Самые значимые завоевания египетских фараонов. Урок "военные походы фараонов"

Цель урока: рассказать о структуре египетского войска, целях и результатах войн.

Совершенствование навыков работы с настенной картой, контурной картой

Работа над понятиями и терминами--развитие умения решать исторические задачи

Основное содержание:

Египтяне-воины.

Цели завоеваний.

Войско в походах.

Результаты войн.

Понятия и термины:

Пехотинцы, колесницы, дротики.

Оборудование урока:

Карта «Древний Египет»

Раздаточный материал: задачи на счет лет,

текст с пропущенными буквами,

тест «Военные походы …»

задание для повторения «Вельможа»

План урока:

1. Проверка знаний

2. Рассказ об организации египетского войска

3. Цели войн

4. Завоевания фараонов (работа по атласу и к/к)

5. Последствия завоевательных походов

6. Закрепление

1. Проверка знаний- устный опрос

1. Работа с картой:

Показать Египет

Показать Нил, пороги, в какое море впадает Нил

2. Кто управлял Египтом?

3. Словарная работа: дать определения

Следующим понятиям фараон, вельможа,

чиновник

4. В чем заключалось управление Египтом?

5.Что такое налоги,

повинности

6. Откуда ученым известно о жизни вельмож?

7. Как жили вельможи?

8. Какие поручения давал им фараон?

9. Кто был в подчинении у вельможи?

10.Индивидуальные задания: задача на счет

2. Организация египетского войска .

Около 1500 года до н.э. Египтом правил Тутмос III.

Большую часть войска при Тутмосе III составляла пехота.

? Что такое пехота?

в тетрадь. Пехота- старейший род сухопутных войск, действующих в пешем строю.

Исход войны во многом зависел от ее действий, выучки и выносливости. По вооружению пехотинцы делились на легко вооруженную -стрелки из лука, они начинали бой: обстреливали противника из луков и забрасывала дротиками.

И тяжеловооруженную – эти воины были вооружены копьями, топориками, мечами, корпус они прикрывали щитами обтянутыми кожей.

Набор в войско производили чиновники по приказу фараона. Рабов в войско не брали, большинство новобранцев было из крестьян. Опытные командиры обучали воинов маршировать и бегать шеренгами, стрелять из лука, владеть копьем и кинжалом. Ленивых безжалостно избивали палками, раны от побоев на голове и теле долго не заживали.

Для изготовления оружия широко использовали бронзу :

Медь 9/10 + олово 1/10. Это довольно прочный сплав, но

Недостаточно прочный для изготовления длинного клинка,

Поэтому мечи делали массивными и короткими.

Приблизительно за 500 лет до ТутмосаIII в Египте стали разводить

Лошадей, привезенных из Азии. В более ранее время в Египте

Лошадей не было.

Колесничное войско . Колесница -легкая двухколесная повозка,

Запряженная двумя конями, употреблялась при боевых действиях,

В некоторых странах на спортивных соревнованиях.

Стоила колесница очень дорого, поэтому колесничими станови-

Лись богатые и знатные египтяне. Коней им давали из фараоновых

Конюшен, но колесницы, упряжь, панцири они покупали сами.

В сражении колесницы шли на прорыв, вносили беспорядок в ряды

Противника, уничтожали его живую силу, преследовали

Неприятеля.

Колесницу «обслуживали» двое: возничий и стрелок –владелец

Колесницы. И хотя один принадлежал к знати, а другой был

Простым воином – их связывала общая судьба.

Во главе армии стоял фараон. Во всех сражениях он лично коман-

Довал войском.

На первом плане изображен фараон.

Почему?

С какими целями фараоны создавали многочисленное и хорошо вооруженное войско?

3. Цели войн

1. расширить владения

2. преумножить богатство

3. укрепить власть

записать в тетрадь

4. Завоевания фараонов

При ТутмосеIII египетское Царство было настолько сильно,

Что ему не угрожало ни одно соседнее государство.

Работа с картой стр. 44 или Атласом

1. Определить, что обозначают черные стрелки

2. Какие страны были захвачены в Азии к северо-востоку от Египта?

3. До какой реки доходили владения Тутмоса на севере?

4. Какая страна была завоевана на юге?

5. На западе: в какую страну на севере Африки совершали фараоны

Свои походы?

В тетрадь. 1500 г. до н.э. завоевания Египта при Тутмосе III

Выполнение заданий в контурной карте №1.

Войска возвращались с обильной добычей: везли ценную древесину

(в Египте леса почти не было), серебро, благовония, шерстяные ткани, сосуды, украшения, золото (из Нубии), медь (с Синайского п-ова),

Из Ливии гнали скот.

5. Последствия завоевательных походов.

Но не только скот и драгоценности забирали из завоеванных стран:

толпы пленных гнали они оттуда. Победитель имел право убить

побежденного, если он пощадил его, то становился господином

его жизни и смерти. Поэтому их называют «живые убитые».

См. рис. стр. 47 Пленные со связанными руками- скорее всего

они попали в плен с оружием в руках.

Пленных продавали, дарили командирам и колесничим, обращали в рабов.

Длительные воины отрывали земледельцев от от полей. Придет

воин, а посевы вытоптаны или погибли то засухи или уничтожены

птицами, семья голодает и вся в долгах. Воины разорили основную массу

населения- тружеников.

См.рис. стр. 48 Иноземный наемник

Фараоны часто не доверяли египетским воинам. Для свой охраны они предпочитали наемное войско из чужеземцев. Наемники были хорошо подготовлены, но не всегда надежны в бою.

??? Каковы последствия завоевательных войн Египта?

  1. рост числа пленных (рабов)
  2. разорение земледельцев
  3. наемное войско
Записать последствия завоеваний в тетрадь.

Разорение земледельцев превратило армию в наемную, ослабили

Египетское царство. Оно стало терять свои владения в Азии

и с трудом оборонялось от соседей.

6. Закрепление

1. Решение задач

Подсчитайте, сколько лет назад египтяне совершали свои завоевательные походы.

Подсчитайте, что было раньше: постройка пирамиды Хеопса или

завоевательные походы Тутмоса III .

2. Выполнение задания «Текст с пропущенными словами»

  1. Выполнение теста «Военные походы….»

Военные походы фараонов

Самые крупные завоевания совершил около ______1_____ года

до н.э. фараон ______2_______ .

У египетских воинов наконечники копий, топорики и клинки изготовлялись из ______3_____ . Так называется сплав двух металлов: ____4_________и_______5______ .

Войсками фараонов были завоеваны в Африке - богатая золотом

6______ , в Азии - богатый залежами медной руды ____7____

Полуостров и страны _____8____, ____9_____, ____10___.

Границы Египетского царства в Азии доходили до реки ____11___ ,

а в Африке до _____12____ .

Тест по теме «Военные походы фараонов»

1. Как называлась должность правителя древнего Египта?

1. царь

2. фараон

3. император

4. князь

2. Из чего изготавливалось оружие в египетской армии?

1.из железа

2. из меди

3. из бронзы

4. из стали

3. Какая из окружающих Египет стран славилась своими

золотыми рудниками?

1. Нубия

2. Ливия

3. Палестина

4. Сирия

4. При каком фараоне были совершены самые крупные

завоевательные походы?

1. Тутанхомоне

2. Рамзесе

3. Эхнатоне

4. Тутмосе

5. Служба в каком роде войск египетской армии считалась

наиболее почетной?

1. в пехоте

2. в охране фараонов

3. на боевых колесницах

4. на кораблях

ЗАДАЧИ НА СЧЕТ ЛЕТ В ИСТОРИИ

Подсчитайте, что было раньше, восстание бедняков

в Египте или постройка пирамиды Хеопса? На сколько?

Историческая справка:

пирамида Хеопса была построена приблизительно

2600 лет до н.э.

восстание бедняков приблизительно в 1750 году до н.э.

Не забудьте начертить линию времени и отметить на ней

необходимые даты.

Подсчитайте, сколько лет назад египтяне совершали свои

завоевательные походы?

Подсчитайте, что было раньше, завоевания Тутмоса III

или постройка пирамиды Хеопса? На сколько?

Историческая справка: пирамида Хеопса была построена

приблизительно в 2600 году до н.э.

Отметьте на линии времени необходимые даты.

Для заданий использовалась Рабочая тетрадь по истории Древнего мира часть 1 автор Г.И.Годер (Москва, «Просвещение»)

«Военные походы фараонов».

Конспект урока истории в 5 классе; Учитель: Попович М.О.

Цель урока: подведение учащихся к пониманию причин и последствий военных походов фараонов Древнего Египта.

Планируемые результаты:

Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при работе с документом, с картой.

Предметные: развитие умений работать с учебником; овладение понятиями; изучить причины, характер и последствия военных походов фараонов Древнего Египта; научить распознавать интересы различных общественных групп; продолжить формирование умений правильно работать с исторической картой; использовать документы и произведения искусства как исторический источник; продолжить формирование навыков работы с иллюстрациями учебника, отвечая на вопросы учителя.

Личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитать интерес к урокам истории Древнего мира, к прошлому человечества.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, деятельностный.(Технология деятельностного метода означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально выстроенного учителем диалога. Дети под руководством учителя, но с высокой долей самостоятельности, отвечая на вопросы, открывают для себя новые знания, работают с источниками информации.)

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Средства обучения: проектор, презентация, учебник, карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия», тексты с отрывком из книги И. Ефремова «На краю Ойкумены» и историческим документом карточки с индивидуальными заданиями, карточка с вопросами, рабочие тетради.

Основные понятия изучаемые на уроке: власть, бронза, пехотинцы, боевые колесницы, дротики, стрелок, дышло, наемное войско.

Создание проблемной ситуации.

Учитель: « Мы выяснили, что ремесленники, земледельцы, рабы, писцы и даже вельможи подчинялись фараону – самому могущественному человеку Древнего Египта.

Первая строка нового параграфа гласит: Фараоны своей главной задачей ставили – усиление собственной власти.

А на чем же держится власть? (обсуждаем).

А что будет если один из компонентов ослабнет?.

Учитель: А что нужно фараону, чтобы его власть в государстве была сильной?

Ответ: Нужна СИЛА – боеспособное войско. Нужны ДЕНЬГИ – завоевательные походы, приносящие богатство. Нужен АВТОРИТЕТ – славные победы, религиозные верования (фараон – сын бога).Вельможи вместе с фараонами участвовали в военных походах.

Учитель: на какие вопросы нам нужно найти ответы сегодня на уроке?

Совместное обсуждение пунктов плана. План записываем на доске, учащиеся записывают в тетрадях.

План:

1.Египетское войско:

2. Походы египетских фараонов:

Изучение нового материала:

1 вопрос плана изучаем путем подводящего диалога, который побуждает учащихся к самостоятельному прочтению нового материала по тексту учебника. Здесь выясняем: какие виды войск, вооружение (обязательно рассмотреть металл из которого изготовлено оружие – БРОНЗА), тактические маневры и т.д.

Вопрос учителя: Что такое армия?

Ответ: Армия – это обученные, организованные вооружённые силы государства.

Учитель: Она состояла из двух частей.

Одна часть – это пехота, самая большая часть египетской армии. Исход войны во многом зависел от ее действий, выучки и выносливости. Воины-пехотинцы получали плату из казны. Государством выдавалось оружие, которое в мирное время хранилось на складах. Египетская пехота в мирное время использовалась, как простая рабочая сила на тяжелых работах - на каменоломнях. Принцип отбора был таков: египетские цари брали на военную службу одного из 10 молодых людей, способных носить оружие. Такой способ отбора в армию использовал русский царь Петр I.

ПЕХОТА состояла из лучников и копейщиков. (слайд)

Задание: Давайте попробуем описать вооружение военачальника и рядового пехотинца. (Работа с учебником).

Ответ: Наконечники копий, доспехи, щиты были сделаны из бронзы – сплава меди и олова.

Учитель: Вторая часть – колесничье войско.

В I тыс. до н.э. в Египте начинают разводить лошадей, привезенных из Азии. Рассмотрите колесницу, что она из себя представляла?

Колесница представляет собой двухколесную повозку, запряженную двумя лошадьми. Колесница была легкая и подвижная, так как вся состояла из дерева. У неё были два колеса со спицами. На оси между колесами укреплена площадка, где стояли двое - возница, который управлял конями, ему и принадлежала колесница, другой - стрелок, который бросал в противника дротики (короткое копье) или стрелы. Площадка была защищена бортиком. Она крепилась к длинной палке - дышлу, за которое два коня везли колесницу. (слайд)

Вопрос: В чем преимущество колесниц перед пехотой?

Ответ: Скорость, стремительность, внезапность.

В ходе работы с текстом параграфа, рассматриваем и иллюстрации учебника по теме. Закрепляем образ армии слайдами демонстрирующими вооружение, устройство боевой колесницы, ее преимущества в бою.

2 вопрос плана разделим на подпункты:

- Цели военных походов выясним, организуя работу с документом.

Учитель: Зачем правители Египта совершали военные походы? (цели походов)

В повести писателя ХХ века Ивана Ефремова «На краю Ойкумены» рассказывается о путешествии древних египтян во главе со знатным вельможей Баурджедом вокруг Африки.

После долгих лет странствий путники вернулись на родину. Фараон, по приказу которого Баурджед отправился в путешествие, уже умер.

Задание: Прочитайте о встрече вельможи с новым правителем Египта и найдите ответ на поставленные вопросы.

1. О чем были помыслы нового правителя Египта?

- О покорении новых земель

2. Почему правители Египта стремились к захвату новых земель?

- Чтобы взять золото, рабов.

Во дворце фараона .

Фараон: Ты совершил неслыханные подвиги, перешел необозримые пространства.

Но ты вернулся с малой добычей, потерял много храбрых воинов
и умелых рабов…

Я не порицаю тебя, ты выполнил волю моего божественного брата.
Но мне нужно знать, много ли воинов потребуется, чтобы разбить эти южные страны, хороши ли будут рабы тех племен, много ли драгоценных камней можно взять оттуда для украшения моего храма.

Баурд : Великий Дом, сын Гора, там много разных племен, не объединенных дружбой, и ни одно из них в отдельности не смогло бы противостоять твоему огромному войску…

Но южная земля велика, и людей там, как песка в западной пустыне, – все войско, весь народ Черной Земли растворился бы в ней подобно горсти соли, брошенной в воду. Мы не могли бы удержать завоеванного, ибо наша сила велика, покамест мы все вместе на нашей земле, как муравьи в муравейнике...

Фараон: Ты хочешь сказать, что мне и моему избранному богами народу не подвластны земли жалких негров?!
Вот как ты укреплял величие фараона в далеком мире!

Баурд: Сын Гора, жизнь, здоровье, сила…
я только хотел сказать, что мир так велик...

ФИЗКУЛЬТ МИНУТКА.

- Направления завоевательных походов рассмотрим, изучая карту.

Определите по карте, в какие страны совершали походы войска Тутмоса III?

- В Нубию, Сирию, Палестину, Финикию, Ливию, Синайский полуостров.

Из Сирии египтяне привозили строительный лес, медь, из Нубии – золото, из Ливии – стада коров и овец.

- Последствия походов Тутмоса III;

Больше всех прославился успешными походами в другие страны фараон ТутмосIII , который правил в Египте около 1500 г. до н. э.

Как проходили военные походы египтян?

Учитель предлагает найти ответ на этот вопрос из подлинного древнеегипетского текста – из первоисточника.

Это письменное свидетельство было обнаружено в древней гробнице.

ПЕСНЯ ВОЕНАЧАЛЬНИКА

Войско вернулось благополучно,

разорив страну бедуинов,

снеся ее крепости,

срубив ее смоковницы и виноградники,

сжигая ее поселки,

перебив в ней десятки тысяч людей,

захватив в ней множество пленных.

Царь хвалил меня за это чрезвычайно.

Надпись на гробнице.

Египет. XXVI век до н. э. III тыс. до н. э.

Бедуины – в данном случае: жители страны, располагавшейся, скорее всего, к северо-востоку от Египта.
Смоковница – то же, что инжир.
Дерево с плодами, которые широко употреблялись в пищу на Востоке в сыром и сушеном виде.

Какие цели преследовали египтяне?

- Последствия военных походов для населения завоеванных стран и жителей Древнего Египта.

Самостоятельная работа в парах. Ученики, работая в парах по учебнику, изучают вопрос плана самостоятельно. Ответы на вопрос, ученики кратко записывают в тетрадь.

Работа с историческим источником. Учитель раздает текст документа о том, как проходила битва у города Мегиддо, (Из летописи Тутмоса III, высеченной на стенах храма Амона-Ра в Фивах – Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1987. С. 44-45.)

Учитель зачитывает документ:

Из летописи Тутмоса III

Его величество отправился на золотой колеснице, украшенный своим боевым оружием… И враги увидели, что его величество одолевает их, и бежали стремглав в Мегиддо с лицами полными страха. Они бросили своих лошадей и свои золотые и серебряные колесницы, и их втаскивали с помощью одежд в этот город… И вот, если бы войско его величества не возымело намерения пограбить имущество врагов, оно бы овладело Мегиддо в этот миг…

Тогда были захвачены их лошади и их золотые и серебряные колесницы… Их ратники лежали, простершись на спине, как рабы, а победоносное войско его величества считалосвоё достояние… И все войско ликовало, воздавая славу Амону за победу, дарованную им своему сыну в этот день. Они воздали хвалу его величеству, превознося его победы.

(Осада крепости продолжалась 7 месяцев). И вот владетели этой страны приползли на животах, чтобы поклониться мощи его величества, чтобы испросить дыхание для своих носов, потому что велика его сила, потому что велика власть Амона над всеми чужеземными странами… И вот все владетели были приведены пред мощь его величества с их данью: серебром, золотом, лазуритом, бирюзой, зерном и вином, быками и мелким скотом.

Вопросы: 1. О каком фараоне идет речь?

2. о каком сражении идет речь?

Устно обсуждаем вопросы.

Роль фараона в битве нарочито преувеличивается.

Рефлексия. (Дети оценивают свою работу на уроке).Оценивание учителем.

Домашнее задание.

параграф 8, подготовить ответ с использованием карты.

Найти ответы на вопросы:

    Во время сражения египетская армия применяла манёвр, который назывался «гнев фараона». Что это был за манёвр?

Возницей, управлявшем колесницей, в Египте всегда был известный и уважаемый человек, а воином. стоявшим рядом с ним, мог быть только представитель знатного рода. Изготавливали колесницы из сосны, березы, вяза или ясеня с применением жутких военных хитростей. Острые длинные ножи на выступающих осях колесницы, как коса траву, скашивали врага. Ножи прикреплялись и к передку. Благодаря таким воинственным приспособлениям колесницы, проносившиеся по всему фронту от фланга до фланга, производили страшное опустошение в рядах противника.
Этот знаменитый маневр называется "гнев фараона".

Цели:

Оборудование:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок 12. Военные походы фараонов

Цели: подвести учащихся к пониманию причин последствий характера военных походов фараонов Древнего Египта; продолжить формирование умений правильно показывать на карте исторические объекты, распознавать интересы различных общественных групп, использовать документы как источник знаний.

Оборудование: карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия».

Ход урока

  1. Организационный момент
  1. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Жизнь

египетского вельможи»

1. Подготовка устного ответа по карточке №11 .

Примерный ответ учащегося

В Древнем Египте существовало очень много разных ремесел: горшечники, строители, ткачи, медники. Люди, которые занимались изготовлением чего-либо, назывались ремесленниками. Все они жили в простых жилищах. Вельможа помогал фараону. Носил его сандалии, мог судить людей, подавлять восстания. Он был богатым человеком.

Таким образом, вельможи и простые ремесленники жили в разных условиях. Одни (ремесленники и земледельцы) содержали других - вельмож и фараонов.

  1. Индивидуальная работа по карточкам.

Задача № 1 (письменно; 3 человека). В поучении отец наставляет сына: «Обрати свое сердце к книгам. Нет ничего выше книг. Если у писца есть должность в столице, он не будет там нуждаться. Должность писца лучше всех других должностей. Смотри: нет должности, где нет начальника. Только у писца нет начальника, он сам начальник над другими людьми».

  • Чему учит отец сына? Как, по его мнению, можно стать писцом? Почему должность писца в Египте считалась очень почетной? (Должность писца была очень популярна в Древнем Египте, так как писец вел учет налогов, которые должны были сдавать в казну простые египтяне. Он был помощником вельмож и фараонов.)

Задача № 2 (письменно; 3 человека). Прочитайте отрывок из стихотворения В. Брюсова «Египетский раб» и ответьте на вопросы.

Я - раб царя. С восхода до заката Среди других свершаю тяжкий труд. И кус гнилой - единственная плата За стон, за пот, за тысячи минут. Я - раб царя, и жребий мой безвестен; Как тень зари исчезну без следа. Меня с земли судьба сотрет, как плесень; Но след не минет скорбного труда, И простоит близ озера Мерида Века веков святая пирамида.

  • О чем идет речь в этом стихотворении? Что прославлял его автор? Какие мысли и чувства вызывают у вас эти строки? (Автор прославляет труд простого человека, который строит такие памятники, которые будут стоять века.)
  1. Дискуссия с классом.

Вот какие советы давали в Египте начинающим чиновникам: «Если ты сидишь за столом у того, кто выше тебя по должности, то бери, когда тебе дают то, что лежит перед тобой. Не смотри на то, что лежит перед ним, как он не смотрит на то, что лежит перед тобой. Опускай лицо вниз, когда он тебя приветствует. Смейся, когда он смеется. Это приятно его сердцу. Гни свою спину перед начальником. .. И тогда в твоем доме будет богатство... Не сиди, если перед тобой стоит тот, кто старше тебя или выше по должности».

Подумайте, какими качествами должен обладать чиновник в Египте? Каково твое мнение о подобных советах? Могут ли они быть актуальными сегодня? (Человек должен уметь выслуживаться, угождать своему господину, быть терпеливым и тогда его заметят, повысят в должности, а это - обогащение...)

Информация для учителя

Сегодня мы должны учить детей высказывать свою точку зрения на какие-то факты, события, поступки, уметь ее аргументированно защищать. Для этого целесообразно создавать на уроке «провокационные» ситуации. Например, решать задачу по истории Древнего мира, а перевести постепенно ее в плоскость сегодняшнего дня. «Сегодняшним днем» дети мыслят прекрасно. Причем, как правило, у каждого есть свое мнение. Мнения детей зачастую не совпадают, и тогда может развернуться дискуссия. И вот здесь нужно научить их грамотно спорить или вести дискуссию. Для этого нужно помнить некоторые правила.

Умейте спорить

При ведении полемики прежде всего определитесь, что является предметом спора или о чем идет спор?

Подберите аргументы (доказательства) своей точки зрения.

Умейте слушать оппонента, даже если не согласны с его точкой зрения!

Сформулируйте его точку зрения и изложите ему. («Если я вас правильно понял, то вы считаете...»). Это позволит вам удостоверится в том, что вы правильно поняли, а он поверит, таким образом, насколько правильно изложил свою позицию, даст возможность в ходе спора обойтись без искажений - при столкновении противоположных точек зрения обеспечит определенность исходных позиций спорящих.

Вдумываясь в положения, которые высказывает ваш оппонент, старайтесь его понять (это еще не значит принять данную точку зрения), выявить не только расхождения ваших позиций, но и их тождество.

Выяснив позицию вашего противника в споре, определив, с чем вы конкретно не согласны, начните опровержение этих положений.

Попытайтесь определить, нет ли противоречивости в положениях вашего оппонента. Это может стать сильной стороной вашей позиции.

Подбирая аргументы, следите за их стройностью, логичностью. Нельзя путать опровержение способа доказательства, которое применил оппонент, и сути самого тезиса (ведь можно неверно доказывать и правильные положения).

Критиковать надо неверную точку зрения, а не самого оппонента, то есть в споре не стоит переходить на личности.

В любом диспуте важен вывод.

Очень часто с первой попытки вам не удается убедить оппонента в правильности своей точки зрения. В таком случае спор можно возобновить, но лучше к нему подготовиться.

4. Заслушивается устный ответ по карточке № 11, дается отзыв на ответ по плану-памятке (см. образец, урок № 10). Собираются на проверку индивидуальные задания.

  1. Переход к изучению новой темы

Итак, мы выяснили, что ремесленники, земледельцы, вельможи- все подчинялись фараону. Самому могущественному человеку Древнего Египта. Вельможи вместе с фараонами участвовали в военных походах.

  • Для чего совершали военные походы фараоны?
  1. Изучение новой темы

План

  1. Вооружение египетского войска.
  2. Походы египетских фараонов.
  3. Цели и последствия походов Тутмоса III.

На доске: тема урока.

  1. Сообщение о вооружении египетского войска (можно в объеме материала учебника). Класс, слушая, рассматривает иллюстрации на с. 45 Вигасина или с. 76 Михайловского.

Воины фараона были вооружены луками, другие - длинными копьями, боевыми топориками и кинжалами. Наконечники копий делались из бронзы (9/10 меди + 1/10 олова). Этот сплав был прочнее, чем медь. Пехотинцы имели легкий щит. Настоящую угрозу для противника представляла египетская конница...

  1. Работа с картой (с. 44 Вигасина или с. 79 Михайловского).

Внимательно посмотрите на легенду карты.

  • Каким знаком обозначены походы египетских фараонов? (Стрелочками).
  • На какие территории были совершены походы фараонов Египта? (Нубию, Ливию, Синайский полуостров, Палестину, Сирию, Финикию.)
  • Где находится город Мегиддо? (На территории Палестины.)
  1. Рассказ учителя и работа по историческому документу.

Самые крупные завоевания совершил около 1500 г. до н. э. фараон Тутмос III, мы прочитаем документ о том, как проходила битва у города Мегиддо.

Из летописи Тутмоса III, высеченной на стенах храма Аммона-Ра в Фивах

Его величество отправился на золотой колеснице, украшенной своим боевым оружием «...» И враги увидели, что его величество одолеет их, и бежали стремглав в Мегиддо с лицами, полными страха. Они бросали своих лошадей и свои золотые и серебряные колесницы, и их с помощью одежд втаскивали в этот город «...» И вот, если бы войско его величества не возымело намерения пограбить имущество врагов, оно бы овладело Мегиддо в этот миг «...»

Тогда были захвачены их лошади и золотые и серебряные колесницы «...» Их ратники лежали, простершись на спине, как рыбы, а победоносное войско его величества считало свое достояние «...» И все войско ликовало, воздавая славу Амону за победу, дарованную им своему сыну в этот день. Они воздали хвалу его величеству, превознося его победы. И они доставили добычу, взятую ими: 340 пленных, 83 руки (египтяне убитым врагам отрубали руки в знак доблести), 2041 лошадь, 191 жеребенок, 6 жеребцов... молодых коней, 1 колесница, отделанная золотом, 897 колесниц его жалкого войска, 200 броней его жалкого войска, 502 лука, а также 387 голов (какого-то скота), 1929 быков, 2000 коз и 20 500 овец, 1796 рабов и рабынь, чаши из ценного камня и золота...

Крушол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира.

М., 1987. С. 44-45.

4. Беседа по прочитанному тексту документа .

  • С какой целью фараоны совершали свои военные походы в другие страны? Ответ подтвердите цитатой из документа. («.. .Ивот, если бы войско его величества не возымело намерения пограбить имущество врагов...»)
  • Что захватывали в качестве добычи в таких походах египетские воины? (Оружие, коней, скот, рабов м, конечно, золотые, и серебряные вещи.)
  • Кому воздавали хвалу воины Египта? (Своему фараону.)
  • Кому они приносили награбленное? (Своему фараону.)
  • Как распределял награбленное имущество фараон? (Ему и вельможам доставалось практически все, а простые воины ничего не получали.)
  • Какой характер носили войны? (Грабительский, несправедливый.) %

V. Закрепление изученного материала

  • По пыльным дорогам Азии гонят в Египет огромные стада овец, коров, быков, коней, везут награбленное золото, бронзу, ткани, дорогое черное дерево. Но главная добыча - множество пленников. Почему пленники считались главной добычей на войне? (Пленники становились рабами, то есть полностью принадлежали хозяину. Они могли трудиться, что-то

создавать, обогащать хозяина, при этом платить им было не нужно.)

ВАРИАНТ 2. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Ученикам после ознакомления с материалами параграфа предлагается написать сочинение от имени Тутмоса III «Почему я так любил войну?» (задание рассчитано на 40 минут, учебниками и записями ученикам разрешено пользоваться).

VI. Подведение итогов урока

Итак, военные походы фараонов в другие страны расширяли территорию Египта, приводили к обогащению рабовладельцев, но вместе с тем войны постепенно вели к ослаблению царства. Почему? Подумайте. А это мы выясним на следующем уроке. Домашнее задание: прочитать § 11 Вигасина или § 13 Михайловского; подготовить ответ на вопрос: «Как проходили военные походы фараонов Древнего Египта?»; работа по контурной карте: рабочая тетрадь (вып. 1), задание 28 (с. 24); для любознательных: кто из известных тебе военачальников прошлого поступал иной раз так же, как и Тутмос III в битве под Мегиддо: Александр Македонский, Ганнибал, персидский царь Дарий II, римский полководец Камилл, Цезарь, Дмитрий Донской, Петр I, Румянцев, Суворов, Кутузов, Наполеон, Багратион, Барклай де Толли, Скобелев, Брусилов, Деникин, Колчак. - Назовите хотя бы 7-10 таких полководцев. (Так же поступали Александр Македонский, Цезарь, Петр I, Суворов, Кутузов, Наполеон, Багратион, Барклай де Толли, Скобелев, Деникин, Колчак.)

Дополнительный материал

Двадцать два года фараон Тутмос III прожил не в Египте, которым должен был править. Царица Хатшепсут, его мачеха, захватила власть еще в 1525 году до н. э., когда ее объявили соправительницей Тутмоса II, отца Тутмоса III. Тутмос II был мужем этой волевой женщины, неплохого организатора.

Правила она Египтом спокойно, мирно. Снаряжала торговые - морские и сухопутные - экспедиции в разные страны, строила богатые храмы. Царица умерла в 1503 году до н. э. И в этот год Тутмос III, полновластный теперь правитель, собрал сильное войско, которое, по оценкам специалистов, могло доходить до 20 тысяч человек, и отправился в Сирию. Задачи перед Тутмосом III стояли сложные: и чисто военные, и житейские. Египет не воевал более двадцати лет. Старые воины за это время одряхлели, молодые были неопытны, необстрелянны, хотя готовились к походу усердно. Но и враги, сирийцы и палестинцы, не сидели сложа руки. Они создали антиегипетскую коалицию, подтянули войска к Мегиддо, важному стратегическому пункту, мощной по тем

временам крепости. В битве под Мегиддо Тутмос III дважды возглавлял войско, рискуя своей жизнью. У него не было пирамиды, а только подземная гробница.

За 19 лет Тутмос III совершил 17 успешных походов, овладел сотня- ми городов, Палестиной, Сирией. Это был крупнейший полководец.

Торопцев Л.П. 1000 великих битв с древних времен


Вся история Египта связана с захватническими войнами. Потому что, в те времена, обеспечить огромную мощь государства, предоставить ресурсы для масштабных строительств и постоянного экономического подъема, можно было только с помощью военных походов. В результате их проведения, шел постоянный приток рабов, поэтому развивался и креп рабовладельческий строй. Также, в страну постоянно прибывали талантливые ремесленники из захваченных стран, чей труд использовали для строительства сооружений, которые до сих пор поражают нас величием.

Захватнические войны дали толчок для развития культуры и искусства. В страну постоянно прибывали изделия из золота, металла, различные ткани и многое другое, что было захвачено в результате успешных сражений или поступило виде дани.

Завоевания египетских фараонов

Направление завоевательных походов египетских фараонов обращено на соседние страны, а также Палестину, Сирию, Нубию. В истории раннего Египта, Синайский полуостров, завоеванный египетскими фараонами, очень важное завоевание. Фараон Джосер, совершив поход, подчинил своей власти кочевников полуострова и открыл для себя доступ к рудникам бирюзы и меди. Но, начиная с 1800 по 1600 года до нашей эры время упадка для Египта. Гиксосы (кочевники-азиаты), захватили Египет, поставив своих князей во главе частей Египта. И только в 1600 году до нашей эры египтяне, путем освободительной войны, свергли их, и восстановили фараоновскую власть.С этого периода положено начало мощного развития Нового царства. Фараон Яхмес создал постоянную армию. Она была хорошо обучена, многочисленна, дисциплинирована. Это положило начало периода великих завоеваний.

Направление завоевательных походов египетских фараонов на карте.

Военные походы фараона Яхмеса

Первый правитель Нового царства Яхмес правил приблизительно 1550-1525 года до нашей эры. Он понимал, армия нуждалась в срочной реорганизации. Во времена его правления в Египте возникла первая регулярная армия. Стали набирать меньше воинов из знати, которую он очень урезал в правах. Основной ударной мощью были, запряженные двумя лошадьми, колесницы. Экипаж колесницы состоял из возницы и воина, который зачастую был вооружен луком.

Построение пехоты очень напоминало македонскую фалангу, войска располагались длинной линией, глубиной 10 и даже более шеренг. Их задачей являлось проникновение в разрывы армии противника и уничтожение деморализованного врага. Завоевания египетского фараона Яхмеса были направлены против нубийцев и гексосов. Он потерял контроль над ними, и ему снова прошлось завоевывать их земли. Он собрал огромную армию и многочисленный флот, с помощью которого совершались походы вглубь Нубии.

Неизвестно сколько длилась война, но подготовка такого флота заняла несколько лет.

О походе Яхмеса против гексосов, практически ничего не известно. Его цель была отбить у них охоту снова претендовать на земли Египта. Боевые действия были развернуты на Палестинских землях, где, освоившие свои земли местные жители, оказали сильное сопротивление. Если верить наскальным надписям, крепость Шерухен, находящаяся на этой территории, пала спустя 6 лет осады.

Сражение при Кадеше

Хетты (Хатти) поселились на Ближнем Востоке в 2000 г. до н.э. Неизвестно, было это переселение или вторжение. Располагались хетты в Анатолии. У них были большие запасы железной руды, и они имели свои секреты её обработки. В 14 веке до нашей эры Хетты нанесли удар по сирийским и палестинским владениям Египта, и им удалось подчинить их себе.

В 1304 году до нашей эры фараоном Египта стал Рамзес II. Завоевания египетского фараона были направлены на возвращение прежних земель Египта. В первый год правления он начал войну с Хатти, чтобы возвратить прежние территории Египта. В двадцатилетней войне самым значимым сражением была битва при Кадеше в 1298 г. до нашей эры. Благодаря своей разведке, было выяснено, царь хеттов Муваталлис направляется с армией к Кадешу. Фараон решил взять город еще до прибытия Муваталлиса. Узнав о планах фараона, хеттский царь, приказал уничтожить египтян еще на подходе к городу. Численное преимущество было на стороне хеттов, 35 тысяч солдат, против 20 тысяч воинов Рамзеса II, но у обеих армий было по 2500 колесниц. Египетские колесницы были более лёгкими и, в отличие от хеттских, забрасывали врага не копьями, а стрелами.Египетская армия была разделена на четыре части, которые носили имена богов: Птах, Ре, Сутех и Амон. Сам фараон стоял во главе отряда Амон. На пути своего следования он совершил ошибку, поверив двум путникам, которые оказались лазутчиками хеттского царя. Они предоставили ему ложные данные о том, что Муваталлис со своей армией расположился на 150 километров севернее Кадеша. Тут фараон проявил легкомыслие и решил без разведки сходу взять город. Во время переправы через реку Оронт, его армия сильно “расползлась” по территории.

Первым на пути армии хеттов стал отряд Ре, который был истреблен практически полностью, однако некоторым воинам и двух сыновьям Рамзеса удалось спастись. Рамзес собрал совет, на котором начал критиковать своих военачальников за чрезмерную беспечность, и тут, прям в разгар совета в лагерь его отряда врываются хетты. Казалось бы, египтян застали врасплох и войско Муваталлиса легко добьют деморализованных египтян, однако, воины фараона чудом отбили атаку неприятеля. Рамзес приказал атаковать врага во фланг со стороны реки Оронт. Атака закончилась неудачей, но фараон тут же приказал атаковать другой фланг хеттов, противник начал отступление, вражеская армия временно потеряла управляемость, да и их резерв фактически не принимал участие в битве. Под стенами города разыгралось сражение более чем двух тысяч колесниц, и тут, в тылу хеттов, появился отряд Птах, который заставил их бежать с поля боя.

Царь Муваталлис построил свою армию под стенами Кадеша, прикрыв правый фланг рекой. В городе был размещен 8-тысячный резерв. Рамзес выстроил армию в три линии. Замыкали построение колесницы и пехотинцы. Перед первой линией стояли застрельщики, задачей которых являлось нанесение урон противнику перед сражением и уйти потом за спины основной армии. Египтяне начали побеждать, Муваталлис отправил в бой свои колесницы, им удалось достичь локального успеха, но развить его они не смогли. Рамзес решил атаковать левое крыло армии хеттов, ему удалось прижать их к реке. В это время вступил в бой резерв из Кадеша, но они потерпели неудачу, и они лишь обеспечили отход всей армии в город.Египтяне победили уже во второй раз, однако, ценой очень больших потерь, и решили не начинать осаду. Обе стороны считали себя победителями. Война продлилась еще 15 лет, и наконец, в 1283 г. до н.э. стороны договорились, при вмешательстве третьей стороны, помогать друг другу.

Битва при Мегиддо

Фараон Тутмос, который правил Египтом с 1479 по 1425 года до нашей эры, завоевал самое большое количество земель. Из всех фараонов-завоевателей, он занимает самое видное место. Из всех, совершенных им военных походов и битв, самой важной была битва при Мегиддо, которая произошла на второй год его правления.

Стороной, противостоящей фараону, были армии царя Кадеша, Мегиддо и, восставшие против фараона, азиатские племена.
Пройдя через Кармельский горный хребет, армия египтян вышла в долину, где заняла удобную позицию. В результате нескольких удачных военных маневров египетской армии, армия антиегипетской коалиции потерпела поражение. Царю Кадешу удалось позорно бежать. Часть правителей племен, участвовавших в сражении, сначала тайно покинули Мегиддо, а потом предложили фараону заключить с ними мир. Город Мегиддо пал после семимесячной осады. В городе практически не осталось продовольствия.

Эта битва стала основой для дальнейших захватнических походов. Завоевания египетского фараона Тутмоса были направлены на подчинение Азии и всех ближайших государств. Некоторые государства, которые он не захватывал, чтобы оградить себя от военных столкновений с его армией, платили ему дань (откуп).

Вывод

Все военные походы египтян, показывают нам, насколько сильной и мощной была их армия, которая была не наемной, а постоянной. Насколько сильными были их военный дух и желание победить. Территории, завоеванные фараонами за пределами Египта, были огромны. Они приносили в египетскую казну много золота. Помимо завоеванных территорий, были государства, которые платили дань, для того, чтобы оградить себя от вторжений египетской армии.

ПЕШИЕ ВОИНЫ. Чем больше становилось государство, чем богаче становился Египет, чем всё большая власть сосредотачивалась в руках фараона, тем всё большее и тренированное войско было нужно фараону. А как известно владыки государств часто бывают ненасытны. Вот потому-то фараону нужно было постоянное большое и хорошо обученное войско. Египет был государством со строгим учётом всего. В Египте не было проблем с переписью населения, всё было учтено: каждый десятый юноша забирался в армию, и уходил туда на многие годы. Юношей разбивали на отряды, в каждом отряде осваивали один вид оружия. У одних это были луки и стрелы; у других - копья; боевые топорики; кинжалы. Наконечники копий, топорики и кинжалы были бронзовые. Бронза - это сплав меди и олова, который давал большую твёрдость. А чтобы усилить её (твёрдость), кинжалы делали короткими и массивными (чтобы они не согнулись при ударе). Кинжал был коротким оружием и, чтобы защититься от копья противника в рукопашном бою, пехотинец имел кроме кинжала небольшой лёгкий щит.
Фараоны гордились своими военными победами, а потому в гробницах часто изображались колонны выступивших в поход пеших воинов, идущих нога в ногу.
БОЕВЫЕ КОЛЕСНИЦЫ. В середине второго тысячелетия до нашей эры в египетском войске появились новые отряды - боевых колесниц. Колесница была маленькая и лёгкая. Делалась она из крепкого дерева. На двух колёсах маленькая площадка, рассчитанная на двух человек - возницы и лучника. От площадки шло дышло - длинная палка, за которую колесницу везли два коня. Колесница была дорогостоящим видом оружие, а потому только богатые египтяне могли быть колесничими. Колесница украшалась разными бляшками, а головы коней - разноцветными страусиными перьями. Можно представить какое ошеломительное действие производили колесницы, молниеносно врываясь в строй противника.

В крупных сражениях начинали лучники - издалека осыпая врага стрелами, затем в ряды противника молниеносно врывались боевые колесницы, нарушая строй и порядок их рядов. И у ж потом шли пехотинцы, вооружённые копьями и топориками.

Бегущего неприятеля догоняли и добивали (или брали в плен) на колесницах.

Отряды боевых колесниц, могли быстро преодолеть огромные пространства и внезапно напасть на ничего не подозревающего противника.

ВОЕННАЯ ДОБЫЧА. Древний Египет - большое и сильное государство. Ни одно соседнее, не могло равняться с ним по величине. И конечно, велик был соблазн завоевать или ограбить соседей. Южнее Египта вдоль Нила от первого до третьего порога простиралось государство Нубия, славящаяся своими золотыми рудниками. На запад от Египта жили скотоводческие племена ливийцев. На северо-востоке, совсем рядом был Синайский полуостров богатый залежами меди. А ещё севернее - Палестина, Сирия, Финикия.

Когда в войске фараонов появились лёгкие боевые колесницы, войско египтян стало делать ежегодные набеги на соседей, пригоняя захваченный скот и пленников и привозя ценную древесину, золото, серебро, драгоценные камни и многое другое.

САМЫЕ КРУПНЫЕ ЗАВОЕВАНИЯ СОВЕРШИЛ ОКОЛО 1500 ГОДА ДО НАШЕЙ ЭРЫ ФАРАОН ТУТМОС (ударение на последний слог). При Тутмосе египтяне захватили Нубию с её золотом. А его походы в Азию привели к тому, что в состав Египта вошёл Синайский полуостров, и дальше Палестина, Сирия, Финикия; отодвинув границу Египта аж до реки Евфрат. Лишь через несколько столетий порабощённые египтянами народы, смогли обрести свободу.

ПОЯВЛЕНИЕ РАБОВ. Успешные войны египтян приводили к захвату огромного количества пленных. Они становились рабами - так как всё больше требовалось людей для возделывания земель фараона и вельмож, всё больше требовалось рабочих сил на строительстве дворцов и гробниц фараонов. Фараон мог милостиво подарить пленников воеводам и отличившимся в бою колесничим.

Всё больше чужеземцев влачило рабскую долю в долине реки Нил.

ТЯГОТЫ ПОХОДНОЙ ЖИЗНИ РЯДОВОГО ВОИНА. Богатые воеводы фараона, колесничие возвращались из военных походов с добычей и богатели. Жизнь рядового воина в таких походах была трудна. Брёл он навьюченный как мулл, всё на своём горбу тащил: и запасы воды (как без неё прожить в песках пустыни), и чёрствые лепёшки... И если живой домой добирался, то и там разруха: без кормильца земля хирела, а семья голодала.

Фараоны не доверяли египетским воинам, боялись заговоров вельмож и бунта рядовых воинов. Потому нанимали для своей охраны НАЁМНОЕ ВОЙСКО, веря, что за хорошую плату чужеземцы будут верны им.