Стили флористических композиций. Виды букетов во флористике. Расстановка групп растений

Считается самым сложным. Для того, чтобы успешно создавать композиции в этом стиле, флорист должен обращать внимание на внешний вид, форму роста и растительное сообщество растений, что особенно важно при работе с горшечными. Можно использовать камни, коряги, шишки, ветки, мох, ягоды и прочие природные материалы.
Композиция может иметь одну или несколько точек роста.
Работа в вегетативном стиле требует особо тщательного подбора и расположения материала: цветы и растения должны выглядеть естественно, так, как они растут в природе.
Особенно хорошо в этом стиле выглядят весенние композиции для передачи пробуждения Природы.
Посуда неглубокая, невзрачная, оттенков земли или зелени, не должна привлекать внимание к себе.
Композиции вегетативного стиля напоминают кусочек природы, где могут быть использованы камни, ветки, мох... Имеют одну или несколько точек роста.

Создаются в следующих техниках постановки материала:

  • свободная
  • параллельная
  • радиальная
Букеты вегетативного стиля скорее будет напоминать охапку полевых цветов, с травами, злаками... Техника постановки материала:
  • параллельная
  • спиральная
  • на портбукетницу (очень редко)
Основные характеристики стиля - учет факторов:
  • Растительное сообщество
  • Физиология растений
  • Форма
  • Направление движения
  • Структура
  • Асимметрия или симметрия
  • Пропорции
  • Ступенчатость
  • Группировка
  • Окружающая среда
  • Количество точек роста
  • Свободное пространство
  • Примеры в природе
  • Цвет и форма в природе
  • Время года
Можно учитывать несколько факторов, но не все.

Основные положения Вегетативным стилем называют наиболее естественное представление цветов и растений. Особое внимание уделяют: внешнему виду, форме роста, растительному сообществу растений. Наиболее характерна асимметричная расстановка. Часто используемые материалы: цветы, листья, камни, коряги, шишки, ветки, мох, плоды, ягоды и прочие природные материалы. Особо тщательный подбор и расположение материала: цветы и растения должны выглядеть натурально - так, как они растут в природных условиях. Цель вегетативного стиля - наиболее полно, ярко, эффектно и естественно раскрыть красоту растений, то есть копирование или подражание природе отнюдь не обязательно, хотя подборка и расположение материала должны быть произведены очень тщательно, чтобы сохранить натуральный внешний вид. Для этого стиля характерна свободная, идентичная природной, расстановка материала.

Композиция В вегетативном стиле композиция создается таким образом, чтобы она выглядела естественно и нерукотворно: в ней не должны быть видны механические срезы, искусственные переплетения и т. д. Вегетативный стиль особенно хорош в весенних композициях для передачи состояния пробуждения природы. Образ просыпающегося леса - пробивающаяся нежная травка, проталины, первые подснежники…

Композиция Вегетативную композицию можно построить различными способами. Наиболее известна форма с одной точкой роста, когда материал расставляют так, что все линии композиции зрительно и фактически собираются в одной точке. Эта точка находится в вазе, где расположены растения. Видимые главные линии композиции и направления движения растений не должны пересекаться в свободном пространстве. При этом пересечения небольших линий допускаются. Эта классическая форма вегетативного стиля еще называется вегетативной с действительной точкой роста. Во флористике точкой роста называют место, откуда выходят линии, образованные растениями в композиции Обычно флористы выполняют асимметричную расстановку из трех групп: главной, противоположной и соседней. При этом точка роста этих трех разных по величине групп ни в коем случае не должна находиться в центре вазы. Ее следует переместить вбок, а также вперед или назад от геометрического центра. Учитывается социология растений (формы значимости - группы растений в зависимости от их формы, цветы, размера и редкости. Деление цветов на формы большой, средней и малой значимости позволяет флористу учитывать особенности каждого растения при создании разных композиций) - цветок малой значимости не ставится в композиции выше, чем соответственно средней и большой. Обязательным является сохранение естественных форм роста, размеров и образов растений. В одной аранжировке используются цветы только одного сезона и одного географического ареала.

Композиция из горшечных растений Перед началом создания композиции из горшечных растений надо выяснить, где она будет стоять - дома или на улице, и для чего она предназначена. От места ее расположения зависит выбор растений, растительного субстрата и сосудов. Необходимо учитывать растительное сообщество растений и их физиологические особенности: потребности в определенной температуре воздуха, количестве света, воды. Следует также помнить и о правилах школы флористики, то есть растения должны быть правильно подобраны по размерам, внешнему виду, по форме и скорости роста, структуре и возможности группирования. В композиции важную роль играет и сосуд. Он должен составлять с растением гармоничное целое, поэтому при выборе вазы или горшка надо обратить особое внимание на их соотношение по размерам, цвету, фактуре и структуре материала. Для вегетативного стиля предпочтительнее керамические сосуды и вазы из натурального камня, сдержанные, нейтральные по цвету

Композиция с мнимой точкой роста Растения зрительно как бы расходятся из одной точки роста, которая расположена не в сосуде, а под ним. При этом, как правило, точка создается пересечением трех или большего количества базисных групп. В остальном же здесь следует придерживаться правил создания вегетативной формы с действительной точкой роста. Параллельно-вегетативная композиция Естественно поставленные, как бы переплетенные цветы. Венок собирают из растений так, чтобы они выглядели естественно растущими из его тела. Растения можно взять вместе с корнями, чтобы на какое-то время продлить их жизнь. Такой венок имеет смысл собирать на подложке из сфагнума. При этом надо учитывать не только растительное сообщество растений, но и их зависимость от условий окружающей среды. Округлая форма венков все же не позволяет в полной мере показать естественную красоту цветов.

Букет При составлении букета флорист должен во многом полагаться на свою интуицию, так как в этом случае приходится учитывать не только правила флористики, но и технику сборки. Поэтому гораздо легче показать красоту цветка в вегетативной композиции, чем в обычном связанном букете. Очень важно правильно подобрать вазу - ее вычурная форма или слишком яркий цвет глазури могут погубить красоту букета. Свадебный букет тоже можно сделать в вегетативном стиле. В этом случае надо так подобрать и составить растения, чтобы каждое движение листьев и цветов было естественным. Однако практика показывает, что в вегетативном стиле свадебные букеты делают редко.

Основные характеристики свободной формы вегетативного стиля При создании такой аранжировки надо постараться учесть следующие факторы: растительное сообщество растений; физиологию растений; форму; направление движения; структуру; асимметрию или симметрию; пропорции; ступенчатость; группировку; окружающую среду; количество точек роста (одна или несколько); свободное пространство; примеры в природе; цвет и форму вазы; время года. Составляя композицию свободной формы в вегетативном стиле, необязательно принимать во внимание все названные факторы, достаточно обратить внимание лишь на некоторые.

Флористика или флористический дизайн – это вид декоративного искусства, в котором главный объект творчества – живые цветы. Во всем мире известно более 200 тыс. различных сортов цветов. Они помогают выражать чувства и эмоции, а цветочные композиции стали неотъемлемой частью нашей повседневной жизни.

Современные флористы используют 4 разных стиля флористики. Такое деление позволяет подобрать идеальный букет для события любого формата.

Вегетативный стиль


Вегетативный стиль


Вегетативный стиль

Считается самым сложным, так как все композиции в этом стиле максимально приближены к природному образу. Флорист смотрит на морфологию каждого растения отдельно: сортирует виды по цвету, форме и объемам. Оформляются букеты с использованием мха, ягод, сухоцветов, веток, коряг и декоративных камней.

Несколько точек роста, точное расположение стеблей и естественная приглушенная цветовая гамма – основные критерии вегетативного стиля. Эксперты не советуют соединять в одной композиции цветы из разных сезонов, так как это считается дурным тоном и безвкусицей. Ключевой образ вегетативного стиля – массивная охапка полевых цветов.

Работая в данном направлении, искусные флористы черпают вдохновение из окружающей среды, определенного времени года или ступенчатой физиологии растений. Самый известный флористический прием в вегетативном стиле называется «одна точка роста». Все растения и цветы в композиции собираются в одной точке, например, в вазе. Линии роста цветов не должны пересекаться друг с другом. Исключение составляют лишь маленькие низкорослые сорта.

Декоративный стиль


Декоративный стиль


Декоративный стиль

Разрешается использовать все самые смелые сочетания. Главная задача флориста, работающего в декоративном стиле, создать единую концепцию букета из разных видов растений. Каждый бутон не теряет своей индивидуальности, но отлично вписывается в общую картинку.

Приветствуется контраст в цветах, симметрия и асимметрия, использование синтетического материала. Пластиковые фрукты, ленты, яркая оберточная бумага - чем больше фактурных отделочных материалов, тем лучше.

Свадебные флористы часто пользуются приемами декоративного стиля, так как его особенности идеально подходят для оформления торжеств и праздников.

Линейный стиль


Линейный стиль


Линейный стиль

Самым четким флористическим стилем по праву считается линейный. Флористы придерживаются главного правила: минимум материала - максимум естественных форм.

Все акценты в композициях делаются на создании четких линий. Предпочтение отдается сортам с длинными или изогнутыми стеблями. Все материалы в линейной композиции, как правило, располагаются ассиметрично и подчеркивают экстравагантность выбранных растений.

Массивный стиль


Массивный стиль


Массивный стиль

Массивный стиль или стиль «форма» отличается от предыдущих четким представлением конечной композиции. Флористы в своей работе часто используют объемные каркасы или специальные плетеные основы для пышного букета.

Все детали максимально плотно связаны друг с другом, поэтому в центре композиции не остается свободного места. Нет точек фокусировки, плавные переходы между элементами, постепенное изменение линий, плавные переходы от большого к малому. Однотонные цветы сливается воедино, а разноцветные создают единое пестрое полотно.

То, как в конечном итоге будет выглядеть букет, зависит лишь от профессиональных навыков и мастерства флориста. Надеемся, вас заинтересовала тема оформления букетов.

Мы специально сделали небольшую вводную статью, чтобы в общих чертах познакомить вас с загадочным миром флористики. В последующих выпусках мы детально обсудим вопросы, которые будут полезны как для профессиональных флористов, так и простым ценителям прекрасных цветочных композиций.

Вегетативный стиль.

Один из основных стилей. Он предполагает для создания композиции использовать только природные материалы (мох, цветы, плоды, травы, ягоды, кору, корни, грибы). Нельзя использовать бусинки, ленты, различные украшения. Вегетативная композиция обязательно должна быть не глубокой, круглой, овальной или S-образной формы. Должна отражать определенную пору года. Растения из определенной географической зоны, как в природе. Разместить свои материалы следует так, что бы напоминало уголок живой природы. Можно сделать озеро с настоящей водой, можно скамеечку, то есть воспроизвести любой милый твоему сердцу уголок. Этот стиль считается наиболее естественным, для него характерна асимметрия.


Декоративный стиль.

Флористы чаще всего работают в этом стиле. Главная задача данного стиля подчинить цветы и растения единому замыслу, а не подчеркивать индивидуальность каждого отдельного цветка. Несмотря на то, что растения теряют свою индивидуальность, в единой композиции они выглядят эффектно и красиво. В этом стиле важно заполнить все пространство очень плотно, то есть расположить растения близко друг к другу. Следует следить за формой, размером и цветом, так как они должны правильно сочетаться и создавать единое целое.


Форма линейный стиль.

При работе в этом стиле флористу важно добиться напряжения линий и форм. Чтобы формы и линии стали более четкими необходимо контрастное сочетание по форме, по цвету. Можно четкую прямую линию противопоставить нескольким линиям другого направления или под углом. Кроме того можно использовать статический элемент шар.

Античный стиль.

Античная флористика даровала нам букеты в виде венков, гирлянд, корзин, рог изобилия, букет скипетр. От стародавней Греции пошла традиция разбрасывать цветы в домах, на улицах, водоемах во время праздничных церемоний. Цветы дарили не только красоту, но и аромат и греки очень ценили это проявление красоты. Именно они начали использовать цветы для почестей своих героев и богов.

Смешанный стиль.

В этом стиле отвергнуты все правила построения. Здесь царит полнейший хаос.

Во все времена флористика букеты и композиции рассматривала как высшее произведение искусства. Чтобы они получались современными, изысканными и оригинальными, стоит знать рад профессиональных терминов. Их расшифровка пригодится даже опытному флористу в процессе его креативной деятельности, и уж, конечно, не помешает тем, кто только планирует флористом стать.

  • Акцент - подчёркивание, которое обычно образуется небольшим количеством материала по отношению ко всей работе. Как правило, создаётся при помощи формы и цвета.
  • Акцент цветовой - противопоставление при помощи контраста, который создаётся при помощи небольшого количества одного цвета к большему количеству другого в целях придания особой выразительности работе. Пример: букет, в котором 95% составляют жёлтые и зелёные листья, имеет акцент 5% в виде синего элемента, который выглядит в общей композиции цветовой точкой. Если пропорции цветов составляют 50 на 50, акцента не получится. Акцентирующий цвет не следует рассеивать, так как в этом случае акцент теряется. Форма небольшого цветового акцента может быть самой разной, например, линия, круг или любая другая.
  • Акцент фактурный (структурный) - производится при помощи фактуры поверхности, либо её структуры. Пример: если небольшое количество материала, имеющего бархатистую фактуру, расположить рядом с большим количеством материала, имеющего металлическую фактуру, то акцент создаст именно бархатистая фактура. Цвету при этом отводится подчиненная роль.
  • Акцент формой - противопоставление по принципу контраста двух материалов. Берётся небольшое количество формы одного материала по отношению к большему количеству формы другой. Пример: подобный акцент создаётся круглым элементом в композиции, составленной из одного только прямого строгого материала.
  • Ассиметрия - свободный порядок расстановки. В том случае, когда по обе стороны оси элементы неодинаковы, подразумевается ассиметричная расстановка. Как правило, выглядит она свободно и естественно. Такая работа состоит чаще всего из 3 неравных частей. При этом различаются главная, противоположная и соседняя группы. Самую большую, главную группу, при ассиметричной расстановке не ставят в центре, а лишь сдвигают в сторону. Вторую по величине, противоположную группу, ставят дальше от главной. Ближе всего к главной располагается самая маленькая, соседняя, и поддерживает её.

Ассиметричную расстановку нужно оптически уравновесить. В том случае, когда главная группа располагается от геометрического центра слева, то противоположная группа должна стоять от него дальше. То есть, работает принцип рычага. Чем противоположная группа по сравнению с главной меньше, тем дальше её нужно ставить. Соседнюю группу нужно располагать слева от главной. 3 части гармонировать и соотноситься друг с другом. Точных расчётов флорист не производит, а действует интуитивно, стараясь придать композиции максимальную естественность.
Ассиметрия является вполне естественной для природных материалов. В итоге такая композиция выглядит подвижно и легко. Ассиметричную расстановку выполняю, желая подчеркнуть позитив момента. Она зачатую уместна при работе в вегетативном и форма-линейном стилях. Выразительность ассиметричных работ усиливается при помощи светлых и светящихся красок.

  • Ахроматические цвета - представлены чёрным и белым, а также всеми серыми оттенками между ними.
  • Базис - представляет собой основание, или, по-другому, исходный пункт флористических работ.
  • Букет – в общем значении расшифровывается как связанные цветы.
  • Букет бидермейер - плотный букет, замкнутый по кругу, материал в котором собран в виде концентрических кругов.
  • Букет декоративного стиля - это букет, имеющий плотное заполнение. По контуру может быть замкнутым или незамкнутым.
  • Букет для невесты - это оригинальное флористическое украшение в виде букета, для новобрачной.
  • Букет форма-линейного стиля - букет, в основе создания которого лежит контраст линий и форм.
  • Вегетативный букет - представляет собой связанную флористическую работу, которая преимущественно состоит из зелени и срезанных цветов. Главное внимание уделяется особенностям растений, среде обитания, форме роста, а также принадлежности к растительному сообществу.
  • Вегетативный стиль - один из стилей флористики. Такие работы выглядят максимально естественно.
  • Венок - представляет собой форм-работу, исполненную в виде круга и имеющую символическое значение. Венки могут быть интерьерными, траурными, настольными, интерьерными, рождественскими, пасхальными.
  • Главные цвета - как правило, включают в себя жёлтый, красный, синий и зеленый. Каждый из них состоит из 3 основных цветов плюс один смешанный (зелёный).
  • Декоративный стиль - представляет собой стиль флористики, где не учитываются особенности каждого конкретного растения, а их стремятся подчинить общей композиции, чтобы создать новое, очень выразительное единое целое. Потеряв индивидуальность, растения способны выглядеть совершенно по-иному. Главной особенностью стиля является плотное заполнение - большое количество растений, расположенных друг к другу очень близко. Создавая декоративную работу, флорист, прежде всего, должен знать, что его результат творчества напрямую зависит от формы, а также цвета выбранных растений.
  • Декорировать - другими словами, украшать или оформлять.
  • Доминанта - это важнейшая составляющая чего-либо.
  • Дополнительные цвета - это цвета, которые друг напротив друга в цветовом круге. Пример: противоположные цвета - красный и зелёный.
  • Законы композиции - к ним относятся общие и специальные знания о цветоведении и законах построения композиции. «Золотое сечение» означает разделение отрезка на неравные части.
  • Исторический стиль - выражение особенностей искусства относительно какого-либо периода культуры или эпохи.
  • Композиция из горшечных растений - это вид флористической работа, состоящей, в основном, из горшечных растений, произрастающих в горшках, кашпо, либо вазах.
  • Корсаж (бутоньерка) - это миниатюрное флористическое украшение. Может применяться для украшения одежды или причёски.
  • Материал нерастительный - подразделяется на основной и вспомогательный. К числу последних может относиться лента, проволока, бусинки.
  • Параллельный букет - связанная флористическая работа из зелени и срезанных цветов. Растительный материал располагается, в основном, параллельно. Связка может быть не единственной и, в отличие от других букетов играет также и декоративную роль.
  • Оазис (флористическая губка) - пористый искусственный материал, имеющий капиллярные свойства, отлично впитывающий и долгое время удерживающий влагу. В процессе изготовления композиции в оазис вставляются стебли цветов. Оазис должен быть надёжной опорой для цветов и эффективно удерживать влагу, чтобы цветы дольше оставались свежими.
  • Параллельный стиль - один из стилей флористики.
  • Плотные формы - являются наполненными и применяются для длинных растений, вроде махрового пиона.
  • Портбукетница - простая конструкция, в которой располагается губка-«оазис», пропитанная водой, либо специальным раствором. Позволяет дольше сохранять свежесть цветов и удерживает их в нужном
  • положении. Цветочные стебли заменяет пластмассовая ручка. Это идеальный вариант при изготовлении свадебных букетов.
  • Порядок - заданное расположение элементов, указывающее на исходный принцип построения композиции.
  • Пропорции - соотношение количества и размеров. Во флористике могут существовать одинаковые, то есть, равные, а также неравные соотношения. Пример: 50:50 либо 30:50, то есть «золотое сечение».
  • Расстановка - принцип, по которому должен выстаиваться порядок. В случае строго порядка речь идёт о симметрии, в случае свободного - об ассиметрии.
  • Растения доминирующих форм - это доминанты, то есть растения большого значения, вроде эремуруса.
  • Растения массовых форм - те, которые проявляют лучшие декоративные формы, когда собраны массой, а не отдельно, как, к примеру, мох. Или же речь идёт о формах малого значения.
  • Растительный материал - подразумевает все растения и их части. Пример: листья, цветы, стебли.
  • Ряды - подразделяются во флористике на простые и ритмические, и могут выполняться одинаковыми или неодинаковыми элементами, которые следуют друг за другом и повторяются в определенном ритме.
  • Свободный порядок - это порядок расстановки, то есть, ассиметрия.
  • Свойства материала - это характер материала относительно его структуры и фактур. Пример: прозрачное стекло, непрозрачная керамика.
  • Связующие цвета - это цвета, оптически связанные между собой другими цветами. Пример: зелёный и коричневый, серый и белый.
  • Спиральный букет - букет, в основе которого лежат спирали, расположенные вокруг центрального элемента, стоящего прямо.
  • Стили флористики - вегетативный, декоративный, форма-линейный, параллельный. Все они имеют вариации. Также работы классифицируются по способу создания. Радиальные композиции, то есть имеющие 1 точку роста: декоративные, вегетативные, форма-линейные, свободные. Параллельные композиции более чем с 1 точкой роста: графические, декоративные, вегетативные, свободные (по-другому, объекты).
  • Структура поверхности (фактура) - впечатление, производимое поверхностью материала, растительного или нерастительного. На свойства поверхности оказывает влияние цвет. Материалы одинаковой структуры помогают добиться гармонии эффектов в композиции, а разной - контраста или напряжения.
  • Структурный букет - выполненный в декоративном стиле. как правило, выполняется в декоративном стиле. Поверхности получаются разные по высоте и размерам. Особое внимание уделяется структуре и фактуре.
  • Ступенчатость - распределение одинаковых форм в пространстве при их различной постановке относительно высоты и глубины работы.
  • Теория флористики - представление основных законов флористики в систематизированном виде.
  • Техника - подразумевает способы работы и обработки растительных материалов.
  • Форма-линейный - одни из стилей флористики. Здесь очень важно добиться сильнейшего напряжения комбинаций линий и форм. Количество материала сводится к минимуму. Форма не только в виде геометрических тел, но также и плоскость листа. Расстановка ассиметричная. Акцентируется внимание на внешнем виде и особенностях растений.
  • Формация - множество одинаковых частей, собранных вместе. Пример: 50 лиатрисов, расположенных параллельно.
  • Форм-работа - это одна из подформ декоративного стиля, как правило, традиционная работа: гирлянда, венок, бидермейер.
  • Фриз - это плоская работа, имеющая форму полосы или ленты. Присутствует вертикальный орнамент, либо фигурный рисунок. Фризами украшаются стены.
  • Цвет - определенное зрительное ощущение, вызываемое светом, в зависимости от спектрального состава излучения.
    • Цвета 1 порядка - это основные, первичные цвета, чистые и несмешанные: красный, жёлтый и синий.
    • Цвета 2 порядка - это вторичные смешанные цвета в соотношении 50:50 от 2 основных цветов.
    • Цвета 3 порядка - это смешанные цвета, образованные от 50:50 основного цвета плюс цвета 2 порядка.
  • Цветовая гармония - создаётся разными цвета, по разному отстоящими в цкнтровом круге друг от друга в определенных количественных соотношениях.
  • Цветоведение - упорядоченное представление о цвете.
  • Цветовая звезда - это звезда на основе цветового. Которая создана при смешении его цветов с цветами ахроматического ряда при осветлении и затемнении цвета.
  • Цветовой контраст - оттенки одного цвета, которые противопоставлены друг другу.
  • Цветовой круг - это систематизированное представление всех цветов в форме круга.
  • Эскиз - предварительный набросок.

Это наиважнейшие понятия, которыми пользуется современная флористика, букеты которой должны отвечать всем требованиям. Поэтому в элементарных вещах столь необходимо разбираться.