«Что такое классное руководство? Однозначно лишний геморрой. Классное руководство, как педагогическая функция. Виды и задачи классного руководства

Несколько советов

молодому классному руководителю

СОВЕТ №1 .

Изучите списочный состав класса. Если вам дали 5-й класс, подойдите к учителю, который учил этих ре5бят с самого начала их поступления в школу. Поинтересуйтесь, как учились дети, есть ли проблемы у некоторых с поведением, кто входил в актив класса, на кого из родителей можно «опереться» при проведении различных мероприятий, постарайтесь узнать как можно больше информации, которая помогает спланировать воспитательную работу в классе. В среднем и старшем звене эту информацию можно спросить у преподавателей-предметников или заместителя директора по воспитательной работе.

СОВЕТ №2.

Не забывайте, что воспитание начинается в семье. По словам В.А Сухомлинского, «в семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семьи строится педагогическая мудрость школы». Основа взаимодействия классного руководителя и семьи – заинтересованность обеих сторон в развитии ребенка, раскрытии в нем лучших качеств, необходимых для самоопределения и самореализации. Поэтому основные функции классного руководителя во взаимодействии с семьей следующие:

Ознакомить родителей с содержанием учебно-воспитательного процесса школы,

Систематическое психолого-педагогическое просвещение родителей,

Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми,

Обеспечение сотрудничества родителей и педагогов для решения актуальных проблем в обучении и воспитании детей

СОВЕТ №3.

Свою работу начинайте с диагностики семьи. Это необходимо для выявления проблем в воспитании ребенка, изучения жилищно-бытовых условий, в которых он находится, выработки единого взгляда педагогов и родителей на воспитание и развитие детей.

Если вы запланировали посещение семьи учащегося, заранее договоритесь с родителями о своем приходе. Будьте корректны, тактичны, выдержаны в общении, тон должен быть дружелюбным и спокойным. В разговоре ни в коем случае не поучайте родителей, можете только советовать или рекомендовать. Отправляясь на встречу, продумайте заранее вопросы или основные пункты беседы. Хорошо, если во время разговора в квартире находятся все члены семьи, так вы сможете познакомиться со всеми сразу в зависимости от того, о чем вы говорите с родителями, ребенок может находиться, либо с вами, либо под каким-либо предлогом в другой комнате. Не затягивайте свой визит, помните о правилах хорошего тона. После посещения обязательно зафиксируйте основные выводы, сделанные вами.

СОВЕТ №4.

СОВЕТ №5.

Никогда не жалуйтесь родителям на их детей, требуя принятия соответствующих мер.

СОВЕТ №6.

Не забывайте: в педагогике решающее значение имеет первый момент входа в класс, первые уроки, первое знакомство с детьми, первое родительское собрание.

СОВЕТ №7.

Отдавайте свое тепло, ласку не тем, кто на них напрашивается или кто вам нравится, а тому, кому это особенно необходимо.

СОВЕТ №8.

Все замечания делайте в доброжелательном, спокойном тоне, не вешая ярлыков.

СОВЕТ №9.

Формула успешной деятельности классного руководителя: Любовь→Доверие→Понимание→Поддержка.

СОВЕТ №10.

Если вы сомневаетесь, как поступить, лучше не торопитесь. «Сомнение – не в пользу мудрых», - говорил Сократ.

СОВЕТ №11.

С первых дней муштруйте себя. Учитель должен быть всегда в форме, всегда подтянут, всегда в хорошем настроении. Вспомните мудрое изречение Козьмы Пруткова: «Если хочешь быть счастлив - будь им!»

СОВЕТ №12.

Любая деятельность начинается с планирования работы. Не забудьте, составляя план:

Сделать анализ работы за предыдущий год (если вы работаете в школе не первый год);

Написать характеристику класс (если вы взяли классное руководство только в этом году, то постарайтесь это сделать в течение 1 семестра();

Определить цели, поставить воспитательные задачи.

Постарайтесь спланировать экскурсии, классные часы, темы родительских собраний.

Продумайте дела класса как внутренние, так и общешкольные.

Вы можете включить в план работы следующие разделы:

* учебные дела;

* участие вы общешкольных мероприятиях;

* дела класс;

* работа с родителями;

* индивидуальная работа с учащимися.

Приготовьтесь к тому, что классный руководитель ведет следующую документацию: классный журнал;

План воспитательной работы с классным коллективом;

Тетрадь классного руководителя в любой форме;

Дневники учащихся;

Личные дела учащихся;

Психолого-педагогические карты изучения личности учащихся (по необходимости);

Папки с разработками воспитательных мероприятий.

Составьте себе памятку:

  1. кабинет, закрепленный за вашим классом;
  2. помещение, прикрепленное для генеральной уборки;
  3. прикрепленный пришкольный участок;
  4. дни дежурства по школе;
  5. график дежурства по классу;
  6. список учащихся на получение справки для покупки проездного билета;
  7. список многодетных и социально незащищенных семей с указанием домашнего адреса, телефона (социальный паспорт класса);
  8. сведения о занятости учащихся во внеурочное время;
  9. распределение общественных поручений;
  10. список учителей-предметников, работающих в классе;
  11. расписание занятий класса;
  12. расписание по личной учебной нагрузке;
  13. состав родительского комитета;
  14. цепочка для срочного оповещения учащихся;
  15. дни рождения учеников по месяцам;
  16. дела, которые требуют предварительной подготовки;
  17. акции, в которых может принять участие класс.

СОВЕТ №13.

В зависимости от целей родительских собраний их можно классифицировать по видам и формам проведения:

Виды родительских собраний:

* общие (классные или по параллелям) – проводятся для решения организационных вопросов жизнедеятельности;

* дифференцированные (специально приглашенная группа родителей) – определяются по запросам родителей в целях решения назревших проблем;

* целевые собрания, определяющие структуру соуправления и связанные с проведением экспертизы (обычно в начале каждого учебного года).

Формы проведения собраний:

Информационно-консультативные,

Дискуссионные,- тематические,

- «круглый стол», творческая встреча и т.д.

В подготовке и проведении собрания рекомендуется учесть следующие моменты:

1. Не забудьте заранее предупредить родителей о теме, дате и времени проведения родительского собрания, сделав запись в дневниках учащихся. Проверьте, есть ли роспись родителей. Попросите учащихся, чтобы в случае, если родители не могут присутствовать на собрании, последние заранее сообщили об этом, написав записку. Явка на собрание – знак уважения к школе, учителю.

2. Если вы только стали кл. руководителем и не знакомы с родителями, подготовьте для них бейджик с именем, отчеством и фамилией, так будет легче общаться во время собрания. Чтобы создать непринужденную обстановку, можно поставить столы и стулья по кругу, создать так называемый «круглый стол»: все хорошо видят и слышат друг друга.

3. К подготовке собрания, как правило, привлекаются члены родительского комитета или родители. Необходимо продумать, кто из родителей сможет выступить по теме собрания. С каждым выступающим нужно поговорить, отметив положительные моменты в воспитании детей и подчеркнув основные направления сообщения.

К собранию готовится выставка работ учащихся, отражающая их классную или внеклассную деятельность (тетради, рефераты, конспекты, рисунки и т.д.).

Большим успехом пользуются выставки ученических стенных газет, из которых родители узнают об общественной жизни класса. К итоговому собранию можно подготовить концерт учащихся или выступление агитбригады. До начала собрания родители могут ознакомиться с выставкой педагогической литературы по теме собрания.

4. Выступление классного руководителя на собрании должно быть хорошо подготовленным, эмоциональным, доброжелательным и обязательно должно начинаться с рассказа о положительных фактах в жизни класса. Выступление может содержать и анализ отрицательных явлений, если таковые имеют место в классе, тогда классному руководителю необходимо включать реальные предложения, которые создали бы у родителей установку на возможность исправления настоящего неблагоприятного положения. Ни в коем случае в выступлении классного руководителя не должно быть высказано мнение и неисправимости положения в классе в целом и отдельных учащихся. На собрании можно доводить до сведения всех родителей только такие факты (положительные и отрицательные) поведения учащихся, в отношении которых у классного руководителя существует полная ясность. Нельзя постоянно упоминать одни и те же фамилии учащихся.

Задача учителя состоит в том, чтобы поддержать интерес каждого родителя к общей работе в процессе самого собрания. Это возможно тогда, когда родители на фоне общих дел видят деятельность своих детей.

Совершенно недопустимо «отчитывать» родителя за промахи его ребенка или зачитывать оценки того или иного слабого ученика. Такое поведение учителя приводит к тому, что родители слабоуспевающего ученика перестают посещать собрания. Тем не менее, необходимо сообщать родителям о недочетах в работе их ребенка, подсказывать пути их преодоления. Конкретную информацию об успехах и особенно недостатках своего ребенка родители могут получить от учителя здесь же, на собрании в письменном виде. Например, каждому родителю дается свернутый вдвое лист бумаги, на внутренней стороне которого сделаны записи только для этого родителя.

5. Классный руководитель может практиковать лекции-выступления родителей, педагогов, юристов, медиков, затем здесь можно организовать обсуждение возникшей проблемы, обменяться опытом семейного воспитания. По ряду вопросов, обсуждаемых на собрании, принимается решение, которое доводится до всех родителей.

6. Чем больше родителей будет участвовать в подготовке родительского собрания (даже в качестве только сообщающих о нем другим), тем активнее они будут себя вести на самом собрании. На родительском собрании следует обязательно поблагодарить и тех родителей, кто его готовил, и тех, кто оказывал помощь школе в проведении других мероприятий.

7. Расскажите родителям о тех задачах, которые вы ставите перед собой и перед классным коллективом на данный учебный год, о задачах школы.

8. Далее познакомьте родителей с основными делами на год, с конкретным планом работы на семестр. Договоритесь об оказании с их стороны помощи в организации и проведении классных и школьных мероприятий, пригласите к участию в данных мероприятиях.

10 Расскажите родителям о том, какие кружки, факультативы, секции будут работать в школе для ребят данного возраста; о том, в какие дни проходят дополнительные занятия по отдельным предметам.

11. Обязательно скажите родителям о требованиях к внешнему виду учащихся, о наличии у них сменной обуви, о ведении дневников.

12. Не забудьте избрать родительский комитет в составе трех человек (это минимум). Объявите заранее о днях индивидуальных консультаций для родителей, дав график по месяцам. Обязательно запланируйте встречу с теми родителями, которые не пришли на собрание.

13. Пригласите на собрание учителей, преподающих в вашем классе, чтобы они рассказали о своих требованиях к предмету, дали соответствующие рекомендации для родителей.

СОВЕТ №14.

Начало каждого года – это часто и переход детей на новый «возрастной этап». Родители могут не знать психологических особенностей детей этого возраста. Поэтому пригласите школьного психолога, который предупредит родителей о возможных осложнениях в поведении детей, сможет дать квалифицированную консультацию по ряду проблем, возникающих в процессе воспитания.

В подготовке и проведении собраний очень помогает анкетирование родителей. В анкетах родители пишут о том, какие вопросы их волнуют, какую информацию хотели бы получить, какую помощь в воспитании детей могут оказать.

СОВЕТ №15.

Для получения обратной связи от родителей используйте методику «Незаконченное предложение». Отзыв о встрече они заполняют в конце родительского собрания.

Я узнал, что…

Новым для меня стало…

Я убедился, что …

Меня не смогли убедить в том, что …

Я возмущен тем, что…

СОВЕТ №16.

Чтобы создать непринужденную обстановку перед началом собрания, во время заполнения каких-либо анкет может звучать легкая спокойная музыка. Как правило, родители приходят в школу после трудового дня, усталые, а звучащая музыка поможет создать благоприятный эмоциональный фон. Хорошо, если вы совместно с ребятами подготовите выставку о проведенных мероприятиях в классе «День знаний», «День именинника», «Рыцарский турнир» и т.д. Экскурсии тоже могут быть отражены в классной летописи. Видеоматериалы более расширят представление о вашей работе. Позиционируйте свою профессиональную деятельность! Это позволит установить быстрый контакт с родителями. А такие формы взаимодействия позволяют привлечь их к активному участию в мероприятиях класса, больше жить интересами своих детей.

СОВЕТ №17.

И еще: не надо думать, что родители чем-то обязаны школе. У родителей свой круг обязанностей и дел. Тем не менее, с каждым из них, даже если родитель избегает контактов с педагогами или просто не в состоянии активно участвовать в школьной жизни, надо пытаться построить партнерские отношения только потому, что его ребенок или дети ходят в эту школу. Именно такая установка и создает психологические предпосылки для сотрудничества.

СОВЕТ №18 .

Помните: классный руководитель ответствен за воспитание душ своих учеников. О силе человеческого слова писал М.Пришвин: «В каждой душе живут слово, горит, светится, как звезда на небе, и, как звезда погасает, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетит с наших губ. Тогда сила этого слова, как свет погасшей звезды, летит к человеку на его путях в пространстве и времени. Бывает, погасшая для себя звезда для нас, людей, на Земле горит еще тысячи лет. Человека того нет, а его слово остается и летит из поколения в поколение, как яркий свет угасшей звезды во Вселенной». Звезды зажигают звезды. И воспитать в ученике яркую незаурядную личность может только такая же личность.


В классах одной параллели могут быть совершенно разные дети. Одни - весёлые, дружные и активные, другие - грустные, безразличные и инертные. Первые ходят в школу с радостью, вторые - только потому, что «мама с папой велели». Мать двух дочерей Мария Королёва уверена, что всё дело - в классном руководителе. И только он может сделать так, чтобы ребёнок бежал в школу с радостью.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Терпеть не могу разговоры в духе: «Вот раньше были и учителя настоящие, и дети хорошие, и школы правильные. Не то, что теперь!». Люди остались прежними. Изменилось время, скорость, окружение, но вряд ли люди. А в таком консервативном месте, как школа, вообще все изменения как в замедленной съёмке (да простят меня учителя). К чему это предисловие? Сейчас расскажу.

Про «классных» классных руководителей

Жизнь большого и маленького ребёнка даже в самом лучшем казённом учреждении во многом зависит от взрослого, который рядом. Назовём его классным руководителем. Они всегда и у всех были разными. Мне повезло, моей младшей дочке спустя почти 30 лет - тоже. А вот старшей - увы.

Не буду пускаться в воспоминания, хотя есть что вспомнить: и поездки, и вечеринки, и походы в кино, и просто ощущение защищенности какой-то. Когда, например, живот болит или на колготках дырка, или урок не выучил. Во всех случаях мы бежали в кабинет классного руководителя и находили помощь и участие. Впрочем, о настоящем.

Моя лучшая подруга - учитель английского языка c классным руководством. За 20 лет работы в школе она ни разу не отказалась от него, хотя у неё на то есть объективная причина: трое собственных детей.

В школе ребёнок всегда так или иначе зависит от классного руководителя

Что такое классное руководство? Это однозначно дополнительный геморрой. Во многих школах России учителя до сих пор живут под гнётом тонны бумаг (за МКАДом уж точно). Плюс основные функции: подготовка и проведение уроков, внеурочка, надомники, заполнение бумаг и прочей отчётности, педсоветы, аттестации на разряд, проверка тетрадей и тому подобное. Всё это отнимает невероятное количество энергии. На общение с детьми вне уроков и вне школы нет ни времени, ни сил (желание - дело индивидувльное).

К вышеперечисленному попробуйте добавить должностные обязанности классного руководителя. Их формальный перечень подскажет гугл, я же не первый год наблюдаю неформальную жизнь подруги, которая уже давно не делится на школьную и личную. Было бы странно, если бы желающие взять класс и получать за свой каторжный труд 10% от зарплаты стояли в очереди.

Что отличает хорошего классного руководителя

Его видно в мелочах. Даже в том, как он кормит детей в столовой. Ведь это целое дело - довести, раздать порции, лишние поделить, бесплатные талончики отдать «вечно голодным».

Хороший классный руководитель даже при плохом директоре хороший. Будто он не часть той рыбы, которая гниёт с головы

Он - доверенное лицо учеников, причём даже тех, кто этого не осознаёт, и чьи родители уверены, что их ребёнок самодостаточен, силён и в помощи не нуждается.

Хорошего классного руководителя не пугает, что «конца рабочего дня» не существует. Родители звонят по любому вопросу и вечером, и утром, и в выходные. А сам он обзванивает учеников, чтобы те вовремя были дома. Клянусь, моя подруга так делает!

Рабочий день классного руководителя не заканчивается с выходом за порог школы

Он несёт ответственность за успеваемость класса (существуют всякие внутришкольные и внешние рейтинги), за жизнь в школе и вне школы. Например, если ребёнок нарушил комендантский час, классного руководителя вызывают «на ковёр», делают выговор, а могут и материально наказать. Потому что «плохо провёл беседу» (родители-то тут при чём?).

Отдельное «удовольствие» - походы в неблагополучные семьи и разговоры с часто нетрезвыми родителями.

А ещё нужно разглядеть в каждом ребёнке талант и дать возможность его проявить, создать в классе благоприятную дружественную атмосферу, поддержать робких и не допустить травлю ни в каком виде. В общем, чисто педагогическая история. И человеческая. Поездки, вечеринки, походы - это по желанию. Но у хороших классных это желание по умолчанию. И спасибо, что они такие!

Про «не классных» руководителей

Не все, кто согласился взять класс, стал классным руководителем. Это правда. У многих эта нагрузка сводится к заполнению бумажных форм и звонкам родителям с бесконечными жалобами. Как в случае с моей старшей дочкой. Её учительница звонила лишь для того, чтобы сказать, что ребёнок на полминуты опоздал на дежурство или урок. Это бесило. Ну просто потому, что кроме опозданий и жалоб её в детях вообще ничего не интересовало. В любых конфликтах она умудрялась принять такую сторону, чтобы быть против всех учеников сразу. Дети её ненавидели, и у нас даже не было выпускного.

Некоторые классные руководители работают «для галочки», выполняя норму нагрузки

Старшая всегда завидовала сестре, которая с классом объездила все музеи, фабрики и города не только Московской области. А ещё походы - это отдельная тема! Стоит ли говорить, что даже при самом плохом раскладе (контрольная или нелюбимый урок) младшая бежит в школу, а старшая, слава богу, уже убежала из неё?

Отличительная черта всех плохих классных руководителей - абсолютное незнание детской и подростковой психологии

Отсюда вечное желание поставить ребёнка перед всем классом и ругать его за что-нибудь. А за что - найдётся всегда.

Можно ли выжить в школе с не классным классным? Ну моя дочь выжила же. Вопрос - с какими потерями она из неё ушла. И с какими воспоминаниями. Так что раньше или сейчас - не важно. Всё зависит только от того, на своём ли месте человек.

Основным структурным элементом воспитательной системы школы является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. Представительские функции в органах самоуправления школы реализуются также чаще всего от имени класса. В классах осуществляется забота о социальном благополучии учащихся, решаются проблемы досуга детей и сплочения коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера. - Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий на ученика является классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учащимися, так и с их родителями. Классный руководитель - учитель, организующий учебно-воспитательную работу в порученном ему классе.

Институт классного руководства сложился очень давно, практически вместе с возникновением учебных заведений. В России до 1917 г. эти педагоги назывались классными наставниками, классными дамами. Их права и обязанности определялись Уставом учебного заведения - основополагающим документом в деятельности любой школы. Именно он очерчивал круг полномочий всех педагогов детского учреждения.

Классный наставник, воспитатель обязан был вникать во все жизненные события вверенного ему коллектива, следить за взаимоотношениями в нем, формировать доброжелательные отношения между детьми. Педагог должен был быть примером во всем, даже его внешний вид был образцом для подражания.

Должность классного руководителя в школе была введена в 1934 г. Классным руководителем назначался один из учителей, на которого возлагалась особая ответственность за воспитательную работу в данном классе. Обязанности классного руководителя рассматривались как дополнительные к основной преподавательской работе.

В настоящее время возродились типы таких образовательных учреждений, как гимназии, лицеи и др. Изменилась деятельность массовой средней общеобразовательной школы. Соответственно изменился институт классного руководства. Сейчас имеется несколько типов классного руководства:

Учитель-предметник, одновременно выполняющий функции классного руководителя;
классный руководитель, выполняющий только воспитательные функции (освобожденный классный руководитель, его еще называют классный воспитатель);
в некоторых учебных заведениях введена должность классного наставника (вариант должности освобожденного классного руководителя), а также классного куратора (лат. попечитель; лицо, которому поручено наблюдение за какой-то работой) или тьютора (лат. защитник, покровитель, опекун), когда учащиеся готовы взять на себя ряд организаторских функций педагога. Они могут иметь минимальную учебную нагрузку.

Должностной статус классного руководителя во многом определяет задачи, содержание и формы его работы. Так, для классного воспитателя становится возможным проведение целенаправленной работы с каждым учеником, составление индивидуальных программ развития детей. В этом случае доминируют индивидуальные формы работы с учащимися и их семьями.

Воспитательные задачи, содержание и формы работы классного руководителя не могут быть единообразными. Они определяются запросами, интересами, потребностями детей и их родителей, условиями класса, школы, социума, возможностями самого педагога.

Вариативна позиция классного руководителя в детском коллективе. Она определяется прежде всего видом совместной деятельности: в учебной работе классный руководитель как учитель является организатором и руководителем деятельности детей; во внеучебной работе педагогу важно занять позицию старшего товарища, рядового участника.

Роль педагога изменяется в зависимости от возраста, опыта коллективной, самоуправленческой деятельности детей: от непосредственного организатора работы до консультанта и советчика.

Существенно отличается деятельность классного руководителя в сельской школе. Значение личностных особенностей, бытовых условий жизни, отношений в семьях обеспечивает возможность индивидуального подхода к каждому ребенку и его семье. Воспитательная работа классных руководителей в сельской школе должна быть направлена на повышение культурного уровня детей, подготовку их к жизни в условиях рыночных отношений, на преодоление дефицита общения сельских школьников, воспитание хозяина своей земли.

В малочисленной сельской школе организация воспитательной работы по классам, в которых обучаются несколько человек, становится неэффективной. В таких школах целесообразно создание разновозрастных объединений (8-15 человек) и замена в них классных руководителей воспитателями. Возможен и другой вариант, когда классный руководитель организует индивидуальную работу с учащимися, родителями, проводит классные часы, встречи, экскурсии, соответствующие возрасту учащихся, а творческая работа, интересная как для младших, так и для старших, проведение общешкольных дел осуществляются в разновозрастных объединениях под руководством старших учеников. В зависимости от характера и сложности проводимых дел классные руководители могут участвовать в работе как консультанты разновозрастных коллективов, как временные руководители подготовительной работы, как равные члены коллектива. Организация разновозрастных объединений представляет большие возможности для развития самоуправления.

Поскольку деятельность школы регламентируется ее Уставом, то деятельность классного руководителя тоже основывается на этом документе.

Функции классного руководителя. Педагог, выступающий в качестве руководителя детского коллектива, реализует свои функции относительно как класса в целом, так и отдельных учащихся. Он решает задачи в соответствии со спецификой возраста детей, сложившихся между ними взаимоотношений, строя отношения с каждым ребенком с учетом его индивидуальных особенностей. Главное в деятельности классного руководителя - содействие саморазвитию личности, реализации ее творческого потенциала, обеспечение активной социальной защиты ребенка, создание необходимых и достаточных условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем.

К первому уровню относятся педагогические и социально-гуманитарные функции, отнесенные им к группе целевых.

Эти функции направлены на создание условий для социального развития учащихся, ориентированы на помощь ребенку как в решении его актуальных личностных проблем, так и в подготовке к самостоятельной жизни. Среди них необходимо выделить три, определяющие основное содержание деятельности классного руководителя: воспитание учащихся; социальная защита ребенка от неблагоприятных воздействий окружающей среды; интеграция усилий всех педагогов для достижения поставленных воспитательных задач. Среди них приоритетной является функция социальной защиты ребенка.

Под социальной защитой понимается целенаправленная, сознательно регулируемая на всех уровнях общества система практических социальных, политических, правовых, психолого-педагогических, экономических и медико-экологических мер, обеспечивающих нормальные условия и ресурсы для физического, умственного и духовно-нравственного развития детей, предотвращение ущемления их прав и человеческого достоинства.

Реализация этой функции предполагает обеспечение условий для адекватного развития ребенка в существующих социально-экономических условиях. Деятельность классного руководителя по социальной защите ребенка - это деятельность не только непосредственного исполнителя, но и координатора, помогающего получить детям и их родителям социальную поддержку и социальные услуги.

Социальная защита как функция классного руководителя - это, в первую очередь, комплекс психолого-педагогических мер, обеспечивающих оптимальное социальное развитие ребенка и формирование его индивидуальности, адаптацию к существующим социально-экономическим условиям. Реализуя эту функцию, он должен, решая острые сиюминутные проблемы, быть готовым к опережению событий и, опираясь на точный прогноз, отводить от ребенка те проблемы и трудности, которые перед ним могут возникнуть.

Целесообразно рассматривать социальную защиту в деятельности классного руководителя в широком и узком смысле слова. В последнем - это деятельность, направленная на защиту детей, оказавшихся в особо трудном положении. Таковыми являются дети из многодетных семей, дети-инвалиды, сироты, беженцы и т.п., которые больше других нуждаются в экстренной социальной защите. В широком смысле слова, объектом социальной защиты, социальных гарантий являются все дети, независимо от их происхождения, благополучия родителей и условий жизнедеятельности. Разумеется, при этом остается неоспоримым принцип дифференцированного подхода к различным категориям детей, и приоритет должен быть отдан наиболее незащищенным категориям детей из малообеспеченных семей или семей из групп риска.

Для достижения целей воспитания и социальной защиты учащихся классный руководитель должен решать ряд частных задач, связанных с формированием отношений учащихся со своими сверстниками в классе (организация коллектива, его сплочение, активизация, развитие самоуправления). Эти задачи определяют второй уровень его функций - социально-психологических, к которым относится прежде всего организаторская.

Главное назначение организаторской функции - поддержка положительной детской инициативы, связанной с совершенствованием жизни региона, микросреды, школы и самих школьников.

Другими словами, классный руководитель не столько организует учащихся, сколько оказывает им помощь в самоорганизации разнообразной деятельности: познавательной, трудовой, эстетической, а также свободного общения, являющегося частью досуга.

Важной на этом уровне представляется функция сплочения коллектива, выступающая не как самоцель, а как способ достижения поставленных перед классом целей. Одной из задач классного руководителя при этом является развитие ученического самоуправления.

Третий уровень функций классного руководителя выражает требования, вытекающие из логики деятельности самого субъекта управления воспитательной деятельностью. Это - управленческие функции, к которым относятся: диагностическая, целеполагания, планирования, контроля и коррекции.

Реализация диагностической функции предполагает выявление классным руководителем исходного уровня и постоянное отслеживание изменений в воспитанности учащихся. Она направлена на исследование и анализ личности и индивидуальности ребенка, на поиск причин неэффективности результатов и на характеристику целостного педагогического процесса.

Реализуя диагностическую функцию, классный руководитель может преследовать двоякую цель: во-первых, определять результативность своей деятельности, во-вторых, диагностика из инструмента изучения личности может превратиться в инструмент развития индивидуальности ребенка.

Функцию целеполагания можно рассматривать как совместную с учащимися выработку целей воспитательной деятельности. Доля участия классного руководителя в этом процессе зависит от возраста школьников и уровня сформированности классного коллектива.

Цели воспитательного процесса определяют задачи управления процессом развития личности ребенка. Их можно подразделить на общие и частные. Общие конкретизируются в соответствии с основными сферами социальных отношений, в которые включается ребенок, а частные связаны с организацией деятельности учащихся.

Логика целеполагания отражается в процессе планирования деятельности классного руководителя. Планирование - это помощь классного руководителя самому себе и коллективу класса в рациональной организации деятельности. Назначение плана - упорядочение педагогической деятельности, обеспечение выполнения таких требований к педагогическому процессу, как планомерность и систематичность, управляемость и преемственность результатов (см. гл. 22).

В планировании важно тесное сотрудничество классного руководителя с коллективом класса. При этом степень участия детей зависит от их возраста. Планировать следует то, что ведет к цели.

Поскольку цели определяются как стратегические и тактические, то и планы могут быть стратегическими, или перспективными, тактическими, или рабочими.

Основная цель функции контроля и коррекции в деятельности классного руководителя - это обеспечение постоянного развития воспитательной системы.

Реализация функции контроля предполагает выявление, с одной стороны, положительных результатов, а с другой - причин недостатков и возникающих в процессе воспитания проблем. На основе анализа результатов контроля осуществляется коррекция работы классного руководителя как с классом в целом, так и с конкретной группой учащихся или отдельным учеником. Контроль работы классного руководителя - это не столько контроль со стороны администрации школы, сколько самоконтроль с целью коррекции. Коррекция - это всегда совместная деятельность классного руководителя и коллектива класса в целом, группы или отдельных учеников.

Рассмотренные уровни функций определяют содержание деятельности классного руководителя.

Права классного руководителя. Классный руководитель - административное лицо. Он имеет право:

Получать информацию о психическом и физическом здоровье детей;
контролировать успеваемость каждого ученика;
контролировать посещаемость учебных занятий детьми;
координировать и направлять в единое русло работу учителей данного класса (а также психолога и социального педагога);
организовывать воспитательную работу с учащимися класса через проведение "малых педсоветов", педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;
выносить на рассмотрение администрации, совета школы предложения, согласованные с коллективом класса;
приглашать родителей (или лиц, их заменяющих) в школу; по согласованию с администрацией обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних, в психолого-медико-педагогическую комиссию, в комиссию и советы содействия семье и школе на предприятиях, решая вопросы, связанные с воспитанием и обучением учащихся;
получать помощь от педагогического коллектива школы;
определять индивидуальный режим работы с детьми (свободно, т.е. исходя из конкретной ситуации);
отказываться от лежащих за границами содержания его работы поручений.

Классный руководитель имеет право вести опытно-экспериментальную работу по проблемам дидактической (разрабатывать авторскую программу по своему предмету, если он является еще и учителем-предметником) и воспитательной (разрабатывать программу воспитательной работы) деятельности.

Обязанности классного руководителя заключаются в следующем:

Организации в классе учебно-воспитательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности учащихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
оказании помощи ученику в решении острых проблем (предпочтительно лично, можно привлечь психолога);
установлении контактов с родителями и оказании им помощи в воспитании детей (лично, через психолога, социального педагога).

Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих обязанностей классному руководителю необходимо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.

Формы работы классного руководителя с учащимися. В соответствии со своими функциями классный руководитель осуществляет отбор форм работы с учащимися. Все их многообразие можно классифицировать по разным основаниям:

По видам деятельности - учебные, трудовые, спортивные, художественные и др.;
по способу влияния педагога - непосредственные и опосредованные;
по времени проведения - кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов), продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель), традиционные (регулярно повторяющиеся);
по времени подготовки - формы работы, проводимые с учащимися без включения их в предварительную подготовку, и формы, предусматривающие предварительную работу, подготовку учащихся;
по субъекту организации - организаторами детей выступают педагоги, родители и другие взрослые; деятельность детей организуется на основе сотрудничества; инициатива и ее реализация принадлежит детям;
по результату - формы, результатом которых могут быть информационный обмен, выработка общего решения (мнения), общественно значимый продукт;
по числу участников - индивидуальные (воспитатель-воспитанник), групповые (воспитатель - группа детей), массовые (воспитатель-несколько групп, классов).

Индивидуальные формы, как правило, связаны с внеурочной деятельностью, общением классных руководителей и детей. Они действуют в групповых и коллективных формах и в конечном счете определяют успешность всех других форм. К ним относятся: беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями (это формы общения), выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск решения проблемы, задачи. Эти формы можно применять и каждую в отдельности, но чаще всего они сопровождают друг друга.

К групповым формам работы можно отнести советы дел, творческие группы, органы самоуправления, микрокружки. В этих формах классный руководитель проявляет себя как рядовой участник либо как организатор. Главная его задача, с одной стороны, помочь каждому проявить себя, а с другой - создать условия для получения в группе ощутимого положительного результата, значимого для всех членов коллектива, других людей. Влияние классного руководителя в групповых формах направлено также на развитие гуманных взаимоотношений между детьми, формирование у них коммуникативных умений. В этой связи важным средством является пример демократичного, уважительного, тактичного отношения к детям самого классного руководителя.

К коллективным формам работы классного руководителя со школьниками относятся прежде всего различные дела, конкурсы, спектакли, концерты, выступления агитбригад, походы, тур-слеты, спортивные соревнования и др. В зависимости от возраста учащихся и ряда других условий в этих формах классные руководители могут выполнять различную роль: ведущего участника, организатора; рядового участника деятельности, воздействующего на детей личным примером; участника-новичка, воздействующего на школьников личным примером овладения опытом более знающих людей; советчика, помощника детей в организации деятельности.

Многообразие форм и практическая необходимость постоянного их обновления ставят классных руководителей перед проблемой их выбора. В педагогической литературе можно найти описание различных форм проведения классных часов, конкурсов, сценариев, праздников и т.д.

Нельзя отрицать возможность использования описаний уже созданных и апробированных на практике форм воспитательной работы. Особенно это необходимо для начинающих классных руководителей, которые, знакомясь с опытом других, могут выбрать для себя идеи и способы организации деятельности. В таком поиске может быть создана новая форма, отражающая интересы и потребности классных руководителей и детей.

Можно заимствовать идеи, отдельные элементы используемых в практике форм, но для каждого конкретного случая выстраивается своя, вполне определенная, форма работы. Поскольку каждый ребенок и детское объединение уникально, следовательно, формы работы по своему содержанию и построению неповторимы. Предпочтительным является тот вариант, когда форма воспитательной работы рождается в процессе коллективного осмысления и поиска (классный руководитель, другие педагоги, школьники, родители).

В то же время вопрос о выборе форм работы с учащимися встает прежде всего перед классным руководителем. При этом целесообразно руководствоваться следующим:

"учитывать воспитательные задачи, определенные на очередной период работы (год, четверть), поскольку каждая форма работы должна способствовать их решению;
на основе задач определять содержание работы, основные виды деятельности, в которые целесообразно включить детей;
составлять набор возможных способов реализации намеченных задач, форм работы с учетом принципов организации воспитательного процесса, возможностей, подготовленности, интересов и потребностей детей, внешних условий (культурные центры, производственное окружение), возможностей педагогов, родителей;
организовывать коллективный с участниками мероприятия поиск форм на основе коллективного целеполагания, при этом продумать способы обогащения опыта детей новыми идеями, формами, например через обращение к опыту других, изучение опубликованных материалов, постановку конкретных вопросов и т.д.;
обеспечивать непротиворечивость содержания и форм воспитательной работы.

Классный руководитель и педагогический коллектив. Классный руководитель реализует свои функции в тесном сотрудничестве с другими членами педагогического коллектива и в первую очередь с теми педагогами, которые работают с учениками данного класса. Взаимодействуя с учителями-предметниками, классный руководитель выполняет роль организатора и координатора педагогической работы с учащимися и коллективом. Он знакомит учителей с результатами изучения детей, привлекая и классный коллектив, и учителей, работающих в классе, к обсуждению программы педагогической помощи ребенку и его семье. Он организует совместно с учителями-предметниками поиск средств, способов, обеспечивающих успешность учебной деятельности ребенка, его самореализацию на уроке и во внеучебное время.

Классный руководитель систематически информирует учителей о динамике развития ребенка, его трудностях и достижениях, об изменении ситуации в семье. В случае затруднений, возникающих у ребенка и его родителей, связанных с обучением, он стремится привлечь учителей к обсуждению путей преодоления этих трудностей и помогает педагогам скорректировать их действия, предварительно познакомив их с особенностями психического развития детей, имеющих отклонения в развитии, со специальными способами педагогического влияния на таких детей.

Классный руководитель регулирует отношения учителей и родителей ребенка. Он информирует педагогов о состоянии воспитания, особенностях родителей, организует встречи родителей с учителями-предметниками с целью обмена информацией об успехах обучения и воспитания ребенка, оказания помощи родителям в организации домашней работы с учащимися.

Классный руководитель привлекает учителей-предметников к планированию и организации внеучебной работы в классе, способствует закреплению знаний и умений, учету профессиональных интересов школьников; привлекает учителей к подготовке и проведению собраний с родителями.

Одной из форм взаимодействия классного руководителя и учителей-предметников, обеспечивающих единство действий и способствующих выработке единых подходов к воспитанию ребенка, является педагогический консилиум. Здесь дается целостная характеристика ребенка. Все, кто работают с учеником, получают информацию о психическом, физическом, умственном развитии ребенка, его индивидуальных способностях, возможностях и трудностях. Педагоги анализируют результаты наблюдений за учеником, обмениваются информацией, договариваются о способах решения возникающих проблем и распределяют функции в работе с ребенком.

Классному руководителю целесообразно выявлять типичные проблемы в работе с коллективом, отдельными группами учащихся, проводить специальные семинары для педагогов. Полезно организовать посещение учебных занятий с последующим обсуждением действий учителей по отношению к конкретному ребенку и способов взаимодействия педагогов с коллективом.

Основной формой работы классного руководителя с учителями-предметниками являются индивидуальные беседы, которые возникают по мере необходимости и планируются так, чтобы предупредить возможные трудности и конфликты. Важно проводить такие беседы как совместные размышления, поиск решения той или иной проблемы.

Классный руководитель изучает стиль, основные методы и приемы работы своих коллег с учащимися, выявляет успехи, проблемы, достижения, эффективные способы работы учителей со школьниками и родителями, организует обмен опытом педагогической работы, поддерживает, стимулирует стремление учителей оказать педагогическую поддержку ребенку, установить сотруднические отношения с родителями. В то же время он заинтересованно принимает предложения учителей, проявление их инициативы, реагирует на замечания, проблемы, поставленные учителями.

Таким образом, классный руководитель, реализуя свои функции, есть тот человек, который непосредственно организует воспитательный процесс и обеспечивает решение проблем как у всех учащихся, так и у каждого из них в отдельности.

Критерии эффективности работы классного руководителя. Исходя из функций классного руководителя, можно выделить две группы критериев (показателей) эффективности его работы.

Первая группа - результативные критерии, показывающие, насколько эффективно реализуются целевые и социально-психологические функции. Результативные критерии отражают тот уровень, которого достигают воспитанники в своем социальном развитии.

Вторая группа - процессуальные критерии, позволяющие оценить управленческие функции классного руководителя: как осуществляются педагогическая деятельность и общение педагога, как реализуется в процессе труда его личность, каковы его работоспособность и здоровье, а также какие процессы деятельности и общения учащихся он организует.

Эффективен такой труд классного руководителя, в котором высоки и процессуальные, и результативные показатели. При этом приоритетом в работе служат позитивные изменения в уровне воспитанности учащихся и их взаимоотношениях. Вместе с тем велика роль и процессуальных показателей - тех средств воздействия и той атмосферы, которые способствовали достижению тех или иных результатов. В школьной практике продолжает оставаться доминирующей оценка работы классного руководителя по внешним и формальным показателям - успеваемость, документация, оформление кабинета и т.д. По-прежнему недооцениваются педагогическое мастерство и авторитет учителя у детей, родителей и коллег.

От стиля руководства классом, от стиля общения классного руководителя с детьми во многом зависит то, какие взаимоотношения складываются у ребят с учителем и между собой. Демократический стиль, при котором ученик рассматривается как равноправный партнер в общении, учитывается его мнение в принятии решений, поощряется самостоятельность суждений, способствует созданию в классе непринужденной, дружелюбной, творческой атмосферы сотрудничества и взаимопомощи.

педагогический работник, в чьи должностные обязанности входит: создание благоприятных условий для индивидуального развития и формирования личности учащегося; создание благоприятной микросреды и морально-психологического климата для каждого учащегося в классе; внесение (при необходимости) корректив в систему воспитания учащегося; помощь в решении проблем, возникающих у учащихся при общении между собой, с учителями, родителями.

Отличное определение

Неполное определение ↓

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

в общеобразоват. школе Рос. Федерации педагог, занимающийся организацией, координацией и проведением внеурочной воспитат. работы. В нач. классах обязанности К. р. выполняет учитель, ведущий этот класс. На ср. и ст. ступенях обучения К. р. назначается администрацией школы из учителей, работающих в данном классе. Должность К. р. введена также в ср. спец. уч. заведениях. В малокомплектных школах, школах-интернатах, проф.-тех. уч-щах функции К. р. осуществляет воспитатель.

До 1917 в ср. уч. заведениях функции К. р. в муж. гимназиях выполняли классные наставники, в женских - классные дамы (должность введена Уставом 1871), осуществлявшие гл. обр. надзор за поведением учащихся. С 1918 воспитат. работа с учащимися в школе возлагалась на всех учителей. Создавались воспитат. комиссии для координации их работы, направленной на развитие у молодежи полит. сознания. Для внеурочной и внеклассной работы с каждой уч. группой выделялись отд. учителя, но они фактически оказывались загруженными сбором анкетных сведений об учащихся и их родителях, разл. отчетностью и не имели времени вести полноценную воспитат. работу. Самоустранение их от задач воспитания или же прямой диктат по отношению к дет. коллективу привели к ликвидации института классного наставничества. Началась кампания по внедрению в школу ученич. самоуправления. Однако в сер. 20-х гг. кризис дет. самоуправления вновь вызвал необходимость прикрепления педагогов к коллективам учащихся для оказания им пед. помощи. В 1931 утверждена Нарком-просом РСФСР инструкция о групповодах. В их обязанности входила работа с отд. учащимися или с их группой, с родителями, др. учителями по проблемам организации уч.-воспитат. работы. В 1934 с переименованием групп в классы утверждена должность К. р. В 1947 МП РСФСР утвердило «Положение о классном руководителе», согласно к-рому задачей К. р. являлась организация учащихся класса в дружный, целеустремленный, работоспособный ученический коллектив в целях успешного разрешения уч.-воспит. задач, поставленных перед школой. В обязанности К. р. входила работа с активом, пионерской и коме, организациями класса, изучение «Правил для учащихся», наблюдение за успеваемостью. В «Инструктивно-метод. указаниях» 40-х гг. по улучшению работы К. р. подчеркивалась необходимость тщательного изучения каждого ученика путем посещения уроков, наблюдения за учащимися во внеурочное время.

В 50-х - 1-й пол. 60-х гг. велись поиски новых подходов к воспитанию ребенка, появились публикации из опыта работы К. р. С 1970 осн. обязанности К. р. определялись Уставом средней общеобразовательной школы. Положение о К. р. 1971 продолжило линию, выработанную в 30-е гг. - ориентация на коллектив учащихся. В осн. задачи К. р. "входило воспитание у учащихся идейной убежденности, обществ. сознания и готовности к активному участию в обществ. жизни; воспитание учащихся в духе ком-мунистич. морали; трудовое воспитание учащихся, подготовка их к жизни, к сознат. выбору профессии; борьба за высокое качество успеваемости, глубокое усвоение основ наук, развитие познават. активности; содействие эстетич. и физич. воспитанию, укреплению здоровья детей.

Движение педагогов за реформирование «системы образования, развернувшееся в кон. 80-х гг., вновь привлекло внимание к проблеме воспитания учащихся и роли К. р. в ее решении. С 1989 в ряде областей России проводится эксперимент по программе «Освобожденный классный руководитель (воспитатель)», в ходе к-ро-го определились приоритетные направления в деятельности К. р. В центре его внимания находится личность воспитанника, его защита и развитие. Коллектив уч-ся (класс) должен стать благоприятной средой для каждого ученика. Содержание воспитат. работы составляют целевые программы: «Здоровье», «Общение», «Учение», «Досуг», «Образ жизни». Организуя работу по этим направлениям, К. р. совместно с др. учителями и родителями обеспечивает физич., нравств. развитие личности школьника, создает условия для развития его интеллектуальных, творческих способностей, для самоопределения, самореализации, самоорганизации и самореабилитации.

К. р. планирует работу, как правило, на уч. четверть (реже полугодие) в соответствии с общешк. планом уч.-воспитат. работы, планами К. р. параллельных классов, дет. обществ. организаций и др.

К. р. привлекает к работе др. учителей и воспитателей, советы содействия семье и школе на предприятиях и в организациях, родителей и общественность по месту жительства учащихся. Деятельность К. р. планируется с учетом как не-посредств. воспитат. действий самого педагога, так и его организац.-пед. и исследоват. задач. К. р, призван рационально распределить и скоординировать воспитат. усилия учителей-предметников и др. в интересах поддержания воспитат. процесса в классе и достижения его эффективности. К. р. систематически изучает уровень воспитанности учащихся, развития коллективистских отношений в классе, анализирует влияние семьи, микросреды и др. и на основе полученных данных выбирает формы и методы воспитат. ра боты. Важнейшая задача К. р. - развитие ученического самоуправления. В школе создается метод. объединение К. р., осн. задачами к-рого являются повышение их квалификации, содействие самообразованию, обмен опытом и др. Пед. изд-ва выпускают лит-ру в помощь К. р., в т. ч. серии «Библиотека К. р.».

Лит.: Болдырев Н. И., Классный руководитель, M.; III у p к о в a H. E., Вы стали классным руководителем, М., 1986; Бондаренко Л. И., X p a n у и о- в и ч И. В., Классный руководитель. Биб-лпографич. указатель, Л., 1981; P у д а е в а И. М., Система работы классного руководителя. Рекомендат. библиографич. указатель, М., 1982. Б. В. Першуткин.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Хоть опыт и приходит с годами, есть немало способов овладеть некоторыми педагогическими премудростями уже в начале профессионального пути. По признанию самих учителей, одного только стажа недостаточно, чтобы наладить необходимый контакт с учеником. Каждое новое поколение хоть немного, но отличается от предыдущего. И учитель, даже самый опытный и заслуженный, может испытывать трудности в отношениях с детьми. Наверное, это тоже миссия педагога – быть «своим» в мире ребёнка.

Молодой классный руководитель

Обычно начинающие классные очень волнуются, переживают, ведь помимо детей мерить оценивающим взглядом их будут и родители. Такой категории классных руководителей стоит прибегнуть к ряду простых, но действенных советов:

  • Законспектируйте план своего знакомства с классом, с родителями. Из-за волнения итак могут возникнуть неловкие паузы, подсказка должна быть под рукой.
  • Не пытайтесь сразу заигрывать с ребятами. Они могут принять это за вашу слабость, которая является отличным поводом отсутствия авторитета и подчинения. Вы должны быть дружелюбны, открыты, но при этом же строги. Дети очень хорошо это чувствуют. Сразу определите ту дистанцию, которая поможет вам руководить классом, а не выстраивать более-менее беспроблемные отношения. Но и в строгости не переусердствуете. Класс вас будет просто бояться и, мягко скажем, недолюбливать.
  • Оговорите правила ваших взаимоотношений. Дети любого школьного возраста остаются детьми и любят играть в ролевые игры. Им всё ещё нужны правила игры. Дайте ребятам понять, как вы видите уважительные доверительные отношения. С первой встречи они должны осознать, что вы идёте с ними на реальный контакт.
  • Ваши первые встречи не должны состоять из одних формальностей. Обязательно проявляйте интерес ко всем и каждому. Их много и каждый хочет заявить о себе. Да и вам будет проще понять, что представляет из себя каждый ваш ученик.
  • Ведите дневник. Для молодого классного руководителя это реальная возможность контролировать процесс. В начале работы вам тяжело будет держать в голове огромное количество информации, ведь у каждого ученика будут какие-то текущие учебные вопросы. Часто молодой педагог даже не представляет себе, как широко понимаются его обязанности. Он должен знать о состоянии учёбы ребёнка, о его поведении, взаимоотношениях с классом и учителями, обстановкой в семье и т.д.

Как заслужить авторитет у класса?

Ребята не должны видеть ваше равнодушие ни в каком его проявлении. Кредит доверия будет исчерпан в ту же секунду. Даже если у вас нет времени для решения возникшей проблемы, ребёнок должен видеть вашу готовность помочь.

Конечно, не стоит выделять «любимчиков». Вы должны сохранять разумный нейтралитет. Старайтесь стимулировать детскую активность примерами других ребят, но делайте это тонко. Каждый ребёнок должен видеть чей-то успех, чьи-то достижения как реальную цель для себя.

Одна из ваших главных задач – сплочение коллектива. В ваших силах объединить даже класс, состоящий из маленьких группировок. Самый верный способ – коллективная победа. Ничто так не объединяет, как общий дух радости, удовлетворения, значимого достижения. Для начала этого могут быть школьные конкурсы и мероприятия, которых немало в плане воспитательной работы. Затем вы можете воспользоваться благами современного общества: немало интересных конкурсов или проектов проводится в Интернете. Ребятам интересно выйти за рамки своей школы, сделать что-то новое и яркое, а значит, отличиться. Увидев вашу инициативу, дети отметят для себя, что вы действительно их друг и помощник.

Старайтесь следить за изменениями в жизни каждого ученика. Не стесняйтесь поздравлять ребят с семейными праздниками, отслеживайте их внешкольные успехи. Ребят трогает такое внимание, к тому же не все получают его в достатке от занятых родителей.

Портрет современного классного руководителя

Первое условие – современный классный не должен стоять на месте. И самообразования это касается прежде всего. Вы должны иметь представления о психологических особенностях возраста ребят вашего класса. В вас они должны видеть интеллигентного и грамотного человека. Поймите, они дети своего сверхтехнологичного времени. Они больше общаются в Интернете, имеют больше доступа к всевозможной информации, а это может иметь как положительный, так и отрицательный отклик. Замечательно, если и в вас они будут видеть человека современного. На классных часах поднимайте темы, которые важны для них сегодня. Будьте откровенны и ищите ответного отзыва. Будьте тактичны и деликатны, цените неповторимость личности каждого ребёнка.

Устраивайте совместные просмотры актуальных фильмов, обсуждайте вместе с ними. Направляйте их на взаимодействие с младшими школьниками, поощряйте шефство.

Действуйте в одной цепи с родителями. Ваши воспитательные старания должны быть объединены одной целью и двигаться в одном направлении. Приобщайте родителей к общеклассным делам. И даже если сначала это будет нелегко, такой опыт чрезвычайно полезен.

Ну и, конечно, любите детей. Без этого условия вряд ли можно быть хорошим классным руководителем.