Цели и задачи:
- закрепить правило правописания корней –раст-, -ращ-, -рос-; повторить правописание корней –лаг-, -лож-; правописание корней с проверяемой и непроверяемой безударной гласной; вырабатывать умение находить слова с изученной орфограммой, навык по написанию слов с указанными корнями;
- развивать память и мышление учащихся, навыки связной речи;
- воспитывать любовь к природе, интерес к русскому языку.
Оборудование:
- Ноутбук.
- Мультимедийный проектор.
- Презентация Microsoft PowerPoint (Приложение 1 )
- Учебник “Русский язык 5 класс” Т.А. Ладыженской и др.
- Индивидуальные карточки с разноуровневым заданием.
Ход урока
1. Организационный момент.
Скоро растает снег, реки освободятся ото льда, можно будет пускать кораблики. Сегодня мы снова отправимся в страну Слов в гости к известной нам Совунье и вместе с ней совершим речное путешествие. Во время путешествия повторим корни с чередующейся гласной и правописание корней с безударной гласной. (слайд 1)
2. Проверка домашнего задания.
Прежде чем отправиться в путь, проверим, всё ли мы выполнили дома.
Проводится разноуровневая проверка домашнего задания.
- 1 группа учащихся выполняет самостоятельную работу на карточке по словам из домашней работы: выписать в колонки слова с чередующейся гласной в корне и слова с безударной гласной в корне.
- 2 группа учащихся на карточке вставляет пропущенные гласные в тех же корнях.
Затем осуществляется совместная проверка.
Устный опрос:
От чего зависит написание гласных в корнях –лаг-, -лож-? В корнях –раст-, -ращ-, -рос-?
Как проверить безударную гласную в корне слова?
Можно ли проверять корни с чередующейся гласной ударением? Почему?
3. Закрепление.
1) -Мы отправляемся в путешествие по реке Грамматике. Обратите внимание, какая прозрачная вода. Какие растения можно увидеть на дне? (слайд 2)
(водоросли)
Какие корни встречаются в этом слове?
Вставьте буквы и объясните их написание (на интерактивной доске).
(В чистой воде можно увидеть заросли водорослей.)
Что растет по берегам реки? (слайд 3)
(камыш, рогоз)
Обратите внимание, как пишется слово рогоз . Объясните орфограмму в слове камыш.
Составьте и запишите предложение с этим словом.
(У берега растет высокий камыш.)
Какой корень с чередующейся гласной нам встретился? Объясните его правописание.
2) - После того как мы заглянули в глубину реки, осмотрели берега, теперь оглянемся вокруг.
Что растет на берегу? (слайд 4)
(яблонька)
Смотрите, какая красивая яблонька выросла. Солнышко её пригревает, и яблочки на ней поспевают. А как они поспевают, об этом мы прочитаем в стихотворении “Яблонька” (слайд 5).
Учащийся читает стихотворение.
Р_сти, р_сти яблонька
Подр_стай!
Цв_ти, цв_ти яблонька
Расцв_тай!
З_лотое солнышко,
Жарче грей!
Выр_стайте яблоки
Поскорей!
Р_сла, р_сла яблонька
Подр_сла.
Цв_ла, цв_ла яблонька
Отцв_ла.
Отр_хнула яблонька
Свой наряд,
И поспели яблоки
Для ребят.
Вставьте пропущенные буквы и запятые, объясните орфограммы.
Над какими орфограммами работали?
Спишите только те предложения, где встречаются корни с чередующейся гласной. Выделите их, обозначьте орфограмму.
3) - Полюбовались мы на яблоньку, теперь можно плыть дальше. Ярко светит солнце. Что это блестит на берегу в волнах? (слайд 6)
(бутылка)
А в бутылке спрятано письмо. Интересно, что же в этом письме? (слайд 7)
Это письмо от ребят. Прочитаем его.
Сад вырос.
У нас во дворе есть садик. Его вырастили ребята нашего дома. Сначала двор был плохой. Только у забора росла едва заметная травка. Потом мы посадили деревья, цветы и стали их выращивать.
Появились первые ростки. Мы оберегали каждое растение. Цветы росли на наших глазах. Деревья заметно подрастали. Наш двор стал зеленым, а садик всё растет и хорошеет.
Действительно, чтобы вырастить хороший сад, надо много трудиться. А чтобы запомнить, как это делать, мы поработаем с текстом.
Где находился садик? Кто его вырастил?
Как двор выглядел сначала?
Что предприняли ребята, чтобы двор изменился?
Как разрастался сад?
Найдите слова, в которых встречаются корни с чередующейся гласной. Назовите корни.
(вырастили, росла, выращивать, ростки, растение, росли, подрастали, растет)
Ещё раз прочитаем текст и перескажем, запоминая, где какое слово стоит.
Но это не простые камни, а грамматические. Под каждым камнем скрывается слово.
Распределите эти слова в 2 колонки: корни с чередующейся гласной и корни с безударной гласной.
(бережок, положил, течение, река, растет, располагаться, садовый, вырос)
Проверим, правильно ли мы распределили слова.
5) Камни убраны, можно отправляться домой. Посмотрите, нас встречает Совунья. (слайд 9). Она что-то хочет спросить.
4. Итог урока.
С какими преградами-орфограммами вы сегодня встретились? Можно ли проверять чередующуюся гласную в корне слова ударением?
Вы хорошо сегодня поработали.
5. Домашнее задание.
Выполнить работу на карточке. (слайд 10)
В корне р а ст- и р о с- выбор написания буквы «а» или «о» зависит от наличия в корне согласных «ст» и «щ» .
В корне раст-/ращ-/рост-/рос гласные чаще всего являются безударными, например:
р а сте́ние - вы́р а щенный - вы́р о сток - по́р о сль.
Но проверять их ударением, как чаще всего и поступают с безударными гласными в корне, не следует, так как гласные а//о являются чередующимися .
Эти чередующиеся корни возникли исторически в результате влияния старославянского языка:
корень рос- является исконно русским, а корень раст-/ращ- - старославянским.
В написании слов с этими корнями воспользуемся орфографическим правилом:
Написание слов с корнем раст-/ращ-
Значит, для выбора буквы «а» или «о» в рассматриваемых корнях нужно только внимательно посмотреть на слово и заметить наличие в нем указанного сочетания согласных «ст» и «щ» , например:
Точно также сделаем выбор буквы «а» в написании слов:
Без дождя и трава не растёт (пословица).
Вырастала ёлка в лесу на горе, у неё иголки зимой в серебре.
Целый день сосульки тают, хоть и тают - подрастают, стали чуть ли не до земли. Вот как сильно подросли! (Елена Трутнева).
Написание слов с корнем рос-/рост-
В словах с корнем рос-, за которым не следуют букв «ст» и «щ» , выберем букву «о» :
У лесной рябинки выросли волнушки прямо на тропинке.
Мы стоим две-три минутки, точно к месту приросли: голубые незабудки, незабудки расцвели (Е. Трутнева).
Исключения :
Все производные слова сохраняют указанные написания, например:
Ранней весной упадет семечко с ели во влажную землю, прорастёт. Покажется маленький росток. Он даст жизнь новому деревцу (Г. Скребицкий).
Видеоурок «Чередующиеся гласные в корнях РОС, РАСТ, РАЩ»
russkiiyazyk.ru
Корни -раст-, -ращ-, -рос-: правило употребления
Орфограмма в корне слова — тема, рассматриваемая ещё в 5 классе школы. Однако часто можно встретить ошибочное использование корней с чередующимися гласными. В чём же причина того, что вызывает затруднение написание, например, корней -зар-/-зор- или -раст-/-ращ-/-рос-? Правило, которое предлагается в курсе школьной орфографии, направлено в большей степени на заучивание информации, чем на её логическое и этимологическое объяснение. Дело усложняется, если правило содержит в себе исключения — слова без объяснений для запоминания. Ростовщик Ростислав из Ростова в пальто на вырост — это практически полный перечень слов-исключений из рассматриваемого ниже правила.
Формальное правило. Корни -раст-, -ращ-, -рос-
Правило лаконично дает понять, что орфограмма -о- используется при конечной -с- в корне, в то время как выбор орфограммы -а- отвечает за два варианта: — ст и — щ. Правильный выбор гласной в данном случае — основа для успешного освоения русского языка, поскольку вопрос затрагивает морфему первостепенной важности — корень. На него опирается слово — первый строительный элемент языка.
Почему возникает затруднение в выборе нужной орфограммы? Причина в том, что изменяемая гласная находится в безударном положении, поэтому и возникает необходимость сформулировать для корней (-раст-, -ращ-, -рос-) правило. Однако простое заучивание норм языка не всегда будет успешным, в отличие от логического объяснения, запоминающегося легче.
Исторические особенности
Дело в том, что чередование корней явилось следствием смешения двух языков: древнерусского, дописьменного языка Руси, и старославянского — языка церковных книг. К первому относятся слова с корнем с -о- (подросток, рослый, недоросль), ко второму — с -а (растение, отращивать, произрастать).
В современном языкознании наблюдается тенденция к унификации корня посредством создания общего семантического гнезда с главной орфограммой -а-. В данном случае опорой для усвоения орфограммы будет являться формальное правило. Однако существует предположение, что слова с разными орфограммами в корне являются производными от различных, хотя и однокоренных слов.
Слова с корнем -рос- наиболее близки к форме прошедшего времени глагола “расти”, например “он рос”. Если внимательно посмотреть на всё семантическое гнездо данных слов, то в глаза бросается обилие деепричастий прошедшего времени и существительных со значением уже свершившегося действия (взрослый — кто уже вырос, поросль — уже поросла).
Для корней с фонемой -а- словом-производителем будет являться глагол “расти”: возраст, растение.
Исключения
Однако не всё так просто с корнями -раст-, -ращ-, -рос-: правило затрагивает не все слова с безударной орфограммой в корне, поскольку существуют исключения. Они не очень сложны для запоминания, если разобраться в них более детально. Ростов и Ростислав относятся к категории имен собственных, которые не подчиняются общим законам для имен нарицательных.
Ещё исключения на -рост-, которые можно объяснить логически и через взаимосвязь со словом “рост”: ростовщик (тот, кто дает деньги под процент, то есть «в рост»), на вырост (то есть на будущий больший рост) и росток (молодое растение, которое только начало рост).
Стоит помнить при заучивании не только правописание -раст-, -ращ-, -рос-: правило подходит с формальной стороны. Лишь более детальное и развернутое исследование проблемы даст шанс к нахождению адекватного объяснения интересующего правила. При условии, что запоминаемый материал логически и исторически обоснован, он будет легче восприниматься и закладываться в память.
Корни раст-, ращ-, -рос
ВыРАСТить тыкву в четыре обхвата
Как-то весною решили юннаты.
Плод им выРАЩивать так надоело,
Летом РАСТение совка доела.
***
РОСло рядом с тыквой
Семейство бобовых,
РАСТёт и поныне,
Соседей ждёт новых.
***
ЗаРОСли буйны смородины красной,
Солнышком каждый РОСТОЧЕК обласкан.
***
Я скромный вывела цветок,
В земле проклюнулся росток,
Потом немножечко подрос,
И получился кустик роз.
В Ростове Ростислав ростовщик
Много денег притащил.
Он корабль снарядил
За ростками плыть в Росток.
Лучше б ехал на Восток.
_______________________________
Если ударение не помогло определить написание «О» или «А»,
то 1.Перед -СТ- или -Щ- — пиши «А»
2.В остальных случаях «О»
3 Исключения:росток, ростовщик,Ростов, Ростислав, но: отрасль
___________________________________________________
совка — с.-х. вредитель
юннаты — юные натуралисты
Уважаемая Лира Ликбеза! Я в восторге от Вашей грамматики. Вы очень
точно выбрали себе Ник. Ликвидация неграмотности. Я после прочтения
грамматики написала рецензию у себя на сайте, где Вы давали мне
советы о конкурсе.Слава Богу, я напечатала два стих-ния,внучка
разобралась. Я не написала фамилию,но потом разберёмся.
С уважением, Рита Лященко
Спасибо, Рита. Я рада нашему знакомству.
В Избушке ведущие дают советы, как лучше подправить стих-е.
Вы прислушивайтесь к их советам, не обижайтесь. Ведь хотим как лучше.
Всего доброго вам.
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
Правописание корней -раст- (-ращ-) – -рос- и -лаг- (-лож-). 5-й класс
Цель: освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Применять знания и умения в области морфемики и словообразования в практике правописания.
Формирование УУД:
Познавательные метапредметные умения
Коммуникативные метапредметные умения
Регулятивные метапредметные умения
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
Учащимся предлагается решить два ребуса.
В результате в тетрадях учащихся и на доске записываются слова:
– По каким правилам пишем эти слова?
Развитие «Я – концепции»
2 этап (слайды 6, 7, 8)
Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии
– Назовите слова из домашнего упражнения, которые пишутся с буквой а в корне. Прокомментируйте свой выбор.
– Назовите слова из домашнего упражнения, которые пишутся с буквой о в корне. Прокомментируйте свой выбор.
Затруднение. Проблемная ситуация.
Орфографическая 5-минутка. Вставить пропущенные буквы. Обсудить в паре.
Оч…ровать красотой
Заг…дать желание
Небо в з…рницах
Подг…ревший пирог
Прил…гать усилия
Дети подр…стают
Вот только на этом этапе формулируем тему урока и записываем ее в тетрадь.
Формируемые УУД
Развитие познавательных интересов, учебных мотивов
Поиск разнообразных способов решения задач
3 этап (слайды 9, 10, 11)
Этап открытия новых знаний, первичного закрепления с проговариванием во внешней речи, возможна работа со словарем.
Поразмышляем!
– Вот вам карточки с группами слов.
Понаблюдайте, когда в этих словах пишется о
, а когда а.
Сделайте вывод.
(Работа в парах)
Карточка 1
Буквы о-а в корне -лаг- — -лож-
Карточка 2
Буквы о-а в корне -раст-(-ращ-) — -рос-
- раст — раст ение
- -ращ — выращ енный
- -рос — зарос ли
- Отрасль – отдельная область науки, производства.
- Ростовщик – тот, кто дает деньги в долг под большие проценты.
- Поиск необходимой информации для решения учебных задач с использованием учебной литературы
- Структурирование знаний
- Использование речи для регуляции своего действия
- Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
- Поиск необходимой информации для выполнения учебных с использованием учебной литературы
- прилагать, ловить, помирить;
- усложнить, положить, изложение;
- произрастать, потрясти, излагать.
- Развитие «Я концепции»
- Владение диалогической формой речи.
- Писк разнообразных способов решения задач
- Структурирование знания
- Горячая линия банка Восточный Экспресс Горячая линия Восточного Экспресс банка - это справочно-информационная служба с элементами самостоятельного дистанционного обслуживания. Операторы контакт-центра в режиме реального времени по телефону смогут предоставить постоянным и потенциальным клиентам любую […]
- Алименты на детей в 2017 году Эта статья устарела! Обо всех основных изменениях в алиментном законодательстве с 1 января 2018 года читайте в следующем материале на нашем сайте: → Алименты в 2018 году - изменения и свежие новости ← В 2017 году останутся неизменными основополагающие вопросы взыскания […]
- Какие компании дают кредит под залог ПТС: выбираем оптимальный вариант Еще десять лет назад менее 20% населения нашей страны обращалось за кредитами, большинство же выражало открытое недоверие к такому способу займов, а на сегодняшний день - уже более 50% россиян хоть раз прибегали к услугам кредитных […]
- Налог от прибыли форекс Каждый успешный трейдер или инвестор рано или поздно задаётся вопросом – а надо ли платить налоги с прибыли, полученной с Форекс? Сегодня попробуем разобраться в этом вопросе досконально и рассмотреть варианты, которые есть у трейдера или инвестора, получившего прибыль. Скажу сразу […]
- Отделение по гражданству и миграции Клецкого РОВД Отделение по гражданству и миграции Клецкого РОВД 222531 г.Клецк, ул.Орловского, д. 2а Приём граждан: ВТОРНИК, ПЯТНИЦА: с 8.00 до 13.00, с 14.00 до 17.00 СРЕДА: с 11.00 до 15.00, с 16.00 до 20.00 ЧЕТВЕРГ, СУББОТА: с 8.00 до 13.00 ВОСКРЕСЕНЬЕ, ПОНЕДЕЛЬНИК: […]
- Способы оптимизации налогов это 4.1. Способы оптимизации налогов Способы налоговой оптимизации разнообразны по своей природе. Среди наиболее популярных методов оптимизации налогов специалисты обычно выделяют: метод замены отношений; метод разделения отношений; метод отсрочки налогового платежа; метод […]
- Защита прав потребителей Как правило, спорные ситуации вызваны: приобретением товара ненадлежащего качества, оказанием услуг,выполнением работ или наоборот их не выполнением (полностью или частично) либо имеют место существенные недостатки. Это также касается сроков устранения выявленных недостатков, […]
- Что по закону является оскорблением чувств верующих? Изменения в российском законодательстве, ужесточающие ответственность за оскорбление чувств верующих, оставляют немало вопросов. Что именно является оскорблением, верующие каких вероисповеданий пользуются особой защитой - четкого ответа на эти вопросы […]
Исключения: отрас ль, рост ок, рост овщик, Рост ов, Рост ислав, подрост ковый, на вырост.
На основании исследования закономерностей в написании слов учащиеся устно формулируют два орфографических правила, затем учитель предлагает сверить с формулировкой, данной в учебнике. В процессе работы может возникнуть необходимость в толковании слов «ростовщик», «отрасль». Как правило, пятиклассники не могут объяснить их значения. Поэтому следующим этапом работы может стать работа с толковым словарем, в результате которой учащиеся составляют предложения со словами «ростовщик», «отрасль».
Формируемые УУД
4 этап (слайды 12, 13)
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
Учащимся предлагается выполнить следующее задание на карточке (работа в парах)
Вставьтепропущенныебуквы:
1) изл_гать,
2) пол_гать,
3) сл_гаемое,
4) предл_гать,
5) возл_гать,
6) изл_жение,
7) возл_жить,
8) пол_г,
9) перел_жить,
10) распол_гать,
11) сл_гать,
12) предпол_гать
13) прил_гательное,
14) р_стение,
15) прор_сти,
16) отр_сль,
17) р_стовщик,
18) р_сток,
19) подр_сли,
20) прор_сти,
21) выр_щенный,
22) дор_сти,
23) р_стительность,
24) возр_ст,
25) прир_сти.
5 этап (слайд 14)
Этап включения в систему знаний и повторения
Определите «третийлишний»
Игра «Третий лишний» позволяет учащимся не только повторить изученные правила, но и осознать необходимость различения корней с чередованием и корней с проверяемой безударной гласной. Кроме того, учащиеся вспоминают о таком важном умении для формирования орфографических навыков, как умение верно выделять морфемы.
6 этап (слайд 15)
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
На этом этапе учащимся предлагается вспомнить этапы освоения орфографических правил и применить новые знания при решении очередной орфографической задачи, представленной на слайде. На этом же этапе учитель опрашивает учеников о том, как им работалось в парах, просит рассказать о положительных моментах совместной деятельности и о том, какие затруднения испытывали учащиеся, ребята заполняют карту успеха и сдают учителю.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Конспект урока на тему «Буквы а-о в корнях -раст-(-ращ-) -рос-»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Фёдоровская основная школа им. Л.В. Виноградова»
Ясногорского района Тульской области
Конспект урока русского языка.
Тема: «Буквы а-о в корнях –раст-(-ращ-) – рос».
учитель русского языка и литературы
Титов Олег Валериевич
д. Фёдоровка, 2015
Тема. Буквы а-о в корнях –раст-(-ращ-) – рос.
Цель: создание условий для осознания детьми необходимости правильно писать слова с корнем -раст-, -рос-.
Задачи:
1. Обучающая: учить правилу правописания букв а-о в корнях–раст-
2.Развивающая: развивать память, навыки самостоятельной работы, логическое мышление.
3.Воспитывающая: воспитывать усидчивость, аккуратность.
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.
Формы работы
учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Методы и приемы:
словесный, проблемный, самостоятельная работа, объяснение.
Оборудование: таблицы, карточки, раздаточный материал.
Проверка домашнего задания
Назовите слова с пропущенными орфограммами.
Каково по цели высказывания предложение №3?
О каком времени суток говорится в этом тексте?
Письмо по памяти.
Сейчас мы прочитаем стихотворение З. Александровой «Мой Мишка», которое затем вы напишете по памяти.
Я рубашку сшила Мишке,
Я сошью ему штанишки.
Надо к ним карман пришить
И платочек положить.
Найдите в отрывке из стихотворения слова с корнем –лаг-, -лож-. Назовите их.
Вспомните правило правописания букв а-о в корнях -лаг-, -лож-.
Распределите в 2 колонки словосочетания по следующему принципу: в левую – словосочетания, в которых есть слова с корнем –лаг-, в правую — словосочетания с корнем –лож-.
Предл…гать книгу, прил…жение к журналу, хорошее изл…жение, изл…гать грамотно, твоё предл. жение, разл…жить костёр, второе сл…гаемое, предл…гать план, отл…жить встречу, распол…житься здесь.
Новый материал.
Сегодня мы продолжаем изучение корней с чередованием а-о. Вам уже известно правило правописания корней –лаг-, -лож-. Как вы думаете есть ли ещё корни с чередующимися гласными а-о?
Чтобы ответить на вопрос, посмотрите на следующую запись:
Вырастить лук, росли в лесу, скоро отрастёт, рос далеко, выращенный на грядке.
В каких корнях пишется о? В каких – а?
Попробуйте сформулировать правило правописания а-о в корнях –раст- (-ращ-) – рос.
xn--j1ahfl.xn--p1ai
МОУ Саранинская СОШ
Урок русского языка в 5классе
с использованием ИКТ
на тему «Правописание корней раст/ ращ/ рос».
Цели урока :
1. Научить учащихся применять способ действия при выборе гласных
о – а в корнях раст/ращ/рос.
2. Формировать познавательный интерес учащихся через разнообразные формы учебной деятельности .
Ход урока.
I. Организационный этап .
II. Повторение.
На доске (можно на интерактивной) записаны слова с пропущенными гласными на правописание корней лаг/лож: прил..гать, перел..жить, сл..гаемое, прол..гать, обл..жили, нал..гать. дол..жить. отл..жить. предл..гать. сл..жить.
Задание:записать слова в два столбика. Проверка по столбикам.
Вывод: в каких корнях пищется гласная а, в каких – о?
Рассказать правило по таблице.
VI. Проверочная работа с помощью матриц. Слова записаны на доске.
Задание: прописать под соответствующими номерами только букву а
1. р…стительность
2. взр…щенный
3. выр…сла
4. подр…стает
6. вр…сли
7. прор…сти
8. пор…сль
9. р…сток
10. выр…стим
VII. Подведение итогов урока .
Что нового мы узнали на уроке?
Чему научились?
Расскажите правило правописания корней раст/ращ/рос.
Что можем сказать принцессе Орфографии?
VIII. Домашнее задание:
1. Выучить правило стр.178 (орфограмма № 13)
2. Выполнить упражнение 441.
учитель русского языка
МОУ Саранинская СОШ
с использованием ИКТ
на тему: «Буквы о - е после шипящих на конце наречий».
Тип урока: изучение новой темы.
Цели урока:
1. Изучить способ действия при выборе написания о-е после шипящих на конце наречий.
2. Работать над развитием коммуникативных навыков учащихся.
3. Формировать познавательный интерес учащихся через активные формы учебной деятельности.
Ход урока.
I. Организационный этап.
II . Повторение.
1. На доске текст (можно на интерактивной):
Люблю май и терпеливо жду его в январскую стужу, в февральские метели, в апрельское половодье. Но май всегда приходит неожиданно. Звонко зажурчат ручьи, буйно зацветет сирень в моем саду. Май весь в цвету!
Задания учащимся:
Прочитайте текст.
Изменилось ваше настроение? Почему?
Назовите наречия, которые встречаются в тексте.
По каким признакам вы определили, что это наречия?
2. Лингвистическая игра «Четвертое лишнее» (на интерактивной доске). Способ действия: вставь пропущенную букву, подчеркни орфограмму, найди лишнее слово, расскажи правило.
· Солнц…м, встреч…й, ландыш…м, луч…м.
· Свинц…вый, ландыш…вый, парч…вое, камыш…вые.
Сформулируйте общее правило.
Таким образом, мы определили основные условия выбора этой орфограммы: часть речи , морфема, ударение.
III . Определение цели урока.
Как вы думаете, почему для игры использовались слова именно с этими орфограммами?
Какую тему мы должны изучить на уроке?
Какая проблема стоит теперь перед нами?
IV. Изучение новой темы.
1.Начнем с наблюдения. Но доске примеры:
ГОРЯЧ…
ПЕВУЧ…
Вопросы и задания учащимся:
К каким частям речи относятся слова?
В каких морфемах пропущены буквы?
Какие гласные нужно написать на конце наречий?
После каких согласных пишутся гласные о и е?
Сформулируйте правило.
2. Чтение правила по учебнику.
Что показалось знакомым?
Что нового появилось в правиле правописания наречий?
3. Вывешивается таблица.
Расскажите правило по таблице.
V. Тренировочные упражнения.
1. Упражнение 212 самостоятельно
В каких наречиях вы написали букву о после шипящих? По какому правилу?
Что нужно запомнить о наречии ещё ?
Какое правило мы изучили на сегодняшнем уроке?
Сформулируйте общее правило правописания существительных, прилагательных, наречий.
VI. Проверочная работа.
На доске слова (можно на интерактивной).
О или е?
1. больш…й
2. пейзаж…м
3. похож…
4. манящ…
5. хорош…
6. сердц…м
7. свеж…
8. ещ…
9. роднич…к
10. свеч..й
11. общ…
12. о лучш…м
13. зайч…нок
14. скрипуч…
Заполняются перфокарты и сдаются учителю на проверку.
Ответы: О – 1, 5, 7, 9,10,11, 13
Каким правилом пользовались, выполняя задание?
Какое слово является исключением?
VII . Домашнее задание.
1. Выучить правило.
VIII . Работа по развитию речи.
Вспомним еще раз цветущий май. Рассмотрите картины «Сирень» и саранинской художницы Н. Наумовой.
Выберите одну из картин и сочините миниатюру, используя наречия (на доске):свежо, ещё, хорошо, благоухающе, кипуче. волнующе, маняще, освежающе, зовуще.
А музыка поможет создать весеннее настроение.
Звучит пьеса «Белые ночи».
Учащиеся читают миниатюры.
Какую роль выполняют наречия в тексте?
Какое правило правописания наречий использовали в творческой работе?
Тема, рассматриваемая ещё в 5 классе школы. Однако часто можно встретить ошибочное использование корней с В чём же причина того, что вызывает затруднение написание, например, корней -зар-/-зор- или -раст-/-ращ-/-рос-? Правило, которое предлагается в курсе школьной орфографии, направлено в большей степени на заучивание информации, чем на её логическое и этимологическое объяснение. Дело усложняется, если правило содержит в себе исключения - слова без объяснений для запоминания. Ростовщик Ростислав из Ростова в пальто на вырост - это практически полный перечень слов-исключений из рассматриваемого ниже правила.
Формальное правило. Корни -раст-, -ращ-, -рос-
Правило лаконично дает понять, что орфограмма -о- используется при конечной -с- в корне, в то время как выбор орфограммы -а- отвечает за два варианта: - ст и - щ. Правильный выбор гласной в данном случае - основа для успешного освоения русского языка, поскольку вопрос затрагивает морфему первостепенной важности - корень. На него опирается слово - первый строительный элемент языка.
Почему возникает затруднение в выборе нужной орфограммы? Причина в том, что изменяемая гласная находится в безударном положении, поэтому и возникает необходимость сформулировать для корней (-раст-, -ращ-, -рос-) правило. Однако простое заучивание норм языка не всегда будет успешным, в отличие от логического объяснения, запоминающегося легче.
Исторические особенности
Дело в том, что чередование корней явилось следствием смешения двух языков: древнерусского, дописьменного языка Руси, и старославянского - языка церковных книг. К первому относятся слова с корнем с -о- (подросток, рослый, недоросль), ко второму - с -а (растение, отращивать, произрастать).
В современном языкознании наблюдается тенденция к унификации корня посредством создания общего семантического гнезда с главной орфограммой -а-. В данном случае опорой для усвоения орфограммы будет являться формальное правило. Однако существует предположение, что слова с разными орфограммами в корне являются производными от различных, хотя и однокоренных слов.
Слова с корнем -рос- наиболее близки к форме прошедшего времени глагола “расти”, например “он рос”. Если внимательно посмотреть на всё семантическое гнездо данных слов, то в глаза бросается обилие деепричастий прошедшего времени и существительных со значением уже свершившегося действия (взрослый - кто уже вырос, поросль - уже поросла).
Для корней с фонемой -а- словом-производителем будет являться глагол “расти”: возраст, растение.
Исключения
Однако не всё так просто с корнями -раст-, -ращ-, -рос-: правило затрагивает не все слова с безударной орфограммой в корне, поскольку существуют исключения. Они не очень сложны для запоминания, если разобраться в них более детально. Ростов и Ростислав относятся к категории имен собственных, которые не подчиняются общим законам для имен нарицательных.
Ещё исключения на -рост-, которые можно объяснить логически и через взаимосвязь со словом “рост”: ростовщик (тот, кто дает деньги под процент, то есть "в рост"), на вырост (то есть на будущий больший рост) и росток (молодое растение, которое только начало рост).
Стоит помнить при заучивании не только правописание -раст-, -ращ-, -рос-: правило подходит с формальной стороны. Лишь более детальное и развернутое исследование проблемы даст шанс к нахождению адекватного объяснения интересующего правила. При условии, что запоминаемый материал логически и исторически обоснован, он будет легче восприниматься и закладываться в память.