Как пользоваться гистограммой. Учимся правильно читать гистограмму

Цифровые технологии делают работу фотографа намного более эффективной и быстрой. Сегодня цифровые фотоаппараты могут не только показать результат съемки сразу на дисплее камеры, но и провести анализ этих фотографий — показать переэкспонированные области кадра и гистограмму (общую и раздельные для каждого из трех каналов RGB).

Гистограмма позволяет фотографу проанализировать кадр и мгновенно ввести коррективы в съемку. И тем самым избавить вас от лишней обработке в RAW-конвертере и фотошопе.

— это графическое отображение распределения полутонов в фотографии. По горизонтали идет шкала яркости, а по вертикали — относительное количество пикселей с данной яркостью.

Гистограмма читается слева на право, от черного к белому.

Посмотрите на следующие примеры и вы поймете как читать гистограмму.


По гистограмме видно, что на фотографии нет абсолютно черных областей. Справа видно, что на фото есть небольшие пересвеченые участки.

Гистограмма в целом распределена равномерно по всему диапазону яркостей. Есть небольшие зоны пере- и недосвета, но они не критичны.

В следующем примере видно как по гистограмме увидеть недо- и пересветы.

На дисплее не будет ясно насколько белый фон является белым. Гистограмма показывает полный провал на экране ноутбука, светло-серые тона корпуса и белый фон вокруг объекта. Глядя на экран камеры — сложно понять есть ли потери на корпусе авто. Гистограмма ясно показывает, что нет абсолютно черных участков, зато ясно видно пересветы на белых объектах.

Гисторграмма помогает и при обработке в фотошопе в режиме Levels. Посмотрите как после увеличения контраста выглядит гистограмма и фото.



Слева оригинал фотографии, справа результат после небольшого увеличения контраста. Как видите работа контраста растягивает гистограмму, добавляя темных и светлых областей.

Зачем нужна Гистограмма?

Все современные камеры оснащены достаточно большими и качественными дисплеями. Зачем же тогда нужна гистограмма?

Дисплеи имеют свой уровень яркости, восприятие которой зависит так же от окружающего света. Если смотреть на дисплей ночью картинка будет казаться очень яркой, а днем наоборот — очень блеклой. За счет того, что гистограмма показывает изображение в виде графика, она независима от любых условий просмотра.

Качество дисплеев в камерах действительно высокое, но не настолько чтобы отобразить разницу между почти белым и абсолютно белым, как и разницу между почти черным и абсолютно черным.

Посмотрите на следующее фото:

http://www.flickr.com/photos/bigfrank/368734607/

Это просто идеальная фотография для нашей ситуации. Конечно она была обработана в фотошопе, но это не важно.

Как вы видите на фото нету пересветов или темных участков. Гистограмма показывает нам тоже самое. По краям есть не высокие столбики, которые указывают на пересветы от ламп освещения и темные области на витрине. В остальном как видно гистограмма показывает что наибольшая часть информации в средних тонах.

Одного взгляда на гистограмму достаточно чтобы удостовериться в верной экспозиции и идти снимать дальше.

Как вы уже поняли у каждого изображения своя гисторграмма, соответствено не бывает правильной или не правильной гистограммы.

Гистограмму стоит рассматривать как инструмент быстрого анализа фотографии во время съемки (или во время обработки).

Когда нужно использовать гистограмму

Ночная съемка
При отсутствии внешних источников света особенно сложно определить яркость и контрастность фотографии.

Студийная съемка
Если вы снимаете в студии и у вас нет экспонометра, чтобы замерить мощность приборов, приходится работать наугад, настраивая камеру по результату на дисплее. Гистограмма более аккуратно покажет ситуацию на картинке.

Предметная съемка
Предметы как правило снимают на белом фоне. Фото может показать только области пересвета. А гистограмма поможет понять насколько белый действительно является белым.

Итог

Как вы видите, гистограмма очень мощный и удобный иструмент работы фотографа. Это совершенно необходимая вещь для создания технически качественных снимков. А в наших следующих статьях мы продолжим рассказывать о интересных и эффективных инструментах для работы с фотографиями.

79379 Фотография с нуля 0

В этом уроке вы узнаете: Что такое правильная гистограмма и для чего она нужна. Съемка экспозиционно сложных сюжетов: как избежать «пересветов» и «черных дыр» на снимке. Экспокоррекция и экспозиционная «вилка».

Практически на всех современных цифровых фотокамерах, даже на простых мыльницах, есть так называемая гистограмма . К сожалению, далеко не все фотолюбители умеют пользоваться столь полезной функцией, чаще всего просто игнорируя её, или даже преднамеренно отключая её отображение.

Показ гистограммы предусмотрен или при просмотре уже отснятого снимка, или, в некоторых камерах, на экран выводится "живая" гистограмма (гистограмма реального времени). В обоих случаях гистограмма может помочь фотографу оперативно вмешаться в процесс съёмки и получить нормально экспонированный снимок. Но "живая" гистограмма позволяет сделать выводы до нажатия на кнопку спуска или, иными словами, до получения снимка, что увеличивает оперативность съёмки и количество качественных фотографий.

Гистограммой фотографического изображения называют график распределения пикселей с определённой яркостью (светлотой), где на горизонтальной оси показывается яркость (от 0 до 255), а на вертикальной - количество пикселей заданной яркости. Например, на следующей гистограмме яркости с уровнем 80 соответствует 1106 пикселей из 120000.

Следует знать, что гистограмму обычно мысленно разбивают на три части - область теней, область полутонов и область света:

В зависимости от того, в какой части гистограммы будет находиться больше всего пикселей, фотография будет тёмной:

среднесветлой:

или яркой:

Разумеется, вышеупомянутые области тонов могут одновременно присутствовать на гистограмме:

Невозможно сказать, какая форма гистограмма является правильной для хорошего снимка. Она может выглядеть как холм:

как ванна:

или как нечто большое и бесформенное:

Тоновый диапазон снимаемой сцены может быть как очень узким (например, облака или горы в тумане):

так и очень широким, не помещающемся в динамический диапазон светочувствительной матрицы (съёмка ярким днём или ночью, восходы или закаты):

Для практических целей нам пока следует знать только о границах гистограммы - они не должны явно упираться в левую или правую сторону , как на представленном выше снимке. Так, например, если левая граница гистограммы представляет собой ярковыраженный пик, то, вероятнее всего, снимок является недоэкспонированным, или, как говорят фотографы, в нём "провалены тени".

И наоборот, если правая граница гистограммы представляет собой пик, то снимок является переэкспонированным, или, как говорят фотографы, в нём "выбиты света":

Оба случая могут возникнуть из-за ошибки определения экспозиции автоматикой фотокамеры, а также выбора фотографом неподходящего способа определения экспозиции - по центральной точке, центровзвешенной или усреднённой. В любом из этих вариантов гистограмма будет показывать проблемный участок, и на этом основании можно произвести нужную коррекцию. О том, поддерживает ли ваша камера экспокоррекцию и как это сделать - сказано в инструкции.

Владельцам простеньких компактов можно выразить соболезнования, но кроме созерцания по гистограмме ошибок экспозамера фотоаппарата у них нет инструмента корректировки (разве что попытаться выбрать иной автоматический режим). Во всех же просьюмерских и камерах со сменной оптикой есть кнопка "+/-" (или эта функция в меню камеры), удерживая которую необходимо для экспокоррекции одновременно поворачивать колесико управления.

Для того, чтобы сместить всю гистограмму вправо, нужно произвести положительную экспокоррекцию . Необходимо напомнить, что при положительной экспокоррекции происходит увеличении экспозиции (в зависимости от установленного режима ЦФК происходит либо увеличение выдержки, либо раскрытие диафрагмы). В подавляющем большинстве случаев достаточно экспокоррекции в пределах от 1/3 до 1 EV, при этом начинают проявляться тени и усиливаться света, таким образом, увеличивается тоновый диапазон нашего фотоснимка. Если для недоэкспонированного снимка, представленного выше, применить экспокоррекцию +1/3 EV, то получится следующий результат.

Уже лучше, не правда ли? Левая граница "проваленных" теней перестала быть пикообразной, в то же время правая сторона гистограммы сместилась к области светов, что сделало более светлыми облака и небо. Но всё равно они остаются недостаточно светлыми (априори считаем, что самая светлая часть облаков должна быть ярко-белой). Для этого нужно произвести дополнительную экспокоррекцию, которая стала +1 EV, так что теперь правая часть гистограммы вплотную приблизилась к правой границе.

Таким образом, изображение стало занимать полный тоновый диапазон, и стало выглядеть вполне приемлемым.

Для переэкспонированных фотографий следует применять отрицательную экспокоррекцию . При этом происходит смещение всей гистограммы влево, таким образом начинают появляться детали в светах, и проявляться тени. Если к приведённому выше пересвеченному снимку применить экспокоррекцию -1/3 EV, то получим такой результат:

Уже лучше, чем было, но ещё недостаточно хорошо, так как тени получились слишком светлыми и малоконтрастными. Изменив экспокоррекцию до -1 EV, получим уже вполне приемлемый снимок:

На небе появились облака, а тени стали контрастными, так что фотографию можно использовать для печати или публикации в Интернете.

Следует помнить, что возможность экспокоррекции существует во всех режимах фотоаппарата, за исключением автоматического (AUTO) и ручного (M). В последнем случае сдвиг гистограммы может производиться путём ручной установки выдержки, диафрагмы или ISO. Также очень важно знать, что вид гистограммы может меняться до или после полунажатия кнопки спуска, так как при этом может раскрыться или прикрыться диафрагма. "Живая" гистограмма будет иметь такой же вид, как на фотоснимке, только при полунажитии кнопки спуска - по такой гистограмме и следует ориентироваться.

Вот мы и научились использовать экспокоррекцию для увеличения тонового диапазона или его смещения более тёмную или светлую область. Теперь мы поговорим об "эксповилке".

Экспозиционный брекетинг (эксповилка) - техника съемки, используемая, чтобы гарантировать правильную экспозицию фотоснимка, особенно при изменяющемся или нестандартном освещении.

Технически экспозиционный брекетинг (эксповилка) подразумевает съёмку одного и того же кадра с разными параметрами экспозиции. Если вы сделали снимок, но не уверенны, что установленная автоматически экспозиция даст гарантированно правильный результат, вы делаете ещё два кадра: один кадр с недодержкой от автоматически установленной экспозиции (-1/3) и ещё один кадр с передержкой от автоматически установленной экспозиции (+1/3).

Дело в том, что экспонометр вашей камеры может посчитать, что света на вашем объекте съёмки слишком много (или слишком мало), поэтому, готовый снимок может оказаться недодержанным или передержанным. Имея три одинаковых снимка с разной экспозицией, в случае чего, вы всегда будете иметь фотографию с нормальной экспозицией.

Например, солнечным днём, вы снимаете кадр, где вокруг основного объекта съемки есть более освещённые объекты, такие как песчаный пляж или сугробы снег. В этом случае средне-взвешенное измерение экспозиции вашей камерой может быть обмануто большой площадью яркого фона, и автоматика посчитает, что для нормальной экспозиции кадра надо прикрыть диафрагму или укоротить выдержку (если установки чувствительности ISO установлены вручную). В результате этого, ваш основной объект съёмки будет недодержан. Сделав же ещё один, немного передержанный кадр, вы получите снимок с передержанным фоном, но отлично снятым основным объектом.

Другой пример, когда фон слишком темный, и камера автоматически откроет диафрагму или увеличит выдержку больше, чем нужно для основного объекта - он может быть передержан. И опять, если вы применили эксповилку, у вас в запасе есть кадр с нормально экспонированным основным объектом съёмки и недодержанным фоном.

Многие современные цифровые фотокамеры имеют функцию автоматического экспобрекетинга (AEB - Аutomatic Exposure Bracketing). Это значит, если вы установили этот режим перед съёмкой, то ваша фотокамера автоматически сделает три кадра: один с средневзвешенным измерением экспозиции, второй - с небольшой недодержкой, и, третий с небольшой передержкой. Обычно, по умолчанию, величина изменения недоэкспонирования кадра -1/3 и +1/3 для переэкспонированного снимка, но в настройках вашего цифрового фотоаппарата можно изменить величину экспобрекетинга до -1 и +1 соответственно.

Когда следует применять эксповилку? Всегда когда освещение отличается от обычных или когда в кадре много теней или огней. Используйте экспозиционный брекетинг и тогда, когда вы знаете, что не сможете вернуться на место, где вы хотите снять редкий красивый кадр. Например, закат солнца будет более выразителен, когда снимок немного передержан - используйте при этом экспобрекетинг и уже дома выберите наиболее удачный снимок.

Не расстраивайтесь, если ваша камера не имеет функции AEB - при для съёмки пейзажей вы можете получить отличные кадры, используя ручные установки экспозиции или применяя экспокоррекцию. Не перемещая камеру, которая устойчиво стоит на жесткой поверхности (лучше на штативе), сделайте столько снимков, сколько вам надо, каждый раз, немного меняя экспозицию для всех деталей в кадре. Потом, используя компьютер, вы сможете объединить все участки с правильной экспозицией в одной фотографии. Конечно, можно просто немного изменить яркость и контрастность фотографии, но поверьте, использование послойного наложения изображений с разной экспозицией даст нужный результат, т.к. каждая деталь фотоснимка будет снята с необходимой экспозицией.

Итак, подведём итоги.

1. Для получения правильно экспонированной фотографии можно и нужно уметь пользоваться гистограммой.
2. Смещение гистограммы в область светов производится с использованием положительной экспокоррекции, а смещение гистограммы в область теней - с использованием отрицательной. При этом могут поменяться выдержка или диафрагма, в зависимости от выбранного режима съёмки.

3. Если у вас в камере есть функции AEB - применять эту функцию рекомендуется в условиях сложного освещения сцены, когда фотограф не может определить, по какому участку следует провести экспозамер.

Практическое задание:

1. Настройте через меню вашу камеру на обязательное отображение гистограммы на экране. Используйте инструкцию к вашей фотокамере.

2. Установите режим съемки с приоритетом диафрагмы или выдержки. Сделайте снимок, оцените гистограмму и введите экспокоррекцию. Сделайте снимок с коррекцией и еще раз произведите оценку гистограммы. При необходимости повторите экспокорректоровку. Верните експокоррекцию в нулевое значение.

Желательно повторить данную процедуру многократно, доведя действия до автоматизма, чтобы при съемке не задумываться - что и куда нажимать, при этом сюжет будет упущен.

Если у вас есть штатив - используйте его.

3. Включите режим AEB, предварительно настроив его согласно инструкции. Сделайте серию снимков с эксповилкой и оцените их по гистограмме. Если вы владеете графическим редактором - выполните 1) наложение изображений; 2) коррекцию экспозиции одного их полученных при съемке с эксповилкой изображений. Оцените результат.

И не забываете после экспокоррекции или использования брекетинга вернуть по окончанию съемки эти настройки в нулевое значение!

В следующем уроке №6: Основы композиции. Смысловая и декоративная компоновка кадра. Композиционные приемы: перспектива, правило третей, золотого сечения, диагоналей. Главные и второстепенные объекты композиции. Основные ошибки начинающих фотографов.

Материала, мы продолжаем изучение гистограммы цифровых фотографий.

На первый взгляд самым очевидным отличием между пленочной и цифровой фотокамерой является наличие ЖК-дисплея на задней панели цифровой камеры, который позволяет оценить результат сразу после съемки. Вы можете подумать, что возможность просматривать снимки на маленьком ЖК-дисплее — основное преимуществом цифровой фотокамеры. Кроме того, если нужно, то можно еще приблизить изображение, проверив при этом его на резкость. Для некоторых пользователей основным преимуществом ЖК-дисплея является возможность проверки экспозиции последнего сделанного снимка.

Правильная экспозиция — это залог получения высококачественного снимка. Это условие остается одинаковым как для пленочных, так и для цифровых камер. Переэкспозиция более характерна для цифровых фотокамер, поскольку матрицы цифровых фотоаппаратов имеют свойство накапливать заряд пропорционально количеству света до некоторого уровня, после которого происходит насыщение ячейки и матрица на свет практически не реагирует. Поэтому старайтесь не переэкспонировать свои снимки, иначе есть вероятность утраты деталей в светлых областях с невозможностью их последующего восстановления.

Эту проблему легко решить с помощью цифровой фотокамеры: камера позволяет просмотреть последний сделанный снимок и серую гистограмму с цветовой градацией от 0 (черного) до 255 (белого).

Предлагаем Вашему вниманию примеры 4 гистограмм (созданных в Adobe Photoshop) с разными данными и характеристиками.

Гистограмма 1 : График, обозначающий значительную переэкспозицию

Детали в светлых областях (с правой стороны гистограммы) утрачены. Этот снимок в большинстве случаев станет одним из претендентов на удаление. Некоторые рекомендуют «вытягивать» детали в Photoshop, но все же, это ненастоящие детали, присущие реальной картинке.

Гистограмма 2 : График, обозначающий потенциальную переэкспозицию

На гистограмме видно только маленький столбик (справа), отображающий передачу деталей в светлых областях, поэтому стоит ли удалять изображение или нет, зависит от конкретного снимка. Если столбик соответствует чистому белому цвету на изображении или не столь существенным деталям в светлых областях, тогда снимок получится нормальным. В противном случае мы столкнемся с потерей деталей в светлых областях.

Поэтому, если в камере предусмотрена возможность обозначать переэкспонированные области, рекомендуется использовать функцию предосмотра изображения с помощью ЖК-дисплея (включив при этом индикатор переэкспозиции).

Гистограмма 3 : График обозначает хорошую экспозицию

На графике видно, что в светлых областях хорошо переданы все детали изображения. Заметна утрата динамического диапазона в светлых областях, но это можно легко скорректировать в Photoshop. Чтобы получить такую гистограмму, нужно хорошо постараться. Для получения наилучшего результата нужно, чтобы такая гистограмма начиналась как можно ближе к правому краю графика.

Гистограмма 4 : График обозначает большую недоэкспозицию

На графике видно, что многие детали в тенях утрачены. Но это не единственная проблема: поскольку для цифровых фотокамер характерно появление шумов в темных областях, то при коррекции изображения шумы проявляются даже на уровне полутонов.

Правило «Экспонировать вправо»

Взяв во внимание все вышеперечисленное, можно заключить, что идеальная гистограмма не должна:

  • cодержать данные о переэкспозиции или утери деталей в светлых областях изображения;
  • cодержать данные о недоэкспозиции, поскольку это приводит к утери деталей в темных областях или проявлению шумов на изображении.

В результате идеальная экспозиция на гистограмме отображается в виде графика, который начинается как можно ближе к правому краю, но при этом изображение не должно быть переэкспонированым. К сожалению, в реальной ситуации не все так легко и просто.

В целом форма гистограммы не имеет никакого значения, график просто обозначает распределение тонов снятой сцены.

В следующей части ми объясним, почему лучше немного недоэкспонировать изображение, чем рисковать утратой деталей в светлых областях. Тем более что некоторые гистограммы очень трудно читать на открытом воздухе при ярком освещении.

  1. Существует еще одна сложность: правая часть гистограммы по-разному оценивается разными камерами. Некоторые камеры отображают традиционную гистограмму, где в правой ее части находится участок, содержащий, информацию о деталях в светлых областях. Другие камеры обрезают правую часть графика. Поэтому нужно уметь правильно читать гистограмму вашей камеры.
  2. Также одна гистограмма может неодинаково отображаться в разных RAW-конверторах, поскольку они по-разному интерпретируют значения точки отсчета экспозиции — EV 0.

Обрезание цветовых каналов

Уже упоминалось, что гистограммы в большинстве камер отображаются в виде серой шкалы. Но поскольку речь идет о цветных изображениях, мы имеем дело с гистограммами всех трех RGB-каналов.

Обрезание может произойти только по одному или двух цветовых каналах и при этом может не отображаться на гистограмме яркости (luminance).

Ниже можно увидеть пример изображения, сделанного Canon 10D, которое имеет типичную проблему насыщенных цветов. Снимки с синими, оранжевыми и желтыми цветами являются идеальными претендентами, при этом есть вероятность не использовать всю высоту графика при полной экспозиции.

На гистограмме в Camera Raw 2.2 видно проблему в синем канале.

Эта переэкспозиция в синем канале не была отображена на гистограмме в камере, поскольку использовались средние значения по всем трем каналах (наиболее часто используется так называемая гистограмма яркости, где зеленый цвет имеет большее значение, чем красный или синий). В таком случае могут помочь гистограммы по всем трем цветовым каналам. Во многих новых камерах имеется возможность просматривать и цветные гистограммы и гистограммы яркости.

Гистограмма «after»

Большинство камер предоставляют возможность просмотра гистограммы в виде превью. Ниже находится пример такой гистограммы на Nikon D70:

Гистограмма готового снимка будет полезной, когда есть возможность сделать повторный снимок в случае ошибки экспозиции. Если, для пейзажной фотографии такой вариант подходит идеально, то при съемке птиц и дикой природы гистограмма готового снимка часто бесполезна, так как снять один и тот же кадр 2 раза практически невозможно. Гистограмму изображения нужно проверять всегда. В случае, если экспозиция правильная и условия освещения не меняются, гистограмму можно проверять не так часто, а время от времени.

Гистограмма «before/live»

Идеальным решением является использование гистограммы реального времени «live» для замера экспозиции. Эта возможность уже реализована в цифровых фотокамерах. Многие незеркальыне камеры, например Sony R1 отображают гистограммы реального времени.

Ниже представлен пример гистограммы реального времени на ЖК-дисплее типичной незеркальной камеры:

Представить гистограмму реального времени в цифровых зеркальных фотокамерах сложнее, поскольку сенсор изображения закрывает зеркало. Одно можно сказать точно — нужно работать над усовершенствованием технологии представления гистограмм реального времени.

Действительно ли нужна гистограмма?

Гистограмма несет в себе информацию о пере- и недоэкспозиции. Если эту информацию можно будет представить каким-то другим способом, тогда, возможно, метод использования гистограммы станет устаревшим и выйдет из употребления. На данный момент гистограмма является наиболее эффективным способом достижения лучшей экспозиции.

По материалам outbackphoto.com

Зачем?

Фотография – это прежде всего свет. Понимание поведения света – залог успеха фотографа.

Главная задача гистограммы – как и у экспонометра – дать представление о снимаемой сцене. Однако экспонометр – существо молчаливое. Он только предлагает экспопару - в соответствии со своим пониманием картинки. Гистограмма много «разговорчивее». Она рассказывает о том, как содержимое снимка распределено по шкале яркости от полностью черного до полностью белого. А это – нагляднейший пример полученной экспозиции и распределения света на фотографии.

Чтобы понимать, о чем говорит гистограмма, нужно помнить, что она представляет из себя график. Вернемся к тому, чему нас учили в школе, и представим график, по горизонтальной оси которого расположен свет от полностью черного - «0» - в крайнем левом положении, до полностью белого - «255» - справа. (0 и 256 соответствуют полностью черному и полностью белому на принятой 256-оттеночной шкале). Поэтому, около «0» не записывается никаких деталей (нет информации), кроме черноты. Яркость постепенно повышается к правой стороне, пока не достигнет значения 255 – полностью белого, где тоже не фиксируется никаких деталей.

Распределение пикселей по яркости на гистограмме происходит по горизонтальной, от черного (слева) до белого (справа) оси.

Распределение по яркости

Оси гистограммы

Но информация только о распределения яркости немного нам скажет. Фотографу важно понимать, какова общая тональность снимка, а значит, какое количество пикселей от общего относится к тому или иному оттенку яркости. К примеру, снимок зимнего заснеженного пейзажа будет в большинстве своем белым, процент изображения с темными значениями будет очень незначительным. Для передачи информации о количестве данных – пикселей, соответствующих градации горизонтальной оси, применяется вертикальная ось. Площадь снимка, занятая определенной яркостью «откладывается» по вертикальной оси гистограммы. Гистограмма рассказывает нам о двух сторонах изображения: яркости и площади изображения, на которой записана информация с этой яркостью.

Посмотрите на гистограмму сделанной фотографии – отвечает ли она вашему замыслу? Правильно ли экспонирован снимок?

Кроме того, гистограмма предоставляет информацию о потере информации. И пленка в пленочном фотоаппарате, и матрица в цифровом фиксируют интенсивность света. Возможности и пленки, и матрицы ограничены: они способны фиксировать свет только в определенном диапазоне интенсивности. Если света недостаточно для фиксации, получится чернота. Если света слишком много – все будет белым. Диапазон между этими двумя пороговыми значениями называют Динамическим диапазоном. Когда Вы снимаете сцену, в которой интенсивность света превосходит Динамический диапазон, Вы отсечете одну или обе стороны. Это легко можно увидеть на гистограмме полученного изображения.

Поэтому, первое, на что стоит обратить внимание на гистограмме – правый и левый край графика. График, с большим количеством информации вплотную прилегающей к правой или левой стороне гистограммы говорит о потере деталей (информации) в тенях или в светах соответственно.

Рассмотрим фотографию, сделанную в кафе, и ее гистограмму. Видно, что на гистограмме обрезан левый край – потеряна информация в тенях.

Гистограмма обрезана в тенях

На фотографии выделены полностью черные области, информация в которых потеряна и никакая обработка в графических редакторах не позволит «вытянуть» ее.

Потеря информации в тенях

Фотография паровоза является примером противоположного случая: гистограмма обрезана справа и информация потеряна в светах.

Гистограмма обрезана в светах

Потеря информации в светах

Обрез гистограммы по верхнему краю не так однозначен: если тональное распределение снимка таково, что на отдельные «яркости» падает большое количество информации, то на гистограмме пик этой яркости показывается обрезанным – иначе – если пытаться «вместить» весь пик - просто не будет видна остальная информация. Поэтому чаще всего обрез по верхнему краю говорит лишь о том, что количество информации одной яркости превышает возможный к показу на экране гистограммы, а обрезанный пик –показатель того, что один тон занимает серьезную часть снимка, но информация в нем присутствует.

Гистограмма - чрезвычайно удобный инструмент, однако она лишь предоставляет информацию, а не дает рецептов. Нет однозначно неправильной/правильной гистограммы (читай - экспозиции) - все зависит от замысла и цели фотографирующего. А гистограмма помогает соотнести полученный результат с требующимся и показать, какие поправки внести, если они потребуются.

Гистограмма - отличный способ беспристрастно оценить экспозицию, который позволяет фотографу полагаться не только на свое субъективное мнение. Гистограмма особенно полезна при ярком солнце, когда LCD-экранчик камеры «слепнет», или во время съемки в студии, когда на выходе нужно получить снимок с заранее заданными параметрами.

Основы

Гистограмма - столбчатая диаграмма, показывающая, сколько пикселей из общего числа приходится на каждый из уровней яркости в диапазоне между абсолютно белым и абсолютно черным. Абсолютно черный цвет находится слева, абсолютно белый - справа. Высота столбца в каждой точке по горизонтали зависит от того, сколько пикселей указанной яркости содержит изображение.

Темные или недоэкспонированные снимки имеют гистограмму, сдвинутую влево. Светлые либо переэкспонированные снимки обладают гистограммой, прижатой к правому краю.

Правильно проэкспонированный снимок имеет, как правило, равномерно распределенную по всему диапазону яркостей гистограмму. Но не всегда. Снимите черную кошку в темной комнате - гистограмма сместится влево. Залитый солнцем зимний пейзаж сдвинет её почти вплотную к правому краю.

Установка экспопары

Самый главный момент, в котором может быть полезна гистограмма, - это понимание того, «выбиты» ли света на изображении. Переэкспонирование - смерть для цифрового изображения. А с помощью гистограммы можно легко выяснить, где информация потеряна: если на снимке присутствуют пересвеченные области (стопроцентно белый, или значение 255 по шкале интенсивности цвета), то правый край гистограммы покажет высокий (относительно других) вертикальный столбец.

Если изображение будет сильно переэкспонировано, гистограмма покажет уже не единичный пик: справа вы увидите целую изгородь из подобных столбцов.


Даже самые белые цвета на этом фото (маленький бугорок в центре гистограммы) находятся в зоне серого. А все остальные цвета получились очень темными - гистограмма сильно прижата к левому краю. При съемке черной кошки в темной комнате такой вариант экспонирования, может быть, и подошёл бы, но для обычных сюжетов это неприемлемо.


Диапазон самых ярких цветов снимка понемногу выходит из «серой» зоны и сдвигается в сторону светов - это заметно по общему сдвигу гистограммы чуть вправо.


Небольшой выступ на крайней правой части гистограммы - группа пикселей в области изображения, где мы видим белую гаражную дверь. Этот «пик» находится как раз на своем месте - близко к правому краю горизонтальной шкалы, но не выходя за её пределы. Распределение столбцов в виде небольшой выпуклости означает, что в этой области сохранены детали - дверь запечатлена с мельчайшими подробностями, а не в виде белого прямоугольника. Такой снимок можно с помощью редактора сделать и более светлым, но совсем немного. Опытному фотографу понятно, что здесь нужна аккуратность: еще треть ступени вправо и мы получим пересвет. Если внимательно изучить гистограмму, видно несколько групп пикселей правее упомянутой выпуклости. Так отображаются яркие участки на зеркальных поверхностях. Не бойтесь, если при обработке эти области будут слегка «выбиты».


Обратите внимание на тонкую вертикальную линию, вплотную примыкающую к правому краю гистограммы. Это тот самый «холмик» на гистограмме из предыдущего примера, который соответствовал группе пикселей в той области, где находится гаражная дверь. Как видно на переэкспонированном снимке, дверь полностью лишилась всех деталей и выглядит как белое пятно прямоугольной формы. Прижатая к правому краю гистограмма подтверждает это.


Видите эти пики на правом крае гистограммы? Снимок переэкспонирован настолько, что огромное количество пикселей уже не содержит цветовой информации - только полностью белый цвет.

Чем сильнее вы пересвечиваете снимок, тем больше стопроцентно белого цвета появляется на фото, что «разрушает» картинку. На гистограмме это видно по тому, как распределение сдвигается вправо.

Если вы заметили «выбитые» света на фото - старайтесь снимать так, чтобы гистограмма находилась как можно ближе к правой границе, но не касалась её. При этом, немного «выбитых» светов, например, в бликах света на воде или солнце в кадре - нормальное явление. Но если чей-то лоб вдруг превратился в абсолютно белое пятно - это уже совсем не хорошо. Как правило, у таких снимков, ко всему прочему, получается еще и неправильная цветопередача.

Если изображение остается слишком темным, а гистограмма при этом прижата к правому краю - это означает, что динамический диапазон фиксируемой сцены слишком велик. Корректно экспонировать изображение в этих условиях не представляется возможным. В таких случаях профессионалы стараются, например, подсветить (заполнить) тени, чтобы динамический диапазон сцены уложился в динамический диапазон матрицы фотоаппарата. Любители же всеми правдами и неправдами пытаются увеличить динамический диапазон финального снимка, снимая с недодержкой и «вытягивая» тени в редакторе.

Приглядитесь к гистограмме: даже на переэкспонированном на 2 ступени изображении вы увидите небольшой пик слева, в области стопроцентного черного. Это область теней в кадре слева. Этот пик говорит о том, что контраст камеры при съемке надо снизить, или, что является лучшим вариантом, добавить заполняющее освещение. Если бы у этого дома на фотографии снимали кино, за кадром вы бы наверняка увидели три огромных грузовика, забитых электрогенераторами и осветительным оборудованием. Матрица камеры работает совершенно иначе, чем наша сетчатка. Часто для того, чтобы фотоснимок выглядел натурально, надо очень много искусственного света.

Снимок можно считать недоэкспонированным, если ни один канал на гистограмме не коснулся правой границы. Недоэкспонированные снимки легко правятся в редакторе: нужно всего лишь сдвинуть правый ползунок в окне Levels редактора AdobePhotoshop влево, к крайнему правому каналу гистограммы.

Переэкспонированные цифровые фотоснимки, к сожалению, уже не спасти. Те области, что залиты стопроцентным белым цветом, потеряны навсегда. Невозможно сдвинуть слайдер Levels вправо от правой границы гистограммы - после цифры 255 какая-либо информация о цвете отсутствует вообще!

Лучший способ оценить, правильно ли экспонировано изображение - внимательно изучить сам снимок, а не гистограмму. Помните, что вы умнее, чем гистограмма, и ваши глаза - вот кто дает главную оценку фотографии. Гистограмма - всего лишь полезный инструмент, подсказка, а не абсолютный авторитет. Во время съемки не зацикливайтесь на гистограмме, а думайте о том, что и как фотографируете.

Если Вам понравился этот материал, то мы будем рады, если Вы поделитесь им со своими друзьями в социальной сети: