Словарная работа на уроках чтения. Работа со словарными словами Продолжи работу со словарной статьей

К большому сожалению, грамотность молодого поколения оставляет желать лучшего. Возможно, причина кроется в том, что сегодняшние школьники все меньше читают классических произведений. А грамотность, как известно, во многом зависит от количества и качества прочитанного.

Многие полагают, что грамотность - это показатель ума и интеллекта человека. И в школах грамотности письма уделяют много внимания. Школьные учителя, применяя различные передовые методики, прикладывают немало сил, чтобы ученики быстро и легко запоминали правильность написания словарных слов. Но, как известно, их запоминание - это сложная задача практически для всех учащихся. Чтобы запомнить трудные слова, не регулируемые правилами, надо неоднократно их повторять, а повторение - занятие очень монотонное и утомляющее.

Конечно, ученикам с хорошей памятью легче справиться с такой проблемой. Но все же если процесс обучения в подобной области сделать еще и увлекательным, то добиться успеха в запоминании правильного написания трудных слов будет значительно легче и быстрее.

Как известно, дети, чей активный словарный запас сравнительно богат, показывают лучшие результаты в проверочных работах по русскому языку. Но любой ученик при регулярных занятиях и систематическом выполнении словарно-орфографических заданий способен активизировать свой словарь и со временем делать все меньше ошибок при отражении словарных слов на письме.

Программа по русскому языку предполагает работу над сложными словами с начальных классов. И чтобы младшие школьники усвоили предложенную им программу и выучили все трудные слова, предусмотренные учебным планом, их педагогу приходится прикладывать массу усилий и подходить к процессу обучения творчески.

Перед учителем стоит задача не только познакомить своих учеников с грамматическим явлением, но и закрепить приобретаемые знания. Цель регулярных заданий и упражнений по усвоению сложных слов - это закрепление и применение получаемых знаний и выработанных навыков и умений на практике. Практические занятия способствуют формированию навыков самостоятельной работы, а также укреплению навыков мыслительной деятельности.

Выполняя те или иные задания, дети учатся анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагировать и составлять словосочетания и предложения. Благодаря упражнениям учащиеся систематизируют и автоматизируют свои знания.

Учителями регулярно проводится словарно-орфографическая работа, которая представляет собой набор упражнений, проводимых на постоянной основе и направленных на усвоение школьниками орфографических, грамматических, лексических и произносительных норм литературного русского языка.

Подводя итог, можно сказать, что учитель может научить детей писать грамотно и не делать ошибки при использовании словарных слов, применяя различные методики преподавания и разнообразные способы и приемы, позволяющие сделать процесс обучения максимально эффективным.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Методика работы со словарями на уроках русского языка. Словари как средство развития речи учащихся. Русская лексикография. Семантизация незнакомых и частично знакомых слов. Лексические синонимы. Опыта работы лучших учителей русского языка.

    дипломная работа , добавлен 11.10.2007

    Психолого-педагогические основы изучения слов-антонимов в начальной школе. Методика работы над словами-антонимами. Характеристика словаря младшего школьника. Работа с учебниками и со словарями. Анализ альтернативных программ обучения русскому языку.

    дипломная работа , добавлен 16.01.2008

    Методы и приемы работы со словарями на уроках русского языка с целью развития речи, обогащения словарного запаса школьников. Расширение словарного запаса младших школьников через настольно-печатные дидактические игры, использование описательных загадок.

    курсовая работа , добавлен 06.04.2019

    дипломная работа , добавлен 24.06.2012

    Основы проявления вербальных способностей на уроках словесности. Различные виды речевой деятельности учащихся на уроках русского языка. Речетворческое осмысление слова в процессе обучения русскому языку. Диагностика вербальных способностей.

    курсовая работа , добавлен 12.12.2006

    Исследование особенностей обучения русскому языку в коррекционно-развивающих классах. Игровые и мнемонические приемы на уроках русского языка. Анализ популярных интеллектуально-развивающих игр. Результативность применения игровых и мнемонических приемов.

    реферат , добавлен 07.09.2015

    Истоки формирования и содержание методики обучения русскому языку в казахских классах в Назарбаев Интеллектуальных школах. Особенности применения лингвокультурологического аспекта в преподавании русского языка. Основные этапы работы с текстом на уроках.

    статья , добавлен 30.11.2011

    Понятие словарно-орфографической работы в начальной школе. Приёмы запоминания правописания непроверяемых слов. Этимологический анализ как методический приём при обучении орфографии "трудных" слов. Анализ учебников по русскому языку для начальной школы.

    дипломная работа , добавлен 06.08.2009

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальная метапредметная конференция

«Удивительный мир научных книг»

Секция для педагогов « Работа с научно-популярной литературой на уроке и в неурочное время…. »

" Работа со словарями на уроках русского языка как один из путей развития речи и обогащения словарного запаса учащихся"

Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №2 г. Петровска», Саратовской области Полякова М. В.

“Для всего, что существует в природе, - воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождя, лесов, болот, рек и озёр, лугов и полей, цветов и трав, - в русском языке есть великое множество хороших слов и названий”. Эти слова К.Г. Паустовского должны помочь ребятам осознать один важный момент: слово - инструмент познания мира.

Названия всего, что есть во вселенной, вместились в словари. Об этом прекрасно сказал французский писатель Анатоль Франс: «Словари – это вся вселенная в алфавитном порядке».

По большому счету весь урок русского языка – это работа со словом. Через слово ученики узнают и осознают законы языка, убеждаются в его точности, красоте и выразительности. И поэтому очень важно, чтобы урок был подчинен главной цели: знакомству со словом и осознанию всех его составляющих.

Напомню, что в методике различают словарно-семантическое и словарно-орфографическое направления словарной работы.

Мы же рассматриваем ее как единство этих двух видов. Ведь на уроке нас интересуют не только словарные слова, незнакомые учащимся, но и обычные наши родные слова.

А.М. Пешковский утверждал, что « нужно сперва услышать, а затем смотреть, как это слово писано». Но мне кажется, что нужно вначале знакомиться с орфоэпическим обликом слова. Написанное на доске слово обязательно должно прозвучать. Ученики должны услышать и запомнить, как оно произносится. Затем мы пытаемся выяснить смысл слова, дать толкование его лексического значения, сначала самостоятельно, а потом уже с помощью толкового словаря. И только после знакомства с произношением и семантикой переходим к усвоению орфографии данного слова.

К каким словарям мы на уроках русского языка и литературы обращаемся чаще всего? В каких случаях они приходят нам на помощь?

Школьный орфографический словарь – необходимый инструмент для работы на каждом уроке русского языка. С V класса начинаем систематическое его использование. Орфографическая зоркость, наблюдательность, запоминание формы слова, самоанализ – вот результаты такой работы. Пользоваться словарем, мне кажется, можно разрешать во время любой классной работы (диктантов, изложений, сочинений). Умение пользоваться словарем – это уже показатель степени орфографической успешности.

Приведу примеры заданий, которые могут быть даны учащимся.

1. Используя словарь, выберите 10 трудных в орфографическом отношении слов и расположите их в строгом алфавитном порядке. Экспедиция, терраса, оппозиция, иллюминация, транспарант, пессимизм, документ, агрессор, бюллетень, компрометировать, привилегия, авантюра, симметрия.

2. Игра «Эстафета». Напиши правильно. Стюарде…а, гри …аса, инте…игенция, а…ликация, су…огат, а…улировать, ко…ерсант.

3. Выпишите из словаря 10 слов с приставками пре- и при- , в которых можно четко разграничить значения этих приставок.

4. Выпишите из словаря 10 наречий с приставкой по -, которые пишутся через дефис. (по-видимому, по-волчьи, по-русски)

Разумеется, орфографический словарь нужен всем, чтобы не допустить произвола в написании слов, в особенности в тех случаях, когда написание не подчиняется правилам, а определяется словарем. В результате частого обращения к словарю у учащихся тренируется зрительная память.

Определить значение любого слова нам помогает толковый словарь. Пользуясь толковым словарем («Словарь русского языка» С.И.Ожегова, четырехтомный «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля, «Школьный толковый словарь русского языка» под редакцией М.С. Лапатухина и других), ученики могут узнать, как пишется и как произносится интересующее его слово, каковы его фонетические и морфологические признаки, какие грамматические формы ему свойственны, какие части речи от него образуются.

Рассмотрим примеры, позволяющие наглядно представить построение словарных статьи.

Милосердие – я, ср. Готовность помочь кому – нибудь, или простить кого – нибудь из сострадания, человеколюбия.

Проявить милосердие.

Нравственность – и, ж. Правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение всех этих правил, поведение.

Высокая нравственность. // прил. нравственный, -ая, -ое.

Особо следует отметить, что школьный толковый словарь ценен не только как справочник, но и как учебное пособие по русскому языку и литературе. Приведу несколько примеров возможных заданий.

1. Используя толковый словарь, выпишите значения слов «патриот», «милосердие», «нравственность».

2. Игра «Эрудит». Раскрой значение выделенных слов.

Как музыка звучат сейчас полузабытые слова – милосердие, покаяние, достоинство, совесть. (В.Г. Костомаров).

3. Диктант «Угадай словечко!»

Учитель дает толкование, дети записывают само слово.

4. Лексический диктант. Учитель диктует слова, а ученики должны дать толкование.

Кроме толкового и орфографического словаря, нам необходим на уроках также и словообразовательный словарь. В «Школьном словообразовательном словаре русского языка» А.Н. Тихонова слова размещены по гнездам. В необходимых случаях приводятся грамматические сведения о словах.

На нескольких примерах покажем, каким образом, используя словарь А.Н.Тихонова, можно выработать у учеников навык подбора однокоренных слов.

1. Выясните по словарю, какой морфемой является конечный – ий в прилагательных лисий, синий, свежий.

(лис - ий, син – ий, свеж - ий)

2. Выясните по словарю, какие приставочные глаголы можно образовать от глагола писать.

3. От глагола жить образуйте три словарных гнезда. Правильность выполнения задания проверьте по словообразовательному словарю.

Учащиеся сталкиваются с трудностями, а это заставляет их думать, анализировать.

Опыт показывает, что необходимы на уроках русского языка и литературы орфоэпические словари («Орфоэпический словарь русского языка» под редакцией Р.И. Аванесова, «Русское литературное произношение и ударение» под редакцией Р.И.Аванесова и С.И. Ожегова, «Словарь ударений русского языка» Р.В. Крыловой и другие).

Для выработки и закрепления орфоэпических навыков у учащихся можно предложить такие задания.

1. Игра «Диктор». Расставь ударения, произнеси правильно. Диспансер, хаос, партер, договор, тефтели… .

2. Орфоэпический диктант: правильное произнесение записанных на доске слов.

3. Поставьте ударения в приводимых ниже словах и проверьте по словарю. Баловать, апостроф, камбала, еретик, коклюш, ломоть, ржаветь, позвонишь.

Отмечу, что набор слов с трудным произношением не очень велик, поэтому он не меняется из урока в урок, и многократное повторение обеспечивает хорошее усвоение произносительных норм.

Известно, что в словах иноязычного происхождения (кофе, алое, такси …) учащиеся часто ошибочно определяют род. И здесь может помочь «Школьный словарь иностранных слов» В.В. Одинцова, Г.П. Смолицкой и других. Он предназначен для учащихся старших классов. В него включены наиболее распространенные заимствования. Эти слова можно услышать по радио и телевидению, встретить в произведениях художественной литературы, которые изучаются в школе.

1. Игра «Определи словарь!»

«Мама предложила мне биточки, фрикадельки, винегрет, чай, какао. Но я съел бутерброд, торт и выпил чашку кофе с сахаром».

2. Найдите в словаре следующие заимствования и обратите внимание на их произношение: музей, турне, детектив, декада … .

3. Определите по словарю род существительных: ранчо, импресарио, алиби, жюри … .

Большую помощь учащимся в овладении богатством русского языка могут оказать «Школьный словарь синонимов русского языка» , «Школьный словарь антонимов русского языка» М.Р. Львова, «Школьный фразеологический словарь русского языка» В.П. Жукова. Умение пользоваться этими словарями формирует у учащихся стремление к самообразованию, воспитывает у них стремление употреблять слова в точном соответствии с их значением и стилистической характеристикой.

Возможны такие виды упражнений:

1. Игра «Кто быстрее?»

Выпишите из словаря синонимы к словам доброта, совесть, любовь, авторитет и другие.

2. Образуйте синонимический ряд к слову милосердие. После выполнения задания обратитесь к словарю, чтобы самостоятельно проверить себя, свой активный словарный запас.

3. Игра «Кто больше?» Приведите примеры, когда антонимы входят в заглавие произведений.

4. Спишите отрывки из различных художественных произведений и подчеркните антонимы.

Ты богат, я очень беден.

Ты прозаик – я поэт.

(А.С. Пушкин.)

5. В следующих поэтических строчках выделите фразеологизмы, объяснив их значение. Проверьте правильность своих ответов по словарю.

Его почуя, конь дорожный

Храпит – и путник осторожный

Несется в гору во весь дух…

(А.С. Пушкин. «Евгений Онегин».)

Видал он виды всякие,

Изъездил всю губернию

И вдоль и поперек.

(Н.А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо?»)

6. Назовите фразеологизмы, имеющие в своем составе наименования частей человеческого тела (голова, глаза, нос, ноги).

Голова – морочить голову, …

Ноги – уносить ноги, …

Глаза – мозолить глаза, …

Нос – задирать нос, …

Можно вести учащимся личные тематические словари. Это небольшая записная книжечка, которую удобно хранить в учебнике, значит, она всегда будет под рукой. Использование такой книжечки приводит словарную работу в какую – то систему.

Слова можно давать на уроках по темам: литература, театр, искусство, наука, спорт …

Литература: эссе, пьеса, диалог, рецензия, прототип, эпилог …

Наука: доцент, приоритет, диплом, стипендия, кандидат, деканат …

Сначала учащиеся пишут словарный диктант, затем идет объяснение значений новых слов (и по словарю!) , дальше ученики записывают их в свои словари, придумывают с ними предложения. Так новые слова входят в сознание учащихся.

Словари можно начать в 5 классе и продолжать его до 9 класса, дополняя начатые списки по темам. Такой словарь может принести ощутимую пользу и учителю, и ученикам: их можно повторять на уроках развития речи при подготовке к сочинениям.

В 5-9 классах я стараюсь использовать всесторонний анализ слова как один из приёмов обучения русскому языку.

Смысл этой работы в том, чтобы в отдельно взятом слове найти его фонетические, лексические, грамматические, стилистические и иные свойства и признаки, а затем установить его связи с другими единицами языка, указав на имеющиеся однокоренные слова, синонимы, антонимы, возможные словосочетания и т.д.

Всесторонний анализ слова - качественно новый вид разбора. Обращение к такому комплексному заданию, естественно, воспитывает у учащихся более широкий взгляд на слово как живую речевую единицу, обладающую многообразными закономерностями. Выполнение упражнений по всестороннему анализу слова требует от учащихся систематического повторения, умения держать в памяти упорядоченные сведения регулярно, использовать их применительно к разному дидактическому материалу и под разными углами зрения.

Приведём пример выполнения задания:

Снег - атмосферные осадки (лексическое значение) Белый снег.

У слова снег нет синонимов.

В переносном смысле не употребляется.

Снег - односложное слово.

с - [с] - согласный глухой, твёрдый

н - [н,] - согласный звонкий, непарный, мягкий

е - [э] – гласный

г - [к| - согласный глухой, твёрдый

Снег - снежный, снеговик, снежок, снегирь, подснежник.

Слово подснежник образовано морфологическим способом из сочетания под снегом путём одновременного присоединения приставки под- и суффикса -ник.

Слово снег нейтральное, может употребляться в любом стиле.

Снежок - безударная гласная проверяется: снег; ударение падает на последний слог, значит, надо писать после шипящей не е, а о.

Данный порядок может меняться. Так, можно начать разговор с грамматической характеристики слова, затем перейти к указанию других качеств и свойств.

Когда совместная с учителем работа покажет, что учащиеся освоили её принципы и методику, можно предлагать самостоятельные, а затем и контрольные задания. Завершением этой работы является рассказ (сочинение) о слове.

Во всех случаях - в ходе тренировочной работы или работы контрольной - учащимся следует предлагать вопросник, который одновременно может служить и планом ответа. Во время обучающих занятий вопросник полезно составлять совместно с учащимися. Только на самом высоком уровне работы, когда учитель рассчитывает получить обстоятельный ответ в виде рассказа о слове, вопросник, чтобы не сдерживать самостоятельности и инициативы учащихся, не предлагается. Выполнение заданий на разных этапах этой работы может быть устным и письменным (для письменного анализа требуется от 20 до 40 минут, поэтому такая работа проводиться часто не может).

Для всестороннего анализа удобно не каждое слово. Нужно, чтобы оно было учащимся понятно и давало бы много материала при его объяснении,

Поэтому для такой цели лучше избирать слова самостоятельные, а не служебные. Перед тем, как предложить учащимся слово для разбора, его обязательно следует до урока всесторонне разобрать самому учителю. Всесторонний анализ слова является перспективным упражнением, помогающим систематически проверять материал программы, воспитывающим у детей более полное, “объёмно” представление о языке как системе систем.

К.Д. Ушинский писал, что “дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета”.

Именно поэтому так много внимания уделяется формированию потребности и использования справочной литературы. Важно помнить, что тщательно спланированная и хорошо организованная словарная работа помогает обогащать словарный запас учащихся, вырабатывать орфографическую грамотность, развивать речь школьников, а в целом способствует повышению языковой культуры, формированию у ребёнка внимания, уважения и любви к родному языку. Поэтому словарная работа должна присутствовать на каждом уроке, являясь основным моментом в его структуре.

А интуиция учителю подскажет, на каком этапе урока и сколько времени (не менее 5 – 7 минут) отводить словарной работе. Только такое обучение может дать положительные результаты.

Я считаю, что благодаря систематической словарной работе на уроках русского языка и литературы, у моих учащихся возрос интерес к словарной работе и к русскому языку в целом. Они любят и умеют работать со словарями и справочной литературой.

Литература

А.А. Косолапкова. Обобщающий урок «В гостях у словарей». – Русский язык в школе, 1992,№ 2, с.19-21.

Т.М. Кашкарова. Словарная работа на уроках русского языка. - Русский язык в школе, 1991,№ 2, с.41-44.

В.В. Рогозинский. Орфографическая зоркость. - Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР, 1991,№ 5. с.49-50.

З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь. Лигвинстические словари и работа с ними в школе. – Москва: «Просвещение» , 1987.


Министерство образования и науки РФ

Бурятский Государственный Университет

Педагогический Институт


Курсовая работа

« Работа со словарями на уроках русского языка как средство развития речи школьников»


Выполнила: студентка 4 курса, гр. 07112

Исайкина М.О

Научный руководитель: Юрченко О. О.


Улан-Удэ 2015



Введение

Глава 1. Теоретические основы работы со словарями на уроках русского языка

1.1 Развитие речи учеников школьников на уроках русского языка

2 Основные словари современного русского языка

Глава 2. Методика работы по обогащению словарного запаса учеников 5 классов

1 Научно-методологические основы работы со словарями как процесс развития речи на уроках русского языка

2 Модель словарной работы на уроках русского языка в 5 классах

Заключение

Список использованной литературы


Введение

русский словарь язык школьник

Данная курсовая работа посвящена теме: «Словари на уроках русского языка как средство развития речи учащихся основной общеобразовательной школы».Вопрос по обогащению словарного запаса современного школьника сегодня очень актуален. В условиях научного прогресса в обиход входят все новые и новые слова, многие из которых трудны и непонятны. Поэтому первостепенной задачей учителя русского языка является работа над обогащением и уточнением словарного запаса школьников: чем большим количеством слов владеет человек, тем точнее реализуется коммуникация между людьми как в устной, так и в письменной форме.

Этот вопрос всегда привлекал внимание методистов и учителей русского языка. Так, Ф.И. Буслаев (1844) рекомендовал учителям родного языка «развивать в дитяти врожденный дар слова». И.И. Срезневский (1860) советовал преподавателям обогащать детей «словами и выражениями, для этого годными», добиваться того, чтобы «не осталось неизвестным их памяти и непонятным их умам» слов, научить пользоваться словами и выражениями, обращать разумное внимание на значение слов и выражений. К.Д. Ушинский писал, что нужно «через слово ввести дитя в область духовной жизни народа».

Каждый учитель основной «школы должен организовать работу на уроках русского языка так, чтобы подросток в процессе обучения учился размышлять, анализировать, сравнивать, самостоятельно делать выводы. А для этого ему нужен богатый словарный запас, хорошо развитая связная речь.

Цель: разработать модель словарной работы на уроках русского языка в 5 классах основной общеобразовательной школе.

Объектом исследования является процесс работы по развитию речи, по обогащению словарного запаса учащихся 5 класса основной общеобразовательной школы.

Предмет исследования - работа со словарями на уроках русского языка с целью развития речи, обогащения словарного запаса школьников.


Глава 1.Теоритеские основы


.1 Развитие речи учеников школьников на уроках русского языка


Основной задачей современного филологического образования в школе является формирование и развитие языковой личности, развитие орфографическое и синтаксической грамотности. Огромное образовательно-воспитательное и практическое значение русского литературного языка.

Проблема развития речи учащихся традиционно рассматривается в теории и практике преподавания русского языка как одна из важнейших. Вопросы развития связной речи находили всестороннее освещение в трудах выдающихся лингвистов и методистов прошлого (Ф.И.Буслаева, К.Д. Ушинского, В.Я.Стоюнина)

В настоящее время целенаправленное, системное, опирающееся на лингвистические знания обучение школьников различным видам речевой деятельности (говорению, аудированию, чтению и письму) находится в центре внимания ученых-методистов и учителей-практиков. Различные аспекты методики обучения связной речи отражены в трудах Л.П. Федоренко,Т.А. Ладыженской, О.В. Сосновской, В.И. Капинос, Н.А. Пленкина, М.Р. Львова, Е.И. Никитиной, Е.В. Архиповой.

Первое направление в развитии речи учащихся - овладение нормами русского литературного произношения, образования форм слов, построения словосочетаний и предложений, употребление слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью.

Второе направление - обогащение словарного запаса и грамматического строя речи.

Третье направление - формирование умений и навыков связного изложения мыслей. Развитие связной речи предполагает работу над содержанием, построением и языковым оформлением высказывания, которая осуществляется при выполнении специальных упражнений и при подготовке к изложению и сочинению. Она включает формирование и совершенствование умений анализировать тему, уточнять её границы, определять основную мысль, составлять план в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства.

Но, несмотря на имеющиеся разработки в области развития связной речи, существует тенденция к снижению речевого развития, поскольку состояние речи современных школьников не удовлетворяет пока возрастающим потребностям устного и письменного общения.

Низкий уровень речевого развития объясняется тем, что

интеллектуальное развитие многих школьников не позволяет воспринимать большой объем новой информации, которая наблюдается в лексике современного русского языка (заимствования, неологизмы);

трудностью восприятия материала, неадаптированного к современной жизненной ситуации и её тематической разобщенностью;

интенсивным развитием аудио, видео, компьютерных технологий, способствующих получению информации без обращения к литературным (книжным) источникам;

малый интерес современных школьников к русскому языку и литературе, непонимание роли получаемых знаний на данных уроках для будущей жизни.

Работа по развитию речи включает в себя формирование навыков выразительного чтения. Занятиям по выразительному чтению предшествует и сопутствует работа над развитием речевого слуха учащихся (умение различать звуки в слове, отчетливо произносить слова, различать ударные и безударные слоги, определять границы предложений, повышать и понижать голос, убыстрять темп речи, выделить слово, на которое падает логическое ударение). Очень важно добиваться, чтобы каждый текст не был прочитан монотонно, невыразительно.

Используемая в настоящее время методика направлена на ознакомление учеников с разнообразными средствами речи (типами, стилями речи, и пр.), но не на практическое овладение ими: немотивированность детей, небольшое количество учебных часов, отводимых на развитие речи, недостаточный тренинг умений и навыков приводят к тому, что учащиеся обычно знают о возможностях речи, но не умеют ими пользоваться.


1.2 Основные словари современного русского языка


По своему назначению словари делятся на 2 типа: лингвистические (филологические) и энциклопедические.

В лингвистических словарях объясняются (толкуются) слова и их значения, представлена грамматическая характеристика слов, указывается их происхождение, употребление в речи. В энциклопедических словарях, которые носят справочный характер, объясняются предметы, явления, обозначаемые словами («Большая советская энциклопедия», «Энциклопедический словарь», «Краткая литературная энциклопедия», «Медицинская энциклопедия»). К числу лингвистических относятся толковые словари,словари синонимов, словари иностранных слов, фразеологические, этимологические, словообразовательные, орфоэпические, орфографические словари. Важнейшими из лингвистических словарей являются толковые словари, в которых приводятся примеры употребления слов в речи, раскрывается значение слова (прямое, переносное), указываются происхождение, грамматические формы, произношение и написание, стилистические пометы.

В мире создано немало словарей, удивляющих своим объемом и богатством содержания. Но едва ли не самый выдающийся из них - «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля. Особенно велико значение словаря для русской культуры, образования. Далев словарь - это увлекательное чтение о русском языке, его жизни, истории.

В современном русском языке широко используется современная версия словаря. Орфографию русского языка привели к тому варианту, который употребляется сейчас. Но некоторые слова сознательно оставили без изменения. Конечно, например «воксал» мы изменили на «вокзал» , а например «зверок» на « зверек» менять не стали, так как нам кажется, что так яснее можно представить полноту, самобытность и яркость того рисского языка, который стоит у истоков нашей сегодняшней разговорной и письменной речи, помогает понять происхождение значения того или иного слова, позволяет понять, что словарь Даля-был и остается памятником русской словесности с его своеобразием, стилем и образами, рождающими сами слова и понятия. По этой же причине мы оставили некоторые устаревшие слова.

Толковый словарь русского языка. Около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений".

Настоящий словарь является исправленным и дополненным изданием классического "Словаря русского языка <#"justify">Розенталь Дитмар Эльяшевич:Русский язык. Орфография. Пунктуация. Орфографический словарь.

Новое издание справочника по русскому языку Д. Э. Розенталя содержит сведения по всем разделам орфографии и пунктуации. В орфографический словарь включены наиболее употребляемые слова и их формы, в написании которых возникают трудности.

"Большой толковый словарь современного русского языка: 180000 слов и словосочетаний".

"Большой толковый словарь современного русского языка <#"justify">В словарь включены наиболее употребительные слова, часто встречающиеся в письменной речи. Особенностью словаря является то, что в нем не только дается правильное написание слова, но и объясняется, почему оно так пишется. Пособие поможет учащимся овладеть орфографическими нормами русского языка, усвоить орфографические правила.


Глава 2. Методика работы по обогащению словарного запаса учеников 5 классов


Обогащение словарного запаса учащихся - важнейшая задача школьного курса русского языка. Необходимость в специальной работе по обогащению словарного запаса учащихся определяется, во-первых, исключительно важной ролью слова в языке (являясь центральной единицей языка, оно несет разнообразную семантическую информацию - понятийную, эмотивную, функционально-стилистическую и грамматическую; заполняя определенные позиции в коммуникативных единицах - предложениях, слово обеспечивает акты речевого общения людей), во-вторых, потребностью в постоянном пополнении запаса слов (чем большим количеством слов владеет человек, тем точнее реализуется коммуникация между людьми как в устной, так и в письменной форме).

Работа над пополнением словарного запаса учащихся привлекала внимание методистов и учителей русского языка еще в XIX в. Так, Ф.И. Буслаев (1844) рекомендовал учителям родного языка "развивать в дитяти врожденный дар слова". И.И. Срезневский (1860) советовал преподавателям обогащать детей "словами и выражениями, для этого годными", добиваться того, чтобы "не осталось неизвестных их памяти и непонятных их умам" слов, научить пользоваться словами и выражениями, обращать разумное внимание на значение слов и выражений. К.Д. Ушинский писал, что нужно "через слово ввести дитя в область духовной жизни народа".

Обогащению словарного запаса школьников специально отобранными словами, активизации процесса усвоения лексики способствует УМК М.М. Разумовской, С.И. Львовой, В.И Капинос, В.В. Львова и др. Отличительной особенностью данного учебника по русскому языку является его нацеленность на успешное овладение основными видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи. Эта особенность помогает пятиклассникам воспринимать и понимать звучащую речь и печатное слово; грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной речи собственные мысли, ориентирует на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие. Содержание учебника соответствует новому образовательному стандарту по русскому языку, что особенно важно в условиях новой формы итоговой аттестации по данному предмету.

Центральной единицей обучения рассматриваемого УМК является текст как речевое произведение. Он становится объектом анализа и результатом речевой деятельности не только на традиционно выделяемых уроках развития речи, но и на каждом уроке.

В ходе подготовки к урокам анализируется весь отобранный материал, и выделяются слова, которые требуют разъяснения. При отборе таких слов учитывается степень новизны слова для детей, важность его для понимания текста или предложения, необходимость введения слова в активный словарный запас учащихся. Отобранные слова могут быть записаны на доске, на плакате. Работа над значением слова обязательно сопровождается комментариями по поводу произношения и правописания. Затем записываются в тетрадь те слова, которые наиболее ценны для коммуникации и введения их в активный словарный запас.

Повышению уровня языковой культуры, обогащению словаря учащихся способствуют такие виды работ, предлагаемые учебником, как письмо по памяти. Это один из эффективных видов работы для развития речи. Тексты интересны в познавательном отношении, часто эмоциональны, могут содержать научную информацию. К такому тексту можно предложить выполнить задания по развитию речи: определить тип и стиль речи, средства связи между предложениями, сформулировать основную мысль, указать тему текста, придумать заголовок, назвать основные признаки текста.

Формируют речевые умения и навыки такие упражнения учебника как сочинение-миниатюра, при выполнении которых у школьников вырабатывается умение определять тему и основную мысль создаваемого высказывания, отбирать необходимый материал, систематизировать его, использовать соответствующие замыслу тип и стиль речи, наиболее подходящие языковые средства. На уроках подготовки к любому из этих видов работ используется специально отобранный дидактический материал, главное назначение которого - языковая подготовка к созданию текста. При этом происходит обогащение словаря учащихся лексикой определённых тематических групп, овладение синонимическими средствами языка, уяснение особенностей их использования в текстах разных стилей, типов речи; выполнение словарной работы, в процессе которой проводится анализ особенностей употребления слова в тексте. В результате этой работы постепенно накапливается опыт использования слова в речи, что необходимо для работы по предупреждению лексических ошибок.

Необходимо отметить, что в учебник под редакцией М.М. Разумовской, С.И. Львовой, В.И Капинос, В.В. Львова и др. включены тексты для изложений. Наличие такого текста в самом учебнике характеризуется следующими положительными моментами:

тексты для изложений, данные в учебнике, - это отрывки из произведений писателей, научно-познавательные статьи, отобранные с учётом всех необходимых требований, они предупреждают использование случайного материала; заключают в себе познавательные, воспитательные аспекты;

тексты размещены в учебнике так, чтобы работу по развитию речи можно тесно связать с изучением разделов науки о языке.

Когда текст есть в учебнике, учитель имеет большую возможность вести углублённый анализ содержания отрывка. Размышляя над текстом, помещённом в учебнике, учащиеся постигают содержание во всей его глубине. Вместе с тем учебник создаёт благоприятные условия для проведения таких изложений с языковым разбором, выразительным чтением текста учащимися с последующим устным пересказом. Внимание к тексту, которое возникает при комментировании, а также зрительное восприятие его содействует успешному решению орфографических и пунктуационных задач. Когда у учащихся есть текст, они видят слово в контексте, в сочетании с другими словами, его написание часто подсказывается смыслом всей фразы, всем строем предложения; в классной беседе школьники проявляют большую активность. Для слабого ученика текст учебника - надёжная опора, когда такой ученик может дополнительно прочитать ту или иную часть изложения ещё раз. Поэтому при наличии текста в учебнике методика работы становится более гибкой, более эффективной.

Таким образом, в ходе обучения по учебнику, который является частью УМК по русскому языку для 5-го класса общеобразовательной школы под редакцией М.М. Разумовской, С.И. Львовой, В.И Капинос, В.В. Львова и др., реализуется системный подход в обучении русскому языку в современных условиях, совершенствуется речевая деятельность учащихся, формируется система лингвистических знаний и ведущих умений и навыков, проводится начальная подготовка к Единому государственному экзамену.


2.1 Научно-методологические основы работы со словарями как процесс развития речи на уроках русского языка


Слово, называя то или иное явление действительности, закрепляет в сознании человека результаты его познавательной деятельности. Вместе со словом к человеку приходят знания о мире, развивается его мышление, обеспечивается его общение с людьми, говорящими на данном языке.

Овладение новыми словами и уточнение значений знакомых детям слов является средством познания действительности; совершенствуется владение языком как средством общения. Поэтому расширению словарного запаса школьников в учебном процессе необходимо уделять большое внимание.

Словарный запас учащихся расширяется вне школы (в результате общения со взрослыми, чтения книг и газет, просмотра кинофильмов и телепередач, слушания радио) и в школе (при изучении любого учебного предмета). Каждый предмет дает возможность детям овладеть прежде всего специальной лексикой и фразеологией, например, литературоведческой, общественно-политической, биологической, химической и т.п., но особую роль в обогащении словарного запаса учащихся играют уроки русского языка, на которых ведется работа над общеупотребительным словами, относящимися к различным лексико-семантическим группам. Работе над значением и употреблением слов уделялось внимание как в дореволюционной методике русского языка (К. Д. Ушинский, А. Д. Алферов, В. В. Данилов), так и в советской и современной (М. А. Рыбникова, А. В. Миртов, К. Б. Бархин, А. В. Текучев). О необходимости работы по обогащению словарного запаса учащихся говорится и в действующей программе по русскому языку для общеобразовательных учреждений: "Цели преподавания русского языка обусловливают следующие задачи: 1) изучение основ науки о языке.., 2) развитие речи учащихся: обогащение активного и пассивного запаса слов..."(М.Т.Баранов,2009.-3с.)

Обогащение словарного запаса учащихся выделено в особую область методики развития речи учащихся со своим объектом, со своими методами исследования, со своим содержанием и методами обучения.

Обогащение словарного запаса учащихся как особое и важнейшее направление в работе учителя русского языка призвано, во-первых, разъяснить (семантизировать) незнакомые детям слова и отдельные значения многозначных слов, уточнить смысл (семантику) известных значений многозначных слов и обучить детей точному употреблению слов; во-вторых, развить у детей умение употреблять слова в зависимости от типа и стиля речи; в-третьих, заменить в словарном запасе ученика диалектные или просторечные слова(если они имеются) на эквивалентные им литературные слова.

Вместе с тем очевидно: чем больше объем словарного запаса ученика, тем его речь богаче, тем лучше язык обслуживает коммуникацию, лучше обеспечивается понимание учеником произведений разных функциональных стилей.

В связи с необходимостью обогащения словарного запаса учащихся возникает задача создания лексического минимума общеупотребительных слов при решении этой задачи возникают определенные трудности: не изучен словарный запас детей, с которым они приходят в школу; значительно разнится объем словарного запаса школьников одного возраста, в речи учеников встречаются диалектные и просторечные слова.

Учитывая необходимость в отборе слов с целью создания лексического минимума, одни ученые предлагают брать за основу грамматико-орфографические трудности слов, другие - смысловую ценность слов для обогащения словарного запаса учащихся. Первый путь отбора слов был назван грамматико-орфографическим направлением в словарной работе, а второй- семантическим. Семантическое направление отражает тематический подход к отбору слов. В методике у истоков этого направления были М. А. Рыбников, К. Б. Бархин, В. А. Добромыслов, Е. Н. Петрова, Н. П. Каноныкин. Думается, что семантическое направление в отборе слов для лексического минимума является более перспективным для обогащения словарного запаса учащихся.

Выделяются следующие принципы методики обогащения словарного запаса учащихся:

1. соотнесение слова и реалий (предмета или рисунка этого предмета) при толковании лексического значения слова.

Рассмотрение слова в его родо-видовых, синонимических и антонимических связях, в его структурно-семантических отношениях с родственными словами;

Показ слова в его окружении с другими словами с целью выявления сочетаемости слова с другими словами;

Показ употребительности слова в определенных стилях;

Включение слова в контекст словосочетания, предложения, связного текста.

Первый и второй принципы необходимы при семантизации слов, четвертый и пятый - при актуализации слов, третий принцип нужен и для семантизации, и для актуализации.

Существует несколько способов толкования лексического значения слова: это логическое определение понятия, сопоставление неизвестного слова с известным (использование синонимов и антонимов), наглядность и контекст.

Контекст чаще всего позволяет получить самое общее представление о значении слова - знание о том, к какому классу предметов, явлений, процессов, качеств относится предмет, признак, действие, обозначенные данными словами.

Применение наглядности при объяснении смысла слова также ограничено. Наглядно можно представить лишь конкретные предметы, явления и в очень незначительной степени процессы и качества. С помощью наглядных средств нельзя объяснить ни оттенки значения слова, ни его употребление.

Значительно большее применение находит сопоставление неизвестного слова с известным, имеющимся в словарном запасе школьника и хорошо знакомым ему. Для сопоставления используются синонимы и антонимы.

Выбор способов семантизации слова зависит, во-первых, от того, в активный или пассивный запас оно вводится; во-вторых, от типа лексического значения слова. Слова, предназначенные для введения в активный словарный запас учащегося, требуют не только разъяснения их смысла, но и раскрытия их лексической сочетаемости, а также сферы их стилистического употребления. С этой целью нужно в каждом конкретном случаев след за объяснением слова показать типы слов, с которыми рассматриваемые слова выступают в семантическую связь. Отсутствие такой работы является одной из причин лексических ошибок.

Развитию навыков правильного словоупотребления служит раскрытие многозначности слов, сопоставление слов, близких по значению. Правильное употребление, например, глаголов "надеть" и "одеть" достигается лишь при хорошем осмыслении разницы в их значениях. Глагол "надеть" связывается только с существительными, обозначающими неодушевленные предметы (пальто, шапку, костюм), а "одеть"- одушевленные (малыша, сестру). У них различные и антонимы:надеть-снять, одеть-раздеть.

Работа по обогащению словарного запаса учащихся - это в первую очередь лексические виды работ. К лексическим упражнениям следует отнести такие, в процессе выполнения которых учащиеся овладевают определенным кругом лексических понятий, что способствует совершенствованию их речевых умений и навыков, и обогащают свой словарь семантически новыми для них словами. Проводимые в системе, эти упражнения способствуют закреплению лексических понятий, активизируют словарь учащихся, воспитывают у них внимание к слову и его значению, развивают у школьников логическое мышление.

На уроках русского языка лексическая работа органически связана с изучением словообразования, грамматики, орфографии и стилистики. Принцип взаимосвязи различных разделов курса русского языка является одним из основных требований методики. Поэтому овладение лексикой, обогащение словарного запаса в значительной степени происходит в процессе усвоения грамматики, её законов. При изучении грамматики, особенно морфологии, происходит не только осознание грамматического строя, но и углубляется понимание значения слова. Знакомство с частями речи способствует введению в активный словарь учащихся большого количества слов различных категорий. Прежде всего, учащиеся расширяют свой словарь за счет лексико-грамматических разрядов слов, овладевают грамматическими закономерностями употребления этих слов в речи.

Взаимосвязь лексики с грамматикой, орфографией и стилистикой позволяет организовать разнообразные типы упражнений комбинированного характера: лексико-семантические, лексико-стилистические, лексико-грамматические, лексико-орфографические. Благодаря таким упражнениям создаются большие возможности для введения в активный словарь школьника многих незнакомых слов и для уточнения тех слов, значение которых учащиеся недостаточно понимают и поэтому неправильно их употребляют.

Выбор того или иного лексического упражнения определяется темой и целью урока, а также завит от речевой подготовленности учащихся.


2.2 Модель словарной работы на уроках русского языка в 5 классе


Целью практической работы по обогащению словаря учащихся является: во-первых, разъяснение незнакомых детям слов, обучение точному употреблению слов; во-вторых, развитие у детей умения употреблять слова в зависимости от стиля и типа речи; в-третьих, замена диалектных и просторечных слов на эквивалентные им единицы современного языка.

) лексикой упражнений учебников;

) текстами изложений;

) темами сочинений;

) работой со словарями.

Но в 5 классе детей необходимо заинтересовать. Только интерес гарантирует успех в работе. Помочь в этом может книга В. Н. Светлышевой и О. А. Давыдовой « Русский язык. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации. 5-7 классы» (Дрофа, М., 2002).

Как я с ней работать? Что поможет заинтересовать пятиклассников? Как происходит обогащение словарного запаса детей? Попытаемся ответить на эти вопросы.

Рассмотрим пример:

Наступление грозы.

Слова для справок:

Мечеть - мусульманский храм.

Приёмы обогащения словарного запаса учащихся разнообразны: раскрытие значения слова путём показа предмета, использование Толкового и других словарей, морфемный и морфологический анализы слов, синонимическая и фразеологическая работа, использование контекста и многие другие.

Приём раскрытия значения слова путём ПОКАЗА ПРЕДМЕТА, обозначаемого данным словом, используется обычно, когда детям трудно представить некоторые предметы или явления (показ иллюстраций, моделей, рисунков, презентаций и др.). В основе этого приёма лежит необходимость установления рефлекторной связи между словом и образом предмета. В средних классах этот приём находит широкое применение при знакомстве с профессиональной и специальной лексикой, когда учащиеся узнают названия орудий труда, инструментов, научные термины и др. (циркуль, микроскоп, объектив, гравюра, рубанок, дрель и т.п.)

Одним из наиболее эффективных приёмов раскрытия значения слова остается использование Толкового и других СЛОВАРЕЙ русского языка. Учителю необходимо объяснить принципы построения словарей, научить школьников пользоваться словарями самостоятельно и как можно чаще, для этого постоянно отсылать их к словарям для нахождения нужных сведений. Раскрытие смысла слова с помощью словарей важно и при работе с многозначными словами и омонимами.

Приём раскрытия значения слова путём МОРФЕМНОГО АНАЛИЗА ценен тем, что приучает школьников вдумываться в смысловое значение морфем, из которых состоит слово. Например, разбирая слово «окраина», учащиеся устанавливают, что оно образовано от слова «край» (край значит боковая часть), о - приставка в значении «около», т.е. то, что находится сбоку. В слове «последователь» корень -след-, приставка по-, т.е. идущий по следу, следом за. Таким образом учащиеся при встрече с незнакомым словом, стремясь понять его, вдумываются в значение морфем, из которых оно состоит.

СИНОНИМИЧЕСКАЯ РАБОТА помогает понять значения многозначных слов, раскрывает богатство русского языка. Школьники знакомятся с основными признаками синонимов (общность значения двух или нескольких слов и различия их корней по звуковому составу), узнают о недопустимости синонимизации слов, принадлежащих к разным частям речи (играть, игра), обозначающих различные видовые понятия данного рода (дом, изба, дворец, квартира) и др. Как правило, выяснение значения непонятного слова путём синонимизации, а также подбор синонимов не представляют для школьников трудности. Приём синонимизации используется и при исправлении речевых ошибок. Например при необоснованном повторении в сочинении одного и того же слова учитель предлагает подобрать синонимы к нему.

ПРИЁМ ПЕРЕФРАЗЫ (перефраза - выражение, являющееся описательной передачей смысла другого выражения или слова) используется для объяснения фразеологических оборотов (устойчивых сочетаний): держать язык за зубами - молчать, попасть впросак - оказаться в неловком положении и т.д.

ПРИЁМ ПЕРЕВОДА может быть использован для объяснения заимствованных слов, например, сувенир (франц.) - подарок на память, вилла (лат.) - загородный дом и т.п.

Интересным приёмом, с помощью которого учащиеся самостоятельно раскрывают или уточняют смысл слова, является использование КОНТЕКСТА и подстрочных объяснений. Учитель указывает, что слово, обозначенное звёздочкой или цифрой в тексте, объяснено ниже. Учащиеся должны знать, что часто значение слова становится понятным из контекста, поэтому необходимо внимательно вчитываться в текст, пытаться найти объяснение незнакомого слова.

Суть работы состоит в следующем: из сборника берём тексты вместе со словами для справок и дополняем их заданиями.

Рассмотрим пример:

Наступление грозы.

Приближался вечер, а вместе с ним в неподвижном воздухе чувствовалось томительное созревание грозы. Она ниоткуда не шла, она как бы сама собой зарождалась над амфитеатром города, среди мечетей и минаретов. Когда со скрежетом поползла вверх стопудовая якорная цепь, а затем перегруженный пароход осел ниже ватерлинии и стал медленно поворачиваться на рейде, солнце уже потонуло в грозовых тучах. Сделалось так темно, что в каюте и салонах зажгли электричество. Из люков дохнуло горячими запахами кухни и машин.

Слова для справок:

Ватерлиния - линия по борту, до которой судно погружается в воду при нормальной осадке.

Рейд - водное пространство у морского берега, удобное для стоянки судов.

Каюта - отдельное помещение на судне.

Амфитеатр - в Древней Греции и Риме: сооружение для зрелищ, в котором места для зрителей возвышаются полукругом.

Мечеть - мусульманский храм.

Минарет - башня при мечети, в которой призывают на молитву.

Это один текст из семнадцати (Приложение №1). Задание написано на доске для всех одно, а тексты у ребят разные. На следующем уроке происходит обмен текстами, таким образом, через руки одного ученика проходят все тексты. Например, при повторении спряжения глаголов задание может быть таким: выпишите из текста 5 любых глаголов, определите их спряжение, к каждому глаголу подберите по 1 - 2 однокоренных слова.

На обратной стороне листа с текстом ребята подписывают свою фамилию и имя, чтобы на следующем уроке ему не попался этот текст.

Повышение уровня словарного запаса происходит засчет слов для справок, которые даны после текста. В самом начале работы следует обратить внимание детей на то, что слова, данные ниже, надо постараться запомнить, т.к. в конце работы ребенок меняется листом с соседом по парте с целью взаимопроверки.

У такого вида работы много преимуществ:

) за несколько уроков один ребенок получает возможность поработать со всеми текстами;

) работа с текстом позволяет учителю расширить диапазон заданий;

) значительно расширяется словарный запас учащихся не только современными словами, но и устаревшими, что влечет за собой знание лексических средств выразительности русского языка;

) возникает чувство гордости за то, что сосед по парте делает текст, с которым « я работал первый»;

) происходит повышение концентрации внимания, т.к. не все пятиклассники могут правильно списать текст с образца;

) повышается орфографическая и пунктуационная компетенция учащихся.

Средством контроля можно выбрать словарный диктант: диктуем лексическое значение слова, а ученики пишут, что это. Но контроль важно проводить только в конце работы с блоком текстов, когда каждый ребенок поработал со всеми текстами.

Аналогичную работу можно вести в любом классе школы, и опытный учитель найдет способ подобрать нужные тексты и разработать к ним свою систему заданий.

Организация речевой практики учащихся - необходимое условие активизации словаря и развития связной речи учащихся. Большое место в этой работе отводится специальным упражнениям.

Основной вид упражнений -самостоятельное употребление слова в предложении и в связной речи. Школьникам предлагается придумать предложение с вновь объяснённым словом, самостоятельно объяснить новое слово, пользуясь словарём, подобрать к нему слова-синонимы или антонимы, найти данное слово в предложении и объяснить его значение по контексту, подобрать предложение, в котором слово употреблено в другом значении и др.

Развитию речи способствуют и упражнения, направленные на более глубокое осмысление слов, значение которых уже известно учащимся. Например:

1. Указать, к какому родовому понятию относятся слова «радость» (чувство), «география» (наука), «треска» (рыба).

2. Дать письменное объяснение значения слова (по типу словарной статьи), например, «мелководье» (мелкое место в русле реки, отмель), «навзничь» (опрокинувшись на спину, вверх лицом).

3. Указать отличительные признаки предмета, отличающие его от предметов того же класса. Например, биология - наука, изучающая живые организмы.

4. Выписать из толкового словаря слова, относящиеся к одному классу, например, слова, обозначающие чувства человека: страх, радость, счастье, грусть.

Часто предлагаются упражнения на выделение черт сходства и различия6

Указать, какое слово употреблено в более широком значении, какое - в более узком: вид, образ, наружность и т.п.

Указать, по какому признаку можно сопоставлять следующие пары слов: лачуга - терем, катер - корабль, переулок - проспект.

Лексическая работа неразрывно связана с орфографической, поэтому особенно важно соединять анализ смыслового значения с орфографическим разбором слова. Именно благодаря этому достигается сознательное и прочное усвоение орфографии.

Обогащая лексику учащихся, необходимо обратить их внимание и на то, что слово служит средство художественной выразительности Литературоведческие понятия (гипербола, метафора, эпитет, сравнение, гротеск и др.) раскрываются на уроках литературы, но на уроках русского языка эти знания углубляются и закрепляются. Узнав о способности слова выступать в переносном значении, учащиеся, как правило, без труда указывают, в каком значении употреблено слово (ножка ребёнка - прямое, ножка стула - переносное). Учитель напоминает, что это метафоры языка. Можно предложить предложения, на примере которых школьники знакомятся с метафорами стиля (Дремлет малыш в коляске. - Дремлет чуткий камыш). При анализе примеров подчёркивается, что с помощью таких метафор писатели и поэты создают живую картину, заставляют вглядеться в такую сторону явлений, которая раньше ускользала от внимания, оставалась скрытой. Такую работу уместно проводить при повторении всех самостоятельных частей речи (улыбка ребенка - улыбка солнца, гуляет ребёнок - гуляет ветерок, золотое кольцо - золотой характер и т.п.). Аналогичные упражнения можно проводить и с целью показа гиперболы, гротеска, сравнения и др.


Заключение


По итогам нашей курсовой работы, можно констатировать тот факт, проблема «Словари на уроках русского языка как средство развития речи учащихся основной общеобразовательной школы» - это новое в методике преподавания русского языка. Она еще сравнительно мало изучена. В исследовании как можно полнее рассмотрен вопрос о русской лексикографии, о том новом, что появилось в теории, методике о словарях. Без этого невозможно правильно организовать работу со словарями на уроках русского языка в 5 классе. Пытаясь дать оценку различным видам словарей, можно сделать вывод, что каждый словарь имеет большое значение для современного школьника. Главная его задача - содействовать обогащению словарного запаса человека, сделать его речь грамотной, культурной.

Изучая опыт лучших учителей русского языка, делаем вывод, что словарная работа на уроках русского языка, работа по развитию речи в целом должна занимать ведущее место. Эффективность этой работы зависит от профессионализма учителя. Применение новых технологий повышает заинтересованность детей в уроке. А работа со словарями - это одна из новых технологий при обучении русскому языку - культуроведческая. Необходимо формировать у учащихся умение пользоваться всеми видами словарей, что, безусловно, повысит уровень их культуры и речи.


Список использованной литературы


1.Шмелев Д.Н Современный русский язык. Лексика/Д.Н. Шмелев.-5 -е изд.-М.:Либроком, 2009.-336 с.

Голуб И.Б. Стилистика русского языка / И.Б. Голуб. - 7-е изд. - М. : Айрис-пресс, 2006. - 448 с.

Белоусова А.С. Устаревшие слова // Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. С. 540.

Крысин Л.П. Архаизмы, историзмы // Энциклопедический словарь юноголингвиста. М.:Флинта: Наука, 2006. С. 36-37.

Какорина Е.В. Особенности употребления лексики пассивного фонда языка // Русский язык конца XX столетия (1985-1995). М.: Языки русской культуры, 1996. С. 67-70.

Самотик Л.Г. Архаизмы и толковые словари русского языка // Актуальные проблемы русистики. Вып. 3. Языковые аспекты регионального существования человека: мат. Междунар. науч. конф., посвящ. юбилею акад. МАН ВШ д-ра филол. наук, проф. О.И. Блиновой / отв. ред. д-р филол. наук Т.А. Демешкина. Томск: Изд-во ТГУ, 2006. С. 158-164.

Матвеева Н.П. Библеизмы в русской словесности // Русский язык в школе. 1995. № 6. С. 86-89.

Касаткин Л.Л. Архаизмы // Краткий справочник по современному русскому языку. М.: Высшая школа. 1996. С. 11-13.

Дунев, А. И. Русский язык и культура речи: учебник / А. И. Дунев и др. - М. : Юрайт: ИД Юрайт, 2011. - 492, с. (Основы наук)

Ефимов, А. И. История русского литературного языка: учебник / А. И. Ефимов. - М. : Высшая школа, 1967. - 348 с.

Культура русской речи. энциклопедический словарь-справочник. Рос. акад. наук, Ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова. - М. : Флинта: Наука, 2007. - 837, с.

Бронникова, Ю. О. Русский язык и культура речи: учебное пособие / Ю. О. Бронникова, А. П. Сдобнова, И. А. Тарасова. - М. : Флинта: Наука, 2009. - 171, с.

Валгина, Н. С. Русский язык: учебник / Н. С. Валгина, Д. Э. Розенталь, М. И. Фомина. - М. : Высшая школа, 1968. - 416 с.

Воронцова, В. Л. Русский язык конца XX столетия. 1985-1995 / В. Л. Воронцова и др. - М. : Языки русской культуры, 2000. - 478 с.

Горшков, А. И. История русского литературного языка. Краткий курс лекций: учебное пособие для гос. ун-тов и пед. вузов СССР / А. И. Горшков. - М. : Высшая школа, 1961. - 195 с.

Демьянов, В. Г. Иноязычная лексика в истории русского языка XI-XVII веков: Проблемы морфологической адаптации /В. Г. Демьянов. - М. : Наука, 2001. - 409 с.

Основы методики начального обучения русскому. языку/авт.сост.. Под ред. Н. С. Рождественского. М., 1965.-225с.

Запольская, Н. Н. История русского литературного языка: методические указания для студентов филологических факультетов государственных университетов / Н. Н. Запольская. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1991. - 80с.

19. Применение знаний в учебной практике школьников./ Под ред. Менчинской Н.А. - . М., 1961- 202 с.

20. Дмитриева, Ульяна Михайловна. Методика преподавания русского языка (специальная) [Электронный ресурс] : учебно-методический комплекс / авт.-сост. У. М. Дмитриева, Е. П. Фур; Новосиб. гос. пед. ун-т, Каф. логопедии и детской речи. - Новосибирск: НГПУ, 2012. - 227 с.

20. Основы методики начального обучения русскому. языку/авт.сост.. Под ред. Н. С. Рождественского. М., 1965.-225с.

Основы методики русского языка в 4-8 классах: Пособие для учителей /Под ред. А.В.Текучева, М.М.Разумовской, Т.А.Ладыженской. - 2-е изд. - М., 1983.-297 с.

Хрестоматия по методике русского языка. Русский язык как предмет преподавания / Сост. А.В.Текучев. - М., 1982.

Баринова Я. И другие. Методика русского языка /Учебное пособие для студентов педагогических институтов. Под редакцией Е.А. Бариновой. - М.: Просвещение, 1994. - с. 115.

Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. - М., 2002. - 448 с.

Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи: Учебно-метод. Пособие / Сост. Т.П. Сальникова, М.: "Творческий центр", 2000.-с.78-92

Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи/ сост. Т.П. Сальникова. -М.: Творческий центр «Сфера», 2000.-с.18-26

Методика обучения русскому языку./ Учеб. пособ. М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, Н.Н. Светловская. М., "Просвещение", 1987. С. 172-190, 284-288.

Аристова Т.А. Использование фонематического принципа при обучении грамотному письму.// «Начальная школа» №1, 1999.-с29. .

Методика грамматики и орфографии / Под ред. Н.С. Рождественского. М.: «Просвещение», 1979.-с.101-111. 64

Т.М. Балыхина. О системности русской лексики и о системе в обучение лексике. // Традиции и новации профессиональной деятельности преподавателя русского языка сборник статей - М.: РУДН, 2002, стр. 150-154


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Тема 4. Работа со словарями

Работа над словом сложна и многообразна. Необходимо воспитывать у детей внимание к незнакомому и малознакомому слову. С этой целью целесообразно практиковать задание, требующее от учащихся указывать новые и малознакомые слова, встретившиеся в тексте или упражнении, и объяснять их значение.

Особую важность приобретает работа над семантикой слова. В школьной практике рекомендуется использовать различные приемы ознакомления учащихся с новым словом и его значением:

1) выяснение значения слова по толковому словарю,

2) подбор синонимов,

3) подбор антонимов,

4) словообразовательный анализ,

5) этимологический анализ,

6) перевод.

Приемы ознакомления учащихся с семантикой слова разнообразны, но выбор способа их семантизации обусловлен конкретными дидактическими задачами, а главное - целесообразностью использования каждого из них.

Программа по русскому языку требует проведения систематических словарных занятий, которые могли бы обеспечить необходимую лексическую подготовку учащихся. Включение в нее тем «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол» создает благоприятные условия в организации речевой практики, предусматривающей совершенствование словарных знаний школьников.

Виды словарных заданий разнообразны:

1) Включение дополнительного лексического материала в упражнение, взятое из учебника русского языка .

2) Включение трудных по семантике слов в предложения для разбора.

3) Подбор слов на орфографическое правило.

4) Составление упражнений, включающих тематически близкие слова.

5) Составление с подобранными словами словосочетаний или предложений.

6) Составление связных текстов по опорным словам.

В процессе изучения семантики слова необходимо обратить внимание учащихся на существование в языке слов, близких по звучанию, но разных по значению, в употреблении которых особенно часто допускаются ошибки. Причину смешения подобных слов исследователи видят в сходстве их звукового состава и морфологической структуры, в незнании их точного значения. Изучение данных лексических единиц должно проводиться в плане предупреждения ошибок в их употреблении. Основной прием работы с ними - это сопоставление, поэтому целесообразно одновременно вводить в упражнения оба слова.

Необходимо уделить большое внимание заданиям, требующим раскрыть семантику близких по звучанию слов. С этой целью учащимся предлагаются следующие виды упражнений:

1) Ответь на вопрос.

2) Словарный диктант с заданием: заменить данное предложение словом.

3) Подбор синонимов.

4) Словообразовательный анализ.

5) Включение изучаемых слов в контекст.

Прочность усвоения незнакомых и малознакомых слов обеспечивается повторяемостью их в учебной речевой деятельности учащихся как на уроках русского языка, так и на уроках литературы, истории и др.

В организации словарно-семантической работы следует использовать разные типы словарей.

"Толковый словарик" на уроках русского языка

Необходимо приобщать детей к пользованию словарем. Говоря о роли словарей в работе над словом, можно использовать стихи Я. Козловского:

Есть волшебная страна, Как писать какое слово,

Что распахнута пред вами, Как писать и как читать,

Та, которая словами, Как с другими сочетать...

Что людьми, населена. Уважаем государь

Правит ими государь По прозванию Словарь.

По прозванию Словарь, Даже Пушкин,

И относится он к ним, Я об этом достоверно говорю,

Словно к подданным своим. Не однажды за советом

Утверждать ему не ново, Обращался к Словарю.

Для объяснения значений слов можно использовать словари:

1. Толковый словарь, в котором даны толкования значений слов.

2. Словарь синонимов, назначение которого состоит в том, чтобы дать в распоряжение учителя лексический материал, необходимый в организации работы по расширению запаса синонимов в речи учащихся; раскрыть значение слов.

3. Словарь антонимов.

4. Фразеологический словарь, который поможет школьникам повысить культуру речи, обогатит их словарный запас образными выражениями.

5. Сборник пословиц, поговорок, потешек, скороговорок поможет в формировании отношения к миру , обогащает чувства ребенка, его речь.

"Толковый словарик " под редакцией Т. Г. Рамзаевой – справочное учебное пособие, расчитанное на обогащение, уточнение и активизацию словаря младших школьников в общей системе обучения русскому языку. При отборе слов следует учитывать следующие критерии:

1) практическая значимость слова, т. е. роль слова в познавательной и речевой деятельности учащихся в процессе овладения литературным курсом;

2) частотность употребления слова, регулярное использование его в речевой практике школьников в связи с изучением программного материала;

3) семантическая доступность слова - критерий, требующий учитывать способность учащихся осмыслить сущность явления, которое обозначается словом;

4) качественная полноценность слова со стороны семантической, эмоционально-экспрессивной, стилистической, грамматической и орфографической.

Приемы работы и содержательная сторона заданий неограниченны. Можно выписывать в алфавитном порядке названия животных, названия профессий людей, названия предметов, признаков предметов, действий.

Приемы работы должны быть направлены на выработку умений:

располагать данные слова в алфавитном порядке, искать в словаре слова одной тематики, находить ошибки в алфавитном расположении слов: какое слово "заблудилось"; указывать несколько букв перед буквой "ф", несколько букв после после "м"; указывать шесть последних букв алфавита, пять букв после "к", "о", "д" и т. д.

Как только значительная часть класса овладела умением отыскивать нужное слово, надо отсылать отставших детей к алфавиту, на первой страничке словарика, а в классе вести такой прием: первый ученик, нашедший по алфавиту слово в словарике, называет номер странички вслух. Работа идет быстрее, дети вполголоса перебирают буквы алфавита, тем самым запоминая его. Так экономится время на уроке.

Особого внимания заслуживает процесс усвоения детьми структуры словарной статьи. В ней после исходного слова идут грамматические пометы: часть речи и основные грамматические признаки. Лексическое значение слова раскрывается после пометы.

Далее дети должны усвоить, что прямое, или основное, значение слова раскрывается в словарной статье под цифрой 1. Если у слова несколько значений, то они раскрываются под следующими цифрами. Большая часть слов – многозначные, но есть и однозначные слова.

Слово может быть употреблено в переносном значении. Этих значений может быть несколько, и они даются после основных значений в конце словарной статьи. Отличая употребление слова в прямом значении от переносного,школьники учатся относиться к слову более внимательно.

Оперирование родовыми словами-названиями как работа синтетическая значительно продвигают школьников в развитии их мышления и речи.

В структуре словаря важное место отводится указателям синонимов и антонимов, включенных в словарь. Указатели служат своеобразным оглавлением к словарику. Надо только научить детей пользоваться им. Не каждый синоним разъясняется в словарных статьях. Отыскать их в указателе всегда можно, надо только обращаться к приложению. По мере изучения грамматических признаков частей речи по указателю синонимов и антонимов можно предлагать разнообразные задания типа "найти...", "выписать...".

Особенно необходимы указатели непосредственно перед написанием творческой работы, когда на учете каждая минута. Нет времени перечитывать словарные статьи, а синонимический ряд может предупредить многие речевые ошибки. Словарь в это время лежит на столе, им можно пользоваться.

Весьма результативной для понимания синонимов и антонимов является одновременная работа с ними. Если в дано задание подобрать слова , с противоположные по смыслу, то удачным будет дополнительное задание: подобрать близкие по смыслу слова, пользуясь соответствующими словарными статьями словарика и указателем синонимов.

Наряду с учебной задачей, решается и практическая задача развития речи младших школьников. С помощью словарика школьник учится использовать лексические средства языка в своей речи. Следовательно, с одной стороны, он обогащает и уточняет собственный словарный запас, а с другой стороны, добивается умения пользоваться своим словарным запасом в речи и делать это лексически точно, грамматически правильно, выразительно, показывая умение тонко чувствовать смысловые оттенки слова..

Решение практической задачи обогащения словаря младших школьников осуществляется в том или ином объеме на каждом уроке русского языка в связи с предстоящей творческой работой. Обучающие творческие работы, состоящие из нескольких коротких предложений, могут проводиться довольно часто. Чтобы подготовка к ним не занимала на уроке много времени, можно рассредоточить ее на несколько уроков: знакомство с опорными словами по словарику , выполнение лексического задания в связи с грамматическим заданием упражнения, составление словосочетаний, упражнения в перестройке предложений, анализ результатов после проверки работ учителем. Когда словарный запас актуализирован, орфографическая подготовка проведена, можно приступить к творческой работе.

Такая подготовка, рассредоточенная во времени, дает возможность постепенно подготовить детей к свободному выражению мысли, к элементам рассуждения на основе сравнения и сопоставления фактов, близких к жизненному опыту детей. У учащихся есть возможность оперировать синонимами, в процессе рассуждения, противопоставляя противоположные по значению слова, учиться употреблять слово в словосочетании, предложении, тексте.

Каждое слово или группа слов, над которыми ведется работа по словарю должны иметь нацеленный выход в речевую практику. Иначе слово просто не будет запоминаться, т. к. не будет охвачено произвольным вниманием ученика. Если же написание короткого текста отсрочено, то к словарным статьям, являющимся основой будущего текста, надо обращаться как можно чаще и делать это в связи с заданиями учебника или как самостоятельное подготовительное задание к предстоящей творческой работе.

Довольно часто после выполнения грамматико-орфографических упражнений учебника детям предлагается раскрыть значение некоторых словосочетаний. "Толковый словарик" здесь служит справочным пособием.

Читая статью словарика, дети рассуждают под руководством учителя, уточняя лексико-семантические оттенки слова. Это очень важно для воспитания и развития детей. При подготовке к творческой работе учитель заранее активизирует лексику учащихся: уточняется значение слова, дети анализируют его существенные признаки, прямое и переносное значение, какими близкими по смыслу словами можно заменить слово, нельзя ли употребить противоположные по смыслу слова, устойчивые словосочетания.