Информация о трудоустройстве выпускников
Код | Наименование профессии, специальности, направления подготовки | Год 2015 | Год 2016 | Год 2017 | |||
Кол-во выпускников | Кол-во выпускников | Кол-во трудоустроенных выпускников | Кол-во выпускников | Кол-во трудоустроенных выпускников | |||
030600.62 | История | 1 | 1 | ||||
030301.65 | Психология | 1 | 1 | ||||
035700.62 | Лингвистика | 1 | 1 | ||||
050100.62 | Педагогическое образование: информатика | 1 | 1 | ||||
080400.62 | Управление персоналом | 1 | 1 | ||||
050100.68 | Педагогическое образование: историческое образование | 1 | 1 | ||||
050720.65 | Физическая культура | 1 | 1 | ||||
030300.62 | Психология | 1 | 1 | ||||
070901 | Живопись/ Станковая живопись | 1 | 1 | ||||
44.03.05 | Педагогическое образование/ История и обществознание | 1 | 1 | ||||
44.03.02 | 1 | 1 | |||||
44.03.03 | Специальное (дефектологическое) образование/ Специальная психология | 2 | 2 | ||||
06.03.01. | Биология/ Биоэкология | 1 | 1 | ||||
44.03.02. | Психолого-педагогическое образование/ Психология и социальная педагогика | 1 | 1 | ||||
44.03.02. | Психолого-педагогическое образование/ Психология и социальная педагогика | 1 | 1 | ||||
45.03.02. | Лингвистика/ Теория и методика преподавания иностранных языков и культур (немецкий+английский языки) | 1 | 1 | ||||
44.03.01. | Педагогическое образование/ Информатика | 1 | 1 | ||||
38.03.03. | Управление персоналом/ Управление персоналом организации | 1 | 0 |
Московский государственный областной университет является одним из передовых ВУЗов Подмосковья. Мы осуществляем прием и обучение студентов с ограниченными возможностями здоровья / инвалидов (с нарушением опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, с иными заболеваниями).
Создание инклюзивной \ безбарьерной среды в МГОУ базируется на идеях инклюзивного, гуманистического, доступного для всех образования. Ниже опишем условия созданные в МГОУ.
Образовательная деятельность указанных категорий студентов осуществляется в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.04.2017 г. № 301 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»;
- методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса от 08.04.2014 г. № АК-44/05вн.
В нашем университете Вы можете получить образование по большому спектру специальностей, подробнее ознакомиться с факультетами и направлениями подготовки можно по ссылке:
Наличие оборудованных учебных кабинетов и других объектов . В каждом корпусе МГОУ есть учебные аудитории , приспособленные для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью. В них достаточно широкий дверной проем, имеется пандус (для поточных аудиторий), аудитории подключены к бесплатной сети wi-fi, также имеются специализированные учебные столы для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, специальные компьютеры). Библиотеки МГОУ оснащены системой удаленного доступа, которая доступна для слабовидящих, аналогично создан и электронный каталог. МГОУ имеет общежитие, находящееся в непосредственной близости от учебного корпуса (подходит для студентов с трудностями передвижения). Столовая оборудована специализированной кнопкой вызова (для инвалида-колясочника), пандусом и тактильными обозначениями.
В МГОУ имеется оборудование для создания специальных условий для студентов с инвалидностью различных нозологий, также учебные корпуса являются архитектурно доступными (падусы, лифт, специальные туалетные комнаты, аппарат для коррекции речи, аппарат звукоусиливающий, брайлевский портативный дисплей, принтер с рельефно-точечным шрифтом, слуховой аппарат, комплекс для детей с нарушением ОДА, комплекс для слабовидящих, Тактильные пиктограммы, Информационный терминал).
Доступ в учебные корпуса. Установлен пандус, автоматические двери, лифт.
Доступ к информации. На первых этажах установлены информационные терминалы для инвалидов, кроме того, в МГОУ создана электронная образовательная среда, которая позволяет проводить дистанционные занятия, и обеспечивает доступ ко всем учебным материалам.
Студенты-инвалиды обучаются на различных факультетах: Специальной педагогики и психологии; истории, политологии и права; психологии; юридическом факультете и др.
Ежегодно наши выпускники — инвалиды трудоустраиваются по специальности или продолжают обучение по магистерским программам.
Кроме того, в МГОУ функционирует центр комплексного сопровождения студентов с ОВЗ и инвалидов, который оказывает полноценную поддержку студенту (информационную, помощь в поиске работы, оформлении документации, создание специальных образовательных условий, психологическую поддержку и т.д.).
Преподаватели МГОУ регулярно проходят повышение квалификации в области работы со студентами с ограниченными возможностями здоровья, посещают обучающие семинары и стажировки.
С1996 года в МГОУ работает факультет специальной педагогики и психологии, который готовит специалистов по логопедии, олигофренопедагогике, специальной психологии для работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ.
Университет стал базой для создания Ассоциации специалистов по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Московской области.
Таким образом, наш университет является доступным для всех.
Контент страницы
Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова работает над созданием комфортных условий для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
Вся необходимая информация, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и правилами, установленными Постановлением Правительства РФ, размещена в открытом доступе на официальном сайте вуза, который имеет
Положение об организации образовательного процесса для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»
Условия, которые создает РЭУ им. Г.В, Плеханова для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья:
беспрепятственный доступ обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ в здания Университета;
комфортное пребывание обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ в Университете обеспечивается получением пространственной информации посредством тактильно-сенсорных терминалов и тактильных мнемосхем с дублированием информации шрифтом Брайля;
наличие тактильной разметки, кнопок активации системы помощи, пандусов, лифтов, поручней, расширенных дверных проемов, мобильных лестничных подъёмников;
наличие специализированных мультимедийных аудиторий, оснащенных индукционными петлями и рабочими местами с функцией регулировки высоты стола (всего 9 аудиторий, из них 2 лекционные аудитории);
доступ к электронным версиям учебно-методических материалов и учебной литературе по каждой дисциплине учебного плана (в электронной информационно-образовательной среде организации и электронно - библиотечных системах), которые можно просмотреть в режиме увеличенного шрифта на экране монитора с использованием программных средств Windows;
сопровождение инвалидов и лиц с ОВЗ в процессе обучения, направленное на контроль учебной деятельности (тьюторы) и социальной адаптации (волонтерский центр);
психологическое сопровождение инвалидов и лиц с ОВЗ в процессе обучения;
жилые помещения в общежитии, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ, предоставляются по запросу этой категории студентов;
наличие стоянки автотранспортных средств для инвалидов и лиц с ОВЗ.
Материально-технические условия для поступающих с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидов
План мероприятий («дорожная карта») ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова» по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования
Учебные корпуса РЭУ, входящие в материальную часть образовательной организации и задействованных в процессе обучения и сопровождения:
3. Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нём услуг в сфере образования - г. Москва, Стремянный пер., дом 28, стр.2
4. Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нём услуг в сфере образования - г. Москва, ул. Большой Строченовский, дом 7
5. Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нём услуг в сфере образования - г. Москва, ул. Зацепа, дом 41, к.4
6. Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нём услуг в сфере образования - г. Москва, ул. Зацепа, дом 43
7. Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нём услуг в сфере образования - г. Москва, ул. Смольная, дом 36
8. Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нём услуг в сфере образования - г. Москва, Булатниковский проезд, дом 10Б
9. Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нём услуг в сфере образования - г. Москва, пер. Большой Трехгорный, дом 11, стр.3
10. Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нём услуг в сфере образования - г. Москва, пер. Большой Трехгорный, дом 11, стр.1
11. Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нём услуг в сфере образования - г. Москва, проспект Нахимовский, дом 21
12. Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нём услуг в сфере образования - г. Москва, Грайвороново квартал 90-А, корп. 12
13. Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нём услуг в сфере образования - г. Москва, ул. Нежинская, дом 7
14. Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нём услуг в сфере образования - г. Москва, ул. Нежинская, дом 7 к.2
15. Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нём услуг в сфере образования - г. Москва, переулок Большой Саввинский, дом 14, стр.1
16. Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нём услуг в сфере образования - г. Москва, переулок Большой Саввинский, дом 14, стр.2
17. Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нём услуг в сфере образования - г. Москва, ул. Ботаническая, дом 13
18. Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нём услуг в сфере образования - г. Москва, Стремянный пер., дом 28, стр.2а
19. Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нём услуг в сфере образования - г. Москва, Стремянный пер., дом 14, стр.1
20. Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нём услуг в сфере образования - г. Москва, Большой Строченовский пер., дом 10
21. Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нём услуг в сфере образования - г. Москва, Стремянный пер., дом 38
22. Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нём услуг в сфере образования - г. Москва, ул. Ботаническая, дом 11
Скачать:
Предварительный просмотр:
О СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДАХ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ИНВАЛИДОВ
И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Яковлева А.И. (г. Советск, Калининградская область, Россия)
Статья посвящена рассмотрению современных подходов к профессиональному образованию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации; затронуты проблемы организации и проведения образовательного процесса в техникумах и колледжах.
В Российской Федерации на законодательном уровне получение инвалидами полноценного профессионального образования является одним из наиболее эффективных механизмов повышения их социального статуса и защищенности. Поэтому обеспечение реализации этого права людей с ограниченными возможностями здоровья в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики. В настоящее время стали четче обозначаться новые подходы к организации и реализации профессионального образования данной категории лиц.
Государственное бюджетное социальное учреждение Калининградской области профессиональная образовательная организация «Советский техникум-интернат» (далее – ПОО) было открыто в 1949 году. За 67 лет его деятельности более четырех тысяч выпускников техникума получили путевку в жизнь. Педагогическим коллективом образовательного учреждения накоплен интересный опыт работы по организации и проведению комплексной реабилитации инвалидов. Реабилитация строится на принципе индивидуального подхода с учетом личностных особенностей и состояния здоровья обучающихся и включает в себя три составляющие: профессиональную (образовательный процесс), медицинскую и социально-психологическую. То есть наряду с профессиональной реабилитацией техникум предоставляет комплекс других социальных услуг: социально-бытовые, социально-медицинские, социально-экономические, социально-психологические и социально-правовые.
Мы реализуем модель образовательной интеграции, которая предусматривает формирование смешанных учебных групп, объединяющих обучающихся из числа инвалидов и обучающихся сирот, не имеющих функциональных отклонений в здоровье. Учебные группы в техникуме разновозрастные. Обучающиеся получили предшествующее образование в неодинаковых условиях: находились на домашнем обучении, имеют документы об окончании специальных школ-интернатов, учились в обычных школах, получили основное общее или среднее общее образование пять и более лет назад. Данные факторы усложняют организацию и проведение образовательного процесса, с одной стороны. С другой стороны, такое интегрированное обучение способствует развитию у обучающихся толерантности, гуманности и готовности помогать окружающим. Интегрированное образование способствует не только приобретению профессии, но и эффективной социализации личности.
Перспективы развития профессионального обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья прописаны в ряде нормативно-правовых актов и других документов, разработанных в ходе реализации федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
В декабре 2013 года Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО при Министерстве образования и науки Российской Федерации утверждены «Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса». Реализация основных положений, содержащихся в этом документе, в определенной степени способствует разрешению проблем, существующих в образовательной подготовке инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья к профессиональной деятельности.
Обозначим некоторые из этих проблем.
На сегодняшний день недостаточно разработана нормативно-правовая база деятельности профессиональных образовательных организаций (далее – ПОО), ведущих обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Обычно в техникумах и колледжах ответственными за данную работу являются заместители директора по учебной работе, заведующие учебно-методическими отделами, имеющие широкий спектр должностных обязанностей. Для упорядочения этой деятельности рекомендуется создание в профессиональной образовательной организации структурного подразделения, ответственного за организацию получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Основная цель его деятельности – создание специальных условий для получения образования названной категорией обучающихся. Наличие и особенности работы данного подразделения должны быть прописаны в уставе ПОО. Актуальность создания такой структурной единицы в первую очередь важна для техникумов, колледжей и вузов, учредителями которых являются региональные Министерства образования.
Нормы по организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами должны быть закреплены в локальных нормативных актах ПОО. Образцов подобных локальных актов не существует. Поэтому в первую очередь необходимо разработать положение о структурном подразделении, ответственном за образование инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, внести изменения в устав ПОО, положения об организации и проведении текущего контроля знаний и промежуточной аттестации обучающихся, режим занятий, порядок обучения по индивидуальному учебному плану и иные нормативные акты.
Осуществление названных требований позволит упорядочить нормативно-правовую базу деятельности ПОО в данном направлении.
В качестве второй проблемы выделим недостаточную сформированность у педагогических работников готовности к обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Преподавателями и мастерами производственного обучения в колледжах и техникумах работают специалисты с высшим и средним педагогическим и / или профессиональным образованием. Среди них мало педагогов, имеющих специальное (дефектологическое) образование. Отсутствие такой специальной подготовки затрудняет формирование у преподавателей и мастеров производственного обучения реабилитационной направленности профессионально-педагогической деятельности.
Реабилитационная направленность, по мнению О.А. Степановой, является необходимой составляющей профессиональной компетентности современного педагога, который обучает инвалидов и лиц с ОВЗ. Реабилитационная направленность – это сплав определенных психолого-педагогических установок с междисциплинарными знаниями, умениями и опытом реализации задач выявления, профилактики и преодоления барьеров и затруднений, возникающих в процессе обучения данной социальной группы [с.45].
Если уровень реабилитационной направленности у педагога достаточный, то он может компетентно решать задачи, связанные с:
Распознаванием затруднений в учебной и учебно-профессиональной деятельности инвалидов и лиц с ОВЗ, установлением их причин;
Проектированием индивидуального образовательного маршрута для обучающихся с ОВЗ в рамках учебной дисциплины (ее отдельного раздела, темы) или направления профессиональной подготовки;
Оптимальным выбором приемов и методов организации учебной и учебно-производственной деятельности обучающихся с ОВЗ;
Объективным анализом текущих и этапных результатов усвоения учебных программ лицами с ОВЗ и инвалидами;
Созданием условий для их социализации и социально-трудовой интеграции.
Поэтому сегодня одним из требований, предъявляемых к педагогу, обучающему инвалидов и лиц с ОВЗ, является дополнительная подготовка с целью получения знаний о психофизиологических особенностях этой категории обучающихся, специфике приема–передачи учебной информации, применения специальных технических средств обучения с учетом различных нарушений функций организма человека [с.4]. Для этого в программах повышения квалификации и программах профессиональной переподготовки педагогических кадров необходимо предусмотреть модули по осуществлению инклюзивного образования.
Реализация таких модулей, наряду с повседневной практикой педагогической деятельности, должна способствовать формированию и развитию у педагогов достаточного уровня реабилитационной направленности. Этот уровень предполагает решение преподавателем и мастером производственного обучения следующих типовых задач:
Диагностической,
Проектировочной,
Коррекционно-профилактической,
Контрольно-аналитической,
Организационной
И задачи профессионального совершенствования.
Каждая из этих задач предполагает, что педагог владеет конкретным набором знаний и умений, которые позволяют решить данную задачу.
В этой связи представляется интересной разработанная О.А. Степановой модель непрерывного образования педагогов, обучающих лиц с ограниченными возможностями здоровья [с.51]. Данная модель позволяет выстроить индивидуальные траектории повышения квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения, обучающих инвалидов и лиц с ОВЗ.
Третья проблема связана с адаптацией образовательных программ и учебно-методическим обеспечением образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Наш техникум в течение трех лет реализует ФГОС третьего поколения. Новые образовательные стандарты адресованы в первую очередь обычным обучающимся и студентам, то есть сфере массового профессионального образования. Поэтому они не могут в полной мере исполнять свою роль гаранта системы профессиональной подготовки кадров для лиц с особыми образовательными потребностями и ограниченными физическими возможностями, а именно – инвалидов .
Сегодня по-прежнему одним из актуальных остается вопрос о разработке ФГОС профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Их психофизиологические особенности должны определять трудоемкость, продолжительность и эффективность процесса обучения. В этих стандартах должны быть прописаны различные модели и формы (индивидуальное, интегрированное, инклюзивное, дистанционное обучение) внутренних структур профессиональных образовательных организаций. С учетом психофизических и психофизиологических особенностей инвалидов должны быть обоснованы требования к результатам освоения ОПОП по профессии СПО или специальности.
В период с 2014 по 2015 годы Министерство образования и науки совместно с общественными организациями инвалидов разработало некоторые ведомственные акты с изменениями в утвержденные ранее федеральные образовательные стандарты, а также по необходимости организовать разработку и утверждение специальных федеральных образовательных стандартов профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Эти действия проводились согласно Распоряжению правительства Российской Федерации «Об утверждении комплексных мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов и на обеспечение доступности профессионального образования на 2012 – 2015 годы».
Что же должны предпринимать современные ПОО с учетом сложившейся ситуации? Согласно «Требованиям к образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья …», необходимо включать в вариативную часть образовательных программ СПО адаптированные дисциплины. Это могут быть дисциплины социально-гуманитарного назначения, профессиональной направленности, а также дисциплины для коррекции коммуникативных умений, в том числе путем освоения специальной информационно-компенсаторной техники приема-передачи учебной информации. Набор таких дисциплин ПОО определяет самостоятельно, исходя из конкретной ситуации и индивидуальных потребностей обучающихся лиц с ОВЗ и инвалидов.
Важное значение при разработке рабочих программ адаптированных дисциплин имеет выбор методов обучения, осуществляемый ПОО. Прежде всего, они должны быть доступны и понятны обучающимся инвалидам и обучающимся лицам с ОВЗ. Этот выбор должен быть обусловлен целями и содержанием обучения, исходным уровнем знаний, умений и навыков, имеющимся у обучающихся, профессиональным уровнем педагогов, методическим и материально-техническим обеспечением, особенностями восприятия информации обучающимися и т.д. Рекомендуется использование социально-активных и рефлексивных методов обучения, технологий социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создания комфортного психологического климата в учебной группе.
Кроме этого, особое внимание следует уделить обеспечению обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ печатными и электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.
При необходимости нужно разработать индивидуальные учебные планы и индивидуальные графики обучающихся с ОВЗ и инвалидов с учетом того, что возможно увеличение сроков обучения этой категории лиц, но не более чем на 6 месяцев.
Новые подходы в организации профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в нашей стране не исчерпываются вышеуказанными мероприятиями, требованиями и рекомендациями. Комплексная реабилитация в условиях профессиональной образовательной организации СПО становится одной из основных задач деятельности техникума.
Список литературы
- Патрушев С.Б., Птушкин Г.С., Траулько Е.В., Пустовой Н.В. Теоретические основы формирования государственных (специализированных) образовательных стандартов для лиц с ограниченными возможностями здоровья.// Среднее профессиональное образование. 2009, № 1.
- Требования к организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе требования к средствам обучения и воспитания. [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс.
- Степанова О.А. Комплексная реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях среднего профессионального образования.// Инновации в профессиональной школе. 2012. №8.