Приемы штриховки. Как делать штриховку простым карандашом. Основные правила нанесения линий

Когда проходила задание на кучу фактурных пятен искала виды штриховок карандашом и тушью. Может кому-то еще будет полезно.




верх лево: штриховка под названием барашек. Она выполняется круговыми движениями руки не отрывая от бумаги
верх право: перекрестная штриховка.
низ лево: хаотичная штриховка выполняется без отрыва карандаша от бумаги. Она создается, без каких то стандартов, просто двигайте рукой, как она сама поведёт
низ право: штриховка корзинка. Первым делом сделайте несколько коротких штрихов на небольшом расстоянии друг от друга, затем тоже самое только в другом направлении и так до конца.

а какой у вас любимый вид штриховки?

бонус:

Можно растирать линии кусочком ваты, намотав на спичку.
Старые мастера делали для этих целей специальные "растушёвки" из замши или мягкой кожи. Замша вырезается по форме трапеции, размеры основания, примерно, 10см. и 6см., высота 6см.. Намазывается с гладкой стороны клеем для кожи, плоскость в пределах малой стороны трапеции. После этого туго закатывается в валик, начиная с большой стороны трапеции и перевязывается. После высыхания заострённые концы валика шлифуются на наждачной бумаге. Такой "растушёвки" хватит для работы на много лет.

сейчас такие растушовки делаются из бумаги в заводских условиях.

Упражнение 1.

Возьмите листик тонкой бумаги и, начиная сверху, рисуйте прямые горизонтальные линии. Стараясь оставлять между линиями небольшой одинаковый промежуток, заполните этими линиями весь лист. Рисуйте быстро, одним длинным штрихом, чем медленнее вы будете вести линию, тем более кривой она будет. Скорее всего, линии будут очень кривыми в вверху листа и значительно более ровными к низу. Понятно, что до идеала далеко, но если в листе у вас получилось одна — две ровные линии, это хорошее начало. Теперь на этом же листе нарисуйте прямые вертикальные линии сверху вниз, линии по диагонали справа налево и слева направо.

Упражнение 2.

Вертикальной и горизонтальной линией разделите лист на четыре равные части. Заполните эти части горизонтальными, вертикальными и диагональными (справа налево и слева направо) линиями.

Упражнение 3.

Нарисуйте квадрат примерно посредине листа. Не старайтесь нарисовать его четырьмя идеальными линиями, вы должны рисовать стороны квадрата «навылет», наводя дополнительные линии, пока квадрат не получится квадратом. Впишите в квадрат круг. Свободно водите карандашом по кругу, от одной точки соприкосновения со стороной квадрата до другой, чем больше дополнительных линий вы нарисуете в поиске правильной формы, тем лучше. Заштрихуйте круг диагональными линиями справа налево и слева направо.


Упражнение 4.

Нарисуйте ряд небольших квадратов, примерно 3х3 сантиметра. Старайтесь, чтобы квадраты были одинаковыми по размеру, находились на одном расстоянии друг относительно друга. Ниже нарисуйте ряд кругов примерно такого же размера. Чередуйте ряды, стараясь получать ровные столбики фигур.

Такие упражнения вы можете придумать сами, чередовать их, как вам больше нравится.

: поставить на листе две точки и соединить их одним движением прямой линией. Постепенно точки разносить дальше друг от друга и ставить их под разными углами, но лист есно не вращать. со временем перейти на три точки и т. д. Обычно заканчивают пятью точками, для рисования правильной звезды.


Делайте эти упражнения ежедневно, а также перед началом рисования. Ваши движения будут более уверенными и професиональными.

Эта статья будет посвящена рисованию карандашом. Если вы хотите научиться рисовать, но никак не можете приступить, сейчас самое время заняться обучением. Возьмите лист бумаги, карандаш и пробуйте 🙂 Начнем с техники рисования.

Техника рисования карандашом

Есть две основные техники рисования – это растушевка и штриховка карандашом.

Штриховка

С помощью штрихов (коротких линий) можно очень удачно передать тон предмета. В зависимости от количества рисуемых штрихов можно получить разные уровни насыщенности тона (чем меньшее штрихов – тем тон светлее, чем больше штрихов, тем темнее). Направлением штрихов вы можете передать фактуру поверхности фигуры. Например, горизонтальные штрихи хорошо передадут поверхность воды, а вертикальные штрихи – траву.

В основном, штриховка выполняется короткими прямыми штрихами с примерно одинаковым расстоянием между ними. Штрихи накладываются на бумагу с отрывом карандаша. Сначала делается одна тонкая линия, потом карандаш возвращается на линию начала, и таким образом наносятся все остальные штрихи.

Для усиления глубины тона можно применить перекрёстную штриховку. Например, на косую штриховку накладывают горизонтальную, затемняя тон, затем на то, что вышло, можно наложить косую штриховку в направлении обратном первому – это затемнит еще больше. Самым темным в этом случае окажется тон, где сочетаются штриховки всех направлений.

Растушевка

Растушёвка – один из основных приемов, который можно применить при выполнении рисунка начинающим художникам. С помощью градации тона можно придать фигуре объема. Вообще, растушёвка – это частный случай штриховки. После нанесения штрихов, используя свойства графита карандаша и специальный инструмент-растушевку, их растушёвывают (размазывают) до получения однородного тона.

Однако, и выполнение самой растушёвки имеет ряд особенностей.

  1. Растушёвку штрихов необходимо выполнять вдоль штрихов, но не поперёк. Выполняя растушёвку вдоль штрихов, вы добьетесь тем самым более естественного тонирования.
  2. Для растушёвки используют не только простую штриховку, но и зигзагообразные штрихи.

С помощью таких техник можно изобразить на бумаге все, что угодно.

10 частых ошибок, которые совершают новички

Большинство людей, которым нравится рисовать, делают первые шаги самостоятельно. И даже если это всего лишь хобби, они все равно делают различные зарисовки. Мы хотим написать о 10 возможных ошибках, с которыми наверняка сталкиваются все начинающие художники.

1. Неправильно подобранный карандаш

Если у вас плохо выходят тени, проверьте маркировку своего карандаша. Скорее всего, он слишком жесткий. Тени рекомендуется прорисовывать карандашами с маркировкой B, 2B и 4В, но никак не HB.

2. Рисунок с фотографий

Каждый художник начинает срисовывать с фотографий. Но очень часто фотографии не передают достаточного количества черт лица для хорошего рисунка. Когда лицо человека расположено в анфас, будет трудновато правильно смоделировать его лицо на бумаге, поскольку исчезает перспектива сзади головы. Попробуйте взять фотографию, где голова человека наклонена немного в сторону. Таким образом портрет будет более реалистичным и с лучшей передачей теней.

3. Ошибочные основные пропорции

Очень часто люди начинают сразу уделять внимание деталям, рисуя их полностью без набросков всего рисунка. Это неправильно, так как вы не планируете правильные пропорции заранее. Сначала желательно сделать наброски всего рисунка, а только потом прорисовывать углубленно детали.

4. Искривленные черты

Мы привыкли смотреть на человека прямо и при рисунке выравнивать . В итоге, портрет выходит довольно искаженным. При рисовании сложных предметов попробуйте сначала очертить направляющие, по которым дальше будет легче выстроить рисунок.

5. Рисунок животных

Обычно мы смотрим на наше животное сверху вниз. От этого голова нам кажется больше, чем все тело, и теряется нормальная пропорциональность. Попробуйте отвлечь животное, чтобы оно повернуло мордочку в сторону, тогда рисунок выйдет более правдивым.

6. Штрихи

Если вы рисуете каждую волосинку или травинку отдельно, то рисунок выйдет отвратительный. Постарайтесь делать резкие наброски, следуя от темного к светлому.

7. Деревья

Не пытайтесь рисовать правильными формами деревья, цветы, листья. Используйте контуры и полутени для реалистичности.

8. Неправильная бумага

Прежде чем покупать бумагу, проверьте ее на кусочке образца, изобразив что-нибудь легкое. Бумага может быть слишком гладкой и рисунок будет бледным. Также бумага может быть слишком жесткой, и рисунок будет довольно плоским.

9. Объемность

Старайтесь при передаче объема не использовать четкие линии для краев. Они могут быть очерченными легкими линиями разной тональности.

10. Тени

Очень часто не выходит наложить тени ровно. Старайтесь использовать полный цветовой диапазон карандаша, уходя от светлого к самому темному. Если вы боитесь переборщить с темным, подложите под край кусочек бумаги, и вся чернь будет на ней.

Сначала может показаться, что рисунки карандашом слишком обычные, тусклые. Но с помощью карандаша можно передать огромное количество эмоций.

Небольшая подборка видео каналов по рисунку карандашом:

От автора: Если вас интересует живопись, рисунок, композиция, и искусство в целом, то вам сюда! По специальности я Живописец-Монументалист. Окончила МГАХИ им. Сурикова. На канале Art Shima вы найдете ролики на которых я рисую и пишу маслом, и ролики с советами. Так как я владею многими техниками, вы можете смело задавать вопросы, и я с радостью на них отвечу. Подписавшись на мой канал, вы сможете видеть все мои новые видео.

Интересные видео уроки на любую тематику.

Работы посложнее, но с хорошим описанием. Если очень захотеть, и такое выйдет.

Есть две основные техники рисования – это растушевка и штриховка карандашом. Большинство тех, кто учился в художественной школе, выберут вторую технику рисования. Именно ее считают правильной техникой рисования, а растушевку и вовсе не признают. Но есть и те, кто не проходил художественные курсы, и не имеют художественного образования, в том числе и я, но тоже рисуют и очень часто используют растушевку.

Мы не будем разбираться, какая техника лучше и правильнее, а просто поговорим об этих двух техниках рисования.

Правила рисования карандашом

Как вы уже знаете, существует два способа передачи тона – растушевка и штриховка карандашом . Штриховка подойдет больше для рисования иллюстрации, а растушевка придает реалистичности рисунку.

В учебниках по рисованию можно найти много статей о правилах работы карандашом, о правильной постановке руки, о вырабатывании художественных навыков.

Ни в коем случае, не стоит подвергать сомнению все эти правила, но, на мой взгляд, они подходят не для всех. В силу разных характеров, художественных навыков, желания свободы в рисовании – люди ищут те техники рисования, которые им более удобны. Не хотят загонять себя в рамки правил. Я думаю, именно поэтому, многими людьми используется не штриховка карандашом, а растушевка, которую многие называют не правильной.

Растушевка карандашом

В уроке « », как прочем и других уроках, я использовал две техники рисования – сначала растушевку, а затем штриховку. Растушевка, как упоминалось ранее, поможет сделать рисунок более реалистичным.

Существуют основные правила растушевки, которые помогут вам сделать ее качественнее. Первое — это выполнять ее только вдоль штрихов, что придаст тушеванию более естественный вид. Второе – для растушевки можно использовать не только простую, но и зигзагообразную штриховку. Третье – не растушевывайте рисунок пальцем! Используйте ватные палочки или кусочек мягкой белой бумаги.

Штриховка карандашом

С помощью штриховки карандашом можно легко передать нужный тон. Штриховка выполняется короткими линиями (штрихами), что дает возможность получить разную степень насыщенности тона. Для того чтобы усилить его глубину применяется перекрёстная штриховка.

Если внимательно присмотреться, то можно увидеть, что в самом темном тоне будут сочетаться штриховки разных направлений: косые, вертикальная и горизонтальная.

Штриховка карандашом не только имеет возможность передавать тон, но и поможет передать поверхности объектов рисунка.

Рельефная штриховка

В заключение, хотелось бы сказать пару слов о рельефной штриховке. Такой вид штриховки используется тогда, когда нужно передать рельеф поверхности рисуемого объекта. Например, губы в уроке « » я рисовал дугообразными штрихами.

Как правило, рельефная штриховка карандашом – это использование не прямых штрихов.

Рисование карандашом градиентной штриховки для начинающих требует особого внимания

Рисование карандашом градиентной штриховки для начинающих требует особого внимания

Рисование карандашом градиентной штриховки для начинающих является важным процессом, требующим особого внимания. В противном случае общий рисунок может быть просто-напросто испорчен. Но не стоит пугаться. Делать ее абсолютно не сложно и в этом вы сможете сами убедиться, прочитав статью и попробовав самостоятельно повторить все действия на практике. Градиентная штриховка является обязательным пунктов в умении рисовать карандашом. Именно при помощи ее создается фон для завершенности будущего рисунка. Создание фона достаточно ответственное занятие. Его прорисовка порой является сложной, особенно для новичков. Если неправильно сделать штриховку, есть вероятность того, что рисунок может быть испорчен. Но, если учесть все советы и постараться следовать инструкции, изложенной в этой статье, работа станет быстрой и легкой. Рисование карандашом градиентной штриховки для начинающих мы будем делать в несколько этапов, чтобы хорошо усвоить очередность всех манипуляций. Для начала возьмем карандаш НВ и при помощи коротких тонких линий сделаем разметку направления будущей штриховки. Такая заготовка нам потребуется, чтобы в процессе работы над штриховкой не сбиться с правильного ее направления.
Чтобы во время прорисовки штриховки она не стала искривленной, сделаем штрихи более частыми.
Теперь попробуем заполнить пробелы на листе между штрихами, которые сильно бросаются в глаза. Важно, при этом, не сбиться с направления, которое мы выбрали изначально.
Во время нанесения штриховки следим за появлением темных пятен. В идеале они вообще должны отсутствовать, а штриховка должна быть ровной с одинаковым оттенком (на данном этапе). Если мы будем придерживаться этого правила, то общий рисунок получится очень красивым и правильным. Ну, а в случае, если темные пятна все-таки имеют место быть, их необходимо убрать. Как правило, используют клячку для снятия лишнего графита. Но делать такую процедуру нужно крайне аккуратно, так как материал липкий и могут появиться некоторые повреждения на бумаге, допустить которые ни в коем случае нельзя. Чтобы осветлить слишком темный участок, потребуется заостренным концом дотронуться к темному пятну.
Дальше, как мы видим на рисунке, нужно просто закрасить все имеющиеся пробелы, в том числе и по краям нашего рисунка. Нельзя делать штрихи слишком длинными, иначе их может повести, что испортит всю проделанную работу. правильно штрихи накладывать короткие, на маленьком расстоянии один от другого.
Теперь будем прорисовывать наиболее темные места фона, не нарушая основное правило - равномерность. Для этой цели используется карандаш, имеющий более мягкий стержень, например, карандаш 2В.
Теперь опять меняем карандаш. Нам понадобится 8В (самый мягкий из всех имеющихся), чтобы пройтись им полностью по всем наиболее темным участкам фонового рисунка.
Теперь приступим к краям. Здесь нужно устранить все пробелы, если таковые имеются. После этого можно сделать окантовку при помощи обычной линейки. Только нельзя слишком сильно давить на карандаш. Линия не должна быть ярко выраженной.
Занятие по рисованию карандашом градиентной штриховки для начинающих подошло к завершению. На фото, размещенные в статье, показан каждый этап выполнения работы. Но, все равно, следует немного попрактиковаться над выполнением такого задания и довести навыки до автоматизма, ведь данный вид штриховки обязательно понадобится, для прорисовки больших участков вашей картины или рисунка.

Comments

Related posts:

Простое рисование 3d рисунка, изображение лестницы, карандашом для начинающих не займет много времени Рисование девочки с пандой, рисунки карандашом и уроки рисования Нарисовать красивый цветок самостоятельно вам поможет поэтапное рисование тюльпана карандашом

и светотеневые отношения .

Штрих может быть прямым, наклонным, перекрестным, он имеет собственную направленность и экспрессию.

Техника работы штрихом называется штрихованием , результат ее применения - штриховкой . Если же направленность и структура штриха не выявлены, а, напротив, замаскированы, например при работе мягким карандашом , углем , сангиной , такой прием называют тушёвкой или лавировкой .

В отличие от тушевки имеет свои ярко выраженные особенности. Опытный рисовальщик может достичь только ею передачи всех тональных и материальных свойств натуры. При этом он пользуется разнообразными по следу карандаша на бумаге штрихами - прямыми и изогнутыми, короткими и длинными, накладывающимися друг на друга в несколько слоев. Следовательно, под штриховкой следует понимать приемы нанесения тона штрихам и . Направление штриховки в рисунке очень существенно. Направленными по форме предмета штрихами можно добиться объемности и, наоборот, бессистемно накладываемыми форма разрушается, изображение покрывается бесформенными пятнами.

Штрих используют в рисунке пером , а также в гравюре по металлу и дереву . Как утверждал В. А. Фаворский , штрихом в гравюре - чёрным по белому - можно выразить не только пространственные отношения изображения , но также временную последовательность событий и даже (условно, опосредованно ) цветовые отношения .

Мелкая, частая штриховка в итальянском искусстве называется траттеджа . Для классической резцовой гравюры эпохи Итальянского Возрождения характерен штрих в одном направлении, моделирующий форму за счет толщины линий . Для рисунков и гравюр эпохи Барокко более органична перекрестная штриховка, позволяющая художнику разнообразно моделировать свет, тень, объем , пространство, фактуру и текстуру изображаемых предметов . Классические техники ксилографии (гравюры на дереве ) подразделяются на обрезную (продольного штриха ), черноштриховую (чёрным штрихом по белому фону ), белоштриховую (белым по чёрному ), поперечную, или торцовую, гравюру (когда художник работает штрихом свободно во всех направлениях ).

В рисунке карандашами различной твердости, используя бумагу разной фактуры , в литографии - камень разного " корешка ", художник может добиваться разнообразных впечатлений. Возможности штрихового офорта открывали французские импрессионисты и художники нормандской школы .

Виртуозом штрихового офорта был шведский художник Андерс Цорн, он вообще отказался от контурной линии и " строил " форму одним штрихом .

Штриховые линии могут быть длинными, короткими, толстыми по желанию рисующего, постепенно и плавно переходить в тонкие, едва заметные « паутинки ».

Пластические качества динамической штриховой линии при умелом пользовании открывают богатые художественно-творческие и технические возможности. Они способны придавать изображению объемно-пространственные качества. Различная толщина штриховых линий в световой и теневой частях объемной формы позволяет передать глубину пространства.

Множество параллельных или перекрещивающихся штриховых линий создают так называемое штриховое тональное пятно требуемой силы.

Наряду с линией штрихи используются в процессе первоначальной разработки композиции.

– приём нанесения тона штрихами , линиями и точками. - это нанесение штрихов той или иной толщины и силы нажима, а, значит, и степени затемнения на том или ином расстоянии друг от друга. Они могут быть прямыми и кривыми, короткими и длинными, накладываться друг на друга в несколько слоев. Тогда получается своеобразная сетка из штрихов .

Линии можно проводить с большим нажимом в начале штриха, и почти не касаясь в конце.

Линии можно проводить равномерно.

Расстояния между штрихами могут быть не одинаковыми. К примеру, его можно увеличивать с каждой следующей линией , или наоборот - уменьшать.

На один слой штриховки можно наложить еще один. Это позволит увеличить контраст и более четко обозначить тени. С помощью изменения плотности, направления и толщины штриха второго слоя можно добиться разных эффектов затенения.

И таких слоев может быть столько, сколько Вам надо.

Кроме того, штриховка может быть направлена не только вдоль прямой : оно может зрительно изменить размеры и форму предмета.

В силу того что штриховка наклонными линиями оказывает меньшее воздействие на восприятие размера, а также в силу лёгкости её нанесения правой рукой, она стала наиболее употребительной из всех видов штриховки . Её наносят движением руки справа-сверху влево-вниз, следя за параллельностью штрихов , их одинаковой светлотой и равенством интервалов между ними. Такую штриховку называют параллельной .

Перекрёстную штриховку (cross-hatching ) получают нанесением нескольких слоев параллельной штриховки . Направление штрихов каждого слоя слегка изменяется, чтобы в результате образовалась ромбоидальная сетка, придающая заштрихованной фигуре движение и трепетность. Штриховку левыми наклонными линиями используют в особых случаях потому, что выполнение её правой рукой затруднительно. Для получения ровного
Идея круговой штриховки состоит в рисовании очень крошечных кругов, которые накладываются и переплетаются. Создание тона может быть довольно утомительным, но результаты того стоят. Этот метод штриховки является лучшим для передачи реалистичной структуры кожи. Используйте лёгкий нажим и создавайте тон .