Тема занятия : "Семейные ценности."
Цель : расширять представление учащихся о понятиях: семья, мир, человеческие взаимоотношения
Задачи:
Расширять у учащихся знания о мире, человеке и человеческих взаимоотношениях;
Раскрывать понимание значимости самих себя для своей семьи и семьи для каждого человека;
Развивать чувства единения с семьей и через нее – с родственниками, народом и человечеством; воспитывать чувства ответственности и сплоченности.
Ход урока:
1.Эмоциональный настрой.
Я рада вас видеть. Рассчитываю на вашу поддержку, помощь и взаимопонимание. Уверена, что наш урок пройдет плодотворно и будет успешным. И наш урок я хотела бы начать с видео - ролика "Рассуждение детей"
(видео - ролик на тему " Дети так рассуждают о семейных ценностях")
Работа в группах: Попробуйте сформулировать свое определение слову "Семья" и дайте определение
Общее определение слайд1
Беседа: (на доске вывешивается ватман с изображением солнышка и ответы детей пишутся на лучах солнца маркером).
Вопросы:
Что по вашему мнению, нужно для того чтобы существовала семья, какие качества;
Чтобы у детей и родителей были общие интересы;
Чтобы действительно это была семья, как пример для подражания?
(доброта, взаимопонимание, честность, любовь и т.д.). А как эти качества можно назвать одним словом, на чём держится семья?? Правильно - семейные ценности.
Тема нашего занятия "Семейные ценности" слайд 2
Так что же такое ценности? (слайд 3) Размышления и ответы учащихся.
Ценности:- то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл;
Значимость, польза, полезность. (словарь С.И.Ожегова)
После всего сказанного давайте попробуем дать определение семейным ценностям.
Семейные ценности являются частью общечеловеческих ценностей.
Любовь, добро, справедливость в семье способствуют становлению личности с развитым чувством долга, трудолюбивой, умеющей ставить ясные и благородные жизненные цели и следовать им согласно нравственным нормам.
Работа в группах : слайд4 у вас на партах лежит лист со сказкой
"Разноцветная семья", вам нужно будет закончить эту сказку и зачитать ее присутствующим, на работу дается 5 минут.В одной коробке с карандашами родился маленький карандашик. Взрослые карандаши - мама, папа, бабушка и дедушка - были цветными. Причем у каждого из них был свой цвет. Маленький карандашик еще не имел своего цвета, ему еще предстояло стать цветным. Каждый день синяя мама учила его, как быть синим. Красный папа - как окраситься в красный цвет, потому что его выбирают чаще всего, рисуя прекрасные картины. Желтый дед спорил со всеми, говоря о важности желтого цвета, а зелёная 6абушка брала внука за руку, и на какое-то мгновение он зеленел. Так проходил день за днем, и вот...
Ответы учащихся.
Вывод: Каждый из вас живет в семье и ваши семьи это тоже своего рода коробочки с карандашами. И ваши родители и родственники прививают и добавляют в вас "свой цвет" - свои ценности которые вы также несете на своем жизненном пути и в вас находиться частичка ваших близких людей. Счастье семьи зависит от воплощения в жизнь таких ценностей как любовь, учение труд доброта здоровье.
Р ефлексия: А сейчас я вам предлагаю синквей: 1 группа - «Семья» 2 группа - «Ценность» 3 группа – «Счастье» (зачитывают свои работы)
У нас на доске находятся островки счастья (желтый), страха(черный), равнодушия (синий) и мне бы хотелось чтоб каждый из вас взял стикер и наклеил на тот остров какое состояние на данный момент
Спасибо за урок
Вывод: Берегите свои семейные ценности, храните их, чтобы они могли передаваться из поколения в поколение, ведь именно они являются той «изюминкой», которая отличает все семьи друг от друга.
Вера Пчелина
Конспект занятия по семейному воспитанию в разновозрастной группе Центра Ппмс
Цель : воспитывать отношение к семье как к базовой ценности общества.
Задачи :
Образовательные : раскрыть понятия «семья» , «семейные ценности » .
Развивающие : расширять кругозор, способствовать развитию коммуникативных качеств, умению работать в группе , развивать творческий потенциал детей.
Воспитательные : воспитывать у детей нравственные качества личности, добрые взаимоотношения между детьми в группе , ценностное отношение к себе и окружающим.
Ход занятия:
Здравствуйте, гости. Здравствуйте, ребята. Ребята, подойдите, пожалуйста к столу. Посмотрите, на столе лежат предметные картинки, отображающие разное настроение . Выберите одну из них, которая соответствует вашему настроению и прикрепите ее на доску.
Воспитатель : Посмотрите, сегодня к нам в гости пришел сказочный герой, вот, пожалуйста, полюбуйтесь.
Медвежонок : «Здравствуйте, ребята. Вы узнали меня?
Ответ детей : Да.
Медвежонок : Я Мишутка. Я принес фотографию своей семьи (показывает) .
Догадались, из какой я сказки?
Ответ детей : Из русской народной «Три медведя»
Медвежонок : А как зовут мою маму, кто знает?
Ответ детей : Настасья Петровна
Медвежонок : А как зовут моего папу?
Ответ детей : Михайло Потапович.
Медвежонок : Наша семья небольшая : нас всего трое. Я очень люблю маму и папу. Они мои родители. Они меня тоже любят, они заботятся друг о друге и обо мне. Ребята, а вы знаете, что такое семья?
Воспитатель : Как вы думаете, что же означает слово «семья» по-вашему?
Ответ детей :
Воспитатель : Семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге. Семья очень нужна каждому человеку.
Воспитатель : Откуда же произошло слово «семья» ?
Слово «семья» – делится на два слова : «семь» и «я» . «Семья» - это семеро как я .? В старые времена говорили, семеро по лавкам , это означало что семья большая. Таких семей было очень много .
Воспитатель : Ребята, давайте немного попутешествуем. Мы побываем в прошлом, настоящем, и в будущем.
Сначала попробуем разобраться : то, что прошло - это (прошлое, а то, что только ещё будет - это (будущее, а то, что есть - это (настоящее) .
Мы можем отправиться в доброе прошлое, если шепотом скажем волшебные слова : «Раз, два, три глазки сомкни, в прошлое попади!»
Вот мы и попали в прошлое, это как раз в то время, когда вы только родились и были малышами. Вот у меня в руках подарок из прошлого, что же это?
Дети : погремушка.
Воспитатель : В семье друг друга называют ласково, нежно, потому что друг друга любят.
Проводиться игра «Скажи ласково» .
У кого в руках погремушка, тот и говорит. Я говорю слово, а вы говорите это же слово, только ласково.
Дочь- дочка, доченька, дочурка
Сын – сынок, сыночек, сынулька
Папа – папочка, папуля
Дед – дедушка, дедуля
Баба – бабушка, бабулечка
Мама - мамочка, мамуля
Сестра – сестренка, сестричка
Брат –братишка, братик
Воспитатель : Прошлое остается позади, дети подрастают, узнают много нового. Пришло время отправиться дальше, садитесь и закройте глаза и скажем вместе, тихонько, волшебные слова : «Раз, два, три, повернись, в настоящее вернись» .
(Воспитатель подходит к детям ) . Игровое упражнение «Зеркало»
Воспитатель : У настоящего тоже есть подарок, открываем глазки, посмотрите, кого вы там увидели?
Дети : – Себя!
Воспитатель : – Правильно! Каждый увидел сам себя. Но каждый из вас неповторим. Ведь мы бываем разные , улыбнитесь себе!
А еще мы умеем сердиться, бывает, мы грустим, или радуемся (дети показывают мимикой разные эмоциональные состояния).
Продолжаем наше путешествие отправимся в будущее.
Давайте сядем по удобнее. Скажем волшебные слова : «Раз, два, три, улыбнись будущее появись!» (говорят хором, вместе с воспитателем ) .
Перед детьми на столе лежат бумажные усики, приклеенные на шпажку. Вы вырастите, выберете себе профессию, вот кем бы вы хотели стать, когда вырастите, Богдан, Артем?
Ответы детей :
С помощью волшебных слов вернемся в настоящее
«Раз, два, три не вертись в настоящее вернись!»
Предлагаю поиграть в игру «Что сначала, что потом»
Посмотрите, здесь картинки, но они все перепутались, давайте сообща наведем порядок, расставим картинки по порядку, как взрослеет человек.
Дети расставляют картинки на мольбертах : «От девочки до бабушки (старушки) », «От мальчика до дедушки (старичка) ».
Воспитатель : Кто здесь самый маленький? Кто взрослый? Кто самый старший? (ответы детей)
Физкультминутка :
«Кто живёт у нас в квартире?»
Раз, два, три, четыре хлопки в ладоши
Кто живет у нас в квартире? повороты в стороны с подниманием плеч
Раз, два, три, четыре, пять хлопки в ладоши
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я-
Вот и вся наша семья! загибают поочередно пальцы на руке
Все пальчики собрались вместе в кулачки.
Воспитатель : Молодцы ребята, а скажите, все семьи одинаковые или разные ? Чем они отличаются? (Ответы детей)
(воспитатель работает на макете , показывая разные семьи )
Однако, семья может быть и маленькой : например, только мама и сын. Но если они любят друг друга, внимательны и заботливы, то и это хорошая, настоящая семья.
Сейчас я вам прочту отрывок из сказки Василия Александровича Сухомлинского «Лепесток и цветочек» .
«Лепесток и Цветок»
Расцвёл белый Цветок георгина. Летали над ним пчёлы и шмели, брали нектар. В Цветке сорок два Лепестка. И вот один Лепесток возгордился! «Я самый красивый. Без меня Цветок не цветёт. Я самый главный. Вот возьму и уйду – что мне?»
Поднатужился Лепесток, вылез из Цветка, спрыгнул на землю. Сел в кустике розы и смотрит, что будет делать Цветок. А Цветок, как ни в чём не бывало, улыбается солнышку, зовёт к себе пчёл и шмелей. Пошёл Лепесток, встречает Муравья.
Ты кто? – спрашивает Муравей.
Я – Лепесток. Самый главный. Самый красивый. Без меня и Цветок не цветёт.
Лепесток? Знаю лепесток в цветке, а на двух тоненьких ножках, как ты, - не знаю.
Ходил Лепесток, ходил, до вечера засох. А Цветок цветёт. Цветок и без одного лепестка – цветок. А лепесток без цветка – ничего.
Воспитатель :
Скажите, ребята, почему погиб лепесток?
В семье точно так же все связаны друг с другом, и только все вместе сильны. Только в семье, единстве с родственниками, человек счастлив по-настоящему.
Скажите своё мнение – считаете ли вы нашу группу семьёй ? Мне кажется, что и нашу группу можно назвать семьёй. Ведь нас с вами многое объединяет : мы заботимся друг о друге, помогаем, у нас есть общие увлечения, любимые занятия и даже семейные традиции .
А теперь составьте из картинок свою будущую семью.
(Детям раздаю картинки с изображением портретов мамы, папы, дедушки, бабушки, сестренок, и братишек.)
После составления ребенок рассказывает о своей работе.
В конце занятия повторяется выбор предметной картинки на определение настроения и самооценку работы детей.
Публикации по теме:
Консультация по семейному воспитанию «Взаимодействие семьи и детского сада в воспитании и развитии ребенка» Семейное воспитание общее название процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых.
Конспект занятия «Сказка о разноцветной звезде» с воспитанниками социального центра от 7 до 14 лет Цель: Воспитывать театрально-игровую деятельность. Задачи: Формировать коммуникативные навыки. Развивать способность к сочувствию и сопереживанию.
Конспект открытого занятия «Моя будущая семья» с воспитанниками центра психолого-педагогической реабилитации Конспект занятия «Моя будущая семья» Цель: осознание воспитанниками установок на будущую семейную жизнь. Задачи: Образовательные: Формирования.
Конспект занятия по ФЭМП в разновозрастной группе «Народная культура и традиции» Тема недели: Народная культура и традиции. Цели: Средняя группа: учить обозначать словами положение предмета на листе бумаги; Старшая группа:.
Конспект занятия по ФЭМП в разновозрастной группе «Наш дом» в старшей и подготовительной к школе группе Тема недели: "Наш дом" ОБЖ Цели: Старшая группа: Закрепить умение ориентироваться относительно себя, другого лица. Подготовительная группа:.
Конспект занятия
«Мир семьи»
Цель: воспитывать отношение к семье как к базовой ценности общества.
Задачи:
Образовательные: раскрыть понятия «семья», «семейные ценности».
Развивающие: расширять кругозор, способствовать развитию коммуникативных качеств, умению работать в группе, развивать творческий потенциал детей.
Воспитательные: воспитывать у детей нравственные качества личности, добрые взаимоотношения между детьми в группе, ценностное отношение к себе и окружающим.
Оборудование:
Нарисованная поляна, бумажные птицы, дом с изображением «7-я – наша группа», звезды-оригами, пословицы для игры, раздаточное пособие для практической работы, компьютер с видеосюжетом «Притча о звезде», песни «Мир похож на цветной луг», «Твори добро», афоризмы про семью, фломастеры, свеча.
Ход занятия:
Воспитатель:
Добрый день! Я благодарна вам за то, что вы пришли на эту встречу.
Давайте дадим друг другу руку, улыбнёмся солнышку – пустим по кругу искорку хорошего настроения.
Ребята, что самое главное в жизни для каждого из нас? (Семья)
Тема нашего часа лиричная:
Место личного в общем строю,
Чтобы крепла ячейка первичная,
Всесторонне обсудим семью.
Английский психолог, философ Фрэнсис Бэкон говорил: «Любовь к Родине начинается с семьи».
Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.
Каждому из нас нужно такое место, где не надо притворяться, где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой. Такое место – дом, семья. (Показываю плакат в виде дома «7-я – наша группа»)
Что же означает слово «семья» по-вашем? (Дети отвечают по кругу определение «Семья»)
Семья – сколько в нём загадок, оно делится на два слова: «семь» и «я». Оно говорит «семья» - это семеро как я. Число семь не делится, оно считается особенным и напоминает о том, что «семья» тоже едина и неделима.
Давайте посмотрим инсценировку сказки Василия Александровича Сухомлинского «Лепесток и цветочек». (Просмотр сказки в исполении детей)
«Лепесток и Цветок»
Расцвёл белый Цветок георгина. Летали над ним пчёлы и шмели, брали нектар. В Цветке сорок два Лепестка. И вот один Лепесток возгордился! «Я самый красивый. Без меня Цветок не цветёт. Я самый главный. Вот возьму и уйду – что мне?»
Поднатужился Лепесток, вылез из Цветка, спрыгнул на землю. Сел в кустике розы и смотрит, что будет делать Цветок. А Цветок, Как ни в чём не бывало, улыбается солнышку, зовёт к себе пчёл и шмелей. Пошёл Лепесток, встречает Муравья.
Ты кто? – спрашивает Муравей.
Я – Лепесток. Самый главный. Самый красивый. Без меня и Цветок не цветёт.
Лепесток? Знаю лепесток в цветке, а на двух тоненьких ножках, как ты, - не знаю.
Ходил Лепесток, ходил, до вечера засох. А Цветок цветёт. Цветок и без одного лепестка – цветок. А лепесток без цветка – ничего.
Воспитатель:
Скажите, ребята, почему погиб лепесток? А как мы можем применить эту сказку к жизни человека? (Ответы детей)
В семье точно так же все связаны друг с другом, и только все вместе сильны. Только в семье, единстве с родственниками, человек счастлив по-настоящему.
Мне кажется, что и нашу группу можно назвать семьёй. Ведь нас с вами многое объединяет: мы заботимся друг о друге, помогаем, у нас есть общие увлечения, любимые занятия и даже семейные традиции.
Скажите своё мнение – считаете ли вы нашу группу семьёй? Что нас объединяет в семью? (Ответы детей. Затем выбирают карточки с нужными ответами, помещают в дом «7-я – наша группа», делают обобщение).
1.Занятия
2.Досуг
3.Традиции
4.Труд
5.Увлечения
6.Мероприятия
7.Отдых
8.Школа
Послушайте стихотворение о нашей семье.
Воспитанник:
Семья – это наше счастье, любовь и удача,
Семья – это праздник, семейные даты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это важно!
Семья – это сложно.
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Хочу, чтобы про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья.
Воспитатель:
Хорошо, когда все быстро и дружно справляются с домашними делами и остаётся свободное время для любимого занятия. Во многих семьях принято свободное время проводить вместе: обмениваться новостями, обсуждать события, читать вслух книгу, слушать музыку, смотреть любимую телепередачу, шутить, вместе гулять, играть.
И сейчас мы с вами немного отдохнём и поиграем.
Игра «Путаница».
Дети стоят в кругу, взявшись за руки. Ведущий выходит из комнаты. Не расцепляя рук, игроки запутываются в кругу. Задача водящего – вернуть детей в круг.
Воспитатель:
Молодцы! Задание было веселым и интересным, не правда ли? Скажите, что помогло вам справиться с ним? Как удалось достичь цели? (Ответы детей)
Да, взаимопомощь, поддержка, доверие друг к другу помогли вам справиться с этим заданием.
Только понимая друг друга и вежливо относясь друг к другу, можно избежать семейных ссор, поддержка членов семьи поможет справиться с любой трудной ситуацией, а доброта в семье помогает сохранить спокойствие и уют. А самое главное и важное - чтобы в семье был мир и лад.
Мир семьи - это радостный дом, его уют и тепло.
Какие качества важно воспитать в себе, чтобы сохранить этот уютный и теплый мир семьи? (Трудолюбие, старательность, ответственность, готовность прийти на помощь, терпимость, взаимопомощь, взаимопонимание, умение уступать друг другу, гостепреимство).
Давайте попробуем создать наш «Мир семьи».
У вас на столах волшебные птицы, которые помогут вам запомнить эти качества. Нужно разместить их на сказочной поляне. (Поочерёдно выходят дети, читают определения качеств, делают обобщение: почему важно воспитывать в себе то или иное качество).
Американский философ Джордж Сантаяна говорил: «Семья – один из шедевров природы». И этот шедевр природы – наш «Мир семьи», где есть уют, тепло и гармония. (Дети поют Песню «Мир похож на цветной луг»)
Но в семье не так-то просто поддерживать семейный очаг, семейное тепло. Что ещё, по-вашему, необходимо для создания крепкой семьи? (Любовь, уважение, лад, забота, взаимопонимание, терпение, дружба, юмор, такт, хорошее настроение, доброта).
Давайте соберём солнечные лучи в единое целое. (Поочерёдно выходят дети, читают определения к высказыванию «Крепкая семья» и помещают на сказочную поляну вокруг солнца).
Семья – это маленькое солнце, благодаря которому нам тепло, уютно. Оно притягивает к себе. И все мы: и взрослые, и дети, должны сделать так, чтобы это солнце светило всегда, давая нам любовь, ласку, объединяя нас, охраняя нас всю жизнь.
«Дом построить – не шапку одеть» - гласит русская народная пословица. В народе существует множество пословиц и поговорок о доме, о семье. А какие помните вы?
Мой дом – моя крепость.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Дома и стены помогают.
В семье и каша гуще.
Семья в куче, не страшны и тучи.
Яблоко от яблони не далеко падает.
Дети, что цветы: уход любят.
Семейное согласие всего дороже.
В семье разлад, так и дому не рад.
Перед вами пословицы. Но, по ошибке наборщика, они перепутаны. Нужно вернуть им первоначальный вид, соединив стрелками.
1.Когда семья вместе…(так и душа на месте).
2.Семья без детей…(что цветок без запаха).
3.Согласную семью…(и горе не берёт).
4.Семья – печка: как холодно…(все к ней собираются).
5.Дружная семья…(и землю превращает в золото).
6.В семье любовь да совет…(так и нужды нет).
7.На что клад…(коли в семье лад).
8.Изба детьми…(весела).
9.Семья сильна…(когда крыша одна).
Молодцы, ребята! Вы справились с этим заданием на «отлично».
Скажите, почему люди не любят жить в одиночестве? Для чего они ищут спутников жизни, воспитывают детей, приобретают друзей? (Ответы детей)
Предлагаю вам посмотреть небольшой видеосюжет о семье «Притча о звезде». (Просмотр видеосюжета)
Давным-давно, много веков тому назад, так много звёзд на небе, как теперь, не было. В ясную ночь можно было увидеть только одну звёздочку, свет которой был то ярким, то очень тусклым. Однажды Луна спросила у звёздочки: «Звёздочка, почему твой свет такой разный: то яркий, указывающий дорогу даже ночью, то тусклый и незаметный»? Звёздочка долго молчала, а потом, вздохнув, ответила: «Свет мой становится тусклым тогда, когда мне одиноко. Ведь рядом со мной нет ни одной звёздочки, похожей на меня. А так хочется видеть и слышать кого-то рядом с собой! «А в какие ночи твой свет становится ярким?» - спросила Луна. «Мой свет становится ярким тогда, когда я вижу спешащих странников. Мне всегда было интересно узнать, что их манит в
дорогу, куда они так спешат»? «Ты узнала тайну спешащих странников»? – спросила Луна. «Да, - ответила Звёздочка. – Однажды я задала этот вопрос страннику, который был долгое время в пути. Он выглядел изнемождённым и очень усталым от долгого пути, каждый шаг давался ему с большим трудом, но глаза…». «А какими были его глаза»? – недоуменно спросила Луна. «Они светились в темноте от счастья и радости», - ответила, тяжело вздохнув Звёздочка и продолжила. – Чему ты радуешься, странник»? И он ответил: «Замерзая в снегу, голодая без куска хлеба, задыхаясь от жары, я шагал вперёд, преодолевая все преграды, потому что знал: дома меня ждёт тепло и уют, забота и сердечность моей семьи – жены, детей, внуков. Ради их счастливых глаз я готов совершить даже невозможное». Звёздочка замолчала, а затем ответила: «Вот с той самой поры я и стараюсь дарить как можно больше света тем путникам, которые несут счастье в свой дом, в свою семью». Луна посмотрела на Звёздочку и спросила: «Моя маленькая помощница! А ты хотела бы иметь свою семью?» «А разве это возможно»? – с надеждой спросила Звёздочка. Луна, не говоря больше ни слова, махнула рукавом золотого одеяния, и вот же миг на небе засияли тысячи новых звёзд, которые мигали своим неповторимым мерцающим светом маленькой Звёздочке, как будто говорили: «Мы рядом, мы здесь, дорогая, мы теперь – одна СЕМЬЯ»!
Воспитатель:
Каждый человек должен быть кому-то нужен, должен о ком-то заботиться, кому-то помогать. Людям хочется с кем-то разделить свою радость и печаль, хочется, чтобы их ждали, любили, хочется создать свою счастливую семью.
Весь народ – наша большая семья. История каждой семьи – частица истории Родины. Мы с вами тоже частичка своей Родины. И насколько сплочённой и крепкой будет наша группа, наша семья, зависит от тех качеств, которые вы в себе воспитываете.
Где-то далеко во Вселенной освещает жизненный путь каждой семьи нашей необъятной страны большая яркая звезда.
Звезда – это символ единства и сплочённости. Давайте зажжём свои маленькие звёздочки – символы душевного тепла и покоя, любви, понимания и мира в нашем доме. (Дети прикрепляют сделанные заранее звёздочки по технике «оригами» к окнам дома).
Мне очень хотелось бы, чтобы никогда не угасал этот свет в ваших окнах, где тепло и уютно всем нам.
Постарайтесь, чтобы так и было!
Великий советский педагог Василий Александрович Сухомлинский сказал: «Семья – это та первичная среда, где человек должен творить добро».
(Дети поют песню «Твори добро». Зажигается свеча. Она передаётся по кругу).
Наше занятие подходит к концу. Очень хочется, чтобы всё то, что вы сегодня узнали, осталось с вами, чтобы вам ваш дом был согрет душевным теплом, уютом и любовью.
Благодарю всех за участие, за вашу активность.