Насилие в политическом процессе. Насилие и ненасилие в политике. Методы ненасильственной политической борьбы. Методы ненасильственного протеста и убеждения

Политика издавна связывается или даже отождествляется с насилием. Как уже отмечалось, ее важнейшим отличительным признаком является применение организованного насилия. Легальное политическое насилие на своей территории осуществляет лишь государство, хотя его могут применять и дру­гие субъекты политики: партии, террористические организации, группы или отдельные личности.

Насилие представляет собой преднамеренное действие, на­правленное на уничтожение человека (или других живых существ) или нанесение ему ущерба и осуществляемое вопреки его воле. Насилие может быть физическим, экономическим, психологи­ческим и др. Применительно к политике, говоря о насилии, обыч­но имеют в виду физическое насилие (или ненасилие) как сред­ство ее осуществления.

Политическое насилие отличается от других форм не только физическим принуждением и возможностью быстро лишить че­ловека свободы, жизни или нанести ему непоправимые телесные повреждения, но также организованностью, широтой, систематичностью и эффективностью применения. В относительно спокойные, мирные времена его осуществляют специально подготовленные для этого люди, обладающие оружием и другими средствами принуждения, объединенные жесткой организационной дисциплиной и централизованным управлением, хотя в периоды восстаний и гражданских войн круг субъектов насилия значительно расширяется за счет непрофессионалов.

Насилие -неотъемлемая сторона всей человеческой исто­рии. В политической и общественной мысли встречаются самые различные, в том числе прямо противоположные оценки роли насилия в истории. Некоторые ученые, например Евгений Дю­ринг, приписывали ему решающую роль в общественном разви­тии, сломе старого и утверждении нового.

Близкую к такой оценке насилия позицию занимает марк­сизм. Он рассматривает насилие как «повивальную бабку исто­рии» (К. Маркс), как неотъемлемый атрибут классового общест­ва. Согласно марксизму, на протяжении всего существования част­нособственнического общества движущей силой истории являет­ся классовая борьба, высшим проявлением которой выступает политическое насилие. С ликвидацией классов из жизни общест­ва постепенно исчезнет и социальное насилие. Попытки на прак­тике реализовать марксистские идеи обернулись для человечест­ва эскалацией социального насилия, огромными людскими поте­рями и страданиями, но так и не привели к безнасильственному миру.

Негативную оценку социальной роли всякого насилия дают пацифисты и сторонники ненасильственных действий (о них речь пойдет ниже). В целом же в общественном сознании, в том числе среди ученых и политиков, преобладает отношение к насилию как к неизбежному злу, вытекающему либо из природного несо­вершенства человека (или его «первородного греха»), либо из не­совершенства социальных отношений.

УДК 10 (075.3) ББК Ю6-67 я 73

О. А. Коврижных

Сущность и типология политического насилия

Статья представляет собой попытку выявить сущностную характеристику феномена политического насилия и выявить основные типологии политического насилия, разработанные разными авторами. В статье рассматриваются условия, при которых насилие может быть эффективным средством и методом борьбы за власть, анализируются причины применения политического насилия. Автор приходит к выводу, что политическое насилие является тормозом для развития любого государства и общества в целом.

Ключевые слова: политическое насилие, власть, бунты, восстания, заговоры, войны, государственные перевороты, терроризм, революции, авторитет, сила, культурное и государственное насилие.

O. A. Kovrizhnyh

Essence and Typology of Political Violence

This article is an attempt to identify the characteristics of the phenomenon of political violence and to consider the basic typology of political violence, developed by different authors. The article considers the conditions under which violence can be an effective means and method of struggle for power, analyzes the causes of political violence. The author concludes that political violence is an obstacle for the development of any state and society in general.

Keywords: Political violence, authority, revolts, rebellions, conspiracies, wars, state revolutions, terrorism, power, cultural and state violence.

Политическая сфера пронизана борьбой за власть, и в ходе этой борьбы политическое насилие часто используется как эффективный метод захвата или удержания политической власти. В связи с этим необходимо раскрыть сущность термина «политическое насилие».

И. М. Липатов считает, что «политическое насилие есть идеологически обусловленная и материально обеспеченная деятельность классов, наций, социальных групп и реализующих их цели социальных институтов, направленная на применение средств принуждения, с целью завоевания, удержания, использования государственной власти, достижения политического господства на международной арене, управления социальными процессами в классовых интересах» . Однако данный автор, в своем определении не учитывает политическую элиту, с одной стороны, и народ - с другой, которые

могут использовать политическое насилие в своих целях.

А. И. Кугай понимает политическое насилие как «подавление или принудительное ограничение свободы воли социального субъекта, обусловленное действиями социальных сил: стремящихся к политической власти, ее осуществляющих, утверждающих определенный социально-политический идеал» . Возникает в связи с этим определением спорный вопрос: всегда ли социальный субъект, использующий как средство политическое насилие, руководствуется социальнополитическими идеалами. На наш взгляд, чаще он действует на основе прагматичных замыслов и целей.

Историк А. Ю. Пиджаков дает наиболее полное определение: «политическоенасилие -это физическое принуждение, используемое как средство навязывания воли субъекта с це-

лью овладения властью, прежде всего государственной, её использования, распределения, защиты» . Именно государственная власть является целью, а борьба за нее с использованием политического насилия -средством достижения этой цели.

Политическое насилие со стороны государства - это использование силы для предотвращения протестного поведения граждан, поддержания внутреннего порядка и спокойствия. Почему оно считается лучшим способом или средством? С нашей точки зрения, феномен политического насилия заключается в кажущейся эффективности его применения и видимых быстрых результатах.

Политическое насилие в России применялось на протяжении веков, как со стороны государственной власти и отдельных политических деятелей, так и со стороны народа или масс. Например, в эпоху царя Ивана IV Грозного политическое насилие, облечённое в форму опричнины, использовалось как основной инструмент или метод управления страной. Главной целью опричнины было удержание политической власти в руках царя и устранение всех недовольных.

Можно ли считать, что политическое насилие для царя было безальтернативным способом управления страной? Ответ на этот вопрос кроется, на наш взгляд, как в деспотическом характере самого Ивана Грозного, так и в эффективности и простоте политического насилия как метода захвата или удержания власти.

А. В. Дмитриев, И. Ю. Залысин называют условия, при которых насилие может быть эффективным. Результативность насилия определяется достаточностью ресурсов, находящихся в распоряжении тех, кто его осуществляет. К таким ресурсам относятся:

1. Человеческие ресурсы (число людей, поддерживающих и осуществляющих акты насилия, в том числе вооруженные отряды, которые на регулярной или нерегулярной основе осуществляют физическое принуждение);

2. Вооружение (совокупность инструментов насилия). Преимущество в количестве и качестве вооружения может оказаться важным фактором при прочих равных условиях, определяющим результат тех или иных политических конфликтов;

3. Материальные ресурсы: собствен-

ность, естественные и финансовые ресурсы, экономическая система, система связи и транспорта и т.д;

4. Организация. Она обеспечивает упорядоченность, систематичность властного воздействия, повышает его эффективность в том числе при использовании насилия .

Причины видимости эффективности политического насилия, на наш взгляд, кроются в следующих факторах:

1. Это самый быстрый способ получения политической власти и достижения определенных целей политическими лидерами.

2. Это самый малозатратный способ достижения политических целей.

3. При его использовании моделируется эффект демонстрации своей силы, авторитета, превосходства над политическими соперниками.

Причины применения политического насилия могут быть самыми разными: политическими, экономическими, социальными, религиозными или даже идеологическими. В качестве политических причин можно рассматривать: отсутствие власти, нехватку властных ресурсов и полномочий или стремление удержать власть в руках лидера или политической элиты, борьбу за сферы влияния, стремление ликвидировать оппозицию, борьбу за независимость в силу отсутствия национального суверенитета и др. Экономическими причинами могут быть нехватка или ограниченность материальных ресурсов, денег, территории, полезных ископаемых, устранение конкуренции среди монополий и т. д. Социальными причинами применения политического насилия является нарушение гражданских прав и низкий уровень качества жизни (бедность, невыплата заработной платы, сокращение государством социальных гарантий и программ).

В ответ на политическое насилие правительство принимает меры для разгона демонстрантов и наведение порядка, что только усугубляет напряженную социальную ситуацию в обществе. Примером может послужить непопулярное решение современного французского правительства продлить на два года пенсионный возраст для граждан своей страны. Президенту Франции и парламен-

Гуманитарный вектор. 2010. № 4 (24)

ту выгоден этот закон, так как он позволяет значительно сократить государственные расходы на социальную сферу. В ответ происходят массовые стихийные акции протеста всех категорий населения французского общества во главе с профсоюзами. Религиозными причинами являются отклонение от чистоты вероисповедания или угнетение религиозных ценностей одного народа другим. Идеологические причины - это стремление к борьбе с терроризмом, стремление бороться за национальную идею, символы и др.

Рассмотрим различные типологии политического насилия. Д. Галтунг выделял прямое и структурное политическое насилие. Прямое насилие имеет не только точный адресат, но и ясно определяемый источник насилия. Структурное насилие тесно связано с социальной системой, и в качестве результата возможна даже ликвидация существующего политического строя .

Как показывает исторический опыт, каждая страна испытывала и переживала последствия применения как прямого, так и структурного насилия. Со стороны применения его народом Д. Галтунг подразделяет его на:

Беспорядки (спонтанные, неорганизованные народные стачки, бунты, восстания);

Заговоры (государственные перевороты, мятежи, терроризм);

Внутренние войны (партизанские войны или революции) .

В России стихийные беспорядки, стачки, спонтанные бунты и народные восстания нарастали в «смутные времена», то есть в условиях анархии, произвола властей и в условиях социально-экономического или политического кризиса. Они характеризовались не только разными целями и результатами, но и различной степенью жестокости политического насилия. В качестве исторического примера можно привести крестьянские бунты - восстания И. Болотникова, С. Разина. Е. Пугачёва.

И. М. Липатов разделяет насилие по следующим критериям :

По субъекту (государственное и оппозиционное);

Объекту (внутригосударственное и межгосударственное);

По средствам (вооруженное, правовое, экономическое, идеологическое);

По целям (революционное и реакционное);

По результатам (конструктивное и деструктивное).

Приведем и другие типологии политического насилия. П. Уилкинсон систематизирует насилие по двум критериям :

1. По масштабу и интенсивности оно подразделяется на:

Массовое (бунты и уличное насилие, вооруженное восстание и сопротивление, революции и контрреволюции, государственный или массовый террор и репрессии, гражданская война, ядерная война);

Политическое насилие небольших групп (изолированные акты саботажа или атаки на собственность, отдельные попытки политических убийств, война политических банд, политический терроризм, партизанские рейды на территории иностранных государств).

2. По целям и задачам насилие подразделяется на:

Внутрикоммунальное (защита групповых интересов в конфликте с враждебными этническими и религиозными группами);

Протестующее (попытки убедить правительство исправить недостатки);

Преторианское (насильственные изменения в правительстве);

Репрессивное (подавление реальной или потенциальной оппозиции);

Сопротивленческое (препятствует правительственной власти);

Террористическое (запугивание жертв для достижения политических целей);

Революционное и контрреволюционное (стремление уничтожить данную политическую систему или ее защитить);

Военное (победа над противником).

В России 90-х гг. XX в. в условиях социально-экономического кризиса, безработицы, инфляции и политической напряжённости страну также охватили массовые волнения и беспорядки с применением политического насилия в различных его формах. Столкновения с властями были неизбежны, погибли мирные граждане при вводе танков и военных в Москву в августе 1991 г. Политический кризис был разрешен решительными действиями М. Горбачева и Б. Ельцина.

Д. Галтунгом также было введено понятие «культурное насилие», под которым по-

нимается «любой аспект культуры, который может использоваться для легализации насилия в его прямой и структурной форме» . Главная задача культурного насилия состоит в том, чтобы придать ему легитимность (законность), то есть насилие воспринимается при этом как справедливое или необходимое средство для достижения целей. На наш взгляд, культурное насилие выполняет идеологическую функцию. Именно с помощью идеологии (фашисткой или коммунистической) оправдывалось применение политического насилия со стороны власти в тоталитарных режимах.

Характерными чертами политического насилия как способа достижения или удержания власти являются:

1. Негуманность и жестокость, так как при этом не учитывается ценность человеческой жизни. Применение политического насилия влечет многочисленные человеческие жертвы при действии принципа «цель оправдывает средства».

2. Видимость безнаказанности действий как со стороны народа, так и со стороны правительства или властей.

3. Иллюзия безальтернативности использования других средств в борьбе за свои права народными массами.

Анализ данных типов политического насилия позволяет сделать выводы о том, что, во-первых, оно использовалось тысячелетиями с древнейших времен. Во-вторых, на протяжении веков совершенствовались методы политического насилия и изменялись его формы, виды и типы в зависимости от определенных обстоятельств, социальноэкономических и политических условий и духа исторической эпохи. В третьих, оно было и остается быстрым и эффективным способом достижения политических целей в борьбе за власть, но при этом имеет негативные последствия, человеческие жертвы и влечет за собой социальные и политические катастрофы (опыт политических репрессий или последствия терроризма).

Таким образом, особенность политического насилия (открытого или скрытого) как феномена состоит в применении силы и принуждения для реализации властной воли или сопротивления ей. Политическое насилие, несомненно, является тормозом для развития государства и общества в целом.

Список литературы

1. Галтунг Д. Культурное насилие // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. М. Вып. 8, 1995. С. 34-38.

2. Дмитриев А. В., Залысин И. Ю. Насилие: социо-политический анализ. М.: РОССПЭН, 2000. 327 с.

3. Козырев Г. И. Политическая конфликтология. М.: ИНФРА Форум, 2008. 432 с.

4. Кугай А. И. Природа политического насилия и его роль в современном мире: автореф. дис... канд. филос. наук. М., 1993. 22 с.

5. Липатов И. М. Сущность и основные формы политического насилия в современных условиях (философско-социологический анализ): автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1989. 24 с.

6. Пиджаков А. Ю. Сущность и разновидности политического насилия. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2008. 136 с.

Книга эта - это руководство по "Технологии цветных революций и государственных переворотов".

И эту книгу (что не удивительно) опять написал американец - Джин Шарп.

Если честно, то, что то много эта нация написала таких вот "добрых и душевных" книг...

Джин Шарп (англ. Gene Sharp, род. 21 января 1928, Балтимор, Огайо, США) - американский общественный деятель, известный во всем мире своими книгами по методам ненасильственной борьбы с авторитарными режимами. Основатель Института имени Альберта Эйнштейна, финансируемого Национальным фондом демократии , Фондом Форда и Международным республиканским институтом (директор - Джон Маккейн ) и имеет тесные связи с аналитическим центром RAND Corporation .

Журналисты газеты The New York Times высказали мнение, что Шарп мог стать идейным отцом арабской весны. Так, известно, что его труды были переведены на арабский язык. Эти работы, в частности, использовались на тренингах в Каире Международным центром ненасильственных конфликтов. Там с идеями американского учёного познакомились тунисские оппозиционеры. «Братья-мусульмане», которые выложили брошюру Шарпа «От диктатуры к демократии» на своём сайте, чтобы с ней мог ознакомиться любой желающий.

Тьерри Мейсан в статье «Институт Альберта Эйнштейна: отказ от применения насильственных методов в версии ЦРУ» обвиняет Шарпа в сотрудничестве со специальными службами США. Список «198 методов ненасильственных действий» («198 Methods of Nonviolent Action») включает заведомо противозаконные действия, а пункт 148 включает прямо насильственный метод: «мятеж». Основное содержание списка - меры, которые могут рассматриваться как методы политического и экономического саботажа.

Итак читаем:

У людей, ведущих ненасильственную борьбу, есть в распоряжении целый арсенал «ненасильственного оружия». Ниже указаны 198 методов, разделённые на три больших категории:

1. Ненасильственный протест и убеждение;

2. Отказ от сотрудничества (социального, экономического и политического);

3. Ненасильственное вмешательство.

МЕТОДЫ НЕНАСИЛЬСТВЕННОГО ПРОТЕСТА И УБЕЖДЕНИЯ

Официальные заявления

1. Публичные выступления

2. Письма протеста или поддержки.

4. Публичные заявления, подписанные известными людьми

6. Групповые или массовые петиции

Общение с широкой аудиторией

7. Лозунги, карикатуры и символы

8. Знамена, плакаты и наглядные средства

9. Листовки, памфлеты и книги

10. Газеты и журналы

11. Магнитофонные записи, пластинки, радио, ТВ

12. Надписи в воздухе (самолетами) и на земле (вспашкой почвы, посадкой растений, камнями)

Групповые акции

13. Депутации

14. Сатирические награждения

15. Групповое лобби

16. Пикетирование

17. Псевдо-выборы

Символические общественные акции

18. Вывешивание флагов, использование предметов символических цветов

19. Ношение символов

20. Молитвы и богослужения

21. Передача символических объектов

22. Раздевание в знак протеста

23. Уничтожение своей собственности

24. Символическое зажигание огней (факелы, фонари, свечи)

25. Выставление портретов

26. Рисование в знак протеста

27. Установка новых уличных знаков и названий

28. Символические звуки

29. Символическое «освоение» земель

30. Грубые жесты

Давление на отдельных людей

31. «Преследование по пятам» официальных лиц

32. Насмешки над официальными лицами

33. Братание с солдатами

34. Бдения («вахты»)

Театр и музыка

35. Юмористические пародии

36. Постановка пьес и музыкальных произведений

Процессии

39. Парады

40. Религиозные процессии

41. Паломничество

42. Автоколонны

Поминание умерших

43. Политический траур

44. Символические похороны

45. Демонстративные похороны

46. Поклонение в местах захоронения

Общественные собрания

47. Собрание протеста или поддержки

48. Митинги протеста

49. Тайные митинги протеста

50. Семинары

Уход и отказ

51. Демонстративный уход

52. Молчание

53. Отказ от почестей

54. Разворачивание спиной

МЕТОДЫ ОТКАЗА ОТ СОЦИАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Остракизм отдельных людей

55. Социальный бойкот

56. Выборочный социальный бойкот

57. Отказ от исполнения супружеских обязанностей («по Лизистрату»)

58. Отказ от общения

59. Прекращение религиозной службы

Отказ от участия в общественных событиях, обычаях и работе

60. Прекращение социальной и спортивной деятельности

61. Бойкот общественных событий

62. Студенческие забастовки

63. Общественное неповиновение

64. Приостановление членства в общественных организациях

Устранение из социальной системы

65. Отказ выходить из дома

66. Полный личный отказ от сотрудничества

67. «Бегство» рабочих

68. Укрывание в убежище

69. Коллективный уход с места жительства

70. Эмиграция в знак протеста («хиджрат»)

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ БОЙКОТЫ

Акции потребителей

71. Бойкот потребителей

72. Неиспользование бойкотируемых товаров

73. Политика аскетизма

74. Отказ от выплаты арендной платы

75. Отказ арендовать

76. Общенациональный потребительский бойкот

77. Международный потребительский бойкот

Акции рабочих и производителей

78. Бойкот рабочих

79. Бойкот производителей

Акции посредников

80. Бойкот поставщиками и посредниками

Акции владельцев и управляющих

81. Бойкот торговцами

82. Отказ сдавать в аренду или продавать собственность

83. Локаут (остановка производства владельцем)

84. Отказ в промышленной помощи

85. Всеобщая забастовка торговцев

Акции держателей финансовых ресурсов

86. Снятие банковских вкладов

87. Отказ платить гонорары, выплаты, суммы обложения

88. Отказ выплачивать долги или проценты

89. Ужесточение фондов и кредитов

90. Отказ от уплаты налогов

91. Отказ от получения правительственной зарплаты

Действия правительств

92. Внутреннее эмбарго

93. «Чёрные списки» торговцев

94. Международное эмбарго поставщиков

95. Международное эмбарго покупателей

96. Международное торговое эмбарго

МЕТОДЫ ОТКАЗА ОТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА:

ЗАБАСТОВКА

Символические забастовки

97. Забастовки протеста

98. Быстрый уход («забастовка-молния»)

Сельскохозяйственные забастовки

99. Крестьянские забастовки

100. Забастовки сельскохозяйственных рабочих

Забастовки особых групп

101. Отказ от принудительного труда

102. Забастовки заключённых

103. Забастовки ремесленников

104. Профессиональные забастовки

Обычные промышленные забастовки

105. Забастовка истеблишмента

106. Промышленные забастовки

107. Забастовка солидарности

Ограниченные забастовки

108. Частичная забастовка

109. «Бамперная» (выборочная, поочерёдная) забастовка

110. Снижение темпов работы

111. Работа «строго по инструкции»

112. Невыход «по болезни»

113. Забастовка через увольнение

114. Ограниченная забастовка

115. Избирательная забастовка

Многоотраслевые забастовки

116. Распространяющаяся забастовка

117. Всеобщая забастовка

Сочетание забастовок и экономического закрытия предприятий

118. Прекращение работы и торговли («хартал»)

119. Прекращение всей экономической деятельности

МЕТОДЫ ОТКАЗА ОТ ПОЛИТИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Отказ от поддержки властей

120. Отказ от лояльности властям

121. Отказ в общественной поддержке

122. Литература и речи, призывающие к сопротивлению

Отказ граждан от сотрудничества с правительством

123. Бойкот законодательных органов

124. Бойкот выборов

125. Бойкот работы в государственных учреждениях и занимания государственных должностей

126. Бойкот правительственных учреждений, агентств и других органов

127. Уход из правительственных образовательных учреждений

128. Бойкот поддерживаемых правительством организаций

129. Отказ в помощи силам по наведению порядка

130. Снятие знаков собственности и уличной разметки

131. Отказ принять назначение официальных лиц

132. Отказ распустить существующие институты

Альтернатива гражданскому повиновению

133. Неохотное и медленное подчинение

134. Неповиновение при отсутствии прямого надзора

135. Народное неповиновение

136. Замаскированное неповиновение

137. Невыполнение приказа разойтись собранию или митингу

138. Сидячая забастовка

139. Отказ от призыва в армию и депортации

140. Укрывание, побеги и изготовление фальшивых документов

141. Гражданское неповиновение «несправедливым» законам

Акции правительственного персонала

142. Выборочный отказ в помощи представителям правительства

143. Блокирование передачи команд и информации

144. Задержки и препятствия работе учреждений

145. Общий отказ от административного сотрудничества

146. Отказ от судебного сотрудничества

147. Намеренная неэффективность работы и избирательный отказ от сотрудничества исполнительных органов

Внутренние акции правительства

149. Псевдо-легальные уловки и задержки

150. Отказ от сотрудничества мелкими правительственными органами

Международные акции правительства

151. Изменения в дипломатических и других представительствах

152. Задержка и отмена дипломатических мероприятий

153. Воздержание от дипломатического признания

154. Ухудшение дипломатических отношений

155. Уход из международных организаций

156. Отказ от членства в международных организациях

157. Исключение из международных организаций

МЕТОДЫ НЕНАСИЛЬСТВЕННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА

Психологическое вмешательство

158. Самоотдача во власть стихии (самосожжение, утопление и т.п.)

159. Голодовка

а) голодовка морального давления

б) голодная забастовка

в) голодовка в духе «сатьяграха»

160. «Обратный» суд (использование подсудимым суда для обвинения обвинителей)

161. Ненасильственное психологическое изнурение оппонента

Физическое вмешательство

162. Сидение

163. Стояние

164. Невыход из транспорта

165. Использование сегрегированных пляжей при расовой сегрегации

166. Хождение на месте

167. Моление в сегрегированных церквях

168. Ненасильственные марши с требованием передачи собственности

169. Ненасильственные воздушные полеты в зону, контролируемую оппонентом

170. Ненасильственное вхождение в запретную зону (пересечение черты)

171. Ненасильственный препятствие насилию или иным действиям оппонента собственным телом (психологическое воздействие)

172. Ненасильственное блокирование собственным телом (физическое воздействие)

173. Ненасильственная оккупация

Социальное вмешательство

174. Установление новых социальных порядков

175. Перегрузка помещений

176. Блокирование дорог

177. Бесконечное произнесение речей

178. Самодеятельные представления на улице

179. Альтернативные социальные институты

180. Альтернативные системы коммуникаций

Экономическое вмешательство

181. Обратная забастовка

182. Невыход после окончания работы

183. Ненасильственный захват земли

184. Отказ от выполнения блокады

185. Политически мотивированное изготовление фальшивых денег

186. Предупредительные массовые закупки стратегически важных товаров

187. Захват ценностей

188. Демпинг

189. Выборочный патронаж над фирмами, учреждениями

190. Альтернативные рынки

191. Альтернативные транспортные системы

192. Альтернативные экономические институты

Политическое вмешательство

194. Разоблачение секретных агентов

195. Стремление к заключению в тюрьму

196. Гражданское неповиновение «нейтральным законам»

197. Работа без сотрудничества

198. Двойной суверенитет и создание параллельного правительства

Страница 28 из 40

Насилие в политике.

Политика издавна связывается или даже отождествляется с насилием. Ее важнейшим признаком является применение организованного насилия. Легальное политическое насилие на своей территории осуществляет лишь государство, хотя его могут применять и другие субъекты политики: партии, террористические организации, группы и отдельные личности.

Политическое насилие представляет собой преднамеренное действие, имеющее целью нанесение ущерба человеку, социальной группе, лишение свободы, здоровья, собственности, жизни. Насилие может быть физическим, экономическим, психологическим и др. Применительно к политике, говоря о насилии, обычно имеют в ввиду физическое насилие (или ненасилие) как средство ее осуществления.

Политическое насилие отличается от других форм не только физическим принуждением и возможностью быстро лишить человека свободы, жизни или нанести ему непоправимые телесные повреждения, но также организованностью, широтой, систематичностью и эффективностью применения. В относительно спокойные времена его осуществляют специально подготовленные для этого люди, обладающие оружием и другими средствами принуждения, объединенные жесткой организационной дисциплиной и централизованным управлением, хотя в периоды восстаний и гражданских войн круг субъектов насилия значительно расширяется за счет непрофессионалов.

Насилие - неотъемлемая сторона всей человеческой истории. В политической и общественной мысли встречаются самые различные, в том числе прямо противоположные, оценки роли насилия в истории. Некоторые ученые, например немецкий философ Е.Дюринг (1833-1921), приписывали ему решающую роль в общественном развитии, сломе старого и утверждении нового.

Близкую к такой оценке насилия позицию занимает марксизм. Он рассматривает насилие как “повивальную бабку истории”, как неотъемлемый атрибут классового общества. Согласно марксизму, движущей силой истории является классовая борьба, высшим проявлением которой является политическое насилие. Социальное насилие, по Марксу, исчезнет только с ликвидацией классов. Попытки на практике реализовать марксистские идеи обернулись для человечества эскалацией социального насилия, но так и не привели к безнасильственному миру.

Негативную оценку социальной роли всякого насилия дают пацифисты и сторонники концепции ненасилия. Суть концепции ненасилия в политике заключается в отказе от применения силы при разрешении конфликтов и в урегулировании спорных вопросов на основе принципов гуманизма и нравственности. Философия ненасилия существенно отличается от пацифизма, пассивного созерцания зла, непротивления насилию. Она предполагает активные действия, не только вербальные, словесные, но и практические, однако при этом не должно быть никакого физического воздействия (то есть воздействия на тело человека) или ограничения свободы его пространственного передвижения (заключения под стражу и т.д.). К ненасильственным средствам борьбы относятся публичные выступления, заявления, письма протеста или поддержки, выставление лозунгов, депутации, пикетирования, остракизм отдельных людей, забастовки, ненасильственная оккупация зданий, невыполнение законов и т.д.

Концепция о ведущей роли насилия в истории и концепция ненасилия представляют собой две крайние точки зрения относительно методов достижения политических целей. В целом же в общественном сознании, в том числе среди ученых и политиков, преобладает отношение к насилию как к неизбежному злу, вытекающему либо из природного несовершенства человека, либо из несовершенства социальных отношений.

Проявление насилия и его масштабы определяются многими причинами: экономическим и социальным устройством, остротой общественных конфликтов и традициями их разрешения, политической культурой населения и лидеров.

Важнейшим фактором, непосредственно влияющим на размеры, формы проявления и общественную оценку социального насилия как внутри отдельных стран, так и в отношениях между ними, является характер политического строя: авторитарный, тоталитарный или демократический. Первые два типа государств - авторитарный и тоталитарные - наделяют власть, высшее руководство неограниченным правом на государственное принуждение, демократия же признает источником законного принуждения лишь народ и его представителей.

С глубокой древности виднейшие мыслители-гуманисты считали неотъемлемым право народа на ответное насилие - оборонительные, справедливые войны и восстания против тиранов. Обращение к силе Дж.Локк и другие либеральные мыслители считали правомерным и нравственным в том случае, если монарх или избранное правительство не оправдывают доверия народа, нарушают естественные, присущие человеку от рождения права на жизнь, свободу, собственность и т.д., узурпируют власть и порабощают граждан. В этом случае власть сама ставит себя в состояние войны с народом и узаконивает тем самым его естественное право на восстание против тирании.

В соответствие с этими идеями право демократических государств (право - от праславянского право - закон - система общеобязательных норм, охраняемых силой государства), их конституции обычно признают законным и нравственным право народа на применение силы, сопротивление против тех, кто пытается насильственно устранить демократический порядок. Однако в конституционном государстве это право действует лишь тогда, когда государственные органы оказываются неспособными противостоять попытке переворота законными средствами.

Демократия создает важнейшие предпосылки для ограничения насилия, разрешения конфликтов мирными, ненасильственными средствами. Это достигается прежде всего в результате признания равенства прав всех граждан на управление государством, выражение и защиту своих интересов. В демократическом правовом государстве само насилие должно быть легитимным, признанным народом и ограниченным правом. Так, в статье 20 Основного закона ФРГ говорится: ”Всякое государственное насилие исходит от народа. Оно осуществляется с выражаемого на выборах согласия народа особыми органами законодательной и исполнительной власти и правосудия” и в пределах закона.

Примерами проявления политического насилия являются различные формы силового решения различных политических конфликтов. К таким проявлениям относятся революции, государственные перевороты и мятежи, восстания и бунты, политический терроризм, а в межгосударственных отношениях - войны.

Революция политическая (от фр. revolution, от лат. revolutio - переворот) - коренное изменение политической жизни общества на основе реализации возможностей революционной ситуации. Революция - глубокое качественное преобразование социально-экономических основ общества, политической системы или сознания людей. Революционные процессы бывают, как правило, насильственными, приводят к свержению, отстранению от власти правящей элиты и замене ее новой.

Основной вопрос революции - вопрос о власти, о том, каким политическим силам она будет принадлежать. Американский социолог русского происхождения П.А.Сорокин в своей работе “Социология революции” определяет революцию как смену конституционного общественного порядка, совершенную насильственным путем. Английский социолог А.Гидденс определяет революцию как свержение существующего политического порядка посредством массового движения с использованием насилия.

В политической мысли сложились два крайних подхода к революции и к оценке ее как общественного явления. Сторонники марксистской теории рассматривают революцию как скачок, прерывающий постепенное развитие общества в тот момент, когда накопление прогрессивных качественных изменений в нем достигает критической точки, а прежние социально-экономические и политические отношения сдерживают переход общества на новый, более высокий уровень развития. Революция дает выход новым социальным и политическим силам, позволяя обществу двигаться вперед. Поэтому марксисты однозначно позитивно оценивают роль революции, называя ее “локомотивом истории”.

Их идеологические оппоненты, представляющие буржуазно-демократическую платформу, как правило, двояко подходят к оценке политической революции. Подавляющее большинство их вполне искренне отдают дань уважения, например, Великой французской революции, способствовавшей выходу французской буржуазии к вершинам политической власти, даровавшей ей политические права и свободы, демократизировавшей всю жизнь французского общества. В то же время они считают, что осуществление революции связано с колоссальными социальными издержками и разрушениями, глобальным насилием в обществе, обесценивающим даже то позитивное, что она приносит.

Революция в политике может либо изменить тип власти, режим правления в обществе, не модифицируя при этом его социально-экономические и духовные основы (то есть быть по существу политическим переворотом), или осуществить качественные преобразования как в политике, так и во всей общественной системе.

Типы революций выделяются в зависимости от их движущих сил (крестьянская, буржуазная, пролетарская), методов борьбы (мирные и сопровождающиеся вооруженной борьбой), типа устанавливающихся общественных отношений (буржуазно-демократическая, социалистическая) или характера преобразований (“непрерывная” или перманентная революция).

Государственный переворот - осуществляемая частью правящей элиты, государственными служащими, чаще всего группами военных, незаконная смена власти в государстве с применением насилия или под угрозой его использования. Государственные перевороты отличаются быстротой изменения власти и обычно начинаются с занятия стратегически важных объектов - теле- и радиостанций, правительственных зданий, месторасположения командных пунктов и т.п. В случае активного сопротивления государственный переворот может перерасти в гражданскую войну.

Мятеж - вооруженное выступление отдельных политических групп в результате заговора против существующей государственной власти. Организаторами мятежа является часть офицерского корпуса или группы единомышленников, имеющих опыт нелегальной работы. Мятеж, соединенный с массовыми бунтами, может перерасти в массовое восстание или революцию, то есть насильственное ниспровержение старой власти и установление новой.

Одной из наиболее распространенных в настоящее время форм политического насилия является политический террор - (от лат. terror - страх, ужас) - подавление, преследование, устрашение по политическим мотивам насильственными мерами, вплоть до физического уничтожения, политических противников. Политический терроризм - разновидность политического радикализма, предполагающая использование в качестве главного средства достижения целей насилие и убийства.

В XIX в. терроризм использовался как главный метод деятельности отдельных организованных групп и индивидов, боровшихся с его помощью против деспотических режимов. Этическое оправдание террористических действий, предпринимавшееся рядом теоретиков анархизма и революционной демократии, окружило политический терроризм определенным налетом романтики. Даже в XX в., например, террористическая борьба алжирских арабов против французов, палестинцев против Израиля или деятельность первого поколения итальянских “Красных бригад”, атаковавших капитализм, многими расценивались как освободительные действия. Задача политического террора - не только достижение каких-то конкретных политических целей, но и создание в той или иной стране (или в международном масштабе) атмосферы страха, неуверенности, общей нестабильности.

Существенно обогатилась и тактика террористический действий: стали применяться захваты людей-заложников, взрывы и массовые убийства в общественных местах. Это заставило многие страны сформировать специальные органы для борьбы с терроризмом.

Сегодня принято различать внутренний терроризм, ограничивающийся рамками одной страны, и международный, включающий проведение преступными группировками интернациональных акций и поддержку той или иной страной деятельности международных террористов (например, режим Каддафи в Ливии).

В том случае, если организатором террора является государство, говорят о государственном терроризме, который может быть направлен как против других стран (гитлеровский национал-социализм, агрессия США во Вьетнаме), так и против собственного народа (например, сталинизм в СССР, режим Пол Пота в Кампучии, “культурная революция”, проводившаяся Мао Цзедуном в Китае, и т.д.).

Политика издавна связывается или даже отождествляется с насилием. Как уже отмечалось, ее важнейшим отличительным признаком является применение организованного насилия. Легальное политическое насилие на своей территории осуществляет лишь государство, хотя его могут применять и другие субъекты политики: партии, террористические организации, группы или отдельные личности. Политическое насилие отличается от других форм не только физическим принуждением и возможностью быстро лишить человека свободы, жизни или нанести ему непоправимые телесные повреждения, но также организованностью, широтой, систематичностью и эффективностью применения.

Развитие теории и практики ненасилия

Суть концепции ненасилия в политике заключается в отказе от применения силы при разрешении конфликтов и в урегулировании спорных вопросов на основе принципов гуманизма и нравственности. Она рассчитана на действие более высоких мотивов человеческого поведения, чем страх перед физическим наказанием или экономическими санкциями, - на силу духа, нравственной убежденности, героического примера.

Новый этап в развитии концепции ненасилия и особенно в ее внедрении в реальную массовую политику связан с именем Махатмы Ганди. С помощью созданного им Индийского Национального Конгресса он успешно воплотил в жизнь целостную стратегию ненасильственной политической борьбы, получившую название «сатьяграхи». Эта стратегия была основана на объединении и вовлечении в освободительное движение широких народных масс, независимо от их классовой или кастовой принадлежности и осуществлялась исключительно методами ненасилия в основном в двух формах - отказа от сотрудничества с колониальной администрацией и гражданского неповиновения. Несотрудничество выражалось в бойкоте правительственных учреждений и учебных заведений, отказе от титулов и званий, пожалованных английскими властями, организации мирных шествий и демонстраций.

Гражданское неповиновение проявлялось в игнорировании законов и распоряжений колониальной администрации, в проведении политических забастовок и прекращение деловой активности, закрытие торговых заведений и т.п., неуплате налогов. Во взаимоотношении с колониальными властями использовалась тактика мирных переговоров, компромиссов и поиска консенсуса.

Ненасильственные действия

Концепция ненасилия претворяется в жизнь с помощью ненасильственных действий. Сам этот термин - «ненасильственные действия» - употребляется как в широком, так и в узком значениях. Ненасильственные действия в широком смысле - любая политическая активность (или умышленная пассивность), исключающая насилие. Исходя из широкого значения данного термина, все политические действия делятся на насильственные и ненасильственные.

В узком значении понятие «ненасильственные действия» включает не всякую ненасильственную деятельность, а лишь ту, которая направлена против властей и связана с гражданским неповиновением, с нарушением буквы или духа закона или административных норм (например неуход из служебных зданий после завершения рабочей смены). Понимаемые в этом смысле ненасильственные действия отличаются от осуществляемых в соответствии с законом демократических способов политического соперничества: организационно-партийной и пропагандистской работы, избирательных кампаний, парламентской борьбы и т.п. В научной литературе понятие «ненасильственные действия» обычно употребляется в узком смысле, хотя это создает и определенные неудобства, связанные с несоответствием значения данной категории ее дословной трактовке в русском языке.

В современном мире арсенал ненасильственных способов политической борьбы чрезвычайно разнообразен. Американская исследовательница проблем ненасилия Джин Шарп в своей получившей широкую известность книге «Политика ненасильственных действий» (1973) описывает 198 ненасильственных способов борьбы. Это - публичные выступления, заявления, письма протеста или поддержки, выставление лозунгов, депутации, пикетирование, надоедание официальным лицам, остракизм отдельных людей, забастовки, ненасильственная оккупация зданий, невыполнение законов, чрезмерная загрузка административной системы и т.д.