5. Депо и подвижной состав
6. Перспективы
7.
История строительства
По-видимому, датой появления линии следует считать 13 марта 1938 года, когда новый участок «Площадь Революции» «Курская» был подключён к участку первой очереди «Ул. Коминтерна» «Киевская». Интересно, что открытие участка одновременно с упразднением вилочного движения по линии, ныне известной как Сокольническая, произошло раньше, чем открытие Горьковско-Замоскворецкой линии, однако впоследствии официальная нумерация линий оказалась обратной, что, вероятно, объясняется наличием на Горьковско-Замоскворецкой линии депо. В целях ускорения строительства запланированные станции «Ильинские ворота» и «Покровские ворота» не были построены, под них были только оставлены заделы. Примечательно, что эти станции так и не построены до сих пор, спустя почти три четверти века, и в ближайшей перспективе их сооружение также не планируется.
Линия была продлена на восток в 1944 году до станции «Измайловская». Также для экономии и ускорения сооружения этой очереди запланированные в первоначальном проекте линии станции «Гороховская улица», «Площадь Баумана», «Бакунинская улица» и «Мироновская улица» были исключены полностью, без оставления заделов.
После попадания бомбы в тоннель мелкого заложения «Арбатская» «Смоленская» в 1941 году стала очевидной незащищённость этого участка метро, который носил стратегический характер. Было принято решение о замене этого участка новым, глубоким. Поэтому в 1953 году был построен новый участок Арбатско-Покровской линии «Площадь Революции» «Киевская», полностью дублировавший старый, при этом участок мелкого заложения «Калининская» «Киевская» был закрыт и открыт заново лишь в 1958 году в составе Филёвской линии. В результате в Москве по две независимых «Арбатских» и «Смоленских». По официальной версии необходимость строительства была обусловлена большим перепадом глубины между станциями «Площадь Революции» и «Улица Коминтерна», хотя похожие перепады уже были к тому времени в московском метро. Скорее всего причина строительства глубокой линии связана с её стратегическим характером, есть версии, что за «Киевской» тоннель был продолжен к Кунцевской даче Сталина и сама линия таким образом становилась подземной правительственной трассой. Версия стратегического характера линии косвенно подтверждается и неоправданно огромным залом станции «Арбатская», которая будучи расположенной в квартале, занимаемом Генеральным штабом, при необходимости превращалась в огромный бункер, соединённый с несколькими подземными линиями метрополитена.
После строительства депо «Измайлово» в 1950 году появилась возможность продления линии на восток за счёт строительства в депо наземной станции «Первомайская», что и было сделано в 1954 году.
Временная станция была закрыта и переоборудована под помещения депо после строительства участка «Измайловская» «Первомайская» в 1961 году.
В 1963 году линия была продлена до станции «Щёлковская», которая остаётся конечной по настоящее время.
6 мая 2003 года было завершено строительство станции «Парк Победы», продлившей линию в западном направлении после 50-летнего пребывания станции «Киевская» конечной на линии.
7 января 2008 года открылись участок «Парк Победы» «Кунцевская» и участок «Крылатское» «Строгино» с заделом под станцию «Троице-Лыково», одновременно с этим участок Филёвской линии «Кунцевская» «Крылатское» перешёл к Арбатско-Покровской линии.
Поезд недалеко от станции Кунцевская
В последние годы начата замена наиболее старых, выработавших свой ресурс, эскалаторов. Уже заменены эскалаторы станции «Курская» и одного из вестибюлей станции «Площадь Революции». Завершена замена эскалаторов на единственном выходе станции «Семёновская», потребовавшая закрытия станции, снова открыты после ремонта вестибюль и эскалаторы станции Арбатская. 8 декабря 2008 г. началась замена эскалаторов второго выхода станции «Площадь Революции».
Также закончена замена эскалаторов единственного выхода на станции «Электрозаводская». Работы начались в мае 2007 года и были завершены в ноябре 2008 года. Станция вновь открылась для пассажиров 28 ноября, в час дня по московскому времени. Сроки окончания работ были существенно сдвинуты по сравнению с первоначальными из-за срыва поставок эскалаторов. Во время ремонта поезда проходили станцию без остановки, на поверхности был пущен автобусный маршрут «М», соединивший соседние станции, проезд в котором надо было оплачивать.
26 декабря 2009 года открылся участок «Строгино» «Митино». Ожидается, что после открытия Митинского участка западная часть линии перестанет быть недогруженной, и линия войдёт в список самых загруженных линий московского метро.
Сегодня будет третья — долгожданная Арбатско-Покровская.
Арбатско-Покровская — одна из самых интересных линий московского метро. Здесь много красивых станций с индивидуальной шикарной отделкой 1930-х, 40-х, 50-х годов. На этой же линии расположены самые современные станции: 6 из 21 станций построены в 2000-е годы, последние станции были открыты в конце 2009 года. Также здесь есть типовые станции мелкого заложения 1960-х..80-х годов и наземные станции.
Интересна история формирования линии: линия много раз перекраивалась, получая фрагменты от других линий или отдавая их другим линиям. Первые её станции (Смоленская, Арбатская, Александровский сад) сначала входили в состав первой — Сокольнической линии, затем, после открытия Площади Революции и Курской, появилась отдельная Арбатско-Покровская линия. В 50-е годы старые станции Арбатская и Смоленская были заменены на новые (глубокие), а старые впоследствии отошли к Филёвской линии. А в 2000-е годы линия получила в свой состав три станции Филёвской линии (Кунцевская — Крылатское) и 4 станции несостовшейся Митинско-Бутовской линии (участок Строгино — Митино).
Статистическая информация по линии: количество станций — 21, длина — 43,5 км. Таким образом, по длине эта линия является самой длинной в московском метро (а по количеству станций уступает Серпуховско-Тимирязевской линии — там их 25).
А теперь, собственно, фотопрогулка…
Предыдущая серия фотомарафона по :
PS. В силе остаётся моя предыдущая просьба к москвичам: приветствуется всяческая критика, особенно по балансу белого. Фотографировал "бегом", по некоторым станциям не запомнил визуально цветовую температуру, на некоторых фотографиях видно, что разные светильники в одном кадре имеют разный оттенок, и какой считать белым — не очень понятно. Также опять попытался перечислить места расположения выходов станций (большей частью — по сведениям официального сайта Московского метрополитена, сам я выходил далеко не через все выходы). Если где-то видите ошибки, прошу поправить, чтобы к выкладыванию новых фотографий на Metrowalks.Ru всё было точно.
Арбатско-Покровская линия метроявляется второй веткой, которую открыли в метрополитене, с порядковым номером 3 на схемах метро и синим цветом обозначения. Изначально подземная линия состояла из двух наземных участков, станций мелкого и глубокого заложения и метромоста через Москву-реку.
Одной из конечных станций была Арбатская станция метро. Арбатско-Покровская линия берет свое начало от Арбатского радиуса, который сегодня входит в состав Филевской линии.
Хронология постройки линии
1932 год
В мае был завершен первый проект по строительству Метрополитена, в который входил Арбатский радиус.
1934 год
На радиусе были выполнены основные работы и построены 3 станции: «Арбатская», «Смоленская» и «Улица Коминтерна». Последняя станция была единственной, которая располагалась на кривой и имела платформу берегового типа.
1935 год
5 февраля тестовый состав из 4-х вагонов, который проехал по все ветке.
6 февраля руководители страны и делегаты съезда были приглашены на показательную обкатку линии. Позже была начата опытная эксплуатация всех участков.
В течении 5 дней с 19 по 24 апреля московский метрополитен проводит обзорные экскурсионные поездки, на которые по специальным приглашениям попадают служащие и рабочие предприятий города Москвы.
2 мая с 9 до 12 московское метро гостеприимно распахнуло свои двери, и в течении дня все желающие могли наслаждаться обзорными экскурсиями по станциям и вестибюлям. Такие экскурсии были еще 3 дня.
15 мая в 6:45 утра все могли войти на станции, чтобы в 7:00 было начато обычное движение по графику. Теперь метро располагало 13 станциями.
1937 год
13 марта на этой линии были открыты еще две станции метро. Они входили в новый Покровский радиус. В результате стал вопрос образования двух отдельных линий: Арбатско-Покровской, включавшей в себя 6 станций, и Кировской-Фрунзенской. По этим линиям ходили составы поездов типа А и Б.
20 марта Арбатский радиус продлили от станции метро «Смоленская». Арбатско-Покровскаялиния обзавелась новой 14-той станцией - «Киевской». Данная станция была первой во второй очереди строительства.
Согласован проект, согласно которому Арбатско-Покровская линия метро удлинялась до станции «Стадион имени Сталина» (или просто «Сталинская»).
С 24 по 31 октября движение остановили, чтобы присоединить туннели глубокого заложения, ведущие до новой станции. 3 ноября по этому участку пути был пущен тестовый поезд.
1944 год
После войны
1950 год
1 января между Арбатско-Покровской линией и Кольцевой на станции «Курская» был открыт переход.
1951-1953 года
Было начато строительство нового радиуса с глубоким типом заложения. Строительство проводилось тайно, в прессе данное событие не освещалось вплоть до момента открытия 5 апреля. С построением нового радиуса перестала быть конечной Арбатская станция метро.Арбатско-Покровская линия теперь имела новую конечную - «Киевскую».
1954 год
1961 год
Октябрь внес изменения в Покровскую линию: открытая в 1954 году станция «Первомайская» закрывалась, снова забирая себе пальму первенства, но теперь как первая закрытая станция метро в СССР. Ветку метрополитена протянули от ст. «Измайловская» до новой станции «Первомайска». Теперь это была колонная станция мелкого заложения, первая, у которой отсутствовал наземный вестибюль. Вход в нее осуществлялся через подземный переход.
1963 год
Последнее продление станции в СССР - от «Первомайской» до Щелковской. На сегодняшний день, конечной с одной стороны, является «Щелковская» станция метро, Москва, Арбатско-Покровская линия.
Данная ветка одна из немногочисленных линий, которая не имела никакого развития в течении 40 лет, а западная конечная станция «Киевская» носила это звание в течении 50 лет. Это было обусловлено 2 объективными причинами: по окончании глубокой перестройки Арбатского радиуса был пересмотрен подход к строительству метро, а в 1955 году постановление №1871 должно было сделать строительство более экономным. Результатом этого стало появление типовых станций метро и наземных вестибюлей.
После распада СССР
1995 год
Со всех линий метро были выведены из эксплуатации вагоны поезда типа Д, которые были выпущены с 1955-1963 года. Отказ от этих вагонов привел к потере временного пласта, который делал Арбатско-Покровскую линию своего рода передвижным музеем.
2001 год
Были возобновлены работы на станции «Парк Победы», начавшиеся еще в 1996, и 6 мая 2003 года участок пути от «Киевской» до «Парка Победы» был введен в эксплуатацию.
Последние новые станции
2008 год
В январе Арбатско-Покровская линия метро удлинилась на 3 станции, и ст. «Киевская» передала звание конечной ст. «Строгино».
Арбатско-Покровская линия метро носит заслуженное звание самой протяжённой ветки за свою длину, составляющую более 45 км.
Сейчас в московском метро 12 линий. Все они пронумерованы в определённом порядке, близком, но всё же отличающемся от хронологического. Нумеровать линии на схеме стали в девяностых годах. При нумерации был использован тот же порядок, в котором до этого линии располагались в легенде к схеме, где были подписаны их названия.
1. Сокольническая (красная) линия . Хронологически первая линия московского метро, открыта в мае 1935 года. Долгое время не было необходимости давать названия линиям и, тем более, нумеровать их. Лишь в 50-х годах, со строительством Кольцевой линии , все существовавшие на тот момент линии получили названия. Первое название первой линии было Кировско-Фрунзенская , продержавшееся до 1990 года. Тогда на волне идеологических переименований линия и получила современное название - Сокольническая .
2. Замоскворецкая (зелёная) линия . Линия открылась в сентябре 1938 года. Но ещё за восемь месяцев до её открытия вступила в строй Арбатско-Покровская (синяя) линия , которая хронологически стала второй. На схемах 50-х годов ещё можно видеть "правильный" порядок линий - Арбатско-Покровская на втором месте, Замоскворецкая (тогда - Горьковско-Замоскворецкая ) на третьем:
Но в шестидесятых годах линии обменялись позициями:
Произошло это, скорее всего, из-за бОльшей длины и большего пассажиропотока на зелёной линии . Кроме того, она связывала более важные городские объекты: два ж/д вокзала, аэровокзал, стадион "Динамо" (главный стадион страны до открытия в 1956 году "Лужников"), а также крупнейшее московское предприятие - завод "ЗИЛ". Таким образом, менее "важная" синяя линия оказалась задвинутой на третье место. Впрочем, время от времени, на различных схемах она всё же возвращала себе второе место:
3. Арбатско-Покровская (синяя) линия . Хронологически вторая линяя была открыта в марте 1938 года. При этом к линии отошёл уже действующий на тот момент участок "Александровский сад" (тогда - "Улица Коминтерна" ) - "Киевская" , ранее принадлежавший первой линии . Позже этот участок ещё раз перейдёт в состав другой линии, на этот раз Филёвской (см. также ). Интересно, что метки, отмеряющие расстояния вдоль ж/д путей (они называются пикетами), до сих пор "считают" этот участок продолжением Арбатско-Покровской линии . А на настоящем продолжении линии от "Площади Революции" на запад метки начинают вести свой отсчёт с нуля.
4. Филёвская (голубая) линия . Самая запутанная линия с точки зрения нумерации. Во-первых, потому, что содержит уже упомянутый участок, открывшийся ещё в самом начале, вместе с первой линией . А значит, имеет основания считаться второй по счёту. Во-вторых, потому, что обособилась в отдельную линию намного позже, в 1958 году - уже после открытя Кольцевой и Рижской линий . Стало быть, имеет также основания считаться шестой по счёту. Но произошло это ещё до объединения Калужской и Рижской линий в единую Калужско-Рижскую . Поэтому имеет основания считаться и пятой. Но линия получила номер "4". Прежде всего из-за того, что воспринималась продолжением Арбатско-Покровской линии , имеющей номер "3". На некоторых схемах в начале девяностых годов её обозначали даже "3А". Из-за этого восприятия, кстати, и голубой цвет Филёвской линии и её первоначальное название - Арбатско-Филёвская . Впрочем, название продержалось недолго и вскоре линия стала просто Филёвской .
Свою четвёртую позицию линия получила не сразу. Сначала линию, как новую на тот момент, размещали в легенде шестой:
Но в восьмидесятых годах линия "поднялась" до четвёртого места:
6. Калужско-Рижская (оранжевая) линия, образовалась в 1972 году после соединения Калужской и Рижской линий . Но сохраняет свою нумерацию от Калужской линии , открывшейся следующей после Кольцевой .
7. Таганско-Краснопресненская (фиолетовая) линия . Эта линия также появилась не сразу. В 1966 году (ещё до появления объединённой Калужско-Рижской линии ) открыли Ждановскую линию . Спустя шесть лет была пущена Краснопресненская линия . А ещё спустя три года (в 1975 году) линии были соединены в новую Ждановско-Краснопресненскую линию , которая теперь нам известна как Таганско-Краснопресненская .
Дальнейшая нумерация линий полностью совпадает с хронологией открытия без каких-либо оговорок:
8. Калининская (она же Калининско-Солнцевская ) (жёлтая) линия - открыта в 1979 году. Линия была так названа по Калининскому району Москвы. В 1991 году район переименовали в Лефортово, однако линии почему-то оставили прежнее название. Ещё одна особенность: когда линия открывалась, в московском метро уже существовала станция "Калининская" на другой линии (теперь это станция "Александровский сад" ), что могло приводить к путанице.
9. Серпуховско-Тимирязевская (серая) линия - открыта в 1983 году под названием Серпуховская , при продлении на север к названию добавилось -Тимирязевская .
10. Люблинская (она же Люблинско-Дмитровская ) (салатовая) линия - открыта в 1995 году. С продлением линии на север к названию Люблинской линии стали добавлять и -Дмитровская , из-за чего снова может возникнуть путаница, так как станция "Дмитровская" находится на другой линии.
11. Каховская (бирюзовая) линия . Линия полностью вступила в строй ещё в 1969 году, как продолжение Замоскворецкой (тогда - Горьковско-Замоскворецкой ) линии, но обособилась в отдельную линию лишь в 1995 году, в связи с чем и занимает 11 место в списке линий.
12. Бутовская (серо-голубая) линия . Самая молодая линия московского метро, открыта в 2003 году.
исторические схемы взяты с сайта metro.ru
Прокимен и «чтения», или Паремии
Возглашается Прокимен учиненным монахом или чтецом, или канонархом, в настоящее же время, по большей частью, самим же диаконом после того непосредственно, как он скажет: «Премудрость» (или самим священником, если нет служащего диакона).
Слово??????????? Прокимен с греческого значит: «напереди лежащий». Это стих, заимствованный из Священного Писания, главным образом из псалмов, который обычно предшествует чтению Священного Писания и служит как бы предисловием к нему. Иногда же чтения Священного Писания за ним не бывает, и тогда он просто выражает собой значение настоящего дня, почему и называется: «Прокимен дне ». Каждый прокимен имеет за собой стих, который составляет как бы его продолжение и находится с ним в тесной логической связи. Лик повторяет за чтецом или диаконом слова прокимна и, наконец, чтец произносит первую половину прокимна, а лик допевает вторую половину. Кроме обычных прокимнов, поемых два с половиной раза, имеются еще так называемые великие прокимны, которые имеют три стиха, а потому поются четыре с половиной раза.
На всенощном бдении под воскресение (в субботу вечера) поется всегда неизменно прокимен: Господь воцарися, в лепоту облечеся; четыре с половиной раза, заимствованный из 92–го псалма. На бдениях под великие и иные праздники поется прокимен дне (для каждого дня седмицы имеется как на литургии, так и на вечерни, свой особый прокимен). Если Господский праздник придется в субботу, то на бдении ему поется не прокимен дне, а тот великий прокимен, который должен бы был петься на вечерни в самый день праздника, потому что прокимен «Господь воцарися» никогда не отменяется и не заменяется другим, а непременно поется на каждой воскресной вечерне (в субботу вечера).
После прокимна на всенощном бдении под великие и иные праздники в честь святых бывают так называемые «чтения», по большей части заимствованные из Ветхого Завета. Они называются также «паремиями» с греческого: ????????, что значит: «притча» (proverbium, parabola). Эти чтения, или паремии, содержат в себе пророчества о воспоминаемом событии или похвалу празднуемому святому. В праздники в честь свв. Апостолов читаются отрывки из их посланий. На всенощных бдениях под воскресение паремий, по большей части, не бывает, исключая те воскресные дни, когда вспоминается память святых отец: пред Рождеством Христовым; свв. отцов 1–го Вселенского собора в 7–ю неделю по Пасхе; свв. отцов первых 6–ти вселенских соборов в ближайший воскресный день к 16 июля; и свв. отцов 7–го Вселенского Собора в ближайший воскресный день к 11 октября, а также в те воскресные дни, в которые приходится память какого?нибудь святого, которому по уставу положены паремии. На всенощном бдении обычно читается только три паремии и лишь в очень редких случаях, при совпадении двух празднеств, шесть паремий. Перед чтением каждой паремии диакон возбуждает внимание молящихся к ним возгласами Премудрость и Вонмем. Во время чтения паремий царские врата закрываются, а иерей сидит на горнем месте одесную страну престола.
Из книги Толковый Типикон. Часть II автора Скабалланович МихаилПрокимен После стихир на Господи воззвах малая вечерня имеет песнь Свете тихий и прокимен великой вечерни Господь воцарися, который поется не 4 1/2 раза, а 2 1/2. После него Сподоби Господи и стихиры на
Из книги Богословская мысль Реформации автора Макграт АлистерПРОКИМЕН ВЕЧЕРНИЙ Понятие о прокимне За песнью «Свете тихий» следует на вечерне не только праздничной, но и будничной (исключая постную и иногда заупокойную) прокимен. С прокимном в вечерню привходит новый вид церковной песни, отличающийся от других прежде всего
Из книги Месса автора Люстиже Жан-МариПрокимен воскресной вечерни Прокимен субботне-воскресной вечерни поется торжественнее, чем на будничной вечерне. Он поется по чину великого прокимна, хотя не называется великим; именно, поется с 3 стихами, и след. 4 1/2 раза. Кроме настоящей вечерни, такое исполнение имеет
Из книги Библиологический словарь автора Мень АлександрПРОКИМЕН УТРЕНИ Более непосредственным, чем степенны, подготовлением к утреннему Евангелию служит прокимен. Прокимен утрени всегда содержит прославление празднуемого события, тогда как вечерний не имеет отношения к нему (за немногими исключениями). Это, следовательно,
Из книги Литургика автора (Таушев) АверкийПрокимен и аллилуиарий Важнейшею изменяемою частью литургии является Апостол и Евангелие. Тот и другое ввиду этого имеют пред собою весьма сложное подготовление, изменяемыми элементами которого пред первым служит прокимен, а пред вторым аллилуиарий.
Из книги Конспекты лекций по литургике автора (Тахи–Заде) МихаилПрокимен Поется прокимен на литургии по тому же чину, как на вечерне, но не воскресной, а всякой другой, т. е. 2 1/2 раза, и с тем же предварительным возгласом, за исключением последнего «вонмем», должно быть, потому, что оно имеется пред чтением и повторение его пред прокимном
Из книги Лекции по Исторической Литургике автора Алымов Виктор Альбертович Из книги Молитвослов на русском языке автора Из книги автора Из книги автораТри чтения Поговорим сначала о трёх чтениях Слова Божия. Почему они берутся исключительно из Священного Писания? Почему не из какого-то духовного писателя, или кого-то из Отцов Церкви, или из энциклики Папы?Как я вам уже говорил (см. часть II), Месса - это всегда действие
Из книги автораПАРЕМИИ (греч. paroim…a - притчи), чтения из Библии, приуроченные к богослуж. чинопоследованиям Вечерни, Всенощ. бдения и молебнов (напр., Богоявленское водоосвящение).Обычай читать Писание в Церкви ведет свое происхождение от синагогального *богослужения. Первое
Из книги автораПрокимен, чтение Евангелия За степенными следуют молитвословия и возгласы, которые обычно всегда бывают перед чтением Евангелия и служат в качестве приготовления верующих к достойному слушанию Евангелия. Диакон возглашает: Вонмем. Премудрость. И затем произносит
Из книги автораПрокимен, Апостол, аллилyарий и причастен Рядовые - по дню седмицы и святого Минеи (если есть).…В частности, так бывает под праздники Рождества Христова и Богоявления, также под праздник Благовещения, если он попадает на один из седмичных дней Великого Поста. Но в
Из книги автора3. Чтения Прежде всего именно с Павла идёт традиция чтения в Церкви апостольских посланий (до этого, очевидно, читали только пророчества). Павел уже в первом своём письме к Фессалоникийцам (51 г.) просит: "Заклинаю вас Господом прочитать сие послание всем святым братьям" (1
Из книги автора6. Гимнография и Чтения Несомненно, что песнь "Свете тихий", сопровождающая т.н. "Вечерний вход" (со светильником!), наравне с благословение хлебов - самый древний элемент нашей Вечерни. Как известно, уже свт. Василий Великий († 379 г.) упоминает его в 29 главе своей книги "О Св.
Из книги автораПрокимен Так называется стих, предваряющий чтение Священного Писания: Апостола, Евангелия, паремии. Он заимствуется из Священного Писания и кратко указывает или на содержание чтения, или на значение дня и молитвословий дня. Отсюда прокимны различаются на прокимны