Кроме того, в условиях производства существует целый комплекс более узких социально-психологических проблем. К наиболее существенным из них относятся проблема совместимости людей в производственном коллективе и создания здорового психологического климата , вопросы, связанные с психологией стимулирования труда искусство контакта руководителя с подчиненными этические моменты проявления принципа единоначалия.
Линейная схема характеризуется тем, что отдельные работники (службы) находятся в соподчинении.по разным иерархическим уровням. Такая организационная схема имеет ряд положительных свойств прямой путь воздействия распоряжений укрепление принципа единоначалия и личной ответственности возможность сведения к минимуму противоречивых заданий и распоряжений организованное поступление информации вышестоящему руководителю. Однако наряду с этим линейная схема имеет и недостатки, основным из которых является то, что руководитель должен обладать глубокими многосторонними знаниями производственно-хозяйственной деятельности . Поэтому линейная схема применяется только при небольших объемах производства.
Е 6 Единоначалие - 70 38 Задолженность, кредиторская
Предприятие осуществляет производственно-хозяйственную деятельность на основе заданий государственного плана и под руководством вышестоящих организаций. Производственно-хозяйственная деятельность предприятий строится на сочетании централизованного руководства и их хозяйственной самостоятельности , инициативы их работников, а также на сочетании единоначалия с широким участием масс в управлении.
Социалистическое самоуправление реализуется также путем выборности руководителей , которые действуют по принципу единоначалия . Выборность руководителей предприятия и подразделений, бригадиров и мастеров позволяет улучшить их качественный состав и повысить ответственность за результаты работы. Руководитель предприятия или структурной единицы избирается общим собранием трудового коллектива сроком на 5 лет и утверждается вышестоящим органом. Руководитель наделяется определенными правами для организации деятельности предприятия или подразделения, несет ответственность за результаты работы перед трудовым коллективом и государством, осуществляет свою деятельность на принципе единоначалия.
Единоначалие - также один из важных принципов управления социалистической промышленностью . Оно заключается в том, что во главе каждого звена промы-
Единоначалие в управлении, предполагает тесную связь руководителя с коллективом трудящихся. Всемерное повышение роли коллективов трудящихся в решении вопросов производственно-хозяйственной деятельности является генеральным направлением в развитии демократизма управления производством . Широкое участие трудящихся в управлении производством позволяет использовать коллективный опыт и творческую инициативу для успешного выполнения и перевыполнения производственных заданий. Формы участия трудящихся в управлении производством разнообразны. Важное значение имеют производственные совещания , общественные нормативные бюро, советы новаторов и др.
Партийная организация мобилизует и направляет коллектив трудящихся на совершенствование производства, всемерное повышение производительности труда , выполнение и перевыполнение плановых заданий. Она вооружает каждого работника знанием задач, поставленных партией и правительством. Партийной организации предоставлено право контролировать деятельность администрации. Право контроля не означает подмену руководителей производства , вмешательство партийной организации в их функции, поэтому ни в коей мере не ослабляет единоначалия.
Во главе нефтеперерабатывающего предприятия стоит директор, избираемый общим собранием (конференцией) трудового коллектива и осуществляющий руководство всей деятельностью предприятия на основе единоначалия, Директор руководит предприятием через своих заместителей, а также через соответствующие отделы. Права и обязанности каждого отдела (сектора), заместителей директора, каждого работника аппарата управления определяются положениями, которые утверждает директор предприятия,
Вторая категория классических принципов касалась построения структуры, организации и управления работниками. Примером может служить принцип единоначалия , согласно которому человек должен получать приказы только от одного начальника и подчиняться только ему одному. Пример 2.2. представляет себе и сжатое изложение 14 принципов управления Анри Файоля , многие из них до сих пои практически полезны, несмотря на изменения, которые произошли с тех пор, как Файоль впервые их сформулировал.
ЕДИНОНАЧАЛИЕ. Согласно Клоду Джорджу-младшему , концепция формальной цепи команд была применена евреями еще в 1491 г. до н.э.. Руководители уже тогда понимали, что для обеспечения эффективности команд отношения между подчиненным и начальником должны быть ясными и простыми. Древние видели, что наилучший способ обеспечить четкость заключается в том, чтобы подчиненный отвечал только перед ОДНИМ начальником и получал приказы только от одного начальника. Это убеждение называется в настоящее время принципом единоначалия . Это, возможно, старейший установленный принцип организации , так как Библия утверждает, что человек должен иметь только одного хозяина.
В организации, которая придерживается этого принципа, все формальные коммуникации должны направляться по цепи команд . Лицо, у которого возникла какая-либо проблема, не может обратиться через голову своего непосредственного начальника к руководителю высшего ранга по данному вопросу. Также и руководитель высшего ранга не может выдать приказ сотруднику низшего уровня, минуя руководителей промежуточных уровней. Конечно, благодаря власти и неформальным отношениям, людям удается иногда обойти цепь команд даже в организациях типа вооруженных сил, где жестко обеспечивается соблюдение этого принципа. При большой длине цепи команд соблюдение принципа единоначалия может значительно замедлить обмен информацией и принятие решений в некоторых случаях. Однако на протяжении столетий в бесчисленном множестве организаций принцип единоначалия подтвердил свою ценность в качестве координирующего механизма. Анри Файоль включил его в свои 14 принципов организации . Поэтому большинство организаций пытаются его применять.
Аппаратные (штабные) полномочия помогают организациям использовать специалистов без нарушения принципа единоначалия . Штабные полномочия включают рекомендательные полномочия, обязательные согласования, параллельные и функциональные полномочия. Линейные руководители часто обладают аппаратными полномочиями в некоторых областях, а глава штабного аппарата обладает линейными полномочиями в отношении самого аппарата.
Число работников, подчиняющихся непосредственно руководителю, составляет его норму управляемости . Если норма управляемости не будет соответствующим образом ограничена, возникнут путаница и перегрузка руководителя. Потенциальная возможность путаницы в полномочиях может быть уменьшена при помощи принципа единоначалия - работник должен получать непосредственные распоряжения только от одного начальника и отвечать только перед ним.
Дайте определение важным терминам организации деятельности людей принцип соответствия , линейные полномочия , скалярная цепь, единоначалие.
Вторым фактором является конфликт ролей. Конфликт ролей возникает, когда к работнику предъявляют противоречивые требования. Продавец может получить указание немедленно реагировать на просьбы клиентов, но, когда его видят разговаривающим с клиентом, то говорят, чтобы он не забывал заполнять полки товаром. Конфликт ролей может также произойти в результате нарушения принципа единоначалия . Два руководителя в служебной иерархии могут дать работнику противоречивые задания. Например, директор завода может потребовать от начальника цеха максимально увеличить выпуск продукции , в то время как начальник отдела технического контроля требует соблюдения стандартов качества . Конфликт ролей может появиться также в результате различий между нормами неформальной группы и требованиями формальной организации . В этой ситуации индивидуум может почувствовать напряжение и беспокойство, потому что хочет быть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать требования руководства - с другой.
ЕДИНОНАЧАЛИЕ - единоличное управление, единовластие. Е. - важнейшее условие правильной организации управления , предполагает разработку и принятие руководителем соответствующего решения без согласования и обсуждения его в коллективе или с отдельными лицами. Чаще всего к решениям, принимаемым единолично руководителем, относятся оперативные решения, затрагивающие частные вопросы или решения, не затрагивающие принципиальных проблем развития организации (подразделения). В исключительных случаях это могут быть решения чрезвычайной важности. Характер и содержание единоличных решений определяется уровнем централизации управления.
УПРАВЛЕНИЕ ВЫСШИМ УЧЕБНЫМ ЗАВЕДЕНИЕМ - деятельность, осуществляемая в соответствии с законодательством РФ, типовым Положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) и уставом высшего учебного заведения на принципах сочетания единоначалия и коллегиальности. Общее руководство гос. или муниципальным высшим учебным заведением осуществляет выборный представительный орган - ученый совет. Непосредственное управление высшим учебным заведением осуществляет ректор, избранный тайным голосованием на общем собрании (конференции) коллектива на срок до 5 лет и утвержденный в должности органом управления образованием, в ведении которого Находится высшее учебное заведение. Разграничение полномочий между ученым советом и ректором определяется уставом высшего учебного заведения. Управление высшим учебным заведением осуществляет непосредственно его учредитель или по его поручению попечительский совет, формируемый учредителем. Правомочия попечительского совета и схема внутреннего управления не-
Единоначалие и коллегиальность обусловливает коллективность обсуждения наиболее важных и сложных вопросов, что является демократической стороной управления, но ответственность за принятое решение и его реализацию должна быть единоличной. Обсуждение сообща, а ответственность - единолична.
Коммунистическая партия, ее съезды и пленумы ЦК рассматривают крупнейшие проблемы развития народного хозяйства страны, определяя стратегию и тактику экономического строительства. На предприятиях партийные организации наделены правами контроля за деятельностью администрации. Партийные организации активно участвуют в подборе и расстановке кадров. Важным вкладом в дело повышения эффективности производства является работа партийных организаций в области политического воспитания трудящихся. Следовательно, единоначалие раководителя управления, цеха или участка сочетается с контролем партийной организации хозяйственной деятельности на предприятии.
Единоначалие требует органической связи хозяйственного руководства и деятельности партийных, профсоюзных и комсомольских организаций. Обращение к богатейшему опыту масс, коллективное об- суждение наиболее важных вопросов хозяйственной деятельности в партийных организациях, на технических и производственных совещаниях , конференциях и активах укрепляет единоначалие, повышает авторитет руководителя , развивает TBqp4e Kyio инициативу работников, усиливает их ответственность за результаты деятельности предприятия.
Министерство организует свою работу на основе сочетания коллегиальности и единоначалия в обсуждении и решении всех вопросов по руководству отраслью с установлением точной ответственности должностных лиц за состояние дел на порученном участке работы. В основу структуры централизованного аппарата
Вопрос об этом принципе в прокурорском надзоре чрезвычайно сложен. В литературе он был сначала признан как само собой разумеющийся, как основа правового регулирования складывающихся при его осуществлении отношений 70 ; затем отвергнут как не имеющий существенного значения при выполнении надзорных функций 71 . Потом вновь поднялся этот вопрос, более того, стали высказываться суждения о принципе коллегиальности в деятельности прокуратуры 72 . Заметим, что в ст. 4 Закона о прокуратуре Российской Федерации, посвященной принципам прокурорского надзора, ни одно из указанных начал не нашло своего отражения.
Формы руководства деятельностью прокуратуры имеют существенное значение для повышения ее эффективности, действенности. Их две: коллегиальность и единоначалие. В известной мере условно можно говорить, что коллегиальность более интеллектуальна, но менее оперативна, единоначалие - наоборот. Учитывая достоинства и недостатки этих видов управления, законодатель применительно к прокуратуре избирает единоначалие. В условиях значительного роста преступности, нарушений законности во всех сферах общественных отношений оно практически более оправданно, ибо позволяет интенсивнее вести борьбу с ними. Один руководитель суть одно толкование законов, надзор за исполнением которых осуществляют подчиненные ему работники. Он же стимулирует последних на оперативное принятие мер по устранению и предупреждению правонарушений, привлечение виновных лиц к ответственности. Но такое руководство должно быть квалифицированным, для чего прежде всего необходим надлежащий подбор кадров. В соответствии с п. 2 ст. 40 Закона о прокуратуре Российской Федерации на должности районных, городских и приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее 3 лет. Они должны иметь высшее юридическое образование, обладать необходимыми профессиональными и моральными качествами и по состоянию здоровья быть способными выполнять возлагаемые на них служебные обязанности. На должности прокуроров областей, краев, республик, входящих в состав РФ, назначаются лица, которые кроме того должны быть не моложе 30 лет, иметь стаж прокурорской, следственной работы в органах прокуратуры не менее 5 лет (п. 3). Обладание указанными качествами позволит им квалифицированно руководить подчиненными прокурорами.
Осуществляя надзор за исполнением законов, прокуроры познают их содержание, практику применения, методику выявления нарушений законности, располагают необходимыми сведениями о ее состоянии в районе, городе, области и т.д. Приобретенный ими опыт дает возможность предлагать действенные способы борьбы с правонарушениями. Поэтому руководители прокурорских органов обязаны в своей работе опираться на знания подчиненных. Только при таком условии руководство окажется действенным.
Использование коллективного опыта нашло свое яркое выражение в проведении разного рода совещаний. Например, в районных, городских прокуратурах они проводятся еженедельно и именуются производственными. Там обсуждаются наиболее актуальные вопросы укрепления законности в районе (городе), намечаются соответствующие мероприятия, происходит обмен опытом и т. д. Совещания могут проводиться по итогам работы за месяц, квартал, год. На них обсуждаются вопросы толкования и применения законов, подзаконных актов. В аппаратах областных, краевых и других вышестоящих прокуратур созданы коллегии, работа которых представляет собой использование коллективного опыта при осуществлении прокурорского надзора. На заседаниях коллегий также обсуждаются наиболее важные вопросы укрепления законности, разрабатываются мероприятия по его совершенствованию.
Естественно, возникает вопрос: не утверждается ли наряду с единоначалием и принцип коллегиальности? Такое теоретически возможно, если одна часть вопросов решается единолично, другая - коллегиально. Но на практике произошло иное: единоначалие сочетается с коллегиальностью при доминировании первого. Коллегия - не орган управления, она не является участником служебных отношений, возникающих между вышестоящими и нижестоящими прокурорскими органами. Согласно ст. 20 Закона о прокуратуре Российской Федерации коллегии суть совещательные органы. Их решения реализуются (причем в обязательном порядке) приказами соответствующих прокуроров, которые дают установки в свете своего понимания законодательства, ситуации в регионе.
В литературе утверждается, что единоначалие не является самостоятельным принципом прокурорского надзора, будучи неотъемлемой составной частью принципа централизма 73 . Действительно, связь между ними существует, но они различны по своему содержанию. Если принцип централизма отражает подчинение нижестоящих органов прокуратуры вышестоящим, то принцип единоначалия указывает на способ управления прокурорской системой. Единоначалие в своем практическом проявлении имеет два аспекта: внешний и внутренний. Первый - это управление вышестоящего органа нижестоящими; второй - управление внутри конкретного органа. Например, прокурор области помимо руководства прокурорами районов, городов руководит работой структурных подразделений областной прокуратуры: управлением, отделами. В свою очередь начальники этих подразделений руководят работой входящих в их состав прокуроров. То же самое относится к прокурору района или города. Он организует работу своих помощников, следователей. Тут уж единоначалие проявляет себя вне централизма.
Не совсем правильна трактовка принципа единоначалия. Суть его видят в том, что прокурор единолично решает все вопросы, вытекающие из практической деятельности прокуратуры 74 . Но единоначалие и единоличное решение вопросов, возникающих при осуществлении прокурорского надзора, не одно и то же. Исполняя служебные обязанностей, помощники прокурора часто сами разрешают вопросы, связанные с выявлением нарушений законности и средствами реагирования на них. Единоначалие выражается в руководстве как прокурорскими органами, так и их работниками. Принцип единоначалия - это такое положение, в силу которого руководство надзорной деятельностью осуществляет единолично прокурор, возглавляющий всю прокурорскую систему либо отдельный орган, структурное подразделение. Всю систему возглавляет Генеральный прокурор РФ; ее часть - прокурор области, края, республики, входящей в состав федерации; орган - прокурор района, города; структурное подразделение - начальник управления, отдела.
Данный принцип нашел свое отражение в п. 1 ст. 14 Закона о прокуратуре Российской Федерации, где указывается, что Генеральную прокуратуру РФ возглавляет Генеральный прокурор РФ. Тем самым он признается единоличным руководителем центрального органа в прокурорской системе. Но такое определение единоначалия несколько ограниченно. Генеральный прокурор РФ единолично возглавляет всю систему органов прокуратуры. В этом смысле данный принцип получил более четкое закрепление в п. 1 ст. 17 того же закона. В нем отмечается, что Генеральный прокурор руководит органами прокуратуры в РФ. Аналогичные указания содержатся и в отношении прокуроров республик, входящих в состав РФ, краев, областей, автономных округов (п. 1 ст. 15), районов, городов (ст. 16). Все они возглавляют соответствующие прокурорские органы и осуществляют единоличное руководство ими.
На основе принципа единоначалия определяется правовое положение должностных лиц прокурорских органов. Его последовательное претворение в практику дает основание для вывода, что весь объем надзорных полномочий, предоставляемых органу, возлагается на прокурора, его возглавляющего. Что же касается подчиненных ему работников, то они выступают в роли помощников, содействующих ему в реализации прав и исполнении обязанностей. В связи с этим возникло и их наименование - помощники прокурора района, города, области, края или республики.
Все надзорные полномочия, предоставляемые соответствующему прокурору, можно подразделить на два вида: непередаваемые и передаваемые.
Непередаваемые полномочия должен осуществлять сам прокурор района, города, области и т.д. Они более существенны и реализация их требует высокой квалификации. Например, прокурор района, города должен сам руководить расследованием преступлений следователями прокуратуры, санкционировать аресты, обыски, выемки почтово-телеграфной корреспонденции, утверждать обвинительные заключения по уголовным делам, рассматривать материалы об административном выселении и т.д.
Передаваемые полномочия предоставляются помощникам прокурора. Чаще всего они касаются выявления нарушений законности. Помощники уполномочиваются проводить проверки исполнения законов в учреждениях, предприятиях, организациях, участвовать в рассмотрении судами уголовных и гражданских дел, рассматривать жалобы и т.д. Заместители же прокурора наделяются более широкими полномочиями.
В соответствии с принципом единоначалия во всех основных отношениях с органами власти и управления, учреждениями, предприятиями, организациями прокурорский орган представляет прокурор, его возглавляющий. Это означает, что все сколько-нибудь существенные акты прокурорского реагирования, как правило, должны исходить от него и им подписываться, даже если в их составлении участвовали помощники. В виде исключения помощник прокурора, прокурор управления, отдела может приносить кассационный или частный протест в суд второй инстанции по делу, в рассмотрении которого он принимал участие (п. 1 ст. 36 Закона о прокуратуре Российской Федерации). В силу своего правового положения прокурор может давать обязательные для исполнения указания о толковании и применении норм права. Бывает, что у работников прокуратуры появляются различные мнения относительно тех или иных установок, содержащихся в законе, подзаконном акте. После обсуждения на совещании прокурор района, города, областиизлагает свое мнение по этому поводу, и оно приобретает характер предписания. Возможны также указания относительно разрешения конкретных споров о применении норм права, например, по поддержанию государственного обвинения в суде, иска в гражданском судопроизводстве. Но они обязательны при условии неизменности фактических обстоятельств уголовного или гражданского дела. Если во время судебного разбирательства последние изменились, указание утрачивает силу.
Казалось бы, можно говорить о принципе назначаемости прокуроров. Как уже отмечалось, Генеральный прокурор РФ назначается Советом Федерации, а все другие - Генеральным прокурором (ст. 12 Закона о прокуратуре Российской Федерации). Но вряд ли это является самостоятельным принципом прокурорской системы. Назначение - неотъемлемая часть принципа единоначалия. Генеральный прокурор РФ вправе как назначать на должности лиц, соответствующих предъявляемым требованиям, так и отстранять, если они не в состоянии выполнять возложенные на них обязанности, применять по отношению к ним меры поощрения и взыскания, давать различные указания. Принцип единоначалия имеет широкое содержание, включающее в себя весь комплекс полномочий по руководству работой органов прокуратуры.
Энциклопедичный YouTube
1 / 3
Приёмы безопасной работы на кровле при тушении пожара. Часть 1
Разведопрос: Клим Жуков о казанской истории
Заметки о Черкесии №24 - Великий князь Инал (Rus, Eng subs)
Субтитры
При работе на кровле, где мы допускаем возможность падения, мы предусматриваем страховку, выбор элемента, за который мы страхуемся. Это должна быть надёжная конструкция, способная выдержать нашу массу, с возможным рывком, в случае нашего падения. И если эту конструкцию мы не находим, мы её подготавливаем. Если она есть готовая, мы осматриваем её углы: на них не должно быть острых кромок, способных повредить веревку. Опасность представляет также старое кровельное железо, которое может лопнуть и в получившимся проёме опять же повредить веревку. После того, как мы нашли конструкцию, мы обносим её верёвкой, любым пожарным узлом крепимся за конструкцию веревкой. Обращайте внимание на то, что чем дальше узел отнесен от конструкции, тем меньше прямоугольная конструкция ближними углами будет травмировать веревку. Выбрасываем верёвку, отмеряя нужную нам длину. Определившись с длиной, подтягиваем получившуюся петлю к себе, завязываем концевую петлю узлом "восьмерка", крепим этот узел к себе, проверяем готовность конструкции и завязанные узлы нагрузкой вдоль конька (крыши), в безопасном направлении. После чего придерживаясь за завязанную веревку уходим в рабочую зону. Если длина веревки нас не удовлетворяет и нам нужно удлинить или укоротить её, мы не выстёгивая предыдущий узел, завязываем новый, прогоняем предыдущий узел за муфту карабина, застёгиваем новый и удерживая её рукой, отстёгиваемым предыдущий. На пожарных верёвках все узлы на нагруженной верёвке лучше развязывать, чтобы ими не ослаблять верёвку. Не должно быть момента, когда мы не пристёгнуты к верёвке. Если длины верёвки и надежности конструкции достаточно для крепления следующего человека, это крепление мы производим следующим образом: оставшуюся верёвку, сложенную петлей, мы заводим за конструкцию. Далее вяжем такой же точно узел, но уже сдвоенной верёвкой. Определяемся с длиной второго уса самостраховки и уходим вторым работающим. При необходимости использовать вторую конструкцию, если длина веревки позволяет, мы этой же верёвкой крепимся за конструкцию, уходим к следующей конструкции, производим вязку верёвки за вторую конструкцию и подготовку второго уса самостраховки. Но при этом шнур между конструкциями можно использовать в качестве переходного. Переходная верёвка. Один конец закрепляем за надёжную конструкцию. Когда мы вяжем верёвки внатяг, выгоднее всего используется узлы "Штык". Но эта верёвка не является страховочный, она является опорной для перемещения по кровле. При отсутствии второй доступной конструкции, мы можем завязать переходную верёвку за подготовленный проём в крыше. В этом случае верёвка не вяжется внатяг. Нам нужно оставить слабину для перехода в полный рост. Точно так же крепим любым пожарным узлом, сдвоенной верёвкой. При отсутствии конструкции, за которую можно закрепить верёвку, мы готовим отверстие в кровле, загибаем края металла, обязательно проверяем получившиеся кромки руками в перчатках и производим крепление верёвки за подготовленный проем любым пожарным узлом. Также отбрасываем верёвку, определяя длину нашего уса самостраховки, вяжем концевую петлю, пристёгиваем её к себе, производим контроль конструкции в этой зоне, после чего уходим в рабочую зону.
Основы единоначалия
Командир (начальник) имеет право единолично (без чьего либо вмешательства или указания) принимать решения, отдавать приказы, распоряжения и обеспечивать их выполнение согласно положений воинских уставов, законов государства и служебных инструкций .
Командир (начальник) имеет право отдавать подчиненному приказы и требовать их исполнения. Подчинённый обязан исполнить данный ему приказ.
Отказ подчинённого выполнить приказ командира (начальника), в зависимости от законодательства государства, уровня последствий и обстоятельств, считается дисциплинарным проступком либо уголовным преступлением подрывающим единоначалие.
Командир (начальник) несёт дисциплинарную и уголовную ответственность:
- за невыполнение задач поставленных перед возглавляемым им формированием;
- за отсутствие порядка описанного в воинских уставах и служебных инструкциях, во вверенном ему формировании;
- за отсутствие боевой готовности подчинённого ему формирования;
- за отдание заведомо преступных приказов;
Конфликты в единоначалии
Главным и фактически единственным фактором подрывающим единоначалие и соответственно дисциплину в войсках, считается неповиновение или неисполнение приказа отданного командиром (начальником) .
Данный фактор приобретал и приобретает особо важное значение в условиях войны, когда возникали и возникают обстоятельства при которых командиры (начальники) в силу складывающихся обстоятельств, субъективных причин либо иной личной мотивации, отдавали подчинённым приказы, явно нарушающие морально-этические нормы, правила ведения войны и уголовное законодательство (заведомо преступный приказ). По мировой практике, чаще всего подобные преступные приказы отдаются в отношении мирного населения.
В данном случае в зависимости от принадлежности к государству, единоначалие командира может быть законодательно ограничено.
К примеру в вооружённых армиях многих западноевропейских государств (а также в ВС РФ) подчинённый имеет право не выполнять приказ командира (начальника), если считает его заведомо преступным. При этом подчинённый не понесёт никакой административной либо юридической ответственности, если невыполненный приказ действительно являлся таковым .
Согласно международным правовым нормам, единоначалие командира (начальника) не исключает уголовной ответственности подчинённого по международному праву за выполнение заведомо преступного приказа. При этом формулировка возможности не исполнить преступный приказ гласит так - «сознательный выбор был фактически для него возможен» .
Единоначалие и Коллегиальность
В единоначалии заложен отрицательный момент. Он заключается впоследствии нерациональных или необдуманных решений, принятых командиром (начальником) из-за субъективной оценки по стечению обстоятельств, в результате дезинформации противником, состоянию здоровья или иной личной мотивации при рассмотрении следующих вопросов:
- оценка сложившейся ситуации в ходе боевых действий;
- оценка какого-либо аспекта функционирования возглавляемого им формирования в мирное или в военное время;
- оценка личных качеств подчинённого (кадровый вопрос).
В вооружённых силах последствия принятия ошибочных решений во время боевых действий, всегда приводят к тяжёлым безвозвратным людским и материальным потерям. Во многих случаях ошибочность действий командира высокого ранга влияет на исход войны.
Поэтому в вооружённых силах многих государств предусматривается коллегиальность в принятии важного решения по какому-либо вопросу.
На высшем уровне формирований (объединение , род войск) это проявляется в форме военного совета . .
На уровне подразделений , воинских частей и соединений - коллегиальность представлена рабочим совещанием в штабе, на котором производится обсуждение текущей обстановки, поступивших боевых приказов и выслушиваются мнения командиров подразделений и начальников служб.
При этом решение принятое коллегиальным советом не носит обязательный характер. Оно носит исключительно рекомендательный характер и последнее слово в принятии окончательного решения остаётся за командиром. То есть единоначалие в вооружённых силах - выше коллегиальности .
В редких случаях решение коллегиального совета может оказаться вне сферы единоначалия (влияния командира). К таковым относится решение Суда офицерской чести , которое принимается членами коллегиального совета, попавшими туда на выборной основе. Командир формирования не может повлиять на их решение, а может только обжаловать его.
Также единоначалие командира (в зависимости от принадлежности к вооружённым силам) может быть ограничено в кадровых вопросах. К примеру командир воинской части (соединения) обязан принять решение аттестационной комиссии, представленной старшими офицерами, решающими вопросы об очередном повышении воинского звания, о служебном соответствии либо занятию более высокой должности каким-либо военнослужащим и т.д..
Меры по поддержанию единоначалия
В мирное время
Неповиновение или неисполнение приказа в вооружённых силах (независимо от принадлежности к государству) несёт за собой дисциплинарную или уголовную ответственность.
В мирное время таковыми мерами наказания являются:
- назначение одного или нескольких внеочередных суточных дежурств;
- служебное взыскание (выговор, строгий выговор, объявление о служебном несоответствии);
- материальное взыскание (ограничение жалованья, штрафы);
- ограничение служебного (карьерного) роста;
- временное отстранение от исполнения служебных обязанностей;
- понижение в должности;
- понижение в воинском звании;
- арест и содержание на гауптвахте ;
- увольнение из рядов вооружённых сил.
В военное время
Считается что тяжёлые последствия от неповиновения либо неисполнения приказа чаще всего возникают в условиях боевых действий, когда выполнение боевой задачи и жизнь военнослужащих непосредственно связаны с неукоснительным выполнением всех приказов командира (начальника) :
Невыполнение приказа наносит вред, а в боевой обстановке оплачивается кровью. Невыполнение боевого приказа - есть тягчайшее преступление...
Права и обязанности красноармейца
В связи с этим во многих государствах законодательно вводились особо жёсткие меры по принуждению к беспрекословному выполнению приказов.
Суровые дисциплинарные наказания, связанные с казнью военнослужащих за неповиновение или неисполнение боевых приказов зафиксированы с античных времён. К примеру в Римской Империи таковым наказанием являлась децимация .
К подобным мерам прибегали военачальники Армии Монгольской империи в которой за неисполнение боевого приказа одним всадником казнили весь десяток, одним десятком - всю сотню
Применение оружия является крайней мерой и допускается, если все другие меры, принятые командиром (начальником), оказались безуспешными либо когда по условиям обстановки принятие других мер окажется невозможным.
Перед применением оружия, если позволяет обстановка, командир (начальник) обязан предупредить об этом неповинующегося. О применении оружия командир (начальник) немедленно доносит по команде.
Командир (начальник), не принявший мер воздействия для восстановления порядка и дисциплины, несет за это ответственность.Статья 7 Дисциплинарный Устав ВС СССР
Данное положение Дисциплинарного устава фактически означал расстрел на месте без суда и следствия.
Из современных государств, такой метод поддержания единоначалия и дисциплины в воинских формированиях, на данном историческом этапе решила ввести Украина в феврале 2015 года :
Статья 221 (в оригинале) : Командири (начальники) в особливий період, у тому числі в умовах воєнного стану чи бойовій обстановці, з метою затримання військовослужбовців, які вчиняють кримінальні правопорушення, пов"язані із непокорою, опором чи погрозою начальнику застосуванням насильства, із самовільним залишенням бойових позицій та визначених місць дислокації військових частин (підрозділів) в районах виконання бойових завдань, мають право особисто застосовувати заходи фізичного впливу, спеціальні засоби, а в бойовій обстановці також зброю чи віддати підлеглим наказ про застосування таких засобів, якщо в інший спосіб неможливо припинити злочинні діяння.
В переводе на русский : Командиры (начальники) в особый период, в том числе в условиях военного положения или боевой обстановки, с целью задержания военнослужащих, которые совершают уголовные правонарушения, связанные с неповиновением или угрозой начальнику применением насилия, с самовольным оставлением боевых позиций и определённых мест дислокации войсковых частей (подразделений) в районах проведения боевых заданий, имеют право особого применения мер физического воздействия, специальных средств, а в боевой обстановке также оружием, или отдать подчинённым приказ о применении таковых средств, если иным способом невозможно прекратить преступные действияЗАКОН УКРАЇНИ про внесення змін до надання командирам додаткових прав та покладання обов"язків у особливий період
- Закон Украины о внесении изменений в наделении командиров дополнительными правами и возложении обязательств в особый период
Принцип единства и централизма прокурорского надзора
Принцип единства состоит в том, что перед всеми органами, входящими в прокурорскую систему, стоят единые цели и задачи. При осуществлении надзора прокуроры обладают одинаковыми полномочиями (независимо от места прокурора в системе органов прокуратуры) и используют одни и те же правовые средства.
Задачи прокурорского надзора (деятельности прокуроров): сохранение и укрепление законности. Полномочия прокуроров направлены на выявление правонарушений и устранение их.
Принцип централизации (централизма) проявляется двояко:
1) внешнее подчинение
Это подчинение всех прокуроров во главе с ген. прокурором высшим органам гос. власти и президенту (только перед ними ген. прокурор ответственен).
2) внутреннее подчинение
Каждый нижестоящий прокурор обязан подчиняться вышестоящему, и все прокуроры обязаны подчиняться ген. прокурору.
Характерен для системы органов прокуратуры.
Действие этого принципа связано со способом управления, который принят в этой системе. В системе органов прокуратуры существует единоличное управление
: все основные решения принимаются прокурором, окончательное решение всегда принимает прокурор.
Размещено на реф.рф
Для управления нижестоящими органами он издаёт приказы, инструкции и иные акты, обязательные для исполнения. Все акты прокурорского реагирования исходят за подписью прокурора (хотя могут готовиться иными работниками прокуратуры, специалистами). Прокурор осуществляет надзор за законностью издаваемых правовых актов, проводимых расследований.
Действие принципа единоначалия дополняется началами коллегиальности . Коллегиальное обсуждение вопросов позволяет учесть мнение других сотрудников прокуратуры, их опыт. Коллегиальность проявляется:
ü в районных и городских прокуратурах проводятся оперативные совещания при
прокуроре. На них распределяются функции, задачи между сотрудниками, совместно обсуждаются вопросы.
ü в субъектах федерации действуют коллегии прокуратуры.
Коллегии прокуратуры - ϶ᴛᴏ совещательные органы. На заседаниях коллегий обсуждаются наиболее актуальные вопросы деятельности, заслушиваются подчинённые прокуроры с докладами. В состав коллегий входят руководители структурных подразделений прокуратуры. Решения коллегии проводятся в жизнь соответствующим приказом руководителя прокуратуры и становятся обязательными для исполнения.
Все прокурорские полномочия делятся на 2 группы:
1) передаваемые
2) непередаваемые
Передаваемые полномочия – бывают переданы прокурором другим работникам прокуратуры (заместителям, помощникам прокурора, следователям).
Непередаваемыми являются наиболее важные по правовым последствиям действия прокурора (подписание актов прокурорского реагирования, направление дела в суд, подписание обвинительного заключения и т.п.), внешние отношения прокуратуры.
Отраслевые принципы
Сюда относятся:
1) принципы уголовного процесса
Принцип презумпции невиновности
Принцип законности
Принцип неприкосновенности жилища и др.
2) принципы гражданского процесса
Состязательность (ᴛ.ᴇ. стороны имеют равную возможность доказывания своей позиции)
Диспозитивность (ᴛ.ᴇ. стороны могут применять любые предусмотренные законом средства доказывания).
Это точка зрения Козлова А.Ф.
Компетенция органов прокуратуры
Понятие компетенции органов прокуратуры
Для осуществления надзора за исполнением закона органы прокуратуры должны располагать собственными полномочиями.
Компетенция - ϶ᴛᴏ совокупность полномочий, которыми наделяются органы прокуратуры для осуществления надзора за соблюдением закона поднадзорными субъектами.
Это полномочия сугубо надзорные, они предоставляются прокуратуре высшими органами государственной власти.
При определении объёма и характера полномочий прокуратуры законодатель руководствуется задачами прокуратуры (ст.1 ФЗ ʼʼО прокуратуреʼʼ).
Обеспечение единства, законности, верховенства закона, защита прав человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства.
Цели и задачи, стоящие перед органами прокуратуры, входят в понятие компетенции.
Компетенция прокуратуры представляет собой
своеобразный аналог правоспособности, которой располагают граждане и юридические лица. Обе эти категории (компетенция и правоспособность) характеризуют правовое положение в обществе. Различие между ними состоит в том, что правоспособность есть признаваемая законом способность юридического или физического лица иметь права и нести обязанности. Компетенция государственного органа включает в себя реальные полномочия, предоставленные ему государством. Гос. орган предназначен для выполнения своих прав и обязанностей, у должностных лиц этих органов отсутствует свобода по распоряжению правами и обязанностями (такая свобода есть у граждан и юр.
Размещено на реф.рф
лиц).
Стоящие перед органами прокуратуры задачи превращают права и обязанности прокурора в единое целое. Права и обязанности органов прокуратуры представляют из себяслужебный долг прокурора.
Классификация
В литературе, посвящённой вопросам прокурорского надзора, выделяются 3 вида компетенции органов прокуратуры:
1) общая компетенция - ϶ᴛᴏ совокупность полномочий, предоставляемых прокуратуре как системе органов (в данном смысле понятие компетенции употреблено в ст.1 ФЗ ʼʼО прокуратуреʼʼ)
2) специальная компетенция
В системе органов прокуратуры выделяются специальные прокуратуры:
ü военная
ü транспортная каждая из них обладает
ü природоохранная своей специальной компетенцией
ü войсковых частей
ü по исполнению наказания
3) индивидуальная компетенция
Индивидуальной компетенцией обладает каждый отдельно взятый прокурорский орган, т.к. при осуществлении надзора над соблюдением закона поднадзорными субъектами выступает не вся система органов прокуратуры, а отдельный орган.
Характер полномочий, входящих в компетенцию
Все прокурорские полномочия делятся на 2 большие группы:
1) основные полномочия (связаны с осуществлением надзора за исполнением закона поднадзорными субъектами)
2) дополнительные (не связаны с осуществлением надзора, по сути это организационные полномочия)
Основные полномочия:
Принцип единоначалия - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Принцип единоначалия" 2017, 2018.
Единоначалие – важнейший принцип строительства и жизнедеятельности войск.
1. Единоначалие как основа централизованного и устойчивого управления армией и флотом.
2. Всемерное укрепление единоначалия - долг и обязанность каждого военнослужащего Российских Вооруженных Сил.
Устав Внутренней службы определяет, что единоначалие является одним из принципов строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, руководства ими, взаимоотношений между военнослужащими.
Заключается оно в наделении командира (начальника) всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и возложении на него персональной ответственности за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего.
Единоначалие определяет построение армии как централизованного военного организма, единство обучения и воспитания личного состава, организованность и дисциплину и в конечном счете высокую боеготовность войск. Необходимо отметить, что оно наилучшим образом обеспечивает единство воли и действий всего личного состава, строгую централизацию, максимальную гибкость и оперативность руководства войсками. Единоначалие позволяет командиру действовать смело, решительно, проявлять широкую инициативу, возлагая на командира персональную ответственность за все стороны жизнедеятельности войск, способствует развитию у офицеров необходимых командирских качеств. Оно создает условия для высокой организованности, строгой воинской дисциплины и твердого порядка.
Многовековой опыт позволяет утверждать, что командиры могут успешно выполнять стоящие перед ними задачи только в условиях постоянно укрепляющегося единоначалия, сосредоточения в их руках всех функций руководства и управления деятельностью воинских коллективов .
История Вооруженных Сил нашего Отечества убедительно доказала эффективность единоначалия как в мирное, так и в военное время. Командир-единоначальник, обладая всей полнотой распорядительной власти по отношению к вверенным ему войскам, единолично несет полную ответственность за их состояние, подготовку, обеспечение и деятельность.
Единоначалие обеспечивает единство воли, гибкость и оперативность управления войсками;
свободу действий командира в ходе выполнения поставленных задач; организованность и дисциплинированность войск; целенаправленное обучение и воспитание личного состава; эффективный контроль выполнения приказов и уставов (см. схему 1).
Единоначалие в Вооруженных Силах РФ направлено на повышение боеспособности и боевой готовности войск армии и сил флота, воспитание у воинов высоких морально-психологических качеств. Чем сложнее и труднее обстановка и решаемые войсками задачи, тем крепче должно быть единоначалие. Более того, войска не могут успешно выполнять боевые задачи без твердого единоначалия и крепкой воинской дисциплины.
Только строго централизованное управление войсками может обеспечить успех в бою, где важное значение приобретают быстрота принятия решения и немедленное проведение его в жизнь, четкая координация действий войск.
Единоначалие в Вооруженных Силах Российской Федерации имеет четкую правовую основу, которую составляют законы, воинские уставы, приказы и директивы. Эти нормативные акты вносят оформленность во внутренние отношения армии, в права и обязанности военнослужащих. Они обеспечивают как правовой статус командиров при управлении войсками, так и гражданские и личностные права военнослужащих.
Единоначалие предполагает отдачу командиром (начальником) приказов, приказаний и распоряжений, которые обязательны для неукоснительного выполнения подчиненными.
В армиях всех стран мира порядок отдачи и выполнения распоряжений строго регламентирован, но существуют единые принципы, которые доказали необходимость их неукоснительного выполнения.
Прежде всего командир перед отдачей приказа обязан всесторонне оценить обстановку, а также предусмотреть меры по обеспечению его выполнения. Он лично несет ответственность за отданный приказ и его последствия, соответствие отданных распоряжений законодательству, а также злоупотребление властью. В Российских Вооруженных Силах не допускаются отдача приказов и распоряжений, направленных на нарушение закона, постановка задач, не имеющих отношения к службе.
Приказ должен быть сформулирован предельно ясно для подчиненного, исключать двоякое толкование и не вызывать сомнений. Как правило, он отдается в порядке подчиненности, но при крайней необходимости старший воинский начальник может отдать приказ военнослужащему, минуя непосредственного начальника. При этом он сам сообщает об этом непосредственному начальнику или приказывает подчиненному доложить самому. Военнослужащий должен выполнить приказ 50 точно и в срок, о выполнении полученных указаний обязан доложить командиру.
Военнослужащий в целях успешного выполнения поставленной задачи обязан проявлять разумную инициативу. Она особенно необходима, когда полученный приказ не соответствует резко изменившейся обстановке, а условия таковы, что своевременно получить новый приказ нет возможности.
Укрепление единоначалия в армии и на флоте Российской Федерации имеет свою специфику, так как оно не имеет ничего общего с простым администрированием, поскольку в своей практической деятельности командир опирается на общественные организации, принимает активное участие в их работе, тесно связан с личным составом, поддерживает его инициативу, мобилизует на выполнение учебных и боевых задач.
Жизнь убедительно свидетельствует о том, что без проведения в жизнь принципа единоначалия невозможно добиться такого уровня дисциплины, который необходим для твердого управления войсками.
Принцип единоначалия обязывает командира применить всю силу своего влияния, всю власть, чтобы принятое им решение было непременно выполнено подчиненными. Только в этом случае воинская дисциплина будет поддерживаться на должном уровне. Принцип единоначалия позволяет командиру постоянно мобили-зовывать и направлять усилия всех своих подчиненных на успешное решение задач боевой подготовки и повседневной жизнедеятельности, укрепление воинской дисциплины.
Опыт показывает, что успеха добиваются те командиры-единоначальники, которые систематически учат подчиненных офицеров, прапорщиков, сержантов умению сочетать метод убеждения с мерами принуждения, правильно применять власть, не допуская искажения требований Дисциплинарного устава Вооруженных Сил.
Единоначалие теснейшим образом связано с воинской дисциплиной и оказывает на ее состояние решающее воздействие. Опыт передовых командиров наглядно свидетельствует, что последовательная реализация принципа единоначалия во всех звеньях армейского организма благотворно сказывается на укреплении дисциплины.
Всемерное укрепление единоначалия - одна из важнейших обязанностей командиров.
Главными направлениями в работе по укреплению единоначалия являются: непрерывное повышение профессиональной подготовки командиров; выработка у них высоких нравственных качеств; совершенствование стиля практической деятельности; воспитание всего личного состава в духе уважения к командирам, беспрекословного повиновения и дисциплинированности; активная деятельность общественных организаций по поддержанию авторитета командиров (см. схему 2).
Особое внимание необходимо уделять обучению офицеров, прапорщиков и сержантов методике организации профилактической работы по укреплению воинской дисциплины и предупреждению правонарушений. Анализ состояния дисциплины в коллективе позволяет детально разобраться в нравственной атмосфере, в которой живут и несут службу военнослужащие, характере и первопричинах дисциплинарных проступков.
Важнейшим условием укрепления воинской дисциплины является воспитание подчиненных в духе безусловного и точного выполнения всех без исключения требований уставов. В обшевоин-ских уставах изложены правила, которые четко регламентируют организацию службы, учебы и быта войск. Твердый уставной порядок является основой повышения боевой готовности подразделения, части. Он охватывает организацию учебного процесса, эксплуатацию и содержание техники, порядок в казармах и военном городке, парках боевых машин, караульных помещениях, учебных центрах. Он предполагает строгое выполнение распорядка дня, четкую организацию быта и досуга воинов. Уставной порядок служит не только важнейшим условием поддержания высокой воинской дисциплины, но и мощным фактором воспитания, является как бы органическим продолжением воспитательной работы .
Решающая роль в поддержании уставного порядка принадлежит командирам-единоначальникам. Они имеют достаточные права, несут личную ответственность за боевую и мобилизационную готовность частей и кораблей, подразделений и служб, обязаны служить для подчиненных примером строгого соблюдения законов, норм морали, выполнения требований военной присяги, воинских уставов. И правильно поступают те командиры, которые используют самые разнообразные формы и методы для воспитания военнослужащих в духе высокой дисциплинированности и исполнительности. Ибо в этом – залог успеха в решении задач боевой подготовки.
Личный пример командира оказывает важное воспитательное и дисциплинирующее влияние на подчиненных. Они стремятся подражать командиру во всем, равняться на него. Как правило, воины учатся у своего командира не только боевому мастерству. Они перенимают у него манеру поведения. Вот почему командиру-единоначальнику необходимо быть для подчиненных образцом во всем, высоко держать свой авторитет. Жизнь убедительно подтверждает, что высокий авторитет командира помогает успешно руководить личным составом в любых условиях.
Органическое единство административной власти и индивидуальных качеств командира оказывает решающее влияние на все стороны обучения и воспитания подчиненных, в том числе и на укрепление воинской дисциплины.
Авторитет командира является действенным инструментом его дисциплинарной власти. У авторитетного командира подчиненные служат с большим старанием, близко к сердцу принимают замечания и упреки, гордятся похвалой и стремятся заслужить его доброе слово.
Те трудности и лишения, которые неизбежно выпадают на долю личного состава, командир призван стойко преодолевать сам, показывая при этом высокую силу духа. Все великие полководцы прекрасно осознавали эту аксиому. , например, добровольно разделял с подчиненными все тяготы походов и баталий. Он всегда был вместе с солдатами, находился в условиях, ничем не отличающихся от тех, в которых воевали его чудо-богатыри. На маршах, учениях, в сражениях он переносил те же нагрузки, что и его войска, наравне со всеми подвергался опасностям. И уже за одно это солдаты боготворили Суворова, шли за ним в самое пекло сражений.
Умение требовать не приходит само собой. Этому надо терпеливо учиться. Желаемого результата в своей работе достигают те командиры, которые глубоко знают подчиненных, их склонности и
запросы, индивидуальные особенности их характеров, мотивы поступков. Вместе с тем все это не должно снижать требовательности, а наоборот, способствовать выбору лучших форм ее предъявления.
Чтобы требовать с подчиненных, командиру надлежит точно знать границы власти, предоставленной ему по занимаемой должности и воинскому званию. В противном случае он не использует до конца всех возможностей или же рискует превысить свою власть, что также недопустимо.
Использовать власть следует осмотрительно, точно соразмеряя строгость наказания со степенью вины подчиненного, учитывая прежнее его поведение и обстоятельства, при которых совершено нарушение.
Дисциплинарный устав не указывает, за какие нарушения следует применять те или иные взыскания. Командир в пределах своих полномочий сам выбирает такой вид взыскания , который, по его мнению, должен оказать максимальное воспитательное воздействие как на человека, к которому оно применяется, так и на подразделение в целом. Чрезмерно строгое или, напротив, чересчур мягкое взыскание, как и огульное наказание лиц, непосредственно не причастных к проступку, снижает воспитательное воздействие наказания, подрывает авторитет командира, который, погорячившись, неумело применил свои права. Незаслуженное наказание больно ранит самолюбие человека, снижает его инициативу и старание, порождает привычку к перестраховке .
Требовательность утверждается не сама по себе. "Права гражданства" она получает тогда, когда четко организована работа по проверке исполнения приказов и распоряжений. И в этой работе командир-единоначальник обязан показать личный пример.
Сложность задач, решаемых Вооруженными Силами России в современных условиях, требует от командиров творческого применения разнообразных форм, методов и приемов воспитания военнослужащих с учетом индивидуальных особенностей каждого подчиненного.
Работать с каждым - значит учитывать как положительные, так и отрицательные качества воина, знать его мысли, настроение, желания, все стороны жизни и поведения.
Глубоко знать личные качества подчиненных - одна из основных обязанностей командира и начальника, предусмотренная Уставом внутренней службы Вооруженных Сил РФ. Разумно используя метод индивидуального подхода к подчиненным, командиры формируют из разных по уровню подготовки, духовному складу и физическому развитию молодых людей дружные, спаянные едиными целями воинские коллективы.
Командир-единоначальник занимает особое положение в воинском коллективе. Однако он не должен опасаться простоты, сердечности в отношениях с людьми только потому, что кто-то может использовать это во вред службе. Доброжелательное командирское отношение к людям должно сочетаться с высокой требовательностью к ним, а доступность командира - с умением подчинить своей воле волю всех подчиненных. Только тогда командир может завоевать авторитет среди всего личного состава.
Высоким авторитетом среди подчиненных пользуется тот командир, которому вежливость не мешает непримиримо относиться к любым нарушениям, а тактичность не снижает его принципиальности. Меньше всего этот командир желает внушить страх подчиненным. Больше всего он дорожит их уважением.
Чутко и внимательно относиться к людям, проявлять отеческую заботу о них, решительно утверждать уставной порядок, воинскую дисциплину, всемерно повышать боевую готовность подчиненных частей, кораблей, подразделений - в этом долг и обязанность каждого командира-единоначальника.
Таким образом, права и ответственность командира органически взаимосвязаны между собой: чем шире его полномочия, тем выше мера ответственности за порученное дело. Умение практически наладить работу, добиться реальных высоких результатов в боевой учебе, в укреплении дисциплины и организованности личного состава - характерная черта командира-единоначальника.
При рассмотрении первого вопроса необходимо обратить внимание на раскрытие сущности единоначалия как необходимого условия устойчивого управления частями, кораблями и подразделениями, основных форм, в которых оно осуществляется, и его влияния на успешное решение боевых и учебно-боевых задач, а также задач повседневной жизнедеятельности.
При рассмотрении второго вопроса внимание акцентируется на основных направлениях работы по укреплению единоначалия, при этом подробно раскрываются формы и методы деятельности офицеров и прапорщиков по поддержанию авторитета командиров, формированию здорового общественного мнения. Отдельно отражаются вопросы, связанные с непосредственным влиянием единоначалия на укрепление воинской дисциплины и организованности, особенно следует подчеркнуть необходимость сознательного и неукоснительного выполнения каждым военнослужащим требований законов, воинских уставов, приказов командиров.
1. Устав Внутренней службы Вооруженных Сил РФ. - М.: Воениздат, 1994.
2. Отечество. Честь. Долг/Учебное пособие по общественно-государственной подготовке. Выпуск 1. - М., 1997.
3. Единоначалие и воинская дисциплина. - М.: Воениздат, 1988.