Роль естественнонаучного образования в школе. Методика формирования естественнонаучных представлений и понятий о растительном мире у младших школьников. Разделы и объекты тематической морфометрии

Ранее этот государственный стандарт имел номер 540100 (согласно Классификатору направлений и специальностей высшего профессионального образования)
П Р О Е К Т

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель Министра образования Российской Федерации

В.Д.Шадриков

“_27__”__03_______________2000 г.

Номер государственной регистрации

281 пед/маг __________________

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НАПРАВЛЕНИЕ 540100 ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ

ОБРАЗОВАНИЕ

Степень (квалификация)

-магистр естественнонаучного

образования

Вводится с момента утверждения

МОСКВА 2000

1.OБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ

1.1. Направление утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации _________________

1.2 Степень (квалификация) выпускника – магистр естественнонаучного образования (с указанием программы специализированной подготовки)

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра по направлению 540100 Естественнонаучное образование при очной форме обучения - 6 лет. Основная образовательная программа подготовки магистра состоит из программы подготовки бакалавра по соответствующему направлению (4 года) и специализированной подготовки магистра (2 года).

1.3. Квалификационная характеристика выпускника

Магистр подготовлен к научно-исследовательской и педагогической деятельности, требующей углубленной фундаментальной и профессиональной подготовки в области естественнонаучного образования.

Выпускник, получивший степень (квалификацию) магистра естественнонаучного образования, должен быть готов к решению образовательных и исследовательских задач, ориентированных на научно-исследовательскую работу в предметной области знаний и образовании; использовать современные технологии сбора, обработки и интерпретации полученных экспериментальных данных; владеть современными методами исследований, которые применяются в области естественнонаучного образования; конструировать, реализовать и анализировать результаты процесса обучения естественнонаучным дисциплинам в различных типах учебных заведений, включая специализированные гимназии, лицеи, а также средние специальные и высшие учебные заведения; проектировать и реализовывать в практике обучения новое содержание учебных предметов; диагностировать уровень обучаемости учащихся, затруднений, возникающих в процессе обучения; определять стратегию индивидуальной коррекции или развития учащихся в учебном процессе; осуществлять корректирующую или развивающую деятельность в процессе работы с отдельными учащимися или группами учащихся при изучении естественнонаучного содержания; осознавать необходимость соблюдения прав и свобод учащихся, предусмотренных Законом Российской Федерации "Об образовании", Конвенцией о правах ребенка, систематически повышать свою профессиональную квалификацию, быть готовым участвовать в деятельности методических объединений и в других формах методической работы, осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими), выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе.

Выпускник, получивший степень (квалификацию) магистра, должен знать Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка; основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения научно-исследовательских, научно-методических и организационно-управленческих задач; основные направления и перспективы развития

образования и педагогической науки; основы права, научную

организацию труда; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Выпускники по

направлению 540100 Естественнонаучное образование подготовлены к выполнению следующих видов профессиональной деятельности в соответствии с уровнем своей квалификации :
  • научно-исследовательской;
  • преподавательской;
  • учебно-методической;
  • коррекционно-развивающей;
  • консультационной;
  • культурно-просветительской;
  • организационно-воспитательной;
  • социально-педагогической.
    1. Возможности продолжения образования.

Магистр подготовлен к обучению в аспирантуре преимущественно по научным специальностям:

13.00.00 Педагогические науки

02.00.00 Химические науки

03.00.00 Биологические науки

04.00.00 Геолого-минералогические науки

1.5. Аннотированный перечень магистерских программ (проблемное поле направления подготовки) :

540101 Химическое образование

Программа ориентирована на расширение диапазона знаний о химических процессах и технологиях получения органических и неорганических веществ. Предусматривает овладение современной методологией и технологией химических и химико-методических исследований. Обеспечивает подготовку специалистов, способных проектировать и реализовывать образовательный программы по химии в разных типах учебных заведений.

540102 Биологическое образование

Программа ориентирована на углубление знаний в области методологии, истории и актуальных проблем современной биологической науки и методики обучения соответствующей области знаний, раскрытие методов исследований, принятых в современной научной и научно-методической практике. Предполагает подготовку специалистов для работы в разных типах учебных заведений (средних и высших) биологического и биолого-экологического профиля.

540103 Географическое образование

Программа предусматривает расширение сферы компетенции в области физико-географических знаний, овладение современными методами географических, геоэкологических исследований, включая мониторинг природных и природо-хозяйственных систем. Ориентирована на подготовку специалистов, способных, осуществлять исследовательскую деятельность, проектировать и реализовывать образовательные программы по естествознанию и географии.

540104 Экологическое образовании

Программа ориентирована на реализацию идеи представления экологической науки как междисциплинарной, предполагающей интеграцию естественнонаучных, гуманитарных и социально-экономических знаний, раскрытие методологических и теоретических основ формирования экологической культуры в современном обществе. Предполагает подготовку специалистов, способных проектировать содержание образовательных и учебно-исследовательских программ в разных типах учебных заведений.

Научно-исследовательская составляющая каждой из аннотированных магистерских программ по решению Ученого совета вуза реализуется через авторские магистерские программы (магистерские специализации), отражающие существующие в данном вузе научно-педагогические школы по конкретным разделам соответствующих наук.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА, И УСЛОВИЯ КОНКУРСНОГО ОТБОРА

2.1. Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра, должны иметь высшее профессиональное образование определенной ступени, подтвержденное документом государственного образца.

2.2. Лица, имеющие диплом бакалавра по направлению
540100 Естественнонаучное образование, зачисляются на специализированную магистерскую подготовку на конкурсной основе. Условия конкурсного отбора определяются вузом на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования бакалавра по данному направлению.

2.3. Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра по данному направлению и имеющие высшее профессиональное образование, профиль которого не указан в п.2.2, допускаются к конкурсу по результатам сдачи экзаменов по дисциплинам, необходимым для освоения программы подготовки магистра и предусмотренным государственным образовательным стандартом подготовки бакалавра по данному направлению.

3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ
540100 ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

3.1. Основная образовательная программа подготовки магистра разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных (научно-исследовательской и научно-педагогической) практик, программы научно-исследовательской работы, программы итоговой аттестации.

3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки магистра, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.

3.3. Основная образовательная программа подготовки магистра (далее - образовательная программа) состоит из основной образовательной программы подготовки бакалавра и программы специализированной подготовки магистра, которая, в свою очередь, формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору

студента и научно-исследовательской работы. Дисциплины по выбору студента в каждом цикле содержательно должны дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.

3.4. Основная образовательная программа подготовки магистра должна иметь следующую структуру:

в соответствии с программой подготовки бакалавра:

цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины,

- общепрофессиональные дисциплины направления;

цикл ДПП – дисциплины профильной подготовки;

цикл ФТД - факультативные дисциплины;

ИГА - итоговая государственная аттестация бакалавра;

в соответствии с программой специализированной подготовки:

цикл ДНМ - дисциплины направления специализированной подготовки;

цикл СДМ – специальные дисциплины магистерской подготовки;

НИРМ- научная (научно-исследовательская и (или) научно-педагогическая) работа магистра;

ИГАМ - итоговая государственная аттестация магистра.

4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ

ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ

МАГИСТРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ

540100 – ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Наименование дисциплин и их основные разделы

Всего часов

Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки бакалавра по данному направлению определены в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования подготовки бакалавра по направлению 540100 Естественнонаучное образование

Итого часов подготовки бакалавра:

Требования к обязательному минимуму содержания
специализированной подготовки

Дисциплины направления

Федеральный компонент

Современные проблемы науки

Методология современных естественных наук. Новые концептуальные идеи и направления их развития.

Современные теории в области естественных наук.

Методы получения современного научного знания в естественных науках.

Педагогика и психология высшей школы

Роль педагогики и психологии в непрерывном педагогическом образовании. Задачи педагогики и психологии высшей школы. Содержание высшего педагогического образования. Образовательный стандарт высшей школы. Учебная программа, учебный план. Образовательный процесс в высшей школе. Методы и формы обучения студентов. Педагог как организатор образовательного процесса. Студент как субъект учебной деятельности и самообразования.

Компьютерные технологии в науке и образовании

Основы новой информационной технологии. Понятие и классификация сред конечного пользователя. Концепция интеллектуального интерфейса. Системы аналитических преобразований. Системы обработки и визуализации экспериментальных данных.

Методология психолого-педагогических исследований

Функции психолого-педагогических исследований в системе образования. Соотношение методологического, теоретического и эмпирического уровней исследования. Объект, предмет, гипотеза, концепция исследования. Понятийный аппарат. Общая логика и структура психолого-педагогических исследований. Классификация методов исследования. Малоформализованные и высокоформализованные методики. Определение оптимального комплекса методов.Надежность и валидность. Обработка и интерпретация научных данных.

Национально-региональный (вузовский) компонент

Дисциплины, устанавливаемые вузом (факультетом)

Дисциплины по выбору студента

Специальные дисциплины

Дисциплины по выбору студента

Научно-исследовательская работа

Научно-исследовательская работа в семестре

Подготовка магистерской диссертации

Итоговая государственная аттестация, в том числе защита выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации)

2 недели

Итого часов специализированной подготовки магистра:

5. СРОК ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ

540100 ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра при очной форме обучения 312 недель , в том числе:

образовательная программа подготовки бакалавра - 208 недель

специализированная программа подготовки магистра - 104 недели,

теоретическое обучение, включая научно-исследовательскую работу студентов, практикумы, в том числе лабораторные работы 72 недели

экзаменационные сессии, не менее 2 недель

практики не менее 13 недель, в том числе:

научно-исследовательская практика – не менее 7 недель,

научно-педагогическая практика – не менее 6 недель,

итоговая государственная аттестация, включая защиту выпускной квалификационной работы - не менее 2 недель

каникулы (включая 8 недель последипломного отпуска) - не менее 17 недель

5.2. Сроки освоения основной образовательной программы подготовки магистра по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения, увеличиваются на полтора года относительно нормативного срока, установленного п. 1.2 настоящего государственного образовательного стандарта, в том числе по программе подготовки бакалавра - на один год.

5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается
54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) работы.

5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения по основной образовательной программе подготовки бакалавра 27 часов в неделю, за период специализированной подготовки магистра - 14 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.

5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.

5.6. При очной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность аудиторных занятий с преподавателем в объеме не менее
160 часов в год.

5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

  • ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ И УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ 540100 ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • 6.1. Требования к разработке основной образовательной программы подготовки магистра, включая ее научно-исследовательскую часть

    6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу подготовки магистра, реализуемую вузом на основе настоящего государственного образовательного стандарта магистра.

    Дисциплины по выбору являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.

    Курсовые работы (проекты) по дисциплинам рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.

    По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, незачтено).

    В период действия данного документа перечень магистерских программ может быть изменен и дополнен в установленном порядке.

    Требования к научно-исследовательской части программы

    Научно-исследовательская работа предполагает самостоятельную исследовательскую работу студента под руководством высококвалифицированного научного руководителя.

    Научно-исследовательская часть программы подготовки магистра должна обеспечить овладение студентами следующими умениями:

    Ставить задачи и формировать план исследования в области естественнонаучного образования;

    Выполнять библиографическую работу с использованием современных компьютерных технологий;

    Выбирать необходимые методы исследования, знать современные методики исследования и модифицировать их для целей конкретного исследования;

    Обрабатывать полученные результаты, анализировать и интерпретировать их с учетом данных, имеющихся в научной и научно-методической литературе;

    Представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, докладов и т.д.

    6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:

    Изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин - в пределах 5% при условии выполнения требований к содержанию, указанных в настоящем стандарте;

    Предоставлять студентам-магистрантам возможность для занятий физической культурой в объеме 2-4 часа в неделю;

    Осуществлять преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику при условии реализации содержания дисциплин, определяемых настоящим документом.

    6.2. Требования к условиям реализации основной образовательной программы подготовки магистра, включая ее научно-исследовательскую часть

    6.2.1. Обучение в магистратуре осуществляется в соответствии с индивидуальным планом работы студента-магистранта, разработанным с участием научного руководителя магистранта и научного руководителя магистерской программы с учетом пожеланий магистранта. Индивидуальный учебный план магистранта утверждается деканом факультета.

    6.2.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса

    Реализация основной образовательной программы подготовки магистра должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины и соответствующую квалификацию (степень), систематически занимающимися научно-исследовательской и научно-методической деятельностью; УМО на основании реальных данных может установить необходимую долю преподавателей, имеющих ученую степень и звание.

    6.2.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса

    Реализация основной образовательной программы подготовки магистра должна осуществляться на высоком уровне, предполагающем наличие необходимого лабораторно-практического и информационного обеспечения учебного процесса для подготовки высококвалифицированных исследователей и преподавателей, в том числе перечень профессиональных журналов, реферативных журналов, требования к научной литературе; указание о наличии информационных баз и доступа к различным сетевым источникам информации;

    Все дисциплины учебного плана должны быть обеспечены учебно-методической документацией по всем видам учебных занятий - практикумам, курсовому и дипломному проектированию, практикам, а к моменту аттестации направления уровень обеспеченности учебно-методической литературой должен быть не менее 0,5 экземпляра на 1 студента дневного отделения;

    Реализация основной образовательной программы подготовки магистра должна обеспечиваться доступом каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, а также наглядным пособиям, мультимедийным, аудио-, видеоматериалам.

    6.2.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса

    Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу подготовки магистра, должно располагать материально-технической базой, соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов подготовки и научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных примерным учебным планом.

    6.2.5. Требования к организации практик

    Научно-исследовательская практика проводится на базе образовательных и научно-исследовательских учреждений, которые могут рассматриваться как экспериментальные площадки для проведения исследований в области естественнонаучного образования. В ходе практики студентам предоставляется возможность проведения экспериментальных исследований по заранее разработанной ими программе. Предпочтительным является выполнение исследований по теме магистерской диссертации. По итогам практики студентом предоставляется аналитический отчет с описанием методики и полученных результатов экспериментального исследования.

    Научно-педагогическая практика

    проводится на базе специализированных школ, школ-гимназий, лицеев, средних специальных и высших учебных заведений. В ходе практики студенты должны составить и реализовать план образовательной деятельности с группой обучаемых, разработать и провести систему занятий, отражающих завершенный отрезок процесса обучения за базе содержания одной из профильных дисциплин. При этом они должны показать владение современными технологиями и методиками обучения. По итогам практики студентом предоставляется отчет с анализом всех видов его деятельности.

    7. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ

    540100 ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

    7.1. Требования к профессиональной подготовленности магистра

    7.1.1. Общие требования к уровню подготовки магистра определяются содержанием аналогичного раздела требований к уровню подготовки бакалавра и требованиями, обусловленными специализированной подготовкой. Требования к уровню подготовки бакалавра изложены в п.7 государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования бакалавра по направлению 540100 Естественнонаучное образование.

    7.1.2. Требования, обусловленные специализированной подготовкой магистра включают:

    владение навыками планирования и организации самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности, подготовки и сбора научных материалов с учетом использования современных информационных технологий;

    умение формулировать и решать научные и прикладные задачи, требующие углубленных профессиональных знаний ;

    способность выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования;

    способность осуществлять преподавательскую деятельность в учебных заведениях разного типа и уровня (средняя общеобразовательная школа, гимназия, лицей и школа с углубленным изучением физико-математических дисциплин, средние профессиональные учебные заведения, высшие учебные заведения);

    готовность к консультативной деятельности в области естественнонаучного образования;

    способность проектировать образовательные программы на базе содержания профильных дисциплин, направленные на коррекцию познавательной деятельности или развитие обучаемых.

    7.1.3.Специальные требования . Требования к подготовке магистра по научно-исследовательской части программы специализированной подготовки определяются вузом. УМО может дополнительно рекомендовать требования, обеспечивающие возможность выпускника выполнять определенные виды профессиональной деятельности, отражающие содержание специализированной подготовки.

    1. Требования к итоговой государственной аттестации магистра

    7.2.1. Общие требования к государственной итоговой аттестации.

    Итоговая государственная аттестация магистра естественнонаучного образования включает защиту выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) и государственный экзамен.

    Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения практической и теоретической подготовленности магистра естественнонаучного образования к выполнению образовательных задач, установленных настоящим государственным образовательным стандартом, и продолжению образования в аспирантуре в соответствии с п.1.4 вышеупомянутого стандарта.

    По желанию студентов вуз может проводить дополнительные государственные экзамены по дисциплинам, которые входят в перечень приемных экзаменов в аспирантуру. Оценки, полученные студентами на всех государственных экзаменах, могут быть засчитаны в качестве результатов вступительных экзаменов в аспирантуру: 13.00.00 Педагогические науки; 02.00.00 Химические науки; 03.00.00 Биологические науки;04.00.00 Геолого-минералогические науки.

    Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, должны полностью соответствовать основной образовательной программе высшего профессионального образования, которую он освоил за время обучения.

    7.2.2. Требования к магистерской диссертации магистра

    Магистерская диссертация должна быть представлена в виде рукописи.

    Требования к содержанию, объему и структуре магистерской диссертации определяются высшим учебным заведением на основании Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России, государственного образовательного стандарта по направлению 540100 Естественнонаучное образование и методических рекомендаций УМО .

    Время, отводимое на подготовку квалификационной работы, составляет для магистра не менее двадцати недель.

    1. Требования к государственному экзамену магистра естественнонаучного образования

    Порядок проведения и программа государственного экзамена по направлению 540100 Естественнонаучное образование определяются вузом на основании методических рекомендаций и соответствующей примерной программы, разработанных УМО по педагогическому образованию, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденном Минобразованием России, и государственного образовательного стандарта по направлению 540100 Естественнонаучное образование.

    Уровень требований, предъявляемый на государственных экзаменах в магистратуре, должен соответствовать уровню требований вступительных экзаменов в аспирантуру или кандидатских экзаменов по непрофилирующим дисциплинам для соответствующего научного направления.

    СОСТАВИТЕЛИ:

    Учебно-методическое объединение вузов России

    по педагогическому образованию (на базе РГПУ им. А.И.Герцена)

    Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования одобрен на заседании Учебно-методического совета по направлению 540100 Естественнонаучное образование 22 декабря 1999 г.

    (протокол № 2) .

    Сопредседатель Совета УМО

    по педагогическому образованию

    на базе РГПУ им. А.И.Герцена _________________ Г.А.Бордовский

    Заместитель сопредседателя УМО

    по педагогическому образованию

    высших учебных заведений России

    на базе РГПУ им. А.И.Герцена _______________ В.А.Козырев

    СОГЛАСОВАНО:

    Управление образовательных программ и

    стандартов высшего и среднего

    профессионального образования ___________________ Г.К.Шестаков

    Начальник отдела

    педагогического образования ____________________ В.Е. Иноземцева

    Сотрудник, курирующий данное направление ____________________ Н.М. Рыбакова

    От редакции: Эту статью написал Валерий Евгеньевич Фрадкин - заместитель директора по науке Санкт-Петербургского центра оценки качества образования и информационных технологий. В ней представлены тезисы, важные, с точки зрения автора, для обсуждения состояния школьного образования. Валерий Евгеньевич считает, что без рассмотрения обозначаемых в тезисах вопросов изменение ситуации с естественными науками в современной российской школе невозможно. Передаём ему слово.

    То, что в школьном естественнонаучном образовании сегодня существует масса проблем, признается практически всеми. Об их наличии свидетельствуют и результаты единого государственного экзамена, и существенно более низкая популярность специальностей, связанных с физикой, химией, биологией (не считая медицины) при выборе приоритетных профессий выпускниками школ. Многие из этих проблем появились не сегодня, а достались «в наследство» от школы 70-х – 80-х годов. Многие проблемы касаются отнюдь не только российской школы и характерны для образования большинства стран.

    С моей точки зрения все проблемы школьного естественнонаучного образования можно разделить на четыре больших группы:

    • проблемы общества;
    • проблемы государства;
    • проблемы дидактики и методики;
    • проблемы школы и учителя.

    Попробуем обозначить эти проблемы и, по возможности, указать если не пути их разрешения, то направления обсуждения.

    Проблемы общества

    Эта группа проблем во многом характерна для школьного образования большинства стран.

    Прежде всего, сегодня обществом в целом естественнонаучное знание не осознаётся как ценность . С усилением внимания к общечеловеческим, гуманитарным ценностям, естественнонаучное знание почему-то стало противопоставляться им. Нравственность и духовность стали связываться исключительно с гуманитарными вопросами, а в последнее время - с религией. Активно обсуждаемые обществом (в основном на дилетантском уровне) вопросы ядерной энергетики, экологии, глобального потепления и нравственной ответственности ученых спровоцировали, в том числе, негативный имидж естественных наук.

    В течение многих лет наблюдается усиление поляризации общества на «технарей» и «гуманитариев» . Скорость этого процесса возрастает в последнее время в связи с активной позицией различного рода астрологов, колдунов, экстрасенсов и их постоянной поддержкой средствами телевидения и в печати.

    В известной книге выдающегося американского физика Глэшоу «Очарование физики» есть любопытные наблюдения над процессом поляризации студенческого общества в американских университетах, которое постепенно приводит к изоляции «гуманитариев», неспособных говорить на языке «технарей». В то же время «технари» вполне спокойно могут обсуждать гуманитарные проблемы, причем на достаточно высоком уровне.

    Таким образом, возникает ещё одна проблема: проблема языкового общения . Она приводит к тому, что на определённом этапе значительная часть населения перестаёт понимать естественнонаучные проблемы, так как не владеет языком этих наук даже на дилетантском уровне. Это, в свою очередь, приводит к отсутствию критического мышления в вопросах, связанных с естественными науками , не позволяет оценить степень достоверности информации и ещё больше усиливает поляризацию общества.

    Однако и сами представители естественных и технических наук не всегда готовы на понятном широкому кругу людей языке говорить о сути своей деятельности. Многолетняя традиция популяризации естественнонаучных знаний, выступлений крупных учёных перед учащимися и учителями, руководство научными работами учащихся во многом утрачена.

    Проблемы государства

    Во многом из-за разрозненности общества и государство не готово чётко сформулировать свою образовательную политику, цели образования вообще и естественнонаучного в частности. Принятые недавно федеральные государственные образовательные стандарты, готовящийся Закон «Об образовании» являются предметом компромисса и, соответственно, страдают многословием и наличием очень общих, размытых формулировок. Принимаемые управленческие решения основываются не на целях образования, не на педагогических идеях, а на сиюминутных экономических и политических задачах.

    С одной стороны, государство декларирует необходимость развития серьёзных фундаментальных исследований, приоритет высоких технологий, что требует качественной подготовки школьников в этих областях. С другой стороны, ФГОС среднего образования предполагает, что физика, химия и биология являются предметами по выбору, а значит, большинство российских школьников будут изучать эти науки на ознакомительном уровне, который не предполагает изучение этих дисциплин при получении высшего образования.

    Предлагаемый ФГОС интегрированный предмет «естествознание» не решает задачи естественнонаучной подготовки. Его изучение в принципе возможно на двух уровнях: уровне «рассказов о естественных науках» (т.е. чисто ознакомительном, занимательном, игровом) или уровне, требующем серьёзного, философского, если хотите, осмысления картины мира, к которому ни учащиеся, ни учителя не готовы, т.к. он требует глубоких знаний основ наук.

    Не готово государство и обеспечивать выдвигаемые им же самим во ФГОС требования к обеспечению процесса обучения, так как затраты на необходимое качественное оборудование бюджет выдержать не может. В результате закупаемое по конкурсам или аукционам оборудование не позволяет сделать процесс обучения физике, химии и биологии современным, не позволяет качественно осуществлять проектную деятельность школьников.

    Отдельно следует отметить проблемы школьного учебника. Сегодня содержание образования, примерные программы по предметам не входят в федеральный стандарт. Это значит, что по-прежнему мы будем иметь в федеральном перечне учебники, которые лишь формально удовлетворяют требования стандарта.

    Задача связи между курсами физики и математики, физики и химии полностью легла на плечи учителей. Решить эту задачу невозможно из-за несогласованности понятийного аппарата, уровней предъявления материала, отсутствия согласования времени и объёма изучения материала между различными учебно-методическими комплексами.

    Это не только дидактическая, методическая проблема, но и государственная, поскольку сегодня нет политической воли, чтобы сформировать государственный заказ на УМК, соответствующий ФГОС. Таких УМК может быть несколько, в них должен предъявляться материал на разных уровнях изучения, но они должны обладать свойствами временнóго и межпредметного согласования.

    Не буду комментировать проблему реформы системы управления образованием. Однако понятно, что система управления не изменилась за время модернизации образования, а значит, решать задачи модернизации она неспособна. Сюда же относятся и вопросы оценки результатов труда учителя: невозможно оценивать этот труд по абсолютно одинаковым показателям для учителей физики, например, и учителей истории.

    И, наконец, среди этой группы проблем отмечу, что государство не готово стимулировать участие общества и бизнеса в развитии школьного образования, в том числе, естественнонаучного. Отсутствие таких механизмов, как налоговые льготы, например, для бизнеса, участвующего в работе школы, поощрения благотворительности и т.п. приводит к парадоксальным ситуациям, когда приборы, пособия и т.п., изготовленные в России, не могут конкурировать с зарубежными аналогами по качеству, но при этом бывают существенно выше по цене. Бизнес-структуры оказываются заинтересованными только в сбыте своей продукции, но не в её качестве.

    Проблемы дидактики и методики

    Кризис дидактики признаётся практически всеми специалистами. На сегодняшний день нет дидактической системы, которая позволяет организовать учебный процесс в условиях открытой информационной среды, помогающей педагогически целесообразно включать учителя и ученика в эту среду. Но даже в рамках более или менее традиционной дидактики и предметных методик обучения не разработано полноценных методических систем, позволяющих учителю включить информационные и интерактивные технологии в процесс обучения.

    Постоянное требование от учителя инноваций приводит к тому, что учитель вынужден вводить эти инновации без должного обоснования, не задумываясь над тем, дают ли эти инновации новый образовательный результат, позволяют ли получить качественный процесс и результат обучения.

    Здесь уже говорилось о несогласованности УМК как внутри одного предмета, так и между учебными предметами. Сегодня различные методические школы не готовы к совместной работе, согласованию позиций.

    Издатели видят в работе с учебниками и методической литературой только бизнес, поэтому процесс подготовки УМК, его редактирования и апробации становится крайне невыгодным. А это крайне плохо отражается на качестве учебной и методической литературы.

    В физике и химии даже на школьном уровне невозможно достичь уровня понимания, если не осознан весь материал, т.е. если он не изучался системно. Сегодня учителя этих предметов в силу разных, в том числе указанных выше, обстоятельств работают не по выбранной ими же программе, УМК, а по «учебнику в своей голове» (по выражению Г.Н. Степановой).

    Это приводит к методическим ошибкам, поскольку не все учителя могут методически грамотно объяснить, что и как они делают, аргументировать выбор заданий, распределение времени. Да и не все задумываются над методическими вопросами. Особенно страдает практическая часть курсов естественных наук, включающая не только лабораторные и практические работы, но и решение задач.

    Невозможно не отметить и вопросы формирования учебного плана. Многочисленные исследования показывают, что пик интереса учащихся к естественным наукам наблюдается в 10-12 лет. Понятно, что если не поддержать вовремя этот интерес, то он неминуемо угаснет. Именно так и происходит в нашей школе: изучение физики начинается в 7-ом классе (13 лет), химии - в 8-ом. Пропедевтические курсы начальной школы и 5-6 классов являются чисто описательными. Они не позволяют учащимся овладеть методами научного познания, методами измерения, необходимыми в дальнейшем. Дефицит времени заставляет при изучении физики сразу, в ущерб пониманию физического смысла, обрушивать на учащихся применение математики, которой они владеют недостаточно уверенно.

    Проблемы школы и учителя

    Проблемы государства, общества и дидактики естественным образом перетекают в проблемы школы и учителя. Остановлюсь только на одном.

    Естественнонаучное образование требует существенно больших материальных затрат по сравнению с гуманитарным. Поэтому учредителю часто невыгодно формировать такую систему образовательных учреждений, в которой учреждения естественнонаучного профиля занимают значительное место.

    Большая востребованность сегодняшними родителями таких предметов, как обществознание и иностранные языки, приводит к увеличению количества гимназий и школ с углублённым изучением иностранного языка в противовес лицеям и школам с углублённым изучением физики, химии, биологии, математики. Уменьшается и количество часов, которое отводится на изучение естественнонаучных предметов и математики.

    Хороший учитель заинтересован в качестве своей работы, что невозможно без материально-технического обеспечения. Он заинтересован и в том, чтобы его квалификация как предметника как минимум сохранялась, а значит, в работе с профильными классами. Он заинтересован и в хорошей нагрузке. Поэтому в создавшихся условиях количество высокопрофессиональных учителей, владеющих на высоком уровне как содержанием предмета, так и методикой обучения, к сожалению, сокращается. Ни педагогические вузы, ни университеты не в состоянии изменить эту ситуацию без серьёзных государственных решений.

    В заключении отмечу: этот материал не должен восприниматься как констатация некоего «апокалипсического» состояния школьного естественнонаучного образования.

    Наряду с указанными проблемами у нас есть и примеры появления новых интересных линий учебников, качественных приборов. Появляются хорошие проекты, поддерживаемые отдельными представителями бизнеса.

    Цель этого материала в том, чтобы, во-первых, обратить внимание на существующие серьёзные проблемы, а во-вторых, показать, что разрешить эти проблемы возможно только совместными согласованными усилиями.

    г.Ставрополь

    Квалификационная работа на тему:

    «Межпредметные связи в курсе школьного предмета химии»

    Выполнила

    учитель МОУ СОШ №2

    Левокумского района

    Ставропольского края

    Иванова Н.В.

    Введение……………………………………………………………………………….…3

      Естественнонаучное образование в средней школе и прогресс наук о природе…...4

      Задачи естественнонаучного образования…………………………………………6

      Межпредметные связи – главное условие совершенствования естественнонаучного образования…………………………………………………………….12

      Межпредметные связи в курсе школьного предмета химии……………………...20

      Использование межпредметных связей для формирования у учащихся основ диалектико-метариалистического мировоззрения…………………………………………….22

      Пути и методы межпредметных связей…………………………………………...26

      Межпредметные связи в процессе изучения химии………………………………29

      Связи обучения химии и географии………………………………………………31

      Межпредметные связи неорганической органической химии и физики…………32

      Межпредметные связи при проблемном обучении химии……………………….39

      Межпредметные связи при решении расчетных задач…………………………...44

      Заключение………………………………………………………………………..48

      Литература………………………………………………………………………...49

      Приложения ……………………………………………………………………...50

    ВВЕДЕНИЕ

    «Вольность и союз наук необходимо требуют

    взаимного сообщения и беззавистного позволения

    в том, что кто знает упражняться.

    Слеп физик без математики, сухорук без химии»

    М.В.Ломоносов

    Новые жизненные условия, в которые мы все поставлены, выдвигают свои требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь, они должны быть не только знающими и умелыми, но и мыслящими, инициативными, самостоятельными. Растить именно таких людей вот - заказ современного общества. Международные исследования уровня знаний школьников по естественным дисциплинам включают в себя задания на проверку интеллектуальных умений: выполнять анализ экспериментальных данных, классификацию и обобщение фактов, формулировать выводы, заключения, есть задания на проверку умений методологического характера: провести наблюдения, спланировать эксперимент, выдвинуть гипотезу, объяснить наблюдаемые факты, найти связь с другими науками. Не учитывать эту тенденцию нам нельзя: можно отстать от мирового сообщества. Поэтому цель обучения это всестороннее развитие ученика, в частности его интеллекта. Ориентация школы на соединение общеобразовательной и профильной подготовки учащихся значительно расширяет возможности установления межпредметных связей в процессе обучения. Их содержание все более приобретает политехническую направленность, раскрывает технологическое применение законов физики, химии, биологии и других наук, способствует трудовому обучению и профессиональной ориентации учащихся. Актуальность данной проблемы социально обусловлена изменениями в сфере науки и производства, которые вызывают необходимость изменений в обучении подрастающего поколения. Современная наука и производство развиваются по линии одновременной специализации и интеграции. Наиболее существенные научные открытия рождаются в области смежных наук. Возрастает потребность в специалистах широкого профиля, способных мобильно использовать знания из различных научных областей в видах деятельности, связанной с профессией. Значимость результатов интегрированною познания - общенаучных идей, методологических принципов, метода системного анализа настолько возросла в современном обществе, что приобщение школьников к продуктам научной интеграции стало важной задачей школы, не менее важной, чем усвоение знаний конкретных наук. Межпредметные связи призваны обеспечить единый подход учителей разных предметов к решению общих учебно-воспитательных задач на основе мировоззренческого обобщения знаний.

    1.Естественнонаучное образование в средней школе и прогресс наук о природе

    В истории научного естествознания несколько столетий продолжался
    период дифференциации наук, при котором предметы научных
    исследований были строго разграничены. Химики исследовали только
    состав и свойства химических веществ; физики сначала изучали
    макроскопические состояния и физические свойства тел, а позднее их
    энергию; геологи земную кору; биологи разнообразие живых
    организмов с целью их классификации; астрономы наблюдали отдельные
    тела Вселенной, а позднее - Солнечную систему. Ограниченность
    предметов познания позволяла каждой науке исследовать их более или
    менее детально, но преимущественно с внешней стороны, не проникая во
    внутреннюю структуру и сущностные закономерности, не замечая
    взаимовлияния тел, процессов и явлений природы, объективно
    существующего между телами и явлениями природы

    Длительное время эта разобщенность создавала определенные барьеры, разъединявшие науки о природе, задерживала их прогрессивное развитие, но вместе с тем создавала объективные предпосылки для интеграции наук.

    Со второй половины XIX века разобщенные предметы научного познания постепенно становятся общими объектами исследовательской работы ученых-специалистов в различных областях естествознания, стремящихся проникнуть во внутренние закономерности тел природы, выяснить процессы их изменения, развития, а также проявления взаимных связей. Поэтому состав, свойства и структура химических веществ исследуются не только химиками, но и биохимиками, физхимиками. Внутреннее строение растений и животных, физиологические закономерности их жизни, их развитие - объект исследования не только биологов, но и физиологов, генетиков, цитологов, эволюционистов.

    Значительно расширяется познание Земли. Эта проблема привлекает не только геологов и географов, но и физиков, и химиков.

    Это новое отношение ученых к предмету познания приведет к интеграции наук.

    Вместе с тем с интеграцией наук появляются так называемые «гибридные» науки: физическая химия, биохимия, химическая физика, биофизика, биокибернетика, геохимия, геофизика, астрофизика, радиоастрономия.

    Следует подчеркнуть, что такое соединение не простое сочетание двух наук, а их внутреннее слияние, способствующее углубленному познанию закономерностей природы, подъему научных знаний и более высокому теоретическому уровню нескольких отраслей естествознания.

    «Физическая химия - новая наука соединила физику и химию настолько тесно, что обе науки стали проникать друг в друга; резкая разница между ними исчезла. Относительно множества процессов в настоящее время даже невозможно сказать: физические они или химические, так как одновременно они являются и теми и другими.

    То же самое происходит на грани между химией и биологией, с одной стороны, химией и геологией с другой, т.е. в тех пунктах, где химия соприкасается с наукой о живой и неживой природе.

    Биохимия, геохимия, физхимия, биогеохимия все это такие отрасли, возникновение которых привело к взаимопроникновению наук.

    Прогресс химических наук также связан с математическими методами. Особенно широкое применение они получили в химической физике и физической химии.

    Главной причиной, породившей грандиозные успехи наук о природе, является нарастающее их проникновение в диалектику природы, в раскрытие ее многообразных связей и зависимостей, доказывающих, что природа в своей основе едина и многообразна, ни одна ее область не изолирована от всех других, все они взаимодействуют постоянно (приложение № 1).

    Эта схема показывает, что вся природа структурно состоит из живых и неживых макротел.

    Показанные на схеме структурные взаимосвязи проявляются как стихийно и непосредственно в природе, так и по воле человека в НИ лабораториях и производственных условиях. Все это убеждает, что естествознание представляет собой многообразие дифференцированных, интегрированных, синтетических наук, взаимодействующих между собой и благодаря этому проникающих в материю живых и неживых тел, подтверждающему философскую идею о единении принципа развития с принципом единства природы, мира.

    2.Задачи естественнонаучного образования

    Достижения современных наук о природе не могут оставаться достоянием только ученых. Сущность и практическая роль этих достижений должны быть раскрыты на уровне, доступном учащимся школы, и поняты ими. В школьные программы естественнонаучных дисциплин включены лишь основы современных наук о природе, т.е. научные факты, понятия, законы, теории и методы.

    В настоящее время естественнонаучное образование учащихся средней школы обеспечивается обучением их природоведению, биологии, физической географии, физике, химии, астрономии.

    Эффективность естественнонаучного образования обеспечивается:

    1. общим предметом учебной деятельности - познанием природы на доступном уровне;

    2. комплексной реализацией общих учебно-воспитательных задам и содержанием естественных дисциплин;

    3. активизацией познавательной деятельности, обеспечивающей успешное усвоение ЗУН и подготовку школьников к трудовой деятельности.

    Основные направления - обучающее, развивающее, воспитывающее - пронизывают все содержание естественного образования школьников и реализуются в процессе обучения через учебно-воспитательные задачи.

    Первая задача обеспечить возможность овладевать основами тех знаний, которые накоплены современными науками о живой и неживой природе.

    Содержание естественных дисциплин способствует тому, что процесс обучения был динамичным и систематизированным, чтобы на каждом учебном занятии проходило активное действие всех познавательных способностей и эмоций учащихся, а усвоение знаний способствовало их всестороннему развитию. Этому содействуют отбор и система учебного материала в программах. Входящий в них учебный материал в основном дифференцирован на отдельные темы по возрастающей трудности. Постепенно увеличивается объем сложных понятий и теорий, требующих активного внимания, памяти, наблюдательности, мышления. Для самостоятельного выполнения учащимися предусмотрено много различных наблюдений, экспериментов, графических работ, расчетов, построений и т.д., значительно усиливающих развитие познавательных интересов и способностей школьников.

    Вторая задача - овладение учащимися системой естественнонаучных знаний во многом зависит от методов обучения, реализуемых учителем, а также от методов учения, реализуемых учащимися и способствующих раскрытию сущности знаний, их усвоению, применению, переносу в новые учебные ситуации.

    Для решения ее существуют благоприятные условия, т.к. специфика естественнонаучных дисциплин позволяет применять различные методы обучения: рассказ, лекция, беседа, обеспечивающие взаимосвязанную деятельность учителя и ученика. В сочетании с различными средствами наглядности словесные методы эффективно стимулируют и направляют мыслительные процессы школьников. Учитель как можно чаще должен предоставлять школьникам возможность учиться самим, используя различные методы учения, которые быстро и объективно информируют о результатах усвоения знаний, как самих учащихся, так и учителя

    По естественнонаучным дисциплинам возможно широкое применение методов учения, разнообразных наблюдений изучаемых предметов, выполнение учебных экспериментов, моделирование, составление графиков, таблиц, схем, решение расчетных задач.

    Третья задача связана с политехнической и трудовой подготовкой школьников. Науки о природе имеют непосредственную связь с различными отраслями промышленности и сельского хозяйства производства и определяют их основные научные принципы и, следовательно, естественное образование направлено на политехническую и трудовую подготовку школьников. Элементы этой подготовки входят в содержание природоведения, биологии, физической географии, физики, химии, чтобы способствовать вооружению учащихся экспериментальными, измерительными, вычислительными, графическими умениями и навыками.

    Учащиеся в соответствии с программами этих курсов должны выполнять комплекс практических внеурочных заданий политехнического характера, связанных с изучением природоведения, биологии, географии, физики, химии, обеспечивающих развитие познавательных и исследовательских способностей школьников.

    По этой причине в содержание учебных естественнонаучных дисциплин включены темы, обогащающие политехнические знания учащихся. В программу химии включены темы: «Производство серной кислоты», «Получение азотных удобрений», «Производство аммиака, азотной кислоты и аммиачной селитры - химические основы производства и его основные стадии» и другие.

    Чтобы эти задачи были успешно выполнены, необходим последовательный прогресс умственного развития учащихся, особенно развитого мышления. Поэтому формирование у школьников интеллектуальных умений и навыков умственного развития в целом средствами и, методами биологии, фи­зической географии, физики, химии, математики составляет, четвертую задачу естественнонаучного образования.

    Психологами доказано, что умственное развитие школьников возможно лишь в процессе их активной учебной деятельности, т.е. при восприятии ими систематизированных знаний, умственной переработке знаний и практическом применении их в различных учебных ситуациях, создаваемых учителем в процессе обучения. В результате у школьников возникают и совершенствуются такие приемы мыслительной деятельности, как анализ-синтез, индукция-дедукция, сравнения, аналогии, обеспечивающие возникновение научно правильных представлений и понятий, развитие мышления в целом.

    Пятая задача естественнонаучного образования особенно ответственна. Она направлена на последовательное воспитание школьников, развитие у них эстетических вкуса и потребностей, любви к родной природе, стремление ее охранять и обогащать. На уроках природоведения, биологии, физики, химии, физической географии учащиеся убеждаются, что вся существующая природа материальна, она лишь бесконечно изменяется в физических, химических, биологических, биохимических, физико-химических и биофизических процессах.

    Содержание естественных дисциплин обязательно соотносится с состоянием наук о природе, с их прогрессом, бурным развитием. Это сказалось и на курсе химии. Основные направления усовершенствования этого курса состояли в значительном повышении теоретического уровня курса и освобождении его от лишних фактов и описательных сведений, в усилении политехнической направленности учебного материала Основы неорганической химии составляют научные характеристики химических элементов и их неорганических соединений. Высшим обобщением знаний об элементах являются периодический Закон и периодическая система элементов.

    Изучить неорганическую химию значит овладеть знанием периодической системы. Этот процесс слагается по существу из трех этапов: а) подготовительного к изучению закона, б) первоначального изучения закона и системы элементов; в) углубления и конкретизации знаний периодической системы в процессе последующего изучения важнейших групп элементов. Подготовительный этап курса неорганический химии сократился. Поэтому вместо многостороннего изучения оксидов кислот, оснований, солей, их свойств и способов получения теперь для изучения школьниками выделены лишь основные признаки неорганических веществ.

    Полная же их химическая характеристика перенесена на более поздний срок (после изучения теории электромагнитной диссоциации), чтобы раскрыть ее гораздо глубже.

    Значительно углублены теоретические знания о строении вещества. На основе периодической системы элементов более подробно рассматривается строение атомов - дается понятие об s- и р-электронах, форме электронных облаков, перекрывании электронных облаков при образовании химических связей. Введено понятие электроотрицательности элементов и степени окисления.

    Более глубокую трактовку получили основные виды связи; все они
    соотносятся с соответствующими кристаллическими решетками.
    Обращение к подобным понятиям, отражающим процессы микромира,
    позволяет выявлять сущность химических явлений и убедительно
    объяснять свойства веществ.

    В учении о химическом процессе углублены сведения о скорости реакций, химическом равновесии, факторах, влияющих на изменение скорости и на сдвиг равновесия, а также несколько расширены сведения об энергетике реакций. Знание этих закономерностей составляет научную основу управления реакциями в лабораторных и производственных условиях и позволяет убедить школьников, что химические явления подчиняются всеобщему закону сохранения энергии.

    При изучении неметаллов предусматривается рассмотрение зависимости
    свойств неоднородных соединений от заряда и радиусов ионов. В раздел
    металлов включено понятие металлической связи и кристаллического
    строения металлов, рассмотрение строения электронных оболочек атомов
    элементов больших периодов. Раздел органической химии строится на
    изучении веществ от сравнительно простых до наиболее сложных,
    необходимых для жизнедеятельности организмов. Классическая
    структурная теория, в соответствии с основными направлениями ее
    развития, дополнена стереохимическими представлениями и учением об
    электронной природе химических связей. Такой теоретический материал
    способствует формированию у учащихся правильных представлений об
    органических молекулах и расширяет понятие о зависимости свойств
    веществ от строения.

    Для ознакомления со значением химической науки в развитии производства выделены наиболее крупные проблемы, решаемые с помощью химии: производство кислот, минеральных удобрений, металлургия, переработка горных ископаемых, органический синтез, производство полимеров, очистка воды.

    Подъем уровня научности школьных курсов химии, физики, биологии, математики важен для осуществления политехнического образования учащихся. Без политехнического образования невозможно полноценно обеспечить профессиональную ориентацию и подготовку школьников к труду в различных отраслях хозяйства. Чтобы эти задачи образования успешно выполнялись, необходимо обеспечить взаимосвязь естественнонаучных курсов с другими дисциплинами.

    образования » № п/п Модули и...
  • Учебно-методический комплекс дисциплины физиология человека и животных специальность 050100. 62 Естественнонаучное образование

    Учебно-методический комплекс

    ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 0500100.62 ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) – БАКАЛАВР ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Вводится с... теме перед списком задач приведены тренировочные задачи . Они включают 1-3 задачи и описание...

  • Программа вступительного экзамена в магистратуру по направлению 050100 Естественнонаучное образование

    Программа

    Магистра образования по направлению 050100 Естественнонаучное образование , магистерская программа Химическое образование . Задачами вступительного... курса химии в системе естественнонаучного образования в средней школе. Цели и задачи обучения химии в...

  • УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ «ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССА РЫБЫ (ДЛЯ УЧАЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)»

    Литература

    ... (ДЛЯ УЧАЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ )» Котляр И.В. Симферополь, 2015 ... тему занятия и его задачи . Изучение нового материала. ... ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ 1.Дмитров Е.Н. Познавательные задачи по зоологии позвоночных и их...

  • Естественнонаучное образование младших школьников в свете требований ФГОС.

    Чтобы дети, сидя в классе, учились и осваивали новые знания и умения в форме полноценной деятельности, ее нужно правильно организовать.

    Естественнонаучное образование младших школьников в России переживает значительное обновление. Это связано, прежде всего, с отчетливым осознанием высокой развивающей и воспитательной значимости данной сферы образования, ее особого вклада в становление основ современного, экологически ориентированного мировоззрения школьников. Одновременно происходит интеграция естественнонаучных и общевоведческих знаний с целью формирования у детей более обобщенного, целостного взгляда на окружающий мир и место в нем человека.

    Начальная школа закладывает основы естественнонаучной грамотности ребенка. Элементы знаний о живой и неживой природе, явлениях природы включены в интегрированный курс и образуют блок «Природа». Этот блок включает в себя элементарные представления и понятия из физики, химии, биологии, географии экологии.

    Отличительная особенность естественнонаучного образования в начальной школе – это вариативность программ. В зависимости от профиля школы, уровня подготовки учащихся изучение естествознания может строиться по-разному.

    Для определения обязательного минимума знаний по естествознанию разработан образовательный стандарт. Обучение по любой общеобразовательной программе, которая составлена на основе образовательного стандарта, обеспечивает обучающимся необходимую обязательную естественнонаучную подготовку. Все программы ориентированы на то, чтобы к концу обучения в начальной школе обеспечить единый уровень минимальных достаточных требований к подготовке учащихся по естествознанию.

    Требования образовательного стандарта:

    Кроме знаний, учащиеся должны овладеть и определенными умениями:

    Различать объекты природы и предметы, созданные руками человека, объекты живой и неживой природы, описывать эти объекты;

    Различать основные группы растений и животных, распознавать растения и животных из различных природных сообществ, определять сельскохозяйственные растения и животных края, ухаживать за комнатными растениями;

    Вести самостоятельные наблюдения в природе, выполнять несложные опыты, пользоваться простейшим лабораторным оборудованием;

    Ориентироваться на местности, определять стороны горизонта по компасу, солнцу и другим признакам, определять стороны горизонта на глобусе и географических картах, читать план и карту, находить географические объекты на картах;

    Знать и различать основные полезные ископаемые родного края;

    Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в быту, оказывать простейшую помощь;

    Объяснять взаимосвязи в природе, выполнять правила поведения в ней, выполнять посильную работу по охране природы и окружающей среды.

    Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по обществознанию и естествознанию с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы , должны отражать:

    1. понимание особой роли России в мировой истории, воспитачувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
    2. сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
    3. осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
    4. освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
    5. развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

    Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

    Основными целями изучения окружающего мира являются:

    Формирование целостной картины мира и осознание места человека в нём;

    Воспитание человек – гражданина.

    Основние задачи предмета «Окружающий мир»:

    1. формирование предметных и универсальных способов действий (УУД), обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
    2. - развитие умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач
    3. - создание психолого-педагогических условий для индивидуального развития в сферах эмоциональной, познавательной, в сфере саморегуляции.

    Используя для осмысления личного опыта ребенка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, готовит поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля.

    Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.

    Разработчики стандарта считают, что ребенку важно уметь пользоваться практическими приемами добывания информации:

    - Находить информацию в ходе беседы с родителями, со старшими - родственниками, с местными жителями, в словарях, справочниках, Интернете, и др.

    - Готовить небольшие сообщения о достопримечательностях одного (а то и более) из городов России на основе дополнительной информации.

    Основное содержание особых изменений не претерпело, это разделы: «Природа и человек», «Человек и общество», но внесли изменения: добавили некоторые разделы и расширили темы. Курсивом выделили темы, которые предполагают давать только в ознакомительных целях, не для обязательного и подробного изучения.

    Новое:

    Звезды и планеты. Солнце - ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах. Хозяйство семьи. Родословная. Средства массовой информации: радио,

    телевидение, пресса, Интернет. Знакомство с 3-4 (несколькими) странами (по выбору): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности.

    Изучение родного края, города. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Уважительное отношение к своему и другим народам. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта.

    Конституция - Основной закон Российской Федерации. Права ребенка.

    Президент Российской Федерации - глава государства. Его функции.

    Для определения уровня достижения требований стандарта предлагается проводить устную и письменную поверке знаний, практическую проверку выработанных умений. Для объективной оценки знаний используются тестовые задания. Полученные знания и умения необходимы младшим школьникам для дальнейшего изучения дисциплин естественнонаучного цикла в среднем звене.


    Известия ДГПУ, №3, 2014

    ПРОБЛЕМЫ, НЕДОСТАТКИ И ДОСТОИНСТВА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ

    PROBLEMS, DISADVANTAGES AND ADVANTAGES OF RUSSIAN SCHOOLCHILDREN’S NATURAL

    SCIENTIFIC EDUCATION

    © 2014 Андреева Н. Д.

    Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

    © 2014 Andreeva N. D. A. I. Herzen State Pedagogical University of Russia

    Резюме. В статье рассмотрены современные проблемы, недостатки и достоинства отечественного естественнонаучного образования школьников с привлечением результатов анализа данных международных и российских исследований качества образования российских школьников.

    Abstract. The article covers modern problems, advantages and disadvantages of Russian schoolchildren’s scientific education with attraction of the analysis results of international and Russian studies of the quality of Russian school education.

    Rezjume. V stat"e rassmotreny sovremennye problemy, nedostatki i dostoinstva otechestvennogo es-testvennonauchnogo obrazovanija shkol"nikov s privlecheniem rezul"tatov analiza dannyh mezhduna-rodnyh i rossijskih issledovanij kachestva obrazovanija rossijskih shkol"nikov.

    Ключевые слова: проблемы, естественнонаучного образования, качество естественнонаучного образования школьников, результаты, международных исследований PISA и TIMSS.

    Keywords: problems of scientific education, quality of scientific education of pupils, results of international studies, PlSA and Timss.

    Kljuchevye slova: problemy estestvennonauchnogo obrazovanija, kachestvo estestvennonauchnogo obrazovanija shkol"nikov, rezul"taty mezhdunarodnyh issledovanij, PlSA i TIMSS.

    Естественнонаучное образование, как и образование в целом, выступая промежуточным звеном между наукой и человеком, отражает процесс освоения личностью системы знаний, умений, навыков, опыта практической, познавательной и творческой деятельности. Овладение основами естественнонаучных предметов (физикой, биологией, химией, экологией, географией) имеет решающее значение для личной карьеры человека. Качество естественнонаучного образования в современных условиях становится ареной конкурентной борьбы между странами и является важнейшим фактором экономического развития каждой страны.

    В целях выявления проблем и определения качества естественнонаучного образования школьников в последние десятилетия проводятся крупномасштабные исследования по двум направлениям:

    В ходе выборочных мониторинговых исследований качества образования федерального и регионального уровней;

    В ходе проведения в России международных сравнительных исследований качества образования.

    Среди международных исследований заслуживает особого внимания The Trendsin International Mathematicsand Science Study (TIMSS), которое является мониторинговым исследованием в области общего образования и позволяет проследить тенденции развития естественнонаучного общего образования (1995 г.,

    1999 г., 2003 г., 2007 г., 2011 г.). Целью исследования TIMSS является сравнительная оценка общеобразовательной подготовки учащихся средней школы по математике и естествознанию в странах с различными системами образования, выявление особенностей образовательных систем, определяющих различные уровни достижения учащихся. В соответствии с программой исследования изучается подготовка выпускников начальной школы и учащихся 8 классов по математике и естествознанию .

    Другим международным исследованием является Programme for International Student Assessment (PISA), в котором Россия участвует с

    2000 года в рамках Международной программы оценки образовательных достижений учащихся (Organization for Economic Cooperation and Development) OECD. В 2012 году был проведен

    пятый цикл исследования PISA, в нем приняли участие учащиеся из 60 стран мира. В исследовании PISA (в отличие от TIMSS, где контролируют усвоение знаний и умений применять их при решении задач), учащимся при выполнении заданий нужно применять имеющиеся знания в незнакомой ситуации, приближенной к реальной жизни. Именно поэтому результаты российских школьников заметно различаются в этих международных исследованиях.

    Результаты международной программы PISA (2000 г., 2003 г., 2006 г. и 2009 г.) показали, что по всем направлениям, которые эксперты стран-участниц признали главными для формирования функциональной грамотности (ориентация на компетентностный подход, непрерывное самообразование, овладение новыми информационными технологиями и др.), российские восьмиклассники значительно отстают от своих сверстников из большинства развитых стран мира .

    Лидирующими в мире по естественнонаучной грамотности учащихся, по данным результатов международных исследований PISA (2000 г., 2003 г., 2006 г., 2009 г.) и TIMSS (1995 г., 1999 г., 2003 г., 2007 г., 2011 г.), являются Гонконг, Сингапур, Япония, Республика Корея и Финляндия .

    По результатам TIMSS в 2011 году Россия продемонстрировала существенный подъем уровня естественнонаучной подготовки учащихся 8 классов. Средний балл российских учащихся по естествознанию составил 542 балла у учащихся 8 классов и 552 балла у учащихся 4 классов (по сравнению с 2003 годом средний балл увеличился на 28 баллов у восьмиклассников и на 26 баллов у четвероклассников). Вместе с тем, было выявлено, что при наличии достаточно высокого уровня овладения предметными знаниями и умениями, российские школьники испытывают затруднения в применении этих знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни, а также в работе с информацией, представленной в различной форме.

    В международном тесте TIMSS-2011 содержание школьного естественнонаучного образования было представлено следующими блоками: биология (35%), физика (25%), химия (20%), география (20%). Все проверяемые умения и виды учебно-познавательной деятельности в международном тесте были представлены такими группами, как: знания (35%); применение знаний (35%); рассуждение (30%).

    У российских восьмиклассников были зафиксированы статистически более высокие результаты за выполнение заданий по химии и физике и статистически более низкие результаты за выполнение заданий по биологии и географии. В качестве причин повышения результатов по естествознанию можно назвать введение независимой государственной аттестации (ГИА), начиная с 2008 года. Создание контрольных измерительных материалов ГИА по предметам естественнонаучного цикла позволило учителям осознать требования к итоговым результатам .

    Основными причинами данных проблем в исследованиях PISAи TIMSS были определены следующие факторы :

    1. Перегруженность программ предметов естественнонаучного цикла, что определяет низкое внимание развитию у учащихся общеучебных, интеллектуальных и коммуникативных умений.

    2. Слаборазвитая практическая и деятельностная составляющая содержания естественнонаучного образования (недостаточное количество практических и лабораторных работ, практико-ориентированных заданий для самостоятельного выполнения и др.).

    Названные недостатки международные эксперты рассматривали как следствие крайностей в реализации академического и фундаментального подходов в программах и учебниках среднего образования в России. В связи с этим было рекомендовано усилить личностную и практическую ориентированность содержания и процесса обучения, повысить его развивающий характер. Это потребовало со стороны российских специалистов пересмотреть требования к результатам обучения и рекомендовать ввести в программы и учебники материалы практикоориентированного характера, усилить диалогический характер обучения.

    3. Недостаточно полная реализация новых приоритетов образования в массовой школьной практике: ориентация не на освоение большого объема естественнонаучных знаний, а на формирование способности применять полученные знания в различных жизненных ситуациях, решать поставленные проблемы научными методами, уметь работать с различными источниками информации и критически оценивать полученную информацию, выдвигать гипотезы и проводить исследования. Эти направления определены как перспективные в новых российских образовательных стандартах.

    Вместе с этим, М. Барбер и М. Муршед, исследуя лучшие мировые практики школьного образования, отмечают, что высокоэффективные школьные системы, разительно отличаясь друг от друга по структуре и содержанию обучения, сосредоточивают внимание на повышении качества работы учителя, поскольку именно этот фактор оказывает прямое влияние на образовательный уровень учеников. В своем стремлении повысить качество преподавания эти передовые школьные системы твердо придерживались трех принципов:

    Привлекать в преподаватели подходящих людей (качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей);

    Превращать этих людей в эффективных педагогов (единственный способ улучшить результаты учащихся состоит в том, чтобы улучшить качество преподавания);

    Создавать систему и обеспечивать адресную поддержку таким образом, чтобы каждый ребенок мог иметь доступ к высококвалифицированному преподаванию (единственный способ достичь высочайшего уровня результатив-

    Известия ДГПУ, №3, 2014

    ности системы - поднять уровень каждого ученика) .

    Проблему качества естественнонаучного образования можно рассматривать как общую относительно других проблем. Одной из серьезнейших проблем в настоящее время является проблема учебных программ и учебников, резко отличающихся подходами к формированию содержания (системно-структурный и функциональный) и структурой учебного курса (концентрической и линейной). В связи с этим в учебных программах и учебниках разных предметных линий имеются коренные различия в последовательности изложения не только учебных тем, но и целых разделов, что негативно отражается на естественнонаучной подготовке учащихся особенно в случаях перехода учащихся из одной школы в другую.

    Другой проблемой современного естественнонаучного образования является проблема форм обучения. Из школьной практики почти полностью исчезли экскурсии в природу, не проводятся занятия на учебно-опытных участках в связи с их отсутствием в реальной жизни. Например, изучение биологии все больше проводится не на натуральных природных объектах, а с привлечением только их изображений. Никакие новейшие средства обучения (информационные, в том числе мультимедийные) не могут заменить растений, животных и их изучение в природном окружении. Относительно редко в массовой школе проводятся необходимые лабораторные работы и применяются натуральные средства обучения. Все чаще живую природу в школе изучают с помощью виртуальных экскурсий и виртуальных лабораторных работ.

    Международные и российские исследования позволили выявить не только проблемы и недостатки, но и преимущества и достижения российского естественнонаучного образования по сравнению с зарубежным опытом. Отчасти эти преимущества связаны с тем, что отечественное школьное естественнонаучное образование традиционно направлено на формирование основ наук (физики, химии, биологии и физической географии). Как показывают международные исследования, результаты российских учащихся по заданиям на понимание основ

    наук достаточно высокие, благодаря тому, что в школе большое внимание уделяется формированию понимания содержательного смысла понятий. Большинство программных вопросов усвоено более 70% учащихся. Эти данные подтверждаются и результатами ЕГЭ.

    К достижениям отечественного образования относится и то, что в России в настоящее время особое внимание придается развитию образовательной среды школ, что проявляется в следующем:

    В разработке и внедрении здоровьесберегающих технологий в школьное образование в условиях расширенного изучения дисциплин естественнонаучного цикла;

    В обновлении предметно-образовательной среды школ современными средствами информационных технологий;

    В создании ресурсных центров естественнонаучного школьного образования с банком ИКТ (информационные и коммуникационные технологии) ресурсов для всех ступеней и уровней

    Положительным является то, что во многих общеобразовательных школах страны сегодня усиливают внимание к обучению предметам естественнонаучного цикла. В последнее время российское образование становится более индивидуализированным и проявляется тенденция насыщения содержания естественнонаучного образования мировоззренческими, нравственно и экологически ценными идеями.

    Одной из самых значимых тенденций развития содержания естественнонаучного образования на современном этапе является его насыщение видами универсальной учебной деятельности (в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) в содержании не так подробно прописан перечень понятий, как конкретно и в расширенном составе представлен состав видов деятельности).

    Таким образом, в настоящее время существует целый ряд проблем, касающихся отечественного естественнонаучного образования, и вместе с этим, как свидетельствуют результаты естественнонаучного образования, имеются определенные преимущества и позитивные тенденции.

    Литература

    1. Барбер М. Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах / М. Барбер, М. Муршед // Вопросы образования. ГУ ВШЭ. 2008. № 3. С. 7-60. 2. Ковалева Г. С., Красновский Э. А., Краснокут-ская Л. П., Краснянская К. А. Основные результаты международного исследования образовательных достижений учащихся PISA-2000 // Школьные технологии. 2003. № 5. С. 85-96. 3. Основные результаты международного исследования образовательных достижений учащихся. PISA-2006: М. : ИСМО РАО.

    2007. 4. Основные результаты международного исследования качества математического и естест-

    веннонаучного образования TIMSS-2011: Аналитический отчет / М. Ю. Демидова и др. / под науч. ред. Г. С. Ковалевой. М. : МАКС Пресс, 2013. 154 с. 5. Российская система оценки качества образ]вания: главные уроки http://www.rtc-edu.ru/resources/publications/94. 6. http://www. Centero-ko.ru/ pisa09/ pisa09_pub.htm 7. http://timss.bc.edu/

    1. Barber M. How to achieve consistently high quality of teaching at schools / M. Barber, M. Murshed // Education Problems. SU HSE. 2008. # 3. P. 7-60. 2. Kovaleva G. S., Krasnovsky E. A., Krasnokutskaya

    L. P., Krasnyanskaya K. A. Main results of the international study PISA-2000 // School technology.2003. # 5. P. 85-96. 3. The main results of the international study of educational achievements of pupils. PISA

    Психолого-педагогические науки

    2006: M. : ISMO RAO. 2007. 4. The main results of the international study of the quality of mathematics and science study TIMSS-2011: Analytical report / M.Yu. Demidova et al. Sci. / ed. G. S. Kovaleva. M. : MAX Press, 2013. 154 p. 5. Russian system of education quality assessment: key lessons http://www.rtc-edu.ru/resources/publications/94 6. http://www.centeroko.ru/pisa09/pisa09_pub.htm 7. http://timss. bc.edu/

    1. Barber M. Kak dobit"sja stabil"no vysokogo kachestva obuchenija v shkolah / M. Barber, M. Mur-shed // Voprosy obrazovanija. GU VShJe. 2008. № 3. S. 7-60. 2. Kovaleva G. S., Krasnovskij Je. A., Krasnokutskaja L. P., Krasnjanskaja K. A. Osnovnye rezul"taty mezhdunarodnogo issledovanija ob-razovatel"nyh dostizhenij uchashhihsja PISA-2000 // Shkol"nye tehnologii. 2003. № 5. S. 85-96. 3. Osnovnye rezul"taty mezhdunarodnogo issledovanija obrazovatel"nyh dostizhenij uchashhihsja. PISA-2006: M. :, ISMO RAO. 2007.

    4. Osnovnye rezul"taty mezhdunarodnogo issledovanija kachestva matematicheskogo i estestvennonauch-nogo obrazovanija TIMSS-2011: Analiticheskij otchet / M. Ju. Demidova i dr. / pod nauch. red. G. S. Kovale-voj. M. : MAKS Press, 2013. 154 s. 5. Rossijskaja sistema ocenki kachestva obrazovanija: glavnye uroki http://www.rtc-edu.ru/resources/publications/94. 6. http://www.centeroko.ru/pisa09/ pisa09_ pub.htm

    7. http://timss.bc.edu/

    Статья поступила в редакцию 06.06.2014 г.

    КОМПОНЕНТЫ БИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗНООБРАЗИЯ

    COMPONENTS OF THE BIOLOGY DIVERSITY IN THE CONTENT OF THE GENERAL COMPLETE

    BIOLOGICAL EDUCATION

    © 2014 Власова Е. А., Сухорукова Л. Н. Ярославский государственный педагогический университет

    им. К. Д. Ушинского © 2014 Vlasova E. A., Sukhorukova L. N. K. D. Ushinsky Yaroslavl State Pedagogical University

    Резюме. Статья посвящена биологическому разнообразию, его изучению и сохранению. В ней раскрывается содержание понятия о биологическом разнообразии в школьном курсе общей биологии. При этом отмечается ценностный компонент биоразнообразия, включающий этическую, эстетическую, экономическую ценности. Особое внимание уделяется научным компонентам, их развитию начиная с генетического разнообразия через популяционно-видовое к экосистемному.

    Abstract. The article deals with the biological diversity, its study and preservation. It reveals the essence of the concept of biological diversity in the school course of General Biology. The authors note the value component of biodiversity, including ethical, aesthetic, and economic values. Special attention is paid to scientific components, their development since the genetic diversity through population species to ecosystem.

    Rezjume. Stat’ja posvjashhena odnoj biologicheskomu raznoobraziju, ego izucheniju i sohraneniju. V nej raskryvaetsja soderzhanieponjatija o biologicheskom raznoobrazii v shkol’nom kurse obshhej biologii. Pri jetom otmechaetsja cennostnyj komponent bioraznoobrazija, vkljuchajushhij jeticheskuju, jesteti-cheskuju, jekonomicheskuju cennosti. Osoboe vnimanie udeljaetsja nauchnym komponentam, ih razviti-ju nachinaja s geneticheskogo raznoobrazija cherezpopuljacionno-vidovoe k jekosistemnomu.