Пятистопный хорей примеры. Трехсложные размеры в силлабо-тонике. P. S. Зачем все это надо

В прошлом, во времена Серебряного века литературы, соблюдение размера было исключительной необходимостью. Сейчас в среде есть тенденция пренебрегать размером ради уникальности образа, многие намеренно заменяют в своих произведениях гармонию на диссонанс звуков для обличения негативных моментов реальности. Однако есть и современные любители стихов с чистым метром.

Остановимся на таком размере, как анапест. Пример анапеста найдем у таких поэтов, как Александр Блок, Афанасий Фет, Александр Твардовский, Александр Пушкин, Иван Бунин и другие.

Этимология слова "анапест"

Попытаемся узнать, что такое анапест в литературе. И примеры знаменитых поэтов будут в этом деле учебным материалом. Значение слова близко удастся рассмотреть, когда приходит понимание его истоков. Само слова "анапест" произошло от греческого и означает "обратный". То есть в этом случае имеется в виду противоположность анапеста дактилю. Трехсложный дактиль отличается ударением на 1 слог соответственно, его ритмика имеет интонацию «падения». Эта интонация прекрасно слышится в стихах, и даже для людей, не занимающихся анализом стихотворных строф, различение дактиля и анапеста не станет сложным заданием. Между ритмикой падающего и растущего слога есть середина — третий размер трехсложного «мира» в поэзии — амфибрахий, в котором ударение падает, как уже понятно многим, на 2 слог.

Трехсложный стихотворный размер анапест. В чем особенность?

Ударением пользуются, чтобы усилить логическое построение, указать основные понятия стихотворного сообщения. А также сохранить «мелодию» сказанного. Значение его в литературе неизмеримо. Анапест как размер обладает незабываемым ритмом. Трехсложный стихотворный размер может иметь до 5 слогов в строфе, как писал А. Фет. Голос читающего нарастает от 1 слога до последнего в прогрессии. Это придает сказанному особую важность, величие и серьезность текстам. Анапест — это трехсложный красивый размер, с нарастающей ритмикой слога. Чтобы его увидеть и ощутить слог, обязательно приведем пример анапеста.

Как определить размер?

Для определения размера стихотворение нужно обязательно написать на черновике, соблюдая строфы. Затем прочитать вслух, определяя ударные слоги голосом. Если ударение повторяется через 2 слога — это двухсложный размер, а когда через 3, то трехсложный.

Если не удается сперва понять размер точно, постарайтесь понять: это двухсложный или трехсложный стихотворный размер. Не отчаивайтесь сразу. Стоит сказать, что не все современные поэты знают абсолютно все стихотворные размеры, которых насчитывается, конечно, больше 5.

Примеры в стихах знаменитых поэтов

В моду анапест среди поэтов вошел в XX веке. Очень интересно узнать, как же использовали анапест в своих стихах признанные гении бесконечно молодых, хоть и старых исторических эпох. Для этого приведем пример анапеста в стихотворении мастера своего времени — Александра Блока.


Принимаю тебя, неудача,
И, удача, тебе мой привет. (А.Блок)

Ударения располагаются вот как: --/--/---/--/-

Александр Блок часто пользовался этим размером. Его стих захватывает душу и читается мелодично, хоть и напомним, что анапестом писать сложно. Вот еще один маленький пример анапеста в знаменитом стихотворении:

И цветы, и шмели, и трава, и колосья...

Стихотворение написал Иван Бунин, и здесь также использован анапест.

Размеры в стихах А.С. Пушкина

Лучезарный поэт — А.С. Пушкин - не слишком жаловал анапест. Примеры стихов Пушкина, конечно, есть, и мы их приведем. Но в основном он использовал и экспериментировал с хореем. В то время анапест был в новинку, и только когда поэт в более позднем возрасте уже пытался разнообразить метрику и звучность стиха, стал иногда использовать трехсложный стихотворный размер.

Мы можем найти анапест в поэме «Цыгане». В этом произведении с помощью анапеста написан монолог героини Земфиры:

Ненавижу тебя,

Презираю тебя;

Я другого люблю,

Умираю любя.

Еще позже он написал в анапесте произведение «Будрыс и его сыновья», которое изучают в школах.

Только в зрелом возрасте поэт свободно писал всеми классическими размерами, и все его произведения отражают личный стиль. Причем это уже была отшлифованная долгим трудом стилистика, где свободно уживались все стихотворные размеры. Именно поэтому Пушкин и стал гением всех времен.

Как найти свой стихотворный размер?

Каждый в душе поэт, кто имеет чувства. Необязательно равняться на великих, когда пишешь для себя, лишь с целью выразить эмоции. Литературные произведения не пишутся под линейку, так как это живой и многоликий организм. Если у человека достаточно воображения и он знает почему не попробовать найти свой стиль в поэзии? Пример анапеста вы уже видели, а помня, что иные отличаются только ударением, то легко проанализировать и иные размеры.

Сначала будет полезно прочитать пару сборников приятных вам поэтов и попытаться проанализировать, каким они пишут стихотворным размером. Это только для развития техники, никого не нужно копировать. Важно сохранять свою индивидуальность, как вот этот юноша:

Можно экспериментировать с различными размерами, пробовать выражать свою мысль нестандартно. Но всё-таки основы стихосложения нужно знать. Когда соблюдена ритмика, тогда стихотворение будет приятно читать. Оно не «режет уши» окружающим, а, наоборот, лелеет нежный слух.

Дибрахий

¯ ˘ ˘ ¯ ¯ ¯ Трёхсложные ˘ ˘ ˘ ¯ ˘ ˘ ˘ ¯ ˘ ˘ ˘ ¯

анапест , антидактиль

˘ ¯ ¯ ¯ ¯ ˘ ¯ ˘ ¯ См. для четырёхсложных.

Есть в напе́вах твои́х сокрове́нных
Рокова́я о ги́бели ве́сть.
Есть прокля́тье заве́тов свяще́нных,
Поруга́ние сча́стия е́сть.

Наиболее употребительны размеры русского силлабо-тонического анапеста - четырёх- и трёхстопный (с середины XIX века).

Мнемоническая фраза

Не броди́л с кистенём я в дрему чем лесу́ ,
я ана́ пест с собо́ ю носи́л .

Другие трёхсложные размеры

Напишите отзыв о статье "Анапест"

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Здравствуйте! Скорее всего, если вы здесь оказались, вы школьник, студент филфака или журфака, а то и бедный родитель школьника — и вам надо опре-делить раз-мер стихотворения, потому что это задали на дом. Я в про-шлом много занимался стиховедением — наукой о ритме в сти-хах — и знаю, что очень часто эту не самую сложную вещь плохо пони-мают и тем более объясняют даже те учи-теля, которые ее преподают. Я попробую облегчить вам жизнь.

Важно! Здесь я хочу помочь с практиче-скими заданиями — определением метров и размеров. Если вы готовитесь к теорети-ческому экзамену, лучше зазубривайте определения из тех учеб-ников, которые вам советовали пре-подаватели, чтобы сдать на пять. И — я буду сходу использо-вать термины вроде «силлабо-тонический» и «стопа», не особенно их поясняя: раз вы чи-таете этот материал, значит, хотя бы приблизительно в курсе.

Итак, сначала научимся определять метр, потом перейдем к размеру. Но сначала —

Маленькое предуведомление

Давайте договоримся вот о чем: в каждой строке каждому слогу мы присвоим поряд-ковый номер — считая слева направо. В «Буря мглою небо кроет» слог «бу» — 1-й, «ря» — 2-й и так далее, вплоть до 7-го «кро» и 8-го «ет».

Необязательное вступление: почему определить метр для многих непросто?

Скорее всего, вам объяснили, что ямб и хорей — это стопы из двух слогов. В сто-пе ямба первый слог безударный, второй — ударный; в хорее — наоборот. Получается, в стихах, написанных ямбом, ударения должны падать на четные слоги в каждой строке (2-й, 4-й, 6-й и так далее), а хореем — на нечетные (1-й, 3-й, 5‑й…).

Однако тут же начинаются проблемы. Вы бе-ретесь за «Евгения Онегина», твердо со шко-лы зная, что он написан ямбом — четырех-стопным! (вообще большинство примеров будет на ямб, чтобы было удобнее, но то же самое можно сказать и про хорей):

Мой дя́ дя са́ мых че́ст ных пра́ вил,

Все в порядке: четные по счету слоги — 2-й, 4-й, 6-й, 8-й — действительно ударные.

Когда́ не в шу́т ку за немо́г,
Он у важа́ть себя́ заста́ вил
И лу́ч ше вы́ думать не мо́г .

Стоп. Здесь все не так. Нет ударений на 6-м слоге, на 2-м, снова на 6-м… Что происходит? Это все-таки не ямб?

Подобных примеров можно привести тьму. Вот еще классический четырех-стопный ямб, теперь Тютчев:

Мы́сль из рече́ нная е́сть ло́ жь.

Здесь нет ударения на 2-м слоге («из») и на 6--м («я»), но зато есть на 1-м («мысль»), а еще на 7-м («есть»), которые вроде бы в ямбе должны быть безударными. Самое пора-зительное, что таких строк, которые не подходят под строку «идеаль-ного» ямба, гораздо больше, чем «идеальных»! Так что же, все это обман?

(В школьном стиховедении, возможно, пусти-лись бы в рассуждения о пирри-хиях и спондеях, но нам это сейчас ни к чему — тем более что они ничего не объ-ясняют.)

То же самое с анапестами и дактилями (трех-сложными силлабо-тоническими стопами). В строках дактиля ударения должны падать на 1-й, 4-й, 7-й, 10-й слоги и так далее. В анапестах — на 3-й, 6-й, 9-й, 12-й… Однако по факту в дак-тилях очень часто на 1-м слоге ударений не оказывается, хотя они там нужны («А за окно́м шеле-стя́т тополя́ …»). А в анапестах они там не нужны, но очень часто оказываются:

Де́т ский ад на старинной картинке,
где спускают семь шкур по старинке —
жа́ рят заживо, вдумчиво бьют,
ко́р мят сельдью и пить не дают.
А когда торжествует наука,
в хо́д идет просвещенная мука:
ра́й утраченный (вид из окна) —
ли́ па, клумба, мангал, бузина.

Сергей Гандлевский

Вы спросите — что за ерунда?! Сейчас объясню. Но сначала —

Самый простой способ определить метр

Самый легкий способ определить простой (клас-сический, силлабо-тонический) метр — это скан-довка. То, как болельщики кричат кричалки на трибунах. Попыт-ка почув-ство-вать ритм, под-ставляя ударения там, где их нет, но они нужны, и не делая их там, где вроде бы они есть, но ритм велит не ударять. Это делается интуитивно:

мойДЯ! дяСА! мыхЧЕСТ! ныхПРА! вил

мысльИ! зреЧЕ! наЯ! естьЛОЖЬ!

Стиховед Александр Илюшин предложил изящ-ный способ, как перевести резуль--таты скандовки на язык стиховедения. Он сравнил пять основных силлабо-тонических метров с пятью формами популярного русского мужского имени:

Хорей: Ва́ ня-Ва́ ня-Ва́ ня-Ва́ ня
Ямб: Ива́н ва́н ва́н ва́н
Дактиль: Ва́ нечка-Ва́ нечка-Ва́ нечка-Ва́ нечка
Амфибрахий: Ваню́ ша-Ваню́ ша-Ваню́ ша-Ваню́ ша
Анапест: Иоа́нн -Иоа́нн -Иоа́нн -Иоа́нн

Проскандировали строчку? Теперь посмо-трите, на что результат похож больше — на «Ивана», «Ваню» или «Иоанна». Этот не вполне научный способ всегда останется у вас в качестве подкреп-ления. А теперь —

Немного о науке

Какие определения ямба и хорея приняты в стро-гой науке? Примерно такие: ямб — метр, в кото-ром ударения неодносложных слов могут падать на четные по счету места в строке. Хорей — то же самое, но на нечетные.

Здесь, во-первых, добавлено слово «могут» — значит, не обязаны: это объяс-няет строки «Когда не в шутку за немог» (ямб, хотя нет ударения на 6-м слоге) или «Он у важать себя заставил» (ударе-ния нет на 2-м). Во-вторых, добавлено слово «не-односложных»: тогда можно не думать о приме-рах вроде «Мы́сль изреченная е́сть ложь» или «Бе́г санок вдоль Невы широкой» (или, в случае с хореями, «В тот же день ста́л княжить он»). Действи-тельно, здесь есть «лиш-ние» ударе-ния — но все они обеспечены односложными слова-ми, а их мы дого-ворились не учитывать.

Но есть две проблемы. Во-первых, это определе-ние верно только для ямба и хорея (то есть двусложных силлабо-тонических размеров). Для дактиля, амфибрахия или ана-песта (трехсложных силлабо-тонических размеров) его при-шлось бы менять на «ударения неоднослож-ных и недвусложных слов», что уже слишком сложно. А определения многих других метров — не классических (силлабо-тонических), а, напри-мер, дольников («Все мы бражники здесь, блуд-ницы, / Как невесело вместе нам! / На стенах цветы и птицы / Томятся по обла-кам») или такто-виков («По городу бегал черный человек. / Гасил он фонарики, карабкаясь на лестни-цу») вообще нельзя вывести из этого правила.

Во-вторых, и это самое главное, эти правила могут нарушаться — в той или иной строке. Могут нару-шаться случайно, по недосмотру: «Я предлагаю выпить в е го́́ память…» («Пир во время чумы», это пятистопный ямб).

Могут нарушаться потому, что поэт приспо-сабливает язык к своим нуждам: «Во всё время разговора / Он стоял позадь забора…» («Сказка о царе Салтане», хорей): здесь мы должны «проглотить» ударение на «во всё», чтобы не пред-положить, что у Пушкина ошибка в метре.

И, самое главное, могут нарушаться спе-циально. Просто потому, что поэту никакие правила не указ — он сам, поэт, задает пра-вила, а не какие-то жалкие стиховеды. Вот стихотворе-ние Марины Цветаевой, где ямб нарушается регулярно:

Когда обидой — опилась
Душа разгневанная,
Когда семижды зареклась
Сражаться с демонами —

Не с теми, ливнями огней
В бе́здну нисхлестнутыми:
С земными низостями дней.
С людскими косностями —

Деревья! К вам иду! Спастись
От рева рыночного!
Ва́шими вымахами ввысь
Как сердце выдышано!

Дуб богоборческий! В бои
Всем корнем шествующий!
и́вы -провидицы мои!
Березы-девственницы!

Вяз — яростный Авессалом,
На пытке вздыбленная
Сосна — ты, уст моих псалом:
Го́речь рябиновая…

К вам! В живоплещущую ртуть
Листвы — пусть рушащейся!
Впервые руки распахнуть!
Забросить рукописи!

Зеленых отсветов рои…
Как в руки — плещущие…
Простоволосые мои,
Мои трепещущие!

Ямб нарушен четыре раза — однако это не делает его не ямбом. Во-первых, если это не ямб, то что же еще? Во-вторых, «наруше-ние» метра не значит, что это плохие стихи. Наоборот, можно трактовать это как прояв-ление поэтиче-ской силы: поэт сам поставил условия — сам их и нарушил, имеет право.

Что же делать?!

Итак, вы попытались применить скандиро-вание или что-то еще, но у вас не полу-чилось или вы не уверены. Вот что надо делать. Вооружитесь каран-дашом. Возьмите текст или, если он боль-шой, его фрагмент — строк 16, не меньше. Рас-ставьте в нем уда-рения так, как вам кажется правильно, счи-таясь с интуи-цией (понятное дело, что суще-ствительные и глаголы почти всегда ударны, предлоги и союзы почти всегда безудар-ны, а остальные части речи — по-раз -ному. Напри-мер, если вам кажется, что одно и то же слово — «он», «они», «был», «стал», «свой», «свои», «всё» — в одном случае ско-рее ударное, а в дру-гом скорее нет — так и отмечайте).

Между ударениями у вас окажутся безудар-ные слоги: где-то один, где-то сразу два, где-то три, четыре, пять, а где-то и ноль. Посчитайте, какие из таких интервалов встречаются чаще всего, а какие реже — и сверьтесь с таблицей:

Среди стихотворных форм еще выделяют верлибр, он же свободный стих: счи-тается, что иногда поэт пишет без любой метри-ческой схемы в голове, как бог на душу положит. В таком случае междуударные интервалы будут распреде-ляться так: чаще всего будут попадаться 2 и 3, реже — 1 и 4, еще реже — 0 и 5, но никакой из них не бу-дет специально избегаться (например, если 5 окажется чаще, чем 4, а нулей вообще не будет, повод заподозрить неладное — что это не просто верлибр, а что-то другое).

Мы почти все сделали. Осталось применить бритву Оккама. В таблице размеры идут от самых строгих к самым расслабленным — надо удостове-риться, что вы не выбрали размер посвободнее, когда можно было най-ти более строгое соответствие:

— Если у вас получился тактовик, но интер-валов 2 маловато, то проверьте, не является ли он на са-мом деле ямбом и хореем (с помо-щью скандирования).

— Если вам кажется, что у вас дольник, то с помо-щью скандирования про-верь-те, вдруг это идеаль-ный дактиль, или анапест, или амфибрахий. Помните стихотворение Гандлевского? В нем много «лишних» (стиховеды бы сказали, сверх-схемных) ударений на 1-м слоге, но если начать его скандировать-напе-вать, то станет ясно, что это чистейший анапест.

Если у вас сразу получились ямбы/хореи или дактили/амфибрахии/анапесты, то опреде-лите, что это конкретно (ямб или хорей и так далее), методом сканди-рования.

Метр определили. А размер?

Размер — это посчитать, сколько в строке умещается стоп (или «Иванов-Ванюш»). Сколько раз они встречаются, столько и ставьте: пять «Ванюш» — пятистопный амфибрахий, три «Вани» — трехстопный хорей и так далее. Если в разных строках число «Вань-Иванов» оказы-вается разным (как в баснях Кры-лова, «Горе от ума» или «Товарищу Нетте, пароходу и челове-ку» Маяковского), то это называют вольным (не свободным!) стихом, так и пишите: вольный ямб/амфибрахий. Если оно разное, но чередуется регулярно (как в «Памятнике» Пушкина: сначала три строки шестистопного ямба, потом одна — четырехстоп-ного, а потом заново), то так и гово-рите: урегули-рованное чередование таких-то и таких-то ямбических строк.

Впрочем, есть важные уточнения. Часто строка не делится на стопы нацело: в конце строки оказываются как бы половинки или трети стоп. Например, в строке «Вихри снежные крутя» последней стопе хорея не хватает до полноты одного слога (Ваня-Ваня-Ваня-Ва!). А в строке «Оттого, что я терпкой печалью», наоборот, слог «лью» как бы лишний (или, если вы оптимист, до полной стопы анапеста не хватает двух слогов). Правило простое: «непол-ная» стопа счита-ется, если в ней есть ударный слог (поэтому «Вихри снежные крутя» — это четырехстопный хорей несмотря ни на что), и не счи-тается, если от стопы взяты только безударные слоги («Оттого, что я терпкой печалью» — только трехстопный анапест, не четырехстопный).

Не попадитесь еще вот на какую удочку: иногда целая стопа могла бы уместиться в конец строки, но если ударения нет — ее учитывать не надо. Строки «По вечерам над ресторанами » и «Как обещало, не обманывая » — это четырехстопный ямб, хотя после последнего ударения еще идут два («нами») и три («нывая») безударных слога соответственно.

Есть еще дольник и тактовик, они на стопы не делятся, там считают ударения. В такто-виках (которые на самом деле очень редко встречаются в русской поэ-зии, особенно в чистом виде!) просто посчитайте число междуударных интер-валов в каждой строке, все эти единицы, двойки и тройки. Посчи-тали? Теперь прибавляйте еди-ницу: если в строках по два интервала, то ударе-ний, что логич-но, три. Пишите, соответственно: трехударный тактовик.

С дольниками надо быть аккуратнее. Проще всего найти строки, в которых есть только интервалы в 1 и 2 слога, и поступить как с тактовиками: посчитайте число интервалов и добавьте единич-ку. Но если вы решили определить размер по строкам, в которых есть интервалы 4 и 5, то считайте по-другому: интерва-лы 1 и 2 — за один, а 4 или 5 — за два. Потом тоже прибав-ляйте единицу.

В верлибре (свободном стихе) размер не счи-тается, ура!

Что, это все?

Нет, конечно. Есть много сложных и пере-ходных форм. Есть сложные про-из-ведения — в которых автор в разных строках или фраг-ментах любит стал-кивать несочетаемые обычно метры: например, ямбы, анапесты и дольники. Наконец, есть сложные гибрид-ные размеры (которыми, например, написа-но «Не выходи из комнаты…» Бродского). Но эти сложные формы на экзамене вам вряд ли попадутся — они скорее для спе-циа-листов.

P. S. Зачем все это надо?

Для счастья! То есть, конечно, я понимаю тех, кто скажет, что это сложно и скучно, но поймите и вы меня. Во-первых, стихове-дение (не такое базовое, как мы с вами сейчас вскрыли) — точная наука, с графи-ками и формулами, и от него мож-но полу-чать то же наслаждение, которое матема-тик получает от изящной теоремы. Кроме того, стиховедение часто похоже на детектив, и разга-дывать загадки очень увлекательно. Наконец, стих в его высших про-яв-лениях очень сильно связан с поэзией — с языком, на котором стихотво-рение написано, и со смыслами, которые в нем выра-жены. В некоторых шедеврах это достигает удиви-тельной связи. В старой лекции я пытался раскрыть один такой пример — на примере «Молитвы» Лермон-това (не знаю, убедит ли он вас):

@ Arzamas

Цели урока:

  • формирование знаний стихотворных размерах, о роли двусложных и трёхсложных размеров в стихотворном тексте;
  • развитие умения слышать ритм и представлять поэтические образы;
  • воспитание любви к родному языку, чувства гордости за его богатство и многообразие.

ХОД УРОКА

I. ОГМОМЕНТ.

II. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

1. Слово учителя.

Поэту создавать ритмичное стихотворное произведение помогают стихотворные размеры.

Русская поэзия, как правило (но не исключительно!) предстает нам в виде силлабо-тонического стихосложения, основанного на упорядоченном расположении ударных и безударных слогов в стихе: на сильных местах располагаются (исключительно или преимущественно) ударные, на слабых - безударные слоги.

Минимальной структурной единицей стиха является стопа. Стопа это последовательность одного или нескольких безударных (слабых) и одного ударного (сильного) слога, чередующихся в определённом порядке.

Стопа бывает двусложная, когда постоянно повторяются два слога - ударный и безударный, или наоборот; и трёхсложная, когда повторяются один ударный и два безударных слога.

(Будем обозначать ударный слог так: _/, а безударный слог так: _ , тогда двусложные стопы можно будет изобразить следующим образом: хорей _/ _, ямб _ _/; а трехсложные так:

дактиль _/ _ _ , амфибрахий _ _/ _, анапест _ _ _/)

Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить:-

Неужели отличить ямб от хорея и вправду так сложно?

Конечно же, нет. Просто-напросто, ни Евгений, ни его учителя не знали одной небольшой формулы-схемы, всего лишь одного простого слова. Вы легко запомните его и сможете не только отличать ямб от хорея, но даже амфибрахий от дактиля или анапеста.

Вот так-то! Итак, запомните одно слово ХЯДАМАН

Да, непростое словечко!

"И что же делать с этим словом?" - спросите вы.

А давайте-ка, ребята, построим пирамиду из этого слова.

Только начнем мы ее строить несколько необычно, не с фундамента, а с крыши.

ХЯ
ДАмАн

2. Определение стихотворных размеров

А. ДВУСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ

Вспомним

ВЕтер, вЕтер, ты могУч
ТЫ гонЯешь стАи тУч

Ой-ой-ой! Кажется, сейчас дождь пойдет. Надо скорее крышу строить (Х - ХОРЕЙ )

ХОРЕЙ - (греч. choreios, букв. плясовой), трохей (греч. trochaios, букв. бегущий), стихотворный метр с сильными (ударными) местами на нечетных слогах стиха.

Чтобы легче запомнить ритм хорея, предлагаем подставлять в ритмическую строку любое двусложное слово с ударением на первом слоге, например, вОды (Ведь тучи несут дождь и воды). Мы с ребятами из школьного поэтического клуба "Зелёная лампа" придумали небольшие стихотворения, помогающие восстановить и запомнить ритмы стихотворных размеров. Вот что у нас получилось о хорее:

Хорей _/_ (вОды)

Хор хореем распевает:
Раз - удар, два - пропускает, -
Третий, пятый слог - ударный,
Безударен каждый парный.
Чтоб услышать ритм хорея,
Повторяй в уме скорее:
"Воды - воды - воды лей", -
Получается хорей.

Хореем написаны все колыбельные и, кстати, вслед за Лермонтовым - все стихотворения, в которых есть ночной пейзаж.

Вот у нас и есть первая буква (Х, что означает хорей) - первый кирпичик.

Вспомним снова "Евгения Онегина".


ЕщЁ ты дрЕмлешь, дрУг прелЕстный:
(А.С.Пушкин)

_ _/_ _/_ _/ _ _/ _

_ _/_ _/_ _/ _ _/ _

ЯМБ - (греч. iambos), стихотворный метр с сильными местами на четных слогах стиха ("Мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил...". Самый употребительный из метров русского силлабо-тонического стиха; основные размеры 4-стопный (лирика, эпос), 6-стопный (поэмы и драмы 18 в.), 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.), вольный разностопный (басня 18-19 вв., комедия 19 в.).

Чтобы легче запомнить ритм хорея, предлагаем подставлять в ритмическую строку любое двусложное слово с ударением на втором слоге, например, водА.

Любители поэзии из школьного клуба "Зелёная лампа" придумали вот такое стихотворение-подсказку, помогающее лучше запомнить особенности ямба.

Ямб _ _/ (вода)

В России ямбами поэты
Предпочитают сочинять.
В стопе такой одна примета:
Где чётный слог - там "ударять".
Поможет выявить нам ямб
Повтор: "ВодА - водА- водА,
ВодА - водА - водА - водА", -
Звучит так ямба ритм всегда.

Ямб - это энергичное, часто торжественное звучание стиха.

Вот у нас и есть вторая буква (Я, что означает ямб) - второй кирпичик.

Б. ТРЁХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ

Итак, крыша есть, теперь пора строить стены от холода. Стены в нашем домике-пирамидке мы будем строить из более крупных, трёхсложных стоп.

Трехсложные размеры интонационно более гибки, близки к разговорной речи (наверно, поэтому их любил Лермонтов и предпочитал Некрасов).

1. ДАКТИЛЬ

ТУчки небЕсные, вЕчные стрАнники!
СтЕпью лазУрною, цЕпью жемчУжною
МчИтесь вы, бУдто как Я же, изгнАнники:
(М.Ю. Лермонтов)

_/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _

_/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _

_/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _

Первый кирпичик в основании нашей пирамиды (Д - дактиль )

ДАКТИЛЬ - (греч. daktylos, букв. палец), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 1-м слоге стопы ("ВЫрыта зАступом Яма глубОкая", И.С.Никитин). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического дактиля. Дактиль 2-стопный (в 18 в.), 4- и 3-стопный (в 19-20 вв.).

Чтобы легче запомнить ритм дактиля, предлагаем подставлять в ритмическую строку любое трёхсложное слово с ударением на втором слоге, например, зОлото.
А вот какое стихотворное определение дактиля придумали наши любители поэзии и написали его дактилем:

Дактиль _/ _ _ (золото)

Дактиль - он первый размер из трёхсложных,
Пальцем считать ударения можно.
Первый, четвёртый, седьмой и десятый
Слоги ударные в строчке крылатой.

Ключик для дактиля слово литое
Как ключик, Тартилы оно золотое.
"Золото - золото", - вы повторяйте
И средь стихов всегда дактиль узнаете.

2) АМФИБРАХИЙ

Следующий кирпичик в нашей пирамиде - это амфибрахий (Ам ):

На сЕвере дИком стоИт одинОко
На гОлой вершИне соснА
И дрЕмлет, качАясь, и снЕгом сыпУчим
ОдЕта, как рИзой, онА.
(М.Ю. Лермонтов)

_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_

_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/

_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_

_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/

АМФИБРАХИЙ - (греч. amphibrachys, букв. с обеих сторон краткий), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 2-м слоге ("Не вЕтер бушУет над бОром"). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического амфибрахия 4-стопный (с нач. 19 в.) и 3-стопный (с сер. 19 в.).

Чтобы узнать этот размер, составляем ритм стихотворной строчки из трёхсложного слова с ударением на среднем слоге. Пусть это тоже будет металл, но уже не драгоценный - желЕзо. Члены нашего поэтического клуба охарактеризовали амфибрахий так:

Амфибрахий _ _/ _ (железо)

Второй из трёхсложных размер - амфибрахий.
Здесь в каждой стопе ударение в центре.
Ударные слоги в кольце безударных
Укрыты от зноя, дождя и от ветра.
Секрет амфибрахия в слове "железо",
Оно нам не менее злата полезно.
"Железо - железо", - подряд повторяйте,
И вы без труда амфибрахий узнаете.

3. АНАПЕСТ

И, наконец, последняя стена, последний кирпичик. Это Анапест (Ан).

Есть в напЕвах твоИх сокровЕнных
РоковАя о гИбели вЕсть.
Есть проклЯтье завЕтов свящЕнных,
ПоругАние счАстия Есть.
(А. Блок)

_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/ _

_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/

_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/ _

_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/

АНАПЕСТ - (от греч. anapaistos обратный дактилю, букв. отраженный назад), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами (см. стопа), с сильным местом на 3-м слоге; на начальном слоге строки часто сверхсхемное ударение ("ТАм, в ночнОй завывАющей стУже", А.А.Блок). Наиболее часто употребительны размеры русского силлабо-тонического анапеста 4- и 3-стопный (с сер. 19 в.).

Этот размер нам поможет запомнить слово серебрО.

Анапест _ _ _/ (серебро)

А анапест - последний трёхсложный размер,
И здесь слог каждый третий ударный в стопе,
Он, как зеркало, дактиль он наоборот,
Он протяжные песни обычно поёт.
Ритм анапеста нам помогает узнать
Колокольчика нежный серебряный звон.
"Серебро - серебро", - надо вам повторять,
Чтоб анапест услышать за тем серебром.

В. ВЫВОД. ДОМИК-ПИРАМИДКА

ХЯ
ДАмАн

А теперь давайте посмотрим, зачем же мы строили всю эту пирамиду.

У нас есть "два этажа". Верхний - это два слога, один из которых ударный. Нижний - это три слога, где также на один падает ударение. В литературоведении эти "этажи" называются стопами.

Х стоит первым в стопе из двух слогов. Значит, если из двух слогов ударение падает на первый, то это именно хорей:

ТУча мглОю нЕбо крОет..

Я стоит вторым. Ударение падает на второй слог, следовательно, это ямб:

МорОз и сОлнце, дЕнь чудЕсный!

Д означает, что в стопе из трех слогов, ударение падает на первый слог и этот размер называется дактиль:

ТУчки небЕсные, вЕчные стрАнники...

Ам стоит вторым, следовательно, стопа с ударением на втором слоге называется амфибрахий:

На сЕвере дИком стоИт одинОко

Ан - последний в этом ряду. Значит, если ударение падает на него, это анапест.

Есть в напЕвах твоИх сокровЕнных...

Итак, ребята, теперь вы знаете, что такое стихотворный размер и как его определять. Вы увидели, как важен размер стихотворения для создания его настроения. Теперь вы можете почувствовать себя настоящими поэтами! Теперь вы можете посоревноваться с Евгением Онегиным, который, как вы помните, пытался сочинять стихи, но вскоре бросил это занятие. Может, у него не получалось именно оттого, что "не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить"?

III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

ТЕСТ с использованием перфокарт. Перфокарты на 8 вопросов с 4 вариантами ответов.

Задание: поставить крестик в окошечке, соответствующем варианту ответа:

а - хорей; б - ямб; в - дактиль; г - амфибрахий; если ответ "анапест" - все окошечки в строчке остаются пустыми.

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна. (Хорей)

Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несёшься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день. (Амфибрахий)

Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу...
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу...
С холоду щёки горят,
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать! (Дактиль)

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждёшь меня. (Ямб)

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она. (Амфибрахий)

Ты, солнце святое, гори!
Как эта лампада бледнеет
Пред ясным восходом зари,
Так ложная мудрость мерцает и тлеет
Пред солнцем бессмертным ума.
Да здравствует солнце, да скроется тьма! (Амфибрахий)

Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном? (Ямб)

По синим волнам океана,
Лишь звёзды блеснут в небесах,
Корабль одинокий несётся,
Несётся на всех парусах. (Амфибрахий)

(Комментирование ответов.)

ЛИТЕРАТУРА И ДРУГИЕ ИСТОЧНИКИ

  1. Турьянская Б.И., Холодкова Л.А., Виноградова Е.А., Комиссарова Е.В. Литература в 6 классе. Урок за уроком. - М.: "Русское слово", 2002, с.81.
  2. screen.ru/school/razmer/


Анапест

Анапест

АНАПЕСТ - в античном стихосложении трехсложная стопа длительностью в четыре моры, состоящая из двух кратких и одного долгого на конце слога, с ритмическим ударением на долгом: «UU-» В силлабо-тоническом стихосложении - стопа, состоящая из двух неударных и одного ударного на конце слога; напр.: «Закружилась листва золотая».

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .

Ана́пест

(греч. anapaistos – отражённый назад), 1) тип стопы в силлабометрическом стихосложении. Она состоит из трёх слогов: последний – долгий, остальные – короткие.
2) Тип силлаботонического метра . В стопах этого метра – по три слога, последний из которых – ударный. Русские образы анапеста – «На заре ты её не буди…» А. А. Фета и «Размышления у парадного подъезда» Н. А. Некрасова.

На заре ты её не буди,


На заре она сладко так спит;


Утро дышит у ней на груди,


Ярко пышет на ямках ланит.


(А. А. Фет, «На заре…»)

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .

Анапест

АНАПЕСТ - трехсложная стопа, в которой ударным является последний слог, как, напр., «человек». Анапест представляет собой, таким образом, стопу совершенно противоположную по своему характеру дактилю (см. это слово), в котором ударным является первый слог. В связи с положением удара, дающим анапесту напряжение и стремительность, анапест является стопой восходящей (так вообще именуются стопы, в которых неударные слоги предшествуют ударным). Несмотря на резкое отличие свое от дактиля, анапест, правда, в очень редких случаях, может заменять последний, как, например, в лермонтовском стихе, отмеченном Валерием Брюсовым: «Окружи счастием счастья достойную». В первой стопе этой Лермонтовской четырехстопной дактилической строчки дактиль заменен анапестом («окружи», т. е. ударение на последнем слоге, а не на первом, так, например, в последующем слове «счастием»).

Я. З. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. - М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель , 1925


Синонимы :

Смотреть что такое "Анапест" в других словарях:

    - (греч. anapaistos, от ana опять, и paiein бить). Трехсложный размер стиха, состоящий из двух кратких и последнего долгого слога, напр.: Не ропщи, | человек, Что не до|лог твой век. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… … Словарь иностранных слов русского языка

    Анапест - АНАПЕСТ трехсложная стопа, в которой ударным является последний слог, как, напр., «человек». Анапест представляет собой, таким образом, стопу совершенно противоположную по своему характеру дактилю (см. это слово), в котором ударным является… … Словарь литературных терминов

    анапест - и устарелое анапест … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    - (от греч. anapaistos обратный дактилю букв. отраженный назад), стихотворный метр, образуемый 3 сложными стопами, с сильным местом на 3 м слоге (схема И И); на начальном слоге строки часто сверхсхемное ударение (ТАм, в ночнОй завывАющей стУже,… … Большой Энциклопедический словарь

    АНАПЕСТ, анапеста, муж. (греч. anapaistos) (лит.). Трехсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге, напр.: «Бедняки | ему пес|ню поют.» Некрасов. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    АНАПЕСТ, а, муж. (спец.). Трёхсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге. | прил. анапестический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Муж., греч. стихотворная стопа, из двух коротких и третьего долгого слогов: анапестанапест матерой, говорлив, одурел. Анапестовый, анапестический стих. Анапесто ямбический, составленный из смеси анапестов и ямбов. Толковый словарь Даля. В.И. Даль … Толковый словарь Даля