Рассказ о семьях евреев.  Ценности еврейской семьи. Семья – это ежедневные усилия

«Если дети – это счастье, почему же счастья должно быть мало?» – говорят многодетные еврейские родители, с одинаковым воодушевлением придумывая имя как первому ребёнку, так и девятому.

Раньше в каждой традиционной еврейской семье детей было много. Иногда было даже непонятно, как мамочка различает близняшек Голду и Ривку и успевает следить, чтобы Шлоймик не отнимал машинку у Додика. Еврейской женщине всё это под силу! А почему? Да потому, что евреи всегда очень много внимания уделяли воспитанию.

Как приятно быть младшим... Но если бы ты родился в традиционной еврейской семье, это удовольствие не продлилось бы долго. Как только мама начинает заговорщически переглядываться с папой, есть больше творога и нежно поглаживать свой живот, – в доме скоро появится «тинок хадаш» – «новый малыш». А это означает, что у старших детей появятся новые обязанности: подогреть бутылочку с молоком, помыть погремушку, почитать вечером сказку.

Пока другие выгуливают собак и кормят кошек, еврейские дети учатся ответственности, становясь старшими братьями или сёстрами.

Да, младший ребёнок – царь и король в традиционной еврейской семье. Он самый важный человек в доме, но – только после родителей.

Во время обеда первую тарелку мама подаёт папе, – а в тарелке, конечно, самый лакомый кусочек; потом нальёт супу себе и только после этого – детям. И это, разумеется, не потому, что мама недостаточно их любит. Просто с самых малых лет дети должны научиться уважать старших, в первую очередь – родителей. Ведь недаром это одна из десяти главных заповедей, полученных Моше (Моисеем) на горе Синай.

«Люби отца своего и бойся матери своей», – написано в Торе. Священная книга никогда не говорит ничего само собой разумеющегося. Согласись, было бы гораздо естественнее и проще, если бы заповедь звучала так: «Люби мать свою и бойся отца». Маму каждый любит, а папу каждый уважает и боится его разочаровать. Но нет, Тора требует бояться слабой мамы и любить даже самого строгого отца!

По мнению мудрецов, отцу нельзя говорить: «Папа, ты прав!» Вы спросите: а что же плохого в том, чтобы согласиться с отцом? Конечно, ничего! Но если вы говорите: «Папа, ты прав», – получается, папа мог быть и не прав. А это, согласно еврейской традиции, совершенно невозможно.

Еврейский ребёнок не должен называть родителей по именам – это считается неуважением. Есть даже известная песня о том, как девушка выбирает себе жениха. Вот она наконец-то находит того, кто ей нравится. Но его маму зовут так же, как и её саму – Сарой! А это значит, что парень не может на ней жениться. Ведь если он в присутствии матери будет звать жену Сарой, мама может подумать, что он зовёт по имени её.

Кстати, проблему можно решить, если невеста поменяет имя или возьмёт ещё одно. Достаточно вечером в субботу сказать специальную молитву – браху, и вместо Сары появится Сара-Ривка. У еврейских девочек часто бывает несколько имён. Однако, согласно традиции, имя может повлиять на судьбу. Поэтому второе имя обычно дают, только если что-то идёт не так – например, ребёнок много болеет.

…Все дети рано или поздно вырастают. А папа с мамой начинают стареть, ничего с этим не поделаешь. И даже если у них в конце концов испортится характер, мы должны помогать им, терпеть их и любить. В еврейской семье взрослые дети заботятся о родителях не только из чувства долга, но с радостью и любовью – так, как когда-то мама и папа заботились о них.

Иудаизм затрагивает все сферы семейных отношений. Миква является фактором, который позволяет преодолеть семейную рутину.

Еврейский народ, как мы уже отмечали выше, представляет собой, в сущности, одну семью — разросшуюся семью праотца Авраама. Поэтому неудивительно то внимание, которое уделяется евреями семейным отношениям. Пока в семье крепки традиционные устои, пока она здорова и прочна, жизнь всей общины с ее религиозными, социальными и прочими институтами полнокровна и динамична. Но если семья морально и духовно ослабла, это не замедлит сказаться на всем прочем.

Законы семейной жизни составляют важную часть еврейского религиозного кодекса и затрагивают все ее аспекты — вплоть до самых интимных отношений. Эти законы основаны на следующих фундаментальных принципах:

Уважение к индивидуальности и чувствам каждого члена семьи;

Мирные и гармоничные отношения (шлом байит);

Признание определенных прав за каждым членом семьи и уважение этих прав;

Сохранение душевной чистоты и цельности чувств в интимной сфере.

Довольно часто неполадки в семейной жизни вызваны пренебрежением к декларированным выше принципам. Евреи в современном мире знакомы как с аскетическим христианским идеалом отношений между мужчиной и женщиной, так и с гедонистическим принципом современного секуляризма с его вседозволенностью в области секса. Но, к сожалению, слишком многие наши современники почти ничего не знают о традиционном еврейском подходе к вопросам пола. Иудаизм весьма далек от обеих крайностей, и для верующих евреев равно чужды как эти полярные концепции, так и вытекающие из них нормы поведения.

Еврейская религия возвышает и утончает чувства и мысли человека, благословляет его на счастливую и осмысленную жизнь, но отнюдь не считает, что необходимо немедленно удовлетворять любые сиюминутные желания. Эгоизм и неразборчивость в отношениях между полами всегда рассматривались иудаизмом как нечто низменное и вульгарное, как уступка человеческой слабости. Там, где люди преступают данные Всевышним заповеди, найденное ими «счастье» впоследствии неизменно оборачивается горечью и разочарованием.

Нет никаких сомнений в том, что соблюдение еврейских законов семейной жизни значительно способствует укреплению брака. Это, конечно, не может предотвратить личные драмы и неурядицы, однако создает прочный фундамент для спокойных, гармоничных и доставляющих удовлетворение отношений между мужем и женой, родителями и детьми. Чистая и вместе с тем полнокровная жизнь сохраняет остроту любовных переживаний и наполняет их высоким духовным смыслом, поднимает до уровня, достойного «народа святых».

Необходимо подробно остановиться на некоторых еврейких традициях, касающихся брака, поскольку они, вероятно, менее понятны современному человеку, чем законы о взаимоотношениях родителей и детей. Разлад и отчужденность, царящие во многих еврейских семьях, свидетельствуют о том, что именно эти традиции, к несчастью, забыты.

Главной целью супружества иудаизм считает произведение на свет потомства. Рожать детей — значит исполнять заповедь Торы «Плодитесь и размножайтесь». Это способствует осуществлению Б-жественного замысла, приближает человека ко Всевышнему в вечном акте творения. Вопрос о том, сколько детей нужно иметь для выполнения заповеди, до сих пор является предметом споров между раввинами, но в любом случае ясно, что вообще отказаться от воспроизведения потомства — значит нарушить повеление Всевышнего.

Однако брак имеет и самостоятельную ценность. Еще до того, как Всевышний сказал: «Плодитесь и размножайтесь», Он сотворил жену для Адама, ибо «нехорошо человеку быть одному». Так были выдвинуты на первый план в браке взаимная поддержка, любовь и добрая воля. Наши мудрецы говорили: «Всевышний с нетерпением ожидает, когда человек возьмет себе жену» (Кидушин, 296); «Человек, отказывающийся от брака, лишен благословения, святости… мира и покоя» (Йевамот, 626); «Отказывающийся от брака пребывает в постоянном грехе» (Псахим, 11 За). По мнению мудрецов Талмуда, тот, у кого нет жены, еще не может считаться полноценным человеком. «Мужчина не должен быть без жены, женщина без мужа, и оба они без Б-га», — написано в мидраше (Брейшит раба, 8:9). Такова еврейская концепция брака, таков наш идеал, одинаковый для мудреца и простого еврея.

Подчеркивание духовного в браке ни в коей мере не означает предпочтение чисто платонических отношений между мужчиной и женщиной, равно как и не предполагает противоестественного подавления дарованных Всевышним физических и эмоциональных потребностей. Еврею запрещается лишать свою жену права на близость, независимо от соображений о продлении рода. Тора рассматривает любовный акт как одну из важнейших обязанностей супруга. Муж в равной степени должен обеспечить жену пищей, одеждой, кровом и любовным отношением, он «…не должен лишать ее супружеской близости» (Шмот, 21:10). Эти права признаются за женщиной и в том случае, когда она не может рожать (из-за возраста или по состоянию здоровья).

В рамках освященного законами Торы супружеского союза секс никогда не трактовался как нечто греховное, низменное, постыдное.

Иудаизм резко осуждает похоть, разврат, распущенность, супружескую неверность, а также любые формы кровосмешения, проституции и гомосексуализма, считая все это мерзостью, противной воле Всевышнего и ведущей как к духовному падению отдельного человека, так и к моральному и физическому вырождению нации и всего человечества. Но он горячо ратует за любовь между мужчиной и женщиной, заключившими брак. Внешний облик, характер и даже здоровье потомства рассматриваются нашими мудрецами как прямое следствие характера интимных отношений между супругами.

Еврейский Закон подчеркивает важность правильного поведения супругов перед супружеской близостью. Он предостерегает от любого принуждения женщины, от близости в состоянии опьянения или после ссоры. Рамбам делает такой вывод из всех еврейских законов о браке: «Близость должна порождаться лишь истинным желанием и быть следствием радостного взаимного влечения мужа и жены».

Подобно тому, как еда и питье возвышены Торой до уровня служения Всевышнему, освящено все, что относится к области секса. Вкушать пищу необходимо и приятно, однако законы кашрута говорят нам, что не всякая еда приносит пользу. То же и в интимной сфере. Еврей должен осознавать разницу между чистым и нечистым, святым и низменным.

В семейной жизни существуют и другие ситуации, когда Закон запрещает близость между супругами. Речь прежде всего идет о периоде менструации у женщины с прибавлением семи «очистительных» дней после ее окончания. В среднем перерыв составляет около двенадцати дней. В это время мужчине запрещено даже касаться супруги; спать они должны в разных кроватях.

Каков смысл этой заповеди? Было высказано несколько предположений:

Воспитание умения владеть своими желаниями даже в тех случаях, где чувство торжествует над разумом. Сила человека, учат наши мудрецы, измеряется его способностью управлять своими страстями и не позволять им управлять собой;

Соображения эмоционального и физиологического порядка, учитывающие чувства женщины, для которой близость в этот период может быть нежелательна;

Уменьшение вероятности пресыщения в браке, которое появляется со временем; стремление сохранить очарование и свежесть отношений, характерные для первых месяцев супружества;

Возможность отдыха для одного или обоих супругов, не сопровождаемого чувством вины, если он или она испытывает равнодушие или страдает от холодности другого; в этом случае супруги не ощущают психологической

ответственности за воздержание.

Уклонение от близости в запретный период не исчерпывает всех законов чистоты семейной жизни. По окончании отсчета семи «чистых» дней жену и мужа соединяет особая процедура: женщина должна погрузиться в воды специального бассейна для ритуальных омовений — миквы . С начала менструации и до этого момента она остается запретной для мужа и называется нида — «отделенная».

Омовение в микве всегда было основной частью еврейского обряда очищения. Во времена Храма коушшл и левиим , прежде чем приступить к исполнению своих обязанностей, совершали омовение. Принимающие еврейство, будь то мужчины или женщины, также окунаются в воды миквы , что символизирует их духовное очищение. Еврейская женщина обязана посещать микву ежемесячно, вплоть до наступления климакса.

Специалисты приводят убедительные доказательства гигиенической и медицинской пользы омовения в микве , но главная цель этого ритуала, конечно, иная — духовная. Погружение в воды миквы отнюдь не равнозначно обычному купанию из элементарных гигиенических соображений. Это ясно хотя бы из того, что перед совершением ритуала требуется тщательно вымыться.

Еврейская семейная жизнь невозможна без миквы . Куда бы судьба ни забросила евреев, они прежде всего, даже раньше синагоги, строят микву . Закон предписывает продать свиток Торы, если общине не хватает денег на сооружение миквы .

Современная сверкающая кафелем миква с автоматическим контролем температуры и салоном красоты, конечно, как небо от земли отличается от миквы в крепости Мецада, что на вершине горы у Мертвого моря, и даже от миквы в восточно-европейском местечке в начале века, но назначение их одинаково. Так сохраняется духовная связь поколении.

В наше время многие евреи нарушают, к сожалению, законы чистоты семейной жизни еще чаще, чем субботу и кашрут , но делают это скорее в силу полного незнания, чем по злому умыслу. Изучение этого раздела иудаизма не входит, разумеется, в программу элементарной шестиклассной еврейской школы в США или в странах Западной Европы. Его можно было бы преподать юношам и девушкам старших классов, но, к сожалению, слишком мало детей получают нормальное еврейское образование. О важнейших заповедях, на которых зиждется весь еврейский образ жизни, молодые люди узнают лишь урывками на лекциях, прочитанных в узком кругу, или от немногих счастливчиков, которые получили традиционное еврейское образование. Большинство же остается в полном неведении или, что еще хуже, получает превратное представление об этих простых и мудрых законах, смысл которых в том, чтобы обеспечить еврейской семье счастье, мир и покой.

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

ВКонтакте

является одной из главных ценностей. Брак считается нормальным состоянием человека, а его отсутствие скорее свидетельствует о духовной и физической ущербности. В отличие от христианства иудаизм не связывает безбрачие со святостью, наоборот, брак - это идеал, заповеданный Торой.

Браки в еврейском обществе до сих пор играются согласно установленным традициям. Заключению брака предшествует сватовство (шидух), которое заключается в знакомстве молодых и их семей. Очень часто сватовство поручают профессионалу (шахдану), инициаторами сватовства часто выступают родители одной из сторон. Если сватовство прошло удачно, то оформляется документ (тнаим), в котором указывается день свадьбы и перечисляются все материальные обязательства, которые принимают на себя родители новобрачных для организации и обеспечения свадьбы. Сам день свадьбы имеет название "хупа" или "день хупы" (так называется свадебный балдахин, под которым происходит церемония бракосочетания). Свадьба начинается с подписания ктубы - документа, в котором перечисляются права и обязанности мужа и жены, и в том числе материальные обязательства мужчины на случай развода. Документ по традиции составляется на арамейском языке, на котором в древности разговаривали евреи, но также переводится и на иврит.

В семьях Израиля права женщины довольно серьезно защищены: уже более тысячи лет существует запрет разводиться с женщиной, если она не согласна; более двух тысяч лет существует обычай выдавать женщине на свадьбе ктубу - документ, который защищает ее интересы в случае развода. В ктубе детально перечисляется приданое, которое дается за невестой. Муж имеет право пользоваться приданым, однако в случае развода он обязан вернуть его целиком, прибавив к нему еще треть его стоимости (так называемая "прибавка трети"). Ктуба должна быть подписана свидетелями (не родственниками молодых, а третьими лицами), также ее подписывают новобрачные. Ктубу зачитывает раввин после того, как жених надел невесте на палец обручальное кольцо и далее ктуба передается невесте.

В случае, если семья не складывается и дело доходит до развода, мужчина должен передать жене или ее представителю особый документ о разводе (гет). Даже в случае, если развод инициирован супругой, мужчина все равно должен передать ей данный документ, в противном случае жена не сможет выйти замуж вторично. Помимо этого, женщина не имеет право заключать повторный брак, если муж пропал, в этом случае она получает статус "агуна" (связанная).

Семьи в Израиле считаются одними из наиболее спокойных и благополучных в мире. Как правило, в израильских семьях не принято повышать голос и излишне эмоционально решать проблемы. Считается, что любой конфликт можно решить спокойным дипломатическим путем. Родители являются неоспоримым авторитетом, они передают детям все национальные и семейные традиции, прививают навыки правильного поведения и воспитания.

Что касается отношений между мужчиной и женщиной в семьях Израиля , то они основаны на определенной доле равноправия. Хотя женщина и уступает мужчине право первого и главного в семье, но израильская семейная система ценностей держится на том, что у каждого из них есть свои обязанности, которые не смог бы выполнить другой, и все обязанности являются одинаково важными для полноценного функционирования семьи.

Согласно израильским традициям, в отношениях между супругами должна быть абсолютная духовная и физическая чистота. К примеру, в тот момент, когда у женщины начинается менструальный цикл, она считается нечистой и муж не должен к ней прикасаться. Этот период, исключающий возможность интимной близости, начинается с первого дня менструации и заканчивается особым обрядом очищения. Женщина должна следить за временем начала менструации и точно знать день, когда цикл начнется. После окончания менструации необходимо отсчитать семь дней, по истечении которых женщина проходит обряд очищения. После этого вновь возможна близость между супругами. Кроме этого, считается, что если ребенок зачат во время менструального цикла или до момента очистительного обряда, что он будет иметь очень дерзкий и грубый характер. Если же ребенок был зачат в чистые дни, то он обязательно вырастет добрым и прекрасным человеком.


Существует собое отношение в семьях Израиля к воспитанию детей. Как и любые другие родители, израильтяне хотят для своих детей только самого лучшего. Помимо собственно воспитания положительных и хороших качеств в ребенке, помимо развития его ума и стремления к успеху, в израильских семьях также прививают любовь и почитание к религии и к многочисленным национальным традициям, большинство из которых имеет очень древнюю историю. Дети должны искренне и с настоящей любовью чтить не только родственников, но и историю, религию и культуру своего народа. Израильтяне не относятся к той категории родителей, которые позволяют свои детям абсолютно все. Напротив, в семьях Израиля детей держат в строгости и с ранних лет четко объясняют, что правильно и допустимо, а что непозволительно.

Израильское общество неоднородно. В целом его можно разделить на две категории: светское и религиозное. Подходы к
жизни и к воспитанию детей у данных двух категорий существенно различаются. Если светская часть еврейского народа больше похода на европейцев в жизненных ориентирах и в организации жизненного пространства, то религиозная часть общества - хасиды очень сильно ориентированы на религию, на соблюдение всех религиозных канонов и обрядов, которых в иудаизме великое множество. Для светских семей в Израиле среднее число детей примерно двое, для религиозных семей, как правило, пять или шесть. Средняя рождаемость в стране - где-то порядка трех детей на одну женщину.

В Израиле в соответствии с запросами такого неоднородного общества создана достаточно сложная система образования. Общеобразовательные школы бывают трех типов: религиозные, госудаственно-религиозные и светские. В религиозных школах светские предметы отданы на усмотрение администрации, доминирует религиозное образование, министерство образования такие школы не курирует и дипломы не выдает. Государственно-религиозные школы отличаются от первых тем, что в них присутствуют и религиозные, и светские предметы в одинаковом количестве, министерство образования осуществляет контроль за деятельностью таких школ, аттестаты в них выдаются. Светские, соответственно, ориентированы большей частью на светское образование, религиозные предметы представлены по минимуму и не являются обязательными, аттестаты также выдаются. Школы, кроме этого, подразделяются по системе оплаты. Есть полностью бесплатные школы - государственные, есть полугосударственные (родители частично участвуют в оплате), а также частные, оплата обучения в которых полностью осуществляется родителями учеников. Самое лучшее образование дается в платных школах. Для дополнительного образования также существуют вечерние частные школы с различным уклоном.

Детские сады являются бесплатными для детей с трех лет, ребенок там может находится до 13:00 - 13:30, то есть до обеда. Также в таких детских садиках существует продленка до 16:00, но за дополнительную оплату. Детские сады до трех лет - платные, также есть частные детские сады, где ребенок может оставаться на полный рабочий день. Размер оплаты муниципального детского садика составляет в среднем 9% от средней зарплаты, а частного может доходить до 30% от средней зарплаты.

Как живет ортодоксальная еврейская семья, зачем нужен парик и чем опасны косые взгляды

Жизнь ортодоксального, то есть строго следующего религиозным правилам еврея чрезвычайно регламентирована. В Торе есть совет буквально на все — начиная с того, что есть, и заканчивая тем, на ком и как жениться. Романтические отношения между двумя религиозными ребятами начинаются со знакомства через сваху, которое называется шидух. Свахи — опасные и уважаемые люди. Именно они оценивают потенциального брачующегося, его семью, окружение, расспрашивают о нем соседей, знакомых и друзей и по результату собранной информации подбирают подходящую пару. Важно подобрать молодых людей, которые подходят друг другу во всех отношениях — степени соблюдения религиозных обычаев, характеру, происхождению. Например, в Израиле чаще всего люди, переехавшие из Европы, то есть ашкенази, сочетаются браком с ашкенази, причем желательно по происхождению из одного и того же района, и, соответственно, переехавшие из Ирака, Ирана, Йемена, то есть мизрахи, сочетаются браком с мизрахи.

Брак для религиозного человека — прежде всего соблюдение мицвы, то есть священной обязанности, завета. «Плодитесь и размножайтесь» — так было сказано когда-то, и никто пока что этого не отменял.

Шидух, то есть первая встреча будущей пары, проходит в каком-нибудь публичном месте, например в парке. Молодые люди сидят друг от друга на почетном расстоянии и обсуждают не погоду, не любовь и даже не политику, а то, каким же образом будет строиться их будущий брак, быт. В ходе беседы выясняется, сколько они хотят детей (а в религиозных семьях очень много детей), чем планируют зарабатывать на жизнь, где жить — с мамой или как? И многие другие детали, которые помогают выяснить, подходит ли кандидат на роль спутника жизни. Важно именно отношение к браку, а не внешность. Как говорят, в процессе полюбится.

Шидух прошел успешно, планы и взгляды молодых на жизнь совпадают, что дальше? Дальше знакомство родителей, брачный договор и свадьба через месяц. Молодые подписывают документ, в котором перечисляются обязанности каждого из супругов и указывается сумма, которую нарушившая договор сторона будет платить стороне пострадавшей.

Что же обязаны делать идеальные еврейские муж и жена? Как говорится в Торе, первоначальный человек был создан не мужчиной и не женщиной, а существом объединенным, только после произошло разделение на мужчину и женщину. И цель любого брака — вернуться в первоначальное объединенное состояние, слиться воедино, объединить души и стать единым совершенным существом. Ну и плодиться и размножаться, конечно.

Главная заповедь


Основная семейная заповедь, помимо сохранения мира в доме, — это, конечно, дети. Как можно больше детей. В религиозных семьях, как правило, количество детей может доходить до 13-14, ну как минимум человек семь и больше. Сложно ли это?

Отцы семейства проводят свои дни в заботах и работах. Ведут ли они свой бизнес, учатся в религиозной школе — иешиве или сочетают первое, второе и порой даже какое-нибудь третье, они заняты. Что касается женщины — она занимается домом и детьми. Жена посвящает себя дому и старшим детям, старшие дети посвящают себя средним детям, а средние дети посвящают себя младшим, так и получается, что уследить за дюжиной маленьких сорванцов становится не так уж и сложно.

Прикрыть голову


Конечно, в любом предмете, даже настолько мирном, спокойном и благополучном, как еврейская семья, есть свои шокирующие моменты. Например, еврейские женщины из очень ортодоксальных общин бреют головы и носят парики. И сразу миллион вопросов возникает. Ну прежде всего почему? Есть две причины. Первая - религиозная, замужняя женщина должна всем своим видом показывать, что она уже занята, недоступна. Поэтому ее голова всегда должна быть чем-то прикрыта. Вторая причина в том, что волосы — это сексуально. Если женщина будет уделять чрезмерное внимание своей сексуальности, то это может отвлечь ее мужа от самого главного занятия жизни — изучения Торы. Именно из-за этого факта в Израиле очень развита индустрия изготовления париков.

Любовь сквозь преграды


У еврейского мужа есть прямо прописанная религиозная обязанность исполнять свой супружеский долг. Как минимум два раза в неделю. Однако есть и обратная сторона медали — так как все поступки должны быть направлены на исполнение божественной воли, а одно из правил — соблюдение скромности, то порой выполнение супружеской обязанности происходит при наличии третьего лишнего — простыни, прикрывающей наготу.

Чтоб глаза мои не видели!


Физический контакт между посторонними мужчиной и женщиной запрещен. Они не жмут друг другу руки, не прижимаются в автобусе, подталкивая к двери, не передают, соприкасаясь пальцами, солонку. Но не только это. Зрительный контакт также запрещен, ведь лишние взоры порождают лишние мысли, которые могут отнюдь не отличаться скромностью. Поэтому порой можно увидеть молодого (или не очень) еврея в автобусе, который сидит, прикрыв глаза руками, чтобы не видеть всю ту красоту, которая его окружает.

путешествует и организует путешествия по Израилю,
ее страница во «ВКонтакте
»

В нашем сообществе часто обсуждаются семейные отношения, какими они должны быть. Особенно остро встает вопрос о главенствующей роли мужчины. Но вот Иван Карнаух заметил, что в еврейских семьях родители развивают в детях много прекрасных качеств. Как же им это удается? Может, разгадка в семейном укладе?


Кто богат? «…Тот, чья жена ласкова и добра»
В Брит Хадаша (Новом Завете) сказано: «Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя.» (Еф. 5:28)
В еврейской традиции любовь и уважение к жене играет большую роль. В Талмуде сказано, что муж должен любить свою жену, как самого себя, а уважать больше, чем самого себя (Йевамот, 62б, Сангедрин, 76б).

"" «Мужчина должен есть и пить меньше, чем ему позволяют средства; одеваться так, как ему позволяют средства; уважать жену и детей больше, чем позволяют ему средства» (Хулин, 846). Это значит, что человек должен прилагать все силы (даже в ущерб своим собственным потребностям), чтобы его жена и дети получали все необходимое.
«В делах домашних… мужчина должен следовать совету жены…» (Бава мециа, 59а). «Мужчина должен быть добр и непривередлив в доме своем» (Бемидбар раба, 89). «Кто богат?» <…> Раби Акива сказал: «Тот, чья жена ласкова и добра» (Шабат, 25б).
" (Хаим Донин. Быть евреем. Глава 7. Семейная жизнь: ключ к счастью http://www.istok.ru/jews-n-world/Donin/Donin_7.shtml)

Роль брака

В еврейской традиции брак играет важную роль. «Согласно еврейскому представлению, взаимоотношениями, похожими на взаимоотношения между человеком и Б-гом, является брачный союз между мужчиной и женщиной. „Если муж и жена этого заслуживают, Божье Присутствие пребывает с ними“ (Сота 17а). „Человек не может жить без жены, женщина не может жить без мужа, и двое не могут жить без присутствия Б-га“ (Брахот 9:1)» (
Когда в семье существуют хорошие взаимоотношения, существует баланс между собственными интересами и интересами супруга (и). Отличный пример мы видим в еврейской традиции. Хорошо известны три вопроса
Гиллеля:
"Если не я за себя, кто за меня?
И если я только за себя, то кто же я?
И если не сейчас, то когда?" (William Berkson. Jewish Family Values Today http://mentsh.com/PDFwebfiles/Jewish_Family_Values_Today.pdf)
Рамбам говорил: «Знайте, что акт соединения (брачный союз - прим. В.Н.) чист и священен, если осуществлен должным образом, в должное время и с должными намерениями.» ((Рамбам, Игерет ха-Кодеш). Цит. по: Теила Абрамов. Секрет еврейской женственности. Израиль, с. 24)

Молитва о детях
Хана Сара Редклиф в статье «Быть еврейскими родителями - что это значит?» приводит молитву о детях, которую составил Хазон Иш:
«Да будет Твоя воля, Ашем, наш Б-г, сжалиться над моим ребенком (имя), склонить его сердце к любви к Тебе, и к страху перед Тобой, и к желанию усердно трудиться над Твоей Торой. Устрани с его пути все препятствия, которые могут сломить это желание, и сделай так, чтобы все и вся на этом пути приближало его к Твоей Святой Торе.» (Хазон Иш, Ковец игрот N 74. Цит. по: Хана Сара Редклиф «Быть еврейскими родителями - что это значит?» http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=1084)

О воспитании
Ниже помещены несколько важных советов о воспитании из Танаха (Ветхого Завета), Брит Хадаша (Нового Завета) и других источников.
«Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится.» (Прит. 22:6) «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем.» (Еф. 6:4)
«То, что ребенок говорит на улице, - он слышит у себя дома». (Сукка 65б. Цит. по: Хана Сара Редклиф. «Любовь и власть в еврейском воспитании. Чистота речи.» http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=1046)
"Рабби Иегуда говорил: Кто не учит сына ремеслу или профессии - учит его воровству. (Киддушин 29а. Цит. по: раввин Иосиф Телушкин. «Еврейская мудрость», Ростов-на-Дону, 2001, с. 143).
"Нельзя обещать что-то ребенку, а потом не дать ему этого, ибо в результате ребенок научится лгать. (Сукка 46б. Цит. по: раввин Иосиф Телушкин. «Еврейская мудрость», Ростов-на-Дону, 2001, с. 145).
"Иегуда бен Тейма говорил: «Будь дерзок как тигр, и стремителен как орел, быстр как олень, и могуч как лев, исполняя волю Отца твоего небесного». (Пиркей авот, 5:20 http://www.chassidus.ru/library/avot/5.htm)
Раби Шимшону Рефаэлю Гиршу принадлежат такие слова: «Ты, кому доверено пестование юных умов, прежде всего позаботься о том, чтобы дети с уважением и бережно относились и к самому малому, и к самому большому живому созданию. Пусть дети помнят, что все живые существа, как и человек, созданы для того, чтобы радоваться жизни. Им тоже дано чувствовать боль и страдание. Не забывай - мальчик, который увлеченно, с жестоким равнодушием наблюдает за раненым жучком или мечущимся в агонии животным, будет глух и к человеческой боли.» (Раби Шимшон Рефаэль Гирш, Хорев с. 293. Цит. по: Хана Сара Редклиф. Любовь и власть в еврейском воспитании. Воспитанность и любовь ко всем созданиям Всевышнего. http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=1034)
""Основополагающий принцип в воспитании детей - «левая рука (т.е. дисциплина) отталкивает, а правая рука (т.е. любовь и доброта) приближает». Но, несмотря на то, что слова о «левой руке» идут первыми, «правая рука» важнее левой, потому что дает ребенку необходимое чувство, что его любят. Ребенок подчинится дисциплине, только если она основана на любви, потому что тогда он понимает, что строгость - для его же блага, оттого что родители любят его и стараются помочь ему улучшить свое поведение."" (Раби Йоэль Шварц, Вечность еврейского дома. Иерусалим, Джерузалем Академи Пабликейшнз, 1982. Цит. по: Хана Сара Редклиф. «Любовь и власть в еврейском воспитании. Завоевать авторитет.» http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=789)
«Пусть честь других людей будет так же важна для тебя, как и твоя собственная»,- сказано в Пиркей Авот («Поучениях отцов»). В иудаизме важны поступки, и родители могут показывать это на практике. Две халы на столе в шабат могут послужить хорошим примером для нас. Почему мы покрываем эти халы салфеткой, произнося киддуш? "Хлеб - символ пропитания, и с благословения над хлебом начинается обычная, будничная трапеза. В Шаббат первое благословение полагается произносить не над хлебом, а над вином. Поэтому установлен обычай: перед киддушем накрывать субботние халы салфеткой, чтобы «не обидеть хлеб». (ШАБАТ: остров покоя. Иерусалим, 1993, с. 30)
Если у нас есть такая жалость к хлебу, то тем более нам нужно иметь подобные чувства по отношению к людям! (HELEN MINTZ BELITSKY. Beginning at Home: Raising Menshes http://www.socialaction.com/families/Beginning_at_Home.shtml)

«Никто не порезался?»
Хана Сара Редклиф пишет:
«… я приведу пример терпения и выдержки, проявленных Сарой Шнирер, основательницей движения „Бейт Яаков“. Многие рассказы о ней свидетельствуют, что она воплощала в себе идеал личности, живущей по Торе. Классы и жилые комнаты в семинаре Сары Шнирер были переполнены до предела. Их разделяла стеклянная дверь. Однажды в беспечной спешке девочка двинула кровать на дверь и разбила стекло. Все стали нервничать: что скажет учительница? Ведь стекло дорогое, а школа постоянно нуждалась в деньгах! Сара Шнирер вошла и тихо спросила: „Никто не порезался?“ Убедившись, что все целы и невредимы, она спокойно вымела осколки». И никаких упреков, огорченных восклицаний! А ведь ремонт стоил больших денег и его можно было бы с легкостью избежать." (Хана Сара Редклиф. «Эмоциональный тренинг для родителей» http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=806)

«У нас болит нога»
Рабби Моше Пантелят приводит такой интересный случай: «Об иерусалимском праведнике раби Арье Левине рассказывают, что как-то он привел свою жену к врачу. На вопрос, что ее беспокоит, он ответил: „У нас болит нога“. То была не поза, то была самая обыкновенная фраза, выражавшая действительное положение дел: боль жены он ощущал как свою собственную, потому что за десятки лет совместной жизни сумел соединиться с ней в одно целое. На таком уровне заповедь „Возлюби своего ближнего, как самого себя“ выполняется буквально, потому что нет стены между человеком и тем, кто к нему ближе всех.» (р. Моше Пантелят. «Еврейский брак» http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=1082)
Соблюдение ритуальной чистоты
Как замечательно рабби Элазар рассказывает о том, как обновляется женщина после миквы: «Каждый месяц женщина обновляется, окунаясь в микву, и возвращается к мужу столь же желанной, как и в день свадьбы. Так же как луна обновляется каждый Рош Ходеш (новомесячье), и все ждут ее появления, так и женщина обновляется каждый месяц, и муж ждет ее. И она любима, как новобрачная.» (Пиркей де рабби Элазар. Цит. по: Теила Абрамов. Секрет еврейской женственности. Израиль, с. 107)

Секрет шалом-байт (семейного мира)
«Шалом-байт» (мир в доме) является идеальным стандартом для еврейской семьи. Вот почему традиционный еврейский брак характеризуется миром, уважением, заботой друг о друге. В еврейской традиции брак создан на небесах. Церемония бракосочетания назвается киддушин («освящение» или «посвящение»). Муж и жена понимают, что они - Б-жьи творенья и следует относиться друк к другу как святым, строить семью на основе любви, уважения и справедливости. (http://members.aol.com/Agunah/marriage.htm)
"В одном из замечательных поучений наших мудрецов кратко сформулирован секрет шалом байт (семейного мира): “Мудрая мать говорила своей дочери: мой ребенок, если ты будешь служанкой своего мужа, он будет тебе слугой и будет почитать тебя как свою госпожу. Но если ты будешь заноситься перед ним, тогда он будет властвовать над тобой как господин и воспринимать тебя как прислугу”. (Эстер Гринберг. «Супружеская гармония» http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=236)
"Сказал рабби Йоси: “…Я называл свою жену “мой дом”, и мой дом я называл - “моя жена” (Гитин 52а). " (Цит. по: http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=228)
Владислав НАГИРНЕР.