Где жил пророк мухаммад. Семья и родственники пророка мухаммада, мир ему и благословение аллаха

Молочные матери Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха

Сувайба – вольноотпущенница Абу Ляхаба . Она кормила его молоком несколько дней. Вместе с ним она кормила Абу Саляму Абдуллаха бин аль-Асад аль-Махзуми вместе с ее сыном Масрухом . Также с ними она кормила дядю Пророка, мир ему и благословение Аллаха, Хамзу бин Абдульмутталиб . Есть разногласия относительно того приняла ли она Ислам, а Аллах знает лучше.

Затем его, мир ему и благословение Аллаха, кормила Халима из племени Саад молоком, которым кормила и своего сына Абдуллаха и Джудамату , которую также зовут Шайма , являющимися детьми аль-Хариса бин Абдальизза бин Рифаа ас-Саади . Также есть разногласия относительно того приняли ли Ислам эти его молочные родители, а Аллах знает лучше.

Также она кормила вместе с Пророком, мир ему и благословение Аллаха, Абу Суфьяна бин аль-Хариса бин Абдальмутталиб , который стал ярым врагом Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, а затем принял Ислам в год покорения Мекки и стал хорошим мусульманином.

Дядю Пророка, мир ему и благословение Аллаха, Хамзу также кормили молоком в племени бану Саад бин Бакр, и его кормила молоком молочная мать Пророка, мир ему и благословение Аллаха, Халима. Таким образом, Хамза был молочным братом Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, с двух сторон: со стороны молочной матери Сувайбы и молочной матери Халимы.

Воспитатели Пророка, мир ему и благословение Аллаха

Его родная мать Амина бинт Вахб бин Абдманаф бин Зухра бин Киляб .

Также его воспитывали Сувайба, Халима, ее дочь Шайма, которая также является его молочной сестрой и она воспитывала его вместе со своей матерью. Она приезжала к нему, мир ему и благословение Аллаха, вместе с делегацией племени Хавазин и он постелил для нее свой плащ и усадил на него, соблюдая родственные отношения.

Также к ним относится уважаемая, почтенная Умм Айман Бараката аль-Хабашия , которая досталась ему в наследство от отца и она последовала его религии. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, выдал ее замуж за своего любимца Зайда бин аль-Хариса , и она родила ему Усаму .

После смерти Пророка, мир ему и благословение Аллаха, Абу Бакр и Умар посетили ее и нашли, что она плачет. Они спросили ее почему она плачет, ведь то, что у Аллаха лучше для Посланника. На что она ответила, что плачет по причине прекращения откровений с небес. Это их сильно растрогало и они заплакали.

Дети Пророка, мир ему и благословение Аллаха

Первым из них был аль-Касим , по имени которого он получил свою кунью (прозвище «абу аль-Касим» (отец аль-Касима)). Он умер ребенком, также говорится, что он достиг возраста, когда мог ездить верхом и он ездил на верблюдице.

Затем родилась Зайнаб . Также говорится, что она была старше аль-Касима. Затем Рукайя , Умм Кульсум , Фатима . Про каждую из них говорится, что она была старше своих сестер. Передается от ибн Аббаса , что Рукайя была старше остальных своих сестер, а Умм Кульсум самой младшей.

Затем родился Абдулла . Существует вопрос: родился ли он до начала пророчества или после? Некоторые ученые посчитали достоверным, что он родился после начала пророчества. Также существует вопрос: принадлежат ли ему имена «ат-Тайиб » и «ат-Тахир », или это имена других детей Пророка, мир ему и благословение Аллаха? По этому вопросу существует два мнения, и достоверным является мнение, что эти имена являются прозвищами Абдуллы, а Аллах знает лучше.

Все эти дети были от Хадиджи , тогда как от других жен у Пророка, мир ему и благословение Аллаха, детей не было.

Затем, в восьмом году по хиджре, в Медине, его наложница Мария Киптия родила Пророку, мир ему и благословение Аллаха, сына Ибрахима , о чем его обрадовал его вольноотпущенник Абу Рафи , за что ему был подарен раб. Он умер ребенком еще до того, как был отлучен от кормления грудью. Есть разногласие, читалась ли над ним молитва? Одни говорят, что читалась, а другие – нет.

Все дети Пророка, мир ему и благословение Аллаха, умерли до него, кроме Фатимы, которая умерла спустя шесть месяцев после его смерти.

Аллах возвысил ее за ее терпение и довольство над остальными женщинами мира. Фатима является лучшей из дочерей Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Также говорится, что она является лучшей женщиной этого мира. Также говорится, что лучшей женщиной является ее мать Хадиджа. Также говорится, что это Айша . Также говорится, что в этом вопросе нет единогласного и достоверного мнения.

Дяди и тети Пророка, мир ему и благословение Аллаха, со стороны отца

Дяди : лев Аллаха и Его Посланника, господин шахидов – Хамза бин Абдальмутталиб, аль-Аббас , Абу Талиб , которого звали Абд Манаф , Абу Ляхаб, которого звали Абдульузза , аз-Зубайр , Абдулькааба , аль-Мукаввим , Дарар , Кусам , аль-Мугира , у которого была кличка Хаджаль , аль-Гайдак , которого звали Мус’аб , также говорится Науфаль . Некоторые добавляют сюда и аль-Аввам .

Кроме Хамзы и аль-Аббаса никто из них Ислам не принял.

Тети: Сафия мать аз-Зубайра бин аль-Аввама , Атика , Барра , Урва , Умайма , Умм Хаким аль-Байдза .

Из них Ислам приняла Сафия и есть разногласие относительно принятия Ислама Атикой и Урвой. Некоторые посчитали достоверным, что Урва приняла Ислам.

Самым старшим дядей был аль-Харис, а младшим – аль-Аббас, от которого пошло потомство, которое заполнило землю. Говорится, что во время правления Ма’муна потомки аль-Аббаса были пересчитаны и оказалось, что они достигли 600 тысяч человек, что является явным преувеличением.

Также большое потомство пошло и от Абу Талиба. Потомство было и у аль-Хариса, и у Абу Ляхаба. Некоторые считают, что аль-Харис и аль-Мукаввим это один человек, другие считают, что Гайдак и Хаджаль это один человек.

Из книги ибн Кайима аль-Джаузия

Он родился наполовину сиротой, ибо его отец Абдуллах умер, когда его мать была на втором месяце беременности.

Когда ему было шесть лет, умерла и его мать, Амина бинт Уахаб, оставив Мухаммада сиротой. Его опекуном стал Абдуль-Мутталиб, его дед по отцу, который имел особое положение и влияние в Мекке. Члены его племени Курайш относились к нему, как к достопочтенному шейху. А в те времена племя Курайш занимало господствующее положение среди всех других арабских племен.


Пророк Мухаммад стал предметом заботы, любви и привязанности своего деда, но все это длилось недолго, ибо его дед ушел из жизни, когда Мухаммаду было всего восемь лет. После смерти деда опекуном мальчика стал его дядя Абу Талиб.
Когда Мухаммаду исполнилось двенадцать лет, он вместе с дядей Абу Талибом отправился в торговое странствие в Билад аш-Шам (Сирия). Так Мухаммад впервые покинул свои родные места. Когда ему исполнилось двадцать пять лет, он снова отправился в Билад аш-Шам, на этот раз по делам госпожи Хадиджи бинт Хуайлид, богатой и благородной женщины. Услышав о том, что это человек надежный и честный, Хадиджа доверила ему свои деньги. По возвращении Мухаммада из Билад аш-Шама она предложила ему жениться на ней. На то время ему было двадцать пять лет, а ей сорок.
Еще до того, как Мухаммад в возрасте сорока лет стал пророком, его прозвали “достойный доверия”, ибо он был самым высоконравственным и самым достойным человеком в своей среде. Он славился такими чертами характера, как терпимость, скромность, справедливость, терпение, целомудрие, щедрость и храбрость.
Мухаммад был известен своей ненавистью к языческим идолам еще до начала своей пророческой миссии. Ненависть эта была столь велика, что Мухаммад никогда не присутствовал ни на одном из языческих ритуалов. К тому же пророк Мухаммад никогда в жизни не пил пьянящих напитков.
Эти черты характера присущи всем пророкам. Бог наделяет Своих пророков такими качествами, подготавливая их к принятию Своего Откровения. Ибо пророки всегда должны быть непогрешимы. Это означает, что они не совершают грехов ни до вступления на стезю пророчества, ни после этого.
Иудеи и христиане, жившие в те времена на Аравийском полуострове и в соседних землях, ожидали появления Последнего из пророков в этом мире, так как об этом гласили их Священные книги – Тора и Евангелие.


В 610 г. от Рождества Христова, когда пророку Мухаммаду исполнилось сорок лет, ему через архангела Гавриила (по-арабски Джибрииль) было ниспослано откровение от Бога. Гавриил принес ему первые пять стихов суры Аль-‘Аляк (“Сгусток”) Священного Корана1. Таким образом, Аллах назначил Мухаммада пророком.
С того дня Коран постепенно ниспосылался пророку Мухаммаду откровением на протяжении последующих двадцати трех лет. Каждое новое откровение Корана ниспосылалось Пророку Богом сообразно 1) обстоятельствам и событиям, требовавшим их правильного истолкования и разъяснения, а также 2) по мере необходимости конкретных практических наставлений и указаний2. Коран – это Слово Божье, ниспосланное пророку Мухаммаду через ангела Гавриила; в данном случае роль как пророка Мухаммада, так и Гавриила сводилась лишь к донесению его до людей. Гавриил произносил Коран пророку Мухаммаду, который затем заучивал его и доносил до людей. Пророк велел всем, кому было доверено, хранить текст Корана и записывать его, ибо сам он был неграмотен3. Стоит сказать и о том, что весь текст Корана был полностью записан и сохранен при жизни пророка Мухаммада.
До начала миссии Пророка Аравийский полуостров пребывал под властью невежества и тирании, ибо люди поклонялись идолам. Каждое племя имело своего собственного бога в виде идола, которому оно поклонялось. В то время полуостров населяли 360 племен, и, соответственно, существовало по меньшей мере 360 идолов.
Кроме того, более сильные обходились с более слабыми по принципу “разделяй и властвуй”, и поэтому войны разгорались по малейшему поводу. Это был период, когда процветали воровство и всевозможные грабежи, вплоть до грабительства караванов на больших торговых путях; ростовщичество, прелюбодеяние, пьянство, азартные игры, а также обычай захоронения заживо девочек-младенцев из-за того, что семья новорожденной боялась позора или нищеты. Положение женщины в обществе было сведено на нет. Так, женщина не имела права наследования недвижимого имущества своих близких родственников и, ко всему прочему, сама считалась вещью, переходящей по наследству, подобно предмету мебели, животному или домашней утвари.


Придя с пророческой миссией, Мухаммад введением Ислама возвестил начало новой эры. Он призвал людей поклоняться Единому Богу и соблюдать ряд новых принципов и норм повседневной жизни, неведомых людям того времени. Эти новые принципы и нормы поведения положили конец убийствам, грабежам, ростовщичеству, прелюбодеянию, азартным играм, пьянству, захоронениям заживо новорожденных девочек, пренебрежению правами женщин, а также всем остальным порокам, господствовавшим в доисламские времена.

Религия, которую проповедовал пророк Мухаммад, глубоко изменила нравственные устои в среде арабов, ибо она призывала поклоняться Единственному Богу, Аллаху, а также внушала людям такое понятие, как жизнь после смерти. Эта новая религия проповедовала равенство всех людей, целомудрие, добропорядочные родственные отношения, уважение прав соседа, благотворительность, а также отстаивала права женщин на наследование собственности и владение ею.
Большинство язычников Мекки были недовольны новым укладом общественной жизни, который проповедовал пророк Мухаммад, и начали борьбу с ним. Они подвергали его всевозможным преследованиям, причиняя ему глубокие телесные и душевные раны. Они стали обзывать его “лжецом”, “безумцем”, “колдуном” и “стихотворцем”. Прозвище “стихотворец” было призвано унизить его. Тем самым язычники стремились показать, что они не признают Коран Откровением, ниспосланным Мухаммаду свыше. И если до пророчества Мухаммада люди называли его “достойный доверия”, то впоследствии они наградили его множеством дурных и оскорбительных прозвищ.


Язычники также подвергали мукам последователей Пророка. И, в конце концов, Мухаммад и его последователи были изгнаны из родного города Мекки и вынуждены были переселиться в пустынную местность. Там они оставались в течение трех лет, испытывая острую нехватку пищи и воды, а также многие другие тяготы и страдания.
Но несмотря ни на что пророк Мухаммад продолжал проповедовать Ислам в Мекке в течение тринадцати лет. После этого Всемогущий Бог повелел ему переселиться в Медину. Это переселение из Мекки в Медину, называемое хиджра, считается точкой отсчета истории Ислама, оно устанавливает начало мусульманского календаря. Когда Пророк переселился в Медину, жители этого города оказали ему поддержку, и он основал там первое Исламское государство.
Медине пророк Мухаммад был правителем, судьей и военачальником. Эти обязанности дополняли важнейшую роль Мухаммада как пророка, посланника, отца своих детей и супруга своих жен. Этот момент наглядно доказывает основные различия между мусульманской и немусульманской культурами. Так, Ислам является всеобъемлющей религией, которая охватывает все аспекты жизнедеятельности людей. Поэтому мусульмане не верят в распространенную на Западе доктрину “разделения церкви и государства”.
Пророк Мухаммад осуществлял стратегическое руководство в деле защиты Медины, руководя войсками и военными действиями. Он сражался во многих битвах против язычников и других врагов Ислама – это двадцать семь военных походов и шестьдесят военных отрядов. Все эти военные действия предпринимались с целью остановить натиск врагов, а также обеспечить защиту Медины. Кроме того, эти битвы призваны были расчистить путь для распространения Ислама.
Прошло время, и люди поняли, что они сами вольны решать, избрать ли для себя Ислам в качестве нового образа жизни. Спустя некоторое время они убедились в истинности этой новой религии, и Ислам начал распространяться по всему Аравийскому полуострову. Пророк Мухаммад направил письма некоторым из монархов того времени, а также правителям соседних государств, призвав их принять Ислам, ведь Ислам – это религия без границ, т.е. для всех народов. Пророк Мухаммад отправил послания: Ираклию, византийскому императору; Аль-Мукаукасу, египетскому принцу; Асхаму ибн Аль-Абджару, негусу (правителю) Эфиопии; Хосрову, царю Персии; Аль-Мунзиру ибн Сауа, царю Бахрейна; Джифару и ‘Абду, обоим царям Омана; а также Хузе ибн Али, царю Аль-Ямама.

Пророк Мухаммад заключил договор о мире с народом Мекки сроком на десять лет. Но мекканцы нарушили этот договор и объединились с племенем Бакр, которое погубило многих членов племени Хузаа (это племя заключило союз с пророком Мухаммадом). Во главе десятитысячного войска Пророк выступил в поход за покорение Мекки. Мекканцы поняли всю тщетность сопротивления силам Пророка и сдались без боя.
Покорение Мекки считается у мусульман величайшим триумфом, поскольку она имеет статус священного города, куда люди совершают ежегодное паломничество. Мекка – это территория, где находится Кяаба, Запретный Дом Аллаха, возведенный пророками Авраамом и Исмаилем (мир им). Этот город имел также огромное политическое и торговое значение для всех арабских племен. Пророк Мухаммад сам был уроженцем Мекки, как и многие из его сподвижников. И именно здесь против Мухаммада ополчились все племена. Так Мекка стала стратегическим центром сопротивления Исламу. Именно поэтому ее покорение имело такое большое значение. Пророк прекрасно осознавал, что взятие Мекки есть лучший путь распространения Ислама среди арабов.


Пророк Мухаммад вошел в Мекку смиренно, полностью и всецело предавшись Богу, а не с высокомерным видом победителя, покорившего своих злейших врагов. Свидетельством смирения Мухаммада и его подчинения Богу было то, что, въезжая в Мекку, он преклонил голову так, что лоб его почти касался седла его верблюда. Кроме того, пророк Мухаммад простил всех жителей Мекки и велел своим воинам не трогать их имущество и богатство.
Благодаря тому, что Пророк повел себя осмотрительно и терпимо, все граждане Мекки обратились в Ислам. Что же касается окружавших Каабу идолов, они должны были быть разрушены все до единого.
Покорив Мекку, пророк Мухаммад вернулся в Медину, куда стеклись сотни людей, желавших обратиться в Ислам. Все арабские племена послали в Медину свои делегации на встречу с Пророком, который научит их Исламу. Все эти делегации обращались в Ислам, каждая – от имени своего племени. Этот год обрел известность как Год делегаций.
Пророк Мухаммад смог объединить все арабские племена на основе Ислама. Между этими племенами издавна царили взаимная вражда и презрение. Они постоянно сражались между собой, и никому за всю историю Аравийского полуострова еще не удавалось их объединить. Установив исламское государство, пророк Мухаммад объединил подавляющую часть населения Аравийского полуострова.
Перед смертью Пророк совершил паломничество в Мекку. Он обошел вокруг Каабы семь раз. Во время этого Последнего паломничества пророк Мухаммад выступил со своей знаменитой Прощальной речью. Вот часть из того, что он тогда сказал:
“…О люди, слушайте меня, я поясню вам, ибо, воистину, я не знаю, встречу ли я вас на этом месте спустя этот год.
О люди, воистину, как свят для вас этот месяц и день, как священен для вас этот город Мекка, точно так же должны быть для вас святы и священны жизнь и имущество каждого мусульманина, и так до того, как вы встретите Господа вашего. О Аллах, довел ли я до сведения людей (Твое послание)? (Коль так), будь мне в том Свидетелем.
И тот, у кого есть доверенная кем-то вещь (амана), пусть вернет ее тому, кто ее доверил ему.


О люди, воистину, шайтан (сатана) утратил надежду на то, что ему будут поклоняться на вашей земле. Однако он довольствуется тем, что подчиняет вас во всех иных ваших деяниях, которыми вы пренебрегаете.
О люди, воистину, верующие есть братья, и разрешается человеку имущество брата его лишь только по его доброй воле. О Аллах, довел ли я до сведения людей (Твое послание)? (Коль так), будь мне в том Свидетелем.
О люди, не обратитесь же после меня в неверных, убивая и угнетая друг друга. Ведь я, воистину, оставил средь вас то, придерживаясь которого вы никогда не заблудитесь, – Книгу Аллаха. О Аллах, довел ли я до сведения людей (Твое послание)? (Коль так), будь мне в том Свидетелем.
О люди, Господь ваш один, и отец ваш один – все вы от Адама, а Адам из земли. Самый благородный из вас пред Аллахом – самый богобоязненный.
Нет превосходства у араба перед иноязычным, кроме как в богобоязненности. О Аллах, довел ли я до сведения людей (Твое послание)? (Коль так), будь мне в том Свидетелем.
И пусть известит присутствующий из вас отсутствующего”.
В 633 г. н.э. пророк Мухаммад умер. Ему тогда было шестьдесят три года по лунному календарю или шестьдесят один год по солнечному календарю. Сразу же после его кончины Абу Бакр обратился к народу со словами: “Воистину, всякий, поклонявшийся Мухаммаду, знает, что Мухаммад мертв. Но всякий, поклоняющийся Аллаху, знает, что Аллах жив, что Он не умирает”. Затем он произнес следующие аяты из Священного Корана:
“Поистине, ты смертен (Мухаммад), как смертны и они”.
(Сура 39, аят 30)
“И Мухаммад – не больше чем посланник, ему предшествовали многие другие, и если он умрет или погублен будет, ужель вы обратитесь вспять? Отступники ни в чем не повредят Аллаху, но благодарным же сполна воздаст Аллах”.
(Сура 3, аят 144)
Тело Пророка было захоронено в его же доме, в комнате его жены ‘Аиши, то есть там же, где он умер. Ее комната расположена возле самой Мечети Пророка, которая сегодня расширилась настолько, что дом Пророка оказался внутри нее. Мечеть Пророка находится в Медине.
Сегодня эту Мечеть посещают миллионы мусульман. Посещать ее можно во время паломничества в Мекку или в другое время.
Не прошло и двух веков после смерти пророка Мухаммада, как мусульмане распространили его Послание. Ислам разошелся по миру до Китая на востоке и Испании на западе. Толчком для такого удивительно быстрого распространения мусульманской веры явились учения Ислама.
Сегодня в мире насчитывается более миллиарда мусульман4, большинство из которых проживает в 55-ти мусульманских странах Азии и Африки. Самой крупной мусульманской страной в настоящее время является Индонезия. Помимо этого, миллионы мусульман живут и в немусульманских странах: 120 миллионов – в Индии, более 100 миллионов – в Китае, около 20 миллионов – в России.


Итак, в настоящее время четырьмя странами с самым многочисленным мусульманским населением являются: Индонезия, Бангладеш, Пакистан и Нигерия. Миллионы мусульман проживают также в таких немусульманских странах, как Филиппины, Бирма, Таиланд, бывшая Югославия и США.

Пророк Мухаммад (мир ему), поистине, является одним из самых влиятельных фигур в истории ислама. Но мало людей знают, каким человеком в действительности являлся великий пророк ислама. Представленные далее факты являются самыми удивительными о посланнике Аллаха (мир ему).

  1. Он был сиротой

Отец Пророка умер еще до рождения Мухаммада. По древней арабской традиции маленького Мухаммада отдали на воспитание бедуинам. Когда Мухаммаду (мир ему и благословение) было 6 лет, его мать умерла, возвращаясь из Медины, куда она ездила навестить родственников. После этого его попечителем стал дедушка Абдульмутталиб, а присматривала за ним Умму-Айман. Пророк (мир ему и благословение) позже говорил, что она его вторая мать. Когда ему было 8 лет, умер и его любимый дедушка. Его попечителем стал, по завещанию дедушки, дядя Абу Талиб.

  1. Он женился по любви

Вдове Хадидже было 40 лет, Пророку Мухаммаду – 25 лет, Пророк Мухаммад работал у Хадиджы, и занимался сопровождением торговых караванов. Хадиджа, заметив благочестивый нрав Мухаммада, сама предложила ему жениться на ней. Поистине, эта была большая любовь, основанная на уважении и вызванная влечением к благому нраву. Мухаммад был молод и мог выбрать другую молодую девушку, но именно Хадидже он отдал свое сердце, и они прожили в браке 24 года до ее смерти. Мухаммад тосковал по Хадидже на протяжении 13 лет до того, как покинул мир сам. Его последующие браки были вызваны личным побуждением помочь и предоставить социальную защиту. Кроме того, у Мухаммада родились дети только от Хадиджы.

  1. Его первая реакция на обретение пророчества – сомнение и отчаяние

В определенном возрасте у Мухаммада возникла потребность в уединении. Ему не давали покой вопросы, ответы на которые он не мог найти. Мухаммад уединялся в пещере Хира и проводил время в размышлениях. В время одного очередного уединения его постигло первое откровение от Аллаха. Ему тогда было 40 лет. По его собственным словам, в этот момент боль была настолько сильной, что он думал, что умирает. Встреча с Ангелом Всевышнего стала для него необъяснимой. Мухаммада охватил страх и отчаяние, покой от которого он искал у своей жены Хадиджы.

  1. Пророк был реформатором

Послание ставшего пророком Мухаммада, обретшего истинное послание и откровение, шло вразрез с устоявшимися нормами арабского общества. Послание Мухаммада было против развращенности и невежества мекканского общества. Продолжающиеся откровения, приходящие к Мухаммаду требовали социальной и экономической справедливости, что вызвало несогласие элиты.

  1. Пророк Мухаммад выступал за мир

Пророк на протяжении всей своей жизни подвергался множеству трудностей, среди которых непринятие его как пророка, ополчение многобожников, организованные притеснения его и его последователей. Пророк никогда не отвечал агрессией на агрессию, он всегда сохранял здравый ум и терпимость, призывая к миру. Высшей точкой миролюбия Пророка является его проповедь, произнесенная на горе Арафат, где посланник призывал своих последователей уважать религию и народы, не причинять зла людям даже словом.

  1. Он умер, не оставив преемника

Пророк покинул мир, не оставив преемника, так как все его дети умерли еще до него. При таких условиях многие думали, что пророк ясно определит свое желание о преемнике, но этого не случилось.

Сайда Хайат

Пожалуйста, сделайте репост этой записи на Facebook!

Мухаммед ибн Абдаллах, курайшит из рода Хашим, родился в одной из благородных мекканских семей. Традиционно приписываемый Мухаммеду год рождения – 570, невозможно подтвердить. Разумеется, не известны и точные месяц и число этого события.

Отец Мухаммеда, Абдаллах, умер еще прежде, чем родился его сын. Тем самым вдова Амина вместе с новорожденным оказывались на попечении рода.

Младенца при рождении назвали Котаном. Однако после благодарения богам Каабы за их благословение, глава рода Хашим Абд аль-Муталлиб назвал своего внука Мухаммедом, что означает: «Восхваленный». Гости удивились этому имени, довольно редкому, но известному среди арабов. На вопрос одного из гостей относительно того, почему не сохраняется традиция использования родового имени, Абд аль-Муталлиб ответил так: «Пусть Всевышний восхвалит в небесах того, кого Он создал на земле».

О периоде его отрочества и юности мало что можно сказать определенно, кроме того, что он рано осиротел: в два года он потерял мать, до восьми лет он оставался на попечении дедушки, – Абд аль-Муталлиба, а потом своего дяди – Абу Талиба. Последующая мусульманская традиция породила множество мифических сказаний о детстве «пророка» и разукрасила их самыми разнообразными деталями. Известно, впрочем, что Мухаммед в отрочестве был пастухом, а также ходил с караванами; один раз он побывал в Сирии, где, согласно легенде, христианский отшельник распознал в нем будущего пророка.

В 25 лет Мухаммед поступил на работу к своей дальней родственнице, вдове богатого купца Хадидже, на которой он чуть позднее женился, несмотря на то, что она была старше Мухаммеда на 15 лет. Женитьба, состоявшаяся по инициативе Хадиджи, дала Мухаммеду свободу действий и предоставила ему досуг, необходимый для умственного развития. Ежегодно он проводил какое-то время в одиночестве на горе Хира, неподалеку от Мекки (это был обычный для доисламской Аравии образ аскезы).

Во время одного из таких уединений в 610 г., когда ему было около сорока лет, Мухаммед, согласно традиции, услышал обращенный к нему призыв. Ему явился некий безымянный призрак, которого позднее стали считать архангелом Гавриилом. Он силой заставил Мухаммеда прочитать стихи. Эти стихи стали первыми строками «откровения». Вот как это краеугольное событие описывается в жизнеописании основателя ислама Ибн Хишама:

«Когда наступил этот месяц… посланник Аллаха отправился к горе Хира… Когда наступила ночь… принес ему Джибрил веление Аллаха. Посланник Аллаха рассказывал: -Явился мне Джибрил, когда я спал, с парчовым покрывалом, в которое была завернута какая-то книга и сказал: -Читай!» Я ответил: -Я не умею читать». Тогда он стал душить меня этим покрывалом, так, что я подумал, что пришла смерть. Потом он отпустил меня и сказал: -Читай!» Я ответил: -Я не умею читать». Он опять стал душить меня им, и я подумал, что умираю. Потом он отпустил меня и сказал:-Читай!» Я ответил: -Я не умею читать». Он вновь стал душить меня, так что я решил, что наступил конец, потом он отпустил меня и сказал:-Читай!» Я ответил: -Что читать?», желая только избавиться от него, чтобы он не стал опять делать со мной то же, что раньше. Тогда он сказал: -Читай! Во имя господина твоего, который сотворил..». (Коран 96, 1-5)».

Призвание Мухаммеда, как оно описано в мусульманских источниках, очень напоминает способ призвания шамана духами. Известно, что шаманами никто не становится по своей воле, и никто не стремится ими стать. Шаманы сами избираются потусторонними силами для службы им, после чего духи заставляют, в том числе и мучениями (так называемая «шаманская болезнь») кандидата в шаманы принять определенную им миссию. Видна основная параллель и в призвании Мухаммеда, и в призвании шаманов – это насилие над личностью, желание силой и мучениями заставить человека принять свою волю. Эту параллель отмечали и светские исследователи, например, М. Элиаде, который проводил также параллели между чудесным вознесением Мухаммеда на небо – «мираджем» и видениями шаманского транса.

В страхе Мухаммед прибегает домой и рассказывает о видении своей жене Хадидже. Та отправляется к своему двоюродному брату-христианину Вараке, и именно в разговоре с ним появляется концепция ислама – Варака толкует видение в том смысле, что это было явление архангела Гавриила, который являлся всем пророкам, и что Мухаммед также, следовательно, является пророком единого Бога. Хадиджа уверовала в это и постаралась убедить в этом самого перепуганного Мухаммеда, которому продолжало по ночам являться то же духовное существо. Довольно долго он пребывал в подозрениях, что это диавол.

Однако довольно оригинальным способом Хадидже удалось убедить его, что ему является именно ангел, а не шайтан. Когда Мухаммед в очередной раз увидел явившегося ему духа в образе человека, он сказал об этом Хадидже. Была ночь. Она спросила: «Видишь ли ты его сейчас?» Он сказал: «Да». После этого она раскрылась и спросила: «Видишь ли ты его теперь?» Он ответил: «Нет, он исчез». Она сказала: «Крепись и радуйся, потому что мы теперь точно знаем, что это ангел, а не дьявол». По ее мысли, будь он шайтаном, то остался бы посмотреть на обнаженную женщину, а ангел, с подобающей ему стыдливостью, обязательно бы удалился (см. Ибн Хишам. Жизнеописание пророка Мухаммеда. М., 2003. - С. 94 ).

Примечательно, что при этом формировании начальной концепции ислама, роль самого Мухаммеда была пассивной. Приняв определенную ему миссию, Мухаммед стал получать новые откровения, но еще целых три года он рассказывал о том, что ему открылось только в интимном кругу. Появились первые немногочисленные последователи – мусульмане («покорные»). Само название религии «ислам» переводится мусульманами как «покорность», в смысле, покорность Аллаху. Первыми мусульманами стали, прежде всего, родственники (жена Хадиджа, племянник Али и т.п.) и близкие знакомые.

Первой мусульманкой была Хадиджа, вторым – его племянник Али, которому тогда было 12 лет, и которого Мухаммед взял на воспитание. Следующим мусульманином стал раб Мухаммеда – Зейд. Потом появились другие, но, за исключением Абу Бакра – как правило, незнатные, не игравшие никакой роли в политической жизни Мекки люди, которые, тем не менее, верили, что Мухаммед пророк единого бога, которого он проповедовал под именем Аллаха. Они вместе собирались, молились, Мухаммед пересказывал им свои откровения, учил верить в одного Бога и себя, как пророка.

Следует процитировать несколько хадисов, которые описывают, каким образом Мухаммеду были откровения. Видения, подобные первоначальному, были очень редки. Откровения большей частью приходили в другом образе.

Ибн Саад приводит следующий хадис:

«Ал-Xapuc ибн Хишам сказал: -О посланник Аллаха! Как нисходят на тебя откровения?» Посланник Аллаха, ответил ему: -Иногда они приходят ко мне в форме звенящего колокола, и мне приходится очень тяжело; (в конце концов) он прекращает звенеть, и я помню все, что мне сказали. Иногда ангел появляется передо мной и говорит, а я вспоминаю все, что он сказал». Айша сказала: -Я была свидетельницей, когда откровение пришло ему в очень холодный день, когда оно прекратилось, весь его лоб был в испарине»».

«Убейд б. Самит рассказывает, что когда откровение сходило на посланника Аллаха, он чувствовал тяжесть, и цвет лица его подвергался изменению»(Хадис из сборника Муслима).

«Лицо пророка было красным, и он тяжело дышал какое-то время, а потом освобождался от этого» (Хадис из сборника ал-Бухари).

Надо сказать несколько слов о версиях, которые существовали в христианском мире, и о понимании этих откровений. Их три основных.

Первая версия: Мухаммед это имитировал и дурачил своих последователей. Он специально пользовался этим, чтобы произвести большее впечатление вокруг своего учения. Эта версия развита, в частности, у Феодора Абу Курры.

Другая: Мухаммед страдал эпилепсией, и эти состояния были эпилептическими припадками. Первым эту мысль выразил прп. Феофан Исповедник. Она пользуется вниманием в научном мире и до сего дня. Дело в том, что в жизнеописании Мухаммеда, написанном ибн Хишамом, имеются такие моменты, из которых можно сделать вывод, что подобные припадки были у Мухаммеда в детстве. Описывается случай, когда Мухаммед еще в младенческом возрасте, находясь в семье кормилицы Халимы, впал в обморочное состояние. Тогда Халима и ее муж очень перепугались за него, и, как говорит сама Халима: «Отец сказал мне: боюсь, что у этого ребенка был удар, поэтому отдай его в его семью, пока не сказался результат». Так мы взяли ребенка и отнесли его матери».

Еще одна версия состоит в том, что Мухаммед действительно видел все эти видения, которые были сгенерированы отрицательными духовными силами, то есть, во время этих состояний он находился под воздействием бесов, и этим бесообщением объясняется его состояние. Это высказывал Георгий Амартол, христианский историк IX века. Его хронография была переведена на славянский и грузинский языки и оказала колоссальное влияние на русскую историческую науку.

Каждая из этих интерпретаций имеет своих сторонников в наше время, в том числе и среди исследователей. Характерно, что каждая имеет сильную аргументацию в свою пользу и каждая находит основания в мусульманской исторической традиции. Не исключено, что в реальности все эти факторы сочетались и переплетались между собой.

Общественная проповедь

Спустя три года после первого откровения, Мухаммед получает указание начать общественную проповедь, что он и делает. Нервом первой проповеди стало возвещение единобожия, призыв отказаться от поклонения ложным богам и утверждение неотвратимости Последнего Суда.

Основным смыслом его проповеди было провозглашение единобожия, что есть только один бог – Аллах. Согласно с этим, происходят нападки на языческую религию арабов, на их чтимых богов и богинь, на их святыни. Он утверждал, что является пророком Аллаха, посланным для арабов, для того, чтобы увести их от ложного почитания, а также для провозглашения о Страшном Суде, о Воскресении, о награде верным и муках тех, кто не уверовал. Это были основные темы ранней проповеди Мухаммеда. Хотя появилось еще несколько обращенных, проповедь была встречена в целом равнодушно. Значительные же люди были оскорблены его нападками на их культ.

Помимо прочего это объяснялось тем, что Мухаммед не был оригинальным на фоне языческой среды. Одновременно с Мухаммедом, и ранее, у арабов существовали аналогичные пророки. Они учили о том, что Бог един, о Его милости, провозглашали себя пророками. У них были похожие на Мухаммеда впадения в транс. Его ранним предшественником и конкурентом был «пророк» Маслама из города Йемама на востоке Аравии. Так что неудача Мухаммеда как проповедника объясняется еще и тем, что он был неоригинален. Известно, что язычники упрекали его, что он просто пересказывает человека из Йемамы, который говорил то же самое, и даже вел себя также. Кроме этого, были другие пророки: Асвад, Талха и многие другие, которые говорили о том, что являются пророками единого Бога.

Конфликт между малочисленными последователями Мухаммеда и язычниками обострился тогда, когда «пророк» выступил против почитаемых мекканских божеств. Со временем конфликт начал выливаться в потасовки и преследования.
Известен эпизод, когда во время диспута на религиозные темы одного из последователей Мухаммеда и язычника, мусульманин, не имея аргументов, схватил лежащую рядом верблюжью кость и ударил ее острым концом своего оппонента, и серьезно ранил. Эта выходка и многое другое заставила элиту Мекки принять решение об уничтожении Мухаммеда, а также его сторонников. Некоторые мусульмане, которые находились в рабстве у язычников, были убиты или замучены, но самому Мухаммеду ничего не угрожало, так как он находился под покровительством своего рода. К главе рода Абу Талибу неоднократно приходили главы других родов и просили его снять защиту рода с Мухаммеда, предлагали ему разные варианты, однако, он не соглашался. Тогда мекканцы провозгласили бойкот роду хашим, но Абу Талиб остался непреклонен.

По мере обострения отношений в течение двух лет открытой проповеди, Мухаммед счел необходимым отослать в христианскую Абиссинию тех верующих, которые вызывали наибольшее раздражение. Состоялась эта первая хиджра в 615 г. При этом некоторые сподвижники Мухаммеда, переселившиеся в Абиссинию, узнав христианство, крестились (например, Убайдаллах ибн Джахиз).
Самому Мухаммеду по-прежнему не угрожали гонения. Когда остальные курайшиты объявили бойкот роду хашим, и это не заставило Абу Талиба изменить свою позицию. За это время умерла Хадиджа. Положение ухудшилось в 619 г, когда умерли Абу Талиб, несмотря на уговоры племянника, так и оставшегося язычником, а также глава рода Хадиджи. Преемником Абу Талиба становится другой дядя Мухаммеда Абу-Суфиан, который впоследствии стал его самым заклятым врагом, он снимает покровительство рода с Мухаммеда. Отчасти это было вызвано тем, что Мухаммед сказал, что поскольку его дядя Абу Талиб не принял ислам, то после смерти он отправится в ад.

Мухаммед пытается выйти на проповедь за пределы Мекки – в соседнем городе Таифе, но первая попытка не увенчалась успехом, и возвеститель новой религии был забросан камнями.

Вообще, в целом можно признать, что Мухаммед как проповедник был совершенно несостоятелен. Кроме поражения в Таифе, в самой Мекке он за десять лет не смог приобрести достаточно заметное число сторонников, а из горстки обратившихся многие были обращены не им, а его сторонником, уважаемым в Мекке торговцем Абу Бакром. Для сравнения: старший современник Мухаммеда и пророк-конкурент Маслама без труда смог обратить всех жителей своего родного города Йемамы. Тогда Мухаммед принимает решение о переселении в город Ясриб или Медину, в качестве третейского судьи, куда его приглашали представители племен, населявших город. Ясриб погрязал в междоусобных войнах и распрях между родами племени бану кайла, а также тремя иудейскими племенами. Их представители пригласили Мухаммеда и его общину поселиться в Медине в надежде, что присутствие мусульман окажет стабилизирующее воздействие. Вероятно, это было связано с тем, что мать Мухаммеда – Амина происходила из Ясриба. После двух лет переговоров с мединцами, часть из которых также приняла ислам, Мухаммед решается на вторую хиджру. Летом 622 г. около 70 членов его общины устремилось в Ясриб. Так что, когда 4 сентября Мухаммед вместе со своим другом Абу Бакром также прибыл в Ясриб, он нашел там личную охрану из мухаджиров (переселенцев). Мединские мусульмане назывались ансарами (помощниками). По прибытии Мухаммеда была построена первая мечеть.

Жители Медины вняли просьбам Мухаммеда и приняли на свое иждивение мусульман из Мекки. Однако так долго не могло продолжаться, ансары сами были небогаты, и община не могла существовать в нищенских условиях. Необходимостью было в сжатые сроки обеспечить экономическую независимость иммигрантов, которые лишились всего имущества.

Тогда Мухаммед принимает решение, которое можно считать поворотным в мусульманской истории. Видя, что невозможно прокормить общину честным трудом, он принимает решение заняться грабежом и совершает первый вероломный набег. Арабы почитали четыре священных месяца в году, во время которых было запрещено производить какие-либо военные действия. Во время этих месяцев Мухаммед, который хорошо знал о передвижении караванов, будучи в прошлом их участником, приказал небольшому отряду своих сторонников напасть на караван, зная, что тот будет незащищен.

Именно из этой точки начинается история успехов ислама, построенных не на проповеди, результаты которой были незначительны, а на грабежах, убийствах и военных столкновениях.

Первый такой налет был осуществлен по его приказу во время священного перемирия.

«Пророк услышал, что Абу Суфъян ибн Харб возвращается из Сирии с большим караваном курайшитов, везущим деньги и товары… Услышав о том… Пророк призвал мусульман напасть на них, говоря: -Вот караван курейшитов. В нем– их богатства. Нападайте на них, и, может, с помощью Аллаха они вам достанутся!»» (Ибн Хишам. Жизнеописание… с. 278–279).

Определенно сказано, что сам Мухаммед был инициатором захвата каравана с деньгами и товарами. Мухаммед понимал, что имущество в караване принадлежит не ему, не мусульманам, а другим людям. Однако он призывает мусульман захватить эти ценности, и это единственный мотив, который приведен биографом.

Караван практически шел без охраны, и вероломное нападение увенчалось успехом: посланный отряд мусульман возвратился с добычей. Однако многие последователи Мухаммеда были смущены нарушением священных месяцев перемирия, запретных для военных действий. На их недоумения ответило откровение: «Они спрашивают тебя [дозволено ли,] сражаться [с мекканскими многобожниками] в запретный месяц. Отвечай: -Сражаться в запретный месяц – великий грех. Однако совращать с пути Аллаха, не пускать в Запретную мечеть, неверие в Него и изгнание молящихся из нее – еще больший грех перед Аллахом, ибо многобожие – грех больший, чем убийство»»(Коран 2. 217).

Через год мекканцы отправили к Ясрибу отряд с целью покарать Мухаммеда за разбой. Около 15 марта 624 г. они напали на мусульман. Со стороны язычников в битве участвовало около шестисот человек, со стороны мусульман – чуть больше трехсот. Благодаря дисциплине и рвению мусульман победа оказалась на их стороне. Это оказало значительное укрепление позиции Мухаммеда в Медине, многие язычники стали активно принимать ислам. Мусульмане были убеждены, что эта победа – подтверждение их правоты. «Не вы их убивали, но Аллах их убивал» (Коран 8. 17), – сказало об этом откровение.

В битве при Бадре было захвачено много язычников в плен. Некоторых из них «пророк» велел продать родственникам за выкуп, тех, кто был нищим, отпустил под клятвой, что те никогда не станут противостоять ему, а некоторых приказал убить:

«Пророк двинулся, возвращаясь в Медину. Вместе с ним были пленные язычники, и среди них – Укба ибн Абу Муайт, ан-Надр ибн аль-Харис… Когда Пророк находился в ас-Сафре, был убит ан-Надр ибн аль-Харис. Потомдвинулся дальше, и… был убит Укба ибн Абу Муайт. Когда Пророк приказал убить Укбу, Укба спросил: «Что же будет с мальчиками, о Мухаммед?» Пророк ответил: «Огонь». Его убил Асим ибн Сабит алъ-Ансари…» (Ибн Хишам. Жизнеописание… с. 300).

Указанные люди отмечены особо, поскольку они в свое время досаждали Мухаммеду насмешками над ним и его стихами. Такого Мухаммед не прощал и устраивал показательные казни. А мальчики, о которых Мухаммеда спрашивает поэт Укба, это его, Укбы, дети…

В случившейся еще спустя год следующей битве – при Ухуде, мусульмане потерпели ощутимое поражение, хотя Мухаммед накануне предсказывал победу, тем не менее, под ним был убит его верблюд, и ему самому выбили два зуба.

Для мусульманской общины наступили не лучшие времена, хотя она и не развалилась, несмотря на поражение. Мухаммеду снизошло откровение, объяснявшее, что во всем виноваты сами мусульмане, но не «пророк». Если бы, мол, они его слушались, то победили бы. Вместе с тем Мухаммед усиливает свои позиции внутри Медины. Начинаются репрессии на тех, кто выступал против Мухаммеда. Все проповеди Мухаммеда, которые потом стали Кораном, были в стихотворной форме, и хотя сам Мухаммед утверждал, что никто и никогда не сможет написать таких замечательных стихов, тем не менее, арабские поэты скептически относились к его стихотворчеству и к уровню его стихов. Они высмеивали их в своих стихах, и этого он не мог терпеть. По приказу Мухаммеда помимо захваченных в плен мекканских поэтов, были убиты два поэта, жившие в Медине. Причем для убийства старика-поэта, который был очень осторожным, Мухаммед разрешил убийцам прибегнуть ко лжи. Они сказали поэту, что они не мусульмане и, войдя к нему в доверие, убили старика и принесли Мухаммеду его сердце. Этим репрессиям подвергались и женщины. Мухаммед лично приказал своему вольноотпущеннику и приемному сыну Зейду убить поэтессу Умм Кирфа, которая высмеивала «пророка» в своих поэмах. Зейд убил ее, привязав к ее ногам по веревке, на другом конце привязанных к двум верблюдам, ведя верблюдов в противоположных направлениях, пока женщина не была разорвана на две половины (Al «saba – Ibn Hagar – vol. 4, page 231)

Большая часть язычников Медины стали мусульманами, меньшинство же заставили выселиться. Другой оппозицией в городе оставались иудейские племена, которых было четыре. Некоторые из иудеев также приняли ислам, но их количество было незначительным. Большинство иудеев высмеивали пророческие притязания и потуги к пересказу библейских историй, которые предпринимал Мухаммед. Это его раздражало, и он начал планомерную войну против иудейских племен. При этом он поступал как хитрый политик, пользовался ссорами между племенами и добивался того, чтобы каждое племя уничтожить по отдельности, при этом находясь в мире со всеми остальными. Три племени он уничтожил поголовно. Это первый пример геноцида при исламе. Одно племя он заставил выселиться.

«В полдень Пророку явился Джабраиль… [и сказал]: «Всемогущий и всеславный Аллах приказывает тебе, о Мухаммед, пойти на Бану Курайза. Я отправлюсь к ним и потрясу их». Посланник Аллаха осаждал их в течение двадцати пяти дней, пока осада для них не стала невыносимой… «Потом они сдались, и Пророк запер их в Медине в доме Бинт аль-Харис, женщины из Бану ан-Наджжар. Потом Пророк пошел на рынок Медины и вырыл там несколько рвов. Потом велел их привести, и отрубил им головы в этих рвах. Говорят, что их было от восьмисот до девятисот человек». (Ибн Хишам. Жизнеописание… с. 400).

Некоторых из влиятельных язычников – мединцев, например, Халида ибн Суфьяна и Кааба ибн аль-Ашрафа, Мухаммед убил через подосланных убийц, других – заставил выселиться. Таким образом, Мухаммед получил в свое распоряжение целый город с крепкой и обученной общиной, полностью ему послушной. Поэтому, когда мекканцы предприняли следующий поход, положение было другое.

Мекканцы собрали большой отряд и выдвинулись против Медины с намерением уничтожить ислам. Однако Мухаммед, который понимал, что сил еще недостаточно, прибег к советам специалиста-перса, состоявшего в общине, и подсказал новшество, с которым арабы были незнакомы. Салман-Перс посоветовал выкопать ров вокруг Медины. Когда мекканцы пришли к этому рву, то не решились его преодолевать и отступили, довольствуясь тем, что уничтожили финиковые пальмы, которые росли вокруг. Большинство последующих битв мусульмане выигрывали, несмотря на то, что некоторые племена объединялись против них, поскольку противники совершали ошибки и не были едины. За счет этого ислам усиливался.

По мере роста силы, Мухаммед навязывал свою религию окружающим малым племенам. Бедуины воспринимали это в большинстве случаев пассивно, нескольких всадников было достаточно, чтобы уничтожить племенные идолы, сопротивления это практически не встречало.

В 630 г. Мухаммед во главе многотысячного войска двинулся на Мекку. Город капитулировал. Мухаммед демонстративно простил своих самых заклятых врагов. Те, столь же демонстративно в числе первых поспешили принять ислам. В год смерти (632) Мухаммед совершил ритуал хаджа в Каабу, очищенную от идолов, и совершил обряд поклонения черному камню. Со всех сторон в Мекку стекались представители арабских племен, спешивших вступить в союз с грозной силой. В год смерти Мухаммеда насчитывалось около 100 000 приверженцев ислама. Однако не все было гладко. Ряд областей Аравии (Восток и Юг) прогнали с позором его эмиссаров, сплотившись возле своих собственных пророков – Асвада и Мусейлимы. Именно эти альтернативные пророки вместе со своими приверженцами стали самыми твердыми препятствиями на пути ислама в Аравии.

Тяжелая болезнь застала Мухаммеда за приготовлением большого похода против Византии. Смерть помешала осуществить задуманное. Перед смертью он тяжело болел, призраки умерших беспокоили его. Умер он в Медине, в 632 г.

Личная жизнь

Согласно исламскому учению: «Посланник Аллаха – образцовый пример для вас, для тех, кто возлагает надежды на Аллаха» (Коран 33.21). Поэтому действия и нравственный облик Мухаммеда имеют огромное значение для каждого мусульманина.

В Медине Мухаммед обзавелся гаремом, он имел единовременно до девяти жен, а всего за всю жизнь у него было 13 жен. Для мусульман Мухаммед поставил ограничение не брать больше четырех жен, но потом получил «откровение», что ему самому, в виде исключения, можно брать неограниченное количество жен. Среди этих жен были некоторые интересные примеры. Например, Айша бинт Абу Бакр, на которой Мухаммед женился, когда ей было девять лет. Поскольку Мухаммед – образец для мусульманина, то это является правовым прецедентом в мусульманском праве. В Иране и Марокко до сего дня девочек могут отдавать замуж в девять лет. Другой из его жен была жена его приемного сына Зеида, она очень понравилась Мухаммеду, и он заставил сына развестись с ней, и взял ее в жены. Когда некоторые из мусульман посмели этим возмутиться, поскольку, по понятиям арабов такой брак являлся кровосмешением, то Мухаммед тут же получил «откровение», разрешающее жениться на женах приемных сыновей.
Была также одна иудейка, захваченная «пророком» на поле боя, которая отказалась от «чести» быть «женой пророка», и, более того, пыталась отравить Мухаммеда.

Большую роль играло обоснование и призывы военной агрессии против немусульман. Пророк сказал: «Мне приказано воевать с людьми, пока они не засвидетельствуют, что нет Бога кроме Аллаха, и что Мухаммед Его слуга и Его Посланник, они не повернутся в направлении нашей киблы (направление для молитвы), не будут есть, то, что мы убиваем, и не будут молиться как мы. Когда они станут делать так, мы будем не вправе отнять их жизнь и собственность, кроме того, что причитается от них» (Абу Дауд, 2635, – здесь и далее в сносках первым стоит имя автора сборника хадисов, составляющих Сунну, а вторым – номер хадиса в сборнике).

«Пусть сражаются во имя Аллаха те, которые покупают будущую жизнь ценой жизни в этом мире. Тому, кто будет сражаться во имя Аллаха и будет убит или победит, Мы даруем великое вознаграждение» (Коран 4, 74), умерший на джихаде «будет возвеличиваем за свои дела до Дня Воскресения, и будет свободен от загробного Суда» (Муслим, 2494).

Мухаммеду самому было приказано: «О Пророк! Воодушевляй верующих сражаться с неверными!» (Коран 8, 65). И он – воодушевлял. «Посланник Аллаха побуждал людей на джихад и говорил им о Райских Садах. Один из ансаров ел финики, которые держал в руках, и сказал: -Я так желаю попасть в этот мир, должен ли я сидеть пока закончу есть?» Он выбросил то, что было в руках, и взял свой меч и сражался, пока не был зарублен». (Малик, 21,18,42).

При этом участие в джихаде – обязанность мусульманина, не зависящая от желания ее выполнять: «Вам предписано сражаться с врагами ислама, а это вам ненавистно. Но возможно и такое, что вам ненавистно то, что для вас благо; что вам желанно, то, что для вас – зло. Аллах ведает об этом, а вы не ведаете» (Коран 2. 216).

Отношения Мухаммеда с христианами

С Мухаммедом регулярно встречались представители христианских арабских племен, и он с удовольствием беседовал с ними о вере. На протяжении жизни основателю ислама приходилось сражаться с четырьмя иудейскими племенами – канук, надир, курайз и хайбар, и один поход он направил против православных византийцев.

С Мухаммедом заключили договор христиане Наджрана. Они также имели религиозные диспуты, оканчивавшиеся для лжепророка неудачно. Видимо, эти неудачи и послужили тому, что он в последние годы жизни испытывал к христианам и христианству всевозрастающую неприязнь. В Коране можно встретить как восхваляющие христиан аяты, так и прямые проклятия. Он завещал изгнать всех христиан с Аравийского полуострова и умер за приготовлением большого похода против православных византийцев.

Цитаты : 1. Вера - это свидетельствование сердцем, изречение языком и подтверждение деяниями вашего тела. 2. Мусульманин это тот, кто никогда не причиняет вреда другому ни языком, ни руками 3. Каждая частичка человеческого существа должна творить милостыню, каждый день с восхода солнца. 4. Не совершайте насилия над другими и не допускайте насилия над собой. 5. Если то, что я делаю, – на пользу мне и вере моей, жизни моей сейчас и потом, задача моя легка и благословенна. 6. Свято относитесь к родителям, тогда увидите благодать от своих детей. Будьте чисты к женам, тогда и они будут к вам чисты! 7. Почитает женщину только благородный, а унижает ее - только подлец! 8. Уважайте женщин, они ваши матери, жены и сестры. 9. Тот, кто познал себя, познал своего господа. 10. Кто познает Истину и последует ей, тот в безопасности. 11. Не будет помилован тот, кто сам не проявляет милосердия! 12. Истинное богатство - это богатство души. 13. Слеп не тот, чьи глаза не видят, но тот слеп, чей разум слеп. 14. Нельзя ни причинять людям зло, ни возмещать злом. 15. Поистине большая радость быть искренним и честным.

Достижения:

Социальная позиция: Мухаммед духовный учитель и пророк ислама, политический и военный деятель.
Основной вклад (чем известен): Мухаммед является основателем религии ислама. Его большим достижением было объединение арабских племен. Он создал новое мощное государство, арабскую империю или Халифат.
Вклады: Мухаммед является основателем религии ислама (что означает «покорность») и рассматривается мусульманами как посланник и последний пророк Бога (араб. Аллаха).
Он был религиозным, политическим и военным лидером, моральным и социальным реформатором, который основал мусульманскую общину. Мусульмане считают, что он возродил истинную, исходную монотеистическую веру (ислам) Адама, Ноя, Авраама, Моисея, Иисуса и других пророков.
Мусульмане верят, что Мухаммед был последним пророком и посланником Бога, «Печатью пророков» . В то же время в исламе традиционно признается, что Мухаммед получил окончательное откровение в виде Корана для всего человечества и на все времена.
Согласно Корану Бог даровал Мухаммеду шесть достоинств:
Он был наделен даром лаконичной и совершенной речи.
Он одержал полную победу над своими страхами.
Он обрел законное право на все военные трофеи.
Вся земля была названа местом поклонения нему.
Он был послан Аллахом, чтобы нести Его Божественное послание всему миру.
Он завершил ряд пророков.
Основными положениями его учения были: Есть только один Бог, люди должны во всем и всегда подчиняться Ему, в этом мире народы были строго наказаны за отказ от пророков Бога, и рай и ад ждут нынешнее поколение, мир придет к Судному Дню.
В учении Мухаммеда были изложены:
Пять столпов ислама (сунниты) — 5 основных обязанностей религиозного ритуала Ислама:
1. Шаха́да (вера) — свидетельствует что нет Бога, кроме Аллаха и Мухаммед Посланник Его;
2. Салят (молитвы) — совершение ежедневной пятикратной молитвы.
3. Закят (милостыня) подаяние милостыни, особенно во время Рамадана.
4. Сыям -пост в течение месяца Рамадан.
5. Хадж (паломничество в Мекку, где находится мечеть аль-Харам (Священная Мечеть), наиболее известная исламская мечеть.
Мухаммед предписал в качестве религиозных обязанностей частые молитвы и подаяние милостыни и запретил ростовщичество.
Этическая система ислама включает в себя несколько основных принципов, которые позволяют всем людям жить в любви, мире и гармонии. Одним из самых важных вкладов Мухаммеда в развитие социальных отношений является утверждение им принципов всеобщего братства и доктрины равенства человечества. Согласно исламу, все расы и национальности равны, женщины равны с мужчинами по своей человеческой сущности, но просто имеют разные обязанности.
Мусульманам предписывалось уважать представителей всех вероисповеданий и даже атеистов. Ненависть по отношению к другим культурам и религиям, была запрещена.
Мухаммед учил: Уважайте и любите родителей, даже если они относятся к вам не так, как вы хотите. Помогайте другим всегда, когда только можете, подаяние бедным является обязательным. Так мусульмане должны уважать все живые существа (включая растения). Убийство мирных людей строго запрещено в Коране («убийство одного человек, это убийство всего человечества»). Грабеж, мошенничество, нарушение обещания, ложь и проституция, алкоголь и наркотики строго запрещались. Признается, что Аллах видит все, что делают люди.
Одним из величайших жизненных уроков, который дает служение Мухаммеда, является важность выполнения своего предназначения и значение постоянных усилий и правильных действий. «Поистине, Бог любит творящих добро!» (3:134), “Аллах — на стороне тех, кто выполняет свой долг и тех, кто вершит добрые дела”. (Сура «Пчелы», 127-128.) и “Творящим благое уготовано еще большее и прекрасное благо” (Сура «Йунус», 10:26)
В 632 году, после завершения паломничества в Мекку, Мухаммед произнес знаменитую речь, которая была известна как Последняя проповедь.
В своей Последней проповеди, он сказал:
… у вас есть права по отношению к вашим женщинам, и ваши женщины имеют права по отношению к вам… Все вы — потомки Адама, а Адам был сотворен из глины. И нет преимущества у араба перед неарабом, и нет преимущества у неараба — перед арабом. И нет преимущества у белого человека перед чернокожим, и у чернокожего - перед белым, разве что лишь в богобоязненности. Истинно, истинно говорю вам — благороднейший из вас тот, кто наиболее богобоязнен и совершает добрые дела.
“Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам. …” (Коран 5:3). Одними из его последних слов были: «Мы, сообщество Пророков не оставляем наследства. Все, что остается после нас, должно быть отдано на благотворительность».
Мухаммед также был успешным дипломатом, купцом, философом, оратором, законодателем, реформатором, военным лидером. Его большим достижением было объединение арабских племен. В Медине он построил свою модель теократического государства и оттуда управлял своей быстро растущей империей. Мухаммед создал новое мощное государство от Атлантического океана до реки Инд, которое впоследствии переросло в арабскую империю или Халифат.
Основные труды: Коран, который согласно исламу представляет собой свод откровений, произнесённых от имени Аллаха пророком Мухаммедом. Коран был записан со слов Мухаммеда его сподвижниками.

Жизнь:

Происхождение: Он родился в 570 году в Арабском городе Мекке. Мухаммед был сыном Абдаллаха ибн Абд аль-Муталлиба торговца из правящего племени и его жены Амины.
Образование: В детстве он не посещал школы и не имел учителей. Однако он обладал высшей степенью мудрости, понимания и славлся красноречием и чистототой языка.
Жизнь и служение Мухаммеда:
Неудовлетворенный своей жизнью в Мекке, он время от времени, отправлялся в одну из пещер в окрестных горах для медитации и размышлений.
Первое откровение (610). Согласно исламским верованиям, в возрасте 40 лет, в 610 году в месяц Рамадан, Мухаммед получил первое откровение от Бога.
Архангел Джабраил явился к нему в пещере на горе Хира вблизи Мекки и сообщил Мухаммеду, что он есть посланником Бога. Джабраил приказал ему читать стихи посланные Богом и сказал Мухаммеду: «Iqraa», то есть «Читай». Кроме того, Джабраил приказал ему начать проповедовать Послание.
Эти откровения продолжались у Махаммеда на протяжении 23 лет до самой его смерти. Собрание этих откровений, составило содержание священной книги ислама Коран, который был запомнен и записан его последователями, и собран в единую книгу вскоре после его смерти.
Проповедование и сопротивление (613-621). Через три года, примерно в 613 году, он начал публично проповедовать, призывая богатых помогать бедным и требуя уничтожения идолов. В первые годы Мухаммед обратил в свою веру многих людей и привлек учеников и последователей.
В 619 году умерли его жена Хадиджа и его дядя Абу Талиб и этот год был назван «годом грусти».
Ночное путешествие. По Исламскому преданию, около 621 года, Мухаммед пережил Исра и Мирадж, чудесное ночное путешествие вместе с ангелом Джабраилом. Оба они оседлали белого крылатого коня Аль-Бурак и отправились в путешествие в Иерусалим, где он встретил Авраама и Моисея. Затем они совершили второе путешествие за пределы времени и пространства через семь небес. Большинство мусульман считают это физическим путешествием, в то время как другие говорят, что оно представляет собой духовно метафорическое видение.
Мадина и приход к власти (622-630). В 622 году правители Курайшитов решили убить пророка. Джабраил сообщил Пророку об их плане и попросил его немедленно покинуть Мекку.
24 сентября 622 он и его последователи оставшихся в Мекке переехали в Медину (называвшуюся тогда Ясриб). Это бегство, известное как Хиджра, знаменует собой начало мусульманской эры. Этот год явился началом мусульманского календаря Хиджры: 1A.H. (After Hijra -англ, после Хиджры).
В Медине, Мухаммед объединил конфликтующие племена Аравийского полуострова в федерацию союзных племен со столицей в Медине. Во время пребывания в Медине, Мухаммед взял в жены нескольких женщин, в основном по политическим или гуманитарным соображениям. После 8 лет борьбы с мекканскими племенами, Мухаммед укрепил свои позиции в регионе, проведя несколько успешных военных кампаний. Его известность возросла, а в 629 он беспрепятственно совершил паломничество в Мекку.
В 630 году он выступил против Мекки, которая сдалась без боя. Он объявил амнистию за прошлые преступления и обратил большинство жителей Мекки в ислам. Таким образом, он выиграл контроль над всей Аравией и стал правителем мусульман.
Основные этапы личной жизни: Отец Мухаммеда Абдаллах умер почти за шесть месяцев перед его рождением. Он потерял мать, когда ему было 6 лет и остался полным сиротой. Мухаммед был отдан на попечительство своего деду Абд аль-Мутталибу, а по истечении 2 лет, своему дяде дядя Абу Талиб, который воспитывал его до совершеннолетия. Мухаммед вырос и стал успешным и богатым купцом.
В 595 году, когда ему было 25 лет, он женился на Хадидже, богататой сорокалетней вдове. Их счастливый брак длился 25 лет и у него не было другой супруги при жизни Хадиджи. Он имел с ней шестеро детей — четырех дочерей и двух сыновей, которые оба умерли еще детстве. Все дети, за исключением двух его дочерей, Фатимы и Зейнаб, умерли при его жизни.
Мухаммед является одним из самых влиятельных личностей в истории. Исламская традиция подчеркивает его исключительно человеческую природу. Он исповедовал самый простой, строгий и скромный образ жизни. Он проводил одну или две трети каждой ночи в молитве и медитации.
Говорят, что Мухаммед был крепкого сложения, с выпуклым лбом, у него был нос с горбинкой, большие коричнево-черные глаза и приятная улыбка. Он проявлял большой такт в общении с людьми и, если это было необходимо, мягкость и даже нежность. Мухаммед до сих пор служит примером для всех мусульман и воспринимается как высший образец подражания.
Он совершил свою последнюю поездку в Мекку в 632 году, установив обряд хаджа или паломничества в Мекку. Через несколько месяцев после возвращения в Медину, Мухаммед заболел и умер на руках своей любимой жены Аиши, в понедельник, 8 июня 632 года, в возрасте 63 лет.
Он похоронен там же, где скончался, на месте, где был дом Айши и в настоящее время находится мечеть Пророка в Медине.