Закрепка камня в касте. Виды закрепки ювелирных камней (основные, наиболее распространенные). Подобрать нужный камень для закрепки его в изделие бывает иногда не очень простой задачей. Ведь разновидностей камней очень много, а видов их цветов ещё больше.

Закрепкой в ювелирной технике называют процесс закрепления камней в оправу или гнездо готового изделия. Сущность закрепки заключается в том, чтобы подготовить (обработать) гнездо по форме и размерам камня, надежно закрепить камень в изделии и обработать оправу или гнездо так, чтобы изделие было не только красиво, но и удобно в эксплуатации.

Существуют три основных вида закрепки камней - крапановая, глухая и корнеровая.

1.Крапановая - камень в оправе держится с помощью крапанов (отдельных стоек).

2.Глухая - камень в оправе держится за счет обжатия пояском по всему периметру (как бы завальцован).

3.Корнеровая - камень держится в отверстии за счет корнеров (шариков).

Крапановая закрепка придает изделию легкость и ажурность. Наиболее открытый со всех сторон камень не только сохраняет без искажения для просмотра свою форму и огранку, но и усиливает игру благодаря поступлению большего количества света. Изделия с крапановой закрепкой камня удобны тем, что камни в них легко промываются, а периодическая промывка камней для снятия налета и восстановлении игры камней необходима.

Глухая закрепка надежно удерживает камень в оправе и при необходимости дает возможность придать камню более правильную форму.

Корнеровая закрепка - самая разнообразная. Этот вид закрепки используют тогда, когда нужно закрепить камень не в касте, а непосредственно в металле. Для этого отверстие в изделии готовят заранее. Корнеровая закрепка может быть применена как к одному камню, так и к любому количеству камней, расположенных в различном порядке. Как правило, это мелкие камни диаметром от 4 мм и менее. Если камень удерживается корнерами и вокруг него нет дополнительной обработки или срезан только глянец, закрепка называется корнеровой. Если вокруг камней сделана глянцевая подрезка, образующая ребро (от нем. «фаден» - нить), то закрепку называют фаденовой. Срезанный фаден (ребро) может создавать контур вокруг камней или рисунок, заключающий в себе камни. Если по ребру фаденовой разделки наносится гризант (зернистая насечка), то закрепка называется фаден-гризантной. В том случае, когда фаден или фаден-гризант, проходя между камнями, образуют четкие квадраты или построение камней образует квадрат, закрепку называют «каре».

Пружинная закрепка без опоры (англ. Tension) создает потрясающий и ошеломляющий визуальный эффект - кажется, что бриллиант висит в воздухе без опоры снизу. Камень держится за небольшие секции рундиста, вставленные в пазы кольца. Хотя бриллиант и зажат с большой силой (такие кольца изготавливаются из специального сплава, который позволяет запоминать форму), данный вид закрепки не подойдет для активного образа жизни. Но достоинство пружинной закрепки в том, что на бриллиант попадает много света, поэтому он лучше ‹‹играет››

Канальная закрепка бриллиантов (англ. Channel) в наши дни применяется довольно широко, особенно при изготовлении обручальных колец. Бриллианты аккуратно помещаются внутрь канала в ряд, который некоторых случаях проходит по всей окружности кольца.

Закрепка "скобка" - камень с боков открыт полностью. Достоинство: оригинальность. Недостатки: частично закрыт павильон камня, что уменьшает игру камня, низкая надежность.

Закрепка "невидимая" - изобретена в 30­х годах XX века во Франции на фирме Van Cleef & Arpels. Камень фантазийной огранки закреплен в оправу, которую не видно. Достоинства: возможность набора разных по цвету камней; камни хорошо подсвечены и прекрасно "играют". Недостатки: очень высокая трудоемкость, требует специальной подготовки и оборудования.

Богемская (штифтовая) закрепка заключается в том, что камень сферической формы с просверленным отверстием (чаще всего это жемчужина) плотно фиксируется на специальном штифте оправы-чашечки. Синтетический жемчуг допускается крепить на обычный шифт с дополнительным применением клея, припродный же жемчуг крепится на штифт с резьбой.

Для данного колье из эстетических соображений и эксплуатационных характеристик была использована корнеровая, крапановая закрепка и жемчужная закрепка на штифт.

Закрепка в крапаны. Принцип крапановой закрепки заключается в том, что с внутренней стороны крапанов, на одном и том же уровне, делают всечки, на которые ляжет рундист камня, а концы крапанов, возвышающиеся над рундистом, загибают на коронку камня. Всечки могут быть сделаны специальными подрезными борами, штихелем, надфилем.

Всечки делают так, чтобы гнездо, образованное крапанами, было вертикальным и имело карниз в качестве нижнего упора. Камень должен садиться в гнездо плотно и без перекосов. Зажимая крапанами камень, придерживаются такой последовательности: следующим загибать крапан, противоположный только что загнутому. Поджав плотно все крапаны, каст проверяют на просвет: если какой-либо из крапанов висит, его поджимают еще плотнее. Желательно, чтобы загнутая часть крапана ложилась не на ребро, а на грань камня (особенно у камней округлой формы), это лишит камень возможности поворачиваться. Зажим кастов осуществляется корневертками (для получения круглой вершины) или давчиком.

Обработка крапанов после закрепки камня заключается в том, чтобы сделать их одинаковыми по длине и форме, а если нужно, заполировать или срезать поверхность крапана на фацет (прямая двусторонняя глянцевая подрезка до образования ребра).

Глухая закрепка.

Стенки каста должны оставаться одинаковыми по толщине, чтобы при загибе их не образовались внешние неровности или складки. Камень сажают в плотно подогнанное гнездо легким давлением пальца, ручкой штихеля или медным давчиком, в зависимости от размера камня, и обжимают.

Обжатие круглых камней производят обжимкой соответствующего размера; если этого бывает недостаточно, поясок поджимают давчиком. Камни овальные, прямоугольные и других форм обжимают давчиком; при толстых стенках пояска обжатие начинают сапожковым давчиком с насечкой, а затем выравнивают гладким; тонкостенные касты обжимают сразу гладким давчиком. Процесс обжатия давчиком протекает в определенной последовательности: сначала камень поджимают с двух противоположных сторон, если перекоса не наблюдается, камень поджимают с двух других сторон. Если же обнаруживается перекос камня и причина его- неравномерное поджатие или сдвиг, то камень выравнивают легким постукиванием по выступающей его части ручкой штихеля, давлением пальца или давчиком и в таком положении фиксируют поджатие, а затем равномерно обжимают. При плотной посадке камня сразу начинают равномерное его обжатие. Особую осторожность во время обжатия нужно соблюдать при работе со «слабыми» камнями и с камнями прямоугольной и других форм, имеющих острые углы.

В результате обжатия камня верхняя часть стенки каста наваливается на павильон камня по всему периметру, и на поверхности этого участка каста очень часто остаются следы от инструмента обжатия. Поэтому поясок выравнивают мелким (сработанным) надфилем и, если надо, полировником. Со стороны камня каст по всему периметру срезается на фаден (односторонняя глянцевая подрезка, служащая как бы отражателем) до образования ребра, на которое наносится гризантная насечка. Величину зернения гризанта выбирают в зависимости от размера камня: чем меньше камень, тем мельче гризант. Накатка гризанта - заключительная операция этого вида закрепки.

Корнеровая закрепка. Изделия поступают на закрепку с уже намеченными местами для посадки камней. Необходимо обработать посадочное место в размер камня посадочным бором. Аккуратно посадить камень на место, не допускается перекосов. Рундист камня должен быть чуть ниже уровня металла отверстия. Далее с осторожностью корневерткой проводится накатка металла на коронку камня и несильным нажатием формируется корнер.

Элементы камня бриллиантовой огранки.

При такой огранке камень покрывается многочисленными плоскими поверхностями - фацетами. При полной бриллиантовой огранке на лицевую сторону (корону), на которой расположена площадка, наносятся три пояса граней таким образом, что на лицевой стороне, вместе с площадкой, располагаются 33 грани. На тыльной стороне (павильоне) находятся 24 грани. Таким образом, полная бриллиантовая огранка состоит из 57 граней.

Пропорции "идеального бриллианта" Толковского:

Общая высота камня - 60% от диаметра;

Площадка - 53%;

Высота короны - 16.2%;

Угол наклона граней короны - 34.5°;

Высота павильона - 43.1%;

Угол наклона граней павильона - 40.75°;

Толщина рундиста - 0.7%.

Закрепкой в ювелирной технике называют процесс закрепления камней в оправу или гнездо готового изделия. Сущность закрепки заключается в том, чтобы подготовить (обработать) гнездо по форме и размерам камня, надежно закрепить камень в изделии и обработать оправу или гнездо так, чтобы изделие было не только красивым, но и удобным, Нетрудно себе представить последствия некачественно закрепленного камня - потеря камня, раздражение участков тела, соприкасающихся с шипом камня, постоянное зацепление оправой за одежду и другие предметы, находящиеся в трении с изделием и т. д. Квалифицированно и качественно закрепленное изделие помогает увидеть камень и все изделие с наилучшей стороны.
Существуют три основных вида закрепки - крапановая, глухая и фадан-гризантная (рис. 111). Крапановой называется закрепка, при которой камень держится в оправе с помощью крапаноз - отдельных стоек. При закрепке глухой, или в обжим, камень зажимается со всех сторон закрепочным (обжимным) пояском каста, непрерывным по всему периметру. При фадан-гризантной закрепке камень вставляется в изделия и зажимается там корнерами, поднятыми тихелем из металла и слегка наваленными на коронку камня.

Каждый из видов закрепки имеет свои особенности. Так, крапановая закрепка придает изделию легкость и ажурность. Наиболее открытый со всех сторон камень не только сохраняет без искажения для просмотра свою форму и огранку, но и усиливает игру благодаря поступлению большого количества света. Изделия с крапановой закрепкой камней удобны тем, что камни в этих изделиях легко промываются, а периодическая промывка камней для снятия налета и восстановления их игры обязательна.
При глухой закрепке камень надежно удерживается в оправе красиво оформленным гризантным (зернистым) пояском. Глухая закрепка дает возможность придать камню более правильную форму, подчеркивает контраст цвета камня и металла в изделиях с окрашенными самоцветами, а зеркальная подрезка на белом металле (платине, белом золоте, серебре) вокруг бриллианта как бы увеличивает его размеры. При эксплуатации изделий с глухой закрепкой камней исключена возможность зацепления оправы за одежду.
Фадан-гризантная закрепка - обилие камней в сочетании с промежуточными корнерами - придает изделию особую прелесть. Зеркальная подрезка между камнями и гризантный узор, окаймляющий их, создают впечатление слияния камней в узоре.
Каждый вид закрепки насчитывает по нескольку операций и требует разного к ним подхода в зависимости от формы и количества камней, поэтому набор инструмента и приспособлений очень разнообразен, Инструмент для закрепки камней включает более десятка наименований, Это -- штихели, ручные деревянные тиски, киттштоки, обжимки, корновертки, корнезеры, надфили, полировники, ювелирная дрель, сверла и др.
Штихели (рис. 112) - резцы, которыми вырезают гнезда для посадки камня, обжимают камень в гнезде, обрабатывают и разделывают изделия. Все режущие штихели изготовляют из сталей марок У12Д или ХВГ с обязательной закалкой. Клинок, или стержень, штихеля, длина которого 100 - 120 мм, вставляется в деревянную ручку грибовидной формы. Верхнюю часть клинка называют спинкой, нижнюю - лезвием.

Угол лезвия - это угол между боковыми гранями (сторонами) клинка. Наклонную лобовую площадку, полученную в результате затачивания, называют площадью заточки, а угол, образованный между лезвием и площадью заточки - углом заточки. Рабочий конец штихеля со стороны спинки имеет дугообразный вырез, позволяющий уменьшить угол заточки. Режущей кромкой служит ребро, образованное площадью заточки с боковыми сторонами и лезвием под острым углом.
Режущие штихели каждого наименования делятся по номерам, которые определяют толщину спинки, а следовательно, и угол лезвия. Все режущие штихели должны иметь хорошо заполированные лезвие и стенку, образующую режущую кромку. Затачивают штихели на мелкозернистых брусках 50 X 150 X 170 мм, смазанных машинным маслом. Заточку производят со стороны спинки штихеля под необходимым углом штихеля к камню, желательно, чтобы площадь заточки образовалась за один прием заточки. Полируют стенки и лезвия штихелей на мраморных брусках и коже, натертой полировочной пастой (ГОИ).
Штихели вставляют в заранее просверленные отверстия (2 - 3 мм) ручек на глубину 2/3 их длины. Длина ручек режущих штихелей от 30 до 70 мм в зависимости от изменения длины клинка в процессе затачивания, давчиков - 40 - 45 мм. Диаметр шейки 10 - 12 мм, шляпки 30 - 35 мм. Шейка ручки укреплена металлическим кольцом, предохраняющим ручку от раскалывания. Нижняя часть шляпки складывается, образованная плоскость дает возможность лучше фиксировать положение штихеля во время работы и плотнее захватывать ручку в ладони. Форма и заточка штихелей каждого наименования соответствуют их назначению. На рис. 113 приведены основные профили режущих штихелей и способы их заточки.

Шпицштихель - один из наиболее распространенных режущих штихелей, имеет клиновидную форму с выпуклыми боковыми сторонами. Угол лезвия шпицштихеля 30 - 45°, оптимальный угол заточки 45°. Может иметь прямую и боковую (правую и левую) заточку. При прямой - площадь заточки образует острый угол только с лезвием, таким образом, режущая кромка получится угловой и штихель будет выполнять черновую разделку при фадан-гризантной закрепке и двустороннюю подчистку. Шпицштнхель с боковой заточкой выполняет юстировочные функции (внутренней боковой подрезки). При правой заточке площадь заточки образует острый угол не только с лезвием, но и с правой (со стороны спинки; боковой стороной. В этом случае режущей кромкой будет правая сторона штихеля. Угол схождения площади заточки с правой стороной будет углом режущей кромки, диапазон его 45 - 60°. Левая заточка отличается от правой тем, что режущая кромка, образованная острым углом, находится на левой стороне. Шпицштихели с боковой заточкой применяют для впасовки камней при фадан-гризантной закрепке и в каст, для чистовой обработки кастов и фадан-гризантной разделки, подчистки корнеров и т. д. Лезвие штихеля слегка зашлифовывают (заваливают) на бруске. Номер штихеля и высоту рабочей части клинка выбирают в зависимости от характера работы и размеров камней. Для впасовки больших камней лезвие зашлифовывают больше обычного.
Боллштихель - штихель с закругленным лезвием, независимо от формы сечения клинка. Боллштихель может иметь вертикальные и наклонные (прямые и выпуклые) боковые стенки, в зависимости от того, каким должно быть закругление. Радиус закрепления закрепочных боллштихелей колеблется от 0,2 до 1,0 мм. Угол заточки 45 - 60°. Применяются они при фадан-гризантной закрепке для поднятия металла в штрих (пенек), на котором накатывают корнер. Величина корнера зависит от радиуса закругления лезвия и угла заточки штихеля: чем больше радиус закругления и угол заточки, тем толще поднятый корнер. Это очень ответственная операция, требующая хорошей закалки рабочего конца штихеля. При постановке корнера прикладывается большее усилие, чем при простом срезе, при перекалке же штихеля режущая кромка его сразу обламывается, а при недостаточной закалке сминается - и штихель может сорваться, сломав корнер. Боллштихель применяют для прорезки и подчистки желобковых участков изделия.
Мессерштихель - имеет клинообразную форму в сечении и острое лезвие. Угол лезвия в зависимости от номера от 15 до 30°. Угол заточки штихеля около 60°, высота рабочей части 3 - 4 мм, при более низком затачивании конец становится «жидким». Мессерштихель используют для подчистки мест между корнерами и других труднодоступных участков.
Флахштихель - при любой форме сечения клинка должен иметь плоское лезвие. Форма флахштихеля может быть прямоугольной (с отвесными боковыми сторонами), трапециевидной (с малым и большим основанием лезвия). В зависимости от назначения ширина лезвия бывает от 0,2 до 4,0 мм. Особенностью флахштихелей является то, что высота рабочего конца оставляется не более 2,0 мм, это делает инструмент удобным в работе и облегчает заточку. Узкие флахштихели используют для чистовой подрезки фадан-гризантной закрепки, обрезки корнеров и для других целей; широкие - для чистовой обработки кастов и разделки всех видов закрепки для глянцевой подрезки.
Давчик (рис. 114) - разновидность штихеля. Это - стержень, вставленный в грибовидную ручку. Различаются давчики по форме и поверхности рабочей площадки. Давчик для крапановой закрепки изготовляется из стали, его рабочая часть имеет площадку с желобковым пропилом. Рабочая часть давчика, служащего для зажатия камня узкими клапанами, не закаливается. Для зажатия толстых крапанов и стенок толстостенного глухого каста используют сапожковый давчик, рабочая площадка которого имеет мелкую насечку. Тонкостенные касты зажимают сапожковым давчиком с гладкой незакаленной рабочей площадкой. Этим же давчиком выравнивают форму каста по всему периметру. В тех случаях, когда необходимо сохранить форму крапана, поверхность стенки глухого каста или когда возникает опасность скола камня при соприкосновении давчика с камнем (для насадки мелких камней в гнездо) применяют медные давчики - сапожковые и с круглой площадкой.

Ручные деревянные тиски - применяются для закрепления камней в изделии. Используют преимущественно винтовые тиски. Длина тисков 100 - 120 мм, расхождение губок до 15 мм. По форме сечения губки тисков полукруглые, диаметром 30 - 35 мм. В тисках закрепляют камни в кольца, конструкция которых выдерживает давление штихелями, режущим, обжимным и другим инструментом.
Киттшток (рис. 115) - цилиндрическая деревянная ручка с головкой для насмаливания на ней ювелирных изделий, подлежащих закрепке. Длина ручки 90 - 100 мм, диаметр 30 - 35 мм. Форма и размеры головки выбирают в зависимости от вида и размера изделия. Головку киттштока покрывают толстым слоем специальной пасты - китта, жестко фиксирующего изделие в нужном положении.

При нагревании китт - смесь канифоли с молотым мелом или зубным порошком - размягчается и заполняет полости и промежутки изделия, а остывая, твердеет и позволяет во время закрепки камней и разделки изделия прикладывать большое усилие без опасения деформировать изделие. (Приготовление китта см. в § 16). На киттштоках укрепляют не только изделия, которые могут деформироваться, но и изделия, которые в силу своих конструктивных особенностей не могут быть укреплены в тисках.

Обжимки (обжимные пуансоны) - предназначены для обжатия камней круглой формы в глухих кастах. Обжимный пуансон (рис. 116) представляет собой стальной (закаленный) стержень с коническим углублением внутри, который вставляется в грибовидную ручку. Конусность углублений (угол схождения стенок) 45 - 60°, диаметры отверстий различны с переходом в 0,2 мм. Для удобства обжатия обжимка имеет и внешнюю конусность, угол которой задается в зависимости от диаметра стержня. Обжимные пуансоны могут быть односторонними и двусторонними. У односторонних с одной стороны расположен обжимный конус, с другой - хвостовик для закрепления обжимки в цангодержателе ручки. У двусторонних обжимные конусы расположены с обеих сторон, а в ручку стержень вставляется нерабочей (в данный момент) стороной, для чего в ручке сделана металлическая насадка с отверстием и крепежным болтом. Ручки обжимок не имеют среза, как ручки штихелей, и могут быть изготовлены как из дерева, так и из различных пластмасс. Рабочий конус обжимок должен иметь хорошо отшлифованную поверхность, без задиров, забоин и заусенцев.

Корновертки (рис. 117) - это стальные стержни со сферическим углублением на рабочем (торцевом) конце. Длина стержня 60 - 70 мм, диаметр 2,5 - 4,0 мм. Диаметры сферических углублений от 0,2 до 1,0 мм, в редких случаях до 1,5 мм, глубина - 1/3 диаметра сферы. Корновертки служат для придания поднятому из металла штриху (пеньку) шарообразной головки - корнера. Рабочий конец корновертки должен быть закален и хорошо отполирован, другой конец - хвостовик - вставляется а грибовидную (без среза шляпки) ручку. Корновертки изготовляют из сталей: «серебрянка», У8 - У12. 8 большинстве случаев корновертки делают сами ювелиры из 3 - 4 мм «серебрянки» или из стержней использованных надфилей. Процесс изготовления их не сложен, но требует навыка и большой аккуратности. Сначала в центре на хорошо запиленных торцах стержней набивают ямочки на 1/3 глубины, пользуясь специальной матрицей, которая имеет комплект торчащих шипов с шарообразными или округло-заполированными головками. Затем рабочему концу стержня придают внешнюю конусность, не задевая стенки углубления, и, чтобы избежать окисления, подвергают его закалке. Нагревают при закаливании в среде плавленой буры. После закалки, если это необходимо, рабочие углубления полируют пастой ГОИ или алмазной пастой. Если корновертки имеют один внешний диаметр, то для всего комплекта достаточно иметь одну ручку с металлической насадкой, имеющей подогнанное под диаметр корновертки отверстие.

Корнезеры (рис. 118) - подобно корноверткам имеют рабочую часть со сферическим углублением, подпиленную с боков до образования желобка. Диаметр углублений корнезеров от 0,2 до 0,6 мм при глубине, равной 1/3 диаметра. Корнезеры изготовляют из тех же материалов, что и корновертки, но заготовки для них используют плоские или круглые с плоскооткованным (плоскоопиленным) рабочим концом. Обычно их изготовляют из обломков (60 - 70 мм длиной) плоского полукруглого или равновыпуклого надфиля. Процесс изготовления и закалки корнезеров сходен с изготовлением корноверток, но обработка рабочего конца его более трудоемка. Сложность заключается в том, чтобы надпил с боков обеспечивал определенную глубину сферы и желобка, а подогнанная ширина позволяла удерживаться углублению на ребре изделия, не касаясь камня, корнеров и соседних ребер. Удерживать направленное положение корнезера помогают плоский участок стержня, а также срез на грибовидной ручке.

Служат корнезеры для нанесения на ребро, остро срезанное штихелем, зернистой линии - гризанта. Гризант - гризантная насечка (накатка)- делается вокруг закрепленного в глухой каст камня на ребрах фадан-гризантной разделки и на ребрах ажурной верхушки (жилках, сетке и т, д.).
Для нанесения гризанта применяют и более производительный инструмент - накатку (рис. 119). Накатка на конце стержня, вставленного в такую же ручку, что и корнезер, имеет узкий ролик с линейно-ямочной фактурой на ребре. В зависимости от ширины оставляемого зернистого следа накатки делятся по номерам.

На рабочем месте закрепщика, которое не отличается от рабочего места монтировщика кроме изделия и коробки для раскладки камней должны находиться инструмент и приспособления, необходимые для работы. Изделие укрепляют в ручных деревянных тисках или на киттштоке. Для касмаливания изделий на киттшток необходима факельная горелка, над пламенем которой китт размягчают. Китт прогревают равномерно со всех сторон, затем над пламенем нагревают изделие до 70 - 80°С и насмаливают его на китт в удобном для закрепки положении. Пока китт не затвердел, его выравнивают пинцетом, так чтобы уровень его был ниже поверхности изделия; в местах, не подлежащих разделке, уровень китта оставляют вровень, а то и выше поверхности изделия. Внутри кастов и отверстий под камнем китт продавливается глубже, чтобы шип камня мог свободно опуститься на нужную глубину. Оставшийся на внутренних стенках китт удаляют. После насмаливания киттшток откладывают до полного затвердения китта.
Принцип крапановой закрепки заключается в том, что с внутренней стороны крапанов, на одном и том же уровне, делают всечки, на которые ляжет рундист камня, а концы крапанов, возвышающиеся над рундистом, загибают на коронку камня. Уровень всечек на крапанах ювелиры определяют визуально, что не значит приблизительно. Исходными данными для определения уровня служат: высота участка крапана, который идет на изгиб (в зависимости от размера камня от 0,5 до 1,0 мм), толщина рундиста и глубина шипа камня (шип камня не должен выходить за нижний уровень изделия). Для закрепки поступают шлифовальные изделия, поэтому верх каста выравнивают надфилем, после чего, наметив уровень, всекают крапаны. В большинстве случаев крапаны всекаются флахштихелем и шпицштихелем. В кастах с малым числом крапанов всечки для камня могут быть сделаны специально заточенным надфилем.
Всечки делают так, чтобы гнездо, образованное крапанами, было вертикально и имело карниз в качестве нижнего упора (рис. 120). Камень должен садиться в гнездо плотно и без перекосов. Убедившись в правильном положении камня в касте, давчиком наваливают свободные концы крапанов на павильон камня. Зажимая крапанами камень, придерживаются такой последовательности - следующим загибать противоположный крапан. Поджав плотно все крапаны, каст проверяют на просвет: если какой-либо из крапанов висит, его поджимают еще плотнее. Желательно, чтобы загнутая часть крапана ложилась не на ребро, а на грань камня (особенно у камней округлой формы), это лишит камень возможности поворачиваться.

В некоторых случаях при толстых крапанах и жестком металле допускается поджатие крапанов закрепочным молоточком (рис. 121). Однако совершенно недопустимо, работая молоточком, попадать им по камню. Для ряда камней, закрепка с помощью молоточка вообще исключается. К ним относятся: опал, изумруд, аметист и другие хрупкие камни. Кроме хрупкости камней при закрепке следует учитывать и другие не менее важные факторы, такие, как толщина рундиста, форма огранки, прочность камня. Даже самые «крепкие» камни с тонким рундистом или с острыми углами (при огранке маркизом, каплей, всеми прямоугольными формами) обладают свойством скалываться при недостаточно аккуратной закрепке.

Обработка крапанов после закрепки камня заключается в том, чтобы сделать их одинаковыми по длине и форме, а если нужно, заполировать или срезать поверхность крапана на фасет (двусторонняя глянцевая подрезка) до образования ребра. Если твердость камня выше 7 (по Моосу), крапаны обрабатывают мелким надфилем с заполированным ребром, направленным к камню, во всех остальных случаях - штихелями.
Процесс закрепки в глухие касты начинается также с определения уровня посадки камня. Определив по тем же признакам уровень глубины гнезда, его выбирают, подрезая стенки каста шпиц-штихелем (юстировочным) с правой боковой заточкой. Вначале штихелем на глубине посадки камня выбирают неглубокий поясок. Убедившись, что он находится со зсех сторон на одном уровне, гнездо увеличивают в диаметре до размера камня (рис. 122). Таким образом, юстируя гнездо и периодически примеряя в него камень, следят за тем, чтобы стенки выбранного гнезда были большими вертикальными. Если гнездо будет выбрано с большим поднутрением, то камень будет болтаться в закрепленном касте. Стенки каста должны оставаться одинаковыми по толщине, чтобы при загибе их не образовались внешние неровности или складки. Камень сажают в плотно подогнанное гнездо легким давлением пальца, ручкой штихеля или медным давчиком в зависимости от размера камня и обжимают.

Обжатие круглых камней производят обжимкой соответствующего размера, если этого бывает недостаточно, поясок поджимают давчиком. Камни овальные, прямоугольные и других форм обжимают давчиком с насечкой, а затем выравнивают гладким. Тонкостенные касты обжимают сразу гладким давчиком. Процесс обжатия давчиком протекает в определенной последовательности - сначала камень поджимают с двух противоположных сторон, если перекоса не наблюдается, камень поджимают с двух других сторон. Если же обнаруживается перекос камня и причина его - неравномерное поджатие или сдвиг, то камень выравнивают легким постукиванием по выступающей его части ручкой штихеля, давлением пальца или давчиком и в таком положении фиксируют поджатие, а затем равномерно обжимают. При плотной посадке камня сразу начинают равномерное его обжатие. Особую осторожность во время обжатия нужно соблюдать при работе со «слабыми» камнями и с камнями прямоугольной и других форм, имеющих острые углы.
В результате обжатия камня верхняя часть стенки каста наваливается на павильон камня по всему периметру, и на поверхности этого участка каста очень часто остаются следы от инструмента обжатия. Поэтому поясок выравнивают мелким (сработанным) надфилем и, если надо, полировником. Со стороны камня каст по всему периметру срезается на фадан (односторонняя глянцевая подрезка, служащая как бы отражателем) до образования ребра, на которое наносится гризантная насечка. Величину зернения гризанта выбирают в зависимости от размера камня: чем меньше камень, тем мельче гризант. Накатка гризанта - заключительная операция этого вида закрепки.
Фадан-гризантная закрепка - наиболее сложный вид закрепки, связанный с разделкой штихелями всей закрепочной площади изделия. Процесс закрепки начинается с впасовки камней (ранее подобран ных) в свои отверстия. Чаще всего для этого используют котировочный штихель. Им выбирают для камня плотное вертикальное гнездо. Глубина делается такой, чтобы рундист камня находился ниже поверхности закрепочной площадки (рис. 123). Для камней идеально круглой формы гнездо можно выбирать сверлом с углом заточки меньше угла шипа камня, коническим бором, угол конуса которого выбирается по углу шипа камня. Гнездо рассверливают либо ручной ювелирной дрелью, либо сверлом (бором), зажатым в цангодержателе или металлических ювелирных тисочках.

Последовательность впасовки, как и разделки, такова - начинают с камней больших по размеру и кончают маленькими. Убедившись, что камень плотно сидит в гнезде, приступают к следующей операции - постановке корнера. Поставить корнер, это значит подвинуть штихелем из металла пенечек штрих, которому впоследствии с помощью корновертки придают вид шарика Этот шарик (корнер) выполняет роль крапана, удерживающего камень. От величины камня, числа корнеров и формы разделываемой площадки зависит величина корнера, а следовательно, и номер, боллштихеля, которым будет подниматься корнер. Суть этой операции заключается в том, что штихелем подвигают штрих, который приподнимается над поверхностью подвигают (натягивают) его в сторону камня, так чтобы стенка гнезда в этом месте слегка наваливалась на край павильона камня.
Поставив все корнеры и обеспечив тем самым надежность удержания камня, приступают к разделке. Металл вокруг камня подрезают глянцевым штихелем, не задевая корнеров, создавая как бы отражатель, форма которого зависит от общего рисунка разделки. Эту операцию называют «резать фадан». Выполнять ее нужно осторожно, чтобы, во-первых, не срезать корнер, во-вторых, не оголить рундист камня. Вместе с подрезкой фадана узким флахштихелем или мессер-штихелем подчищают корнеры, т. е, обрезают им вертикальные ребра, и выбирают между корнерами металл, после чего корноверткой придают им глянцевую шарообразную форму. На ребра срезанного фадана наносят гризантную насечку. Величина зернистости насечки диктуется размерами камней, рисунка и всего изделия.
Последовательность выполнения фадан-гризантной закрепки может быть изменена, если у закрепляемых камней твердость стекла ниже, или порочность камня вызывает опасение, что он расколется при задевании его штихелем. В этих случаях корнеры ставят не до конца, а всю разделку проводят без камней (предварительно впасованных). После чистовой разделки всей закрепочной площади камни помещают на свои места и дожимают корнерами.

Закрепка камней в ювелирных изделиях не менее важна, чем дизайн, качество ковки и/или отливки, проба и лигатуры сплава. Мало кому хочется, чертыхаясь, подыскивать новый камень взамен выпавшего или платить ювелиру за переплавку изделия. Поэтому я распишу сегодня несколько самых популярных и простых видов закрепки, а также обозначу, какие из них наиболее прочные и надежные. Какие-то из них чаще используют для бриллиантов, но в целом - любая может быть использована практически для любого камня. Исключение - жемчуг, о нем напишу отдельно как-нибудь. Я буду, где могу, приводить и английские названия закрепок, вдруг кому-то пригодится. Итак...

1. Закрепка в глухом касте (Bezel)

При ней камень находится словно в "стаканчике" с дном, который охватывает камень со всех сторон. Острые края камня при этом закрыты. Самая надежная закрепка, потерять камень из нее невозможно и он не цепляется за одежду или волосы. Но есть и минусы - света на камень попадает мало, он хуже играет. Зато таким образом часто скрывают дефекты краев бриллианта, скверную огранку и т.п. Раньше в такие касты крепили только камни, ограненные "розой", т.е. с плоским дном. Сейчас так не гранят, так что камни вставляют самые обычные, чаще всего круглые, классической бриллиантовой огранки на 57 (или реже 58) граней. Частенько такую закрепку называют царговой или ободковой. У такой закрепки есть вариация:

2. Полуглухой каст или пружинная закрепка без опоры (Tension)

Камень в нем держится за небольшие секции рундиста, вставленные в пазы кольца. Низ каста полностью открыт. Вставку в таких случаях зажимают под большим давлением, так что этот способ не слишком подходит для хрупких, трещиноватых камней, типа изумрудов. Зато бриллианты такая закрепка подчеркивает, игра намного лучше, когда свет проникает и снизу камня.
Нередко кольца для такой закрепки делают из специальных сплавов, "запоминающих форму".

3. Каст с крапанами/лапками (Prong)

Самый распространенный вид закрепки на данный момент. Позволяет допустить максимум света к камню. Количество крапанов, как их форма может варьироваться. Самое распространенное - 4 или 6 лапок. Лапки могут быть плоские, овальные, скругленные, угловатые, фантазийной формы и т.п. Высота лапок тоже варьируется и зависит от огранки камня и фантазии ювелира.
Безусловно крапанов может быть и 3, и другое число, и они необязательно прямые, могут быть изогнутыми и так далее. На картинке просто самый распространенный вариант. Такие кольца с одиночным крупным камнем в крапанах частенько любят использовать как помолвочные. Если камень вообще гигантский - как коктейльные. У каста с крапанами тоже есть разновидность:

4. Кармезиновый каст.

В этом случае закрепка похожа, только камень не одиночный, а крупная вставка, обрамленная мелкими. Такие кольца в советское время назывались "малинкой".

5. Закрепка паве (Pave)

Pave означает мощеный тротуар и при такой закрепке создается впечатление, что изделие вымощено бриллиантами, под которыми не виден металл. При такой закрепке камни тщательно сортируют, выбирая максимально одинаковые не только по размеру, но и по чистоте/цвету, потому что будет очень заметно, если какой-то из камней будет выбиваться из общего ряда по характеристикам. Для закрепки в поверхности изделия сверлят ряды крошечных отверстий, в которые вставляют камни шипом (нижняя, острая точка). Когда вся поверхность заполнена камнями (которые немного не касаются друг друга), между камнями делают крошечные наплывы сплава. Каждый наплыв должен удерживать три соседних камня, выполняя для них роль крапана. В этой работе чрезвычайно важна аккуратность. Если крепят не круглые камни, а "принцессу", т.е. квадратной огранки, или октагоны, то камни практически касаются друг друга. Иногда паве располагают таким образом, чтобы издалека создавалось впечатление одного крупного камня. Но чаще, конечно, его используют в довольно крупных ювелирных изделиях, как фон для основного камня, который в таком случае часто отличается по цвету от паве.

6. Канальная закрепка (Channel)

Достаточно распространенный вариант закрепки для обручальных колец. Бриллианты располагаются линией по окружности кольца. Их зажимают при помощи рельс. Поскольку бриллианты практически не выступают над поверхностью кольца, то они ни за что не цепляются. Закрепка весьма надежная, повредить камни при ней довольно сложно. Из минусов - вся пыль и грязь, которая летает вокруг нас, набивается внутрь "рельсы" и создает отложения вокруг камней. Кольцо с такой закрепкой надо часто чистить ультразвуком, потому что обычными методами типа чистки нашатырем или зубной пастой с ним не справиться. В последнее время модно ставить в канальную закрепку багетные бриллианты или "принцессу". Они пачкаются меньше, чем круглые, но, тем не менее, пачкаются. При канальной закрепке часто используют недорогие камни, с дефектами, которые в одиночную закрепку не годятся. Если покупаете такое кольцо - пошевелите каждый камень, чтобы убедиться, что они не болтаются внутри канала. Нахалтурить при такой закрепке легче легкого. У канальной закрепки есть разновидность:

7. Закрепка между пластинами (Bar)


Металлические пластины слегка выступают над уровнем камней, но само крепление происходит как в канале. Только он в данном случае очень короткий - на один камень. Популярная закрепка для колец с тремя или пятью бриллиантами. Красиво, но не очень надежно в общем случае, ибо отсутствует запайка, как в случае канальной закрепки.

8. Корнеровый каст (Corner)

Он визуально слегка похож на каст с крапанами. Камень удерживают небольшие столбики металла - корнеры. Иногда они могут выглядеть как шарики или еще какое-нибудь дизайнерское решение. Далеко не всегда так крепят одиночный камень, есть варианты с корнеровым паве - всю поверхность изделия покрывают мелкими камнями, зажатыми между столбиками или шариками. Закрепка эта позволяет свету проходить к камню по максимуму, его легко чистить, однако и нахалтурить при такой закрепке несложно, так что вывалиться из такого каста камень может элементарно. При покупке будьте бдительны.

9. Клеевая закрепка

Клеевая закрепка вставок применяется в основном для жемчуга или вставок круглой формы, а также вставок сложной формы и конфигурации. В основном это сферической формы чашечка снабженная резьбовым штифтом, на который надевается вставка с предварительно высверленным отверстием, штифт намазывается клеем и соединяется со вставкой. Штифт должен достаточно плотно входить в посадочное отверстие. Такое помимо жемчуга делают как правило с непрозрачными и полупрозрачными камнями: кораллом, бирюзой, янтарем, нефритом и т.п. Самая ненадежная из всех видов закрепок. Судите сами, как легко отвалиться с такого штифта.

Золотые и серебряные изделия особо притягательны, когда украшены драгоценными и полудрагоценными камнями. Камни крепко держатся и не выпадают из украшения благодаря технологии, которая называется закрепкой.

Что такое закрепка в ювелирных изделиях

Закрепка - это способ фиксации драгоценного или полудрагоценного камня в оправе ювелирного изделия или бижутерии. Практически все вставки закрепляют вручную, под микроскопом и при помощи специальных инструментов. Закрепщиком можно стать, окончив специализированное учебное заведение или пройдя стажировку на ювелирном заводе.

Компания AQUAMARINE в украшениях с камнями использует все известные виды закрепки. Ниже мы расскажем вам об этих видах и продемонстрируем их.

Глухая закрепка

Глухая - от слова «наглухо». В этой закрепке камень со всех сторон опоясан металлической оправой и не выходит за пределы металла. Вставка выглядит продолжением ювелирного изделия.

Крапановая закрепка

В этом виде закрепки камень удерживается благодаря специальным крючкам, которые называются крапанами. Они расположены на одинаковом расстоянии друг от друга и держат камень так, будто он находится в корзинке.

При крапановой закрепке акцент делается на камне, а само ювелирное изделие вторично. Это идеальная закрепка для помолвочных колец с бриллиантами. Солнечные лучи со всех сторон попадают на камень, отражаются от него и привлекают к себе внимание.


Запомните! В слове «кра́пан» и его производных ударение падает только на первый слог. Это касается как единственного, так и множественного числа. Нельзя говорить «крапаны́», нельзя говорить «крапана́». Грамотно употреблять только слово «кра́паны».

Закрепка Паве

Название образовано от английского слова pave, но без наследования фонетической части. Pave в английском языке означает «усеивать».

Закрепка Паве - это установка большого количества камней друг рядом с другом. Создается впечатление, что ювелирное украшение буквально усеяно драгоценными камнями. Вставки могут располагаться как на уровне границ украшения, так и выступать за его пределы.


Паве - один из самых сложных видов закрепки, который поручают только профессионалам с большим опытом.

Корнеровая закрепка

Ее используют, когда дизайнер решает, что камень должен быть установлен непосредственно в металле, а не оправе. При этой закрепке свет проникает в камни, заставляя их играть и искриться.



Выглядит очень красиво и естественно.

Рельсовая закрепка

Рельсовая (канальная) закрепка - необычный дизайнерский ход. Ювелир прорезает в изделии специальный канал и вставляет сразу несколько драгоценных камней.


Клеевая закрепка

Необходима для жемчуга и других круглых камней. При этом виде закрепки вставку наглухо приклеивают на штифт специальным веществом, которое держит камень очень прочно и долго. Эта закрепка требует внимательности и аккуратности от ювелира: штифт должен плотно входить в посадочное отверстие, иначе камень может выпасть.


Такая закрепка подарит изделию эффект воздушности - кажется, что камень парит словно по волшебству.

Литье с камнями - революция в мире инкрустирования

Это технология, при которой металл в расплавленном состоянии соединяют с драгоценным камнем. В итоге вставка держится настолько прочно, насколько это в современном мире возможно.

В изделии может быть отлит как один, так и несколько камней.



Компания AQUAMARINE одна из первых в России освоила метод литья с камнями.

Подведем итог

  1. Закрепка - это способ фиксации драгоценного, полудрагоценного или искусственного камня в оправе.
  2. При глухой закрепке камень устанавливают внутрь металлической оправы.
  3. Крапановая закрепка - это крепление камня небольшими крючками, расположенными на одинаковом друг от друга расстоянии.
  4. Закрепка Паве - это вставка большого количества камней друг рядом с другом.
  5. При корнеровой закрепке камни выглядят так, будто «вживлены» в само изделие.
  6. Рельсовая закрепка - это установка нескольких камней в специальный вырез внутри самого изделия.
  7. При клеевой закрепке камень наглухо приклеивают в изделие специальной стойкой смесью.
  8. Революционным методом в области закрепки считается литье с камнями. В этом случае камень крепят к металлу в расплавленном состоянии.

Нельзя говорить, что один вид закрепки долговечнее другого. У хорошего производителя отдел технического контроля работает на высшем уровне. ОТК компании AQUAMARINE не выпускает с производства изделия с вероятностью брака - мы ручаемся за качество каждого украшения.

Теперь вы знаете, как вставки могут быть инкрустированы в изделие. Если в ювелирном салоне встретите неопытного менеджера по продажам, то сами определите вид закрепки и ее свойства.

В следующем материале вы узнаете о старых и современных художественных техниках. Увидите фото обработки драгоценных металлов и поймете, каких усилий стоит создание красивого ювелирного изделия.

Следите за выходом нашего следующего материала. Он будет скоро!

Кольца с драгоценными и полудрагоценными камнями - яркая нота в образе. Кто-то выбирает минерал-амулет, опираясь на гороскопы, другие влюблены исключительно в бриллианты, или, например, рубины. Но абсолютно всем хочется, чтобы украшение радовало глаз как можно дольше. А выпавший из оправы камешек - та еще неприятность. Эксперты сайт расскажут, как выбрать лучший тип закрепки и быть уверенным, что досадного приключения не произойдет.

В процессе установки камня в кольцо

Закрепка камня: особенности процесса

Закрепка - способ крепления камня, установка его в оправу. Разные закрепки позволяют создавать изделия в разном стиле с оригинальными декоративными задумками и решениями. Качество работы над установкой камня зависит от качества оправы, главная задача которой - удерживать вставку.

Правильная закрепка подчеркивает красоту камня. А вот неудачный каст перечеркнет все преимущества. Особенность закрепки в том, что пока невозможно автоматизировать процесс настолько, чтобы сравнять его надежность с ручной работой. А с такими камнями, как изумруд работать нужно максимально деликатно из-за особой хрупкости.

Виды закрепки камней

Существует три основных типа закрепки : крапановая, глухая и корнеровая. У каждой из них есть подвиды. У больших ювелирных компаний существуют даже собственные запатентованные способы закрепки.


Глухая закрепка (Bezel Settings). Камень закреплен, всажен непосредственно в специальное гнездо в металлической оправе, которая обжимает его. Идеальный тип закрепки для ежедневной носки.

Минусы:

  • Свет падает на камень только сверху, поэтому глухую закрепку чаще используют для непрозрачных камней.
  • Частично проигрывает в эстетике перед другими видами закрепки: свет не проходит сквозь вставку.



Крапановая (Prong Settings). Лапки, крапаны или крючки охватывают камень, делая акцент на нем, а не самом кольце . Лучи света проходят сквозь камень со всех сторон, создавая изумительное сияние и блеск. Такую вставку легко чистить. Также крапановая закрепка дает возможность увидеть наличие дефектов в камне.

Минусы:

  • Надежность закрепки меньше, чем у глухого способа.
  • Камешек может цепляться за одежду, волосы.
  • Края лапок могут затираться, изнашиваться при ежедневной носке или неаккуратной носке.


Корнеровая. Камень помещают не в специальные ниши, а непосредственно в металл между своеобразными столбиками (корнерами). Для этого заранее делают отверстия. Один из самых сложных видов закрепки. Чаще всего используют для мелких камней.

Минусы:

  • Высокая трудоемкость и как результат - стоимость украшения.
  • Практически невозможно изменить размер украшения.


Паве (мостовая). Разновидность корнеровой закрепки. Используют для установки большого количества мелких камней, что создает эффект сверкающей гладкой поверхности. Для этого в металле высверливают маленькие ниши для каждого минерала.

Минусы:

  • Сложная техника, требующая кропотливого подхода и мастерства ювелира-закрепщика. Из-за плохо выполненной работы камни могут выпасть из украшения.
  • Часто практически невозможность изменить размер кольца .

Канальная закрепка (рельсовая). Камни закрепляются в специальный канал (рельсу). По краям металла его запаивают. Способ применяют для прозрачных камней, через которые красиво проходит свет. При этом вставки защищены от ударов и не цепляются за одежду.

Минусы:

  • Из-за тесного контакта на камнях могут возникать сколы.
  • Требует регулярной чистки у ювелира.
  • Сложно менять размер кольца.


Клеевая закрепка. Применяют для камней сложной формы, круглых минералов, янтаря и жемчуга . Для этого во вставке заранее делают отверстие, потом камень насаживают на специальный штифт и закрепляют для надежности клеем.

Минусы:

  • Необходимость аккуратной чистки у ювелира.
  • Нельзя замачивать такие украшения в воде.

Пружинная (Tension Setting). Камень зажимается с двух сторон частями кольца, подогнанными под размер минерала. Вид закрепки обеспечивает хорошую видимость кольца и прохождение лучей света. Кажется, что камешек будто висит в воздухе. Иногда для дополнительной безопасности камень помещают в специальный ободок.

Минусы:

  • Сложный, а поэтому дорогой вид закрепки.
  • Невозможно изменить размер кольца.
  • Маленькие камни выглядят совсем крохотными, если шинка слишком массивная.


Закрепка Хало (Halo Settings). Центральный камень крепят в окружении мелких. Это увеличивает блеск и игру света, подчеркивает красоту центрального камня или создает с ним оригинальный контраст.

Минусы:

  • Сложность в обслуживании и чистке.

Невидимая закрепка (Invisible Settings)

Камни крепят в металлические конструкции-пластинки, которые оказываются скрыты под вставками. Удобный и практичный тип закрепки: камни не цепляются за одежду.

Минус:

  • Из-за удара пластинки могут деформироваться.
  • Большую часть камня не видно, поэтому свет плохо проходит через вставку.

Роль закрепки в украшении

Перед покупкой украшения со вставкой , стоит определиться, как именно будет выглядеть вставка в украшении. Почему это настолько важно и зачем заморачиваться? Эксперты сайт дают веские аргументы в вопросе, что дает правильный вид закрепки .

  • Надежность - хорошая фиксации камня в украшении и меньшая вероятность потерять его.
  • От вида закрепки зависит легкость очистки вставки от грязи и ежедневный уход.
  • Правильно подобранный способ фиксации для камня максимально раскрывает его красоту и делает украшение шедевром.

Закрепка - один из завершающих этапов создания ювелирного шедевра. Ее качество - один из показателей ценности изделия. Чтобы камень не вылетел из украшения и радовал глаз, стоит носить изделия аккуратно и снимать их, делая работу по дому. Если неприятность все же произошла, обратитесь в мастерскую .

Расскажите в комментариях, какой вид закрепки вам понравился больше всего, а какой показался самым неудобным. Если хотите выбрать для любимой идеальное кольцо на помолвку или как подарок без повода - с радостью поможем определиться с выбором ювелирной радости для особенного человека.