Проведение итогового контроля. Контроль в организации. Методические указания по работе на семинарских занятиях

Для этого у вас должны быть сведения не только о стоимости всех товаров, но и цене страхования и транспортных издержках при импорте за границу. Эти данные можно получить на сайте экономического ведомства или службы статистики интересующей вас страны. Ели вы не доверяете этим , воспользуйтесь информацией международных экономических организаций. Соответствующие отчеты об уровне импорта публикуются, например, организациями, связанными с ООН, - Европейской экономической комиссией и Экономическим советом ООН.

Определите размер экспорта как экономического показателя. В отличие от импорта, при расчете экспорта во внимание берется только суммарная стоимость реализованных товаров.

Используйте полученные показатели для анализа экономической ситуации в стране. Например, по размеру импорта и экспорта вы сможете узнать торговый баланс государства. Для этого из второго показателя нужно вычесть первый. В результате может получится отрицательный или положительный торговый баланс. Второй вариант считается более предпочтительным в современной , так как обеспечивает приток денежных ресурсов к государству как в виде прямых доходов с продажи государственной собственности, так и в косвенном виде - в качестве налоговых поступлений от национальных предприятий.

Сравните показатели импорта и экспорта различных государств. Это поможет вам понять их роль в экономике и потреблении. Также дополнительно вы можете подсчитать суммарный всех . Такие данные пригодятся для рассмотрения развития мировой экономики как единого целого.

Экспортная квота - это экономический показатель, который позволяет понять значимость экспорта для экономики конкретного государства. Существует порядок, согласно которому вычисляется данный коэффициент.

Инструкция

Узнайте объем экспорта страны, то есть стоимость всех товаров, проданных в другие государства. Обычно этот показатель рассчитывается на год. Вы можете выбрать валюту, в которой будут вестись расчеты. Например, если вы будете сопоставлять экономические показатели различных стран, то вам подойдет выражение цифр в долларах или в евро.

Уточните валовый внутренний продукт (ВВП) государства, для которого вы делаете расчеты. Этот показатель отражает суммарную стоимость товаров и услуг, произведенных в стране. При этом учитываются и материальные ценности, сделанные на территории страны за счет мощностей транснациональных компаний. В данном коэффициенте важен не национальный источник капитала, а место, где товары производились. ВВП высчитывается ежемесячно и ежегодно, после чего публикуется в различных экономических изданиях и на официальных интернет-сайтах государственных структур. Например, подобная информация регулярно размещается на сайте Министерства экономического развития - http://www.economy.gov.ru/minec/main . Для расчетов вам следует использовать суммарный ВВП за год.

Органической составляющей учебного процесса является контроль знаний студентов. К его основным задачам относятся:

Оценки уровня усвоения студентами программного материала дисциплины;

Информирование студентов о качестве их работы над изучением дисциплины;

Мотивация студентов к систематической активной работы в течение семестра;

Анализ успеваемости и влияние преподавателя на процесс самостоятельной работы студентов и эффективность учебного процесса в целом.

Контроль дает возможность измерять и оценивать полученные студентами в процессе обучения знания, умения и навыки, поэтому играет важную роль в обеспечении надлежащего уровня подготовки специалистов.

При изучении дисциплины "Проектный анализ" применяется текущий и итоговый контроль знаний студентов. Последний осуществляется в форме экзамена. Указанные формы контроля тесно взаимосвязаны и проводятся так, чтобы стимулировать эффективную самостоятельную работу студентов в течение семестра и обеспечить объективное оценивание их знаний.

Итоговое (завершающее) оценки знаний студентов по дисциплине "Проектный анализ" осуществляется по 100-балльной шкале с учетом результатов текущего контроля и экзамена. При этом общая 100-балльная шкала оценивания знаний распределяется так:

Оценки текущей успеваемости - 0-40 баллов;

Оценка результатов итогового экзамена - 0-60 баллов.

Такой порядок контроля и оценки знаний применяется к студентам дневной формы учебы. По заочной формы обучения контроль и оценивание знаний является итоговым и осуществляются в форме традиционного экзамена. Экзаменационное задание для студентов заочной формы обучения содержит 10 заданий, каждое из которых оценивается 10 баллами.

Текущий контроль знаний студентов

В процессе текущего контроля проверяются запоминания и понимания программного материала, приобретение умения и навыков конкретных расчетов и обоснований, обработки, публичного и письменного изложения (презентации) определенных вопросов дисциплины.

Текущий контроль осуществляется в двух формах:

Контроль систематичности и активности работы студентов в течение семестра при изучении программного материала дисциплины;

Модульный (промежуточный) контроль.

Оценка по каждой из этих форм текущего контроля не может превышать 20 баллов, то есть общая максимальная оценка за текущий контроль в 40 баллов распределяется между ними поровну.

Полученная студентом сумма баллов по результатам текущего контроля округляется до числа кратного 5 по общим правилам округления и выражается числами: 0, 5, 10, 15, 20, 25, 30, 35, 40.

По результатам текущего контроля студент должен получить не менее 20 баллов (50% от максимального количества).

Если текущая успеваемость меньше 20 баллов, студент не допускается к экзамену.

В случае невыполнения задач текущего контроля по объективным причинам студент имеет право составить их индивидуально до последнего практического занятия по разрешению декана факультета. Порядок организации такого контроля определяет преподаватель, который проводит семинарские занятия.

Результаты текущего контроля знаний студентов, получивших 20 баллов и более, вносятся в зачетно-экзаменационной ведомости без перевода их в 4-балльную шкалу.

Текущий контроль систематичности и активности работы

Систематичность и активность работы студента в течение семестра контролируются и оцениваются по следующим видам работы: посещение практических занятий; выступления на практических занятиях; участие в обсуждении вопросов по определенной теме; ответы на вопросы преподавателя; выполнение домашних заданий; экспресс-тестирование; подготовка аналитических обзоров (рефератов) по отдельным вопросам; участие в студенческих конференциях, олимпиадах, конкурсах по проблемам дисциплины.

Оценка указанных видов текущей работы студента осуществляется по шкале, отраженной в табл. 1.

Трехуровневая оценивания выступлений, ответов на тесты решения задач осуществляются так: сущность вопроса раскрыто менее чем на 50% - 0 баллов; от 50 до 80% - 1 балл; более чем на 80% - 2 балла.

Учитывая количество тем (16) и объем практических занятий (32 ч), суммарная оценка за каждое занятие не может превышать 3 балла. Как уже отмечалось, общая суммарная оценка по систематичность и активность работы студента ограничивается 20 баллами.

Таблица 1. Перечень работ, обязательных для выполнения студентом при изучении дисциплины "Проектный анализ"

Виды работ

Количество баллов

1. Пассивная работа на семинарских (практических) занятиях (при условии посещения более 80% занятий)

2. Выступление на практическом занятии, участие в обсуждении отдельных проблем, ответ на вопрос преподавателя (с интервалом оценок 0, 1, 2 в зависимости от понимания сути вопроса, полноты его освещения и глубины аргументации)

3. Выполнение индивидуальной работы (темы 1, 2, 3) (с интервалом оценок 0,1,2,3 зависимости от понимания сути задачи, полноты его освещения и глубины аргументации)

4. Текущее экспресс-тестирования (темы 4, 5, 6) (с интервалом оценок 0,1,2 в зависимости от количества правильных ответов)

5. Выполнение домашнего задания по теме 7 (с интервалом оценок 0,1,2 в зависимости от методической правильности вычислений и глубины аргументации)

6. Подготовка и презентация аналитических обзоров (рефератов) по отдельным вопросам по согласованию с преподавателем, участие в деловых играх, рассмотрении практических ситуаций (с интервалом оценок 0,1,2,3 зависимости от уровня работы)

7. Участие в студенческих конференциях, конкурсах, олимпиадах по тематике дисциплины (с интервалом оценок 1,2,3,4,5 зависимости от результатов участия)

3.5.1.Организация текущего контроля

Общие положения

1.1. Основной целью промежуточной аттестации студентов является повышение качества подготовки по образовательным программам высшего профессионального образования.

1.2. Промежуточная аттестация является формой контроля успеваемости студентов дневной и вечерней форм обучения.

1.3. Промежуточная аттестация проводится по дисциплинам учебного плана, проходящим в формах семинарских (практических) занятий.

1.4. При проведении промежуточной аттестации ставятся следующие задачи: определение уровня имеющихся у студентов знаний по дисциплинам учебного плана, контроль и освоение учебной дисциплины, анализ итогов аттестации и совершенствование учебного процесса путем корректировки рабочих учебных программ дисциплин, поиска новых форм и методов ведения учебного процесса.

Сроки проведения аттестации

2.1. Промежуточная аттестация проводится по окончанию цикла занятий по разделу «Травматология и ортопедия» в IX семестре.

2.2. Сроки промежуточной аттестации утверждаются распоряжением декана при составлении расписания цикловых занятий на IX семестр.

Форма и порядок проведения аттестации

Промежуточная аттестация направлена на проверку усвоения студентами изученных тем учебной дисциплины. Промежуточная аттестация студентов осуществляется преподавателями, как правило, в рамках семинарских (практических) занятий

Промежуточная аттестация включает:

Контроль текущих знаний в виде собеседования по вопросам данного раздела

Решение ситуационных задач

Компьютерное тестирование по пройденным разделам:

Студент аттестовывается при компьютерном тестировании в случае не менее 60% положительных ответов.

Курацию больного с оформлением истории болезни, собеседование по данной истории болезни.

· Студент не аттестовывается по причинам пропуска занятий и невыполнения в установленные сроки учебных заданий.

· В случае неаттестации студенту назначается день и время для ликвидации задолженности по данной аттестации (в течение не более 2-х недель). Сроки аттестации по учебной дисциплине устанавливаются заведующим кафедрой.

· Студенты, не ликвидировавшие задолженности по промежуточной аттестации не допускаются к итоговой аттестации по данной дисциплине.

· Студенты, не прошедшие промежуточную аттестацию по уважительным причинам, подтвержденным документально, имеют право ликвидировать задолженность в период до начала экзаменационной сессии.

· Результаты промежуточной аттестации (с оценкой «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», не аттестован) проставляются в журналах учета успеваемости и представляются преподавателем в деканат.

3.5.2.Организация итогового контроля

Итоговой формой оценки знаний студента по разделу «Травматология и ортопедия» дисциплины «Травматология, ортопедия и ВПХ» является зачет.

Зачет выставляется с зачетную сессию IX учебного семестра по итогам промежуточной аттестации, при отсутствии академических задолжностей и при условии сдачи курсового проекта – академической истории болезни на положительную оценку.

Суммарная итоговая аттестация по дисциплине «Травматология, ортопедия и ВПХ» проводится в экзаменационную сессию X учебного семестра в форме экзамена.

Примечание: конкретные примеры тестовых заданий, ситуационных задач и контрольные вопросы для промежуточной и итоговой аттестации представлены в разделе УМК: «Комплект заданий промежуточного и итогового контроля знанийпо дисциплине «Травматология, ортопедия и ВПХ».

Дата добавления: 2015-05-19 | Просмотры: 381 | Нарушение авторских прав


| | | 4 | | | | | | | | | | | | | | | |

В последние годы в педагогике много говорится о необходимости усиления деятельностной компоненты в образовании, и одновременно мы наблюдаем всплеск интереса к известному с 20-х годов ХХ столетия методу проектов. Все мы понимаем, что современный человек должен многое уметь для того, чтобы быть успешным в различных областях своей жизни. Важными требованиями к нему, предъявляемыми современным обществом, являются:

  • умение работать в команде;
  • умение самостоятельно добывать, обрабатывать, классифицировать информацию и оформлять добытые сведения, в том числе с использованием компьютерной техники;
  • умение выполнять исследовательскую работу;
  • гибкость поведения, умение выступать в различных социальных ролях;
  • развитые коммуникационные навыки.

Одним из наиболее эффективных педагогических средств, позволяющих направить процесс обучения и развития учащихся в данном направлении, безусловно, является метод проектов.

Метод проектов, ориентированный на самостоятельную деятельность учащихся, предполагает осознанное выполнение учащимися различных интеллектуальных действий: синтез, анализ, прогнозирование, сравнение и др. В связи с этим данный метод можно успешно применять не только в социальной сфере, но и в учебной деятельности. Сложилось так, что в нашем учебном заведении первыми начали традиционно применять проектную методику учителя иностранного языка. Они выполняли на своих занятиях мини-проекты, индивидуальные, парные или групповые, в результате чего рождались очень интересные продукты.

Одновременно администрация школы по линии внутришкольного контроля и развития учителя поставила перед педагогическим коллективом задачу изучения метода проектов и внедрения его на урочных занятиях. Мы проводили педагогические чтения, изучали психологическую и научную литературу по данному вопросу, изучали имеющийся опыт и накапливали опыт собственный.

В результате родилась идея формирования и совершенствования исследовательской и аналитической культуры школьников, а также их интеллектуального и духовного развития путем выполнения ими серии учебных проектов. Эта идея реализована сегодня в школе и продолжает развиваться через организацию итогового контроля в среднем звене школы (5 – 8 класс).

Здесь уместно немного рассказать о том, каким образом осуществлялась организация итогового контроля в нашем учебном заведении ранее, с какими проблемами мы встречались и почему в настоящий момент остановились на защите проектных работ учащихся как одной из наиболее перспективных форм переводных испытаний в среднем звене.

В течение ряда лет в нашей школе итоговый контроль проводился по разным предметам и в разных, достаточно традиционных, формах. В качестве форм итогового контроля мы использовали контрольные работы, защиту рефератов, зачеты, собеседование, итоговые опросы и т.д., причем форму контроля выбирал учитель-предметник, а предметы для контроля определял педагогический совет. При этом каждый раз при организации переводных испытаний возникали одни и те же трудности, а при их организации – типичные недостатки. Традиционно в последние годы в каждой параллели 5-8 классов мы предлагали учащимся на итоговый контроль один предмет обязательный, один – по выбору. Перечень предметов определялся педагогическим советом школы, форма проведения – учителем-предметником. Получаем противоречие: с одной стороны, современная концепция образования говорит, что мы должны создать ученику условия для творческой самореализации его личности и раскрытия его личностных интересов, а с другой – жесткое решение педагогического совета школы лишает многих учеников возможности продемонстрировать самые высокие свои достижения, если выбор пал не на “их” предмет.

Кроме того, традиционные формы проведения итогового контроля сугубо индивидуальны, что также противоречит одному из современных принципов образования - методу коллективного решения проблем, умению рационально выполнить разделение труда и развитию коммуникативной компетенции учащихся.

Следующее противоречие описанной системы проведения итогового контроля состоит в том, что не учитывается главный вид деятельности подростка – общение и социальные пробы; привычные нам формы проведения итогового контроля большей частью не несут в себе практической и/или социальной значимости.

И последнее (но не по значимости!) противоречие заключается в том, что понятийная и нормативная база итогового контроля в школе при всей важности его проведения очень скудна. Она ограничивается одним пунктом ст. 15 Закона Российской Федерации “Об образовании” (косвенно) илокальныминормативными актами, принимаемыми школьными педагогическими советами.

Как преодолеть эти противоречия?

Результаты итогового контроля в 2000/2001 учебном году - 77% качества при 97% успеваемости и среднем балле 4,2. Казалось бы, вполне достойно, но перед администрацией по-прежнему стояли следующие вопросы:

  • Насколько выбранные формы итогового контроля и организации его проведения соответствуют психофизиологическим особенностям подросткового возраста?
  • Как добиться, чтобы во время итогового контроля не происходило подмены итогового контроля тематическим?
  • Как обеспечить учащимся ситуацию максимально возможного успеха в условиях итогового контроля?
  • Как организовать итоговый контроль, чтобы у подростков была возможность выбора формы и предметности итогового контроля?
  • Как посредством итогового контроля развивать коммуникативные и социальные компетенции учащихся?
  • Как использовать ситуацию итогового контроля для развития исследовательской культуры учащихся и их умения оформлять письменно ход и результаты исследования?
  • Каким образом организовать итоговый контроль так, чтобы подростки разного возраста видели перспективы своего дальнейшего развития?

Творческая группа учителей выдвинула гипотезу о том, что все эти вопросы могут быть полностью или частично решены за счет введения в итоговый контроль проектов как одной из его форм. В результате появилась комплексно-целевая программа “Формы организации и проведения итогового контроля в подростковой школе (5-8 класс)”.

Началом реализации данной КЦП стал 2001/2002 учебный год. В этом году имел место пропедевтический, или подготовительный этап, в ходе которого творческая группа учителей и администрации школы провела различные микроисследования, ознакомилась с нормативными документами и педагогической литературой по данной теме, подготовила педагогический совет “Наиболее эффективные формы и методы работы с детьми подросткового возраста” и родительские собрания “Выявление проблем итогового контроля учащихся”. В библиотечном фонде школы были собраны пособия по различным формам организации контроля учащихся и организованы педагогические чтения по данной тематике. В результате проведенной исследовательской, методической и организационной работы появился дидактический материал в помощь учителю.

Во время проведения итогового контроля в 2001/2002 учебном году учителя более творчески, чем обычно, подошли к выбору форм итогового контроля, что сказалось и на его результативности - 81% качества знаний при 99% успеваемости и средний балл 4,3 .

Тем не менее, во время проведения итогового контроля были выявлены и некоторые недостатки.

  • В первую очередь это – фиксированный набор предметов для проведения итогового контроля в каждой параллели и каждом классе, утвержденный педагогическим советом школы. Налицо лишение подростка права выбора не только формы, но и предметности контроля.
  • Кроме того, в большинстве случаев учащимся не было предложено оформить отчет о работе, в результате они не получили практики письменного оформления документации.
  • Лишь некоторые учителя предложили ученикам в ситуации итогового контроля выбрать индивидуальную работу или деятельность в группе, большинство же педагогов предпочло индивидуальный контроль, что препятствует развитию коммуникативных компетенций учащихся.

В результате проведенного анализа, были найдены следующие управленческие решения, направленные на решение вышеуказанных проблем.

  • Предоставить учащимся выбор как формы итогового контроля, так и его предметности, а также права работать индивидуально или в группе.
  • Ввести письменный отчет учащихся о результатах выполненной в процессе подготовки к итоговому контролю учебной деятельности.
  • Создать методические пособия для учителей по организации работы над учебными проектами, способами их реализации и критериям оценивания.

В результате работы администрации школы и творческой группы был разработан и утвержден локальный нормативный акт “Положение об итоговом и промежуточном контроле, итоговой и промежуточной аттестации учащихся школы №24 г.Брянска”, которое регламентирует содержание и порядок аттестации учащихся школы, их перевод в следующий класс по итогам года и другие важные моменты промежуточного и итогового контроля знаний. В этом документе закреплена обязательная работа над учебным проектом или исследованием (предметным, межпредметным или социальным, групповым или индивидуальным) и его защита для каждого ученика 5-8 класса.:

“III. Аттестация учащихся II ступени.

3.6. В 5-8 классах обязательным элементом обучения является создание учебного проекта или исследования (индивидуального, группового) по учебному предмету, социального по выбору учащегося и учителя. В течение сентября проводятся обзорные уроки, освещающие ключевые моменты курса, возможные темы проектов отражаются в тематическом планировании. К 1 октября в журнале заполняется “проектная страница”, на которой фиксируется выбранный предмет, предполагаемая тема проектов и исследований. Защита проектов проводится внутри класса, лучшие проекты и исследования выставляются на защиту в параллели. Победители защиты проектов и исследований освобождаются от творческой составляющей итогового контроля.”

Указанный локальный акт предусматривает и способы поощрения учащихся, показавших во время защиты проектов и рефератов наиболее интересные, творческие и грамотные работы.

В 2002/2003 году школа работала над выполнением ознакомительного этапа КЦП, целью которого являлось знакомство и разъяснение идеологии проведения итогового контроля и политики школы в этом направлении, учитывая опыт предыдущего учебного года.

При обсуждении форм и способов организации итогового контроля педагогический совет решил ввести для каждой параллели один обязательный предмет и один предмет по выбору.

Впервые за историю нашей школы выбор второго предмета для итогового контроля полностью осуществлялся учеником. Всем подросткам был предложен следующие варианты: учебный проект (предметный, социальный или творческий; групповой или индивидуальный) и его презентация или тестирование по математике или русскому языку. Очень интересной оказалась заявленная тематика проектов, которая иллюстрирует вполне традиционный взгляд на контроль не только учителей, но и учащихся – к итоговому контролю не было заявлено ни одного социального или творческого проекта, все выбранные учащимися темы оказались сугубо предметными.

В процессе подготовки учащихся к презентации проектов был организован педагогический и административный мониторинг их деятельности, по результатам которого учащиеся получали или не получали допуск к защите проектов.

Учащиеся, по тем или иным причинам не завершившие работу над проектом или изначально не выбравшие данную форму итогового контроля, автоматически проходили тестирование по русскому языку или математике.

В соответствии с новой формой итогового контроля новой оказалась и организация его проведения. Один из дней, 27 мая, был полностью отпущен под организацию итогового контроля в 5-8 классах. В результате у нас появилась возможность создать разновозрастные группы для защиты проектов, кроме того, в каждой группе находились и представители разных классов одной параллели. Это оказалось очень удачным решением, так как подростки смогли оценить уровень предложенных продуктов проектной деятельности и исследований учащихся других классов и другого возраста и проанализировать свою работу в сравнении с другими. Обязательным элементом защиты проекта было представление письменного отчета учащихся, для составления которого подросткам были предложены конкретные вопросы по этапам их деятельности.

В итоге защиты проектов школа получила великое множество достаточно качественных пособий, компьютерных презентаций, приборов и др., которые могут быть использованы в педагогической деятельности

Качество успеваемости, показанное на итоговом контроле в 2002/2003 учебном году, - 79% при 98% успеваемости. Наивысшие результаты дала защита проектов – 96,8% качества при 100% успеваемости! Среднестатистический результат дал обязательный предмет – 96,3% успеваемости и 72% качества. Самый низкий итог мы получили от тестирования – 41,2% качества при 93,2 % успеваемости. Возможно, это частично объясняется сложностью предложенных для тестирования предметов и слабостью контингента тестируемых. (См.Приложение 1).

К достоинствам проектирования можно отнести то, что эта форма работы дает ученикам возможность выбрать для предъявления на итоговом контроле наиболее интересную для них предметность. Работая над отчетом по проекту, многие учащиеся среднего звена выполнили письменный анализ своей работы, систематизацию накопленного в процессе работы материала и сделали выводы, а также наметили возможные перспективы дальнейшего развития своего проекта. Это дает ученикам начальную базу выполнения научно-исследовательской работы, которая будет для них хорошим подспорьем, если в 9 классе они выберут реферат как форму итоговой аттестации. Кроме того, в процессе работы над отчетом учащиеся приобретают навык грамотного и качественного оформления текстового документа.

Еще одно неоспоримое достоинство проектирования заключается в том, что учителя получают возможность увидеть скрытый потенциал ребенка, осознать его успешность вне узких рамок своего предмета, увидеть индивидуальный ключик к раскрытию творческих и интеллектуальных задатков отдельно взятого ученика. К сожалению, организация презентации проектов в 2002/2003 учебном году не давала большой возможности учителям посетить защиту проектов по различным предметам, так как многие проекты защищались параллельно. Все же большую пользу принесло участие разных учителей одного и того же предмета и знакомство их с “чужими” учениками и уровнем их работ.

Конечно, подготовка ученика к защите проекта очень трудоемка для учителя и требует использования большого количества внеурочного времени. Это является одной из проблем проектирования, многое учителя отказываются от него по этой причине, а также из-за того, что не хотят брать на себя ответственность за учащихся во время презентации проекта.

Работа над учебными проектами и организация итогового контроля в 2003/2004 учебном году была построена с учетом опыта предыдущего года.

Самой интересной частью итогового контроля стала защита проектов. Ученикам, согласно школьному локальному акту об итоговом и промежуточном контроле, было предложено выполнить учебный проект по любому из предметов, изучаемых в школе, межпредметный проект, социальный или творческий проект и провести его презентацию. Проект мог быть как индивидуальным, так и групповым. По сравнению с предыдущим учебным годом можно отметить следующие качественные изменения:

  • появились межпредметные проекты (русский язык – английский язык, биология – география, технология – география и др.)
  • некоторые учащиеся добровольно выбрали и защитили несколько проектов
  • на защиту были представлены проекты с очень интересными темами (“Продолжение комедии Н.В.Гоголя “Ревизор”, “Зарождение терроризма в России”, “Определение токсичности некоторых хвойных и лиственных пород”, “Изготовление фартуков для школьной столовой”, “Варварская мода Бургундии” и др.)

В чем мы видим перспективу работы над учебными проектами? Это прямой выход на углубление исследовательской деятельности учащихся. Некоторые работы учеников 8 класса в прошедшем учебном году были так глубоки, что их можно было рекомендовать при некоторой доработке к защите реферата в конце 9 класса на итоговой государственной аттестации. В процессе работы над проектами ребята получают навыки исследовательской работы, устной и письменной речи, развивают коммуникационные навыки, учатся трудиться в группе, руководить и быть подчиненным, распределять роли, нести ответственность и т.д. И все это происходит на фоне серьезной личной заинтересованности, ведь выбор предметности и темы – это личный выбор ученика, работать в группе или индивидуально – опять же выбор каждого.

Начальная школа нашего учебного заведения уже подхватила эстафету и итоговая аттестация в начальной школе проводится в форме защиты интереса “Мои достижения” в учебной деятельности или личных успехов по содержанию “Папки достижений ученика”. Эта работа является пропедевтической ступенькой для проектной деятельности ребенка.

Цель системы контроля - обеспечение объективности и оценки знаний студентов путем разработки и установления стандартных критериев, а также процедуры оценивания.

На рис. В.2 представлены основные типы контроля знаний обучающихся.

Текущий контроль - контроль самостоятельной работы обучающихся по изучению учебных материалов.

Промежуточный контроль - зачет или экзамен в устной или письменной форме по части изучаемой дисциплины в середине семестра.

Рис. В.2.

Итоговый контроль - контроль знаний и умений обучающихся непосредственно после завершения курса по дисциплине в форме экзамена.

Формы, виды и процедура текущего контроля

Текущий контроль осуществляется в процессе изучения дисциплины и проводится в сроки, определенные календарным планом.

Цель текущего контроля - проверить степень и качество усвоения изучаемого материала, определить необходимость введения изменений в содержание и методы обучения. В процессе текущего контроля оценивается самостоятельная работа студента над изучаемым материалом: полнота выполнения заданий, уровень усвоения учебных материалов но отдельным разделам дисциплины, работа с дополнительной литературой, умения и навыки индивидуальных и групповых презентаций, овладение практическими навыками аналитической, исследовательской работы, финансовых расчетов и др.

Форма текущего контроля - устная или письменная.

Виды текущего контроля:

  • - индивидуальный или групповой опрос;
  • - контрольная работа;
  • - индивидуальная или групповая презентация (представление выполненного задания);
  • - анализ деловых ситуаций (анализ ситуации, данной в виде текстового, графического или устного материала, видеофильма, либо анализ вариантов решения проблемы, выбор оптимального варианта);
  • - расчетные задания;
  • - тесты;
  • - подготовка эссе;
  • - подготовка реферата;
  • - деловые игры;
  • - защита выполненных заданий и др.

Виды, количество самостоятельной работы, а также текущий ее контроль по каждой дисциплине определяет преподаватель.

Оценка самостоятельной работы осуществляется преподавателем самостоятельно в рамках рейтинговой системы по 100-балльной системе с учетом рекомендованной весомости не менее 40% от общей итоговой оценки по дисциплине.

Промежуточный и итоговый контроль

Промежуточный и итоговый контроль может проводиться в виде зачетов, экзамена, контрольных работ и т.д. по части дисциплины на 9-й неделе семестра (или по окончании изучения каждого модуля). Его цель - оценить работу студента за определенный период, полученные им теоретические знания, развитие творческого мышления, приобретение навыков самостоятельной работы, умение синтезировать полученные знания и применять их к решению практических задач. На экзамене или зачете могут быть использованы вопросы-эссе. Они представляют собой письменную работу, выполняемую обучающимися во внеаудиторное время, объемом 4-5 страниц машинописного текста. Цель этой работы - формирование навыков реферирования полученной по данной дисциплине информации, краткое аннотированное изложение основных положений конкретной темы дисциплины. Вопросы формируются таким образом, чтобы ни в учебнике, ни в лекциях по данной дисциплине не содержался прямой ответ. Для написания эссе обучающиеся должны посмотреть весь полученный материал, проработать дополнительную литературу, обобщить информацию и изложить ее в кратком виде. Одновременно с формулированием вопросов следует определить критерии правильного ответа, т.е. решить, какой ответ будет правильным. Эти критерии формируются в виде перечня тем и положений дисциплины, которые должны быть обязательно включены в ответ студента. Ответ на вопрос должен быть логично изложен.

Промежуточные зачеты и итоговые экзамены сдаются в периоды, предусмотренные календарно-тематическим планом. При промежуточном контроле обучающиеся сдают в течение учебного семестра (по окончании изучения учебного модуля) зачеты.

Системы оценки уровня знаний

В основу оценки уровня знаний студентов заложен рейтинговый подход с использованием 100-балльной системы и конвертацией ее в 5-балльную.

Параметры конвертации:

  • o 0-50 баллов - неудовлетворительно;
  • o 51-64 балла - удовлетворительно;
  • o 65-79 баллов - хорошо;
  • o 80-100 баллов - отлично.

Промежуточная аттестация знаний обучающихся по учебной дисциплине включает две составляющие: текущий и промежуточный контроль знаний. Весомость текущего контроля должна составлять не менее 40%, остальные 60% определяются результатами письменного или устного экзамена или зачета. Формула окончательной оценки промежуточной аттестации принимает следующий вид: оценка промежуточной аттестации (100 баллов) = 0,6 o (промежуточный контроль) + 0,4 o (текущий контроль).

Количество баллов за каждый вид самостоятельной (текущей работы) устанавливается с учетом ее значимости. Например: текущий контроль (40) = подготовка эссе (20) + реферат (10) + презентация по заданной теме (10); промежуточный контроль (60) = промежуточная оценка (30) + итоговая оценка (30).