Кто такой святой дух в православии. Религия: что такое дух святой? Дух Святой в Троице

В архитектуре башни Сююмбике переплелись традиции татарского и русского зодчества. Вопрос о времени постройки и назначении башни занимал историков еще в XIX веке. Ответ на него могли бы дать документы Казанского приказа, существовавшего в Москве. Однако пожар 1701 года уничтожил его архивы. Нет упоминаний о строительстве башни и в сохранившихся татарских источниках. Ее изображение отсутствует также на известных исторических зарисовках Казани, сделанных саксонским ученым и путешественником Адамом Олеарием в 1638 году и голландским картографом Николаасом Витсеном в 1692 году.

Некоторые исследователи относили башню еще ко временам Казанского ханства, другие датировали ее второй половиной XVI века. Сегодня ученые предполагают, что башню Сююмбике построили в конце XVII - начале XVIII века.

Башня во времена Российской империи

В начале XVIII столетия Россия пережила несколько войн и восстаний. Особенно мощными были народные волнения, прокатившиеся по Поволжью и Югу Российского государства: восстание казаков в Астрахани, Булавинский бунт на Дону, Башкирское восстание. В этих условиях угроза потерять Казань, а за ней и часть южных территорий становилась вполне реальной. Оборонительные сооружения Казани нуждались в срочном укреплении. Чтобы подготовить город к возможным военным действиям, ремонтировали стены Кремля, вдоль крепостных стен копали новые рвы и возводили бастионы. Вероятно, тогда же была выстроена дозорная башня, известная сегодня как башня Сююмбике. Она обеспечивала отличный обзор - с ее караульни Волга просматривается почти на 50 км. Это позволяло городу заблаговременно узнавать о грозящей ему опасности и готовиться к отражению неприятеля.

На планах Казани начала XVIII века башня Сююмбике именуется как «проездная башня оберкомендантского дома со шпицем». Современное название башни появилось лишь во второй половине XIX века, когда легенды об истории ее строительства появились в печати, а затем перекочевали в путеводители. В начале XX века башне потребовалась реставрация. Земля под фундаментом осела, и башня отклонилась от вертикальной оси почти на два метра. Чтобы предотвратить ее падение, нижний ярус укрепили железным поясом.

В 1918 году декретом Совета народных комиссаров башня Сююмбике была передана в «вечное пользование трудящимся мусульманам». Двуглавых орлов, простоявших на ее шпиле около 200 лет, заменили посеребренным полумесяцем. Правда, в разгар антирелигиозной кампании в 1930-х годах сняли и его.

В советское время башню Сююмбике неоднократно реставрировали, укрепляли ее фундамент. В 1960 году она получила статус архитектурного памятника республиканского значения.

При строительстве здания Казанского вокзала в Москве архитектор Алексей Васильевич Щусев воспроизвел силуэт башни Сююмбике. Работая над проектом, он посылал своих помощников в Казань на обмеры и зарисовки.

Башня Сююмбике сегодня

Многие поколения казанцев воспринимают башню Сююмбике как сакральный символ и место поклонения татарского народа. С 1991 года башня является минаретом, с которого читают азан (в исламе - призыв к обязательной молитве) во время поминальной молитвы по всем погибшим в 1552 году при взятии Казани царем Иваном IV. А в 1994 году вся территория Казанского кремля была объявлена историко-культурным и художественным музеем-заповедником.

Археологические раскопки у башни Сююмбике

Во время раскопок неподалеку от башни археологи нашли ценные предметы из истории города. Еще в XIX веке, во время строительных работ, в ее основании обнаружили монеты времен правления царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича. Во время экспедиции 1976–1977 годов археологи нашли несколько ценных предметов: остатки мечети, минарета и ханских усыпальниц, а также обломки надгробий с фрагментами надписей. В 1990-е годы изучение останков показало, что археологи обнаружили захоронения одного из первых казанских ханов Махмуда и хана Мухаммад-Эмина, который умер в 1518 году. На сегодняшний день археологические раскопки продолжаются.

Одним из наиболее примечательных архитектурных памятников Кремля и Казани является легендарная башня Сююмбике, ставшая своеобразным символом города. С ней связаны легенды Казани о царице Сююмбике

Башня Сююмбике является одной из достопримечательностей Казани. Сююмбике - это своеобразный символ города, как Эйфелева башня в Париже или Статуя Свободы в Нью-Йорке. Башня имеет высоту 58 метров и состоит из семи ярусов. А на самой макушке некогда красовался золоченый шпиль с нанизанным на него шаром-яблоком.

Долго среди татар существовала легенда, что это яблоко сделано из чистого золота и хранит древние мусульманские документы. Для проверки этой теории в 1830 году руководствуясь распоряжением Министерства внутренних дел золоченый шар с башни Сююмбике был снят. Оказалось, что сделан он из обычной латуни. Вскрывали яблоко в присутствии избранных татар, но внутри легендарное яблоко оказалось пустым.

Сююмбике легенда — мифы древней Казани

История татарской царицы Сююмбике полна легенд и преданий. После смерти своего второго мужа хана Сафа-Гирея она стала единоличной правительницей Казанского ханства. Сююмбике считали мудрой правительницей, время построение башни получившей ее имя доподлинно неизвестно, по одним данным башня построена в начале 17 вера в качестве дозорной.

Другие легенды утверждают, что эта башня является мавзолеем, возведенным в честь мужа Сююмбике Сафа-Гирея. Хотя есть и такие, кто видит в башне Сююмбике минарет Муралеевой мечети.

Сююмбике башня — древний символ Казани

Есть и еще одна легенда, считающаяся самой поэтической легендой о ханше Сююмбике. Легенда гласит, что русский царь Иван Грозный увидел портрет премудрой Сююмбике и влюбился в прекрасную татарку. Иван Грозный решил взять ее в жены, увезти в Москву и сделать царицей Всея Руси. Но Сююмбике отказала царю.

Именно этим отказом, согласно легенде, и был вызван поход русского царя Ивана Грозного на Казань . Царь во что бы то ни стало, хотел завладеть красавицей. Сила его любви не позволяла отступиться. И вот после долгой осады город был взят русским войском. Гордая Сююмбике теперь должна была согласиться стать женой русского царя.

Легенда много раз упоминает о хитрости и уме Сююмбике, которые не раз помогали ей. Вот и сейчас, не желая предать свой народ, бывшая татарская правительница согласилась стать женой Ивана Грозного только при одном условии, если грозный царь выстроит всего за одну неделю башню такую же стройную и высокую как Сююмбике. Царь выполнил условие. Семь дней и ночей трудились мастера над созданием величественной башни и каждый день возводили по одному ярусу.

Наконец башня была построена, царица Сююмбике гордо поднялась на самый верх башни, взглянула на свои владения и бросилась вниз. Вот после этого башня и стала носить ее имя.

Сююмбике царица казанского ханства

О Сююмбике повествуют многие легенды Казани, но кое-что известно с достоверной определенностью. Сююмбике была дочерью мурзы Юсуфа, она дважды была замужем, от второго мужа Сафа-Гирея у нее был сын Утямыш-Гирей, которого как заложника, забрали в Москву и крестили при дворе царя Ивана Грозного, дав ему имя Александр. Но царевич не прожил долго, умер он в двадцать лет и был похоронен в Московском Кремле.

Правда о Сююмбике

После изгнания из Казани Сафа-Гирея, который был лишен ханского престола, который занял Шах Али, бывший братом Джан Али, который являлся первым мужем Сююмбике.

Царица Сююмбике третий раз вышла замуж за Шаха Али, который увез ее в город Касимов, где она дожила до старости в тихой и мирной жизни. И судя по Писцовым книгам, все эти события происходили до взятия Иваном Грозным Казани, а значит красивая романтическая легенда о Иване Грозном и Сююмбике всего лишь красивая легенда.

Вот такие легенды о Сююмбике в Казани существуют!

Падающая башня Сююмбике – архитектурный символ Казани, известный не только всему Татарстану, но и за пределами республики. Впервые башня Сююмбике получила имя легендарной татарской царицы в XIX веке. Так романтично назвал это сооружение один из местных патриотов в краеведческой статье популярного казанского журнала. С того времени о башне стали слагать легенды, многие из которых дошли и до наших дней.
В наше время изображения башни печатают на сувенирах, открытках, значках. После реставрации башню украсили подсветкой, благодаря которой она видна издалека даже ночью.

Местонахождение и особенности сооружения

Башня Сююмбике – сторожевая, или дозорная башня Казанского кремля – главной достопримечательности столицы Татарстана. С ее вершины хорошо просматриваются реки Волга, Казанка и районы вокруг них.
Сююмбике – башня падающая, наклоненная в сторону северо-востока. «Падать» она стала практически сразу после окончания строительства. Есть две версии причины этого падения: одни специалисты считают, что башня возведена на старом фундаменте, не рассчитанном на такое масштабное сооружение; другие – что фундамент закладывался специально для башни, но был недостаточно глубок.


В начале двадцатого века отклонение составило 128 сантиметров. Восстановительные работы, проведенные в 1990 годах, приостановили крен башни. Сегодня отклонение шпиля от вертикали достигает 1,98 метра.
Особенность башни еще и в том, что она находится внутри кремля как отдельное сооружение. В нижнем ярусе башни предусмотрен сквозной проезд с распашными воротами.
Навершие башни несколько раз меняло свое украшение. Сначала оно венчалось яблоком, затем поочередно – гербом царской России и полумесяцем.

Легенды

Башня Сююмбике изначально была дозорной, расположенной на въезде во двор комендантского дома – бывшего Ханского дворца. Название башни связано с именем знаменитой царицы Сююмбике, а о самом архитектурном памятнике сложилось много легенд.

Самая популярная – о строительстве башни по просьбе Сююмбике – известна каждому жителю Казани.
Легенда гласит, что после завоевания города Иван Грозный пожелал, чтобы Сююмбике стала его женой.

Царица понимала, что в случае ее неповиновения татарский народ будет истреблен, но и покориться воле русского царя не могла. Поэтому она поставила завоевателю условие – за семь дней построить башню из семи ярусов, такую же стройную и красивую, как сама царица.

Когда ее желание было исполнено, Сююмбике поднялась на самую вершину башни и спрыгнула вниз.


Архива документов со времен Казанского ханства не сохранилось, а градостроительные планы города XVI-XVII века уничтожены при московском пожаре 1701 года. Эту красивую легенду развенчивают современные теории о времени возведения башни, основанные на исследовании фундамента. Выяснилось, что лишь местами он достигает слоя культурных отложений времен ханства. Большая часть фундамента проникает в слои, соответствующие более поздним периодам, чем завоевание Казани.

К тому же, на рисунках многих иноземных путешественников, посещавших Казань в XVII веке, изображение башни отсутствует. Да и на плане города знаменитое нынче сооружение появилось только в начале XVIII века. А еще, существует документальное подтверждение тому, что царица Сююмбике дожила до старости и умерла в городе Касимов.

Другая легенда менее романтична – башня была построена по приказу самой Сююмбике в честь ее умершего мужа. Эту версию подтверждают фрагменты древнего фундамента. Но только в той части, что башня Сююмбике построена на месте другого сооружения времен Казанского ханства.


Легенды о башне Сююмбике содержат некоторые исторические факты, но совершенно далеки от реальности.
Большинство же исследователей придерживаются мнения, что первая башня, которая находилась на месте современной, была деревянной постройкой, возведенной в XI-XV веках. Каменная же была возведена в XVII веке на ее месте.

Легенда о позолоченном шаре

Есть интересная история о позолоченном шаре, который венчает башню. По преданиям, казанские ханы хранили в шаре свои летописи, и сделан он был из чистого золота. Но при тщательном обследовании шара в 1830 году никаких летописей в нем найдено не было, да и выполнен он был из латуни. При этом очевидцы утверждали, что шар был ржавым и дырявым, и документы, возможно, были похищены.

Архитектурные характеристики

Башня Сююмбике в Казани имеет семь ярусов, для ее строительства был использован красный кирпич. Три нижних четырехгранника уменьшаются по высоте и ширине, на них установлено два восьмерика. Завершает башню граненый шатер в виде усеченной пирамиды, а находящуюся над ним дозорную караульню украшает шпиль с позолоченным полумесяцем на яблоке.

  • Нижний ярус украшен двумя пилонами, соединенными между собой цилиндрическим сводом.
  • Фасады башни оформлены разнообразной декоративной отделкой: ширинки, пояса с простым напуском или поребриком.
  • Грани выделены тонкими валиками или лопатками.
  • Дверные и оконные проемы заканчиваются трехцентровыми арками.


Фундамент башни устроен на дубовых сваях. Внутри находится винтовая лестница, по которой можно попасть в дозорную вышку. Общая высота строения – пятьдесят восемь метров.

Башня Сююмбике выполнена в строгом архитектурном стиле, напоминающем московское барокко, но с элементами казанско-татарского искусства – минаретоподобным завершением, сталактитовыми капителями, трехчетвертными колоннами.

Чуть поодаль от его древних стен, высится башня, привлекающая взоры туристов своим необычным видом. Она имеет весьма заметный наклон, и у зрителей создается впечатление, что через мгновение они станут свидетелями ее сокрушительного падения. Но проходят минуты, годы и даже века, а башня так и остается неподвижной.

Смерть царской невесты

Древняя легенда рассказывает, что, покорив в 1552 году Казань, Иван Грозный пожелал взять себе в жены татарскую царицу Сююмбике - красавицу-вдову погибшего на стенах города хана Сафа Гирея. В случае же отказа пригрозил выместить гнев на всем ее народе. Желая спасти соотечественников, царица дала согласие, но с условием, что в течение 7 дней для нее будет построена семиярусная башня.

Башню за неделю?! Шутка ли! Однако делать нечего. Царь дал команду, и работа закипела. Кое-как управились в назначенный срок. У Ивана Васильевича ведь не забалуешь - плаха с топором всегда под рукой, так сказать, для большей мотивации. В спешке, правда, нахалтурили малость, но переделывать было уже некогда.

И тут случилась непредвиденное. Накануне самого дня свадьбы поднялась невестушка царская на самый верх башни, раскинула белы рученьки и бросилась вниз со страшной высоты. Погибла, но не пошла силой под венец. С тех пор стали называть эту башню «Сююмбике» в честь красавицы-вдовы. Сперва огорчались, что уж больно накренилась она вбок, но как прослышали о мировой славе Пизанской башни, так и приободрились - и у нас, мол, не хуже. Накосячить, дескать, и мы мастера.

Иной вариант легенды

Бытует и еще одна легенда о башне Сююмбике, причем многие считают ее более правдоподобной, хоть и менее романтичной. Согласно этой версии, никаких сексуальных домогательств со стороны царя-батюшки не было (чай, не какой-нибудь там Вайнштейн), а просто повелела ханская вдова Сююмбике возвести башню в память о своем покойном муже Сафа Гирее.

И погиб ее благоверный не на поле бранном, а был отравлен собственными придворными, пытавшимися устроить государственный переворот. Так оно случилось или иначе - неизвестно, но с той поры «падающая» башня Сююмбике (такое красивое название она получила в народе) конкурирует со знаменитой Пизанской и является одной из достопримечательностей татарской столицы.

Документы, погибшие в огне

Это легенды, а какова же реальная история башни Сююмбике? Услышав этот вопрос, ученые мужи лишь разводят руками. Дело в том, что до наших дней не сохранилось никаких исторических документов, проливающих свет на появление в Казани столь необычного архитектурного памятника. Все они хранились когда-то в Москве и являлись достоянием так называемого Приказа Казанского дворца. Но в 1701 году столицу охватил страшный пожар, в огне которого погибли документы, связанные с управлением Казанью. Что же касается татарских архивов, относящихся к периоду возможной постройки башни Сююмбике, то все они были уничтожены во время штурма города войсками Ивана Грозного в 1552 году.

В связи с этим вопрос о том, когда, кем и при каких обстоятельствах была построена башня, остается без ответа. Вызывает споры даже приблизительная ее датировка. В ходе дискуссий, продолжающихся уже много лет, часто называют XVII и XVIII века, но ряд исследователей полагает, что это могло произойти еще до 1552 года, то есть в период Казанского ханства.

Хан, переживший изгнание

Начав статью с легенд о башне Сююмбике, являющихся порождением народной фантазии, уместно привести и несколько гипотез, принадлежащих ученым мужам. Автором одной из них - наиболее популярной сегодня - является профессор Н. П. Загоскин, еще до революции преподававший в Казанском императорском университете. Согласно его версии, постройка башни связана с именами двух исторических лиц - татарского хана Мохаммеда-Амина и Великого князя Московского Ивана III.

Дело в том, что во второй половине XV века Казанское ханство было охвачено кровавой войной между претендентами на ханский престол. Один из них, еще молодой по тем временам Мохаммед-Амин, спасая свою жизнь, воспользовался убежищем, предоставленным ему в Москве Иваном III. Так уж получилось, что молодой человек пришелся по сердцу великому князю, и в 1487 году тот помог ему захватить власть.

Казанское детище итальянского архитектора

Помня княжеское благодеяние, хан решил, построив мечеть, увековечить в камне мирный союз, заключенный при его правлении между Казанью и Москвой. С этой целью Мохаммед-Амин вновь обратился к своему благодетелю с просьбой прислать в его распоряжение итальянского архитектора жившего в Москве и известного ему по строительству Кремля, производившемуся во время его пребывания в столице.

Таким образом, автором проекта башни Сююмбике мог оказаться знаменитый итальянский зодчий, украсивший своими работами многие европейские города, или кто-то из его учеников. Эта гипотеза находит подтверждение в том, что ее архитектурный облик во многом схож с другими творениями мастера, и если она верна, то возведение башни следует отнести к концу XV века. При этом верхняя часть сооружения перестроена в XVIII веке, в связи с тем, что прежнюю мечеть, возведенную ханом Мохаммед-Амином и носившую название Нур-Али, превратили в православный храм.

Гипотеза о русских корнях казанской башни

Однако эту точку зрения оспаривают те, кто полагает, что история башни Сююмбике (Казань) началась на полтора столетия позже. В их пользу говорят данные, полученные в результате археологических раскопок, проводившихся в период 1941-1978 гг. Изучив культурные слои грунта, в которые углубился ее фундамент, и обнаруженные при этом артефакты, исследователи датируют сооружение башни уже русским периодом и относят его к 1640-1650 гг.

«Любимая владычица»

Как же быть в таком случае с ханской вдовой, чье имя носит башня, ведь в обоих случаях получается, что она не только не прыгала с нее, но даже и к строительству не имела никакого отношения? На этот вопрос дали ответ лингвисты. Как оказалось, Сююмбике - вовсе не имя собственное, а существительное, первая часть которого - «сююм» - в переводе со старотатарского означает «любимая», а вторая - «бике» - переводится как «владычица».

Иными словами, получается, что башню, воздвигнутую в самом сердце Казанского ханства, народ назвал «Любимой владычицей». Не исключено, что на основании легенды о том, как ханская вдова предпочла смерть браку с православным царем, в народном сознании ее образ идеализировался и принял черты некой национальной героини. Далее фантазия приписала ей неземную красоту и государственную мудрость. Вот и готова «Любимая владычица» - Сююмбике. Однако не исключены и другие варианты. Возможно, в разные эпохи под этим именем подразумевались иные ханские жены. Высказывается даже предположение, что реальные женщины тут вообще ни при чем, и ее название является лишь красивой поэтической метафорой.

Двадцать падающих башен

Что же касается отличительной черты башни - наклона, в результате которого при общей высоте постройки 58 м ее шпиль сместился от осевой линии на 1,98 м, то причина кроется в ошибке архитектурного проекта, выполненного без учета особенностей местного грунта. Во всем мире «падающие башни», а их в настоящее время около двух десятков, являются порождением почвенной эрозии, сыгравшей свою пагубную роль и в данном случае.

Единственной всемирно известной среди них стала лишь одна, являющаяся частью архитектурного ансамбля собора итальянского города Пизы. Остальные же ее сестры, за редким исключением, пребывают в безызвестности. Многие ли, например, могут ответить на вопрос о том, в каком городе находится башня Сююмбике или, скажем, Большая Лаврская колокольня (Киев)? Тем не менее все эти постройки являются уникальными памятниками архитектуры, и на основании современных технологий ведется работа по их консервации и предохранению их от возможного разрушения.

), так как имеет заметный наклон в северо-восточную сторону. На данный момент отклонение её шпиля от вертикали составляет 1,98 м.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Вопрос даты постройки башни является дискуссионным: часть учёных датирует башню XVII-XVIII веками, некоторые - относят строительство башни ко второй половине XVI века , другие - и вовсе к периоду Казанского ханства (то есть до 1552 года).

    Не существует исторических документов, описывающих строительство башни, так как основной архив Приказа Казанского дворца , где хранились все документы по управлению Казанью в XVI-XVII веках, сгорел во время пожара Москвы в 1701 году. Татарских документов периода Казанского ханства также не сохранилось, так как они были утеряны во время взятия Казани .

    Предположения о существовании башни в ханский период

    К версии возникновения башни в ханский период склонялся краевед, профессор Казанского императорского университета Н. П. Загоскин .

    Исследователь начала XX века Н. А. Спасский полагал нижние ярусы башни постройками ханского периода, а остальную часть возведённой в XVIII веке во время превращения бывшей мечети Нур-Али в церковь .

    Согласно этой версии постройка башни связана с казанским ханом Мухаммед-Амином . В 1487 году, после длительной гражданской междоусобицы, на казанский трон с решающей военной и политической помощью Великого Князя Московского Ивана Третьего воссел юный хан Мухаммед Амин. Он воспитывался в городе Касимове , а затем в Москве, и Иван Третий относился к нему как к приемному сыну. Царствование хана Мухаммед Амина положило конец периоду кровавых столкновений и продолжалось с некоторыми перерывами в течение 21 года, а сам хан прославился в истории как просвещенный государь, поэт и покровитель искусств. После его воцарения Москва перестала считаться данницей Казани и с с этого момента согласно взаимному договору московский государь принял титул "Великого Князя Булгарского". B годы, когда опальный Мухаммед Амин жил в Москве, он был свидетелем возведения Боровицкой башни Московского Кремля, строительством которого руководил великий итальянский зодчий из Болоньи Аристотель Фиораванти . Честолюбивый хан, видя, как запечатлевается слава Москвы в камне, и по своем воцарении в Казани вполне мог попросить Ивана Третьего прислать в Казань итальянского архитектора для увековечения великого мирного союза между Москвой и Казанью.

    Исследования показывают, что строителем башни Сююмбике, архитектурные черты которой находят свои соответствия в абрисе Кальварии Сан Стефано и башни Пьяцца Маджиоре в Болонье, мог быть либо сам престарелый Аристотель Фиораванти, либо один из его учеников. В пользу этой гипотезы говорят и размеры кирпича, из которого построена башня, полностью соответствующие тому стандарту, который ввел по приезде в Москву Аристотель Фиораванти. Русский стандарт, государственно принятый при Борисе Годунове в конце XVI века, существенно отличается по размерам, и одно это показывает, что башня не могла быть построена в XVII веке русскими зодчими.

    При этом химический состав кирпича во многом совпадает со структурным составом кирпичей булгарских построек. Таким образом, башня Сююмбике могла быть построена по проекту итальянского архитектора местными татарскими мастерами в 1490-1520 годах и сохранилась после захвата Казани Иваном Грозным потому, что для Ивана Грозного она действительно служила не только очень удобной дозорной башней, но и символом того, что московские войска Ивана Третьего уже бывали в Казани в XV веке.

    Версии о возведении башни в русский период

    Как показали археолого-архитектурные исследования, проведённые в 1941-1944, 1947-1948, 1953-1954 и 1976-1978 годах, фундамент башни уходит почти на двухметровую глубину и прорезает лишь верхние слои культурных отложений Казани - первый (верхний, датируемый XX-XVIII веками) и второй (нижний, русский, датированный XVII - второй половиной XVI веков), но местами и третий (средний, казанско-ханский, первая половина XVI - вторая половина XV веков).
    Во втором слое находится и строительный горизонт башни, указывая на время её сооружения - не ранее второй половины XVII - начала XVIII веков.

    При этом, в академическом издании «Истории Казани» А. Х. Халиков и С. Х. Алишев утверждают, что башня Сююмбике была построена в середине XVII века на месте существовавшей там ханской башни:

    Остатки «великой башни, - замечает Курбский, - еже пред враты стояла на горе», археологически зафиксированы в раскопках 1977 года, они уходят под современную башню Сююмбике, традиционно поставленную как дозорная, на том же месте, но уже в середине XVII века.

    Однако, гипотезы о постройке башни ранее второй половины XVII века не подтверждаются древнейшими изображениями Казани, выполненными посещавшими её путешественниками. На самом раннем изображении Казани саксонского учёного Адама Олеариуса , посетившего город в 1638 году , башня Сююмбике отсутствует. Башня Сююмбике также не представлена на «Чертеже Казанском» XVII века, на видах Казани из монографии амстердамца Николааса Витсена «Северная и Восточная Тартария» 1692 года.

    Сторонники версии о возведении башни в конце XVII века в качестве дозорной отмечают, что в своём современном виде башня сформировалась не ранее 1690-х годов. На это указывает наличие в первом ярусе элементов ордерного оформления - колонны на тумбах, ширинок ограждающих парапетов, а также характерная форма оконных проёмов с арками пониженного очертания, свойственных этому периоду (Московское барокко). Необычно острая форма шатра и ступенчатая композиция башни имеет архитектурные аналоги в шатровых завершениях башен Иосифо-Волоколамского монастыря , а также Боровицкой и Беклемишевской башен Московского Кремля (шатры 1680-х годов).

    Общая сухость, строгость декоративного оформления даёт возможность предполагать и более позднюю датировку строительства башни - вплоть до 1730-х годов, когда на башне был установлен двуглавый орёл .

    В пользу версии о строительстве башни только в XVIII веке свидетельствует и тот факт, что на плане города Казани это сооружение впервые появляется только в 1717-1718 годах, то есть уже в петровское время . Так, С. Саначин на основе анализа картографических и письменных источников определяет время строительства башни 1694-1718 годами .

    Навершие

    Башня состоит из семи ярусов: первые три яруса в плане квадратные разновысотные четверики и имеют открытые галереи-гульбища ; следующие два - восьмиугольные (восьмерики); ещё два - гранёный кирпичный шатёр и дозорная вышка; последний - зелёный шпиль , увенчанный золочёным «яблоком», на котором покоится полумесяц (до 1918 года - двуглавый орёл).

    Название

    Самое раннее упоминание башни в письменных источниках относится к 1777 году, когда она была помечена на плане казанского кремля:

    «…над воротами шедшая шпицом башня.»

    В позднейших источниках башня именовалась по-разному: в 1799-1804 годах (?) - «ветхая церковь Введение Божие Матери при ней особенная башня…» , 1804 год - «башня с высоким спицом с подъездом, в которой церковь…» , 1804 год - «…башня с фронтиспицом…» , в 1812-1816 годах - «башня Азиатской Архитектуры» , 1815 год - «старинная башня» , 1815 год - «…высокая башня, также драгоценный остаток древности Казанской…» , 1818 год - «коменданская башня» , около 1825 года - «таковой же Азиатской Архитектуры [башня]…» , 1829 год - «старинная башня, именуемая Татарскою, Готической Архитектуры. Полагают, что она была частью подзорнаго Дворца Татарской Царицы Сумбеки» .

    Впервые в литературе название «Башня Сююмбике» («башня Сумбекина») появляется в 1832 году в четвёртом номере казанского журнала «Заволжский Муравей », в главе X очерка «Казань» . Постепенно оно становится общеупотребительным.

    Легенды

    Вокруг происхождения башни существует несколько легенд, обыгрывающих её народное название, но не имеющих научного обоснования.

    По одной из них башня построена царицей Сююмбике в память своего мужа Сафа-Гирея , умершего в 1549 году. По другой легенде она была сооружена по приказу Ивана Грозного за семь дней (символизирующих семь её ярусов) после взятия Казани в 1552 году по условию-просьбе царицы Сююмбике, которая сбросилась с седьмого яруса. В одной из версий этой легенды русский царь предложил взять её замуж.

    Подобные легенды хотя и включают некоторые исторические факты, однако совершенно далеки от реальности. Их основой являются романтические легенды XIX века, отмеченные во многих тогдашних путеводителях по Казани.

    Тогда же среди татарского населения Казани существовала легенда о том, что в позолоченном шаре, установленном на шпиле башни, хранятся некие документы ханского периода. По просьбам татарской общины губернатор Казани приказал снять и изучить шар. Документов внутри не оказалось, однако, как утверждали очевидцы, шар был проржавевший и дырявый, что облегчало потерю документов, если они там и были.

    Символическое значение

    Башня Сююмбике является признанным архитектурным символом