Роль сми в борьбе с коррупцией. Роль средств массовой информации (СМИ) в борьбе с коррупцией - Экономика - Каталог статей - Уникальные тексты. Масштабная низовая коррупция предельно опасна, поскольку, во-первых, создает благоприятный психологический фон д

Основные тезисы доклада на тему: «Роль СМИ в борьбе с коррупцией»

Актуальность темы обусловлена необходимостью осмысления роли и функций средств массовой информации в преодолении коррупции, обеспечения устойчивого и демократического развития современного общества и государства.

Коррупция, пронизывая все сферы общественной жизни, вошла в систему ценностей, деформирует нормы морали, подрывает основы свободы и демократии, доверие граждан к государственной власти и управлению. Коррупция является тормозом экономического развития.

При нынешних масштабах коррупции инновационное развитие экономики затруднено из-за незаконного перераспределения и расхищения средств, выделяемых государством на социальные программы, развитие инфраструктуры, модернизацию. Вследствие коррупции нарушаются принципы честной конкуренции, которая подменяется конкуренцией за использование административных ресурсов. Происходит деформация стимулов, коррупция становится более доходным и нерискованным способом обогащения по сравнению с добросовестным предпринимательством.

Проблема коррупции носит системный характер, следовательно, можно предположить, что и антикоррупционная политика в своей основе должна носить также системный характер. Важнейшей составляющей антикоррупционной политики является политическая, так как именно от нее зависит направленность и эффективность всей совокупности антикоррупционных мероприятий.

Важное место в системе антикоррупционной политики занимают средства массовой информации и коммуникации.

Ресурсный потенциал СМИ как элемента гражданского контроля связан с разноплановыми возможностями формирования идеи социальной справедливости, неприязни к антиобщественным явлениям и нормам, общегражданской идентичности и заключается в возможности активного воздействия СМИ на общественное мнение и поведение граждан.

Главной целью СМИ является возможность открывать обществу скрытые механизмы коррупции, лишая ее благоприятной почвы для развития и распространения. Важную роль играет проведение журналистских расследований фактов коррупции и придания их гласности, что должно доказывать обществу и коррупционерам неотвратимость наказания за антиобщественные деяния.

Противоречивость функций российских СМИ в системе формирования принципов и культуры антикоррупционной политики проявляется в том, что данный институт гражданского общества не обладает достаточной ресурсной базой и правовым статусом для выполнения ролей влиятельного субъекта антикоррупционной политики. Представительство интересов СМИ в совещательных институциях при органах исполнительной власти недостаточно и не обеспечивает гарантии получения полной и объективной информации, беспристрастной судебной практики по антикоррупционным расследованиям СМИ.

СМИ могут выступать в качестве основного института, организующим борьбу с коррупцией в современном российском обществе.

Главные функции противодействия СМИ коррупции:

Проведение и содействие в организации общественных дискуссий по острым вопросам действительности и содействию поиску способов жизни без коррупции;

Содействие улучшению и увеличению уровня открытости органов государственного управления и бизнеса для общественного контроля;

Освещение эффективного опыта борьбы с коррупцией и международной практики противодействия коррупции;

Информационное и организационное участие в проведении антикоррупционных исследований и разработке антикоррупционных стратегий;

Заказ, проведение и освещение объективных исследований коррупции.

Ресурсный потенциал СМИ как элемента гражданского общества заключается в возможности активного воздействия СМИ на политическое сознание и поведение граждан, что свидетельствует о важнейшей роли «четвёртой власти» в современном обществе.

СМИ, обладая техническими и идеологическими возможностями, способны формировать:

Идеи социальной справедливости, вырабатывая устойчивую неприязнь к антиобщественным явлениям и нормам морали;

Единое информационное пространство, консолидируя общество, формируя общенациональную идею.

Ресурсный потенциал СМИ следует рассматривать как автономный социально-политический институт, структурный компонент политической системы. Автономность СМИ определяется их коммуникационной системой, позволяющей выполнять целый ряд функций, обеспечивающих непрерывную связь всех частей политической системы. В процессе реализации информационной функции формируется событийная картина политической жизни. В период трансформации транзитного состояния общества, реформ и кризисов, СМИ, тесно сотрудничая со структурами гражданского контроля, выполняет информационно просвещенную функцию. Доступ граждан к информации, раскрывающей действия власти и проходящей по каналам СМИ, рассматривается как один из главных показателей демократичности политического устройства.

Привлечение СМИ к формированию антикоррупционного мировоззрения и популяризации антикоррупционной деятельности связано с:

Расширением доступа СМИ к информации, затрагивающей общественные интерес;

Обеспечением обязательного и оперативного реагирования соответствующих органов власти и должностных лиц на сообщения СМИ о фактах коррупции;

Привлечением дисциплинарной и уголовной ответственности должностных лиц, препятствующим представителям СМИ осуществлять сбор и распространение информации о фактах коррупции;

Укреплением института защиты конфиденциальности журналистских источников информации; привлечением СМИ к формированию антикоррупционного мировоззрения и популяризации антикоррупционной деятельности;

Разграничением государственных и негосударственных СМИ путем введения запрета на участие негосударственных структур в уставном капитале государственных СМИ и государственных структур в уставном капитале негосударственных СМИ;

Изменением методов руководства государственными аудиовизуальными СМИ в направлении обеспечения их профессиональной самостоятельности и учета общественного мнения;

Разработкой и обнародованием в СМИ индексов уровня коррумпированности, позволяющих сравнивать между собой регионы, отрасли, крупные предприятия , решения органов власти;

Оказанием поддержки усилиям журналистского сообщества по выработке и обеспечению соблюдения правил профессиональной этики, внедрению стандартов журналистского расследования;

Широким использованием сети Интернет для информирования общественности о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, обеспечения доступа к общественно-значимой информации, вовлечение граждан в процесс обсуждения проектов, решений осуществления контроля за их реализацией.

Противоречивость функций российских СМИ в системе формирования принципов и культуры антикоррупционной политики проявляется в том, что данный институт гражданского общества не обладает достаточной ресурсной базой и правовым статусом для выполнения ролей влиятельного субъекта антикоррупционной политики. Между тем, упомянутая функция декларируется руководителями СМИ, что формирует общественное мнение. Представительство интересов СМИ в совещательных институциях при органах исполнительной власти недостаточно и не обеспечивает гарантии получения полной и объективной информации, беспристрастной судебной практики по антикоррупционным расследованиям СМИ.

В Российской Федерации СМИ зачастую являются инструментом политической борьбы, что порождает коррупцию в них самих. Эффективность деятельности СМИ обуславливает необходимость стать свободными и экономически независимыми, без этого СМИ не смогут быть субъектом антикоррупционной политики, а будут только объектом (пассивным инструментом) в чужих интересах. Профессионально-независимые и экономически прозрачные СМИ позволят стать им действительно инструментом общества в борьбе против коррупции, вырвав СМИ из влияния коррупционеров и органов государственной власти и управления.

Можно выделить угрозы, которые мешают независимости средствам массовой информации на современном этапе общественного развития:

Главной угрозой свободы СМИ является угроза монополизации и концентрации;

Важным препятствием на пути свободы СМИ являлось то, что большинство средств массовой информации принадлежало олигархическим бизнес-элитам, которые использовали борьбу с коррупцией в своих корыстных политических или финансовых целях, а не для повышения уровня открытости и прозрачности в современном российском обществе

Огромную общественную опасность представляет коррупция в СМИ, потому что, получая деньги для проведения «заказных статей, программ и акций», журналист деформирует общественное сознание в нужную сторону для заказчика, нередко очерняя невиновного человека. Зачастую причинами коррупции в СМИ является служебная зависимость журналистов, боязнь потерять работу, низкий уровень доходов, в особенности – на региональном и местном уровне.

Важным шагом на пути преодоления коррупции в самих СМИ явилось бы опубликование их доходов и расходов, путей их поступления.

Для повышения эффективности антикоррупционной политики в деятельности СМИ необходимо:

Постоянное обеспечение информационной прозрачности деятельности органов государственной власти и свободный доступ к ним гражданам и институтам общественного контроля;

Придание действительной роли, а не номинального характера, общественным советам при органах государственной власти путем их полной независимости от них и обязательный учет их поправок и рекомендаций в деятельности и принятии государственных решений;

Повышение уровня информированности общества и граждан о проводимых антикоррупционных мероприятиях;

Повышение роли и участия СМИ в антикоррупционной деятельности;

Увеличение роли СМИ при осуществлении общественного контроля гражданским обществом за достоверностью сведений, указываемых в публичной отчетности органами государственной власти, расходующих непосредственно бюджетные средства;

Проведение систематических расследований с наказание виновных лиц в коррупции и хищении бюджетных средств, с обязательным опубликованием в СМИ результатов этих расследований.

В нашей стране важность СМИ в формировании общественного мнения об уголовно-правовой политике и проблемах преступности осознается многими юристами, обществоведами и практиками. Это касается и получения информации СМИ о коррупции.

Что могут сделать журналисты для того, чтобы коррупция не стала разрушительным препятствием для экономического, социального и политического развития России?

1. Прежде всего - освещать данную проблему. Но освещать, основываясь на определенных принципах профессиональной журналистики

Российские средства массовой информации за период реформ существенно изменились. Из полностью подконтрольного идеологического рупора тоталитарного государства mass media эволюционировали в новое состояние. Сегодня они находятся, с одной стороны, под заметным покровительством исполнительной власти и влиятельных финансовых групп, с другой наращивают объем свободы слова и «публицистического многообразия». К тому же СМИ дифференцировались, стали субъектом и одновременно объектом рыночных отношений. Активно идет процесс их коммерциализации, все больше ослабевает влияние государственных СМИ. На рынке информации издатель и вещатель стали намного больше зависеть от спроса и конкуренции.

В настоящее время СМИ, помимо прочего, развивают мифологическое сознание (всеобщей продажности, всеобщего страха, безнадежности, политической апатии, отсутствия целей развития, провала всех реформ и т.п.). Однако задачей средств массовой информации является становление рационального сознания: доведение до зрителя, слушателя, читателя достоверной информации.

Конкуренция и погоня за сенсацией привели к тому, что российская журналистика потеряла такие традиции. Их место заняли заметки, содержащие откровенную грубость, оскорбления, вплоть до употребления "ненормативной лексики". Глубокие и часто опасные журналистские расследования привлекают внимание читателей и зрителей. Но рядом с этим все чаще появляются суррогаты публицистики, сомнительные версии, безответственные прогнозы, высосанные из пальца рейтинги, многочисленные списки "самых богатых" и "самых влиятельных". Сплошь и рядом такие публикации не основываются на серьезных социологических исследованиях; они имеют целью создавать дутые авторитеты или дискредитировать политических соперников. Такие публикации не всегда противоречат нормам закона, но грубо попирают журналистскую этику и дискредитируют средства массовой информации в глазах населения. Некоторые издания, злоупотребляя свободой информации, опускаются до самой настоящей травли видных политиков, должностных лиц, не заботясь о достоверности фактов.

В передачах, публикациях сообщаются о тех или иных политиках, общественных деятелях, бизнесменах различные "разоблачительные" мат»риалы, как правило, основанные на непроверенных данных, к тому же добытых незаконным путем. На эти "сокрушительные" мат»риалы никак не реагируют правоохранительные органы. И длительное время "герои" разоблачительных материалов остается "в подозрении". Читатель, зритель не знает, что и думать по поводу этих разоблачений.

Сложившаяся ситуация диктует не только необходимость систематического проведения медиа-исследований, но и безотлагательных практических действий субъектов как социальной, так и уголовной политики в сфере формирования общественного мнения СМИ.

Заметным шагом на этом пути могло бы быть открытое профессиональное обсуждение в СМИ федерального и регионального уровня мер по разрешению социально-криминальных проблем, инициированное, например, правоохранительными органами, регулярное информирование населения органами внутренних дел о распространении, опасности и виктимологических аспектах коррупции. Следует больше готовить ведомственных материалов для прессы и телевидения. На государственных СМИ федерального и регионального уровня необходимы регулярные информационно-аналитические статьи или программы, посвященные проблемам противостояния коррупции. В этом случае население имело бы возможность из первых рук получать более полную и объективную информацию о состоянии преступности, где, наряду с дискуссиями, отчетами и выступлениями руководителей правоохранительных органов, также были бы представлены независимые экспертные оценки представителей общественности, специалистов и исследователей проблемы коррупции.

Эти меры способствовали бы развитию аналитичности, открытости, тематического и оценочного многообразия СМИ. В этой связи нельзя не согласиться с Луиз Шелли, что большая прозрачность нужна всему российскому обществу, чтобы снизить уровень коррумпированности. Шаги в этом направлении должны включать поддержку средств массовой информации, способных свободно проводить расследование коррупции; большую открытость в отправлении правосудия и принятии правовых решений; введение более обширного реестра государственной собственности и регистрации передачи собственности государства физическим лицам.

За последние годы национальные средства массовой информации были сосредоточены в руках олигархического меньшинства. Разоблачения коррупции зачастую используются в борьбе за власть, а не для достижения большей прозрачности в обществе.

2. Роль "Internet" несколько лет назад было известно лишь узкому кругу специалистов по компьютерным сетям, а сегодня оно не сходит с полос компьютерных газет и журналов, часто встречается в неспециализированных изданиях и звучит в передачах телевидения и радио. Чем же привлекает столь пристальное внимание эта глобальная сеть, с развитием которой связывают новый этап в информационной революции конца двадцатого столетия? Прежде всего - практически неограниченными возможностями распространения информации, доступа к накопленным информационным ресурсам и общения между пользователями компьютерных сетей в различных странах мира. Именно благодаря этим особенностям сеть Интернет необходимо рассматривать как один из важнейших компонентов СМИ со всеми присущими им качествами (которые были перечислены выше). Именно в связи с этим работниками прокуратуры Приморского края был создан сайт http://www.law.vl.ru , на котором размещаются материалы, касающиеся проблемы противодействия коррупции в российском обществе, США и ряде стран Западной Европы. Раскрывается социально-экономическая природа коррупции, обобщаются правовые меры противодействия этому негативному явлению в российском обществе и в экономически развитых зарубежных странах.

В течение 2008 года Владивостокский Центр по изучению организованной преступности также осуществляет работу по пополнению своей странички http://www.crime.newmail.ru материалами, касающимися данной темы.

Коррупция как ржавчина разъедает и отравляет нашу жизнь: экономику, армию, образование, здравоохранение, повседневное бытовое существование людей. Для эффективной борьбы с этим злом необходим контроль со стороны гражданского общества и таким действенным элементом контроля являются средства массовой информации. Журналист, берущийся писать о преступности и коррупции, должен «семь раз отмерить» и только потом «отрезать». И дело даже не столько в том, что читатели перестанут ему верить. Дискредитируется сам общественный механизм борьбы с коррупцией. Журналистскому сообществу особо необходимо проявлять принципиальность в оценке авторов «заказных» публикаций, «телекиллеров» и профессиональных разоблачителей, когда речь идёт о борьбе с такими явлениями как преступность, терроризм, коррупция. В этой связи конкурсы среди журналистов и СМИ имеют большое значение, поскольку способствуют повышению уровня требований к качеству журналистских материалов.

СУТЬ ПРОЕКТА

  • - Появление проекта вызвано высоким уровнем коррупции в России, в снижении которого заинтересованы все здоровые силы общества.
  • - Сердцевиной проекта является специализированное агентство, имеющее информационные каналы прямой и обратной связи с обществом.
  • - Главным из этих каналов станет специализированный информационно-аналитический портал «Против коррупции»
  • - Для эффективности проекта потребуется консолидация усилий всех заинтересованных структур и совместная выработка методов и технологий работы.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

Инициаторы проекта уверены, что создание задуманной ими разветвленной коммуникационной системы и развитие диалоговых форм взаимодействия с участниками проекта и целевыми аудиториями будет:

  • - последовательно сужать поле возможностей коррупции;
  • - воздействовать на общественное сознание в духе нетерпимости к коррупции;
  • - внедрять идею необходимости общественного контроля за деятельностью государственных органов;
  • - внедрять идею необходимости института «парламентского расследования» как неотъемлемой части гражданского общества;
  • - содействовать созданию общественно-политических структур, сплачивающих своих членов на основе преданности своей стране, духу гражданской ответственности, заинтересованного отношения ко всему, что происходит в стране.

МИССИЯ ПРОЕКТА

  • - Влиять на общественное сознание, прививая уважение к закону всех слоев общества.
  • - Обобщать инициативы по совершенствованию законодательства.
  • - Стать мостом к будущему здоровому обществу.
  • - Вместе с активными силами общества искать пути к оздоровлению страны.
  • - Вместе со сторонниками подрубать корни коррупции.

ЗАДАЧИ ПРОЕТКА

Идеологическое обеспечение

  • - Содействовать выработке приемов и методов общественной оценки деятельности государственных органов по борьбе с коррупцией.
  • - Участвовать в разработке эффективных форм независимого общественного контроля за деятельностью правоохранительных органов и содействовать их развитию.
  • - Вырабатывать алгоритмы поведения в коррупционной среде, используя российский зарубежный и исторический опыт.

Коммуникационное направление

  • - Способствовать развитию многостороннего информационного обмена в обществе по вопросам борьбы с коррупцией.
  • - Содействовать налаживанию информационного обмена между лицами и организациями, вовлеченными в антикоррупционную борьбу, содействовать повышению эффективности их взаимодействия.
  • - Выявлять сферы конфликта интересов, сферы дефицита правоохранительных услуг.
  • - Содействовать выработке методик оценки коррупционной составляющей разных сфер жизни и деятельности человека.
  • - Участвовать в исследовании ненаблюдаемой (теневой) экономики.
  • - Участвовать в формировании дискуссионной среды.
  • - Информировать общественность о действиях по борьбе с коррупцией, предпринимаемых государством, о вскрытых фактах коррупции и принятых мерах.

Мотивация общества

Содействие формированию институтов гражданского общества в России.

  • - Содействие формированию в обществе негативного отношения к любым проявлениям коррупции, пропаганда идеи бойкота теневых способов оплаты услуг.
  • - Формирование в обществе гражданской активности, непримиримости ко всему, что мешает жить.
  • - Привлечение народной инициативы к контролю исполнения и соблюдения законов.
  • - Борьба с коррупцией как часть нового образа России
  • - Выявление ангажированных информационных потоков, направленных на дискредитацию России.
  • - Формирование ответного информационного потока.
  • - Выявление возможных информационных угроз и прогноз заказных информационных материалов по темам, связанным с коррупцией.
  • - Формирование круга специалистов по выявлению заказных публикаций.

Приоритеты проекта: Права человека, Законность, Государственный подход, Объективность, Уважение к собственности и работодателям, Открытость, Обратная связь, Адресность.

Целевые аудитории: Общественность, Экспертное сообщество, Журналистское сообщество, Общественные организации, Бизнес-сообщество, Органы власти.

Каналы коммуникаций: Специализированный информационно-аналитический портал «Против коррупции», Журналисты, пишущие на тему борьбы с коррупцией), Информационные и аналитические бюллетени, обзоры, тематические рассылки, Ежедневный обзор московских и региональных СМИ (всем желающим), Пресс-конференции, Круглые столы, конференции, семинары, Образовательные программы, Конкурсы (материалов СМИ, карикатур, фото и т.д.), Опросы, Издательская деятельность.

Формы работы с аудиториями: Интернет-вещание через специализированный сайт агентства, интерактивные формы взаимодействия с аудиторией, Информационный обмен с аналитическими и социологическими центрами. Распространение аналитических материалов среди участников целевых аудиторий, Массовые и экспертные опросы, интервью, Публикации в СМИ, совместные проекты, инициатива создания «Общественного движения против коррупции», Бюллетени, рассылки на бумажных и электронных носителях, Пресс-конференции по проблемам борьбы с коррупцией. Выступления на круглых столах, конференциях, семинарах. Подготовка специальных материалов к этим мероприятиям. Публикация отчетов об этих мероприятиях, Издательская деятельность. Выпуск и распространение брошюр, книг, плакатов, агитационных и учебных материалов, Баннерная реклама, участие в баннерообменных сетях, контекстная реклама и другие формы оповещения и рекламы в Интернете, Специализированные пропагандистские акции. Конкурсы среди журналистов, студентов, представителей широкой аудитории, Участие в образовательных программах, чтение лекций, Аккумулирование материалов агентства в электронных публичных библиотеках (Public.ru, Integrum), что обеспечит их вторичное распространение через службы мониторинга.

СХЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ЦЕЛЕВЫМИ АУДИТОРИЯМИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПУБЛИЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

Формы и методы реализации проекта. Для реализации проекта создается специализированное информационно-коммуникационное агентство, которое возьмет на себя следующие функции:

  • - Работа с федеральными и региональными законодательными органами власти для организации общественной экспертизы антикоррупционных законов на этапе их разработки, а также с целью обеспечения максимального эффекта от принятия этих законов.
  • - Вовлечение в качестве активных пользователей и участников проекта представителей органов власти, общественных организаций, бизнес- структур, юристов, социологов, экономистов, политологов, преподавателей и студентов ВУЗов, активных граждан.
  • - Информационно-пропагандистская поддержка общегосударственных и региональных инициатив по борьбе с коррупцией. Проведение собственных целевых пропагандистских акций в тесном взаимодействии со средствами массовой информации и структурами гражданского общества. Координация деятельности региональных СМИ, участвующих в пропагандистских акциях.
  • - Обеспечение информационного обмена между центром и регионами, между различными ветвями и органами власти, между общественными организациями и отдельными лицами.
  • - Целенаправленная работа со СМИ и журналистским сообществом с целью многократного усиления эффективности проекта.
  • - Организация и проведение конкурсов «Журналисты против коррупции» среди региональных журналистов.
  • - Учебно-просветительская деятельность. Выпуск учебно-методических материалов, участие в специализированных обучающих семинарах, поддержка существующих учебных модулей по вопросам профилактики коррупции в российских ВУЗах и других образовательных центрах.

Аналитическое обеспечение

  • - Выработка индикаторов, характеризующих текущий уровень коррупции в различных сферах, участие в разработке методологии оценки.
  • - Сбор, структурирование и распространение информации - как по собственным, так и по внешним каналам.
  • - Мониторинг на базе центральных и региональных СМИ совместных проектов и информационных продуктов по проблемам коррупции (включая специализированные выпуски на Интернет- сайтах, радиопередачи, колонки в прессе и т.п.).
  • - Распространение (публикация, рассылка, ретрансляция) результатов регулярно проводимых исследований по различным аспектам коррупции.
  • - Проведение социологических опросов и распространение их результатов.
  • - Составление и публикация рейтингов, касающихся коррупции.
  • - Публикация официальных докладов и развернутых мнений экспертов о состоянии коррупции в России и за рубежом.
  • - Создание дискуссионных площадок по проблемам коррупции в форме круглых столов, конференций, инициация и (при необходимости) модерирование дискуссий по актуальным проблемам.

Базовый принцип взаимодействия со СМИ

  • - Для активизации общественного противодействия проявлениям коррупции необходимо усиление функции СМИ как инструмента обратной связи между властью и обществом, как действенного механизма гражданского контроля за деятельностью органов власти всех уровней, бизнес - структур, политических и общественных организаций.
  • - Ангажированность отдельных СМИ и журналистов искажает информационную картину и ведет к формированию негативного общественного мнения. Создание нового круга журналистов поможет обеспечить объективное освещение процесса борьбы с коррупцией в государстве.
  • - Кроме этого, необходимо сформировать особое мнение среди самих журналистов в отношении коррупции, для адекватного и объективного отражения в СМИ борьбы с этим явлением.

Работа с журналистами и СМИ

  • - Мониторинг информационного поля и выявление журналистов, пишущих на антикоррупционные темы.
  • - Создание базы данных СМИ и журналистов;
  • - Проведение индивидуальной работы с журналистами, приглашение на презентацию Проекта, установление партнерских отношений (в т.ч. включение журналистов в респондентскую сеть для проведения опросов по проблемам взяточничества и коррупции, список рассылки тематических дайджестов).
  • - Оказание консультационной, юридической, и иной поддержки в случаях возникновения конфликтных ситуаций при работе по тематике проекта.
  • - Проведение конкурса для журналистов по тематике проекта.

    СМИ КАК СРЕДСТВО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

    А.Е. РУСЕЦКИЙ

    О результатах работы управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции по мониторингу сообщений средств массовой информации, содержащих сведения о правонарушениях коррупционной направленности.

    Управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции на постоянной основе проводит работу по мониторингу сообщений средств массовой информации, содержащих сведения о правонарушениях коррупционной направленности.

    В 2015 году в результате этой работы управлением выявлена 71 публикация, содержащая сведения о возможных нарушениях законодательства о противодействии коррупции (в 2014 году - 13).

    В основном эти статьи касались вопросов предполагаемых фактов коррупции со стороны лиц, занимающих должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления; нарушения ими установленных законом запретов и ограничений; коррупционных проявлений при организации и проведении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и др.

    Указанные публикации направлялись для рассмотрения в прокуратуры субъектов Российской Федерации, Главную военную прокуратуру, а также в другие подразделения центрального аппарата Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

    По результатам проведенных проверок изложенные в статьях доводы в подавляющем большинстве подтверждения не находили. Однако имеются и обоснованные публикации, по результатам рассмотрения которых органами прокуратуры принимались меры прокурорского реагирования.

    Например, на портале региональных новостей regnews.ru выявлена статья "Власти Якутии готовы потратить почти 7 миллионов рублей на золотые часы". Указанная публикация направлена для рассмотрения в прокуратуру Республики Саха (Якутия), которой проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции.

    Установлено, что в августе 2015 года по итогам открытого электронного аукциона заключен государственный контракт на выполнение работ по изготовлению и поставке мужских и женских наручных золотых часов с ремешком в футляре на общую сумму свыше 5 млн рублей. Данные часы являлись приложением к Грамоте Правительства Республики Саха (Якутия) и Благодарности Правительства Республики Саха (Якутия).

    В части эффективности расходования бюджетных средств нарушений законодательства не установлено.

    Однако в ходе проверки, проведенной прокуратурой Республики Саха (Якутия) с привлечением специалистов Департамента бюджетно-финансового контроля Министерства финансов Республики, выявлены нарушения ст. 112 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в части нарушения срока размещения заказчиком плана-графика закупок на 2015 год.

    По данному факту в отношении должностного лица Управления делами Главы и Правительства Республики возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 7.30 КоАП РФ (нарушение порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд), на виновное лицо наложен административный штраф в размере 15 тыс. рублей.

    Кроме того, по результатам антикоррупционной экспертизы Положения о Грамоте Правительства Республики Саха (Якутия) выявлен ряд коррупциогенных факторов.

    Так, пунктом 1 раздела 2 Положения установлен перечень документов, которые должны быть представлены при внесении предложений о награждении граждан Грамотой Правительства Республики Саха (Якутия).

    При этом Положением не определены лица, которые наделены правом внесения ходатайства о награждении граждан Грамотой Правительства Республики Саха (Якутия), не установлен порядок приема ходатайств и прилагающихся к нему документов, не определены сроки представления ходатайств, адрес и структурное подразделение (должностное лицо) Правительства Республики, которое осуществляет прием документов, на основании которых Правительство принимает решение о награждении либо об отклонении ходатайства.

    Пунктом 2 раздела 2 Положения предусмотрено, что вопросы о награждении Грамотой вносятся на рассмотрение Правительства Республики руководителем отдела по государственным наградам и геральдике Администрации Главы Республики и Правительства Республики. При этом установлено право Председателя Правительства Республики на дачу поручения о срочном оформлении Грамоты Правительства Республики Саха (Якутия).

    Также в пункте 2 раздела 2 Положения определено, что несвоевременное или неполное представление указанных документов является основанием для оставления ходатайств о награждении Грамотой без удовлетворения или для возвращения документов на доработку.

    Прокуратурой Республики Саха (Якутия) в адрес Председателя Правительства Республики внесено требование об исключении коррупциогенных факторов из Положения о Грамоте Правительства Республики Саха (Якутия), утвержденного Постановлением Правительства Республики от 5 марта 2011 года N 92 (в редакции от 25.04.2015).

    Требование рассмотрено и удовлетворено, в Положение о Грамоте Правительства Республики Саха (Якутия) внесены соответствующие изменения и дополнения.

    Также по результатам мониторинга средств массовой информации выявлена публикация "Врачебная тайна. Чиновники региональных минздравов проявляют чудеса смекалки, чтобы скрыть факты несоблюдения ведомствами антикоррупционного законодательства".

    Статья опубликована по материалам Общероссийского общественного движения "Народный фронт "За Россию" и касалась вопросов нарушения законодательства в части опубликования в сети Интернет сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера руководителей учреждений здравоохранения ряда регионов России.

    Данная публикация была направлена в прокуратуры Смоленской, Тульской, Орловской, Пензенской, Ростовской, Воронежской, Кировской, Брянской, Московской, Новгородской, Омской, Сахалинской, Тюменской, Ярославской областей, Республики Карелия, Республики Коми, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов для рассмотрения и возможного осуществления надзорных мероприятий.

    По результатам проведенных проверок меры реагирования приняты органами прокуратуры Ростовской, Пензенской, Тюменской и Смоленской областей, в остальных субъектах Российской Федерации нарушений федерального законодательства не выявлено.

    Так, прокуратурой Ростовской области установлено, что сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые руководителями областных государственных учреждений здравоохранения в отношении себя и членов семьи, действительно не размещались в сети Интернет.

    Проведенный анализ регионального законодательства показал, что вопреки требованиям Федерального закона "О противодействии коррупции" нормативно не закреплены вопросы, касающиеся срока, объема, порядка и формы размещения в сети Интернет таких сведений, а также не определены ответственные и уполномоченные должностные лица (органов, подразделений и др.).

    В этой связи губернатору области направлено информационное письмо с предложением рассмотреть вопрос о необходимости законодательного урегулирования вопросов, касающихся порядка опубликования сведений о доходах. В настоящее время во исполнение требований прокуратуры разрабатывается проект соответствующего нормативного правового акта.

    В нарушение Федерального закона "О противодействии коррупции" отдельными руководителями учреждений здравоохранения Пензенской области представлены недостоверные сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2014 год, которые были размещены в сети Интернет.

    По данным фактам в Министерство здравоохранения Пензенской области внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, по результатам рассмотрения которого к дисциплинарной ответственности привлечены четыре главных врача, допустивших указанные нарушения.

    В нарушение федерального законодательства на официальном портале в сети Интернет на момент проверки отсутствовали сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные руководителями учреждений здравоохранения Тюменской области за 2012 и 2013 годы.

    Данные сведения ранее были размещены на сайте, но в результате неправильного толкования сотрудниками департамента здравоохранения области требований законодательства удалялись с портала одновременно с размещением сведений за следующий год. Прокурором Тюменской области директору областного департамента здравоохранения внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции.

    В настоящее время информация со сведениями о доходах руководителей государственных учреждений здравоохранения области за 2012 и 2013 годы восстановлена.

    Прокуратурой Смоленской области установлено, что вопреки требованиям федерального законодательства на региональном уровне нормативно не урегулированы вопросы относительно определения порядка размещения в сети Интернет сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых руководителями областных государственных учреждений.

    В этой связи в администрацию Смоленской области внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, по результатам рассмотрения которого требования прокурора удовлетворены. В настоящее время разрабатывается проект соответствующего нормативного правового акта.

    Вопросы, касающиеся хода и результатов проводимых по таким материалам проверочных мероприятий, находятся на постоянном контроле.

    Работа в данном направлении продолжается.

    Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Информационное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

Роль средств массовой информации в

противодействии коррупции и формировании в обществе нетерпимого отношения к ее
проявлениям

Противодействие коррупции в современной России отнесено к числу основных задач государства. Об этом свидетельствуют принимаемые, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ и отдельных муниципальных образований нормативные правовые акты, глобальная цель которых минимизировать, а в дальнейшем ликвидировать коррупцию в стране. Цель долгосрочная и сложная, но вполне достижимая, если обратиться к мировому опыту.
Долгое время общество уходило от обсуждения проблемы коррупции. Ныне тема открыта для обсуждения. Прозрачность антикоррупционной деятельности - залог успешности и средствам массовой информации в этой деятельности отводится значительное место, поскольку масс-медиа являются тем механизмом влияния на общественное сознание, который способен сформировать устойчивые стереотипы поведения. Этому способствуют критерии СМИ: массовость получателя (публичность), периодичность выхода, разнообразие форм изложения материала (печатные, теле-, радио-, кинохроники, интернет).

Стоит отметить, что при значимости средств массовой информации в противодействии коррупции их роль зачастую сводится к разоблачению фактов коррупционного поведения и освещению громких дел о коррупционных правонарушениях. Отсутствие четко выработанной позиции по данному вопросу приводит к тому, что ресурсы СМИ не способствуют формированию в обществе нетерпимого отношения к коррупции, выступая зачастую лишь как источник информации.

Для повышения роли СМИ в противодействии коррупции необходимо включать в сферу компетенции СМИ такие направления как:

Просвещение населения о возможных формах проявления коррупции в целях повышения правосознания граждан;

Инициирование и организация дискуссионных площадок для обмена мнениями с целью обсуждения проблемных вопросов антикоррупционной деятельности;

Описание положительного опыта и освещение эффективных практик противодействия коррупции в различных регионах, в том числе за рубежом;

Проведение мониторинговых и социологических исследований на предмет изучения общественного мнения об оценке уровня коррупции в различных сферах и удовлетворенности состоянием противодействия коррупции, с обязательным освещением результатов таких исследований и предложением способов по решению выявленных проблем;

Способствование открытости и прозрачности деятельности различных структур власти.

У органов местного самоуправления Сургутского района накоплен достаточный опыт сотрудничества со средствами массовой информации при осуществлении деятельности по противодействию коррупции, в том числе и по перечисленным ранее направлениям.

Так, правовое просвещение населения в целях формирования нетерпимого отношения к коррупции осуществляется посредством размещения в СМИ информации об антикоррупционной деятельности. На страницах газеты «Вестник» создана рубрика «Борьба с коррупцией», где размещаются статьи, знакомящие читателей с мерами ответственности за коррупционные правонарушения, результатами профилактической работы.

Активно используется сайт МО Сургутский район. На нем созданы рубрики, предоставляющие возможность жителю района, а также любому другому пользователю, ознакомиться с информацией о деятельности органов муниципальной власти в основных сферах жизнедеятельности. На главной странице сайта создана непосредственная рубрика «Противодействие коррупции», максимально наполненная согласно действующему законодательству. Через сайт граждане обращаются также к главе Сургутского района, председателю Думы Сургутского района, к начальнику ОМВД по Сургутскому району.

Интересный опыт сотрудничества муниципальных властей с локальными СМИ применен при проведении районного конкурса социальных роликов и плакатов по противодействию коррупции "Честный взгляд". Организаторы конкурса: департамент образования и молодёжной политики администрации Сургутского района, некоммерческая организация «Сургутская межрегиональная коллегия адвокатов» и редакция газеты «Сургутская трибуна». Проведение конкурса показало достаточно высокую активность молодежи, их интерес к предложенной тематике. Название работ четко говорит об актуальности и нетривиальном подходе молодого поколения к вопросам противодействия коррупции: «Никогда не подам лапу тому, кто даёт на лапу», «Коррупционер, не губи себя и семью!», «Имею право на жизнь без коррупции», «Дети видят всё» и другие.
Участники конкурса – это обучающиеся образовательных организаций Сургутского района, студенты Лянторского нефтяного техникума и участники молодёжных общественных организаций Сургутского района в возрасте от 14 до 28 лет (всего 21 человек).

В планах администрации района - подготовить и провести с участием СМИ блиц-опросы об удовлетворенности населения района мерами противодействия коррупции.

В целях получения обратной связи о фактах коррупционного характера с февраля 2015 года организована работа стационарных ящиков «Нет - коррупции». В настоящее
время стационарные ящики размещены в здании администрации Сургутского района по адресу: ул.Энгельса, д.10 и ул.Бажова, д.16. За период работы (февраль 2015 – декабрь 2016) сообщения в стационарные ящики не поступали.

Итак, ресурсный потенциал СМИ связан с разноплановыми возможностями формирования в обществе нетерпимого отношения к коррупционным проявлениям и заключается в возможности активного воздействия на общественное мнение и поведение граждан.

В этом разделе вы найдете

Основная роль СМИ в борьбе с коррупцией - раскрывать обществу факты и тайные механизмы коррупции посредством журналистических расследований, лишая ее благоприятных условий развития, и давать обществу надежду, что наказание – по меньшей мере, гласностью не отвратимо. Для полноценной и всесторонней борьбы с коррупцией СМИ должны стать самостоятельной и сильной «четвертой властью».

Особая миссия СМИ – обеспечение права каждого на свободу выражения мыслей и права общества на получение полной и достоверной информации. Интересы общества должны быть главным приоритетом в работе журналистов. Журналисты должны способствовать реализации прав граждан на получение полной и достоверной социально значимой информации, с учетом различных мнений.

Свобода слова должна принадлежать народу, и обнародование информации не может ставиться в зависимость от чьих либо политических, коммерческих и иных интересов. Редакционные решения должны приниматься без внешнего влияния, а редакция СМИ обязана нести полную ответственность за опубликованные материалы и достоверность излагаемых фактов.

Учредители СМИ обязаны придерживаться принципов гласности в отношении финансирования (собственности) предприятии СМИ и не делать тайны из экономических, финансовых и иных отношений, связанных с обеспечением выхода в свет.

Добровольное принятие и использование в повседневной практике СМИ различных этических кодексов, хартии, меморандумов, декларации и пр.следует только приветствовать. Не должно ли и в законодательном порядке дать им эту независимость, обеспечив невмешательство властей? Не став идеологически свободной и экономически прозрачной, пресса не сможет быть субъектом антикоррупционной борьбы, а будет только инструментом в чьих- либо руках: например, в руках одних коррупционеров против других, как мы это наблюдаем сегодня. А если в настоящее время эта независимость и эта прозрачность невозможны с точки зрения законодательства, то нужно добиваться взаимных обязательств во имя приверженности этим принципам, обязательств добровольно принимаемых на себя учредителями и журналистами.

Выводы могут быть сформулированы в одной фразе: «только профессиональная независимость и экономическая прозрачность СМИ, дополненные журналистической этикой, сделают прессу надежным инструментом общества в борьбе против коррупции, по существу, вырвав средства массовой информации из рук коррупционеров».

Первая угроза независимости СМИ – это угроза монополизации. Остро стоит проблема так называемых аффилированных лиц, настоящих хозяев, которые стоят за редактором или официальным владельцем.

Существует необходимость подготовки проекта закона об экономических отношениях в сфере массовой информации. Речь в нем должна идти о прозрачности рынка СМИ, источников и сумм, использованных для приоберетения СМИ.



В условиях несвободной, экономически несамостоятельной прессы журналистам приходится участвовать в подготовке «заказных статей», скрытой рекламы, в организации событии, которые потом они же сами и описывают, в так называемой «войне компроматов» население чаще всего оказывается дезориентированным. Иными словами, речь идет о том «поводке», на котором держат органы власти, партии. Пресса становится предсказуемой в зависимости от интересов ее владельцев, а те структуры, которым она принадлежит, - заведомо непрозрачными для населения. Приверженность единой для всех журналистов профессиональной этики может значительно сократить возможности для сокрытия коррупции.

Законом РК от 23 июля 1999 г. «О средствах массовой информации» гарантируется свобода слова и прямо запрещается цензура. Эти положения закона воспроизводит ст.20 Конституции РК. Сегодня в стране действительно нет прямой цензуры. Это один из плодов демократизации. Однако на современном этапе не менее опасным фактором стала «самоцензура». Ежедневно журналисты и редакторы в процессе выполнения своих обязанностей подвергают себя опасности. Многие факты коррупции во власти остаются скрытыми вследствие самоцензуры.

Помимо традиционных СМИ, заметными и важными инструментами в процессе коррупции стали новые информационные ресурсы ИНТЕРНЕТ. Очевидными преимуществами сетевых публикации является их опора на многочисленные ссылки, оперативность и доступность в любой точке земного шара.



Некоторые недобросовестные чиновники, занимающие высокое положение в правительстве и государственных учреждениях избегают общения и контактов со СМИ. Эти лица оберегают нормы, оберегающие права СМИ, потому что представляют им защиту от журналистических расследовании.

Например журналисту могут заплатить деньги, чтобы он\она не писали историю, которая разоблачает криминальную деятельность или, наоборот, написали историю, которая восхваляет человека, не заслуживающего этого.

Пришло время, чтобы правительство серьезно оценило роль СМИ как союзника. Правительство должно принять обязательство вкладывать средства в развитие СМИ. СМИ должно способствовать развитию страны и общества.

Правительство должно предпринять следующие меры:

Увеличить ассигнования в сектор СМИ с целью обеспечения их адекватными возможностями;

Закрепить статус СМИ в национальных программах развития;

Поддерживать систему подготовки журналистов;

Поддерживать СМИ посредством налоговых и иных льгот.

СМИ должно занимать ведущую роль в борьбе с коррупцией. Однако имеется множество ограничений в том числе и законодательных, нарушающих право на доступ к информации и право выражения собственного мнения.

В РК до сих пор нет закона о свободе доступа к информации. Тем не менее, необходимость принятия подобного закона ощущается ежедневно. Стандарты для национальных и международных организации ориентированы, в первую очередь, на национальные законодательства о свободе доступа к информации, но равным образом могут применяться в отношении информации, которойи владеют межгосударственные органы, такие как ООН и Европейский союз.

1) Уполномоченные органы по защите прав человека и НПО должны поддерживать тесные и прочные рабочие отношения со СМИ как с партнерами в борьбе с коррупцией;

2) Журналистские расследования должны поощеряться; необходимо специальные программы подготовки, дающие журналистам навыки поиска и ракрытия незаконной деятельности;

3) Необходимы программы, позволяющие людям высказывать озабоченность и мнения по вопросам борьбы скоррупцией и незаконной деятельностью; это позволит поощрить участие граждан в планировании, реализации, оценке программ, нацеленных на восстановлении честности;

4) Владельцы СМИ должны бороться с коррупцией в своем окружении и побуждать свои СМИ бороться с коррупцией

5) Необходимо принять закон о свободе доступа к информации. Эта законодательная база предоставит СМИ право доступа к информации. Сегодня, при отсутствии данного закона, некоторые должностные лица пользуются защитой от СМИ, поскольку относят запрашиваемую информацию к закрытой.