Спас на угре спасо воротынский монастырь. Спасо-воротынский женский монастырь. Экскурсия в Спасо-Воротынский монастырь

Адрес: г. Калуга, Пригородная зона, с. Спас на Угре

Настоятельница: игумения Анастасия (Мордмилович)

Клирики: протоиерей Вадим Кобяков, иерей Вячеслав Федоров

Монастырь основан вскоре после «Стояния на Угре» на средства князя Дмитрия Феодоровича Воротынского в 1498 г. (по другим данным в начале ХVI в.) в низовье р. Угры, на месте бегства хана Ахмата в 1480 г. Предположительно, первоначальником обители был ученик преподобного Тихона Калужского Никифор († 1506 г.). Монастырь поддерживался вкладами князей Воротынских, Хитетовских, Стрешневых, Тургеневых и др. С 1725 г. монастырь запустел и в 1764 г. был упразднен.

По описи 1763 г. в монастыре было 3 каменных строения: собор в честь Преображения Господня, храм в честь Введения в храм Пресвятой Богородицы и одна келья. Остальные постройки, в т. ч. и колокольня были деревянными. Каменная колокольня была возведена в конце XVIII в. К началу ХIХ в. кельи и стены монастыря были утрачены.

К началу XX в. от обители осталось 2 храма древней постройки, которые были приходскими. Эти храмы –– редкие образцы шатровой архитектуры. Собор в честь Преображения Господня каменный, однопрестольный, теплый. Основной несущий объем собора –– кубовидный двусветный четверик, на котором через невысокий восьмерик поставлен восьмигранный шатер. С востока к четверику примыкает трехчастный алтарь. Декор фасадов прост. Храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы с монастырской трапезной палатой и трехъярусной колокольней представляет собой единое, неправильной четырехугольной формы двухэтажное здание. Небольшая, прямоугольная в плане, вытянутая в ширину двусветная часть храма занимает восточную его половину, завершают эту часть 2 небольших глухих шатра. Трапезная часть храма, как и монастырская трапезная в первом этаже –– одностолпные. В отделке фасадов использованы лопатки, карнизы, декоративные кокошники.

В 30-е гг. XX в. оба храмы были закрыты, а церковное имущество изъято. Тогда же было уничтожено существовавшее на территории монастыря древнее кладбище с уникальными надмогильными сооружениями, среди которых были плиты с надписями XVI в.

Летом 2000 г., когда развалины храмов Спасо-Преображенского Воротынского монастыря были переданы Церкви по актам приема-передачи во временное пользование, начались работы по возрождению древней обители. В настоящее время оба храма находятся в аварийном состоянии. В шатре Спасо-Преображенского собора имеется большая пробоина и трещины, также трещины в углах четверика и в сводах алтаря и алтарных стенах. Введенский храм не имеет кровли, в результате чего в трех углах трапезной своды совершенно разрушились и трещины пошли вниз. Сильно повреждена нижняя часть северной стены храма, в южной стене первого этажа в годы советской власти был пробит проезд для машин, который ослабил своды. Оба храма сильно вросли в землю, местами культурный слой выше метра.

Восстановлением монастыря и возрождением в нем монашеской жизни занимаются сестры калужского Казанского Девичьего монастыря.

С 2002 г. в обители восстановлено почитание её основателя, местночтимого святого, преподобного Никифора Медынского.

4 февраля 2005 г. был заключен четырехсторонний договор № 20 о безвозмездном пользовании Калужской епархией Русской Православной Церкви объектом культурного наследия религиозного назначения «ансамбль Спасо-Воротынского монастыря». 29 января 2007 г. Правительство Российской Федерации распоряжением № 89-р передало монастырь в собственность Калужской епархии Русской Православной Церкви.

Монастырь был основан князем Дмитрием Фёдоровичем Воротынским, владетелем этих земель, в XV веке в честь главного исторического события этого региона - Великого стояния на реке Угре, состоявшегося в 1480 году. Возможно, создателем обители был ученик преподобного Тихона Калужского местночтимый святой Никифор Медынский (ум. 1506 г.). Первое письменное упоминание о монастыре относится к 1511 году в грамоте московского князя Василия III, который владел этими землями к этому периоду. Поддерживалась обитель на средства Воротынских, Хитетовских, Стрешневых, Тургеневых и других местных знатных родов. Монастырь спокойно существовал до реформы XVIII века, пока в 1764 году он был упразднён. Две церкви, уцелевшие к началу ХХ века, являлись к этому моменту приходскими. В 1930-е их закрыли, имущество разорили и вдобавок уничтожили древнее кладбище со старинными надгробиями.

Хотя в советское время монастырь имел статус исторического наследия, здания находились в упадке. В начале XXI века полуразвалины были переданы Церкви. Началась реконструкция храмов. В 2007 году монастырь был возрождён как женский - теперь он действует как скит Калужского Казанского монастыря.

Пришло время и для возрождения древней святыни Калужской земли – Спасо-Преображенского Воротынского монастыря.

В начале зимы 1999 г. по благословению тогда еще архиепископа Климента мы вместе с Матушкой игуменией Николаей впервые подъехали к разрушенным храмам монастыря. Матушка Николая восстанавливала из руин Свято-Никольский Черноостровский монастырь в Малоярославце, и своей твердой надеждой на помощь Божию не дала проникнуть в наши души унынию, когда глазам открылся безотрадный вид.

О возрождении этого святого места молились наши Владыки митрополит Климент и архиепископ Георгий, наш старец схиархимандрит Михаил, схиархимандрит (тогда - схиигумен) Илий, Матушка игумения Николая.

Летом начали раскапывать от строительного мусора храмы, делать временные кровли, затыкать мешками с сеном дыры в сводах. Казалось, что восстановить это невозможно.

Но Господь действует там, где немощь человеческая отступает. Сестры вспоминают: «Летом приехали незадолго до Преображения приготовить храм к молебну. Целый день вывозили из храма мусор, рубили заросли из бузины и крапивы вокруг храма. На Преображение послужили молебен. Пришли и первые прихожане. Сразу же стала своей теперь уже почившая бабушка Аня.

Она сильно плакала после молебна и рассказывала, что еще девочкой пела в этих храмах на клиросе, слышала звон колоколов и никак не чаяла, что доживет до того момента, когда начнут оживать храмы».

Только в 2005 г. обитель была передана Калужской епархии в пользование. В это же время Владыка Климент смог направить сюда государственное финансирование. Это было чудом, когда вдруг из руин стали вырисовываться очертания храмов в их былом величии.

В 2006 г. с Божией помощью и общими усилиями здание было построено, и митрополит Климент освятил новый корпус для сестер.

Да воздаст Господь сторицею всем, кто помогал возрождению монашеской жизни нашего монастыря.

Пока стоят эти храмы, будут возноситься в них молитвы о строителях, благоукрасителях, жертвователях святой обители сей, а сестры будут молиться о всех, благодаря Бога, помогшего людям воссоздать эту древнюю русскую красоту.


Находится в селе Спас, что на Угре, недалеко от впадения реки в Оку. Говорят, что когда-то давно рядом с этими местами было татарское становище, где жили ханские жены.

Спасо Воротынский монастырь находится недалеко от бывшего заштатного города, а ныне села Воротынска. Возникла обитель не на пустом месте. Известно, что в этих землях, где жили языческие племена меря и голядь, проповедовал святой преподобный Кукша Печерский. Обращая язычников в православную веру, Кукша ставил на месте капищ деревянные церкви и часовни. Было это в XII веке. А когда проповедника убили, то епископ Феоктист распорядился похоронить его в Ближних пещерах .

Название Спас, по одной из версий, было дано «старому» Воротынску после того, как город перенесли на новое место и сделали столицей удельного княжества.

Основал Спасо-Преображенский монастырь Дмитрий Федорович Воротынский. Согласно преданию, он очень впечатлился, узнав, что икона, на которой было изображено Преображение Господне, исцелила некоего боярина по имени Карташа. Князь повелел вместо погоста и старого храма, в котором, видимо, тот образ хранился, «воздвигнуть обитель, нарекаемую Спасо-Преображенской».

А еще есть версия, что Воротынский хотел приурочить строительство обители к стоянию на реке Угре или к своему переходу в подданство Московского князя (изначально он служил великим князьям Литовским).

Первые документальные упоминания о монастыре датируются 1511 годом. В жалованной грамоте великого князя Василия III.

Предполагается, что в строительстве Спасо-Преображенского Воротынского монастыря участвовал ученик — Никифор Медынский, ставший позже местночтимым святым. Существовала обитель, главным образом, на средства князей Воротынских, а также других именитых родов — Хотетовских, Стрешневых и Тургеневых.


Саша Митрахович 08.05.2018 07:48


Время шло, границы российского государства отодвинулись дальше на юг от Угры и Оки, и Воротынский монастырь зажил более тихой жизнью.

Воротынский монастырь приписали к Крутицкому архиерейскому дому, а после и вовсе упразднили. Одно время монастырские храмы были приходскими, после революции они пришли в запустение... А ныне обитель возродилась из пепла.

В 1665 году монастырь приписали к Крутицкому архиерейскому дому, а через 60 лет он, видимо, перестал функционировать — по крайней мере, после 1725 года обитель ни в каких документах не фигурирует.

В следующий раз она упоминается в 1763 году в ведомости. По описи в монастыре имелось всего три каменных постройки — два храма да келья. Остальные здания, включая колокольню, были деревянными. Каменную звонницу решили строить в конце XVIII века.

Воротынский монастырь в XX веке


К началу XX века от монастыря осталось лишь два храма. Оба приходские, причем Преображеская церковь была теплой. В 1930-е годы их закрыли, все имущество изъяли, уничтожили старинное кладбище, располагавшееся на территории бывшей обители. А ведь по некоторым данным, многие захоронения были украшены уникальными надмогильными сооружениями и плитами, датированными XVI веком.

Долгие десятилетия храмы стояли в запустении, постепенно превращаясь в руины. Но летом 2000 года все, что осталось от Спасо-Преображенской Воротынской обители, передали Церкви. Причем, согласно составленным тогда актам, лишь во временное пользование. Оба храма к тому времени находились в аварийном состоянии.

Что касается второго храма — Введенского — то кровли на нем не было вовсе, своды трапезной разрушились, а стены потрескались. Более того: в южной стене первого этажа был сделан... автомобильный проезд, что сильно ослабило конструкцию сводов. Ни окон, ни дверей не было. Штукатурка везде осыпалась. Кроме того, за это время оба храма сильно вросли в землю: культурный слой в некоторых местах превышал метр!

В конце января 2007 года Воротынский монастырь окончательно передали Церкви. С тех пор начался долгий и кропотливый процесс восстановления обители. Поскольку ее возродили как женскую, то все сложности этого процесса легли на плечи сестер Казанского девичьего монастыря в Калуге. Иногда им помогали студенты различных вузов.

Воротынский монастырь теперь официально считается скитом Казанского девичьего монастыря. Его территория — удивительно ухоженная и уютная: аккуратные клумбы, фруктовый сад, необычная садовая скульптура.

Памятные службы святому покровителю Воротынского монастыря — Никифору Медынскому — совершаются 2 мая, когда празднуется преподобный Никифор, игумен Катавадский.


Саша Митрахович 08.05.2018 08:10


Облик главного храма Спасо-Воротынского монастыря прост и в то же время монументален. Это воплощенный архитектурный аскетизм, характерный для Древней Руси. И сохранение храма на Калужской земле действительно можно считать чудом. О художественной ценности этого собора и всего монастырского ансамбля Спас-на-Угре заговорили еще в императорской России.


Внутри Спасо-Преображенский храм характерен для современных ему России. Основной объем бесстолпный, внутреннее пространство его едино (так что деление фасадов пилястрами и фальшзакомары, как бы отсылающие к древнерусским крестовокупольным храмам, здесь — чисто внешняя атрибутика).

Расположенные асимметрично по трем стенам, кроме восточной, где находится иконостас, оконные проемы наполняют здание необходимым дневным освещением. Вместе с тем света внутри храма не в переизбытке: умеренность — золотое правило древних зодчих. Для каменных шатровых храмов характерно последовательное сужение кверху раскрытых во всю высоту объемов: четверик — восьмерик — сужающийся шатер, замкнутый небольшим подкупольным барабанчиком. При правильном оформлении (роспись и убранство не должны вступать в конфликт с этим приемом!) эффект получается головокружительный.

Отметим в скобках, что хотя русские каменные шатровые церкви по устоявшемуся мнению имели свои истоки в народном деревянном зодчестве, подобный архитектурно-художественный прием «сужения интерьера кверху» в дереве не применялся! Там шатровые конструкции практически всегда отделялись от внутреннего объема собственно храма потолком, выполнявшим заодно функции расписного «неба». А вертикальной игрой интерьерных объемов славились отнюдь не шатровые, а ярусные деревянные храмы.

Так или иначе, сейчас в интерьерах Спасо-Преображенской церкви полным ходом идут реставрационные работы, поэтому оценить все вышеперечисленное довольно трудно — слишком часто приходится, что называется, «включать воображение». Однако, судя по опыту других монастырских построек, можно надеяться, что вскоре паломники смогут лицезреть внутреннее убранство церкви во всем его великолепии.

Обязательно рекомендуем заглянуть внутрь трапезного Введенского храма, чтобы посмотреть, что уже сделано и что можно будет увидеть в Преображенском храме (если предположить, что интерьеры обеих церквей будут исполняться в схожей манере). Очень любопытно колористическое сочетание спокойных охристых тонов фигур и несколько романтического пастельно-голубого цвета фона. Росписи сделаны заново во время реставрации храма в XXI веке; хочется отметить, что современные изографы, что называется, «вошли в резонанс» с древними зодчими, фрески прекрасно стилизованы и смотрятся очень органично.

О путешествии по маршруту: Тихонова Пустынь - Спас-на-Угре - Полотняный завод

Спасо-Воротынский монастырь у нас из серии открытий. Сначала меня заинтересовало его название - Спас-на-Угре, посмотрев по карте, я решила включить его в наш маршрут. Да и волшебное слово - Угра - рассеяло все сомнения. Подумалось - посмотрим хотя бы на Ту Самую Реку - Пояс Богородицы и этого будет достаточно. То, что мы увидели - это эстетическая редкость.
…Я уже забыла, когда заходила по пояс в ржаное море - последний раз это было в детстве. Васильки, колючие колоски, солнце, голубое небо, горячая земля…

…На самом деле очень мало сведений про этот монастырь. Очень мало. Какие-то толики после ужасающе долгих поисков нашла в интернете, какие-то в Калужской летописи.

Дорога: Киевское шоссе (трасса М3), село Спас, река Угра
~195км от Москвы, ~20км от Калуги

* доезжаем до поворота на Калугу, далее в середине деревни Мстихино поворачиваем направо на Резвань, в конце посёлка Резвань поворот налево на д.Спас (будет указатель «Спасо-Воротынский монастырь»), переехать ж/д пути и направо, к монастырю поворот направо в горку (указатель «Магазин»). Парковки нет. Если машин много, то придется припарковаться где-то в стороне. Дорога хорошая.

Этот монастырь у нас из серии открытий. Сначала меня заинтересовало его название - Спас-на-Угре (старинное название На-Усть-Угры-Спасо-Воротынский монастырь ), посмотрев по карте я решила включить его в наш маршрут. Смутили - тексты в интернете, рассказывающие о «запущенности» и «очень плохой дороге». Поэтому сомнения были - бить машину и смотреть на заросшие порослью стены не хотелось.
Но буквально волшебное слово - Угра - рассеяло все сомнения.
Подумалось - посмотрим хотя бы на Ту Самую Реку - Пояс Богородицы и этого будет достаточно.
…Я не знаю кто пишет статьи в интернете. То, что мы увидели - это эстетическая редкость.
Оказывается женский Спасо-Воротниковский монастырь стоит на макушке, хотела написать холма, но это будет неверно - кургана, который находится в пойме Угры. Пойма - это плоский очень широкий берег, весной его заливает разлившаяся река. Летом же здесь - ржаное поле, ржаные поля… И это нереально красиво. Я уже забыла, когда заходила по пояс в ржаное море - последний раз это было в детстве. Васильки, колючие колоски, солнце, голубое небо, горячая земля…
Монастырь, как бы приподнятый горкой вдалеке, будто парит над рожью.

Подъехав, мы правда, еле припарковались. Дорога в горку, узкая, впереди перекрыта стройматериалами реставраторов, справа - монастырская стена, слева - огороды.
Монастырь - это две белоснежных церкви. Одна - действующая (Введения во храм Пресвятой Богородицы, 17в.), вторая (Спасо-Преображенский собор, 16в.) уже сверкает полированными зелеными луковками, но пахнет ещё ремонтом.

Все в клумбах, грядках, огородах, парниках. Земля здесь очень солнечная, поэтому видим рано покрасневшие бока помидоров в тепличках, крепкие кочанные головы. Монахини ходят бесшумно …раз, вроде кто-то пробежал. И опять тихо и никого не видно.

Бушует укроп

Капустные грядки и перчики

Что поразило - здесь есть смотровая площадка - полукруглая, с балюстрадой, и скамеечкой под пышными плакучими ивами. Обзор отсюда - нереальный. Зеленая плоскость - луга, желтые квадраты - поля, серая ленточка - дорога, зеленые шарики - деревья, разноцветная рябь - домишки где-то далеко-далеко. А Угры и не видно. Она только угадывается по мосту и тёмно-зеленому окаймлению растительностью. Угра здесь впадает в Оку, т.е. в этом месте её устье (см. старинное название монастыря).

Впереди по линии деревьев течёт Угра

Сама деревня Спас, вернее, место на котором она стоит имеет очень древнюю историю. Здесь в уже в 11 веке стоял древнерусский город- археологи нашли массу крайне интересных находок, от железных кольчуг, до женских украшений и арабских монет. Есть мнение, что Спас - более позднее название первого «старого» Воротынска, а переименование связано с возникновением в нач.15 века второго «нового» городища Воротынск, которому «подарили» имя (в 5км от Спаса) и сделали «столицей» удельного княжества. «Старый» же Воротынск/Спас упоминается в летописях с 1155 года (!): «…Святослав Ольгович выменял у племянника своего, сына Всеволодова, города: Снов, Воротынск и Карачев…».
Эти земли были удельными родовыми вотчинами князей Воротынских. Воротынские - это древний княжеский род «от третьего сына князя Михаила Черниговского».

Историю Спасо-Воротынского монастыря писать сама не буду. Возьму разные исторические выдержки из Калужской летописи, которые рисуют общую картину.
«В 1408 году, реку Угру назначили границею между Литовскими и Московскими владениями».
«В 1453 году Апреля 10 дня Князья Воротынские с Великим Князем Литовским Александром заключили договор, быть им в службе и владении Александра».
«В 1490 году Князья Бельские, Баратынские и Воротынские присоединились опять к России, от коей отторгнуты были в разныя времена».

Когда было Великое Стояние на Угре (1480, по сведениям историком в районе деревни Палатки) - где-то в этом месте у деревни Спас располагалось татарское становище, где жили ханские жены (по одной версии) или именно отсюда произошло бегство хана Ахмата (по второй версии) .
Считается, что этот «на усть Угры на Оке монастырь Спасский» основал Князь Дмитрий Воротынский где-то ~в нач.16века. Естественно, изначально он был деревянный.

Спасо-Преображенский собор - первый каменный храм монастыря. Он шатровый - а такая форма означает, что он имеет мемориальное значение, т.е. установлен в честь военной победы взятия Казани Иваном Грозным (1552г.) и на месте старой деревянной Преображенской церкви.

Введенская церковь - особенная. Она одновременно и двухглавая и шатровая, что само по себе большая редкость. Это очень «камерное направление в русской архитектуре» времени «первых Романовых» - знаменитое узорочье. Вычитала ещё одну интересную мысль: что такая форма показывает «как через монастырское строительство проникала в провинцию сложная, изысканная и маньеристическая придворная архитектура Москвы».

PS . На самом деле очень мало сведений про этот монастырь. Очень мало. Какие-то толики после ужасающе долгих поисков нашла в интернете, какие-то в Калужской летописи. Сложила - и получилось то, что вы сейчас прочитали. Могу ещё добавить, что Введенская церковь обладает удивительной душевностью. Когда я зашла в неё (нужно подниматься по высоким ступенькам) - внутри никого не было, кроме одной монахини, читающей Псалтирь. Я взяла свечку (денежку опускаешь сам в ящик) и тихо стала ходить, ища куда её поставить. И слева в углу увидела икону Богородицы - она меня буквально притянула. А потом в храм вошла ещё одна женщина, оказывается она специально сюда приехала из Калуги (!) на такси, чтобы заказать службу. Это меня очень удивило.

Вот красивое фото монастыря.
А вот каким был Спас-на-Угре ещё в 2004 году.

PS . От деревни Мстихино до Резвани очень красивый участок дороги - через сосновый бор, чистый такой, звонкий, сухой. Мы не выдержали, остановились и кинулись в солнечную душную параллельность сосновых стволов. За 10 минут насобирали земляники и черники. Наелись, надышались. насмотрелись и вперёд. На крошечном рыночке в Резвани у местной бабули купила замечательный кабачок за..10 рублей, и кило огурцов за..40 рублей. Причем в самое начало сезона.. 1 июля..