Семейное воспитание в детском доме конспекты занятий. Социальный тренинг-ролевая игра "моя семья". Вопросы к занятию

Тема занятия : "Семейные ценности."

Цель : расширять представление учащихся о понятиях: семья, мир, человеческие взаимоотношения

Задачи:

Расширять у учащихся знания о мире, человеке и человеческих взаимоотношениях;

Раскрывать понимание значимости самих себя для своей семьи и семьи для каждого человека;

Развивать чувства единения с семьей и через нее – с родственниками, народом и человечеством; воспитывать чувства ответственности и сплоченности.

Ход урока:

1.Эмоциональный настрой.

Я рада вас видеть. Рассчитываю на вашу поддержку, помощь и взаимопонимание. Уверена, что наш урок пройдет плодотворно и будет успешным. И наш урок я хотела бы начать с видео - ролика "Рассуждение детей"

(видео - ролик на тему " Дети так рассуждают о семейных ценностях")

Работа в группах: Попробуйте сформулировать свое определение слову "Семья" и дайте определение

Общее определение слайд1

Беседа: (на доске вывешивается ватман с изображением солнышка и ответы детей пишутся на лучах солнца маркером).

Вопросы:

Что по вашему мнению, нужно для того чтобы существовала семья, какие качества;

Чтобы у детей и родителей были общие интересы;

Чтобы действительно это была семья, как пример для подражания?

(доброта, взаимопонимание, честность, любовь и т.д.). А как эти качества можно назвать одним словом, на чём держится семья?? Правильно - семейные ценности.

Тема нашего занятия "Семейные ценности" слайд 2

Так что же такое ценности? (слайд 3) Размышления и ответы учащихся.

Ценности:- то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл;

Значимость, польза, полезность. (словарь С.И.Ожегова)

После всего сказанного давайте попробуем дать определение семейным ценностям.

Семейные ценности являются частью общечеловеческих ценностей.

Любовь, добро, справедливость в семье способствуют становлению личности с развитым чувством долга, трудолюбивой, умеющей ставить ясные и благородные жизненные цели и следовать им согласно нравственным нормам.

Работа в группах : слайд4 у вас на партах лежит лист со сказкой

"Разноцветная семья", вам нужно будет закончить эту сказку и зачитать ее присутствующим, на работу дается 5 минут.В одной коробке с карандашами родился маленький карандашик. Взрослые карандаши - мама, папа, бабушка и дедушка - были цветными. Причем у каждого из них был свой цвет. Маленький карандашик еще не имел своего цвета, ему еще предстояло стать цветным. Каждый день синяя мама учила его, как быть синим. Красный папа - как окраситься в красный цвет, потому что его выбирают чаще всего, рисуя прекрасные картины. Желтый дед спорил со всеми, говоря о важности желтого цвета, а зелёная 6абушка брала внука за руку, и на какое-то мгновение он зеленел. Так проходил день за днем, и вот...

Ответы учащихся.

Вывод: Каждый из вас живет в семье и ваши семьи это тоже своего рода коробочки с карандашами. И ваши родители и родственники прививают и добавляют в вас "свой цвет" - свои ценности которые вы также несете на своем жизненном пути и в вас находиться частичка ваших близких людей. Счастье семьи зависит от воплощения в жизнь таких ценностей как любовь, учение труд доброта здоровье.

Р ефлексия: А сейчас я вам предлагаю синквей: 1 группа - «Семья» 2 группа - «Ценность» 3 группа – «Счастье» (зачитывают свои работы)

У нас на доске находятся островки счастья (желтый), страха(черный), равнодушия (синий) и мне бы хотелось чтоб каждый из вас взял стикер и наклеил на тот остров какое состояние на данный момент

Спасибо за урок

Вывод: Берегите свои семейные ценности, храните их, чтобы они могли передаваться из поколения в поколение, ведь именно они являются той «изюминкой», которая отличает все семьи друг от друга.

Вера Пчелина
Конспект занятия по семейному воспитанию в разновозрастной группе Центра Ппмс

Цель : воспитывать отношение к семье как к базовой ценности общества.

Задачи :

Образовательные : раскрыть понятия «семья» , «семейные ценности » .

Развивающие : расширять кругозор, способствовать развитию коммуникативных качеств, умению работать в группе , развивать творческий потенциал детей.

Воспитательные : воспитывать у детей нравственные качества личности, добрые взаимоотношения между детьми в группе , ценностное отношение к себе и окружающим.

Ход занятия:

Здравствуйте, гости. Здравствуйте, ребята. Ребята, подойдите, пожалуйста к столу. Посмотрите, на столе лежат предметные картинки, отображающие разное настроение . Выберите одну из них, которая соответствует вашему настроению и прикрепите ее на доску.

Воспитатель : Посмотрите, сегодня к нам в гости пришел сказочный герой, вот, пожалуйста, полюбуйтесь.

Медвежонок : «Здравствуйте, ребята. Вы узнали меня?

Ответ детей : Да.

Медвежонок : Я Мишутка. Я принес фотографию своей семьи (показывает) .

Догадались, из какой я сказки?

Ответ детей : Из русской народной «Три медведя»

Медвежонок : А как зовут мою маму, кто знает?

Ответ детей : Настасья Петровна

Медвежонок : А как зовут моего папу?

Ответ детей : Михайло Потапович.

Медвежонок : Наша семья небольшая : нас всего трое. Я очень люблю маму и папу. Они мои родители. Они меня тоже любят, они заботятся друг о друге и обо мне. Ребята, а вы знаете, что такое семья?

Воспитатель : Как вы думаете, что же означает слово «семья» по-вашему?

Ответ детей :

Воспитатель : Семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге. Семья очень нужна каждому человеку.

Воспитатель : Откуда же произошло слово «семья» ?

Слово «семья» – делится на два слова : «семь» и «я» . «Семья» - это семеро как я .? В старые времена говорили, семеро по лавкам , это означало что семья большая. Таких семей было очень много .

Воспитатель : Ребята, давайте немного попутешествуем. Мы побываем в прошлом, настоящем, и в будущем.

Сначала попробуем разобраться : то, что прошло - это (прошлое, а то, что только ещё будет - это (будущее, а то, что есть - это (настоящее) .

Мы можем отправиться в доброе прошлое, если шепотом скажем волшебные слова : «Раз, два, три глазки сомкни, в прошлое попади!»

Вот мы и попали в прошлое, это как раз в то время, когда вы только родились и были малышами. Вот у меня в руках подарок из прошлого, что же это?

Дети : погремушка.

Воспитатель : В семье друг друга называют ласково, нежно, потому что друг друга любят.

Проводиться игра «Скажи ласково» .

У кого в руках погремушка, тот и говорит. Я говорю слово, а вы говорите это же слово, только ласково.

Дочь- дочка, доченька, дочурка

Сын – сынок, сыночек, сынулька

Папа – папочка, папуля

Дед – дедушка, дедуля

Баба – бабушка, бабулечка

Мама - мамочка, мамуля

Сестра – сестренка, сестричка

Брат –братишка, братик

Воспитатель : Прошлое остается позади, дети подрастают, узнают много нового. Пришло время отправиться дальше, садитесь и закройте глаза и скажем вместе, тихонько, волшебные слова : «Раз, два, три, повернись, в настоящее вернись» .

(Воспитатель подходит к детям ) . Игровое упражнение «Зеркало»

Воспитатель : У настоящего тоже есть подарок, открываем глазки, посмотрите, кого вы там увидели?

Дети : – Себя!

Воспитатель : – Правильно! Каждый увидел сам себя. Но каждый из вас неповторим. Ведь мы бываем разные , улыбнитесь себе!

А еще мы умеем сердиться, бывает, мы грустим, или радуемся (дети показывают мимикой разные эмоциональные состояния).

Продолжаем наше путешествие отправимся в будущее.

Давайте сядем по удобнее. Скажем волшебные слова : «Раз, два, три, улыбнись будущее появись!» (говорят хором, вместе с воспитателем ) .

Перед детьми на столе лежат бумажные усики, приклеенные на шпажку. Вы вырастите, выберете себе профессию, вот кем бы вы хотели стать, когда вырастите, Богдан, Артем?

Ответы детей :

С помощью волшебных слов вернемся в настоящее

«Раз, два, три не вертись в настоящее вернись!»

Предлагаю поиграть в игру «Что сначала, что потом»

Посмотрите, здесь картинки, но они все перепутались, давайте сообща наведем порядок, расставим картинки по порядку, как взрослеет человек.

Дети расставляют картинки на мольбертах : «От девочки до бабушки (старушки) », «От мальчика до дедушки (старичка) ».

Воспитатель : Кто здесь самый маленький? Кто взрослый? Кто самый старший? (ответы детей)

Физкультминутка :

«Кто живёт у нас в квартире?»

Раз, два, три, четыре хлопки в ладоши

Кто живет у нас в квартире? повороты в стороны с подниманием плеч

Раз, два, три, четыре, пять хлопки в ладоши

Папа, мама, брат, сестренка,

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щегол, сверчок и я-

Вот и вся наша семья! загибают поочередно пальцы на руке

Все пальчики собрались вместе в кулачки.

Воспитатель : Молодцы ребята, а скажите, все семьи одинаковые или разные ? Чем они отличаются? (Ответы детей)

(воспитатель работает на макете , показывая разные семьи )

Однако, семья может быть и маленькой : например, только мама и сын. Но если они любят друг друга, внимательны и заботливы, то и это хорошая, настоящая семья.

Сейчас я вам прочту отрывок из сказки Василия Александровича Сухомлинского «Лепесток и цветочек» .

«Лепесток и Цветок»

Расцвёл белый Цветок георгина. Летали над ним пчёлы и шмели, брали нектар. В Цветке сорок два Лепестка. И вот один Лепесток возгордился! «Я самый красивый. Без меня Цветок не цветёт. Я самый главный. Вот возьму и уйду – что мне?»

Поднатужился Лепесток, вылез из Цветка, спрыгнул на землю. Сел в кустике розы и смотрит, что будет делать Цветок. А Цветок, как ни в чём не бывало, улыбается солнышку, зовёт к себе пчёл и шмелей. Пошёл Лепесток, встречает Муравья.

Ты кто? – спрашивает Муравей.

Я – Лепесток. Самый главный. Самый красивый. Без меня и Цветок не цветёт.

Лепесток? Знаю лепесток в цветке, а на двух тоненьких ножках, как ты, - не знаю.

Ходил Лепесток, ходил, до вечера засох. А Цветок цветёт. Цветок и без одного лепестка – цветок. А лепесток без цветка – ничего.

Воспитатель :

Скажите, ребята, почему погиб лепесток?

В семье точно так же все связаны друг с другом, и только все вместе сильны. Только в семье, единстве с родственниками, человек счастлив по-настоящему.

Скажите своё мнение – считаете ли вы нашу группу семьёй ? Мне кажется, что и нашу группу можно назвать семьёй. Ведь нас с вами многое объединяет : мы заботимся друг о друге, помогаем, у нас есть общие увлечения, любимые занятия и даже семейные традиции .

А теперь составьте из картинок свою будущую семью.

(Детям раздаю картинки с изображением портретов мамы, папы, дедушки, бабушки, сестренок, и братишек.)

После составления ребенок рассказывает о своей работе.

В конце занятия повторяется выбор предметной картинки на определение настроения и самооценку работы детей.

Публикации по теме:

Консультация по семейному воспитанию «Взаимодействие семьи и детского сада в воспитании и развитии ребенка» Семейное воспитание общее название процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых.

Конспект занятия «Сказка о разноцветной звезде» с воспитанниками социального центра от 7 до 14 лет Цель: Воспитывать театрально-игровую деятельность. Задачи: Формировать коммуникативные навыки. Развивать способность к сочувствию и сопереживанию.

Конспект открытого занятия «Моя будущая семья» с воспитанниками центра психолого-педагогической реабилитации Конспект занятия «Моя будущая семья» Цель: осознание воспитанниками установок на будущую семейную жизнь. Задачи: Образовательные: Формирования.

Конспект занятия по ФЭМП в разновозрастной группе «Народная культура и традиции» Тема недели: Народная культура и традиции. Цели: Средняя группа: учить обозначать словами положение предмета на листе бумаги; Старшая группа:.

Конспект занятия по ФЭМП в разновозрастной группе «Наш дом» в старшей и подготовительной к школе группе Тема недели: "Наш дом" ОБЖ Цели: Старшая группа: Закрепить умение ориентироваться относительно себя, другого лица. Подготовительная группа:.

Конспект занятия

«Мир семьи»

Цель: воспитывать отношение к семье как к базовой ценности общества.

Задачи:

Образовательные: раскрыть понятия «семья», «семейные ценности».

Развивающие: расширять кругозор, способствовать развитию коммуникативных качеств, умению работать в группе, развивать творческий потенциал детей.

Воспитательные: воспитывать у детей нравственные качества личности, добрые взаимоотношения между детьми в группе, ценностное отношение к себе и окружающим.

Оборудование:

Нарисованная поляна, бумажные птицы, дом с изображением «7-я – наша группа», звезды-оригами, пословицы для игры, раздаточное пособие для практической работы, компьютер с видеосюжетом «Притча о звезде», песни «Мир похож на цветной луг», «Твори добро», афоризмы про семью, фломастеры, свеча.

Ход занятия:

Воспитатель:

Добрый день! Я благодарна вам за то, что вы пришли на эту встречу.

Давайте дадим друг другу руку, улыбнёмся солнышку – пустим по кругу искорку хорошего настроения.

Ребята, что самое главное в жизни для каждого из нас? (Семья)

Тема нашего часа лиричная:

Место личного в общем строю,

Чтобы крепла ячейка первичная,

Всесторонне обсудим семью.

Английский психолог, философ Фрэнсис Бэкон говорил: «Любовь к Родине начинается с семьи».

Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.

Каждому из нас нужно такое место, где не надо притворяться, где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой. Такое место – дом, семья. (Показываю плакат в виде дома «7-я – наша группа»)

Что же означает слово «семья» по-вашем? (Дети отвечают по кругу определение «Семья»)

Семья – сколько в нём загадок, оно делится на два слова: «семь» и «я». Оно говорит «семья» - это семеро как я. Число семь не делится, оно считается особенным и напоминает о том, что «семья» тоже едина и неделима.

Давайте посмотрим инсценировку сказки Василия Александровича Сухомлинского «Лепесток и цветочек». (Просмотр сказки в исполении детей)

«Лепесток и Цветок»

Расцвёл белый Цветок георгина. Летали над ним пчёлы и шмели, брали нектар. В Цветке сорок два Лепестка. И вот один Лепесток возгордился! «Я самый красивый. Без меня Цветок не цветёт. Я самый главный. Вот возьму и уйду – что мне?»

Поднатужился Лепесток, вылез из Цветка, спрыгнул на землю. Сел в кустике розы и смотрит, что будет делать Цветок. А Цветок, Как ни в чём не бывало, улыбается солнышку, зовёт к себе пчёл и шмелей. Пошёл Лепесток, встречает Муравья.

Ты кто? – спрашивает Муравей.

Я – Лепесток. Самый главный. Самый красивый. Без меня и Цветок не цветёт.

Лепесток? Знаю лепесток в цветке, а на двух тоненьких ножках, как ты, - не знаю.

Ходил Лепесток, ходил, до вечера засох. А Цветок цветёт. Цветок и без одного лепестка – цветок. А лепесток без цветка – ничего.

Воспитатель:

Скажите, ребята, почему погиб лепесток? А как мы можем применить эту сказку к жизни человека? (Ответы детей)

В семье точно так же все связаны друг с другом, и только все вместе сильны. Только в семье, единстве с родственниками, человек счастлив по-настоящему.

Мне кажется, что и нашу группу можно назвать семьёй. Ведь нас с вами многое объединяет: мы заботимся друг о друге, помогаем, у нас есть общие увлечения, любимые занятия и даже семейные традиции.

Скажите своё мнение – считаете ли вы нашу группу семьёй? Что нас объединяет в семью? (Ответы детей. Затем выбирают карточки с нужными ответами, помещают в дом «7-я – наша группа», делают обобщение).

1.Занятия

2.Досуг

3.Традиции

4.Труд

5.Увлечения

6.Мероприятия

7.Отдых

8.Школа

Послушайте стихотворение о нашей семье.

Воспитанник:

Семья – это наше счастье, любовь и удача,

Семья – это праздник, семейные даты.

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это важно!

Семья – это сложно.

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Хочу, чтобы про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья.

Воспитатель:

Хорошо, когда все быстро и дружно справляются с домашними делами и остаётся свободное время для любимого занятия. Во многих семьях принято свободное время проводить вместе: обмениваться новостями, обсуждать события, читать вслух книгу, слушать музыку, смотреть любимую телепередачу, шутить, вместе гулять, играть.

И сейчас мы с вами немного отдохнём и поиграем.

Игра «Путаница».

Дети стоят в кругу, взявшись за руки. Ведущий выходит из комнаты. Не расцепляя рук, игроки запутываются в кругу. Задача водящего – вернуть детей в круг.

Воспитатель:

Молодцы! Задание было веселым и интересным, не правда ли? Скажите, что помогло вам справиться с ним? Как удалось достичь цели? (Ответы детей)

Да, взаимопомощь, поддержка, доверие друг к другу помогли вам справиться с этим заданием.

Только понимая друг друга и вежливо относясь друг к другу, можно избежать семейных ссор, поддержка членов семьи поможет справиться с любой трудной ситуацией, а доброта в семье помогает сохранить спокойствие и уют. А самое главное и важное - чтобы в семье был мир и лад.

Мир семьи - это радостный дом, его уют и тепло.

Какие качества важно воспитать в себе, чтобы сохранить этот уютный и теплый мир семьи? (Трудолюбие, старательность, ответственность, готовность прийти на помощь, терпимость, взаимопомощь, взаимопонимание, умение уступать друг другу, гостепреимство).

Давайте попробуем создать наш «Мир семьи».

У вас на столах волшебные птицы, которые помогут вам запомнить эти качества. Нужно разместить их на сказочной поляне. (Поочерёдно выходят дети, читают определения качеств, делают обобщение: почему важно воспитывать в себе то или иное качество).

Американский философ Джордж Сантаяна говорил: «Семья – один из шедевров природы». И этот шедевр природы – наш «Мир семьи», где есть уют, тепло и гармония. (Дети поют Песню «Мир похож на цветной луг»)

Но в семье не так-то просто поддерживать семейный очаг, семейное тепло. Что ещё, по-вашему, необходимо для создания крепкой семьи? (Любовь, уважение, лад, забота, взаимопонимание, терпение, дружба, юмор, такт, хорошее настроение, доброта).

Давайте соберём солнечные лучи в единое целое. (Поочерёдно выходят дети, читают определения к высказыванию «Крепкая семья» и помещают на сказочную поляну вокруг солнца).

Семья – это маленькое солнце, благодаря которому нам тепло, уютно. Оно притягивает к себе. И все мы: и взрослые, и дети, должны сделать так, чтобы это солнце светило всегда, давая нам любовь, ласку, объединяя нас, охраняя нас всю жизнь.

«Дом построить – не шапку одеть» - гласит русская народная пословица. В народе существует множество пословиц и поговорок о доме, о семье. А какие помните вы?

    Мой дом – моя крепость.

    В гостях хорошо, а дома лучше.

    Дома и стены помогают.

    В семье и каша гуще.

    Семья в куче, не страшны и тучи.

    Яблоко от яблони не далеко падает.

    Дети, что цветы: уход любят.

    Семейное согласие всего дороже.

    В семье разлад, так и дому не рад.

Перед вами пословицы. Но, по ошибке наборщика, они перепутаны. Нужно вернуть им первоначальный вид, соединив стрелками.

1.Когда семья вместе…(так и душа на месте).

2.Семья без детей…(что цветок без запаха).

3.Согласную семью…(и горе не берёт).

4.Семья – печка: как холодно…(все к ней собираются).

5.Дружная семья…(и землю превращает в золото).

6.В семье любовь да совет…(так и нужды нет).

7.На что клад…(коли в семье лад).

8.Изба детьми…(весела).

9.Семья сильна…(когда крыша одна).

Молодцы, ребята! Вы справились с этим заданием на «отлично».

Скажите, почему люди не любят жить в одиночестве? Для чего они ищут спутников жизни, воспитывают детей, приобретают друзей? (Ответы детей)

Предлагаю вам посмотреть небольшой видеосюжет о семье «Притча о звезде». (Просмотр видеосюжета)

Давным-давно, много веков тому назад, так много звёзд на небе, как теперь, не было. В ясную ночь можно было увидеть только одну звёздочку, свет которой был то ярким, то очень тусклым. Однажды Луна спросила у звёздочки: «Звёздочка, почему твой свет такой разный: то яркий, указывающий дорогу даже ночью, то тусклый и незаметный»? Звёздочка долго молчала, а потом, вздохнув, ответила: «Свет мой становится тусклым тогда, когда мне одиноко. Ведь рядом со мной нет ни одной звёздочки, похожей на меня. А так хочется видеть и слышать кого-то рядом с собой! «А в какие ночи твой свет становится ярким?» - спросила Луна. «Мой свет становится ярким тогда, когда я вижу спешащих странников. Мне всегда было интересно узнать, что их манит в

дорогу, куда они так спешат»? «Ты узнала тайну спешащих странников»? – спросила Луна. «Да, - ответила Звёздочка. – Однажды я задала этот вопрос страннику, который был долгое время в пути. Он выглядел изнемождённым и очень усталым от долгого пути, каждый шаг давался ему с большим трудом, но глаза…». «А какими были его глаза»? – недоуменно спросила Луна. «Они светились в темноте от счастья и радости», - ответила, тяжело вздохнув Звёздочка и продолжила. – Чему ты радуешься, странник»? И он ответил: «Замерзая в снегу, голодая без куска хлеба, задыхаясь от жары, я шагал вперёд, преодолевая все преграды, потому что знал: дома меня ждёт тепло и уют, забота и сердечность моей семьи – жены, детей, внуков. Ради их счастливых глаз я готов совершить даже невозможное». Звёздочка замолчала, а затем ответила: «Вот с той самой поры я и стараюсь дарить как можно больше света тем путникам, которые несут счастье в свой дом, в свою семью». Луна посмотрела на Звёздочку и спросила: «Моя маленькая помощница! А ты хотела бы иметь свою семью?» «А разве это возможно»? – с надеждой спросила Звёздочка. Луна, не говоря больше ни слова, махнула рукавом золотого одеяния, и вот же миг на небе засияли тысячи новых звёзд, которые мигали своим неповторимым мерцающим светом маленькой Звёздочке, как будто говорили: «Мы рядом, мы здесь, дорогая, мы теперь – одна СЕМЬЯ»!

Воспитатель:

Каждый человек должен быть кому-то нужен, должен о ком-то заботиться, кому-то помогать. Людям хочется с кем-то разделить свою радость и печаль, хочется, чтобы их ждали, любили, хочется создать свою счастливую семью.

Весь народ – наша большая семья. История каждой семьи – частица истории Родины. Мы с вами тоже частичка своей Родины. И насколько сплочённой и крепкой будет наша группа, наша семья, зависит от тех качеств, которые вы в себе воспитываете.

Где-то далеко во Вселенной освещает жизненный путь каждой семьи нашей необъятной страны большая яркая звезда.

Звезда – это символ единства и сплочённости. Давайте зажжём свои маленькие звёздочки – символы душевного тепла и покоя, любви, понимания и мира в нашем доме. (Дети прикрепляют сделанные заранее звёздочки по технике «оригами» к окнам дома).

Мне очень хотелось бы, чтобы никогда не угасал этот свет в ваших окнах, где тепло и уютно всем нам.

Постарайтесь, чтобы так и было!

Великий советский педагог Василий Александрович Сухомлинский сказал: «Семья – это та первичная среда, где человек должен творить добро».

(Дети поют песню «Твори добро». Зажигается свеча. Она передаётся по кругу).

Наше занятие подходит к концу. Очень хочется, чтобы всё то, что вы сегодня узнали, осталось с вами, чтобы вам ваш дом был согрет душевным теплом, уютом и любовью.

Благодарю всех за участие, за вашу активность.