Технология устройства дорожек. Весенние казусы с садовыми дорожками и как их избежать. Устройство пешеходных дорожек и площадок

Областное государственное автономное

профессиональное образовательное учреждение

«Шебекинский агротехнический ремесленный техникум»

ОТКРЫТЫЙ УРОК

по ПМ 02"Ведение работ по садово-парковому и ландшафтному строительству"

Тема: «Применение современных материалов в устройстве дорожек и площадок с разными типами покрытий»

Разработал: Мурадова Ольга Геннадьевна,

преподаватель спецдисциплин

безквалификационной категории

Шебекино,

2016

План урока

Тема урока:

Тип урока: изучение нового материала

Функции, цели и задачи урока Урок является прямой формой общения преподавателя с обучающимися группы.

Открытый урок на тему " "выполняет следящие функции:

    просветительскую

    направляющую,

    формирующую.

Сущность просветительской функции состоит в том, что урок расширяет круг знаний студентов о назначении садовых дорожек, современных технологиях и материалах, используемых при их устройстве.

Направляющая функция позволяет обучающимся использовать полученные знания в реальной, повседневной жизни, в профессиональной деятельности.

Формирующая функция вырабатывает у обучающихся навыки обдумывания полученной информации и оценку происходящего, помогает понять сущность изучаемой темы, учит представлять собственное мнение.

Цели урока:

- образовательная- выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме: " Устройство садово-парковых дорожек", изучить современные материалы для устройства садово-парковых дорожек, использовать полученные знания для их дальнейшего применения;

-воспитательная - воспитание мотивов труда, вовлечение в активную практическую деятельность; воспитание общей культуры, эстетического восприятия окружающего мира, воспитание культуры учебного труда, навыков самообразования, экономного расходования времени.

-развивающая: уметь классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы; развивать познавательный интерес; развивать умение объяснять особенности технологии строительства верхнего дорожного покрытия с учетом декоративных качеств и технологических особенностей материалов, развивать умение продуктивно и творчески мыслить, применять полученные знания в обыденной жизни и профессиональной деятельности.

- методическая: оказание практической помощи преподавателям в разработке и оформлении открытого урока.

Задачи урока:

    показать, способствовать формированию знаний и умений студентов.

    расширить общий и профессиональный кругозор студентов.

Форма урока: коллективная

    Техническое оснащение: ПК оснащенные программным продуктом:

- OC Windows XP

Microsoft Office PowerPoint;

    проектор;

    демонстрационный экран;

    звуковые колонки;

Учебно-материальное обеспечение:

    Дидактическое оснащение: презентация « Применение современных материалов в устройстве дорожек и площадок с разными типами покрытий », видеофильм "Устройство дорожек в саду: выбор материала и дизайна", "Ландшафтный дизайн, мощение дорожек", учебник: Теодоронский В.С. "Садово-парковое строительство и хозяйство"- М., ИЦ "Академия", 2012г

Метод обучения: эвристический, объяснительно- иллюстративный

Интеграция: садово-парковое искусство, проектирование объектов садово-паркового строительства, экологические основы природопользования, химия.

Количество часов - 1

Учебно-методический комплекс

    Рабочая программа

    Рабочий тематический план

    План урока

В результате урока студенты должны знать:

- назначение садово-парковых дорожек, принцип их планировки, современные материалы, применяемые для верхних покрытий дорожек конструкцию дорожной одежды плоскостных элементов благоустройства территории

Ход урока

    1. Организационная часть - 2 мин:- приветствие гостей и студентов

    2. Актуализация ранее изученного материала. Проверка домашнего задания 10мин.

    3. Мотивация предстоящей учебной деятельности

3.1. Сообщение темы урока - 1 мин

Тема сегодняшнего урока "Применение современных материалов в устройстве дорожек и площадок с разными типами покрытий" .

Это урок комбинированный: мы будем рассматривать теоретические аспекты темы, во время демонстрации презентации Вы узнаете много нового о применении современных материалов в устройстве дорожек и площадок с разными типами покрытий, которые стали применяться для улучшения качества выполняемых работ, технологии устройства садово-парковых дорожек.

3.2. Постановка цели урока перед обучающимися - 2 мин

Целью нашего урока является изучение современных материалов для устройства садово-парковых дорожек, назначения садовых дорожек, технологии устройства покрытия в зависимости от типа и видов материалов в соответствии с проектом.

Преподаватель:

На предыдущем занятии мы с вами рассмотрели основные положения устройства садово-парковых дорожек. Давайте повторим их.

Вопросы к аудитории по предыдущей теме:

Вопрос 1: Расскажите о назначении аллей, дорог в парках, садах, скверах?

Ответ - Назначение аллей, дорог в парках, садах, скверах - обеспечивать удобные пешеходные связи входов со всеми функциональными зонами, сооружениями, устройствами и отдельными участками, раскрывать при движении эстетические достоинства зеленых насаждений, природного ландшафта.

Вопрос 2: Какой формы бывают садовые дорожки в зависимости от планировочного решения проекта благоустройства ландшафтного объекта?

Ответ - В зависимости от создания концепции сада, его стилевого решения, проекта благоустройства и озеленения зависит какими будут садовые дорожки. Прямолинейные аллеи проложенные по кратчайшему пути, связывают объекты сада и подходят для регулярных садов. Они придают участку торжественность. Для пейзажного стиля при организации прогулочных маршрутов с видовыми точками, уместны будут извилистые дорожки.

Вопрос 3: Какой % в общем балансе территории парка отводится под дороги, площадки, аллеи?

Ответ- В общем балансе территории парка под дороги и аллеи отводится 8-15 %, площадки - 5-10 %, за городом - соответственно 2-4 % и 1-2 %. Их относительная протяженность принимается в городе 300-400 м/га, за городом 50-100 м/га. В спортивных парках эти нормативы возрастают.

Вопрос 4: Каково назначение основных и второстепенных пешеходных дорог и аллей в садах и парках?

Ответ- Основные пешеходные аллеи и дороги соединяют главные входы с наиболее посещаемыми объектами, связывают функциональные зоны между собой. Проектируемая ширина 5-50 м с продольным уклоном до 40 % и обеспечением пропуска до 600 чел/ч. Предусматривается проезд внутрипаркового транспорта.

Второстепенные пешеходные аллеи и дороги служат внутризонным связям, соединяют второстепенные входы с объектами притяжения, распределяют посетителей по территории. Проектируемая ширина 3-12 м с продольным уклоном до 60 % и пешеходным движением с интенсивностью до 300 чел/ч. Возможен проезд транспорта.

Вопрос 5: Какой ширины и какой продольный уклон должны иметь проектируемые пешеходные дороги.

Ответ- Ширина парковых аллей зависит от количества посетителей и принимается кратной 0,75 м - ширине одной полосы движения. Дополнительные пешеходные дороги и тропы, ведущие к отдельным парковым устройствам, проектируются шириной 0,75-3 м с продольным уклоном до 80 % и пешеходным движением с малой интенсивностью.

Велосипедные дорожки для прогулок проектируются шириной 1,5- 2,5 м с продольным уклоном не более 50 %, поперечным 15-25 %.

Дороги для прогулок верхом, в экипажах и санях проектируются шириной 2,5-6,5 м, продольным уклоном до 60 % и улучшенным грунтовым покрытием.

Автостоянки проектируют из расчета 2-3 машиноместа на 100 единовременных посетителей парка на первую очередь и 5-7 на расчетный срок. У лесопарков, соответственно, 2-4 и 7-10 машиномест. Автостоянки расчленяют зелеными насаждениями на сектора.

3. Озвучивание темы урока.

Создание доверительной атмосферы

Преподаватель:

Молодцы! А теперь откройте Ваши рабочие тетради и запишите тему урока: " Применение современных материалов в устройстве дорожек и площадок с разными типами покрытий". (Объяснение новой темы сопровождается презентацией - 15 мин ) (Слайд №1)

Технологический регламент устройства дорожек с разными типами покрытий обучающиеся записывают в тетрадь. После просмотра презентации Вы ответите на вопросы на основании, которых получите оценки за урок.

Преподаватель:

- поражает своим многообразием. Сегодня можно использовать самые различные элементы, чтобы придать ландшафту оригинальность, привлекательность и уют. Именно дорожки позволяют задать определенный тон всему дизайну сада, разделить его на отдельные функциональные зоны. Сделать их своими руками не так сложно, использовать для этого можно даже такие простые материалы, как морская либо речная галька разных оттенков. ( Слайд №2)

Назначение садово-парковых дорожек ( Слайд № 3,4)

являются главным элементом композиции сада; они создают перспективу, замыкают на себе зрительное восприятие участка, это не только способ передвижения по саду, но и возможность правильно разделить пространство на отдельные зоны, задать определенный тон всему дизайну сада, придать ландшафту больше привлекательности и оригинальности. Делать такие тропинки на территории участка можно из любых материалов, все они отличаются своими особенностями. Рассмотрим, как выполнить устройство садовых дорожек из камня, бетона и даже гальки.

Виды садовых дорожек (Слайд №5)

Дорожки из гравия и песка удобны и эстетичны. Сегодня можно приобрести специальный крупный песок разнообразных оттенков, который придаст вашему саду необыкновенно привлекательный внешний вид. Гравийные и песчаные тропинки удобны и тем, что они не создают пыли при ходьбе, но их поверхность придется периодически разравнивать при помощи обычных садовых грабель. Чтобы материал не рассыпался, по периметру тропинок необходимо устроить бордюр из кирпича, камня либо бетона.

Основанием для дорожки лучше брать глиняную смесь с песком, которая укладывается на слой гравия малой и средней фракции.

Дорожки из булыжника

Устройство дорожки из булыжника. ( Слайд №6)

Подобные схемы являются одними из самых прочных и надежных. Устройство садовых дорожек из природного булыжника отличается крайней простотой, необходимо только подготовить основание, после чего уложить булыжник. Делать это можно в определенном порядке, создавая необычные мозаики, или в хаотическом порядке, если общий дизайн ландшафта это позволяет.

Основание для тропинки выполняется таким образом:

    после разметки снимается слой дерна на требуемую глубину, учитывающую толщину камня и подсыпки;

    на дно укладывается слой щебня, после чего выполняется подушка из смеси глины и песка, которая позволяет надежно удерживать булыжник на месте, создавая прочную, долговечную основу;

    камень надо мостить в соответствии с выбранным типом рисунка, но в любом случае такая дорожка будет выглядеть элегантно и стильно.

Дорожки из натурального природного камня (Слайд №7)

Дорожка из натурального камня выглядит весьма привлекательно и стильно. Использоваться для этого могут большие и малые плиты из тесанного гранита и мрамора, брусчатка и даже галька разных оттенков. Процесс укладки такой тропинки из камня может осуществляться различными методами:

Схема укладки дорожки из камня. ( Слайд №8,9,10,11,12)

    Большие и массивные плиты из камня укладываются на песчаную подушку, предварительно выровненную и утрамбованную. Щели между плитами могут заполняться при помощи песка либо оставляться незаполненными. Все зависит от того, какой внешний вид требуется. Сегодня популярны дорожки на даче, которые максимально приближены к природе. Для этого после выполнения разметки, необходимо снимать слой дерна такой глубины, которые имеют плиты из камня. На дно основания насыпается песок, плиты после укладки должны примерно на половину утапливаться в почву. Внешний вид такой тропинки очень привлекателен, плиты словно разбросаны среди яркой зеленой травы либо желтого песка.

    Второй вариант подходит для устройства тропинки из натуральной гальки. В данном случае камень скрепляется при помощи бетонного раствора. В результате получаются необычные, оригинальные дорожки, часто напоминающие каменные ручейки, петляющие среди растений сада. Таким же образом можно выкладывать и площадки, используя гальку различных ярких оттенков.

Подобные площадки после укладки могут напоминать красочные панно с изображениями животных и растений либо роскошные восточные ковры.

Все зависит только от фантазии самого мастера.

Дорожки из бетонных монолитных плит (Слайд №13)

Одним из вариантов сооружения дорожки на даче является использование бетонных плит. Вариантов здесь много, такие плиты могут иметь различные размеры и форму, изготавливаться по отличным друг от друга технологиям.

Самый простой вариант - это применение больших монолитных железобетонных плит. Но такая дорожка не очень привлекательна, использоваться она может для хозяйственной зоны на даче, около въезда.

Схема устройства дорожки из бетонных плит: 1 – варианты размеров плит заводского изготовления; 2 – профиль дорожки из бетонных плит с небольшим промежутком: а – песок слоем 10–12 мм; б – бетонная плита.

Устройство тропинки для сада из привлекательной бетонной плитки ( Слайд № 14,15)

Сооружение тропинки для сада из привлекательной бетонной плитки более востребовано. Такая плитка внешне может имитировать поверхность натуральной брусчатки, кирпича и камня, но своими руками можно сделать оригинальные и красивые изделия, благодаря которым тропинка станет настоящей изюминкой всего ландшафтного дизайна. Изготовить плитку можно, используя силиконовые либо деревянные формы и бетонный раствор.

Процесс производства:

    Необходимо приготовить формы для плитки, которые можно либо купить в строительном магазине, либо сделать самому из силикона или дерева.

    Для бетонного раствора надо взять песок, цемент, красители для бетона (плитка станет очень яркой и красивой).

    Все компоненты смешиваются, после чего формы заполняются бетонной массой. Будущие изделия надо оставить для высыхания в помещении, надежно защищенном от солнца и осадков.

    После того как плитка высохнет, она вынимается из форм, оставляется до полного набора прочности (примерно три-четыре недели).

    Пока плитка для мощения дорожки высыхает, надо разметить место для работы, снять плодородный слой почвы.

    Укладка плитки осуществляется так: сначала насыпается слой очищенного песка, смачивается водой и уплотняется. После этого плитка выкладывается необходимым образом, после мощения все щели заполняются песком, можно окрашенным при помощи пигментов. Дорожка готова!

При мощении надо следить, чтобы поверхность была строго горизонтальной,

Устройство садовой дорожки из цветной гальки

( Слайд № 16,17)

Садовые дорожки могут принимать самый различный вид, необязательно для этого использовать брусчатку либо бетонные плитки. Есть очень необычный способ создания садовых тропинок, которые напоминают яркие восточные ковры, но сделаны при этом из обычной гальки. Для изготовления подобных дорожек не надо иметь особые навыки или опыт, необходимо только придумать узор и приготовить простейшие материалы.

Первое, что нам надо будет сделать, - это взять обыкновенную гальку. Дизайн таких садовых форм может быть различным, начиная от самых простых двух- или трехцветных дорожек с геометрическим узором и заканчивая сложными площадками, напоминающими роскошные ковры. Для подготовки можно брать мелкую или крупную гальку, цвет ее может быть разным, сегодня популярны дорожки с контрастными оттенками. Отсев должен быть тщательным, так как от него зависит аккуратность рисунка.

Итак, для работы по нам понадобится:

    Сама галька выбранного цвета в расчетном количестве, можно для декорирования взять керамические черепки, например, от разбитого цветочного горшка, старой плитки, оставшейся после отделки ванной либо кухни.

    Расходные материалы для подготовки основания. Для замешивания бетонного раствора можно использовать пропорцию 1:4. Для замеса берется очищенный песок и цемент.

    Доски для сборки шаблона дорожки на даче. Ширина такой доски должна составлять 30 см, а высота - 5 см. Крепиться такая рама будет при помощи обычных гвоздей.

Инструменты для работы:

    лопата;

    ведро;

    мастерок;

    жесткая сетка, металлическая армированная сетка, размеры которой должны быть примерно на один см меньше, чем будущий размер шаблона для дорожки.

Разметка территории: (Слайд №18)

Начинать работы по созданию дорожки на даче необходимо с разметки территории. Самый простой вариант - это устройство прямой тропинки, для которой начинающему мастеру будет намного проще создать шаблон. Если вы хотите делать более сложные формы, то советуем вам сначала потренироваться на небольшой дорожке, чтобы затем уже уверенно делать большую и красивую. Итак, разметка - это установка по краям будущей тропинки деревянных колышков, между которыми будет натянута обычная веревка.

Этапы укладки дорожки из гальки.( Слайд № 19)

После этого снимаем слой плодородной почвы. Делать это необходимо из-за того, что трава, прорастая через гальку, может испортить рисунок, малоразличимой и не очень привлекательной. После того как грунт будет убран, следует на дно насыпать два-три слоя просеянного песка. Каждый слой после укладки утрамбовывается и выравнивается, он послужит надежным основанием перед нанесением бетонного раствора.

Сам песок рекомендуется засыпать после того, как будет собран шаблон из доски. Это позволит не только сделать заливку раствором более качественной, но и сохранить в точности контуры дорожки на даче. Сама опалубка разбирается после того, как раствор схватится, после чего бетон будет сохнуть дальше. Но вернемся к процессу изготовления нашей садовой дорожки.

После песка следует начать готовить цементный раствор, но делать это надо небольшими порциями, так как выкладывание из камня - процесс длительный. Если выливать всю массу сразу, то бетон застынет до того, как вся галька будет выложена. Начинать рекомендуется от одного конца дорожки, хотя все зависит от выбранного рисунка. Например, для узоров в виде ковра начинать лучше всего с центра, а при выкладывании каких либо сложных изображений необходимо на поверхности раствора выкладывать сначала шаблоны, после чего по ним уже отдельными цветами последовательно укладывать рисунок из камня.

Методы укладки гальки ( Слайд № 20)

Согласно первому методу сначала выкладывается шаблон из цветного камня, который после этого просто замазывается сверху приготовленным бетонным раствором. В данном случае необходимо смотреть, чтобы галька при замазке не сдвигалась с места, а сам узор не деформировался. Металлическая армированная сетка не всегда применяется, сама галька ставится на ребро.

Второй метод заключается в том, что сначала выкладывается раствор небольшими частями, обязательно использование металлической проволочной сетки. После того как бетонная масса будет залита в шаблон, надо сразу приступить к выкладке узора из камня, чтобы цемент не успел схватиться. Галька также ставится на ребро, ее направление должно соответствовать направлению рисунка. Затем она утрамбовывается резиновым молоточком.

После того как галька будет выложена, необходимо приступить к заливке швов между камнем. Все излишки, которые попали на поверхность цветной гальки, следует потом тщательно счистить при помощи приготовленной металлической щетки.

Форма из дерева для дорожки снимается через сутки. На время застывания бетона рекомендуется дорожку для дачи защитить пленкой.

Устройство садово-парковых дорожек из дерева ( Слайд № 21)

Покрытие из дерева живописно, но недолговечно, быстро загрязняется и не поддается очистке. Его можно рекомендовать для малопосещаемых участков зеленых насаждений или для декоративных целей. Деревянные покрытия распространены в городах, расположенных в лесных районах, где для этих, целей используют отходы деловой древесины. Применяют кругляк твердых пород, не поддающихся гниению (чаще хвойных), нарезанный на равные по высоте 12-16 см цилиндры диаметром 10-50 см, из которых и набирают мозаичное покрытие. Геометрический узор можно получить, используя квадратные, прямоугольные, шестиугольные шашки. Швы заполняют растительным грунтом и песком
подготовка основания садовой дорожки из дерева:
1) выбирается грунт на глубину до 10см и вместо него сначала насыпается щебень, а потом и песок. Последний хорошенько утрамбовывается. Такая подушка необходима для быстрого отвода влаги из-под деревянного настила
3) Когда основание готово, на него укладываются дощечки, причем лучше комбинировать разные обрезки, чтобы составить из них необходимый рисунок. Кстати, достаточно неплохо смотрятся садовые дорожки, изготовленные из среза ствола дерев.

Комбинированные дорожки- з алог создания шедевров для сада и парков ( Слайд № 22,23)

4. Проверка понимания ведущих идей урока - 10 мин

Рефлексия:

Преподаватель:

- Прошу Вас ответить на некоторые вопросы.

Вопрос 1: Какие бывают дорожные покрытия?

Ответ: Покрытия бывают сплошные, панельные и плиточные.

Вопрос 2: Приведите классификацию сплошных покрытий

Ответ: Сплошные покрытия подразделяются на грунтовые, из щебня или гравия и асфальтовые.

Вопрос 3: Какие улучшенные грунтовые покрытия используют в практике строительства садово-парковых аллей и дорог?

Ответ: В практике строительства садово-парковых аллей и дорог используют цементно-грунтовые, известково-грунтовые и песчано-гравийные.

Вопрос 4: Какие виды дорожек вы знаете?

Ответ: Выделяют два вида дорожек транспортные и прогулочные.

Вопрос 5: Какие требования предъявляются к верхнему покрытию аллей и дорог?

Ответ: Покрытие аллей и дорог должно быть прочным, устойчивым к атмосферным воздействиям и нагрузкам, обеспечивать отвод поверхностных, ливневых, талых вод и быть удобным в эксплуатации. Покрытие предназначается для пешеходов, поэтому оно должно быть ровным, но не скользким.

Вопрос: От чего зависит ширина дорожек?

Ответ: Ширина дорожек зависит от их назначения. Дорожка, ведущая к дому, составляет от 1 метра до 1,5 метров в ширину. Два взрослых человека должны расходиться на ней, не мешая друг другу. Для дорожек второстепенной значимости, например от дома до гаража, или от дома до зоны отдыха, достаточно ширины от 80 сантиметров до 1 метра, пошаговые дорожки и дорожки между грядками в огороде составляют по ширине примерно 50-60 сантиметров.

Вопрос: В чем заключается на Ваш взгляд гармония ландшафтных композиций?

Ответ: Немало важная роль в создании гармоничных ландшафтных композиций отводится декоративным характеристикам покрытий, которые выбирают исходя из назначения участка, особенностей ландшафта и архитектурно-планировочного решения территории.

Вопрос: На чем основана существующая классификация верхних дорожных покрытий?

Ответ: Существующая классификация покрытий основана на характере применения и материале.

Вопрос: Каким требованиям должен соответствовать тип дорожного покрытия?

Ответ: Тип покрытий должен соответствовать назначению, санитарно-гигиеническим, эстетическим и экономическим требованиям.

Вопрос: Расскажите о достоинствах и недостатках щебеночных покрытий?

Ответ: Щебеночные более прочные. Щебенку покрывают слоем мелкой просеянной крошки (кирпичной, гранитной, туфа) и укатывают ее катками. Получаемые цветные яркие покрытия хорошо сочетаются с зеленью, но в ветреную жаркую погоду пылят, в сырую - размокают и уносятся потоками воды, особенно на склонах, зарастают травой.

Коррекция ответов студентов

5. Выставление оценок, согласно критериям. 3 мин.

6. Заключительное слово преподавателя

6.1. Подведение итогов урока 1мин.

Результаты урока: теоретические знания устройства дорожно-тропиночной сети (ДТС) для применения их в практической деятельности для частновладельческого участка, согласно условиям планирования.

Изначально мощение своими руками как дорожек так и площадок на участке представляется делом трудным, и как кажется доставит много хлопот даже опытному мастеру. Но как говорится, стоит только начать а там уж “природа подскажет”. В любом случае никто не знает лучше Вас самих Ваших желаний и устремлений – и как, собственно, вы хотите чтобы выглядел Ваш двор или участок в целом. Поэтому доверять это дело строительной бригаде, на наш взгляд, не стоит – ведь и дорожки и площадки можно легко сделать и самому если твердо представлять и настроится на конечный результат.

Для начала конечно стоит поговорить о выборе материала для устройства дорожек и площадок. А для тех кто твердо настроился сэкономить на дорогостоящих материалах рекомендуем прочитать запись .

Выбор материала для дорожек и площадок

Покрытия из камня долговечны и элегантны. Для мощения используют резаные или колотые плиты, брусчатку или гальку (булыжник).

Наиболее долговечны гранит, базальт, сиенит и серпентинит. Они не впитывают влагу, прочны, устойчивы к истиранию и морозу. Сильнее впитывают влагу более мягкие песчаники и известняки. Их сложнее содержать в чистоте, но они часто применяются в ландшафтном дизайне.

Бетонные покрытия менее долговечны и менее привлекательны, зато относительно дешевы. В продаже есть бетонные элементы (плиты, тротуарная плитка, ФЭМы) разного размера, цвета, формы. ФЭМы могут имитировать каменные плиты или старую мостовую. Внимания заслуживают элементы с лицевой поверхностью, покрытой крошкой, например базальтом или гранитом. Для устройства твердого покрытия дорожек достаточно использовать элементы толщиной 4 см.

Если покрытие предназначено для не слишком интенсивного автомобильного движения, их толщина должна быть как минимум 6, а лучше – 10 см.

Керамика. Для мощения используют специальный клинкерный кирпич. Он долговечен – обладает низким водопоглощением, устойчив к истиранию, ударам, воздействию атмосферных факторов, не меняет цвет. Клинкер для мостовых, как правило, имеет толщину 4,5 см (покрытие для пешеходов) и 5,3 см (покрытие для автомобилен). Для покрытий, эксплуатируемых с небольшими нагрузками, подходит менее плотный и более пористый строительный кирпич. Он сильнее поглощает влагу и быстрее разрушается, но при этом придает ландшафту специфический «антикварный» характер.

Покрытия из щебня выглядят естественно, удачно сочетаются с растениями и элементами садовой архитектуры. Подходят не только для дорожек и площадок, но и для подъездов к дому и гаражу. Условием их износостойкости является использование камней с острыми и неправильными краями (гравий, щебень, галька), которые хорошо заклиниваются. В процессе укладки покрытия очень важно тщательно утрамбовать все его слои. Но даже выполненное наилучшим образом гравийное покрытие разрушается быстрее по сравнению с другими и требует постоянного ухода – удаления сорняков, заполнения углублений в верхнем слое (подсыпки и тщательного уплотнения гравия). Деревянные покрытия выглядят благородно, прекрасно сочетаются с растениями и разными отделочными материалами. Из деревянных элементов выполняют террасы, дорожки и площадки в саду. Элементы нельзя укладывать плотно друг к другу – под воздействием влаги они набухают и могут быть вытолкнуты вверх. Недостатком покрытия является то, что намокшая древесина становится скользкой (предотвратить скольжение может рифленая поверхность).

Элементы должны быть обработаны защитным средством (лучше всего – под давлением). Иначе они могут разрушиться за несколько сезонов. Наиболее долговечны покрытия из дуба и экзотических пород древесины,например тика. Они тверды и устойчивы к воздействию атмосферных факторов, не требуют импрегнации. Обработать их можно лишь для того, чтобы со временем они не потеряли цвет.

Грунтовое покрытие особенно подходит для садов в натуральном стиле. Его наиболее просто сделать своими руками. Качественное грунтовое покрытие должно содержать 30% глины и 70% песка. Если грунт песчаный, в него добавляют сушеную молотую глину (ее можно купить на кирпичном заводе); если глинистый – добавляют песок. Компоненты нужно смешать с грунтом на глубину до 15 см и утрамбовать. В песчано-глинистом грунте форму дорожки вырезают заступом или мини-грейдером, а поверхность утрамбовывают. Поперечное сечение дороги должно иметь форму дуги с уклоном 1-2% от центра к краям. Поверхность можно облагородить тонким уплотненным слоем песка или молотого камня. Грунтовые дорожки менее долговечны по сравнению с дорожками из других материалов и требуют частого ухода.

Как устроить покрытие дорожек и площадок?

  • Определяем границу покрытия.
  • Снимаем верхний плодородный слой почвы и переносим на место. в котором она будет использована надлежащим образом (например, на клумбы и рабатки).
  • Выкапываем котлован. Основание выравниваем и утрамбовываем.
  • Укладываем бордюры. Они необходимы, если мы своими руками устраиваем грунтовое, гравийное или состоящее из небольших элементов (брусчатки, кирпича, колотого камня) покрытие; либо если предусмотрена большая нагрузка на поверхность. Можно использовать готовые бордюры, тротуарные плиты, клинкерный кирпич, каменные, деревянные элементы или ленту (из оцинкованной стали или пластика).
  • Каждый слой основания под покрытие должен быть тщательно утрамбован. Для того чтобы его укрепить, можно поверх каждого слоя щебня разложить 2-3 см смеси цемента с песком (1:12) и полить водой. Таким образом, будут заполнены пустоты между камнями.

Гравийная пешеходная дорожка (рисунок 1 сверху) Заезд для автомобилей, выполненный из щебня ( рисунок 1 – снизу)

  1. бордюр из оцинкованной стали (ленты) либо из пластика
  2. песок, щебень и глина в соотношении 1:1:1 или сухая молотая глина
  3. бетон класса В15
  4. каменный или бетонный бордюр
  5. отсев
  6. щебень или галька фракции 5-16 мм
  7. щебень или гравий фракции 30-40 мм

Пешеходная дорожка, вымощенная из небольших элементов (рисунок 2 сверху) Вымощенный заезд для автомобилей (рисунок 2 – снизу)

  1. брусчатка, кирпич, деревянные элементы мощения, колотый камень
  2. песок или цементно-песчаная подсыпка 1:12
  3. щебень или гравий фракции 30-40 мм
  4. бордюр
  5. песок или цементно-песчаная подсыпка
  6. щебень или гравий фракции 5-16 мм
  7. бетон класса В15
  8. щебень или гравий фракции 30-40 мм

Размеры даны в сантиметрах на обоих рисунках

Как тип грунта влияет на устройство покрытия?

Метод устройства покрытия зависит от его предназначения, а также от вида грунта. На проницаемых грунтах, сквозь которые вода просачивается быстро, нет необходимости укладывать под дорожку дренирующий слой. На непроницаемых грунтах обязательно следует выполнить дренаж. Под покрытия, предназначенные для пешеходов, достаточно 10-20 см гравия или щебня крупной фракции. Более нагруженное покрытие, по которому будут ездить автомобили, должно иметь основание, состоящее из гравийного дренажного слоя (приблизительно 10 см) и несущего слоя из щебня или гравия (10-20 см).

Для устройства площадок и дорожек нужно знать что:

  • Ширина удобной дорожки -н е менее 0,8 м; заезда – 3,0 м.
  • Правильно выполненная дорога должна иметь гладкую поверхность с поперечным и продольным уклонами (2-5%), облегчающими сток дождевой воды.
  • Покрытие дорожек, находящихся рядом с клумбами, должно быть несколько приподнято над ними; благодаря этому на дорожку не будет ссыпаться земля.
  • Мощение, граничащее с газоном, лучше уложить вровень с его поверхностью. Это облегчит кошение.
  • Песчаник – не самый твердый камень, но он популярен из-за своего «теплого» вида, относительно невысокой цены и простоты обработки
  • Дорожку из гранитных плит не стоит ограничивать бордюром. Элементы неправильной формы в ландшафте смотрятся естественно
  • Узенькая гравийная тропинка не контрастирует с растениями, а как бы приглашает на прогулку. Среди травы она почти незаметна
  • Дорожка, выложенная тротуарной плиткой серого цвета, не бросается в глаза и служит отличным фоном для ранений

Дороги, дорожки, тропы, площадки - одни из важнейших планировочных элементов объекта ландшафтной архитектуры. Анализ проектных решений и натурные обследования садово-парковых территорий показывают, что дорожная сеть и площадки занимают от 10... 15 и, в ряде случаев, до 20 % от всей площади объекта, а относительная протяженность дорог составляет 300...400 м на 1 га. Большую роль играют протяженность дорожной сети, габариты дорожек площадок в различных частях территории, их конструкции, прочность, долговечность и декоративность покрытий. Конструкция дорожной одежды приводится на рис. 29

Покрытиям дорожек и площадок в садах и парках, на объектах ландшафтной архитектуры городских центров, жилой и промышленной застройки придается очень большое значение в связи с общим композиционным решением объекта. Покрытия должны быть разнообразны по своему рисунку, окраске, материалам. Наблюдения в садах и парках показали, что при прогулках посетитель затрачивает до 30 % времени на восприятие и осмотр того, что находится у него под ногами или на горизонтальных плоскостях при ближайшем рассмотрении. Поверхность дорожек и площадок воспринимается посетителем с различных точек - с видовой площадки, с плоских крыш зданий или с террас. Покрытия несут существенную информацию для посетителя объекта; например, крупный орнамент покрытия из цветных плит на площадке входа в сквер или парк создает особый "настрой", как бы подготавливает посетителя к восприятию территории объекта, его пейзажей и сооружений. Рисунок покрытия главной аллеи парка может "направлять" движение посетителей, вызвать интерес, создать настроение. Разнообразие типов покрытий на небольшом объекте может создать иллюзию масштабности и как бы увеличить его площадь. Величина, габариты аллей, дорог, троп, площадок, рисунок их покрытий, форма и пропорции их элементов, сам материал, из которого сделаны покрытия, должны соответствовать общему композиционному решению объекта и закономерностям построения пейзажа. Дорожно-тропиночная сеть, площадки, аллеи обычно подразделяются на классы в зависимости от их функций и классифицируются по типам покрытий. Выделяются 6 классов дорог, дорожек, аллей:

I класс - главные дороги и аллеи, по которым распределяются основные потоки посетителей объекта; они обычно предусматриваются как основные маршруты движения по объекту и воспринимают большие нагрузки от посетителей. Так, главная аллея в городском парке должна обеспечить пропускную способность до 400...600 чел./ч в выходные дни; ширина аллеи должна быть не менее 30 м, а ее конструкция очень прочной, выполненной из мало изнашиваемых материалов; покрытия главных аллей и дорог устраиваются прочными и декоративными - из плит, камня и др.

II класс - второстепенные дороги, дорожки, аллеи, предназначены
для соединения различных узлов объекта и более равномерного распреде ления посетителей, подведения их к главным маршрутам движения, пло щадкам отдыха и спорта, видовым точкам объекта и другим элементам планировки. Интенсивность движения по второстепенным дорожкам, их пропускная способность ниже, чем на главных. Однако покрытия таких дорожек должны быть декоративными, так как они по своим функциям выполняют важную планировочную роль.

III класс- дополнительные дороги, дорожки, тропы, служат для соединения второстепенных планировочных элементов объекта, играют роль переходов, подходов к сооружениям, к цветникам, являются «ответвлениями» от главных и второстепенных маршрутов движения. Интенсивность движения на дополнительных дорожках снижается в сравнении с дорожками первых двух классов. Конструкции и покрытия таких дорожек делаются упрощенными.

IV класс - велосипедные прогулочные дороги и тропы, предусматриваемые обычно в парках и лесопарках в обособленных полосах главных аллей и дорог по специальным маршрутам движения с целью прогулки, осмотра достопримечательностей, в ряде случаев, спортивных соревнований; велодорожки должны иметь прочные устойчивые конструкции.

V класс - дороги для конной езды, в экипажах, на санях, верхом, предусматриваются по специально проложенным маршрутам движения; предназначены для прогулок, осмотра достопримечательностей, занятий конным спортом; проектируются в больших парках, лесопарках, спорткомплексах; должны иметь специальные типы покрытий.
VI класс - хозяйственные дороги и проезды, предназначенные для ограниченного движения автотранспорта, средств механизации, поливомоечных машин, для перевозки материалов и оборудования по текущему и капитальному ремонту парка, для подвозки товаров к торговым точкам и т. п. Конструкции и покрытия таких дорог устраиваются из прочных твердых материалов, выдерживающих большие нагрузки. Для крупных по площади объектов характерны все 6 классов аллей и дорог. Для небольших объектов - скверов, озелененных участков перед общественными зданиями и др.- обычно предусматриваются садово-парковые дорожки первых трех классов. По основным и второстепенным дорогам допускается эпизодический проезд автотранспорта и средств малой механизации по уходу за насаждениями. Каждому классу дорог соответствуют свои габариты- протяженность и ширина. Ширина садово-парковой дороги играет существенную роль, поскольку связана с посещаемостью объекта и интенсивностью движения посетителей. Для проведения расчетов ширины дорог принимается во внимание:

Ширина полосы движения одного человека, которая составляет по расчётным данным 0,75м при средней прогулочной скорости движения в 35...4 5 м/мин;
- «плотность потока» посетителей.

На главных аллеях, в парках, плотность потока посетителей в среднем составляет до 0,5чел./м2. По тротуарам на улицах и проездах плот-ность пешеходов составляет до 0,7 чел./м (пороговая). При плотности до 1,1,5чел/м2 пешеходный поток квалифицируется как толпа, а более - 1,5чел./м2, как давка. В разделительных полосах главных аллей в парках проектируют цветники или растительные группировки декоративных кустарников, обрамленные участками газона. По внешним границам парковой аллеи предусматривают "запады" для установки скамеек, урн, светильников. В ряде случаев "запады" проектировщиками не предусматриваются, и тогда полосы для размещения оборудования проектируют с учетом общей ширины дороги: её ходовая часть увеличивается в соответствии с шириной полосы под оборудование. Важное значение имеет величина пропускной способности садово-парковых аллей и дорог, особенно I и II классов, в связи с интенсивностью движения посетителей. Дороги и площадки должны вместить в себя расчётное количество посетителей объекта. Поэтому важно рассчитать габариты дорог и площадок. Пропускная способность дорог и аллей определяется исходя из единовременной емкости объекта, которая рассчитывается на посещаемость в выходной день в час пик - 11...12 час дня. Общая ширина дороги рассчитывается по формуле


Посещаемость объекта в час пик рассчитывается исходя из установленных нормативов режима пользования объектом, численности проживающего населения в жилом районе (городе).1 Площадки в садах и парках имеют определённое назначение, используются посетителями в различных целях и подразделяются на следующие категории (классы):
- площадки тихого отдыха, группового, одиночного, для тихих игр посетителей разных возрастов, в том числе для созерцания пейзажей;
- площадки активного, "шумного", отдыха - семейного или коллективного, группового, площадки для игр, для пикников, зрелищ, проведения массовых мероприятий;
- детские площадки различного возрастного состава: первичные, для дошкольников, для младших школьников, для старшего школьного возраста и молодежи;
- спортивные площадки: футбольные поля, для игры в гольф, для волейбола и баскетбола, тенниса, гандбола, городков, специальные площадки для игры в шахматы и шашки;
- хозяйственные площадки, предназначаемые для установки передвижных служебных помещений, бытовок, раздевалок, хранения оборудования и инвентаря; площадки для контейнеров с мусором; площадки для складирования компоста, удобрений; площадки для прикола посадочного материала; площадки, занятые теплицами и т. п.
Все площадки имеют различные типы конструкций и покрытий в зависимости от нагрузок на поверхности, посещаемости, интенсивности движения, частоты проводимых мероприятий.

К атегория: Садово-парковое строительство

Устройство садово-парковых дорожек и площадок

Классификация дорожек и площадок

Дорожки и площадки являются одним из основных элементов планировки объекта озеленения. Дорожки служат для прогулок, а на площадках посетители отдыхают. Дорожки и площадки предназначены также для отвода поверхностных ливневых и талых вод.

Виды садово-парковых дорожек. Размеры и протяженность дорожно-тропиночной сети определяются назначением объекта озеленения. Выделяется всего пять классов садово-парковых дорожек.

К первому классу относятся главные дорожки, по которым распределяются основные потоки посетителей, ко второму классу - второстепенные дорожки, предназначенные для более равномерного распределения посетителей по территории объекта и соединяющие главные дорожки друг с другом. Третий класс - дополнительные дорожки, которые как бы «пронизывают» всю территорию, соединяют отдельные элементы планировки друг с другом (площадки, видовые точки и т. п.). К четвертому классу относятся тропы, предназначенные для одиночного движения посетителей. Пятый класс - хозяйственные дороги, по которым осуществляется транспортное движение с целью подвоза материалов и оборудования для ремонта насаждений или сооружений, а также продуктов питания для столовых, кафе и т. п.

Для городских парков и лесопарков характерны все пять классов дорог и дорожек. На бульварах, в скверах, небольших садах устраивают дорожки первых трех классов. На микрорайонных территориях прокладывают дорожки второстепенные- третьего и четвертого классов, играющие роль соединения отдельных элементов планировки друг с другом. В общем балансе распределения территории объекта аллеи и дорожки могут занимать от 5 до 20% его площади.

В соответствии с назначением тех или иных участков объекта и его посещаемостью определяются класс дорожек, а также типы их конструкций. Важным показателем является нагрузка от движения посетителей, которые распределяются по объекту далеко не равномерно. Главные дорожки с интенсивным движением должны быть в меру широкими и иметь прочные малоизнашиваемые и долговечные конструкции. Кроме того, они должны отвечать эстетическим и санитарно-гигиени-ческим требованиям. Очень важно (еще на стадии проектирования) определить достаточную ширину дорожки. Нередко слишком узкая дорожка, предусмотренная в посещаемой части объекта, приводит к вытаптыванию бровок газона и повреждению насаждений.

Рис. 1. Типы профилей садовых дорожек и их конструкции а - односкатный, с бетонным открытым лотком; б - двускатный

В больших парках ширина главных дорожек в зависимости от посещаемости может составлять 15-20 м и более, ширина второстепенных, прогулочных, обычно принимается в пределах 4,5-15 м, а дополнительных дорожек - 2,5-5 м. Ширина тропинок может составлять от 0,5 до 1,5 м в зависимости от планировочных особенностей участков.

Так как дорожки играют роль водоотвода, то их поверхностям придают определенные уклоны в зависимости от материалов, из которых сделаны покрытия. Чем совершеннее материалы, из которых сделано покрытие, тем легче будет осуществляться сток воды с дорожки и тем меньше должен быть поперечный уклон. Так, для покрытий из твердых материалов - бетона, асфальта, плиток - уклон принимается в размере 0,015-0,02, для покрытий из мелкого щебня - в размере 0,03-0,06 (в зависимости от ширины дорожки). Все дорожки устраивают с выпуклым двускатным либо односкатным профилем. Выпуклый двускатный профиль обычно делают на прогулочных дорожках первого и второго классов. Односкатный профиль предусматривается на дорожках, проектируемых на склонах (рис. 1).

При устройстве дорожек важное значение имеют продольные уклоны. Максимально допустимый продольный уклон дорожки составляет 0,07 (т. е. на каждые 10 м длины участка перепад рельефа составляет 70 см). При уклонах свыше 0,07 (для удобства передвижения) устраиваются садово-парковые лестницы.

Важное значение имеет сопряжение дорожек с окружающими участками насаждений. В северных, северо-западных и центральных районах страны, где осадков выпадает значительное количество, дорожки устраиваются обычно ниже или на одном уровне с окружающей территорией, при этом вдоль дорожек по их границам устраивают открытые лотки для сбора воды. Это необходимо для дренирования участков и сбора излишней поверхностной влаги, что способствует лучшему росту и развитию растительности и предотвращению заболачиваемости территорий.

В южных и юго-восточных районах страны, где осадков выпадает сравнительно мало, дорожки устраиваются несколько выше окружающей территории и без открытых лотков. Это позволяет отвести атмосферную воду с поверхности дорожки на участки насаждений, которые нуждаются во влаге. В обоих случаях дорожки должны иметь выпуклый двускатный или односкатный профиль.

Виды садово-парковых площадок. Площадки являются важными элементами планировки объекта озеленения и предназначаются для отдыха, проведения массовых мероприятий и хозяйственных нужд. Все садово-парковые площадки можно подразделить на две категории: площадки для отдыха и хозяйственные площадки. В особую категорию выделяются спортивные площадки (см. ниже).

Площадки для отдыха, в свою очередь, подразделяются на несколько типов в зависимости от их использования различными возрастными группами посетителей. Так, выделяются следующие типы площадок: детские, площадки для тихого отдыха взрослых посетителей, площадки (или поляны) для массовых игр и гуляний.

Площадки для тихого отдыха взрослого населения характерны для всех объектов озеленения. Хозяйственные площадю устраиваются на различных объектах озеленения.

Все площадки, особенно детские, рекомендуется устраивать на сухих, слегка возвышенных местах. Поверхность площадок должна быть ровной и иметь уклон в одном или двух направлениях не менее 0,006 и не более 0,03. Такие уклоны, во-первых, создают благоприятные условия для поверхностного стока дождевых и талых вод, а, во-вторых - удобны для передвижения и отдыха. Считается, что уклоны круче 0,03 уже неблагоприятны для постоянного движения и пребывания на площадке.

В ряде случаев на участках с высоким уровнем стояния грунтовых вод предусматривается дренаж площадок. Поверх-постный сток организуют так, чтобы вода быстро отводилась в дождеприемные колодцы и затем в ливневую канализацию.

Основные типы конструкции дорожек и площадок. Садово-парковые дорожки и площадки состоят из земляного полотна, одежды и водоотвода (рис. 1).

Земляным полотном называется углубление, подготовленное путем выемки грунта в соответствии с размерами дорожек и площадок и толщины дорожной одежды. Земляное полотно является опорой всех элементов одежды и воспринимает нагрузки от движения пешеходов, передавая их на земную поверхность. Дорожная одежда состоит из подстилающего слоя, основания и покрытия. Подстилающий слой устраивается из песка и служит для уменьшения нагрузок, возникающих от движения пешеходов, а также выполняет роль дренажа, особенно на малопроницаемых для воды грунтах.

Основание - главный конструктивный элемент одежды, являющийся основной несущей частью и определяющий степень долговечности и прочности. Основание служит для равномерного распределения нагрузок от одежды и внешних нагрузок на земляное полотно. Как правило, основание делают из щебня, в качестве которого применяют битый кирпич, дробленый гранит или металлургические шлаки.

Покрытие - верхний конструктивный элемент одежды, непосредственно воспринимающий нагрузки от движениия; важными качествами покрытий являются их долговечность, декоративность, отсутствие пылимости в сухую погоду, размокае-мости во время дождя.

Покрытия дорог, дорожек и площадок в зависимости от материалов бывают усовершенствованные и простейшие. К усовершенствованным покрытиям относятся покрытия из каменных, бетонных и керамических плит, а также клинкерные, кирпичные и в ряде случаев - из монолитного бетона или асфальта. Простейшие покрытия - щебеночные, гравийные, грунтовые в смеси с цементным порошком. На рис. 2 показаны конструкции дорожек с простейшим покрытием из щебеночных материалов.

Усовершенствованные покрытия обычно предусматриваются на дорожках и площадках в наиболее посещаемых и ответственных частях объекта озеленения. В настоящее время широкое распространение в садах и парках получают покрытия из сборных или «штучных» элементов (рис. 3). Такие покрытия очень удобны и экономичны в эксплуатации. Применение различных по форме и размерам плит, изготовленных индустриальным способом, дает возможность создать необходимый декоративный эффект (рис. 4, 5). Достоинством сборных покрытий из бетонных и керамических плит является то, что плиты не размягчаются, подобно асфальту, в жаркую погоду, покрытия из них не пылят, а во время дождя не становятся скользкими.

Рис. 2. Конструкции садовых дорожек а - с покрытием простейшего типа и бровкой из грунта; б - то же, с бордюрным камнем

Плиточное покрытие не является сплошным, как асфальт, и через зазоры между плитками воздух и влага поступают в почву, тем самым улучшается микроклимат участка.

В настоящее время в СССР выпускаются различные по форме и размерам плиты, применяемые как для дорожных уличных покрытий, так и для покрытий площадок, дорожек в садах и парках. Установлен государственный стандарт на бетонные плиты. Стандартом предусмотрены следующие размеры плит: квадратные 25X25, 37,5X37,5, 50×50 см; прямоугольные 37,5X25, 50X25, 50×37,5, 75×37,5, 75×50 см; шестиугольные 25X43,2, 37,5×64,8, 50×86,5 см. Толщина плит колеблется в зависимости от характера нагрузки и толщины основания и составляет 5-6 см. Для второстепенных парковых дорожек допускается изготовление плит размером 20X20 см и толщиной 3,5 см. Для скверов, бульваров и участков в общественных центрах плитки выпускаются различного цвета - с красителями.

Рис. 3. Виды раскладки плит на садовых дорожках

Рис. 4. Общий вид садовой дорожки из плиток со швами, заполненными почвой и засеянными семенами трав

Рис. 5. Общий вид площадки с газонно-плиточным покрытием

Распространение получают также и керамические плитки размером 20X20 см и толщиной 1,5 см. Такими плитками можно создавать прочные декоративные покрытия различного цвета и рисунка.

Высокодекоративными и долговечными являются покрытия из плит, изготовленных из естественного камня. Они распространены в районах, где камень является местным, доступным Для строительства материалом.

Кирпичную крошку в чистом виде для покрытий применять нельзя, так как покрытие получается «подвижным», пылит, окрашивает обувь пешеходов.

Важным вспомогательным элементом дорожек и площадок являются водоотводные сооружения. Открытым лотком простейшего типа называется сооружение, предназначенное для сбора и отвода поверхностных вод в дождеприемники и состоящее из бортового камня и части одежды дорожки или площадки. Открытые лотки более сложных типов могут устраиваться из кирпича, выложенного плашмя вдоль границ дорожки, или из специальных бетонных изделий. Лотки простейшего типа устраиваются на большинстве второстепенных и дополнительных дорожек, а более сложных типов - на дорожках с ярко выраженным рельефом, на склонах, у откосов и подпорных стенок и т. п.

В качестве бордюра применяются камни правильной формы, выпиленные из гранита или сделанные в специальных формах из бетона. На простейших дорожках вместо бордюра устраиваются бровки из грунта и дерна. Бортовой камень и бровка являются элементами сопряжения между дорожкой или площадкой и прилегающими участками газона.

Технология строительства дорожек и площадок

Устройство полотна дорожек осуществляют при помощи автогрейдеров или бульдозеров (рис. 7). Дну полотна придают выпуклый профиль с поперечными уклонами. Профиль дна корыта проверяют с помощью специального деревянного шаблона, а продольные уклоны - геодезическими инструментами.

Дно корыта уплотняют катком весом до 5 т, начиная от краев к середине полотна с перекрытием следа катка на 20- 30 см. Песчаные и супесчаные грунты уплотняют увлажненными (полив из расчета 5 л на 1 м2 поверхности).

Подстилающий слой из песка (10-20 см) рассыпают по дну, затем его планируют и уплотняют катком. Следует учитывать, что коэффициент уплотнения песка составляет 1,1- 1,15, поэтому укладываемый слой должен быть большей толщины (примерно на 4-5 см), чем проектный, с учетом будущего уплотнения. После этого приступают к устройству бровок или бордюра.

Рис. 7. Работы по устройству полотна садовой дорожки

При устройстве основных дорожек по их краям устанавливают бортовой камень или бордюр. Второстепенные и дополнительные дорожки устраивают без бордюра, но с бровками. При перенесении проекта в натуру надо четко обозначить границы дорожек и площадок. Бровки устраивают строго по шнуру вдоль границ путем подсыпки слоя растительной земли. Землю равномерно расстилают и планируют. Затем осуществляют уплотнение почвы с помощью трамбовок и «обрезку» бровки по линии границы лопатой. Высота бровки устанавливается проектом и должна составлять не менее 10 см над поверхностью покрытия. Готовую земляную бровку обкладывают дерниной.

До установки бортового камня делают разбивку участков по границам с помощью специальных металлических штырей и шнура. После разбивки выкапывают канавки шириной и глубиной, зависящей от величины бортового камня. В канавки укладывают цементный раствор или бетонную смесь. Вслед за этим на раствор или смесь укладывают бортовой камень. Укладку выполняют строго в соответствии с разбивкой. Бортовой камень втапливают в раствор или смесь и «осаживают» с помощью деревянных трамбовок (рис. 8). Для прочного соединения бортовых камней швы заливают раствором, а с боков у основания подсыпают и утрамбовывают бетонную смесь. После укладки бортового камня приступают к устройству основания.

Устройство ведется в определенной последовательности. Сначала завозят щебень и осуществляют послойную его укладку, планировку и проверку поперечных уклонов. Затем уложенный щебень укатывают катком. После укатки небхо-димо еще раз проверить уклон.

Рис. 8. Работы по установке бордюрного камня а - установка на бетонное основание; б - «осаждение» с помощью деревянных трамбовок

Следует учитывать, что сначала укладывают слой щебня с крупными фракциями, а затем - второй слой. Каждый слой укатывают 8-10 раз, проходя по одному следу и перекрывая его на 0,2-0,3 ширины цилиндра катка от краев к середине. При укатке следует одновременно поливать полотно дорожки исходя из расчета 5 л на 1 м2. Признаком окончания укатки является отсутствие заметного следа после прохода катка, а также подвижности щебня. Если брошенные под задний цилиндр катка зерна щебня размером 3-4 см легко вдавятся в основание, то укатку следует продолжить. Затем приступают к устройству покрытия.

Покрытия из плит можно устраивать на основании из щебня или песка, в который добавлен сухой цемент (соотношение цемента и песка 1:10); песчано-цементное основание делают слоем 10-12 см. При укладке плиты «осаживают» специальными деревянными трамбовками и втапливают в песчано-це-ментную смесь примерно на 1/3 их толщины. Впоследствии при увлажнении основания происходит «схватывание» плит цементом, и покрытие делается прочным. Небольшие плитки укладывают вручную, крупные плиты - автокраном. Во избежание размыва плиточных швов дождевой водой дорожки с плиточным покрытием всегда должны иметь односторонний уклон без каких-либо переломов их профиля. При укладке плит следует следить за тем, чтобы покрытие было ровным и плиты не выступали своими гранями над поверхностью. Для этого их укладывают с помощью специальной рейки или деревянного шаблона, которым проверяют правильность укладки и уклоны поверхности всего покрытия в разных направлениях.

Покрытия из специальных смесей (высевки строительного мусора, гранитная и кирпичная крошка, гашеная известь, грунт и песок и т. п.) укладывают в один слой по основанию из щебня, планируют и проверяют шаблоном. Затем поверхность поливают и после высыхания примерно через 2--3 дня укатывают легким катком весом 1-2 т. Сверху посыпают песком слоем 1 см и снова укатывают легким катком.

Покрытия из грунтоцемента устраивают непосредственно на уплотненном земляном полотне по тому же принципу. При этом на 10 частей грунта добавляют одну часть цемента. Затем производятся увлажнение, тщательная профилировка и укатка поверхности дорожек и площадок.

Рис. 9. Работы по укладке плит на садовых дорожках и площадках а, б - укладка плиты на основание; в, г - укладка и уплотнение, проверка уклона и выравнивание поверхности шаблоном

Гравийно-песчаные дорожки устраивают в тех случаях, если имеются в наличии соответствующие материалы необходимого качества, например, если рядом с объектом есть карьер с гравием и песком,

При устройстве грунтовых дорожек плодородный слой почвы срезают, а в образовавшееся «корыто» засыпают бесплодный грунт. Затем в соответствии с проектом осуществляют профилировку и последующую укатку полотна. Если же почвы бесплодны, то полотно дорожки разрыхляют в ее границах, а затем профилируют и укатывают. В сыпучий песчаный грунт следует добавить сухую размельченную глину из расчета 0,2 м3 на 1 м2, с тем чтобы увеличить связность частиц, а к тяжелой глине добавляют песок или гравий в том же количестве для уменьшения скольжения.

Покрытия из торцов дерева или клинкера устраиваются на хорошо подготовленном и спланированном песчано-цементном основании толщиной 10-15 см. Торцы или кирпич втапливают в основание, слегка постукивая кувалдой. Выравнивание осуществляется деревянной рейкой. Торцы кладут вплотную друг к другу, швы засыпают цементом. Кирпичи укладывают на ребро вплотную друг к другу и швы заливают цементным раствором.



- Устройство садово-парковых дорожек и площадок
  • 145.Стадии проектирования объекта. Перечислить. Стадия к и эп. См.124 билет
  • 146. План озеленения (разбивочно-посадочный чертеж). Метод «квадратов».
  • 148.План производства работ (ппр). Назначение. Состав.
  • 149.Виды инженерной подготовки при строительстве объекта. Перечислить.
  • 150.Состав и содержание проекта вертикальной планировки.
  • 151. Подготовка растительной земли. Основные требования. Способы.
  • 153.Подпорные стенки. Назначение и элементы. Начертить план и профиль. Формула расчета.
  • 154.Дорожно-тропиночная сеть в карте.
  • 155.Аллеи и их классификация по структуре. Профили.
  • 156. Типы водных устройств в парках. Примеры
  • 157. Инженерные сооружения на рельефе.
  • 158. Правобережный зелёный ансамбль Санкт-Петербурга. Перечислить объекты.
  • 159. Материалы для верхних покрытий садово-парковых дорог.
  • 160. Орошение насаждений. Поливная норма и сроки поливов крупномерных деревьев после посадки.
  • 161.Бульвары, типология, назначение. Баланс.
  • 162. Объекты ландшафтной архитектуры центра Киева.
  • 163. Павловский парк. Периоды развития и строительства.
  • 164. Группы деревьев по структуре (густоте) посадки.
  • 165. Партерные газоны.
  • 166. Классификация газонов на объектах. Назначение. Перечислить.
  • 1. Декоративные газоны.
  • 3.Газоны специального назначения.
  • 167. Содержание газонов на объектах. Календарные сроки
  • 168. Вертикальное озеленение. Типы растения по особенностям роста и развития. Ассортимент. Конструкция для укрепления.
  • 169. Типы опушек на фоне массива в парке.(по рисунку контура, по структуре)
  • 170. Содержание обыкновенного газона в парке. Календарь ухода. Способы ухода.
  • 171. Предпроектная пофакторная оценка территории при разработке проекта парка.
  • 172. Типы обрезки деревьев на объектах. Календарь работ. Дать схему обрезки.
  • 173. Парки Санкт-Петербурга (центр)(Объекты ландшафтной архитектуры центра Санкт-Петербурга)
  • 174. Ландшафтный анализ. Оценка по функциональному и природоохранному факторам
  • 175. Плотность(густота) размещения деревьев в различных зонах парка.
  • 176. Анализ объемно- пространственной структуры при проектировании парка. Содержание работ.
  • 177. Сады арабов в Испании. Краткая характеристика.
  • 178. Основные сады Италии эпоха Ренессана. Примеры.
  • 179. Искусственные водоемы в парках. Классификация и назначение.
  • 180. Каменистые участки (рокарии) материалы. Ассортимент растений. Способы укладки камней(дренаж).
  • 181. Геопластика. Основные задачи при решении рельефа.
  • 182.Классификация и характеристика основных элементов благоустройства парка. Баланс территории.
  • 183.Состав и содержание проекта вертикальной планировки.
  • 184.Порядок производства работ при строительстве объекта. Последовательность работ.
  • 185.Объекты ландшафтной архитектуры центра Вашингтона.
  • 186. Способы подготовки почвы для введения озеленительных работ.
  • 187. Вертикальная планировка. Цели и задачи, методы проектирования.
  • 188. Способы осушения озеленяемой территории. Типы дренажей. Дать чертеж-схему.
  • 189. Изыскательные работы. Предпроектная оценка территории объекта. Перечислить состав и содержание работ.
  • 190. Схема(чертеж) укрепления края дорожного покрытия (способы вертикальной установки бордюра).
  • 191. Инвентаризация насаждений. Состав и порядок работ.
  • 192. Состав и содержание проекта вертикальной планировки объекта ландшафтной архитектуры Стадии проектирования
  • 193. Стадии проектирования
  • 194. Объекты ландшафтной архитектуры Минска.
  • 195. Маф- декоративные формы. Классификация
  • 196. Изыскательские работы. Состав, содержание, назначение.
  • 197.Схемы типов пространственной структуры в парках. Схемы.
  • 198. . Виды инженерной подготовки при строительстве объекта. Перечислить
  • 199. Состав и содержание проекта вертикальной планировки.
  • 200. Классические парки Франции XVII века. Перечислить.
  • 201. Дорожно-тропиночная сеть в парках. Типология. Покрытие.
  • 202. Изыскательские работы. Назначение. Состав. Содержание. Перечислить.
  • 203. Дренаж. Назначение. Дать чертёж (план, профиль)
  • 204. Конструкция комбинированного покрытия дорожек. Дать разрез по элементам "одежды".
  • 205. Конструкция ступопандуса (разрез по элементам, план).
  • 206. Конструкция подпорной стенки. Основные элементы. Дать схему (сечения) по элементам.
  • 211. Очередность и календарных план-график производства работ. Перечислить.
  • 212. Схема (чертёж) формирования живых изгородей из кустарников. Примеры обрезки
  • 213. Проект производства работ. Задачи.
  • 214. Дать схему чертёж и защиту ценных деревьев в процессе вертикальной планировке(откос. Подпорные стенки).
  • 215. Схема посадки и установки крупномерных деревьев в посадочные ямы. Показать план сечения. Размеры по элементам. (ком I х I х0.6).
  • 216. Схема посадки кустарников а) в живую изгородь б) в группу. Дать чертеж (сечения).
  • 217. Указать размеры по элементам
  • 218. Конструкция подпорной стенки. Дать чертёж сечение по элементам с размерами. Материал
  • 219. Конструктивный разрез посадки крупномерного дерева с комом I * I *0.65. Дать чертёж с размерами по элементам
  • 220. Конструкция дорожной одежды. Дать чертёж, указать послойно элементы. Материалы.
  • 221. Конструкция откосов на глинистых грунтах, элементы. Дать чертёж.
  • 222. Конструкция садово-парковой аллеи. Дать чертёж (послойно, с элементами и размерами).
  • 223. Конструкция сопряжения аллеи и газона. Дать чертёж по элементам. Материалы.
  • 224. Посадка дерева с комом 1 .Зх 1.3 х 0.85 м. Дать чертёж с указанием размеров (ком. Яма).
  • 225. Дорожная «одежда» садово-парковой дороги. Дать чертёж по конструктивным элементам с указанием толщины слоя.
  • 226.Откосы. Назначение. Конструктивные элементы. Дать чертёж (изображение в плане Профиль, формула).
  • 38.40, 138.
  • 227.Типы пространственной структуры парки (тпс| соотношения типов в зависимости от природно-климатических условий. Примеры.
  • 228.Конструкция главной аллеи в парке. Дать конструктивный разрез (послойно, с размерами, сопряжения с газоном)
  • 229.Конструкция садово-парковой дороги на глинистых грунтах. Дать чертеж (размеры, послойно)
  • 230. Конструкция парковой дорожки с покрытием из спецсмеси (дать сечение по элементам с размерами).
  • 231. Конструкция сопряжения дорожки с газоном (главная аллея в парке). Дать чертёж.
  • 237. Конструкция откоса путём насыпи и срезки. Дать схему- чертёж с указанием элементов.
  • 238. Исторический и современные городские парки Москвы.
  • 239. Сады и парки центра Лондона.
  • 240. Категории и типы объектов озелененных территорий крупнейшего города.
  • 241.Озелененные территории центра Лондона.
  • 242. Классификация газонов. Назначение.
  • 201. Дорожно-тропиночная сеть в парках. Типология. Покрытие.

    Дороги, дорожки, тропы, площадки - одни из важнейших планировочных элементов объекта ландшафтной архитектуры. Анализ проектных решений и натурные обследования садово-парковых территорий показывают, что дорожная сеть и площадки занимают от 10... 15 и, в ряде случаев, до 20 % от всей площади объекта, а относительная протяженность дорог составляет 300...400 м на 1 га.

    Большую роль играют протяженность дорожной сети, габариты дорожек площадок в различных частях территории, их конструкции, прочность, долговечность и декоративность покрытий.

    Покрытиям дорожек и площадок в садах и парках, на объектах ландшафтной архитектуры городских центров, жилой и промышленной застройки придается очень большое значение в связи с общим композиционным решением объекта. Покрытия должны быть разнообразны по своему рисунку, окраске, материалам. Наблюдения в садах и парках показали, что при прогулках посетитель затрачивает до 30 % времени на восприятие и осмотр того, что находится у него под ногами или на горизонтальных плоскостях при ближайшем рассмотрении.

    Поверхность дорожек и площадок воспринимается посетителем с различных точек - с видовой площадки, с плоских крыш зданий или с террас. Покрытия несут существенную информацию для посетителя объекта; например, крупный орнамент покрытия из цветных плит на площадке входа в сквер или парк создает особый "настрой", как бы подготавливает посетителя к восприятию территории объекта, его пейзажей и сооружений. Рисунок покрытия главной аллеи парка может "направлять" движение посетителей, вызвать интерес, создать настроение. Разнообразие типов покрытий на небольшом объекте может создать иллюзию масштабности и как бы увеличить его площадь. Величина, габариты аллей, дорог, троп, площадок, рисунок их покрытий, форма и пропорции их элементов, сам материал, из которого сделаны покрытия, должны соответствовать общему композиционному решению объекта и закономерностям построения пейзажа.

    Дорожно-тропиночная сеть, площадки, аллеи обычно подразделяются на классы в зависимости от их функций и классифицируются по типам покрытий. Выделяются 6 классов дорог, дорожек, аллей:

    I класс - главные дороги и аллеи, по которым распределяются основные потоки посетителей объекта; они обычно предусматриваются как основные маршруты движения по объекту и воспринимают большие нагрузки от посетителей. Так, главная аллея в городском парке должна обеспечить пропускную способность до 400...600 чел./ч в выходные дни; ширина аллеи должна быть не менее 30 м, а ее конструкция очень прочной, выполненной из мало изнашиваемых материалов; покрытия главных аллей и до-рог устраиваются прочными и декоративными - из плит, камня и др.

    // класс - второстепенные дороги, дорожки, аллеи, предназначены для соединения различных узлов объекта и более равномерного распределения посетителей, подведения их к главным маршрутам движения, площадкам отдыха и спорта, видовым точкам объекта и другим элементам планировки. Интенсивность движения по второстепенным дорожкам, их пропускная способность ниже, чем на главных. Однако покрытия таких дорожек должны быть декоративными, так как они по своим функциям выполняют важную планировочную роль.

    III класс - дополнительные дороги, дорожки, тропы, служат для соединения второстепенных планировочных элементов объекта, играют роль переходов, подходов к сооружениям, к цветникам, являются «ответвлениями» от главных и второстепенных маршрутов движения. Интенсивность движения на дополнительных дорожках снижается в сравнении с дорожками первых двух классов. Конструкции и покрытия таких дорожек делаются упрощенными.

    IV класс - велосипедные прогулочные дороги и тропы, предусматриваемые обычно в парках и лесопарках в обособленных полосах главных аллей и дорог по специальным маршрутам движения с целью прогулки, осмотра достопримечательностей, в ряде случаев, спортивных соревнований; велодорожки должны иметь прочные устойчивые конструкции.

    V класс - дороги для конной езды, в экипажах, на санях, верхом, предусматриваются по специально проложенным маршрутам движения; предназначены для прогулок, осмотра достопримечательностей, занятий конным спортом; проектируются в больших парках, лесопарках, спорткомплексах; должны иметь специальные типы покрытий.

    VI класс - хозяйственные дороги и проезды, предназначенные для ограниченного движения автотранспорта, средств механизации, поливомоечных машин, для перевозки материалов и оборудования по текущему и капитальному ремонту парка, для подвозки товаров к торговым точкам и т. п. Конструкции и покрытия таких дорог устраиваются из прочных твердых материалов, выдерживающих большие нагрузки.

    Для крупных по площади объектов характерны все 6 классов аллей и дорог. Для небольших объектов- скверов, озелененных участков перед общественными зданиями и др. - обычно предусматриваются садово-парковые дорожки первых трех классов, По основным и второстепенным дорогам допускается эпизодический проезд автотранспорта и средств малой механизации по уходу за насаждениями.

    Каждому классу дорог соответствуют свои габариты - протяженность и ширина. Ширина садово-парковой дороги играет существенную роль, поскольку связана с посещаемостью объекта и интенсивностью движения посетителей. Для проведения расчетов ширины дорог принимается во внимание:

    Ширина полосы движения одного человека, которая составляет по расчётным данным 0,75 м при средней прогулочной скорости движения в 35...45м/мин;

    - «плотностъ потока» посетителей.

    На главных аллеях, в парках, плотность потока посетителей в среднем составляет до 0,5 чел./м2. По тротуарам на улицах и проездах плотность пешеходов составляет до 0,7 чел./м2 (пороговая). При плотности до 1...1,5 чел./м2 пешеходный поток квалифицируется как толпа, а более 1,5 чел./м2 - как давка.

    В разделительных полосах главных аллей в парках проектируют цветники или растительные группировки декоративных кустарников, обрамленные участками газона. По внешним границам парковой аллеи предусматривают "запады" для установки скамеек, урн, светильников. В ряде случаев "запады" проектировщиками не предусматриваются, и тогда полосы для размещения оборудования проектируют с учетом общей ширины дороги: её ходовая часть увеличивается в соответствии с шириной полосы под оборудование.

    Важное значение имеет величина пропускной способности садово-парковых аллей и дорог, особенно I и II классов, в связи с интенсивностью движения посетителей. Дороги и площадки должны вместить в себя расчётное количество посетителей объекта. Поэтому важно рассчитать габариты дорог и площадок.

    Пропускная способность дорог и аллей определяется исходя из единовременной емкости объекта, которая рассчитывается на посещаемость в выходной день в час пик - 11... 12 час дня. Общая ширина дороги рассчитывается по формуле

    где I - интенсивность движения посетителей по одной аллее, чел./ч;

    Р - пропускная способность одной полосы, принимаемая 400.. .600 чел./ч;

    0,75 - ширина одной полосы движения, м.

    Интенсивность движения по аллее или дороге устанавливается с учетом коэффициента распределения посетителей по входным узлам объекта. Посещаемость объекта в час пик рассчитывается исходя из установленных нормативов режима пользования объектом, численности проживающего населения в жилом районе (городе).

    Площадки в садах и парках имеют определённое назначение, используются посетителями в различных целях и подразделяются на следующие категории (классы):

    Площадки тихого отдыха, группового, одиночного, для тихих игр посетителей разных возрастов, в том числе для созерцания пейзажей;

    Площадки активного, "шумного ", отдыха - семейного или коллективного, группового, площадки для игр, для пикников, зрелищ, проведения массовых мероприятий;

    Детские площадки различного возрастного состава: первичные, для дошкольников, для младших школьников, для старшего школьного возраста и молодежи;

    Спортивные площадки: футбольные поля, для игры в гольф, для волейбола и баскетбола, тенниса, гандбола, городков, специальные площадки для игры в шахматы и шашки;

    Хозяйственные площадки, предназначаемые для установки передвижных служебных помещений, бытовок, раздевалок, хранения оборудования и инвентаря; площадки для контейнеров с мусором; площадки для складирования компоста, удобрений; площадки для прикопа посадочного материала; площадки, занятые теплицами и т. п.

    Все площадки имеют различные типы конструкций и покрытий в зависимости от нагрузок на поверхности, посещаемости, интенсивности движения, частоты проводимых мероприятий.

    ВИДЫ ПОКРЫТИЙ: Естественные; Искусственные; Вяжущие.

    Типы покрытий: Бетонная плитка, Монолитный бетон, Естественный камень, Кирпич и дерево, Спецсмесь.