Выставка барбьери. Джан паоло барбьери. Из досье «кп»

// Текст и фото предоставлены организаторами выставки //

Правительство Москвы; Департамент культуры города Москвы; Мультимедиа Арт Музей, Москва / музей «Московский дом фотографии» представляют выставку в рамках IX Московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии — 2015».

Куратор: Лаура Серани.

При поддержке: Ahmad Tea.

Автор обложки первого номера итальянского Vogue, один из лучших портретистов в истории мировой фотографии, создавший снимки великих кинозвезд и супермоделей: Одри Хепберн, Софи Лорен, Моники Белуччи, Верушки и других, Джан Паоло Барбьери был не просто свидетелем происходящих в мире моды перемен, он сам оказал огромное влияние на происходящие изменения, в частности, создав новый формат модной съемки в послевоенной Европе, выступая не только в роли фотографа, но и стилиста для своих моделей. Джан Паоло Барбьери родился в Милане в 1938 году, учился в Католическом университете. Вскоре он переехал в Рим, где в течение года стажировался на легендарной итальянской киностудии Cinecitta, познакомившись с Лукино Висконти и Федерико Феллини, чье творчество оказало огромное влияние на формирование стиля Барбьери. Его снимки невероятно кинематографичны. Тщательно продуманные в отношении света, тени и построения кадра, они передают удивительный эффект движения, ставший визитной карточкой фотографа.

Любовь к кино навсегда стала одним из главных векторов в творчестве Барбьери. Иногда нарочно, иногда невольно, он постоянно отсылает зрителей к образам, созданным его любимыми режиссерами: Эрнстом Любичем, Альфредом Хичкоком, Винсентом Миннелли, воссоздавая атмосферу культовых кинокартин.

На Cinecitta его заметил модный фотограф Том Кублин, который в 1961 году предложил Барбьери должность ассистента, что позволило ему поработать с коллекциями домов моды Balenciaga и Yves Saint Laurent, а также открыть для себя мир высокой моды. Кроме того, этот опыт положил начало многолетнему сотрудничеству Джан Паоло Барбьери с издательским домом Condé Nast.

Начиная с 90-х, поработав почти со всеми ведущими модельерами и глянцевыми изданиями, Барбьери обратился к тревел-фотографии. Он снимал людей и природу Мадагаскара, Таити и Сейшельских островов. Его экзотические серии, выполненные в стиле «ню», раскрывают тему человеческой сексуальности. В настоящее время Джан Паоло Барбьери проводит много времени между Сейшелами и Миланом, где продолжает сотрудничать с Vogue и Vanity Fair, пишет книги, работает над новыми проектами в жанре натюрморта, одного из своих новых увлечений.

В Калининграде на выставке представлены все самые известные фотопортреты работы Барбьери. В экспозицию вошли фотографии для коллекций модных домов Версачи, Валентино , Ив Сен Лоран, Армани и других, сделанные в 70-80-х годах.

С черно-белых снимков на нас смотрят суперзвезды.

Годы идут, а звезды не меняются. Если ты стал звездой, значит ты человек яркий и умный, личность. Меняются простые люди, но звезды остаются звездами, - говорит Джан Паоло и признается, что ему со знаменитостями повезло, к работе фотографа они относились с уважением. – Когда Одри Хепберн пришла ко мне сниматься, она принесла из дома тапочки. Чтобы не запачкать белый фон в студии.

Довелось Джан Паоло фотографировать и русских женщин-красавиц.

От работы с Майей Плисецкой остались очень хорошие впечатления. Ко мне в студию в Милан она пришла вместе с Рудольфом Нуриевым . Они работали в тонкой, элегантной манере и делали все, о чем я их просил. Особенность русских женщин - это красота. Они для меня – среди самых красивых женщин мира, - вспоминает фотограф.

А вот некоторых артисток, например, обворожительную Монику Беллучи, Барбьери снимал обнаженной. Кстати, такие фотографии на выставке в Калининграде тоже есть.

Моника Беллучи вошла ко мне в студию в один прекрасный весенний день, на ней было легкое платье и огромные каблуки. Когда я ее увидел, я онемел от красоты, - рассказывает маэстро. - Когда мы начали работать, я понял, что Моника может достаточно много мне дать. Тогда я попросил ее позировать почти раздетой. Сначала она отказывалась и говорила: «Это совершенно невозможно». В те времена я работал с фотоаппаратом «Polaroid», который позволял сразу видеть то, что получается… В какой-то момент Моника смягчилась и сказала: «Делайте что хотите». У меня просто огромное количество ее обнаженных фотографий! В них нет вульгарности. Она очень милая, хорошо воспитанная.

Отобранные фотоработы для выставки в Калининграде показывают весь срез fasion-индустрии тех лет. В отдельный блок фотовыставки вошла серия портретов звезд Европы , США и России .

Главное в фотографии для меня – это идея, которая формируется в голове . Я часто делаю рисунок, прежде чем начать фотографировать, - говорит итальянец. - Фотография очень изменилась с приходом современных компьютерных технологий. А цифровую фотографию нельзя сравнивать с аналоговой. На моих снимках вообще нет ретуши или фотошопа . Лица такие, потому что макияж был совершенный с самого начала. И фотографов моего времени нельзя сравнивать с современными. Да и модели прошлого – они все были личностями! Если это была блондинка, то это была блондинка! А сегодня все модели одинаково анарексичны.

Джан Паоло проехал с небольшой экскурсией по Калининграду. Особенно ему понравилось здание Кёнигсбергской биржи, куда в будущем переедет художественная галерея.

Он признался, что планирует привезти в Калининград еще одну выставку. Мастер хочет показать к нам трилогию из книг о Таити , Сейшелах и Мадагаскаре . Это любопытный антропологический проект.

Сейчас Джан Паоло Барбьери работает над проектом, посвященном 400-летию со дня смерти Уильяма Шекспира . А недавно закончил создавать фотокаталог ювелирных изделий и коллекции парфюмерии для Булгари.

Выставка «Мода и вымысел», которую после Калининграда повезут в Санкт-Петербург, проходит в художественной галерее до 17 мая.

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Джан Паоло Барбьери родился в Милане в 1938 году (78 лет), учился в Католическом университете. Работал ассистентом у Тома Кублина, познакомился с коллекциями домов моды Ив Сен Лоран и Баленсиага. Тогда молодому фотографу доверили создать обложку первого номера итальянского Vogue. После этого посыпались заказы французских, немецких и американских изданий. Фотограф открыл собственную студию.

Вскоре переехал в Рим для стажировки на итальянской киностудии, где познакомился с Лукино Висконти и Федерико Феллини .

Барбьери ассоциируется с известными кутюрье: для модных домов Армани, Версачи и Валентино он сделал множество знаменитых рекламных кампаний и культовых портретов от Одри Хепберн до супермоделей Верушки и Миреллы Петтени.

Он не просто стал свидетелем изменения моды и образа женщины в 1960-х годах, но и сам оказал влияние на эти изменения.

Барбьери называют реформатором визуальной действительности 20 века, создателем нового формата модной съемки в послевоенной Европе, одним из лучших портретистов в истории мировой фотографии.

x HTML-код

Итальянский фотограф рассказал калининградцам, как снимал обнаженную Монику Беллучи.. Александр КАТЕРУША

Крестный отец послевоенной модной фотографии и один из главных портретистов Одри Хепберн, Моники Белуччи, Вивьен Вествуд и Софи Лорен везет свои работы в Петербург. С 1 сентября в «Эрарте» покажут культовые снимки Джана Паоло Барбьери, во многом сделавшего имидж журналу Vogue и брендам Valentino, Armani, Versace и Gianfranco Ferre. Мы первыми увидели выставку «Мода и Вымысел», организованную совместно с московским Мультимедиа Арт Музеем, и рассказываем о ценнейших экспонатах.

Одри Хепберн в Valentino. Итальянский Vogue. Рим, 1969 год

Барбьери создал принципиально новый формат фэшн-съемки, взяв за основу динамичность кинематографа и вернувшись к черно-белым фотографиям, когда весь глянец совершенствовался в цвете. Его главными менторами в искусстве были немецкий режиссер Эрнст Любич, американский постановщик Винсент Минелли и автор самых жутких триллеров Альфред Хичкок, чьи приемы он пытался перенять в создание портретов, в том числе актрисы Одри Хепберн. Фотография для итальянского Vogue, сделанная в Риме, его любимая: четкость линий капюшона от Valentino и взгляд Хепберн одновременно притягивают и отталкивают, ведь через какое-то время рядом с фото улыбка кинодивы перестает казаться жизнерадостной и эмоциональной.

Джерри Холл в Vivienne Westwood, 1997-1998 годы

В «дикой» фотографии актрисы Джерри Холл Барбьери соединил ДНК бренда Vivienne Westwood и стилистику портретов Ганса Гольбейна. Кампейн, снятый в конце «гранжевых» 90-х, апеллирует к средневековым работам художника для королевской семьи: их можно разгадать по стрелам с любовными записками, жаккардовому платью с квадратным вырезом, гигантской шубе как у Генриха VIII и фрезой на шее – нет, не у модели, а у пушистого зверька в ее руке.


Симонета Джанфеличи для Valentino, 1983 год

На иконическую фотографию прощания возлюбленных Барбьери вдохновила лента «Касабланка». Снимок с моделью Симонетой Джанфеличи почти детально повторяет последнюю сцену фильма, где героиня Ингри Бердман садится на борт самолета в Лиссабон, а Хамфри Богарт провожает ее со словами: «Если ты останешься, то будешь жалеть. Возможно, не сегодня, возможно, не завтра, но скоро и до конца своей жизни».

Пелличчия Венециани. Итальянский Vogue, 1975 год

Эдиториал итальянского Vogue также скосплеил одну из уже существующих работ, а именно картину Джованни Сегинтини «Ветренные матери». Специально для этого в фотостудию привезли огромное дерево, которое Джан Паоло Барбьери срубил собственноручно.

Аполлония, Итальянский Vogue, 1980 год

Барбьери обожает джаз и постоянно включает его на фотосессиях – нравится это моделям или нет. На одной из съемок для Vogue Italia актриса Аполлония ван Равенштейн подхватила саксафонические волны и стала танцевать фламенко в луке из плиссированной блузы, юбки-карандаш, стильного пояса из металлизированной ткани и харизматично взятой в зубы сигареты.

Сью Смитерс для Yves Saint Laurent. Французский Vogue. Париж, 1977 год

Джан Паоло открыл миру не одну профессиональную модель, в том числе главную кавер-герл 70-х Сью Смитерс. Ее дебютная съемка прошла в холодном Париже, а одежду для съемки готовил сам Ив-Сен Лоран.