязни, что цены на недвижимость упадут.

Робкие расисты, предубежденные против меньшинств, но действующие как все либо из страха перед законом, либо из финансовых соображений. Таким может быть, например, владелец магазина, испытывающий неприязнь к азиатам, но держащийся с ними дружелюбно из боязни потерять доход.

Активные расисты, сильно предубежденные против других этнических групп и на практике дискриминирующие их представителей.



Этический конфликт

"...1. Этический конфликт представляет собой ситуацию, при которой возникает противоречие между нормами профессиональной этики и обстоятельствами, сложившимися в процессе служебной деятельности..."

Источник:

Приказ МВД РФ от 24.12.2008 N 1138 "Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации"


Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .

Смотреть что такое "Этический конфликт" в других словарях:

    Этический идеал Лермонтова - ЭТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ Лермонтова, воплощенное в его творчестве представление о совершенной личности, неразрывно связанное в сознании поэта с представлением о совершенном мироустройстве в целом. Для понимания лермонт. творчества Э. и. особенно важен:… … Лермонтовская энциклопедия

    Фотожурналистика

    Фоторепортаж - Спортивные журналисты на Indianapolis Motor Speedway Фотожурналистика особая форма журналистики, использующая фотографию в качестве основного средства выражения. Фотожурналистика отличается от родственных жанров фотографии (таких как… … Википедия

    ЛОСЕНКО Антон Павлович - (1737 73) российский живописец и рисовальщик. Представитель классицизма. В картинах на темы русской и античной истории условно академическую трактовку сочетал со стремлением раскрыть сложный этический конфликт (Владимир перед Рогнедой, 1770) … Большой Энциклопедический словарь

    Лосенко Антон Павлович - , русский исторический живописец, портретист, рисовальщик. С 1744 жил в Петербурге; учился в мастерской И. П. Аргунова (1753‒58) и АХ (1758‒60). Пенсионер АХ в… …

    Ричардсон Сэмюэл - Ричардсон (Richardson) Сэмюэл (1689, Дербишир. ‒ 4.7.1761, Парсонс Грин), английский писатель. Сын столяра, ученик лондонского типографа, затем хозяин собственной типографии. Выступил с романом «Памела, или Вознагражденная добродетель» (1740; рус … Большая советская энциклопедия

    Лосенко - Антон Павлович , русский исторический живописец, портретист, рисовальщик. С 1744 жил в Петербурге; учился в мастерской И. П. Аргунова (См. Аргуновы) (1753… … Большая советская энциклопедия

    Ричардсон - I Ричардсон (Richardson) Генри Хендел (псевдоним; настоящее имя и фамилия Этель Флоренс Линдсей Ричардсон) (3.1.1870, Мельбурн, 20.3.1946, Фэрлайт, Суссекс), австралийская писательница. Окончила колледж в Мельбурне, музыкальное… … Большая советская энциклопедия

    Профессиональная этика (professional ethics) - Этика представляет собой совокупность норм, к рые регулируют личное и профессиональное поведение и разраб. в большинстве случаев для защиты потребителей услуг, специалистов, орг ций, участников исслед., профессиональных групп и об ва в целом.… … Психологическая энциклопедия

  • 2.2. Международно-правовые аспекты формирования толерантности
  • Список использованной и рекомендуемой литературы
  • Контрольные вопросы к зачету
  • Глава 3. Политическая толерантность
  • 3.1.Классические концепции политической толерантности.
  • 3.2.Современные концепции политической толерантности.
  • 3.3.Политическая толерантность и современный политический процесс.
  • 3.4.Роль посредничества в переходе на позиции политической толерантности.
  • Темы для докладов и рефератов:
  • Вопросы к экзамену:
  • Глава 4. Этническая толерантность.
  • 4.1. Этническая толерантность как вид толерантности.
  • 4.2. Толерантность в межэтнической коммуникации.
  • Глава 5. Этническая интолерантность и конфликтология межэтнических отношений
  • 5.1. Этническая конфликтология: предметное поле, задачи, методы
  • 5.1.1.Общая и этническая конфликтология: сходство и различия
  • 5.1.2. Классификация этнических конфликтов
  • 5.1.3. Структура этнических конфликтов
  • 5.1.4.Управление конфликтом
  • Основные понятия:
  • Рекомендуемая литература
  • 5. 2. Империи и народы: история и теории национализма
  • 5.2.1. Империи и «национальный вопрос»
  • 5.2.2. Пробуждение национализма
  • 5.2.3. Виды и формы национализма
  • 5.2.4. Теория мобилизации
  • Основные понятия:
  • Рекомендуемая литература
  • 5.3. Феноменология и аналитика конфликта: «Case study»
  • 5.3.1. Содержание
  • Ключевые понятия:
  • Рекомендуемая литература
  • Интернет-ресурсы
  • 5.4. Этническая конфликтология в регионаьном контексте
  • 5.4.1. Конфликтология межэтнических отношений и миграциология
  • «Подходы к анализу миграционных процессов через призму различных дисциплин»
  • 5.4.2. Проблемы диаспор
  • 5.4.3. Противодействие экстремизму
  • 5.4.4. Этноконфликтологический мониторинг
  • Основные понятия:
  • Рекомендуемая литература
  • Интернет-ресурсы
  • I. Вопросы для предварительного тестирования
  • II.Темы для рефератов и докладов:
  • III. Вопросы для самопроверки
  • Вопросы и задания к разделу 5. 2
  • I. Выберите нужные варианты ответов и обоснуйте их
  • II. Попытайтесь внести изменения и дополнения в таблицу:
  • Вопросы и задания к разделу 5. 3
  • II. Сравнительная таблица «Иудаизм и христианство: общее и особенное»
  • Вопросы к документу
  • V. Структурный анализ конфликта на основании свидетельств очевидцев.
  • VI. Темы рефератов и докладов
  • VII. Просмотр и составление аннотаций документальных фильмов:
  • Вопросы и задания к разделу 5.4
  • III. Проведите исследование оценки ситуации в регионе за определенный промежуток времени местными сми по следующей шкале:
  • Глава 6. Гендерная толерантность
  • 6.2 Проявления гендерной толерантности и интолерантности на уровне социального взаимодействия
  • 6.3. Проявления гендерной толерантности
  • 6.4. Проявления гендерной толерантности и интолерантности на внутриличностном уровне
  • 6.5 Факторы, формирующие гендерную толерантность личности.
  • Литература
  • Методические указания
  • Задания и вопросы для самостоятельной работы:
  • Глава 7. Психология толерантности/интолерантности.
  • 7.2. Толерантная личность
  • 7.3. Психологическая структура и критерии толерантности-интолерантности
  • 7.4. Толерантность-интолерантность как многоуровневый психологический феномен.
  • 7.5. Психологические механизмы и факторы толерантности-интолерантности
  • 7.6. Толерантность и интолерантность сми
  • Язык вражды
  • Политическая корректность
  • Список использованной литературы:
  • Упражнение «Лики толерантности»
  • Упражнение «Скульптура»
  • Задание «Дневник языка вражды» Методические рекомендации по составлению дневника языка вражды
  • Виды Языка Вражды
  • Объекты Языка Вражды (примеры)
  • Примеры высказываний
  • Адреса толерантности в Интернете
  • Задание «Политкорректные сказки»
  • Диагностические задания Методика «Толерантность к неопределенности»
  • Опросник «Черты толерантной личности» (г.Солдатова)
  • Рекомендуемая литература
  • Глава 8. Религиозная толерантность.
  • 8.1. Религия и толерантность. Специфика религиозной толерантности.
  • 8.3. Государственно-церковные отношения и толерантность (мировой опыт)
  • 8.4. Гсударственно-церковные отношения в России: исторический и современный аспекты.
  • 8.5. Религиозная толерантность в современной России: состояние, проблемы, перспективы.
  • 8.4. Государственно-церковные отношения в России: исторический и современный аспекты
  • 8.5. Религиозная толерантность в современной России: состояние, проблемы, перспективы
  • Методические указания
  • Темы для рефератов
  • Задания
  • Интернет-ресурсы
  • Глава 5. Этническая интолерантность и конфликтология межэтнических отношений

    Сфера межэтнических отношений в современном мире является одним из самых конфликтогенных пластов социального взаимодействия. Глава «Этническая интолерантность и конфликтология межэтнических отношений» посвящена знакомству со способами и методами изучения конфликтного межэтнического взаимодействия как формы проявления этнической интолерантности. Этническая интолерантность - нетерпимость народов друг к другу, проявляющаяся в сфере психологии и идеологии в формах ксенофобии, этноцентризма, национализма, расизма, реализуется в сфере социального взаимодействия в виде этнических конфликтов. Задача этого раздела – дать общие знания и методологические ориентиры в понимании и урегулировании современных этнических конфликтов,сформировать информационную компетентность в отношении агрессивных форм национализма а также готовность к осознанной аналитической и конструктивной деятельности в сфере межэтнических отношений в полиэтничной и мультикультурной среде. Содержательная особенность этого раздела заключается в междисциплинарном подходе, свойственном этнической конфликтологии, с акцентированием историко-социологического и историко-культурологического методов в изучения этнических конфликтов как наиболее универсальных и общедоступных методов познания общества.

    5.1. Этническая конфликтология: предметное поле, задачи, методы

    5.1.1.Общая и этническая конфликтология: сходство и различия

    Этноконфликтология, или конфликтология межэтнических отношений - область комплексного социогуманитарного знания, объединенная применением конфликтологического подхода к анализу проблемных ситуаций в сфере межэтнических отношений. Этноконфликтология является одним из самых молодых ветвей общей конфликтологии, поэтому важно понять их общие и отличительные черты.

    Начало разработки теории конфликта связано с именами К. Маркса, Г.Зиммеля. Свой вклад в обоснование естественной природы конфликтности внес социал-дарвинизм (А. Смолл) и расово-антропологическая школа (Л. Гумпилович). Современная конфликтология стала бурно развиваться в 50-е годы XX века как исследовательская парадигма социальной реальности и как комплексная область обществоведческого знания. Термин «теория конфликта» появился в качестве альтернативы популярной «теории порядка» Т. Парсонса («равновесной» социологической теории, ориентированной на анализ проблем стабильности и интеграции общества) в 1956 г. в работах Л. Коузера и Р. Дарендорфа. Оформление теории конфликта как концептуально независимой модели связывают с выходом книги Дж. Рекса «Ключевые проблемы социологической теории». В наиболее систематизированном виде общая теория конфликта представлена в исследования американского социолога Л. Крисберга.

    Социальный конфликт – открытое и осознанное столкновение социаль-ных групп в борьбе за ресурсы (Л. Коузер). Другое определение конфликта: «любое отношение между элементами, которое можно характеризовать через объективные или субъективныепротивоположности» (Р. Дарен-дорф). Это определение отличается от первого признанием вариативности форм и степени интенсивности конфликта. Наконец, определение Л. Крис-берга: конфликт представляет собой отношение между сторонами, которые уверены в том, что имеют несовместимые цели.

    Предметом социального конфликта могут быть: - территория - экономические ресурсы - гражданские и политические права - власть

    Информационные ресурсы - ценностные представления

    Этнический конфликт как социальный феномен стал подвергаться научному анализу в исследованиях зарубежных ученых - М. Бэнтона, К. Дойча, Г. Кона, Д. Кэмпбелла, Р. Сегала, Г. Сетон-Уотсона, П. Шибутани, С. Энлоу и др. в 1960 - 1970-е годы. В восьмидесятые годы прошлого века было издано несколько работ английского исследователя Э. Смита, по проблемам этнорасовых отношений. В нашей стране большую известность приобрели книги Э. Геллнера «Нации и национализм», Д. Хоровица «Конфликт этнических групп», Б. Андерсона «Воображаемые сообщества». Бурно развивающаяся в последнее время отечественная конфликтология межэтнических отношений может быть представлена именами Авксентьева В. А., Дробижевой Л. М., Сикевич З.В., Степанова Е.А., Тишкова В. А., Шнирельмана В.А. и др.

    Таким образом, первое отличие этноконфликтологии, выделяющей эту область из общей конфликтологии является предмет исследования : этнический конфликт. Существует несколько определений этнического конфликта. Остановимся на том, что этнический конфликт – это конфликт, в котором хотя бы одна из сторон позиционирует себя с этничностью.

    Второе отличие этнической конфликтологии – теоретико-методологические проблемы, сближающие ее с этнологией (или культурной антропологией). Основной такой проблемой является вопрос о сущности этноса (народа) и этногенеза (происхождения и развития народа), т. е. о феномене этничности. К настоящему времени сложилось три основных подхода к определению этноса:

      Этнос – это разросшаяся из многих поколений семья («примордиализм»);

      Этнос – это культурно-историческая общность, закрепленная в социальной памяти, правовых нормах и традициях, это регулируемый процесс («конструктивизм»);

      Этнос – это идентичность, актуализированная в политических целях («функционализм»);

    Поскольку этноконфликтология формировалась 1990-е г.г. как область знания, изучавшая агрессивную этничность, вопрос о сущности этноса в этноконфликтологии формулировался иначе, чем в традиционной отечественной этнологии: является ли этничность источником конфликтов, или она лишь используется для достижения определенных целей? В соответствии с ответом на этот вопрос в этноконфликтологии выделяется несколько школ, которые, по мнению В. А. Авксентьева можно представить следующим образом:

      Антропологическая, в рамках кото­рой, как и в отечественной этнологии можно выделить два основных направлеия – культурно-антропологическое и социобиологическое. Сторонники первого исходят из того, что источники конфликтов коренятся в самих народах – в их культурных особенностях, ценностных системах; сторонниками социобиологического направления многие компоненты поведения людей (например, агрессивность) в этнических конфликтах рассматриваются как обусловленные самой природой человека.

      Эволюционистская школа, сторонники ко­торой считают, что причины этнических конфликтов коренятся в постоянно меняющейся этнической стратификации общества (к этой традиции относятся сторонники статусных концепций этнического кон­фликта).

      Социально-психологическая школа, в основе которой лежит использование методов психоанализа.

      Реалистическая школа, основанная на традиции общей конфликтологии. Сторонники этого подхода утверждают, что в основе этнических конфликтов лежат материальные мотивации.

    Третье отличие этнической конфликтологии заключается в том, что она имеет ярко выраженную практическую направленность : важнейшей ее задачей является описание условий, продуцирующих конфликт, и поиск инструментов контроля над разрушительным «этническим бунтом». Практические интересы общества настоятельно требуют выяснения взаимосвязи между феноменом этничности и национализмом, как политической идеологией, которая, как известно, может выражаться в самых крайних формах, приводя к кровопролитным столкновениям, «этническим чисткам», геноциду. Но и более «мягкие» проявления этнической интолерантности – нетерпимости и неприязни между народами (независимо от того – основано ли эта неприязнь на социальной исторической памяти народов, вызвана реально действующими причинами, или фантомными факторами) не могут считаться нормой взаимоотношений в современном обществе даже в условиях его трудной демократизации.

    Этим же этническая конфликтология отличается от общей конфликто-логии и как исследовательская парадигма . Общконфликтологическая парадигма признает неизбежность конфликтов и их конструктивную, созидательную функцию. Этническая конфликтология, признавая неизбеж-ность конфликтов как элемента общественной динамики, видит в этнических конфликтах специфические деструктивные особенности, имеющие социальную опасность, и поэтому стремится не только к выявлению этих особенностей, смягчению и урегулированию конфликтов, но и к их предупреждению. Изменение парадигмальных оценок зачастую происходит на стадии подробного конкретно-исторического и конкретно-социологи-ческого исследования этнических конфликтов, вызывающих стремление минимизировать негативные последствия эксцессов на этнической почве.

    Особенностями этнических конфликтов являются:

      наличие иррациональных мотивов;

      многоаспектный характер;

      сложная динамика и деструктивные сценарии развертывания;

      сложность управления на поздних стадиях.

    Контроль над этническими конфликтами - сложнейшая задача, поскольку в современном мире социальные конфликты имеют многофакторную природу: редко встречаются этнические конфликты «в чистом виде». Поэтому любой социальный конфликт с доминирующим этническим компонентом требуют компаративного подхода, привлечения инструментария всех социогуманитарных наук. С точки зрения общей теории разрешения и предупреждения социальных конфликтов предотвращение конфликтов является адисциплинарной проблемой, то есть «синтезом отдельных отраслей знания или итогом взаимодействия между отдельными дисциплинами» (Burton J ., Dukes F .,1990; Степанов. Е.А.,2007). В отечественном обществоведении свой вклад в изучение природы этносоциальных конфликтов, их конкретных причин и возможностей урегулирования вносят история, социология, этнология, психология, политология, религиоведение, правоведение, экономическая наука, педагогика.

    Таким образом, функции этнической конфликтологии заключаются:

      в конкретно-историческом изучении этнических конфликтов и их типологизации;

      в исследовании этнической составляющей конкретных социальных конфликтов;

      в выявлении конфликтогенных (порождающих конфликт) факторов, действующих в региональных масштабах, и прогнозировании сценариев развития;

      в предотвращении, выборе средств урегулирования или минимизации негативных последствий этнических конфликтов.

    Глава 4. Этнические конфликты: причины возникновения и способы урегулирования

    4.1. Определение и классификации этнических конфликтов

    Межгрупповые отношения состоят из неразрывной связи конфликтов и сотрудничества, но главные проблемы для любого общества вносятся многочисленными конфликтами. Когда мы говорим – «межгрупповые конфликты», на ум приходят революции, религиозная нетерпимость, межэтнические столкновения, соперничество между полами, острые трудовые споры. Русско-американский социолог П.Сорокин подсчитал, что за 24 века в истории человечества на четыре мирных года приходится один год, сопровождающийся насильственными конфликтами – войнами, революциями, бунтами. Среди межгрупповых (или социальных в широком смысле слова) конфликтов обычно выделяют:

    Политические конфликты, когда борьба идет за власть, доминирование, влияние, авторитет;

    Социально-экономические (или социальные в узком смысле слова) – «между трудом и капиталом», например между профсоюзами и работодателями;

    Этнические – по поводу прав и интересов этнических общностей (см. Здравомыслов, 1993).

    Итак, одними из наиболее значимых являются конфликты между этническими общностями. Однако можно согласиться с В.А.Тишковым, что этнических конфликтов в «чистом» виде фактически не существует (см. Тишков, 1997). В реальности мы встречаемся с взаимопроникающими конфликтами, каждый из которых составляет питательную среду для другого. Не случайно, даже специалисты-конфликтологи часто не могут прийти к единому мнению, с каким конфликтом имеют дело – с этническим в политическом камуфляже или наоборот. По мнению

    Тишкова, к категории этнических можно отнести практически все открытые конфликты на территории бывшего СССР, ведь: «В силу полиэтничного состава населения бывшего СССР и нынешних новых государств..., фактически любой внутренний конфликт, социально-экономический или политический по своей природе, обретает этническую окраску, что, как правило, углубляет и осложняет возникающие противоречия, придавая конфликтам дополнительный эмоциональный фон» (Тишков, 1997, с.304).

    Исследователи предлагают самые разные классификации этнических конфликтов. При классификации по целям, которые ставят перед, собой вовлеченные в конфликт стороны в борьбе за ограниченные ресурсы, их можно подразделить на:

    Социально-экономические, при которых выдвигаются требования гражданского равноправия (от прав гражданства до равноправного экономического положения):

    Культурно-языковые, при которых выдвигаемые требования затрагивают проблемы сохранения или возрождения функций языка и культуры этнической общности;

    Политические, если участвующие в них этнические меньшинства добиваются политических прав (от автономии местных органов власти до полномасштабного конфедерализма);

    Территориальные – на основе требований изменения границ, присоединения к другому – «родственному» с культурно-исторической точки зрения – государству или создания нового независимого государства (см. Ямское, 1997).

    Социолога, политологи и этнологи, стремясь выделить конфликт из других близких феноменов, часто рассматривают его исключительно как реальную борьбу между группами, как столкновение несовместимых действий. Так, В.А.Тишков дает определение «...этнического конфликта как любой формы гражданского, политического или вооруженного противоборства, в котором стороны, или одна из сторон, мобилизуются, действуют или страдают по признаку этнических различий» (Тишков, 1997, с.476). При таком понимании конфликта он оказывается стадией крайнего обострения противоречий, проявляющейся в конфликтном поведении, и имеет точную дату начала – как начала противоборства.

    Но с точки зрения психолога, учитывающего динамику конфликта, само противоречие между группами, имеющими несовместимые цели в борьбе за ограниченные ресурсы (территорию, власть, престиж), оказывается лишь одной из стадий конфликта – той стадией, которую обычно называют объективной конфликтной ситуацией. Собственно говоря, на Земле почти повсюду существуют противоречия между этническими общностями – межэтническая напряженность в широком смысле слова. Без нее, к сожалению, не обходится ни одно полиэтническое общество. Чаще всего напряженность существует между доминантной этнической общностью и этническим меньшинством, но она может быть как открытой, проявляющейся в форме конфликтных действий, так и скрытой, тлеющей. В последнем случае напряженность выражается в социальной конкуренции, достигаемой оценочным сравнением своей и чужой групп в пользу собственной.

    А имеющиеся социальные противоречия, хотя и играют решающую роль среди причин конфликтных действий, не связаны с ними напрямую: конфликтные действия возникают, если противоборствующие стороны осознали несовместимость своих интересов и имеют соответствующую мотивацию поведения. Иными словами, очень важна стадия осознания и эмоционального вызревания конфликта. Пережитые «исторические несправедливости» вызывают у низкостатусных групп этнического меньшинства желание восстановить справедливость, но это не обязательно приводит к возникновению мгновенной реакции. Чаще до начала конфликтного взаимодействия проходят многие годы, на протяжении которых этническая общность сплачивается вокруг идеи отмщения. Прошли многие столетия со времени изгнания евреев из земли обетованной, но именно этот факт явился обоснованием их многолетней борьбы за возвращение.

    Если объективная конфликтная ситуация осознана, даже случайные события из-за присущей межэтническим отношениям эмоциональности, а порой и иррациональности, могут привести к конфликтному взаимодействию как наиболее острой стадии конфликта. Впрочем, даже при осознании ситуации как конфликтной, социальная конкуренция может и не вылиться в конфликтное взаимодействие, ведь, как правило, низкостатусные группы вступают в борьбу с высоко статусными, если они воспринимают межгрупповые отношения не только как незаконные, но и как нестабильные. Именно в ситуации нестабильности, вызванной развалом советской империи, настал самый удобный момент для «мщения» за «травмы», нанесенные на протяжении столетий практически всем народам бывшего СССР.

    На стадии конфликтного взаимодействия этнические конфликты имеют тенденцию к саморазрастанию или эскалации, которая означает, что стороны переходят от «легких» к «тяжелым» тактикам: от массовых действий ненасильственного характера (митингов, манифестаций, акций «гражданского неповиновения») к столкновениям, которые рано или поздно приводят к крови (между осетинами и ингушами в Пригородном районе Северной Осетии-Алании или между киргизами и узбеками в Ошской области Киргизии), и даже к военным конфликтам – этнополитическим войнам (армяно-азербайджанской, грузино-абхазской) (см. Стрелецкий, 1997).

    Психологи выделяют и еще одну стадию конфликта – его разрешение или урегулирование, анализу которого мы посвятим отдельный раздел данной главы. А пока отметим, что с точки зрения психолога, конфликт не только не начинается с началом конфликтных действий, но и не заканчивается с их окончанием. После завершения прямого противодействия – на этапе «зализывания ран» – конфликт может сохраняться в форме социальной конкуренции и проявляться в образе врага и предубеждениях. Даже в середине 90-х гг. 24% русских респондентов старше 60 лет, т.е. переживших войну, соглашались с утверждением, что немцы – исконные враги русского народа (см. Здравомыслов, 1996).

    Итак, под этническим конфликтом в широком смысле слова мы понимаем любую конкуренцию между группами – от реального противоборства за обладание ограниченными ресурсами до конкуренции социальной – во всех тех случаях, когда в восприятии хотя бы одной из сторон противостоящая сторона определяется с точки зрения этнической принадлежности ее членов.

    С точки зрения социолога или политолога, такое понимание этнического конфликта, видимо, не является точным. Но при включении социальной конкуренции в понятие конфликта его объяснение становится более комплексным, так как анализируются когнитивные и мотивационные процессы, которые могут предшествовать непосредственным столкновениям, влиять на их эскалацию и продолжаться после их завершения.

    Из книги Семь смертных грехов, или Психология порока [для верующих и неверующих] автора Щербатых Юрий Викторович

    Психологические причины возникновения зависти Тяжелее всего для завистника то, что ему никто не завидует. Роже Мартен дю Гар Существует две версии возникновения зависти – врожденная и приобретенная. Согласно первой версии зависть – это некая генетическая программа,

    Из книги Информационный стресс автора Бодров Вячеслав Алексеевич

    Глава III. Причины возникновения информационного стресса Возникновение стресса определяется воздействием на индивида экстремальных факторов, связанных с содержанием, условиями и организацией деятельности. Для развития информационного стресса важным фактором является

    автора Щербатых Юрий Викторович

    Глава 4 Причины возникновения психологического

    Из книги Психология стресса и методы коррекции автора Щербатых Юрий Викторович

    Глава 4. Причины возникновения стрессов Упражнение 4.1. Работа с негативными установками.1. Установка «конца света» – идея о том, что ситуация слишком ужасна и граничит с катастрофой.Слова-маркеры: это ужасно, мрак, катастрофа, я этого не переживу зарезал без ножа, конец, я

    Из книги Этнопсихология автора

    4.2. Этнические конфликты: как они возникают В психологии межэтнических отношений исследуются три основные проблемы: как конфликты возникают, как протекают и как их можно урегулировать. Так как они изучаются разными науками, поисками их причин озабочены и социологи, и

    Из книги Этнопсихология автора Стефаненко Татьяна Гавриловна

    4.3. Этнические конфликты: как они протекают Кроме поисков причин конфликтов психология межгрупповых отношений пытается ответить еще на один вопрос: как протекает конфликт, как изменяются в его ходе конфликтующие стороны. Социального психолога интересуют прежде всего не

    Из книги Тренинги развития с подростками: Творчество, общение, самопознание автора Грецов Андрей Геннадьевич

    12. Конфликты и причины их возникновения Задача занятия: проанализировать сущность конфликтов, причины их возникновения и пути разрешения .Упражнение-разминка «Встреча на узком мостике»Описание упражнения. Двое участников становятся на линии, проведенной на полу,

    Из книги Кризисные состояния автора Юрьева Людмила Николаевна

    Глава 1. Причины возникновения кризисных состояний Бездна, безмолвно поглощающая тысячи жизней, скрытые яды, доводящие личность до вырождения, до убожества и угасания, при насмешках безрассудных зрителей, подводные камни, о которые столько жизней терпят крушение или от

    Из книги Сердце разума. Практическое использование методов НЛП автора Андреас Коннира

    Другие причины возникновения страха Далеко не у всех людей страх перед аудиторией будет возникать по тем же причинам, что и у Джоан. Но дискомфорт будет всегда, результатом какого-то внутреннего процесса. Некоторым людям кажется, что они вообще потеряли дар речи, других

    автора

    Глава 2. Как мы представляем себе причины возникновения любовных и семейных ссор Благодаря предшествующей главе мы с вами уже знаем: Любовные ссоры – это постоянный процесс взаимной проверки и подгонки друг под друга тех, кому суждено стать матерью и отцом совместных

    Из книги 15 мифов о любовных и семейных ссорах: посмотрите на себя со стороны! автора Зберовский Андрей Викторович

    Глава 4. Объективные причины возникновения ссор в любовных и семейных отношениях Многие из тех, кто поддерживает любовные отношения, бывает, в сердцах спрашивают у себя и других: «Как же сделать так, чтобы влюбленные вообще никогда не ссорились?». Однако, как мы уже знаем

    Из книги Словесное каратэ [Стратегия и тактика общения] автора Сергеечева Валентина

    Глава 1. Сущность и причины возникновения замечаний, возражений и выпадов Острословы уверяют, будто желание сделать замечание появилось раньше, чем повод. Человек в реальной ситуации не так миролюбив, как он это декларирует, и не прочь так повернуть и обострить ситуацию,

    Из книги Шпаргалка по конфликтологии автора Кузьмина Татьяна Владимировна

    ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ Причины конфликтов – важный компонент в вопросе урегулирования любого конфликта. Причины возникновения конфликта являются движущей силой развития и эскалации конфликта. Природа причин может иметь объективный или субъективный

    Из книги Шопинг, который вас разоряет автора Орлова Анна Евгеньевна

    3. Причины возникновения шопомании

    Из книги Строение и законы ума автора Жикаренцев Владимир Васильевич

    Причины возникновения Современного ума-эго Пора назвать причины возникновения ума-эго и показать этапы его развития. Они открываются, если отойти от привычного видения устройства мира. Оно создавалось последние пять веков, и сейчас ум опутан привнесёнными в него

    Из книги Я всё могу! Позитивное мышление по методу Луизы Хей автора Могилевская Ангелина Павловна

    Причины возникновения болезней страхи, негативные убеждения; чувство вины – испытывая боль, спросите себя: я чувствую себя виноватой… в чем? Я себя обвиняю… в чем? Я боюсь, что меня обвинят… в чем? стресс – мы чувствуем себя разрывающимися на части (проблема

    Столкновения и другие конфликтные ситуации на межнациональной почве представляют собой довольно серьезную проблему в современном мире. Более подробно о том, что это такое, будет рассказано в статье, а также рассмотрим, когда возникли этнические конфликты. Примеры из истории также будут приведены ниже.

    Что такое этнический конфликт?

    Столкновения, в основе которых лежат национальные противоречия, называются этническими. Они бывают локальными, на бытовом уровне, когда конфликтуют отдельно взятые люди в пределах одного населенного пункта. Также их подразделяют на глобальные. Пример этнического конфликта на глобальном уровне - это косовский, палестинский, курдский и тому подобные.

    Когда возникли самые первые этнические конфликты?

    Ситуации, сопровождающиеся накалом межнациональных отношений, начались с давних времен, можно сказать, что с момента возникновения государств и наций. Но речь в данном случае пойдет не о них, а о тех противостояниях, которые известны из относительно недавних исторических событий.

    После того как распался Советский Союз, народы, бывшие когда-то единой целой советской нацией, стали существовать сами по себе, по отдельности. Обострились различные конфликтные ситуации. Пример этнического конфликта на постсоветском пространстве - это ситуация в Нагорном Карабахе, столкновение интересов двух государств: Армении и Азербайджана. И эта ситуация далеко не единственная.

    Противостояние национальных интересов, военные действия на территории бывшего СССР затронули Чечню, Ингушетию, Грузию и другие страны. Даже сегодняшние взаимоотношения между Россией и Украиной тоже можно рассматривать как пример этнического конфликта.

    Ситуация в Нагорном Карабахе

    На сегодняшний момент в центре внимания оказался конфликт, имеющий очень давнюю историю. С давних времен между Арменией и Азербайджаном существует противостояние по вопросу о том, чьей территорией является Нагорный Карабах. Отчасти эта ситуация проясняет ответ на вопрос, когда и почему возникли этнические конфликты. Примеры многочисленны, но этот более понятен в рамках Постсоветского пространства.

    Своими корнями этот конфликт уходит в далекое прошлое. По данным армянских источников, Нагорный Карабах носил название Арцах и был в составе Армении во времена Средневековья. Историки противостоящей стороны, наоборот, признают право Азербайджана на эту область, так как название «Карабах» представляет собой сочетание двух слов на азербайджанском языке.

    В 1918 году была создана Азербайджанская демократическая республика, признававшая свои права на эту территорию, но вмешалась армянская сторона. Однако в 1921 году Нагорный Карабах стал частью Азербайджана, но на правах автономии, причем достаточно широкой. Долгое время конфликтная ситуация была разрешена, но ближе к распаду СССР она возобновилась.

    В декабре 1991 года население Нагорного Карабаха изъявило свою волю на референдуме за то, чтобы выйти из состава Азербайджана. Это послужило причиной начала боевых действий. На сегодняшний момент Армения выступает за независимость данной территории и защищает ее интересы, в то время как Азербайджан настаивает на сохранении своей целостности.

    Вооруженный конфликт между Грузией и Южной Осетией

    Следующий пример этнического конфликта можно вспомнить, если вернуться в 2008 год. Его основные участники – Южная Осетия и Грузия. Истоки конфликта лежат в 80-х годах 20-го века, когда Грузия начала проводить политику, направленную на обретение независимости. В результате этого страна «рассорилась» с представителями национальных меньшинств, среди которых были абхазы и осетины.

    После распада Советского Союза Южная Осетия формально осталась в составе Грузии: она окружена этим государством, лишь с одной стороны граничит с Северной Осетией – республикой, находящейся в составе РФ. Однако правительством Грузии она не контролируется. В итоге в 2004 и 2008 годах случились вооруженные конфликты, многим семьям пришлось покинуть свои дома.

    На данный момент Южная Осетия заявляет о себе как о независимом государстве, а Грузия нацелена на улучшение отношений с ней. Однако на взаимные уступки, чтобы урегулировать конфликтную ситуацию, ни одна из сторон не идет.

    Ситуации, речь о которых шла выше – далеко не все этнические конфликты. Примеры из истории гораздо более обширны, особенно на территории бывшего СССР, так как после его распада было утрачено то, что объединяло все народы: идея мира и дружбы, великого государства.