Расчет уровня радиации от удаленного плоского источника. Расчет защиты от гамма-излучения. Требования к помещениям РК и средствам ликвидации радиоактивных загрязнений


Для проведения эффективной государственной политики в области финансов необходима качественная информация об их текущем состоянии и динамике развития.
Полнота и достоверность данных, получаемых в процессе обследования, главным образом определяются правильным выбором методологии учета, системы статистических показателей. Для определения показателей развития финансовой системы в отечественной статистике и направлений ее совершенствования представляет интерес изучение опыта организации подобной работы в странах с развитой рыночной экономикой.
Реформирование российской статистики финансов требует наличия единой статистической методологии. В связи с этим возникает вопрос, какую именно методологию избрать в качестве отправной: ООН, Евростата или отдельно взятой развитой страны.
В условиях переходного периода вряд ли целесообразно целиком копировать организацию статистики финансов в странах с развитой рыночной экономикой. Во-первых, это связано с тем, что в этих странах нет единых принципов в организации статистики, так как они отражают конкретные условия и исторические традиции каждой страны. Во-вторых, в них нет проблем, соответствующих переходному периоду от планового хозяйства к рыночным отношениям.
Однако основные базовые принципы организации статистики финансов, соответствующие мировой практике, целесообразно использовать. А именно независимость статистики при обследовании и публикации данных; широкое применение выборочных обследований; конфиденциальность первичной информации, получаемой статистическими органами от хозяйственных единиц, и ряд других.
В большинстве стран с высокоразвитыми рыночными отношениями основным средством получения финансовой информации являются специально проводимые через определенные промежутки времени цензовые исследования и переписи. Их проведение устанавливается в законодательном порядке или по решению исполнительных органов. Такие исследования организуются экспедиционным методом специально обученными людьми. В промежутках между цензами и специальными переписями основным источником информации являются выборочные наблюдения.
Статистика финансов в рыночной экономике предоставляет в первую очередь информацию о массовых финансовых явлениях, а также стоимостные показатели, являющиеся ориентирами для участников финансового процесса.
В странах с рыночной экономикой под статистикой финансов
понимают статистику государственного бюджета, т.е. учет доходов и расходов сектора государственного управления. В нее же включают статистику государственной задолженности и активов государства, данные о численности работников органов государственного управления, статистику налогообложения и балансовую статистику бюджетов органов государственного управления.
Особенностью статистики финансов в странах с рыночной экономикой является то, что они не имеют статистики, занимающейся изучением статистики финансов предприятий в нашем понимании. Например, на основе финансового счета Федерального немецкого банка можно получить представление о финансировании инвестиций путем предоставления ссуд, выпуска акций и т.п. Однако финансовый счет имеет своей целью наблюдение за рынком краткосрочного кредита и долгосрочного капитала, а не за процессами финансирования предприятий. Финансовое положение предприятий характеризуется также с помощью статистики активов и пассивов балансов, разрабатываемой в различной форме Федеральным статистическим управлением и Федеральным немецким банком.
В мировой статистической практике на сегодняшний день существует ряд стандартов: по бухгалтерскому учету, международной торговле, денежно-кредитной статистике, статистике платежного баланса, статистике государственных финансов, национальным счетам.
Безусловно, для финансовой статистики каждая страна в состоянии разработать свои собственные статистические стандарты, не принимая во внимание существующий международный опыт. Однако на практике статистические стандарты каждой страны разработаны в соответствии с международными статистическими стандартами. Такой подход дает возможность:
  • сравнивать результаты финансовой политики различных стран;
  • сравнивать различные секторы экономики и соотносить данные статистики финансов с изменениями в любой другой сфере экономической деятельности;
  • публиковать материалы, полученные на сопоставимой со многими странами методологии, в сборнике «Международная финансовая статистика»; предоставлять МВФ необходимую информацию (МВФ, организованный в 1944 г. как специализированное учреждение ООН, обязал все 180 стран-членов (Россию в том числе) предоставлять ему макроэкономические и денежно-кредитные данные, основанные на международных стандартах).
В настоящее время разработкой концепций, определений и классификаций, составляющих международный стандарт МФС (международной финансовой статистики), занимается ряд международных организаций. Среди них Международный валютный фонд (МВФ), Организация Объединенных Наций (ООН), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Комиссия европейского содружества (КЕС), Всемирный банк (ВБ) и др.
Между странами, являющимися членами мирового экономического сообщества, постоянно ведутся интенсивные переговоры по финансовым проблемам. Результативность и успешность подобных переговоров во многом зависят от сопоставимости статистических данных. Достигнуть ее возможно лишь с применением международных стандартов.
В сентябре 1996 г. был опубликован информационный бюллетень «Стандарты на распространение данных». Страна, подписавшая соглашение о стандартах, должна представлять документацию, удовлетворяющую общепринятым требованиям в области статистики, т.е. своевременно публиковать ключевые финансовые и экономические данные, регулярно собирать и распространять информацию для других стран. Присоединение к «Стандартам на распространение данных» накладывает на страны - члены МВФ обязательства по их соблюдению и предоставлению определенной информации Фонду.
При подготовке материалов для представления в МВФ используются международные методические рекомендации по составлению системы национальных счетов, разработке платежного баланса, статистике государственных финансов, денежно-кредитной статистике, статистике финансов и др. (табл. 2.1).
Таблица 2.1
Международные методологические материалы по статистике финансов

Наименование

Год
издания

Разра
ботчик

«Система национальных счетов 1993»

1993

ВБ, КЕС, МВФ, ООН, ОЭСР

«Европейская система национальных счетов»

1995

КЕС

«Руководство по платежному балансу» (пятое издание)

1993

МВФ

«Руководство по статистике государственных финансов»

1986

МВФ

«Руководство по денежно-кредитной и банковской статистике» (проект)

1984

МВФ

«Руководство по денежно-кредитной и банковской статистике» (пересмотренный проект)

1996
(август)

МВФ

«Руководство по статистике государственных финансов, комментарий к новой структуре»

1996
(август)

МВФ

«Накопленный долг, изменения задолженности и платежный баланс»

1994

БМР, ВБ,
МВФ,
ОЭСР

Комплекс стандартов в отношении охвата, периодичности и своевременности данных отражается на качестве статистических данных. Доверие к качеству информации со стороны пользователей обеспечивается путем распространения документации о методологии расчета и источниках формирования, используемой при подготовке статистических данных.
Считается, что макроэкономической вершиной статистики финансов являются счета потоков капитала, которые в большей мере, чем другие счета СНС, предназначены для исследования финансовой сферы.
Счета потоков капитала позволяют проводить детальный анализ проблемы финансирования инвестиций (а этот вопрос особенно актуален для современной российской экономики) и развития финансового сектора.
В США еще в 1947 г. специалисты Федеральной резервной системы (ФРС) регулярно занимаются работами по созданию счетов потоков капитала. С тех пор структура системы разработки счетов постоянно совершенствовалась и в настоящее время является одним из ключевых направлений развития статистической работы.
Специалисты отдела счетов потоков капитала Федеральной резервной системы США не собирают данные отечественной статистики, а используют информацию, представленную как государственными, так и частными информационными агентствами.
Американский подход к построению счетов потоков капитала несколько отличается от более распространенного в других странах мира, как и реализация методологии СНС в целом. Однако считается, что он содержит ряд преимуществ, и его детальное изучение имеет важное значение для разработки схемы построения российских счетов.
Французский подход заключается в том, что в стране, как и в большинстве Европейских стран, применяется метод на основе Европейской системы счетов - ЕСС (European System of Accounts - ESA), практически совпадающий со стандартами СНС-93.
Главной формой счетов потоков капитала во Франции является так называемая таблица финансовых операций - ТФО (Tableau des Operations Financieres - TOF), описывающая общий баланс кредитов и задолженностей.
Таким образом, при построении российских счетов потоков капитала на основе методологии СНС важное значение имеет применение наиболее эффективных решений из практики стран с развитой рыночной экономикой и международных организаций.
Действующая в мире информационная статистическая система располагает комплексом средств для обеспечения необходимой финансовой информацией всех потребителей. Приведем наиболее известные издания.
В Великобритании, в Лондоне, ежеквартально издается один из старейших статистических журналов в Европе и мире (выходит с прошлого века) - «Журнал Королевского статистического общества» («Journal of the Royal Statistikal Society»). Серия С («Applied Statistics») журнала публикует статьи о практическом использовании статистических методов в анализе различных финансовых явлений.
В английском журнале «Прикладная экономика» («Applied economics») рассматриваются вопросы прогнозирования изменения валютных курсов, соотношения цен на различные товары, зависимости процентной политики банков от стабильности денег.
В журнале «Сообщения по прикладной экономике» («Applied economics letters»), публикуемом в Великобритании, рассматриваются положение на фондовых биржах мира, политика компаний в области трансфертных цен, либерализация финансовых рынков в ряде стран, анализируются развитие капитала в разных странах, влияние дефицита федерального бюджета США на уровень и структуру процентных ставок в 1960-1994 гг., а также взаимосвязь банков и процентного риска.
Публикации английского журнала «Прикладная финансовая экономика» («Applied financial economics») посвящены темам: модели изменения валютных курсов в рамках европейской валютной системы, факторы актуализации цен, используемых в страховом бизнесе различных государств, валютный контроль и колебания официальных и неофициальных обменных курсов валют, сравнительный анализ распространения колебаний на финансовых рынках, динамика курсов ценных бумаг на фондовых биржах.
В США Бюро экономического анализа (ВЕА - Bureau of economic analysis) департамента торговли ежемесячно выпускает (в Вашингтоне) журнал «Survey of current business», который публикует статьи, обзоры и статистические данные, характеризующие состояние и тенденции развития американской экономики и финансов. Достаточно большое внимание вопросам финансовой статистики уделяется в американском «Журнале деловой и экономической статистики» («Journal of business and economik statistics»). В нем публикуются статьи, посвященные изучению зависимости между индексами ведущих финансовых центров.
Характеристика эффективной национальной системы статистики финансов, способной предоставить полные, точные и объективные данные, представлена в «Международном статистическом журнале» («Internation Statistical review»).
В Германии статистический анализ валютных курсов и влияние их на уровень цен публикуются в журнале «Jahrbucher fur Nationalokonomie und Statistik». Национальные счета Германии в I квартале 1997 г., концепции статистики годовых балансов государственных фондов, институтов и других учреждений, данные федерального бюджета о расходах на образование, науку и культуру представлены в последних номерах журнала «Экономика и статистика» («Wirschaft und Statistik») за 1997 г.
«Ежегодник по национальной экономике и статистике» («Jarbucher fur Nationalokonomie und Statistik»), выходящий в Штутгарде, помещает материалы по статистике страхования, освещает роль Центрального статистического управления в организации статистического учета в Германии.
Во Франции ежемесячный журнал «Экономика и статистика» («Economie et statistique») освещает различные аспекты финансовой деятельности, приводит сравнительный анализ медицинского страхования поколений французов, родившихся в 1930 и 1970 гг. и пр. Национальный институт статистики и экономических исследований Франции (INSEE) еженедельно выпускает бюллетень «INSEE premier», в котором публикуются статьи или обзоры данных национальной статистики финансов.
В Нидерландах (Амстердам) международный журнал «Экономическое и статистическое обозрение» рассматривает проблемы статистики кредита.
Публикация финансовых индикаторов по странам мира осуществляется международными организациями: ООН, Европейским сообществом, Мировым банком и др.
Сегодня дополнительные возможности России состоят в том, что в ходе работ по реформированию статистики финансов можно найти наиболее эффективные решения на основе сочетания различных подходов с учетом национальных условий.
В соответствии с международными обязательствами функции головной организации по систематизации, публикации и представлению финансовой статистической информации возложены на Госкомстат РФ.
Госкомстат РФ, исходя из членства России в ООН и ее специализированных организациях, совместно с Минэкономики РФ обеспечивает:
  • участие в работе сессий статистических органов ООН и в проектах, осуществляемых этими органами;
  • участие в разработке международных методологических рекомендаций, стандартов, классификаций, номенклатуры и конвенций по статистике;
  • представление статистических данных по запросам статистических органов ООН и других международных организаций.
Евростат, являющийся статистической организацией ЕС, сотрудничает с Госкомстатом РФ путем осуществления конкретных проектов, которые в практическом плане являются приоритетными для российской статистики.
Основными областями сотрудничества Госкомстата РФ с МВФ являются: платежный баланс, финансовая статистика, статистика цен, внешнеэкономическая деятельность, демографйчес- кая статистика, труд и заработная плата. Раз в квартал МВФ направляет в Россию комплексные миссии для оказания помощи Госкомстату РФ, ЦБ РФ, Минфину РФ в решении вопросов платежного баланса, проводит систематические консультации в области статистики цен.
Сотрудничество с Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) осуществляется в области национальных счетов и межотраслевых балансов, программ международных сопоставлений, проведения квалифицированных экспертиз, разрабатываемых Комитетом методологий в области национального благосостояния, обследования домашних хозяйств и др. ОЭСР оказывает методическую помощь в проведении сопоставлений в рамках Европейской программы сопоставлений (ЕПС).
Госкомстат РФ осуществляет взаимодействие со статистической комиссией ООН, статистическими органами ЕЭК, ЭСКАТО, ЮНЕСКО, МОТ, ФАО и другими организациями ООН.
Основными партнерами в реализации проектов международного сотрудничества в области сбора и разработки экономико-статистической информации являются национальные статистические службы развитых стран Европы.
Таким образом, международные связи Госкомстата РФ определяются в основном необходимостью выполнения определенных обязательств перед международными организациями и возможностями использования опыта международных и национальных статистических служб для адаптации российской статистики финансов к условиям рыночной экономики.

1. Основные направления и этапы формирования международной статистики

Особую роль для развития международной статистики и статистической науки в целом играл и играет до сих пор Международный статистический институт - МСИ. Он был создан в 1885 г. как чисто научная организация, объединяющая представителей науки и практических работников статистических органов 50 стран. Согласно уставу МСИ, основной задачей этой организации является развитие и совершенствование статистических методов в странах мира путем выработки рекомендаций по единообразной разработке пригодных для сравнений статистических показателей разных стран.

Дальнейшее развитие международной статистики получило в рамках статистического органа Лиги Наций - Секции экономики и финансов. Эта Секция с помощью МСИ разработала практические основы системы показателей международной статистики, сформулировала принципы и рекомендации для единообразного исчисления национальными статистическими органами таких показателей.

На основе рекомендаций Лиги Наций и других международных организаций в 30-х годах начали издаваться международные статистические ежегодники и бюллетени с информацией по странам с выведением в ряде случаев мировых итогов. В феврале 1946 г. на первой сессии Экономического и социального совета ООН - ЭКОСОС - была учреждена Статистическая комиссия (СК ООН) как орган, подготавливающий все международные рекомендации в области статистики.

2. Современный этап развития международной статистики

Вместе со Статистическим отделом Секретариата ООН (СО ООН) в настоящее время она организует всю статистическую работу в мире, объединяя более 230 стран и территорий. В это время деятельность МСИ сводится к содействию в достижении международной сопоставимости статистических показателей путем выработки единообразных методов их исчисления и общеприемлемых классификаций; обмену опытом между научными и практическими работниками статистики разных стран.

Деятельность МСИ теперь сосредоточена на трех основных направлениях: статистическое образование, прикладное применение статистики в промышленности и технологии, а также в физических науках. В настоящее время СК ООН вполне успешно решает свои основные задачи и осуществляет:

1. подготовку документов как для ее сессий, а также для ЭКОСОС и Генеральной Ассамблеи ООН;

2. разработку проектов методологических документов ООН - руководств в области статистики;

3. сбор и анализ замечаний национальных статистических служб по проектам рекомендаций ООН в области статистики;

4. сбор и обработку информации от стран и международных организаций для выпуска статистических публикаций ООН;

5. выведение региональных и мировых итогов на сопоставимой основе и увязке с ними данных специализированных учреждений системы ООН;

6. определение направлений и стран, которые нуждаются в технической помощи ООН по развитию национальных статистических служб;

7. содействие общему совершенствованию статистики в мире и развитию ее методов;

8. разработку планов важнейших статистических обследований;

9. создание и развитие интегрированных систем сбора и обработки международной статистической информации;

10. изучение возможностей и обеспечение применения ЭВМ при создании международных вычислительных центров и банков данных для статистики ООН, внедрения современных носителей информации и электронных версий статистических данных.

В рамках единой системы международной статистики повышается роль СК ООН, которая в 1993 г. разработала новый вариант международного стандарта системы сводных показателей национального счетоводства (СНС-93). Этот стандарт является стержнем для всех национальных систем статистической информации и позволяет на единой методологической и информационной основе количественно соизмерять результаты решения многих современных глобальных и локальных проблем человечества, которые обсуждаются в ООН.

У всех этих международных организаций, их статистических служб имеется одна задача и цель - достижение сопоставимости состава разрабатываемых ими систем показателей с помощью выработанных ими стандартных методов их исчисления.

Помимо этого ООН за истекшие более чем полстолетия смогла добиться значительной унификации состава данных международной статистики, обеспечивая сопоставимость показателей разных стран, их итогов. Этому способствовал разработанный порядок этапов выработки рекомендаций ООН по международной статистике.

На первом этапе выявляется потребность в разработке новых или в совершенствовании действующих международных рекомендаций, например для выработки нового стандарта по исчислению показателей нематериальных активов. На втором этапе СО ООН собирает и обобщает полученные предложения экспертов и направляет проект предложений экспертов на отзыв и замечания в национальные статистические органы. На третьем этапе, получив конкретные замечания стран по проекту рекомендаций, СО ООН обобщает эти отзывы, замечания и поправки, которые сводятся в единый проект документа ООН. На четвертом этапе СО ООН сводит эти замечания и поправки в проект документа ООН, а также представляет его в СК ООН. На пятом этапе СК ООН всесторонне обсуждает представленный проект документа ООН и при необходимости вносит редакционные правки или уточнения. После этого проект документа передается в ЭКОСОС. На шестом этапе рекомендация статистического стандарта ООН рассматривается на одном из заседаний ЭКОСОС, одобряется и после этого становится официальным документом ООН, которым руководствуются статистические органы стран и международных организаций.

Такими международными стандартами ООН обеспечивается сопоставимость содержания статистических показателей, методов их исчисления и публикуемых на их основе данных по странам, регионам и миру в целом.

3. Международные стандарты учета и статистики

Международные стандарты устанавливаются для достижения сопоставимости исчисляемых в разных странах показателей, с их помощью единообразно характеризуются важнейшие социально-экономические явления в мире и выводятся итоги по странам, регионам и миру в целом.

В международной статистике различаются следующие виды таких стандартов:

1. общеметодологические положения международной статистики;

2. классификации статистических показателей;

3. руководства по исчислению показателей;

4. справочники и технические руководства.

Общеметодологические положения - это документы ООН, в которых изложены принципы и методология построения систем сводных показателей, характеризующих важнейшие взаимосвязи в экономике и результаты ее функционирования.

Средимеждународных классификаций можно выделить следующие важнейшие документы:

1. Международная стандартная классификация всех видов деятельности - МСОК. Она регламентирует группировки статистических показателей по отраслям хозяйства. В России ей соответствует аналог - ОКОНХ

2. Международная стандартная торговая классификация - МСТК

3. В 1967 г. ООН разработана Классификация товаров по широким экономическим группам - КТШЭК, в которой выделяются товары для экспорта и импорта на средства производства, промежуточные и потребительские товары.

4. Международная стандартная классификация образования, разработанная ЮНЕСКО, с 1974 г. используется для единых группировок учащихся по трем основным уровням обучения.

5. Международная стандартная классификация профессий, разработанная МОТ, действует с 1958 г., она неоднократно уточнялась.

6. Международная стандартная классификация занятий, также подготовленная МОТ, используется для характеристики рода фактических занятий населения.

7. Международная стандартная классификация болезней, увечий и смерти разработана ВОЗ в 1948 г. и затем неоднократно уточнялась, чтобы отразить текущую практику органов здравоохранения.

классификация показателей туризма разработана ВТО в последнее время.

Весьма многочисленны такие международные стандарты, какруководства по исчислению показателей. В этой группе наибольшее практическое значение имеют Методологические пояснения к статистическому ежегодника ООН и дополняющему его статистическому ежемесячному бюллетеню ООН. Аналогичные методологические пояснения имеются к международной статистике труда и ряду других международных публикаций.

Особую роль играют методологические указания о порядке проведения всемирных обследований: переписей населения и жилищ, промышленности, сельского хозяйства, торговли и т.д.

В рекомендациях и руководствах СК ООН для статистики получают дальнейшее раскрытие и разъяснение порядок и методология расчета соответствующих показателей. В частности, детально разработаны принципы исчисления показателей естественного движения населения, его гражданского состояния и регистрации; принципы и рекомендации порядка проведения переписей населения; методы оценки потребности в жилищах; определения и методы оценки работы транспорта и т.д.

В группе справочников имеются десятки международных стандартов ООН, среди которых отметим следующие, которые периодически уточняются и обновляются:

1. Международные меры и веса;

2. Номенклатура географических регионов для статистики;

3. Названия стран мира и национальностей;

4. Указатель международных стандартов;

5. Таможенные зоны мира;

6. Перечень статистических показателей, разрабатываемых международными организациями;

7. Коэффициенты пересчета из национальных единиц измерения в метрические;

8. Справочник методов регистрации естественного движения населения;

9. Справочник статистических организаций в мире;

10. Справочник образовательных организаций в мире;

11. Справочник по экономической статистике в странах Азии.

В настоящее время действует более 150 международных стандартов в области статистики, из которых примерно 60 разработаны в СК ООН, а остальные - в специализированных учреждениях системы ООН.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02

Введение

1. Теоретическая часть: Статистическое изучение уровня и динамики макроэкономических показателей

1.1 Система национальных счетов как макростатистическая модель экономики

1.2 Основные макроэкономические показатели СНС и методы их расчета

1.3 Методы расчета уровня и динамики валового внутреннего продукта

1.4 Изучение динамики макроэкономических показателей

2. Расчетная часть

3. Аналитическая часть

Заключение

Список используемой литературы


Макроэкономическая статистика является одной из статистических дисциплин прикладного характера. В ней решаются вопросы приложения всей совокупности статистических методов к конкретному объекту исследования.

Объект макроэкономической статистики может быть четко обозначен, исходя из определения предмета статистики.

Статистика - комплекс учебных дисциплин, обеспечивающих овладение методологией статистического исследования массовых социально-экономических явлений и процессов с целью выявления закономерностей их развития в конкретных условиях места и времени.

При конкретизации данного определения применительно к макроэкономической статистике следует исходить из того, что ее объектом изучения являются массовые социально-экономические явления и процессы, совершающиеся на уровне экономики страны в целом.

Макроэкономическая статистика разрабатывает методологию статистического исследования экономических процессов и их развития: систему показателей и методику их расчета, в совокупности обеспечивающих количественную характеристику результатов функционирования экономики страны и регионов в разрезе отраслей, секторов и форм собственности, ее эффективность и уровень жизни населения; использует принятую в международной практике систему национальных счетов в качестве макростатистической модели рыночной экономики.

Являясь самостоятельной научной дисциплиной, макроэкономическая статистика при количественном измерении экономических процессов и явлений основывается на положениях экономической теории, результатах изучения качественных аспектов экономических процессов, полученных в рамках общей экономической теории и различных прикладных ее разделов.

В познании статистических закономерностей и количественной характеристики проявления и действия экономических законов в конкретных условиях места и времени состоит познавательная сила макроэкономической статистики.

С учетом вышеизложенного предлагается следующее определение предмета макроэкономической статистики.

Макроэкономическая статистика - прикладная статистическая дисциплина, обеспечивающая овладение методологией статистического исследования массовых социально-экономических явлений и процессов с целью выявления закономерностей их развития на макроуровне.

Таким образом, теоретическая часть данной курсовой работы содержит основы статистического анализа макроэкономических показателей, их уровня и динамики.

В практической части на конкретном примере рассмотрено изучение макроэкономических показателей в регионе.

В аналитической части рассмотрена динамика макроэкономических показателей Калуги и проведен анализ ряда динамики численности населения занятого в экономике.


Система национальных счетов (СНС), реализуемая в Российской Федерации, основана на методологических положениях, разработанных совместно с ООН, МВФ, Мировым банком, ОЭСР и Евростатом и принятых в 1993 г. (СНС-93). Она построена с учетом специфики и функционирования страны, находящейся на переходном этапе к рыночным отношениям.

Система национальных счетов используется для описания и анализа процессов рыночной экономики на макроуровне более чем в 150 странах мира. СНС представляет собой развернутую макростатистическую модёль рыночной экономики, отвечающую потребностям экономико-статистического анализа результатов ее функционирования и оценки эффективности.

СНС - основа национального счетоводства. Суть системы национальных счетов сводится к формированию обобщающих показателей развития экономики на различных стадиях процесса воспроизводства и взаимной увязке этих показателей между собой. Каждой стадии воспроизводства соответствует специальный счет или группа счетов. Таким образом, имеется возможность проследить движение стоимости произведенных товаров и услуг, а также добавленной стоимости: от производства - до использования.

Счета используются для регистрации экономических операций, осуществляемых институциональными единицами, а именно предприятиями, учреждениями, организациями, домашними хозяйствами и др., которые являются резидентами данной страны. Отражаются также операции между резидентами данной страны и нерезидентами.

Записи в счетах относятся не к каждой отдельной экономической операции, а к обобщающим числовым характеристикам соответствующих групп экономических операций, например, потребление, накопление, экспорт. Таким образом, записи в счетах - это аналитические обобщающие показатели различных аспектов экономического процесса, например, добавленная стоимость, первичный доход, сбережение и т.д.

Наиболее важные из них, относящиеся к экономике в целом, называются агрегатными (например, валовой внутренний продукт, валовой национальный доход, национальное богатство и др.).

Национальные счета - набор взаимосвязанных таблиц, имеющих вид балансовых построений. По методу построения национальные счета аналогичны бухгалтерским счетам. Каждый счет представляет собой баланс в виде двухсторонней таблицы, в которой каждая операция отражается дважды: один раз - в ресурсах, другой в использовании. Итоги операций на каждой стороне счета балансируются или по определению, или с помощью балансирующей статьи, которая является ресурсной статьей следующего счета.

Балансирующая статья счета, обеспечивающая баланс (равенство) его правой и левой частей, рассчитывается как разность между объемом ресурсов и их использованием. Иначе говоря, балансирующая статья предыдущего счета, отраженная в разделе «Использование», является исходным показателем раздела «Ресурсы» последующего счета (табл. 1). Этим достигаются увязка счетов между собой и образование системы национальных счетов.

Таблица. 1

Балансирующие статьи национальных счетов

Система национальных счетов, реализуемая в Российской Федерации, включает следующие счета:

1. Счета внутренней экономики в целом:

счет товаров и услуг;

счет производства;

счет образования доходов;

счет распределения доходов:

а) счет распределения первичных доходов;

б)счет вторичного распределения доходов;

счет использования национального располагаемого дохода;

счет операций с капиталом.

Счета отраслей экономики:

счет производства по отраслям;

счет образования доходов по отраслям.

3. Счета внешнеэкономических связей («остального мира»):

счет текущих операций;

счет капитальных затрат;

финансовый счет.

Построение финансового счета, счета других изменений в активах, счетов остальных секторов, а также балансовых таблиц национального богатства и других элементов СНС осуществляется поэтапно. Все счета (кроме счетов экономики) являются консолидированными, т.е. построенными для экономики в целом, и отражают, с одной стороны, отношения между национальной экономикой и зарубежными странами, а с другой - взаимосвязь различных показателей системы счетов.

Показатели системы национальных счетов позволяют изучить темпы экономического роста и колебания экономической конъюнктуры, которые используются для анализа общих тенденций экономического развития страны за тот или иной период, оценки эффективности проводимой экономической политики, международных сопоставлений макроэкономических показателей.

1.2 Основные макроэкономические показатели СНС и методы их расчета

Социально-экономические преобразования в нашей стране, связанные с развитием новых форм хозяйствования, процесс создания многоукладной экономики требуют совершенствования статистической методологии, разработки качественно новых показателей статистики, приемов и методов изучения общих закономерностей и специфических особенностей формирования и развития российской рыночной экономики, а также сравнительного анализа ее показателей с показателями зарубежных стран.

Наша статистика, как и все наше общество и экономика страны, переживают трансформационный период. Приходится разбираться в тяжелом наследстве, апеллировать к международным стандартам, перестраивать и строить заново многие экономические показатели, отказываясь от неоправдавшей себя методологии и порой первичных данных.

Переход от директивной экономики к рыночной требует создания принципиально новой статистики - рыночной, обеспечивающей возможность регулярного построения системы национальных счетов (СНС).