Где и как россия будет строить новый авианосец. Высотки у Плазы будут строить без учета мнения жителей! Когда будут строить новый

В Москве в качестве основного инструмента повышения эффективности расходов используется программно-целевой метод управления бюджетными средствами. Это позволяет концентрироваться на достижении важнейших целей социально-экономического развития города. Всего в столице действует 14 целевых программ, в рамках которых расходуется более 90% бюджетных средств. Конкретные мероприятия по каждому направлению прописываются в адресной инвестиционной программе (АИП). АИП устанавливает распределение расходов бюджета города Москвы, предусмотренных на финансовое обеспечение объектов строительства, реконструкции, технического перевооружения или реставрации на очередной финансовый год и плановый период. Интересно посчитать, какова доля Новой Москвы в общем бюджете города, а заодно посмотреть, что же будет построено на новых территориях в ближайшие годы.

Доли ТиНАО в АИП Москвы в целом и по различным направлениям бюджетного финансирования.

На гистограмме показана доля Троицкого и Новомосковского округов в структуре АИП Москвы. Общая сумма, заложенная на развитие новых округов столицы на период 2012-2018 годов составила 558,6 млрд. рублей или 26,22%. Сразу оговоримся, что эта цифра достаточно условна, так как некоторые мероприятия трудно однозначно отнести исключительно к Новой Москве. Например, мы отнесли к таким расходам запланированные траты на строительство Солнцевско-Калининской линии до станции «Рассказовка», которая разместится на территории поселения Внуковское Новомосковского округа, но при этом большая часть линия пройдет по территории Западного административного округа столицы.

Распределение средств АИП Москвы, выделенных на ТиНАО, по отдельным программам.

Основная масса расходов, 86,57% (483,6 млрд. руб.), приходится на программу развития транспортной системы. Этот факт наглядно демонстрирует, что идеология развития ТиНАО базируется на транспортной составляющей. Поэтому давайте с нее и начнем наш обзор.

Программа «Развитие транспортной системы на 2012-2016 годы и на перспективу до 2020 года» предполагает развитие дорожной сети Новой Москвы, сети общественного транспорта и Московского метрополитена.

Строительство станции «Саларьево». Август 2015 года

На строительство новых станций метро в ТиНАО планируется потратить 278,6 млрд. руб. (57,6 % расходов на транспорт). Сюда входит продление трех линий метро до Новомосковского округа. Первая линия, Сокольническая, продлевается от станции «Юго-Западная» до станции «Столбово» в окрестностях поселка Коммунарка. На начальном этапе в 2015-2016 годах были открыты первые станции метро на территории Новой Москвы: «Румянцево» и «Саларьево». В рамках второго этапа от тупиков станции «Саларьево» Сокольническая линия пройдет вдоль дороги «Солнцево-Бутово-Видное» до Коммунарки. Здесь должны появиться станции «Филатов луг», «Прокшино», «Ольховая» и конечная станция «Столбово». Как , на этой неделе начались подготовительные работы по второму этапу продления Сокольнической линии. Предполагается, что второй этап должен быть завершен в 2019 году. Также в районе станции «Саларьево» будет построено одноименное депо. Однако, указанные в АИП сроки окончания работ по строительству депо (2016 год), очевидно, соблюдены не будут, так как на данный момент его возведение еще не начиналось.

Вторая линия, которая придет на новые территории — Солнцевско-Калининская. На ней в 2017-2018 годах планируется открытие участка от станции «Раменки» до станции «Рассказовка». Линия пройдет вдоль Мичуринского проспекта и Боровского шоссе, преимущественно по территории Западного административного округа Москвы. Непосредственно на территории Новой Москвы появятся две станции: станция «Говорово» на границе поселения Московский и района Солнцево вблизи строящегося жилого комплекса «Татьянин Парк» и «Рассказовка» на территории поселения Внуковское. Напомним, что на прошлой неделе МГ станции «Рассказовка» и оценила степень ее готовности.

Еще одна линия должна прийти в Новую Москву от станции «Улица Новаторов» так называемого «Третьего пересадочного контура». На этой ветке непосредственно на территории ТиНАО до 2020-го года должны появиться станции «Мосренген», «Мамыри», «Коммунарка» и «Столбово», причем последняя будет иметь пересадку на одноименную станцию Сокольнической линии. К 2024 году, согласно планам Правительства Москвы, эта линия должна быть продлена еще дальше вдоль Калужского шоссе — до станции «Десна» c промежуточными станциями «Сосенки» и «Воскресенское».

Согласно АИП, на станциях «Рассказовка», «Саларьево», «Столбово», «Сосенки», «Коммунарка», «Мосренген», «Мамыри» и «Десна» запланировано также строительство транспортно-пересадочных узлов (ТПУ).

Что касается наземного транспорта ТиНАО, какого-то его существенного развития в рамках адресной инвестиционной программы до 2018 года не запланировано. Единственный объект — автобусный парк в городе Троицк, строительство которого должно быть завершено в 2019 году. Таким образом, можно констатировать, что известные проекты линий скоростного трамвая, которые планировались вдоль автомобильных дорог, до 2018 года за счет средств городского бюджета в жизнь воплощаться не будут.

Зато на развитие автомобильных дорог в Новой Москве будет потрачено в общей сложности 202,7 млрд. рублей. На сегодня уже завершена реконструкция улицы Александры Монаховой в Коммунарке (поселение Сосенское) с ее продлением в район Южного Бутова, реконструкция автодороги от Киевского до Калужского шоссе (улица Адмирала Корнилова), реконструкция автодороги от деревни Рассказовка до города Московский, реконструкция развязки Киевского шоссе с МКАД.

В настоящее время идут работы по самому масштабному (хотя и не самому дорогому) проекту реконструкции главной магистрали Новой Москвы — Калужского шоссе на участке от МКАД до Московского малого кольца. Реконструкция разбита на три этапа, причем первый, до деревни Сосенки, завершится к концу этого года, а в середине сентября мэр Москвы Сергей Собянин для движения отдельные участки первого этапа реконструкции. Весной 2017 года должны также завершиться работы по реконструкции развязки Калужского шоссе и МКАД. По заявлениям руководителей города, целиком реконструкция Калужского шоссе закончится в 2018 году.

Магистраль «Солнцево-Бутово-Видное» — самая дорогая дорога Новой Москвы

Полным ходом идут работы по строительству первого этапа еще одной автомобильной дороги — «Солнцево-Бутово-Видное» (от Киевского до Калужского шоссе). Проектирование и реализация второго этапа (от Калужского шоссе до улицы Поляны в Южном Бутове) намечено на 2016 — 2019 годы. Причем реализация только этих двух этапов делает строительство магистрали «СБВ» самым дорогим автодорожным проектом на территории Новой Москвы.

Также сегодня уже ведутся работы по реконструкции автодороги «Боровское шоссе — Киевское шоссе — деревня Ботаково» через деревни Рогозинино и Верховье (окончание работ заявлено в 2016 году), строительство развязки на улице Рабочая в поселении Первомайское (окончание — 2017 год), реконструкция и строительство первого этапа автодороги «М-3 Украина — город Московский — деревня Сосенки — деревня Ямонтово» (окончание анонсировано на 2017 — 2018 годы), строительство подходов к эстакаде на 33 километре Киевского направления МЖД в поселении Кокошкино (завершение намечено на 2017 год), Варшавского шоссе на участке от проектируемого проезда №728 до обводной дороги на город Подольск (завершение в 2019 году). Помимо этого, за счет иных средств идет строительство эстакад на пересечении с путями железной дороги (Кокошкино, Крекшино, Щербинка), а также строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) по территории ТиНАО.

Дополнительно до 2018 года запланировано начало работ по следующим объектам:

  • Строительство (2016-2017, объявлен конкурс на выбор подрядчика)
  • Строительство и реконструкция автомобильной дороги «М-3 Украина — город Московский — деревня Сосенки — деревня Ямонтово», 2 этап (2016-2018, объявлен конкурс на выбор подрядчика)
  • Реконструкция и строительство автомобильной дороги Варшавское шоссе — деревня Андреевское — деревня Яковлево (2018-2020)
  • Реконструкция автодороги от Минского шоссе до Боровского шоссе (Внуковское шоссе) (2017-2019)
  • Строительство автомобильной дороги «МКАД — поселок Коммунарка — аэропорт Остафьево», три этапа (2018-2021)
  • Реконструкция и строительство автомобильной дороги от М-3 «Украина» — деревня Середнево — деревня Марьино — деревня Десна (2016-2018)
  • Проектирование и строительство улично-дорожной сети на территории АДЦ Коммунарка, 1 этап (2016-2019)
  • Строительство автомобильной дороги «Остафьевское шоссе» (2017-2019)
  • Строительство автомобильной дороги от деревни Ботаково до Калужского шоссе (2017-2019)
  • Строительство автомобильной дорога Марьино — Саларьево, 1 этап (2017-2019)
  • Строительство автомобильной дороги Марьино — Саларьево, 2 этап (2019-2020)
  • Строительство автомобильной дороги «Воскресенское — Каракашево — Щербинка» (2018-2019)
  • Реконструкция и строительство автомобильной дороги Калужское шоссе — деревня Яковлево (2018-2019).

Строительство поликлиники в поселении Сосенское. Август 2016.

Второй по величине статьей затрат, согласно АИП, является здравоохранение (28,3 млрд рублей или 5,1% расходов на ТиНАО). Основную часть средств, а именно 19,1 млрд. рублей, планируется направить на строительство больницы с родильным домом в поселке Коммунарка (поселение Сосенское). Ранее МГ , что работами по проектированию нового медицинского центра займется концерн «МонАрх». Также запланировано строительство детско-взрослых поликлиник на 320 посещений в поселениях Воскресенское (2016 год) и Филимонковское (2020 год), детско-взрослых поликлиник на 750 посещений в поселениях Сосенское (2017-2018 годы), Первомайское (2018 год) и городском округе Щербинка (до 2020 года), реконструкция и строительство амбулатории в поселках Мосрентген и поселении Щаповское. В Щербинке, а также поселениях Внуковское, Московский, Киевский и городе Троицк должны должны быть построены (или уже построены) подстанции скорой медицинской помощи суммарно на 86 машиномест.

Надо отметить, что в АИП отображены объекты, которые строятся за счет средств городского бюджета. Поликлиники, возводимые застройщиками в рамках инвестиционных контрактов, а также объекты здравоохранения, финансирование строительства которых осуществляется из других бюджетов (например, федерального), в этот перечень не попали. Это же замечание касается и раздела «Образование».

На развитие образования на территории Новой Москвы из бюджета города в ближайшие годы планируется направить 14,7 млрд. рублей. Запланировано строительство детских садов суммарно на 3025 мест, а также строительство новых и реконструкция существующих школ в поселениях Новофедоровское, Краснопахорское, Киевский, Сосенское, Внуковское, Московский, Рязановское, Филимонковское, Щербинке, Воскресенском и городе Троицк.

Чуть больше, чем на образование (17,9 млрд. рублей) будет направлено на развитие коммунально-инженерной инфраструктуры ТиНАО. Из этой суммы большая часть (14,2 млрд. рублей) пойдет на проектирование и строительство инженерной инфраструктуры на территории административно-делового центра в Коммунарке.

В рамках программы «Безопасный город» будет построено большое количество пожарных депо — 16 единиц. На это планируется потратить 5,8 млрд. рублей.

Из значительных расходов, заложенных в АИП, также нужно отметить на территории административно-делового центра в Коммунарке (окончание работ — 2017 год) и выделение 4,1 млрд. рублей для .

Примечательно, что по программам «Спорт Москвы», «Развитие индустрии отдыха и туризма» расходов на Новую Москву в адресно-инвестиционной программе столицы на 2015-2018 не запланировано. Видимо предполагается, что финансирование этих направлений будет происходить за счет средств муниципалитетов и частных инвесторов. Например, ранее анонсировались планы по созданию на деньги инвесторов двух больших тематических парков - «Глория Парк» в поселении Московский и «Парк Героев» в Роговском поселении.

Самые большие опасения вызывает фактическое отсутствие финансирования новых округов из бюджета столицы по программе «Культура Москвы». Очевидно, что создание новых музыкальных школ, детских культурно-развивающих центров и других культурных учреждений не является инвестиционно-привлекательным и в то же время непосильно для местных бюджетов. Недостаток подобных объектов остро ощущается в большинстве поселений Новой Москвы, и жители не раз поднимали эту проблему.

Обзор сделан на основании АИП в редакции Постановления Правительства Москвы от 12 июля 2016 г. N 413-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 30 сентября 2015 г. N 630-ПП»).

Воскресенье, июня 3, 2018

На этой неделе прошла большая коллегия Стройкомплекса Москвы, где лично глава Стройкомплекса Марат Хуснуллин много рассказывал о планах, сроках и приоритетах в московском строительстве. Было много цифр, статистики, данных, которые важны для специалистов, но среди прочего были озвучены и проекты, которые в ближайшие несколько лет непосредственно затронут каждого и сильно повлияют на облик города.

Так что же говорилось на коллегии —>

ТРАНСПОРТ

В строительстве транспортных объектов все силы, конечно, сейчас уже перекинуты на строительство, во-первых, большой кольцевой линии метро (БКЛ) :

Метро вообще планируют продолжать развивать огромными темпами, удвоив к 2025 году протяженность. Только в этом году уже открыли 8 станций метро и до конца года планируют открыть ещё 15 станций. Когда-то открытие станций метро раз в полгода было событием, а теперь это не просто превратилось в норму, постоянно обновляющуюся схему метро многие вообще уже перестали успевать запоминать. Раньше коренного жителя от приезжего можно было легко узнать по знанию метро наизусть, а теперь схема в кошельке или телефоне есть у каждого.

Во-вторых, что касается транспорта, это налаживание движения и обустройство московских центральных диаметров (МЦД):

В прошлом году разумно решили, что в городе очень много старых железных дорог, которые некогда шли или за пределами города или по окраинам к промзонам. Многие промзоны подверглись реновации или не используются, а железные дороги остались, движение по ним неактивное, как некогда по московской окружной дороге, ставшей МЦК, и в ближайшие годы эти железные дороги будут реконструированы, там будут обустроены станции и подходы.

Во-третьих, что касается транспорта, это строительство хордовых магистралей вне центра города, чтобы с одной стороны разгрузить ТТК, а с другой убрать транзитный траффик из центра города.

Большим приоритетом в транспорте является строительство транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) . Недавно у нас на сайте уже была .

Судя по масштабному транспортному строительству, подобных пересадочных узлов будет построен целый ряд.

ГОРОДСКАЯ СРЕДА И СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ

Главным проектом ушедшего 2017 года, конечно, стал парк Зарядье:

Про него уже и так много написано и все всё знают.

Другим важнейшим проектом стала реконструкция Большой арены Лужников :

Здесь объем работ был совершенно невероятным. Снаружи стадион почти не изменился, оставшись в исторически сложившихся формах и стенах, но внутри был полностью сделан заново, от технических помещений под полем и трибунами до стеклянной крыши.

Лужники станут центральным стадионом грядущего Чемпионата мира по футболу.

На коллегии также говорили про новый стадион «Динамо» :

Все работы по этому стадиону планируется завершить до конца этого года.

Кстати, в феврале этого года был завершен монтаж копий исторических барельефов работы Меркурова.

Ещё одна важная тема – реновация .

Ещё в прошлом году были определены 5 первых районов, где начнется программа реновации, .

На этой же неделе было объявлено, что до конца этого года по программе реновации будет расселено ещё 20-30 домов . Конкретные цифры зависят от того, насколько быстро сами жители будут принимать решение о переезде.

Среди интересных приоритетных объектов социальной направленности были названы, например, медицинский кластер в Сколково :

Интересно, что оператором кластера выбрана одна старейших клиник Израиля – «Хадасса». На территории кластера появятся представительства более десяти иностранных медицинских центров. Это не просто московский проект, а большой российский центр медицинских исследований и обучения.

В районе, который строится на обширной территории бывшего завода ЗИЛ планируется возвести школу-гигант :

Школа будет рассчитана на 2500 учеников и запланирована к открытию в 2019 году.

Было также официально сообщено, что всё строительство в центральном ядре комплекса Москва-Сити будет завершено в течение ближайших четырёх лет.

Вот такие новости строительства, которое станет реальностью уже в самое ближайшее время.

Многих жителей старых многоэтажных домов различных районов Москвы интересует, когда начнут строить дома по программе реновации. Строительство уже началось, однако точных сроков переселения еще нет.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Строительство предполагается растянуть на неопределенный срок, который может достигнуть 20 лет, однако ситуацию оценивают положительно и прогноз поставлен на ближайшее десятилетие.

Общие сведения

Реновация определяется как обновление и улучшение. Данная разработана для того, чтобы улучшить жилищные условия граждан, проживающих в Москве в 2019. Мэрия города Москвы утвердила стартовые площадки реновации жилья. Кроме того, определены и кварталы.

Всего утверждено 210 площадок, в основном это хрущевские пятиэтажки.

Стоит отметить, что более 4-х тысяч жителей планируемых к реновации домов проголосовало положительно, то есть за реновацию. Сносить и отстраивать будут по результатам голосования.

Сама программа, раскрывающая расселение, еще не утверждена официально, ее планируют опубликовать в 2019 году (не ранее середины).

Владельцы новых квартир могут по собственному заявлению (после оформления документов) получить вместо новой жилой площади денежную компенсацию, либо продать недвижимость. По своему же изъявлению они имеют право на переезд в другой район.

Согласно Жилищному Кодексу, взносы, сделанные гражданами на капитальный ремонт, должны им возвратиться, однако мэрия утвердила, что данные денежные средства также пойдут на реновацию домов.
Очень важной поправкой является следующая: жители коммуналок в данном случае получать собственное жилье, вместо комнаты.

Закон

Правоотношения, возникающие в данной сфере, регулируются «О статусе столицы Российской Федерации» , а также Федеральным законом , который вносит изменения в данный закон и закрепляет положения о реновации.

Примечательно, что отдельного нормативного правового акта, который регламентирует конкретно вопросы реновации, законодательство еще не предусмотрело, положения существуют только в виде поправок к вышеуказанному закону.

Федеральный закон закрепляет, что очередь на определяется по его техническому состоянию. Кроме того, в данный проект включаются только многоквартирные дома (которые относятся к первому периоду индустриального строения домов).

В свою очередь, места старых домов займут новые, и далее процесс будет произведен по кругу.

Когда начнут строить дома по программе реновации?

Примечательно, что первые дома по данной программе уже построены. Всего 12 построенных новостроек из 210 осталось отделать, после чего произойдет заселение.

Реновация пройдет в 75 районах Москвы, а непосредственно число стартовых площадок может возрасти (примерно до 560).

В некоторых построенных зданиях уже отделываются помещения, и идет процесс территориального благоустройства, развития инфраструктуры. Все дома стараются строить таким образом, чтобы граждане могли легко добраться до любого конца города.

График сноса зданий

Так как в данный момент в новостройках проводятся работы по отделке и благоустройству, окончательно власти планируют огласить в середине либо конце декабря.

Само переселение планируют начать в 2019 году (такие данные предоставляет Сергей Левкин в своем интервью).

Многие эксперты утверждают, что данный проект может занять срок от 8 до 20 лет (8 лет с учетом текущих темпов строительства).

Условия

Главными условиями программы реновации жилья являются:

  1. Неизменность характеристик квартиры. То есть остается таким же число комнат жилого помещения, предоставление тех же квадратных метров (по возможности метры могут превышать старые, доплата за них производиться не будет).
  2. Квартиры дают гражданам в тех же районах, где они жили (если лицо проживало в Центральном округе, то квартиру предоставят именно там).
  3. Граждане получают новую квартиру и право собственности на нее (бесплатно). Кроме того, она также может быть объектом социального найма (если лицо изъявит желание в составлении данного договора).
  4. Обновленная отделка самих квартир (уровень оценивается как комфорткласс).
  5. Территориальное благоустройство в районах, где проводится реновация.

Стоит отметить, что при отказе граждан от сноса окончательное решение будет зависеть от общего голосования.

id="razdel">

На поле вдоль проспекта Маркса появился новый тротуар, построенный в рамках инвестиционного контракта с бизнесменами, которые уже в будущем году могут приступить к возведению трех высоток .

ДУБЛЕРА МАРКСА НА ПОЛЕ НЕ БУДЕТ

Закончив с тротуаром, бизнесмены активно приступили к возведению дороги, которая пока будет выполнять функцию проезда к стройке, а позже превратится в полноценный проезд к высоткам.


Если ехать со стороны проспекта Ленина, то, не доезжая третьего (шкарпетинского. - Прим. авт.) дома, эта дорога повернет в виде пандуса вниз, вокруг этих многоэтажек, - рассказывает начальник Управления архитектуры и градостроительства Ольга ЛАПИНА.

Причем полноценным дублером проспекта Маркса, как планировалось изначально, проезд не станет. Делать это, по словам Ольги Ивановны, строго-настрого запретило ГИБДД. Однако если дорога вопросов у горожан не вызывает, то имя застройщика, которое чиновники стараются не афишировать, важно для обнинцев.

Строительство будет вести ООО «Квартал», директор организации МОСКАЛЕНКО Александр Васильевич, - заверила Ольга Лапина.


В общем-то, это тот самый собственник стоянки, которую в прошлом году обменяли на кусок земли под жилищную застройку. По словам главы обнинской администрации Владислава ШАПШИ, бодаться с бизнесменами не имело смысла, ведь если бы даже городу удалось помешать оформить землю в собственность, договор аренды на 49 лет говорит сам за себя.

Оставлять этот пустырь на 49 лет, а потом все равно получить там строительство - можно и так было сделать, - объясняет Владислав Валерьевич.

МЕСТНЫЙ ЗАСТРОЙЩИК

Примечательно, что застройкой центра города займутся небезызвестные в Обнинске лица. Имя Александра Москаленко населению мало о чем говорит, а вот учредителей компании, среди которых Александр АДАМСОН и бывший вице-мэр Евгений ДОРОГАЙКИН, горожане прекрасно знают. Первый прославился возведением различных жилых домов.

Евгений Дорогайкин же «засветился» как новатор, построивший гаражи под стадионом шестнадцатой школы и прилегающее офисное здание, возле которого катастрофически не хватает парковок.

Именно они будут строить высотки в центре города. Активистка 51-а микрорайона Таисия ДОЛГУШЕВА с содроганием думает о предстоящей стройке. Женщина боится, что когда будут закладывать фундаменты под 18-этажки, их дома затрещат по швам.

Хотя бы один дом, но три - это вообще ужас! У нас тут телефон и так не ловит, а потом представляете, что будет? - опасается Таисия Федоровна.

Против многоэтажек выступает и обнинский краевед Владимир ТАРАСОВ:

Ситуация в Обнинске еще не достигла той стадии, когда необходимо ставить небоскребы, - уверен Владимир Александрович.

В ОТКРЫТОМ ДОСТУПЕ

Самое интересное, что, согласовывая застройку центра города, власть не особо интересовалась мнением людей. Достаточно вспомнить скандал, который в этом году разразился в «Экодолье». Тогда речь зашла о возведении маленького магазинчика с кофейней, застройщик пошел на компромисс с общественностью.

А здесь горожане возмущаются, а чиновники даже не обнародуют проект, ограничиваясь одним рисунком, из которого сложно понять какой архитектурный облик будет у высоток.

Между тем, по словам Ольги Лапиной, архитекторы, в отличие от общественности, проект уже видели и высказали замечания по фасаду. Однако проводить публичные слушания по этому объекту никто не будет.

В январе проходили публичные слушания по проекту планировки территории. В Градостроительном кодексе есть исчерпывающий перечень случаев, требующих проведения публичных слушаний, среди которых проект планировки и Генплан, - объяснила Ольга Ивановна.

К тому же в мэрии апеллируют еще и тем, что вся документация имеется в открытом доступе на сайте администрации.

Евгения НИКИТИНА


Летом 2017 года было сделано несколько серьезных заявлений относительно строительства больших для ВМФ России. В первую очередь это заявление заместителя главкома ВМФ России Виктора Бурсука о планах передачи флоту до 2025 года двух универсальных десантных кораблей (УДК) отечественной постройки. Кроме того, в июле 2017 года Владимир Путин подписал указ об утверждении основ государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2030 года. Эти основы устанавливают в качестве ориентира сохранение ВМФ РФ второго места в мире по совокупному боевому потенциалу и, в частности, предусматривают развитие авианесущих кораблей.

В том же месяце, во время авиасалона МАКС-2017, заместитель министра обороны России Юрий Борисов сообщил о возможной разработке в интересах ВМФ РФ авианесущего корабля с самолетами вертикального взлета и посадки.

Учитывая инерционность и длительность процессов в военном судостроении, выбор вариантов возможного развития событий на самом деле довольно ограничен. К сожалению, оставшиеся нереализованными амбициозные планы начала 2010-х годов по строительству нового сухого дока в Кронштадте и переносу производственного комплекса Адмиралтейских верфей на остров Котлин значительно уменьшают диапазон для возможного маневра.

Фактически мы имеем ситуацию, когда ни одна из верфей не способна реализовать такой проект, как строительство авианосца, в одиночку. Те или иные ограничения - по спускаемому весу, по максимальной массе блоков, по квалифицированному персоналу, по защите от погодных и климатических условий - присутствуют везде.

Реализуемые сегодня ограниченные планы модернизации некоторых верфей позволят организовать строительство универсальных десантных кораблей, но не атомного авианосца.

В частности, известный проект модернизации Северной верфи в Санкт-Петербурге, которая должна получить новую стапельную плиту с крытым эллингом, обеспечит строительство на этом предприятии кораблей водоизмещением до 25 тыс. т при спуске на воду. Стапель такого класса способен обеспечить постройку УДК, но не авианосца.

При этом для строительства крупнотоннажных кораблей класса УДК к проекту всё равно придется привлекать широкую кооперацию предприятий.
Здесь можно отметить, что полным набором специалистов для строительства таких объектов сегодня обладает разве что верфь «Хантингтон Ингаллс» в США, сегодняшний американский монополист по строительству авианесущих кораблей, и, с оговорками, китайский судостроительный завод в Даляне. Все остальные вынуждены отдавать на сторону значительные объемы работ.

Исходя из сказанного выше, в лучшем случае условия для постройки авианосца в России сложатся не ранее середины следующего десятилетия, при этом, скорее всего, корабль придется строить по частям.

Фактически отечественная промышленность будет вынуждена повторять опыт британцев, которые кооперировали усилия всей отрасли при строительстве авианосцев типа «Куин Элизабет». Корабль стыковали на верфи посекционно, но для этого, помимо всего прочего, необходим новый построечный сухой док либо серьезная модернизация бассейна Севмаша - корабль, более крупный, чем «Викрамадитья», просто не пройдет в имеющиеся ворота бассейна, хотя места там достаточно.

Что строить

Исходя из сегодняшней ситуации с судостроительными мощностями и существующих планов по их модернизации, можно предположить, что первый универсальный десантный корабль российской постройки будет заложен не ранее 2019 года, и если всё пойдет по плану, то постройка его систершипа начнется в 2021–2022 годах. Опрошенные автором военные специалисты исключили возможность создания для этих кораблей самолета вертикального взлета как минимум в ближайшие годы.

Последней разработкой такого рода в нашей стране был известный самолет Як-141. Люди, обладавшие ключевыми компетенциями в этом проекте, сегодня в лучшем случае пребывают на пенсии. Даже если предположить, что эта разработка уже началась и имеет приоритет в финансировании, ожидать первого полета подобной машины нового поколения раньше 2025–2026 года вряд ли можно.

При этом вероятность того, что этому проекту будет отдан приоритет, достаточно невысока - и у морской авиации, и у воздушно-космических сил есть более срочные проблемы.

Таким образом, учитывая прозвучавшие ранее заявления представителей военного ведомства и известные потребности флота, скорее всего, для ВМФ будет строиться УДК стандартным водоизмещением в пределах 25 тыс. т, классической авианосной архитектуры со сквозной полезной палубой и надстройкой по правому борту, рассчитанный на эксплуатацию авиагруппы из 20–25 вертолетов среднего класса. Не исключено, что потребности ВМФ заставят придать этому кораблю противолодочный потенциал, предусматривающий повышение скорости хода по сравнению с десантными вертолетоносцами и наличие оборудования, обеспечивающего взаимодействие в рамках поисково-ударных групп. Такой шаг будет вполне оправдан, учитывая активность подводных лодок стран НАТО и их союзников у российского побережья.

Строительство такого корабля, помимо всего прочего, даст опыт, необходимый в случае принятия решения о постройке авианосца, и, кроме того, позволит нарастить экспортный потенциал отрасли - авианесущими кораблями подобного класса сегодня интересуются многие страны.

Мечты о большом авианосце

Необходимость сохранения в составе флота единственного на сегодняшний день российского авианосца «Адмирал Кузнецов» сегодня не подвергается сомнению в руководстве страны и Вооруженных сил, и от того, будет ли в принципе сохранен этот корабль, зависит и решение о возможности постройки замены для него. Необходимость расходов на его глубокую модернизацию на сегодняшний день, однако, представляется сомнительной - ее цена может превысить 60–70 млрд рублей, что, учитывая возраст корабля, нецелесообразно: эта сумма составит большую часть возможных затрат на новый авианосец, который должен прослужить не менее 40–50 лет, в то время как срок службы «Кузнецова», по имеющейся оценке, может быть продлен не более чем на 10–15 лет.

Это решение, к сожалению, запоздало. Ставить корабль на модернизацию было необходимо году в 2008–2009-м и завершать ее в 2013–2014-м. С тех пор объем работ вырос, при этом состояние корабля не слишком улучшилось. В этих условиях самым целесообразным решением является ремонт «Кузнецова», который позволит продлить его срок службы без чрезмерных затрат, и одновременно завершение разработки проекта нового авианосца, который мог бы хотя бы войти в строй к тому моменту, когда «Кузнецов» будет списан.

При этом российский рассматривает авианосец как необходимый элемент морской мощи на океанских театрах военных действий. Понимание роли и возможностей авианосцев у наших моряков было всегда, но корабли данного класса регулярно оказывались не в фаворе у политиков. По иронии судьбы сегодня, когда взгляды моряков и руководства стали ближе, вопросы заключаются в экономике.

Оценивая перспективы постройки авианосца в России, можно отметить, что существует несколько надежных признаков, которые позволят посторонним наблюдателям увидеть подготовку к строительству подобного корабля. Среди них - сооружение крупнотоннажного дока с кранами большой грузоподъемности, которые позволят работать с секциями массой несколько тысяч тонн, и строительство нового большого плавучего дока, способного заменить известный док ПД-50 - единственный на сегодняшний день в России, способный принять корабли этого класса.

В целом материальные признаки подготовки к строительству крупных кораблей действительно являются и наиболее заметными, и наиболее надежными.

Учитывая сегодняшнее состояние отечественного судостроения, мечты о строительстве подобных кораблей без серьезных вложений в отрасль сравнимы с мечтами о реализации собственной космической программы без строительства космодрома.