Россия в xvii веке. Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество

Русские исследователи прошлого века, занимавшиеся вопросами школ и просвещения на Руси в допетровскую эпоху, почти единодушно дают весьма пессимистическую оценку состояния образования в нашей стране в тот период. Г. Миркович, например, делает категорический вывод, что русское просвещение в патриарший период, по крайней мере в его первую половину, находилось в плачевном состоянии. Основание для таких выводов давала скудость исторических материалов, касающихся деятельности школ, а также свидетельства иностранцев, посещавших нашу страну и сравнивавших уровень ее образования с западным. Маржерет, бывший в России в 1600 — 1606 годах, писал: «Русский народ не знает ни школ, ни университетов. Один священник наставляет юношество чтению и письму, чем немногие впрочем занимаются».
Свидетельства иностранцев, безусловно, представляют ценный исторический материал, и все-таки к их оценкам состояния образования в нашей стране мы отнеслись бы осторожно. И дело тут не столько в снобизме пришельцев с Запада, сколько в естественной трудности проникнуть в дух незнакомой для них цивилизации, основанной на иных духовных и культурных ценностях. Они подмечали зачастую внешние, случайные стороны явлений, природу и внутреннюю логику которых не в состоянии были в полной мере постичь и оценить.

Обучение грамоте. Миниатюра из "Жития Антония Сийского", XVII век.

В XVI веке на Руси были лица с широким образованием: архиепископ Новгородский Геннадий, князь Андрей Курбский, царь Иоанн Грозный, его старший сын Иоанн (автор Жития святого Антония Сийского), князь Юрий Токмаков, боярин Тучков и другие. В XVII веке таких лиц в России еще больше. Объяснить их появление как некий парадокс на фоне всеобщего невежества нельзя, точно так же как невозможно объяснить аналогичным образом расцвет русской литературы и искусства в то время.
Каким же было образование в России в XVII веке? Если говорить о системе образования в общегосударственном масштабе (мы не оговорились, речь идет именно о системе), то оно было начальным. Еще отцы Стоглавого Собора «уложили: в царствующем граде Москве и по всем градом... протопопом и старейшим священником и с всеми священники и диаконы, колиждо в своем граде.. избрати добрых духовных священников и диаконов и диаков женатых и благочестивых... могущих иных пользовати, и грамоте и чести и писати горазди, и у тех священников и у диаконов и у диаков учинити в домех училища, чтобы священники и диаконы и все православные христиане в коемждо граде предавали им своих детей на учение грамоте и на учение книжного письма и церковного пенья салтычнаго и чтения налоиного...». Нет сомнений, отцы Стоглавого Собора не изобретали ничего нового, их постановление основывалось на существовавшей практике и предполагало ее узаконение и повсеместное распространение. Поскольку правило Собора не сопровождалось стимулирующими добавлениями, оно не могло привести к резкому изменению уже существовавшего положения.
Ценный материал для изучения школьного образования в России в XVII веке содержат исследованные Д. Л. Мордовцевым азбуковники (рукописный 1660 года и печатный 1679 года). Эти азбуковники представляют собой руководства к чтению для детей, уже получивших основы грамотности, а также руководства для самих учителей. В них излагается методика обучения, даются правила для учащихся, наставления, как вести себя в школе, в церкви, дома и на улице. Из содержания азбуковников видно, что русские школы XVII века были частными учебными заведениями, а учителя, которыми были духовные лица, вознаграждались за свою работу, главным образом, натуральными продуктами. Ученики не жили при школах, они посещали их утром, а затем снова после обеда; остальное время они находились дома. Учились дети людей «всякого чина... и сана, славных и худородных, богатых и убогих, даже и до последних земледельцев».


Большую роль в жизни школы играли старосты. Они выдавали книги, назначали дежурных по отоплению школы и уборке помещения, следили за дисциплиной. Иногда старосты замещали учителей, что имело важное значение, для подготовки учительских кадров. Эта особенность принятой у нас в то время формы обучения оказалась настолько устойчивой, что вошла в практику созданной позднее высшей школы— Славяно-греко-латинской Академии.

А. Рябушкин. Школа 17 века.
В школах существовала своя особая этика, что также предполагает необходимость достаточно длительной традиции. Правила поведения требовали от учеников бережного отношения к книгам и школьному имуществу, соблюдения чистоты и порядка. Неписаные законы запрещали кляузничать, давать обидные клички товарищам, устанавливали нормы своеобразной корпоративной солидарности:

В школу добрую речь вноси,
Из нее же словеснаго сору не износи.
В дом отходя, школьных бытностей не кажи,
Сему и всякого товарища своего накажи.

Судя по азбуковникам, дисциплина в русской школе XVII века была строгой. Однако из дифирамбов розге мы не вправе заключить, что в обучении тогда преобладало неумеренное суровое обращение с учениками.. В этой связи Д. Л. Мордовцев замечает, что «суровость с необходимыми спутниками — жезлом, ремнем, плетью, лозою и розгой и вдобавок с ужасающим школьным козлом, выражалась искусно сплетенными виршами, и каждый описатель. учебника фантазировал на эту тему, сколько его душе было угодно; это было простое словесное устрашение, которое, конечно, не всегда и не во всей мере выполнялось, хотя и выполнялось».

Кустодиев. Школа в Московской Руси.

Что касается предметов, изучавшихся у нас в тот период в начальной школе, то они находят полную аналогию с тем, что изучалось в соответствующих школах Греции и Западной Европы. Это—чтение, письмо, пение, счет. Кроме того, начальные школы на Руси сообщали ученикам основы религии, некоторые сведения по Священной истории, давали представление о семи свободных науках, составлявших тогда курс университетского обучения (грамматика, диалектика, риторика, музыка, арифметика, геометрия, астрономия). Написанные стихами азбуковники — ученики их учили наизусть — давали образцы стихосложения и писем, адресуемых высокопоставленным лицам и благодетелям.
Таким образом, азбуковники XVII века, излагавшие одни и те же «уставные правила» и зафиксировавшие единообразную форму обучения, позволяют вполне определенно говорить о наличии системы, единой методики образования, повсеместно распространенной на территории государства и, возможно, восходящей к периоду домонгольской Руси.
Начальное образование на Руси носило церковный характер. Занятия в школе начинались и заканчивались молитвой. Занималось образованием, как уже говорилось, духовенство. И это вполне понятно, поскольку духовенство видело свою важную миссию в распространении грамотности и знаний, которые были необходимы для внушения пастве понятий о христианской вере и нравственности. Ему важно было дать верующим возможность самим читать Священное Писание и понимать истинный смысл евангельского учения. Не случайно, конечно, устройство школ повсеместно следовало за введением христианства.

Морозов. Сельская школа. 1865 г.

Сам характер церковного образования предполагал решение двух задач — дать подрастающему поколению основы грамотности и знаний и воспитать его в духе христианской нравственности. Знание и нравственность не вступали в конфликт друг с другом, не были оторваны друг от друга, а представляли собой две стороны одного и того же явления.
Русское общество допетровской эпохи обязано, главным образом. Церкви тем, что оно получало знания, причем знания, выходящие за узкие рамки утилитарных потребностей. Более Того, Церковь открывала перспективу беспредельного углубления этих знаний и беспредельного нравственного совершенствования. Благодаря ей русское общество поднималось до высот боговдохновенной мысли, запечатленной в творениях преподобного Иоанна Лествичника и святого Дионисия Ареопагита, преподобных аввы Дорофея и Симеона Нового Богослова, Исаака Сирина и Григория Синаита. О том, что это было так, свидетельствует множество списков их творений в рукописях XIV—XVII веков. Их переписывали и жадно читали, они будили живую мысль. Без них невозможно понять глубин творчества Феофана Грека, преподобного Андрея Рублева и Дионисия. А такие фигуры, как преподобные Иосиф Волоцкий и Нил Сорский, стоят на уровне древних отцов Церкви. Это, конечно, вершины русской духовной жизни и русской культуры. Но они творили и проповедовали среди своих соотечественников и современников» у которых их мысли и их творения находили понимание и отклик.
Система образования в допетровской Руси не только позволяла русским людям достигать глубоких богословских познаний, но и приобретать достаточные знания в области так называемой внешней мудрости.

Маковский. Сельская школа.

На Руси, например, отмечался интерес к логическим знаниям. На русский язык переводились такие сложные произведения, как «Диалектика» преподобного Иоанна Дамаскина и «Логика Авиасафа», представляющая собой фрагменты из произведений арабского мыслителя ал-Газали. Уже в конце XV века на Руси существовала.самостоятельная система терминов, способная адекватно изложить концепции аристотелевской логики. Сохранилось большое число списков переработанного на Руси сочинения Маймонида под названием «Книга, глаголемая логика». На полях списков этой книги содержатся глоссы, разъясняющие те или иные логические термины. А это значит, что «Книгу, глаголемую логика» наши предки внимательно изучали.
Важным источником астрономических и географических познаний в средневековой Руси был «Шестоднев» Иоанна, Экзарха Болгарского, имевший широкое распространение у нас вплоть до XVIII века. Рассматривая вопросы устройства Земли и Вселенной, Экзарх Иоанн исходит из идеи шарообразности Земли, покоящейся в. центре сферического небесного свода. Вслед за Аристотелем на основании лунных фаз он доказывает шарообразность спутника Земли, а затем, по аналогии, распространяет эту форму на солнце и звезды. Фазами Луны автор «Шестоднева» объясняет приливы и отливы на море. Приводимые им размеры нашей планеты довольно точно соответствуют данным современных исследований. Экзарх Иоанн дает понятия о климатических зонах Земли. Сведениям, приводимым в этой своеобразной естественнонаучной энциклопедии, соответствовал уровень науки в Западной Европе в XVI - XVII веках, где гелиоцентрическая концепция Коперника и Галилея еще не получила признания.
В области практической механики русские строители едва ли уступали своим западным современникам. Строители не только делали планы будущего сооружения, но и планировали технологический процесс. Они знали условия прочности, нагружения отдельных конструкций — стен, колонн, сводов, учитывали состояние почвы, свойства материалов, над которыми, как предполагают исследователи, производились выборочные испытания. Шедевром фортификационных сооружений был Соловецкий кремль, неприступная для того времени крепость. Строители достигали оптимальных результатов при решении проблем акустики помещений.

Маковский. Приезд учительницы.

С середины XVI века возникают мануфактуры для производства полотна, бархата, кожи, стекла, бумаги. Создаются сложные подъемные приспособления, печатные, маслобойные и монетные прессы, ткацкие станки. Выдающимся инженером был. Митрополит Московский и всея Руси Филипп, который в бытность игуменом Соловецкого монастыря создал ряд технических машин для переработки продуктов питания с использованием конвейеров. Энергию производили водяные мельницы, для которых была создана специальная водная система.
В XVI—XVII веках происходит становление «механизированной» металлургии на Руси, в частности на Урале. Проводятся дренажные работы, строятся водоотводы, плотины и мосты. А все это было невозможно без достаточно высоких познаний в области практической механики.
По оценкам исследователей, достаточно высокой была культура математического исчисления и инструментального счета на Руси.
В XVI веке русские знакомятся с биолого-медицинскими сочинениями Абу-Бекра Рази (Разеса) и Маймонида. Тогда же на Русь проникает учение Гиппократа об эмбриологическом развитии. От того времени сохранилась огромная литература— различные травники и лечебники. В 1620 году в Москве создается Аптекарский приказ. В XVII веке в России был уже известен микроскоп. На русский язык были переведены «Естествознание» М. Скотта и «Проблемы» Псевдо-Аристотеля.

Богданов-Бельский. Ученицы.

Новейшие исследования дали возможность пересмотреть значение допетровской эпохи в истории биологических познаний в России. К этой эпохе восходят многие сохранившиеся до наших дней биологические термины: «завязь», «прививка», «черешок» и т. д.
Развитие связей с западными странами вызывало необходимость изучения иностранных языков, прежде всего латинского и польского, а расширяющееся западное влияние, о котором мы будем говорить ниже, отразилось на образе жизни русского общества, прежде всего знати. Стал меняться стиль эпохи. В новых условиях образованность становится престижным фактором и приобретает определенную общественную ценность. Русская знать начинает приглашать в свои дома иностранных учителей и направлять своих детей для обучения на Украину и в Польшу.
Подводя итог, можно сделать вывод: основу русского образования в патриарший период составляла начальная школа, но ее дополняло приватное обучение в монастырях, у частных учителей (в том числе иностранных), а также в сфере материального производства. Важным элементом образования было самостоятельное изучение богословской, естественнонаучной и художественной литературы. Эта система образования в целом удовлетворяла интересы Русского государства и Церкви, по крайней мере до второй половины XVII века, когда изменившиеся исторические условия сделали необходимым учреждение в России «правильной» высшей школы.

Религиозно-политическое движение XVII века, в результате которого произошло отделение от Русской православной церкви части верующих, не принявших реформ патриарха Никона, получило название раскола .

Также на богослужении вместо пения "Аллилуйя" два раза было велено петь три раза. Вместо обхождения храма во время крещения и венчания по солнцу было введено обхождение против солнца. Вместо семи просфор на литургии стали служить на пяти. Вместо восьмиконечного креста стали употреблять четырехконечный и шестиконечный. По аналогии с греческими текстами вместо имени Христа Исус в новопечатных книгах патриарх приказал писать Иисус. В восьмом члене Символа веры ("В Духа Святаго Господа истинного") убрал слово "истинного" .

Нововведения были одобрены церковными соборами 1654-1655 годов. В течение 1653-1656 годов на Печатном дворе выпускались исправленные или вновь переведенные богослужебные книги.

Недовольство населения вызвали насильственные меры, с помощью которых патриарх Никон вводил в обиход новые книги и обряды. Первыми за "старую веру", против реформ и действий патриарха выступили некоторые члены Кружка ревнителей благочестия. Протопопы Аввакум и Даниил подали царю записку в защиту двоеперстия и о поклонах во время богослужения и молитв. Затем они стали доказывать, что внесение исправлений по греческим образцам оскверняет истинную веру, так как греческая церковь отступила от "древлего благочестия", а ее книги печатаются в типографиях католиков. Иван Неронов выступил против усиления власти патриарха и за демократизацию церковного управления. Столкновение между Никоном и защитниками "старой веры" приняло резкие формы. Аввакум, Иван Неронов и другие противники реформ подверглись жестоким преследованиям. Выступления защитников "старой веры" получили поддержку в различных слоях русского общества, начиная от отдельных представителей высшей светской знати и заканчивая крестьянами. В народных массах живой отклик находили проповеди расколоучителей о наступлении "последнего времени", о воцарении антихриста, которому якобы уже поклонились царь, патриарх и все власти и выполняют его волю.

Большой московский Собор 1667 года анафематствовал (отлучил от церкви) тех, кто после многократных увещеваний отказался принять новые обряды и новопечатные книги, а также продолжал ругать церковь, обвиняя ее в ереси. Собор также лишил Никона патриаршего сана. Низложенный патриарх был отправлен в заточение — сначала в Ферапонтов, а затем Кирилло Белозерский монастырь.

Увлекаемые проповедью расколоучителей многие посадские люди, особенно крестьяне, бежали в глухие леса Поволжья и Севера, на южные окраины Русского государства и за границу, основывали там свои общины.

С 1667 по 1676 год страна была охвачена бунтами в столице и на окраинах. Затем с 1682 года начались стрелецкие бунты, в которых раскольники играли немаловажную роль. Раскольники совершали нападения на монастыри, грабили монахов, захватывали церкви.

Страшным последствием раскола явились гари — массовые самосожжения. Самое раннее сообщение о них относится к 1672 году, когда в Палеостровском монастыре совершили самосожжение 2700 человек. С 1676 по 1685 год, по документально зафиксированным сведениям, погибли около 20 000 человек. Самосожжения продолжались и в XVIII веке, а отдельные случаи — в конце XIX века.

Главным результатом раскола явилось церковное разделение с образованием особой ветви православия — старообрядчества. К концу XVII — началу XVIII века существовали различные течения старообрядчества, получившие названия "толков" и "согласий". Старообрядчество разделилось на поповщину и беспоповщину. Поповцы признавали необходимость духовенства и всех церковных таинств, они были расселены в Керженских лесах (ныне территория Нижегородской области), районах Стародубья (ныне Черниговская область, Украина), Кубани (Краснодарский край), реки Дон.

Беспоповцы жили на севере государства. После смерти священников дораскольного рукоположения они отвергали священников нового поставления, поэтому стали называться беспоповцами. Таинства крещения и покаяния и все церковные службы, кроме литургии, совершали избранные миряне .

Патриарх Никон уже никакого отношения к гонениям на старообрядцев не имел — с 1658 года до кончины в 1681 году он находился сначала в добровольной, а затем в вынужденной ссылке.

В конце XVIII века сами раскольники стали предпринимать попытки сблизиться с церковью. 27 октября 1800 года в России указом императора Павла было учреждено единоверие как форма воссоединения старообрядцев с Православной церковью.

Старообрядцам, было дозволено служить по старым книгам и соблюдать старые обряды, среди которых наибольшее значение придавалось двоеперстию, но богослужение и требы совершали православные священнослужители.

В июле 1856 года по указу императора Александра II полиция опечатала алтари Покровского и Рождественского соборов старообрядческого Рогожского кладбища в Москве. Поводом послужили доносы, что в храмах торжественно совершаются литургии, "соблазняющие" верующих синодальной церкви. Богослужения проводились в частных моленных, в домах столичных купцов и фабрикантов.

16 апреля 1905 года, накануне Пасхи, в Москву пришла телеграмма Николая II, разрешающая "распечатать алтари старообрядческих часовен Рогожского кладбища". На следующий день, 17 апреля, был обнародован императорский "Указ о веротерпимости" гарантировавший староверам свободу вероисповедания.

В 1929 году патриарший Священный Синод сформулировал три постановления:

— "О признании старых русских обрядов спасительными, как и новые обряды, и равночестными им";

— "Об отвержении и вменении, яко не бывших, порицательных выражений, относящихся к старым обрядам, и в особенности к двуперстию";

— "Об упразднении клятв Московского Собора 1656 года и Большого Московского Собора 1667 года, наложенных ими на старые русские обряды и на придерживающихся их православно верующих христиан, и считать эти клятвы, яко не бывшие".

Поместный Собор 1971 года утвердил три постановления Синода от 1929 года.

12 января 2013 года в Успенском соборе московского Кремля по благословению святейшего патриарха Кирилла была совершена первая после раскола литургия по древнему чину.

Материал подготовлен на основе информации из открытых источнико в

С этого времени начинается правление в России династии Романовых, которое продолжалось более трехсот лет, до февраля 1917 г. Государственная власть в России была восстановлена в форме сословно-представительной монархии, которая постепенно эволюционировала в абсолютную. Первые Романовы - Михаил Федорович (1613-1645), его сын Алексей Михайлович (1645-1676) и внук Федор Алексеевич (1676-1682), смогли стабилизировать сложную ситуацию в стране, где царила разруха и хаос, и укрепить свое положение. Это время требовало действий - в российском государстве было необходимо ликвидировать отставание от европейских стран в экономической, промышленной, торговой, управленческой, образовательной и военной областях, с чем и справились первые Романовы. Таким образом, XVII век стал новым периодом в истории России, периодом, когда происходили большие перемены в экономической, политической и социальной сферах.

Польско-шведская интервенция, войны с Польшей и Швецией, Смутное время привели Россию в начале XVII в. к «великому московскому разорению». Главной задачей, стоявшей перед Россией, было восстановление разрушенной экономики страны, внутреннего порядка и стабильности. Восстановление разрушенного хозяйства заняло несколько десятилетий и было в основном закончено лишь к середине XVII в. за счёт роста поместного землевладения. Новая династия Романовых щедро раздавала земли, в результате чего в центре страны практически не осталось черносошных земель. Экстенсивные методы (освоение Поволжья и Сибири) давали возможность достигать высоких урожаев. Появляются районы, где начинается производство товарного хлеба. Однако в целом в стране продолжает господствовать натуральное хозяйство.

Укреплялась и расширялась феодальная собственность на землю, происходило окончательное закрепощение крестьян (после принятия Соборного уложения 1649 г.). Именно в XVII в. сложились две формы эксплуатации: барщина (в Черноземье) и оброк (натуральный и денежный). Производительность труда оставалась на прежнем, крайне примитивном уровне. Новым явлением по сравнению с предшествующим временем в развитии хозяйства было усиление его связи с рынком. Население России все активнее включалось в торговые операции и промысловую деятельность.

В XVII в. развитие мелкотоварного производства подготовило базу для появления мануфактур. Однако, в отличие от Западной Европы, мануфактуры появились в тяжелой промышленности не как реакция на экстенсивное расширение рынка сбыта, а как государственная необходимость. Хозяевами русских мануфактур были иностранные купцы или государство. Первые казенные мануфактуры возникли еще в XVI в. (Пушкарский двор, Монетный двор). Мануфактуры, основанные при поддержке государства, получили название «посессионных».


В связи со специализацией районов, переходом ремесла в стадию мелкотоварного производства происходит складывание всероссийского рынка, т.е. начинают устанавливаться торговые отношения между различными районами, центром которых продолжала оставаться Москва.

Основной формой торговли была ярмарка (сезонная ежегодная оптовая торговля), которая проходила осенью или весной. Эта форма торговли была наиболее оптимальной для любого русского человека. Крупнейшим торговым центром была, конечно, Москва. Самыми известными были Макарьевская ярмарка близ Нижнего Новгорода, Ирбитская на Урале, Свенская - около Брянска. Мелкие торговцы продавали товары (как правило, повседневного спроса), в разнос. Наряду с развитием внутренней торговли росла и внешняя. В Россию ввозили ковры, ткани, металлические изделия, сукно, краски, вина. Россия вывозила пеньку (сырьё для корабельных канатов), пушнину, кожу, техническое сало. Единственным портовым городом был Архангельск. Вся внешняя торговля сосредотачивалась в руках иностранных купцов, русские же не имели ни кораблей, ни капиталов, ни образования, ни определённой организованности. Для того, чтобы сократить проникновение иностранных купцов вглубь страны, в 1663г. вышел соответствующий торговый устав, который заменил многочисленные торговые пошлины единым налогом 5%, а для иностранных купцов - 6% (торговля в Архангельске), а внутри страны - 8%. В 1667г. был принят новый торговый устав, который запрещал торговлю между иностранцами, розничную торговлю иностранным купцам, а так же вводил для них двойные пошлины, если они торговали внутри страны.

Общее развитие государственной власти в России в XVII в. характеризовалось постепенным переходом к абсолютной монархии, характеризующееся сосредоточением полной власти в руках монарха, который полностью распоряжается казной, армией, получает абсолютное право издавать законы и для управления страной создаёт разветвлённый бюрократический аппарат.

Первыми признаками абсолютизма в России были изменение роли
Боярской Думы и Земского Собора, постепенное отмирание которого проходило с бюрократизацией государственного аппарата, включая и Боярскую Думу, которая продолжала действовать еще долго и составляла характерную черту российской монархии XVII века.

Сильная власть царя в России нашла законодательное выражение в Соборном уложении, принятом в 1649г. Земским Собором. Это грандиозный памятник юридической мысли России, который подвел своеобразный итог законодательной деятельности Московского государства. В Боярской Думе повысился удельный вес дворян, внутри возникают дополнительные органы: Государственная и Расправная Палаты.

Изменился сам титул русского царя. Прежний титул «Государь, Царь и Великий князь Всея Руси» заменяется на «Божией милостью Великий Государь, Царь и Великий князь всех Великие и Малые и Белые Русии самодержец». Подчёркивалось божественное происхождение самодержавной власти. Соборное Уложение установило наказание смертной казни за хулу на царя и за умысел против него.

В XVII в. расцветает приказная система. К концу века количество приказов достигает 80, которые делились на постоянные и временные, территориальные и военные. Резко увеличилось число приказных людей. Но в целом, приказная система оказалась исключительно несовершенной, так как многие приказы дублировали друг друга.

Неотъемлемой особенностью российского абсолютизма является то, что в России не только не зарождалось буржуазных элементов, но вместе с тем проходило дальнейшее усиление крепостного права. Следовательно, в России происходит консервация феодального способа производства.

Особенностью российского абсолютизма было также отсутствие регулярной армии и финансовой системы. Армия состояла из дворянского ополчения, которое собиралось для каждой военной кампании и стрельцов, которые в мирное время занимались промыслом и торговлей. Финансы России не являли собой единую систему, сбор налогов находился в ведении разных приказов, как и их распределение.

Становление абсолютизма происходит в период царствования Алексея Михайловича, который, по словам Ключевского, прошёл полный курс древнерусского образования под присмотром своего деда патриарха Филарета, и представляло собой длительный процесс. Современники называют его «Тишайшим», а век, в который он правил – «бунташным». Это во многом было связано с формированием абсолютизма, т.е. изменением, как политической, так и социальной жизни страны.

Предпосылки возникновения абсолютизма наметились еще со второй половины XVI века, выраженное в усилении централизации государственного управления, ликвидации остатков удельной раздробленности, местничества. Установление абсолютизма сопровождалось постепенным отмиранием средневековых представительных учреждений, которые в период сословно-представительной монархии действовали наряду с царской властью, а также ослаблением роли церкви в управлении государством. Боярская Дума на протяжении XVII в. превратилась из законодательно-совещательного органа в совещательный при царе. Боярство уже не противопоставляло себя самодержавию, не пыталось оказывать давление на монарха или оспаривать его решения. При Алексее Михайловиче более половины состава Думы составили дворяне.

Абсолютизм в России, по сравнению с абсолютизмом Западной Европы, обладал рядом особенностей. К числу их относится слабость российской буржуазии, порожденная многочисленными причинами (задержка в развитии городов в результате монголо-татарского нашествия, закрепощение основной массы сельского и городского населения, обусловившее медленное развитие капитализма и др.), которые ставили её с самого момента возникновения в большую зависимость от государства. Особенности русского абсолютизма определялись и тем, что в России, в отличие от Западной Европы, на протяжении всего XVIII и первой половины XIX вв. сохранялись крепостнический строй и политическое господство дворянства, могущество которого составляли крепостнические латифундии в Европейской России. Эти и ряд других факторов привели к тому, что в России эволюция абсолютизма в сторону буржуазной монархии происходила весьма медленно. Ко времени Февральской революции 1917 процесс этот не был ещё завершен.

Усиление царской власти второй половины XVII в. выразилось так же в ее победе над церковью. Патриарх Никон, бывший личным другом царя Алексея Михайловича, поставленный патриархом в 1652 г. при его содействии, стал претендовать на государственную власть. Он демонстративно подчеркивал превосходство духовной власти над светской. По сути, он становится соправителем царя, а во время отсутствия Алексея Михайловича даже занимал его место. Но Никон переоценил свои силы и возможности: приоритет светской власти был уже определяющим в политике страны.

В 1653 г. патриарх Никон начал церковную реформу, суть которой состояла в унификации норм церковной жизни и приведении их в соответствии с нормами греческой и других православных церквей, внесении исправлений в церковные книги. Нововведения вызвали сопротивление значительной части русского духовенства во главе с протопопом Аввакумом. Таким образом, в русской православной церкви произошел раскол: сторонники «старой веры» (которых стали называть раскольниками) требовали отмены реформы Никона.

Тем не менее, борьба продолжалась восемь лет. И только церковный собор 1666 г. вынес приговор о низложении Никона и ссылке его простым монахом в северный Ферапонтов монастырь. Вместе с тем, церковный собор объявил проклятие всем противникам реформы, в которой все же нуждалась церковь.

После этого раскол в России разгорелся с гораздо большей силой. Чисто религиозное вначале движение приобретает социальную окраску. Однако силы споривших между собой реформатов и старообрядцев были неравны: на стороне первых находилась церковь и государство, вторые защищались только словами.

Что касается официальной церкви, то она пошла на компромисс со светской властью. Собор 1667г. подтвердил независимость духовной власти от светской. По решению этого же собора был упразднен Монастырский приказ, а также отменялась практика суда светского учреждения над духовенством.

Раскол стал одновременно и знамением консервативной антиправительственной оппозиции церковных и светских феодалов, и знамением антифеодальной оппозиции. Народные массы, становясь на защиту «старой веры», выражали этим свой протест против феодального гнета, прикрываемого и освящаемого церковью.

Массовый характер движение приобрело после церковного собора 1666-1667 гг., предавшего старообрядцев анафеме, как еретиков, и принявшего решение об их наказании. Этот этап совпал с подъемом в стране антифеодальной борьбы. Движение достигло своего апогея, распространилось вширь, привлекая новые слои крестьянства, в особенности крепостных, бежавших на окраины.

С середины XVII века Россию сотрясали мощные восстания, происходившие в ответ на меры правительства по усилению эксплуатации и дальнейшему закрепощению крестьян – разрастания дворянского землевладения, введения новых сборов и повинностей.

В 1648г. вспыхнуло в Москве движение, которое получило название «соляного бунта». Начавшись 1 июня, восстание продолжалось несколько дней. Волнения в столице не прекращались до конца года. Мощное, хотя и скоротечное восстание вспыхнуло вновь в Москве в 1662 г., получившее название «медного бунта». Его участники предъявили царю Алексею Михайловичу свои требования: снижения налогов, сильно возросших в связи с войнами с Польшей и Швецией, отмены медных денег, выпущенных в огромных количествах и приравненных к серебряным.

Главным свидетельством кризисного состояния страны стало движение под предводительством донского казака Степана Разина, который хорошо знал положение и нужды народа. Изначально действия отряда донского атамана Степана Разина носили характер обычного грабительского набега на торговые караваны. Однако в конце 1669г. Разин, подготавливая новый поход, неожиданно ставит цель покарать «изменников бояр».

13 апреля 1670г. отряд Разина подошел к Царицыну и без труда овладел им. Стрелецкие отряды, посланные против восставших, были разгромлены. Вскоре после этого была взята Астрахань. Астраханские стрельцы перешли к Разину.

В лагере повстанцев было решено двигаться вверх по Волге. Саратов и Самара добровольно перешли на сторону восставших. Разин обратился к населению Поволжья с «прелестными письмами», в которых призывал примкнуть к восстанию и «выводить» изменников, т. е. бояр, дворян, воевод и приказных. 4 сентября Разин подступил к Симбирску и почти месяц упорно его осаждал.

Разбушевавшиеся толпы разинцев вели разгульную жизнь, сопровождавшуюся обильным пролитием крови: лишали жизни воевод, служилых и приказных людей, стрелецких голов, а также стрельцов, не пожелавших примкнуть к движению. Милосердие не проявляли и правительственные войска - они предавали смерти всех, кто остался в живых на поле сражения. Такая же участь постигала почти всех разинцев, оказавшихся в плену, которых казнили без суда.

Напуганное правительство объявило мобилизацию столичного и провинциального дворянства. 28 августа 1670г. царь напутствовал 60 тыс. служилых людей по отечеству, державших путь в Среднее Поволжье. Между тем, ратные люди во главе с воеводой князем Иваном Милославским засели в Симбирском кремле и выдержали четыре штурма повстанцев.

3 октября к Симбирску из Казани подошли правительственные войска под начальством Юрия Барятинского и после нанесенного Степану Разину поражения соединились с ратными людьми Милославского. Разин ушел на Дон, чтобы собрать новое войско, но был схвачен домовитыми казаками и выдан правительству.

Восстание потерпело неудачу. Основной причиной поражения была стихийность и слабая организованность движения, отсутствие четких целей борьбы. Толпы плохо вооруженных людей не могли противостоять правительственным войскам, прошедшим военную подготовку.

4 июня 1671г. Разин был доставлен в Москву и два дня спустя казнен на Красной площади. Церковь предала его анафеме. Правительство торжествовало победу. В то же время имя удачливого атамана Разина превратилось в легенду - народная память сохранила о нем множество песен и былин. Отдельные отряды повстанцев сражались с царскими войсками до осени 1671 г.

После Крестьянской войны правительство вынудило казаков Дона принять присягу, что они не будут давать приют царским недругам, а в 1676 г. казаки впервые принесли общую для всех податных присягу на верность царю.

Крестьянская война под руководством Степана Разина заставила правительство искать пути укрепления существующего строя. Таким образом, была усилена власть воевод на местах, проведена реформа податной системы (с 1679 г. перешли к подворному обложению), усилился процесс распространения крепостничества на южные окраины страны.

После Смутного времени России пришлось надолго отказаться от активной внешней политики. Однако по мере восстановления хозяйства и стабилизации положения внутри страны царское правительство начинает решать насущные внешнеполитические задачи. На северо-западе первоочередной задачей было возвращение выхода к Балтийскому морю. Здесь противником России выступала Швеция, ставшая к тому времени одной из сильнейших держав Европы. На западе стояла задача возвратить потерянные в период польско-литовской интервенции Смоленские, Черниговские, Новгород-Северские земли. Решение этой задачи обострилось в связи с борьбой украинского и белорусского народов за воссоединение с Россией. В ходе этой борьбы было неизбежным столкновение с Речью Посполитой. На юге России постоянно приходилось отражать набеги крымского хана – вассала могущественной Турции, наносившие огромный ущерб южным плодородным землям России.

Борьба за возвращение западных и северо-западных земель началась войной 1632-1634 гг. за Смоленск (Смоленская война), которая завершилась для России неудачно: Смоленск взять не удалось.

В конце 1640-х гг. в противостояние России и Речи Посполитой вмешалась третья сила: на Украине и в Белоруссии вспыхнуло мощное восстание. Оно было вызвано тяжелым положением, в котором находилось местное население. Если украинские и белорусские феодалы в XVI - XVII вв. в большинстве своем приняли католическую веру и ополячились, то крестьяне и горожане продолжали сохранять верность православию, родному языку, национальным обычаям. Помимо социального неравенства, им приходилось страдать еще и от религиозного и национального гнета, чрезвычайно сильного в Речи Посполитой. Многие пытались бежать на восточную окраину государства, к днепровским казакам. Эти казаки, сохранявшие самоуправление, несли пограничную службу, охраняя Речь Посполитую от набегов крымских татар. Однако польское правительство строго контролировало численность казаков, занося их в специальные списки - реестры. Всех не включенных в реестр оно рассматривало как беглых, пытаясь вернуть их хозяевам. Между правительством и казачеством постоянно вспыхивали конфликты. В 1648г. они переросли в восстание, возглавленное Богданом Хмельницким.

Восстание началось победами казаков над войсками Речи Посполитой в 1648г. у Желтых вод и у Корсуни. После этого казачье восстание, поддержанное народными массами, переросло в освободительную войну. В 1649г. у Зборова войско Хмельницкого разгромило поляков. После этого был заключен Зборовский договор, значительно расширявший списки реестровых казаков (с 8 тыс. до 40 тыс.). Договор носил компромиссный характер и не смог примирить враждующие стороны. В том же году освободительная война охватила помимо Украины еще и Белоруссию. В 1651 г. в сражении под Верестечком украинская армия из-за измены крымского хана, союзника Хмельницкого, потерпела поражение. Новый Белоцерковский договор, ограничивший число реестровых казаков 20 тыс., еще меньше удовлетворял восставших. Хмельницкий, хорошо понимавший невозможность справиться с поляками своими силами, неоднократно обращался к России за поддержкой. Однако царское правительство считало страну не готовой к войне и медлило с решительными действиями. Только после того как сначала в 1653 г. Земский собор в Москве, а затем в 1654г. Украинская рада (народное собрание) в Переяславле высказались за воссоединение Украины и России, началась очередная русско-польская война.

Первые действия русских войск были успешными: в 1654г. они вернули Смоленск и захватили значительную часть Белоруссии. Однако, не доведя до конца эту войну, в 1656 г. Россия начала новую со Швецией, пытаясь прорваться к Балтийскому морю. Затяжная битва на два фронта шла с переменным успехом. В конце концов, Россия добилась гораздо меньше того, на что рассчитывала. По Кардисскому миру со Швецией (1661 г.) Россия вернула все прибалтийские территории, захваченные ею во время войны. Не удалось добиться полного успеха и в войне с Речью Посполитой: по Андрусовскому перемирию Россия возвращала Смоленск, а получала Левобережную Украину - все земли на восток от Днепра - и Киев на западном днепровском берегу. Правобережная Украина оставалась во Власти Речи Посполитой.

После этих войн резко обострились отношения России с Османской империей, овладевшей к этому времени Северным Причерноморьем и пытавшейся распространить свою власть на всю Украину. В 1677г. объединенное османо-крымское войско осадило Чигирин - русскую крепость на Украине. В 1678г. ее удалось захватить, однако осада Чигирина ослабила османов и на другие военные действия у них уже не хватило сил. В 1681г. в Бахчисарае подписан договор, по которому османы признавали право России на ее украинские территории. В 1686 г. Россия заключила «вечный мир» с Речью Посполитой - недавние враги стали союзниками в борьбе с экспансией Османской империи. По договору Речь Посполитая признала все территориальные приобретения России, которая обязалась вести активное наступление на Турцию И Османское ханство, чему и отвечали Крымские походы в (1687 и 1689 гг.) и Азовские походы (1695 и 1696 гг.).

Таким образом, в XVII в. Россия проводила активную внешнюю политику, сумев добиться присоединения ряда территорий на западе, востоке и юго-востоке. Были созданы предпосылки для превращения России в великую европейскую державу, чему способствовала также и развитие русской культуры. Социальные конфликты, изменения в общественно-экономической жизни, расширение связей с западноевропейскими странами определили появление новых тенденций в развитии культуры. Углубление товарно-денежных отношений, складывание всероссийского рынка усиливали культурные связи между регионами. Потребности экономики, постоянные войны требовали развития разных отраслей науки. Укрепление экономического и политического положения России создавало благоприятные возможности для дальнейшего развития архитектуры, живописи, литературы. Новым явлением в развитии русской культуры XVII в. явилось ее «обмирщение». Все сильнее во всех сферах жизни стали проявляться светские начала, отход от религиозных канонов, усиление внимания к человеческой личности, чему активно противилась церковь, видевшее в этом явлении западное влияние.

В XVII в., как и раньше шел процесс накопления знаний. Большие успехи были достигнуты в области медицины, математике, химии, астрономии, географии. О возросшем уровне просвещения свидетельствует появление государственных школ. В 1687 г. в Москве было основано первое высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия, где учили «от грамматики, риторики, диалектики, философии … до богословия». Об интересе русских людей к грамоте свидетельствует распродажа в Москве (1651 г.) в течение одного дня «Букваря» В.Ф. Бурцева, изданного тиражом 2400 экземпляров. Таким образом, печатный станок давал возможность издавать массовым тиражом единообразные пособия для обучения грамоте и арифметики. Усилился интерес и к истории России. Летопись как вид исторического произведения постепенно уходит в прошлое. Встает вопрос о создании труда по истории государства Российского. Первой печатной книгой по истории стал «Синопсис», созданный монахом Киево-Печерского монастыря Иннокентием Гизелем. В ней была изложена история Руси с древнейших времен и отношения между Москвой и Украиной. Светским произведением была «Скифская история» Андрея Лызлова, написанная в основном по латинским и польским источникам и рассказывающая о борьбе с татарами и турками. Центральное место в исторической литературе заняли исторические повести, имевшие публицистический характер («Временник дьяка Ивана Тимофеева», «Иное сказание» и т.д.) были откликом на события Смутного времени начала XVII в. Новым в литературе этого периода было и стихотворчество, которое, в первую очередь, связано с именем Симеона Полоцкого, белорусского просветителя, наставника царских детей. В 1678 и 1679 гг. вышли два сборника его стихотворений, в которых воплотился так называемый «стиль барокко», - «Вертоград многоцветный» и «Рифмологион». Продолжили это поэтическое направление в конце века Сильвестр Медведев и Карион Истомин.

Обмирщение искусства с особой силой проявилось в русской живописи. Русские живописцы проявляли интерес к человеческой личности, библейские сюжеты служили только поводом для изображения реальной жизни. Крупнейшим художником XVII столетия был Симон Ушаков. В его известной иконе «Спас Нерукотворный» хорошо заметны новые реалистические черты живописи: объемность в изображении, элементы прямой перспективы. Новое направление коснулось и росписи храмов. Библейские сюжеты на фресках начинают изображаться в образах реальной жизни. Таковы росписи церкви Троицы в Никитниках, ярославских храмов - церкви Ильи Пророка и Иоанна Предтечи.

Новые веяния проявились также и в архитектуре и, прежде всего, в отходе от средневековой строгости и аскетизма, в стремлении к внешней нарядности, живописности, декору. По сравнению с предыдущим временем значительно большее развитие получило каменное (кирпичное) строительство. Стали широко применяться новые виды строительных материалов - фигурный кирпич, многоцветные изразцы, белокаменные детали. Однако основным массовым строительным материалом оставалось дерево. Выдающимся памятником деревянного зодчества стал дворец Алексея Михайловича в подмосковном селе Коломенское, построенный в 1667-1678 гг.

Заказчиками строительства церквей все чаще выступают купцы и посадские общины. Монументальные храмы уступают место небольшим посадским церквам. Они отличаются нарядностью, разнообразием стен, окон, куполов и колоколен, украшаются богатым архитектурным орнаментом и цветными изразцами. Это московские церкви Троицы в Никитниках, Рождества Богородицы в Путинках, ярославские храмы - церкви Ильи Пророка, Иоанна Предтечи, Николы Мокрого, Иоанна Златоуста.

Церковь упорно противостояла проникновению светского начала в культовую архитектуру. Патриарх Тихон запретил строительство каменных шатровых храмов, требуя следовать в архитектуре традиционным византийским образцам. В стиле строгого монументализма и церковных традиций с целью показать мощь церкви возводятся ансамбли монастырей: Новоиерусалимского под Москвой и Иверского на Валдае. Однако, несмотря на все запреты, шатровый стиль стал преобладающим в церковной архитектуре. В конце XVII в. возникает новый архитектурный стиль - нарышкинское, или «московское барокко», в формировании которого заметную роль сыграло влияние западноевропейской архитектуры. Замечательным памятником этого стиля является церковь Покрова в Филях, построенная дядей Петра I.

Наряду с церковными, в XVII в. строятся каменные гражданские сооружения - жилые и хозяйственные постройки светской знати, духовных владык, богатых посадских людей. Выдающимися светскими сооружениями являются Теремной дворец Московского Кремля, дворец Алексея Михайловича в Саввино-Сторожевском монастыре, построенный в 1635- 1636 гг., каменные палаты состоятельных купцов в Новгороде, Пскове, Нижнем Новгороде и других городах. Получает дальнейшее развитие торгово-промышленное строительство. Гостиные дворы сооружаются в Китай-городе в Москве и Архангельске.

ХVII век стал переломным в развитии русской культуры. Происходил переход от средневековой религиозно-феодальной культуры к культуре Нового времени. Он выражался в распространении светских научных знаний, отходе от религиозных канонов в литературе, архитектуре, живописи. Определяющим в происходящих изменениях было обращение к человеческой личности.

События рубежа XVI – XVII вв. получили, с легкой руки современников, название «Смутное время». Время лихолетья затронуло все стороны русской жизни – экономику, власть, внутреннюю и внешнюю политику, идеологию и нравственность. Никогда раньше политическая борьба за власть в государстве не становилась обыденным делом рядовых дворян и тем более социальных низов. С невероятной быстротой менялись цари, в разных частях страны в одно и тоже время признавали власть разных государей.

Всесторонняя разработка концепции Смуты принадлежит В.О. Ключевскому, который видел ее причину в сложной социально-экономической обстановке, сложившейся в стране к концу XVI в. и усугубленной пресечением династии Рюриковичей.

Большинство историков датируют Смуту 1598 – 1613 гг. Первую дату связывают со смертью бездетного царя Федора Иоанновича, с которым прекратилась 736 – летняя династия Рюриковичей. Вторая – дата созыва Земского собора, на котором было принято решение о выборе нового русского царя. В 1598 г. вопрос о наследнике престола оказался открытым в силу отсутствия письменного завещания. Началась ожесточенная борьба за власть между крупнейшими знатными родами – Шуйскими, Юрьевыми-Романовыми, Мстиславскими, Бельскими. Победу одержал шурин царя Федора Иоанновича боярин Борис Федорович Годунов.

Он сумел обойти соперников, и на Земском соборе его провозгласили московским царем. Главная причина его избрания заключалась в том, что после поражения политических врагов в своего рода опекунском совете при Федоре, назначенном перед смертью Иваном Грозным, Борис Годунов являлся фактическим правителем государства. В 1594 г. он был официально обличен властью регента специальной грамотой.

Борис Годунов (1598-1605) был энергичным, честолюбивым, способным государственным деятелем. В тяжелых условиях – экономическая разруха, сложная международная обстановка – он продолжил политику Ивана Грозного, но менее жестокими мерами. Вел успешную внешнюю политику. При нем происходило дальнейшее продвижение в Сибирь, осваивались южные районы страны. В 1595 г. был заключен Тявзинский мир со Швецией, Россия вернула себе утерянные земли на берегу Балтики – Ивангород, Ям, Копорье, Корелу. Было предотвращено нападение крымских татар на Москву.

Крупным успехом было учреждение в 1589 г. патриаршества в России. Повысился ранг и престиж русской церкви, она стала окончательно полноправной по отношению к православным церквам. Первым русским патриархом в 1589 г. был избран Иов – сторонник Годунова. Заметны были усилия и по стабилизации положения в стране и консолидации господствующего класса. Последствия хозяйственного кризиса не были преодолены, но некоторый подъем производительных сил был достигнут.

Во время церемонии венчания на царство Борис Годунов заявил: «Бог свидетель сему, никто не будет в моем царствии нищ или беден». Но это обещание оказалось не так-то легко выполнить, несмотря на то, что первые два года были удачными. Дав некоторые льготы дворянству и посадским людям, правительство в то время пошло по пути дальнейшего закабаления крестьянства. В 1597 г. появилось распоряжение об урочных летах, т.е. о введении срока сыска беглых крестьян. Сначала срок устанавливался 5 лет, затем 15, а потом стал бессрочным. Это вызвало недовольство широких народных масс, сопровождавшееся бегством крестьян на окраины земли, прежде всего, южные, где из-за экономической неустроенности нарастало недовольство казачества.

Крайне губительно на положении царя Бориса сказались невиданные по масштабам неурожаи и голод 1601-1603 гг., от которого больше всего пострадали крестьяне и холопы. Повсеместно вспыхивали народные волнения, мятежи и бунты. Самым крупным из них было восстание в центральных уездах государства под предводительством атамана Хлопка Косолапа (1603-1604). В нем в основном участвовали холопы и казаки. С большим трудом правительственным войскам удалось подавить мятеж. Но пламя народного гнева было уже не остановить.

Политическую судьбу Б. Годунова осложнили события, связанные со смертью в 1591 г. при неясных обстоятельствах в Угличе царевича Дмитрия. Народная молва, а также обвинения инсценированные противниками Годунова, приписывали ему организацию убийства царевича с целью захвата власти. Однако историки не располагают убедительными документами, которые бы доказывали виновность Годунова. Недоверие к легитимности власти царя Бориса, обусловленное отсутствием кровной связи с Рюриковичами или каким-либо княжеским родом усиливалась новизной мер политика. Среди них – направление молодых дворян на учебу за границу, приглашение в Россию иностранцев, желание открыть школу и даже университет на европейский манер. Все это воспринималось традиционным российским обществом как разрушение страны и привело к резкому падению авторитета человека, который мог стать родоначальником новой династии. По мнению некоторых ученых, при более благоприятных условиях Годунов был способен обеспечить стране альтернативный путь развития, начать модернизацию на сто лет раньше и более мирно, чем это было при Петре I.

Однако нестабильность экономики и социальные конфликты люди того времени объясняли как Божью кару за неправедные действия незаконного «безродного» царя – Б.Ф.Годунова. Царь пытался смягчить обстановку, раздавал хлеб из государственных закромов, разрешил холопам уходить от своих господ и искать возможность прокормиться. Но все эти меры не имели успеха. Его неожиданная смерть и убийство в результате заговора 16-летнего сына Федора Годунова, находившегося у власти всего 2 месяца, - облегчили восшествие на престол Лжедмитрия I. Началась эпоха самозванцев, появлявшихся в разных районах страны.

Согласно официальной версии правительства Б. Годунова, человек, выдавший себя за царевича Дмитрия был монах Григорий (в миру – мелкий дворянин Юрий Богданович Отрепьев). В молодости он был слугой Федора Никитича Романова, после ссылки которого постригся в монахи. В Москве он жил в расположенном в Кремле Чудовом монастыре и служил при патриархе Иове. Самозванец обладал выдающимися способностями, обширной, но традиционной на Руси начитанностью, острым умом, емкой памятью и почти гениальной приспособляемостью к любой ситуации. Объявившись в Речи Посполитой, он добился поддержки короля Сигизмунда III, обещая полякам русские земли и введение католицизма. Таким образом, политическая поддержка Речи Посполитой сыграла большую роль в истории Лжедмитрия I. Но и русский народ был готов пойти за самозванцем. Это вскоре подтвердили последующие события.

В 1604 г. Лжедмитрий с помощью польских магнатов, навербовав 2 тыс. наемников и используя недовольство казаков, предпринял поход на Москву. Его поддержали многие бояре, дворяне и народные массы, связывавшие с ним надежды на избавление от гнета и улучшение своего положения. Однако сесть на престол оказалось легче, чем на нем удержаться. 20 июня 1605 г. Лжедмитрий во главе перешедшей на его сторону армии триумфально вступил в Москву и был провозглашен царем. Но Лжедмитрий не спешил выполнять данные польским магнатам обязательства, понимая, что если бы он попытался ввести католичество или отдать исконно русские земли польским феодалам, то не смог бы удержаться у власти. В то же время Лжедмитрий подтвердил принятые до него законодательные акты, закрепощавшие крестьян. Особенно возмутила свадьба Лжедмитрия с приехавшей в Москву Мариной Мнишек. Появившиеся в столице поляки вели себя нагло и бесцеремонно. В народе пошли толки о том, что царь отвернулся от православных обычаев, потворствует «латинянам».

Зыбкой ситуацией решили воспользоваться несколько бояр во главе с князем Василием Ивановичем Шуйским. Они организовали заговор против Лжедмитрия. Самозванца убили, тело сожгли, а пеплом, смешанным с порохом, зарядили пушку, выстрелившую в сторону Польши.

Через два дня после гибели сторонники Василия Шуйского созвали импровизированный Земский собор. На нем Шуйский, потомок Александра Невского был «выкликнут» московским царем и стал вторым избранным правителем в русской истории. Царь Василий Иванович дал «крестоцеловальную запись» - грамоту, в которой обязался сохранить привилегии боярства: не налагать опалы и не казнить без суда и править в соответствии с интересами боярской верхушки. Шуйский, таким образом, принес первую в истории России присягу своему народу, приближавшую Россию к правовому феодальному государству. Поэтому с именем Василия Шуйского связываю еще одну несостоявшуюся альтернативу Смутного времени.

Четырехлетнее правление Шуйского стало поворотным пунктом Смуты. На Россию обрушились новые испытания. Одновременно произошли три основных несчастья: движение И.Болотникова; появление Лжедмитрия II - «тушинского вора» и борьба с ним Москвы; иноземное вмешательство.

Восстание Ивана Болотникова (1606-1607) явилось кульминацией крестьянской войны начала XVII в. Главные противники Василия Шуйского находились на юго-западной окраине России. Здесь было восстановлено налогообложение, отмененное Лжедмитрием I. Идеологические представления восставших имели царистский характер. Наивный монархизм, вера в «доброго» царя лежали в основе взглядов казачества и крестьянства на государственное устройство.

В то время, когда В.Шуйский осаждал И.И.Болотникова в Туле, в городе Стародубе Северском, недалеко от русско-польской границы, объявился новый самозванец. Видя, что движение Болотникова вышло из-под контроля и теперь стояло на краю гибели, польские магнаты решили поддержать очередного проходимца. Его движение быстро приобрело популярность. Летом 1608 г. Лжедмитрий подошел к Москве, но попытки взять столицу закончились безрезультатно. Он остановился в 17 километрах от Кремля, в местечке Тушино, получил прозвище «Тушинский вор». Вскоре в Тушино перебралась и Марина Мнишек. Самозванец обещал ей 3 тыс. золотых рублей и доходы с 14 русских городов после воцарения в Москве, и она признала в нем своего мужа.

Более полутора лет существовало двоевластие: из Москвы управлял Шуйский, из Тушина – Лжедмитрий II. В расколовшейся России иностранцы увидели возможность поживиться за счет мятущихся в междоусобии «русаков».

Бесчинства тушинских поляков и казаков способствовали росту народного сопротивления, центром которого выступали северные и поволжские города. В. Шуйский боялся опереться на патриотическое течение и заключил в феврале 1609 г. в Выборге русско-шведский договор, по которому Россия отказалась от претензий на Балтике, уступила северному соседу Корельскую волость, а Швеция предоставляла свои войска для борьбы с Лжедмитрием. Как оказалось, это была серьезная политическая ошибка, так как Шуйские фактически открыли границы государства для шведской интервенции. Весной войска начали прибывать в Новгородскую землю. Польский король Сигизмунд III претендовавший на шведский престол убедил сейм в необходимости войны с Россией. Поляки осадили Смоленск, который двадцать месяцев стойко оборонялся от врага. Так в 1609 г. началась польская интервенция в Россию. В этих условиях Лжедмитрий II перестал интересовать поляков. В это же время под командованием талантливого полководца войска М.В. Скопина-Шуйского, племянника царя, стали одерживать первые победы над тушинцами. Однако вскоре молодой воевода внезапно умер. Ходили слухи, что он был отравлен родственниками, став, якобы, слишком популярным.

Московские и «тушинские» бояре решили прекратить междоусобную войну, низложив своих правителей. Летом 1610 г. посадское население Москвы и дворянство свергли Шуйского. К власти пришло правительство из семи бояр – семибоярщина. В августе 1610 г. правительство заключило договор о признании польского королевича Владислава русским царем. Наряду с условиями «крестоцеловальной записи» Василия Шуйского договор содержал и новые пункты: запрет назначать на административные должности в России выходцев из Польши и Литвы; воздвигать католические храмы; обязательства приглашаемого царя сохранить нерушимым право и существующие в стране порядки; женитьбу Владислава на русской православной невесте; очищение всех русских городов от поляков; отпуск русских пленных; крещение Владислава в православную веру.

Последний пункт согласовать с польским королем так и не удалось, так как православный не мог стать королем Речи Посполитой. Россия же этим требованием устраняла опасность сначала личной, а затем и государственной унии с Речью Посполитой, которая грозила потерей национальной независимости нашего государства. Однако переговоры в Варшаве провалились. Осада Смоленска продолжалась. Интервенты один за другим отторгали от России все новые и новые земли. Никогда перед Россией не стояла так остро угроза потери независимости.

Насилие тушинских банд и бесчинства польских войск, захвативших Кремль, усилили народное возмущение. По инициативе патриарха Гермогена стали рассылаться по городам и областям грамоты с призывом создать народное ополчение. Раньше всех на призыв Москвы откликнулась Рязанская земля, где в марте 1611 г. было создано первое народное ополчение. Его возглавил дворянин Прокопий Ляпунов. Он двинул к Москве дворянские отряды, а И.Заруцкий и князь Д.Трубецкой привели казаков из распавшегося вследствие убийства Лжедмитрия II, калужского лагеря.

В столице вспыхнуло антипольское восстание, с которым было покончено только в результате поджога города. Оставшиеся без крова москвичи покинули город. Ополчение не подошло к Москве. Семибоярщина и интервенты удерживали Кремль и Китай-город, имея мощную артиллерию и надежные укрепления. Первому народному ополчению не удалось освободить Москву.

К осени 1611 г. обстановка в стране резко ухудшилась. Ополчение распалось, побежденное не врагами, а внутренней рознью. В такой драматической обстановке нижегородский торговец, земский староста Козьма Минин-Сухорук начал собирать второе ополчение (сентябрь 1611 г.). Возглавили ополчение К.Минин и князь Дмитрий Пожарский. 22 октября 1612 г. (4 ноября по новому стилю) на день обретения иконы Казанской богоматери, сопровождавшей ополчение, был взят Китай-город. 26 октября 1612 г. Москва полностью была освобождена от интервентов. Русский народ отстоял свою государственную независимость.

Победа была одержана в результате героических усилий русского народа. Символом верности Родине вечно служит подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина, пожертвовавшего собственной жизнью в борьбе против польских интервентов. Благодарная Россия первый скульптурный памятник в Москве воздвигла Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому (на Красной площади, скульптор И.П.Мартос, 1818г.). Навсегда сохранилась память об обороне Смоленска и Троице-Сергиева монастыря, о борьбе жителей города Карелы против шведских захватчиков.

Первоочередным делом после освобождения Москвы стало восстановление государственности. Теперь перед «Советом всея земли» встала главная задача – избрать нового государя. Люди устали от бесконечной смуты, они хотели успокоения.

Земский собор начал свою работу в январе 1613 г. Это был самый представительный из всех Земских соборов, так как по некоторым сведениям на нем присутствовали даже выборные от черносошных крестьян. На престол было несколько претендентов. Однако московским царем выбрали того, у кого и в мыслях не было претендовать на российский престол. 21 февраля 1613 г. собор избрал на царство 16 летнего Михаила Федоровича Романова, сына того самого Филарета (в миру Федора Никитича Романова), который когда-то принял постриг по приказу Годунова. Кроме того молодой царь боярам казался не опасен, с ним связывались надежды на то, что не будет опалы и ссылок, все пойдет по-старому и жизнь вернется в привычную колею.


Каким же было образование в России в XVII веке? Если говорить о системе образования в общегосударственном масштабе (мы не оговорились, речь идет именно о системе), то оно было начальным.

Ценный материал для изучения школьного образования в России в XVII веке содержат исследованные Д. Л. Мордовцевым азбуковники (рукописный 1660 года и печатный 1679 года). Эти азбуковники представляют собой руководства к чтению для детей, уже получивших основы грамотности, а также руководства для самих учителей. В них излагается методика обучения, даются правила для учащихся, наставления, как вести себя в школе, в церкви, дома и на улице. Из содержания азбуковников видно, что русские школы XVII века были частными учебными заведениями, а учителя, которыми были духовные лица, вознаграждались за свою работу, главным образом, натуральными продуктами. Ученики не жили при школах, они посещали их утром, а затем снова после обеда; остальное время они находились дома. Учились дети людей «всякого чина... и сана, славных и худородных, богатых и убогих, даже и до последних земледельцев».

Большую роль в жизни школы играли старосты. Они выдавали книги, назначали дежурных по отоплению школы и уборке помещения, следили за дисциплиной. Иногда старосты замещали учителей, что имело важное значение, для подготовки учительских кадров. Эта особенность принятой у нас в то время формы обучения оказалась настолько устойчивой, что вошла в практику созданной позднее высшей школы- Славяно-греко-латинской Академии.

В школах существовала своя особая этика, что также предполагает необходимость достаточно длительной традиции. Правила поведения требовали от учеников бережного отношения к книгам и школьному имуществу, соблюдения чистоты и порядка. Неписаные законы запрещали кляузничать, давать обидные клички товарищам, устанавливали нормы своеобразной корпоративной солидарности:

"В школу добрую речь вноси,

Из нее же словеснаго сору не износи.

В дом отходя, школьных бытностей не кажи,

Сему и всякого товарища своего накажи."

Судя по азбуковникам, дисциплина в русской школе XVII века была строгой. Однако из дифирамбов розге мы не вправе заключить, что в обучении тогда преобладало неумеренное суровое обращение с учениками.. В этой связи Д. Л. Мордовцев замечает, что «суровость с необходимыми спутниками - жезлом, ремнем, плетью, лозою и розгой и вдобавок с ужасающим школьным козлом, выражалась искусно сплетенными виршами, и каждый описатель. учебника фантазировал на эту тему, сколько его душе было угодно; это было простое словесное устрашение, которое, конечно, не всегда и не во всей мере выполнялось, хотя и выполнялось».

Что касается предметов, изучавшихся у нас в тот период в начальной школе, то они находят полную аналогию с тем, что изучалось в соответствующих школах Греции и Западной Европы. Это-чтение, письмо, пение, счет. Кроме того, начальные школы на Руси сообщали ученикам основы религии, некоторые сведения по Священной истории, давали представление о семи свободных науках, составлявших тогда курс университетского обучения (грамматика, диалектика, риторика, музыка, арифметика, геометрия, астрономия). Написанные стихами азбуковники - ученики их учили наизусть - давали образцы стихосложения и писем, адресуемых высокопоставленным лицам и благодетелям.

Таким образом, азбуковники XVII века, излагавшие одни и те же «уставные правила» и зафиксировавшие единообразную форму обучения, позволяют вполне определенно говорить о наличии системы, единой методики образования, повсеместно распространенной на территории государства и, возможно, восходящей к периоду домонгольской Руси.

Начальное образование на Руси носило церковный характер. Занятия в школе начинались и заканчивались молитвой. Занималось образованием, как уже говорилось, духовенство. И это вполне понятно, поскольку духовенство видело свою важную миссию в распространении грамотности и знаний, которые были необходимы для внушения пастве понятий о христианской вере и нравственности. Ему важно было дать верующим возможность самим читать Священное Писание и понимать истинный смысл евангельского учения. Не случайно, конечно, устройство школ повсеместно следовало за введением христианства.

Сам характер церковного образования предполагал решение двух задач - дать подрастающему поколению основы грамотности и знаний и воспитать его в духе христианской нравственности. Знание и нравственность не вступали в конфликт друг с другом, не были оторваны друг от друга, а представляли собой две стороны одного и того же явления.

Русское общество допетровской эпохи обязано, главным образом. Церкви тем, что оно получало знания, причем знания, выходящие за узкие рамки утилитарных потребностей. Более Того, Церковь открывала перспективу беспредельного углубления этих знаний и беспредельного нравственного совершенствования. Благодаря ей русское общество поднималось до высот боговдохновенной мысли, запечатленной в творениях преподобного Иоанна Лествичника и святого Дионисия Ареопагита, преподобных аввы Дорофея и Симеона Нового Богослова, Исаака Сирина и Григория Синаита. О том, что это было так, свидетельствует множество списков их творений в рукописях XIV-XVII веков. Их переписывали и жадно читали, они будили живую мысль. Без них невозможно понять глубин творчества Феофана Грека, преподобного Андрея Рублева и Дионисия. А такие фигуры, как преподобные Иосиф Волоцкий и Нил Сорский, стоят на уровне древних отцов Церкви. Это, конечно, вершины русской духовной жизни и русской культуры. Но они творили и проповедовали среди своих соотечественников и современников» у которых их мысли и их творения находили понимание и отклик.

Система образования в допетровской Руси не только позволяла русским людям достигать глубоких богословских познаний, но и приобретать достаточные знания в области так называемой внешней мудрости.

На Руси, например, отмечался интерес к логическим знаниям. На русский язык переводились такие сложные произведения, как «Диалектика» преподобного Иоанна Дамаскина и «Логика Авиасафа», представляющая собой фрагменты из произведений арабского мыслителя ал-Газали. Уже в конце XV века на Руси существовала.самостоятельная система терминов, способная адекватно изложить концепции аристотелевской логики. Сохранилось большое число списков переработанного на Руси сочинения Маймонида под названием «Книга, глаголемая логика». На полях списков этой книги содержатся глоссы, разъясняющие те или иные логические термины. А это значит, что «Книгу, глаголемую логика» наши предки внимательно изучали.

Важным источником астрономических и географических познаний в средневековой Руси был «Шестоднев» Иоанна, Экзарха Болгарского, имевший широкое распространение у нас вплоть до XVIII века. Рассматривая вопросы устройства Земли и Вселенной, Экзарх Иоанн исходит из идеи шарообразности Земли, покоящейся в. центре сферического небесного свода. Вслед за Аристотелем на основании лунных фаз он доказывает шарообразность спутника Земли, а затем, по аналогии, распространяет эту форму на солнце и звезды. Фазами Луны автор «Шестоднева» объясняет приливы и отливы на море. Приводимые им размеры нашей планеты довольно точно соответствуют данным современных исследований. Экзарх Иоанн дает понятия о климатических зонах Земли. Сведениям, приводимым в этой своеобразной естественнонаучной энциклопедии, соответствовал уровень науки в Западной Европе в XVI - XVII веках, где гелиоцентрическая концепция Коперника и Галилея еще не получила признания.

В области практической механики русские строители едва ли уступали своим западным современникам. Строители не только делали планы будущего сооружения, но и планировали технологический процесс. Они знали условия прочности, нагружения отдельных конструкций - стен, колонн, сводов, учитывали состояние почвы, свойства материалов, над которыми, как предполагают исследователи, производились выборочные испытания. Шедевром фортификационных сооружений был Соловецкий кремль, неприступная для того времени крепость. Строители достигали оптимальных результатов при решении проблем акустики помещений.

С середины XVI века возникают мануфактуры для производства полотна, бархата, кожи, стекла, бумаги. Создаются сложные подъемные приспособления, печатные, маслобойные и монетные прессы, ткацкие станки. Выдающимся инженером был. Митрополит Московский и всея Руси Филипп, который в бытность игуменом Соловецкого монастыря создал ряд технических машин для переработки продуктов питания с использованием конвейеров. Энергию производили водяные мельницы, для которых была создана специальная водная система.

В XVI-XVII веках происходит становление «механизированной» металлургии на Руси, в частности на Урале. Проводятся дренажные работы, строятся водоотводы, плотины и мосты. А все это было невозможно без достаточно высоких познаний в области практической механики.

По оценкам исследователей, достаточно высокой была культура математического исчисления и инструментального счета на Руси.

В XVI веке русские знакомятся с биолого-медицинскими сочинениями Абу-Бекра Рази (Разеса) и Маймонида. Тогда же на Русь проникает учение Гиппократа об эмбриологическом развитии. От того времени сохранилась огромная литература - различные травники и лечебники. В 1620 году в Москве создается Аптекарский приказ. В XVII веке в России был уже известен микроскоп. На русский язык были переведены «Естествознание» М. Скотта и «Проблемы» Псевдо-Аристотеля.

Новейшие исследования дали возможность пересмотреть значение допетровской эпохи в истории биологических познаний в России. К этой эпохе восходят многие сохранившиеся до наших дней биологические термины: «завязь», «прививка», «черешок» и т. д.

Развитие связей с западными странами вызывало необходимость изучения иностранных языков, прежде всего латинского и польского, а расширяющееся западное влияние, о котором мы будем говорить ниже, отразилось на образе жизни русского общества, прежде всего знати. Стал меняться стиль эпохи. В новых условиях образованность становится престижным фактором и приобретает определенную общественную ценность. Русская знать начинает приглашать в свои дома иностранных учителей и направлять своих детей для обучения на Украину и в Польшу.

Подводя итог, можно сделать вывод: основу русского образования в патриарший период составляла начальная школа, но ее дополняло приватное обучение в монастырях, у частных учителей (в том числе иностранных), а также в сфере материального производства. Важным элементом образования было самостоятельное изучение богословской, естественнонаучной и художественной литературы. Эта система образования в целом удовлетворяла интересы Русского государства и Церкви, по крайней мере до второй половины XVII века, когда изменившиеся исторические условия сделали необходимым учреждение в России «правильной» высшей школы.



Рассматривая XVII век, события и смену правителей, историки характеризуют этот период как «век бунташный», век, когда на царский престол мог взойти «неприрожденный государь». Именно в этом веке, берет свое начало династия последнего императора России, семья . Экономика России по-прежнему, держится на сельском хозяйстве, происходит освоение новых территорий в Поволжье, Сибири и на южных рубежах. Зарождается первая мануфактура.

Торговля, в стране, не имеющей выход к морю, развивается плохо. Происходят изменения в культурной жизни – распространение светских знаний, в живописи зодчестве и скульптуре наблюдается отдаление от канонов церкви. Сама церковь ослаблена, происходит подчинение ее государству. Говоря о XVII веке, событиях внутренней и внешней деятельности государства, следует обратиться к несколько раннему периоду – кончине и восхождении на царствование Бориса Годунова.

Борис Годунов

Борис Федорович Годунов, после смерти отца, в 1569 году, воспитывался дядей – помещиком Дмитрием Годуновым. Служил опричником у Григория (Малюты) Скуратова, возглавлявшего «опричный сыск» при Иване IV, был женат на его дочери. Став боярином осенью 1580 года, Борис Федорович и его родня, набирая влияние, приобретают весомое положение среди знати Москвы. Умный, осторожный, умеющий выбирать для действий нужный момент, Годунов обладал необходимыми качествами политика.

Борис Федорович, в последние годы царствования Ивана Грозного, был приближен к царю, оказывал влияние на его двор. По кончине Ивана IV, на трон венчали Федора, его сына. Страдающему слабоумием царю, необходим был советник, страна в управлении. Из числа бояр был составлен опекунский совет, в число этих бояр вошел и Годунов. Благодаря его умелым действиям, совет распался, противники Бориса Годунова были подвергнуты различным репрессиям. Фактическая власть в государстве перешла к Борису Федоровичу.

В 1581 году, при странных обстоятельствах (от ножевого ранения), погибает малолетний царевич Дмитрий, в 1589 году – скончался Федор Иоаннович. Под крики толпы «Бориса на царство», на царство был венчан Годунов. Так пресеклась династия Рюриковичей. Укрепление государственных устоев, являлось стержнем политики Бориса Федоровича, которую он проводил внутри страны. Введение патриаршества в 1859 году, укрепляла позиции царя. Благодаря выдержанной линии, внутренняя политика царской власти, была продуктивной.

На окраинах Руси возникают укрепления и крепости, ведется городское строительство, восстанавливается «Юрьев День». Борис Федорович первый начал приглашать для работы иностранных специалистов и отправлять дворянских отпрысков за границу учиться. В целях объединения общества, прекратил репрессии против бояр. Приступил к освоению Поволжья. Внешняя политика Годунова характеризует его как искусного дипломата. Он смог заключить со Швецией успешный мирный договор, вернув захваченные русские земли. Неурожайные 1601 – 1603 годы, начавшийся голод вызвал массовое недовольство населения и приводят к бунту под руководством Хлопка в 1603 году – первого массового выступления «черни», которое вскоре было подавлено.

Лжедмитрий I

1603 год отмечен не только, мятежным выступлением Хлопка. В этом году появляется «царевич Дмитрий» - беглый монах Отрепьев, известный как . Желая получить западные русские земли, король польский и великий князь литовский Сигизмунд III решает использовать самозванца в своих целях. Король дает необходимые на войско деньги и разрешает шляхте участвовать в кампании. Самозванец обещает жениться на дочери Самборского старосты Мнишека - Марине, отдать западные территории полякам и способствовать введению католичества на Руси.

Летом 1604 года, четырехтысячный сборный отряд, возглавляемый Лжедмитрием I, высаживается у Днепра. Отряд пополняется селянами и посадским людом, Лжедмитрий выступает на Москву. В мае 1605 года судьба преподносит подарок самозванцу – внезапно скончался царь Борис Федорович. На его сторону переходит часть правительственных войск и в июне 1605 года, Лжедмитрий I, занимает столицу, где был венчан на трон. Идя на уступки знати, самозванец увеличивает срок поиска беглых крестьян но «Юрьев День», обещанный народу – не вернул. Быстро опустошил казну государства, одаривая шляхту, впрочем, распространять католицизм, не спешил. Недовольные настроения московской знати и среди простого люда, усилились после его венчания на М. Мнишек. 17 мая 1606 года, в Москве, под руководством бояр Шуйских началось восстание – и Лжедмитрий I убит.

Василий Шуйский

В 1606 году, Земский собор избирает царем Василия Шуйского, который ранее отличился в боях и походах. В период его правления вспыхивает восстание под руководством польского наемника с целью – возвести на трон царя Дмитрия. В октябре 1606 года, войска повстанцев даже осадили Москву. Само восстание было подавлено в октябре 1607 году, Болотников был казнен. В этом же году появляется Лжедмитрий II с Мариной Мнишек в качестве жены. Попытка самозванца взойти на трон не удалась – он был убит в 1610 году. Недовольные правлением Шуйского, дворяне, возглавляемые Прокопием Ляпуновым, свергают его и в июле 1610 года, выдают его королю Сигизмунду. В дальнейшем, Шуйский был пострижен в монахи.

«Семибоярщина» и польская интервенция

Руководство государством переходит к группе бояр («семибоярщина»), которую возглавляет Федор Мстиславский. В результате интриг и разногласий, по поводу – кому править государством, принято решение «призвать на царство» королевича Владислава, сына короля Сигизмунда III. Будучи католиком, Владислав не собирался менять веру на православную – как того требовала традиция. Согласившись приехать на «смотрины» в Москву, куда он и прибыл с войском. Отстоять независимость страны, можно было только с помощью народа. Первое независимое ополчение было собрано в Рязани, осенью 1611 года Прокопием Ляпуновым – но тот, был убит, вступив в конфликт с казаками.

Второе ополчение. Минин и Пожарский

Второе ополчение было собрано в конце 1611 года, в Нижнем Новгороде под воеводством князя Дмитрия Пожарского и на деньги, собранные купцом Кузьмой Мининым. Ополчение, командовал которым Пожарский, двинулось на Ярославль – где весной, в 1612 году, было создано новое правительство. Пробыв в Ярославле четыре месяца, определив тактику и набрав людей, ополчение приступает к активным действиям. Боевые действия на подступах к Москве, и в самом городе, продолжались лето и до 26 октября 1612 года. Поляки бежали.

Михаил Романов

На Земском соборе, который состоялся в начале 1613 года с представлением широких слоев населения, под давлением казаков царем избирают шестнадцатилетнего Михаила Романова. Романовы приходились родней Ивану IV по линии первой его жены. Отец Михаила – митрополит Филарет находился в плену у поляков, мать – приняла монастырский постриг. По возвращении из плена в 1619 году отца Михаила, в стране наступает двоевластия – с формальным правлением Михаила и практическим руководством страной Филаретом.

Такая ситуация продолжалась до 1633 года – до кончины Филарета. За время правления Михаила, были снижены налоги, активизировалась деятельность иностранных предпринимателей, которым было разрешено строительство заводов, начался рост металлургической и металлообрабатывающей промышленности. Внешняя политика была сбалансированная, практически без ведения войн. Михаил Романов умер в 1645 году.

Алексей Романов

По кончине отца, на престол восходит его сын, Алексей. А период своего правления, Алексей Михайлович, прозванный «Тишайшим», провел ряд преобразований и реформ, в т.ч. церковную и городскую. В 1645 году было издано Соборное Уложение. Уложение закрепляло положение о незыблемости власти монарха, окончательно оформило крепостное право и усиливало роль дворян. Благодаря церковной реформе, Алексей Михайлович смог взять под свой контроль церковь. Для этого, он законодательно определил:

  • церковь, обязана платить налоги в казну;
  • царь являлся судьей над церковью;
  • лишил монастыри права приобретать землю.

Против возвышения светской власти над духовной, выступил патриарх Никон, который так же занимался вопросами реформации церкви – внесением иностранного опыта в русское православие. вызвали противодействие со стороны сторонников старых церковных традиций, возглавляемых протопопом Аваакумом. И начался церковный раскол. Как итог:

  • за противодействие в усилении влияния монарха, патриарх Никон был лишен сана и заточен в монастырскую тюрьму;
  • протопоп Аваакум, за отказ следовать официальной линии церкви – расстрижен и проклят на соборе.

В городской реформе было установлено:

  • признаваясь свободными, горожане были прикреплены к месту жительства;
  • крестьяне могли теперь продавать свой товар только оптом, а горожане могли вести розничную торговлю.

Период регентства Софьи

В 1676 году, после кончины Алексея Михайловича, на престол венчан его больной сын Федор, власть практически находится в руках родственников по линии его матери. После его смерти, в 1682 году, фактическое управление государством переходит к царевне Софье – по причине малолетства царевичей Ивана и Петра и продолжалось до 1689 года. Итоги ее правления:

освобождение мещан от обязательного прикрепления к городу;

неудачные крымские походы позволяют сделать вывод о необходимости поиска прямого выхода к морю.

Итоги

XVII век – время смут и противоречий, в истории Российского государства. При господствующем положении феодального уклада в экономике страны, начинается зарождение капиталистического уклада хозяйствования. Происходит оформление крепостного права, но пи общем тяжелом положении народа, именно он мог помочь взойти претенденту на царский трон, взойти на престол.