Конфликты в зависимости от способа разрешения. Методы разрешения конфликта примеры. Метод принципиальных переговоров

Конфли́кт (от лат. conflictus ) определяется в психологии как отсутствие согласия между двумя или более сторонами - лицами или группами .

История понятия

Существует обыденное представление, что конфликт - это всегда негативное явление, вызывающее угрозы, враждебность, обиды, непонимание, то есть это нечто такое, чего по возможности следует избегать. Представители ранних научных школ управления тоже считали, что конфликт - это признак неэффективной деятельности организации и плохого управления. Однако в настоящее время теоретики и практики управления все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях сотрудников не только возможны, но и желательны. Надо только управлять конфликтом. Можно найти множество различных определений конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей.

Классификация конфликтов

Конструктивные (функциональные) конфликты приводят к принятию обоснованных решений и способствуют развитию взаимоотношений.

Выделяют следующие основные функциональные последствия конфликтов для организации:

    Проблема решается таким путем, который устраивает все стороны, и все чувствуют себя причастными к ее решению.

    Совместно принятое решение быстрее и лучше претворяется в жизнь.

    Стороны приобретают опыт сотрудничества при решении спорных вопросов.

    Практика разрешения конфликтов между руководителем и подчиненными разрушает так называемый «синдром покорности» - страх открыто высказывать свое мнение, отличное от мнения старших по должности.

    Улучшаются отношения между людьми.

    Люди перестают рассматривать наличие разногласий как «зло», всегда приводящее к дурным последствиям.

Деструктивные (дисфункциональные)конфликты препятствуют эффективному взаимодействию и принятию решений.

Основными дисфункциональными последствиями конфликтов являются:

    Непродуктивные, конкурентные отношения между людьми.

    Отсутствие стремления к сотрудничеству, добрым отношениям.

    Представление об оппоненте, как о «враге», его позиции - только как об отрицательной, а о своей позиции - как об исключительно положительной.

    Сокращение или полное прекращение взаимодействия с противоположной стороной.

    Убеждение, что «победа» в конфликте важнее, чем решение реальной проблемы.

    Чувство обиды, неудовлетворенность, плохое настроение.

Реалистические конфликты вызываются неудовлетворением определенных требований участников или несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ.

Нереалистические конфликты имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций , обид, враждебности, то есть острое конфликтное взаимодействие становится здесь не средством достижения конкретного результата, а самоцелью.

Внутриличностный конфликт имеет место тогда, когда отсутствует согласие между различными психологическими факторами внутреннего мира личности: потребностями, мотивами, ценностями, чувствами и т. д. Такие конфликты, связанные с работой в организации, могут принимать различные формы, однако чаще всего это ролевой конфликт, когда различные роли человека предъявляют к нему различные требования. Например, будучи хорошим семьянином (роль отца, матери, жены, мужа и т. д.), человек должен вечера проводить дома, а положение руководителя может обязывать его задерживаться на работе. Здесь причина конфликта - рассогласование личных потребностей и требований производства.

Межличностный конфликт - это самый распространенный тип конфликта. В организациях он проявляется по-разному. Однако причина конфликта - это не только различия в характерах, взглядах, манерах поведения людей (то есть субъективные причины), чаще всего в основе таких конфликтов лежат объективные причины. Чаще всего это борьба за ограниченные ресурсы (материальные средства, оборудование, производственные площади, рабочую силу и т. п.). Каждый считает, что в ресурсах нуждается именно он, а не кто-то другой. Конфликты возникают также между руководителем и подчиненным, например, когда подчиненный убежден, что руководитель предъявляет к нему непомерные требования, а руководитель считает, что подчиненный не желает работать в полную силу.

Конфликт между личностью и группой возникает тогда, когда кто-либо из членов организации нарушает нормы поведения или общения, сложившиеся в неформальных группах. К этому виду относятся и конфликты между группой и руководителем, которые протекают наиболее тяжело при авторитарном стиле руководства .

Межгрупповой конфликт - это конфликт между формальными и (или) неформальными группами, из которых состоит организация. Например, между администрацией и рядовыми работниками, между работниками различных подразделений, между администрацией и профсоюзом.

Управление конфликтами - это целенаправленное воздействие по устранению (минимизации) причин, породивших конфликт, или на коррекцию поведения участников конфликта.

Существует достаточно много методов управления конфликтами. Укрупнено их можно представить в виде нескольких групп, каждая из которых имеет свою область применения:

  • 1) внутриличностные, т.е. методы воздействия на отдельную личность;
  • 2) структурные, т.е. методы по устранению организационных конфликтов;
  • 3) межличностные методы или стили поведения в конфликте;
  • 4) переговоры;
  • 5) ответные агрессивные действия. Эту группу методов применяют в крайних случаях, когда исчерпаны возможности всех предыдущих групп.

1 Внутриличностные методы заключаются в умении правильно организовать свое собственное поведение, высказать свою точку зрения, не вызывая защитной реакции со стороны другого человека. Некоторые авторы предлагают использовать способ «я-высказывание», т.е. способ передачи другому лицу вашего отношения к определенному предмету, без обвинений и требований, но так, чтобы другой человек изменил свое отношение.

Этот способ помогает человеку удержать свою позицию, не превращая другого в своего врага. «Я-высказывание» может быть полезно в любой обстановке, но оно особенно эффективно, когда человек рассержен, раздражен, недоволен. Следует сразу оговориться, что применение данного подхода требует навыков и практики, но это бывает оправданным в дальнейшем. «Я-высказывание» построено так, чтобы позволить высказать личности свое мнение о создавшейся ситуации, выразить свои положения. Оно особенно полезно, когда человек хочет передать что-то другому, но не хочет, что бы тот воспринял это негативно и перешел бы в атаку.

2 Структурные методы, т.е. методы воздействия преимущественно на организационные конфликты, возникающие из-за неправильного распределения полномочий, организации труда, принятой системы стимулирования и т.д. К таким методам относятся: разъяснение требований к работе, координационные и интеграционные механизмы, общеорганизационные цели, использование систем вознаграждения.

Разъяснение требований к работе является одним из эффективных методов управления и предотвращения конфликтов. Каждый специалист должен четко представлять, какие результаты от него требуются, в чем состоят его обязанности, ответственность, пределы полномочий, этапы работы. Метод реализуется в виде составления соответствующих должностных инструкций (описаний должности), распределения прав и ответственности по уровням управления.

Координационные и интеграционные механизмы. Это еще один метод управления конфликтной ситуацией. Один из самых распространенных механизмов - цепь команд. Установление иерархии полномочий упорядочивает взаимодействие людей, принятие решений и информационные потоки внутри организации. Если два или более подчиненных имеют разногласия по какому-либо вопросу, конфликта можно избежать, обратившись к общем у начальнику, предлагая ему принять решение. Принцип единоначалия облегчает использование иерархии для управления конфликтной ситуацией, так как подчиненный знает, чьи решения он должен исполнять.

Не менее полезны средства интеграции, такие как межфункциональные группы, целевые группы, межотдельские совещания. Например, когда в одной из компаний назрел конфликт между взаимозависимыми подразделениями - отделом сбыта и производственным отделом - то была организована промежуточная служба, координирующая объемы заказов и продаж.

Общеорганизационные комплексные цели. Эффективное осуществление этих целей требует совместных усилий двух или более сотрудников, отделов или групп. Идея, лежащая в основе этой методики - направить усилия всех участников на достижение общей цели.

Структура системы вознаграждений. Вознаграждения можно использовать как метод управления конфликтом, оказывая влияние на людей для избежания дисфункциональных последствий. Люди, вносящие свой вклад в достижение общеорганизационных комплексных целей, помогают другим организациям и стараются подойти к решению проблемы комплексно, должны вознаграждаться благодарностью, премией, признанием или повышением по службе. Не менее важно, чтобы система вознаграждений не поощряла неконструктивное поведение отдельных лиц или групп.

Систематическое скоординированное использование системы вознаграждений для поощрения тех, кто способствует осуществлению общеорганизационных целей, помогает людям понять, как им следует поступать в конфликтной ситуации, чтобы это соответствовало желаниям руководства.

3 Межличностные стили разрешения конфликтов

Уклонение. Этот стиль подразумевает, что человек старается уйти от конфликта. Его позиция - не попадать в ситуации, которые провоцируют возникновение противоречий, не вступать в обсуждение вопросов, чреватых разногласиями. Тогда не придется приходить в возбужденное состояние, пусть даже и занимаясь решением проблемы.

Сглаживание. При таком стиле человек убежден, что не стоит сердиться, потому, что «мы все- одна счастливая команда, и не следует раскачивать лодку». Такой «сглаживатель» старается не выпустить наружу признаки конфликта, апеллируя к потребности в солидарности. Но при этом можно забыть о проблеме, лежащей в основе конфликта. В результате может наступить мир и покой, но проблема останется, что в конечном итоге произойдет «взрыв».

Принуждение . В рамках этого стиля превалируют попытки заставить принять свою точку зрения любой ценой. Тот, кто пытается это сделать, не интересуется мнением других, обычно ведет себя агрессивно, для влияния на других пользуется властью путем принуждения. Такой стиль может быть эффективен там, где руководитель имеет большую власть над подчиненными, но не может подавить инициативу подчиненных, создает большую вероятность того, что будет принято неверное решение, так как представлена только одна точка зрения. Он может вызвать возмущение, особенно у молодого и более образованного персонала.

Компромисс . Этот стиль характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до некоторой степени. Способность к компромиссу высоко ценится в управленческих ситуациях, так как это сводит к минимуму недоброжелательность, что часто дает возможность быстро разрешить конфликт к удовлетворению обеих сторон. Однако, использование компромисса на ранней стадии конфликта, возникшего по важной проблеме, может сократить время поиска альтернатив.

Решение проблемы . Данный стиль - признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти курс действий, приемлемый для всех сторон. Тот, кто использует такой стиль, не старается добиться своей цели за счет других, а скорее ищет наилучший вариант решения. Данный стиль является наиболее эффективным в решении проблем организации.

Переговоры представляют широкий аспект общения, охватывающий многие сферы деятельности индивида. Как метод решения конфликтов переговоры представляют собой набор тактических приемов, направленных на поиск взаимоприемлемых решений для конфликтующих сторон.

Для того чтобы переговоры стали возможными, необходимо выполнение определенных условий:

  • - существование взаимозависимости сторон, участвующих в конфликту;
  • - отсутствие значительного различия в возможностях (силе) субъектов конфликта;
  • - соответствие стадии развития конфликта возможностям переговоров;
  • - участие в переговорах сторон, которые реально могут принимать решения в сложившейся ситуации.

Каждый конфликт в своем развитии проходит несколько этапов. На некоторых из них переговоры могут быть не приняты, так как еще рано, а на других будет уже поздно их начинать, и тогда возможны только ответные агрессивные действия.

Считается, что переговоры целесообразно вести только с теми силами, которые имеют власть в сложившейся ситуации и могут повлиять на исход события. Можно выделить несколько групп, чьи интересы затрагиваются в конфликте:

  • - первичные группы - затронуты их личные интересы, они сами участвуют в конфликте, но не всегда от этих групп зависит возможность успешного ведения переговоров.
  • - вторичные группы - затронуты их интересы, но эти силы не стремятся к открытому проявлению своей заинтересованности, их действия скрыты до определенного времени. Могут существовать еще и третьи силы, также заинтересованные в конфликте, но еще более скрытые.

Правильно организованные переговоры проходят последовательно несколько стадий:

  • - подготовка к началу переговоров (до открытия переговоров);
  • - предварительный выбор позиции (первоначальные заявления участников об их позиции в данных переговорах);
  • - поиск взаимоприемлемого решения (психологическая борьба, установление реальной позиции оппонентов);
  • - завершение (выход из возникшего кризиса или переговорного тупика).
  • - Для снижения интенсивности и разрешения конфликтов могут быть использованы методы, связанные:
  • - с усилением административного давления (давления власти) на конфликтующих со стороны высшего руководства;
  • - с изменением порядку расходования или перераспределением ресурсов;
  • - с изменением в технологиях производства или декомпозиции (разделении) технологий и их распределении между структурными подразделениями;
  • - с изменением структуры организации с последующим перераспределением функций (в том числе объединением или разделением подразделений на части);
  • - с введением специального интеграционного звена: общий руководитель, куратор и т.п.

Управляющий в состоянии существенно повысить шансы совместного разрешения конфликтов, если при обсуждении конфликтов своим поведение он дает понять, что он считает конструктивные конфликты нормальным явлением и, участвуя в их решении, выступает не в качестве доминирующей силы, а на равных со всеми основаниях.

Приведенный ниже перечень правил дает ориентиры для линии поведения, которая противодействует возникновению конфликтов.

Основные правила:

  • - Признать друг друга.
  • - Слушать не перебивая.
  • - Демонстрировать понимание роли другого.
  • - Выяснить, как другой воспринимает конфликт, как он себя при этом чувствует.
  • - Четко формулировать предмет обсуждения.
  • - Устанавливать общие точки зрения.
  • - Выяснить, что вас разъединяет.
  • - После этого снова описать содержание конфликта.
  • - Искать общее решение.
  • - Принять общее «коммюнике».
  • 1 Признать существование конфликта, т.е. признать наличие противоположных целей, методов у оппонентов, определить самих этих участников. Практически эти вопросы не так просто решить, бывает достаточно сложно сознаться и заявить вслух, что ты находишься в состоянии конфликта с сотрудником по какому-то вопросу. Иногда конфликт существует уже давно, люди страдают, а открытого признания его нет, каждый выбирает свою форму поведения и воздействия на другого, однако совместного обсуждения и выхода из создавшейся ситуации не происходит.
  • 2 Определить возможность переговоров. После признания наличия конфликта и невозможности его решения «с ходу» целесообразно договориться о возможности проведения переговоров и уточнить, каких именно переговоров: с посредником или без него и кто может быть посредником, равно устраивающим обе стороны.
  • 3 Согласовать процедуру переговоров. Определить, где, когда и как начнутся переговоры, т.е. оговорить сроки, место, процедуру ведения переговоров, время начала совместной деятельности.
  • 4 Выявить круг вопросов, составляющих предмет конфликта. Основная проблема состоит в том, чтобы определить в совместно используемых терминах, что является предметом конфликта, а что нет. Уже на этом этапе вырабатываются совместные подходы к проблеме, выявляются позиции сторон, определяются точки наибольшего разногласия и точки возможного сближения позиций.
  • 5 Разработать варианты решений. Стороны при совместной работе предлагают несколько вариантов решений с расчетом затрат по каждому из них, с учетом возможных последствий.
  • 6 Принять согласованное решение. После рассмотрения ряда возможных вариантов, при взаимном обсуждении и при условии, что стороны приходят к соглашению, целесообразно это общее решение представить в письменном виде: коммюнике, резолюции, договоре о сотрудничестве и др. В особо сложных или ответственных случаях письменные документы составляются после каждого этапа переговоров.
  • 7 Реализовать принятое решение на практике, если процесс совместных действий заканчивается только принятием проработанного и согласованного решения, а дальше ничего не происходит и не меняется, то такое положение может явиться детонатором других, более сильных и продолжительных конфликтов. Причины, вызвавшие первый конфликт, не исчезли, а только усилились невыполненными обещаниями. Повторные переговоры проводить будет намного сложнее.

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Разрешение конфликта - это совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению. Разрешение конфликт предполагает активность обеих сторон по преобразованию условий в которых они взаимодействуют, по устранению причин конфликта Для разрешения конфликта необходимо изменение самих оппонентов (или хотя бы одного из них), их позиций, которые они отстаивал в конфликте. Часто разрешение конфликта основывается на изменени отношения оппонентов к его объекту или друг к другу.

Стратегия выхода из конфликта представляет собой основную линию поведения оппонента во время решения конфликта.

Выделяют пять основных стратегий (К. Томас):

  • соперничество;
  • компромисс;
  • сотрудничество;
  • уход;
  • приспособление.

Соперничество заключается в навязывании другой стороне выгодного для себя решения. Соперничество оправдано в случаях: явной конструктивности предлагаемого решения; выгодности результата для всей группы или организации, а не для отдельного лица или микрогруппы;В важность результата борьбы для того, кто поддерживает эту стратегию;В отсутствие времени на договоренность с оппонентом. Соперничеств целесообразно в экстремальных и принципиальных ситуациях, в случае дефицита времени и высокой вероятности опасных последствий.

Компромисс состоит в желании оппонентов завершить конфликт частичными уступками. Он характеризуется отказом от части требований, которые ранее выдвигались, готовностью признать претензии другой стороны частично обоснованными, готовностью простить. Компромисс эффективен в случаях: понимания оппонентом, что он и соперни имеют равные возможности; наличия взаимоисключающих интересов;В удовлетворения временным решением; угрозы потерять все.

Приспособление, или уступка, рассматривается как вынужденный или добровольный отказ от борьбы и сдача своих позиций. Принят такую стратегию оппонента вынуждают различные мотивы: осознание своей неправоты, необходимость сохранения хороших отношений

пз с оппонентом, сильная зависимость от него; несерьезность проблемы. Кроме того, к такому выходу из конфликта приводит значительны ущерб, который нанесен в процессе борьбы, угроза еще более серьезных негативных последствий, отсутствие шансов на иной результат давление третьей стороны.

Уход от решения проблемы или избегание, является попыткой выйти из конфликта при минимальных потерях. Отличается от аналогично стратегии поведения во время конфликта тем, что оппонент переходи к ней после неудачных попыток реализовать свои интересы с помощь активных стратегий. Собственно, речь идет не о решении, а об угасании конфликта. Уход может быть вполне конструктивной реакцие на длительный конфликт. Избегание, применяется при отсутствии си и времени для устранения противоречий, стремление выиграть время наличия трудностей в определении линии своего поведения, нежелании решать проблему вообще.

Сотрудничество считается наиболее эффективной стратегией поведения в конфликте. Оно предполагает стремление оппонентов к конструктивному обсуждению проблемы, рассмотрение другой стороны не как противника, а как союзника в поиске решения. Наиболее эффективным является в ситуациях сильной взаимозависимости оппонентов;В склонности обоих игнорировать различия во власти; важности решения для обеих сторон; беспристрастности участников.

Выбор стратегии выхода из конфликта зависит от различных факторов. Обычно они указывают на личные особенности оппонента, уровень нанесенного ему ущерба и собственного ущерба, наличие ресурсов, статус оппонента, возможные последствия, серьезность решаемой проблемы, продолжительность конфликта.

Наиболее вероятным является использование компромисса, потому что шаги навстречу, что делает хотя бы одна из сторон, позволяю достичь ассиметричного (одна сторона уступает больше, другая -В меньше) или симметричного (стороны делают примерно равные взаимные уступки) согласия.

Изучение разрешения конфликтов между руководителем и подчиненным показало, что треть этих конфликтов заканчивается компромиссом, две трети - уступкой (преимущественно подчиненного) и только 1-2% конфликтов завершаются путем сотрудничества. В конфликтах между руководителем и подчиненным в 60% ситуаций начальник прав в претензиях к подчиненному (через упущение в работе недобросовестное исполнение обязанностей, небрежность). Поэтом большинство руководителей последовательно используют в конфликт стратегию соперничества, добиваясь от подчиненного желаемого поведения.

Еще в 1942 г. американский социальный психолог М. Фолет указывала на необходимость разрешения (урегулирования) конфликтов, а не их подавления. Среди способов она выделила победу одной из сто рон, компромисс и интеграцию. Под интеграцией понималось новое решение, при котором выполняются условия обеих сторон, причем н одна из них не претерпит серьезных потерь. В дальнейшем данный способ разрешения конфликта получил название «сотрудничество».

В основе компромисса лежит технология уступок к сближению или торг. Компромисс имеет следующие недостатки: споры по поводу позиций сторон приводят к сокращению сделок; создается основа для уловок; возможное ухудшение отношений, потому что могут быть угрозы давление, прекращение контактов; при наличии нескольких сторо торг усложняется и т.п.

Несмотря на это, в реальной жизни компромисс применяется часто. Для его достижения может быть рекомендована техника открытого разговора, которая заключается в том, чтобы: предложить прекратить конфликт; признать свои ошибки, уже сделанные в конфликте, они, наверное, есть и признать их для вас почти ничего не стоит; сделать уступк оппоненту, где это возможно, в том, что в конфликте не является главным. В любом конфликте можно найти несколько мелочей, в которы нетрудно уступить. Можно уступить в серьезных, но не принципиальных вещах, высказать пожелания относительно уступок, необходимы со стороны оппонента, они, как правило, касаются основных интересов в конфликте; спокойно, без негативных эмоций обсудить взаимны уступки, при необходимости и возможности скорректировать их; есл удалось договориться, то как-то зафиксировать, что конфликт исчерпан.

Стиль сотрудничества целесообразно осуществлять по методу принципиальных переговоров.

Переговоры представляют широкий аспект общения, охватывающий многие сферы деятельности индивида. Как метод решения конфликтов переговоры представляют собой набор тактических приемов, направленных на поиск взаимоприемлемых решений для конфликтующих сторон.

Каждый конфликт в своем развитии проходит несколько этапов. На некоторых из них переговоры могут быть не приняты, так как ещ рано, а на других будет уже поздно их начинать, и тогда возможн только ответные агрессивные действия.

Считается, что переговоры целесообразно вести только с теми силами, которые имеют власть в сложившейся ситуации и могут повлиять на исход события. Можно выделить несколько групп, чьи интерес затрагиваются в конфликте:

  • - первичные группы - затронуты их личные интересы, они сам участвуют в конфликте, но не всегда от этих групп зависит возможность успешного ведения переговоров;
  • - вторичные группы - затронуты их интересы, но эти силы не стремятся к открытому проявлению своей заинтересованности, их действи скрыты до определенного времени. Могут существовать еще и треть силы, также заинтересованные в конфликте, но еще более скрытые.

Правильно организованные переговоры проходят последовательно несколько стадий:

  • - подготовка к началу переговоров (до открытия переговоров);
  • - предварительный выбор позиции (первоначальные заявлени участников об их позиции в данных переговорах);
  • - поиск взаимоприемлемого решения (психологическая борьба установление реальной позиции оппонентов);
  • - завершение (выход из возникшего кризиса или переговорног тупика).

Для снижения интенсивности и разрешения конфликтов могут быть использованы методы, связанные:

  • - с усилением административного давления (давления власти)В на конфликтующих со стороны высшего руководства;
  • - с изменением порядку расходования или перераспределение ресурсов;
  • - с изменением в технологиях производства или декомпозици (разделении) технологий и их распределении между структурным подразделениями;
  • - с изменением структуры организации с последующим перераспределением функций (в том числе объединением или разделение подразделений на части);
  • - с введением специального интеграционного звена: общий руководитель, куратор и т.п.

Управляющий в состоянии существенно повысить шансы совместного разрешения конфликтов, если при обсуждении конфликтов своим поведение он дает понять, что он считает конструктивные конфликт нормальным явлением и, участвуя в их решении, выступает не в качестве доминирующей силы, а на равных со всеми основаниями.

Вопросы для обсуждения

  • 1. Может ли компромисс в будущем неблагоприятно сказаться на отношениях сторон?
  • 2. Какие мотивы вынуждают оппонента принять стратегию приспособление?
  • 3. От чего зависит выбор стратегии выхода из конфликта?
  • 4. При каких условиях применяется уход от решения конфликта?
  • 5. В каких случаях оправдано применение стратегии соперничества?
  • 6. Какая стратегия поведения в конфликте считается наиболее эффективно и почему?
  • 7. Какой способ разрешения конфликта в дальнейшем получил названи «сотрудничество»?
  • 8. Какие стадии проходят правильно организованные переговоры?

Разрешение конфликта - это совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, котора привела к столкновению.

Соперничество - навязывание другой стороне выгодного для себя решения.

Компромисс - состоит в желании оппонентов завершить конфликт частичными уступками.

Приспособление или уступка - вынужденный или добровольный отказ от борьбы и сдача своих позиций.

Уход или избегание - является попыткой выйти из конфликта при минимальных потерях.

Сотрудничество - такой выход из конфликтной ситуации, когда каждый выигрывает, каждый получает то, что хочет.

Интеграция - новое решение, при котором выполняются условия обеих сторон, причем ни одна из них не претерпит серьезных потерь.

Переговоры - набор тактических приемов, направленных на поиск взаимоприемлемых решений для конфликтующих сторон.

Институционализация - установление составляющих конфликта, а также норм и правил разрешения конфликта.

Редукция конфликта - постепенное его ослабление за счет перевода на другой уровень.

Темы рефератов

  • 1. Основные стратегии разрешения конфликта.
  • 2. Методы разрешения конфликта.
  • 3. Переговоры как метод разрешения конфликтов.
  • 4. Управление конфликтами в современных организациях.
  • 5. Сотрудничество как эффективная стратегия разрешения конфликта.

Тест для самоконтроля

  • 1. Соперничество:
    • а) заключается в навязывании другой стороне выгодного для себя решения;
  • 2. Компромисс - это:
    • а) демонстрация покорности, согласия с предъявляемой претензией;
    • б) согласие, которое достигнуто путем взаимных уступок;
    • в) выход из конфликтной ситуации, когда каждый выигрывает, кажды получает то, что хочет.
  • 3. Сглаживание проявляется:
    • а) в желании оппонентов завершить конфликт частичными уступками;
    • б) в попытках заставить принять свою точку зрения любой ценой;
    • в) в системе извинений, обещаний, оправдания.
  • 4. Сотрудничество:
    • а) характеризуется отказом от части требований, которые ранее выдвигались;
    • б) такой выход из конфликтной ситуации, когда каждый выигрывает, кажды получает то, что хочет;
    • в) рассматривается как вынужденный или добровольный отказ от борьб и сдача своих позиций.
  • 5. Уход:
    • а) используется инициатором конфликта, так как это подавление своег партнера, игнорирование его мнения;
    • б) состоит в желании оппонентов завершить конфликт частичными уступками;
    • в) просто откладывание конфликта, а не его разрешение.
  • 6. Переговоры:
    • а) представляют собой набор тактических приемов, направленных на поис взаимоприемлемых решений для конфликтующих сторон;
    • б) характеризуются принятием точки зрения другой стороны, но лиш до некоторой степени;
    • в) подразумевают, что человек старается уйти от конфликта.
  • 7. Выделяют пять основных стратегий выхода из конфликта (К. Томас):В соперничество, сотрудничество, уход, приспособление и...
  • а) переговоры;
  • б) уклонение;
  • в) компромисс.
  • 8. Структурные методы - это:
    • а) методы воздействия на отдельную личность;
    • б) методы по устранению организационных конфликтов;
    • в) межличностные методы или стили поведения в конфликте.
  • 9. Преимущество компромисса состоит:
    • а) в дефиците времени;
    • б) в стремление человека не попадать в конфликтную ситуацию;
    • в) в устранении возникшего противоречия (решение проблемы).
  • 10. Управление конфликтами - это:
    • а) столкновение личностей с разными целями, характерами, взглядам и др.;
    • б) целенаправленное воздействие по устранению (минимизации) причин породивших конфликт, или на коррекцию поведения участников конфликта;
    • в) демонстрация покорности, согласия с предъявляемой претензией.
  • 11. Одна из групп методов снижения конфликтности:
    • а) координационные;
    • б) общеорганизационные;
    • в) внутриличностные.
  • 12. Редукция конфликта - это:
    • а) постепенное его ослабление за счет перевода на другой уровень;
    • б) предполагает выявление индивидуальных и коллективных субъектов;
    • в) методы воздействия преимущественно на организационные конфликты.
  • 13. Решение конфликта представляет собой:
    • а) социально-психологическое исследование;
    • б) устранение полностью или частично причин, породивших конфликт, либ изменение целей участников конфликта;
    • в) работу с соответствующими коммуникационными потоками.
  • 14. Межличностные методы направлены прежде всего:
    • а) на преодоление возникающего эмоционального конфликта посредство совместных переговоров о его предмете;
    • б) на использование структурных подразделений в организации;
    • в) на умение правильно организовать свое собственное поведение, высказат свою точку зрения.
  • 15. Институционализация как действие по управлению конфликтом - это:
    • а) выяснение того, присутствует ли у большинства участников конфликт добровольная готовность соблюдать предложенные нормы и правила;
    • б) установление составляющих конфликта, а также норм и правил разрешения конфликта;
    • в) выявление индивидуальных и коллективных субъектов - носителе имеющихся проблем.
  • 16. Переговоры целесообразно вести только с теми силами, которые:
    • а) не могут повлиять на исход события;
    • б) не имеют власти в сложившейся ситуации;
    • в) имеют власть в сложившейся ситуации и могут повлиять на исход события.
  • 17. Соперничество оправдано в случае:
    • а) явной конструктивности предлагаемого решения, выгодности результат для всей группы или организации;
    • б) выгодности результата для отдельного лица или микрогруппы;
    • в) наличия запаса времени на договоренность с оппонентом.
  • 18. Компромисс характеризуется:
    • а) не готовностью признать претензии другой стороны частично обоснованными;
    • б) отказом от части требований, которые ранее выдвигались;
    • в) готовностью простить, но отомстить в будущем.
  • 19. К такому выходу из конфликта как приспособление (уступка) приводит:
    • а) незначительный ущерб, который нанесен в процессе борьбы;
    • б) угроза еще более серьезных негативных последствий;
    • в) наличие шансов на иной результат.
  • 20. Избегание (уход), применяется:
    • а) при наличии сил и времени для устранения противоречий;
    • б) при желании решать проблему вообще;
    • в) при наличии трудностей в определении линии своего поведения.
  • 21. Наиболее эффективной стратегией поведения в конфликте считается:
    • а) сотрудничество;
    • б) соперничество;
    • в) приспособление.
  • 22. Большинство руководителей последовательно используют в конфликт стратегию..., добиваясь от подчиненного желаемого поведения:
    • а) компромисса;
    • б) соперничества;
    • в) избегания.
  • 23. Какой способ разрешения конфликта в дальнейшем получил названи «сотрудничество»?
  • а) институционализация;
  • б) редукция;
  • в) интеграция.
  • 24. Управляющий, участвуя в решении конструктивных конфликтов, долже выступать:
    • а) в качестве доминирующей силы;
    • б) на равных со всеми основаниями;
    • в) в качестве подчиняющейся силы.
  • 25. Какая стадия в правильно организованных переговорах называется инач «психологическая борьба»?
  • а) предварительный выбор позиции;
  • б) поиск взаимоприемлемого решения;
  • в) подготовка к началу переговоров.

Любой коллектив рано или поздно сталкивается с конфликтными ситуациями. В теоретическом плане, конфликт представляется наиболее острым способом разрешения спорных ситуаций между противодействующими участниками. В обыденном понимании, конфликт - это несогласие сторон друг с другом и обострение противоречий, связанное с негативными переживаниями.

Конфликты обуславливаются многими причинами, среди которых выделяются: сложность трудового процесса; психологические особенности человеческих отношений (симпатия и антипатия); индивидуальные характеристики каждого работника (неумение контролировать свое эмоциональное состояние, предвзятое отношение, пессимистический настрой). Специалисты советуют не поддаваться эмоциям и следовать простому алгоритму решения конфликтных ситуаций в коллективе.

1. Принесите свои извинения. Это правило многие забывают, но именно извинение помогает ослабить напряжение и поставить оппонентов на путь выхода из сложившейся ситуации. При этом, не имеет фактически никакого значения, есть ваша вина или нет. Собеседник, услышав такие слова, будет относится к вам по-другому.
2. Берите на себя ответственность за проблему. Покажите второй стороне, что вы вместе возьметесь выход из ситуации и вы готовы оказать помощь и содействие для ее разрешения.
3. Примите решение. Этот этап поможет полностью установить определенность в вопросе и поставит точку в разногласиях с оппонентом. Предложите несколько вариантов окончательного результата, которые будут реально оказывать влияние на предмет разногласий. Не переходите на личности и прибегайте только к фразам имеющим прямое отношение к ситуации.
4. Начните действовать. Переход к реальным действиям поможет отвлечься от ненужных обсуждений и обвинений в адрес обеих сторон и объединит участников конфликта одной целью, которая будет наиболее оптимальна в конкретной ситуации.
5. Проконтролируйте выполнение условий решения конфликта. Убедитесь, что решение доведено до конца. Именно так вы предотвратите новые конфликты по данному вопросу и укрепите доверие к себе среди коллег и партнеров.

Способы разрешения конфликта

Для решения конфликтных ситуаций необходимо выбрать подходящий стиль поведения, который поможет наиболее эффективным образом решить проблему.
Рассмотрим несколько способов:

Приспособление

  • достигнуть спокойствия и стабильности обстановки;
  • упрочить доверие и взаимопонимание;
  • признать собственную неправоту;
  • осознать приоритет сохранения дружественных отношений с оппонентом, а не отстаивание своей точки зрения;
  • придти к пониманию того, что победа в споре важнее для оппонента, а не для вас.

Компромисс

  • возможен, когда оппонентами представлены одинаково убедительные аргументы;
  • для урегулирования конфликта необходимо больше времени;
  • обе стороны нацелены на принятие общего решения;
  • отказ от своей директивной точки зрения;
  • обе стороны обладают равной властью;
  • вы можете несколько изменить поставленную цель, поскольку выполнение ваших условий имеет для вас не очень большое значение;

Сотрудничество

  • предусматриваются совместные усилия для принятия решение;
  • интеграция точек зрения и получение общих путей разрешения конфликта;
  • целями обсуждения выступает приобретение общего результата и новой информации;
  • усиление личного участия в проекте;
  • стороны готовы поработать над выработкой нового, подходящего для обоих решения.

Пренебрежение

  • источник разногласий несущественный в сравнении с другими задачами;
  • требуется условия для восстановления спокойствия и трезвой оценки ситуации;
  • поиск дополнительных сведений предпочтительнее, чем принятие скорого решения;
  • предмет спора уводит от решения серьезных проблем;
  • конфликт может быть урегулирован подчиненными;
  • напряженность слишком велика для принятия решения в данный момент;
  • вы уверены в том, что не можете или не желаете решать спор в свою пользу;
  • у вас не хватает полномочий для решения конфликта.

Соперничество

  • необходимы быстрые меры для решения ситуации;
  • рекомендуется при решении широкомасштабных проблем;
  • при жесткой линии управления компанией;
  • от исхода ситуации зависят реальные результаты;
  • только вы правомочны решить проблему.

Каждый человек желает выйти из острого положения с достоинством, не испортив окончательно отношения с группой людей или каким-то одним человеком. Часто конфликтные ситуации начинают принимать более критическую форму и приводят к разрыву отношений. Есть 5 способов разрешения конфликта, которые помогут справиться со сложными ситуациями менее катастрофично.

Навигатор по способам

1 способ. Конкуренция.

Одним из 5 способов разрешения конфликтов считается конкуренция. Стиль конкуренции используется обычно тогда, когда человек достаточно активный и намерен продвигаться к разрешению конфликта, захотев удовлетворить в первую очередь собственные потребности и интересы, что будет ущербным интересам других. Такие люди могут вынуждать других принимать их метод разрешения проблемы. Такая модель поведения позволяет реализовать сильные стороны какой-нибудь идеи даже в той ситуации, если она кому-то не нравится. Среди всех способов разрешения конфликтных ситуаций этот считается самым жестким. Выбор подобного стиля решения проблемы возможен лишь в случае, если у человека есть все необходимые ресурсы для этого.

3 способ. Уклонение.

Стиль уклонения используется обычно тогда, когда потенциальный проигрыш в каком-то конфликте намного выше, нежели моральные издержки, которые связаны с «бегством». При этом бегство не всегда бывает физическим действием. Люди на руководящих должностях часто увиливают от принятия спора, откладывая при этом какие-то нежелательные для них встречи либо беседы на длительный срок. Часто при таком решении конфликта проблема лишь усложняется, в связи с чем не рекомендуется избегать конфликтов этим способом сильно уж часто.