Упражнения для детей с овз методики. Компекс игр и упражнений для коррекции и развития познавательных процессов у детей с овз. Игровые задания на коррекцию и развитие зрительного восприятия

Марина Митина

Здравствуйте, уважаемые коллеги! В нашем саду традиционно проходит Благотворительная акция «Белый цветок » в рамках недели добра и милосердия. Сегодня предлагаю Вашему вниманию мастер-класс по изготовлению цветка .

Для работы нам понадобится следующий материал : белая бумага, желтая цветная бумага , ножницы, карандаш, клей. Первым делом нам необходимо отметить на листе бумаги квадрат размером 15 см на 15 см.

Полученные после чертежа квадраты вырезаем. На листе формата А4 их получается два.



Полученный треугольник сгибаем еще раз пополам.


Продолжаем складывать наш треугольник пополам так, как на снежинку.


С меньшей стороны треугольника рисуем карандашом лепесток ромашки .


Вырезаем наш лепесток, оставляя кончика треугольника на 1-1.5 см не разрезанным.

Раскрываем получившуюся заготовку, начинаем складывать каждый лепесток пополам.

По такому же принципу делаем еще одну заготовку. Склеиваем их между собой в центре.

Вырезаем и складываем ее пополам.


Полученную полоску нарезаем на тонкие полосочки со стороны сгиба, оставляя у свободного края недорезанной 3-5 мм.

Полученную заготовку промазываем клеем с одной стороны и скручиваем ее в плотную трубочку, закрепляя конец серединки дополнительно клеем.

Теперь приступаем к изготовлению ножки у цветка . Для этого берем целый лист бумаги форматом А4 и начинаем скручивать его как можно туже. Край листа промазываем клеем и фиксируем .


Ножка готова.


Для того, чтобы наш цветок крепко держался на ножке, изготавливаем соединительную деталь. Для этого на листе бумаги отмеряем полоску шириной 1,5 см и длинной 5 см. Нарезаем эту заготовку на полоски, не дорезая от одного края 3-5 мм.


Теперь начинаем соединять все получившиеся заготовки. Серединку приклеиваем к основе ромашки (лепесткам) .

Ножку крепим в помощью соединительной детали.

И вуаля! Наша ромашка готова !

Надеюсь мой мастер -класс будет Вам полезен. Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

С 03 по 25 сентября 2016 года в Воронеже проходит масштабная благотворительная акция «Белый цветок». Второй год родители, педагоги и дети.

Фотоотчет о проведении благотворительной акции «Пасхальный звон» в МБДОУ Д/С6 посёлка Нового 16 апреля весь православный мир будет отмечать.

Благотворительная акция "Белый цветок" уже не первый год проводится в разных городах России. Своими корнями акция уходит в далекий 1911.

Мастер-класс "Белый цветок" Украсить дом к празднику, подготовить необычные подарки или декорировать стол – все это можно изготовить при.

Цель: учить из бросового материала, создавать красивые поделки. Поделка проста в изготовлении и не требует особых затрат, дети старшей.

Известно, что для детей дошкольного возраста, самое лучшее-обучение в форме игры. Дети моей группы очень любят играть в настольные игры,.

Комплекс утренней гимнастики для детей с ОВЗ в средней группе

Воспитатель в группе загадывает загадку детям:

Зверь ушастый, летом серый,
А зимою снежно-белый.
Я его не испугался,
Целый час за ним гонялся. (Зайчик)

Воспитатель: Правильно, это зайчишка. Он к нам в гости спешит и проведет с нами зарядку.

Появляется ребёнок, переодетый в костюм зайчика. Дети в спортивной форме входят в физкультурный зал.

I часть.

Ходьба обычная в колонне, бег в прямом направлении и «змейкой», ходьба на носках, на пятках (в чередовании по 8 шагов), бег с остановкой по сигналу, ходьба с выполнением заданий (присесть, изменить положение рук), бег с ускорением, ходьба с высоким подниманием колен, обычная ходьба.

II часть.

Общеразвивающие упражнения без предметов

Выполнение:
1 – поднять руки через стороны вверх, хорошо потянуться, поднявшись на носочки. Вдох.
2 – Опуститься на всю ступню, руки опустить. Выдох. Выдыхая, произносить: «у – х – х – х – х».
Дозировка: 6 раз.
Темп: средний.
Указание детям: «Сохраняйте устойчивое положение тела».

«Зайка тренирует лапки»

И.П. – стоя, ноги на ширине плеч, руки вниз
Выполнение:
1 – Поворот вправо с отведением правой руки назад, посмотреть на отведенную руку.
2 –вернуться в И.П.
3 – Поворот влево с отведением левой руки назад, посмотреть на отведенную руку.
4 – вернуться в И.П.
Дозировка: по 3 раза в каждую сторону.
Темп: средний
Индивидуальные указания.

«Зайка здоровается с ребятами»

И.П. – стоя, ноги параллельно, руки за спину –ладонь на ладонь.
Выполнение:
1 – Наклон вперед (руки остаются за спиной)
2 – И.П.

Дозировка: 5 раза.
Темп: средний

«Зайчишка тренирует лапки»

И.П. – сидя, руки в упоре сзади.
1 – поднять прямые ноги вперед- вверх
2 – развести ноги в стороны
3 – соединить ноги вместе
4 – вернуться в И.П.
Дозировка: 5 раз
Темп: медленный

«Зайчишка – спортсмен»

И.П. – лежа на спине, руки вытянуты за головой.
Выполнение:
1 – Поднять согнутую в колене правую ногу; хлопнуть в ладоши под ней.
2 – И.П.
3 – Поднять согнутую в колене левую ногу; хлопнуть в ладоши под ней.
4 – И.П.
Дозировка: п о 3 раза каждой ногой
Темп: средний
Показ и объяснение воспитателя

«Попрыгаем как Зайчики!»

И.П. – ноги параллельно, руки на поясе.
Выполнение: прыжки на двух ногах с поворотом вокруг своей оси вправо и влево в чередовании с ходьбой на месте.
Дозировка : 2 серии по 10 прыжков.
Дыхание произвольное.
Указание детям: «Прыгайте легко, высоко». Показ ребенка. Поощрения.

III заключительная часть

Ходьба по залу в колонне по одному.

Подвижная игра «Зайка серенький сидит»

Дети в центре площадки – они зайки. Воспитатель произносит стихи, а дети выполняют движения в соответствии с текстом:

Дозировка: 2 – 3 раза.

Дыхательное упражнение «Волки» (по Б. Толкачеву)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто зайку напугал? Да, конечно, волк.

Дети, стоя, чуть прогнувшись в пояснице, слегка прижав полусогнутые руки к груди, на выдохе предельно долго тянут звук «у – у – у – у…» Обычная ходьба по залу.

I неделя : Дыхательное упражнение «Волки»

    Массаж биологически активных зон, предотвращающий простудные заболевания.

II неделя:

    Пальчиковая гимнастика «Скачет зайчик»

    Упражнение для профилактики плоскостопия «Был у зайки огород»

Используемая литература:

    Голицина Н.С., Бухарова Е.Е. Физкультурный калейдоскоп для дошкольников. – М.: Изд-во «Скрипторий 2003», 2006.

    Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3 – 4 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144с. (Программа развития.)

    Картушина М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 3 – 4 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 96 с. – (Серия «Вместе с детьми»).

    Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3 – 7 лет). – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003. – 128 с.

    Сочеванова Е.А. Комплексы утренней гимнастики для детей 3 – 4 лет: Методическое пособие. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 48С.

Харченко Т.Е. Утренняя гимнастика в детском саду. Упражнения для детей 3 – 5 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Занятие 1. «Одежда, обувь, головные уборы»

1.Цель: Развитие познавательных процессов у детей с задержкой психического развития.

Задачи:

Совершенствовать представления детей об одежде, обуви, головных уборах,

их связи с сезоном;

Развивать внимание, память, мышление, воображение, восприятие;

Воспитывать бережное, аккуратное отношение к своей одежде и одежде других;

2.Ход работы:

1)Организационный момент.

Оборудование: кукла, одежда.

В группу приходит кукла, одетая в верхнюю одежду. Педагог – психолог обращает внимание детей на куклу и просит помочь ей раздеться, чтобы кукла посмотрела, как они занимаются, и задаёт им вопросы:

Какую одежду надевают на улицу?

Какая это одежда? (Верхняя)

Как она называется? (бельё)

(праздничная, нарядная)

Зимой? (зимнюю)

Какая бывает обувь?

Головные уборы?

(При индивидуальном занятии вышеупомянутые вопросы педагог-психолог задает вопросы отдельному ребёнку наедине)

2) Вопросы.

б) Загадки.

а) Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

В них мы бегаем зимой,

Утром в садик, вечером домой? (Валенки)

б) Дали братьям тёплый дом,

Чтобы жили впятером.

Брат большой не согласился

И отдельно поселился. (Варежки)

в) Что пропало?

Педагог – психолог предварительно приготавливает 5 предметных картинок с изображением одежды. На столе перед детьми лежат предметные картинки с изображением одежды. По сигналу педагога дети отворачиваются, а в это время одну из картинок убирают. Повернувшись, дети должны узнать, какой картинки не хватает.

г) Физкультминутка.

Педагог бросает детям мяч и называет слова, когда ребёнок услышит название одежды, обуви или головного убора он должен поймать мяч.

д) Собери картинку.

При занятии понадобится предметная картинка, разрезанная на шесть частей. Детям дается картинка с изображением плаща, разрезанная на шесть частей. Они должны ее собрать.

*Примечание:

3. Анализ занятия.

Что узнали нового;

Что понравилось.

Занятие 2. «Кто спрятался?»
1.Цель:
знакомство с играми и упражнениями, способствующими профилактике нарушения, коррекции зрения у детей с легкой степенью отсталого развития.
Задачи:
- развить зрительную память;
- развить зрительную ориентировку при восприятии формы, цвета и величины предмета.
2.Ход работы:
1.Игры с детьми, направленные на зрительное восприятие.
а) «Сравни картинки»
Суть игры состоит в том, что детям нужно найти несколько отличий среди, казалось бы, абсолютно одинаковых картинок. Педагог показывает ребятам несколько листочков с почти не отличающимися друг от друга рисункам, а те должны найти несколько отличий. Игра развивает зрительное внимание и наблюдательность.
б) «Пуговицы»

Педагог – психолог смешивает несколько комплектов пуговиц и предлагает ребенку их рассортировать. Можно попросить ребенка выбрать все красные; все маленькие; все пуговицы с двумя дырочками и т.д. Игра развивает зрительное внимание.
(Подходит для коллективного выполнения)

в) «Считалка»
На большом листе бумаги в хаотичном порядке педагог пишет цифры от 1 до 10. Нужно попросить ребенка расположить все цифры по порядку. Для усложнения задания цифры можно рисовать разными цветами и разного размера. Игра развивает зрительное внимание.
г) «Зарядка» для глаз.
Педагог просит детей:
1)Перевести взгляд по горизонтали влево до упора, задержать на 2 секунды, перевести взгляд вправо до упора, задержать на 2 секунды, вернуть глаза в исходное положение, повторить цикл нужное количество раз.
2) Перевести взгляд вертикально вверх до упора, задержать на 2 секунды, перевести взгляд вниз до упора, задержать на 2 секунды, вернуть глаза в исходное положение, повторить цикл нужное количество раз.
3) Перевести взгляд по диагонали влево – вверх до упора, задержать на 2 секунды, перевести взгляд по диагонали вправо – вниз до упора, задержать на 2 секунды, вернуть глаза в исходное положение, повторить цикл нужное количество раз.

4) Перевести взгляд по диагонали вправо - вверх до упора, задержать на 2 секунды, перевести взгляд по диагонали влево – вниз до упора, задержать на 2 секунды, вернуть глаза в исходное положение, повторить цикл нужное количество раз.

5) Свести глаза вверх и к носу, так, чтобы увидеть переносицу, задержать на 2 секунды, перевести глаза вниз, сводя их к носу, так, чтобы увидеть его кончик, задержать на 2 секунды, вернуть глаза в исходное положение. Повторить цикл нужное количество раз.

6) Поместить указательный палец перед глазами на расстоянии вытянутой руки. Медленно приближать его к переносице, постоянно фиксируя взгляд на его кончике, затем без отрыва взгляда от кончика пальца, медленно перевести палец в исходное положение. Повторить цикл нужное количество раз.

7) Переводить взгляд с ближнего предмета на дальний и обратно. Для этого у нас есть «пчелки», «кружочки», «шарики», «бабочки», они должны находиться на уровне глаз на расстоянии 25 см.
8) Крепко зажмуриться. Сохранять такое положение в течение 3 – 5 секунд, затем открыть глаза на 3 – 5 секунд. Повторить цикл нужное количество раз.

*Примечание: задания могут выполняться в индивидуальном порядке.
3.Анализ занятия.

Что узнали нового;
- что понравилось.

Занятие 3. «Мы одеваемся на прогулку»
1.Цель:
закрепление познавательных процессов у детей с задержкой психического развития.
Задачи:
- различать одинаковые и разные виды одежды;
- обучать способам рациональной перцептивной деятельности.
2.Ход работы:
1) Организационный момент.
Оборудование:
кукла, одежда.
В группу приходит кукла, одетая в верхнюю одежду. Педагог обращает внимание детей на куклу и просит помочь ей раздеться, чтобы кукла посмотрела, как они занимаются, и задаёт им вопросы:
Какую одежду надевают на улицу?
Какая это одежда? (Верхняя)

Какую одежду мы надеваем на тело? (нижнюю)
Как она называется? (бельё)
Как называется одежда, которую мы надеваем на праздник?
(праздничная, нарядная)
Как называют одежду, которую мы носим каждый день? (повседневная)
Какую одежду мы носим летом? (летнюю)
Зимой? (зимнюю)
Какая бывает обувь?
Головные уборы?
2) Вопросы.

а) Что нужно надевать в разную погоду?

Предварительно педагог – психолог приготавливает 2 сезонные картинки с изображение лета и зимы, предметные картинки с изображением одежды, обуви, головных уборов.

Детям предлагаются 2 сезонные картинки с изображением лета и зимы, а также предметные картинки с изображением одежды, обуви, головных уборов. Дети должны подобрать одежду в соответствии с погодой и объяснить свой выбор.

*Примечание: задания могут выполняться в индивидуальном порядке.
3.Анализ занятия.

- чем мы сегодня занимались на занятии;
- что узнали нового и что понравилось.


Занятие 4. «Моё настроение»
1.Цели:
активизация зрительного восприятия; формирование фиксации взора; развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, самосознания, эмоционального мира детей.
Задачи:
- обогатить эмоциональный фон детей;

Сформировать фиксацию взора.

2.Ход работы:
1.Игры на развитие тактильных ощущений.

1) «Найди пару»

Цель: находить одинаковые по тактильным ощущениям предметы.

Ход игры: педагог - психолог должен предложить детям (ребёнку) рассмотреть крышки, потрогать их и определить какие они

на ощупь (гладкие, пушистые, колючие, скользкие и т.д.) и предложить найти одинаковые по ощущениям.

2) «Нарисуй свое настроение!»
Детям предлагается поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветком, животным, можно показать его в движении – все зависит от фантазии и желания ребенка.
3) «Рисуем эмоции»
Педагог обращает внимание детей на зеркало и просит их посмотреть на себя в зеркале, потрогать свое отражение. Затем педагог показывает в зеркале веселую улыбку и спрашивает у детей, какая это эмоция. Назвав эмоцию, дети должны изобразить ее на зеркале красками. В ходе, упражнения дети изображают одну какую – либо эмоцию. При повторении упражнения следует усложнить задачу – изобразить несколько эмоций, свое эмоциональное состояние, а также состояние педагога, другого ребенка.

*Примечание:

3.Анализ занятия.

Педагог-психолог задает вопросы детям (ребёнку):

Чем мы сегодня занимались на занятии;

Что узнали нового;

Что понравилось.

Занятие 5. «Летящие самолеты»
1.Цель:
закрепление знаний формы и структуры предметов.
Задачи:
- закреплять знание формы предметов;
- находить место той или иной детали в работе;
- учить аккуратности в работе.
2.Ход работы:
1)
« Пальчик с пальчиком соедини»
Цели игры:
развитие мелкой моторики, массаж пальцев рук.
свисток, негромкая музыка, секундомер.
Рекомендации:
сначала темп медленный, в дальнейшем ускоряется. Отсчет пальцев идет от большого пальца (он № 1). Необходимо хвалить ребенка за улучшение результатов.
Ход игры:
с помощью считалочки выберите ведущего игры, разбейтесь парами. Каждый игрок сидит или стоит (по желанию), несколько вытянув перед собой правую руку. Включается негромкая ритмичная музыка, по свистку ведущего игроки начинают соединять пальцы в том порядке, который устанавливает ведущий: 1-5,1-4,1-3,1-2, или: 1-2,1-3,1-4,1-5. Выигрывает тот, кто быстро и без ошибок выполняет задания. В дальнейшем можно темп несколько ускорить.
2) «Непослушные фигуры»
Цель игры:
развитие мелкой моторики, внимания, координации движения, контроля над своими движениями.
Необходимые материалы и наглядные пособия:
тетрадь в клеточку или альбом для рисования, цветные карандаши.
Предварительно нужно нарисовать в тетради/альбоме несколько кривых линий, но сделать это незаметно от ребенка. А затем, педагог просит ребенка сделать всё аккуратно и чисто. Дети, как правило, с энтузиазмом должны приняться за дело.
*Примечание: задания могут выполняться в индивидуальном порядке.
3.Анализ занятия.
Педагог-психолог задает вопросы детям:
- чем мы сегодня занимались на занятии;
- что узнали нового;
- что понравилось.

Занятие 6. «Сказочный водопад»
1.Цель:
снижение, а постепенно и устранение уровня постоянного беспокойства, тревоги, раздражительности, нарушения сна.
Задачи:
- снизить уровень тревожности;
- стабилизировать эмоциональное состояние.
2.Ход работы:

1)Упражнение "Апельсин (или лимон)"
Ход игры: ребенок лежит на спине, голова чуть набок, руки и ноги слегка расставлены в стороны. Педагог-психолог просит ребенка представить, что к его правой руке подкатился апельсин, пусть он возьмет апельсин в руку и начнет выжимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8-10 секунд).
«Разожми кулачок, откати апельсин (некоторые дети представляют, что они выжали сок), ручка теплая.., мягкая.., отдыхает...»
Затем апельсин подкатился к левой руке. И та же процедура выполняется с левой рукой. Желательно делать упражнения 2 раза (при этом поменять фрукты), если оно выполняется только одно; если в комплексе с другими упражнениями - достаточно одного раза (с левой и правой рукой).
(Занятие может выполняться коллективно)

2)Упражнение «Мусорная корзина»

Задаётся вопрос:
- что ты изобразил и почему это пугает тебя?
Затем, педагог - психолог просит ребят сжать листочки со всем написанным/нарисованным, порвать их и выбросить в мусорную корзину. Данное упражнение помогает детям почувствовать умиротворение.
*Примечание : задания могут выполняться в индивидуальном порядке.
3. Анализ работы.
Педагог-психолог задает вопросы детям:
- чем мы сегодня занимались на занятии;
- какие чувства посетили ребят (ребёнка);
- что понравилось.

Занятие 7. «Яркие краски»

1.Цель: продолжение развития мелкой моторики рук, расширение и закрепление полученных ранее знаний о цветах (основных).

Задачи:

Развить зрительный гнозис основных цветов;

Развить мелкую моторику рук.

2.Ход работы:

1)Игра «Разложи предметы по цвету»

Педагог - психолог предлагает детям рассортировать предметы по цвету. Например, разложить предметы желтого цвета отдельно от предметов цвета красного. Игра «Разложи предметы по цвету» направлена на развитие у детей умения систематизировать предметы по цвету.

2) Игра «Какого кубика не стало?»

В качестве оборудования к этой игре лучше всего использовать кубики одинакового размера, но разного цвета. Игру лучше всего начать с обследования кубиков. Педагог - психолог должен ощупать кубики с детьми, после чего расположить их перед ними. После этого, педагог прячет кубики от детей, убирает один из предметов и сдвигает оставшиеся. Затем следует вопрос к ребятам: «Какого кубика нет, и где он стоял?». Данная игра способствует не только закреплению названий цветов, но и запоминанию пространственного расположения предметов.

3) Упражнения на обведение контура и раскрашивание картинок.

Очень полезно обводить контур картинок, состоящий из пунктирных линий, а также раскрашивать объекты различной формы.
*Примечание: задания могут выполняться в индивидуальном порядке.
3. Анализ работы.

Педагог-психолог задает вопросы детям (ребёнку):

Чем мы сегодня занимались на занятии;

Что нового узнали;

Что понравилось.

Занятие 8. «Приветствие друга»
1.Цель:
развитие у детей навыков взаимодействия с окружающими их людьми, а также коммуникативных навыков и навыков общения.
Задачи:
- развить навыки невербального и вербального приветствия;
- развить навыки взаимодействия;
2.Ход работы:
1) Упражнение-тренинг «Испуганный котёнок»
Педагог – психолог просит одного из детей изобразить испуганного котёнка (котёнок маленький, его испугал лай собаки, он свернулся в комочек). Задача другого ребёнка – установить контакт с котёнком, чтобы он ему поверил, вызвать желание общаться (погладить котёнка, поговорить с ним, успокоить).
Данное упражнение развивает у детей умение устанавливать контакт, вызывая доверие, желание общаться.
2) Упражнение тренинг «Ладушки»
Дети разбиваются в пары. Играя с партнёром в «Ладушки», необходимо достичь высокого темпа, не сбиваясь. Затем партнёры меняются друг с другом.
3) Упражнение – тренинг «Зеркало»
Все встают в круг. Педагог – психолог (или кто-то из детей) начинает выполнять движения: вначале крупные, заметные, а затем более мелкие. Дети повторяют. Если они не замечают мелкие движения, то надо подсказать, на какую часть тела следует обратить внимание. Затем дать каждому ребёнку зеркало, дети разглядывают себя.

*Примечание: задания могут выполняться в индивидуальном порядке.
3. Анализ работы.
Педагог-психолог задает вопросы детям (ребёнку):
- чем мы сегодня занимались на занятии;
- что нового узнали;
- что понравилось.

Занятие 9. « Что в мешочке?» 1.Цель: продолжение развития мелкой моторики рук и тактильного гнозиса у детей с умственной – отсталостью.
Задачи:
- развить тактильный гнозис;
- развить тактильную память;
- развить мелкую моторику рук.
2. Ход работы.
1. "Угадай на что (кого) похоже" Ход игры: педагог - психолог помещает в непрозрачный мешочек несколько предметов, различных по своей структуре. Ребенок, помещая руку в мешок, должен ощупать предмет, найти ассоциацию и показать предмет педагогу.
Например: Колючий, как ёж; пушистый, как лиса; гладкий - лягушка.
(При коллективном выполнении задания, дети помещают руки в мешочек по очереди.)
2. «На ощупь» Ход игры: дети вместе с педагогом повторяют, какими могут быть предметы на ощупь. Затем они группируют «тактильные предметы» по отдельным признакам при помощи зрительных и тактильных ощущений.
*Примечание: задания могут выполняться в индивидуальном порядке.
3. Анализ работы.
Педагог-психолог задает вопросы детям (ребёнку):
- чем мы сегодня занимались на занятии;
- что нового узнали;
- что понравилось.

Занятие 10. «Спроси меня»
1. Цель:
продвижение в развитии навыков коммуникации, умении находить контакт с другими людьми и создавать положительную атмосферу для разговора.
Задачи:
- обучить навыкам и умениям задавать вопросы;
- развить навыков коммуникации взаимодействия.
2. Ход работы: 1) «Крокодил»
Довольно известная среди детей игра очень хорошо развивает навыки и умения в задавании вопросов.
Педагог – психолог предлагает одному из детей достать из непрозрачного мешочка бумажку с написанным на ней словом. Данное слово ребёнок не говорит группе. Остальные ребята должны задавать наводящие вопросы, ответом на которые могут быть лишь слова «да» или «нет».
2) «Угадай, что за предмет»
Педагог – психолог, без присутствия детей, кладёт в коробку какой-нибудь маленький предмет. Группа, задавая наводящие вопросы, должна угадать, что за предмет помещён в коробку.
*Примечание: задания могут выполняться в индивидуальном порядке.
3. Анализ работы.

Педагог-психолог задает вопросы детям (ребёнку):

Чем мы сегодня занимались на занятии;

Что нового узнали;

Что понравилось.

Занятие 11. «Пилоты» 1. Цель: развитие пространственных функции и представлений.
Задачи:
- развивать пространственные функции;
- развивать гностические и мыслительные процессы;
- развитие мелкой моторики рук.
2. Ход работы:
1) «Где какая рука?»
Педагог – психолог должен показать, какой рукой надо есть, писать, рисовать, здороваться. Сказать, как называется эта рука. Показать левую руку. Если ребята затрудняются в определении левой или правой руки, логопед называет её сам, а дети повторяют.
2) «Определение, где лево и где право»
Педагог – психолог просит детей поднять левую и правую руку поочередно. Показать карандаш левой, правой рукой. Взять книгу левой, правой рукой и т.п.
*Примечание: занятия могут выполняться в индивидуальном порядке.
3. Анализ работы.

Педагог-психолог задает вопросы детям (ребёнку):

Чем мы сегодня занимались на занятии;

Что нового узнали;

Что понравилось.

Занятие 12. «До скорой встречи»
1.Цель:
закрепление полученных навыков и знаний о вербальном и невербальном общении и навыков взаимодействия.
Задачи:
- развивать навыки невербального и вербального прощания;
- развивать навыки взаимодействия.
2. Ход работы. 1) «Передача чувств»

Ребенку дается задание передать «по цепочке» определенное чувство с помощью мимики, жестов, прикосновений. Затем, совместно с педагогом –психологом, дети обсуждают, что они чувствовали при этом.
2) Игра «Обезьянка и зеркало»
Педагог – психолог (или отдельный ребёнок из группы) изображает обезьянку-кривляку, а ребенок – зеркало, которое повторяет все гримасы взрослого: надувает щеки, округляет рот, вытаращивает глаза, сужает глаза, морщит лоб, поднимает брови, растягивает губы в тонкую полоску (рот до ушей).
*Примечание: задания могут выполняться в индивидуальном порядке.
3. Анализ занятия.
Педагог-психолог задает вопросы детям (ребёнку):

Чем мы сегодня занимались на занятии;

Что нового узнали;

Что понравилось.

Занятие 13. «Весна – красавица» 1.Цель: продолжение расширения знаний об окружающем мире и развитие мыслительных процессов.
Задачи:
- расширить знания об окружающем мире, временах года (весне);
- знакомство с характерными признаками весны;
- развитие мыслительных процессов.
2. Ход работы:
1) Работа по картинкам (картинки прилагаются).
2)
«Найди соответствие»
Педагог – психолог просит ребят рядом с предложением поставить соответствующую букву: О – осень, З – зима, В – весна, Л – лето:

1. Птицы улетают в тёплые края.

2. Деревья сбрасывают свою листву.

3. Появляются первые цветы.

4. Жарко. Можно купаться и загорать.

5. Идёт снег. Дети катаются с горки.
3) Вопросы: а) Почему плачет сосулька?
б) Тает снежок, ожил лужок.

День прибывает. Когда это бывает? (Весна / Весной)
в) В небе - радуга-дуга.

На грядке - ягода-нуга,

Солнцем озеро согрето:

Всех зовёт купаться... (Лето)
г) Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья. (Осень)
д) Кто в холод не боится

Остаться без перинки

И вытряхнет на землю

Летящие пушинки. (Зима)
*Примечание: задания могут выполняться в индивидуальном порядке.
3. Анализ занятия.

Педагог-психолог задает вопросы детям (ребёнку):

Чем мы сегодня занимались на занятии;

Что нового узнали;

Что понравилось.

Занятие 14. «Звуки весны» 1. Цель: создание положительного эмоционального фона у детей.
Задачи:

- развить слуховой гнозис неречевых шумов;
- развить положительный эмоциональный фон.
2. Ход работы:
1)Узнай, кто какие звуки издает.

Цель: развитие слухового восприятия.

Оборудование: набор предметных картинок: жук, сосулька, грач, собака и кошка.

Ход игры: педагог - психолог показывает картинку, дети называют изображенный на ней предмет. На вопрос логопеда, как мяукает кот, жужжит жук и т.д., отвечает отдельный ребёнок, а затем все ребята воспроизводят этот звук.
2) «Порхание бабочки»
Психолог - психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: “Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движениями ее крыльев. Движения ее крыльев легки и грациозны. Теперь пусть каждый вообразит, что он – бабочка, что у него красивые и большие крылья. Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно вы садитесь на мягкую пахучую середину цветка. Вдохните еще раз его аромат… и откройте глаза. Расскажите о своих ощущениях”.
*Примечание: задания могут выполняться в индивидуальном порядке.
3. Анализ занятия.

Педагог-психолог задает вопросы детям (ребёнку):

Чем мы сегодня занимались на занятии;

Что нового узнали;

Что понравилось.

Занятие 15. «Весенние цветы»
1. Цель:
продолжение развития мелкой моторики рук и зрительного гнозиса у детей.
Задачи:
- развить мелкую моторику рук;
- развить пространственную ориентацию;
- развить зрительный гнозис цвета.
2. Ход работы:
1) «Повторяй за мной»

Педагог – психолог демонстрирует детям карточки, на которых нарисован предмет определенного цвета. Например: картинка с изображением солнышка, демонстрирующая жёлтый цвет. Педагог произносит то, что изображено на картинке и называет цвет, а дети должны повторить.
2) «Уборка».
Оборудование:
корзина или ведерко, предметы разного цвета.
Педагог – психолог объясняет группе ребят, что все вместе они будет гулять по комнате и собирать все предметы желтого (синего, зеленого, красного и т.д.) цвета (нужно предварительно разложить по комнате игрушки, карандаши и другие вещи). Отыскав предмет, ребята и педагог советуются: «Это желтый мяч? Мы его возьмем?» . Также педагог – психолог может намеренно взять предмет другого цвета, а дети в свою очередь должны обвинить педагога в ошибке и аргументировать свой ответ.

*Примечание: задания могут выполняться в индивидуальном порядке.
3. Анализ занятия.

Педагог-психолог задает вопросы детям (ребёнку):

Чем мы сегодня занимались на занятии;

Что нового узнали;

Что понравилось.

Занятие 16. «Передай мяч»

1. Цель: продолжение развития зрительного и тактильного гнозисов, а также навыков взаимодействия.

Задачи:

Развить мелкую моторику рук;

Развить тактильный и зрительный гнозис;

Развитие навыков взаимодействия.

2. Ход работы:

1) «Клубочек»

Оборудование: клубок ниток.

Ребята садятся в полукруг. Педагог - психолог становится в центре и, намотав на палец нитку, бросает ребенку клубочек, спрашивая при этом о чем-нибудь (как тебя зовут, что ты любишь, чего ты боишься). Ребенок ловит клубочек, наматывает нитку на палец, отвечает на вопрос и задает вопрос, передавая клубок следующему игроку. Если ребенок затрудняется с ответом, он возвращает клубок тому, от кого он его получил.

2) «Закончи предложение»

Дети стоят в кругу. В качестве ведущего - педагог - психолог. У него в руках мяч. Он начинает предложение и бросает мяч - ребёнок заканчивает предложение и возвращает мяч взрослому:

Моя любимая игрушка…

Мой лучший друг….

Моё любимое занятие….

Мой любимый праздник….

Мой любимый мультфильм….

Моя любимая сказка…

Моя любимая песня….
*Примечание: задания могут выполняться в индивидуальном порядке.

3. Анализ занятия.

Педагог-психолог задает вопросы детям (ребёнку):

Чем мы сегодня занимались на занятии;

Что нового узнали;

Что понравилось.

Занятие 17. «Мы рады солнышку» 1. Цель: расширение знаний об окружающем мире, развитие мелкой моторики и обучение детей рисованию красками, а также закрепление знаний цветовой палитры.
Задачи:
- расширить знания об окружающем мире;
- обучить способам рисования красками;
- закрепить цвета.
2. Ход работы: 1) «Говорящие карандаши»

Перед детьми лежат цветные карандаши. Педагог - психолог говорит, что они могут разговаривать. Например, оранжевый сказал: я – апельсин, я - морковь, я - огонь. Предлагает детям послушать, что им могут рассказать карандаши. (Ответы могут быть примерно такими: желтый – лимон, банан, солнышко, зеленый – листочек, травка, крокодильчик).

2) Игра «Чудо - радуга»

Педагог – психолог, вместе с ребятами, на большом листе рисуют цветные дуги шириной несколько сантиметров. Цвета нужно расположить соответственно спектру радуги. Затем, педагог просит детей приклеить на каждую дугу предметы соответствующего цвета: комочки цветной бумаги, маленькие игрушки, бусины, цветные пёрышки, пробки от пластиковых бутылок, кусочки ткани, красивые камушки. Всю радугу сразу делать не обязательно, можно выкладывать цвета постепенно.
3)Игра «Бабочки на цветке»

Педагог – психолог предварительно вырезает из картона 4 больших цветка: красного, желтого, синего, зеленого» цветов. И четыре бабочки того же цвета. Затем, на занятии, педагог показывает заготовки детям и говорит: «Вот синяя бабочка полетела и села на синий цветок, а жёлтая летела-летела и прилетела на жёлтый цветок и т.д.». Потом пусть ребенок сам сажает бабочек на цветки соответствующего цвета. Можно усложнить задание: «Посади синюю бабочку на красный цветок и т.д.».
*Примечание: задания могут выполняться в индивидуальном порядке.

3. Анализ занятия.

Педагог-психолог задает вопросы детям (ребёнку):

Чем мы сегодня занимались на занятии;

Что нового узнали;

Что понравилось.

Занятие 18. «Солнечные лучики»
1. Цель:
снятие эмоционального напряжения, установление положительного эмоционального фона.
Задачи:
- снять эмоциональное напряжение;
- развить положительную эмоциональную реакцию.
2. Ход работы:
1)Упражнение «Мусорная корзина»

Педагог - психолог выдает детям по листочку и просит ребят нарисовать/написать на бумаге их переживания, то, что вызывает тревогу и стресс. На выполнение данного занятия дается 5-7 минут. По завершению работы педагог - психолог просит детей рассказать о том, что они изобразили.

Задаётся вопрос:

Что ты изобразил и почему это пугает тебя?

Затем, педагог - психолог просит ребят сжать листочки со всем написанным/нарисованным, порвать их и выбросить в мусорную корзину.
2) Упражнение «Улыбка»
Педагог – психолог показывает детям картинку с улыбающимся солнышком и говорит: «Посмотрите, ребята, какое красивое солнышко, оно широко улыбается для вас. Давайте улыбнемся солнышку в ответ. Почувствуйте, как улыбка переходит в ваши ручки, доходит до ладошек. Улыбнитесь еще раз и попробуйте улыбнуться пошире. Растягиваются ваши губки, напрягаются щечки. Дышите и улыбайтесь. Ваши ручки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка».
*Примечание: задания могут выполняться в индивидуальном порядке.

3. Анализ занятия.

Педагог-психолог задает вопросы детям (ребёнку):

Чем мы сегодня занимались на занятии;

Что нового узнали;

Что понравилось.

Цель утренних корригирующих гимнастик: формирование и совершенствование двигательных навыков при помощи утренней гимнастики, сохранение и укрепление здоровья ребенка, изучение и внедрение инновационных приёмов и подходов в проведении утренней гимнастики в ДОУ

Задачи:

Оздоровительные: содействовать коррекции и профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата

Образовательные: обучить основам корригирующей гимнастики; совершенствовать навыки владения индивидуальными упражнениями; обучить видам дыхательных упражнений; увеличить жизненную ёмкость легких; освоить двигательные навыки и умения, необходимые для нормальной жизнедеятельности; формулировать системы элементарных знаний о здоровом образе жизни.

Воспитательные: формировать физические и морально-волевые качества личности.

Коррекционные: создать мышечный корсет; увеличить силовую выносливость мышц; замедлить процесс прогрессирования заболевания; стабилизировать искривление позвоночника; уменьшить дуги сколиоза; исправить недостатки физического развития посредством коррекционных и специальных упражнений.

Научная новизна:

Подбор наиболее приемлемых для проведения на базе ДОУ методов обучения детей утренней гимнастики.

Материалы и оборудование: большой мяч на каждого ребёнка

Название упражнений

Дозировка Темп

Вводная часть

Под музыку дети заходят в колонне по одному в физкультурный зал. Построение.

По команде ИФК «На месте!», ведущий марширует на месте, остальные подтягиваются; ИФК «СТОЙ!» - колонна останавливается. ИФК «На-лево!» - дети поворачиваются налево.

Художественное слово

ИФК: Построились по порядку, На утреннюю зарядку. Подравнялись, подтянулись, И друг другу улыбнулись.

Доброе утро, ребята! (приветствие детей)

(Художественное слово повышает мотивацию к занятиям физической культурой и спортом, вызывает интерес к ним)

Ходьба по залу по залу друг за другом на носках, руки вверх, «змейкой» друг за другом; на пятках, руки за голову; с высоким подниманием колен, руки за спиной; ходьба на внешней стороне ступни, руки на поясе. Подскоки по кругу Легкий бег в колонну друг за другом Построение в 4 колонны

(каждый вид ходьбы)

1 круг 20 сек (средний)

При ходьбе и беге тренируются дыхательная и сердечно-сосудистая системы, активнее происходит процесс обмена веществ. Во время ходьбы группой детей воспитывается согласованность движений, организованность

Основная часть

(с большим мячом)

  1. «Подними и посмотри» И.п.: о.с., мяч в прямых руках, опущен вниз 1 – поднять мяч вверх, одновременно подняться на носки, глазами следим за мячом; 2 – и.п.

6 раз (средний)

Это упражнение помогает выпрямить позвоночник, улучшить кровообращение в мышцах плечевого пояса и рук. Укрепление свода стопы. Улучшает кровоснабжение глазных яблок.

  1. «Нарисуй круг» И.п.: ноги на ширине плеч, мяч в прямых руках, опущен вниз 1-4 – рисуем мячом большой круг вправо-вверх-влево-вниз, глазами следим за мячом; 5-8 – то же в левую сторону

по 3 раза в каждую сторону

(средний)

Это упражнение увеличивает эластичность и подвижность суставов рук. Выполнение ОРУ в сочетании с движениями глаз имеет общеукрепляющее влияние на организм ослабленного ребёнка, выполняет профилактическую, тренирующую и восстановительную функцию для глаз.

  1. «Пружинистые наклоны» И.п.: ноги на ширине плеч, мяч за спиной 1-3 – три наклона вперёд; 4 – и.п.

6 раз (средний)

Это упражнение укрепляет мышцы туловища, спины и живота, увеличивает подвижность и эластичность позвоночника, улучшает деятельность органов брюшной полости.

  1. «Приседание» И.п.: стоя на коленях, мяч в прямых руках вверху 1,3 – сесть на пол, руки вперёд; 2,4 – и.п.

6 раз (медленный)

Это упражнение для укрепления мышц ног, увеличения подвижности суставов ног.

  1. «Перекаты» И.п.: упор на правую ногу, левая нога прямая, упор на стопы, мяч в прямых руках перед собой

по 3 раза (медленный)

Это упражнение усиливает боковые мышцы туловища и повышает тонус брюшной полости.

  1. «Махи ногой» И.п.: лежа на спине, мяч в прямых руках над головой 1, 3 – одновременно поднять руки и прямую правую ногу, коснуться мяча; 2, 4 – и.п.

по 3 раза (средний)

Это упражнение увеличивает подвижности суставов рук и ног.

  1. «Лодочка» (перекатом из предыдущего упражнения) И.п.: лёжа на животе, мяч в прямых руках 1-3 – держать лодочку; 4 – и.п.

6 раз (медленный)

Укрепляет мышцы спины.

  1. «Прыжки» И.п.: о.с. 1,3 – ноги в стороны, мяч вверх; 2,4 – и.п.

16х2 (чередуем с ходьбой)

Это упражнение усиливает обмен веществ в организме, повышает деятельность органов дыхания и кровообращения.

  1. «Перекат с носка на пятки и обратно»

по 3 раза (медленный)

Это упражнение для успокоения дыхания.

Заключите льная часть

Поворот «на-лево», «са-амкнись!», «по залу шагом марш!» ИУ «Мой веселый, звонкий мяч» (подбрасываем мяч и ловля его по ходу) Легкий бег, перекладываем мяч из одной руки в другую вокруг своего тела. Ходьба по залу, дети кладут мячи на место Дыхательное упражнение «Крылья большой птицы»

спокойный

Дети выполняют команды ИФК Эти игровые упражнения развивают координацию и точность движений

Упражнение на восстановления дыхания

Художественное слово

ИФК: «Здоровье в порядке…. Дети: …..спасибо зарядке!»

Примечание: В зале до начала занятия делают влажную уборку, открывают форточку и оставляют их приоткрытыми до конца гимнастики. Температура воздуха в помещении в течение всей утренней гимнастики поддерживается в пределах +16, +18.

Общеразвивающие упражнения подобраны так, чтобы поочередно включались в работу все крупные группы мышц.

Упражнения, которые включаются в комплекс, знакомы детям: впервые упражнения разучиваются на физкультурном занятии и только после выносятся на утреннюю гимнастику. Каждый комплекс проводится две недели. Дети с удовольствием выполняют интересные упражнения все вместе и под звуки веселой музыки, что, кроме того, дает особую сплоченность в коллективе.

Галина Прохорова
Кинезиологические упражнения - гимнастика мозга как средство коррекции и развития интеллектуальных возможностей детей с ОВЗ

Методическая разработка :

«Кинезиологические упражнения - гимнастика мозга как средство коррекции и развития интеллектуальных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья »

«Движение может заменить лекарство –

но ни одно лекарство не заменит дви-

Важнейшей проблемой дошкольного детства на современном этапе является постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии . Работая с детьми, я на практике убедилась, что перед педагогом-психологом стоит задача поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья малышей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

У детей все чаще отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограничены возможности его распределения , снижена вербальная память при относительно сохранной смысловой памяти. Дети забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. У них ограничены возможности познавательной деятельности. Дети отстают в развитии словесно – логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом , сравнением и обобщением. У них недостаточно развита ручная моторика , часто нарушена координация движений.

Поэтому, на мой взгляд, актуальна для коррекционно- развивающих групп кинезиология или гимнастика для мозга . Работы В. М. Бехтерева, А. Р. Лурия, Б. Н. Анохина, и. М. Сеченова доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи . Кинезиология актуальна еще и потому, что в настоящее время растет число детей с ММД (30% от общего числа, которые проявляются нарушениями речи, мышления, изменениями качеств психики).

Определенную роль в возникновении играет нарушение асимметрии коры больших полушарий головного мозга и межполушарного взаимодействия. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.

Кинезиология – это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения .

Истоки кинезиологии следует искать почти во всех известных филосовских системах древности и прогрессивных течениях современности. Так, древнекитайская философская система Конфуция демонстрировала роль определенных движений для укрепления здоровья и развития ума . Сходные элементы содержала древнеиндийская йога, основной целью было обретение высших психофизических способностей. Искуснейший врач Греции Гиппократ также пользовался кинезиотерапией . Основателем научной кинезиологии в Древней Греции считался Асклепиад.

В Россию метод целостного подхода балансирования движений и взаимодействий человеческих энергетических систем привезла из США Керол Хонц, которая преподавала его в Москве с 1991 по 1997 год.

Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики.

Познакомившись с работами А. Л. Сиротюк я стала использовать кинезиологические упражнения и коммуникативные игры на занятиях и вне занятий.

В своей коррекционно- развивающей работе с детьми я использую следующие кинезиологические упражнения :

1. Растяжки – они нормализуют тонус мышц. Гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение, гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость) мышц.

Гипертонус – проявляется, как правило, в двигательном беспокойстве, нарушении сна. У детей с гипертонусом ослаблено произвольное внимание, нарушены двигательные и психические реакции.

Гипотонус сочетается с замедленной переключаемостью нервных процессов, эмоциональной вялостью, низкой мотивацией и слабостью волевых усилий. Именно поэтому в самом начале занятий ребенку необходимо дать почувствовать его собственный тонус и показать варианты работы с ним на самых наглядных и простых примерах, одновременно обучая возможным приемам релаксации .

2. Дыхательные упражнения .

Дыхание – самая важная физическая потребность тела. Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма (активность мозга , ритм сердца, пульсация сосудов, развивают самоконтроль и произвольность. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением. Особенно эффективны дыхательные упражнения для коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

3. Глазодвигательные упражнения .

Они позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Одновременные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергедизацию всего организма. Известно, что движение глаз активизируют процесс обучения. Движения глаз являются одним из необходимых условий осуществления чтения.

4. Телесные упражнения .

При их выполнении развивается межполушарное взаимодействие, снимаются синкинезии (непроизвольные, непреднамеренные движения) и мышечные зажимы. Интересно отметить , что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например, ходьбе, покачивании ногой, постукиванием карандашом по столу ит. д. В результате движений во время мыслительной деятельности простраиваются нейронные сети, позволяющие закрепить новые знания.

При регулярном выполнении реципрокных (перекрестных) движений образуется и миелинизируется большое количество нервных путей, связывающих полушария головного мозга , что способствует развитию психических функций .

5. Тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует общее развитие речи (морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук , а также является мощным средством повышения работоспособности головного мозга .

Особенно эффективным является массаж пальцев рук и ушных раковин. Специалисты насчитывают около 148 точек, расположенных на ушной раковине, которые соответствуют разным частям тела. Точки на верхушке уха соответствуют ногам, а на мочке уха – голове.

7. Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.

Хотелось бы обратить внимание еще на несколько важных моментов в проведении кинезиологических упражнений :

Во время занятий проводить такие упражнения можно только в том случае, если идет стандартное обучение. Творческую деятельность прерывать кинезиологическими упражнениями нецелесообразно .

Если же детям предстоит , то комплекс упражнений лучше проводить перед занятием.

- кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный, т. е. накапливающий эффект.

Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При более интенсивной нагрузке и значительные изменения.

Предлагаю вашему вниманию старшего дошкольного возраста на тему : «Осенние листья – путешественники»

Цель : совершенствование коммуникативных навыков через игровые, развивающие и кинезиологические упражнения .

Задачи :

Развитие эмоциональной сферы ; мелкой и крупной моторики;

Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения;

Воспитывать у детей желание сотрудничать со сверстниками; учить взаимодействовать друг с другом;

Обобщать знания детей об основных приметах осени, изменениях, происходящих осенью. Закрепить отличительные особенности ранней и поздней осени;

Учить анализировать явления, используя имеющиеся знания об осени в решении задач, выполнении упражнений , заданий.

Развитие речи , познавательных психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения) .

Ход занятия:

Дети входят в зал и встают в круг.

Психолог : Здравствуйте. Я рада вас видеть! Давайте все вместе возьмемся за руки и скажем друг другу «Доброе утро!» . Я предлагаю передавать друг другу осенний лист и называть свое имя ласково.

Дети садятся на стульчики.

Психолог : Ребята, какое время года вам больше всего нравится? (Дети отвечают) . А мне больше всего нравится осень. Она навевает романтическое настроение – на деревьях красочный убор, под ногами тихо шелестит шелковый ковер из пестрых листьев. Многие поэты, художники и композиторы любят осень и посвящают ей свои произведения. Мы с вами тоже отправимся в осень.

Упражнение “Слон” .

Задачи : Это упражнение помогают использовать оба полушария гармонично и делать их “перекрестную” работу лучше.

Согните колени, прижмите голову к плечу и вытяните руку вперед (ту, которой пишете) . Рисуйте ленивую восьмерку в воздухе, одновременно вытягивайте верхнюю часть туловища вслед за рукой, двигая ребрами. Смотрите дальше своих пальцев. Повторите то же с другой рукой.

Психолог : Вот мы с вами «попали в осень» . Осень бывает разная! Каких только цветов и оттенков не увидишь ранней осенью!

Детям демонстрируются репродукции картин ранней и поздней осени.

Обратите внимание, какими яркими, насыщенными красками рисуют художники раннюю осень. А теперь посмотрите, какие цвета используют художники для написания поздней осени? (Дети отвечают, что цвета темные, мрачные) .

Глазодвигательное упражнение «Глаз – путешественник»

Задачи : Расширение поля зрения, улучшение восприятия. Однонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

Листья осенние тихо кружатся, (качают руками над головой, провожая кисть руки взглядом вправо, влево) Листья под ноги нам тихо ложатся (приседают) И под ногами шуршат, шелестят, (проводят по полу вправо, влево) (провожают взглядом) И под ногами шуршат, шелестят (встают, водят руками вверх и вниз по очереди, провожая взглядом) Будто опять закружиться хотят. (садятся на стульчики)

Психолог : Падают листья, застилают дорожки разноцветным ковром. Но вот налетел осенний ветер, подхватил листья и закружил их.

Упражнение «КРЮКИ»

Задачи : помогает избавиться от напряжения, способствует объединению эмоции лимбической системы с процессами мышления в лобных долях мозга , приводя к интегрированному состоянию , которое помогает наиболее эффективному учению и реагированию на происходящее.

Для выполнения упражнения «Крюки» вначале скрестите лодыжки, как вам это удобно. Затем скрестите руки, соедините пальцы рук в «замок» и выверните их. Для этого вытяните руки вперед, тыльными сторонами ладоней друг к другу и большими пальцами вниз. Теперь перенесите одну руку через другую, соедините ладони и возьмите пальцы в замок. Затем опустите руки вниз и выверните их внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз. Находясь в этом положении, прижмите язык к твердому небу за верхними зубами. Вернуться в исходное положение.

Психолог : Ребята, как вы думаете, чем отличается осень от других времен года? Что бывает только осенью? (Дети отвечают : листопад, сбор урожая, птицы улетают на юг и т. д.) Осенью бывает разная погода. Если светит солнце, небо прозрачное, то какими словами можно сказать про осень? (Дети отвечают : Золотая, солнечная, ясная, ранняя и т. д.) Если небо затянуто тучами, дует холодный ветер, часто идет дождь, то какими словами вы опишите осень? (Дети отвечают : Поздняя, хмурая, пасмурная и т. д.)

Психолог : У меня в руках лист. Давайте с ним поиграем : я говорю слово, а вы передаете друг другу лист и называете слова «родственники» (Дети отвечают : лист, осень, дождь, лужа, ветер, холод, листопад и т. д.) Ребята, давайте немного пофантазируем. Посмотрите внимательно на этот листочек. Откуда он прилетел? Почему листочек так выглядит, что с ним могло приключиться? Как можно его назвать? Давайте вместе сочиним его историю : как он появился на свет, когда? Что листочек мог видеть весной, летом? Кто о нем заботился? А что с листочком случилось осенью?

(Дети составляют импровизированный рассказ.)

Психолог : Какая замечательная история получилась!

Упражнение «Двойной рисунок» .

Задачи : помогают использовать оба полушария гармонично и делать их “перекрестную” работу лучше.

Возьмите в каждую руку карандаш или ручку. Изобразите на листе бумаги что угодно, двигая обеими руками одновременно :

Навстречу друг другу;

Вверх - вниз, т. е. левой рукой вверх, правой рукой - вниз, и наоборот;

- разводя в разные стороны .

Психолог : Ребята рассмотрите внимательно свои рисунки, на что они похожи? (Ответы детей : на свернувшегося ежика, грустного клоуна, красивую рыбку, трусливого зайчика, на веселую бабочку, нахохлившуюся птичку)

Психолог : Ребята, а теперь давайте отдохнем :

Релаксация «Путешествие на осеннем листе»

Задачи : способствует расслаблению, снятию напряжения.

Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните… Я хочу пригласить вас в путешествие на осеннем листе. Прыгните на осенний лист, похожий на корабль. Почувствуй, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этом корабле. Теперь начинается путешествие. Наш корабль медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть наш лист-корабль перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы . Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что – нибудь чудесное и волшебное… Теперь вы снова на своем листе-корабле, и он везет вас назад, на ваше место в зале. Слезьте с листа-корабля и поблагодарите его за то, что он так хорошо вас покатал. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.

Психолог : Мы встанем в круг, возьмемся за руки и улыбнемся друг другу. Мы обязательно с вами еще встретимся и поиграем.

Предлагаю вашему вниманию коррекционно- развивающую деятельность с кинезиологическими упражнениями для детей подготовительной группы на тему : «Возвратим зиме память»

Цель : подготовка детей к школьному обучению, развитие познавательных психических процессов.

Задачи : Обобщить знания детей об основных приметах зимы, изменениях, происходящих зимой в растительном и животном мире. Закрепить отличительные особенности ранней и поздней зимы.

Учить анализировать явления, используя имеющие знания о зиме в решении задач, выполнении упражнений , заданий.

Развивать мышление , память, восприятие, школьные навыки.

Оборудование : снежинки с цифрами, карточки с картинками, карточки с недорисованными картинками, резиновые шипованные мячики-ежи, оценочные карточки : солнышко, облачко, тучка, вата.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Психолог (В образе зимы) : Раз, два,три, четыре, пять –становитесь в круг играть.

Как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы.

Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения. (вдох – выдох три раза) .

А сейчас на свое место сядут те, чье имя я назвала (называть шепотом имена по 3 имени) .

2. Основная часть.

Психолог : Мы отправимся сегодня с вами в сказку. А в сказке есть всегда сказочные герои. В нашей сказке я буду играть роль зимы.

Психолог : Ребята, злая волшебница меня заколдовала. И я не могу вспомнить зимние месяцы, что характерно для зимы.

Ребята, давайте вместе мы поможем сегодня зиме возвратить память.

Телесное упражнение «Перекрестное марширование»

Задачи : Развитие межполушарного взаимодействия. Снятие непроизвольных, непреднамеренных движений и мышечных зажимов.

Дети шагают высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем шагать касаясь одноименно колено. Закончить касаниями по противоположной ноге.

В лес отправимся гулять

Будем весело шагать.

По тропиночке пойдем

Друг за дружкою гуськом.

На носочки встали

И к лесу побежали.

Ноги выше поднимаем

И на кочки мы не наступаем.

И снова по дорожке

Мы весело шагаем.

Психолог-Зима : Вот мы и пришли в лес. А кто же нас встречает в лесу.

ЛЕСОВИЧОК : Здравствуйте ребята, я хозяин леса - Лесовичок. Вы пришли ко мне в гости, а скажите какой лес бывает. (осенний, зимний, сосновый, хмурый, загадочный, сказочный)

Покажите мимикой сосновый лес. Покажите мимикой осенний лес. (Дети показывают эмоции радости, хмурости) . Посмотрите, какой красивый зимний у меня лес.

ЛЕСОВИЧОК : Ребята, посмотрите, сколько много снежинок в лесу. На каждой снежинке написана цифра. Вам надо сейчас надо правильно разложить числовую прямую. (Дети совместно раскладывают цифры от 1до 10) (Коллективная работа)

Психолог-Зима : Ребята, а сейчас надо дорисовать картинки.

ЛЕСОВИЧОК : А давайте теперь с вами скажем про приметы зимы.

А какие зимние месяцы вы знаете?

(одежда человека зимой)

(что происходит с животными зимой)

(что можете сказать про птиц)

(какая погода зимой)

ЛЕСОВИЧОК : Есть такая пословица “ Возле леса жить - голодному не быть!” Как вы можете объяснит эту пословицу.

Какие лесные ягоды вы знаете?

Какие деревья растут в лесу?

А без чего лес не может существовать (без солнце, возы. света) . А еще лесу необходим покой и тишина.

Психолог-Зима : Ура, я все вспомнила, я вспомнила, что птицы улетают в теплые края, насекомые прячутся в щелки, животные меняют мех, а некоторые ложатся в спячку, человек стал тепло одеваться. Спасибо вам.

Упражнение на развитие мелкой моторики руки, массаж пальцев : (с резиновыми шипованными мячиками-ежами) .

Я мячом круги катаю

Взад-вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Словно я ласкаю кошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапку кошка.

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

А теперь, последний трюк,

Мяч летает между рук.

Большой палец мы массируем, чтобы не болела наша голова

Указательный – чтобы дыхание было ровным.

- Средний палец массируем для того, чтобы хорошо работал желудок.

Безымянный – чтобы хорошо работали все наши внутренние органы

Мизинец – чтобы лучше работало сердце.

Психолог - Зима : А скажите мне, что будет, если медведь осенью не нагуляет жир? Стоят на полянке две сыроежки, да поганка. Чего больше, шляпок или ножек (Ответы детей ) .

ЛЕСОВИЧОК : А рядом с моим лесом живет лесник. Он приглашал нас в гости. Ой, кажется метель начинается.

Психолог-Зима : Ребята, а чтобы не замерзнуть, давайте попрыгаем. Чередование перекрестных и односторонних шагов, или перекрестные прыжки. А теперь разотрем ушки, чтобы не замерзли. (Дети массируют мочки ушей) . А теперь потрем ладошки. (Дети массируют ладони рук) .

Психолог-Зима : (Раздаются картинки)

Упражнение на развитие мышления «Какая картинка лишняя. Почему? Объясни свой ответ»

Вот и подошло к концу наше путешествие.

Давайте скажем до свидания нашему Лесовичку.

Психолог : Ребята, перед вами шкала достижений. Оцените себя. Оцените занятие (солнышко, облачко, тучка)

Прощание с группой. Раз, два, три, четыре, пять, скоро встретимся опять.

Такая работа дает положительные результаты в работе с детьми. Дети становятся более внимательными, усидчивыми, целенаправленными. У детей пропадает страх отвечать, они становятся спокойнее, увереннее в себе. Речь из бессвязной и односложной превращается в осознанный рассказ. Детям становятся по силам задания, требующие выполнения классификации, обобщения, систематизации материала.