Афганистан до и после революции 1978 г. Апрельская революция. Революционая деятельность. Саурская революция

Задача 7
Ген черной масти у крупно рогатого скота доминирует над геном красной масти. Какое потомство F 1 получится от скрещивания чистопородного черного быка с красными коровами? Какое потомство F 2 получится от скрещивания между собой гибридов?
Решение:
А – ген черной масти,
а – ген красной масти.
Красные коровы несут рецессивный признак, следовательно, они гомозиготны по рецессивному гену и их генотип – аа.
Бык несет доминантный признак черной масти и является чистопородным, т.е. гомозиготным. Следовательно, его генотип –АА.
Гомозиготные особи образуют один тип гамет, поэтому черный бык может продуцировать только гаметы, несущие доминантный ген А, а красные коровы несут только рецессивный ген а.
Они могут сочетаться только одним способом, в результате чего образуется единообразное поколение F1 с генотипом Аа.
Гетерозиготы с равной вероятностью формируют гаметы, содержащие гены А и а. Их слияние носит случайный характер, поэтому в F 2 будут встречаться животные с генотипами АА (25%), Аа (50%) и аа (25%), то есть особи с доминантным признаком будут составлять примерно 75%.

Ответ:
При скрещивании чистопородного черного быка с красными коровами все потомство будет черного цвета. При скрещивании между собой гибридов F 1 в их потомстве (F 2) будет наблюдаться расщепление: 3/4 особей будет черного цвета, 1/4 – красного.

От Гость >>

помогите пожалуйсто очень надо срочно

1,Ген чёрной масти у крупнорогатого скота доминирует над геном красной масти. Какое потомство F1 получится от скрещивания чистопородного чёрного быка с красными коровами? Какое потомство F2 получится от скрещивания между собой гибридов?

2,У морских свинок ген чёрной окраски шерсти W доминирует над аллелем w, обуславливающим белую окраску. Короткошерстность определяется доминантным геном L, а длинношёрстность - его рецессивным аллелем 1. Гены окраски и длины шерсти наследуются независимо. Гомозиготное чёрное длинношерстное животное было скрещено с гомозиготным белым короткошёрстным. Какое потомство получится от возвратного скрещивания свинок из F1 с родительской особью?

3,Классическая гемофилия передаётся как рецессивный, сцепленный X-хромосомой, признак. Мужчина, больной гемофилией, женился на здоровой женщине (все её предки были здоровы). У них родилась здоровая дочь. Определить вероятность рождения больного гемофилией ребёнка от брака этой дочери со здоровым мужчиной.

Свержение монархии. 17 июля 1973 г. в Афганистане был совершен бескровный государственный переворот, приведший к свержению короля Захир Шаха. К власти пришел его двоюродный брат - генерал Мухаммед Дауд. Он упразднил в Афганистане монархию и провозгласил себя президентом Республики Афганистан. Выступая через несколько недель после прихода к власти перед журналистами, М. Дауд заявил: «Освободившись от монархического режима, мы прежде всего проведем земельную реформу, гарантируем права и свободы населения, улучшим условия жизни и труда, займемся совершенствованием системы просвещения, будем бороться с безработицей и беззаконием. Мы выступаем в поддержку политики разрядки международной напряженности». В этом интервью М. Дауд, хоть и с оговорками, но признал, что в перевороте участвовала и Народно-демократическая партия Афганистана: «НДПА в общем оказала нам содействие в устранении старого режима. Но не будем преувеличивать ее роль в июльских событиях. Армия решила судьбу монархического правления».

Реформы, обещанные М. Даудом, практически остались на бумаге. Укрепляя свою личную власть, он развернул широкие репрессии против своих конкурентов и инакомыслящих. Среди объектов преследования оказалась и Народно-демократическая партия. Репрессии против ее руководителей приняли особенно активный характер весной 1978 г. (их просто выслеживали и уничтожали). 25-26 апреля 1978 г. агенты даудовских спецслужб арестовали часть руководителей ЦК НДПА, в том числе и ее генерального секретаря Н.М. Тараки. Над ними нависла угроза смерти. Это событие стало сигналом к новому вооруженному выступлению.

Апрельская революция. 27 апреля 1978 г. сравнительно небольшая группа военных - членов НДПА и коммунистов (Объединенный фронт коммунистов Афганистана) - совершили в Кабуле новый революционный переворот. Решающую роль в его успехе сыграли действия 4-й танковой бригады под командованием М.А. Ватанджара (штурм президентского дворца) и военно-воздушных сил республики, бомбардировавших дворец президента и верные ему воинские части. Авиацией мятежников командовал С.М. Гулябзой. К вечеру того же дня президентский дворец был захвачен. М. Дауд с семьей и приближенными в ходе штурма были уничтожены. Их трупы тайно вывезли и захоронили под Кабулом.

По радио было зачитано обращение к народу о победе революции, арестованные члены НДПА выпущены из тюрем на свободу, объявлено о создании Революционного военного совета во главе с Н.М. Тараки.

Для советского руководства победа НДПА в Афганистане стала полной неожиданностью. 29 апреля 1978 г. Н.М. Тараки на встрече с советским послом в Кабуле говорит, что «Афганистан с точки зрения марксизма-ленинизма вполне может вступить на путь строительства социализма и принадлежать к социалистическому лагерю», но НДПА будет делать это «с осторожностью» и скажет народу о своих истинных целях позднее.

Объявление ДРА. 30 апреля 1978 г. Революционный военный совет декретом №1 заявил, что передает свои полномочия Революционному совету, который объявляется высшим органом власти в Афганистане и вливается в его состав. Афганистан объявляется Демократической Республикой (ДРА). Главой государства и премьер-министром становится Н.М. Тараки, его заместителем в партии и государстве - Б. Кармаль, первым заместителем премьера и министром иностранных дел - Х. Амин.

6 мая на своей первой пресс-конференции Н.М. Тараки говорит об единстве НДПА. На настойчивые вопросы журналистов, существует ли внутрипартийная борьба в НДПА, высший руководитель партии и государства отвечает что группировки «Хальк» и «Парчам» - составные части партийного механизма, но при единстве программы между ними существует борьба мнений. Разговоры о том, что Х. Амин ведет интриганскую борьбу против Б. Кармаля и его сторонников из «Парчам», рвется исподволь к власти, ни на чем не основаны. О Х. Амине Н.М. Тараки говорит буквально следующее: «Я верю ему. Он не карьерист, не предаст партию».

Программа НДПА. Три дня спустя была опубликована Программа НДПА «Основные направления революционных задач». В ней предусматривалось проведение в стране антифеодальных и демократических реформ. Важнейшей составной частью преобразований стала земельно-водная реформа. Правительство освободило от задолженности ростовщикам и помещикам свыше 11 миллионов крестьян, 335 тысячам крестьянских семей было предоставлено право на бесплатное владение землей. Был взят курс на создание государственного сектора в экономике. Реформы предусматривали создание демократического светского государства и отстранения церкви от политической деятельности. В культурной сфере началась кампания по ликвидации неграмотности и развития образования. Все эти и другие начинания довольно скоро натолкнулись на общую отсталость страны, вступили в противоречие с религиозными и национальными постулатами и традициями.

Нарастание трудностей. Уже с мая 1978 г. попытки радикальных преобразований в Афганистане встречают растущее сопротивление внутри страны. В июне 1978 г. происходят первые вооруженные выступления против власти НДПА в провинциях Бадахшан, Бамиан, Кунар, Пактия и Нангархар. Идет объединение исламистских сил, возникают оппозиционные партии и движения (преимущественно базирующиеся в соседнем Пакистане).

Перемены в Афганистане инициируют обострение отношений между сверхдержавами - СССР и США - и их союзниками. Руководство НДПА со все возрастающей интенсивностью обращается к советским властям с просьбами о военной поддержке: вначале - техникой и советниками, затем - специальными воинскими частями, укомплектованными представителями среднеазиатских народов. Наконец, звучит просьба о вводе регулярных армейских соединений.

Отстранение от власти "Парчам". Первые же трудности на пути осуществления реформ (июнь-август 1978 г.) привели к обострению межфракционных разногласий в Народно-демократической партии. Начинается лихорадка кадровых перемещений в аппарате НДПА, в государственных и правительственных ведомствах, сопровождающаяся поиском «врагов народа». Указы о перемещениях и арестах подписывает сам Н.М. Тараки. Прежде всего, гонения обрушиваются на сторонников «Парчам». Послами за рубеж уезжают: в Иран - М. Наджибулла, работавший секретарем Кабульского горкома НДПА, в США - Нур Ахмад Нур - возглавлявший министерство внутренних дел, в Югославию - Анахита Ратебзад, министр социального обеспечения, в Чехословакию - Бабрак Кармаль, снятый с постов первого заместителя главы государства и первого вице-премьера правительства. В августе 1978 г. арестована группа «изменников и контрреволюционеров» - ведущих государственных деятелей, офицеров армии, служб безопасности и внутренних дел. Среди них такой известный и авторитетный партийный и государственный деятель, как С.А. Кештманд.

«У вас были троцкисты». Отстранение от власти сторонников «Парчам» во главе с Б. Кармалем, объективно усиливала политические позиции и влияние их главного недоброжелателя Х. Амина. Вот как отвечал он советским журналистам на вопрос об арестах: «Народная власть карает отступников, изменников великому делу. Первые же месяцы после революции показали, что таких людей немало. У вас были троцкисты, у нас - парчамисты. Они окопались в партийном, правительственном аппарате, в армии. Революция должна защищаться, ведь этому учит и ваша история. Мы это и делаем. Под руководством великого вождя, несгибаемого кормчего революции Нур Мухаммеда Тараки, мы избавимся от всех отщепенцев. Народ поддержит наши решительные действия».

Тем временем обстановка в Афганистане продолжает развиваться не в пользу революционного руководства, его контроль над ситуацией в стране становится все слабее. 14 февраля 1979 г. в Кабуле таджикской сепаратистской группой похищен американский посол Адольф Дабс. Условия, выдвинутые террористами, не были приняты. А в ходе операции по его освобождению американский посол погиб. Инцидент с послом привел к резкому ужесточению политики США в отношении ДРА.

15 марта 1979 г. начался антиправительственный мятеж населения в Герате. Именно в этот день вопрос о вводе советских войск в Афганистан впервые был поставлен на повестку дня. Афганские руководители обратились с просьбой оказать военную помощь в подавлении этого мятежа путем ввода советских войск на территорию Афганистана.

Говоря об Апрельской революции 1978 г. некоторые историки, политологи и журналисты, прежде всего, ставят вопрос: была ли эта революция нужной и оправданной. В связи с этим припоминается восклицание одного из персонажей кинофильма "Бумбараш": "Яшка гранату бросил - революцию сделал!" К сожалению, подобный примитивный взгляд на революцию имеет место не только в фильмах. И в нашей жизни бытует наивный взгляд будто бы захотели какие-то злоумышленники, взяли и устроили революцию. Категорическое непринятие революций бытовало не только среди части людей с дилетантскими представлениями о социально-политических вопросах.

Афганистан к концу 70-х годов оставался одной из самых отсталых стран мира. Жизнь его 16 миллионного многонационального народа раздиралась многочисленными очень сложными и запутанными политическими, социальными и экономическими противоречиями.

По данным ООН Афганистан находился на 108 месте среди 129 развивающихся стран по доходу на душу населения. Крестьяне, составлявшие 80 процентов населения, в большинстве своем не имели своей земли и находились в долговой кабале у помещиков и сельских ростовщиков. Урожайность основных сельскохозяйственных культур была одной их наиболее низких в мире. Страна постоянно испытывала нужду в продовольствии.

Крайне слабо была развита промышленность (всего около 300 промышленных предприятий с общей численностью фабрично-заводских рабочих 44 тыс. человек), занятых главным образом первичной обработкой сельскохозяйственного сырья. Кроме того, имелось 67 тыс. строительных рабочих. Даже при таком ограниченном количестве рабочих существовала хроническая безработица. Национальная промышленность обеспечивала потребности страны всего на 20 процентов. В городе и деревне царила страшная нищета.

Коррупция, хищения и другие злоупотребления государственных чиновников в центре и на местах, отсутствие элементарных социально-экономических и политических прав вызывало большое недовольство населения. Все это усугублялось племенными, национальными и религиозными притеснениями. 90 процентов населения было неграмотным. Значительная часть афганцев не была вовлечена в политическую жизнь. Многие люди не знали даже имени короля, который ими правил. Для них авторитетом были местные муллы и старейшины. Как заметил один из исследователей Афганистана, жизнь в Афганистане "…носила архаичный, привычный, недвижимый характер. Ход времени затормозился почти до полной остановки. Норма существования определялась поговоркой: верблюд не выдержит лошадиной скорости, поэтому мы идем своей дорогой, по пути, начертанному Аллахом".

Всякому непредубежденному человеку ясно, что афганское общество не могло и дальше оставаться в таком удручающем состоянии. Назревшие социально-политические, экономические и национальные проблемы надо было решать. Ни король, представлявший феодально-монархическую власть, ни М. Дауд, свергнувший королевскую власть и установивший республиканский строй, каких-либо радикальных реформ для разрешения назревших нужд народа не предпринимали. При сложившейся в стране социальной структуре власти они и не могли практически осуществить какие-либо коренные преобразования, ибо это встречало ожесточенное сопротивление реакционных сил, незаинтересованных в каких-либо преобразованиях.

В этих условиях для проведения реформ сверху нужна сильная государственная власть, а ее в Афганистане никогда не было. Попытки установить сильную централизованную власть встречали сопротивление не только у племенных вождей и других местных правителей, но и в массе народа. Все большее ухудшение материального благосостояния народных масс и неспособность правящих кругов устранить причины острейших социальных противоречий, обострение борьбы между различными общественно-политическими группировками породили неразрешимый кризис власти.

Но когда "верхи" уже не могут править по-старому, а "низы" не могут выносить дальше произвол, нищету и бесправие, - назревает революционная ситуация, предотвратить которую в Афганистане вряд ли было можно. Недовольство народа начинало выливаться наружу, в различных районах страны возникали волнения и вооруженные восстания. Обострение политической борьбы в обществе привело к все более широкому втягиванию в эти процессы афганской армии.

В литературе, посвященной Афганистану, иногда изображают дело таким образом, что военно-политическая обстановка в этой стране дестабилизировалась лишь после прихода на ее территорию советских войск. Такая версия очень далека от истины. В Афганистане всегда были крупные оппозиционные силы, выступавшие против королевской власти. Во второй половине 60-х годов наибольшую активность приобрело движение исламских фундаменталистов, которое выступало против модернизации ислама и светского характера общества и государства. Объединившись в 1968 г. в союз "мусульманская молодежь" они организовали ряд массовых акций протеста и вооруженных выступлений с целью свержения королевского режима.

Не успокоились они и после свержения короля Захир Шаха и прихода к власти М. Дауда. Одно из крупных выступлений оппозиции против новых республиканских властей было предпринято в 1975 г., когда начались повстанческие действия в долине Панджшер и в ряде других районов страны. После поражения этого выступления лидеры союза "мусульманская молодежь" бежали в Пакистан и там продолжали готовиться к новым антиправительственным выступлениям. Правительство Пакистана не только не пресекало их враждебную деятельность, а всячески помогало афганским фундаменталистам, создавая на своей территории широкую сеть баз и центров подготовки вооруженных отрядов оппозиции. Руководили их обучением и деятельностью пакистанские спецслужбы.

В 1976 г. на территории Пакистана на базе "союза мусульманской молодежи" и других противников афганского правительства были созданы новые партии: "Исламское общество Афганистана", "Исламская партия Афганистана", составившие в последующем главную силу афганской вооруженной оппозиции.

Своеобразные условия обстановки в Афганистане к 1978 г. сложились таким образом, что в национально-освободительном движении в стране наиболее активной политической силой, имеющей наибольшее влияние в армии, оказалась народно-демократическая партия Афганистана. К тому же стремление М. Дауда расправиться с этой наиболее опасной частью оппозиции и начавшиеся аресты руководителей НДПА дали толчок и ускорили революционное выступление этой партии и в апреле 1978 г. ей удалось свергнуть правительство М. Дауда и прийти к власти. Так совершилась Апрельская революция.

По своему характеру и методам осуществления по существу это была не народная революция, а военный переворот, так как он был осуществлен в основном армейскими частями, расположенными в Кабуле, под руководством революционно настроенных офицеров. Какие-либо широкие общественно-политические силы и тем более народные массы в этой акции не участвовали.

Это был военный переворот , который в результате коренных качественных преобразований в обществе мог перерасти в социальную революцию. Но по ряду объективных и субъективных причин такая революция, которую бы принял народ и которая бы затронула глубинные процессы народной жизни и весь уклад социально-политической и экономической структуры общества, такая революция в Афганистане так и не состоялась. Кстати, профессор К.М. Цаголов в оценке этой революции был прав. И трудно понять, почему так резко ополчились против него за это главпуровцы.

В 1978 г. ЦК НДПА обнародовал свою программу "Основные направления революционных задач" . Она предусматривала кардинальные политические и социально-экономические преобразования по ликвидации феодальных и дофеодальных отношений; утверждение в стране революционно-демократического режима; ограничение крупного помещичьего землевладения путем изъятия излишков земли у помещиков в пользу государства без компенсации и бесплатное наделение землей безземельных и малоземельных крестьян. Провозглашались демократизация общественной жизни, отмена сословных привилегий, ликвидация всех видов угнетения и эксплуатации.

Несмотря на то, что не все революционные цели открыто декларировались, это была по существу программа установления диктатуры не существовавшего в стране пролетариата и социалистических преобразований. Но если, как говорил Г.В. Плеханов, Россия к 1917 году еще не смолола муки, из которой можно было испечь хлеб социализма, то тем более в Афганистане для социалистических преобразований не было не только смолотой муки, но не были еще вложены в афганскую почву необходимые для этого зерна. Такая максималистская программа с самого начала была авантюристичной и поэтому обречена на провал. Тем более, что многие преобразования пытались осуществить без всякого учета специфических условий Афганистана, особенно влияния ислама и религиозности народа. Поэтому основная часть населения с самого начала не поддержала идеи Апрельской революции. Легкая победа над правительством М. Дауда вскружила голову лидерам Апрельской революции и среди них возобладали левацкие, экстремистские тенденции.

Нежизненность программы революционных преобразований, попытки навязать их насильственными методами, острые разногласия и непримиримая борьба между группировками "Хальк" и "Парчам" внутри НДПА, массовые репрессии против духовенства и широких слоев населения только дискредитировали в глазах народа революционные идеи.

Военный путч мог перерасти в социальную революцию и изменить к лучшему жизнь афганского общества лишь в том случае, если бы реформы и нужные социально-политические, экономические и идеологические преобразования осуществлялись не только сверху, но и главным образом снизу, по мере того, как само население созревало для этого и начинало их поддерживать.

С точки зрения организации политической власти нужна была коалиция реформистских партий различного направления, которая бы отражала интересы основных слоев общества и обеспечивала поэтапное социальное развитие, при котором революционные лозунги не слишком бы опережали существующие реальности, а разрыв между словом и делом был бы не слишком большим. Требовалось учитывать и исторические традиции страны и вместо копирования Советской власти более широко использовать на всех уровнях джирговые традиции, постепенно наполнив их новым содержанием.

Джирга - "круг", совет наиболее умудренных и авторитетных людей, собирающихся для решения жизненно важных вопросов.

Вместо всего этого Амин и некоторые другие руководители НДПА пытались в полуфеодальной стране ускоренно насаждать леворадикальный социализм самыми свирепыми казарменно-приказными методами.

Политические свободы были лишь формально провозглашены. На деле же искусственно разжигалась классовая борьба, в разряд врагов зачислялись все, кто хоть в чем-то был не согласен с курсом новых властей, проводились массовые репрессии с расстрелами жителей целых кишлаков. Господство новых властных структур, особенно в период диктаторского правления X. Амина, утверждалось тоталитарными крайне жестокими методами, что вызывало протест даже групп населения, которые первоначально поддерживали идеи апрельской революции.

Ничего не было сделано, чтобы решить национальные проблемы. Афганистан населяют свыше 30 народностей, говорящих более чем на 20 языках.

В экономической жизни важнейшее значение имела земельная реформа . Но ее тоже надо было подготовить снизу, добившись определенной поддержки духовенства (хотя бы в низовом звене) и самих крестьян. Земельная реформа свелась к тому, что землю начали отбирать у одних и отдавать другим. При этом не учитывалось, что ислам запрещает отнимать то, что Аллах дал во владение другому и многие бедные крестьяне отказывались брать передаваемые им земельные участки. Никакой охраны и государственной гарантии обеспечения принадлежности новой собственности не было организовано. Взявших землю крестьян местные богатей убивали, всячески противодействовали обработке земли. Они же держали в своих руках источники водоснабжения, лишая воды новых собственников земли.

Не были учтены и многие другие обстоятельства, составляющие традиционно сложившиеся особенности Афганистана. Например, в этой стране никогда не было рабочего класса в его европейском понимании. Как отмечают некоторые знающие Афганистан исследователи, "средний" афганец всегда был одновременно немного крестьянин, немного торговец, немного ремесленник. Различия между городом и деревней всегда были условны. Низкая производительность труда в промышленности и в строительстве, низкая зарплата приводили к тому, что большинство рабочих были не в состоянии содержать при себе семью и оставляли ее в кишлаках, постоянно сохраняя связи с сельской местностью, что препятствовало выработке пролетарской идеологии у рабочих.

Пуштунские кочевые племена никогда не признавали государственных и иных административных границ. Территории, по которым они перемещались, им казались такими же естественными, как принадлежащие всем солнце, луна и небо. Поэтому попытки жестко перекрыть границы с Пакистаном и Ираном обострили отношения кабульских властей и с кочевыми племенами. Попытки ограничить Ислам и насадить атеизм встречали враждебное отношение всего населения.

Конституция 1977 г. закрепила режим личной диктатуры М. Дауда. Внутриполитическая обстановка в стране к 1978 г. стала резко обостряться. Следствием назревшего кризиса стало убийство Дауда членами НДПА. Так произошла апрельская революция (27 апреля 1978 г.). Власть перешла в руки НДПА. Был сформирован Революционный Совет (Тараки). Страна получила название Демократическая Республика Афганистан (ДРА). Главой государства и премьер-министром был избран Тараки, его заместителем – Кармаль, а первым заместителем премьер-министра и министром иностранных дел был назначен соратник Тараки по партии и его ученик Хафизулла Амин. Правительством была продолжена земельная реформа: конфисковывались движимое и недвижимое имущество крупных землепользователей. Земля передавалась крестьянам. Но крестьянин не мог её продавать, сдавать в аренду, дробить при наследовании. Последнее шло вразрез с шариатом. Были снижены цены на ряд товаров первой необходимости. Началось строительство школ, жилища, мечетей, объектов промышленности. Вовлечение женщин в общественную жизнь (в частности кружки по ликвидации неграмотности) вызывало недовольство. Духовенство стало ущемляться в правах.

Внутриполитическая обстановка в стране в 1978 г. стала резко обостряться. Частыми явлениями стали стихийные выступления населения, мятежи пуштунских племен. Участились стычки населения с полицией и армейскими подразделениями, поджоги зданий, грабежи на дорогах, акты террора. Режим Дауда перешел к прямым репрессиям против сил оппозиции.

Правительство ре­шилось на физическую расправу с известными деятелями левой позиции и в первую очередь с НДПА. 25 апреля были арестованы десятки ее членов, в том числе руководители партии Н.М.Тараки и Бабрак Кармаль. К оставшимся на свободе членам НДПА поступил сигнал к вооруженному выступлению. Несколько батальонов афганской армии напали на резиденцию президента М.Дауда и дом правительства. М Дауд в ходе завязавшегося боя был убит. Это про­изошло 27 апреля 1978 г. (7 саура 1357 г. по мусульманскому летоисчислению). Так произошла Апрельская революция , последствия которой растянулись на годы:

На первом этапе (апрель 1978 - сентябрь 1979 г.) негативная реакция традиционалистско настроенного населения на высокие темпы реформирования без учета национально-религиозной специфики привела, с одной стороны к усилению исламской оппозиции, а с другой - к очередному расколу НДПА. Лидеры Халька (Президент ДРА Тараки, зам. Премьера Амин) отказались от относительно пропорционального раздела власти с Парчам и под предлогом борьбы с фракционностью в Партии начали гонения на парчамистов (зам. Тараки по Партии и государству Кармаль был сослан послом в Прагу). Реальная власть сконцентрировалась в руках Амина, ставшего после убийства им Тараки Президентом страны.

На втором этапе (сентябрь - декабрь 1979 г.) при диктатуре Амина основным методом решения всех проблем в борьбе с контрреволюцией считалось насилие (как говорил Амин, "у нас 10 тыс феодалов, мы их уничтожим и вопрос будет решен"). Одновременно происходила физическая ликвидация парчамистов. Диктаторские методы Амина способствовали наплыву афганских беженцев в Пакистан и превращению их в социальную и военную базу исламской оппозиции. Племенные ополчения пуштунских племен, традиционно лояльные Кабулу, начинают выступать против него. Амин добивается ввода советских войск для спасения своего режима - они вводятся для спасения афганской революции и ликвидации диктатуры Амина.

На третьем этапе (декабрь 1979 - май 1986 г.) партийно-государственное руководство находится в руках парчамистов (Б. Кармаль). Парчам открещивается от предыдущих, этапов революции, называя их "черным этапом извращений и ошибок" Халька. Парчамизация всех сфер управления отрицательно отразилась на боеспособности режима: халькисты составляли 90% офицерского корпуса, поэтому Кармаль основные усилия сосредоточил на укреплении других силовых структур (МВД, МГБ – министерство гос. безопасности.). В результате на ОКСВ были возложены функции ведения боевых действий, на что была неспособна деморализованная "халькистская" Армия, а это, в свою очередь, способствовало росту популярности лозунгов джихада против "неверных шурави" и их союзников в Кабуле. Кроме того, усиливается национальный аспект в деятельности оппозиции, как реакция пуштунов Юга на усиление узбекско-таджикского влияния на Севере после ввода ОКСВ 1 . Становилось все более очевидным, что проблемы страны возможно решить только политическими методами при отказе НДПА от монополии на власть. Военные методы оказались неэффективными, поскольку большинство отрядов оппозиции были не бандами вовсе, а ополчениями местного населения, защищающими традиционные родо-племенные устои.

На четвертом этапе (май 1986 - февраль 1989 г.). Кармаль отправляется в СССР «на лечение». Новое правительство Наджибуллы пытается проводить политику национального примирения (ПНП) с целью расширения социальной базы режима посредством раздела с другими политическими силами не столько власти, сколько министерских портфелей. В 1987 г. принимается новая Конституция Республики Афганистан, гарантирующая право частной собственности, устанавливающая равноправное партнерство частного и госсектора. Однако оппозиция, с учетом предстоящего вывода ОКСВ, претендовала на всю власть в стране и отказалась пойти на ПНП с НДПА.

На пятом этапе (февраль 1989 - май 1992 г.) после вывода советских войск правительство Наджибулы, оставшись один на один с оппозицией, было вынужден заняться консолидацией государственной власти, разъедаемой коррупцией, клановой и внутрипартийной борьбой, личными амбициями лидеров НДПА. 18 февраля 1989 г. в стране было введено чрезвычайное положение, в соответствии с которым полномочия парла­мента были переданы правительству, приостановлено действие ряда положений конституции, запрещены митинги, демонстрации и забастовки.

Политика «революционного нетерпения» стала прологом гражданской войны в Афганистане. Первоначально сопротивление нововведениям носило стихийный характер. Жесткая ответная реакция по его подавления вызвало эскалацию. Сопротивление приобретало организованные формы. В 1978 г. произошло первое крупное вооруженное восстание. Начался хиджрат (процесс ухода местного населения в страны Иран и Пакистан). Переселенцы – моджахеды прибывали в страны, которые становились ансарами (т.е. те страны которые принимали моджахедов). В обстановке внутренней нестабильности Тараки был свергнут, Амином. В беседах с советскими представителями афганские руководители начали высказывать просьбы об оказании Советским Союзом прямой военной помощи Афганистану в форме нанесения авиаударов по отрядам оппозиции и ввода в страну советских воинских подразделений для охраны правительства ДРА, народно-хозяйственных объектов, основных транспортных коммуникаций. Тем не менее, до афганских руководителей неоднократно доводилось мнение о неприемлемости для СССР подобных шагов. Амин по-прежнему продолжал присылать руководству Советского Союза просьбы о вводе советских войск.

Возникшие на территории Пакистана многочисленные лагеря беженцев стали активно использоваться в качестве баз для подготовки и снабжения боевых формирований оппозиционных НДПА «исламских» партий Афганистана. Начались поставки вооружения для мятежников из Китайской народной республики (КНР). При военной и моральной поддержке извне мятежники сумели довести численность своих полурегулярных формирований до 40 тысяч человек и развернуть боевые действия против правительственных войск в 12 из 27 на тот период провинциях страны.

Деморализованная и ослабленная репрессиями афганская армия становилась все более неспособной оказывать отпор бандам моджахедов. Участились факты мятежей, массового дезертирства с оружием, перехода целых подразделений на сторону противника. Активизировалась деятельность смешанной англо-американской авиакомпании "Ариана". Советские военные дипломаты предупреждали, что за всей этой активностью ЦРУ стоит замысел развернуть в Афганистане базу слежения за советскими ракетно-космическими испытаниями, которую американцам пришлось срочно убрать из Ирана, когда там произошла исламская революция. В выводах о сложившейся вокруг Афганистана ситуации не было ни слова о необходимости применения с нашей стороны силовых методов.

8 декабря в кабинете Л. И. Брежнева состоялось совещание. Руководство КПСС не было единодушным в принятии решения. Постановление было одобрено только 5-ю из 12-ти. 12 декабря 1979 года по предложению комиссии Политбюро ЦК КПСС по Афганистану Л.И. Брежнев принял решение об оказании ДРА военной помощи на основании подписанного в 1978 году советско-афганского Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве «путём ввода на его территорию контингента советских войск». 24 декабря 1979 г. министр обороны СССР Д. Устинов подписал соответствующую директиву. В ней подчеркивалось, что данное решение принято "в целях оказания интернациональной помощи дружественному афганскому народу, а также создания благоприятных условий для предотвращения возможных антиафганских акций со стороны сопредельных государств". Участие советских войск в боевых действиях на территории ДРА директивой не предусматривалось, не был определен и порядок применения оружия даже в интересах самообороны. Имелось в виду, что советские войска будут располагаться гарнизонами и возьмут под охрану объекты, высвободив тем самым афганские части для активных действий против оппозиции, а также против возможного внешнего противника. Принимая решение о вводе войск, советское руководство рассчитывало на быструю стабилизацию обстановки в Афганистане, после чего войска должны были вернуться домой.

Не было учтено то обстоятельство, что в результате борьбы с различными завоевателями, особенно с английскими, в сознании афганцев прочно утвердилось представление о любых иноземных войсках как об оккупантах, с которыми остается только воевать. Афганское население со своей стороны надеялось, что советские войска помогут покончить с кровопролитием, принесут в страну спокойствие и мир. Однако существовавшая оппозиция не примирилась с фактом ввода иностранных войск, не изменила своего отношения к руководству страны, и ее отряды начали "священную" войну ("джихад") с "неверными". Этот призыв нашел понимание и поддержку среди значительной части афганского населения, чему способствовала активная деятельность исламских авторитетов, направленная на то, чтобы придать ему патриотическое, религиозное и социально-классовое звучание.

Ввод советских войск в Афганистан не привел к спаду вооруженного сопротивления оппозиции. Наоборот, с весны 1980 года оно начало разрастаться. В соответствии с решением политического руководства СССР советские войска в ответ на многочисленные обстрелы их гарнизонов и транспортных колонн отрядами оппозиции начали проводить совместно с афганскими подразделениями боевые действия по поиску и разгрому наиболее агрессивных групп противника. Это еще больше обострило обстановку.

Пребывание ограниченного контингента советских войск в Афганистане (ОКСВ) делят на четыре этапа, отличающихся по продолжительности, характеру и масштабам боевых действий.

Первый этап продолжался с декабря 1979 года по февраль 1980 года – ввод в Афганистан, совершение труднейшего перехода и размещение по гарнизонам, организация охраны пунктов дислокации и вверенных объектов. На этом этапе советские войска размещались гарнизонами. Они организовали охрану важнейших дорог, аэродромов и объектов народного хозяйства, а также проводку автоколонн с военными и народнохозяйственными грузами. 9 января 1980 года в районе Ишакчи произошло первое столкновение советских частей с афганским 4-м артполком, перешедшим на сторону оппозиции. Погибли до боя первые два советских военных советника при штабе артполка, а в стычке убиты два и ранены еще два советских солдата. Мятежники же потеряли до сотни солдат и офицеров.

Второй этап: март 1980 г. - апрель 1985 г. ведение активных и широкомасштабных боевых действий, работа по укреплению вооруженных сил ДРА. Советские войска постепенно были втянуты в боевые действия все более крупного масштаба от уничтожения караванов, доставлявших душманам оружие и боеприпасы из Пакистана и Ирана, и ликвидации складов и базовых районов оппозиции, оборудованных полевыми и инженерными оборонительными сооружениями, до операций против наиболее агрессивных формирований. Немало усилий прилагалось и к упрочению местных органов власти правящего режима, реорганизации, вооружению и обучению правительственных войск.

Третий этап: апрель 1985 г. - январь 1987 г . Характеризуется переходом от активных действий преимущественно к поддержке правительственных войск силами авиационных, артиллерийских и саперных частей и подразделений.

Четвертый этап: январь 1987 г. - 15 февраля 1989 г. Продолжалась поддержка советскими частями боевой деятельности афганских войск и их укрепление. Осуществлялось содействие курсу и конкретным мероприятиям по реализации политики ДРА на национальное примирение. Осуществлены подготовительные меры и полный вывод советского контингента. После окончательного вывода советских войск моджахеды одной исламской партии стали убивать моджахедов другой. Общие безвозвратные людские потери (убито, умерло от ран и болезней, погибло в катастрофах, в результате происшествий и несчастных случаев) советских Вооруженных Сил вместе с пограничными и внутренними войсками составили 14 453 чел. За этот же период пропало без вести и попало в плен 417 военнослужащих, из которых 119 чел. были освобождены из плена (97 чел. возвращены на Родину, а 22 чел. находятся в других странах).

В апреле 1989 г. лидеры исламской оппозиции сформировали в Пешаваре «переходное правительство Афганистана» во главе с президентом С. Моджадди­ди и премьер-министром А. Саяфом. В июне 1990 г. в Кабуле состоялась национальная партконференция, на которой НДПА была переимено­вана в партию «Ватан» («Отечество») и принят ее новый устав, содержавший формальный отказ партии от «руководящей роли».

Весной 1992 г. развал военно-государственной и партийной структуры ка­бульского режима принял необратимый характер. Армия оказалась расколотой между «халькистами» и «парчамистами» и в значительной мере деморализован­ной. Всё новые районы переходили под контроль оппозиции. Наджибулла стре­мительно терял своих союзников. 28 апреля 1992 г. вооруженные отряды оппозиции (А.Р. Дустома и А.Ш. Ма­суда) без боя вошли в столицу. Президент Наджибулла пытался бежать, но был задержан в аэропорту людьми генерала Дустома и получил убежище в миссии ООН в Кабуле. Афганистан был провозглашен Исламским Государством. До 1996 г. длилась борьба различных военно-политчиеских группировок моджахедов.