Сен мало на карте. Сен мало. Районы. Где лучше жить

August 7th, 2013

Под аббревиатурой «С.-М.» наверняка скрывается город Сен-Мало. Это был главный французский порт эпохи. Там обитали богатейшие судовладельцы-арматоры, отважные капитаны и свирепые корсары, наводившие страх на английских купцов... (Б.Акунин «Сокол и Ласточка» )

Сен-Мало (Saint Malo) нам повезло увидеть разным: и дождливым, и солнечным. В дождь он был угрюм и холоден, как неприступная крепость, на солнце он «играл» иначе, кажется, что каменные стены города становились из серых чуть желтее, солнечнее.)) Интра-Мурос — город внутри крепостных стен — самая интересная часть программы. Если бы можно было бы говорить о стиле города, как о стиле одежды, то Сен-Мало морской и пиратский. Ведь не зря второе имя Сен-Мало - «город корсаров».Пиратское прошлое создает особенную атмосферу и даже интригу. Об этом Вам, конечно, же лучше всего рассказал бы Борис Акунин, тот, что пишет детективы. У него здесь дом, а в прессе его называют «самым знаменитым российским писателем Бретани».)))Из интервью Акунина: « В здешнем воздухе есть нечто творческое. Ветер, дождь.. .» (с) И уж, конечно, его пиратский роман «Сокол и Ласточка» во многом навеян пребыванием в Сен-Мало. Насчет ветра и дождя, все, как говорил Акунин.)) Не знаю, что можно найти творческого в затянутом тучами небе и мелком дожде, но каждому свое.)))


Сен-Мало возник в середине XII века на месте поселения монахов. Своим названием город обязан английскому монаху Мало, проповедовавшему здесь христианство еще в VI веке. Прежде чем обосноваться здесь, этот монах семь лет путешествовал по северным землям в поисках рая. И, по-видимому, нашел.))

В Сен-Мало самые большие приливы и отливы Европы. Французы, кстати, были первыми в мире, кто додумался использовать энергию приливов и отливов для получения электричества. В Сен-Мало есть такая электростанция Ране (Barrage de la Ranee), открытая в 1966 году в присутствии президента де Голля.

Приливы здесь, действительно, ой-ой-ой, какие. Когда мы приехали, вода отступала метров на 20 от набережной, через часа 3 или 4, волны уже были у самого берега, так что мы засыпали под шум волн, как под музыку релаксации.

Сен-Мало всегда был автономной территорией, эдакой ничьей землей. В 1490-1493 годах он даже официально провозгласил полную независимость, не подчиняясь ни Англии, ни Франции. Жители города даже избрали своим девизом фразу- "Я не француз, я не бретонец, я малуанец " (« Ni Français, ni Breton, Malouin suis »), который подчеркивает независимость города.

И везде вы встретите флаг города, который представляет собой ещё несколько ссылок на историю Сен-Мало: красный фон - привет от пиратов, ибо те использовали при нападении красные флаги. Горностай с золотым ошенйником намекает на принадлежность города к герцогству Бретань. Ну а серебряный крест на синем фоне «выдал» всем военным портам Людовик XIV.

Пиратская тема в городе пиратов чуть ли не основная...

Не говорю уже про многочисленные пиратские сувениры, которыми кишат сувенирные лавки...

А также пиратские конфеты, макароны и т.п. Вот такой вот шоколадный Капитан Крюк))))

Тут даже бомжи и попрошайки соответствующие... в образе.)))

Ну, и, конечно, как в любом приморском городке, внегласный дресс-код именно такой....

Полоски самых разных размеров и цветов, на любой вкус.)))

Корсарские привычки и страсть к покорению морей сыграли свою роль: именно в Сен-Мало родился и умер Жак Картье, открывший Канаду в 1534 году и составивший карту залива и устья реки Святого Лаврентия. И отплывал он отсюда же, в крепости Сен-Мало на Голландском бастионе находится его статуя, а в на полу Кафедрального собора памятная плита и могильная плита Жака Картье.

Город в целом делится на три части: Интра-Мурос (Intra-Muros) — город внутри крепостных стен, Сен-Серван (St-Servan)— квартал на материковой части, и Ротнёф (Rotheneuf)— восточное предместье.

Старый город стоит на острове, во время приливов морская вода подступает к самым стенам, а в отлив оголяет маленькие острова вблизи берега, так что до них легко можно добраться по твердому песку.

От железнодорожного вокзала в Старый город, обозначенный на картах и указателях как Intra-Muros, можно пройти по av. Louis Martin, которая перейдет в Esplanade St-Vincent.

В Старый город ведут пара ворот Гран-Порт (Grande Porte) и Porte St-Vincent (Ворота Сен-Венсан), в двух минутах хотьбы друг от друга.

Самые старые в городе. Были частью средневековой стены и добраться до них можно было только на лодке.

Защищены двумя круглыми башнями, которые были возведены в конце XVI Века. До 1793 года их венчали колокольни, а у их подножия кипел оживленный рынок - именно возле этих башен парковались все торговые судна. Над воротами, лицом к городу, возвышалась копия статуи Девы Марии (XV век). Именно от Больших ворот открывается красивая перспектива на Grand rue и колокольню собора Сен-Венсан.

Porte St-Vincent (Ворота Сен-Венсан) - главный вход в Старый город.

Двойные ворота, украшенные снаружи изображениями бретонского оружия и девизами «Potius mori quam foedari» («лучше смерть, чем оковы») и «Semper Fidelis» («Всегда верен»). На гербе изображена решётка, знаменующая способность обороны города, и горностай - аллегорическое животное герцогов Бретани, символ чистоты и верности. Эти ворота были подняты в 1708-10 году при Людовике XIV, о чем напоминает надпись в нижней части лестницы.

Кстати, знакомство со Старым городом можно начать отсюда, воспользовавшись туристическим паровозиком .

Недалеко от ворот (практически напротив) находится туристический офис города (Office de Tourisme de Saint-Malo): Esplanade Saint-Vincent.

За воротами перед вами предстанет средневековый город-крепость с узкими улочками и невысокими домами. И врядли кто-то догадается, если не знает, что во время Второй мировой войны, в 1944 году, почти весь город был уничтожен в результате бомбардировок. Помимо крепости сохранились еще и некоторые другие старинные постройки: это арка Реколетт и дом №5 на улице Пелико. При помощи энтузиазма и стараний местных жителей город был восстановлен с максимальной исторической точностью.

Отреставрирован был и собор Сен-Винсент на pl.des Freres Lammenais, постройка которого началась еще в XII веке, своды которого считаются самыми древними из сохранившихся в Бретани.

Памятная плита на полу почти у самого входа сообщает о дате прибытия Жака Картье в Канаду.

Здесь же и могильная плита великого путешественника....

Внимание в соборе также привлекают витражи, выполненные Жаном Лемоалем.

Обратите внимание на современный бронзовый алтарь, в декоре которого явно заметно влияние кельтской культуры.

Установленный в 1980 году орган "Кениг" собирает летом любителей классической музыки.

Правее собора высится Дворец Юстиции и памятник, погибшим в Первую мировую ...

Помимо этого памятника архитектуры интерес вызывает и дом герцогини Анны Бретонской. Эта женщина многое сделала для города и всю свою жизнь боролась за его независимость.

Еще один интересный исторический объект города - замок Шато-Гайяр (Chateau Gaillard) . Он был построен в XV-XVII веках. Сегодня в этом замке располагаются исторический музей (Musee de la Ville) и городская мэрия. Если вы вошли в город через Ворота Сен-Венсан, то вам правее.

Интересным будет прогулка по крепостным стенам и бастионам. От Grande Porte (Большие ворота) можно проследовать налево и начать обход всех бастионов.

Первый из них — бастион Сен- Луи (Le Bastion Saint Louis ) с памятником. Этот бастион в честь короля Людовика XIV называют «домом гильотины», т.к. во время Французской революции она здесь располагалась.

Le Bastion Saint Philippe (Бастион Сен-Филипп) назван в честь Филиппа II Орлеанского. Он граничит с домами, которые в XVIII веке были известны как группа отелей «Калифорния». С него можно полюбоваться видами на порт с множествои лодок и кораблей, маяк с пирсом и соседний городок - Динар.

С Голландского бастиона (Le Bastion de la Hollande) открывается прекрасный вид на залив и устье реки Ранс до мыса Frehel, на форт острова Ile Harbour перед Динаром. Бастион украшен пушками XVIII века и статуей Жака Картье.

На одном из следующих бастионов крепости установлен памятник корсару Роберу Сюркуфу - своим пальцем он указывает на Англию. Если Сюркуф и не почетный гражданин города, то уж точно самый известный. О лихих корсарских набегах молодого дворянина сложено немало легенд. Сюркуф стал одним из первых кавалеров ордена Почетного легиона.

Кстати, напротив входа в Старый Город (напротив ворот Сен-Венсан) стоит пиратское судно, такле же, как было у этого "героя своего времени".))) Сейчас почувствовать себя настоящим пиратом можно любому желающему....

Или отчаянной пираткой)))

Отдельная «песня» - маленькие острова близ Сен-Мало. Почти на каждом из них можно обнаружить форты.

Один из них, Фор Насьональ (Fort National ), был построен в 1685 году Вобаном. Раньше в форте находилась тюрьма. В Средние века Форт был ориентиром для судов. В 1689 году Людовик XIV приказал укрепить город, чем занялись архитектор Вобан, разработавший планы, и инженер Симон Гаранжо (Garangeau), воплотивший их в жизнь. Во время Французской революции форт переименовали в Республиканский, а Наполеон приказал дать ему имя «Императорский». Времена Реставрации оставили свой след в названии - «Королевский», затем он опять стал «Императорским» с 1852 года. В 1870м он, наконец, обрёл нынешнее имя. С 1906 года является историческим памятником.

Во время отлива сюда можно добраться по песку...

На острове Гран-Бе (lie du Grand-Be) находится могила французского писателя-романетика Франсуа Рене де Шатобриана (кстати, здесь он и родился в 1768 году, и около Казино Barriere стоит ему памятник....

(похоже, семейство Barriere, владельцы дорогих отелей и казино, «оккупировали» все Атлантическое побережье Франции... и в Довиле в Нормандии, и в Биаррице на французской стороне Берега Басков значится их присутствие))) ) , стоит его памятник...недалеко от Ворот Сен-Венсан).

Любопытно прогуляться н а северо-восток от Старого города по перешейку Сийон (Le Sillon). Берег перешейка, обращенный к морю, Grande Plage, оборудован деревянными волнорезами.

Вдоль берега множество вилл и отелей. Один из них, в котором мы жили...

Променад по набережной, протяженностью несколько км, отличный! Плюс именно здесь во всей красе вам откроется масштабность приливов и отливов.)))) Так что не случайно Сен-Мало называют еще бальнеологическим курортом. Водные процедуры здесь можно проводить в группе единомышленников в гидрокостюмах...))) Вот такие «группы товарищей» ходят по дну вдоль берега Большого Пляжа...

Остальные предпочитают прогулки по песку...

Или строительство песочных замков)))

Опять же, каждому свое.))))

Для любителей морских аквариумов, сообщаю, что в Сен-Мало есть Большой Аквариум (Le Grande Aquarium) http://www.aquarium-st-malo.com/

Он, правда, находится далеко от центра, на пересечении дорог из города, в сторону г. Динан или Мон-Сен-Мишель. Доехать можно на автобусе до остановки Aquarium (например, на автобусе до Динана, остановка около туристического офиса Esplanade Saint-Vincent).Здесь же есть большой коммерческий центр, что-то вроде нашего МЕГА Молла.

Он известен самыми мощными в мире приливами и отливами, кварталами старого города, окруженными стеной, и, конечно же, пляжами.

Второе имя Сен-Мало, «Город корсаров», возникшее в Средние века, ныне нещадно эксплуатируется местными предпринимателями. Здесь можно по последней моде постричься в «Корсарской парикмахерской», поесть «Корсарских блинчиков» и даже купить средство от насморка в «Корсарской аптеке».

Телефонный код

8-10-33-2-номер телефона

Как добраться

Поиск авиабилетов в город Париж (ближайший а/п к Сен-Мало)

История и особенности

Сен-Мало был основан в 6 веке монахами из Уэльса, в качестве города же он сформировался лишь к середине 12 века. Вся его жизнь напрямую связана с морем: множество именитых путешественников и землепроходцев являются здешними уроженцами. Географическое положение города таково, что он мог позволить себе дистанцироваться от всех и даже в 16 веке объявить себя независимой республикой.

Сен-Мало сильно пострадал во время высадки союзников на материковую часть Европы во время Второй Мировой войны, но стараниями горожан полностью восстановлен практически в таком же виде, в каком существовал в 18 веке. При том, что население города лишь немногим превышает 50 тыс. человек, в теплое время года здесь бывает одновременно до 200 тыс. гостей, настолько высока популярность Сен-Мало у туристов. Всего же за год здесь бывает около 2,5 млн путешественников.

Погода в Сен-Мало

Пляжи Сен-Мало

Пляжи в Сен-Мало песчаные, довольно свободные. Инфраструктура их развита настолько, насколько это требуется для комфортного отдыха: павильоны с напитками и мороженым, прокат спортивного снаряжения, зонтики и лежаки к услугам отдыхающих. Для удобства купающихся на пляжах устроены длинные деревянные пирсы и сооружения для защиты от мощных волн Атлантики.

Предыдущая фотография 1/ 1 Следующая фотография



Талассотерапия в Сен-Мало

Климат и природные богатства здешних мест позволяют Сен-Мало поддерживать статус популярного оздоровительного курорта. Совсем рядом со старой частью города в элегантном особняке 19 века разместился широко известный центр талассотерапии Les Thermes Marins de Saint-Malo (площадью 5000 кв. м). Оздоровительные и косметологические процедуры, которые предлагаются здесь в составе различных программ, благотворно сказываются на жизненных силах организма и позволяют быстро оправиться от стрессов и утомления, которыми характерна современная жизнь, избавиться от лишнего веса.

Современно оборудованный тренажерный зал, шесть бассейнов с морской водой, восемьдесят кабинетов для индивидуальных процедур салон красоты и парикмахерская готовы к приему гостей круглый год. Оздоровительные программы здесь основаны на применении морской воды и водорослей. Центр существует с 1963 года и славится уникальными результатами и высокопрофессиональным персоналом.

Город делится на три части: Интра-Мурос - город внутри крепостных стен, Сен-Серван - квартал на материковой части, и Ротнёф - восточное предместье.

Отели Сен-Мало

Если позволить себе разместиться на время пребывания в городе в Grand Hotel des Thermes, впечатления от отдыха будут незабываемыми. Отель, без преувеличения сказать, роскошен. Построен он был в 1867 году, и сразу же стал популярным среди русской элиты. Полностью соответствуя стилю бель эпок, отель встречает своих гостей интерьерами, декорированными мрамором, светлым деревом, металлом. Каждое из помещений отеля дышит роскошью и утонченной элегантностью, а от видов из окон номеров, ресторанов и залов захватывает дух.

Есть в городе и более скромные отели, уровень их разнообразен, от 2* до 4*, так что каждый найдет здесь размещение на свой вкус и кошелек.

Развлечения и достопримечательности Сен-Мало

Город делится на три части: Интра-Мурос - город внутри крепостных стен, Сен-Серван - квартал на материковой части, и Ротнёф - восточное предместье. Старый город стоит на острове, во время приливов морская вода подступает к самым стенам. Пройдя по его крепостным стенам, можно получить полное представление о старом городе. Панорама Сен-Мало очень интересна, а ландшафт местности дает возможность увидеть структуру улиц - узких, кривоватых, мощеных камнем. Кроме того, эта прогулка может иметь и чисто утилитарное значение: хорошо просматриваются окрестности, поэтому можно наметить цели для посещения, к примеру, городок Динар , Фор-Насьональ и остров Гран-Бе.

В стене у западной башни находится аквариум. Около ста его емкостей находятся прямо в стене и дают возможность полюбоваться обитателями прибрежных вод Атлантики. Смысловым центром старого города является Шато-Гайяр (Chateau Gaillard), замок построенный здесь в 16-17 веках. Нынче в нем размещен музей с нетривиальной композицией, рассказывающей об истории города и его знаменитых жителях. Здесь же располагается галерея восковых фигур, интересная для любителей этого жанра, но ни чем не выдающаяся.

Практически все здания внутри городских стен восстановлены после Второй мировой войны (самые красивые - на улице Динан). Чудом сохранилось и несколько деревянных построек, переживших не только пожар 1661 года, но и бомбардировки 1944. Это арка Реколе на улице Вье-Рампар и дом № 5 на улице Пелико.

Совсем рядом с берегом стоит Башня Солидор (Tour Solidor), в прошлом - мощное оборонительное сооружение, а теперь - один из символов города. В ней можно ознакомиться с экспонатами музея мореплавания. Если обобщить, то можно сказать, что островная часть Сен-Мало представляет собой типичный средневековый город, в котором улицы узки и вымощены камнем, дома суровы и стоят настолько близко друг к другу, что не во все окна попадают лучи солнца. Приятным диссонансом являются симпатичные магазинчики, всяческие галереи и гостеприимные кафе, которые во множестве разместились в наши дни в первых этажах этих старых строений.

Квартал Сен-Серван издавна, еще с римских времен, был заселен горожанами. И сейчас здесь находится основная часть жилых кварталов. Как часть современной инфраструктуры этого города, интересна электростанция Ране, использующая энергию приливов и отливов. Открыта она была в 1966 году в присутствии Шарля де Голля.

Кстати говоря, французы очень гордятся тем, что они первыми в мире заговорили об использовании этого вида энергии.

Не менее интересен кафедральный собор Сен-Венсан, своды которого считаются самыми древними из сохранившихся в Бретани. Пригород Ротнёф не лишен индивидуальности, но достопримечательностями не богат.

В Сен-Мало можно заниматься гольфом, верховой ездой, парусным спортом, сходить на дискотеку или поиграть в казино.

Для любого туриста город Сен-Мало (Франция) — удивительное место, сохранившее до наших дней исторические и культурные памятники. Даже за несколько дней пребывания у путешественников возникает желание остаться здесь навсегда.

Порт овеян славой корсаров, а целебный климат, сухое вино, ласковое море располагают к неспешному отдыху. Город всегда находился на особом счету среди курортов.

Как добраться из столицы Франции в Сен-Мало, рассказывает путеводитель. Прямой поезд из Парижа доставит туристов к месту назначения за 3 часа. Климат в знаменитом порту целебный. Город славится красивыми пейзажами, чистым воздухом, насыщенным ионами морской соли, обилием солнца. На погоду в Сен-Мало оказывает влияние близость моря. Средняя температура воздуха в июле +22°С. Купальный сезон равен 160 дням. Оптимальная температура для купания — +22…+23°С. Оздоравливающее действие на организм человека оказывает морской бриз.

Жемчужина Франции — кафедральный собор Сен-Венсан

Кафедральный собор Сен-Венсан

Храм является своеобразной эмблемой древнего города. Туристы совершают сюда паломнические путешествия. Собор смотрится эффектно, его история интересует каждого, кто хоть раз посетил святыню.

Храм назван именем мученика Викентия. На втором этаже постройки находится склеп. Лестница выводит посетителей на террасу, расположенную недалеко от алтаря, откуда открывается прекрасный вид на город. Собор украшен витражами.
Наиболее интересные экспонаты — современные картины, принадлежащие кисти художника Раймона Корона. Внимание туристов привлекают захоронения французских мореплавателей, расположенные в западной части храма.

Мнение эксперта

Князева Виктория

Гид по Парижу и Франции

Задать вопрос эксперту

Собор в Сен-Мало (Франция) вызывает восхищение современников изысканностью отделки, простотой и изяществом архитектуры. Ежегодно более 200 000 гостей со всего земного шара любуются творением талантливых мастеров прошлого.

Достопримечательности порта в Бретани на северо-западе Франции не ограничиваются храмом Сен-Венсан. Одна из обязательных экскурсий — в уникальный Аквариум Интра-Мурос .

В городе можно ознакомиться с памятником герою Франции Роберу Сюркуфу , повторившему блистательную карьеру мореплавателя Френсиса Дрейка. Центральные улицы заполнены зданиями, имеющими мансарды и мощные дымоходы. Просто и красиво выглядят фасады домов, расположенных вдоль крепостной стены. Туристов восхищает своей масштабностью цитадель, имеющая площадь 25,5 га.

По следам французского писателя

Остров Гранд-Бе представляет исключительный интерес для знатоков и ценителей туризма. Во время прилива вода устремляется к участку суши и затапливает насыпную дорогу. Завораживает путешественников могила писателя Франсуа Рене де Шатобриана. Еще при жизни он завещал похоронить себя в Сен-Мало, на фото в путеводителе видно, что на надгробии нет никакой надписи. Именно на острове Гранд-Бе писатель ощутил полное единение с природой, осознал себя частью огромного мира. Туристов поражает суровая красота надгробия, они наслаждаются безмолвной тишиной острова. Чтобы добраться до захоронения, необходимо иметь с собой памятку о времени начала прилива, т. к. дорога к соседнему острову уходит под воду.



По городу можно со вкусом погулять, пользуясь специально изданными брошюрами с разработками маршрутов как по Старому городу, так и по окрестностям: пешком, на машине или велосипеде.

Можно воспользоваться туристическим паровозиком . Отправление от Ворот Сен-Венсан (Porte St-Vencen). Работает с 21 марта по 11 ноября. Цена: 5,50 евро (детям – 4 евро). Сайт .

Интересна услуга аудиогида (английский и французский языки). Следуя ей, вы переживёте фантастическую историю корсаров из Сен-Мало, откроете для себя город, пройдётесь по его стенам, заглянете в дома, замок, форты, услышите множество исторических анекдотов. Экскурсия рассчитана на 2 часа, цена (на двоих) 12 евро. Можно заказать в Доме Корсаров (Maison de Corsaire, 5 Rue d’Asfeld, сайт), в агентстве «Keolis Emeraude» (перед туристическим офисом) и в некоторых отелях Сен-Мало.

География города

Город состоит из нескольких обособленных районов: Сен-Серван (St-Servan), Сен-Мало (St-Malo), Парам (Parame) и Ротенёф (Rotheneuf). До 1967 года это были отдельные города на побережье.
От железнодорожного вокзала в Старый город (Ville Close), обозначенный на картах как Intra-Muros («внутри стен»), можно пройти по av. Louis Martin, которая перейдет в Esplanade St-Vincent. С районом Парам Старый город связан перешейком Сийон (Sillon).

По городу можно передвигаться на автобусе . Билет (1,3 евро) действителен 1 час. Можно купить cаrnet – 10 билетов за 10 евро. Автобусы обычно работают до 20.30, летом некоторые маршруты до 24.00.

От железнодорожного вокзала можно доехать на автобусах №1, 2, 3, 4 до Esplanade St-Vincent, где находится туристический офис.

Туристический офис
Где находится : esplanade St-Vincent
Как работает : пн. 14.00-18.00, вт.-сб. 9.30-12.30 и 14.00-18.00, сб. 14.00-17.00. В июле-августе вт.-сб. 8.30-20.00, вс. 10.00-19.00.

Флаг
Жители города, не особенно стесняясь, избрали своим девизом фразу "Я не француз, я не бретонец, я – малуанец" , который подчеркивает независимость города. Флаг представляет собой ещё несколько ссылок на историю Сен-Мало: красный фон – привет от пиратов, ибо те использовали при нападении красные флаги. Горностай с золотым ошенйником намекает на принадлежность города к герцогству Бретань. Ну а серебряный крест на синем фоне «выдал» всем военным портам Людовик XIV.

История

Город в виде укрепления основан в XII веке на скалистом островке в устье реки Ранс. Название города происходит от имени английского монаха Мало , который проповедовал христианство в этом регионе в VI в., когда Сен-Мало был местожительством монахов. Сам город возник в середине XII века.

В 1308 году возникло городское самоуправление – средневековая коммуна. На рубеже XIV-XV вв. король Карл VI подчинил себе этот стратегический порт, но сохранил за горожанами право не платить портовые сборы и пошлины.

Славу Сен-Мало принесли мореплаватели, стремившиеся за деньгами, пряностями и славой на просторы южных и северных морей, и корабелы, которые снабжали мореходов хорошими кораблями, используя местные аберы как своеобразные приливно-отливные доки.

Абер – слово кельтского происхождения. Обозначает «гавань», «маленький порт», «устье реки». Встречается в уэльских и шотландских названиях городов, лежащих в месте слияния рек или при устье, например, Абердор, Абердин, Аберзох. В Бретани аберы очень живописны.

После открытия Канады началась успешная торговля мехами, в изобилии привозимыми из-за океана. Новые корабли позволили бретонским морякам промышлять треску у побережья Ньюфаундленда.
Сен-Мало богател. С конца XVI века местные судовладельцы начали строить красивые поместья и городские резиденции. Основным материалом служило дерево. В XVII в. деревянный Сен-Мало сильно пострадал от пожара, поэтому при восстановлении жители города, через который на тот момент шла вся торговля колониальными товарами, могли позволить себе строить из гранита.

В 1701 году Г. де Бошен стал первым французом, обогнувшим мыс Горн. Развитие торгового и военного флота Франции не могло не задевать интересы Англии, бывшей в то время «владычицей морей». Это понимали и сами французы. Для того, чтобы максимально обезопасить западное побережье страны министр финансов при Людовике XIV Ж.-Б. Кольбер в 1689 поручил Вобану укрепить оборону Сен-Мало. Гениальному военному инженеру город обязан нынешним обликом.

С XVII века немало проблем для английских торговцев в проливе Ла-Манш и Бискайском заливе создавала корсары – уроженцы Сен-Мало: Жан Барт, Жан Кассар, Турин, а с середины XVIII века во время англо-французских войн в Индии вражеские морские коммуникации терзал Сюркуф.
Сен-Мало развивался и развивается как крупный морской порт. В ХХ веке город, в порту которого нацисты создали базу подводных рейдеров, сильно пострадал во время бомбежек. Разрушения в Старом городе составили около 80%, но большую часть исторических объектов удалось восстановить.

Старый город

Войдём в Старый город через ворота Гран-Порт (Grande Porte): за туристическим офисом свернуть с Esplanade St-Vincent на quai St-Vincent. Практически все здания внутри городских стен восстановлены после Второй мировой войны. Теперь мы видим Сен-Мало таким, каким он был в XVII-XVIII вв. Гранитные стены, мансарды, мощные дымоходы (их конструкция специально приспособлена для того, чтобы выдерживать сильные западные ветра) полны сурового достоинства. Мореплаватели Сен-Мало строили такие массивные дома, возможно, устав от вечной морской качки, стремясь как можно прочнее закрепиться на суше. Особенно красивы ансамбли зданий, сохранившихся на rue Dinan, и фасады домов, обращенные к крепостных стенам. Но здесь чудом сохранилось и несколько деревянных построек, переживших не только бомбардировки 1944 года, но и пожар 1661 года. Это арка Реколе (La voute des Recollet) на rue Rempars и дом №5 на rue Pelicot, который немного напоминает кормовую корабельную надстройку.

Вал длиной 1754 м окружает цитадель , площадь которой равна площади сада Тюильри в Париже.

Рано или поздно улицы Старого города выведут на pl.des Freres Lammenais. В её восточной части находится кафедральный собор Сен-Венсан.

Кафедральный собор Сен-Венсан (Cathedrale St-Vincent)

Как работает : в июле-августе ежедневно 8.00-19.00, с сентября по май 8.00-12.00 и 14.00-19.00.
На что посмотреть : строительство было начато в XI в., а закончено в 1160 г. Своды анжевенского типа считаются самыми древними из сохранившихся в Бретани. Большая часть сводов обрушилась (не пострадали своды северного трансепта) во время Второй мировой войны. При реставрации они были восстановлены в граните. Обратите внимание на витражи, выполненные Жаном Лемоалем, и на современный бронзовый алтарь, в декоре которого явно заметно влияние кельтской культуры.

Летом в соборе проводят концерты классической музыки. Подробности можно узнать в туристическом офисе.

К северо-востоку от собора находится замок Сен-Мало .

Его малый донжон – самая старая из сохранившихся построек города (XIV век). Большой донжон построен в форме подковы в XV в. Четыре угловые башни послужили основой для новой крепости, которую возвели в XVII веке по плану Вобана. Башня рядом с воротами Сен-Томас называется «Quic-en-Groigne» раньше имела надпись, которую уничтожили во время Французской революции. По легенде, башня была построена по приказу Анны Бретонской, хотя жители города были против её возведения. И на табличке было высечено: «Quic-en-Groigne, ainsi sera, c’est mon plaisir» («Независимо от вашего мнения, эта башня построена»).

В замке размещается мэрия, а также Музей города (Musee de la Ville) . Экспозиция посвящена истории города и области Сен-Мало.

Как работает : 10.00-12.00 и 14.00-18.00. Закрыт зимой. Выходной – пн.
Цена вопроса : 5,20 евро. Возможна покупка единого билета: Musee de la Ville + Musee International du Long Cours Cap Hornier.

В крепостной стене у западной башни замка находится Аквариум Интра-Мурос (Aquarium Intra-Muros) , который работает в выходные и дни школьных каникул 10.00-12.00 и 14.00-18.30.

Здесь всего около 100 ёмкостей, в которых живут морские обитатели прибрежных вод. Сайт .

Вокруг Старого города

На крепостные стены можно подняться через ворота Porte de Dinan, Grande Porte, Porte St-Vincent (сегодня это – главный вход в Старый город), Porte des Bes, Porte St-Pierre.

Porte St-Vincent (Ворота Сен-Венсан) – главный вход в Старый город.

Двойные ворота, украшенные снаружи изображениями бретонского оружия и девизами «Potius mori quam foedari» («лучше смерть, чем оковы») и «Semper Fidelis» («Всегда верен»). На гербе изображена решётка, знаменующая способность обороны города, и горностай – аллегорическое животное герцогов Бретани, символ чистоты и верности. Эти ворота были подняты в 1708-10 году при Людовике XIV, о чем напоминает надпись в нижней части лестницы.

Grande Porte (Большие ворота) – самые старые в городе. Были частью средневековой стены и добраться до них можно было только на лодке. Защищены двумя круглыми башнями, которые были возведены в конце XVI Века. До 1793 года их венчали колокольни, а у их подножия кипел оживленный рынок – именно возле этих башен парковались все торговые судна. Над воротами, лицом к городу, возвышалась копия статуи Девы Марии (XV век). Именно от Больших ворот открывается красивая перспектива на Grand rue (на которой возник в 1661 году первый пожар в городе) и колокольню собора Сен-Венсан.

Le Bastion Saint Louis (Бастион Сен-Луи) называют «домом гильотины», т.к. во время Французской революции она здесь располагалась. Сам бастион, названный в честь короля Людовика XIV, возводился с 1714 до 1721 года. Как раз напротив него располагается Fort du Naye.

Le Bastion Saint Philippe (Бастион Сен-Филипп) назван в честь Филиппа II Орлеанского. Он граничит с домами, которые в XVIII веке были известны как группа отелей «Калифорния». Датируемый 1714м годом, бастион имеет форму неправильного треугольника. С него можно полюбоваться видами на западные дороги и Динар.

Le Bastion de la Hollande (Голландский бастион) – отсюда открывается прекрасный вид на залив и устье реки Ранс до мыса Frehel, на форт острова Ile Harbour перед Динаром. Бастион украшен пушками XVIII века и статуей Жака Картье. С 1150 до 1770 на городских стенах несли вахту 24 дога, которых спускали с цепи на звук Noguette (колокола собора) – каждый вечер в 10 часов. Этот звук можно до сих слышать в это же время, только вот собак уже нет.

Прогулка к крепости на Ile du Grand Bé ou Bey (Остров Бе) , расположенной на одноименном острове в 400 м от стен города, может осложниться высоким приливом, во время которого дорога, связывающая остров с большой землёй, полностью скрывается под водой примерно на 6 часов. Идти в крепость надо через ворота Porte des Bes, мимо пляжа Bon Secours с защищенным от океанских приливов прудом для купания.


В кельтском языке слово bé означает «могила» - на этом острове похоронен писатель Шатобриан, родившийся в Сен-Мало в 1768 году. Но не только этим знаменит остров. Именно на нём провели первое заседание коммуны Сен-Мало в 1308 году, когда город восстал и решил избрать собстенного мэра. Около 1360 года отшельники построили на острове часовню Notre-Dame-du-Laurier и Saint Ouen. Бастион возвели в 1555 году, который реконструировали в 1652 году. Шатобриана же похоронили на острове 18 июля 1848 г., который за двадцать лет до этого выразил желание быть погребенным на этом клочке земли, чтобы иметь возможность «продолжить разговор с морем».

Le Fort du Petit Bé (Крепость Маленького Бе) – построена в 1689-1707 гг. на острове Cézembre с оборонительными целями. Собственностью Сен-Мало она станет в XIX веке – после специального указа в 1885 году. В 1921 году крепость отнесли к историческим памятникам. Сайт .

La Tour Bidouane (Башня Бидуан) высотой 23 м и шириной 12 м вписана в крепостные стены Сен-Мало. Она была построена на скалистом мысе во второй половине XV века. Башня носила разные имена (Tour des Champs-Vauverts, Tour de la Cloche), а своё нынешнее название получила в 1889 году. С её верхней площадки открывается один из самых красивых видов на мыс Fréhel, а в Старом городе отлично виден шпиль собора Сен-Венсан.

Porte St-Thomas (Ворота Сен-Тома) трижды сменили имя и четыре раза перестраивались (последняя переделка относится к 1737-42 гг.). У подножия этих ворот расположен городской пляж, а через бухту стоит Fort National , до которого можно дойти пешком во время отлива. А по правую руку, дальше в море, можно увидеть Fort Conchée .

Оба бастиона построены по чертежам Вобана, главного архитектора Луи XIV. Насыпь, которую сделали в 1694 году, а затем ещё увеличили в 1758 году, ведёт к бастиону Fort de la Reine . Отсюда же открывается красивый вид на остров Grand Bé, где похоронен Шатобриан.

Со стен, по которым можно прогуляться вокруг всего города, открывается вид на район Сен-Серван, абер реки Ранс, Динар (курортный городок на западном берегу абера), Fort National и остров Grand Bes Ile. Прогулка позволит наметить очередные объекты, которые необходимо посетить. Легче всего добраться до построенного в XVII в. Вобаном Национальный Форт, расположенный за северной стеной.

Национальный Форт (Fort National)
Как работает : с Пасхи до октября 10.00-17.30.
На что посмотреть : раньше в форте находилась тюрьма. В Средние века Форт был ориентиром для судов. В 1689 году Людовик XIV приказал укрепить город, чем занялись архитектор Вобан, разработавший планы, и инженер Симон Гаранжо (Garangeau), воплотивший их в жизнь. Во время Французской революции форт переименовали в Республиканский, а Наполеон приказал дать ему имя «Императорский». Времена Реставрации оставили свой след в названии – «Королевский», затем он опять стал «Императорским» с 1852 года. В 1870м он, наконец, обрёл нынешнее имя. С 1906 года является историческим памятником. Сайт .

Le Fort de la Conchée (Форт Конше) – шедевр творчества Вобана. Именно он придумал придать высокой скале в море в 4 км от Сен-Мало округлую форму и возвести на ней крепость.

За пределами Старого города

На северо-восток от Старого города отходит перешеек Сийон, связывающий Интра-Мурос с районом Парам. Берег перешейка, обращенный к морю, Grande Plage, оборудован деревянными волнорезами.

В район Сен-Серван, расположенный к югу от Старого города, от ворот Grande Porte ведет набережная St-Louis. Следуя по ней, миновав сначала паромный терминал Gare Maritime de la Bourse, затем терминал автомобильных паромов Gare Maritime du Naye, выходим на rue Dauphine, которая находится уже в Сен-Серване. К крепости Fort de la Cite, построенной в XVIII веке и сильно пострадавшей во время последней войны, можно прогуляться вдоль пляжа Bas Sablons. Он любопытен тем, что отгорожен от моря бетонной стеной, удерживающей воду во время сильных отливов.

Обойдя крепость по Corniche de Aleth, оказываемся на pl. St-Pierre, а с нее попадаем к башне Солидор (Tour Solidor) , которая входит в комплекс крепости (бастион, три башни XIV века, городище Алет замка Солидор).

В башне находится интереснейший Музей долгой дороги к мысу Горн (Musee International du Long Cours Cap Hornier) .

Как работает : 10.00-12.00 и 14.00-18.00, выходной – пн. Закрыт с октября по апрель.
Цена вопроса : 5,20 евро.
На что посмотреть : здесь хранятся навигационные приборы, модели судов. Экспозиция, охватывающая период с XVII до ХХ вв., посвящена французским мореходам, огибавшим мыс Горн.

Большой Аквариум (Le Grande Aquarium)

Как работает : с середины июня по сентябрь 9.00-21.00, с октября по май 9.30-12.00.
Как добраться : на автобусе №5 от вокзала до остановки La Madeleine.
Цена вопроса : 15,50 евро. Билет можно приобрести и он-лайн на сайте Аквариума.
На что посмотреть : общий объём морского аквариума, разделенного на 8 тематических залов, более 1 млн. литров. Самая большая ёмкость у кольцевого (Anneau) аквариума, заселённого акулами. Он стал первым подобным сооружением в Европе. Под водой смонтирован остов затонувшего корабля. Здесь также есть тропический аквариум, воспроизводящий жизнь мангровых зарослей, и стереокинозал. Сайт .

Чем еще можно заняться в Сен-Мало
Морские прогулки (Emeraude Lines) . С мая по сентябрь организуется паромное движение от места сразу за стенами Porte de Dinan до островов Les Chausey. Стоимость билета «туда-обратно» 21 евро (детям 15 евро), время в пути – 90 минут в одну сторону. Можно сплавать до острова Cezembre за 12 (6) евро, 20 минут пути в одну сторону. А также в Динан – за 26 (15) евро, 2 ч 30 мин в одну сторону.

Любителям ночной жизни предлагается Casino (quai Duguay Trouin) с барами, пивной, пиццерией, игровыми автоматами, дискотекой.

Департамент – Ий-э-Вилэн (Ille-et-Vilaine)

Сен-Мало находится на северо-востоке Бретани, на побережье Ла-Манша и правом берегу реки Ранс. Это известный туристический центр с крупным торговым портом.

Приливы и отливы у Сен-Мало являются одними из самых мощных в Европе. Максимальная амплитуда приливов – отливов здесь достигает 14 метров, что в два раза больше привычного колебания на Атлантике. Туристов и жителей города призывают быть бдительными, находясь на берегу моря. Прежде чем отправиться на пески и скалы во время отлива, необходимо узнать время прилива (расписание можно взять в туристическом офисе города). Риск оказаться в ловушке у моря действительно есть. Вдоль пляжа на шоссе Сийон установлены спасательные круги и предупреждающие знаки.

Климат в бухте Сен-Мало умеренно-океанический. На температуры большое влияние оказывает Гольф Стрим, колебания между средними температурами зимы и лета незначительные (6 градусов в январе и 17,8 в августе).

Как доехать до Сен-Мало

На автобусе

В Сен-Мало можно приехать на автобусе. Например, прямой автобус из Парижа едет в Сен-Мало 6-7 часов. Стоимость билета — от 30 евро.

На поезде

Из Парижа в Сен-Мало идет прямой поезд с вокзала Монпарнас. В пути около 3 часов. Стоимость билетов — от 20 евро в одну сторону .

На машине

Из Парижа — по шоссе A10, затем А11, потом A81 до Ренна (Rennes). Затем по шоссе Ренн — Сен-Мало. В дороге примерно 3,5 ч.

На самолете

Ближайший крупный международный аэропорт находится в Париже.

Авиабилеты в Париж:

Гостиницы в Сен-Мало

История Сен-Мало

Сен-Мало получил свое имя в честь валлийского монаха Святого Мало, епископа Але, старинного города по соседству. Але возник в галльскую эпоху; в 3 веке римляне укрепили его порт. Але развивался вплоть до конца первого тысячелетия, пока после нескольких атак норманнов не ослаб. Епископство Але переехало на скалистые берега, на которых и был основан город Сен-Мало. Стратегическое положение города повлекло борьбу за него французов и бретонцев. В городе жило немало богатых судовладельцев и смелых мореплавателей. С 13 века здесь развивается корсарство: капитаны кораблей получают разрешение от короля атаковать во время войны любое вражеское судно.

С открытием Америк и развитием торговли с индейцами экономическая мощь Сен-Мало возросла, а вместе с ней и смелость судовладельцев и мореплавателей. Многие выходцы из Сен-Мало были знамениты в ту эпоху. Жак Картье открыл Канаду, корсары неотступно преследовали торговые суда и военный флот противников. Судовладельцы получали огромные прибыли и выстраивали себе красивые особняки, которые стали называть малуиньеры. И сейчас в регионе осталось 112 малуиньеров 17-18 вв.

Затем в регионе активно развивается рыбалка и туризм. Сейчас научные центры города работают над морскими биотехнологиями (в косметологии, питании, фармацевтике) и цифровыми технологиями в туризме.

Во времена второй мировой войны город был занят немцами и освобожден в августе 1944 г. Во время освобождения Сен-Мало бомбардировали американцы, считавшие, что там располагается большой гарнизон. В результате бомбардировок и последующих пожаров историческая часть города была разрушена на 80%. К счастью, крепостная стена выдержала, а реконструкция старого города велась с целью восстановить традиционный вид.

Малуиньеры

Малуиньеры строились в 1650 – 1730 гг. богатыми судовладельцами из Сен-Мало в 12-15 км от города. Строительство было вызвано, в том числе, и недовольством судовладельцев малым пространством города. Особняки, построенные не так далеко от города, оставались под защитой крепостной стены Сен-Мало. С другой стороны, поодаль от города они имели возможность выгрузить наиболее ценные товары, прибывшие из Америк, до прибытия королевских сборщиков налогов. Большинство малуиньеров построено из местного отштукатуренного камня. Характерны очень высокие крыши и камины.

Герб города Сен-Мало

На гербе города видим двух собак, горностая и подъемную решетку крепостной стены. Горностай часто изображается на гербах бретонцев, здесь символизирует крепостную стену. Что касается собак, то с ними связана история. Огромные собаки охраняли город по ночам от пиратских и корсарских набегов с моря. Их выпускали вечером на берег. Город был окружен стеной, ворота которой на ночь запирались; также горожане знали, что не должны выходить за ворота после ударов колокола. Утром собак загоняли в специальные убежища, в городе трубили, и это было знаком для горожан, что выход свободен. Собачья охрана была на службе города с 1155 г. до 1770, когда псы загрызли офицера, пытавшегося перелезть через стену.

В Сен-Мало находится 83 исторических памятника, самые знаменитые расположены в историческом центре города. Это собор Сен-Вэнсен, замок Сен-Мало и крепостная стена.

Крепостная стена Сен-Мало

Башня крепостной стены, без сомнения, — самое привлекательное для туристов место. Крепостная стена полностью окружает город. Внутрь можно попасть через 8 ворот и 3 потайных входа. А в 12 веке существовали только два: ворота Сен-Тома и Большие ворота или Морские ворота. Ворота Сен-Тома расположены между двумя башнями – старым донжоном и Квадратной башней (Tour Carrée). Здесь еще можно увидеть старинные механизмы, при помощи которых открывались и закрывались ворота. Ворота названы так же, как когда-то стоявшая напротив часовня. Большие ворота – самые старые, состоят из двух башен с платформой для стрелков. К этим воротам можно было подойти со стороны моря во время отлива. Статуя Девы Марии де Бон-Секур (Notre-Dame de Bon-Secours) стоит в нише над дверью. По мнению экспертов, она появилась здесь в 15 в. Она пострадала от времени и людей. Во время Французской революции статую сбросили и подожгли. Но, в конце концов, она была реставрирована, а оригинал сейчас заменен на копию. Этой статуе приписывают множество чудес. В 16 в. ворота были оснащены железной решеткой и двумя толстыми башнями, вооруженными пушками. Гауптвахта над воротами была заменена на сторожевую башню с часами, там же повесели колокол, удары которого провозглашали каждый вечер комендантский час, после чего на берег за крепостной стеной выпускались 24 собаки. Колокол звонит до сих пор, но заменен на другой, оригинал же теперь находится в соборе, который стоит сразу за воротами. Остальные ворота были построены в 18-20 вв.

Исторический центр Сен-Мало – один из самых посещаемых туристических объектов в Бретани. Замок Сен-Мало, в котором сейчас располагается мэрия, был построен герцогами Бретани, затем обустроен и модернизирован Симеоном Гаранжо – учеником военного инженера Вобана. В донжоне замка сейчас расположен музей истории города и региона. В центре старого города находится собор Сен-Вэнсен. Его часовня возвышается над городскими домами и хорошо заметна. В городе воздвигнуты памятники знаменитым жителям Сен-Мало: знаменитому писателю Шатобриану, первооткрывателю Канады Жаку Картье, французским корсарам Дюгэй-Труэну (завоевателю Рио-де-Жанейро) и Сюркуфу и пр.

Что делать в Сен-Мало

Начните свой день с прогулки по улочкам старого города, затем поднимитесь на крепостную стену и обойдите по ней город. Во время отлива вы можете пешком добраться до островка Гран Бе (Grand Bé). Пообедайте в одном из ресторанов вокруг площади Пилори (place du Pilori) и овощного рынка (Marché aux légumes).

Если вы любите загорать и купаться, то у вас есть выбор между несколькими пляжами. Пляж Сийон (Sillon) будет интересен любителям прогулок вдоль моря. Для семейного отдыха лучше предпочесть пляж Бон Секур (Bon Secours) – здесь есть бассейн с морской водой и лестница для прыжков в воду. Здесь же во время прилива вы будете поражены мощью воды.

День можно закончить в квартале Сен-Севран (Saint-Servan). Сначала пройдите по полуострову Але (Alet), отсюда открывается красивый вид на город-крепость. Затем продолжайте свой путь к массивному донжону башни Солидор (Solidor). За ним расположен порт Сен-Севран. На террасе одного из местных кафе можно выпить чашечку кофе с видом на плотину реки Ранс.

Недалеко от туристического офиса Сен-Мало стоит красивейший корабль Etoile Marine – копия корсарского фрегата 1745 г. Это настоящий плавучий музей и его можно посетить. Стоимость билета — 6 евро.

На окраине города находится океанариум.

Около Сен-Мало

И около города есть немало красивых и интересных мест.

На автобусе №5 с вокзала Сен-Мало вы можете доехать за 20 минут до рыбацкой деревни Канкаль (Cancale). Ее порт был известен еще при римлянах. Здесь растут самые вкусные . Купите и съешьте прямо на набережной – незабываемые впечатления! Затем можно прогуляться по тропинке между морскими пихтами и изумрудным морем с устричными фермами. В ясную погоду можно увидеть знаменитый . В конце тропинке (а это 13 км) находится коса Груэн (Grouin) с панорамой на маленький остров Лянд (des Landes) и орнитологический заповедник.



На машине можно устроить поездку по берегам реки Ранс. Сначала вы проедете плотину, затем средневековый городок Динан (Dinan), окруженный крепостной стеной, и одну из самых красивых деревень Франции – Сен-Сюльяк (Saint-Suliac).


На водном трамвае вы сможете добраться до курортного городка Динар (Dinard) с шармом Прекрасной эпохи. А если вы на машине, то продолжайте свой путь до других красивых и спокойных городков : Сен-Люнэр (Saint-Lunaire) и Сен-Брияк (Saint-Briac). Здесь прекрасные пляжи и пейзажи.