Потенциал системы распределенных ситуационных центров для реализации программы «Цифровая экономика России. Потенциал системы распределенных ситуационных центров для реализации программы «Цифровая экономика России Система распределенных ситуационных центро

20.08.2015, Чт, 17:08, Мск , Текст: Игорь Королев

Реализация указа президента Владимира Путина о создании системы распределенных ситуационных центров обойдется в 1,6 млрд руб., подсчитали в ФСО. Эти деньги из бюджета до сих пор не выделены, хотя система должна заработать уже в этом году.

Нужно 1,6 млрд рублей

ФСО и Минкомсвязи оценили затраты на реализацию проекта создания системы распределенных ситуационных центров (СРСЦ). Согласно отчету Счетной палаты о составлении федерального бюджета на 2015-2017 гг., на эти цели запрашивалось i 1,61 млрд, в том числе в 2015 г. - i 840 млн, в 2016 г. - i 770 млн. Еще i 680 млн потребуются в 2018-2020 гг.

Для чего необходим ситуационный центр

Ситуационный центр (СЦ) - организационно-технический комплекс, предназначенный для информационно-аналитического и коммуникационного обеспечения решения задач управления в органах госвласти. СЦ применяется для поддержки принятия управленческих решений на основе мониторинга событий и процессов, анализа их причин и последствий, а также прогнозирования развития ситуации.

Центр состоит из специализированного помещения, оснащенного комплексом телекоммуникационного оборудования (видео-конференцсвязь, средства визуализации информации и т. д.) и ПО класса «бизнес-аналитика» со специализированным информационно-аналитическим инструментарием (средства хранения, сбора, обработки и визуализации информации, методы моделирования и прогнозирования).

Первый ситуационный центр - при Администрации Президента - появился в России в 1996 г. С тех пор многие органы федеральной и региональной власти обзавелись собственными подобными структурами. В 2009 г. была утверждена стратегия национальной безопасности, предусматривающая создание ситуационных центров, работающих по единому регламенту. В 2013 г. соответствующий указ подписал президент Владимир Путин .

Единая распределенная система

СРСЦ призвана кардинально повысить эффективность информационно-аналитической поддержки реализации госполитики в сфере социально-экономического и общественного политического развития страны и обеспечения национальной безопасности, в том числе в условиях военного времени и при возникновении чрезвычайных (кризисных) ситуаций.

Система является многоуровневой, территориально-распределенной и интегрированной структурой. Она включает в себя комплекс программно-технических средств, распределенный информационный фонд, комплексы информационных систем, защищенную телекоммуникационную сеть, центр управления и координации и комплекс обеспечения информационной безопасности.

Согласно указу президента, в 2013 г. должна была быть разработана и утверждена концепция информационной безопасности СРЦС, в 2014 г. - разработан единый регламент взаимодействия и методические рекомендации по вводу новых ситуационных центров, а также введен опытный участок системы. В текущем году создание системы должно было быть завершено, в том числе должен быть введен в эксплуатацию центр управления и координации системы.

По плану, в 2015 г. доля органов госвласти, использующих ситуационные центры должна составить 30%, в 2020 г. - 90%. Доля государственных информационных систем, интегрированных в СРСЦ, в текущем году должна составить 10%, в 2020 г. - 80%.

Ведомством, ответственным за функционирование СРСЦ, является ФСО. Финансирование должно получать Минкомсвязи в рамках мероприятия «Повышение качества государственного управления за счет создания и внедрения современных ИТ», включенного в госпрограмму «Информационное общество».

На что потратить деньги

ФСО представило следующую смету расходов на два года. На разработку и внедрение распределенного центра управления и координации СРСЦ предлагалось направить i 445 млн. На типовые программно-технических комплексов для создания новых и модернизации существующих СЦ предполагалось потратить i 350 млн. На типовые программные комплексы информационно-аналитических систем для поддержки государственного управления и стратегического планирования - i 330 млн.

На типовые комплексы информационного взаимодействия элементов СРСЦ с информационно-коммуникационной инфраструктурой электронного правительства - i 200 млн.

Кроме того, i 150 млн предполагалось направить на создание комплекса обеспечения информационной безопасности СРПЦ. Еще i 110 млн - на формирование распределенного информационного фонда СРСЦ, включая обеспечение доступа к открытым и конфиденциальным данным государственных информационных систем, а также i 20 млн - на разработку проекта СРСЦ.

Минкомсвязи запросило выделить из бюджета в 2015-2016 гг. запрошенные ФСО средства, но данный вопрос не был согласован. Текущую судьбу проекта в министерстве не комментируют.

25-27 октября в Таврическом дворце прошел Всероссийский форум «Система распределенных ситуационных центров (СРСЦ) - 2017».

В форуме приняли участие представители Администрации Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, более 125 федеральных и региональных органов власти, 23 ведущих вузов, 22 научных организаций Российской академии наук, руководители 58 IT-предприятий, всего 650 человек.

СПбГЭУ принял активное участие в работе форума. Ректор университета И.А.Максимцев являлся заместителем председателя программного комитета, а заведующий кафедрой информационных систем и технологий И.Л.Коршунов совместно с научным руководителем Центра долгосрочного прогнозирования и стратегическго планирования МГУ имени М.В. Ломоносова С.Ю. Малковым выступили модераторами секции 3 «Цифровая экономика и цифровая трансформация стратегического планирования и управления государственными программами и проектами». Интересный доклад, по мнению участников, на секции сделал профессор Колбанев М.О. «Информационно-технологическая платформа цифровой экономики».

В резолюции форума было отмечено, что система распределенных ситуационных центров является технологической базой для развития цифровой экономики и цифрового управления Российской Федерацией. И задача ведущих вузов – осуществлять подготовку и переподготовку кадров для этих целей.


25-27 октября 2017 года Таврическом дворце г. Санкт-Петербурга состоялся Всероссийский форум «СРСЦ-2017» «Система распределенных ситуационных центров как основа цифровой трансформации государственного управления». Организаторами Форума выступили Санкт-Петербургский государственный университет совместно с Федеральной службой охраны Российской Федерации при активной поддержке Аппарата Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе, Правительства Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургского института информатики и автоматизации Российской академии наук при участии:

Администрации Президента Российской Федерации;

Аппарата Правительства Российской Федерации;

Аппарата Совета Безопасности Российской Федерации;

Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

Национального центра управления обороны Российской Федерации;

Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;

Федеральной службы Безопасности Российской Федерации

(Таврический Дворец)

Форум проводился в соответствии с решением шестой Всероссийской научно-практической конференции «Научное и кадровое обеспечение системы распределенных ситуационных центров как ключевого фактора повышения эффективности государственного управления», посвященной 20-летию создания Ситуационного центра Президента Российской Федерации (г. Москва, 18-20 октября 2016 г).

Цели Форума:

Выработка научно-обоснованных рекомендаций по формированию стратегии развития системы распределенных ситуационных центров (СРСЦ) как базы цифровой трансформации государственного управления и экономики, создания региональных центров компетенций в целях обеспечения информационно-аналитической поддержки и кадрового обеспечения системы распределенных ситуационных центров;

Демонстрация достижений и обмен опытом в области создания и эксплуатации информационно-аналитических систем и программно-технических комплексов центров компетенций и ситуационных центров федерального, регионального и корпоративного уровней, включая вопросы обеспечения информационной безопасности и реализации стратеии импортозамещения.

Задачи Форума:

Разработка и внедрение научно-обоснованных методов и технологий аналитической работы, прогнозирования и стратегического планирования для использования в СРСЦ в условиях цифровой трансформации государственного управления и экономики России;

Поиск путей совершенствования СРСЦ и обеспечения информационного взаимодействия между ситуационными центрами на федеральном, региональном и корпоративном уровнях;

Определение перспектив и решение задачи подготовки кадров для СРСЦ на основе центров компетенции федерального и регионального уровня;

Обсуждение технологий, методов и средств защиты информации в СРСЦ;

Обмен опытом в области создания и эксплуатации программно-технических комплексов ситуационных центров на федеральном, региональном и корпоративном уровнях;

Обмен опытом в области создания и эксплуатации информационно-аналитических систем ситуационных центров на федеральном, региональном и корпоративном уровнях;

Демонстрация достижений разработчиков программного и аппаратного обеспечения для ситуационных центров, обсуждение перспектив импортозамещения.

От ФИЦ ИУ РАН в руководящие органы Форума вошли:

- Директор Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» Российской академии наук, академик Российской академии наук, Главный конструктор СРСЦ Соколов Игорь Анатольевич (член президиума):

- Заместитель директора Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» Российской академии наук, заместитель Главного конструктора СРСЦ Зацаринный Александр Алексеевич (член программного комитета, модератор секции № 4).

(Секция №4)

Секции форума:

Ситуационные центры федеральных и региональных органов власти - Н.И. Ильин (ФСО России);
- Ситуационные центры государственных корпораций и акционерных обществ с государственным участием – Ю.Н. Захаров (СПбИАЦ);
- Цифровая экономика и цифровая трансформация стратегического планирования и управления государственными программами и проектами– И.А. Соколов (ФИЦ РАН), А.И. Андреев (МГУ), И.А. Максимцев (СПбЭУ);
- Информационно-аналитическое и технологическое обеспечение системы распределенных ситуационных центров – основа деятельности федеральных и региональных центров компетенции компетенций – А.А. Зацаринный (ФИЦ РАН), Б.В. Соколов (СПИИРАН), В.Э. Жигадло (ЛОНИИС);
- Комплексное обеспечение информационной безопасности системы распределенных ситуационных центров - И.В. Котенко (СПИИРАН);
- Подготовка и переподготовка кадров для системы распределенных ситуационных центров – А.Н. Терехов (СПбГУ), В.А. Шамахов (СЗИУ РАНХиГС), И.А. - Максимцев (СПбЭУ), В.С. Заборовский (СПбПУ).

В работе форума приняли активное участие представители ФИЦ ИУ РАН, с докладами на секции № 4 выступили:

Зацаринный А.А. «Научное обеспечение развития системы распределенных ситуационных центров в условиях новых вызовов цифровой экономики»(ФИЦ РАН);

Ройзензон Г.В.(ФИЦ РАН, ИСА РАН) «Оценка ситуационных центров по многим критериям».

(Зацаринный А.А. (ФИЦ ИУ РАН) Андреев А.И.)

В последней декаде октября в Таврическом дворце в Санкт-Петербурге состоялся Всероссийский форум «Система распределенных ситуационных центров как основа цифровой трансформации государственного управления», организованный ФСО России и Санкт-Петербургским государственным университетом. В мероприятии приняли участие представители федеральных и региональных органов власти, вузов, научных организаций и ИT-предприятий. Один из выводов состоявшихся дискуссий заключается в том, что без единой экосистемы ситуационного реагирования на вызовы времени не удастся повысить результативность принимаемых на разных уровнях решений. В новых технологических условиях предстоит переосмыслить роль и функции ситуационных центров. Организаторы мероприятия поставили перед делегатами цель – выработать рекомендации по формированию стратегии развития системы распределенных ситуационных центров как основы цифровой трансформации государственного управления. Сегодня в стране более 100 ситуационных центров разного уровня – в федеральных, региональных, муниципальных органах власти, в корпорациях, прежде всего с государственным участием, и учебных заведениях. Среди вузов пионером в использовании технологий ситуационного управления стал Санкт-Петербургский государственный университет, где применяют и опробуют различные методики. Например, ответы на обращения к руководству и должностным лицам университета размещают в виртуальной приемной. По словам ректора СПбГУ Николая Кропачева, возможности ситуационного центра позволяют приобщить к процессам управления вузом большее количество людей. Выступающие на пленарном заседании конференции отмечали необходимость выработки общих стандартов, на основе которых можно объединить ситуационные центры разных уровней. Переход от мониторинга […]


Полная версия доступна только зарегистрированным пользователям!