На какой высоте летает боинг 737 800. Компоновка с двумя классами обслуживания

Международные и внутренние аэропорты Туниса: откуда удобней добираться до каких курортов, какие авиакомпании куда летают. Расположение, магазины «дьюти-фри», терминалы и полезная информация об аэропортах Туниса.

Тунис - одно из самых популярных летних направлений, и в сезон битком набитые туристами из России семьсот сорок седьмые «Боинги» исправно садятся на взлётно-посадочные полосы его аэропортов. Всего в Тунисе девять аэропортов, но российские рейсы приземляются только в четырех из них. Оставшиеся пять аэропортов принимают борта внутренних авиалиний, а также немногочисленные чартеры и «регулярки» из Европы - прежде всего Франции.

Аэропорт Тунис-Карфаген

Главный ориентированный на Европу аэропорт Туниса - столичный Тунис-Картаж, или, в переводе, Тунис-Карфаген. Руины великой цивилизации древности действительно находятся всего в паре км от его территории. Именно Тунис-Картаж принимает большинство регулярных рейсов из Европы, Африки и стран Ближнего Востока. Из России сюда приземляются борта национального перевозчика «Тунисэйр», а также в летний период определённое количество чартеров.

Тунис-Картаж находится в 8 км от центра столицы и в 15 км от курортной зоны Гаммарт . Ближайший курорт Хаммамет расположен примерно в часе езды по главной автомагистрали страны - Трансафриканскому шоссе.

Несмотря на солидный возраст (аэропорт существует ещё со времён французского протектората), Тунис-Картаж старательно поддерживается на современном уровне: полностью оснащён телетрапами, может похвастать хорошими магазинами дьюти-фри и удобствами для пассажиров.

Аэропорт Энфида-Хаммамет

Новоприбывший в «семействе» тунисских аэропортов, Энфида-Хаммамет открыл свои двери для пассажиров и взлётно-посадочную полосу для воздушных судов в начале 2011 г. Строился он турецкой компанией TAV с нуля - для застройки выбрали обширное открытое пространство недалеко от береговой линии примерно на полпути между Хаммаметом и Суссом . Именно поэтому это самый удобный и современный аэропорт Туниса, от которого равно удобно добираться почти до всех курортов страны .

Энфида-Хаммамет амбициозно позиционируется как главные воздушные ворота в Африку, но пока трудится в основном на чартерную загрузку, принимая «джамбо-джеты» и крупные «аэробусы». Большинство российских чартеров приземляется именно здесь. Расстояние до Хаммамета - 48 км (40 минут в пути), до Сусса - порядка 30 км (полчаса в дороге).

Аэропорт Энфиды наиболее удобен для пассажиров по сравнению с прочими аэропортами страны. Он очень просторный, с хорошей инфраструктурой и неплохими возможностями для отдыха в ожидании рейса. Дьюти-фри здесь обширный, можно купить и тунисские национальные продукты, и европейскую косметику, парфюмерию, напитки и кожгалантерею.

Аэропорт Монастира имени Хабиба Бургибы

Некогда старательный трудяга, а ныне ушедший на заслуженную пенсию «старичок», аэропорт города Монастир , носящий имя местного уроженца, первого президента страны Хабиба Бургибы, небольшой, тесный и порядочно обветшавший. Турецкий оператор TAV взял его в оборот и старается поддерживать на пристойном для приёма и отправки европейских туристов уровне, однако глобальной реконструкции здесь никогда не проводилось.

И поныне аэропорт Монастира принимает чартеры, в основном, из России и Восточной Европы, а также незначительное количество французских, немецких и арабских «регулярок». Удобства в аэропорту довольно рудиментарные: телетрапов нет, и прибывающие пассажиры вынуждены, чертыхаясь, спускаться с ручной кладью по обычному трапу, будучи овеваемы солёными морскими и жаркими африканскими ветрами.

Одна из немногих «фишек» аэропорта Монастира - искусственные озёра по выпариванию соли, аккуратными квадратами окружающие его территорию. Зимой здесь обитают розовые фламинго, и посадка превращается в настоящее экзотическое приключение. А летом можно увидеть многочисленных белых цапель.

Аэропорт имени Хабиба Бургибы, тем не менее, удобен для прибытия туристам, отдыхающим в Монастире, Суссе и Махдии . Для Махдии это наиболее подходящий вариант - аэропорт и курорт разделяют всего 48 км, и трансфер длится порядка 40 минут.

Аэропорт Джербы

Самый южный туристический аэропорт Туниса носит название Джерба-Зарзис по двум ближайшим топонимам - острову Джерба и курортному городку Зарзис на материковой части страны. «Отношения» с рейсами из России у него, так скажем, натянутые - отечественный турпоток на остров не столь велик, и чартеры на Джербу то ставятся, то отменяются. В высокий сезон с июня по сентябрь, как правило, выполняется один рейс в десять дней, и то из Питера . В остальное же время года принципиальным любителям отдыха на Джербе ничего не остаётся, как согласиться на долгий трансфер из Энфиды или Монастира.

Джерба-Зарзис - аэропорт не новый: открыт он был ещё до обретения Тунисом независимости. Его основная загрузка - европейские чартеры (особенно популярен остров у французов) и небольшая доля европейской же регулярки в течение года. Французы, англичане и немцы - основной контингент аэропорта Джербы. Дьюти-фри здесь весьма скромный, а удобств ровно столько, сколько нужно для функционирования аэропорта.

В мае на праздник Лаг-Баомер в аэропорту Джербы приземляются самолёты с паломниками из Израиля, которые чествуют знаменитого раввина Шимона Бар-Йохая в древней синагоге Ла-Гриба.

Хорошим способом удобно и быстро добраться до курортов Туниса . Все, что нужно сделать - заранее забронировать авто подходящего класса на нужное число человек. В аэропорту клиентов встретит водитель с именной табличкой. Цена поездки, указанная при брони, не меняется: пробки или дополнительное время ожидания рейса на нее не влияют.

Региональные аэропорты

Пять региональных аэропортов Туниса обслуживают преимущественно борта внутренних авиалиний перевозчика «Севенэйр», локального подразделения «Тунисэйр».

Аэропорт Тозер-Нефта принимает европейские чартеры и небольшое количество «регулярок». Сюда приземляются туристы, устремляющиеся знакомиться с чудесами тунисского юга - пустыней Сахара , собственно столицей финикового региона Джерид городом Тозер , горными оазисами, солёными озёрами и величественными каньонами. Ещё сюда можно добраться внутренними рейсами из столичного Тунис-Картаж.

Главные воздушные ворота второго по величине города Туниса Сфакс названы по имени древнего поселения Тина, располагающегося здесь в финикийскую эпоху. Сюда прибывают борта французских региональных перевозчиков и внутренних линий «Севенэйр».

Аэропорт Табарка-Айн-Драхам также работает в основном на французские региональные линии, а также принимает рейсы из ближайшего Алжира (отсюда до границы не более 20 км), Марокко и Ливии. Местные туристы приземляются в Табарку , чтобы насладиться красотами кораллового рифа, поохотиться на кабанов в лесах Айн-Драхама и поправить здоровье на термальных источниках гор Крумири.

Аэропорты Гафсы и Габеса принимают немногочисленные рейсы внутренних авиалиний.

Многим при поездках в отпуск или командировку часто приходится пользоваться самолетами. А о чем думает каждый, собираясь куда-либо лететь? Конечно, о спокойном, безопасном и комфортном перелете.

Для этого прежде, чем взять билет на самолет, необходимо убедиться в его надежности и узнать, как расположены в салоне места. Главным производителем самолетов является компания Боинг, производящая широкий ассортимент самолетов разных типов и конфигураций.

На данный момент самыми широко распространенными в мире узкофюзеляжными реактивными пассажирскими самолетами являются летательные аппараты это Boeing 737.

Поскольку наибольшую популярность среди авиакомпаний мира получил среднемагистральный летательный аппарат Boeing 737-800, то эта статья и будет посвящена его характеристикам и расположением в нем мест.

Это третья группа летательных аппаратов из группы Boeing 737 — Next Generation, созданная при конкуренции компании с производителем Airbus A320. От своих предшественников самолет отличается тем, что новое поколение летательных аппаратов выпускают с цифровыми кокпитами, новыми удлиненными на 5,5 м крыльями, хвостовыми оперениями и усовершенствованным мотором.

Самолет марки Boeing модели 737-800 разрабатывался для замены Боинга модели 737-400, начал использоваться в 1998-1999 годах и летает в наши дни. Производят две модификации летательного аппарата этой модели: вариант для пассажирских перелетов Boeing модели BJ2 и модификация, используемая в военных целях, – Boeing 737 типа 800ERX.

Основные характеристики Боинга 737-800

Перечислим главные характеристики самолета Boeing типа 737-800:

  • его габаритные размеры составляют 39,49 м (длина) и 12,51 м (высота);
  • размах каждого крыла составляет 34,31 м и их площадь — 125 м.
  • топливные баки довольно вместительные (объем -26 020 л), позволяющие самолету совершать перелет на расстояния до 5400 км.;
  • летательный аппарат позволяет развить скорость до 851 км/ч, протяженность пробега при этом 1 630 м.;
  • самолет управляется двумя пилотами (для экипажа имеется только 2 места).
  • салон нельзя назвать таким уж просторным. Его ширина составляет всего лишь – 3,54 м. В этом самолете есть места для первого (189) и для второго (16) классов. Кстати, разработчиком предусмотрена возможность смены расположения и изменения количества мест в зависимости от требований заказчика. К примеру, в большинстве авиакомпаний в первом (туристическом) классе установлено – 184 места, а во втором – 12 (16) мест для бизнес-класса и 144 места (или 148) для эконом-класса.

Количество и расположение мест в Боинге 737-800

Этот план показывает изображение модели самолета Боинг модели 737-800, в котором находится 184 места первого класса (второй класс отсутствует). На схеме красным и желтым цветами обозначены следующие места с низкой степенью комфорта:

  • сиденья первого ряда, расположенные возле камбуза (там меньше места для ног и к подлокотнику прикреплен откидной столик);
  • в 10 и 11 рядах (там отсутствует иллюминатор);
  • 13 и 14 рядах (там из-за расположения возле аварийного выхода кресла невозможно откинуть назад и возле этих сидений более низкая температура).

Наибольший дискомфорт ощущают пассажиры, сидящие на местах последнего ряда. Там сидения не откидываются и находятся возле туалета. Зеленым цветом отмечены места повышенного комфорта (16 ряд). Ввиду отсутствия впереди стоящих кресел там можно свободно встать и вытянуть ноги.

Данный план показывает салон самолета Boeing типа 737-800 с 16 местами для пассажиров, летящих бизнес-классом и 144 — для летящих эконом-классом. В эконом-классе повышенный комфорт можно испытать в 15 ряду ввиду отсутствия передних кресел.

Низкий комфорт в сиденьях 7 ряда (там расположена передняя перегородка между классами), в 10-11 рядах (там отсутствует иллюминатор), в 13-16 рядах (там находятся запасные выходы и крыло закрывает вид из иллюминатора) и в последнем ряду (там находится туалет).

Безопасность Боинга 737-800

Иногда, к большому сожалению, аварии в авиации случаются, но частота их проявления постоянно снижается, благодаря постоянной работе конструкторов концерна Boeing над улучшением уровня безопасности в конструкциях самолетов.

Так, в самолетах этой компании вероятность потерь очень низкая – в несколько раз ниже общего мирового показателя, по этой причине самолеты Boeing по праву можно назвать безопасными. Пользуйтесь самолетами компании Боинг и все ваши опасения по поводу аварий и дискомфорта точно не подтвердятся.

Боинг 737-800 относится к узкофюзеляжным бортовым суднам, схема салона и лучшие места в самолете имеют большое значение при выборе. Эту информацию нужно найти изначально до того, как будет проходить регистрация.

Если вы летите впервые, то вам особенно важно знать где же то самое «лучшее» место. Но и людям, которым приходится часто летать чартерными рейсами, это тоже не повредит. Ведь они могут постоянно жаловаться на всяческие неудобства со стороны авиаперевозчика, хотя можно было бы выбрать место поудобнее и наслаждаться полетом, а не постоянно находиться в дискомфорте.

Схема салона

Тело (фюзеляж) авиалайнера имеет плавное сужение в передней и задней части. Общая длина Боинга составляет 39,5 м способной вместить в себя от 162 до 189 мест. Чертежи, которые предоставляет компания Аэрофлот очень подробно иллюстрируют его характеристики, а именно — каждый ряд, класс, число сидений и расположение аварийных люков.

Лучшие места в самолете

Боинг 737-800 Аэрофлот схема салона лучшие места могут показаться для одного пассажира самолета самыми удобными, а для другого не очень. Поскольку все очень индивидуально, будем рассматривать хорошие места с точки зрения среднестатистического человека.

Пассажирский авиалайнер Боинг 737 800 может быть, как двух, так и одно классовым. Удобными и комфортными местами являются — кресла, располагающиеся в «экономе» в 6-ом и 13-ом ряду. Самыми отличными рядами, конечно являются «бизнес» ряды, с первого по пятый. Но не стоит сильно огорчаться, поскольку 11 и 12 ряд тоже вполне себе не плохи.

Общие принципы рассадки пассажиров

Каждый человек чего-то боится, высоты, темноты, а кто-то боится летать, но вынужден в связи с работой или по причине что добраться в другую страну иначе невозможно. Исходя из этого пассажир может выбрать ряд, в котором ему будет наиболее комфортно, и где он будет чувствовать себя достаточно защищено.

  1. Пассажиры в первом классе.
  2. Пассажиры с местами у иллюминаторов.
  3. Пассажиры, чьи места в середине ряда.
  4. Пассажиры, чьи места у прохода.

Если проблем с фобиями нет, пассажир все равно имеет право выбрать лучший ряд, по его мнению, конечно если во время регистрации на рейс он успеет и нужные ему места останутся свободными.

Размещение пассажиров опирается на вместимость и количество посадочных мест. Безусловно у вас есть возможность выбрать любое место в салоне. В Боинге 737 само помещение салона по ширине составляет порядка 4 метров. Сиденья кресел достаточно широкие, но за счет увеличенной пассажировместимости у высоких людей возможно не будут умещаться ноги, и колени будут опираться в соседнюю спинку.

Да в добавок доставляет дискомфорт тот факт, что мало того, что не сможешь сидеть комфортно, так еще впереди сидящий сосед по полету может откинуть свое кресло прям вам на коленки.

Воздушное судно компании Аэрофлот позволяет летящим выбрать любой ряд и место какое вам понравиться. Небольшие ограничения в выборе распространяются лишь на определенную группу лиц.

Расположение аварийных выходов

Так, например, непосредственный запрет на занимание мест у аварийных выходов распространяется на женщин с детьми, инвалидов, а также лиц перевозящих животных. Это связано с тем, что при аварийной обстановке пассажиры, находящиеся возле люка, должны его открыть. А данная категория лиц скорее всего не справиться с этой задачей, поскольку женщине с ребенком или с животными на руках будет сложно открыть выход.

Ряд, который под запретом для этих лиц в двух классовом судне находится под номером 13. Также если внимательно посмотреть чертежи, то 12 ряд абсолютно такой же. То есть получается, что аварийные люки расположены непосредственно над крыльями и их по два с каждой стороны фюзеляжа. А именно первый люк к примеру, с правой стороны расположен между 11 и 12 рядом, а второй между 12 и 13, третий и четвертый находятся на противоположной стороне.

Бизнес класс

Безусловно этим классом лететь дороже, он на то и называется так. Следовательно, комфорт в нем соответствующий. Самое главное отличие, это то что число сидячих мест в «бизнесе» всего лишь двадцать, расположены они в непосредственной близости к летчикам. То есть от первых кресел этого класса и начинается отсчет рядов.

Главное преимущество «бизнеса» в том, что кресел в салоне в двух рядах, всего по два. Это означает что пространства для каждого лица будет больше и у каждого места есть свои «собственные» подлокотники, чему может позавидовать «эконом». Поскольку мест 20, то соответственно рядов в нем пять. С шестого ряда начинается экономический класс.

Эконом класс

С шестого по двадцать восьмой ряд места относятся к «эконом» категории. Их уже по три в каждом ряду, и безусловно сидящему человеку становиться немного тесно. Конечно «эконом» - это не консервная банка, а пассажиры не шпроты в ней, но все же некоторые неудобства присутствуют. Во-первых, это связано с индивидуальными особенностями человека, из-за которых пассажир может испытывать определенные неудобства.

Так если вы выбрали сидение посередине вам будет проблематично и неудобно пролазить через сидящего от вас соседа, если вам захочется встать и отойти по нужде. Но если на борту к моменту регистрации у вас была возможность выбора, то лучше выбрать другое место. Хотя сидеть дальше у иллюминатора или прям у прохода тоже имеет свои минусы и нюансы.

Где находятся самые худшие места

Узнать расположение мест наиболее неудачных рядов можно все также взглянув на чертежи салона Боинга. Самые неудачные в «экономе» считаются последние ряды. Это обусловлено тем, что в конце находиться санузел и за долгий период полета люди просто физиологически его будут посещать. А если вы находитесь в 28 ряду на местах C и D, то смеритесь с тем что об вас будут задевать проходящие люди и борт проводники.

Еще одним недостатком является задняя стенка, опустить сиденье до конца вы не сможете, это означает что расслабиться и получать удовольствие от полета будет проблематично. Особенно если это касается длительных путешествий. Если время полета у вас 2 или максимум 3 часа, то вам подойдет любое место. Поскольку вы не успеете устать и у других соседей по полету не будет большой нужды перелазить через вас.

Характеристика мест в бизнес-классе

Бизнес класс Аэрофлота – лучшие места во всем самолете. Вы безусловно переплачиваете, но оно того стоит.

  1. Во-первых, если вы по жизни не любите большого скопления народа и не выносите даже малейшего прикосновения локтями с посторонним человеком, а также оберегаете от вторжения свое личное пространство, то вам именно сюда.
  2. Категория «бизнеса» оборудована очень стильно, элегантно и комфортно по сравнению с «экономом».
  3. Сами кресла достаточно эргономичные, что является огромным плюсом для тучных людей, расстояние до соседнего, впереди стоящего кресла также достаточно, и человек выше среднего роста сможет удобно распрямиться.
  4. Откидываясь, спинки сидений в свою очередь, также не доставляют соседям неудобств.
  5. Кресла оборудованы по последнему слову техники. В них встроены сенсорные мониторы с возможностью USB входа для подзарядки телефона.
  6. Картотека фильмов постоянно обновляется, так что если у вас не было времени посмотреть какой-то фильм, то летя в «бизнесе» вы сможете сделать это там.

Будете отдыхать, смотреть нужный вам фильм и наслаждаться, поря на высоте до 12,5 тыс. метров от земли. И самое главное не будете мешать рядом сидящему соседу, подлокотники в середине сдвоенные, но широкие.

Кто-то считает, что 1 ряд мест не очень удобный, кто-то наоборот — что лучше мест не найти. Это связано с тем, что перед первыми рядами находится стенка, некоторые лица не могут до конца вытянуть ноги. Но зато спереди вас нет никого, кто мог бы опустить кресло (хоть в «бизнесе» это не вызывает дискомфорта и никоем образом не мешает сзади сидящим).

Дальность полета

Максимальное расстояние, которое способен преодолеть авиалайнер равняется 5 тысячам 765 километрам. Это означает что самый долгий путь равный максимальному преодолимому расстоянию, будет равняться в среднем 7 часов в пути, при крейсерской скорости равной 850 км/ч.

Боинг 737 — узкофюзеляжный пассажирский самолёт, созданный в 1967 году корпорацией Boeing.

Расположение лучших мест в салоне

Пассажирский салон самолёта Boeing 737 способен вмещать от 100 до 215 пассажиров (зависит от варианта компоновки самолёта и его модификации). Самым распространённым вариантом является наличие двух классов (бизнес и эконом), поэтому стоит рассмотреть подробнее именно его. В данном случае это салон Boeing 737-800.

Как показано на схеме, салон бизнес-класса оборудован 4 рядами мест. Здесь достаточно широкий центральный проход, а сидения расположены по схеме «2-2». Благодаря этому обеспечена немалая ширина кресел в бизнес-классе. Вообще места бизнес-класса отличаются весьма мягкими и удобными креслами, расстояние между которыми достаточно для того, чтобы можно было откинуть спинку на достаточный угол и превратить сиденье в комфортабельные кровати. Места достаточно и для того, чтобы не беспокоиться о пространстве для ног даже людям с высоким ростом. Меню для пассажиров этого класса изысканно и отличается широким выбором напитков и блюд.

Лучшими для бизнес-класса являются места, обозначенные литерами A и G в рядах с номерами 2 и 3. Их удобство объясняется тем, что они располагаются в середине салона (а не спереди или сзади) и у иллюминаторов, а значит, пассажирам, сидящим тут, гарантирован прекрасный вид с высоты.

Однако следует помнить, что для некоторых мест бизнес-класса характерны определённые недостатки. Прежде всего речь идёт о местах в ряду под номером 1. Основным их минусом является то, что они располагаются возле туалетных и подсобных помещений. Следовательно, и все недостатки, связанные с таким «соседством» испытают пассажиры первого ряда в полной мере. Также не самыми лучшими для бизнес-класса будут места, расположенные в четвёртом ряду (согласно схеме пассажирского салона). Всё дело в том, что они вплотную примыкают к тонкой перегородке, отделяющей бизнес-класс от более шумного эконом-класса. Это значит, что шум из эконом-класса, скорее всего, будет слышен пассажирам мест этого ряда, что, безусловно, не будет способствовать полноценному отдыху в полёте. Словом, при бронировании билетов обязательно нужно учитывать данные особенности и покупать билеты на ряды с номерами 1 и 4 только в случае, если билетов на другие ряды попросту нет.

Следом за местами бизнес-класса располагается салон эконом-класса. Кресла здесь размещены по бокам несколько более узкого, чем в бизнес-классе, центрального прохода по схеме «3-3». Места эконом-класса занимают ряды (как показано на схеме) с номерами от 10 до 33. Кресла здесь также достаточно мягкие и комфортные, а их спинки способны откидываться на угол до 45 градусов (зависит от модели самолёта). Расстояние между креслами составляет примерно 80 см.

Лучшими в эконом-классе являются места, обозначенные литерами B, C, D и E в ряду под номером 18. Их удобство объясняется очень просто: кресла здесь располагаются непосредственно возле аварийных выходов. Поэтому кресла, расположенные перед 18 рядом, как правило, имеют весьма ограниченные углы отклонения спинок (или вообще не отклоняются), а расстояние до них несколько больше. Это вызвано необходимостью в случае аварийной ситуации обеспечить пассажирам беспрепятственный выход из самолёта. Однако это не касается мест 18 ряда, обозначенных литерами A и F. Дело в том, что места, расположенные у иллюминаторов слегка «скошены» в стороны, что делает их несколько неудобными. Также весьма неплохими (но в с оговорками) являются места в 17 ряду. Они также располагаются возле аварийных выходов, следовательно, и места для ног здесь больше, не говоря уже о малых углах откидывания спинок впереди расположенных кресел. Однако с другой стороны, ввиду того что эти места находятся перед другим аварийным выходом, их спинки практически не откидываются.

Особое внимание стоит уделить и местам, расположенным в ряду 10. Перед ними находится перегородка, разделяющая бизнес- и эконом-классы. Благодаря этому здесь больше места для ног, и никто не сможет отклонить кресло, расположенное впереди, ограничив тем самым ваше пространство. Ещё одним плюсом является то, что раздача пищи начинается именно с этих мест, что обеспечивает большой ассортимент еды и напитков для сидящих здесь пассажиров. Тем не менее, именно напротив этих мест устанавливаются специальные люльки для грудных детей, что может создать ряд неудобств — ведь не каждый человек в течение нескольких часов сможет спокойно отдохнуть, когда рядом кричат или плачут дети. Кроме того, для кресел десятого ряда откидные столики для приёма пищи монтированы в подлокотники, что также может быть несколько неудобно.

Не самым лучшим выбором будут места ряда под номером 16 (согласно схеме). Они располагаются перед аварийным выходом, и спинки их имеют ограниченный угол откидывания. Наименее привлекательным вариантом для эконом-класса самолёта Boeing 737 являются места, расположенные в 33 ряду, в особенности обозначенные литерами C и D согласно схеме. Эти места расположены непосредственно у туалетов, что значит, что здесь будут накапливаться очереди из пассажиров. Звук хлопающих дверей и суета могут серьёзно испортить впечатления о полёте и лайнере. Чтобы избежать этого, нужно тщательней выбирать места при бронировании и учитывать особенности салона самолёта.

История Boeing 737

В начале 1960-х годов фирмы McDonnell Douglas и British Aircraft Corporation работали над созданием ближнемагистральных пассажирских самолётов с малой вместимостью. Первоначально у корпорации Boeing в этой конкурентной борьбе практически не было шансов. Кроме того, создание нового пассажирского самолёта, получившего наименование Boeing 737, началось на несколько лет позже его конкурентов. Для ускорения разработки лайнера были использованы технологии, применявшиеся при строительстве Boeing 707 и Boeing 727 . Тем не менее, ряд испытаний корпуса нового воздушного судна показал недостатки в конструкции, и некоторые его части (например, крыло) сделали принципиально новыми.

Первым заказчиком Boeing 737 стала немецкая авиакомпания Lufthansa. Именно благодаря ей количество пассажирских мест лайнера увеличилось с 60, планировавшихся изначально, до 103.

В 1965 году было объявлено об окончании разработки пассажирского лайнера Боинг 737, а спустя два года первый самолёт был передан заказчику. Коммерческая эксплуатация модели началась в 1968 году.

Во время производства этого лайнера не утихали оживленные споры и дискуссии относительно числа членов экипажа для такого самолёта. Так, профсоюзные организации добивались признания факта, что самолёт подобного класса должен иметь экипаж исключительно из 3 человек (трёх пилотов или двух пилотов и бортинженера). Данное решение, конечно же, было весьма невыгодно авиакомпаниям по причине необходимости содержания большего штата пилотов и увеличения затрат.

После собрания руководителей ALPA (Air Line Pilots Association – ассоциация пилотов авиалиний) была принята соответствующая резолюция. Она предусматривала управление Боингом 737 экипажем из 3 человек. В то же время Федеральное управление гражданской авиации США позволило корпорации Boeing предварительно иметь в составе экипажа для своих самолёт 2 пилотов. Тем не менее, споры длились в течение продолжительного времени и в определённой степени «отпугнули» от Boeing 737 ряд потенциальных заказчиков, сыграв, тем самым, на руку конкурентам.

В 70-е годы XX века популярность нового лайнера Боинг 737 (тогда у него имелись две модификации: 737-100 и 737-200) быстро росла, и вскоре количество заказов на самолёт перевалило за тысячи, в особенности на модель 737-200, имевшую удлинённый корпус и увеличенную пассажировместимость.

В 1980-е годы лайнер подвергся серьёзным изменениям. Наиболее значимым из них была установка новых турбовентиляторных двигателей, а также изменение формы гондол для них с круглой на слегка «сплюснутую». Это объясняется небольшим клиренсом Boeing 737, из-за которого при взлёте или посадке постоянно имелась угроза повреждения двигателей. Кабина лайнера была оснащена новейшими системами бортовой электроники. В 1984 году была разработана и пущена в серийное производство и новая модификация – Boeing 737-300.

Однако после 70-х и 80-х годов XX века, когда Боинг 737 безоговорочно обладал господством в секторе узкофюзеляжных ближнемагистральных самолётов, позиции лайнера были серьёзно подорваны выпущенным компанией Airbus пассажирским самолётом A320 . В этой связи в корпорации Boeing было принято решение о создании нового семейства 737-го, получившего название NG (New Generation – новое поколение). В данную линейку самолётов вошли такие модификации, как: Boeing 737-600, 737-700 и 737-800. Позже к этим моделям примкнула и разработанная в 2001 году модель Boeing 737-900. Главной особенностью пассажирских лайнеров «нового поколения» стала усовершенствованная система бортовой электроники, новая конструкция крыла, более уютные кабина экипажа и пассажирский салон, а также сниженная масса и, как следствие, лучшие лётно-технические характеристики.

По состоянию на 2014 год корпорация Boeing осуществила более 8000 поставок самолёта семейства 737, а общее количество заказов на лайнер превысило 12000. Таким образом, Boeing 737 смело можно назвать самым массовым пассажирским самолётом за всю историю. Стоит также отметить, что серийное производство 737-го продолжается и по сей день.

Модификации самолёта

Самолёты Боинг 737 подразделяются на 4 семейства, которые, в свою очередь, представлены различными модификациями.

Семейство Original представлено модификациями 737-100 и 737-200.

  • Boeing 737-100 – первая модификация самолёта с количеством пассажирских мест до 103. Производилась в основном в 1965-1969 годах.
  • Boeing 737-200 – удлинённая на 2 метра (по сравнению с Boeing 737-100) модификация, обладавшая увеличенной пассажировместимостью и дальностью полёта. Производился с 1967 по 1988 годы.

Семейство Classic представлено модификациями 737-300, 737-400 и 737-500.

  • Boeing 737-300 – версия самолёта с увеличенной (по сравнению с Boeing 737-200) длиной фюзеляжа и пассажировместимостью. Коммерчески эксплуатируется с 1984 года.
  • Boeing 737-400 – модификация с ещё более удлинённым корпусом, что вызвало серьёзную переработку системы кондиционирования воздуха в салоне. Boeing 747-400 отличается увеличенной вместимостью.
  • Boeing 737-500 – модель, которая по сути является укороченным вариантом модификации 737-300. Дальность полёта увеличена до 5200 км.

Семейство Next Generation представлено модификациями 737-600, 737-700, 737-800 и 737-900.

  • Boeing 737-600 – первая модификация семейства. По сути является заменой модели Boeing 737-500, так как имеет такие же в точности характеристики. Однако в дальнейшем, ввиду неэкономичности, самолёт оказался непопулярен.
  • Boeing 737-700 – модификация с увеличенным количеством пассажирских мест (по сравнению с 737-600) и увеличенной дальностью полёта. Также существует модель Boeing 737-700ER (Extended Range – увеличенная дальность).
  • Boeing 737-800 – лайнер, предполагающийся в качестве замены Боингу 737-300. Имеет увеличенную вместимость (до 190 пассажиров) и удлинённый фюзеляж.
  • Boeing 737-900 – модификация самолёта, обладающая самым длинным корпусом в семействе (42 метра). Количество пассажирских мест – до 190.

Также на основе Boeing 737-900 была создана модификация 737-900ER с увеличенной пассажировместимостью (до 215 человек) и увеличенной дальностью полёта.

В настоящее время разрабатывается семейство 737 MAX, предполагается, что оно будет представлено моделями 737 MAX 7, 737 MAX 8 и 737 MAX 9.

Краткий обзор Boeing 737 и его характеристики

Boeing 737-100 Boeing 737-200 Boeing 737-300 Boeing 737-400 Boeing 737-500 Boeing 737-600 Boeing 737-700 Boeing 737-800 Boeing 737-900 Boeing 737-900ER
Длина, м 28,6 30,5 33,3 36,4 31 31,2 33,6 39,5 42,1 42,1
Размах крыла, м 28,4 28,9 34,3
Высота, м 11,2 11,1 12,7 12,6
Ширина фюзеляжа, м 3,8
Ширина салона, м 3,5
Высота салона, м 2,2 2,1 2,2
Максимальное число мест 103 133 149 168 132 130 148 189 189 215
Крейсерская скорость, км/ч 817 807 852
Минимальная скорость в полёте, км/ч 350 350 330
Дальность полёта, км 2 592 3 518 5 000 5 200 5 648 6 230 5 765 5 800 5 925
Перегоночная дальность, км 3 148 4 444 6 670 5 000 5 200 5 648 6 230 5 765 5 800 5 925
Потолок, м 10 670 10 700 11 300 11 300 12 500 12 500 12 500 12 500 12 500
Длина разбега, м 1 290 2 058 2 012 2 356 1 860 1 799 1 677 2 241 2 408 2 450
Длина пробега, м 1 180 1 350 1 400 1 540 1 360 1 340 1 430 1 630 1 700 1 750
Максимальная взлётная масса, кг 43 998 45 359 56 472 62 823 52 390 56 245 70080 79015 74 389 74 389
Масса пустого снаряженного, кг 26 581 27 170 31 479 33 189 31 311 36 378 37 648 41 413 42 901 44 677
Запас топлива, л 13 399 13 096 20 102 20 102 20 102 26 022 26 022 26 022 26 022 26 025
Запас топлива, кг 10 758 10 515 16 141 16 141 16 141 20 894 20 894 20 894 20 894 20 894
Удельный расход топлива, г/пасс.-км 25,5 20,9 25,5
Двигатели P & W JT8D-7 P & W JT8D-9/9A CFM56-3B1 CFM56-3B2 CFM56-3B1 CFM56-7B18 CFM56-7B20 CFM56-7B24 CFM56-7B24 CFM56-7B24
CFM56-7B20 CFM56-7B22 CFM56-7B26 CFM56-7B26 CFM56-7B26
CFM56-7B22 CFM56-7B24 CFM56-7B27 CFM56-7B27 CFM56-7B27
CFM56-7B26
CFM56-7B27
Тяга, тс 2 × 5,7 2 × 6,6 2 × 9,1 2 × 10 2 × 9,1 2 x 8,9 2 x 9,3 2 x 11,0 2 x 11,0 2 x 11,0
2 × 9,3 2 x 10,3 2 x 11,9 2 x 11,9 2 x 11,9
2 x 10,3 2 x 11,0 2 × 12,4 2 × 12,4 2 × 12,4
2 x 11,9
2 × 12,4