Святые славные всехвальные первоверховные апостолы петр и павел

По старому стилю).
Празднуя в этот день память первоверховных апостолов Петра и Павла, Православная Церковь прославляет духовную твердость святого Петра и разум святого Павла, воспевает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся: в апостоле Петре - образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле - образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего.

Апостол Павел, как и апостол Петр, много потрудился в распространении Христовой веры. Оба первоверховных апостола пострадали за веру Христову в один день 67 г. в Риме при гонениях императора Нерона на христиан, и их память празднуется в один день.
Разница между ними колоссальная в том, что апостол Петр был с самого начала верным учеником Христов, был свидетелем всего, что случалось вокруг Христа с первого момента Его выхода на проповедь.
И наоборот, апостол Павел был Христовым врагом, Его противником, он не верил в Него как в Мессию, он считал Его лжепророком; он вышел на проповедь не с тем, чтобы возвещать Евангелие, а с тем, чтобы быть гонителем христиан. Апостолы Петр и Павел более других потрудились в проповеди христианства среди иудеев и язычников, поэтому Церковь называет их "первоверховными апостолами".
Церковь прославляет апостола Петра как предначавшего из лика апостолов исповедать Иисуса Христа Сыном Бога живаго; Павла же яко паче иных потрудившегося и причисленного к высшим из апостолов Духом Святым (2 Кор. II, 5); одного - за твердость, другого - за светлую мудрость.
Церковь также именует апостолов Петра и Павла первоверховными, так как они более других учеников Господа потрудились в деле Евангельской проповеди: апостол Петр - среди иудеев, апостол Павел - среди язычников.
Называя двоих апостолов верховными, по первенству порядка и трудов. Церковь внушает, что глава ее есть один только Иисус Христос, а все апостолы - служители Его (Кол. 1,18).

Почитание святых апостолов Петра и Павла началось сразу же после их казни. Место их погребения было священно для первых христиан. В IV веке святым равноапостольным Константином Великим (†337; память 21 мая) были воздвигнуты храмы в честь святых первоверховных апостолов в Риме и Константинополе. Совместное их празднование - 29 июня - было сильно распространено уже в первые века христианства. Празднуя в этот день память первоверховных апостолов, Православная Церковь прославляет духовную твердость святого Петра и разум святого Павла, воспевает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся: в апостоле Петре - образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле - образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего.
В Русской Церкви почитание апостолов Петра и Павла получило начало после Крещения Руси. Имена апостолов Петра и Павла, получаемые при святом крещении, особенно распространены в России.

Сегодня православный церковный праздник:

Завтра праздник:

Ожидаются праздники:
21.03.2019 -
22.03.2019 -
23.03.2019 -

12 июля молитвенная память святых славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла!

С вятые апостолы Петр и Павел называются первоверховными, потому что они трудились в деле евангельской проповеди более всех прочих апостолов, посему и установлено им особое празднование.

Апостол Петр до призвания ко Христу назывался Симоном и вместе с братом Андреем был рыбаком. Происходили они из небольшого городка Вифсаиды Галилейской. Андрей уверовал во Христа первым и, придя домой, сказал Симону: «Мы нашли Мессию». Симон сам пошел, чтобы видеть Христа. Иисус Христос, увидев Симона, наименовал его Кифой, или Петром, что значит камень, в знак твердости веры, и с этого времени он сделался учеником Христовым.

Апостол Петр был простым человеком и не получил образования. Он был женат на племяннице апостола Варнавы, дочери Аристовула, одного из 70 апостолов.

Апостол Петр имел характер живой, пылкий и потому при каких - либо вопросах со стороны Иисуса Христа всегда отвечал первым.

Он был в числе трех любимых учеников Иисуса Христа и поэтому присутствовал при особенно важных событиях жизни Спасителя - например, при Преображении и в саду Гефсиманском перед страданиями. Ему на Тайной вечери Иисус Христос через Иоанна Богослова указал предателя. Здесь, на вечери, апостол Петр обещал стоять за своего Учителя до смерти, но Господь предрек ему отречение, и он отрекся, но загладил свое отречение раскаяньем, и Господь возвратил ему апостольское звание.

Апостол Петр первым начал проповедь об Иисусе Христе в день сошествия Святого Духа и своей проповедью обратил ко Христу около 3 тысяч человек. Он первый начал крестить язычников, совершив крещение, по внушению свыше, над сотником Корнилием и его семейством. Он действовал на апостольском соборе.

Правитель Палестины, Ирод Агриппа, заключил апостола Петра в темницу и хотел умертвить его, но ангел ночью вывел апостола из темницы. Первоверховный апостол проповедовал во многих местах не только Азии, но и Европы и Африки. Он написал два Послания о христианской вере и жизни.

Окончил свою жизнь в Риме, где обратил ко Христу многих придворных. Когда император Нерон воздвиг гонение на христиан, апостол Петр хотел удалиться из Рима, но в воротах города он встретил Господа, идущего в город. Иисус на вопрос Петра:«Куда идешь, Господи?»- ответил: «В Рим, чтобы снова быть распятым». Тогда Петр понял, что настало для него время прославить Бога своей смертью, и возвратился обратно в Рим.

Нерон осудил его на крестную смерть. Апостол просил распять себя головой вниз, потому что считал себя недостойным умереть на кресте так, как умер Сам Господь. Это было в 67 г. по Р. Х.

Апостол Павел назывался сначала Савлом и родился в г. Тарсе. Он был очень даровитым человеком, получил прекрасное образование в школе знаменитого еврейского ученого Гамалиила и имел римское гражданство. Так как он был ревнителем еврейского закона, то почитал христианство ересью, вредной для еврейской религии, и преследовал христиан.

Чтобы бороться с христианами, он однажды отправился в сирийский г. Дамаск. Здесь - то, на пути в Дамаск, Господь вразумил его и обратил к христианской вере. Внезапно озарил его необыкновенный свет с неба, и послышался голос: Савл, Савл! Что ты гонишь Меня?»- «Кто ты, Господи, и что повелишь мне делать?» - спросил Савл и услышал слова: «Я Иисус, Которого ты гонишь; ступай в город, и там сказано будет тебе, что делать». При этом Савл ослеп. В г. Дамаск Господь повелел Анании, одному из семидесяти учеников, исцелить и крестить его. С этого времени Савл сделался ревностнейшим учеником Христовым, прошел разные страны с проповедью и обратил бесчисленное множество язычников ко Христу, почему и назван апостолом язычников. Не раз он подвергался гонению и биению палками и камнями, был в узах и в темнице. Сотворил множество чудес. Он написал 14 посланий о христианской вере и жизни к христианам разных народов, например к римлянам, коринфянам, галатам, евреям и др., и к разным лицам, например, к апостолам Тимофею, Титу и др.

Апостол Павел окончил жизнь, подобно апостолу Петру, в Риме и в том же 67 году по Р. Х. Его хотели распять, но когда узнали, что он римский гражданин, то вместо позорной крестной казни отсекли ему голову. Тела святых апостолов Петра и Павла почивают в Риме: святого Петра в Ватиканском соборе, а святого Павла в загородной церкви; главы же их обоих хранятся в Латеранском соборе, в сени над престолом.

День Петра и Павла отмечается 12 июля (29 июня по старому стилю), в день, когда апостолы приняли святое мученичество. Полное название праздника: День святых славных и всехвальных первоверховных Апостолов Петра и Павла.

Апостолы Петр и Павел. Житие в иконе

Православная церковь празднует День памяти Петра и Павла после окончания петровского поста. Праздник относится к числу Великих недвунадесятых православных праздников и имеет попразднество — на следующий день празднуется Собор 12 апостолов.

В этот день православные христиане прославляют и призывают в молитвах верных рабов Божиих, во первых, святых Пророков, во вторых - святых Апостолов.

Как между Пророками Церковь преимущественно прославляет св. Иоанна Крестителя, так между Апостолами- святых Петра и Павла. Первого, «яко Апостолов предначальника» , второго, «яко паче инех трудившегося» . (На велик. вечер, на Господ, воззв. Стихир. 1).

Святой Петр родился в Вифсаиде и назывался прежде Симоном, был сын Ионин и имел брата Андрея, названного Первозванным. Занятием их была рыбная ловля. Однажды Господь, идя по берегу Тивериадского озера, увидел Симона и брата его Андрея, закидывавших сети в воду.

Господь сказал им: «идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Матф. 4, 19). И оба брата, оставив лодку, сети и дом, пошли вслед за Божественным Учителем. Когда Господь спросил однажды учеников своих: «вы же кого Мя глаголете быти?» , Симон, от лица всех Апостолов, сказал: «Ты еси Христос, Сын Бога живого» (Матф. 16, 16).

За это изречение, внушенное самим Богом, Господь назвал Симона блаженным, нарек Петром (т. е. камнем, в знак твердости его веры) и обещал дать ему ключи царствия небесного, т. е. власть вязать и решить грехи человеков .

Увидев Господа, идущего по воде как по суше, Петр испросил у Него позволение прийти к Нему - и пошел, но испугался высоких волн, потому что на озере была сильная буря, и начал тонуть. Тогда Господь подал ему руку и сказал: «маловере, почто усомнелся еси?» (Матф. 14, 31)

Вместе с Иоанном и Иаковом, Петр удостоился видеть на Фаворе славу преобразившегося Господа и, по своей пламенной любви к Нему, умолял Его остаться здесь навсегда. Пред страданиями Господа, Петр обещает идти с ним даже на смерть, но слышит от Него предсказание о троекратном отречении.

В саду Гефсиманском он действительно как бы готов был умереть за Иисуса Христа, потому что в виду многочисленной и вооруженной толпы, хотел защищать своего Божественного Учителя и ножом отсек ухо одному из рабов архиерейских.

Апостол Пётр отсекает ухо рабу Малху (фрагмент Маэсты Дуччо ди Буонинсенья)

Но Господь сказал ему: «вложи нож твой в место его, еси бо приемшии нож, ножом погибнут» (Матф. 26, 52). Но когда Иисуса Христа связанного привели на судилище озлобленных врагов Его, оказалось, как немощен человек сам по себе. Петр, обещавший умереть за Иисуса Христа, три раза отрекся от Него: «не знаю — говорил он — человека сего» .

Но это отречение он загладил горькими слезами, троекратным уверением Господа в любви своей, всей последующей жизнью и мученической кончиной. Господь и не помянул Петру о его малодушии. В первый же день по воскресении своем, Он явился ему и потом, на море Тивериадском, троекратным, изречением: «паси овцы Моя» , восстановил его в апостольском звании.

По вознесении Иисуса Христа и сошествии на Апостолов Святого Духа, Петр своею проповедью в один день обратил к вере Христовой три тысячи народа, а потом, по исцелении хромого, пять тысяч. Он безбоязненно проповедовал об Иисусе Христе, как Сыне Божием и обетованном Мессии и в синедрионе пред старейшинами иудейскими, и в храме - пред собранием народа.

Бесчестие и раны, которые он терпел за это, он принимал с радостью. Святой Петр по особенному откровению Божию, первый начал крестить язычников, крестив в Кесарии римского сотника Корнилия. В Антиохии он основал Церковь, члены которой первые начали называться христианами.

Со светильником Веры христианской св. Петр прошел почти всю Малую Азию, Понт, Галатию, Каппадокию, Вифинию, проповедуя преимущественно иудеям, тогда как св. Павел обращал язычников. Наконец святой Петр прибыл в Рим.

Здесь он обличил Симона волхва, который некогда хотел купить у него власть сообщать дары Духа Святого, и теперь в Риме старался обольстить язычников ложными чудесами. Своею молитвою св. Петр низверг волхва с высоты, на которую тот поднялся силой своих волхвований.

П ервоверховный Апостол имел дар чудотворений в такой степени, что одним словом исцелил расслабленного Енея и воскресил умершую Тавифу, даже от одной тени его тела исцелялись болящее.

Воскрешение Тавифы

Когда Нерон воздвиг жестокое гонение на христиан, святой Петр осужден был на крестную смерть. Но он не только не страшился мучений, но просил распинателей своих распять его вниз головой, потому что считал себя недостойным претерпеть тот же образ мучения, какой претерпел сам Божественный Учитель.

Караваджо Распятие апостола Петра 1600

Апостол Павел

В том же городе и в тот же день пострадал и святой Апостол Павел. Но, как гражданин римский, он был не распят, а усечен мечем.

Симон де Вос, Усекновение святого Павла

Он был родом иудей из города Тарса и назывался прежде Савлом. Еще предки его пользовались правом римских граждан. Воспитание свое он получил в Иерусалиме, при ногах знаменитого раввина Гамалиила. Имея искреннюю, но неразумную ревность к закону Моисееву, он сначала ненавидел христиан и гнал Церковь Божию.

Савл соизволял yбиению св. Стефана первомученика, вторгался в дома христиан, связывал мужей, жен и детей и, наконец, испросил себе позволение идти в Дамаск, чтобы и там отыскивать и вязать христиан. Но его ожидало другое назначение.

Доре, Мученичество Святого Стефана

Господь провидел в нем избранный сосуд благодати и великого Апостола. Когда Савл уже приближался к Дамаску, вдруг облистал его чудный свет с неба. Он пал на землю и услышал голос: «Савле Савле! что Мя гониши?» Савл сказал: «Кто ты, Господи?» . Господь ответствовал: «Я Иисус, Которого ты гонишь» .

В трепете и ужасе Савл вопросил: «Господи! что мя хощеши творити? Что повелишь мне делать?» Господь послал его в Дамаск, где Апостол Анания научил его Вере христианской и чрез святое крещение просветил его очи душевные и телесные, потому что Савл после видения был три дня слеп.

Микеланджело. Обращение Павла. 1546-1550 (Википедия)

С этого времени, бывший гонитель христианской Веры сделался самым ревностнейшим проповедником ее. Хотя он был, по его словам, меньший из Апостолов, но, укрепляемый благодатью Божией, больше всех потрудился.

Трудно исчислить все подвиги, страдания и чудеса его. Он обошел Азию и Европу, проповедовал Иудеям и язычникам, царям и подданным, мудрым и невеждам, он основал много церквей и оставил вселенской Церкви четырнадцать Богодухновенных посланий.

Дж.Паннини.Пейзаж «Развалины со сценой проповеди апостола Павла».-1750-1760 гг.Ленинград Эрмитаж

Иоанн Златоуст, великий учитель Церкви, в IV веке говорил, что Павел — величайший из апостолов протоиерей о. А. Мень

Вот почему св. Церковь называет его, равно как и св. Петра, Апостолом первопрестольным и учителем вселенной.

Рембрандт, Беседа апостолов Петра и Павла

Прославляя память святых Апостолов, церковь призывает христиан подражать их твердой, живой вере в Господа, их пламенной любви к Нему, их неослабной ревности о распространении и утверждении между людьми христианской Веры, их постоянной заботливости о вечном спасении ближних и всего рода человеческого.

Литература:
Уроки протоиерея И. Яхонтова, 1864, СПб.
А. Мень, Лекции, проповеди
Википедия

12 июля Православная Церковь молитвенно почитает святых апостолов Петра и Павла – двух удивительных проповедников Евангелия, ставших символами первого века христианской Церкви, двух людей, чьими сочинениями Церковь до сих пор руководствуется в разрешении различных вопросов в области веры и нравственности, двух людей, слишком разных по своему происхождению и характеру, но объединенных единой верой во Христа и любовью к Нему.

Апостолы Петр и Павел. Икона кисти архимандрита Зинона (Теодора)

Святой апостол Петр был родом из небольшой иудейской провинции Галилея и вместе со своим отцом Ионой и братом Андреем зарабатывал на жизнь рыбной ловлей. Именно во время своей обычной работы на берегах солнечного Тивериадского озера он впервые услышал тот призыв, который отозвался в его сердце и, ворвавшись в его жизнь, полностью изменил ее. К нему обратился Христос Спаситель, призывая его вместе с братом на подвиг служения Богу и людям. Отныне он стал апостолом – то есть посланником, провозвестником воли Спасителя и сменил свое родовое имя Симон на Петр, которое означает «скала» и символизирует твердость его веры.

Апостол Петр. Фрагмент иконы. Византия. VI век

С этой поры он неотлучно следует за Спасителем мира, слушает Его наставления, поучения, исполняет Его поручения, вместе с другими учениками Христа отправляясь в города и села, проповедуя о Христе, исцеляя болящих и помогая всем ищущим найти свой путь, свою дорогую к вечной Истине. Ему вместе с Иаковом и Иоанном было дано пережить явление великой славы Божией на горе Фавор, когда лик его Учителя и наставника осиял нетварный Божественный свет, когда Господь показал своим ученикам свою Божественнную славу настолько, насколько они смогли ее воспринять. Святой Петр видел не только славу, но и уничижение своего Господа. Он становиться свидетелем позорного предательского поцелуя Иуды и надругательства над Христом. И в этот скорбный миг он трижды отрекается от Христа, совершая грех предательства. Но Петр, в отличие от предателя Иуды, сумел найти в себе силы покаяться – и воскресший Господь принял его покаяние, как и ныне принимает покаяние каждого, желающего исправить свою жизнь и отвернуться от греха.

После преславного вознесения Господня святой апостол Петр отправляется на проповедь о Христе, несмотря на всевозможные скорби и трудности, которые он претерпевал в миссионерских трудах. Его письма и послания в первенствующей Церкви в первые годы развития христианства обладали непререкаемым авторитетом. Он завершил свою проповедь мученической смертью – во время правления императора Нерона был распят на кресте, причем его последней волей было весьма необычная просьба. Не считая себя достойным умереть так же, как и Его учитель, апостол попросил палачей распять его вниз головой и так завершил свой подвиг, предав душу в руки своего Бога и Учителя.

Апостол Павел. Мозаика. Италия. XII век

Святой апостол Павел родился в богатом и знаменитом городе Тарсе и хоть и происходил из иудейской семьи, но уже при рождении получил права римского гражданства, которое в то время давало обладателю огромные привилегии. Воспитанный в строгости следования ветхозаветному обрядовому закону, он получил блестящее образование в столице Иудеи – Иерусалиме в школе знаменитого мудреца и книжника Гамалиила. Во время земной жизни Христа Спасителя Савл, как тогда звали Павла, был еще очень мал и, конечно, не мог видеть Господа. Воспитанный в духе преданности традициям иудейства, он враждебно отнесся к христианству. Савл одобрил убиение первого мученика за Христа – архидиакона Стефана. Но Господь через чудесное видение призвал бывшего гонителя к проповеди. С момента призвания Савл, в чудесном свете увидевший Христа и услышавший его Божественный голос, становится ревностным проповедником христианства. Он неоднократно предпринимает миссионерские путешествия, возвещая истину о Христе воскресшем, оставляет в наследство Церкви четырнадцать Посланий, в которых содержатся как высокие вероучительные истины, так и ответы на практические вопросы. Свою проповедь апостол Павел закончил мученическим подвигом – он был усечен мечом в Риме во времена правления Нерона.

Апостолы Петр и Павел. Мозаика. Италия. V век

А на следующий день после праздника первоверховных апостолов мы будем вспоминать всех двенадцать учеников Христовых. Для многих людей, живущих в современном, далеком от христианских идеалов мире, может показаться непонятным, почему так много внимания Церковь уделяет прославлению апостолов, почему так значим для каждого живущего в XX веке подвиг нескольких неученых людей рубежа I века, почему мы должны их прославлять и молиться.

Но если мы более внимательно рассмотрим суть их подвига, то осознаем, насколько велик и важен плод, возросший из малого семени такой, казалось бы, слабой, тихой, но могущественной и властной апостольской проповеди. Давайте, дорогие друзья, задумаемся, что стало причиной такого неподражаемого успеха проповеди горстки учеников странствующего палестинского Проповедника? Что заставило содрогающийся в судорогах самовлюбленного эгоистичного умирания античный мир поверить тем, кто проповедовал о распятом и страдавшем Праведнике? Почему римские патриции, блиставшие изяществом и роскошью, и нищие и презираемые всеми рабы, богатые матроны и жестокие легионеры, утонченные греческие философы и полудикие варварские племена, повинуясь власти Слова, принимали учение, до этого казавшееся таким непонятным и абсурдным, и начинали именоваться дотоле неведомым именем – христиане.

Во-первых, тут сыграла роль их бесконечная уверенность в проповедуемых и возвещаемых истинах. Они действительно видели воплощенную Божию Любовь, они вправду стали свидетелями Воскресения из мертвых и не могли не возвещать эту радостную и благую весть, весть об избавлении всех людей через Воскресение Христово от власти греха, проклятия и смерти.

Во-вторых, слова их проповеди никогда не расходились с делами. Они стремились не только в учении, но и в повседневной жизни быть образцом для всех. И античная среда не устояла, созерцая среди разврата, обмана, лжи и ненависти их чистую, нравственную жизнь. Задыхающийся от смрада греха языческий мир искал святости и нашел ее, обрел эту святость в христианстве, видя чистое и безгрешное житие его проповедников.

В-третьих, и этот пункт, наверное, самый главный, святым апостолам в их миссионерских трудах всегда незримо, но действенно сопутствовала благодатная помощь Божия. Господь Иисус Христос, возносящийся на небеса, к пренебесному Престолу Божией славы, оставил Своим ученикам и апостолом обещания пребывать с ними «во все дни до скончания века», то есть всегда, до последнего дня человеческой истории, когда завершится этот век и все вступят в жизнь будущего века. И это неложное Божественное обещание исполнилось на апостолах. Сила их проповеди заключалась не в убедительности риторики, не в софистических философских изысках, а в откровении Божественной силы, в наполняющем их проповедь дыхании Благого Утешителя Святого Духа. Устами Своих апостолов говорил Сам Бог. И сердца людей, сотворенных по образу и подобию Божию, слышали это божественное веяние, которым дышали богодухновенные слова апостольской проповеди, и отзывались на него. Отблеск небесного света, горевший в глазах апостолов, зажигал человеческие души – и многие, оставляя безрассудную привязанность ко греху, стремились к святости, к осуществлению в своей собственной жизни христианских идеалов, пытались исполнять заповеди Божии, приближались ко Христу.

Апостолы Петр и Павел. Донце ритуального сосуда. Стекло, золото. Римская империя. IV век

Если бы не эта благодатная помощь, то не смогли бы несколько необразованных галилейских бедняков завоевать для своего Распятого Учителя весь мир, не смогли бы некогда прятавшиеся от страха перед злобой и завистью иудейской старшины апостолы с таким бесстрашием обличать могущественных вельмож и всесильных правителей, призывать к покаянию грешников, исцелять немощных и дарить здоровье больным, наставлять и утешать свою многочисленную паству. Господь всегда помогал апостолам, и мы надеемся, что Он по Своей великой милости поможет и каждому из нас.

Протоиерей Андрей Николаиди

История праздника в честь святых верховных апостолов Петра и Павла

Апостолы Петр и Павел были очень разными. Неученый Петр и получивший прекрасное образование Павел. Петр был ближайшим учеником Христа, а Павел - гонителем христиан. Петр был женат, а Павел - девственник. Но Церковь почитает их одинаково: «Святии славнии верховнии апостоли Петре и Павле, молите Бога о нас! » Апостолы Петр и Павел скончались мученически в один день - 29 июня по юлианскому календарю. Об этом говорится в Римском (IV в.) и Карфагенском (V в.) календарях, мартирологе (списке мучеников) блаженного Иеронима (IV в.) и сакраментарии (служебнике) папы Римского Григория Великого (VI в.). Апостола Петра распяли на кресте головой вниз, апостолу Павлу отсекли голову. По мнению некоторых церковных историков, апостол Павел скончался ровно через год после апостола Петра. Перенесение мощей святых апостолов произошло в 258 году, также 29 июня.

Праздник в честь верховных апостолов известен уже с первых веков христианства. Около 324 года, во время правления Константина Великого в Риме и Константинополе - двух столицах Римской империи, были построены первые храмы в честь апостолов Петра и Павла. С этого времени праздник стали отмечать еще торжественнее.

Жизнь апостола Петра

Простые галилейские рыбаки Симон и Андрей, услышав призыв Христа: «Идите за мной!», оставляют сети и становятся апостолами, «ловцами человеков». Симон был одним из ближайших учеников Господа. Свидетель многих чудес, задолго до Воскресения он говорит о своем вероисповедании: «Ты - Христос, Сын Бога Живаго» и слышит в ответ:

Ты Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 16-18).

Новыми именами Симона становятся Петр и Кифа - греческое и арамейское слова, обозначающие скалу.

Ближайшие ученики Спасителя - Петр, Иоанн и Иаков - видели его на Фаворской горе, вместе с ним пришли и в Гефсиманский сад и были свидетелями Его ареста. Петр даже отсек ухо одному из стражников. Искренне верующий, бывший свидетелем Божественного Преображения, Петр в ночь страстей Христовых трижды отрекся от своего Учителя, а затем «изшед вон, плакася горце» (Мф. 26, 75). Настолько искренним было его покаяние и горячей вера, что услышал он слова прощения от Господа после Воскресения:

Любиши ли мя?.. Паси овец моих (Ин.21, 15-17).

Именно апостол Петр произнес вдохновенную проповедь после сошествия Святаго Духа в день Пятидесятницы, после чего 3000 человек обратились ко Христу. Через несколько дней вторая его проповедь, после исцеления хромого, обратила к вере Христовой еще 5000 человек. Даже тень его исцеляла болящих (Деян. 5, 15).

Апостол Петр проповедовал в Иудее, странах Малой Азии, Италии. По мнению церковных историков, в Рим он пришел в 67 году. Когда император Нерон начал гонение на христиан, ученики уговорили апостола Петра скрыться. Но, выйдя из Рима, на Аппиевой дороге апостол увидел Христа: «Куда идешь, Господи?» Услышав ответ: «В Рим, чтобы снова распяться», апостол вернулся в город, был арестован и заключен в подземелье Мамертинской тюрьмы. На Ватиканском холме, где находился цирк Нерона, для апостола приготовили крест. Из смирения он просил, чтобы его распяли вниз головой. Здесь же, на холме, священномученик Климент Римский и другие ученики погребли тело апостола. Так исполнились слова Господа:

Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь (Ин. 21, 18).

Над могилой апостола Петра во II веке христиане воздвигли небольшую часовню. На этом же месте император Константин Великий построил большой храм, освященный в 329 году. Мощи апостола Петра находятся в подземелье базилики. Собор находится на территории государства Ватикан, которым управляет Римский папа - глава католической церкви.

Жизнь апостола Павла

До обращения ко Христу Павла звали Савл. Родился он в Тарсе, столице провинции Киликия в Малой Азии. Происходил из колена Вениаминова, как и царь Сеул, в честь которого получил имя. По рождению был он римским гражданином, что давало в те времена огромные привилегии, особенно в провинции. Римское имя Павл (лат. - малый), вероятно, также получил при рождении, но пользоваться им стал только после обращения ко Христу.

Будущий апостол Павел был ревностным фарисеем, учился в Иерусалиме у Гамалиила - самого авторитетного иудейского учителя того времени. Когда побивали камнями первомученика архидиакона Стефана, Савл стерег одежду мучителей. Он настолько ненавидел христиан, что преследовал их везде и всюду. По пути в Дамаск, куда он шел преследовать христиан, Господь чудесным образом призвал его на служение апостольское. Внезапно воссиял очень яркий свет и послышался голос: «Савл, Савл, почему ты гонишь Меня?» Он ослеп и упал на землю. Спутники слышали только голос, но ничего не видели. Они под руки привели Савла в Дамаск, где Анания, один из семидесяти апостолов, научил его вере Христовой и крестил. Зрение вернулось во время погружения в воду.

Савл стал апостолом Павлом. Так же ревностно, как прежде гнал, теперь он проповедовал веру Христову в Аравии, Сирии, Палестине, Антиохии, на острове Кипр и в Афинах. Основал множество поместных церквей, которым направлял свои послания, составившие бо́льшую часть книги Апостол, читаемую за утренней службой в православных храмах.

Апостол Павел, в отличие от Петра, получил прекрасное образование. Он хорошо знал не только ветхозаветное писание, но и был знаком с греко-римской культурой того времени: философией, литературой, религией, владел приемами риторики. Все это позволило ему свободно полемизировать с греческими философами в Афинах. Проповедь апостола Павла была обращена прежде всего к язычникам.

Когда апостол Павел в очередной раз посетил Иерусалим, иудеи обвинили его в том, что он водит язычников в Храм Соломона. Суд синедриона не мог приговорить римского гражданина к смерти, поэтому его отправили в Кесарию, где находился римский прокуратор, управлявший провинцией. Воспользовавшись правом римского гражданина требовать суда самого императора, арестованный Павел в узах под конвоем едет в Рим. Разбирательство длилось еще около двух лет. Даже находясь в заключении, он имел возможность видеться с апостолом Петром и римскими христианами.

По преданию, последние дни перед казнью апостолы провели вместе в подземелье Мамертинской тюрьме. Там они крестили темничных стражей Прокесса и Мартиниана и еще 47 узников. Воды для крещения не было, но случилось чудо: забил источник.

На казнь апостолов повели вместе, они простились на Остийской дороге. Петра распяли на Ватиканском холме, Павла увели за город, на Сальвийские воды. Римского гражданина распинать на кресте не полагалось, поэтому ему отсекли голову мечом. На месте, где упала глава апостола, забили три источника, сохранившиеся и до нашего времени.

Тело апостола Павла погребли на том же месте. Император Константин Великий построил над гробницей церковь. В последующем базилику расширяли и украшали. Храм был разрушен при пожаре 1823 года. В 1854 году вновь был построен огромный собор длиной 120 метров.

Служба верховным апостолам Петру и Павлу

В настоящее время в Православии праздник Петра и Павла относится к числу великих, приравненных к . В этот день заканчивается Петров пост, начавшийся через неделю после праздника . Но если праздник приходится на среду или пятницу, то разрешается пища только с рыбой .

Стихеры для службы Петру и Павлу были написаны в VII–VIII веках константинопольским патриархом Германом , святителем Андреем Критским , преподобными Иоанном Дамаскиным , Козмой Маюмским и другими православными гимнографами.

Часть стихер обращена одновременно к Петру и Павлу:

Да́л еси́ утверже́ние Це́ркви Твое́й, Го́споди, Петро́ву тве́рдость, и Па́влов ра́зум, и све́тлую му́дрость, и обою́ богогла́сие и́стинное, е́ллинскую пре́лесть отгоня́щее. Те́мже та́йно науча́еми от обои́х, пое́м Тя́, Ису́се Всеси́льне, Спа́се душа́м на́шим.

Перевод: «Утверждение Твоей Церкви, Господи, Ты дал твердость Петра и Павла разум и светлую мудрость, и обоих истинную божественную проповедь, отгоняющую обман безбожия. Потому мы, научаемые ими обоими тайнам Божественным, поем Тя, Исусе всесильныи, Спасителю душ наших».

Другие стихеры обращены только к Петру:

Тре́тие вопроше́ние, е́же: Пе́тре, лю́биши ли Мя́? Тре́тияго отверже́ния Христо́с испра́вил е́сть. Те́мже и к Тайнове́дцу Си́мон: Го́споди, вся́ ве́си, вся́ зна́еши, Ты́ ве́си, я́ко люблю́ Тя́. Те́мже к нему́ Спа́с: паси́ о́вцы Моя́, паси́ избра́нныя Моя́, паси́ а́гнцы Моя́, я́же Свое́ю кро́вию снабде́х во спасе́ние. Того́ моли́, Богоблаже́нне апо́столе, дарова́ти на́м ве́лию ми́лость.

Перевод: «Троекратным вопросом: «Петр, любишь ли ты Меня?» троекратное отречение Христос исправил. Потому и Ведающему тайное Симон ответил: «Господи, Ты все ведаешь, все знаешь, Ты знаешь, что я люблю Тебя!» Тогда Спаситель обратился к нему: «Паси овец Моих, паси избранных Моих, паси агнцев Моих, которых Своею кровию приобрел Я во спасение!» Его моли, Богоблаженныи апостоле, даровать нам великую милость».

Есть в службе и такие стихеры, которые обращены к одному Павлу:

Я́же по вся́ гра́ды у́зы и ско́рби твоя́, кто́ ска́жет, сла́вныи апо́столе Па́вле? Труды́, боле́зни и бде́ния, я́же во а́лчи и в жа́жди злостра́стия. Я́же в зиме́ и наготе́, ко́шницу и жезлы́ бие́ния. Ка́менное мета́ние и презре́ние. Глубины́ истопле́ния. Позо́р бы́сть А́нгелом и челове́ком. Вся́ у́бо претерпе́л еси́, о укрепля́ющем тя́ Христе́, да ми́р приобря́щеши, о Христе́ Ису́се, Го́споде свое́м. Те́мже мо́лим тя́, творя́щии па́мять твою́ ве́рно, непреста́нно моли́, спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: «Во всех городах узах и скорби твои кто перечислит, славный апостол Павел? Труды, борения, бдения, страдания голода и жажды, холода и наготы, корзину и удары палками, побивание камнями и презрение людей, глубину, в которой тонул при кораблекрушении. Зрелище ты стал для Ангелов и людей. Все ты претерпел за укрепляющего тебя Христа, чтобы весь мир приобрести, во Христе Исусе, Господе твоем. Потому мы просим тебя совершая память твою с верою: Непрестанно моли о спасении душ наших».

Величание святым апостолам:

Величаем вас апостоли Христовы Петре и Павле. Иже весь мiр ученьми своими просветивших, и вся концы ко Христу приведших.

За вечерней службой накануне праздника читаются паремии - отрывки из соборного послания апостола Петра. Поскольку читаются тексты новозаветной книги, молящиеся слушают их стоя (обычно на паремиях можно сидеть). На утрени читаются два канона, написанные преподобным Иоанном Дамаскиным (VIII век). Один канон обращен к апостолу Петру, другой - к Павлу.

————————
Библиотека Русской веры

Народные традиции праздника Петра и Павла

День святых апостолов Петра и Павла в народе считается праздником рыбаков, так как апостол Петр повсюду был известен как покровитель рыбного промысла, а среди приречных и приозерных жителей носил даже название «рыболова». Петровым днем заканчивалась весенняя и начиналась летняя рыболовная пора: в этот день завершались расчеты по весеннему лову и заключались новые сделки на лето. Рыбаки молились апостолу Петру, служили молебны, а в некоторых местах установили даже обычай ежегодно, в день 29 июня, собирать «Петру-рыболову на мирскую свечу», которая и ставилась в храме перед его образом. У прочего же населения день св. апостолов не считался первостепенным и не связывался с какими-либо особыми религиозными обрядами.

В круговороте земледельческих работ Петров день считался началом покоса трав, хотя почти не связывался с какими-нибудь особыми приметами. Говорили только, что «с Петрова дня зарница хлеб зарит» и что «если просо в Петров день в ложку, то будет его и на ложку». «Ключарь-апостол», которому, по стародавнему преданию, передан Господом ключ от Царства Небесного, считался одним из самых надежных - после «Николы-Милосливого» - покровителей засеянных хлебом полей.

Деревенская молодежь еще с вечера накануне праздника уходила в поле и здесь, вдали от родительского надзора, проводила всю ночь, «карауля солнышко»: по народному понятию солнце в день Петра и Павла, как и в день Светлого Христова Воскресенья, играет какими-то особенными цветами, которые переливаются и искрятся как радуга. В некоторых местностях сходились в Петров день на три ключа-родника, умывались «петровой водицею» и угощались при этом хмельными напитками. Устраивали Петровские хороводы, «гулянки-Петровки», в некоторых селах девушки ходили в лес «крестить кукушку».

В крестьянской среде Петровский пост соблюдали во всей строгости церковного устава, а дни «заговин» и «разговин» считались праздничными. Например, в Вологодской губернии существовал даже обычай общих разговин всем миром. Каждая семья заблаговременно готовилась к Петрову дню: пекли, жарили и варили, так как все имели в виду прием гостей и родственников, которые в Петров день приезжали даже из дальних деревень. Если же праздник попадал на среду или пятницу, то в народе говорилось, что «мясоед с постом побратался».

Святые апостолы Петр и Павел. Иконы

Иконографическая традиция изображения святых апостолов Петра и Павла пришла на Русь из Византии.

В Русском государстве она творчески перерабатывалась. Это привело к тому, что апостолы Петр и Павел на русских иконах (в отличие от большинства других апостолов) легко узнаваемы: в мозаиках Киевской Софии и на ранних новгородских иконах, в деисусном чине из Высоцкого монастыря, у преподобного Андрея Рублева, даже на миниатюре Хлудовской Псалтыри. Ярко выраженные портретные черты апостолов Петра и Павла прослеживаются уже в раннехристианской иконографии: в росписи римских катакомб III - начала IV вв. можно узнать апостола Петра с короткими седыми волосами и небольшой бородой и Павла с его характерной иудейской внешностью, высоким лбом и длинной темной бородой.



Лики апостолов Петра и Павла. Базилика Космы и Дамиана (Санти-Косма-э-Дамиано). Первая треть VI в.

Типичным для домонгольского периода является изображение святых апостолов Петра и Павла в полный рост, стоящих рядом. Именно так они изображены на древнейшей (XI в.) из дошедших до нас икон - из Софийского собора в Новгороде. Возможно, эту икону привез из Корсуни в Киев сам равноапостольный великий князь Владимир, а позднее она попала в Новгород. В настоящее время исследователи датируют ее серединой XI в. - возможно, это список более ранней Киевской иконы, переданный в Новгород. Икона почиталась как чудотворная, поэтому в XVI в. Иоанн IV вместе с другими чтимыми святынями вывез ее из Новгорода в Москву.

Позднее икону вернули в Новгород, и она находилась в Софийском соборе до середины XX в. Во время Великой Отечественной войны икона была вывезена немецкими оккупантами в Германию, но в начале 1950-х гг. ее вернули в Новгород. После реставрации, уже в XXI в., она вновь поступила в Новгородский музей-заповедник. В иконографии этой самой ранней нашей иконы апостолов присутствуют детали, ставшие каноническими для последующих времен. Это не только характерная внешность апостолов. Апостол Павел держит закрытую книгу в драгоценном окладе, у Петра - свернутый свиток - символ его апостольских писаний, длинный золотой посох (Ин. 21:15-17) и золотые ключи (Мф. 16:19). Между апостолами, чуть выше, словно в отдалении - оплечное изображение благословляющего Спасителя с Евангелием в левой руке.

Другая известная икона, парно изображающая первоверховных апостолов, происходит из церкви апостолов Петра и Павла в Белозерске, относится к концу XII - началу XIII вв. и находится в Государственном Русском музее. Она отличается от новгородской строгой лаконичностью: апостолы изображены рядом и обращены к зрителю, они вполне узнаваемы по портретному сходству с каноническими образцами, но руки их сложены почти в одинаковом благословляющем жесте, почти одинаково и расположение их писаний - книги у апостола Павла и свитка у Петра. Ни посоха, ни ключей у Петра нет. Этот иконографический тип также получил на Руси распространение: примером может служить икона XV в. из Петрозаводского музея изобразительных искусств.


Изображение предельно упрощено; у апостолов в руках лишь их писания, причем Павел держит книгу обеими руками, а у Петра придерживающая свиток десница сложена для благословения. Портретное сходство заметно, но у апостола Павла борода не вполне темная. Примеров дальнейшего развития первого - «новгородского» иконографического типа парного изображения первоверховных апостолов немало. На иконе начала XVII в. из села Слудка (Пермская картинная галерея) портретное сходство неоспоримо, хотя у апостола Петра нет подчеркнутой седины в волосах, а у Павла борода не столь темная и длинная, как на ранних иконах. Они предстоят в молитве пред Спасителем, восседающим на Престоле на облацех в окружении Небесных сил бесплотных. Десницы апостолов изображены не в благословляющем жесте, а молитвенно простертыми ко Христу. На раскрытую ладонь Петра надета тонкая цепочка с изящным золотым ключом. Но большую часть сохранившихся изображений первоверховных апостолов составляют иконы деисусного чина. Они, в зависимости от принятой схемы, могут быть и поясными, как, например, находящийся в Государственной Третьяковской галерее знаменитый «Высоцкий» чин (из Высоцкого монастыря в Серпухове), и ростовыми. Замечательным примером поясного изображения может служить икона апостола Павла из Звенигородского чина, написанная преподобным Андреем Рублевым (ГТГ). До нашего времени дошли всего три иконы из деисусного чина, написанные преподобным Андреем, по-видимому, для московского Воскресенского «на Высоком» монастыря.

В Новгородском музее-заповеднике хранятся иконы начала XVI в. из деисусного чина Михаило-Архангельской церкви села Подчевары Кирилловского уезда Новгородской губернии (чин был вывезен к выставке XV Археологического съезда в Новгороде в 1911 г. и поступил в НГОМЗ из Новгородского епархиального древлехранилища).

Иконография апостолов Петра и Павла напоминает иконы деисусного чина Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря и Рождественского собора Ферапонтова монастыря. Хочется обратить внимание на интересные детали: на перекинутой через ладонь цепочке у апостола Петра висит лишь связка ключей, но согнутая в локте рука, видимо, поддерживала свиток с писаниями апостола (изображение свитка не сохранилось). У апостола Павла - книга, которую он поддерживает левой рукой, а пальцами правой готовится перелистать.



Апостолы Петр и Павел. Из деисусного чина. Ок. 1497 г. Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Кириллов

Иконы деисусного чина главного иконостаса Софийского собора Великого Новгорода, написанные иконописцами Андреем Лаврентьевым и Иваном Дермой Ярцевым, датируются 1509 г. (об этом имеется запись в Новгородской четвертой летописи: «В лето 7017. Повелением господина Преосвященного архиепископа Серапиона дописан бысть Деосус в Софеи святой сысполна, а мастеры писали Ондрей Лаврентьев да Дерма Ярцев сын» (ПСРЛ, т.4,ч. 1, с. 461). В 1537 г. иконы были украшены серебряными окладами с басмой, золочением и эмалью. Иконы деисусного чина из церкви св. Димитрия в Поле (Псковский музей) совмещены с праздничным чином: апостола Петра со Сретением Господним, а Петра - с Вознесением. Апостол Петр жестом правой руки словно указывает на свиток со своими писаниями, а Павел держит книгу обеими руками и словно подает ее зрителю для прочтения.

На иконах середины XVI в. из деисусного чина Спасо-Преображенского собора Спасского монастыря в Ярославле (они находятся в Ярославском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике) портретным сходством наделен только апостол Павел, причем иудейские черты лица у него минимизированы - это, скорее, монгольский тип лица. Апостол же Петр изображен довольно молодым и рыжеволосым; определить его можно, пожалуй, лишь по ключу, свисающему на красном шнурке с левой руки, которой он плотно держит свиток.

Достаточно редко встречаются изображения апостолов Петра и Павла на царских вратах; иконографически это все те же деисусные иконы - как, например, на царских вратах монастыря святого Павла на Афоне. Большой интерес представляют житийные иконы апостолов Петра и Павла. На новгородской иконе апостолов Петра и Павла с житием (XVI в.) обращают на себя внимание некоторые нетипичные детали. Апостол Петр облачен в гиматий золотистого цвета, а свиток в его левой руке веерообразно раскрыт (правая рука сложена в именословном благословении). Апостол Павел держит двумя руками книгу практически горизонтально; читать ее в таком положении затруднительно. В житийных клеймах приведены сцены из жития святых апостолов, в том числе и их мученическая кончина: распятие апостола Петра на кресте стремглав, т. е. вниз головой, и усекновение главы апостола Павла мечом.

Таким образом, в древнерусских памятниках иконографии первоверховных апостолов Петра и Павла мы видим не только следование канону, но многообразие его трактовок, которое прослеживается уже в самых ранних изображениях.

Святые апостолы Петр и Павел. Картины

Известные живописцы, такие как Эль Греко (1541–1614 гг.), В.Л Боровиковский (1757–1825 гг.), Н.Н. Ге (1831–1894 гг.) и другие в своих произведениях изображали апостолов Петра и Павла.

Святые апостолы Петр и Павел. Скульптуры

Петропавловские храмы и монастыри

Издавна на Руси строились храмы во имя верховных апостолов Петра и Павла . Пожалуй, самый древний сохранился в Смоленске. Его строила в 1140-1150 годах княжеская артель. Освящал Симеон, первый смоленский епископ. Впоследствии несколько раз храм перестраивался, первоначальный вид восстановил П.Д. Барановский. Церковь, построенная из кирпича, представляет собой образец крестово-купольного одноглавого древнерусского храма. Смоленские мастера продолжили традиции Киевской Руси и Византии. Храм этот похож на владимиро-суздальские и раннемосковские, но некоторые декоративные элементы напоминают образцы новгородской и псковской архитектуры.

Несколько древних церквей в честь апостолов Петра и Павла сохранились в Великом Новгороде. В конце XII века была построена церковь Петра и Павла на Синичьей горе . Ее строительство велось в 1185-1192 годах. Возможно, храм был построен на месте более древнего. При нем были женский монастырь и кладбище. Место это находилось за городом. На монастырь в 1611 году напали шведы. В 1764 году обитель упразднили. С 1925 года и по настоящее время храм недействующий, находится в аварийном состоянии. В 1992 году внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Еще одна церковь - храм святых апостолов Петра и Павла в Кожевниках, 1406 года постройки. Это одноглавый четырехстолпный новгородский храм на улице Бредова-Звериной, у южной части бывшего Зверина Покровского монастыря.

Храм Петра и Павла на Славне построен в 1367 году, рядом со старообрядческой церковью во имя пророка Илии (ул. Знаменская). Сейчас церковь заброшена.

В Брянске князь Олег в 1275 году основал Петропавловский монастырь , в котором и сам постригся, оставив княжение. При Екатерине II обитель лишили всех угодий и она пришла в упадок. Упразднена в 1830 году. Позднее монастырь восстановили как женский общежительный. До настоящего времени сохранились несколько жилых зданий и собор Введения Богородицы, построенный в начале XVIII века на месте старинной деревянной церкви.

На берегу Онежского озера в поселке Повенец в 1600 году был построен собор во имя первоверховных Апостолов Петра и Павла. Упразднен около 1945 года.

В г. Пскове существует храм Петра и Павла с Буя. Первоначально на месте существующей церкви в 1373 году стоял храм, здание было восстановлено в 1540 году в месте схождения основных улиц города. Храм поставлен на месте древнейшего городского кладбища - Буя, у крепостной стены среднего города. В 1810 году были разобраны два ветхих придела и звонница, к западному притвору достроено крыльцо.


Старообрядческие Петропавловские храмы

Традиция строить и освящать храмы во имя апостолов Петра и Павла сохранилась и в старообрядчестве. Сегодня престольный праздник в общинах Русской Православной старообрядческой Церкви в г. Якутске Вольске

Название Петропавловска носит и несколько городов. Один из них, основанный 12 июля 1752 года как военная крепость, находится теперь в Казахстане. Здесь сходились торговые пути из России и Средней Азии. В конце XVIII лека в Петропавловской крепости принес присягу на верность русскому правительству султан Средней Киргизской Орды Вали. В 1896 году рядом с городом была построена станция Петропавловск транссибирской железнодорожной магистрали. В 1920 году образована Киргизская республика, впоследствии Казахская АССР, к которой отнесли и Петропавловск. Стоит заметить, что этот город в советские годы не переименовывали.

Петропавловском называется и один из самых первых русских городов на Дальнем Востоке. Острог основали казаки в 1697 году. В 1740 году сюда прибыла экспедиция Беринга, корабли которой назывались «Святой апостол Пётр» и «Святой апостол Павел». На месте острога заложили поселение, которое является теперь столицей Камчатки - город Петропавловск-Камчатский.