Описание архитектуры собора святого петра в риме. Архитектор собора Св. Главный архитектор собора Св. Петра

Собор Святого Петра - католический собор, являющийся наиболее крупным сооружением Ватикана и до последнего времени считавшийся самой большой христианской церковью в мире.

Белый шатер, сияющий в синем небе Рима - купол собора Святого Петра , главного храма католического мира. Храма, которому уже более пяти веков…


Собор Святого Петра расположен к западу от центра Рима, на территории суверенного государства Ватикан. История рассказывает, что на месте нынешнего собора Святого Петра находился цирк, на арене которого во времена Нерона предавали мученической смерти христиан. В 67 году сюда после судилища был приведен и апостол Петр. Петр попросил, чтобы казнь его не уподобляли Христовой. Тогда он был распят головой вниз. В 326 году в память об этом император Константин повелел построить базилику во имя Святого Петра. Когда она обветшала, папа римский Николай V в 1452 году начал строительство собора. После его смерти работы были приостановлены, и только в 1506 году папа Юлий II поручил архитектору Браманте строительство собора. Браманте задумал церковь в виде греческого равностороннего креста. Почти все крупные архитекторы Италии по очереди участвовали в проектировании и строительстве собора св. Петра. После смерти Браманте работа была поручена Рафаэлю, который перепроектировал церковь в виде креста латинского. Затем строительство собора возглавил Микеланджело. Все несущие конструкции Микеланджело сделал более массивными и выделил главное пространство. Он возвёл барабан центрального купола, но сам купол достраивали уже после его смерти. Архитекторы Джакомо делла Порта и Доменико Фонтана по проекту Микеланджело возвели два купола: внутренний, округлый, и внешний, вытянутый вверх. Карло Мадерно достроил продольные капеллы и оформил фасад собора. Из четырёх малых куполов, предусмотренных проектом Микеланджело, архитектор Виньола возвёл только два. В наибольшей степени архитектурные формы именно в том виде, как они были задуманы Микеланджело, сохранились с алтарной, западной стороны. 18 ноября 1626 года, в 1300-летний юбилей первой базилики и через 120 лет после начала строительства, папа Урбан VIII освятил новый собор.

Но на этом история не закончилась. В начале XVII в. по указанию Павла V архитектор Карло Мадерно удлинил восточную ветвь креста - пристроил к центрическому зданию трёхнефную базиликальную часть, вернувшись таким образом к форме латинского креста, и построил фасад. В результате купол оказался скрытым фасадом, утратил своё доминирующее значение и воспринимается только издали, с виа делла Кончильяционе.


Требовалась площадь, которая вмещала бы большое количество верующих, стекающих к собору, чтобы получить папское благословение или принять участие в религиозных празднествах. Эту задачу выполнил Джованни Лоренцо Бернини, создавший в 1656-1667 гг. площадь перед собором - одно из самых выдающихся произведений мировой градостроительной практики. Также он создал великолепное внутреннее убранство и знаменитую сень над могилой апостола, чье имя носит собор. Колоннада, обрамляющая соборную площадь, также его творение.


Вид со стороны собора на площадь

Новый алтарь поставили на месте прежнего и в полу прорубили “окошечко” - “исповедальню”, через которое верующие могли видеть гробницу святого Петра, сокрытую под землей. Раскопки, проведенные в 1940-х годах, доказали, что под алтарной частью собора находится гробница апостола. Об этом свидетельствовали многочисленные факты, включая надписи и изображения. Алтарь собора св. Петра обращён на запад, а не на восток, как в большинстве христианских храмов.


Перед входом в собор возвышаются статуи Святых апостолов Петра и Павла. Петр держит в руках ключи от Царствия Небесного, врученные ему Господом. В собор ведут пять дверей. Последняя с правой стороны - Святая, и открывается она лишь в Святой год. В древности начало юбилейного года знаменовалось звуком трубы из козлиного рога, называемой “yobel”, откуда и произошло слово “юбилей”. Святая дверь замурована бетоном. Через каждые 25 лет накануне Рождества (25 декабря) перед юбилейным годом бетон разбивается. После троекратного коленопреклонения и трех ударов молота Святая дверь распахивается и папа, взяв в руки крест, первым входит в собор. В конце юбилейного года дверь снова закрывается и замуровывается на следующие 25 лет.


Бронзовые двери центрального входа выполнены флорентийским мастером Филаретом. В верхней части дверей изображены большие фигуры сидящих на троне Спасителя и Богоматери. В центре - апостолы Петр и Св. Павел. В двух нижних клеймах изображены сцены судилища у Нерона и последующей казни апостолов: усекновение главы Святого Павла и распятие Святого Петра. Над дверями помещён мраморный барельеф Бернини “Иисус вверяет Петру ключи от Царствия Небесного”.

Купол, шедевр архитектуры, имеет внутри высоту 119 м и диаметр 42 м. Он опирается на четыре мощных столба. В нише одного из них стоит пятиметровая статуя св. Лонгина работы Бернини. Роль Бернини в создании скульптурного убранства собора очень велика, он работал здесь с перерывами почти пятьдесят лет, с 1620-го до 1670 г. В подкупольном пространстве над главным алтарём находится шедевр Бернини - огромный, высотой 29 м балдахин на четырёх витых колоннах, на которых стоят статуи ангелов.


Среди ветвей лавра на верхних частях колонн видны геральдические пчелы семейства Барберини. Бронзу для кивория взяли из Пантеона, разобрав по приказу папы Урбана VIII (Барберини) конструкции, которые поддерживали крышу портика. Сквозь балдахин видна находящаяся в центральной апсиде и также созданная Бернини кафедра св. Петра. Она включает поддерживаемое четырьмя статуями отцов церкви кресло св. Петра, над которым парит в сиянии символ Святого Духа. Справа от кафедры - надгробие папы Урбана VIII работы Бернини, слева - надгробие Павла III работы Гульельмо делла Порта, одного из учеников Микеланджело.

Громадный купол собора Святого Петра взмывает вверх словно поднятое ветром легкое полотнище.

По фризу купола и далее по фризу всей церкви идет мозаичная надпись по-гречески и на латыни со словами Христа: “Ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и не одолеют ее врата адовы; И дам тебе ключи Царствия Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах”.


Внутреннюю поверхность купола украшают изображения четырех Евангелистов: Матфей - с ангелом, водившим его рукой при написании Евангелия, Марк - со львом, Лука - с волом, Иоанн - с орлом. Лев, орел и вол - называемые “апокалиптическими зверями”, о которых Иоанн Богослов в “Апокалипсисе” пишет как о животных, которые окружали престол Бога.



Высота фасада - 45 м, ширина - 115 м. Аттик фасада венчают громадные, высотой 5,65 м, статуи Христа, Иоанна Крестителя и одиннадцати апостолов (кроме апостола Петра). Из портика пять порталов ведут в собор.


Створки дверей центрального портала выполнены в середине XV в. и происходят из старой базилики. Напротив этого портала, над входом в портик, находится прославленная мозаика Джотто конца XIII в. “Навичелла”. Рельефы крайнего левого портала - “Врат смерти” - созданы в 1949-1964 гг. крупным скульптором Джакомо Манцу. Очень выразителен образ папы Иоанна XXIII.


Внутри собор поражает и гармонией пропорций, и своими огромными размерами, и богатством оформления - здесь масса статуй, алтарей, надгробий, множество замечательных произведений искусства. Общая длина базилики 211,6 м. На полу центрального нефа имеются отметки, показывающие размеры других крупнейших соборов мира, что позволяет сравнить их с самым громадным, собором св. Петра.


В центре собора возвышается алтарь с неугасимыми лампадами. Алтарь называется папским, поскольку служить перед ним мессу может только папа римский. Неподалеку расположена бронзовая фигура Святого Петра, сидящего на папском престоле и держащего в руке ключи от Царствия Небесного. Ступни апостола уже побелели и стерлись от прикосновений верующих: по поверью, если загадать желание и, держась рукой за стопу Петра, с верой попросить об исполнении задуманного, то все непременно сбудется.


В первой капелле справа находится шедевр Микеланджело - мраморная “Пьета”. Она была создана им на рубеже XV и XVI столетий в возрасте 25 лет. После того как злоумышленником была совершена попытка разбить статую, её защитили стеклом.


Рядом располагается небольшая капелла Распятия, в которой хранится великолепное деревянное распятие конца XIII - начала XIV в., приписываемое Пьетро Каваллини. Чуть дальше находится надгробие маркграфини Матильды Каносской работы Бернини с учениками; это была первая женщина, удостоившаяся чести быть погребённой в этом соборе.

Решётка капеллы св. Причастия выполнена по рисунку Борромини. Рядом с капеллой - надгробие Григория XIII; барельеф напоминает об осуществленной папой реформе - введении нового, григорианского, календаря. Чуть дальше находится выполненное в неоклассическом стиле скульптором Кановой надгробие Климента XIII. Огромный интерес представляет созданное в 1490-х гг. скульптором Антонио Поллайоло надгробие Иннокентия VIII, это один из немногих сохранившихся памятников, находившихся ещё в старой базилике. Недалеко от входа вы видите ещё одно создание скульптора Кановы - надгробие последних представителей шотландской королевской семьи Стюарт.

Италия – это удивительная страна, которая таит в себе множество загадок. Здесь можно увидеть уникальные памятники культуры и насладиться невероятными достопримечательностями, одной из которых является собор Святого Петра. Его история насчитывает более 5 веков! Мы расскажем о его истории и архитектуре, как добраться самостоятельно, сколько стоит билет и о правилах посещения.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 31 марта:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFT1500guruturizma - промокод для туров в Таиланд от 80 000 руб

До 31 мая предлагает промокоды на туры в экзотические страны - Доминикана, Мексика, Ямайка, Индонезия, Куба, Маврикий, Мальдивы, Сейшелы, Танзания, Бахрейн. Количество туристов в туре – от 2-х взрослых.

  • Промокод на 1 000 ₽ «LT-EXOT-1000» для туров от 7 ночей
  • Промокод на 1 500 ₽ «LT-EXOT-1500» для туров от 8 до 12 ночей
  • Промокод на 2 000 ₽ «LT-EXOT-2000» для туров от 13 ночей

Собор Святого Петра находится в сердце Ватикана – маленьком, карликовом государстве Риме. Рядом с ним можно увидеть огромное количество разнообразных строений, которые несут огромную историческую ценность, как для этого региона, так и для всего мира. С высоты птичьего полета на фоне синего неба видны белые купола собора, а также его прекрасный экстерьер со статуями и лепниной.

Куда съездить на 1 день из Рима? — подробнее на нашем сайте.

Его высота более 135 метров, длина – более 210 метров. На фасаде и в интерьере можно увидеть изобилие статуй Иисуса Христа, а также Иоанна Крестителя. Кроме этого, здесь покоится Иоанн Павел второй, а главным шедевром считают мраморную “Пьету” Микеланджело — надгробие папы.

Прежде чем зайти в собор, можно полюбоваться на статуи святым Петру и Павлу, расположенным прямо возле входных дверей. В руках Петра находится связка ключей, открывающая двери в Царствие Небесное, которые вручил ему сам Бог. В здание можно зайти через несколько дверей, но в разный период времени. Так, к примеру, последнюю дверь, которая находится с правой стороны собора – Святую, открывают исключительно в наступление Святого года.

В древние времена, когда начинался такой год, люди понимали это по звуку трубы из козлиного рога под названием юбиль, от которого год и стали называть юбилейным. Эту Святую дверь замуровали бетонным покрытием, и через каждые четверть века перед Рождеством она розбетонируется.

Все присутствующие должны упасть на колени трижды, такое же количество раз звучат удары молотом, и после этого двери открываются и все заходят в собор. Первым, конечно же заходит папа вместе в крестом в руках. Когда юбилейный год подходит к концу, двери так же бетонируют еще на четверть века.

Центральные двери сделаны из бронзы, их изготовил флорентийский мастер Филерат. Сверху на дверях находится две статуи, на которых изображены Спаситель и Божья мать, посередине два апостола – Петр и Павел, а внизу – изображение судилища у Нерона и казнь апостолов. Вверху, над самой дверью есть барельеф, где Иисус вручает Петру ключи от Небесного Царства.

Створки, которые находятся на двери в центральный портал, изготовили еще в 15 веке. Напротив самого портала можно рассмотреть мозаику Джотто, сотворенную в конце 18 века – Навичеллу. На крайнем левом порте находится творение одного из самых крупных скульпторов истории — Джакомо Манцу – Врата смерти. Еще стоит отметить образ папы Иоанна 23-го, который выглядит невероятно выразительно.

Купол собора является просто невероятным шедевром красоты, высота которого около 120 метров, а диаметр более 40 метров. Опорой его служат 4 мощных столба. В одной из ниш находится статуя Святого Бернины, высота которой около 5 метров.

Бернини в этом соборе играет очень большую роль, он проработал здесь половину века, с 1620 по 1670 год. Практически под самым куполом разместили и творение Бернини – балдахин почти 30 метровой высоты, который закреплен на 4 витых колоннах, а на них находятся статуи ангелов.

В ветвях лавры в верхней части можно увидеть геральдических пчел из семейства Барберини. Бронза для кивория была взята из Пантеона, путем разбора конструкций, поддерживающих крышу портика. Через балдахин очень хорошо виднеется находящаяся в центральной части аспиды, а также созданная Бернини, кафедра Святого Петра. В ней можно увидеть 4 статуи, которые как бы поддерживают кресло, где сидит Петр, а над ним парит Святой Дух, точнее его символ.

Внутри купола есть много украшений, а также образы, где изображены Евангелисты. Они включают Матвея с ангелом, Марка вместе со львом, Луки с волом, а также Иоанна с орлом. Эти три зверя являются тесно связанными с апокалипсисом.

В правой части кафедрального собора можно увидеть надгробие папы Урбана восьмого, над которой работал Бернини; в левой части – место, где покоится папа Павел третий, и его надгробие – работой которого занимался ученик Микеланджело – Гульельмо дела Порте.

Церковный и купольный фриз – это огромное количество мозаичных надписей на греческом и латинском языке, где речь идет о том, как Иисус Христос дает наставления Петру, а также ключи от Царствия Небесного.

Цена билета

Чтобы получить истинное удовольствие от посещения собора, нужно иметь в кармане не менее 10 евро — в эту стоимость входит пользование лифтом. С суммой чуть меньше — 6 евро, придется подниматься по ступенькам, их здесь более полтысячи. Время на подъем займет 30 минут, такое же время вы потратите на спуск.

Время работы


Собор Святого Петра работает в летний период времени с 9 утра и до 7 вечера, в зимнее время с 9 утра до 6 вечера. По средам с утра собор не работает.

Правила поведения

На входе вас встретит человек с металлоискателем, проверит сумки. Тут действует очень строгий дресс-код, у всех без исключения должны быть покрыты руки и ноги, для женщин – головные уборы, для мужчин – их отсутствие.

Как добраться

До собора можно доехать на метро и остановится прямо напротив него на станции Базилика Сан Паоло. Кроме этого можно воспользоваться городским транспортом- автобусом или трамваем. Как во всех развитых европейских городах здесь есть услуга авто на прокат, также огромное количество такси.

Библиотека в Ватикане - ещё одно знаменитое место в Ватикане. - Подробнее читаем на нашем сайте.

В этой статье вы найдете всю необходимую практическую информацию для посещения одного из главных христианских объектов мира – Собора (Базилики) Святого Петра в Риме и его музеев, расположенных на территории карликового католического государства Ватикан.

Естественно, побывать в Риме и не попасть на территорию Ватикана, не познакомиться с его великолепными собраниями произведений искусства и не взглянуть на панораму «Вечного города» с купола Собора Святого Петра – недопустимое упущение. Даже если у вас всего один полный день в Риме, отправляйтесь прежде всего сюда – ведь концентрация шедевров на квадратный метр здесь зашкаливает! Увы, примерно так думает и 95% туристов в Риме, поэтому на вход в музеи постоянно образуются огромные очереди, способные сильно подпортить впечатление от встречи с прекрасным, особенно при римской жаре или во время наплыва туристов на рождественские или пасхальные каникулы. При ограниченном времени в столице Италии тем более не стоит надеяться на удачу, и лучше приобрести билеты во все интересующие вас объекты заранее через интернет. Это позволит не ждать, а сразу пройти к тем достопримечательностям, посмотреть которые вы запланировали.

Не буду перегружать вас историческими и архитектурными сведениями о главном храме католиков, возведенном на предполагаемом месте смерти одного из любимых учеников Иисуса Христа – апостола Петра. Об этом написаны сотни искусствоведческих книг и очень много информационных сайтов в сети.

Здесь вы найдете пошаговую инструкцию и советы, куда идти, в какой последовательности и как сделать это максимально удобно – именно эти вопросы возникают почти у всех при планировании визита в Ватикан. Разобраться сразу в сложной системе функционирования объектов этого католического государства непросто, поэтому, надеюсь, эта статья поможет вам сориентироваться.

В любом случае при посещении достопримечательностей такого масштаба стоит заранее почитать литературу и освежить в памяти факты о возведении Собора и десятках выдающихся мастеров, на протяжении веков трудившихся над его украшением. А если с вами дети, то рассказать и им о значимости для христианской цивилизации того места, куда вы собираетесь идти. Обязательно советую на территории платных объектов Ватикана не пренебрегать аудиогидом на русском языке – билет с аудиогидом стоит не намного дороже, зато потом не будет ощущения, что упустили что-то важное.

Адрес и как добраться до Собора Святого Петра

Точный адрес: Piazza San Pietro, 00120 Città del Vaticano.

Ближайшая к Собору станция метро – M. Ottaviano, далее пешком по улице Via Ottaviano. Также можно дойти от станции метро M.Cipro (примерно 5 минут). От этих станций ближе всего идти к кассам Ватикана, но от Cipro можно немного заплутать, поэтому лучше свериться c картой.

Здесь карта, на которой отмечен вход в Музеи Ватикана и кассы https://www.google.ru/maps/place/%D0%9C%D1%83%D0%B...

Однако самый лучший вид на Собор и Площадь Святого Петра открывается, если вы направитесь к нему по Via della Conciliazione (Виа делла Кончилиационе), со стороны Замка Святого Ангела и набережной Тибра.

Время работы Собора Святого Петра, Музеев и других объектов:

Собор - с 7.00 до 19.00, в период с 1 октября по 31 марта – до 18.30. По средам часто из-за аудиенции Папы для туристов Собор открывают только в 13.00.

На купол Собора Святого Петра можно подняться ежедневно с 8.00 до 18.00 с апреля по сентябрь, и с 8.00 до 17.00 с октября по март.

Музеи Ватикана открыты с 10.00 до 13.45 в период с ноября по февраль. В период рождественских европейских каникул – с 8.45 до 16.45. В «высокий сезон», с марта по октябрь по будням Музеи открываются в 10.00 и закрываются в 16.45, по субботам 10.00 – 14.45. В последнее воскресенье каждого месяца вход в Музеи бесплатный (с 9.00 до 13.45), а также один раз в год – 27 сентября - на Всемирный день туризма. Правда, очереди на бесплатное посещение в эти дни огромны, время ожидания может доходить до 3 часов.

Вход в Музеи прекращается за 75 минут до официального времени закрытия.

Оказавшись на Площади Святого Петра перед Собором, нужно понять, куда именно вам идти и что делать, ввиду множества вариантов.

Итак:

Если вы собираетесь первым делом идти в Собор Святого Петра и у вас нет билета => проходите Площадь и идете вдоль ватиканских стен направо, становитесь в длинную очередь на вход, которая обычно растягивается по улице Viale Vaticano, заворачивает за угол и тянется вдоль стены порой до Piazza del Risogrimento (это действительно далеко). Вход в сам Собор бесплатный, а очередь образуется из-за досмотра посетителей через рамки металлоискателей. Здесь же стоят и за билетами в Музеи Ватикана.

Если вы собираетесь в Собор Святого Петра и у вас есть ваучер-подтверждение, купленный заранее через интернет и дающий право на экскурсию и право приоритетного прохода => идете мимо этой очереди прямо к кассам и обмениваете его на билет, затем проходите внутрь к месту начала экскурсии. Здесь также может быть несколько человек с электронными билетами, но ждать обычно не более 5 минут;

January 3rd, 2014

Собор св. Петра, в том виде, в котором мы его сейчас знаем – это результат перестроек, осуществлявшихся на протяжении долгих веков. Теперь это самый большой собор в мире. Собор стоит на месте, где по преданию был погребен апостол Петр. О месте захоронения упоминается около 200 года в письме одного римского христианского священника, Гайя.

Это письмо цитирует Евсевий Памфил в своей «Церковной истории»: «Я могу показать тебе победный трофей апостолов. Если ты пойдешь в Ватикан или по Остийской дороге, ты найдешь трофей тех, кто основал эту Церковь» (2. 25. 7; имеются в виду захоронения апостолов Петра и Павла; это именуется «Трофей Гайя»). Во второй половине II столетия над этим местом был установлен небольшой памятник, который и является центром собора.

Последующие столетия вносили свои реконструкции во все архитектурное обустройство пространства вокруг этого памятника. Когда во времена императора Константина на этом месте было решено возвести церковь, засыпали древний некрополь под памятником Петра (320 г.). Вскоре была построена базилика, которую освятил папа Сильвестр I, как считается, в 326 году.

Мы опустим рассказ о более чем тысячелетней истории перестройки церкви и перенесемся в эпоху Микеланджело, когда на этом месте был воздвигнут Собор св. Петра.


Кликабельно 1920 рх , взял себе на обои …

Нужно заметить, что вся истории строительства собора св. Петра — это история борьбы двух архитектурных концепций — собора в виде греческого креста и храма в виде латинского креста Греческий крест – равносторонний крест, символ Христианской Церкви. Латинский крест – в христианстве символ Христа, его страстей и искупления. В латинском кресте продольная перекладина длиннее поперечной. Пересечение двух перекладин обычно таково, что верхний конец продольной перекладины равен по длине каждому из концов, образуемых горизонтальной перекладиной, а нижний конец продольной перекладины значительно длиннее.]. Причем, как свидетельствует история, значимые проекты строительства собора, которое велось, к слову сказать, 160 лет, в том, что касается лежащей в его основе фигуры креста – греческого или латинского, — чередовались в шахматном порядке.

И конечно, такие «качания» в самом что ни на есть принципиальном вопросе дизайна, как мы теперь сказали бы, не могли не тормозить общее строительство. Даже беглый взгляд на эти планы дает представление о том, что решение этого ключевого вопроса являлось первостепенным для всех остальных проблем, связанных с трактовкой и декором пространства. Для ясности представления о периодичности смен архитектурных решений мы помещаем в левой части полосы архитектурные планы, в основе которых греческий крест, и с правой — с латинский.

Когда в начале XVI столетия папа Юлий II (понтификат: 1503 — 1513) на месте старой базилики решил построить новый огромный собор, он пригласил для этой работы в качестве архитектора Браманте. Браманте начал с того, что сломал половину старой базилики (теперь мы можем судить о ней по сохранившейся фреске школы Рафаэля).

Официальная дата закладки Собора — 18 апреля 1506 года. Браманте «приступил к работе, — пишет Вазари в биографии архитектора, — с мечтой о том, чтобы новый собор по красоте, искусству, выдумке и стройности, а также по огромности, богатству и окрашенности превзошел все сооружения, воздвигнутые в этом городе могуществом государства, а также искусством и талантом стольких доблестных мастеров. С обычной быстротой он заложил фундамент и до смерти папы и своей собственной равномерно довел строительство до высоты карниза под арками всех четырех столбов и вывел самые арки с величайшей быстротой и искусством.

Вывел он также и свод главной капеллы с нишей и в то же время начал строить и капеллу, именуемую капеллой французского короля». Сорок лет спустя Микеланджело в одном из писем воздаст должное проекту Браманте (хотя к самому архитектору он питал сложные чувства): «Нельзя отрицать, что Браманте был силен в архитектуре, как никто другой со времен древних и до наших дней. Он оставил первый план Санто Пьетро, не запутанный и простой светлый и со всех сторон обособленный, так что он ничему во дворце не мешал. И почитался он вещью прекрасной, как это и сейчас всем очевидно. Поэтому всякий, кто отклонился от названного решения Браманте, как это сделал Сангалло, отклонился от истины». (На этом сейчас прервем цитирование и возвратимся к нему ниже, когда речь пойдет о проекте Сангалло).

Браманте руководил строительством Собора с 1506 до своей смерти в 1514 году. Перечисленное Вазари, хотя и кажется весьма значительным, но пропорционально собору в целом, каков он теперь, это количественно не так много. После смерти Браманте его детище подверглось множеству перестроек. В 1514 году руководителем строительства Собора был назначен — уже папой Львом X (понтификат: 1513 — 1521) — Рафаэль. С июля 1515 он становится главным архитектором собора.

В этой должности он оставался пять лет, до своей смерти (1520). Несмотря на то, что Рафаэль многим был обязан Браманте и высоко ценил художественную завершенность его проекта, под натиском духовенства, желавшего видеть собор с длинным центральным нефом (форма латинского креста представлялась не столько более предпочтительной с художественной точки зрения, сколько более символически значимой с теологической), ему пришлось существенно изменить проект Браманте. Рафаэлевский план, однако, остался только на бумаге.

После смерти Рафаэля работами руководил сиенский художник и архитектор Балдассаре Перуцци. Он приехал в Рим в 1503 и в то время находился в окружении Браманте. Примечательно, что почти все сохранившиеся рисунки с ранними проектами Собора принадлежат именно Перуцци, но представляют архитектурные идеи Браманте. Став во главе работ по строительству Собора, он вернулся к разработке плана по типу греческого креста.

При папе Павле III (понтификат: 1534 1549) руководителем работ строительству был назначен Антонио да Сангалло Младший. Сохранился его деревянный макет Собора (736см x 602см, и 468см в высоту; он был отреставрирован в 1994 году, но не выставлялся для широкой публики). Как и предыдущие архитекторы, Сангалло занимал этот пост до своей смерти (1546).

Здесь уместно продолжить цитирование письма Микеланджело с того места, где мы остановились: Сангалло «благодаря тому закруглению, которое делает снаружи, прежде всего, лишает план Браманте всех источников света. И не только это. Он и сам по себе не предусматривает никакого источника света.

У него между верхом и низом столько темных закоулков представляющих великие удобства для бесконечного количества бесчинств, как то: для укрывательства людей, преследуемых законом, для производства фальшивых монет, для оплодотворения монахинь и других бесчинств – что по вечерам, когда церковь нужно запирать, потребовалось бы двадцать пять человек для разыскивания спрятавшихся в ней злоумышленников, да и найти их можно было бы с трудом».

В 1546 Антонио да Сангалло Младший умер. Теперь всеми работами стал руководить Микеланджело. Он всячески отказывался от этого, говоря, что архитектура не его дело (вспомните, он и живопись считал не своим делом и неохотно поначалу согласился взяться за роспись потолка Сикстинской капеллы). Вазари посвящает этой истории яркий рассказ в биографии Микеланджело. В тот год Микеланджело было 72 года. Он возглавлял работами до самой своей смерти в 1564, то есть 18 лет. Микеланджело вновь возвращается к фигуре греческого креста.

Но на Микеланджело колебания в выборе основного пана Собора не закончились. Нужно было дождаться прихода Карло Мадерно, чтобы собор св. Петра приобрел свой окончательный архитектурный облик. В 1605 папа Павел V приказал разобрать все, что оставалось от древней базилики, снести недостроенный фасад и удлинить неф. Таким образом, в основе пана собора опять оказался латинский крест.

Теперешний фасад о и портик Собора — творение Карло Мадерно. 18 ноября 1626 года папа Урбан VIII освятил собор.

Но вернемся к Микеланджело. Именно он спроектировал тот купол, который, в конце концов, увенчал Собор. Задуман купол был еще Браманте. Но к моменту его смерти закончены были только пилястры и соединяющие их арки.

Все восемнадцать лет работы Микеланджело были отданы строительству купола. В качестве модели Микеланджело остановился на куполе Флорентийского собора, сооруженном Брунеллески. При этом он укрепил колонны, считая, что они были слабы. По свидетельству Вазари, «он их частично расширил, пристроив сбоку две витые или винтовые лестницы с пологими ступеньками, по которым вьючные животные доставляли материалы до самого верха, а также и люди могут подниматься по ним верхом на лошади до верхнего уровня». Это интересная деталь, хотя бы до некоторой степени проясняющая вопросы инженерного решения постройки этого уникального по своим масштабам здания.

Хотя Микеланджело и спроектировал купол, но увидеть собор завершенным ему не суждено было. Он успел возвести лишь барабан для купола. Круглый свод был закончен лишь в 1590. В венчающем купол так называемом глазе помещена надпись, прославляющая папу Сикста V, в последний год понтификата которого было завершено строительство собора св. Петра. Высота купола до верхушки креста 136,57 м, его внутренний диаметр – 42,56 м.

Можно подвести итог: удлинение нефа, вызывавшее множество обсуждений и споров, нарушило гармонию первоначального проекта Браманте. Однако церковь в виде латинского креста больше соответствовала римской традиции.

Когда-то на том месте, где теперь стоит собор св. Петра, располагались сады цирка Нерона (от него, кстати, остался обелиск из Гелиополя, который до сего дня стоит на площади Св. Петра). Первая базилика была построена в 324 г., в правление первого христианского императора Константина. Алтарь собора был размещен над могилой, со второго века считаемой захоронением св. Петра, принявшего в 66 г. мученическую кончину в цирке Нерона. Во втором соборе в 800 г. папа Лев III короновал Карла Великим Императором Запада. В XV в. базилика, существовавшая уже одиннадцать столетий, грозила обрушиться, и при Николае V её начали расширять и перестраивать. Кардинально решил этот вопрос Юлий II, приказавший построить на месте древней базилики огромный новый собор, который должен был затмить как языческие храмы, так и существовавшие христианские церкви, способствуя тем самым укреплению папского государства и распространению влияния католицизма.

Почти все крупные архитекторы Италии по очереди участвовали в проектировании и строительстве собора св. Петра. В 1506 г. был утверждён проект архитектора Донато Браманте, в соответствии с которым начали возводить центрическое сооружение в форме греческого креста (с равными сторонами). После смерти Браманте строительство возглавил Рафаэль, вернувшийся к традиционной форме латинского креста (с удлинённой четвёртой стороной), затем Бальдассаре Перуцци, остановившийся на центрическом сооружении, и Антонио да Сангалло, избравший базиликальную форму. Наконец, в 1546 г. руководство работами было поручено Микеланджело.

Он вернулся к идее центральнокупольного сооружения, но его проект предусматривал создание многоколонного входного портика с восточной стороны (в древнейших базиликах Рима, как и в античных храмах, вход находился с восточной, а не с западной стороны). Все несущие конструкции Микеланджело сделал более массивными и выделил главное пространство. Он возвёл барабан центрального купола, но сам купол достраивали уже после его смерти (1564 г.) Джакомо делла Порта, придавший ему более вытянутые очертания. Из четырёх малых куполов, предусмотренных проектом Микеланджело, архитектор Виньола возвёл только два. В наибольшей степени архитектурные формы именно в том виде, как они были задуманы Микеланджело, сохранились с алтарной, западной стороны.

Но на этом история не закончилась. В начале XVII в. по указанию Павла V архитектор Карло Мадерно удлинил восточную ветвь креста - пристроил к центрическому зданию трёхнефную базиликальную часть, вернувшись таким образом к форме латинского креста, и построил фасад. В результате купол оказался скрытыми фасадом, утратил своё доминирующее значение и воспринимается только издали, с делла Кончильяционе.

Требовалась площадь, которая вмещала бы большое количество верующих, стекающихся виа к собору, чтобы получить папское благословение или принять участие в религиозных празднествах. Эту задачу выполнил Джованни Лоренцо Бернини, создавший в 1656-1667 гг. площадь перед собором - одно из самых выдающихся произведений мировой градостроительной практики.

Святые ворота. Высота фасада, построенного архитектором Мадерна, 45 м, ширина - 115 м Аттик фасада венчают громадные, высотой 5,65 м, статуи Христа, Иоанна Крестителя и одиннадцати апостолов (кроме апостола Петра). Из портика пять порталов ведут в собор. Створки дверей центрального портала выполнены в середине XV в. и происходят из старой базилики. Напротив этого портала, над входом в портик, находится прославленная мозаика Джотто конца XIII в. «Навичелла».

Рельефы крайнего левого портала - «Врат смерти» - созданы в 1949-1964 гг. крупным скульптором Джакомо Манцу. Очень выразителен образ папы Иоанна XXIII.

Внутри собор поражает и гармонией пропорций, и своими огромными размерами, и богатством оформления - здесь масса статуй, алтарей, надгробий, множество замечательных произведений искусства.

Общая длина базилики 211,6 м. На полу центрального нефа имеются отметки, показывающие размеры других крупнейших соборов мира, что позволяет сравнить их с самым громадным, собором св. Петра.

В конце центрального нефа, у последнего столба справа, находится статуя св. Петра XIII в., приписываемая Арнольфо ди Камбио. Статуе приписываются чудодейственные свойства, и многочисленные паломники благоговейно прикладываются губами к бронзовой ноге.

Купол, шедевр архитектуры, имеет внутри высоту 119 м и диаметр 42 м. Он опирается на четыре мощных столба. В нише одного из них стоит пятиметровая статуя св. Лонгина работы Бернини. Роль Бернини в создании скульптурного убранства собора очень велика, он работал здесь с перерывами почти пятьдесят лет, с 1620-го до 1670 г. В подкупольном пространстве над главным алтарём находится шедевр Бернини - огромный, высотой 29 м балдахин (киворий) на четырёх витых колоннах, на которых стоят статуи ангелов. Среди ветвей лавра на верхних частях колонн видны геральдические пчелы семейства Барберини.

Бронзу для кивория взяли из Пантеона, разобрав по приказу папы Урбана VIII (Барберини) конструкции, которые поддерживали крышу портика. Сквозь балдахин видна находящаяся в центральной апсиде и также созданная Бернини кафедра св. Петра. Она включает поддерживаемое четырьмя статуями отцов церкви кресло св. Петра, над которым парит в сиянии символ Святого Духа. Справа от кафедры - надгробие папы Урбана VIII работы Бернини, слева - надгробие Павла III (XVI в.) работы Гульельмо делла Порта, одного из учеников Микеланджело.

Правый неф. В первой капелле справа находится шедевр Микеланджело - мраморная «Пьета». Она была создана им на рубеже XV и XVI столетий в возрасте 23 лет. После того как злоумышленником была совершена попытка разбить статую, её защитили стеклом. Рядом располагается небольшая капелла Распятия (или Реликвии), в которой хранится великолепное деревянное распятие конца XIII - начала XIV в., приписываемое Пьетро Каваллини. Чуть дальше находится надгробие маркграфини Матильды Каносской работы Бернини с учениками; это была первая женщина, удостоившаяся чести быть погребённой в этом соборе. (В 1077 г. в Каноссе, замке маркграфини Матильды, император Священной Римской империи Генрих IV, который был отлучён от церкви и низложен, униженно вымаливал прощение у папы Григория VII.) Решётка капеллы св. Причастия выполнена по рисунку Борромини. Рядом с капеллой - надгробие Григория XIII; барельеф напоминает об осуществленной папой реформе - введении нового календаря (григорианского). Чуть дальше находится выполненное в стиле классицизма скульптором Кановой (1792 г.) надгробие Климента XIII.

Надгробие Александра VII работы Бернини. Огромный интерес представляет созданное в 1490-х гг. скульптором Антонио Поллайоло надгробие Иннокентия VIII, это один из немногих сохранившихся памятников, находившихся ещё в старой базилике. Недалеко от входа вы видите ещё одно создание скульптора Кановы - надгробие последних представителей шотландской королевской семьи Стюарт.

Интересные факты

В 2007 году в архивах Ватикана была найдена последняя работа Микеланджело Буонарроти выполненная незадолго до его смерти. Это зарисовка, на которой красным мелом изображена деталь одной из радиальных колонн, составляющих барабан купола собора Святого Петра в Риме.

Алтарь собора св. Петра обращён на запад, а не на восток, как большинство[источник?] христианских храмов.

Крупнейшая в мире христианская церковь - базилика Нотр-Дам-де-ла-Пэ в Ямусукро - возведена по образцу Собора Святого Петра.

При Соборе Святого Петра работала собственная мозаичная мастерская. В 1803 году папой Пием VII художник Винченцо Камуччини был назначен директором этой мозаичной мастерской.

В фильме 2012 показано, как во время католической молитвы о конце света, читаемой Папой Римским, Собор рушится на части и хоронит под своими обломками сотни тысяч человек, в том числе итальянского премьер-министра с его семьёй.

Джованни Паоло Панини → Собор св Петра в Риме. 1731

Собор Святого Петра – это величайший католический храм, который находится в Ватикане на территории Рима. Он венчает захоронение главного апостола Христа - Святого Петра.

Andy Hay / flickr.com David Merrett / flickr.com faungg’s photos / flickr.com Площадь Святого Петра — вид из верхней части купола базилики Святого Петра (Seba Sofariu / flickr.com) Scott Cresswell / flickr.com Diana Robinson / flickr.com Обелиск в центре площади перед собором Святого Петра (Diana Robinson / flickr.com) Diana Robinson / flickr.com Jeroen van Luin / flickr.com Jiuguang Wang / flickr.com Randi Hausken / flickr.com Maria Eklind / flickr.com Статуи над колоннадой на площади Святого Петра, Ватикан (Andy Hay / flickr.com) Статуи на крыше собора Святого Петра, Ватикан (Andy Hay / flickr.com) Maria Eklind / flickr.com Akuppa John Wigham / flickr.com Sébastien Bertrand / flickr.com David Merrett / flickr.com Francisco Diez / flickr.com Son of Groucho / flickr.com Randi Hausken / flickr.com Randy OHC / flickr.com Michael Day / flickr.com Son of Groucho / flickr.com Brad Bridgewater / flickr.com David Jones / flickr.com Andy Hay / flickr.com Stizod / flickr.com David Merrett / flickr.com David Merrett / flickr.com Балхадин Бернини (Stizod / flickr.com) Балхадин Бернини (Hec Tate / flickr.com) Пьета Микеланджело в соборе Святого Петра. (faungg’s photos / flickr.com) Stefan Karpiniec / flickr.com Son of Groucho / flickr.com

Достаточно значительное время Собор Святого Петра превышал по размерам все храмы мира. Теперь он находится на четвертом месте после Собора Святого Павла в Великобритании, Кельнского собора в Германии и Нотр дам де лапе в Ямусукро.

Он венчает захоронение главного апостола Христа - Святого Петра, которое по последним археологическим данным является настоящим. Над воздвижением собора работали известные мастера, среди которых были: Браманте, после него Рафаэль, Микеланджело и Бернини.

Собор Святого Петра является одной из четырех патриарших базилик и, кроме того, церемониальным центром Ватикана.

Размеры этого всемирно известного сооружения в Ватикане поражают. Высота его равна 189 метрам. Протяженность — 211 метров. Сам собор Святого Петра способен вместить внутри себя 60 тысяч человек на очень большой площади в 22 тысячи квадратных метров.

Собор Святого Петра находится на территории старейшего цирка возведенного еще Калигулой и Нероном. В этом сооружении, вместо которого теперь здесь площадь и католический храм, на всеобщем обозрении казнили последователей Христа.

Обелиск в центре площади перед собором Святого Петра (Diana Robinson / flickr.com)

В 67 году нашей эры здесь произведена, описанная в Библии, казнь Петра - одного из 12 учеников Иисуса Христа. Он просил, чтобы его казнили не так, как Христа, а распяли на кресте головой вниз к земле.

Распятие Петра происходило недалеко от обелиска, расположенного на площади перед стоящей теперь церковью. Здесь же он и был похоронен. В дальнейшем верующие начали посещать это место для поклонения Святому Петру.

Первое сооружение – базилику построили в честь известного апостола здесь в 326 году благодаря правившему тогда Константину. Алтарь базилики и сейчас находится прямо над захоронением апостола.

Второй собор построен в 800 году, для коронации Карла, как императора Запада. Спустя несколько веков Николай V приказал в 1452 году произвести перестройку и расширение постаревшей и обветшалой базилики.

Строительство величайшего в мире храма

Кардинальные изменения произошли при Юлие II в начале XVI века. Он доверил постройку церкви огромных размеров Донато Браманте - первому из архитекторов храма. Изначально церковь по замыслу Браманте планировалось построить в форме греческого креста.

Купол изнутри Собора Святого Петра (Francisco Diez / flickr.com)

Собор Святого Петра Браманте поручили построить таких размеров, чтобы он превосходил все существующие на тот момент языческие и другие храмы. И это удалось реализовать – новый собор Петра возвышался над остальными храмами Европы и всего мира. Он выигрывал по величине у других подобных сооружений в мире до 1990 года. Но Браманте не закончил собор в Риме, архитектор работал над ним 8 лет, а затем умер.

Последующее строительство было под руководством знаменитого итальянского художника и великого мастера – Рафаэля Санти. Он отошел от первоначально задуманного проекта Браманте и планировал построить храм в виде латинского креста, такая форма была традиционной. Перруци строивший храм после него, опять возвратился к изначальному замыслу Браманте в 1532 году. Также свой вклад в архитектуру собора внес Сангалло – ученик Браманте.

Работа Микеланджело и других известных мастеров над храмом

Еще один известный мастер, который работал над возведением храма в Риме – Микеланджело Буаноротти. Руководил строительством он 18 лет. Трудился над внешним и внутренним куполами итальянской церкви.

Купол Собора Святого Петра в Ватикане (Maria Eklind / flickr.com)

Его целью было создать купол такой же, как и у Санта Мария дель Фьоре во Флоренции. И Микеланджело ее достиг, хотя если посмотреть на внешний вид собора в Риме, кажется, что купол немного отличается от купола флорентийского храма. Колонны у римского храма более мощные и массивные, а прямо под куполом установили алтарь.

Закончить свою работу, ему не удалось, Микеланджело успел сделать основание для купола. Когда он умер два архитектора Джакомо делла Порта и Доменико Фонтана продолжили осуществлять идеи Микеланджело.

В 1590 году они закончили купол собора Святого Петра. Который получился достаточно вытянутый, высота его составляет около 136 метров. Идея с латинским крестом осуществилась в начале XVII века. Павел V приказал пристроить к храму еще одну часть, чтобы восточная половина креста стала длиннее. Также возвели строгий фасад храма, хотя при нем ощущение высоты купола немного потерялось.

Еще один мастер – Джованни Бернини работал над созданием площади перед собором во второй половине XVII века. Обелиск, который стоит на площади, был привезен римским императором Калигулой из Египта еще в I веке н.э. Поставили его в 1586 году.

Балхадин Бернини (Stizod / flickr.com)

Бернини работал также над внутренним интерьером собора, сделав его очень гармоничным при столь внушительных размерах храма. Благодаря этому архитектору собор Святого Петра содержит внутри себя множество элементов, символизирующих христианскую веру: статуи, алтари и надгробия.

Самая выдающаяся его работа – балхадин с витыми изящными колоннами. Он имеет высоту около 29 метров, под сенью его находится знаменитая могила Святого Петра и престол правителя и папы Ватикана. Больше других мастеров над храмом трудился Бернини – целых 50 лет.

Оформление фасада и строительством продольных капелл занимался Карло Модерно. Строительство трех огромных нефов состоялось в начале XVII века. В это же время собор стал таким, каким его можно увидеть сегодня.

Внешний вид

Внешний вид этого величественного сооружения в Ватикане грандиозен и сам храм впечатляет своим величием. Около одного из входов, ведущих в собор Святого Петра, посетителей встречают две скульптуры – Петра и Павла. В руках Петра виднеются ключи от Царства на Небесах.

Вид на площадь из верхней части купола базилики Святого Петра (Seba Sofariu / flickr.com)

Площадь около церкви в Риме имеет очертания похожие на скважину замка, как раз для ключа, что очень символично. Эллипс как часть обширной площади, в середине которой расположен обелиск, имеет самый большой диаметр – 240 метров.

Площадь обрамляет великолепная колоннада – творение Бернини. Ее венчают 140 скульптур всевозможных персонажей из библии и святых.

У собора в Ватикане есть пять дверей. Пятая названа Святой, и ее открывают в определенное время. Дверь эта заделана бетонным раствором и перед Рождеством католиков один раз в 25 лет бетон разбивают и в нее можно войти.

Купол Собора Святого Петра (Andy Hay / flickr.com)

Купол собора продуман известным художником и в то же время архитектором Микеланджело, он был крупнейшим в Европе на момент своей постройки. Теперь же он третий в мире по величине.

Купол стоит на колоннах, между которыми есть лоджии. По бокам от большого купола стоят еще два маленьких. Первоначально задумывалось, что их будет четыре.

Фасад также поражает своими размерами: высота – 45 метров и ширина – 115. Венчают его статуи Христа и его учеников, а также Иоанна Крестителя. Высота каждой скульптуры – 5 метров, всего их тринадцать. Кроме того на фасаде имеются часы в окружении ангелов, автором которых является Джузеппе Вальдье.

За фасадом находится портик – одна из лучших работ Карло Модерно. Своды его украшает золоченая лепка. Также по краям здесь стоят статуи императоров на конях – Карла Великого и Константина.

Вид изнутри Собора Святого Петра

Внутри храм Ватикана обладает богатым убранством. Его внутреннее пространство сделано в форме латинского креста. Огромное количество лепнины в популярном в те времена стиле барокко, изобилуют мозаики и различные скульптуры.

Интерьер собора Святого Петра (Michael Day / flickr.com)

Зайдя в храм, сразу же справа можно увидеть пьету Микеланджело, сотворенную им в 25-летнем возрасте. Она располагается за толстым стеклом в первой часовне. И называется «Оплакивание Христа». Богоматерь держит на руках своего распятого сына.

Это единственная работа, которая имеет подпись своего создателя. Высота свода поражает – она достигает 46 метров.

Еще одно знаменитое произведение искусства, которое находится здесь «Сикстинская капелла», это огромная фреска Микеланджело, чтобы пройтись по ней взглядом потребуется очень много времени. Она изображает сюжеты из Библии.

Знаменитый купол Микеланджело изнутри украшен изображениями и символами 4-х апостолов: Марка и льва, Матвея и ангела, Луки и вола, Иоанна и орла. На стенах написана позолоченная фраза на латинском языке. Под куполом сооружения можно увидеть главный алтарь, под которым похоронен Святой Петр.

Интерьер собора Святого Петра (Randy OHC / flickr.com)

Выше стоит балхадин Бернини с колонами, имеющими витую форму. Всего колонны 4, а высота всего сооружения 29 метров. Венчают его скульптуры ангелов. Алтарь собора Святого Петра отличается от других тем, что он обращен в западном направлении, а не как алтари остальных храмов в восточном.

Также здесь был сделан склеп, по довольно мрачной лестнице можно спуститься в него и увидеть останки святых. Главная достопримечательность – статуя Святого Петра, вырезанная из мрамора. Многие посетители храма считают важным обязательно прикоснуться к этой скульптуре, которая тоже считается святой.

В многочисленных капеллах собора Ватикана стоят статуи, надгробия и гробницы святых и правителей Рима. Здесь хранят важные для Ватикана реликвии, среди которых есть и знаменитое копье, с помощью которого убили Христа.

Интересные факты о Соборе Святого Петра

  • При создании собора умерли три архитектора – Браманте, Рафаэль и Микеланджело.
  • На полу храма можно увидеть метки, которые обозначали границы всех предыдущих базилик, построенных здесь. Таким образом, можно проследить, как храм увеличивал свою площадь в течение многих веков.
  • В соборе Святого Петра есть дверь, которая названа Святой. Каждую четверть века ее открывают. От этой традиции и возникло слово юбилей, от названия козлиного рога «vobel», в который трубят раз в 25 лет.
  • В храме есть пол, полностью состоящий из надгробий. Эта часть храма пользуется особой популярностью среди посетителей.

Собор Святого Петра – непросто величайший храм Ватикана, но еще и произведение искусства, в которое внесли свой вклад известные художники и архитекторы.