Что делать родителям, если ребенка-подростка травят в школе одноклассники или учителя – инструкция. Травля в школе: есть ли выход

Екатерина Морозова


Время на чтение: 8 минут

А А

К сожалению, далеко не всем детям везет с одноклассниками и учителями. Дружный класс, в который дети мчатся с утра бегом, забыв позавтракать – большая редкость. Но отсутствие друзей в школе – еще не самое плохое. Хуже – когда над школьником начинаются издевательства. Согласно статистике, случаев «травли» в современных школах с каждым годом все больше и больше, причем, участвуют в таких показательных акциях не только недалекие одноклассники — но и, порой, сами учителя.

Что делать с обидчиками, и как спасать ребенка?

Признаки того, что ребенка-подростка травят в школе – учимся понимать!

О жестокости детей можно писать целые научные трактаты. Увы, в возрасте от 11-12 лет и практически до окончания школы в детях поселяется вдруг «из ниоткуда» неоправданная жестокость и агрессия.

Потом это проходит. Но — не у всех.

А последствия такой травли иногда остаются с детьми, которых обидели, на всю жизнь.

Бессмысленная и беспощадная травля – это не «модное веяние». Травля была всегда. Другой вопрос, что методы травли стали более изощренными, и иногда родителям приходится менять даже город проживания, чтобы уберечь нервную систему своего чада.

Как понять, что твоего ребенка в школе травят, обижают, издеваются?

Подростки – это дети «скрытного периода» взросления. Не у всех из них имеется достаточный контакт с родителями, чтобы избежать ошибок и принять правильное решение. Чаще всего, родители узнают об этой проблеме, когда ее масштабы выходят за пределы класса.

Кроме того, для ребенка может быть унизительным обсуждение этой проблемы с родителями — часто такое бывает у мальчишек, чьи папы с пеленок вбивают в них «ты же мужик, решай сам свои проблемы!».

Итак, и пора вмешаться?

  • Ребенок часто приходит с синяками и царапинами, для которых нет повода.
  • У ребенка часто «ломаются», «портятся», «теряются» вещи.
  • Ребенок постоянно ищет повод не пойти в школу – выдумывает болезни, греет на батарее градусник, ссылается на больной живот и голову, и проч.
  • Ребенок начал плохо есть и спать. Появились проблемы со здоровьем и кошмары по ночам.
  • Успеваемость падает, как и интерес к школьным занятиям в целом.
  • Ребенок постоянно подавлен, на контакт идет неохотно.
  • Имеют место , попыток самоповреждения и проч.
  • Рюкзак и форма ребенка часто «рвется» и «пачкается».

Если совпали хотя бы 3-4 симптома, которые повторяются изо дня в день, будьте уверены – вашему ребенку нужна ваша помощь.

Причины травли подростка в школе – почему именно вашего ребенка бьют, унижают и т.д.?

Травля в школе – это не просто временное безобидное явление, которое ребенок может перетерпеть.

Травля опасна серьезными последствиями, среди которых не просто потеря сна, обретение комплексов и падение самооценки ребенка, но гораздо более опасные – психические срывы и даже попытки суицида.

И — не обязательно, чтобы травля была физической. Гораздо более изощренными и разрушительными становятся именно психологические атаки.

Ни один ребенок не забудет травли. И не каждый из тех, кто травлю прошел, перенесет ее без последствий. Поэтому, чтобы наши дети, взрослея, не бегали по школам с автоматами в попытках отомстить обидчикам (как нередко показывают сегодня в новостях), нужно быть внимательными к ним не просто сегодня, а практически еще вчера.

Кто в группе риска, и в чем основные причина травли?

На самом деле, в группу риска может попасть любой, и причин для травли обычно четыре:

  • Ребенок не такой, как все. Например, слишком худой или наоборот с лишним весом, в очках, отличник или двоечник, слишком активный или наоборот слишком пассивный, задавака или тихоня, и проч. Причиной для травли сегодня может стать и вероисповедание, и физические недостатки, отсутствие модных вещей и профессии родителей, разрез глаз и неспособность постоять за себя, и проч.
  • Попал под горячую руку – оказался не в том месте и, как говорится, не в то время.
  • Ребенок – новенький в классе. Иногда и этого достаточно.
  • Ребенок сам ведет себя вызывающе и провоцирует всех на ответный бойкот или травлю.

Кто обычно становится зачинщиком травли?

  1. Учителя, которым не место среди педагогов.
  2. Асоциальные «элементы» класса. Дети из неблагополучных семей, которые устраивают травлю, чтобы не затравили их за принадлежность к такой семье. Дети, у которых есть проблемы с психикой. Дети, о воспитании которых их родители просто забыли.
  3. Популярные дети – активисты и лидеры, «короли и королевы» школы, которых слушают остальные дети, по сути становящиеся свитой данных лидеров.

Почему именно ваш ребенок стал жертвой травли?

Не стоит думать, что ваше чадо какое-то не такое. Ведь причиной травли может стать даже честность и порядочность ребенка, воспринятая сверстниками, как слабость. Или же отказ ребенка покурить за компанию, или устроить травлю другому ребенку.

Безусловно, причину поискать стоит, ведь тогда будет гораздо легче разобраться с ситуацией, но — не надейтесь, что эта причина будет понятной для вас.

Важно отметить и еще один нюанс.

Одно из условий травли, без которого, по сути, она станет просто невозможной – это попустительство учителя:

  • Просто наплевательское отношение: учитель закрывает глаза на все, потому что ему все равно.
  • Учитель еще не столь опытный, чтобы заметить травлю, которая, к тому же, ведется исподтишка. Или же замечает уже итог травли, когда жертва начинает отвечать обидчикам. Несложно догадаться, что влетает в данном случае от учителя именно жертве, ведь обидчики делают свои темные дела тихо и незаметно. Эта ситуация самая частая. Учитель, увы, просто не в состоянии уследить за всем и всеми. Особенно, если класс переполнен.
  • Учитель сам участвует в травле. Случай редкий, но тяжелый.

Как бы ни было обидно в этой ситуации учителям, но именно от них в большинстве случаев зависит атмосфера в классе. И именно учительница, как вторая «мама» каждого из детей, отвечает за их не только интеллектуальное, но и психическое состояние в школе.

Что делать родителям, если ребенка-подростка травят в школе одноклассники или учителя – инструкция

Никто не даст рецепта на тему «как быстро прекратить травлю». Таких рецептов нет. С какой стати ребенок обязан исправлять тот или иной «дефект», свою особенность, ставшую поводом для травли?

Если причиной травли была просто сама травля ради «животного интереса», то будь хоть кем и каким, но тебя все равно будут травить. И идти на поводу у зачинщиков, пытаясь угодить им и спасти себя – это наиболее худший вариант, потому что он лишь усилит травлю, для которой появятся еще 2 причины – слабость и самоунижение.

Что же делать?

  • В первую очередь – к учителю! Все школьные проблемы начинают решать только с него. Потом, если не помогло – к заучу. Затем, если снова не помогло – к директору.
  • Травлю нельзя «лечить» на уровне (примитивном) жертва-обидчик. Чтобы исправить ситуацию, необходима работа со всем коллективом «свидетелей» сразу.
  • Проанализируйте причину травли. Естественно, на поводу у обидчиков идти не нужно, но если в ваших силах придать ребенку уверенности – ищите способы. Ребенок слишком хрупкий и слабый – отдайте его в секцию, где он станет более уверенным в себе. Не умеет отвечать обидчикам? Научите ребенка «держать удар» (психологически) и быть «на коне» в любой ситуации. Проблемы с дикцией? Отведите к логопеду. И т.д. Превращайте все слабые стороны чада — в сильные.
  • Неплохим вариантом может стать показательно-демонстративный «разбор полетов» с учителем, директором и родителями всех сторон. На подростков, для которых еще не все потеряно (угрозы были мнимыми, гонор напускным), перспектива вылететь из школы или даже попасть на учет в детской комнате милиции может стать отличным стимулом усмирить свои амбиции и поменять поведение.
  • Если имеет место применение насилия – здесь прямой путь к директору через учителя, а далее – в прокуратуру, и проч. Ни один факт насилия остаться без реакции родителей не должен – даже мелкая шалость в виде подзатыльника однокласснику или подставленной подножки может привести к серьезным последствиям.
  • Учите чадо действовать так, как обидчики и не ожидают : спокойно отвечать на ругань, пропускать мимо ушей колкости, и проч. Конечно, в случае, когда начинается более серьезная травля, порча вещей ребенка, когда ему не дают прохода, когда начинаются серьезные оскорбления и применение силы, терпеть нельзя – нужно действовать, причем сразу и жестко. Опять же – не самостоятельно, а через педагогов, директора и родителей обидчиков.
  • Найдите способ подружить ребенка с обидчиками. Таким способом может совместный выезд куда-либо (всем классом) – на экскурсию, на пикник и пр., общие игры и хобби, кружки, можно также позвать детей в гости на день рождения. Естественно, враги сразу не превратятся в друзей, но все-таки станут менее опасными, а кто-то и перейдет в союзники. Речь, конечно же, не о том, чтобы подкупить обидчиков! Это самое худшее решение, которое может найти родитель.
  • Помогите ребенку преодолеть страх. Иногда достаточно просто перестать бояться обидчиков, чтобы они прекратили травлю.
  • Помогите ребенку самоутвердиться , если таких возможностей в школе для него нет. Пусть найдет себя в спорте или в хобби: обязательно найдите для ребенка занятие, которое повысит его уверенность в себе и самооценку.
  • Оградите свое чадо от хулиганов, насколько можете : встречайте из школы и провожайте, пока ситуация не утихнет сама собой. Как правило, большая часть издевательств в процессе травли одноклассников происходит после школы за пределами ее территории. А в самой школе – слишком много свидетелей.
  • Купите ребенку специальное техническое устройство , которое поможет вам быть в курсе, как текущей ситуации, так и местонахождения ребенка.

Эти советы хороши для ситуаций, которые не зашли слишком далеко.

Но что делать, если обидчик – настоящий агрессор, на которого не могут найти управу ни учителя, ни директор, ни сами родителя агрессора?

В этом случае действуйте жестко и быстро! Конечно, на пустом месте вы организовать защиту не сумеете, но если уже есть факты воздействия на вашего ребенка, то не ждите, пока директор перестанет бояться огласки (они так боятся «шума», что готовы принести школьников в жертву этим малолетним негодяям).

Ваши действия: заявление на имя директора и, при отсутствии какой-либо реакции – заявление в РОНО, потом в полицию. К заявлению можно приложить показания свидетелей, других родителей, справки из травмпункта и проч. Ну, а далее – в суд.

А, может, все-таки не надо?

Бывают случаи, когда родитель задается вопросом – «а не станет ли хуже для ребенка, если я вмешаюсь?».

Да, есть ситуации, в которые лучше не влезать. Но если дело дошло действительно до травли, с которой ребенок не способен в одиночку справиться (а не разовой обиды или ссоры между одноклассниками), то разве можете вы сделать хуже тем, что эту травлю прекратите?

Представьте на секунду, что может случится с вашим ребенком, если он не сможет справиться с этим грузом проблем? Лучше влезть, куда не звали, чем потом сильно пожалеть, что не вмешались.

Чего делать категорически нельзя?

  • Вершить самосуд над обидчиками. Как бы вам ни хотелось «надавать по соплям» этим хулиганам, делать этого нельзя. Во-первых, ситуацию вы этим не решите, во-вторых, в этом случае вас можно будет привлечь «по статье» («а нечего было трогать чужих детей»), а обидчики получат еще один повод для травли вашего ребенка. Действуем строго в рамках закона!
  • Наускивать чадо на ответные подобные действия. Не нужно учить ребенка отвечать тем же. Даже, если речь идет о применении силы. Конечно, здорово, когда ребенок может постоять за себя, но нельзя учить «бить в ответ». Иногда такие ответы становятся, совершенно случайно, причиной инвалидизации и даже смерти обидчика (неудачно упал, и т.д.).
  • Пытаться «купить» расположение обидчиков. Подкуп – одно из самых бессмысленных, глупых решений, которое в итоге приведет к обратной реакции, а на ребенке надолго оставит клеймо слабака, подхалима и «шестерки».
  • Игнорировать травлю ребенка и бросать его в одиночестве в решении этой проблемы («сам справится!»). Помните – он может и не справиться.

Переводить в другую школу — или не переводить?

Конечно, можно перевести чадо и в другой класс, и в другую школу, и даже в другой город переехать — но есть ли в этом смысл?

В большинстве случаев, такие меры просто не обоснованы, а проблема исчерпывается довольно быстро, и к концу обучения обидчики с жертвами становятся чуть ли не лучшими друзьями.

Поэтому тщательно проанализируйте ситуацию и взвесьте «все за и против» — возможно, перевод и не нужен, а общие усилия педагогов, вас и ребенка смогут свести проблему на нет.

Другой вопрос, если учителя с директором вникать в проблему не желают, а травля приобретает масштабы, угрожающие не только нервной системе, но и здоровью ребенка – здесь уже выбирать не придется.

И самое важное: держите руку на пульсе! Ходите на школьные собрания, разговаривайте с ребенком, знакомьтесь с его учителями и одноклассниками, будьте в курсе проблем и успехов ребенка, чтобы вовремя дать совет, предостеречь от ошибки, помочь и подстелить соломки.

Были ли в вашей жизни похожие ситуации? И как вы из них выходили? Поделитесь своими историями в комментариях ниже!

Школа для ребенка – это новый мир, то место, где он в течение десяти лет будет проводить большую часть своего времени. И от атмосферы в классе, от взаимоотношений со сверстниками зависит вся будущая жизнь ребенка – его характер, развитие его способностей и отношение его к окружающему миру. Именно атмосфера в школе, а даже не успеваемость и элитарность учебного заведения, является наиважнейшей вещью для ребенка. Именно в школе он получает опыт общения с людьми, который наложит отпечаток на всю его дальнейшую жизнь.

Но бывает так, что этот опыт становится очень и очень неудачным. Травля в школе – это не миф, а суровая реальность, сейчас приобретающая все большее распространение. Как же защитить малыша от психологических, а порой и физических травм в месте, которое должно дарить ему знания и положительные эмоции?

Мифы о травле в школе

Прежде чем вскрывать причины травли в школе и думать над тем, как исправить ситуацию, необходимо вспомнить те мифы о травле ребенка в школе, которые закладывались в нас на протяжении поколений.

Миф 1. Это всего лишь элемент взросления

На самом деле травля, как и любая жестокость, - это совсем не норма. Кстати, согласно исследованиям, именно насилие в школе накладывает на психику детей намного больший отпечаток, чем любое другое насилие. А пассивно полагая, что травля – это такая «неприятная возрастная особенность», мы сами лишаем жертв насилия возможности как-то себе помочь. Ведь «против природы не попрешь»! Но на самом деле, проблема травли в школе требует решения, и как можно более скорого.

Миф 2. Педагоги легко смогут увидеть, кто жертва, а кто – агрессор

Представьте только: у учителя обучается масса детей – и это, как правило, далеко не один класс. Как Вы думаете, учитель может физически уследить за всеми? Конечно нет. Поэтому он может заметить не зачатки агрессии, а только уже «разбушевавшуюся войну». И как там разобраться, кто прав, а кто виноват? Конечно, учитель, увидев, что один ребенок колотит другого, накажет того, кто бил. А то, как его довела «жертва» - останется за кадром. Вполне возможно, что как раз жертвой-то и был тот, кто кинулся в драку. Дети очень изворотливы – и они часто делают все, чтобы наказан был другой человек.

Миф 3. Есть дети - потенциальные жертвы, которых будут обижать в любом коллективе

Это в корне неверная точка зрения, которой взрослые просто прикрывают свою несостоятельность и бездействие. Травля – это результат одиночества ребенка, который не может постоять за себя, оставшись один против массы. Это результат попустительства учителей, которые смотрят на атмосферу в коллективе сквозь пальцы, это результат одновременной жестокости и неуверенности в себе детей, выступающих в роли агрессора против того, кто хоть как-то отличается от них. На самом деле, все зависит от наличия или отсутствия поддержки жертве. Есть случаи, когда дети, бывшие изгоями в детстве, становятся если не душой компании, то вполне нормальными, общительными и адекватными людьми – главное просто помочь им в нужный момент.

Миф 4. Любое объединение людей в социальную группу порождает травлю

Это верно лишь отчасти. Дело в том, что травля – это результат насильного объединения людей в группу по некому малозначимому признаку. Усугубляется положение в тех случаях, если выйти из этой группы нельзя. Когда же люди объединяются по собственной воле или на основе общих интересов – травли быть просто не может. Именно в профильных классах, кружках по интересам или школах с демократической системой самоуправления травли нет.

Миф 5. Причина травли – исключительность ребенка

Если хорошо подумать – любой, абсолютно любой человек чем-то отличается от других. Поэтому логично предположить, что жертвой травли может стать любой ребенок. Достаточно только наличия еще одного человека (или группы людей), желающего самоутвердиться за счет другого. При достаточной активности такого агрессора (или группы агрессоров) и невозможности постоять за себя жертвы травля обеспечена.

Миф 6. Травля предусматривает только 2 роли: обидчика и жертвы

На самом деле есть еще одна немаловажная роль - роль «безмолвного свидетеля». И обычно эту роль играет множество людей: одноклассники, учителя, родители, которые следуют установке «меня это не касается». Конечно же, на детскую психику такая роль накладывает неизгладимый отпечаток. Именно из таких детей могут потом вырасти бездушные взрослые, на глазах которых будут убивать человека, а они пройдут мимо.

Причины травли в школе

Итак, мы развенчали основные мифы о травле в школе. Так каковы же причины этого явления, и кто с большей вероятностью может стать жертвой травли?

Во-первых, конфликт может возникнуть на почве разных способностей и разной подготовки детей. В таком случае уместны такие рассуждения: «Я умею читать, а он нет», «Я умею подтягиваться, а он нет», «Я хорошо рисую, а он нет». Конечно, ребенок, чувствующий свое превосходство, осознанно или неосознанно спровоцирует конфликт, который может привести к печальным последствиям.

Во-вторых, причиной конфликтов может быть разный возраст и пол одноклассников. Обычно дети рассуждают так: «Я мальчик, я сильнее», «Я старше, я умнее, и меня должны слушаться». Конечно же, такие противоречия, особенно в детском возрасте, полюбовно решить очень маловероятно.

И третья, наверное, наиболее важная, причина, являющаяся актуальной с первого класса и до окончания школы - это различия в материальном достатке родителей детей. Если один ребенок едет на все летние каникулы на Мальдивы и всем хвалится об этом, а другой – в деревню к бабушке – о каком взаимопонимании может идти речь? Конечно, Вы можете сказать, что дети в начальной школе еще не осознают этой разницы. На самом же деле, психологи утверждают, что понимание социального расслоения к детям приходит еще в 5 лет!

Важным элементом, определяющим различие в материальном положении семей - это школьное питание. В начальной школе некоторые дети, привыкшие к ресторанам, демонстративно воротят нос от школьных «деликатесов», а для других школьный обед – единственный шанс нормально поесть. Когда дети становятся старше – важным показателем становится возможность купить себе что-то в буфете, не надеясь на питание в школьной столовой. Поэтому именно денежный вопрос будет волновать детей на протяжении всего обучения в школе…да и не только в школе – и родителям необходимо это учесть.

А как черты характера и атмосфера в семье влияют на травлю ребенка в школе? Это может происходить следующими путями:

1. Небольшой процент детей-жертв агрессивны сами, и они провоцируют своих обидчиков на агрессию, остро реагируя на мало-мальски задевающие их фразы. В большинстве случаев, такое поведение кажется забавным для обидчиков – и они специально буду снова и снова задевать такого ребенка. Такие дети, как правило, растут в карающей обстановке, когда родители деспотичны и суровы.

2. Большинство жертв, как правило, замкнуты, спокойны и даже покорны. Они обычно не могут ответить обидчикам и просто принимают все издевательства над собой как должное. Конечно же, таким образом они вознаграждают агрессивное поведение в их сторону – и являются самыми «лакомыми» жертвами. Если такой жертвой является мальчик – то почти наверняка он растет в семье, где мама сильно, даже чрезмерно его опекает. Если же это девочка – то, согласно мнению психологов, ее мать отличается крутым нравом, неотзывчивая и чрезмерно контролирующая свою дочь.

Но жертвой травли может стать и ребенок из вполне нормальной семьи, который лишь отличается чем-то от других, а тому, кто захотел за его счет самоутвердиться, это очень не понравилось. В эти ряды может попасть ребенок в очках, полный или наоборот слишком худой, рыжий или застенчивый - да, по большому счету, кто угодно.

Как предотвратить травлю ребенка в школе и помочь ему

Конечно же, лучше предотвратить травлю, чем потом справляться с ее последствиями. Чтобы это сделать, необходимо, прежде всего, ликвидировать атмосферу в доме, способствующую появлению черт характера, о которых говорилось выше, и которые способствуют его роли «жертвы». То есть никакой чрезмерной опеки или, наоборот, чрезмерного деспотизма.

Кроме того, нужно обязательно спрашивать, как у ребенка дела в школе. Причем, эти «дела» должны касаться не только оценок, но и его отношений с одноклассниками. Аккуратно расспрашивайте его о школьной жизни, ведь травля может быть не только открытая, но и скрытая, пассивная – например, нежелание сидеть за одной партой, играть в одной команде или просто игнорирование его. Если Вы почувствовали, что что-то не так – обязательно поговорите с ребенком и педагогами.

Если конфликт уже случился – оцените его масштабы. Если это проблема между двумя детьми – лучше дать ребенку возможность самому разобраться и научиться отстаивать свои интересы. Некоторые родители по любому поводу мчатся в школу – разбираться с обидчиками. Но это в корне неправильно – потому что если до этого конфликт у Вашего ребенка был только с одним человеком – то теперь на него, как на «жалобщика», может ополчиться весь класс.

И даже если травля уже приобрела разросшиеся размеры – не стоит бежать в школу и разбираться. Попробуйте сделать так, чтобы Ваш малыш сам смог себя защитить и восстановить свой авторитет в классе. Например, если его дразнят из-за полноты – запишите его в спортивную секцию и сократите потребление им чипсов и колы. Если у всех его одноклассников есть мобильный телефон, а у него нет - и это делает его не таким, как все – купите ему уже эту «игрушку»! Есть недорогие модели телефонов, которые не сильно ударят по Вашему бюджету, а ребенок будет чувствовать себя более уверенно.

Если Ваш малыш очень скромный и неуверенный в себе – помогите ему стать более уверенным, ведь повышение самооценки обычно делает человека менее терпимым к нападкам окружающих. Также выясните у него, в какие кружки ходят его одноклассники и чем занимаются. Возможно, ему тоже захочется посещать какие-то из этих секций – в результате чего он сможет установить контакт с некоторыми одноклассниками. Неплохой идеей будет активное участие малыша в общешкольных мероприятиях, которые сближают детей и помогут ему обрести уверенность в себе.

В особо сложных случаях, если Ваш ребенок стал изгоем в классе – привлеките к проблеме учителей и школьных психологов. В этом случае профессиональная помощь будет Вам как нельзя кстати. И помните – самое важное для Вашего ребенка в школе – хорошее общение со сверстниками. Ведь те, у кого есть друзья и сформировавшийся круг общения, никогда не становятся изгоями!

МОСКВА, 2 фев — РИА Новости, Ирина Халецкая. Сельская школа в Свердловской области прославилась на всю Россию. Всему виной самодурство учителя. Классный руководитель вручила ученикам грамоты, но тут же отобрала благодарность у одной из школьниц. Родители девочки не сдали 300 рублей на нужды класса — так педагог обосновала свои действия, причем публично. Инцидент случился еще перед Новым годом, однако огласку получил только сейчас. Теперь делом занимаются местные власти, а девочка вынуждена посещать психолога.

Буллинг (травля. — Прим. ред.) в школах давно не редкость. Травят и учителей, и подростков. Впрочем, управа на это есть. На собственном примере это доказала москвичка Наталья Цымбаленко. Узнав, что над ее сыном издеваются сверстники, она подняла всех — от руководства школы до полиции с прокуратурой. В результате от ребенка отстали, а в классе воцарилась тишина.

Как родителям защитить детей от травли в учебном заведении — в материале РИА Новости.

"Оля, верни грамоту"

Анастасия Наговицына воспитывает двух детей. Старшая дочь Оля учится в четвертом классе. Проблем в школе у нее никогда не было. Однако в последний учебный день перед новогодними каникулами девочка пришла домой в слезах.

Выяснилось, что классный руководитель решила подарить детям символические подарки и намеренно проигнорировала девочку. "При всем классе учитель сказала, что для Оли нет ничего, потому что она не сдала на нужды класса 300 рублей", — рассказывает мама.

После этого, вспоминает Анастасия, учительница стала раздавать грамоты детям, в том числе вручила и Оле. "Но потом осеклась и говорит: "Ой, Оля, а ты же не сдавала деньги, верни-ка грамоту!" И добавила, что в школе, дескать, не хватает бумаги, а раз деньги не внесли, то и благодарности не жди. Дочка подумала, что учитель шутит, оставила грамоту на парте, но затем убрала в портфель. Педагог все же заставила ребенка отдать бумажку", — продолжает Анастасия.

Это выбило девочку из колеи. По словам родителей, дочь отказывалась ходить в школу, говорила, что ее унизили перед одноклассниками. Теперь ей приходится посещать психолога. Но все разговоры на эту тему до сих пор заканчиваются слезами. Что характерно, учительница перед семьей так не извинилась.

© Фото из личного архива Наговицыной

© Фото из личного архива Наговицыной

Когда Наговицына написала о случившемся в соцсетях, историю подхватили СМИ. Управление образования провело проверку и вынесло учителю выговор с дисциплинарным взысканием. Все могло бы на этом и закончиться, но классный руководитель, поясняет Анастасия, изводит девочку упреками.

"Она ей заявила, что никаких выговоров не боится. Оказалось, что не только моей дочке не досталось подарка. Обделили еще нескольких учениц. Кроме того, в ноябре одна мама просила у директора, чтобы он повлиял на педагога. Абсурдность ситуации в том, что учитель про деньги на нужды класса говорит не родителям, а детям", — возмущается Анастасия. Она рада была бы перевести дочь в другое учебное заведение, но в селе только одна школа и один четвертый класс.

"Другие родители молчат. Опасаются, что начнут гнобить их детей. Многие мамы писали мне, говорили, что я молодец — не побоялась", — рассказывает Наговицына.

К урегулированию конфликта подключился депутат Госдумы от Свердловской области Дмитрий Ионин. Он привез в школу несколько упаковок бумаги, которой так не хватало классному руководителю Оли. Парламентарий очень хотел пообщаться с директором, но не застал ее на рабочем месте — она в спешке уехала в Екатеринбург после того как начались звонки из СМИ.

"Я считаю, что такой учитель не имеет права работать с классом. К сожалению, это не единичный случай. Однако родители не должны молчать, надо сразу же обращаться в соответствующие органы!" — прокомментировал ситуацию Ионин РИА Новости.

Дети сами не решат

Обычно все же учеников в школе травят одноклассники. Многие психологи в статьях о буллинге обращают внимание на то, что учителя до последнего не замечают проблему: жестокие дети в присутствии взрослых ведут себя прилежно. Кроме того, некоторые родители считают, что ребенок сам виноват. Не можешь поладить с одноклассниками — твоя проблема, сам разбирайся.

Мало кто задумывается, что дело не столько в жестокости детей, сколько в нежелании педагогов повлиять на ситуацию и вовремя вмешаться.

© фото из личного архива Цымбаленко в Facebook


© фото из личного архива Цымбаленко в Facebook

Москвич Петя Цымбаленко в пятом классе перешел в другую школу и попал под град насмешек сверстников. Его мама Наталья вспоминает: как такового повода для травли никогда не было, просто в классе сформировался костяк из "крутых", которые цеплялись к "некрутым".

К Пете приставали меньше всего, куда больше страдали другие мальчишки. По словам Натальи, им портили личные вещи, подкладывали бутылки с мочой в портфели, стягивали штаны в раздевалке. Все это снимали на камеру телефона и потом выкладывали в соцсетях.

"Дети просили помощи у классного руководителя. Но педагог — неконфликтный человек, она спускала все на тормозах, говорила, что "стукачей не любят", "надо закалять характер" и "уметь находить подход к товарищам". Максимум, что она могла сделать, — провести беседы на тему "давайте жить дружно", — рассказывает мама Пети.

Наталья долго не вмешивалась, но на всякий случай наняла для сына персонального тренера по фехтованию и рукопашному бою. Отчасти это помогло — драться Петр больше не боялся, "крутые" ребята от него отстали и переключились на его лучшего друга Мишу. Мальчишку "развели на деньги". "Одноклассники уговорили его купить у них вейп, взяли деньги и не отдали", — объясняет Цымбаленко.

После этого Наталья поняла: разбираться с проблемой придется ей самой. Она решила показать чиновникам, педагогам и правоохранителям, что творится в школе. Каждый свой шаг подробно описала в соцсетях, чтобы другие родители знали, как вести себя в сложной ситуации. По сути, ее пост — это самые настоящие лайфхаки для мам и пап.

Борьба с травлей. Лайфхаки

Первым делом она встретилась с родителями учеников, которых травили в классе. Однако одни опасались что-то предпринимать, другие собирались переводить ребенка в другую школу. "В итоге остались три мамы, готовые действовать. Я убрала эмоции и села писать подробное коллективное заявление сухим бюрократическим языком. Получилось 20 с лишним страниц", — вспоминает Наталья.

По ее словам, нашлось только два факта, к которым можно было прикрепить доказательства. Первое — переписка участников истории с электронной сигаретой и аккаунт одноклассника, который торгует ими. Второе — фотожабы на Петю в соцсетях, где ему пририсовали бицепсы и пресс. Одноклассники в комментариях веселились: Петр-де "стал качаться".

Цымбаленко попросила классного руководителя о встрече с директором школы и родителями учеников, которые травят одноклассников. Учитель, говорит Наталья, писала в родительском чате, что отказывается от класса, а встречу с директором так и не назначила. Утверждала, что очень занята, поэтому на собрание позовет психолога и соцработника.

"На встречу пришли три мамы, мой муж и родители "святых детей". Они переходили на личности, кричали: "Вы ничего не докажете!" Я посоветовала приберечь эту фразу для прокуратуры, которая придет по моему заявлению проверить, почему школа бездействует, когда в ее стенах торгуют курительными смесями. Представители школы сделали круглые глаза и сказали: "Какой кошмар, почему же вы раньше молчали", — говорит мама Пети.

"Встретимся в суде!"

Конфликт длился два года. Дольше всего Цымбаленко и другие родители "некрутых" детей буксовали на этапе бесед с классным руководителем. Наталья сама позвонила директору школы и с удивлением выяснила, что та до сих пор не знала ни о собрании, ни о ситуации в классе в принципе. "Классная" боялась сообщить директору о проблеме, считает Цымбаленко. За это время несколько детей ушли из школы, не выдержав травли.

Наталья отправила свое заявление на электронную почту школы, а еще — председателю управляющего совета школы, отнесла в администрацию своего района и в комиссию по делам несовершеннолетних, которую глава управы же и возглавляет. Написала она и маме ученика, рисовавшего фотожабы, попросив о встрече до того, как подаст на них в суд.

"Была послана куда подальше со словами: "Встретимся в суде!" Тем не менее я решила идти до конца: если уж уходить из школы, то с победой, а не с чувством жертвы. Это мы проговорили с сыном. Он не хотел уходить, в том числе из-за друга Миши", — объясняет Наталья.

В классе провели встречу с инспектором по делам несовершеннолетних, отдельно переговорили с родителями учеников, которых Цымбаленко указала в коллективном заявлении. Деньги обманутому Мише вернули, принесли извинения. А ученика, торговавшего вейпами, поставили на учет.

"По поводу карикатур мамы бормотали: "Мы не знали, что за это можно попасть под суд". Никто не ожидал, что я не приму участия в "родительских боях", а пойду бюрократическим путем писем и жалоб. Зато все сразу вспомнили о культуре, теперь одергивают желающих рисовать фотожабы и больше никто не достает окружающих", — уточняет Наталья.

Пока она писала заявления и ходила по инстанциям, "крутые" подростки еще сильнее травили одноклассников. Но Петя и другие дети, несмотря на страх, исправно посещали занятия. "Обидчики хотели встретить парней после уроков, угрожали. Муж забирал Петю из школы. Если бы угрозы хоть немного приблизились к реальности, я бы наняла телохранителя", — говорит Цымбаленко.

В конце концов в классе среди учителей, школьников и родителей воцарилось согласие. "В этой ситуации во многом есть моя вина: я долго не вмешивалась, слушала классную руководительницу и родителей, что "дети сами должны разобраться", — подытоживает Наталья.
Сейчас она уверена: даже если бы явных улик травли ее сына и его друга не было, она бы все равно ходила к директору школы и в инспекцию по делам несовершеннолетних, писала бы в департамент образования, не дожидаясь "увесистых" фактов.

Пост Натальи Цымбаленко тем временем собрал тысячи "лайков" и сотни комментариев. Родители активно делятся на своих страничках ее лайфхаками о том, как победить буллинг.

Неважно, как называть это явление: «травля в школе» или «буллинг». Если в классе каждый день запирают в кабинке туалета слабого мальчика и не выпускают оттуда - это проблема и учителей, и родителей, и детей. И если травля всё ещё часть школьной жизни, то надо постараться узнать о ней как можно больше.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

1. Травля - системный сбой школьного коллектива

Травля - системный баг, и разбираться с ней на уровне детей и родителей абсолютно неэффективно. До сведения учителей нужно донести суть происходящего. Нередко учителя начинают сваливать вину на затравленного ребёнка: «он не похож на других», «он неправильно себя ведёт», «он сам подставляется», «его не любят». Или даже: «она такая умная, а умных не любят». Главное, не поддаваться на эти провокации, даже если они имеют вид комплиментов ребёнку.

2. Жертва - не всегда ребёнок, который чем-то выделяется

Кадр из фильма «Школа выживания» / Paramount Pictures

Важное дополнение к первому пункту. Как обычно объясняют травлю? Слишком толстый, слишком худой, рыжий, в очках. И вообще сам нарвался. Но правда в том, что жертвой буллинга может стать любой, а внешность, музыкальные вкусы, успехи в учёбе или проблемы в семье - лишь повод. Красивые и умные дети страдают от нападок одноклассников не реже других. Всех жертв объединяет разве что повышенная чувствительность: они часто показывают свой страх, могут заплакать, то есть реагируют на травлю именно так, как нужно агрессорам.

3. Роль агрессора или жертвы - это не навсегда

Кадр из фильма «Школа выживания» / Paramount Pictures

Конечно, последствия травли сказываются в будущем. Люди, которых травили в детстве, вспоминают о школе как о самом худшем, что было в их жизни. Но это не значит, что жертвы становятся неудачниками, а агрессоры никогда не признают своих ошибок. И всё же поведение в школе - это не те модели поведения, которые человек будет реализовывать всю жизнь. Кристин Аудмайер в книге о школьной травле «Все на одного» приводит истории десятков успешных и уверенных в себе взрослых, которых гнобили одноклассники. И столько же историй обидчиков, которым уже в старшей школе становилось стыдно, и они начинали защищать того, на кого сами недавно нападали.

4. В школьной травле участвуют не только ученики, но и учителя

Кадр из фильма «Школа выживания» / Paramount Pictures

Учитель-буллер - такая же реальность, как и агрессор-одноклассник. Только у учителя гораздо больше ресурсов для масштабной травли. Часто дети молчат о том, что происходит. И здесь речь может идти в том числе о сексуальных домогательствах. Ребёнку может быть стыдно или он просто не знает, как говорить о происходящем. Именно поэтому необходимо дать детям те слова, которыми они могут описывать свои эмоции. А ещё - объяснить, в каких именно ситуациях они сталкиваются с проявлением ненормального отношения со стороны учителя. Ребёнок должен понимать, что между учителем и учеником существует дистанция, которую нельзя нарушать. Учитель не должен унижать ученика, и роман между ними - невозможен.

5. Родитель может сделать только хуже

Кадр из фильма «Школа выживания» / Paramount Pictures

Например, посоветовать дать сдачи или не обращать внимания на происходящее. Первый совет сформирует у ребёнка представление, что все проблемы можно решить силой, и даст индульгенцию на вымещение накопленной обиды и злости на других детях. Второй - запустит две мысли у ребёнка: мне плохо - я не должен обращать на это внимание, мои переживания не важны - я не важен, в том числе и для родителей. И то и другое в решении проблемы не поможет, но скорее приведёт к разрушению доверительных отношений в семье и только усугубит ситуацию с травлей.

6. Слова действительно могут помочь

Кадр из фильма «Школа выживания» / Paramount Pictures

Главное - правильно их подобрать. Часто, сталкиваясь с буллингом, родители хотят отправиться к обидчику и его родителям/директору/учителю, устроить скандал или просто забрать ребёнка из школы. Но важно понять, что сложившуюся ситуацию надо обязательно обсуждать с ребёнком. Только в этом случае появляется шанс действительно что-то изменить. «Ты ни в чём не виноват», «Давай вместе подумаем, что можно сделать», «Спасибо, что поделился со мной. Я это ценю и понимаю, что ты чувствуешь» - все эти фразы помогут ребёнку понять, что он не остался с проблемой один на один, и дадут возможность почувствовать себя защищённым.

Все о травле в школе читайте по .

Ни для кого не секрет, что в переходном возрасте дети становятся очень жестокими. В каждом классе обязательно есть одна или несколько «жертв». Что делать, если эта нелегкая роль досталась именно Вашему ребенку?
Я знаю о школьной травле не понаслышке.

Всю свою жизнь я была отличницей, умницей и тихоней. Училась на одни пятерки, не пила, не курила, не ругалась матом, не рассказывала пошлых анекдотов. Занималась в различных кружках, писала стихи – родители и учителя души во мне не чаяли. Но одноклассники…

Впрочем, их тоже можно понять. Меня все время ставили им в пример – разумеется, это раздражало. К тому же, у меня были СОВЕРШЕННО противоположные интересны, и я выглядела белой вороной. А кто любит белых ворон?

Кроме того, я была безответной и физически слабой. В общем, идеальный объект.

Не помню точно, с чего все началось – но растянулась травля на долгие три года. Это были, пожалуй, худшие три года в моей жизни, которые не слабо осложнили мой переходный период и даже – что скрывать – довели до мыслей о самоубийстве.

НО: я справилась и смогла реабилитироваться. Во многом это заслуга моей мамы. И, частично, моей собственной интуиции. Итак, обо всем по порядку.

Чем опасно такое психологическое давление?

Обычно такая неприятность случается со школьниками именно в переходном возрасте, т.е. когда идет становление личности и характера молодого человека.
Таким образом, есть очень большая вероятность, что плохие отношения с ровесниками оставят свой отпечаток в виде комплексов, недоверия к людям, отсутствия силы воли, уверенности и способности принимать решения.

Или же, напротив, могут стать причиной озлобления. Как одна, так и другая крайность негативно сказывается на дальнейшей социальной адаптации личности.

Как противостоять школьной травле?

1. Разобраться в причинно-следственных связях.

Один из первых и самых важных факторов удачного преодоления психологического давления – четкое понимание причинно-следственных связей.
Когда подросток попадает в такую трудную ситуацию, первый вопрос, который он задает себе – «Почему я?».

Чаще всего «жертва» не виновата. Единственная вина такого подростка в том, что он чем-то явно отличается от других. Но бывают и исключения.
Таким образом, сначала нужно ответить на вопрос: «Сделал ли я что-то плохое тем, кто возглавляет травлю?» Если ответ – нет, значит, причина не в жертве. Это очень важное положение.

Ребенок должен понять, что он не виноват в сложившейся ситуации.

Не виноваты его очки, его шрам, его худоба/полнота, веснушки, прыщи и так далее. Это понимание защитит от комплексов. Важно дать себе установку: да, я имею право быть таким, какой я есть. Я не должен меняться только ради того, чтобы понравиться своим одноклассникам.

Мне в этом плане ОЧЕНЬ помог тот факт, что мои лучшие подруги были вне школы. К тому же, они были старше. И они принимали меня такой, какой я была. Это помогло понять, что дело не во мне.

Причина травли – в самих мучителях. Полноценный, уверенный в себе человек НИКОГДА не будет издеваться над тем, кто слабее его. Это – способ самоутверждения и борьбы с собственными комплексами.

Это очень важный фактор, который Вы должны объяснить своему ребенку: «они издеваются над тобой, потому что они слабые. Они не нашли другого способа самореализации и, задирая тебя, таким образом борются с собственными страхами. Они стали «нападать» на тебя только потому, что сами боялись оказаться на твоем месте. За это они достойны жалости».

Да, это тоже решающая ступень преодоления – заменить чувство ненависти к обидчикам – чувством жалости. Кроме того, в некоторых случаях высказанное сочувствие может стать неплохим оружием.

Особенно это касается девочек, т.к. у мальчиков вопросы нередко решаются дракой. Если сказать мучителю: «Знаешь, а мне тебя жалко. Ты пытаешься меня задеть, потому что боишься. Потому что тебе самому – плохо», - в некоторых случаях это может стать завершением конфликта, потому что, «наступив» ему на самое больное, вы отбиваете охоту задирать вас.

По крайней мере, в моем случае это работало.

2. Игнорировать.

Да, это может показаться странным, но самый эффективный способ противостояния травле – это игнор. Обидчикам нужна реакция. Нужны слезы. Нужно, чтобы ребенок бегал за ними и пытался отобрать свою вещь.

Если не реагировать на обидные слова и толчки – обидчикам очень скоро надоест. Так что выдержка, выдержка и еще раз выдержка.

Первое время игнор дается нелегко. Трудно молчать, когда внутри все кипит от праведного негодования, но, поверьте, это того стоит. Не отзываться на обидные клички. Не огрызаться на грубости. Не пытаться отобрать свои вещи. Тогда обидчики быстро потеряют интерес.

У меня часто отбирали пенал, портфель или шапку, ожидая соответствующей реакции. Я в ответ со скучающим видом говорила: «Когда наиграешься, вернешь на место, ладно?». Сперва это вызывало злорадный смех, но в конце концов, все случалось по-моему: наигравшись, вещь бросали около моей парты или на одной из соседних.

Также именно благодаря тотальному игнору ко мне не прилепилась ни одна из обидных кличек.

3. Никогда не показывать, что тебе больно.

Еще один очень важный и очень сложный шаг. Те, кто затеял травлю, не должны видеть слез жертвы. Никогда.

Конечно, первое, чего хочется в такой момент – это плакать. И плакать можно и даже нужно – это отличный способ снять стресс. Но никто не должен этого видеть.

Поэтому – терпеть. Если совсем невмоготу, отпрашиваться на уроке, выходить в туалет и плакать там. Я, например, уходила плакать в школьный гадероб. По дороге домой или дома. Но никогда – на глазах у своих мучителей.

Если они не будут видеть, как тяжело подросток переносит травлю, они скоро потеряют интерес, так как такой процесс не будет вызывать морального удовлетворения, ради которого травля и затевалась.

Да, держать себя в руках – очень сложно, но это того стоит.

4. Не жаловаться учителям.

То, что учителя не вмешиваются – не значит, что они ничего не видят. Педагоги понимают, что их заступничество может только сильнее навредить подростку.

Поэтому, как бы ни было трудно, жаловаться учителям – нельзя. Во-первых, это проявление слабости, которое в данной ситуации недопустимо. Во-вторых, ябед в подростковой среде не любят еще больше, чем белых ворон.

Искать защиты у учителей можно, но другим способом – оставаться с ними на перемене. Задавать вопросы относительно домашних заданий или любых интересующих вещей. Разумеется, в присутствии учителя никто не станет задирать ребенка.

5. Родители не должны вмешиваться.

Самое худшее, что может сделать родитель в такой ситуации – это вмешаться, искать управу на обидчиков через их родителей. Такое подростку точно не простят и травля, которая могла бы закончиться очень быстро, растянется на долгие-долгие годы.

Да, очень трудно смотреть на происходящее со стороны и не вмешиваться, но Вы должны это сделать. Ради своего ребенка.

При этом нужно объяснить подростку, что вы - на его стороне. И, если что, он может на Вас рассчитывать. Что Вы не вмешиваетесь, не потому, что Вам все равно, а потому, что знаете: если заступитесь за него – станет еще хуже.

Дайте ребенку понять, что Вы знаете о происходящем и всегда готовы его выслушать. Этого будет вполне достаточно.

Я частенько плакала у мамы на коленях. она гладила меня по волосам и говорила: «Ну хочешь, я позвоню маме Даши/Кати/Саши?». Я, конечно, не позволяла. Но самого факта, что мама спрашивает, мне хватало, чтобы держаться.

6. Злость на самого себя.

Да, как бы странно это ни звучало, злость тоже помогает. Я говорю не о ненависти к себе, а о спортивной злости, благодаря которой люди даже встают с инвалидного кресла.

Звучит этот посыл примерно так: «Почему я позволяю этим людям портить мне жизнь? Почему меня вообще должно волновать, что они обо мне думают?»

К кому-то эта злость приходит сама, в ком-то ее стоит подстегнуть.

Именно эта злость помогла мне в свое время встать на ноги. Это было уже после слабины в виде мыслей о самоубийстве. В какой-то момент я проснулась и поняла, что чуть не дошла до того, что готова была погубить свою жизнь...

И все из-за чего? Из-за того, что закомплексованные одноклассники играют в волейбол моим любимым пеналом?! Произошел щелчок в голове, я разозлилась и поняла, что больше никому не позволю портить себе жизнь.

Когда они перестали чувствовать мою реакцию даже на психологическом уровне, меня оставили в покое.

7. Эскапизм.

Еще одной очень полезной штукой при борьбе с последствиями школьной травли является возможность убежать от реальности хотя бы ненадолго и разгрузиться – ментально и морально.

Для этой цели подойдет абсолютно любое увлечение: коллекционирование, чтение, спорт, танцы – что угодно, что позволит занять досуг.

Часто «затравленные» подростки находят себе кумиров среди музыкантов и актеров. Не стоит этому мешать. Подросток опирается на своего кумира, как на костыль, и, погружаясь в его биографию, ненадолго забывает о собственных проблемах.

Кроме того, истории успешных людей часто содержат ключи к преодолению трудностей. В кумире подросток обретает опору и друга, и это делает его сильнее.

Так было в моей ситуации. И я очень благодарна маме за то, что она поддержала мое увлечение: позволила развесить фотографии, слушать музыку, разрешала покупать книги.

Именно с тех пор, как я обзавелась увлечением, мне стало по-настоящему наплевать на одноклассников и то, что они обо мне думают. И за это меня стали уважать.

Таким образом, в начале восьмого класса травля ПОЛНОСТЬЮ сошла на нет. Мы стали нормально общаться с теми, кто прежде меня прессовал (на уровне чистых формальностей, конечно).

А с некоторыми из зачинщиков даже подружились в выпускных классах, когда они наконец-то разобрались с собственными комплексами.

Меня недолюбливали до конца, но стали уважать. Вплоть до того, что классе в 10-м впервые пригласили на коллективную пьянку. Я, конечно же, отказалась, но это было показателем моей полной безоговорочной победы.

Таким образом, последний совет. Который я могу дать: не нужно искать одобрения, нужно искать уважение.

Искренне надеюсь, что кому-нибудь поможет мой жизненный опыт.

Чтобы получать лучшие статьи, подпишитесь на страницы Алимеро в